Прием на работу

Квалификационный экзамен на судью. Возбуждение дела об административном правонарушении. Должностные лица, уполномоченные возбуждать дело об административном правонарушении. Официальное опубликование нормативных правовых актов в Российской Федерации

Утвержден Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи (источник: www.vekrf.ru/publication/1714/)

По теории права:

  1. Источники и формы международного права, применяемые в России.

  2. Источники и формы российского права.

  3. Преодоление и устранение пробелов в российском праве.

  4. Виды коллизий в российском праве.

  5. Разрешение коллизий в российском праве.

  6. Юридическая природа правовых позиций суда.

  7. Правовое и индивидуальное судебное регулирование общественных отношений.

  8. Толкование права.

  9. Применение норм права (особенности применения относительно определенных норм права).

  10. Виды норм права.

  11. Структура норм права.

  12. Нормативные правовые акты: правовая природа и виды.

  13. Нормативные правовые договоры.

  14. Обычаи права.

  15. Правовая природа и назначение судебной власти в современном государстве.

  16. Принципы российского права.

  17. Система права в Российской Федерации (основные элементы и характеристика).

  18. Правовое государство (общая характеристика, основные элементы).

  19. Закон: понятие, основные характеристики, применение судами, возможность судебной проверки действующего закона.

  20. Соотношение международного и национального права.

  21. Действие российского права во времени.

Ответы по теории права

По конституционному праву:

  1. Абсолютный и ограниченный суверенитет государства.

  2. Прямое применение Конституции Российской Федерации.

  3. Официальное опубликование нормативных правовых актов в Российской Федерации.

  4. Принцип равенства прав и свобод человека и гражданина: понятие и применение российскими судами.

  5. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации в сфере прав и свобод.

  6. Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц.

  7. Конституционные нормы: особенности и виды.

  8. Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации: понятие и содержание.

  9. Государственный суверенитет Российской Федерации. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с понятием и содержанием государственного суверенитета Российской Федерации.

  10. Публичная власть в Российской Федерации: понятие и формы ее реализации.

  11. Конституционные обязанности Российской Федерации.

  12. Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти, государством или их должностными лицами.

  13. Конституционно-правовой статус и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.

  14. Конституционно-правовой статус и компетенция Верховного Суда Российской Федерации.

  15. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в сфере федерального устройства Российской Федерации и их применение российскими судами.

  16. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в сфере местного самоуправления и их применение российскими судами.

Ответы по конституционному праву

По гражданскому праву:

  1. Предмет, метод и принципы гражданского права.

  2. Добросовестность в гражданском законодательстве. Злоупотребление правом.

  3. Способы защиты гражданских прав.

  4. Свобода договора.

  5. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей.

  6. Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридических лиц. Виды юридических лиц и их классификация.

  7. Создание и порядок государственной регистрации юридических лиц.

  8. Реорганизация и ликвидация юридических лиц. Защита прав кредиторов.

  9. Рассмотрение дел о банкротстве. Особенности банкротства физических лиц.

  10. Правовое положение хозяйственных товариществ.

  11. Правовое положение акционерных обществ.

  12. Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью.

  13. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий. Казенное предприятие.

  14. Правовое положение некоммерческих организаций. Осуществление некоммерческими организациями деятельности, приносящей доход.

  15. Правовое положение производственных кооперативов.

  16. Объекты гражданских прав: понятие, виды, правовой режим.

  17. Ценные бумаги как объект гражданского права (понятие, виды и порядок передачи). Документарные и бездокументарные ценные бумаги.

  18. Понятие представительства в гражданском праве, его виды. Доверенность.

  19. Понятие и виды сделок по гражданскому праву.

  20. Форма сделок. Правовые последствия несоблюдения формы сделки.

  21. Недействительная сделка: понятие, виды, правовые последствия.

  22. Решения собраний как основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

  23. Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности.

  24. Сроки в гражданском праве: понятие, виды, порядок исчисления.

  25. Сроки исковой давности. Начало течения сроков исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.

  26. Понятие и содержание права собственности. Субъекты права собственности.

  27. Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности.

  28. Право частной собственности юридических лиц.

  29. Право государственной и муниципальной собственности.

  30. Субъекты права государственной и муниципальной собственности, особенности осуществления ими правомочий.

  31. Вещные права.

  32. Способы защиты вещных прав.

  33. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

  34. Приобретение и прекращение права собственности.

  35. Понятие и основания возникновения права общей собственности. Право общей совместной и долевой собственности.

  36. Защита права собственности.

  37. Понятие и виды обязательств из односторонних действий.

  38. Понятие обязательства и основания его возникновения. Виды обязательств.

  39. Понятие договора в гражданском праве (виды, функции, содержание). Принцип свободы договора.

  40. Заключение договора. Особенности заключения договора в обязательном порядке.

  41. Изменение и расторжение договора.

  42. Субъекты обязательств. Множественность лиц в обязательстве. Перемена лиц в обязательстве.

  43. Надлежащее исполнение обязательств в гражданском праве.

  44. Способы обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств (значение, общая характеристика).

  45. Независимая гарантия.

  46. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств.

  47. Основание и условия гражданско-правовой ответственности. Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности.

  48. Прекращение обязательств в гражданском праве.

  49. Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц.

  50. Договор купли-продажи и его виды.

  51. Договор купли-продажи недвижимости .

  52. Договор поставки. Договор контрактации.

  53. Регулирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

  54. Договоры продажи и аренды предприятия.

  55. Договор энергоснабжения.

  56. Договор аренды.

  57. Договор аренды транспортных средств.

  58. Договор аренды зданий и сооружений. Аренда предприятий.

  59. Договор финансовой аренды (лизинга).

  60. Договор безвозмездного пользования (ссуды).

  61. Договор подряда.

  62. Права и обязанности подрядчика и заказчика по договору подряда. Распределение рисков.

  63. Договор бытового подряда.

  64. Права и обязанности сторон по договору строительного подряда.

  65. Договор возмездного оказания услуг.

  66. Договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа.

  67. Ответственность по договорам перевозки грузов, пассажиров и багажа.

  68. Договор займа и кредитный договор.

  69. Договор мены.

  70. Товарный и коммерческий кредит.

  71. Договор финансирования под уступку денежного требования.

  72. Договор банковского вклада.

  73. Договор банковского счета.

  74. Формы безналичных расчетов.

  75. Понятие и система обязательств по страхованию.

  76. Обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения.

  77. Договор хранения.

  78. Договоры по оказанию посреднических услуг.

  79. Договор коммерческой концессии.

  80. Виды действий в чужом интересе.

  81. Договор доверительного управления имуществом.

  82. Договор простого товарищества.

Ответы по гражданскому праву

По гражданскому процессу, административному судопроизводству:

  1. Конституционные принципы российского гражданского процессуального права.

  2. Источники и формы гражданского процессуального права.

  3. Состав суда при рассмотрении гражданских дел. Основания для отвода судьи, других участников процесса, порядок их разрешения.

  4. Принципы гражданского процесса.

  5. Принцип состязательности в гражданском процессе.

  6. Подведомственность гражданских и административных дел судам общей юрисдикции. Критерии подведомственности.

  7. Подведомственность и подсудность гражданских и административных дел судам общей юрисдикции. Виды подсудности.

  8. Лица, участвующие в деле, их права и обязанности.

  9. Представительство в суде.

  10. Доказательства в гражданском процессе. Обязанность доказывания.

  11. Судебные расходы.

  12. Сроки рассмотрения гражданских дел.

  13. Рассмотрение дел в порядке приказного производства в гражданском процессе.

  14. Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

  15. Примирительные процедуры в гражданском процессе. Мировое соглашение.

  16. Меры предварительной защиты по административному иску.

  17. Подготовка гражданских и административных дел к судебному разбирательству.

  18. Судебное разбирательство.

  19. Требования, предъявляемые к судебному решению. Законная сила судебного решения.

  20. Процессуальные сроки. Заочное производство в гражданском процессе.

  21. Основания приостановления производства по гражданскому и административному делу.

  22. Прекращение производства и оставление заявления без рассмотрения по гражданскому и административному делу.

  23. Протокол судебного заседания, замечания на протокол судебного заседания.

  24. Право апелляционного обжалования. Пределы рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

  25. Полномочия суда апелляционной инстанции. Основания для изменения или отмены решения или определения суда первой инстанции.

  26. Право кассационного обжалования. Порядок и сроки подачи кассационной жалобы.

  27. Пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции и полномочия кассационной инстанции.

  28. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

  29. Пересмотр судебных постановлений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

  30. Исполнение судебных постановлений. Процессуальные действия суда в исполнительном производстве.

  31. Особое производство в гражданском процессе.

  32. Понятие, задачи и принципы административного судопроизводства.

  33. Участники административного судопроизводства.

  34. Доказательства в административном судопроизводстве. Обязанность доказывания.

  35. Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.

  36. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

  37. Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

  38. Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

  39. Производство по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

  40. Производство по административным делам о недобровольной госпитализации и административном надзоре (Главы 28, 29, 30, 31 КАС РФ)

  41. Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

Ответы по гражданскому и административному процессу

По уголовному праву:

  1. Уголовная ответственность: содержание, возникновение, прекращение.

  2. Общие и специальные нормы уголовного закона.

  3. Уголовный закон, его структура. Действие уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

  4. Оценочные понятия в уголовном законе.

  5. Судебное толкование уголовного закона и его значение.

  6. Субъект преступления.

  7. Стадии совершения преступления. Оконченное преступление. Приготовление. Покушение.

  8. Добровольный отказ от преступления.

  9. Разграничение преступлений и иных правонарушений.

  10. Понятие преступления. Категории преступлений. Изменение категории преступления.

  11. Отграничение множественности преступлений от единого сложного преступления (продолжаемого, длящегося, составного).

  12. Назначение наказаний по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.

  13. Уголовно-правовое значение рецидива преступлений.

  14. Понятие и виды объекта преступления. Значение объекта и его факультативных признаков для квалификации преступлений.

  15. Объективная сторона преступления в формальных и материальных составах. Понятие и признаки причинной связи.

  16. Субъективная сторона преступления и ее значение для квалификации преступлений.

  17. Уголовно-правовое значение аффекта.

  18. Условия правомерности необходимой обороны и крайней необходимости. Их разграничение.

  19. Множественность преступлений. Понятие и виды

  20. Основания уголовной ответственности за неоконченное преступление. Основания уголовной ответственности за соучастие в преступлении.

  21. Оконченное и неоконченное преступление: квалификация и назначение наказания.

  22. Понятие и признаки соучастия. Виды и формы соучастия.

  23. Квалификация преступления, в совершении которого принимали участие двое (вменяемый и невменяемый), трое (два лица, обладающие всеми признаками субъекта, и лицо, не достигшее возраста уголовной ответственности). Позиция по этому вопросу Верховного Суда РФ и практика Вашего суда субъекта Российской Федерации.

  24. Понятие и признаки наказания. Его цели. Система и виды наказаний.

  25. Назначение наказания при рецидиве преступлений.

  26. Условия правомерности при задержании лица, совершившего преступление.

  27. Основные начала назначения наказания и их значение.

  28. Преступления с двумя формами вины.

  29. Отличие освобождения от уголовной ответственности от освобождения от наказания.

  30. Уголовно-правовые последствия судимости.

  31. Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления и иные антиобщественные действия.

  32. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступления (общей и специальной; части и целого) и при назначении наказания (отягчающих и смягчающих обстоятельств).

  33. Ответственность за убийство при отягчающих обстоятельствах.

  34. Постановление Пленума Верховного Суда РФ о судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

  35. Мошенничество и его виды.

  36. Характеристика насилия, опасного и не опасного для жизни и здоровья в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

  37. Уголовная ответственность за кражу (ст. 158 УК РФ).

  38. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений".

  39. Принудительные меры медицинского характера.

  40. Убийство. Проблемы квалификации. Отграничение умышленного убийства от смежных составов.

  41. Бандитизм. Проблемы квалификации. Отграничение бандитизма от смежных составов.

  42. Уголовная ответственность за хулиганство (ст. 213 УК РФ) и вандализм (ст. 214 УК РФ).

  43. Ответственность за получение и дачу взятки. Проблемы отграничения взяточничества от смежных составов.

  44. Конфискация имущества. Правовая природа. Вопросы применения.

  45. Уголовная ответственность за служебный подлог.

  46. Уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве.

  47. Уголовная ответственность за изнасилование (ст. 131 УК РФ).

  48. Контрабанда (уголовно-правовые аспекты).

  49. Преступления против жизни и здоровья.

  50. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

  51. Преступления в сфере незаконного оборота оружия (ст. 222, 223 УК РФ).

  52. Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (ст. 228, 228.1 УК РФ).

  53. Уголовная ответственность за похищение человека. Отличие от захвата заложников.

  54. Понуждение к действиям сексуального характера, развратные действия.

  55. Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий.

  56. Понятие должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации (ст. 201, 285 УК РФ) по закону и в соответствии с постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ.

  57. Виды преступлений, посягающих на отношения, обеспечивающие нормальное осуществление правосудия судом.

  58. Виды преступлений, посягающих на отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания по осуществлению правосудия.

  59. Особенности условного осуждения и его отмены, продления испытательного срока.

  60. Назначение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

  61. Особенности назначения штрафа.

  62. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств.

  63. Отсрочка отбывания наказания (ст. 82, 82.1 УК РФ).

Ответы по уголовному праву

По уголовно-процессуальному праву:

  1. Принципы уголовно-процессуального права.

  2. Понятие, сущность уголовного судопроизводства.

  3. Уголовно-процессуальный закон, его структура. Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Толкование и применение норм уголовно-процессуального права.

  4. Участники уголовного судопроизводства.

  5. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

  6. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты .

  7. Уголовно-процессуальные функции: понятие, сущность.

  8. Процессуальная форма уголовного процесса.

  9. Стадии уголовного судопроизводства.

  10. Судебный контроль в стадии предварительного расследования при производстве отдельных следственных действий.

  11. Порядок рассмотрения судами ходатайств органов предварительного расследования о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу.

  12. Процессуальный порядок и особенности рассмотрения в апелляционной инстанции частных жалоб (представлений) на акты судебного контроля в стадии предварительного расследования.

  13. Принципы уголовного процесса и их характеристика. Соотношение диспозитивности и публичности в уголовном преследовании.

  14. Понятие и сущность уголовного преследования.

  15. Предварительное расследование: понятие, формы.

  16. Реабилитация в уголовном судопроизводстве.

  17. Доказательства в уголовном судопроизводстве: понятие, виды.

  18. Меры процессуального принуждения: понятие и виды.

  19. Процессуальный порядок производства в суде первой инстанции.

  20. Общий порядок подготовки к судебному заседанию.

  21. Общие условия судебного разбирательства.

  22. Приговор суда.

  23. Отводы участников уголовного процесса в ходе судебного заседания по уголовному делу.

  24. Участие защиты в уголовном процессе.

  25. Сущность апелляционного производства по уголовному делу.

  26. Протокол судебного заседания по уголовному делу.

  27. Потерпевший в уголовном процессе.

  28. Вступление приговора в законную силу и приведение его в исполнение.

  29. Подозреваемый в уголовном процессе.

  30. Обстоятельства прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования.

  31. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

  32. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору. Действие и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением (обвинительным актом, обвинительным постановлением).

  33. Особенности производства по уголовному делу, рассматриваемому с участием присяжных заседателей.

  34. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

  35. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

  36. Апелляционный порядок пересмотра судебных решений.

  37. Кассационный порядок пересмотра судебных решений.

  38. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному праву.

  39. Основания для отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке.

  40. Заключение под стражу как мера пресечения в уголовном процессе.

  41. Процессуальный порядок условно-досрочного освобождения от наказания.

  42. Сущность кассационного производства по уголовным делам.

  43. Судебный порядок рассмотрения жалоб в уголовном судопроизводстве.

  44. Состязательность в уголовном процессе: понятие, сущность.

  45. Производство экспертизы по уголовному делу.

  46. Собирание и оценка доказательств.

  47. Возбуждение уголовного дела: поводы, основания, субъекты, процедура.

  48. Возмещение при производстве по уголовному делу имущественного вреда и имущественной компенсации морального вреда, причиненного преступлением.

Ответы по уголовно-процессуальному праву

По трудовому праву:

  1. Источники и формы российского трудового права.

  2. Источники и формы международного трудового права.

  3. Прямое применение Конституции РФ при рассмотрении трудовых споров.

  4. Заключение трудового договора.

  5. Рабочее время и время отдыха.

  6. Изменение трудового договора.

  7. Оплата и нормирование труда.

  8. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику.

  9. Трудовой распорядок, дисциплина труда.

  10. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю.

  11. Разрешение трудовых споров.

  12. Расторжение трудового договора по инициативе работника.

  13. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

Ответы по трудовому праву

По административному праву:

  1. Правовое регулирование административной ответственности в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации.

  2. Понятие административного правонарушения как основания административной ответственности. Состав административного правонарушения.

  3. Классификация административных правонарушений.

  4. Субъекты административной ответственности.

  5. Понятие и цели административного наказания. Виды административных наказаний. Правила назначений административных наказаний.

  6. Подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях судам общей юрисдикции. Подсудность дел районным судам и мировым судьям.

  7. Производство по делам об административных правонарушениях и его стадии.

  8. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.

  9. Предмет доказывания, доказательства. Оценка доказательств по делам об административных правонарушениях.

  10. Возбуждение дела об административном правонарушении. Должностные лица, уполномоченные возбуждать дело об административном правонарушении.

  11. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

  12. Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях.

  13. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

    Признаки закона:

    1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

    2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

    3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

    4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

    5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

    Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

    ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

    │ ПРИЗНАКИ ЗАКОНА ├──┐

    └─────────────────────────────────────────────────────────┘ │

    │ Принимается только органом законодательной власти ├────────┤

    │ или референдумом │ │



    ┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

    │ Особый порядок подготовки и принятия ├────────┤

    └───────────────────────────────────────────────────┘ │

    ┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

    │ Выражает волю и интересы народа ├────────┤

    └───────────────────────────────────────────────────┘ │

    ┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

    │ Обладает высшей юридической силой ├────────┤

    └───────────────────────────────────────────────────┘ │

    ┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

    │ Регулирует наиболее важные общественные отношения ├────────┘

    └───────────────────────────────────────────────────┘

    Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

    1) по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

    2) по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

    3) по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

    4) по сроку действия (постоянные законы и временные);

    5) по характеру (текущие и чрезвычайные);

    6) по сферам действия (общефедеральные и региональные);

    8) по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

    9) по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

    10) по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

    Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

    Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

    Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

    1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

    В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

    2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

    3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

    4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

    5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

    6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

    7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

    Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

    Действие нормативных актов во времени,

    в пространстве и по кругу лиц

    Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

    Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".

    Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

    Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

    1) если в самом законе об этом сказано;

    2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

    Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

    по истечении срока действия акта, на который он был принят;

    в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

    на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

    Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

    Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

    Уровня государственного органа, принявшего данный акт;

    Юридической силы акта.

    Нормативные акты распространяют свое действие:

    На территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

    На территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

    На территорию, указанную в самом нормативном акте;

    На локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

    С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

    Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

    Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.


    В последние годы увеличилось количество рассматриваемых в судах дел, в рамках которых в связи с обращениями граждан или прокурора в суды общей юрисдикции и арбитражные суды осуществляется судебный контроль законности нормативных актов. Данный контроль является наглядным воплощением конституционного принципа разделения властей, предполагающего в том числе самостоятельность судебной власти в ее отношениях с органами законодательной и исполнительной власти (ст. 10 Конституции РФ).

    Возрастающее значение судебного контроля норм привело к появлению ряда проблем в соотношении компетенции между Конституционным Судом РФ и другими судами.

    С одной стороны, Конституцией, а также Федеральными конституционными законами «О Конституционном Суде Российской Федерации» «О судебной системе Российской Федерации» установлена исключительная компетенция Конституционного Суда и конституционных (уставных) судов субъектов РФ по осуществлению прямого конституционного контроля над определенными нормативными актами федерального и регионального уровня. С другой стороны, сохраняют свое действие федеральные законы, которыми установлены полномочия судов общей юрисдикции по осуществлению прямого судебного контроля над теми же нормативными актами в случае их обжалования (оспаривания) гражданами, организациями, прокурором и др. по мотивам нарушения прав и свобод, в том числе и конституционных. Отсутствие в законе четкого и однозначного разграничения судебной компетенции проверки нормативных актов и, вследствие этого, определенное пересечение полномочий органов конституционного контроля и судов общей юрисдикции вызвало известное противостояние правовых позиций Конституционного Суда и Верховного Суда РФ.

    В Постановлении Конституционного Суда от 16 июня 1998 г. № 19-П по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ говорится, что полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции РФ целой категории нормативных актов (перечисленных в п. «а», «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ) относится к исключительной компетенции Конституционного Суда, поэтому суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать данные нормативные акты не соответствующими Конституции и потому утрачивающими юридическую силу. Более того, Конституционный Суд указал, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды вообще не обладают полномочиями лишать данные нормативные акты юридической силы до тех пор, пока такими полномочиями они не будут наделены федеральным конституционным законом. Впоследствии, однако, Конституционный Суд изменил свою позицию в отношении порядка судебной проверки законов субъектов РФ, осуществляемой по заявлениям прокуроров. По мнению Конституционного Суда, признание законов субъектов Федерации недействительными и лишение их юридической силы может происходить только в рамках конституционного судопроизводства.

    Суды общей юрисдикции могут лишь принимать решения о признании законов субъектов РФ недействующими и не подлежащими применению по причине их противоречия федеральным законам. Суд общей юрисдикции, придя к выводу о несоответствии закона субъекта РФ Конституции России, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке его конституционности. Данная обязанность по смыслу статьи 125 (части 2 и 4) Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120 существует независимо от того, было ли дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона, разрешено на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ. Однако такой подход к разграничению компетенции в области нормоконтроля между Конституционным Судом РФ и другими судами не отрицает правомочия судов общей юрисдикции подтверждать недействительность законов субъекта РФ, содержащих такие же положения, какие уже были признаны неконституционными Конституционным Судом РФ, т.е. основывать свое решение на соответствующем решении Конституционного Суда РФ.

    Возрастающее значение дел, в рамках которых осуществляется судебный нормоконтроль, привело к тому, что в результате обновления российского процессуального законодательства появились новые гражданско-процессуальные институты в ГПК РФ, регулирующие производство по делам о признании нормативных правовых актов не действующими полностью или частично. Так, глава 24 ГПК РФ устанавливает порядок оспаривания нормативно-правовых актов. Граждане или организация, считающие, что нормативно-правовым актом нарушаются их права и свободы, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. С аналогичным заявлением в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный орган и высшее должностное лицо субъекта федерации, орган местного самоуправления, считающие, что нормативно-правовым актом нарушена их компетенция. Не подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции заявления об оспаривании нормативно-правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. При этом подача заявления в суд не приостанавливает действия оспариваемого нормативно-правового акта. Суд, установив, что оспариваемый нормативно-правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает акт не действующим полностью или в части. Решение суда влечет за собой утрату силы этого нормативно-правового акта или его части, а также других нормативно-правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативно-правовом акте или воспроизводящих его содержание.

    Сравнивая вышесказанное с главой 23 АПК РФ, регламентирующей порядок оспаривания нормативно-правовых актов, отметим ряд моментов: арбитражный суд, осуществляя проверку оспариваемого акта или его части, устанавливая его соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, также устанавливает полномочия органа или лица, принявших оспариваемый акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативно-правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме, а обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному законодательству и наличия полномочий на принятие оспариваемого акта, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт. Нормативно-правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшим акт, в соответствие с законом.

    Дела, в рамках которых осуществляется судебный нормоконтроль, являются разновидностью административных дел и должны рассматриваться в рамках административного судопроизводства. В соответствии с частью 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В российской правовой системе институты административного судопроизводства, в частности судебного контроля норм, только начинают формироваться. Те нормы, которые содержатся в главе 27 ГПК РФ и главе 23 АПК РФ, еще не создают той специальной процедуры, в рамках которой должен осуществляться так называемый абстрактный судебный контроль за законностью норм. Поэтому подобные дела рассматриваются в рамках гражданского и арбитражного процессов, не учитывающих существенных особенностей этих новых судебных процедур.

    Проверка конституционной законности нормативных актов осуществляется в рамках процедур конституционного судопроизводства, которое уже накопило в нашей стране значительный опыт, с помощью которого вполне можно создать теоретическую модель новых судебных процедур административного судопроизводства и в их рамках осуществлять судебный нормоконтроль. Есть много общего в этих судебных процедурах. И самое главное то, что поводом к рассмотрению дела чаще всего является обращение частного лица, которое, безусловно, можно рассматривать как частный случай реализации конституционного права на обращение в государственные органы (ст. 33 Конституции РФ).

    Первым шагом к созданию этой модели, с нашей точки зрения, должна стать разработка общих правовых принципов организации судебного нормоконтроля, ведь данные принципы должны быть общими как для конституционного, так и для административного судопроизводства, пока осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

    Под общими правовыми принципами судебного нормоконтроля, в первом приближении, можно понимать то общее в его организации, которое пока не существует, но обязательно должно быть. С нашей точки зрения, при рассмотрении конституционными (уставными) судами дел о конституционности нормативных актов и при рассмотрении судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел о законности нормативных актов существуют общие закономерности, которые должны учитываться в законодательстве об административном судопроизводстве.

    Что же такое общие принципы (или общие закономерности) рассмотрения судами дел в порядке нормоконтроля? Одним из таких принципов должен быть признан принцип связанности судов, осуществляющих судебный нормоконтроль, компетенцией других судов, решающих иные дела. Суды в процессе нормоконтроля должны решать исключительно вопросы права. И это означает, что при осуществлении административного судопроизводства они должны воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов.

    Поскольку речь идет о делах, возникающих из публичных правоотношений, которые появляются в ходе проверки законности нормативного акта, затрагивающего, как правило, интересы большого круга лиц, одним из общих принципов организации судебного контроля норм следует признать принцип коллегиальности при рассмотрении дел. Формы проявления коллегиальности в конституционном и административном судопроизводстве, естественно, могут не совпадать.

    Состязательность и равноправие сторон как правовые принципы при рассмотрении дел в порядке судебного нормоконтроля также обладают спецификой. В силу этой специфики, особый интерес представляет проблема процессуального положения прокурора, который в административном судопроизводстве обращается в суд в общих, т.е. публичных интересах, преследуя цель исключения из правовой системы России незаконных нормативных актов.

    В качестве одного из общих принципов можно рассматривать правила о предмете рассматриваемого дела. Поскольку предметом в делах рассматриваемой категории являются юридические нормы, обладающие признаками нормативности, общеобязательности, возникает проблема: может ли заявитель в рамках конкретного дела обжаловать норму во всем богатстве ее юридического содержания либо только в той ее части, которая была применена в его конкретном деле. В связи с этим необходимо учитывать, что в рамках конституционного судопроизводства существуют две формы судебного контроля, в зависимости от субъекта обращения. Первая – это абстрактный нормоконтроль, вторая – конкретный нормоконтроль.

    Абстрактный нормоконтроль заключается в том, что по запросу Президента РФ, любой палаты Федерального Собрания, одной пятой состава любой из этих палат, Правительства РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органа законодательной и исполнительной власти субъекта РФ Конституционный Суд обязан проверить, вне связи с каким-либо делом, конституционность федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Проверке на соответствие Конституции РФ подлежат, кроме того, Конституции республик, уставы других субъектов РФ, их законы и иные нормативные акты, изданные по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, а также договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектов и договоры между органами государственной власти субъектов РФ. Единственным видом нормативных правовых актов, которые Конституционный Суд проверяет в порядке предварительного контроля на соответствие Конституции РФ, являются не вступившие в силу международные договоры России.

    Конкретный нормоконтроль состоит в проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан или по запросу суда. Статья 96 Закона о Конституционном Суде устанавливает, что правом на обращение с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединение граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Под объединением граждан в данном случае Закон подразумевает те, чьи коллективные права или связанные с членством (участием) в них права отдельных лиц нарушаются применяемым законом. Конституционный Суд широко толкует понятие «объединение граждан» с точки зрения возможности обращения с конституционной жалобой. Обязательным условием принятия жалобы гражданина к рассмотрению, которое очень часто не учитывают заявители, является то, что оспариваемый закон должен быть применен или подлежит применению в касающемся непосредственно заявителя конкретном деле, рассмотрение которого в связи с правовым спором завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

    При организации судебного нормоконтроля в рамках административного судопроизводства предпочтение, с нашей точки зрения, следует отдавать конкретному нормоконтролю. В связи с этим возникает проблема практического свойства: возможно ли соединение в одном производстве дел по обращениям частных лиц и по обращениям прокурора, предъявляющего иск в общих интересах в тех случаях, когда обращения в суд касаются одного и того же предмета, т.е. одного закона или одной юридической формы. Дело в том, что предмет дела при этом по объему юридического содержания не совпадает, ибо если прокурор инициирует абстрактный нормоконтроль, в рамках которого обжалуется юридическая норма либо закон в полном объеме, то при обращении частных лиц в суд инициируется конкретный нормоконтроль, когда обжалуется только та часть нормы, которая реально была применена в деле заявителя.

    К сожалению, новое гражданское процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство РФ не предусматривают этих очевидных особенностей административных дел о судебном контроле норм.

    Мы считаем, что обязательной предпосылкой возникновения в суде дела о проверке законности юридических норм для частных лиц является нарушение их прав и законных интересов. А поскольку указанное нарушение может быть (и чаще всего является) результатом применения только части нормы, то предметом дела в таком случае должна быть норма в той части, в какой она была применена.

    Решая вопрос о законности юридической нормы, суд должен обладать большей активностью в собирании доказательств, нежели в рамках гражданского процесса, когда суд связан состязанием сторон, протекающим на его глазах, и когда он сам не ищет доказательств. Это обстоятельство еще раз доказывает, что «помещение» процедуры судебного контроля норм в лоно гражданского и арбитражного процесса, построенного совершенно на других принципах, является лишь временной и не очень удачной заменой полноценному административному судопроизводству. Пока же Верховный Суд ориентирует суды на то, что дела о признании правовых актов, носящих нормативный характер, противоречащими закону должны рассматриваться как возникающие из административно-правовых отношений, по общим правилам ГПК с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законами РФ (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. № 5).

    Очень интересным является такой общий принцип судебного нормоконтроля, как принцип допустимости обратной силы решений суда, констатирующего незаконность нормы, но только для тех лиц, которые выступали инициаторами рассмотрения дела. Данный принцип продиктован уважением к общеправовому принципу юридической безопасности или правовой стабильности и означает, что решение суда о признании нормы незаконной имеет для всех правовые последствия лишь в будущем и не сказывается на тех правоотношениях, которые возникли до вынесения решения суда с момента принятия нормативного акта. В связи с этим можно рассматривать как ошибочное Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о признании правовых актов противоречащими закону по заявлениям прокуроров» (Постановление Пленума от 27 апреля 1993 г. № 5) , в пункте 9 которого разъяснялось, что в случае удовлетворения заявления судам не следует обязывать орган отменять признанный недействительным правовой акт, поскольку признание такого акта недействительным по мотивам противоречия закону означает, что он не порождает правовых последствий со дня издания, о чем целесообразно указать в резолютивной части решения.

    В качестве общего принципа судебного нормоконтроля можно рассматривать возможность обжалования нормативных актов, подзаконных актов, а также законов, отмененных или утративших силу к началу или в период рассмотрения дела, начатого судом, если действием это акта были нарушены права и свободы граждан. Такая возможность пока предусмотрена только Законом о Конституционном Суде РФ (ст. 43).

    И, наконец, общим для всех процедур судебного нормоконтроля является положение (принцип), в соответствии с которым решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.


    А. ГАДЖИЕВ, аспирант


    Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961 – 1996. М., 1997. С. 142 – 145.

    Демократ.гос-во - политическая организация власти, основанная на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. Главным источником права явл-ся закон. В совр.юр. науке и практике термин «закон» употребляют двояко : 1. как юр.нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом 2. как нормативный акт (юр.документ) любого органа гос-тва, кот-ый содержит юр. нормы, обязательные правила поведения. Закон - это обладающий высшей юрид.силой нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представит.органом гос.власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общ-ные отношения. Характерные признаки закона. 1. Закон - это юр.документ, содержащий нормы права. 2. Закон явл-ся результатом правотворческой деятельности высшего органа гос.власти (парламента, монарха) или всего народа. 3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные отношения в общ-ве. 4. Закон обладает высшей юр.силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, и в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юр. документы. 5. Закон является фундаментальным юр.документом. Он служит основой нормотворческой деят-ти иных гос. органов, судов. Виды: 1. в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства: конституционные (органические) (закрепляют основы общ-ного и гос.строя, служат юрид.базой для текущего законодательства: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения) и текущие (принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны эконом-кой, полит-кой, культурной жизни страны). Особая разновидность текущих законов - кодифицированные и чрезвычайные законы. Кодифицированные законы - юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общ-ной жизни (Основы законодательства и кодексы). Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и др.причинами, носят временный характер. 2. В федеративном гос-ве (Россия) различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. 3. Деление законовпо отраслям права: отраслевые и межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (законы о здравоохранении, в кот-х есть нормы администр., гражд., др.отраслей права). 4. По кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих). 5. По субъектам принятия на принятые на референдуме, Федеральным Собранием РФ и представительными органами субъектов.

    43. Понятие и характеристика системы законодательства.

    Система законодательства - совокупность нормативных правовых актов, в кот-х объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Эта система явл-ся внешним выражением системы права. Система законодат-ва складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований выделяется горизонтальная, вертикальная, федеративная и комплексная системы законодат-ва. Система законодательства - совокупность источников права определенного гос-ва, являющихся формой закрепления и выражения правовых норм. Система законодат-ва отличается от системы права. Первая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права; вторая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам. Между системой права и системой законодат-ва существует тесная связь как связь содержания и формы. Система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодат-ва. Т.о., система права - основа систематизации законодат-ва. Кодификация явл-ся высшей формой систематизации, потому что учитывает требования системы права, осуществляется обычно по отраслевому основанию. Большинство кодифицированных актов содержат нормы одной отрасли или одного института права. Структура: 1. Горизонтальное (отраслевое ) строение системы законодат-ва обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общ-ными отношениями. На основе этого вычленяются отрасли законодат-ва, соответствующие отраслям системы права (констит-ное право – констит-ное законодательство). 2. Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов гос.власти и нормативно-правовых актов по их юр.силе. Во главе системы нормативно-правовых актов РФ стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты. 3. Федеративное строение системы основано на двух критериях - федеративной структуре гос-ва и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодат-ва. Можно выделить три уровня нормативно-правовых актов РФ: федеральное закон-во (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ); законод-во субъектов РФ (уставы, законы, постановления глав администраций); законод-во органов местного самоуправления (решения, постановления). 4. Комплексные образования в системе законод-ва складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы гос-ного управления. К ним относятся природоохранительное, транспортное закон-во, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов). Виды закон-ва: 1. в зависимости от соотношения с отраслями права: отраслевое (нормы только одной отрасли - уголовное), внутриотраслевое (нормы одного института - авторское), комплексное (нормы неск. отраслей). Существуют отрасли права, не имеющие в системе закон-ва отрасли для воплощения (аграрное). 2. по территории: федеральное, региональное, местное.