Увольнение

Кому не требуется лицензия на образовательную деятельность. Особенности лицензирования предпринимательской деятельности Необходимыми лицензиями на проведение

Лицензирование деятельности в области защиты информации представляет собой определенную форму государственного контроля и должно обеспечить не только допуск организаций, соответствующих определенным требованиям и условиям, к осуществлению определенных видов деятельности, но и повышение качества непосредственно мероприятий и услуг по технической защите информации.

Государственная система лицензирования деятельности в области технической защиты информации включает в себя две составляющие:

    допуск предприятий и организаций к оказанию услуг по защите информации;

    контроль качества и эффективности оказываемых услуг в процессе их деятельности.

Рассмотрим основные понятия в области лицензирования.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001г.

Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Срок действия лицензии не может быть более 5 лет. По истечении этого срока лицензия может быть продлена по заявлению лицензиата.

Порядок получения лицензии следующий:

Соискатель лицензии отправляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

    для юридического лица: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, адреса, где планируется ведение лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юр.лица и данные документа, подтверждающего внесение в реестр юридических лиц РФ.

    для индивидуального предпринимателя: полное ФИО, место жительства, адреса мест, где планируется ведение лицензируемой деятельности, данные документа, удостоверяющего личность (например, паспорта), государственный регистрационный номер записи о регистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

    ИНН и данные документа, подтверждающего постановку соискателя на учет в налоговом органе.

    лицензируемый вид деятельности.

К заявлению соискатель должен приложить следующие документы:

    копии учредительных документов (для юридического лица);

    документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

    копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Решение о предоставлении лицензии (или отказе) принимается в срок, не превышающий 5 дней со дня поступления документов. Уведомление о принятии решения вручается или отправляется соискателю в письменной форме. Если решение отрицательное, должны указываться причины отказа и реквизиты акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Соискатель лицензии должен заплатить государственную пошлину за получение лицензии и в течение трех дней после оплаты может получить лицензию.

Причинами отказа в получении лицензии могут быть:

    наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

    несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Перечислим пункты, которые должны содержать решение о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии:

    наименование лицензирующего органа;

    ФИО индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

    лицензируемый вид деятельности;

    срок действия лицензии;

    номер лицензии;

    дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Лицензирующий орган в праве приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Приостановление действия лицензии осуществляется по решению суда в случае выявления нарушений лицензионных требований и условий в течение суток со дня принятия судом решение. Действие лицензии возобновляется, если лицензиат уведомляет в письменном виде об устранении нарушений. Если лицензиат не устраняет нарушения в установленный судом срок, лицензирующий орган может обратиться в суд, по решению которого лицензия может быть аннулирована.

Действие лицензии прекращается в следующих случаях:

    ликвидация юридического или физического лица.

    окончание срока действия лицензии или принятие решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной формелицензиата.

    решение суда об аннулировании лицензии.

Лицензирующие органы обязаны вести специальные реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре указывается следующая информация:

    полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

    фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

    лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 17 настоящего Федерального закона);

    срок действия лицензии;

    идентификационный номер налогоплательщика;

    номер лицензии;

    дата принятия решения о предоставлении лицензии;

    сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

    основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии;

    основание и дата аннулирования лицензии;

    основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования;

    сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

    сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;

    основание и дата прекращения действия лицензии;

    иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация из реестра лицензий является открытой для физических и юридических лиц. Выписку можно получить за установленную плату в 10 рублей в течение трех дней после подачи заявления.

Перечислим виды деятельности, относящиеся к защите информации, на осуществление которых требуется получение лицензии:

    деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

    деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

    предоставление услуг в области шифрования информации;

    разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

    деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

    деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;

    деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

    разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

1. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), данные документа , удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

4) лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

5) реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;

6) реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, - в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

2. В заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования.

3. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

(см. текст в предыдущей редакции)

2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) опись прилагаемых документов.

4. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и представлять документы, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи.

5. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

6. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью соискателя лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по выбору соискателя лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, способом, обеспечивающим подтверждение получения соискателем лицензии такой копии и подтверждение доставки указанного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 настоящей статьи, и (или) документы, указанные в части 3 настоящей статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по выбору соискателя лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, способом, обеспечивающим подтверждение доставки такого уведомления и его получения соискателем лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

И настоящей статьи, срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям настоящей статьи. В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.

11. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет соискателю лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, копию описи с отметкой о дате приема указанного заявления и прилагаемых к нему документов или уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, способом, обеспечивающим подтверждение доставки такого уведомления и его получения соискателем лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

  • Срок получения лицензии: от 2 месяцев
  • Стоимость получения: от 150 000 руб.
  • Срок действия лицензии: бессрочно

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2014 года излагает изменения, внесенные в п. 3 «Положения о лицензировании», установленное ПП РФ N 682 от 04 июля 2012 года. Этот пункт устанавливает перечень работ, которые необходимо исполнять во время проведения экспертизы по промбезопасности. По данным изменениям, организации должны переоформлять лицензии на осуществление деятельности, связанной с проведением процедуры экспертизы по промбезопасности, если данные лицензии были выданы до вступления в силу вышеуказанных изменений. Переоформление должно происходить в порядке, указанном в положениях ч. 9 и ч. 17 ст. 18 Федерального Закона N 99-ФЗ.

Согласно второй редакции Положения о лицензировании (ПП РФ N682) от 06.10.2015 г., в области промбезопасности лицензированию подлежат следующие направления деятельности:

  • Экспертиза промышленной безопасности документации, которая устанавливает ликвидацию/консервацию объектов опасного производства (ОПО).
  • Экспертиза документов, связанных с техническим перевооружением опасных производственных объектов (например, тепловых установок и сетей, подъемных сооружений и т.д.), которые не вошли в основную документацию – согласно закону о градостроительстве, они подлежит отдельной экспертизе.
  • Экспертиза технических устройств, проходящих эксплуатацию на опасном производстве, которая осуществляется, если её необходимость установлена ст. 7 ФЗ «О промбезопасности ОПО».
  • Экспертиза зданий и сооружений, которые находятся на территории опасного промобъекта и используются для хранения продукции или сырья, осуществления рабочих процессов, перемещения грузов или живой силы, а также локализации или ликвидации последствий в случае аварии.
  • Экспертиза декларации промышленной безопасности, которая уже разработана или вновь находится в разработке.
  • Экспертиза, обосновывающая безопасность конкретного ОПО; экспертиза изменений, которые вносятся в документы, поясняющие безопасность такого ОПО.

Лицензирование экспертизы промышленной безопасности

Область деятельности, связанная с промышленной безопасностью, крайне важна, поскольку она связана не только с охраной экологии, но и с защитой жизни и здоровья граждан, и любая ошибка может быть опасной. Лицензия на осуществление экспертизы промышленной безопасности – вовсе не формальное требование государственных органов. Законы жестко устанавливают процедуру ее получения, а сам процесс требует обязательного прохождения этапов получения лицензии ЭПБ не только в Москве, но и по России:

4. Прохождение предлицензионной проверки. Кандидат получает уведомление о проведении внеплановой проверки. При проведении проверки уполномоченный представитель Ростехнадзора сверяет полученную документацию с оригиналами и консультируется с работниками организации, а также с её руководством.
5. Составление Акта о проверке. В зависимости от результатов проверки, работником Ростехнадзора составляется акт, говорящий о несоответствии или соответствии компании установленным требованиям получения лицензии РТН на осуществление экспертизы промышленной безопасности, и в нем выносится один из двух вердиктов:

  • в отрицательном акте указываются причины, по которым вынесли вердикт об отказе в лицензировании, и кандидату будет необходимо подать документы заново;
  • положительный акт влечет за собой отправление документов в орган, занимающийся надзором в области, связанной с определенным видом деятельности по промбезопасности, где собирается работать кандидат.

6. Проверка документов. При проверке документов в управлении проверяются удостоверения экспертов и их квалификация. Если по этим параметрам нет возражений, одобрение на выдачу лицензии направляется в Центральное управление.

7. Получение лицензии. Лицензия на проведение ЭПБ выдается руководству организации или доверенному лицу в Центральном управлении.

Документы, предоставляемые для получения лицензии на экспертизу промышленной безопасности

1. Оригинал банковского документа, подтверждающего уплату госпошлины за рассмотрение заявки на предоставление лицензии, и ее оформление;

2. Нотариальная копия Устава

3. Решение или протокол участников организации, утверждающее его создание.

4. Нотариальная копия решения или протокола о назначении руководства компании

5. Нотариальная копия свидетельства ОГРН

6. Заверенное нотариусом свидетельство ИНН

7. Нотариальные копии свидетельств о регистрации изменений в учредительные документы, ЕГРЮЛ и перерегистрации

8. Нотариальная копия кодов статистики

9. Нотариальная копия выписки ЕГРЮЛ (не позднее месяца с даты её получения)

10. Оригинал банковских реквизитов, подписанный руководителем

11. Заверенные нотариусом документы, подтверждающие образование руководителей и сотрудников компании

12. Заверенные нотариусом копии удостоверений экспертов

13. Заверенные нотариусом копии протоколов об аттестации сотрудников

14. Нотариальные копии удостоверений о проверке знаний руководства и сотрудников компании

15. Нотариальные копии трудовых книжек руководства и работников организации

16. Оригинал доверенности на представителя компании, подающего документы

17. Нотариальная копия договора о предоставлении услуг лаборатории НК

Переоформление лицензии на экспертизу промышленной безопасности

Федеральный закон N307-ФЗ, вступивший в силу в ноябре 2015 года, уточняет некоторые положения, связанные с регулированием лицензирования в сфере промышленной безопасности. Из-за этого переоформлению подлежат некоторые виды уже выданных лицензий. Необходимо переоформить:

  • лицензии, в которые не включались списки оказываемых в рамках осуществления деятельности услуг или выполняемых работ;
  • лицензии, в которые включались списки работ и услуг, выполняемых и оказываемых при осуществлении деятельности, при условии, что в эти перечни законодательно вносились изменения;
  • лицензии на виды деятельности, у которых изменилось название.

Процедура переоформления лицензий происходит в установленном порядке.

Схема переоформления лицензий ЭПБ:

1. Составляется заявление на переоформление лицензии.

Законодательство, регулирующее в России сферу образовательных услуг, в последние годы весьма существенно изменилось. С одной стороны, теперь обучение могут осуществлять не только государственные учреждения, но и коммерческие организации, с другой же, было введено обязательное лицензирование любой подобной деятельности. Именно поэтому особую актуальность приобрел вопрос, нужна ли образовательная лицензия в том или ином случае.

Если вам нужна образовательная лицензия под ключ без лишней бюрократии, то закажите ее оформление у профессионалов.

Законодательные акты, определяющие необходимость образовательной лицензии

Перед тем, как рассмотреть виды услуг, когда нужна лицензия на образовательную деятельность, необходимо перечислить основные законодательные акты, регулирующие сферу образования в настоящее время. К их числу относится:

  • Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, изданный 29.12.2012 года
  • Закон «О лицензировании…» №99-ФЗ, подписанный 04.05.2011 года
  • Постановление Правительства РФ №966, датированное 28.10.2013 года

В первых двух указанных Федеральных Законах содержатся основные положения, регулирующие сферу оказания образовательных услуг. Особенно много нововведений содержит принятый недавно Закон об образовании. Именно в нем содержится утвердительный ответ на актуальный и злободневный вопрос, нужна ли образовательная лицензия.

Разработанное и подписанное несколько позднее Постановление №966 содержит конкретный перечень услуг, когда нужна образовательная лицензия, а также описание случаев, когда ее получение не требуется.

Виды образовательных услуг, при оказании которых нужна лицензия

Указанными выше законодательными актами предусматривается обязательное получение лицензии на образовательную деятельность, если организация или индивидуальный предприниматель оказывает услуги по дошкольному, общему, профессиональному, дополнительному профессиональному образованию или профессиональному обучению. Для более точного представления о конкретных видах образовательной деятельности, которая подлежит лицензированию, следует рассмотреть каждый из них в отдельности.

Дошкольное и среднее общее образование

Вид образовательной деятельности, с которым сталкивается абсолютно каждый человек. После внесения изменений в федеральное законодательство, подобные услуги могут оказывать как некоммерческие, так и коммерческие организации. При этом им требуется обязательное получение лицензии.

Профессиональное образование

Один из самых распространенных видов образовательной услуги. Он включает в себя четыре уровня:

  • среднее профессиональное;
  • высшее с присвоением степени бакалавра;
  • высшее с присвоением степени магистра или специалиста;
  • высшее с подготовкой специалистов высшей категории (аспирантура, стажировка, ординатура).

Профессиональным образованием имеют право заниматься только образовательные организации.

Дополнительное профессиональное образование

Данный вид образовательных услуг могут оказывать только некоммерческие организации. Различают два основных типа образовательных программ, целью которых является:

  • повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка.

Профессиональное обучение

Образовательные услуги по профессиональному обучению также могут оказываться любыми организациями, как коммерческими, так и некоммерческими. При этом различают три вида программ:

  • подготовка рабочих по профессиям, служащих по должностям;
  • переподготовка рабочих и служащих;
  • повышение квалификации рабочих и служащих.

Перечисленные выше виды услуг содержат практически полный перечень ситуаций, когда нужна лицензия на образовательную деятельность.

Случаи, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется

В настоящее время действующим законодательством предусматривается лишь один случай, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. Он представляет собой ситуацию, при которой услугу оказывает лично официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель. При этом он не может нанимать других специалистов, работая только самостоятельно. Примерами такой деятельности являются услуги репетитора, частного преподавателя, обладающего необходимым стажем работы и образованием. Также без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов.

До введения в действие Постановления №966 получение лицензии не требовалось в тех случаях, когда в результате учебы не производилась аттестация, и не выдавался итоговый документ о полученном образовании. Примерами подобных ситуаций являются тренинги, семинары или лекции. Последние изменения привели к тому, что данной деятельностью можно заниматься без лицензии, но это связано с тем, что она не является образовательной. По новой классификации подобные услуги относятся к культурным или досуговым.