Трудовая книжка

Пошлость - это что такое? Значение, определение и синонимы слова "пошлость". Что такое Пошлость? Значение и толкование слова poshlost, определение термина Что такое пошлость в литературе

Низводит их до уровня ограниченно-обывательского понимания, понижает саму идею достоинства личности. К многообразным проявлениям П. относятся: ограниченность интересов, низменность мотивов, мелочность в действиях, прикрываемые высокопарными рассуждениями и сентиментальной мечтательностью, «мелкие делишки и великие иллюзии» (Маркс К; Энгельс Ф., т. 3, с. 184); превращение обывательски понимаемой «мудрости жизни», себялюбивого благоразумия в жизненный моральный принцип; самодовольная посредственность, утверждающая себя путем воинствующего отрицания и осмеяния всего истинно возвышенного, героического, великого, выходящего за рамки обыденного; некритически-догматическое усвоение «прописных истин» и попытки с их помощью разрешать сложные жизненные проблемы; узкий кругозор, упрощенное понимание действительности и предъявляемых ею требований; отсутствие юмора и остроумия и обусловленная этим способность постоянно попадать в комическое положение; вульгарность во вкусах, рабское подражание моде и далеко не лучшим эстетическим образцам в одежде и манерах. П. проявляется иногда и в науке. Здесь она означает перенесение в теорию представлений обыденного мышления, вульгаризацию идей, высказанных в прошлом. П. так или иначе смыкается с мещанством, чванством, косностью и догматизмом. Классики марксизма неоднократно подвергали критике П. буржуазии, ее образа жизни и мысли, в частности буржуазной псевдонауки, показывая ее связь с торгашеским духом капиталистического об-ва. Особенно они высмеивали «филистерскую пошлость» мелкой буржуазии. К. Марксу принадлежит чрезвычайно меткая и выпуклая характеристика воинствующей П.: «Плоская, безудержно-болтливая, фанфаронствующая, хвастливая... претенциозно-грубая в нападении и истерически-чувствительная к чужой грубости неустанно проповедующая добрые и неустанно их нарушающая; комично сочетающая пафос с вульгарностью... одинаково высокомерно противопоставляющая народной мудрости мещанскую, книжную полуученость, а науке - так называемый «здравый человеческий смысл»... скованная ограниченными догматическими понятиями и в такой же мере апеллирующая в противовес всякой теории к мелочной практике; негодующая на реакцию и выступающая против прогресса...» (т. 4, с. 291-292). В социалистическом об-ве П. представляет собой пережиток мещанских, обывательских нравов и вкусов. Преодоление ее предполагает искоренение частнособственнической и приспособленческой психологии, развитие духовной культуры народных масс, формирование у людей творческого и критического отношения к самим себе и к окружающему.

Словарь по этике. - М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПОШЛОСТЬ" в других словарях:

    пошлость - вульгарность; избитость, банальность, тривиальность; филистерство, неприличие, клюковка, истасканность, неблагопристойность, пошлятина, неприличность, непристойность, плоскость, похабень, стертость, бульварность, непотребство, клубничка,… … Словарь синонимов

    ПОШЛОСТЬ - ПОШЛОСТЬ, пошлости, жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к пошлый. Пошлость фразы. Пошлость поведения. 2. Пошлое замечание, выражение или пошлый поступок. Говорить пошлости. Заниматься пошлостями. «Средь лицемерных наших дел и всякой пошлости и прозы… … Толковый словарь Ушакова

    Пошлость - Пошлость скабрезность, непристойность. Пошлость (эстетика) морально эстетическое понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности … Википедия

    ПОШЛОСТЬ - ПОШЛОСТЬ, и, жен. 1. см. пошлый. 2. Пошлое выражение, пошлый поступок. Сказать п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    пошлость - бесславная (П.Я.); бесстыдная (П.Я.); всесильная (Надсон); глупая (Чехов); наивная (Чехов); невыносимая (Чехов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

    Пошлость - (ст.слав. – пошлина, налог) – состояние бытия (действий, мыслей, слов, чувств, отношений, творений), характеризующееся отсутствием высокого идеала или нежеланием стремиться к нему по причине душевной лени или духовного бессилия. Пошлость… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Пошлость

    Пошлость - I ж. 1. отвлеч. сущ. по прил. пошлый I 2. Пошлое [пошлый I] замечание, выражение или пошлый поступок. II ж. устар. отвлеч. сущ. по прил. пошлый II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    пошлость - пошлость, пошлости, пошлости, пошлостей, пошлости, пошлостям, пошлость, пошлости, пошлостью, пошлостями, пошлости, пошлостях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    пошлость - п ошлость, и … Русский орфографический словарь

Книги

  • Избывая бессмертную пошлость Опыт художественной литературы , Евдокимова Е.. Человеческое ничтожество и люди, ничтожество в себе принимающие, были всегда. Но долгие века изничтожение жизни, будучи неспособностью того или другого человека удержать в себе жизнь,… Купить за 491 руб
  • Прелести Лиры (сборник) , Анатолий Андреев. Городские повести А. Андреева, сюжетные и психологичные, рассчитаны на читателей разных уровней подготовленности и запросов. Сквозные темы повестей – любовь и творчество, спутниками которых…

"Пошлость есть совершенная удовлетворенность, довольство и даже веселье от плоскости небытия, окончательное выбрасывание на поверхность. Пошлость и есть этот мир, окончательно забывший об ином мире и почувствовавший довольство. Пошлость – есть потеря всякой оригинальности, определяемость жизни исключительно извне».
Н.А.Бердяев, О назначении человека.

«Дачи и дачники - это так пошло, простите»
А.П.Чехов, Вишневый сад.

После некоторого раздумья решил посвятить отдельную статью пошлости в стихосложении.


В русском языке есть слова, вызывающие головную боль у переводчиков своей непереводимостью: хам - хамство, жлоб, похабный, или еще лучше - похабень.
Пошлость является одним из самых известных непереводимых русских слов.

Слово «пошлый» - чисто русское, народное слово.
Оно представляет собою отглагольное прилагательное, точнее, причастие от глагола пойти (ср. выражение «пошло» - «ведется исстари»), превратившееся в имя прилагательное. Это слово идет из дописьменной древности. В русских памятниках делового языка, в актах и грамотах до XVII в. оно употребляется в значениях: 1) исстари ведущийся, старинный, исконный; искони принадлежащий; 2) прежний, обычный (ср. значение слова пошлина в древнерусском языке).

Оживление слова «пошлый» и широкое его распространение в стилях русского литературного языка с начала XIX в. было вызвано интересом к русской истории, к старинной письменности и ее языку.

«Пошлость» обозначает не только свойство пошлого, но и пошлый быт, пошлый поступок, пошлые выражения, замечания. Экспрессивная окраска слов пошлый, пошлость становится к середине XIX в. все более резкой.
В. И. Даль в своем словаре, указав старинные значения слова пошлый - в соответствии с словарем 1847 года, так характеризует современные, т. е. свойственные русскому языку 50-60-х годов, значения слова пошлый: «ныне: избитый, общеизвестный и надокучивший, вышедший из обычая; `неприличный, почитаемый грубым, простым, низким, подлым, площадным; вульгарный, тривиальный: «Эти пошлые романы надоели. Пошлые или речи».

В русском литературном языке второй половины XIX и начала XX века продолжают обостряться и определяются эти же значения и оттенки слова «пошлый».
В словаре Д. Н. Ушакова слово пошлый толкуется так: «Заурядный, низкопробный в духовном, нравственном отношении, чуждый высших интересов и запросов. П. человек. Пошлая среда. Пошлые вкусы. // Безвкусно-грубый, избитый, тривиальный. П. комплимент. П. анекдот. Пошлая песенка. П. роман.».

Особенно обостренное отношение к пошлости характерно для умонастроения, которое связывается с представлением о «левых» политических взглядах. Корней Чуковский в книге «Мастерство Некрасова» пишет, что слово «пошлый» (и «пошлость») «к шестидесятым годам все больше и больше окрашивалось политическим смыслом и приобретало оттенок: застой, оцепенелость, омертвение чувств, приверженность к старым порядкам».
Далее он замечает, что основное отношение революционных демократов к пошлости - «активная, не знающая примирения ненависть». В противовес этому люди «правых» взглядов иногда готовы выступать с апологией пошлости.

Характерно высказывание В. Шульгина, приведенное в его книге «Дни»: «все женщины жаждут самодержца... Я знаю, вы скажете, что это «пошлость»... Но заповеди «не убий» и «не укради» - тоже «пошлость»... Однако пошлости такого рода обладают таким свойством, что стоит только от них уклониться и начать «оригинальничать», как мир летит вверх тормашками».

Главным борцом с пошлостью в истории мировой культуры является В.В.Набоков.
Он писал: «У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного мещанства - пошлость. Пошлость - это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым»*.

Образцом пошлости в русской культуре являются персонажи рассказа Чехова «Ионыч»: фразы «Мороз крепчал», «Умри, несчастная!», «Вы не имеете никакого римского права» являются пошлыми потому, что произносящие их персонажи приписывают им эстетическую ценность, каковой они, очевидно, не обладают.

Салтыков-Щедрин и Чехов когда-то клеймили пошлость, имея в виду подлую обыденность, которая подобно зловонному болоту засасывает человека, постепенно убивая в нем высокие устремления, прекрасные мечты. Потом обличение мещанского уюта, особенно в лице канареек и гераней (вариант - фикусов), отвлекающих человека от движения к светлому будущему, стало обычным в советской культуре.

Материализованное выражение пошлости представил Достоевский в форме «клетчатого господина» - знаменитого гостя Ивана Карамазова. И фантастически выпукло пошлость им изображена и выражена в знаменитом музыкальном пассаже Лямшина, когда грозное звучание «Марсельезы» вдруг превращается в издевательскую приторную «М ein lieber Augustin». Набоков своих в «Лекциях по русской литературе» полностью цитирует этот момент из «Бесов».

Что такое пошлость в XXI веке?
Некоторые специалисты полагают, что «пошлость не может быть определена и не поддается классификации. Пошлость эстетична, потому что по природе своей она средство выражения. Как инструмент выразительности, пошлость являет себя в слове и поступке. Как жест, она не только выразительна, но и изобразительна.»

И всё же, обобщив различные определения пошлости, можно утверждать, что пошлость - это морально-эстетическое понятие, имеющее следующие характеристики:

1. Образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности, низводит их до уровня ограниченно-обывательского понимания, понижает саму идею достоинства личности.

В основе представления о вульгарном и пошлом лежит одна и та же идея - идея обыкновенности, расхожести. И вульгарность, и пошлость присущи толпе или, как любил говорить Пушкин, черни.

В пошлых анекдотах встречаются вульгарные выражения, а вульгаризаторы имеют обыкновение опошлять научные концепции. То есть у этих двух слов похожая структура многозначности.
Круг значений и пошлого, и вульгарного: 1) обыкновенный, простонародный; 2) безвкусный; 3) непристойный; 4) банальный, тривиальный.

2. Действие, ситуация, предмет или высказывание, которым человек приписывает некую эстетическую значимость.
Т.е. пошлость в данном контексте – это снобизм и, говоря словами В.Набокова, «ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».
Так, гриб, цветок или морская раковина - так же как и хождение на работу или в лес за грибами - сами по себе не могут быть пошлыми: они могут стать таковыми только в том случае, если кто-то приписывает им какую-то дополнительную эстетическую ценность, которая у данных объектов отсутствует.
Неотъемлемой составляющей этой разновидности пошлости является пафос (греч. πάθος - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) - риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.
В данном случае пошлостью является псевдо-пафос.

3. Штамп, клише, банальность, тривиальность (от латинского обозначения развилки трех дорог, где обычно стояли проститутки).

Слово «пошлость» выражает самую убийственную эстетическую оценку, какая есть в русском языке.
Это понятие, может быть, столь же всеобъемлющее как понятие прекрасного. Но пошлое гораздо хуже безобразного. Безобразное контрастирует с прекрасным, тем самым только подтверждая наше представление о красоте.
Пошлость компрометирует прекрасное, потому что обычно подражает ему, и иногда лишь неуловимо отличается от оригинала. Но пошлость убивает в каждом явлении то, что составляет его сокровенный смысл, и поэтому она невыносимо оскорбительна для вкуса.
Пошлость всегда шаблонна, цитатна и вне творчества, т.к. берёт за основу уже существующие модели.

Синонимы пошлости: безвкусный, вульгарный, скабрезный, моветон, мещанский, обывательский, филистерский; позже усвоено слово кич (китч), а иногда в близком к нему смысле используется слово лубок.

Пошлым может быть что угодно. Пошлость неуловима, беспредметна и знаки ее аморфны. И поскольку это так, то пошлость по природе феноменальна. Она есть изнаночное состояние нормальных жизненных проявлений.

Пошлость - характернейшая черта нашего мышления. Мы ее замечаем, наблюдаем в мире Другого, но в мире Себя, чаще всего из-за отсутствия самоиронии и излишне серьезного отношения к себе, не видим.

Выдавить из себя пошляка еще труднее, чем раба. Для этого ты должен увидеть в себе пошлость. Поскольку же это связано с такой эфемерностью и летучей чувственностью, как вкус, а позывы к сладострастью забивают и убивают вкус, то это случается очень редко.

К многообразным проявлениям пошлости относятся:
- ограниченность интересов,
- низменность мотивов,
- мелочность в действиях, прикрываемые высокопарными рассуждениями и сентиментальной мечтательностью,
- превращение обывательски понимаемой «мудрости жизни», себялюбивого благоразумия в жизненный моральный принцип,
- самодовольная посредственность, утверждающая себя путем воинствующего отрицания и осмеяния всего истинно возвышенного, героического, великого, выходящего за рамки обыденного,
- некритически-догматическое усвоение «прописных истин» и попытки с их помощью разрешать сложные жизненные проблемы,
- узкий кругозор, упрощенное понимание действительности и предъявляемых ею требований,
- отсутствие чувства юмора и остроумия и обусловленная этим способность постоянно попадать в комическое положение,
- вульгарность во вкусах, рабское подражание моде и далеко не лучшим эстетическим образцам в одежде и манерах

Пошлость как аромат летуча. Она нечто вроде дурного запаха. Скажем, при чтении графоманских стихов, «чернухи», халтуры кто не испытывал нечто, что выражалось в словах «вонючая книга». Пошлость именно заслуживает площадную брань: ведь иначе с ней не справишься.

Обширный класс объектов, которые могут быть охарактеризованы как пошлые, составляют речевые произведения. Высказывание может быть названо пошлым, если в нем содержится претензия на остроумие, оригинальность или глубину мысли.

Пошлость и снобизм – это две стороны одной медали.

Если говорить о стихотворчестве, то поэт-пошляк - сторонник упрощенного подхода к написанию стихов, то есть «приземлённого», вульгарного, неприличного, грубого. Он не пытается выглядеть кем-то другим и не скрывает своего примитивизма и дурновкусия, не осознавая их или, наоборот, выпячивая и прикрываясь ими, как щитом принципа.
Декларации некоторых поэтов: «Я не поэт», «Я графоман», «Я не поэт, но и не графоман», «Я не поэт, а мои сочинения не », - безусловно, являются пошлостью.

Поэт-сноб , напротив, оставаясь в душе пошляком, любит всё усложненное, ложно-возвышенное и витиеватое.
Это у поэтических снобов можно встретить пустые и ни-о-чём-ные стихотворные имитации, с нагромождением «красивых» и сложнозакрученных по форме и смыслу словесных конструкций.
Снобы намного хуже откровенных пошляков, т.к. из-кожи-лез-но мимикрируют под поэтов. А это вредит как всему литературному сообществу, так и отдельно взятым «незрелым» авторам, которые могут попасть под влияние псевдо-поэтов.

Наиболее часто пошлость встречается в гражданской (патриотической), пейзажной и любовной лирике.

Миллионы стихов посвящены действующему в стране политическому строю, органам государственной власти, их руководителям и т.д.
Указанные сочинения изобилуют пошлостью в виде речевых штампов и псевдо-пафоса.

Такая пошлость встречается и в пейзажной лирике. Когда поэт, например, описывая иву, возвеличивает её до такой степени, что чуть ли не наделяет её космическим разумом.
Или когда используются заштампованные слова и выражения. Например, «девицы-берёзки», «белая берёза», "небо голубое", "белый снег" и т.д.

Но хуже всего с пошлостью обстоит дело в любовной лирике.
С одной стороны, это связано с тем, что за тысячи лет о любви уже столько всего сказано, что сказать нечто новое и оригинальное практически невозможно.
С другой стороны, любовная лирика затрагивает такую сторону человеческих взаимоотношений, в которой грань между тем, что пошлО, и тем, что пОшло, весьма тонка.

Снижают эстетическую и художественную ценность речевые трафареты:

1) избитые рифмы:
- любовь – морковь - кровь – вновь - новь.
- мужчина - причина
- местоименные рифмы: моей - твоей, его - твоего и т.п.
- слёзы – грёзы – морозы - розы

2) шаблонные слова и словосочетания:
- страстный взгляд
- страстная любовь
- страстный поцелуй
- страстная женщина и т.д. (вообще, надо быть очень осторожным с эпитетом «страстный», ибо почти всегда он пошлый)

Сладострастье
- томный взгляд
- озёра глаз («твоих бездонных», конечно же)
- знойная женщина («мечта поэта»; к данному эпитету относится то же, что и к эпитету «страстный»)
- пантера, рысь (о женщине)
- чувственные губы (сладкие, спелые, алые)
- жаркие объятия
- нежные ласки

Неизбежно приводят к пошлости нецензурная и обесценная лексика, а также вульгаризмы, которыми изобилует эротическая лирика.

Поскольку стиль художественной речи избегает терминов, поэтам приходится несладко в поисках эквивалентов тех слов, которыми обычно обозначают те или иные органы и части тела в медицине, а также всем известный физиологический акт продолжения рода.

В результате стихи такого жанра изобилуют, следующими речевыми штампами-пошлизмами (в лучшем случае):
- нефритовый стебель
- жезл
- цветок
- девочка
- киска
- райские врата
- сосочки (как правило «вишенки»)
- нектар
- мёд
- роса
- влага

Некоторые поэты (я сознательно избегаю термина «графоманы») не осознают того факта, что стихотворная речь отличается от разговорной, в силу принадлежности первой к художественному стилю.
Поэтому самые обычные слова, почти всегда уместные и благозвучные в нашей разговорной речи, в стихах могут превратиться в пошлость.
Например:
- тела влажные (мокрые, вспотевшие)
- упругая грудь
- член и его эквиваленты

Ягодицы

Можете сами дополнить этот список словосочетаниями и словами из своих стихов.

Действительно «тяжела и неказиста жизнь поэта-эротиста».
Многие поэты, вдоволь наэксперементировавшись в этом жанре, затем или вовсе отходит от него, или переходят на более высокий уровень изобразительный средств, прибегая к более закодированной лексике.

Ницше когда-то признавался, что любит книги, написанные кровью.
Думаю, редкий любитель литературы не согласится с ним.
Но, согласитесь, мало кто из нас любит стихи, написанные продуктами выделительной системы человека.

В.В. Набоков когда-то сказал: «книги, которые вы любите, нужно читать, вздрагивая и задыхаясь от восторга… Литературу надо принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов, - тогда вы почувствуете ее сладостное благоухание в глубине ладоней; ее нужно разгрызать, с наслаждением перекатывая языком во рту - тогда и только тогда вы оцените по достоинству ее редкостный аромат, и раздробленные частицы вновь соединятся воедино в вашем сознании и обретут красоту целого, к которому вы подмешали чуточку собственной крови».

По-моему, замечательные слова, которые не имеют никакого отношения к пошлости.

Полностью избежать пошлости невозможно, но давайте будем стараться.

* В.В.Набоков, Гоголь.

С уважением, Ваш Добрый Критик.

Список использованных материалов:

1. Адорно Т.В., Хрестоматия по эстетике, 2001
2. Анна А. Зализняк, А. Д. Шмелев, Пошлость
3. Бердяев Н., О назначении человека
4. Виноградов В.В., История слов
5. Кругликов В., Незаметные очевидности, 2004
6. Левонтина И. Б., Осторожно, пошлость!
7. Русский Викисловарь

Слово «пошлость» имеет множество толкований, но практически все они сводятся к категориям бездуховности, банальности, вульгарности и непристойности.

Попробуем разобраться, что понимали под этим термином предки и как его значение изменилось в наши дни.

Как распознать пошлость?

Удивительный факт: определять, что такое пошлость, нам помогает внутреннее чутье – мы видим ее за версту. А вот дать конкретное описание явлению весьма проблематично.

Нечто серое, скучное, банальное и безликое может быть настолько же пошлым, насколько и нарочито красивое, вульгарно-шикарное, претендующее на оригинальность, претенциозное и выставляемое напоказ.

Кроме того, пошлым может быть нечто безвкусное или безнравственное, слишком «плоское» (на примере шутки) или скабрезное.

В плане поступков пошлость, как правило, означает выход за рамки приличий, несоблюдение этикета, распускание двусмысленных комментариев и намеков .

Сальные шутки на тематику «ниже пояса», популярные в банях, саунах и брутальных мужских компаниях, тоже считаются пошлыми.

Однако стоит признать, что границы безнравственного и безвкусного у каждого свои.

Кто-то зардеется и смутится от одного подобного анекдота, а другой, наоборот, скажет «Жизненно и метко!»

Высшая пошлость – это полнейшая аморальность и бездуховность, лежащие в основе действий или слов .

Это отсутствие культуры – как личное, так и массовое (касается всех потребителей опошленной продукции и ценителей псевдоискусства).

Что такое пошлость – тогда и сейчас

Пошлость ситуативна и неорганична: это всегда нечто неуместное, несвоевременное, неподобающее случаю.

Когда бухгалтер приходит на респектабельный корпоратив в вульгарном наряде «женщины-кошки», едва втиснувшись в полупрозрачный латекс, и костюм ее, и поведение выглядят пошлыми, непристойными.

Однако, решив порадовать своего мужа на 14 февраля, и в рамках ролевой игры, в интимной атмосфере облачившись в тот же наряд, она едва ли заслужит порицание.

Чаще всего пошлость порождается глупой модой, грубоватой безвкусицей и дисгармонией. Ее верной последовательницей становится дама в возрасте, принарядившаяся в леопардовое платье-мини, обтягивающие кожаные лосины и красные ботфорты.

Или домохозяйка, оформившая свою малогабаритную квартиру в стиле нарочитого барокко – с золотыми драпировками, стразами в потолке, бархатом и люрексом.

Пошлости свойственен перебор всех мастей. Она всегда «чересчур» . Немножко люрекса еще куда ни шло, но двадцать квадратных метров – уже слишком!

Исконное значение слова «пошлость» - что-то давно известное, старое и уже наскучившее, вроде бородатого анекдота.

Пошлым в этом смысле может быть тривиальный роман или заурядная песня. «Боже, какая пошлость!» воскликнет умная дама, услышав избитый комплимент.

Пошлость в искусстве

У некоторых чувствительных и высоконравственных натур из околокультурных кругов имеется особых нюх на пошлость.

Придет такой критик-театрал на новый спектакль и выскочит в антракте с раздражением на лице. И всем, разумеется, расскажет, что и игра актеров, и работа художников, и режиссерские ходы были одной сплошной пошлостью.

Однако он и сам не сможет объяснить, в чем именно она заключалась: это осознание пришло на уровне интуиции или иного седьмого-восьмого чувства. Вроде бы и не вульгарно, и ново, и не безнравственно, а все равно – пошло!

Пошлость в искусстве, в целом, очень трудно поддается толкованию и не вмещается в конкретные границы.

Для кого-то связка бананов, аляповато изображенная на холсте, покажется верхом бездарности, а кто-то вдумчиво скажет «Поп-арт!».

Каждый чувствует пошлость, но любой – по-своему, считая от собственных нравственных и вкусовых координат.

Есть и еще одна версия, в какой-то мере оправдывающая «вечных пошляков»: это промежуточное состояние между жанрами, неумелое скрещивание направлений, зависание посередине двух нормальных, привычных миру явлений или категорий. «Ни то, ни се» (и не классика, и не авангард).

Самую меткую характеристику пошлости дал Набоков: «самодовольное мещанство», да не простое, а с претензией на величие .

В его описании максимально точно уловлено современное значение слова: это «явная бездарность», «ложная значительность» и «поддельная красота».

Иначе говоря, - дешевое ремесленничество, претендующее на звание «предмета искусства», кричащая глупая мода, манерное поведение некоторых особ.

По сути, пошлость – это пустая, бездушная подделка, в которую не вложено ничего, ни таланта, ни души, ни мудрости, ни красоты.

Пошлость - это избитость, безвкусица, чуждость высших запросов и интересов, низкопробность в нравственном и духовном смысле, заурядность.

Пошлость по сути является определением нашей современной жизни.Как правило этот термин используют,когда обозначают банальность,избитость и скорее всего именно так и следует трактовать этот термин.Поскольку "чуждость высших запросов" довольно расплывчатое выражение,ведь высшие интересы у разных людей отличаются.

Это слово имеет исконно русское начало.Термин возник от слова "пойти","пошлО",то есть "ведется издавна". Языковед и филолог академик Виноградов написал монографию,которая называется "Из истории лексики русского литературного языка 17 - 19 веков",что термин "Пошло " употреблялся до 17 века в значении обычный,прежний,исконный,старинный,исстари ведущийся.
Во времена царствования Петра 1 термин "Пошлость " приобрел отрицательный смысл и обозначал:"маловажный", "низкий", "весьма посредственный". Именно так его трактовали в словаре 1847 года издания.
Известный русский ученый и поэт 18 века Тредиаковский так писал в своем рапорте:"Тутошние семинаристы обладают пошлыми знаниями в латинском языке ".

"Пошлость" синонимы:

  • Вышедший из обычая
  • общеизвестный
  • надокучивший
  • избитый
  • тривиальный
  • банальный до избитости
  • грубо-безвкусный
  • обыкновенный
Гораздо позже к ним добавились другие синонимы
  • неприличность
  • низость
  • скабрезность
  • вульгарный
  • почитаемый грубым

Высказывания о пошлости

"Пушкин мне рассказывал, что ни у одного писателя ранее не было такого дара, выставить так ярко всю пошлость жизни, уметь очертить так умело пошлость пошлого человека...
Это мое основное свойство только мне одному принадлежащее" Н. Гоголь

"Как правило женщины плохо понимают пошлости и плоскости; она же понимала их и радовалась им, когда они не были совсем пошло-пошлы и плоско-плоски" П. Вяземский

Вульгарность; избитость, банальность, тривиальность; филистерство, неприличие, клюковка, истасканность, неблагопристойность, пошлятина, неприличность, непристойность, плоскость, похабень, стертость, бульварность, непотребство, клубничка,… … Словарь синонимов

ПОШЛОСТЬ, пошлости, жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к пошлый. Пошлость фразы. Пошлость поведения. 2. Пошлое замечание, выражение или пошлый поступок. Говорить пошлости. Заниматься пошлостями. «Средь лицемерных наших дел и всякой пошлости и прозы… … Толковый словарь Ушакова

Пошлость скабрезность, непристойность. Пошлость (эстетика) морально эстетическое понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности … Википедия

пошлость - бесславная (П.Я.); бесстыдная (П.Я.); всесильная (Надсон); глупая (Чехов); наивная (Чехов); невыносимая (Чехов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

Пошлость - (ст.слав. – пошлина, налог) – состояние бытия (действий, мыслей, слов, чувств, отношений, творений), характеризующееся отсутствием высокого идеала или нежеланием стремиться к нему по причине душевной лени или духовного бессилия. Пошлость… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПОШЛОСТЬ - морально эстетическое понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, к рый вульгаризирует человеческие духовные ценности, низводит их до уровня ограниченно обывательского понимания, понижает саму идею достоинства личности. К многообразным … Словарь по этике

I ж. 1. отвлеч. сущ. по прил. пошлый I 2. Пошлое [пошлый I] замечание, выражение или пошлый поступок. II ж. устар. отвлеч. сущ. по прил. пошлый II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Пошлость, пошлости, пошлости, пошлостей, пошлости, пошлостям, пошлость, пошлости, пошлостью, пошлостями, пошлости, пошлостях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

пошлость - п ошлость, и … Русский орфографический словарь

Книги

  • Избывая бессмертную пошлость Опыт художественной литературы , Евдокимова Е.. Человеческое ничтожество и люди, ничтожество в себе принимающие, были всегда. Но долгие века изничтожение жизни, будучи неспособностью того или другого человека удержать в себе жизнь,…
  • Прелести Лиры (сборник) , Анатолий Андреев. Городские повести А. Андреева, сюжетные и психологичные, рассчитаны на читателей разных уровней подготовленности и запросов. Сквозные темы повестей – любовь и творчество, спутниками которых… электронная книга
  • Сказка о Марье Маревне, кипрской царевне, и Иванушке дурачке, русском мужичке… Жар-птица и сильный могучий богатырь Иван Царевич… Русская сказка… , Виссарион Григорьевич Белинский. «…Есть же люди, которые могут писать такие книжки! Это – не та наивная пошлость, которую мы привыкли видеть в изделиях А. А. Орлова и которая иногда вовсе не оскорбляет, иногда даже срывает…