Трудовая книжка

Государственные и негосударственные органы и организации. Курсовая работа: Государственные и негосударственные органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью. Выполняющие правоохранительные функции

Эти организации занимают самостоятельное положение в ОСОНБ. К ним относятся частные детективные и охранные службы, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Этим законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

При этом на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Поэтому граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-разыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено. Иностранные граждане и юридические лица могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность только на основаниях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Частным охранником может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией. Объектами охраны являются недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке.

Частным детективом может быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности.

Роль частных детективных и охранных служб в обеспечении национальной безопасности прослеживается в характере услуг, оказываемых целях охраны.

К таким услугам относятся:

  • - защита жизни и здоровья граждан;
  • - обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  • - обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, охрана объектов и (или) имущества, в том числе на объектах, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается Правительством РФ.

Организациям и частным лицам, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.

В ходе осуществления деятельности частным детективам запрещается:

  • 1) скрывать от правоохранительных органов ставшие ими известными факты о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях;
  • 2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
  • 3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
  • 4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия соответствующих должностных или частных лиц;
  • 5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
  • 6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
  • 7) получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, в нарушение установленного порядка и др.

Руководитель частной охранной организации должен иметь высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации руководителей частных охранных организаций. Профессиональное обучение для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительное профессиональное образование руководителей частных охранных организаций проводятся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам. Эти типовые программы разрабатываются и утверждаются МВД России.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие:

  • - для отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
  • - отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество;
  • - предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни или имуществу, и при значительном скоплении людей.

Адвокатура. Немаловажную роль в защите интересов личности, общества и государства играет адвокатура, являющаяся профессиональным сообществом адвокатов.

Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» регламентируется адвокатская деятельность, представляющая собой квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат - независимый профессиональный советник по правовым вопросам. Он не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности.

Статус адвоката вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством порядке, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.

Формами адвокатских образований являются:

  • - адвокатский кабинет;
  • - коллегия адвокатов;
  • - адвокатское бюро;
  • - юридическая консультация.

Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет и принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, вправе учредить адвокатский кабинет, не являющийся юридическим лицом.

Два и более адвоката, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет, вправе учредить коллегию адвокатов. Она является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. В этом случае они заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. Партнерский договор не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются ГК РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Адвокат вправе иметь помощников, которыми могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование. Адвокат также вправе иметь стажеров на срок от одного года до двух лет, которыми могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование.

Нотариат. Институтом гражданского общества, участвующим в обеспечении национальной безопасности, является частный нотариат, призванный обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Правовое регулирование нотариата осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1.

Нотариальные действия совершают нотариусы, не только работающие в государственной нотариальной конторе, но и занимающиеся частной практикой. Реестр нотариусов ведет Минюст России.

Нотариусом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, но не старше 75 лет, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет и сдавший квалификационный экзамен.

Частный нотариус вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ.

Государство, будучи создателем права (законов) одновременно является и первым заинтересованным субъектом в его исполнении. Для этого государством создаются специальные органы, которые будут охранять право от посягательства, нарушений, злоупотреблений. Основная задача этих органов -- правоохрана, охрана права, закона, норм многообразной и разносторонней жизни общества, соответственно и наименование этих органов -- правоохранительные органы.

Надо заметить, что существует различный подход к понятию термина «правоохранительные органы», так Галустьян дает следующее определение: «под правоохраной следует понимать урегулированную правом деятельность управомоченных органов государства по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства»37. При этом «правоохрана» вполне может пониматься как «правозащита».

Из данного определения можно выделить два ключевых признака правоохраны, а равно и правоохранительных органов: во-первых, осуществление правоохраны исключительно государственными органами и, во-вторых, возможность принудительного (силового) осуществления законности.

Определения правоохранительных органов в законодательных и иных актах нет, несмотря на то, что само понятие употребляется во многих нормативных актах (как на федеральном, так и региональном уровнях), международных соглашениях.

Как верно отмечает Фокин В.М., термин «правоохранительные органы» является собирательным. Им объединяются несколько групп государственных органов, которые по характеру установленных законом полномочий в осуществлении правоохранительной деятельности являются специализированными по охране прав и законных интересов личности, общества, государства либо выполняют правоохранительную функцию наряду с другими функциями.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят: либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений; либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве); либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д.

Итак, в общем представлении правоохранительные органы можно определить как государственные органы, специальной функцией которых является противодействие правонарушениям и обеспечение законности. Более развернутое определение дается Галустьяном: под правоохранительным органом следует понимать орган государства, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме.

Существенными признаками данного определения являются: права и обязанности правоохранительного органа урегулированы нормами права; каждый правоохранительный орган осуществляет свою деятельность путем проведения специфических действий; принудительный характер специфических действий правоохранительного органа; определенная процессуальная форма осуществления специфических действий. Только при наличии всех четырех признаков можно относить тот или иной государственный орган к правоохранительному.

Не следует смешивать понятия «правоохранительные органы» и «органы охраны общественного порядка (правопорядка)». Последние -- это те органы, которые призваны охранять обусловленный экономическими и социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

Говоря о структуре правоохранительных органов, следует отметить, что признавая за правоохранительными органами право применения мер государственного принуждения, В.И. Гойман и В.В. Лазарев предлагают следующую их структуру: судебные органы, органы прокурорского надзора и контроля, внутренних дел, Комитет государственной безопасности. Т.М. Шамба, выделяя в качестве одного из критериев возможность принудительного воздействия на правонарушителя, не до конца последователен, включая в перечень правоохранительных органов нотариат, органы юстиции, народного контроля, товарищеские суды, не обладающие (не обладавшие) соответствующими полномочиями. Иной критерий отнесения какого-либо органа к числу правоохранительных можно найти у О.Е. Зверева и В.Г. Храбскова, которые, анализируя юридическую суть таможенных органов, отмечают, что "… столь сильный крен в сторону признания таможни правоохранительным органом вызван тем, что по новому законодательству одной из функций таможни стали ее действия как органа дознания, что действительно сближает ее с чисто правоохранительными органами в традиционном понимании этого слова". Таким образом, существующая доктринальная трактовка правовой природы правоохранительных органов, не, предлагая сколько-нибудь обоснованной и строгой системы критериев, позволяет относить к числу последних исключительно широкий и аморфный спектр государственных и негосударственных структур.

Исходя из законодательства Российской Федерации, можно утверждать, что в существующую в настоящее время в стране систему правоохранительных (полицейских) органов входят:

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Данный орган исполнительной власти является полифункциональным, и в его структуре имеется ряд относительно самостоятельных органов, которые относятся к числу правоохранительных. Полицейскими полномочиями здесь обладают милиция и внутренние войска.

Федеральная таможенная служба (ФТС России). Анализ ее полномочий позволяет отнести данный государственный орган к правоохранительным (ст.408 ТК РФ). Об обязанности пресекать преступления и административные правонарушения сказано в ст. ст.403, 408-410 и др. Уголовно-процессуальный кодекс РФ относит таможенные органы к органам дознания.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) также имеет правовой статус правоохранительного органа. В частности, одной из основных задач ФСКН России является выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Данный орган государства наделен полицейскими полномочиями в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». Статья 12 обязывает сотрудников ФСБ пресекать правонарушения и преступную деятельность (в частности, шпионаж, акты терроризма и др.), проводить дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению, а ст. ст.13 и 14 предоставляют им право производить задержание, досмотр и изъятие, а также применять оружие, специальные средства и физическую силу. Интересно, что в случае направления в зарубежные горячие точки в соответствии с решением международных организаций сотрудники пограничных органов России, как и сотрудники органов внутренних дел, приобретают статус международного полицейского персонала.

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России).

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России).

Природоохранные органы -- органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания; органы рыбоохраны; органы охраны территории государственных природных заповедников и национальных парков; органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда и др. -- являются субъектами административной юрисдикции.

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России)

Как видно из приведенного перечня правоохранительных (полицейских) органов, все они входят в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры Федеральных органов исполнительной власти». Это не статическая система, она будет постоянно развиваться. Возможно, в дальнейшем возрастет их круг, появятся, например, военная, санитарная, торговая, финансовая полиции. Происходит становление муниципальных органов и общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка. В соответствии со ст.132 Конституции РФ и Федеральным законом от б октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. ст.15,16) в России будет организована муниципальная милиция. 43

Не относятся к государственным органам исполнительной власти, осуществляющим правоохранительную деятельность, частные детективные и охранные службы, что явствует из самого их названия «частные». Об этом, например, свидетельствуют нормы Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». В ст.1 указанного Закона установлено, что на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действия законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Кроме того, в ст.3 сформулировано: «предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в т. ч. на договорной основе. В ст.7 этого Закона отмечаются ограничения, касающиеся сферы деятельности частного детектива. Частным детективам запрещается, например, скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений и выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов. 44

Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.

К числу правоохранительных органов принято относить: Конституционный Суд РФ; Конституционные, Уставные суды субъектов Российской Федерации; суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные и городские суды, мировые судьи; арбитражные суды (Высший арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации); органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры); Международный коммерческий арбитражный суд; Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации; Третейские суды для разрешения экономических споров; Министерство юстиции РФ; Судебный департамент при Верховном суде РФ; органы предварительного следствия (следователей органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры и федеральных органов налоговой полиции); начальников следственных отделов (органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); органы дознания (органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, пограничные органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органы РФ, органы Службы внешней разведки РФ, органы Министерства юстиции РФ, органы Государственной противопожарной службы, Главный судебный пристав РФ; главный военный судебный пристав; главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители; старшие судебные приставы; старшие военные судебные приставы; старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений или гарнизонов; капитаны морских судов; руководители геологоразведочных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации); нотариат; адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена).

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Структура правовых норм об организации правоохранительных органов. Признаки судебной власти. Место прокуратуры в системе органов российского государства и правоохранительных органов. Система органов безопасности Российской Федерации и её функции.

    контрольная работа , добавлен 24.09.2012

    Место правоохранительных органов в политической системе общества, влияние их деятельности на порядок жизни и деятельности государства и общества. История правоохранительных органов, их классификация. Пути совершенствования организации деятельности ОВД.

    реферат , добавлен 11.04.2014

    Деятельность органов внутренних дел. Проблемы профессиональной деформации полицейских. Правонарушения в системе правоохранительных органов. Полицейское государство. Криминологическое изучение органов внутренних дел РФ. Задачи и функции полиции.

    статья , добавлен 02.06.2008

    Правоохранительные органы Российской Федерации. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов. Функции правоохранительных органов. Основные направления деятельности. Судебная власть. Понятие правосудия.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2007

    Структура и деятельность правоохранительных органов государственной власти в РФ. Система спецслужб и полицейских органов США. Основные признаки и правоохранительная деятельность прокуратуры, министерства внутренних дел и органов внешней разведки РФ.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2009

    Определение правоохранительных органов в Конституции Российской Федерации. Основные их разновидности и функции. Принципы и основные направления деятельности. Классификация нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2015

    Система правоохранительных органов и ее основные функции. Законодательство, регулирующее деятельность правоохранительных органов. Акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов, органов прокуратуры.

    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ

    САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

    КАФЕДРА: Конституционного иадминистративного права

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Тема: «Государственные и негосударственные органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью».

    Выполнил: курсант 2 взвода 2 роты

    Мосякин Павел Алексеевич

    Научный руководитель:

    профессор Конин Н. М.

    Саратов 2005



    Введение

    Тема моей курсовой работы оперативно – государственные и негосударственные органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью. Неслучайно вопрос был поставлен именно так, а не иначе. Действительно, состояние данных органов и соблюдения ими их прав, зависит от качества соблюдения, правоохранительными органами возложенных на них обязанностей. В организационную структуру государственных правоохранительных органов, входят такие элементы, как: Управление Внутренних Дел, ОрганывнутреннихделсубъектовРоссийскойФедерации, Милиция, Внутренниевойска, какзвено вправоохранительнойсистеме РоссийскойФедерации, что, соответственно, придает актуальность данного вопроса.

    При подготовке данной работы мне пришлось изучить и проанализировать массу источников, как нормативно-правовых актов, так и научных работ, учебной литературы, пособий касающихся прямо или косвенно этой темы. К данной проблеме обращается большое количество ученых. Более подробно в своих работах данную тему рассматривает профессор Конин Н.М.

    Рассматривая тему своей работы, я преследовал цель подробного изучения роли государственных и негосударственных органов, занимающиеся правоохранительной деятельностью. Для её достижения необходимо проанализировать выше обозначенные вопросы.

    · Проанализировать вопрос государственных и негосударственных органов;

    · Раскрыть понятия, виды, структуру государственных и негосударственных органов;

    · Дать четкую и полную характеристику данным органам, занимающимся правоохранительной деятельностью.


    · 1. Сущность, понятие и значение правоохраны. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные направления, задачи и цели.

    Традиционно в учебной юридической литературе при рассмотрении правоохранительных органов используются следующие правовые категории - «функция», «обеспечение законности и охраны правовопорядка», «правоохранительная функция», «основные направления деятельности правоохранительных органов», «правоохранительная деятельность» , «функции правоохранительной деятельности». Этот подход был использован и при подготовке учебника для высших учебных заведений «Система правоохранительных органов России».

    Еще один подход выделен нами особо, ввиду его тенденциозности и претензии на «сверхнаучность». Речь идет о суждении К. С. Вельского, фактически предлагающего отказаться от использования термина «правоохранительная деятельность», в виду того, что правоохранительную деятельность «осуществляют все органы государства». В качестве альтернативы этим же автором предлагается использовать термин «полицейская деятельность» и соответственно выделить «полицейские органы». Итоговый вывод К. С. Вельского: полицейскую деятельность «осуществляют органы, образующие систему, которая складывается из трех подсистем:

    1) общей полиции (органы внутренних дел),

    2) специализированной полиции (таможенные органы, судебные приставы, санэпидемнадзор),

    3) специальных служб (ФСБ, ФСО, внешняя разведка)» .

    Следует признать, что применение подобного подхода не позволяет определить само понятие «правоохранительный орган», и, что более важно, не позволяет установить исчерпывающий перечень таких органов . Поэтому количество правоохранительных органов в перечнях, установленных авторами, специализирующимися на подготовке учебной литературы о правоохранительных органах (в первую очередь учебников), колеблется в диапазоне от 5 до 16 (5 - К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев, 2005; 6 - Б.Т. Безлепкин, 2001; 9 - Л.К-Савюк, 2005; 10 - В.М.Фокин , 1999, 2004; 10 -В.В. Черников , 2001; 11 - Н.А. Петухов, Г.И. Загорский, 2005; В.П. Божьев, 2004; Э.П. Григонис, 2002; 12 - В.М.Семенов, 1998; 16 - А.П. Рыжаков , 2004).

    Определение перечня правоохранительных органов в публикациях у разных авторов оказалось делом сложным, ввиду отсутствия исчерпывающих сведений и должной структуризации учебного материала. Лишь Б.Т. Безлепкин в своем учебнике указал исчерпывающий перечень правоохранительных органов: органы прокуратуры, органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, органы налоговой полиции, таможенные органы, органы пограничной службы (всего шесть видов) .

    Изложенное побуждает нас к критическому переосмыслению некоторых традиционных положений теории правоохранительных органов, сформулированных в учебниках

    Поименованный автор помимо 10 «специализированных правоохранительных органов» выделяет еще 11 «государственных органов и учреждений, общественных объединений», «осуществляющих основную (или одну из основных), правоохранительную функцию»

    Указанный автор помимо 10 правоохранительных органов рассматривает также судебные органы и 11 «основных видов» специальных служб придавшим актуальности научным разработкам ряда известных российских и иностранных ученых. Так, определяя соотношение государства и права, Г.Ф. Шершеневич выделял две его разновидности - историческое и логическое соотношение. Он писал, что «исторически содержание некоторых норм предшествует государству..., но логически эти нормы стали правовыми только тогда и только потому, что создалось государст­во, обеспечивающее присущими ему силами их исполнение. Право есть функция государства, и потому логически оно немыслимо без государства и до государства» . Поэтому государство предшествует праву и исторически и логически. Более того, только государство в состоянии установить правовые нормы. Вне государства нет и права. Реализация государства в праве осуществляется «двояким образом:

    1) государство устанавливает нормы права и

    2) государство охраняет их против нарушений» .

    Охрана норм права от их нарушений, наряду с установлением норм права, а также осуществление задач государства в пределах этих норм и применение к отдельным жизненным случаям составляют «три основные функции государственной власти» . Соответственно этим трем функциям Г.Ф. Шершеневич различал три стороны власти: законодательную, исполнительную и судебную. При этом поименованный автор уточнял, что это не три самостоятельные ветви власти, а «только три формы проявления единой, неделимой государственной власти» . Из этого, по его мнению, следует «ошибочность взгляда, высказанного знаменитым французским писателем XVIII века Монтескье о необходимости разделения властей» .

    Предложения Монтескье об установлении трех властей: законодательной, исполнительной и судебной, по мнению Г.Ф. Шершеневича, «теоретически ошибочны, а потому и практически негодны. Трех равных по силе властей существовать не может: та, которая в действительности окажется наиболее сильной, и будет настоящею властью, а остальные подчинятся ей поневоле и перестанут быть самостоятельными властями. Единство власти неизбежно восстановится» .

    Приведенные аргументы в обоснование концепции единства государственной власти представляются достаточно убедительными и, что более важно, они актуальны для современной России, в которой и до нынешнего времени не прекращаются научные споры о государственной власти, о механизме государства и о роли отдельных составляющих его органов.

    Несколько иной подход в определении соотношения государства и права выработан известным немецким ученым Рудольфом Штаммлером. Выделенные им два класса социальных правил - правовые установления и конвенциональные правила - он не считал возможным разграничивать только потому, что «положения права исходят от государства, тогда как конвенциональные правила возникают из обычаев «общественного» быта» . По его мнению, установление организованной властью, именуемой властью государственной, юридических норм «вовсе не необходимо». Наоборот, «в ходе истории право возникало в таких общественных союзах людей, которые в нашем смысле не были государствами» . Далее Штаммлер отмечает, что «понятие государства становится возможным лишь при наличности тех положений права, которые конституируют понятие государственного целого. Кто допускает, что «правовая» норма есть созданное «государством» правило, тот бессознательно вводит в определение понятия то, что еще только подлежит определению» .

    Обобщение научных разработок известных ученых позволяет сделать два вывода:

    1) государство первично по отношению к праву, ибо оно создает это право;

    Законы

    Деятельность организаций всегда подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенную организационно-правовую форму: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприниматели. Именно это определяет,как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.

    Число и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, в XX-XXI веках резко возросли: законы о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите прав потребителей, о преследовании за уклонение от уплаты налогов, о формах и сроках предоставления финансовой отчетности во внешние инстанции, акцизах на алкогольную продукцию и т.д.

    Например, требования к качеству, составу, особенностям производства продукции, к деятельности в сфере обеспечения безопасности здоровья граждан и окружающей среды в обязательном порядке определяются множеством государственных стандартов (ГОСТ).

    В некоторых случаях предприятия могут оптимизировать влияние законов , с целью, например, снизить себестоимость своих услуг. Так, McDonald"s, "Кофе-хаус", "Спортмастер" и многие другие владельцы магазинов и кафе, в которых звучит музыка, должны по закону об авторских правах делать отчисления в пользу авторов музыкальных произведений, но не хотят работать с аккредитованными при Минкультуры РАО и ВОИС, считая их расценки необоснованно завышенными. У главных сборщиков отчислений для правообладателей появляется все больше конкурентов ‑ небольших компаний, которые выходят на правообладателей и заключают с ними прямые договоры .

    Состояние законодательства часто характеризуется не толькоего сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Например, в очередной раз появилась информация о возможности введения госмонополии на производство табака и алкоголя , что, конечно, делает ситуацию для этих видов бизнеса напряженной и неопределенной.

    Организации обязаны соблюдать не только федеральные и региональные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.

    К этим органам относятся налоговая инспекция, санэпидемстанция, пожарная охрана, различного рода комиссии, которые могут выдавать и отменять лицензии на радио- и телевещание, на предоставление транспортных услуг, комитеты по охране окружающей среды и др. Существуют контролирующие организации, работающие в конкретной отрасли, например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).



    Важным регулятором деятельности организаций является судебная система, а именно система арбитражных судов. Арбитражные суды ‑ это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это ‑ налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей .

    С судебной системой тесно взаимодействуют полиция, следственный комитет, прокуратура, которые могут также предпринимать определенные действия в отношении организаций и их владельцев. Права предпринимателей защищает бизнес-омбудсмен. Отдельной проблемой Российской практики правового регулирования бизнеса является большое количество уголовных дел в отношении бизнесменов по «экономическим» статьям, например, по статье 159-й статьи УК «Мошенничество». Бизнес-омбудсмен Борис Титов, лоббируя идею экономической амнистии в июне 2013 г., приводил неутешительную для бизнеса статистику: только с 2000 по 2009 год 39% бизнесменов подвергались уголовному преследованию .

    Вот как описывает типовую ситуацию взаимоотношений российских правоохранительных органов и бизнесменов заслуженный юрист РФ Михаил Барщевский: «…есть классический хозяйственный спор. Я взял кредит – вовремя не вернул. Так вот, если я взял кредит у вас, а у вас есть хорошие связи, то вы устраиваете мне уголовное дело, потому что это называется мошенничество. И я пошел по мошенничеству трубить. Хотя, на самом деле никакого мошенничества не было, а так сложилась конъюнктура рынка, что я не продал товар, который купил на кредитные деньги и не сумел вовремя вернуть. Классическая чисто хозяйственная схема. Очень многие сидят по этим хозяйственным схемам.» .