Прием на работу

Мероприятия по охране окружающей среды в организации. Охрана окружающей среды на предприятии и производстве. Расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат

МАГАДАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

О ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН"

(в редакции Решений Магаданской городской Думы от 18.04.2016 N 20-Д , от 24.04.2018 N 137-Д)

В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" , руководствуясь статьями 7, 31 и 45 Устава муниципального образования "Город Магадан" , Магаданская городская Дума решила:

1. Утвердить Положение об организации мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан" (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

а) решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года N 110-Д "О Положении о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан";

б) решение Магаданской городской Думы от 21 июля 2010 года N 56-Д "О внесении изменений в Положение о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан";

в) подпункт 1.5 пункта 1 решения Магаданской городской Думы от 23 апреля 2009 года N 58-Д "О внесении изменений в отдельные решения Магаданской городской Думы" .

3. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования в городских средствах массовой информации.


"Город Магадан"
А.А.ПОПОВ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН"

(в ред. Решений Магаданской городской Думы от 18.04.2016 N 20-Д , от 24.04.2018 N 137-Д)

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан".

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации , федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , "Об отходах производства и потребления", "О недрах", "Об охране атмосферного воздуха", Лесным и Водным кодексами , Уставом муниципального образования "Город Магадан" .

1.3. Основными целями мероприятий по охране окружающей среды являются:

Определение приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды на территории городского округа;

Обеспечение конституционных прав жителей муниципального образования "Город Магадан" на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность и на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

Повышение уровня информированности, культуры, правовых знаний населения в области охраны окружающей среды;

Обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственного экологического контроля и надзора Российской Федерации, специалистами и представителями производственного и общественного экологического контроля по вопросам профилактики и предупреждения нарушений в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан".

1.4. Задачами мероприятий по охране окружающей среды являются:

Формирование основных направлений деятельности органов местного самоуправления в области организации мероприятий по охране окружающей среды и правовой основы организации мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан";

Обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

II. Мероприятия по охране окружающей среды

2.1. Мероприятия по охране окружающей среды муниципального образования "Город Магадан" (далее по тексту также - городской округ) включают в себя:

1) мероприятия по благоустройству территории городского округа;

2) организацию использования, охраны, защиты лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;

3) повышение уровня информированности, культуры, правовых знаний населения в области охраны окружающей среды;

4) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

(пп. 4 в ред. Решения Магаданской городской Думы от 24.04.2018 N 137-Д)

5) осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

6) осуществление муниципального лесного контроля;

7) наблюдение и сбор информации о состоянии окружающей среды;

8) проведение совещаний, конференций, семинаров, смотров, конкурсов по вопросам охраны окружающей среды;

9) развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры населения города;

9) работу с обращениями граждан по вопросам состояния и охраны окружающей среды;

10) осуществление общественного контроля в области охраны окружающей среды и рассмотрение результатов общественного контроля в соответствии с законодательством;

11) проведение акций по санитарной очистке особо охраняемых территорий города;

12) организация природоохранных мероприятий, направленных на создание условий и обустройство мест массового отдыха населения;

13) установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

14) организация мероприятий, создающих условия для развития экологического туризма в границах городского округа;

15) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, Магаданской области и муниципальными правовыми актами.

2.2. Организация мероприятий по охране окружающей среды предусматривает:

Реализацию мероприятий по охране окружающей среды преимущественно через разработку целевых программ охраны окружающей среды и планов мероприятий, утверждаемых органами местного самоуправления и их должностными лицами в порядке, предусмотренном законодательством и муниципальными правовыми актами;

Осуществление мероприятий по охране окружающей среды субъектами хозяйственной и иной деятельности на территории городского округа в соответствии с действующим законодательством.

III. Деятельность органов местного самоуправления по организации мероприятий по охране окружающей среды

3.1. Магаданская городская Дума:

Принимает нормативные правовые акты в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа;

Осуществляет контроль исполнения принятых нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды;

Назначает публичные слушания, проводимые по инициативе населения или городской Думы, по вопросам охраны окружающей среды при принятии решений, касающихся реализации проектов производственной и иной хозяйственной деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду;

Осуществляет иные полномочия в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа в соответствии с законами Российской Федерации и законами Магаданской области.

3.2. Мэрия города Магадана:

Осуществляет разработку и реализацию программ, комплекс мер, прогнозов развития и планов по охране окружающей среды;

Взаимодействует с органами государственной власти, физическими и юридическими лицами в целях организации мероприятий по охране окружающей среды;

Принимает в пределах предоставленных полномочий решения по вопросам экологической экспертизы, делегирования экспертов для участия в государственной экологической экспертизе, осуществления иных, определенных законодательством, полномочий в области экологической экспертизы;

Получает от органов государственной власти информацию об объектах экологической экспертизы, о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

Осуществляет ведение учета природопользователей, объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории городского округа;

Осуществляет координацию деятельности физических и юридических лиц в области охраны окружающей среды и осуществления в пределах предоставленных полномочий проверок соблюдения ими исполнения законодательства, выполнения мероприятий по охране окружающей среды, требований, норм и правил;

Участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

Думы от 24.04.2018 N 137-Д)

Организует сбор, обработку, анализ информации о состоянии окружающей среды на территории городского округа, организацию информирования населения о состоянии окружающей среды;

Осуществляет организацию и развитие системы экологического образования, формировании экологической культуры среди населения городского округа, освещении экологических проблем в средствах массовой информации;

В области мероприятий по охране окружающей среды оказывает содействие физическим и юридическим лицам в привлечении в установленном законом порядке финансовых средств физических и юридических лиц, благотворительных фондов для проведения природоохранных мероприятий;

Осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

3.3. В целях обеспечения охраны окружающей среды органы местного самоуправления и их должностные лица имеют право:

Запрашивать у физических и юридических лиц информацию о проведении мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, об образовании и размещении отходов производства и потребления и наличии договоров с предприятиями, осуществляющими вывоз твердых коммунальных отходов;

(в ред. Решения Магаданской городской Думы от 18.04.2016 N 20-Д)

Получать от органов государственной власти, организаций, осуществляющих экологический мониторинг, данные экологического мониторинга, аналитические материалы, иную экологическую информацию и использовать их при принятии решений по оздоровлению окружающей среды, обеспечению экологической безопасности территории городского округа;

Фиксировать факты и передавать материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения и уголовно наказуемого деяния в области охраны окружающей среды в соответствующие государственные органы;

Вносить предложения в соответствующие государственные органы о приостановлении или прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

Обладают иными правами, предусмотренными настоящим Положением и нормативными правовыми актами, необходимыми для осуществления деятельности в области охраны окружающей среды.

IV. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды

4.1. Финансовое обеспечение организации мероприятий по охране окружающей среды на территории городского округа является расходным обязательством муниципального образования "Город Магадан".

4.2. Расходы на указанные мероприятия осуществляются в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Магадан" на соответствующий финансовый год.

4.3. В целях реализации органами местного самоуправления муниципального образования "Город Магадан" мероприятий по охране окружающей среды могут быть использованы иные источники финансирования, привлеченные в установленном законодательством порядке.

Глава муниципального образования
"Город Магадан"
А.А.ПОПОВ

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».

Охрана окружающей природной среды складывается из:

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:

Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

В процессе длительного использования природных ресурсов были разработаны общие принципы и правила рационального использования и охраны природы.

Первый принцип сводится к тому, что все явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения. К каждому явлению необходимо подходить с учетом интересов разных отраслей производства и сохранения восстановительной силы самой природы.

Второй принцип заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Его называют правилом региональности. Особенно это касается использования водных и лесных богатств.

Третий принцип, вытекающий из взаимной связи предметов и явлений в природе, состоит в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.

Следовательно, охрана природы должна быть комплексной. Охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс (экосистема), включающий различные компоненты, соединенные естественными связями, сложившимися в процессе длительного исторического развития.

Основными мерами борьбы с загрязнением атмосферы являются: строгий контроль выбросов вредных веществ. Нужно заменять токсичные исходные продукты на нетоксичные, переходить на замкнутые циклы, совершенствовать методы газоочистки и пылеулавливания. Большое значение имеет оптимизация размещения предприятий для уменьшения выбросов транспорта, а также грамотное применение экономических санкций.

Большую роль в защите окружающей среды от химических загрязнений начинает играть международное сотрудничество. В 1970-е в озоновом слое, защищающем нашу планету от опасного действия ультрафиолетового излучения Солнца, было обнаружено снижение концентрации О3. В 1974 установили, что озон разрушается под действием атомарного хлора. Одним из основных источников хлора, попадающего в атмосферу, являются хлорфторпроизводные углеводородов (фреоны, хладоны), используемые в аэрозольных баллонах, холодильниках и кондиционерах. Разрушение озонового слоя происходит, возможно, не только под действием этих веществ. Тем не менее, были предприняты меры по уменьшению их производства и использования. В 1985 многие страны договорились о защите озонового слоя. Обмен информацией и совместные исследования изменений концентрации атмосферного озона продолжаются.

Проведение мероприятий, предупреждающих попадание загрязняющих веществ в водоемы, включает установление прибрежных защитных полос и водоохранных зон, отказ от ядовитых хлорсодержащих пестицидов, уменьшение сбросов промышленных предприятий за счет применения замкнутых циклов. Снижение опасности загрязнения нефтью возможно путем повышения надежности танкеров.

Для предотвращения загрязнения поверхности Земли нужны предупредительные меры - не допускать засорения почв промышленными и бытовыми сточными водами, твердыми бытовыми и промышленными отходами, нужна санитарная очистка почвы и территории населенных мест, где такие нарушения были выявлены.

Наилучшим решением проблемы загрязнения окружающей среды были бы безотходные производства, не имеющие сточных вод, газовых выбросов и твердых отходов. Однако безотходное производство сегодня и в обозримом будущем принципиально невозможно, для его реализации нужно создать единую для всей планеты циклическую систему потоков вещества и энергии. Если потери вещества, хотя бы теоретически, все же можно предотвратить, то экологические проблемы энергетики все равно останутся. Теплового загрязнения нельзя избежать в принципе, а так называемые экологически чистые источники энергии, например ветряные электростанции, все равно наносят ущерб окружающей среде.

Пока единственным путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций (ПДК), а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твердых отходов для изготовления строительных материалов.

Создаются новые технологии и материалы, экологически чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающие загрязнение окружающей среды.

В мире сегодня есть множество экологических проблем. Они различны, от исчезновения видов животных и растений до угрозы вырождения человечества. На данный момент существует множество теорий, большое внимание в которых уделяется нахождению рациональных путей решения всех этих проблем, предлагаются различные мероприятия по охране окружающей среды. На бумаге, к сожалению, все гораздо проще, чем в реальности.

Во многих странах на первом месте стоит проблема экологии. Однако в России, особенно раньше, ей не уделяется должного внимания. Сейчас на эту проблему стали обращать больше внимания. Начинают проводиться различные мероприятия по охране окружающей среды. Однако этого недостаточно, необходимо лучше заботиться о природе.

Что такое охрана окружающей среды?

Это совокупность региональных, государственных и международных правовых актов, стандартов и инструкций, которые доводят до конкретного загрязнителя общие юридические требования и обеспечивают заинтересованность его в их выполнении, осуществлении различных природоохранных мероприятий. Только в случае, когда эти части по темпам развития и содержанию соответствуют друг другу, то есть складываются в некую единую систему охраны природной среды, можно рассчитывать на успех.

Так как задача охраны природы от пагубного воздействия человека не была вовремя решена, сегодня все чаще ставится проблема защиты людей от воздействия изменившейся окружающей среды.

Объекты охраны

В России был принят закон "Об охране окружающей природной среды". В соответствии с ним следующие объекты подлежат защите:

Охрана вод

Очень важной является проблема охран вод. Основной задачей здесь является регулирование отношений для обеспечения нужд хозяйства и населения. Существуют также и другие задачи:

Ликвидации и предупреждения вредного воздействия вод;

Охрана их от истощения, засорения и загрязнения;

Улучшение состояния различных водных объектов;

Укрепление законности в сфере водных отношений, охрана прав учреждений, организаций, предприятий и граждан.

Кроме того, регулируется строительство, проектирование, размещение, ввод в эксплуатацию сооружений, предприятий и иных объектов, которые влияют на состояние вод. Следует следить за тем, как осуществляются эти мероприятия по охране окружающей природной среды.

В эксплуатацию запрещается вводить:

Реконструированные и новые агрегаты, цеха, предприятия, коммунальные и иные объекты, которые не обеспечены устройствами, предохраняющими воды от засорения и загрязнения;

Обводнительные и оросительные системы, каналы и водохранилища до проведения мероприятий, предусмотренных проектами по предотвращению эрозии почв, засоления земель, заболачивания, подтопления, затопления и др.;

Осушительные системы, до того как будут готовы водоприемники и иные сооружения, которые утверждены проектами;

Выполненные без рыбозащитных устройств водозаборные сооружения в соответствии с проектами;

Буровые скважины без их оборудования специальными водорегулирующими устройствами, а также в случае отсутствия зон санитарной охраны в соответствующих случаях;

Гидротехнические сооружения, до того как будут готовы устройства для пропуска рыбы и паводковых вод в соответствии с предусмотренными проектами;

Нельзя также наполнять водохранилища до того, как будут осуществлены мероприятия по подготовке ложа, предусмотренные проектами.

Воды в обязательном порядке подлежат охране от истощения, засорения и загрязнения, способных причинить вред здоровью людей и повлечь за собой ухудшение условий водоснабжения, уменьшение запасов рыбы и иные неблагоприятные явления, вызванные изменениями биологических, химических и физических свойств воды: ограничение способности их к естественному очищению, а также нарушение гидрогеологического и гидрологического режима вод. Запрещается сброс в них бытовых, производственных и иных видов отбросов и отходов.

Мероприятия по охране окружающей среды при строительстве

Большое значение имеет также выбор территории, предназначенной для строительства новых городов или иных населенных пунктов и расширения уже существующих. Нужно выбирать места на землях, имеющих несельскохозяйственное назначение либо непригодных для ведения сельского хозяйства, либо использовать сельскохозяйственные земли наихудшего качества в случаях, если для освоения их нужно осуществлять специальные инженерные мероприятия.

Земли, свободные от застройки, которые находятся в пределах установленных для данного города или иного населенного пункта границ, подлежат первоочередному освоению.

Требования к застройке и планировке населенных пунктов

Нужно отметить, что следует добиваться исполнения санитарных требований, которые предъявляются к застройке и планировке населенных пунктов. Перечислим основные из них.

1) Застройка и планировка должны предусматривать создание максимально благоприятных для здоровья и жизни людей условий.

2) Промышленные предприятия, жилые массивы и иные объекты должны быть размещены так, чтобы не допустить неблагоприятного воздействия вредных факторов на санитарно-бытовые условия жизни и здоровье населения.

3) При строительстве и проектировании поселков городского типа и городов должны быть предусмотрены: канализация, водоснабжение, озеленение, устройство уличных покрытий, обеспечение санитарной очистки, а также иные виды благоустройства.

4) Необходимо обязательное заключение санэпидемслужбы при предоставлении под строительство земельных участков, утверждении проектов застройки и планировки населенных пунктов, вводе промышленных предприятий, жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и др.

Проблема здравоохранения

Из всех названных выше проблем вытекает главная - проблема здравоохранения. За ущерб, который мы приносим ежедневно природе, она нам платит в двойном размере. Очень трудно сейчас найти абсолютно здорового человека. Необходимо проводить мероприятия по охране труда и окружающей среды, направленные на обеспечение санитарной охраны атмосферного воздуха, почвы и водоемов, на оздоровление внешней среды и др.

Обязательным этапом проектирования любого строительного объекта является оценка степени воздействия здания на окружающую среду. В соответствии с Постановлением правительства №87 в состав проектной документации входит подраздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды ». Назначение данного подраздела - разработка мероприятий по устранению или снижению негативных воздействий техногенного характера. Компания «PNProject» оказывает полный комплекс услуг по разработке раздела «ООС». Мы выполняем оценку результатов инженерно-экологических изысканий, проводим анализ архитектурных, конструктивных и технологических решений с точки зрения экологических рисков. Во внимание принимаются природно-климатические особенности региона, перечень источников техногенного воздействия, данные о природных ресурсах, вовлекаемых в процесс строительства и эксплуатации объекта, объем отходов производства, риски возникновения аварийных ситуаций. На основании подробной аналитической оценки всех этих факторов прорабатывается перечень мероприятий по охране окружающей среды. Состав раздела уточняется в зависимости от назначения объекта капитального строительства в соответствии с требованиями соответствующих стандартов для различных отраслей промышленного или гражданского строительства.

Комплекс мероприятий по охране окружающей среды

С целью снижения или предотвращения негативного воздействия объекта на окружающую среду составляется перечень специальных мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов в процессе строительства и после ввода здания в эксплуатацию. Подраздел проекта содержит следующие данные:

Графическая часть раздела

На ситуационном плане-схеме земельного участка, выделенного под застройку, указываются границы санитарно-защитной зоны, рекреационных и водоохранных зон, мест обитания животных, участков произрастания растений, зон охраны источников питьевой воды. При необходимости указываются места обитания представителей флоры и фауны, занесенных в красную книгу. На карте-схеме приводится расположение источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, указываются места размещения очистного оборудования. В состав графической документации раздела «ООС» входят сводные таблицы, содержащие результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы и выбросов по различным категориям опасных веществ и по суммирующим вредным воздействиям. Также в графической части указывается расположение скважин для отбора проб воды из подземных и поверхностных источников.

Раздел «ООС» в обязательном порядке содержит выводы о соответствии проектных решений требованиям природоохранного законодательства и принципам рационального использования природных ресурсов. По результатам проведенной работы выдается заключение об экологической безопасности проекта или о том, что негативное воздействие объекта на окружающую среду не выходит за рамки допустимого.

Компания «PNProject» разрабатывает мероприятия по охране окружающей среды для объектов различного назначения. Мы согласовываем проектные решения со следующими нормативными актами: Федеральный Закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; пособие к СНиП 11-01-95 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды». При разработке мероприятий по ООС мы принимаем оптимальные, технически взвешенные, обоснованные решения, главная задача которых заключается в снижении негативного воздействия объекта на окружающую среду.

При довольно больших годовых объемах выбросов, образованных на ВОМЗ, они не оказывают существенного влияния на окружающую среду, поэтому рекомендации по улучшению экологической обстановки будут носить профилактический характер .

На предприятии имеются проекты перспективных и годовых планов проведения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. В проектах планов предусматриваются конкретные методы и технологические методы. К защитным относятся такие методы, которые непосредственно не воздействуют на источник загрязнения, а направлены на снижение влияния загрязнителей, образующихся в процессе производства, по следующим направлениям: сосредоточение выбросов, изоляция, герметизация и тому подобное .

Группа активных методов предусматривает существенное снижение или ликвидацию загрязнителей в местах их образования в результате совершенствования и разработки оборудования и технологических процессов по принципу малоотходной или безотходной технологии [Там же].

Для предприятия разработаны научно обоснованные нормы допустимых выбросов различных веществ в атмосферу. В последние годы на «Вологодском оптико-механическом заводе» уделяется большое внимание экологической политике. За свою работу в данном направлении предприятие уже отмечено двумя дипломами. С целью сохранения окружающей среды в настоящее время там действует специальная программа, которая включает в себя ряд мероприятий природоохранного характера. Если говорить в целом о данной программе ВОМЗ, то она ведется по трем направлениям: отходы, воздух и вода, причем за их выполнением следит специально созданная на заводе служба - экологическое бюро [Там же].

При решении задач, связанных с охраной окружающей среды, приоритет отдается тому комплексу мероприятий, который обеспечивает наибольшее ограничение или полное прекращение поступления во внешнюю среду неблагоприятного фактора (физического, химического). При рассмотрении мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха можно выделить следующие три группы :

  • 1. Технические мероприятия;
  • 2. Санитарно-технические мероприятия;
  • 3. Планировочные мероприятия.

Радикальной мерой борьбы с загрязнением атмосферного воздуха является

создание замкнутых технологических процессов, при которых отсутствует выброс в атмосферу, образующийся на промежуточных стадиях производства. Перспективным является и принцип комплексного использования природного сырья по типу безотходной технологии. Среди технологических мероприятий можно выделить :

  • 1. Создание более прогрессивных в отношении уменьшения загрязнения окружающей среды технологических схем;
  • 2. Замена вредных веществ в производстве безвредными или менее вредными;
  • 3. Очистка сырья от вредных примесей;
  • 4. Ликвидация производства;
  • 5. Замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми;
  • 6. Герметизация пневмотранспорта для пылящих материалов.

Группа санитарно-технических мероприятий касается специальных мер по защите воздушного бассейна при помощи производственной вентиляции и очистных сооружений [Там же].

Вентиляция является важным средством оздоровления производственной среды. Даже при строгом соблюдении требований к технологии и оборудованию, часть производственных вредностей может поступать в рабочую зону, и борьба с ней ведется с помощью вентиляции. Кроме того, устройство вентиляции и в ее составе специальных очистных установок позволяет предупредить загрязнение воздуха удаляемыми из цеха вредными веществами .

Производственная вентиляция - система воздухообмена с помощью санитарно-технических устройств и сооружений для удаления производственных вредностей и создания в рабочей зоне воздушной среды, отвечающей гигиеническим требованиям. Она используется для борьбы с избыточным теплом, влагой, вредными газами, парами и пылью [Там же].

Среди видов вентиляции, аэрация является более экономичным, так как она не требует затрат электроэнергии в процессе эксплуатации. Для удаления загрязненного воздуха предусматривается устройство фонарей в кровле или в верхней части стен. Части кровли, предназначенные для подачи приточного воздуха, имеют более низкое размещение .

На производстве наиболее распространена механическая вентиляция. Приточная вентиляция имеет целью подачу воздуха для компенсации удаленного вытяжной вентиляцией воздуха. Приточная вентиляция служит также для разбавления вредностей (снижение влажности, концентрации вредных веществ), созданию благоприятного микроклимата на отдельных рабочих местах. Такая вентиляция называется местной приточной [Там же].

Общая приточная система может подавать воздух более или менее равномерно по всему цеху или лишь в отдельные зоны. Место забора воздуха располагается вдали от выброса загрязняющих веществ и с наветренной стороны по отношению к ним [Там же].

Для перемещения воздуха используются центробежные и осевые вентиляторы. Вентиляторы являются источниками шума и вибрации, передаваемыми на расположенные вблизи рабочие места. Для борьбы с ними используют звукоизолирующие камеры, средства виброгашения, пружинные амортизаторы, присоединение воздуховодов к вентилятору при помощи мягкой воздухонепроницаемой ткани и другое [Там же].

При пылевыделениях подачу воздуха осуществляют в верхнюю зону во избежание повышенной подвижности воздуха снизу, что может вести к вторичному пылевыделению вследствие подъема уже осевшей пыли. По той же причине выход воздуха должен производиться с наименьшей скоростью [Там же].

Ведущее место в борьбе с производственными вредностями занимает вытяжная вентиляция. Она может быть местной и общей. Местная вытяжная вентиляция локализует, то есть ограничивает и удаляет вредности в местах их образования и выделения. Местная вентиляция - наиболее эффективный и экономичный способ удаления производственных вредностей, но не всегда возможный (например, в случае больших, трудноукрываемых поверхностей выделения токсичных веществ, тепла, влаги, при наличии многочисленных источников и тому подобного). В этих случаях вредности попадают в общую воздушную среду цеха и удаляются общеобменной вытяжной вентиляцией .

Местные вытяжные устройства - могут быть в виде кожухов, полностью или частично укрывающих источник вредных выделений, вытяжных шкафов с рабочими окнами для обслуживания, зонтов и бортовых отсосов - открытых конструкций, всасывающие отверстия которых приближены к источнику выделения. Отсасывание воздуха непосредственно из оборудования или из-под кожуха, которым оно укрыто, называется аспирацией [Там же].

Кожухами укрывают разнообразные источники пылевыделений, паровыделений и газовыделений. Основное условие их эффективности - отсутствие неплотностей. Зонты эффективны при наличии конвективных тепловых потоков, когда нагретый воздух при своем движении вверх увлекает выделяющиеся пары, газы и аэрозоли [Там же].

Обычно на производстве не устанавливается отдельно вытяжная или приточная система вентиляции, а используются комбинированные системы приточно-вытяжной вентиляции [Там же].

На предприятии двенадцать участков, которые оборудованы местной вытяжной вентиляцией. На некоторых участках применяется приточная вентиляция для подачи чистого воздуха в верхнюю зону цехов через перфорированные панели .

Очистка удаляемого воздуха является важной стадией его обработки, предупреждающей загрязнение атмосферы заводской площадки и воздушного бассейна вокруг предприятия. Для очистки промышленных выбросов используются различные конструкции очистных сооружений, отличающихся как принципом работы, так и способностью задерживать пыль и газы .

Очистные сооружения для улавливания пыли можно условно разделить на четыре вида в соответствии с принципом их работы: сухие механические пылеуловители, аппараты фильтрации, электростатические фильтры и аппараты мокрой очистки .

На ВОМЗ имеются 200 организованных источников загрязнения атмосферы (ИЗА). В связи с повышением требований к качеству очистки газов, расширяется применение газоочистных и пылеулавливающих аппаратов. Работу этих аппаратов характеризуют следующие основные показатели :

Эффективность (степень) очистки воздуха от загрязняющих веществ;

Производительность;

Гидравлическое сопротивление;

Стоимость очистки (в расчете на 1000м3 воздуха).

В атмосферу производством выбрасывается 237 т/год загрязняющих веществ, при этом улавливается газоочистными и пылеулавливающими установками 83т/год загрязняющих веществ, основную долю которых составляет пыль неорганическая, более 70 % .

В группу планировочных мероприятий входят следующие: зонирование территории города, организация санитарно-защитной зоны, планировка жилых районов, озеленение населенных мест и другие. Основные принципы и условия рационального размещения промышленных предприятий определены в «Санитарных нормах проектирования промышленных предприятий СН 245-71» .

При решении вопросов зонирования большое значение придается «розе ветров» и рельефу местности. Промышленные зоны размещают на хорошо проветриваемых территориях города, с подветренной стороны жилых районов. В соответствии с требованиями СН 245-71, при составлении генпланов промышленных предприятий с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, эти предприятия должны отделятся от жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ) .

СЗЗ - территория между границами промплощадки и зоной жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоной, зоной отдыха, курорта. СЗЗ устанавливается на предприятии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха до установленных пределов после проведения на предприятии всех мер по очистке промышленных выбросов. Зона должна быть соответствующим образом планировочно организованна, озеленена и благоустроена .

По санитарной классификации в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1. 984-00 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы» ВОМЗ относится к III классу с СЗЗ равной 100 метров .

Говоря об экологической политике «Вологодского оптико-механического завода», надо сказать о том, что руководство предприятия постоянно и целенаправленно уделяет большое внимание внедрению природоохранных мероприятий. Ведь, как известно, забота об экологии - задача общая и решать ее нужно сообща .

Поэтому ВОМЗ предлагает при Департаменте Природных Ресурсов Вологодской области создать ассоциацию промышленных экологов, члены которой бы, в частности, знакомились с тем, какая работа по защите природы проводится ни на одном из Вологодских предприятий, помогли внедрять опыт тех, кто добился определенных результатов в этом деле. Кроме того, учитывая серьезные денежные средства, которые требуются на реализацию экологических программ и невозможность многих предприятий вследствие этого их выполнить, ВОМЗ предлагает перенять опыт ряда российских городов, где создаются специальные экологические фонды, с помощью которых предприятия получают льготные кредиты на реализацию экологических программ .

В целях соблюдения нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе необходимо ежегодно выполнять следующие мероприятия :

Обеспечить проведение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов согласно плана-графика контроля. План - график лабораторного контроля ежегодно согласовывать с Управлением Росприроднадзора по Вологодской области;

Обеспечить проведение лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха селитебной территории в зоне влияния выбросов предприятия в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест» пункт 5.1., план-график лабораторного контроля ежегодно согласовывать в территориальном органе Роспотребнадзора;

В пределах СЗЗ ограничить строительство новых жилых зданий и сооружений;

Ежегодно проводить профилактический ремонт оборудования с целью поддержания оптимального режима работы, использовать более совершенное оборудование.

По сказанному в главе следует сделать выводы: производственная деятельность предприятия сопровождается выбросами 200 источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗА), в том числе 181 организованных и 19 неорганизованных . Источниками загрязняющих веществ на ВОМЗ являются цеха, производственные участки, транспортная служба, мини ТЭЦ, котельная и другие .

На территории Вологодского оптико-механического завода в настоящее время выбрасывается 90 загрязняющих веществ (твердых - 43 и жидких/газообразных - 47). Наибольший вклад в загрязнение атмосферы вносят выбросы III (умеренно опасные - 58,9 %) и IV (умеренно опасные - 39,9 %) классов опасности .

Суммарный валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу на существующее положение в целом по предприятию в 2015 году составляет 512,887 т/год (выбросы жидких и газообразных веществ - 98,1 %, выбросы твердых веществ - 1,9 %). Главные «загрязнители» атмосферного воздуха на ВОМЗ -оксид углерода и оксиды азота - 55,0 % и 40,3 % соответственно от выбросов жидких и газообразных веществ .

По санитарной классификации в соответствии с СанПиН ВОМЗ относится к предприятию III класса. При довольно больших годовых объемах выбросов, образованных на ВОМЗ, они не оказывают существенного влияния на окружающую среду .