Больничный лист

Что является принципом правового статуса личности. Конституционные принципы правового статуса личности. Равенство всех перед законом и судом означает

  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности

    В определении правового статуса личности имеет значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуществляется их использование.

    Уровень и степень последнего в решающей степени зави­сит от характера названных начал. Исходя из них может огра­ничиваться, урезаться пользование правами или, наоборот, обеспечиваться для этого широкий простор. Их воздействие на правовой статус личности многогранно. Они определяют, обеспечивается ли в государстве равенство прав и свобод человека и гражданина, активная деятельность государства по их соблюдению и охране, признание государством в полной мере и объеме тех прав, которые соответствуют достигнутому обществом уровню материально-технического развития, существуют ли какие-либо границы в использовании прав и свобод, допускаются ли их ограничения, действуют ли законные механизмы защиты своих прав человеком.

    Эти начала и характеризуются как принципы правового статуса личности 17 . Под ними понимаются признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых, осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

    Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

    В последующей характеристике раскрывается их концептуальная сущность, заложенная в нормах Конституции Российской Федерации. Однако следует учитывать, что их практическая реализация в настоящее время не обеспечивается в должной мере. Это объясняется сложностями переходного периода, становления рыночной экономики, политической нестабильностью и другими условиями, препятствующими реализации конституционных норм.

    Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с основными исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

    1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус человека и гражданина.

    Равенство всех перед законом и судом означает, что за­кон, его предписания в равной мере обязательны для всех, что суд в равной мере доступен для всех и должен руковод­ствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями, не принимать во внимание не предусмотрен­ные законом особенности лица, обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

    В прошлом нарушение этого принципа имело широкое распространение, хотя и в скрытой форме. В частности, без разрешения соответствующего органа КПСС не могло быть возбуждено уголовное дело против лица, относящегося к номенклатуре данного органа (т. е. подлежащего его утверждению в должности).

    Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

    Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Выделение такого необычного для конституционного законодательства основания равенства как принадлежность к общественным объединениям обусловлено тем, что на предыдущих этапах развития страны членство в КПСС или беспартийность являлись основанием для решения вопросов о занятии той или иной должности, фиксировались в официальных анкетах как значимый во многих отношениях фактор.

    В зависимости от перечисленных выше и иных личных и социальных признаков человека ему не могут быть оказаны какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.

    В Конституции установлено, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

    В качестве особого объекта равноправия Конституция выделяет равные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации. Необходимость этого обусловлена тем, что проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения как в нашей стране, так и в мировом масштабе. Еще бывший Союз ССР ратифицировал конвенцию ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», и у нас в стране сделано в этом отношении немало.

    Конституционная норма и нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола.

    Равенство прав и свобод человека и гражданина Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

    В социалистической теории весьма критически оценивалась трактовка равенства прав только как юридически закрепляемого равенства возможностей. Упор делался на достижение фактического равенства, создание некоего усредненного общества, всеобщего уравнительного образа жизни. Однако каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, обладает неодинаковыми способностями к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.

    Государство должно использовать правовые и экономические средства для сокращения резкого разрыва в доходах граждан. В этих целях применяется дифференцированная система налогов. Важнейшее значение в этом плане имеет эффективная борьба с криминальными источниками доходов.

    Законодательство может закреплять особые права для той или иной категории граждан. Оно оказывает преимущественное содействие тем, кто по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать свои права и свободы (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.). Предоставляемые этим слоям и категориям граждан преимущества естественны и ни в какой мере не нарушают принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

    2. Следующим конституционно провозглашаемым принципом, характеризующим реализацию прав и свобод личности, является их гарантированность. Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как общее начало, которое свойственно реализации всего объема прав и свобод личности, и посредством закрепления конкретных гарантий каждого права и свободы в отдельности.

    Как общее основание правового статуса указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Ст. 2 устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. В ст. 17, 19 также установлено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы. Причем следует отметить, что по сравнению с последней редакцией прежней Конституции 1978г. такого рода общие нормы являются новыми.

    Кроме этих общих норм о гарантиях, закрепление фактически каждого конкретного права и свободы сопровождается указанием на условия, способы его гарантий.

    Гарантии прав и свобод, прежде всего, возлагаются на государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через всю систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепление их гарантий посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации.

    Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод осуществляют Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов федерации. Однако, предусмотренная Конституцией государственная система, призванная обеспечить гарантии прав человека, работает в настоящее время недостаточно эффективно. Об этом свидетельствуют имеющиеся нарушения прав человека, отсутствие необходимых механизмов и условий для реализации многих конституционно закрепленных прав и свобод граждан, отсутствие в ряде случаев необходимой законодательной базы, достигший огромных размеров бюрократизм государственного аппарата, непрофессионализм многих его работников и др. факторы.

    Задачи по созданию условий реализации прав и свобод выполняют не только государственные структуры. В систему такого рода субъектов входят и органы местного самоуправления. Свою роль играют общественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.

    Конституция Российской Федерации расширила рамки участия и самого человека в защите своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Усилены возможности судебной защиты каждым своих прав и свобод, закреплено право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    В положениях новой Конституции проявляется тенденция повысить роль самого человека в обеспечении максимально полного использования прав, усилить его самостоятельность. Это следствие утверждения новых начал взаимоотношений человека и государства, отказа от оценки роли государства как направляющего деятельность пассивной личности.

    Гарантии прав и свобод человека и гражданина, не ограничиваются их конституционным закреплением. Реальное воплощение прав и свобод требует многих условий, в том числе лежащих за рамками права. Существуют социально-экономические, политические и юридические гарантии.

    Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод. В числе этих условий - социальная стабильность, развивающаяся экономика, наличие соответствующих производственных мощностей, широкой инфраструктуры - системы учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества.

    Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению граж­данского согласия, исключение дестабилизации в обществе; должный уровень политической культуры граждан.

    Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина. К ним относится, прежде всего, конституционное закрепление, как общего принципа гарантии прав, так и конкретных гарантий каждого права. Во всех отраслях действующего права эти гарантии получают детальное обоснование. В охране правовых предписаний важную роль играют правоохранительные органы, и прежде всего, милиция, прокуратура и суд. Таким образом механизм реализации прав и свобод личности призван охватить все сферы деятельности по закреплению и обеспечению использования прав и свобод и все ее направления, которые включают:

    Юридическое закрепление гарантий прав и свобод;

    Широкую систему охраны и защиты государством прав и свобод, как в обеспечении их реального использования, так и в борьбе с различного рода их нарушениями;

    Развитие общественно-политической активности граждан;

    Развитие сознательного отношения к использованию прав и свобод;

    Государственный и общественный контроль, направленный на охрану прав и свобод;

    Повышение уровня знаний каждым своих прав свобод и обязанностей;

    Развитие общественных организаций, призванных охра­нять и защищать права и свободы человека и гражданина.

    3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения.

    Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

    Конституция закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (п. 2 ст. 55).

    Кроме этого запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция также устанавливает важную норму о том, что они являются непосредственно действующими.

    Это означает, что конституционные права и свободы являются исходной основой для соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня.

    В рассматриваемом плане имеет значение конституционная норма о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    Недопустимость ограничения прав и свобод вполне закономерно не означает абсолютизации этого принципа. Их использование должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого общежития.

    В ст. 17 Конституции предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Из этого вытекает необходимость правомерного использования своих прав каждым человеком, без нарушения предписаний закона, выхода за рамки, прежде всего, конституционного поля.

    В определенных социальных, экстремальных и иного рода ситуациях может возникнуть объективная необходимость определенного временного ограничения прав и свобод. Конституция Российской Федерации строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения. П. 3 ст. 55 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Эта общая норма конкретизирована в ст. 56 Конституции, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. Такие ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом определенные виды прав и свобод не подлежат ограничению: право на жизнь, охрана достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряда прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве и др.

    4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип правового статуса находит свое выражение не только в наличии у каждого и прав, и обязанностей, но и в том, что многие права несут в себе и качество обязанности - одни в правовом плане, другие - в моральном, выражаясь в виде общественного долга.

    Так, в п. 2 ст. 38 закрепляется, что забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Ст. 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду и др.

    Рассматриваемый принцип выражен в ст. 6 Конституции Российской Федерации, причем в форме, адресованной не каждому, как в большинстве статей о правах и обязанностях, а гражданину Российский Федерации, причем в главе первой «Основы конституционного строя». В ней устанавливается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

    В юридической литературе можно встретить описание и других принципов. Например: принцип сочетания личных и общественных интересов. Личные интересы гражданина - это его материальные и духовные потребности, которые государство и общество призваны ему обеспечить, создать достойные условия жизни для всестороннего развития личности (способностей, таланта, удовлетворения разумных материальных и духовных потребностей). Интересы личности есть субъективное выражение объективных потребностей человека, т.е. эти интересы определяются объективными условиями развития общества, на каждом этапе развития которого они различны. Общественные интересы - это цели и задачи общества, обеспечивающие его поступательное развитие. В общественных интересах главное место занимают интересы человека, удовлетворение которых является высшей целью государства и общества.

    Принцип постоянного расширения и углубления прав, свобод и обязанностей. Этот процесс идет по трем направлениям:

    а) в правовой статус личности включаются новые, ранее неизвестные конституционному законодательству права, свободы и обязанности (ст.18, 20, 21 и 29 Конституции РФ);

    б) права, свободы и обязанности, существовавшие до принятия Конституции 1993 г., толкуются расширительно, т.е. приобретают более полное содержание (ст.19, 22, 25 и 37 Конституции РФ);

    в) усиливаются и расширяются гарантии прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем стоит отметить, что если политические и юридические гарантии сделали громадный скачок в своем развитии, то этого нельзя сказать об экономических и социально-нравственных гарантиях, которые в последние годы заметно ослабли.

    Подводя итог сказанному необходимо отметить, что взаимоотношения между личностью и государством предопределяются определенными факторами и возникают в двух случаях - в силу принадлежности лица к гражданству государства либо проживания на территории данного государства. Если лицо не принадлежит к гражданству государства и не проживает на его территории, то никаких взаимоотношений между таким лицом и государством быть не может, и речь о свободе личности лишается смысла. Вместе с тем каждое государство, предоставляет весь комплекс прав, свобод и обязанностей только своим гражданам, тогда как на иностранцев и лиц без гражданства этот комплекс распространяется в ограниченном объеме.

    Для свободы личности имеет принципиальное значение правосубъектность (правоспособность и дееспособность), без которой разговор о свободе личности лишается смысла. При отсутствии правосубъектности нет и личности.

    Сущностные отношения между личностью и государством характеризуют основные права, свободы и обязанности. Их широта и глубина определяют уровень свободы личности, ее демократизм.

    Принципы правового статуса - наиболее общие, основополагающие положения, закрепленные в главе 2 Конституции РФ, на которые опирается законодатель в процессе регламентации правового статуса человека и гражданина.

    В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:

    1. Принцип равноправия (ст. 19). Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.

    Принцип равноправия включает в себя следующие положения:

    1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политически организованного общества (как гражданин своего государства) он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству;

    2) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д.). Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса;

    3) равноправие мужчины и женщины. Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой нормы в Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»,

    4) равенство всех перед законом и судом. Положение о равенстве всех перед судом означает:

    Наличие единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому человеку независимо от происхождения, имущественного, должностного положения и других обстоятельств справедливое и гласное разбирательство дела компетентным и независимым судом;



    Справедливое разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом;

    Равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора;

    Процессуальное равенство сторон в судебном заседании;

    5) равноправие в социальном государстве. Российская Федерация, провозглашая себя социальным государством, устанавливает для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.), дополнительные права и льготы. Предоставление указанных прав и льгот не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости.

    2. Непосредственное действие прав и свобод . Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

    Принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами.

    3. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации.

    4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод . В общем вире принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

    Вместе с тем Конституция РФ содержит положения о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.

    5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.

    6. Гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ, где говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

    Принципы основ правового статуса личности это совокупность основных идей, на основании которых строится вся система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и происходит процесс их реализации.

    К принципам основ правового статуса личности относятся:

    Принцип равноправия (или правового равенства);

    Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод;

    Принцип непосредственного действия;

    Принцип гарантированности конституционных прав и свобод;

    Принцип общедоступности нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы

    Принцип равноправия (или правового равенства) означает равную свободу всех членов общества, равный набор их правовых возможностей.

    Он является ведущим и определяющим в правовом статусе личности.

    Этот принцип включает:

    Равенство конституционных прав и свобод независимо от фактических различий людей;

    Равенство перед законом;

    Равенство перед судом;

    Равноправие мужчины и женщины;

    Равенство в социальном государстве.

    Государство согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод независимо от личностных характеристик (пол, возраст, национальность, раса) и социального положения (происхождения, имущественного и должностного положения и др.). В российской Конституции РФ устанавливается императивный запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

    Принцип равенства конституционных прав и свобод независимо от фактических различий людей означает, прежде всего, формальное равенство возможностей, равные стартовые условия человека в обществе. Его содержание направлено на недопущение каких-либо привилегий для отдельных граждан или групп граждан в зависимости от различных признаков и обстоятельств.

    Принцип равенства перед законом имеет самостоятельное значение.

    Он означает: а) запрет на установление в законодательных актах мер дискриминационного характера (например, закрепление правила, в соответствии с которым не допускаются осуществлять торговлю на рынках лица, не знающие русский язык); б) требование равной для всех защиты законом (милиция в равной мере должна защищать права всех граждан); в) обеспечение принципа равенства при формировании и реализации всей системы национального законодательства.

    Принцип равенства перед законом допускает определенные исключения. Так, федеральное законодательство устанавливает особый порядок привлечения к ответственности Президента РФ, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и других лиц.



    Принцип равенства перед судом означает: а) равный доступ к правосудию; б) равное для всех применение норм права; в) равенство сторон

    в судебном заседании. Равенство перед судом обеспечивается рядом положений, например, гласностью, открытостью судопроизводства, гарантиями обеспечения беспристрастности суда и т. д. Принцип равноправия мужчины и женщины выделен в отдельный конституционный принцип. Он не означает фактического уравнения полов. Более того, женщины имеют по российскому законодательству больший набор социальных гарантий, чем мужчины. Этот принцип направлен на предотвращение дискриминации женщин в политической и социально-экономической сферах жизни.

    Принцип равенства в социальном государстве не означает: установление фактического равенства прав и свобод; абсолютного равенства прав и свобод членов общества. Не могут на равных выступать в обществе ребенок и взрослый человек; здоровый и инвалид и т. д. Поэтому этот принцип допускает формальное неравенство объема прав и свобод граждан.

    С учетом этого принцип равенства в полной мере проявляется в равенстве одинаковых категорий граждан.

    Принцип равноправия тесно взаимосвязан с принципом справедливости. Во-первых, эта взаимосвязь проявляется в том, что отдельные категории граждан имеют больший объем социальных прав и гарантий (дети, пенсионеры, инвалиды, малоимущие, многодетные семьи, представители малочисленных народов, жители регионов Крайнего Севера и т. д.). Во-вторых, государственная и, прежде всего судебная защита прав и свобод предполагает учитывать идеи социальной справедливости в обеспечении прав и свобод граждан. Так, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29 января 2004 г. при оценке конституционности отдельных положений ФЗ «О трудовых пенсиях» указал, что исключение льготного порядка исчисления пенсий нарушает принцип правовой справедливости.

    Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ)означает признание государством того, что естественные права и свободы имеют особое положение в системе конституционных прав и свобод: а) государство не устанавливает их, а только подтверждает обязательство по их обеспечению; б) устанавливается определенный приоритет этих прав и свобод (повышенная степень защиты ряда естественных прав и свобод).

    Принцип непосредственного действия означает, что а) конституционные права и свободы могут применяться без дополнительного условия конкретизации в специальных законодательных актах; б) разработка и принятие законов, применение законодательства, деятельность органов публичной власти и их должностных лиц должны соответствовать смыслу исодержанию конституционных прав и свобод.

    Принцип гарантированности конституционных прав и свобод означает: а) обязанность государства защищать права и свободы как высшую ценность конституционного строя (ст. 2); б) гарантированность прав и свобод согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ (ч. 1 ст. 17); в) запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55); г) регламентация условий ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55).

    Гарантированность конституционных прав и свобод предполагает также обеспечение социальных и экономических условий реализации этих прав и свобод.

    Принцип общедоступности нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы. Этот принцип означает, что любые нормативные правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

    Правовой статус личности базируется на конституционных принципах, которые отражают конкретные основы отношений между государством и физическим лицом. К конституционным принципам правового статуса личности относятся: принцип всеобщности прав и свобод; принцип равенства; принцип единства прав и обязанностей; принцип гарантированности прав и свобод; принцип взаимной ответственности государства и личности.

    Принцип всеобщности прав и свобод означает, что все люди являются свободными и наделены правами от рождения (ст. 21 Конституции Украины).

    Принцип равенства означает, что права, свободы и обязанности признаются за всеми в одинаковом объеме, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места проживания и иных обстоятельств. Принцип равенства провозглашает равенство всех перед законом и судом (ст. 24 Конституции Украины).

    Принцип единства прав и обязанностей проявляется в чет кой сбалансированности прав и обязанностей в правовом статусе личности. В социально организованном обществе у субъектане может быть прав без обязанностей, как и обязанностей без прав. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения человеком и гражданином своих обязанностей. В Конституции Украины устанавливается, что использование субъективных прав и свобод не должно причинять ущерб интересам общества и государства, правам иных участников общественных отношений (ст. 23 Конституции Украины).

    Принцип гарантированности прав и свобод заключается в том, что государство выступает в качестве главного субъекта, обеспечивающего возможность реализации конституционных прав и свобод с помощью правовых, политических, экономических, социальных и иных средств. Права и свободы гарантируются государством и не могут быть отменены; при принятии новых законов, а также при внесении изменений в действующее законодательство не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Гарантированность прав и свобод в значительной степени определяется политическим режимом, уровнем развития демократии, наличием специальных органов, занимающихся защитой прав и свобод, высоким уровнем правовой культуры, социально-правовой активностью личности и т.д.

    Принцип взаимной ответственности государства и гражданина проявляется в их взаимных правах и обязанностях. Конституция Украины устанавливает ответственность государства перед обществом личностью за свою деятельность (ст. 3 Конституции Украины).

    Гражданство Украины

    Правовой статус личности определяется, прежде всего,ее принадлежностью к государству, наличием или отсутствием гражданства. В полном объеме права и свободы государство гарантирует только собственным гражданам. Соответственно, на граждан налагается и больше обязанностей.

    Основы правового регулирования института гражданства в Украине составляют Конституция Украины, Закон Украины «О гражданстве Украины», а также иные нормативно-правовые акты. Закон Украины «О гражданстве Украины» определяет гражданство Украины как правовую связь между физическим лицом и Украиной, которая находит свое проявление в их взаимных правах и обязанностях.

    Согласно ст. 2 Закона Украины «О гражданстве» гражданство Украины основывается на следующих принципах:

    Единого гражданства - гражданства государства Украина, которое исключает существование гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства, то в правовых отношениях с Украиной он признается только лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины;

    Предотвращения случаев возникновения безгражданства;

    Невозможности лишения гражданина Украины гражданства Украины;

    Признания права гражданина Украины на смену гражданства;

    Невозможности автоматического приобретения, а также прекращения гражданства Украины;

    Равенства перед законом граждан Украины независимо от оснований, порядка и момента приобретения ими гражданства Украины;

    Сохранения гражданства Украины независимо от местожительства гражданина Украины.

    Гражданами Украины являются:

    а) все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 года) постоянно проживали на территории Украины;

    б) лица, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, местожительства, языковых и иных признаков которые на момент вступления в силу Закон Украины «О гражданстве Украины» (13 ноября 1991 года) года постоянно проживали в Украине и не являлись гражданами других государств;

    в) лица, прибывшее в Украину на постоянное проживание после 13 ноября 1991 года и которым в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года органами внутренних дел Украины внесена надпись «гражданин Украины», а также дети таких лиц, прибывшие вместе с родителями в Украину, если на момент прибытия в Украину они не достигли совершеннолетия;

    г) лица, которые приобрели гражданство Украинысогласно законам Украины и международным договорам Украины.

    Гражданство Украины приобретается:

    1) по рождению;

    2) по территориальному происхождению;

    3) вследствие принятия в гражданство;

    4) вследствие восстановления в гражданстве;

    5) вследствие усыновления;

    6) вследствие установления над ребенком опеки или попечительства;

    7) вследствие установления над лицом, признанным судом не дееспособным, опеки;

    8) в связи с пребыванием в гражданстве Украины одного или обоих родителей ребенка;

    9) вследствие установления отцовства;

    10) по иным основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.

    Согласно ст. 9 Закона Украины «О гражданстве Украины» условиями приема в гражданство Украины являются:

    1) признание и соблюдение Конституции Украины и законов Украины;

    2) обязательство прекратить иностранное гражданство или не пребывание в иностранном гражданстве;

    3) беспрерывное проживание на законных основаниях на территории Украины в течение последних 5 лет;

    4) получение разрешения на постоянное проживание в Украине;

    5) владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения;

    6) наличие законных источников существования.

    Положения, предусмотренные пп. 3-6, не распространяются на лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Украиной, и на лиц принятие которых в гражданство Украины представляет государственный интерес для Украины.

    В гражданство Украины в силу ст. 9 Закона Украины «О гражданства Украины» не могут быть приняты лица, которые:

    1) совершили преступление против человечества или осуществляли геноцид;

    2) осуждены в Украине к лишению свободы за совершение тяж кого преступления до погашения или снятия судимости;

    3) совершили на территории другого государства действия, признанные законодательством Украины тяжким преступлением.

    Конституция Украины содержит широкий перечень прав и свобод человека и гражданина: из 161 статьи Основного Закона правовому статусу личности посвящено 48 статей - без малого третья часть текста Конституции. При этом права и свободы закреплены во втором разделе Конституции, который следует после раздела, устанавливающего основы конституционного строя.

    Конституционные (основные) права и свободы по содержанию подразделяются на гражданские (личные), политические, социально-экономические, культурные и права в области экологии.

    1. Личные права и свободы включают в себя: право на жизнь;

    право на уважение чести и достоинства; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфной и иной корреспонденции; право на невмешательство в личную и семейную жизнь;

    право на свободу передвижения и свободный выбор места жительства, право на свободу мысли и слова, право на свободу мировоззрения и вероисповедания и другие права и свободы.

    2. К политическим правам и свободам относятся: право принимать участие в управлении государственными делами; право избирать и избираться; право на свободу союзов и ассоциаций; право на свободу мирных собраний и т.д.

    3. Социально-экономическими правами и свободами являются:

    право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, право на свободу предпринимательской деятельности; право на труд; право работающих на забастовку для защиты всех своих экономических и социальных интересов; право на отдых; право на социальную защиту; право на жилище; право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи; право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование и другие.

    4. Культурные права это: право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, право на защиту интеллектуальной собственности; право на свободный доступ к культурному наследию; право на образование т.д.

    5. Впервые на конституционном уровне (ст. 50 Конституции Украины) в нашем государстве устанавливается, что каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на распространение такой информации. Перечисленные права составляют категорию экологических прав и свобод.

    К основным обязанностям относятся: обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины; не посягать на права, свободы, честь и достоинство других субъектов; защищать Отечество; независимость и территориальную целостность Украины; уважать государственную символику, не причинять ущерб природе, культурному наследию, возмещать причиненный убытки; платить налоги и сборы.


    Похожая информация.


    Основні принципи правового статусу особи Принципи конституційно-правового статусу особи. Загалом їх можна визначити як основоположні ідеї на яких базується правове становище людини і громадянина в державі й суспільстві реалізуються основні права свободи та обов"язки є одним з важливих його елементів. В узагальненому вигляді основними принципами конституційноправового статусу особи конституційноправового інституту прав і свобод людини і громадянина в Україні можна визначити такі принципи як: визнання людини її життя і здоров"я...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    41 . Основні принципи правового статусу особи

    Принципи конституційно-правового статусу особи. Загалом їх можна визначити як основоположні ідеї, на яких базується правове становище людини і громадянина в державі й суспільстві, реалізуються основні права, свободи та обов"язки, є одним з важливих його елементів.

    В узагальненому вигляді основними принципами конституційно-правового статусу особи, конституційно-правового інституту прав і свобод людини і громадянина в Україні можна визначити такі принципи, як:

    визнання людини, її життя і здоров"я, честі і гідності, недоторканності і безпеки найвищою соціальною цінністю (ст. 3 Конституції України);

    Вільності й рівності людини у своїх правах (ст. 21);

    Невідчужуваності і непорушності її прав і свобод (ст. 21);

    Невичерпності прав і свобод людини і громадянина (ст. 22);

    гарантованості прав і свобод людини і громадянина і неможливості їх скасування (ст. 3, ст. 22);

    неприпустимості звуження змісту та обсягу закріплених Конституцією прав і свобод людини та громадянина (ст. 22);

    рівності громадян перед законом (ст. 24); права і свободи людини і громадянина визнаються за всіма однаково, незалежно від статі, раси, національності, мови, походження, місця проживання (частина третя ст. 24);

    — неприпустимості обмеження конституційних прав і свобод
    людини і громадянина, окрім випадків, передбачених Конституцією
    України
    (ст. 64);

    Принцип відповідності правового статусу особи в Україні вимогам і стандартам, які склалися в міжнародному співтоваристві, проявляється в тому, що в нормах Конституції України втілені моделі, апробовані світовою практикою конституціоналізму. Крім того, в ст. 9 Конституції встановлюється, що чинні міжнародні договори, згода на обов"язковість яких надана Верховною Радою України, є частиною національного законодавства України. В ст. 55 Конституції закріплено, що кожен має право після використання всіх національних засобів правового захисту звертатися за захистом своїх прав і свобод до відповідних міжнародних організацій, членом або учасницею яких є Україна.

    Визнаючи міжнародні норми з прав людини, Українська держава бере на себе зобов"язання не тільки перед міжнародним співтовариством, а й перед усіма, хто перебуває під її юрисдикцією. Кожний індивід має право вимагати від держави виконання взятих нею на себе міжнародних зобов"язань, і з цією метою особа може використовувати як національні механізми захисту, в тому числі можливості Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини, так і звертатись до міжнародних судових й несудових органів.

    Юридична рівність громадян України , їх рівність як принцип основ конституційного статусу людини і громадянина в Україні є одним з основоположних. Ст. 24 Конституції встановлює, що «громадяни мають рівні конституційні права і свободи та є рівними перед законом», а частина перша ст. 21: «Усі люди є вільні і рівні у своїй гідності та правах». У ст. 24 Конституції виділені два основні аспекти цього принципу: а) рівність громадян перед законом; б) рівність жінки і чоловіка.

    Гарантованість конституційного статусу особи як принцип правового статусу людини і громадянина насамперед проявляється в положенні частини другої ст. З Конституції України, що права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і спрямованість діяльності держави. Держава відповідає перед людиною за свою діяльність. Утвердження і забезпечення прав і свобод людини є головним обов"язком. Кабінет Міністрів України «вживає заходів щодо забезпечення прав і свобод людини і громадянина» (п. 2 ст. 116 Конституції). Місцеві державні адміністрації на відповідній території забезпечують «законність і правопорядок; додержання прав і свобод громадян» (п. 2 ст. 119 Конституції). На прокуратуру України покладається представництво інтересів громадян у суді у випадках, визначених законом (п. 2 ст. 121 Конституції).

    Принцип єдності прав і обов"язків як принцип основ конституційного статусу особи виражається не тільки в тому, що у кожного є як права, так і обов"язки, а й у тому, що багато прав є водночас і обов"язками. Найбільш чітко цей принцип закріплений у ст. 23 Конституції України, що не буває прав без обов"язків. Так, ст. 13 Конституції проголошує, що кожний громадянин має право відповідно до закону користуватися об"єктами права власності, а п. 8 ст. 41 Основного Закону передбачає, що використання власності не може завдати шкоди правам, свободам та гідності громадян, інтересам суспільства, погіршувати екологічну ситуацію і природні якості землі, а ст. 66 Конституції встановлює, що «кожен зобов"язаний не заподіювати шкоди природі». З установленим у частині першій ст. 50 Конституції правом кожного на безпечне для життя і здоров"я довкілля кореспондується обов"язок оберігати природу (ст. 66 Конституції).

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    3581. Загальні засади конституційно-правового статусу людини і громадянина 16.67 KB
    Поняття і сутність правового статусу особи. Етимологічно поняття “Правовий статус” (з лат. “status” означає положення чи становище) означає правове положення чи становище соціального суб’єкта в суспільстві та державі. В юридичній літературі існують різні визначення правового статусу особи
    8553. Загальні положення правового статусу господарських товариств. Акціонерне товариство, його види та характеристика 25.17 KB
    Мета: дати загальну характеристику господарському товариству визначити види господарських товариств дати правову характеристику акціонерним товариствам та його видам визначити поняття акції та її види характеристика дивідендів студенти повинні знати законодавство яке регулює діяльність господарських товариств. План заняття: Поняття та види господарських товариств Правова характеристика та типи акціонерного товариства Цінні папери та девіденди акціонерного товариства. Закон України Про акціонерні товариства від 17 вересня...
    4875. Основні принципи навчання та дидактичні правила їх реалізації 28.61 KB
    На сьогоднішній день для роботи у загальноосвітніх навчальних закладах широко впроваджуються принципи навчання. До них включається принцип всестороннього розвитку особистості школяра в процесі навчання, науковості і посильної трудності, свідомості й творчої активності учнів при керівній ролі вчителя, наочності навчання і розвитку творчого мислення, систематичності, звязку навчання з життям, переходу від навчання до самоосвіти.
    8791. Exіt-poll: методика та основні принципи організації дослідження 133.51 KB
    Exіtpoll: методика та основні принципи організації дослідження Сутність методу опитування на виході. Провідні функції exіtpoll. Мітофскі відомий американський соціолог журналіст дослідник громадської думки творець методу exіtpoll. Історія проведення exіtpoll в світі Україні.
    8282. Основні принципи і положення захисту населення і територій у разі надзвичайної ситуації 30.68 KB
    Рівень національної безпеки не може бути достатнім якщо в загальнодержавному масштабі не буде вирішено завдання захисту населення об’єктів економіки національного надбання від надзвичайних ситуацій техногенного природного або іншого характеру. Зовнішні загрози – це загрози пов’язані з розв’язанням війни або локальних збройних конфліктів іншою державою виникненням глобальних катастроф за межами України на землі або навколоземному просторі які можуть негативно вплинути на населення та територію нашої держави. Забезпечення безпеки...
    13897. Універсам Полтава Структура комерційної діяльності Основні принципи комерційної діяльності 26.82 KB
    Другий блок містить також складні елементи, що сприяють реалізації обміну за участі оптової та роздрібної торгівлі. Вони характерні для сегментів ринку, які не можуть функціонувати без організованої оптової торгівлі. Йдеться про ринок непродовольчих товарів, фармацевтичної продукції, частково продовольчих товарів, не переробленої сільгосппродукції. У третьому блоці «роздрібна торгівля – сфера споживання» зосереджені найтонші комерційні інструменти.
    11329. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 104.04 KB
    Изучение установок и представлений людей о законе, о значимости его соблюдения, о своих правах, институтах суда и государственной власти является важным, поскольку позволяет выяснить отношение общества к тем основным структурам, на которых базируется правовое государство.
    18273. Анализ правового статуса Президента Республике Казахстан с позиций общепринятых критериев правового государства и принципа разделения властей 73.64 KB
    Суть подхода Президента состояла в том что страна должна развиваться естественным образом эволюционно. Президентское правление - предусмотренное Конституцией государства это прекращение деятельности институтов самоуправления определенного регионального административного образования и осуществление управления последним посредством уполномоченных назначаемых главой государства - президентом и подотчетными ему лицами; предусмотренное Конституцией наделение главы государства - президента чрезвычайными полномочиями в масштабе всего...
    21264. ФІЗИЧНІ ОСОБИ, ЯК СУБ’ЄКТИ МІЖНАРОДНОГО ПРАВА 54.04 KB
    Іноземці які тимчасово перебувають на території України. Правове становище громадян України за кордоном. Страсбург діє щодо держав-членів Ради Європи та двохсторонні міжнародні договори за участю України про усунення випадків подвійного громадянства наприклад Договір між Україною та Республікою Узбекистан про запобігання виникненню випадків подвійного громадянства від 05.
    1315. Пчелиная семья. Развитие пчелиной особи 341.58 KB
    Состав пчелиной семьи Пчелиная семья сложный организм состоящий из нескольких тысяч рабочих пчел нескольких сот трутней и матки связанных в единое целое обменом веществ. Рабочие пчелы заботливо ухаживают за маткой чистят ее убирают за ней и кормят ее. Во время кормления пчелы передают матке...