Увольнение

Нормативно правовые акты указы. Виды нормативно-правовых актов

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права . Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА - результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме.

Признаки нормативных правовых актов:

Нормативный характер

Это правовой акт

Является результатом правотворчества

Общеобязательность

Оформление в виде официального документа

Определённый порядок группировки правовых норм .

1. Закон - обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок - законотворчество .

По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всœего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на базе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие.

По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные . В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

2. Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы , содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы , инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно в связи с этим подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

3. Нормативные договоры. Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор . Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве .

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов:

1. Конституция России .

2. Международные договоры и соглашения России , а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России.

3. Законы : Федеральные конституционные законы , Кодексы и Федеральные законы .

4. Подзаконные правовые акты :

5. Указы Президента России ,

6. Постановления Правительства России .

7. Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

8. конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;

9. законы субъектов Российской Федерации;

10. нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

11. нормативные правовые акты органов местного самоуправления

12. Локальные нормативно-правовые акты.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты." 2017, 2018.

Нормативно-правовой акт: понятие и виды

Нормативно-правовой акт (НПА) - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт - это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации - России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы и подзаконные акты

Закон - обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок - законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация - Россия является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем нормативные правовые акты Российской Федерации.

Конституция России.

1. Законы:

Российской Федерации

Федеральные конституционные законы.

Федеральные законы (в том числе Кодексы).

Субъекта федерации

Закон субъекта федерации

2. Указы Президента России,

3. Подзаконные правовые акты:

Постановления Правительства России.

Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

4. Локальные нормативно-правовые акты.

На уровне муниципального образования - решения муниципального образования.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права . Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА - результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме.

Признаки нормативных правовых актов:

— нормативный характер

— это правовой акт

— является результатом правотворчества

— общеобязательность

— оформление в виде официального документа

— определённый порядок группировки правовых норм .

1. Закон - обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок - законотворчество .

По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всœего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на базе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие.

По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные . В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

2. Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы , содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы , инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно в связи с этим подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

3. Нормативные договоры. Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор . Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве .

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов:

1. Конституция России .

2. Международные договоры и соглашения России , а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России.

3. Законы : Федеральные конституционные законы , Кодексы и Федеральные законы .

4. Подзаконные правовые акты :

5. Указы Президента России ,

6. Постановления Правительства России .

7. Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

8. конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;

9. законы субъектов Российской Федерации;

10. нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

11. нормативные правовые акты органов местного самоуправления

12. Локальные нормативно-правовые акты.

Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

1. Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — соглашения), конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее — предметы совместного ведения), а также предметы ведения субъектов Российской Федерации.

Классификация нормативно-правовых актов:

В случае противоречия Конституции Российской Федерации положений указанных актов действуют положения Конституции Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

2. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

3. Если орган государственной власти субъекта Российской Федерации полагает, что федеральный закон не соответствует Конституции Российской Федерации, нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов или договоров о разграничении полномочий, устанавливающим разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, спор о компетенции либо вопрос о соответствии федерального закона Конституции Российской Федерации, соответствии нормативного правового акта федерального органа государственной власти Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, нормативного правового акта федерального органа государственной власти или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, противоречащих соответствующим положениям федерального закона, нормативного правового акта федерального органа государственной власти, не допускается.

Что выше по юридической силе кодекс или федеральный закон?

В нашей стране существует своеобразная иерархия законодательной базы, которая и определяет высшую юридическую силу определенных законов. Конституция РФ наделяет федеральные законы высшей юридической силой. Говорить о том, что федеральный закон по своей юридической силе более значительный, нежели кодекс – невозможно. Данные понятие имеют равную юридическую силу, так как по своей сути кодекс – это свод своеобразных законодательных актов.

Иерархия нашей законодательной системы показывает такую структуру:

  1. Конституция РФ;
  2. Кодекс;
  3. Федеральный закон.

Таким образом, все же становится очевидным тот факт, что кодекс имеет более существенную юридическую силу, хотя на практике, становится очевидным тот момент, что кодекс состоит из федеральных законов.

Что же все-таки по юридической силе кодекс или федеральный закон?

Если оценивать иерархию законодательств в нашей стране, то становится понятно, что все-таки кодекс имеет более существенную юридическую силу. Кодекс по своему определению выше. В тоже время, в самом кодексе, в своеобразных разделах, главах и статьях, есть такое указание, как — регулируется федеральным законом № такой-то, то становится понятно, что в данном случае, нужно будет дополнительно опираться на законодательство, указанное в кодексе. Очень важно, чтобы федеральные законы не противоречили кодексу. Но, следует понимать также особенность кодекса, который в своем составе имеет исключительно общие нормы. Федеральные же законы создаются в соответствии с кодексом, они не могут противоречить общим нормам, но они имеют более глубокую оценку того или же иного действия.

Особенности вопроса

В действительности, данный вопрос имеет очень важное, даже можно сказать, существенное значение. Ведь, при рассмотрении какого-то дела, нередко возникают своеобразные трудности, когда опираясь на кодекс, можно сделать один вывод, опираясь же на федеральное законодательство, можно сделать совершенно иной вывод. В данном случае, нужно возвращаться в иерархии.

Нормативный правовой акт

Кроме всего прочего, данный вопрос рассматривался Конституционным судом, в котором было принято решение о высшей юридической силе кодекса.

Современное законодательство старается исключить все проблемы и сделать все возможное, чтобы кодексы и федеральные законы изначально не противоречили друг другу. Но, практика показывает, что ситуаций, с возникновением таких противоречий, сегодня существует немало. И это в действительности неутешительная особенность несоответствия двух понятий. В принципе, по юридическим соотношениям два понятия должны быть равнозначными. Но, до сих пор находятся законодательства, которые имеют своеобразные противоречивости. При возникновении таких случаев, приходится обращаться в Верховный или же Конституционный суд, чтобы получить поистине правильное и рациональное решение вопроса.

О системе нормативных правовых актов в Российской Федерации

Дата написания: 2013-10-01

При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов. Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы (Гарант, Консультант+), сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов. Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу.

Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами. И для правильного их толкования конечно же надо понимать как все устроено.

Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ. Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере формальным.

Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие «юридической силы» документа. К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто «юридическую силу» определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия. Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.

В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.

В самой общей классификации различают:

Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.

  1. Конституция
  2. Федеральные конституционные законы
  3. Федеральные законы

Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты.

Согласно ст. 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации

Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Федеральные законы принимаются Государственной думой (законодательная власть), одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ, публикуются в официальных изданиях и затем только, спустя определенное время, вступают в силу.

Довольно сложная процедура издания законов продиктовано важностью регулируемых ими общественных отношений, а также их первостепенным (после Конституции) положением в системе нормативных актов России.

Кроме законов (Конституции, Федеральных конституционных законов и Федеральных законов) в систему нормативных правовых актов, как указано было выше, входит другая большая группа актов, так называемые подзаконные акты.

  1. Указы и распоряжения Президента
  2. Постановления и распоряжения Правительства
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти

Это акты, которые по процедуре издания гораздо менее сложны чем законы. Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти. По большому счету, их основная функциональность — «во исполнение федеральных законов». Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом. Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия. На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты. Это не совсем правильно. Нельзя «размывать границу» между законодательной и исполнительной властью. Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений , а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Необходимо отметить, что распоряжения Президента и Правительства РФ, обычно носят индивидуальный или организационный характер, не являясь по сути нормативными документами, которые имеют неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:

Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

  • Международные акты
  • Акты Конституционного суда РФ

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Кроме того, согласно ст.

Нормативно — правовой акт: понятие и классификация

125 Конституции РФ

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению

Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Акты Президента

1. Виды актов Президента

Президент имеет право на свое законотворчество, то есть на принятие актов, которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы. Согласно Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федераций, ни Государственная Дума не вправе их отменить. Но указы и распоряжения не могут противоречить Конституции и федеральным законам.

Указы Президента представляют решения нормативного и индивидуального характера, принимаемые главой Российского государства в пределах его компетенции по наиболее важным вопросам. Указы могут носить нормативный и ненормативный характер.

Нормативный указ Президента РФ — это юридический акт главы государства, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, направленный на урегулирование широкого круга общественных отношений, рассчитанный на постоянное, либо длительное действие и адресованный неопределенному кругу субъектов.

Приложение1

Указами главы государства нормативного характера, являются назначение и освобождение от должности руководителей в системе федеральной исполнительной власти и некоторых должностных лиц в составе Администрации Президента Российской Федерации, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении высших воинских и высших специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, о помиловании.

Например, к ним относятся Указы от 2 марта 1994 г. и от 1 июня 1995 г., которыми утверждено Положение о государственных наградах в РФ.

Указ может носить и правоприменительный характер , а значит, не иметь нормативного значения, то есть быть индивидуальным. Примером может служить указ о награждении конкретного лица, к примеру, орденом «За заслуги перед Отечеством».

Все они издаются в целях реализации внутренних и внешних функций главы государства, временных и постоянных, а также единоличных и коллегиальных.

По сложившейся конституционной практике Президент РФ издаёт указы не только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Конституцией РФ и федеральными законами, но и в случае пробелов в российском законодательстве. Наглядный тому пример: представленный в Госдуму Правительством проект Закона о втором этапе приватизации не получил ее поддержки. И на следующий день Президент РФ принял свой указ об утверждении программы.

Распоряжения Президента — это акты индивидуального характера, принимаемые главой государства по оперативным, организационным и кадровым вопросам, и деятельности Администрации Президента. Распоряжения — акты, как правило, ненормативные по своему содержанию, отражают индивидуальное указание Президента. В частности, распоряжением Президента определяются (увеличиваются, уменьшаются) штаты того или иного федерального государственного органа, выделяются для определенных целей средства из резервного фонда Президента РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности руководители, их заместители управлений Администрации Президента, создаются рабочие группы, комиссии при Президенте и др. В отдельных случаях Президент издает распоряжения как нормативные акты. В частности, это может касаться определения правового статуса структурного подразделения Администрации главы государства и носить исключительный характер.

Юридическая сила актов Президента

Исключительное законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения. Кроме Президента РФ указы и распоряжения не могут издавать ни один из органов государственной власти.

Указы и распоряжения Президента — это властные акты, обязательные для исполнения на всей территории России.

Нормативные акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базой издания Правительством его актов.

Часть первая статьи 90 Конституции РФ точно определяет виды актов, издаваемых Президентом страны, в которые облекаются его властные решения.

Президент Российской Федерации издаёт указы и распоряжения. Они могут быть нормативными и индивидуальными.

К нормативным актам Президента, относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы — общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.

К индивидуальным актам относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц.

Указами главы государства оформляются:

— решения нормативного характера;

— решения о назначении и освобождении от должности руководителей в системе федеральной исполнительной власти и некоторых должностных лиц в составе Администрации Президента Российской Федерации;

— о гражданстве;

— предоставлении политического убежища;

— награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, Российской Федерации;

— о помиловании.

Распоряжениями Президента оформляются, как правило, решения по текущим — кадровым, оперативным, кадровым вопросам, а также по вопросам функционирования Администрации Президента Российской Федерации

Такое разграничение между указами и распоряжениями установлено распоряжением Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. №85-рп, которым утвержден также «Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации». Кроме этого, некоторые вопросы подготовки актов Президента, а также связанные с его правом внесения законодательных инициатив, урегулированы Указом от 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 03.05.1995 N 436, от 26.11.2001 N 1360)

Можно сделать вывод, о том, что в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве.

Издание актов Президента

Издание актов регулируется указом Президента о порядке подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, (с изменениями на 12 января 2010 года №59)

Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации вносятся письмом с пояснительной запиской, содержащей краткое изложение существа проекта, необходимые обоснования, справочные и аналитические материалы

Письмо с пояснительной запиской подписывается руководителем органа федеральной исполнительной власти, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации или другим должностным лицом, ответственным за подготовку проекта указа или распоряжения).

Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации по кадровым вопросам подготавливаются Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров на основании соответствующих представлений.

Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, содержащие вопросы, отнесенные к сфере ведения Правительства Российской Федерации, подлежат внесению на согласование в Правительство Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие).

Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации должны проходить юридическую экспертизу и редактирование в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации и согласовываться (визироваться) помощником Президента Российской Федерации — начальником Государственно-правового управления Президента Российской Федерации или его заместителем, специально на то уполномоченным (пункт в редакции).

Проекты указов Президента Российской Федерации нормативного характера должны проходить согласование с Министерством юстиции Российской Федерации.

Форма и сроки согласования (визирования) проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации устанавливаются Инструкцией по делопроизводству, утверждаемой Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

Приложения к указам и распоряжениям Президента Российской Федерации заверяются подписью Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 3 августа 1996 года №413-рп во изменение пункта 10 установлено, что внесенный проект указа или распоряжения Президента Российской Федерации после прохождения необходимых согласований в Правительстве Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации направляется на юридическую экспертизу в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, а затем в Канцелярию Президента Российской Федерации для согласования с соответствующим помощником Президента Российской Федерации.

Согласованные с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и помощниками Президента Российской Федерации проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации представляются непосредственно заведующим Канцелярией Президента Российской Федерации Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, который принимает решение о готовности проекта к представлению Президенту Российской Федерации либо о необходимости доработки проекта.

Проекты указов Президента Российской Федерации о признании утратившими силу, изменении и дополнении актов Президента Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов представляются соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти или структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации в месячный срок с момента вступления в силу федерального закона с соблюдением требований, предусмотренных в пунктах 2, 5, 6 и 7 настоящего Порядка (пункт дополнительно включен)

Установлено, что акты Президента и Правительства подлежат промульгации в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.

Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента и Правительства, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. При этом в самих актах может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

В «Собрании законодательства РФ» указы Президента РФ публикуются в третьем разделе. Нормативные указы Президента подлежат официальному разъяснению. Такое разъяснение по поручению Президента правомочно давать Главное государственно-правовое управление Президента РФ.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.

По сфере действия:

В зависимости от особенно-стей правового положения субъектов правотворчества

В зависимости от срока действия

По предмету правового регулирования

В зависимости от юридической силы

1. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

Подзаконные нормативные акты.

Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юри-дической силы) на Основной (Конституцию), Федеральные Конституцион-ные и Федеральные.

Включают в себя норматив-ные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постанов-ления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной вла-сти субъектов Российской Федерации (включая и законы Субъектов РФ), нормативные акты органов местного самоуправления, локальные норма-тивно-правовые акты (например, правила внутреннего трудового распо-рядка какого-либо предприятия или учреждения).

Следует, правда, оговориться, что особенности российского законодательства относительно предмета исключительного ведения субъектов РФ предполагают верховенство актов субъекта Российской Федерации над за-конодательством Федерального центра. Однако это скорее исключение из общего правила.

Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их класси-фикации. Она определяет их место и значимость в общей системе госу-дарственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вы-шестоящих правотворческих органов обладают более высокой юриди-ческой силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. По-следние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, изда-ваемых вышестоящими правотворческими органами.

2. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:

Акты принятые в результате референдума ;

Акты изданные государственными органами;

Акты органов местного самоуправления;

Акты локального действия организаций, учреждений.

3. В зависимости от срока действия различаются постоянные и вре-менные акты .

Постоянные - не ограничены в своем действии временным проме-жутком, действуют до отмены (Конституция)

Временные (срочные) - ограничены конкретными сроками (календар-ной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).


4. По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:

Общегосударственные, действующие на всей территории страны.

Региональные, действующие на территории одной или нескольких ад-министративно-территориальных единиц.

Локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации.

5. По предмету правового регулирования (по содержанию):

Акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;

Акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;

Акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и т.д.

Такое деление в известной мере условно . Условность эта объек-тивно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах со-держатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уго-ловное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они вклю-чают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.

Существует несколько определений закона, как разновидности нормативно-правового акта.

Закон - это принятый в особом порядке акт законодательного орга-на, обладающий высшей юридической силой и направленный на регули-рование наиболее важных общественных отношений.

Закон - это нормативный акт, принятый высшим зако-нодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый выс-шим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребно-стей населения страны.

Это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни.

Признаки закона:

Нормативный акт, содержащий нормы права, основной источник права;

Принимаются только высшими представительными органами государства или непосредственно народом в результате (в порядке) референдума;

Обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие норматив-ные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их. Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на ос-нове законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону;

Принимаются по основным, наиболее существенным во-просам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлет-ворения интересов личности;

Принимаются и вводятся в действие в особом процессуальном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате ре-ферендума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

Не подлежат контролю или утверждению со стороны ка-кого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законода-тельный орган;

Представляют собой ядро всей правовой системы госу-дарства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (Хропанюк).

Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детали-зируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по от-ношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой.

Обыкновенные законы прини-маются и действуют в строгом соответствии с конституционными акта-ми, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

Законы Российской Федерации можно подразделять:

По субъектам, их принимающим,

По юридической силе,

По от-раслям права.

По субъектам принятия законы делятся на:

Принятые на референдуме;

Принятые Федеральным Собранием РФ;

Законы субъектов федерации.

По юридической силе законы делятся на: федеральные законы и законы субъектов федерации.

Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136 Конституции РФ), о введении чрезвычайного поло-жения (ст. 56), военного положения (ст. 87), о принятии и об-разовании новых субъектов федерации и об изменении их ста-туса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст. 70), о правительстве, о судебной системе и высших судеб-ных инстанциях (ст. 118, 128). Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

Законы субъектов федерации принимаются в пределах пол-номочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, за-ключенными Российской Федерацией с отдельными субъек-тами.

Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые осно-ваны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юриди-ческой силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регули-рование общественных отношений имеет место тогда, когда общие ин-тересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные по-ложения законов применительно к своеобразию различных индивиду-альных интересов.

Их юридическая сила определяется местом органа, их принявше-го, в иерархической лестнице государственного аппарата.

По субъектам изда-ния и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты . Это нормативно-правовые акты общей компетенции , действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, соци-альные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие пред-писания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства.

В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламент-ской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента (Акты Президента).

Президент РФ издает указы и распо-ряжения. Указы Президента РФ могут быть как нормативны-ми, так и индивидуальными правоприменительными (напри-мер, Указы о награждениях, назначениях на государственные должности и др.). Нормативные указы Президента занимают второе место после законов. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряже-ния принимаются обычно по конкретным вопросам.

В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятель-ности определяются конституцией страны или специальными конститу-ционными законами. Они регламентируют самые разнообразные сторо-ны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

Постановления правительства (Акты Правительства РФ).

Это подзаконные нормативные ак-ты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в не-обходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государ-ственного управления экономикой, социальным строительством, здра-воохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

Постановления и распоряжения Правительства могут быть как нормативными, так и индиви-дуальными, правоприменительными. Распоряжения прини-маются обычно по конкретным вопросам. Нормативные пос-тановления Правительства принимаются по широкому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. В их числе следует назвать, прежде всего, законы, принимаемые законодательны-ми органами субъектов федерации, высшими из которых яв-ляются конституции республик и уставы краев, областей, ав-тономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют пре-имущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее - постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов общего характера не принимают.

2. Местные подзаконные акты (нормативные акты органов местного самоуправления). Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их из-дают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на дан-ной территории. Это могут быть нормативные решения или поста-новления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различ-ным вопросам местного характера.

Ор-ганы местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Ленинграда, являющихся субъектами федерации), сел, поселков, микрорайонов и т. п.

К числу этих актов относятся акты представительных ор-ганов городов, районов, сел, поселков, акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаются представительные органы), акты глав администрации местно-го самоуправления, а также акты, принимаемые путем рефе-рендума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т. п.).

Эти акты принимаются в пределах компетенции ука-занных органов, определяемой федеральными законами и за-конами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т. п.), мест-ным налогам, сборам, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения, охране общественного порядка, окружающей среды и т. п. Среди этих актов особо следует выделить уставы местных сообществ (городов, райо-нов и т.п.), принимаемые местным референдумом или пред-ставительным органом местного сообщества.

Акты органов местного самоуправления, принятые в пре-делах их компетенции, не могут быть отменены общегосудар-ственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (акты федеральных органов исполнительной власти) могут носить разное название: инструкции, постановления, прика-зы, правила, положения, разъяснения и т. п.

В ряде стран определенные структурные подразделения правитель-ственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной влас-тью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспорт-ные, государственно-кредитные и другие).

В РФ эти акты принимаются министерствами, государственны-ми комитетами, комитетами, государственными службами. Приказы и постановления могут быть как нормативными, так и ненормативными. Указанные нормативные акты издаются в соответствии с компетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им подведомственных, на ос-новании и во исполнение законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ.

Эти акты могут быть чисто внутриведомственного значе-ния, распространяться на органы и работников только дан-ного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, не входящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов, Государст-венного банка, министерств охраны окружающей среды и природных ресурсов, связи, путей сообщения. Государствен-ного таможенного комитета. Комитета санитарно-эпидемиологического надзора. Комитета по патентам и товарным зна-кам, Федеральной службы лесного хозяйства и др.

В ряде случаев могут издаваться совместные акты, напри-мер министерств внутренних дел и юстиции РФ и др.

Согласно Указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и имеющие межведом-ственное значение, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 10 дней после регистрации. Незарегистрированные и неопубликован-ные акты не имеют юридической силы и не могут применять-ся к гражданам. Это сделано в целях недопущения ограничения прав и свобод граждан, возложения на них обязанностей, противоречащих законам.

4. Внутриорганизационные подзаконные акты (локальные нормативные акты). Это такие норма-тивно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций, это акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными акта-ми подобного рода являются прежде всего уставы этих орга-низаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, прави-ла внутреннего трудового распорядка, коллективные догово-ры между администрацией предприятия, учреждения и орга-ном профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструк-ции и т. п.).

В рамках, определенных актами высшей юри-дической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятель-ности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Система нормативно-правовых актов современных государств не-однородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, националь-ными и другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юриди-ческой силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности обще-ственной жизни и ее оптимальной организованности должны соответ-ствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном госу-дарстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова дня всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

В нормативном регулировании общественных отно-шений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В право-вом государстве закон охватывает своим действием все основные сторо-ны общественной жизни, он является главным гарантом коренных ин-тересов, прав и свобод личности.

Общеобязательность нормативных актов, их действие не беспредельны, а ограничены пространством, временем и кру-гом лиц.

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое понятие, включающее в себя:

а) момент вступления акта в законную силу;

б) момент прекращения его действия;

в) условия применения установленных нормативным актом юридичес-ких норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).

В России нормативно-правовые акты вступают в силу:

В результате указания в нормативно-правовом акте даты, с которой юридический документ вступает в силу;

В результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывает-ся вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования»);

В результате приложения общих установленных государством правил и сроков.

Согласно Закону Российской Федерации от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через 10 дней после их опубликования.

Законы о поправках к Конституции вступают в силу со дня их опубликования (За-кон от 6 июня 1998 г.).

Согласно указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президен-та Российской Федерации, Правительства Российской Феде-рации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опублико-вания

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального ха-рактера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие пра-вовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования.

Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные акты федеральных органов исполнитель-ной власти (министерств, комитетов, служб и т. д.) межве-домственного характера, а также затрагивающие права и обя-занности граждан после регистрации в Министерстве юсти-ции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.

Контроль за правильностью и своевременностью опубли-кования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Особый порядок вступления в силу предусмотрен для на-логового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его офи-циального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).

Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст. 11 ТК РФ).

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нор-мативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской — через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.

Прекращение действия нормативно-правовых актов во времени про-исходит в результате:

Истечения срока, на который был принят юридический документ (бе-зусловная отмена);

Объявления об утрате им юридической силы (безусловная отмена);

Принятия компетентным органом нового юридического документа равной или большей юридической силы, регулирующий тот же круг обще-ственных отношений (условная отмена);

Устаревания юридических документов в связи с исчезновением обсто-ятельств, на регулирование которых был направлен нормативно-правовой акт (условная отмена);

Признание акта не конституционным и вследствие этого - юридически ничтожным по решению Конституционного суда (безусловно подразуме-вается и учитывается правоприменителями).

Обратная сила закона - это сумма принципов, определяющих возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в период, предшествовавший его принятию.

С действием нормативных актов во времени связаны воп-росы их обратной силы и переживания.

Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу юридичес-ких принципов, сложившихся в ходе исторического развития права, при-знанных всеми развитыми правовыми системами и воспроизведенных в большинстве своем международными декларациями и пактами о правах человека. Так, всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено».

Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отяг-чающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гла-сит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения, не признавалось правонарушением». Это означает, что закон не рас-пространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу.

Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, приме-няется новый закон» (ст. 54 ч. 2).

Обратную силу могут иметь законы, отменяющие на-логи или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).

Переживание закона - это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, ко-торые были в момент его действия. Например, к преступле-ниям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

Действие нормативных актов в пространстве распространяет-ся либо на всю территорию государства, либо на определенную часть тер-ритории государства.

Это зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пре-делах их территорий и т. д.

Пространственные пределы действия нормативно-правовых актов оп-ределяются, главным образом, территорией, ограниченной Государствен-ной границей (фактическая территория).

Пространство, на которое распространяется суверенитет (власть) государства, включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, до-ступный обычным летательным аппаратам (самолетам), тер-ритории посольств, военные корабли в любом месте, граж-данские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.

Однако режимы фактической территории не единственны, норматив-но-правовой акт действует и на иных территориях, юридически подчиняю-щихся праву данного государства (юрисдикционная территория).

К юрисдикционной территории относятся территории дипломатичес-ких и консульских представительств за рубежом, территории военных, мор-ских и воздушных судов в открытом море.

Кроме того , юрисдикция государства распространяется на иностранные дипломатические и консульские представительства, а также иностранные военные и воздушные суда, находящиеся на территории данного государ-ства.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Действие законов в пространстве означает, что законы распространяются на всех субъектов, находящихся в соответ-ствующем пространстве.

Однако в ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, он распространяется лишь на определенный круг лиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности, изби-рательные законы и др.). Территории посольств иностран-ных государств экстерриториальны, там законы РФ не дейст-вуют.

Дипломатические представители обладают дипломатиче-ским иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и т. д.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц в зависимости от понятийно-правовой свя-зи с государством распространяется на: граждан государства, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатриды), лиц с двойным гражданством (бипатриды), беженцы, граждан ближнего зарубежья, почетных граждан, лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под источником права в материальном смысле?

2. Что понимается под источником права в формальном смысле?

3. Что такое нормативно-правовой акт и каковы его признаки?

4. В чем выражается специфика закона как нормативного акта, обладающего высшей юридической силой?

5. Чем обусловливается системный характер нормативно-правовых актов конкретного государства?

6. Что понимается под юридической силой нормативно-правового акта?

7. Какова роль Конституции в системе законодательства государства?

8. Какие органы государства наделены правом издавать нормативно-правовые акты? Какие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации уполномочены издавать акты нормативного характера и какого вида (законы, указы, постановления и т.п.) нормативно-правовые акты они издают?

9. Что понимается под обратной силой закона?

11. Каковы конституционные принципы порядка опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан?

Дополнительная литература

Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. - 1998. - № 1.

Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. - М., 1987.

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. - М.: Наука, 1993.

Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. - М, 1993.

Гук П.А. Судебный прецедент в России: Теория и практика // Правоведение. - 2001. - № 4.

Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. - 1998. - № 2. - С. 15 - 21.

Елисеев Б.П. Договоры и соглашения между РФ и субъектами РФ: решение или порождение проблем? // Государство и право. - 1999. - № 4. - С. 5 - 13.

Жевакин С.Н. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов: краткий комментарий и обзор практики применения // Государство и право. - 1995. - № 5. - С. 30 - 38.

Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты Российской Федерации: краткий аналитический обзор // Государство и право. - 1996. - № 11. - С. 98 - 104.

Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. Сб. статей: В 2-х томах. - Н.Новгород, 2001.

Законодательный процесс в России: граждане и власть. - М., 1996.

Зивс Л.С. Источники права. - М.: Наука, 1981.

Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине // Советское государство и право. - 1982. - № 3.

Источники права. - М., 1985.

Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права // Правоведение. - 2000. - № 6. - С. 3 - 10.

Керимов Д.А. Законодательная техника. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998.

Конституция. Закон. Подзаконные акты. - М., 1994.

Крестояников Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению // Государство и право. - 1997. - № 9. - С. 12 - 21.

Кросс Р. Прецедент в английском праве. - М., 1985.

Лопатина С.Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект // Правоведение. - 2000. - № 2. - С. 41 - 51.

Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права (Историко-теоретический очерк). // Закон: создание и толкование. - М.: Спарк, 1998. - С. 6 -39.

Муромцев Г.Н. Источники права // Правоведение. - 1992. - № 2.

Мэн Г.С. Древний закон и обычай. - М., 1984.

Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие / Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. - М., 1999.

Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. - М.: Изд-во НОРМА, 1998.

Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук). // Государство и право. - 1998. - № 9. - С. 98 - 102.

Сергеева Т.В. Обычай как источник права // Правоведение. - 1997. - № 2.

Судебная практика как источник права. - М., 1997.

Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. - 1997. - № 4.

Чернобель Г.Т. Закон и подзаконный акт // Закон: создание и толкование. - М.: Изд-во Спарк, 1998. - С. 40 - 55.

Шохин А. Взаимодействие властей в законодательном процессе. - М., 1997.

Шупленков В.П. Законотворчество: Фундаментальный курс. - М., 1993.

По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Нормативные акты в России подразделяются:

1) В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на:

нормативные акты государственных органов;

нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

нормативные акты совместного характера (государственныхорганов и иных социальных структур);

нормативные акты, принятые на референдуме;

2) в зависимости от сферы действия, на:

общефедеральные;

нормативные акты субъектов Федерации;

органов местного самоуправления;

локальные.

3) в зависимости от срока действия, на:

неопределенно-длительного действия;

временные.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.

Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками:

  • 1. Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.
  • 2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.
  • 3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.
  • 4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.
  • 5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, необходимо отличать его от индивидуальных актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество и от интерпретирующих актов, актов толкования, т.е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы.

Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Законы подразделяются на:

  • а) конституцию, конституционные;
  • б) обыкновенные.

К числу конституционных законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ).

Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам.

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона «О языках народов Российской федерации» в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др.

В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:

  • 1. Основы конституционного строя.
  • 2. Права и свободы человека, и гражданина.
  • 3. Федеративное устройство.
  • 4. Президент Российской Федерации.
  • 5. Федеральное Собрание.
  • 6. Правительство Российской Федерации.
  • 7. Судебная власть.
  • 8. Местное самоуправление.
  • 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные положения.

Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Среди законов следует выделять:

  • а) федеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации,
  • б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права).

Совокупность законов составляет законодательство. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах.

Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.

Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различное наименование - «кодексы», «уставы», «положения», просто «законы».

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно поэтому, например, что после принятия Гражданского кодекса (часть первая) большинство из ранее принятых отдельных законов отменено.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Подзаконные акты имеют тоже весьма важное в жизни любого общества значение, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

  • 1. Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации. Президент - глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу.
  • 2. Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений.
  • 3. Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д.

Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

4. Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов.

В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах - правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.

Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных органах власти.