Декрет

Федеральный закон ст 115 фз. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Скачать действующую редакцию закона

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

Страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;

Организации федеральной почтовой связи;

Ломбарды;

Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

Управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

Операторы по приему платежей;

Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

Кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

Микрофинансовые организации;

Общества взаимного страхования;

Негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;

Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.


Судебная практика по статье 5 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ

    Постановление № 5-827/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-827/2018

    Пребывания в РФ после ДД.ММ.ГГГГ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ уклоняется от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП...

    Постановление № 5-1379/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-1379/2018

    Красногвардейский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Административные правонарушения

    Дело № 5 - 1379/2018 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Санкт-Петербург 29 ноября 2018 года Судья Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга Широкова И.В., рассмотрев в помещении Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга, ...

    Постановление № 5-826/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-826/2018

    Королёвский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения

    Пребывания до ДД.ММ.ГГГГ не выехал, то есть с ДД.ММ.ГГГГ уклоняется от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ и ст. 25.10 ФЗ -114 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выезда...

    Постановление № 5-1368/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-1368/2018

    Видновский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения

    Дело № 5 - 1368/18 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е гор. Видное Московской области 29 ноября 2018 г. Видновский городской суд Московской...

    Постановление № 5-2048/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-2048/2018

    Одинцовский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения

    ... 5 - 2048/18 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении г. Одинцово 29.11.2018 года Судья...
  • Постановление № 5-1165/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-1165/2018

    Электростальский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения

    Истечении установленного срока пребывания (11 октября 2018 года), уклонился от выезда из Российской Федерации, пребывая на территории Московской области, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правом положении иностранных граждан в Российской Федерации", тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ...

    Постановление № 5-762/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-762/2018

    Красноглинский районный суд г. Самары (Самарская область) - Административные правонарушения

    Не требующем получения визы, признается лицо, получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ от срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать...

Не действует Редакция от 30.10.2002

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.10.2002) "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
Вид документа закон
Принявший орган гд рф, сф рф, президент рф
Номер документа 115-ФЗ
Дата принятия 01.02.2002
Дата редакции 30.10.2002
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
  • (в ред. от 07.08.2001 - "Российская газета", N 151-152, 09.08.2001,
  • "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33, ст. 3418,
  • "Парламентская газета", N 152-153, 14.08.2001,
  • "Экономика и жизнь", N 36, 2001)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.10.2002) "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями , , и ответственность по которым установлена указанными статьями:

операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:

обязательные процедуры внутреннего контроля;

обязательный контроль;

запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

кредитные организации;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

страховые и лизинговые компании;

Организации федеральной почтовой связи;

ломбарды;

организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме;

(в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;

3) операции по банковским счетам (вкладам):

размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

Открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

Перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом:

помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

Скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств в виде платы за участие в игре в лотерею, тотализатор (взаимное пари) или других основанных на риске играх и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх.

2. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лица, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения организации или физического лица в указанный перечень являются:

вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности;

вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера;

решение Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора о приостановлении деятельности организации в связи с его обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность;

постановление следователя или прокурора о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера;

составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

Признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

3. В случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения такой операции.

4. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;

2) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:

вид операции и основания ее совершения;

дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического лица. совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;

3) представлять в уполномоченный орган по его письменному запросу информацию, указанную в подпункте 2 настоящего пункта, как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении операций, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

Порядок направления уполномоченным органом указанных запросов определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Уполномоченный орган не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением документов и информации, которые представляются на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

3. В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.

4. Документы, подтверждающие сведения, указанные в настоящей статье, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет.

5. Кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации.

Кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случае непредставления соответствующим лицом документов, подтверждающих указанные в настоящей статье сведения, либо представления им недостоверных документов, а также в случае, если в отношении данного лица имеются сведения об участии в террористической деятельности, полученные в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. Работники организаций, представлящих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов этих организаций или иных лиц.

7. Порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.

8. Представление в уполномоченный орган работниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений и документов в отношении операций и в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

9. Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

10. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

При неполучении в течение указанного срока постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление.

11. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

12. Приостановление операций в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи и отказ от выполнения операций в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

Уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, на срок до пяти рабочих дней в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

Работники уполномоченного органа при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации предоставляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном Центральным банком Российской Федерации с уполномоченным органом.

Предоставление по запросу уполномоченного органа информации и документов органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и Центральным банком Российской Федерации в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

Положения настоящей статьи не распространяются на информацию и документы, которые в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона не вправе запрашиваться уполномоченным органом у организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, либо должны быть представлены этими организациями непосредственно в уполномоченный орган.

(в ред. Федерального закона)

Уполномоченный орган и иные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предоставляют соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации и может позволить компетентным органам этого государства начать расследование или сформулировать запрос.

Информация, связанная с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, предоставляется по запросу компетентного органа иностранного государства при условии, что она не будет использована без предварительного согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, предоставивших ее, в целях, не указанных в запросе.

Органы государственной власти Российской Федерации направляют в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и дают ответы на запросы, сделанные указанными компетентными органами, в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направившие запрос, обеспечивают конфиденциальность предоставленной информации и используют ее только в целях, указанных в запросе.

Органы государственной власти Российской Федерации. осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исполняют в пределах своей компетенции запросы компетентных органов иностранных государств о конфискации доходов, полученных преступным путем, а также о производстве отдельных процессуальных действий по делам о выявлении доходов, полученных преступным путем, наложении ареста на имущество, об изъятии имущества, в том числе проводят экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, обыски, выемки, передают вещественные доказательства, налагают арест на имущество, осуществляют вручение и пересылку документов.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами признаются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) в отношении лиц, имеющих доходы, полученные преступным путем.

В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации признаются и исполняются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) о конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем, или эквивалентного им имущества.

Конфискованные доходы, полученные преступным путем, или эквивалентное им имущество могут быть переданы полностью или частично иностранному государству, судом которого вынесено решение о конфискации, на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

Решение о выдаче иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, принимается на основании обязательств Российской Федерации, вытекающих из международного договора Российской Федерации. В том же порядке принимается решение о транзитной перевозке указанных лиц по территории Российской Федерации.

В случае, если у Российской Федерации нет соответствующего договора с иностранным государством, которое запрашивает выдачу, указанные лица могут быть выданы за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, при условии соблюдения принципа взаимности.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом до вступления его в силу.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.10.2002) "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.10.2002) "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.10.2002) "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

В соответствии с положениями Концепции нацбезопасности РФ, одним из приоритетных направлений деятельности государства является противодействие криминальным явлениям. Оно предполагает консолидацию усилий власти и общества, резкое сокращение социально-политической и экономической основы противоправных процессов, выработку комплексной системы методов и средств правового и иного характера для пресечения правонарушений и преступлений, обеспечения защиты интересов личности, государства и общества. В рамках этого направления пресекаются подготавливаемые и совершаемые деяния по отмыванию (легализации) доходов от преступной деятельности, финансированию терроризма, а также предпринимаются меры государственного реагирования на уже совершенные противоправные действия. Работа правоохранительных органов в данной сфере регламентируется нормами 115-ФЗ от 07.08.2001. В ст. 1-3 приводятся общие положения, закрепляющие область распространения правового акта, термины, используемые в нем. Рассмотрим некоторые нормы этого закона.

Терминология

Определения понятий дается в ст. 3 115-ФЗ. Разъяснение терминов необходимо для правильного понимания норм, исключения неверного их толкования.

Доходами от преступной деятельности называют деньги или другое имущество, полученные в результате совершения противоправного деяния. В данном случае ключевым аспектом является факт преступления. Дело в том, что граждане, уклоняющиеся от исполнения налоговых обязательств, преступниками (в классическом смысле) не являются, поскольку свои доходы они получают законным способом. Чувство собственности мешает им расстаться с частью своей прибыли.

Во втором абзаце 3 статьи рассматриваемого нормативного акта закрепляется состав активов, на который распространяется законодательство о противодействии отмыванию доходов от преступной деятельности. В данном случае имеет место соответствие положений 115-ФЗ и ст. 2 (п. "а" и "b") Страсбургской конвенции. В ней доходами от преступной деятельности именуется любое имущество (невещественное и вещественное, недвижимое и движимое), выраженное в вещах либо правах или представляющее собой документы и акты, удостоверяющее право на такие материальные ценности.

Анализ 115-ФЗ (ст. 1-3 в частности) указывает на то, что законодатель рассматривает преступные доходы в узком смысле, поскольку имеет в виду исключительно денежные средства либо другое имущество. Здесь, однако, следует учитывать и положения ГК. При применении норм 115-ФЗ ст. 128 Кодекса обеспечивает более полное понимание термина "иное имущество", поскольку в ней закреплен его состав. Согласно норме, по ним понимают вещи, ценные бумаги, деньги, имущественные права, продукты интеллектуального труда и средства индивидуализации, приравненные к ним, а также нематериальные блага.

Определение понятия легализации доходов, приведенные в 115-ФЗ и ст. 174.1 УК, схожи. В Кодексе указывается, что отмыванием денежных средств либо другого имущества, полученного преступным способом, называется осуществление финансовых операций, заключение сделок с ценностями в результате совершения преступлений, кроме тех, которые предусмотрены в статьях 193, 194, 198-199.2, или использование ценностей для ведения экономической (в т. ч. предпринимательской) деятельности.

Если сравнивать определения, приведенные в и ст. 174.1 УК, то первом нормативном акте дается более емкое толкование понятий.

Меры противодействия легализации преступных доходов

О них говорится в ст. 4 115-ФЗ. В числе мер противодействия на первом месте стоит обязательный внутренний контроль. Процедуры, составляющие его, направлены на выявление операций, осуществляемых физлицами, организациями, легализующими преступные доходы или финансирующие терроризм.

Заключение сделок с большим числом звеньев, необоснованных с экономической точки зрения, дает основание считать, что они совершаются в обход закона.

Внутренний контроль предполагает фиксацию и последующее хранение сведений обо всех операциях (дата, место, время, основание, сумма и пр.), их участниках. Наличие таких информационных баз позволяет в кратчайшие сроки восстановить данные о сделках.

Перечень компетентных организаций

Он закрепляется в ст. 5 115-ФЗ. В перечень включены организации, уполномоченные совершать финансовые операции. В их числе кредитные структуры, которые разделяются на банковские и небанковские. Их отличие заключается в объеме полномочий.

Банк вправе совершать следующие операции:

  1. Привлечение средств организаций и физлиц во вклады.
  2. Размещение денег от своего имени, за свой счет на условиях срочности, платности и возвратности.
  3. Открытие и обслуживание счетов граждан и организаций.

Кроме этого, банк может выпускать, приобретать, продавать, учитывать, хранить ценные бумаги, используемые в качестве платежных документов или подтверждающие привлечение средств на счета и во вклады.

Небанковские кредитные структуры имеют право совершать некоторые банковские операции, перечень которых закреплен в ФЗ № 395-1.

В числе организаций, уполномоченных на совершение операций с деньгами и другим имуществом, включены структуры, не являющиеся кредитными, но принимающие от граждан и юрлиц наличность в случаях, установленных в ФЗ № 395-1.

Важный момент

В действующем законодательстве содержатся нормы, предписывающие совершать основные платежи юрлиц через кредитные учреждения - банки. Несмотря на то что 88-ФЗ расширил перечень субъектов, обязанных контролировать перемещение денежных средств и имущества, основная ответственность за пресечение легализации преступных доходов возлагается именно на кредитные учреждения. В этой связи присутствие в указанном списке риэлтерских компаний, оказывающих посреднические услуги при совершении сделок по отчуждению недвижимости, не освобождает банки от обязанности выявлять операции, предусмотренные в пункте 1.1 ст. 6 115-ФЗ.

Центробанк вправе отозвать у кредитного учреждения лицензию в случае неоднократного нарушения (на протяжении одного года) предписаний, установленных Федеральным законом № 115.

В перечне, закрепленном ст. 5 115-ФЗ, указаны также следующие организации:

  1. Брокеры.
  2. Страховые компании.
  3. Ломбарды.
  4. Букмекерские конторы и тотализаторы.
  5. Компании, управляющие инвестиционными или пенсионными негосударственными фондами.
  6. Операторы, принимающие платежи.
  7. Финансовые агенты, имеющие лицензию на ведение финансовой деятельности.

Права и обязанности компетентных структур

Они закреплены ст. 7 115-ФЗ. В данной норме особое внимание уделяется ограничениям для организаций, совершающих операции с деньгами и иными ценностями. Несоблюдение предписаний, закрепленных в статье, может привести к применению в отношении виновных мер административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности.

В качестве ключевой обязанности компетентных структур названа проверка клиентов, совершающих операции с ценностями для выявления фактов легализации преступных доходов. Она должна выполняться на всех этапах движения имущества и денежных средств. Важнейшую роль при этом играет идентификация субъектов, обслуживаемых указанными организациями. Согласно ст. 7 Закона 115-ФЗ, компетентные структуры обязаны получать сведения не только о лицах, с которыми уже заключен договор, но и о потенциальных клиентах, т. е. до официального оформления их правоотношений.

Идентификация предполагает сбор и анализ следующих сведений о физлицах:

  1. Ф. И. О.
  2. Гражданство.
  3. Реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
  4. Сведения из миграционной карты.
  5. Адрес проживания (регистрации) либо места пребывания.
  6. ИНН (при наличии).

О юрлицах собирается следующая информация:

  1. Наименование.
  2. ИНН или код иностранного юрлица.
  3. Номер госрегистрации.
  4. Юрадрес или места нахождения.

Все указанные сведения должны быть проверены на предмет достоверности и полноты.

Порядок осуществления идентификации, хранения и анализа данных закрепляется в Правилах внутреннего контроля.

Исключения

В ФЗ № 115 закреплены случаи, когда кредитные структуры могут не осуществлять идентификацию. В отношении физлиц она не проводится при:

  • совершении компетентными организациями операций по приему платежей от граждан на сумму не больше 15 тыс. руб. или сумму в инвалюте, эквивалентную 15 тыс. р.;
  • проведении расчетных операций с бюджетами всех уровней;
  • оплате услуг, предоставляемых бюджетными организациями, подведомственных исполнительным органам федеральной, региональной и территориальной власти;
  • оплате за жилые помещения, коммунальные услуги, за охрану квартир и установку охранных сигнализаций, а также услуги связи;
  • уплате алиментов;
  • отчислении взносов членами дачных, огороднических, садоводческих некоммерческих объединений, ГСК, а также при оплате автостоянок.

Данный перечень не подлежит расширенному толкованию.

С момента вступления в действие 121-ФЗ отменяется возможность не идентифицировать субъекта, если ранее он уже был идентифицирован кредитной организацией.

Нововведения в ФЗ № 115

В новой редакции Закона, принятой в 2018 г., присутствует ст. 7.3. В этой норме закреплены обязанности кредитных структур, осуществляющих операции с деньгами и иным имуществом при приеме на обслуживание, а также в процессе обслуживания публичных иностранных должностных лиц. Данная статья введена в дополнение к положениям п. 1 ст. 7 115-ФЗ.

Указанные структуры, согласно норме, обязаны:

  1. Предпринимать обоснованные и возможные меры по выявлению публичных иностранных должностных лиц.
  2. Принимать на обслуживание указанных субъектов исключительно в соответствии с письменным решением начальника организации, уполномоченной совершать операции с денежными и иными ценностями, его заместителя либо руководителя обособленного подразделения кредитного учреждения.
  3. Предпринимать возможные и обоснованные меры по установлению источников происхождения материальных ценностей публичных иностранных должностных лиц.
  4. Регулярно обновлять имеющиеся сведения об указанных субъектах.
  5. Повышенное внимание уделять операциям, совершаемым не только публичными иностранными должностными лицами, но и их родственниками, в т. ч. усыновителями, усыновленными, а также третьими лицами от их имени.

Включение ст. 7.3 в 115-ФЗ обуславливается напряженной международной ситуацией и желанием руководства страны обезопасить экономику от негативного воздействия. Включение нормы в рассматриваемый нормативный акт имеет важнейшее значение для реализации концепции нацбезопасности РФ. Положения нормы соответствуют государственной политике в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, поскольку закрепляет меры, пресекающие нежелательные действия иностранных лиц.

Нюанс

Существует еще один Закон под таким же номером, что и рассматриваемый нормативный акт, - 115-ФЗ от 25 07 2002. В ст. 4 закреплены основы правового положения иностранцев в России. Этот Закон никаким образом не связан с рассматриваемым нормативным актом и сферой противодействия легализации преступных доходов. В процессе правоприменения этот нюанс необходимо учесть.

Ответственность за неисполнение положений 115-ФЗ

В ст. 13 Закона закреплены административные меры для обеспечения защиты финансовых и публично-правовых интересов государства.

Согласно норме, нарушение правил осуществления операций с материальными ценностями кредитными структурами, лизинговыми и страховыми организациями, учреждениями почтовой связи, ломбардами, букмекерскими конторами и иными субъектами, указанными в комментируемом нормативном акте, влечет аннулирование (отзыв) их лицензии.

Отзыв разрешительного документа представляет собой решение, которое принимается уполномоченным органом по основаниям и в порядке, предусмотренным в федеральном законодательстве. Аннулирование лицензии не влечет прекращение работы лица, а только лишь запрещение отдельных видов операций. Отзыв разрешительного документа - исключительная мера воздействия.

В рассматриваемом нормативном акте установлено, что компетентные организации, совершающие операции с материальными ценностями, должны документально фиксировать и предоставлять сведения контрольным органам не позднее дня, идущего после даты совершения соответствующей операции (ст. 7, часть первая, п. 4). По ст. 13 115-ФЗ, нарушение установленного срока влечет отзыв лицензии.

В законе, однако, предусмотрена возможность не направлять информацию в уполномоченные органы. Ею могут воспользоваться сотрудники компетентных структур, осуществляющие процедуры внутреннего контроля, если у них возникают подозрения в том, что их клиенты совершают операции для легализации преступных доходов. В таких ситуациях, разумеется, применение мер ответственности, становится крайне затруднительным.

Органом, обладающим право отзывать лицензии у кредитных структур, нарушающих законодательство в сфере противодействия легализации преступных доходов, является Центробанк. Данное полномочие соответствует Рекомендациям № 17, 23, 29 FATF. В них установлено, что государства должны обеспечить применение пропорциональных, эффективных сдерживающих мер уголовного, гражданского, административного характера на случай выявления фактов неисполнения нормативных предписаний. Согласно Рекомендациям, в странах должно обеспечиваться распространение кредитными структурами адекватных методов надзора и регулирования. Компетентным органам надлежит предпринимать необходимые правовые или регулятивные меры для предотвращения получения преступниками или их сообщниками контрольных или значительных пакетов акций, управленческих должностей в финансовых учреждениях.

Надзорные органы, в свою очередь, должны обладать достаточными полномочиями для осуществления мониторинга и контроля соблюдения субъектами требований законодательства в сфере борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Они должны наделяться правом проводить инспекции, требовать предоставления любых сведений от финансовых структур, необходимых для мониторинга, применять адекватные административные наказания за несоблюдение предписаний.

В международных конвенциях, ратифицированных РФ, устанавливается, что страны-участницы обеспечивают применение соразмерных, эффективных гражданско-правовых, уголовных или административных мер сдерживающего характера с учетом опасности совершенного преступления к юрлицам и гражданам. Принятие Центробанком решения об отзыве лицензии у кредитной организации в соответствии со ст. 13 115-ФЗ сопровождается осуществлением всестороннего анализа ее работы не только для выявления нарушений федерального законодательства, но и определения количества (объема) выполняемых операций, наличия/отсутствия факторов, создающих угрозу для интересов вкладчиков и кредиторов, стабильности всей банковской системы страны.

Общие правила отзыва лицензии

Соответствующее решение подлежит опубликованию в официальном издании "Вестнике Банка России" в течение недели с даты его принятия. Оно вступает в действие с момента вынесения. Законодательство закрепляет право заинтересованных лиц оспорить принятое решение в течение месяца с даты его опубликования. Факт обжалования, а также применение мер обеспечения исков не приостанавливают исполнение решения.

Дополнительные меры воздействия

В соответствии с письмом ЦБ № 98-Т от 2005 г. и методическими рекомендациями № 59 от 1997 г., территориальные подразделения Центробанка наделаются правом применять к субъектам, не исполняющим предписания законодательства в сфере легализации преступных доходов:

  1. Требования об устранении выявленных нарушений.
  2. Денежные взыскания. Их размеры устанавливаются ФЗ " О Центробанке РФ".
  3. Ограничение совершения отдельных финансовых операций на период до 6 мес.
  4. Требование о замене руководства.
  5. Запрет на совершение кредитной структурой отдельных операций, указанных в лицензии, выданной ей, на срок до 1 г.
  6. Запрет на открытие филиалов в течение года.

При выявлении оснований, предусмотренных пунктом 6 1 части 20 статьи ФЗ № 395-1, территориальное подразделение вправе инициировать процедуру отзыва лицензии у кредитной структуры. При этом подразделению рекомендовано предъявлять требование об устранении выявленных нарушений в комплексе с иными мерами воздействия. Выбор той или иной санкции осуществляется учреждением самостоятельно с учетом:

  1. Характера и причин нарушения, допущенного кредитной структурой.
  2. Общего финансового положения кредитной организации, ее позиции на региональном и федеральном рынках банковских услуг, возможности ухудшения ее финансового состояния в связи с предпринимаемыми к ней мерами воздействия.
  3. Эффективности правил осуществления внутреннего контроля, разработанных структурой для противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, их соответствия рекомендациям ЦБ.

Заключение

В УК не содержится конкретная норма, положения которой можно было бы применить непосредственно к должностным лицам, допустившим нарушения законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Многие эксперты полагают, что нет необходимости создавать такого рода статьи по подобным нарушениям в разных сферах управления. Следует обеспечивать экономичность законодательства, закрепляющего ответственность субъектов, уплотнить составы правонарушений. В настоящее время ключевыми уголовными статьями, закрепляющими санкции за неисполнение нормативных предписаний в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, считаются ст. 173-174.1, а также 175. В этих нормах закрепляются необходимые юридические основания для пресечения противоправных действий, борьбы с обналичиванием средств через компании-однодневки.

ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ – основа российского законодательства по противодействию отмыванию денежных средств.

Глава 1 дает определения таким понятиям, «как доходы, полученные преступным путем», «легализация», «уполномоченный орган», «обязательный контроль», «внутренний контроль» и другие.

Глава 2 посвящена вопросам предупреждения легализации доходов. Определен круг организаций, ответственных за исполнение закона: кредитные организации, страховые, лизинговые компании, почта, ломбарды и другие.

Прописана процедура контроля со стороны этих организаций, если совершаются операции на сумму, превышающую 600 тыс. рублей. Сделки с недвижимостью также подлежат контролю, если цена объекта превышает 3 млн рублей.

Кроме того, закон определяет, что все сделки вне зависимости от суммы подпадают под данный закон, если хотя бы по одной из участвующих в них сторон есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Приводятся основания, по которым определяется круг лиц, причастных к террористическим и экстремистским организациям.

Далее в законе прописаны обязанности организации, на которую возложен контроль, - по письменному запросу контролирующего органа идентифицировать личность клиента, а также выгодоприобретателя от сделки, не позднее следующего дня докладывать в уполномоченный орган о проведенной операции, подлежащей контролю, и о любой другой сделке.

При этом необязательной считается идентификация клиента, если сумма сделки составляет менее 30 тыс. рублей или 15 тыс. - при обмене наличной валюты.

В дополнение к основным требованиям в законе говорится также об особенностях работы с иностранными публичными лицами.

Закон предписывает организациям разрабатывать правила внутреннего контроля и назначать ответственного специалиста за соблюдение законодательства о легализации денежных средств. Кредитные организации должны разрабатывать внутренние правила с учетом рекомендаций Банка России .

В этих правилах определяются процедуры по выявлению подозрительных, необычных сделок и доведение их до сведения контролирующего органа. Закон также предписывает, в каких случаях кредитная организация имеет право отказать физическому или юридическому лицу в проведении операции.

Отдельно в законе прописаны права и обязанности адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Глава 3 закона посвящена организации деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В ней указывается, что уполномоченный орган, отвечающий за противодействие, определяется президентом и является федеральным органом исполнительной власти.

В обязанности уполномоченного органа входит сбор информации о сделках, связанных с легализацией доходов, и при наличии достаточных оснований передача материалов в правоохранительные органы. При этом уполномоченный орган может своим распоряжением приостановить подозрительные операции на срок до пяти дней.

Работники уполномоченного органа обязаны сохранять в тайне получаемую ими информацию. Вред, причиненный уполномоченным органом или его сотрудниками юридическим или физическим лицам, подлежит компенсации в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4 посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В ней, в частности, говорится об обмене информацией с соответствующими органами других стран, о признании приговоров и о выдаче преступников.

Глава 5, заключительная, говорит об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, о прокурорском надзоре за его соблюдением и порядке обжалования решений уполномоченного органа.

Поделится в соц. сетях:

Федеральный закон № 115-ФЗ

Федеральный закон 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принятый 25.07.2012 и с тех пор не единожды дополнявшийся, затрагивает важные вопросы правового и юридического положения зарубежных подданных в России.
Основные темы закона – взаимоотношения иностранцев и российских органов власти, которые возникают при их пребывании или жизни на территории РФ.

Правила пребывания иностранцев затрагивают и вопросы их трудоустройства, устанавливают правила регистрации и передвижения по территории России, избирательные права и процедуру оформления приглашения в страну.
Цель статьи – осветить вопросы, которые регулируются ФЗ № 115 и дать краткую характеристику основным его положениям.


Режимы пребывания иностранцев на территории РФ

ФЗ 115-ФЗ устанавливает 3 законных режима пребывания иностранных лиц в России:

  • Постоянное проживание, ВНЖ – выдается зарубежным гостям, которые имеют РВП в России и живут по нему уже минимум один год. Продолжительность ВНЖ – 5 лет.
  • Временное проживание, на которое дает право РВП. Его срок ограничен 3-мя годами и выдается оно на основе квоты. Квота разрабатывается Правительством РФ на ежегодном собрании и представляет собой лимит на выдачу РВП для конкретных субъектов РФ. Право на получение РВП вне рамок квоты имеют только особые категории, прописанные в законе.
  • Временное пребывание – ограниченное пребывание в России (на срок визы или на 90 дней для безвизовых граждан). Пребывание можно продлить на один год, если иностранец получил трудовой договор или рабочий патент.


ФЗ 115 с последними изменениями о трудовой деятельности иностранцев

Для того чтобы трудиться на территории России, иностранцам требуется получить особое разрешение.

Оно выдается как гражданам, приехавшим в страну по визе, так и некоторым другим категориям мигрантов. Разрешение позволяет работать в России в течение определенного времени.

Иностранцам, приехавшим из безвизовых стран, работать в России позволяет патент на трудовую деятельность, им не требуется разрешение.


Для граждан, прибывших из стран, с которыми заключен договор о безвизовом режиме, срок пребывания в России ограничен тремя месяцами (90 дней) суммарно за каждый период в 180 дней, если не будут нарушены правила продления. Продлить срок можно максимум на один год, если иностранец получил трудовой патент (Федеральный закон 115 статья 5, пункт 5).

По закону 115 ФЗ, чтобы получить патент, иностранец обязан в течение первых 30-ти дней после въезда в Россию подать в орган ФМС документы:

  1. Заявление на выдачу патента;
  2. Карточка миграционного учета, где должна быть указана цель приезда;
  3. Сертификат о прохождении экзамена по русскому языку, истории и основным законодательным нормам;
  4. Регистрация по месту проживания. Если документ не предоставить, миграционный орган вправе запросить эту информацию самостоятельно;
  5. Удостоверение личности иностранца (например, иностранный паспорт);
  6. Страховой медицинский полис;
  7. Медицинские справки о том, что гражданин не болеет опасными заболеваниями, в том числе СПИДом;
  8. Квитанция об оплате штрафа за просрочку подачи заявления (30 дней).

Срок пребывания в России продлевается как при получении патента, так и при его продлении. При конце срока патента иностранец обязан покинуть пределы России.


Закон РФ 115-ФЗ о получении иностранцами сертификата на владение русским языком

Изменения 115 закона от 1 января 2015 года постановили иностранцам, которые желают получить в России ВНЖ, РВП или патент, сдать экзамен на владение русским языком, историей и гражданским законодательством.

Доказательством о свободном владении русским служат:

  • Аттестат о среднем образовании, который был выдан в СССР до 01.09.1991 года;
  • Образовательный документ, подтверждающий прохождение государственной аттестации в России с 1 сентября 1991 года;
  • Сертификат, выданный специальными подготовительными центрами при органах миграции.

От прохождения экзамена освобождены некоторые категории иностранцев:

  • Лица до восемнадцати лет;
  • Иностранцы женского пола до 60-ти лет и мужского – до 65-ти лет;
  • Частично или полностью недееспособные иностранные граждане.

Подтверждение знаний не требуется от высококлассных специалистов и иностранцев, занимающихся журналистской деятельностью в специальных СМИ, выпускающих издания на зарубежном языке.

Внимание

Не требуется подтверждение и иностранцам, которые приехали в Россию для обучения в государственных ВУЗах, профессиональных колледжах и институтах.


Изменения 115 Федерального закона от 01.01.2016 года

Последние по времени изменения и дополнения Закона № 115-ФЗ внесли в него ряд существенных изменений. В частности:

  • Вопросы об образовании иностранцев в России;
  • Вопросы медицинского подтверждения отсутствия у иностранца опасных вирусных и инфекционных заболеваний;
  • Вопросы о сроках пребывания иностранцев;

1 пункт 5 ст. ФЗ дополнился новым абзацем о непрерывности пребывания безвизовых иностранцев в России, он был установлен в 90 дней. В 1-ый пункт статьи 6.1 о предъявлении медицинской справки об отсутствии ВИЧ для лиц, въезжающих на территорию РФ, добавлена отсылка к Федеральному закону № 38 «О предупреждении распространения ВИЧ-инфекции».

Изменения коснулись вопроса об образовании иностранцев. В п. 1 статьи 17 было записано, что отныне иностранный гражданин может обратиться в органы миграции с просьбой продлить срок нахождения в России на срок обучения. Изменения коснулись и уточнения формулировки «получение образования», теперь это относится только к очной и очно-заочной форме.

Внимание

Разъяснения похожего характера изложены в дополнении к п. 4 ст. 17, где говорится о возможности пребывания на территории РФ при продолжении обучения.


Последние дополнения ФЗ РФ 115 связаны с приведением текста к единообразному пониманию, вне зависимости от трактовок. За 2015 год закон № 115 ФЗ претерпел три изменения, что говорит о том, что он востребован в настоящее время. Значимые законы неизбежно должные приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям и постоянно шлифоваться.

Данные социологических исследований говорят о том, что в ближайшие десятилетия доля российского трудоспособного населения будет постепенно уменьшаться. Это неминуемо приведет к увеличению миграции и общей доли иностранцев на рынке труда РФ. Чем быстрее закон будет реагировать на изменяющиеся условия, тем лучше будут защищены права иностранных лиц и лиц без гражданства.