Декрет

За что уволить с военной службы. Способы и причины увольнения с военной службы. Государственные гарантии для военнослужащих запаса

Процесс увольнения граждан, основная деятельность которых связана с военным делом, выполняется на основании федеральных законов, постановлений Министерства Обороны РФ и в исключительных случаях – указах президента.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Военнослужащие, ушедшие в полноценную отставку или же в запас, обладают правом получения большого количества льгот, пособий, компенсаций и т.д. Сама процедура увольнения с военной службы обладает достаточно большим количеством особенностей и нюансов. В связи с этим, стоит рассмотреть данный вопрос в деталях.

Основная информация

Процедура увольнения с военной службы граждан, занимающих должности высшего командного состава, осуществляется исключительно на основании утвержденного указан верховного главнокомандующего вооруженными силами РФ – президента.

При увольнении военнообязанных граждан, дослуживших до звания полковников и капитанов, процесс осуществляется на основании положений законов федерального уровня и приказом Министерства обороны РФ.

Определения

Основные понятия и термины, связанные с рассматриваемой темой и используемые в статье, представлены в таблице:

Законодательство

Законодательные акты, регулирующие и регламентирующие аспекты, рассматриваемые в предложенной статье, выглядят следующим образом:

  1. Приказ Минобороны РФ №660 «О регламенте процесса увольнения военнообязанных граждан» .
  2. ФЗ №104. Ст. 51. «Основания для увольнения с военной службы» .

Основания, по которым можно уволиться

Действующие положения законодательных актов Российской Федерации определяют перечень причин, на основании которых военнообязанный гражданин может быть отправлен в отставку или же в запас.

К таковым относятся:

  • достижение определенного возраста;
  • окончание сроков действий заключенного контракта;
  • окончание срока действий призыва;
  • лишение имеющегося звания;
  • лишение свободы на основании судебного вердикта;
  • досрочное окончания обучения в военных ВУЗах государства;
  • становление депутатом государственной думы, региональных парламентов и муниципальных объединений;
  • прекращение гражданства РФ;
  • принятия военнообязанным гражданином гражданства других государства.

Досрочно

Военнообязанные граждане, выполняющие свои обязанности на основании заключенного контракта, обладают правом досрочного увольнения с занимаемой военной должности в следующих ситуациях:

  • медицинские противопоказания к прохождению службы;
  • различные семейный обстоятельства, не позволяющие гражданину вести военную службу;
  • получение им должности в какой-либо из высших структур;
  • избрание гражданина депутатом.

В запас

Процесс увольнения военнообязанного гражданина в запас возможен на основании окончания срока заключенного соглашения или же по собственной инициативе. В такой случае, гражданин проходит постановку на учет в военном комиссариате по месту прохождения службы в армии. Он обязан периодически проходить курсы переподготовки.

Военнообязанный гражданин не может быть отправлен в запас при:

  • наличии медицинских противопоказаний к дальнейшему прохождению службы;
  • совершении деяния, наказывающегося согласно положениям УК РФ ;
  • при достижении им определенного возраста.

В отставку

Военнообязанный гражданин отправляется в отставку в ситуациях, когда ведению его дальнейшей службы в армии препятствуют медицинские противопоказания. В таком случае практикуется увольнение с военной службы по состоянию здоровья.

Также, в отставку отправляются военные, находящиеся на пенсионном обеспечении и достигшие возраста, значение которого не позволяет вести дальнейшую службу в армии согласно положением действующих законодательных и нормативных актов.

Уголовное преследование

В ситуациях, когда военнообязанный гражданин привлекается к уголовной ответственности за совершенное преступление, подразумевающие лишением свободы гражданина, то при вступлении в силу вынесенного судом вердикта по рассматриваемому делу, он автоматически прекращает трудовые обязанности военнослужащего без возможности дальнейшего восстановления.

Срочники

Процесс увольнения граждан, проходящих срочную службу в армии осуществляется на основании окончания ее срока два раза в год. Процедура осуществляется согласно положениям приказа, утвержденного Министерством Обороны России.

Нарушение условий контракта

В ситуациях, когда военнослужащий гражданин, выполняющий свои обязанности на основании заключенного контракта, систематически нарушает его положения, то он увольняется с военной службы. Причем в таком случае ему не выплачивается денежная компенсация.

Семейные обстоятельства

Увольнении с военной службы в связи с возникновением семейных обстоятельств возможно тогда, когда гражданину противопоказано проживать в районе ведения службы, а осуществление его перевода на другое место по определенным причинам невыполнимо.

Также, увольнение с военной службы может произойти на основании возникновения необходимости постоянного ухода за ближайшим родственником, но только в том случае, если иные лица, способные выполнять этот процесс, отсутствуют.

По собственной инициативе

Ситуации, когда военнообязанный гражданин, заключивший контракт, желает уволиться по собственной инициативе до истечения срока соглашения возможны. Однако каждая ситуация подобного рода рассматривается в индивидуальном порядке.

Правила увольнения военнослужащих

В процессе увольнения гражданина с военной службы, на его имя оформляется рапорт, по унифицированной форме. Этот источник является частью основного пакта документации, который оформляется в процессе осуществления описываемой процедуры.

Вне зависимости от того, был отправлен военнообязанный гражданин в отставку или в запас, он получает права на получение определенных льгот. Стоит рассмотреть их подробнее.

Пособие

Уволенный военный обладает правом разового получения пособия.

Его размер зависит от срока служба:

  • меньше десяти лет – 5 окладов;
  • от десяти до пятнадцати лет – 10 окладов;
  • от пятнадцати до двадцати лет – 15 окладов;
  • свыше двадцати лет – 20 окладов.

Когда не выплачивается

Гражданин лишается права на получение пособия в случаях, когда его увольнение было осуществлено на основании:

  • лишения звания;
  • совершения уголовного преступления;
  • нарушение условий заключенного соглашения;
  • недопуска какой-либо информации, являющейся государственной тайной;
  • несоответствие предъявляемым требованиям;
  • утраты доверия со стороны непосредственного руководителя.

Гарантии для офицера в запасе

Офицеры, уволенные в запас, обладают правом получения определенных льгот и преференций. Они доступны в тех случаях, когда основанием для увольнения являлось достижение гражданином определенного возраста, неблагоприятное состояние здоровья или же штатное организационное мероприятие.

Надбавки к пенсии

Уволенный в запас военной обладает правом получения надбавки к пенсионным вознаграждениям в случаях наличия:

  • иждивенцев;
  • какой-либо группы инвалидности;
  • разнообразных почетных званий.

Жилищный вопрос

Одной из доступных льгот является предоставления бесплатного жилья от государства. Этот вид помощи зависит от множества фактором.

К таковым относятся:

  • наличие семьи у военнослужащего;
  • площадь его местожительства;
  • наличие жилплощади в собственности.

При условии удовлетворения всех предъявленных требований, уволенный военный может получить сертификат на приобретение жилой недвижимости.

Налоговые льготы

Бывшие военные обладают правом пользования налоговыми льготами. Им предоставляются компенсационные выплаты на налоги земельного и имущественного типа. Выплаты обеих льгот осуществляются в существенном размере, что может стать неплохим дополнением к бюджету гражданина.

Область медобслуживания

В случае, если срок выслуги в армии у гражданина превышает двадцатилетнюю отметку, то он получает возможность пользоваться некоторыми привилегиями в области здравоохранения. Перечень особенностей велик. Он может изменяться или дополняться в зависимости от конкретного медицинского учреждения.

Транспортные льготы

К транспортным льготам, доступных для военнообязанных граждан, уволенных в запас, относятся:

Сфера образования

Бывшим военным также предоставляются льготы в сфере образования:

  1. Внеочередное зачисления в государственные высшие учебные заведения без необходимости сдачи отборочных экзаменов. Возможно если:
    1. у гражданина имеется неоконченное образование в каком-либо ВУЗе страны;
    2. имеется оконченное полное среднее образование.
  2. Возможность внеочередного зачисления в среднеобразовательные учебные заведения.

Незаконное увольнение с военной службы

В случае, если гражданин считает проведенную процедуру увольнение незаконной или же необоснованной, то он может обжаловать ее в судебном порядке в течение трех месяцев. Увольнение невозможно, если военный имеет выслугу более десяти лет, при этом не обладает собственным жильем.

Для военных пенсионеров есть льготы

Перечень льгот, предназначенных для военнообязанных пенсионеров, уволенных в запас, значительно дополняется. Получить их можно собрав требуемый пакет документации и направив его на рассмотрение в уполномоченные органы.

Надбавки к пенсии

В сфере пенсионного страхования военным пенсионерам доступны:

  • надбавки к пенсионным вознаграждениям за определенную выслугу лет;
  • надбавки к пенсиям для инвалидов.

Главное условие заключается в том, что размер надбавки не может составлять менее чем двести процентов от минимального значения пенсии, получаемой в связи со старостью.

Северные коэффициенты

В ситуациях, когда гражданин служил в армии в регионах Крайнего Севера и областях, приравненных к ним, в отношении его пенсионных вознаграждений применяется так называемый северный коэффициент. Его размер составляется 1.6/

ЖКХ

Также военным пенсионерам доступны льготы в сфере жилищно-коммунальных услуг. Они выражены в виде компенсационных выплат, размер которых равняется половине денежных средств, тратящихся на ежемесячную оплату услуг ЖКХ.

Ветераны боевых действий

Военнообязанные граждане, уволенные в запас и обладающие статусом ветерана боевых действий, обладают всеми льготами описанных категорией, а также:

  • возможностью получения ежегодного отпуска в любой момент времени;
  • прохождение курсов повышения квалификации за счет денежных средств работодателя;
  • возможность бесплатного использования муниципального общественного транспорта.

Увольнение военнослужащего происходит несколько по другому принципу, чем обычного работника, и это должно учитываться. Здесь же стоит отметить, что все трудовые отношения с военными регулируются уже не обычным Трудовым кодексом, а федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Причины

Основания для увольнения досрочно военнослужащего:

  • По возрасту. Как только человек достигает предельного возраста, он может уволиться. Однако это не является обязательным, он также может и продолжить свою службу, если пожелает.
  • В контракте, который подписывают военные, указываются сроки службы. Увольнение военнослужащих происходит сразу же после того, как эти сроки истекли.
  • Комиссия может признать человека негодным к службе. В таком случае увольнение производится в обязательном порядке.
  • Если нашлись основания для лишения служащего его звания. Здесь процедура очень похожа на увольнение обычного гражданского лица по статье 81 ТК РФ.
  • Человек был осужден и приговорен к лишению свободы на определенный срок. Это является веским основанием для того, чтобы уволить военнослужащего.
  • Есть также еще ряд оснований, по которым военного могут уволить со службы. Все эти основания перечислены в статье 51 федерального законодательства.

Несколько другие причины существуют для того, чтобы уволить человека, который проходит военную службу по контракту:

  • Человек постоянно нарушает условия контракта. Вряд ли кто-то будет увольнять сотрудника за одно мелкое нарушение. Однако если это происходит систематически, то увольнения точно не избежать.
  • По состоянию здоровья. Если после очередного осмотра обнаружится, что человек имеет какие-либо отклонения в здоровье, то его, скорее всего, отстранят от службы.
  • По семейным обстоятельствам.
  • По различным уважительным причинам.

Такого понятия, как увольнение с военной службы по собственному желанию, в военной службе не существует. Однако, согласно законодательству, это возможно сделать, если у военного имеются на это уважительные причины. Только вот, как и в Трудовом кодексе, в законе не уточняется, что именно является уважительными причинами, что может в значительной мере усложнить процедуру. Решать, можно ли расторгнуть контракт или нет, будет непосредственный командир по своему субъективному представлению. Конечно, здесь никто не отменял серьезные основания для увольнения с военной службы.

Состояние здоровья

На военную службу берут только тех людей, у которых очень крепкое здоровье. Именно поэтому, если у сотрудника обнаружились какие-либо проблемы, его могут уволить. Порядок увольнения с военной службы в таком случае выглядит следующим образом:

  • В первую очередь необходимо пройти комиссию. Обратиться к военно-врачебной комиссии можно в том случае, если у военного имеются хронические заболевания, появились травмы или ранения.
  • Производится осмотр. Если комиссия решит, что дальнейшее прохождение службы не представляется возможным, эти данные заносятся в протокол.
  • После того как военный получит справку на руки, он должен написать рапорт о своем увольнении со службы.
  • Отстранение от занимаемой должности происходит в течение одного календарного месяца.
  • В итоге человек может рассчитывать на единовременные выплаты, различные льготы, а также пенсию по инвалидности, если таковую ему присвоили.

Военнослужащему по контракту выплачивается оклад, а также дополнительные выплаты – надбавки и премии. Если срок службы был менее 20 лет, то единая выплата равна двум месячным заработным платам. В том случае, если служба продолжалась более 20 лет, то единоразовая выплата составит уже семь заработных плат.

В том случае, если причиной инвалидности стали травмы и ранения, полученные на военной службе, то военному дополнительно выплачивается единоразовая компенсация в размере от 500 тысяч рублей до 2 миллионов. Размер напрямую связан с состоянием здоровья и группой инвалидности, которую человеку прописали. Здесь стоит уточнить, что при таких же проблемах со здоровьем гражданам, проходящим срочную военную службу, будет положена компенсация в два раза меньше.

Важно! На данную компенсацию могут рассчитывать только те, кто признаны полностью непригодными к службе. Если же человека признали только ограниченно непригодным, то подобные выплаты ему не полагаются.

При этом выплаты по инвалидности назначаются вне зависимости от остальных выплат. То есть, здесь нет каких-либо ограничений по итоговой сумме, которую военный получит после увольнения. В том случае, если инвалидности нет, то выплачивается премия, которая равна 50 тысячам рублей. Эта сумма не зависит от того, сколько времени человек пробыл на службе – более 20 лет или же менее. При инвалидности военные еще и ежемесячно получают выплаты, размер которых напрямую зависит от группы инвалидности.

Предельный возраст

Как уже писалось выше, военный может быть уволен, если он достиг своего предельного возраста для службы. Здесь стоит уточнить, что этот предельный возраст установлен для каждого звания свой, и это, конечно же, необходимо учитывать:

  • В шестьдесят пять лет уволиться могут маршалы, генералы, адмиралы флота и генерал-полковники.
  • В возрасте шестидесяти лет со службы могут уйти военные, которые имеют такие звания, как генерал-майор, контр-адмирал, генерал-лейтенант, вице-адмирал.
  • В пятьдесят пять лет на пенсию уходят полковники или капитаны первого ранга.
  • В пятьдесят – все лица, которые имеют какие-либо другие звания.
  • Женщины военные могут рассчитывать на пенсию уже в 45 лет. Это прописано в российском законодательстве.

Кроме того, в российском законодательстве указано и то, до какого возраста может быть продлена служба, если военный это пожелает. Лица, которые занимают звания, указанные в первой строке, могут нести службу на десять лет дольше, то есть до 75 лет. Все остальные имеют полное право оставаться на службе до 65 лет. Женщины также входят в эту категорию.

После того как подписан рапорт и служба окончена, уволенный военный может рассчитывать на дополнительные выплаты. Рассчитываются они, исходя из нескольких параметров. Здесь работает та же схема, что и при увольнении по состоянию здоровья. То есть, если человек был на службе менее 20 лет, то ему начисляется единовременная выплата в размере двух месячных окладов. Если же срок службы более 20 лет, то выплаты будут начисляться в семикратном размере от месячной заработной платы. Еще один дополнительный оклад начисляется тем, кто был удостоен государственной награды за какие-либо заслуги.

Особое внимание необходимо обратить на то, что не все могут рассчитывать на выплаты при увольнении. Выплаты не выдаются:

  • Если сотруднику по решению суда было запрещено занимать любые военные должности.
  • Лицо решили звания. В таком случае он, по факту, вообще не является больше военным.
  • Если военного лишили свободы за уголовное преступление. Здесь же учитываются и те преступления, которые были совершены по неосторожности.
  • Человеку был вынесен условный приговор.
  • Если человек решил перейти в другие органы, например, полицию или пожарную.
  • Человек нарушил условия, которые были прописаны в контракте.
  • Недобросовестное выполнение своих обязанностей.

Иногда к основным выплатам добавляются и дополнительные. Например, если военному полагались премиальные, то они будут выплачены вместе с остальными деньгами при расчете. Сюда же входят выплаты и за дополнительные обязанности, которые мог выполнять сотрудник. Размер премиальных зависит от того, к какой категории относится военный.

Нарушение дисциплины

Многие граждане решают проходить военную службу по контракту. И очень часто условия контракта нарушаются. В российском законодательстве четко указано, что контракт можно расторгнуть досрочно, если его будут нарушать. В таком случае военного увольняют. Обычно поводом для этого служат деяния административного или же уголовного кодекса. Расторжение контракта может произойти и в том случае, если гражданин систематически нарушает трудовую дисциплину. Все нарушения должны быть в обязательном порядке зафиксированы, так как если этого не сделать, то доказать уже будет нельзя.

При заключении контракта обе стороны берут на себя обязательства соблюдать его. Также в контракте указано, что несоблюдение правил ведет к немедленному увольнению. Для того чтобы решить, является нарушение действительно серьезным, необходимо обратиться в суд для вынесения приговора. Здесь стоит отметить, что решение не выносится на основании одного только рапорта. В деле учитываются семейные и финансовые обстоятельства, а также условия службы. В некоторых случаях суд выносит оправдательный приговор, и военного не увольняют. Например, нельзя назвать, что нарушения были систематическими, если они повторялись не два раза подряд. Систематическими нарушениям дисциплины являются нарушения, которые повторялись три раза подряд в короткий промежуток времени.

В том случае, если с военным досрочно расторгается контракт, так как он его нарушил, с гражданина могут взиматься еще и различного рода штрафы. Обычно штрафы взимаются только за очень грубые нарушения – уголовные или же административные. Стоит уточнить, что уволенный может обжаловать решение суда. Для того чтобы этого не произошло, необходимо провести аттестацию проведенной им работы. Порядок увольнения военнослужащих выглядит следующим образом, всё это указано в статьях федерального закона:

  • В течение 10 дней с момента нарушения проводится расследование. Без него никак не обойтись, так как необходимо всё четко зафиксировать и в дальнейшем доказать. Без этого уволить сотрудника будет просто невозможно.
  • Далее, после того как собраны все документы, подается рапорт начальнику.
  • Начальник уже принимает решение о расторжении контракта и издает приказ.

В некоторых случаях назначается дополнительная комиссия для внеплановой аттестации. Для этого необходимо:

  • Создается специальная комиссия для проверки.
  • Проходит непосредственно сама аттестация.
  • Если по решению комиссию будет выявлено, что человек не соблюдал должным образом условия контракта, так называемого военного договора, составляется рапорт.
  • Командир издает приказ об увольнении.

Стоит отметить, что увольнение за нарушение дисциплины влечет за собой множество неприятных моментов. Если в других случаях военному полагается множество дополнительных выплат, то здесь такого не предусмотрено. В первую очередь служащего лишают выплат, которые равны 2 или 7 месячным окладам. Здесь не важно, что является причиной увольнения – систематические нарушения или уголовное преступление. Военный также лишается премий, даже если он их честно заработал. Ему не полагаются ежегодные пособия. При этом не учитывается, какое время человек провел на службе – пять лет или двадцать. Всё это четко прописано в статьях федерального закона.

Принимая решение, пойти служить по контракту, необходимо учитывать, что всё это очень серьезно. Если человек не готов в должной мере выполнять все обязательства, то ему лучше отказаться от этой затеи, так как в итоге он просто останется ни с чем. Во всех остальных случаях военные могут рассчитывать на очень хорошие пособия и льготы, даже если увольнение произошло раньше положенного срока. Важно помнить, что на выплаты можно рассчитывать только при увольнении по уважительным причинам, например, по состоянию здоровья. При этом не стоит беспокоиться, что маленький срок службы лишит гражданина выплат, просто они будут несколько меньше, чем у человека, который отслужил уже более 20 лет.

Можно сделать вывод, что получить хорошие пособия и льготы от военной службы можно только в том случае, если человек добросовестно выполняет свои обязанности. Увольнение при этом возможно и досрочно, если лицо не может продолжать службу по уважительным причинам. Ни на какие пособия после увольнения нельзя рассчитывать в том случае, если военный не выполнял условий контракта или систематически нарушал дисциплину. Со всеми нюансами можно ознакомиться в статьях конкретного законодательства.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Увольнение с военной службы – это важный и заключительный этап прохождения военной службы, в котором зачастую военнослужащие сталкиваются со значительными нарушениями своих прав. Это и увольнение с военной службы без достаточных к тому оснований за виновные действия, с нарушением установленной процедуры увольнения, увольнение с военной службы без согласия военнослужащего до обеспечения жильем по избранному месту жительства, или без полного удовлетворения положенным денежным довольствием или иными видами довольствия.

Нужно понимать, что законодательство не позволяет военнослужащему в одностороннем порядке отказаться от выполнения принятых на себя обязательств при заключении контракта о прохождении военной службы, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ, дающим возможность работнику расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя за две недели. Все предусмотренные действующим законодательством РФ основания увольнения с военной службы можно поделить на три категории: когда военнослужащий подлежит увольнению с военной службы независимо от желания самого военнослужащего и командования ( Положения о порядке прохождения военной службы); когда военнослужащий может быть уволен с военной службы ( Положения о порядке прохождения военной службы), для увольнения по указанным основаниям в одних случаях достаточно желания (волеизъявления) самого военнослужащего, в других случаях инициатива исходит от командования, в третьих - увольнение производится на основании волеизъявления военнослужащего, но с согласия командования; когда военнослужащий имеет право на увольнение ( Положения о порядке прохождения военной службы).

В последнее время законодательство было значительно ужесточено, в связи с чем, военнослужащие в настоящее время, по общему правилу, лишены возможности выбирать основания своего увольнения с военной службы. Так, если военнослужащего увольняют за виновные действия, такие как: несоблюдение условий контракта, нарушение запретов, утрата доверия, лишение воинского звания, вступление в законную силу приговора суда, отчисление из военной профессиональной образовательной организации и при этом у него имеется другое основание, например, достижение предельного возраста пребывания на военной службе, признание негодным или ограниченно годным к военной службе, организационно-штатные мероприятия, такой военнослужащий не может настаивать на увольнении по другому основанию , избранному им.

Увольнение по собственному желанию с военной службы возможно тогда, когда у военнослужащего есть на то уважительные причины (очевидно те, что не указаны в 4 Положения о порядке прохождения военной службы) - по заключению аттестационной комиссии. Как Верховный Суд Российской Федерации "Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.".

Образец рапорта на увольнение с военной службы по собственному желанию можно .

Не всегда, правда, у военнослужащего имеются основания, позволяющие ему ходатайствовать об увольнении по собственному желанию, или его рапорт при наличии даже таких оснований не был удовлетворен, поскольку аттестационная комиссия подготовила отрицательное заключение. Оснований для обжалования такого решения нет, так в данном случае, как указано выше, увольнение по указанному основанию ВОЗМОЖНО, но не обязательно.

Рапорт на увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе ()

Образец рапорта на увольнение с военной службы по истечении срока контракта ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием не годным к военной службе ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по ОШМ ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы в связи с нарушением в отношении военнослужащего условий контракта ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием ограниченно годным к военной службе после обеспечения жильем/ жилищной субсидией ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по семейным обстоятельствам ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по собственному желанию ()

Если Вы считаете, что Вас незаконно уволили с военной службы, или наоборот не увольняют с военной службы, Вам не зачли какие-либо периоды военной службы, необходимые для назначения военной пенсии в выслугу лет, Вам требуется помощь военного юриста или консультация военного юриста по вопросам увольнения с военной службы, выбора и изменения основания увольнения с военной службы, исключения из списков личного состава воинской части или восстановления на военной службе в судебном порядке, если нужно представить Ваши интересы в суде, Вы можете обратиться к нам.

Звоните, пишите, задавайте вопросы военным юристам, мы будем рады помочь Вам!

Нужна помощь военного юриста по повпросам увольнения с военной службы?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по вопросам увольнения на понятном человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд?

Звоните : +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "б" настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку;

б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

  • уволенных с военной службы в отставку;
  • женского пола, отчисленных из военно-учебных заведений и не имеющих военно-учетной специальности;
  • избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
  • являющихся иностранными гражданами.

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт "д" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

  • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
  • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) - при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;
  • военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);
  • военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "з" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "и" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт "л" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
  • при невозможности назначения на воинскую должность (должность), занимаемую им до возбуждения уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям или по которому в отношении его судом вынесен оправдательный приговор, на равную воинскую должность (должность), а также при отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт "е.2 " пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "з" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "и" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 3, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящей статьи) (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

в) по семейным обстоятельствам (подпункт "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

  • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1" - "д" пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба;

в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются соответственно директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда, а осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении - со дня вручения ему территориальным органом уголовно-исполнительной системы предписания о направлении к месту отбывания наказания.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

  • II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
  • III. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей

Увольнение с военной службы - неизбежность, с которой столкнется любой защитник родины. Эта процедура не так проста, как уход с обычной, гражданской работы. Чтобы уйти с военной службы, одного желания контрактника иногда бывает недостаточно. Об этом следует помнить при выборе военной профессии, так как изменить его впоследствии будет довольно сложно.

Законодательные основы для увольнения

Военная служба – особый вид деятельности, и Трудовой кодекс распространяется на нее лишь отчасти. В основном, нюансы добровольного и принудительного увольнения военнослужащих регулируются специальными нормативными актами:

  1. Главный закон-регулятор – ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе», раздел (VII).
  2. ФЗ № 76 «О статусе военнослужащего», статья 23.
  3. Положение о прохождении военной службы». Содержится в Указе Президента России № 1237 от 16 сентября 1999 года, статья 34.

Эти документы являются основными, но не единственными законодательными источниками, регламентирующими данные вопросы. В частности, Приказом министра обороны № 660 от 30 октября 2015 г. установлен порядок увольнения с военной службы, подробно описана его процедура.

Порядок увольнения с военной службы

За своевременное увольнение подчиненных отвечают командиры войсковой части. В обязанности военачальников входит отслеживать, кто во вверенных им подразделениях вскоре достигнет предельного возраста, или у кого заканчивается контракт. За полгода до этого события, командир:

  • уточняет, будет ли заключаться новый контракт;
  • при отрицательном ответе адресовывает личное дело подчиненного в специальную уполномоченную службу, где подсчитают выслугу лет;
  • направляет военнослужащего на ВВК (военно-врачебную комиссию), если есть необходимость или желание увольняющегося контрактника;
  • предоставляет не только очередной отпуск, но и дополнительные дни, на которые подчиненный вправе рассчитывать (все они должны быть отгуляны перед тем, как будет издан приказ);
  • организовывает итоговую аттестацию (за 4 месяца до окончания службы);
  • сообщает подчиненному решение о его профессиональной судьбе и проводит с ним беседу о его предстоящих действиях, в том числе, и в отношении трудоустройства (за 3 месяца до расчета);
  • подготавливает представление на увольнение и направляет его в кадровую службу военного ведомства.

Представление должно быть отправлено кадровикам с расчетом, что они получат его за 2 месяца до срока завершения военной службы подчиненного. К нему прикладывают комплект документов:

  • лист проведенной беседы (копия, оригинал подшивается в личное дело военного);
  • результаты итоговой аттестации (копия);
  • медзаключение ВВК, при проведении обследования (копия);
  • рапорт об увольнении (если требуется согласие военнослужащего на оставление службы, или по каким-то причинам он покидает ее досрочно).

В завершение регламента командиром или начальником воинского подразделения готовится приказ об увольнении, в соответствии с которым контрактник оставляет военную службу.

Основания для увольнения военнослужащего

Полный перечень оснований, по которым военнослужащий может уволиться (или быть уволенным) приведен в законе о военной службе. Их несколько десятков. В рамках статьи будут рассмотрены наиболее распространенные из них.

По состоянию здоровья (по болезни)

Военные вынуждены часто уходить в отставку по состоянию здоровья. Служба в Вооруженных Силах полна трудностей и бытовых тягот, что впоследствии сказывается на самочувствии контрактника.

Важный аргумент для оставления ВС по здоровью – медицинское заключение ВВК, где человек признается либо вовсе не годным к военной службе, либо допускается к ней ограниченно.

Получив подобную бумагу, офицер вправе подать рапорт на увольнение из армии. В документе он указывает болезнь как основание для такого шага. К заявлению в обязательном порядке прикладывается заключение врачей, подтверждающее наличие серьезных проблем со здоровьем.

Аналогичный рапорт может подать не только кадровый военный, но и работник различных правоохранительных органов – МВД, МЧС, ФСИН, ФСБ и прочих силовых ведомств. Однако, что бы ни написали медики, решение подать в отставку зависит только от самого военнослужащего. Если он желает продолжать службу и находит для этого силы, насильно отправить его на отдых нельзя.

По окончании контракта

Когда срок действия контракта заканчивается, военному человеку нужно сделать выбор:

  • или продлить его;
  • или уволиться на гражданку.

Решив оставить военную службу, контрактник подает соответствующий рапорт начальству. Сделать это надо за четыре месяца до завершения срока службы. По истечении действия контракта военнослужащий будет исключен из списков кадрового состава подразделения. Он сможет бесплатно доехать до нового места жительства со всеми членами семьи.

В связи с окончанием контракта, военнослужащий уходит в запас, а не в отставку. Отличие состоит в том, что в отставку отправляют контрактников, негодных к службе по здоровью, если они решили больше не служить. В остальных случаях совершается увольнение в запас.

За нарушение условий контракта

Несоблюдение условий контракта – не лучшее основание для увольнения. Военному оно грозит:

  • лишением полагающихся по закону пособий;
  • неполучением ежегодной матпомощи;
  • невыплатой премии за эффективную службу.

Для не обеспеченных жильем контрактников, участвующих в военной ипотеке, последствия такого увольнения будут особенно плачевны. Им придется не только самостоятельно погашать долг перед банком, но и вернуть Министерству обороны полную сумму внесенных за него средств. В 2018 году максимальная сумма жилищного займа по военной ипотеке составляет 2 400 000 рублей.

Невыполнение контрактных условий подразумевает совершение военнослужащим:

  • дисциплинарного проступка;
  • административного правонарушения;
  • уголовного преступления.

Если дисциплинарный проступок является прямым нарушением заключенного контракта, то относительно совершенных преступлений и правонарушений иногда возникает вопрос: почему они считаются его нарушением? Однако, подписывая контракт, кадровый военный обязуется соблюдать российское законодательство. Преступая закон, он нарушает данный пункт документа.

По собственному желанию

Собственное желание является одним из оснований для законного увольнения военнослужащего по контракту. Его еще называют досрочным, так как военнослужащий покидает службу раньше установленного срока.

Досрочное увольнение военнослужащего по контракту в добровольном порядке возможно только при наличии определенных обстоятельств. К ним относятся:

  • ухудшившееся состояние здоровья (при признании человека частично годным к военной службе):
  • необходимость ухаживать за больными родителями, ребенком или другими близкими родственниками;
  • систематическое нарушение контракта со стороны военного ведомства;
  • необходимость переезда в другую местность;
  • избрание депутатом Госдумы или иным органом представительной власти.

В этих и иных случаях, обозначенных в законе (ст. 51 ФЗ о воинской службе), военнослужащий подает рапорт, в котором указывает причину, по которой он хочет досрочно уйти на «гражданку». Если аттестационная комиссия сочтет ее уважительной, то контрактник может уволиться по собственному желанию.

Увольнение военных пенсионеров

Имея 20 лет выслуги, военнослужащий вправе покинуть армию, удалившись на пенсию. По достижении установленного выслужного срока он приобретает статус военного пенсионера и право на получение пенсии независимо от того, продолжит ли службу.

За полгода до окончания 20-летнего срока контрактнику надо определиться, собирается ли он уйти на пенсию. Приняв положительное решение, составить соответствующий рапорт и подать его командиру части. Далее запускается описанная выше процедура. В кадровом подразделении, куда направляется рапорт, производится расчет выплат будущему пенсионеру.

Военная пенсия назначается Минобороны, ее размер должны утвердить в двухмесячный срок. После издания руководством части приказа об увольнении контрактник становится пенсионером и начинает регулярно получать денежные выплаты.

Пенсия по выслуге лет назначается и в случаях, если кадровый военный подлежит увольнению в связи:

  • с достижением предельно возможного возраста;
  • с состоянием здоровья;
  • организационно-штатными изменениями.

Увольнение военнослужащих срочной службы

Срочники, которые проходят службу по призыву, увольняются из армии по двум основаниям:

  • в связи с окончанием срока исполнения почетной воинской обязанности;
  • в связи со слабым здоровьем (коммисуются досрочно).

При первом варианте командиры ждут издания президентского указа о демобилизации, после чего уже сами подготавливают приказ об увольнении в связи с окончанием срочной службы. Вернувшись домой, отслужившие в армии молодые люди становятся на учет в военкоматах по месту жительства.

Если в армию довелось призвать физически нездоровых людей, то по состоянию здоровья их могут отправить обратно на «гражданку». Негодность или ограниченную годность устанавливает врачебная комиссия. Если она выдает именно такое заключение, то военнослужащего комиссуют, не дожидаясь срока окончания службы. В его военном билете делается отметка о его досрочном уходе со службы, с указанием причины такого шага командования.

Незаконное увольнение контрактников

Неправомерное увольнение с военной службы, проходящей по контракту, человек может оспорить. Ему дается на это 3 месяца. В течение данного времени он вправе обратиться в военный суд, чтобы обжаловать приказ командира. Военнослужащий подает исковое заявление, где излагает, в чем состояло нарушение и просит восстановить его на службе.

Дело рассматривается в 10-дневный срок. На судебном заседании должны присутствовать как истец, так и ответчик. Если суд поддерживает контрактника, тот восстанавливается в должности с даты принятия соответствующего постановления.

Наиболее часто обжалуются дела:

  • беременных контрактниц;
  • не обеспеченных жильем военнослужащих;
  • без получения согласия военного;
  • без расчета причитающихся выплат;
  • без материального обеспечения.
  • Единовременное пособие при увольнении военнослужащих

Размер единовременной выплаты при уходе со службы контрактника не зависит ни от класса, ни от звания, ни от категории военнослужащего. Имеет значение лишь основания, по которым он оставляет службу, и как долго она проходила.

При увольнении контрактникам положены единоразовые выплаты в следующих размерах:

  • 5 окладов – находившимся на службе меньше 10 лет;
  • 10 окладов – находившимся на службе от 10 до 15 лет;
  • 15 окладов – находившимся на службе от 15 до 20 лет;
  • 20 окладов – отслужившим больше 20-летнего срока.

На такие денежные пособия смогут рассчитывать кадровые военные, оставившие службу по следующим основаниям:

  • достижение максимально возможного возраста;
  • установление военными врачами негодности (или ограниченной годности) к службе;
  • несоблюдение условий действующего контракта военным ведомством;
  • ОШМ (то есть, организационно-штатные мероприятия);
  • избрание депутатом в законодательные органы;
  • состоявшееся назначение на исполнительный пост.