Прием на работу

Курсовая работа по гражданскому праву "правовое положение юридических лиц в россии". Понятие и правовой статус юридического лица Правовое положение юридических лиц 1

Понятие юридического лица

На рынке, как и в жизни вообще, люди вступают между собой в различного рода отношения. Они вступают в эти отношения непосредственно, т. е. как обособленные физические лица, и опосредованно, через различного рода группы, объединения физических лиц. В последнем случае такая группа или объединение действуют как единое целое, имеющее какие-то общие интересы, задачи, цели. В свою очередь эти группы опять же могут объединяться в новые группы и т. д.

Объединения людей могут носить формализованный и неформализованный характер. В первом случае такие объединения получают статус юридического лица или иной разрешенный по закону статус, например, статус филиала, представительства юридического лица. Во втором случае они существуют без какого-либо юридического оформления.

В соответствии со статьей 48 Российской Федерации «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего лица приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Основные признаки юридического лица

Организация, существующая в форме юридического лица, имеет следующие признаки:

  • наличие обособленного имущества на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления, учитываемого в самостоятельном бухгалтерском балансе;
  • наличие обособленной от имущества учредителей (собственников) юридического лица его имущественной ответственности всем имеющимся у него на балансе имуществом; первые не отвечают по обязательствам образованного ими юридического лица (кроме случаев, когда это предусмотрено законом), а оно в свою очередь не отвечает по обязательствам своих учредителей (собственников);
  • самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, а не от имени своих учредителей (собственников), включающее приобретение и реализацию имущественных и личных неимущественных прав и несение обязанностей, разрешенных действующим законодательством;
  • право защищать свои интересы законным путем, т. е. выступать истцом и ответчиком в суде;
  • наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.

Классификации юридических лиц

В соответствии с Гражданским кодексом РФ разрешенные по закону юридические лица классифицируются по:

  • цели деятельности (получение прибыли или достижение любых других не запрещенных законом целей, кроме получения прибыли);
  • организационно-правовой форме, т. е. по разрешенным видам организаций;
  • характеру отношений между юридическим лицом и его учредителями с точки зрения наличия или отсутствия у учредителей прав собственности на вносимые ими вклады в имущество этого юридического лица.

Цель деятельности

По цели деятельности юридические лица подразделяются на два больших класса : коммерческие и некоммерческие организации.

Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.

Характер отношений

По характеру отношений между юридическим лицом и его учредителями возможны два типа организаций .

Первый тип организаций состоит в том, что учредители сохраняют право собственности на свои вклады, вносимые в организуемое ими юридическое лицо, а последнее не имеет прав собственности на эти вклады.

Второй тип организаций состоит в том, что учредители теряют право собственности на свои вклады в юридическом лице и это право переходит к юридическому лицу. Данный тип организации может иметь две подгруппы:

  • первая подгруппа — организации, в которых учредитель взамен своего взноса получает определенные обязательственные права в отношении юридического лица;
  • вторая подгруппа — организации, в которых учредитель не получает взамен своего взноса никаких прав по отношению к учреждаемому им юридическому лицу.

К первому типу юридических лиц относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, финансируемые их собственником.

Ко второму типу — все остальные юридические лица.

К первой подгруппе второго типа юридических лиц относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы.

Ко второй подгруппе второго типа юридических лиц относятся общественные организации (объединения), религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, объединяющие юридических лиц, другие некоммерческие организации.

Правовой режим имущества

В зависимости от правового режима имущества юридические лица подразделяются на:

  • субъекты права собственности (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений);
  • субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия);
  • субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения).

В мировой практике в законодательстве других стран имеют место и другие виды юридических лиц, что отражает, с одной стороны, длительную историю развития рыночного хозяйства, а с другой — национальные особенности каждой страны. С этой точки зрения, в перспективе, возможно появление в России и других видов юридических лиц, если в этом появится необходимость у участников российского рынка.

Общая классификация юридических лиц по российскому законодательству приведена на рис. 2.

Классификация юридических лиц

Существует несколько классификаций юридических лиц.

Прежде всего, все юридические лица могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие организации. В основу такой классификации положена цель создания и функционирования юридического.ища.

Коммерческие организации основной целью имеют извлечение прибыли и могут распределять полученную прибыль среди своих участников (учредителей).

Некоммерческие организации не имеют такой основной цели и не могут распределять прибыль среди своих учредителей (участников).

Рис. Юридические лица в России

Отсутствие цели извлечения прибыли не препятствует некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, если такая возможность предусмотрена учредительными документами и не препятствует уставным целям и задачам.

Вторым критерием для классификации является организационно-правовая форма , под которой понимается установленное законом структурное построение юридического лица, определяющее порядок его учреждения, права и обязанности учредителей (участников), порядок управления и функционирования.

Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций установлен ГК РФ и является исчерпывающим. Коммерческие организации могут быть созданы в виде: хозяйственных товариществ (полного товарищества и товарищества на вере); хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества); производственных кооперативов; унитарных предприятий (государственных и муниципальных).

Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций согласно ГК РФ являются следующие: общественная организация; религиозная организация; учреждение; фонд; потребительский кооператив; ассоциация (союз). Гражданское законодательство допускает также создание некоммерческого партнерства, государственной корпорации, государственной компании, автономной некоммерческой организации, товарищества собственников жилья, торгово-промышленной палаты и др.

Кроме ГК РФ, организационно-правовые формы некоммерческих организаций могут устанавливаться и другими федеральными законами.

Особенности отдельных организационно-правовых форм юридических лиц установлены специальными законами.

Важным критерием для классификации является характер прав участников в отношении юридического лица . По данному критерию могут быть выделены три группы юридических лиц.

К первой группе относятся юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют вещные права — учреждения и унитарные предприятия. Такие юридические лица не обладают правом собственности на закрепленное за ними учредителем имущество, а имеют лишь право хозяйственного ведения или право оперативного управления.

Ко второй группе относятся юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют обязательственные права , — хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы. Обязательственные права подразумевают право на получение прибыли от деятельности и на получение части имущества в случае ликвидации юридического лица.

К третьей группе относятся некоммерческие организации, в отношении которых учредители не имеют имущественных прав.

Существуют и иные классификации юридических лиц.

Все иные классификации, а также статус отдельных организационно-правовых форм в рамках данной работы рассматриваться не будут.

Цель юридического лица должна быть легальной и удовлетворять требованиям, предъявляемым к осуществлению субъективных гражданских прав.

Гражданская правоспособность возникает после создания юридического лица, прекращается после прекращения его деятельности и внесения об этом записи в Единый государственный реестр. Гражданская правоспособность юридического лица может быть ограничена только по решению суда в случаях, предусмотренных законом.

Свои гражданские права и обязанности юридическое лицо реализует через органы, действующие в соответствии с его учредительными документами и уставом. Следует отметить многообразие форм юридических лиц, участвующих в гражданском и торговом обороте.

Организационно-правовая форма юридического лица должна отвечать целям и задачам будущей компании, учитывать взаимоотношения между учредителями, а также степень контроля, который они хотели бы иметь над будущей компанией.

В зависимости от целей деятельности Гражданский кодекс разделяет коммерческие и некоммерческие организации. И те, и другие могут создаваться в различных формах.

К числу коммерческих отнесены хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации представлены в ГК потребительскими кооперативами, общественными или религиозными объединениями, учреждениями, фондами, - данный перечень является открытым и может быть расширен другими законами.

После получения специального разрешения (лицензии) юридическое лицо может осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается законом. Такое правило распространяется на юридических лиц, наделенных как специальной, так и универсальной правоспособностью. Это касается предпринимательских и непредпринимательских организаций.

В случаях, установленных законом, юридическое лицо реализует права и обязанности через своих участников.

Основным направлением законотворчества в сфере правового регулирования статуса юридических лиц должно считаться сохранение и поддержание центральной, основополагающей роли общих норм ГК РФ о юридических лицах.

Это делает целесообразным наличие в ГК РФ правила, что все нормы отдельных законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус организаций как юридических лиц, должны соответствовать нормам ГК РФ о юридических лицах.

Данные нормы в силу этого подлежат применению при наличии противоречий между отдельными законами и ГК РФ или между самими законами.

Библиографический список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) / "Российская газета" -29.12.2009

2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 22.07.2008) " О некоммерческих организациях".

3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 02.07.2005) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

4. Федеральный закон "О приведении законодательных актов в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" № 31-ФЗ от 21.03.2002 г.

5. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О несостоятельности (банкротстве)".

6. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц»;

7. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №438 (с изм. от 27 ноября 2006 г.) "О едином государственном реестре юридических лиц"// "Российская газета", № 113, 26.06.2002.

8. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и требований к их оформлению// Российская газета", № 113, 26.06.2002;

9. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №440 "Об утверждении порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации"// Российская газета", № 113, 26.06.2002;

10. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №441 "Об утверждении порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц"// Российская газета", № 113, 26.06.2002;

11. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц"// Российская газета", № 113, 26.06.2002.

12. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8. «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав «// Приложение к информационному письму ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 - Вестник ВАС РФ.- 1997.- N 7.- С.. 91.

13. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" // ВВАС РФ.- 2000.- N 3. - С. 23.

14. Богданов Е.В.Сущность и ответственность юридического лица// Государство и право. - 1999.-.№10.- С.34.

15. Гражданское право. Учебник./под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.: Проспект, 2005.

16. Гражданское право: Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное./ Под ред. Е.А.Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2008.

17. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. - 6-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев (и др.). - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 776 с.

18. Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве собственности и законодательстве. - СПб., 2002.

19. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Отв. ред. А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой. - М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

В последнее время в литературе все чаще появляются суждения о необходимости свертывания исследований по вопросу о сущности юридического лица. По мнению некоторых ученых, они не имеют практического значения и способствуют лишь появлению еще одной теории*(1). Недооценка важности продолжения исследований в данном направлении в итоге оборачивается несовершенством действующего законодательства, проблемами в его практическом применении, что можно установить, например, при анализе специфики ответственности как самих юридических лиц, так и лиц, их создавших*(2).

Несовершенство законодательства становится заметным также при анализе
правового положения органа юридического лица. Согласно пункту 1 статьи 53
ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские
правовыми актами и учредительными документами. Изложенную норму принято толковать
так, что орган является частью юридического лица. Посредством органа юридическое
лицо доводит до других участников гражданского оборота свою волю. Когда директор
общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества подписывает
договор, то не он, а само юридическое лицо является стороной по договору.
Точно так же и присутствие директора в арбитражном процессе означает, что
участником процесса является юридическое лицо, и в отношении него, а не директора
решение будет обладать принудительной силой. Казалось бы, можно признать постулатом
вывод о том, что правосубъектностью закон наделяет не орган юридического лица,
не какое-либо физическое лицо, являющееся директором данной организации, а
само юридическое лицо. Однако не все так просто.

Помимо пункта 1 статьи 53 ГК РФ, в данной статье имеются и другие нормы.
Согласно пункту 3 статьи 53 ГК РФ лицо, которое в силу закона или учредительных
документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в
интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно
обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное
не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им
юридическому лицу. Поскольку изложенное правило находится в ст.53 ГК РФ, можно
сделать вывод о том, что оно относится к органу юридического лица. Здесь сконцентрированы
как требования, которым должен соответствовать субъект, исполняющий обязанности
органа, так и условия его деятельности.Прежде всего необходимо учитывать, что органом юридического лица может
выступать только лицо. Именно с данного термина начинается текст п.3 ст.53
ГК РФ. Поскольку каких-либо уточнений в нем нет, можно прийти к выводу, что
речь идет как о физическом, так и о юридическом лице. Однако, если органом
одного юридического лица будет другое юридическое лицо, то органом этого (второго)
юридического лица будет уже лицо физическое. В конечном счете подписывать
договор и участвовать в суде будет человек.Таким образом, действительным органом юридического лица может быть только
физическое лицо, обладающее достаточным объемом собственной правосубъектности.
В итоге орган приобретает черты двойственности: с одной стороны, орган (директор)
- это часть юридического лица, а с другой - конкретное физическое лицо, являющееся
директором (органом), есть нечто внешнее по отношению к самому юридическому
лицу, при этом обладающее своей, отличной от юридического лица, правосубъектностью.Нельзя, однако, упрощать ситуацию, утверждая, что отношения юридического
лица с другими участниками гражданского оборота основываются на правосубъектности
только юридического лица (собственная правосубъектность лица, являющегося
директором, во внимание не принимается) и лишь во внутренних отношениях -
внутри юридического лица - законодатель признает правосубъектность всех элементов
юридического лица. В действительности все несколько сложнее. Правило пункта
3 ст.53 ГК РФ ориентировано не только на регулирование отношений внутри юридического
лица, в частности, в вопросах ответственности лица, исполняющего обязанности
органа, перед юридическим лицом, но и на регулирование отношений с участием
юридического лица в гражданском обороте, то есть внешних отношений. Указание
пункта 3 ст.53 ГК РФ на то, что органом юридического лица может быть только
лицо, обязывает участников гражданского оборота перед заключением договора
удостовериться не только в правосубъектности юридического лица, но и в правосубъектности
того, кто является органом: установить его право- и дееспособность.Несоблюдение этого требования может повлечь недействительность договора.
Например, при несомненной правосубъектности юридического лица возникнут проблемы
с право- и дееспособностью лица физического, являющегося директором юридического
лица. Поэтому надо признать, что физическое лицо, исполняющее обязанности
директора (органа) юридического лица и в этом качестве являющееся частью юридического
лица (п.1 ст.53 ГК РФ), реализует в обороте не только правосубъектность юридического
лица, но и свою собственную правосубъектность (п.3 ст.53 ГК РФ). Более того,
видимо, собственная правосубъектность физического лица в данном случае является
первичным фактором, а правосубъектность юридического лица лишь вторичным,
поскольку физическое лицо, не обладающее правосубъектностью в достаточном
объеме, не сможет реализовать и правосубъектность лица юридического. Это и
понятно. Только физические лица обладают способностью к психической деятельности,
к формированию воли и волеизъявлению. Само по себе юридическое лицо к этому
не способно.

Юридическое лицо есть искусственный субъект. За юридическим лицом признается
лишь правоспособность (ст.49 ГК РФ), а дееспособность, как правовая категория,
прямо предусмотрена законом только за физическим лицом. Правда, в литературе
принято считать, что о дееспособности юридического лица говорится в п.1 ст.53
ГК РФ, так как через органы юридическое лицо приобретает права и принимает
на себя обязанности*(3). Однако в названной норме указывается лишь на то,
каким образом юридическое лицо участвует в гражданском обороте. Речь в нем
идет всего лишь об органе, посредством которого это участие осуществляется.
При этом в пункте 3 ст.53 ГК РФ подчеркивается, что органом может быть только
лицо. В связи с этим, видимо, правильнее считать, что в ст.53 ГК РФ говорится
о дееспособности не юридического лица, а физического, то есть того, кто исполняет
обязанности директора (органа). Другое дело, каким образом физическое лицо,
действуя в качестве органа юридического лица, будет осуществлять свою деятельность.
Ответ на этот вопрос содержится в п.1 ст.53 ГК РФ, где указано, что такое
лицо должно руководствоваться законом, иными правовыми актами и учредительными
документами. Например, директор общества с ограниченной ответственностью вправе
совершать крупную сделку лишь при условии ее одобрения большинством участников
общества. Одобрение сделки оформляется решением таких участников (ст.46 Закона
РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 года*(4)).
Подобная ситуация предусмотрена законом и для акционерных обществ (ст.78,
79 Закона РФ "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года*(5)). Все
это не является свидетельством ограничения дееспособности физического лица,
исполняющего обязанности органа, а представляет лишь особый порядок совершения
определенных сделок. Точно так же, как, например, опекун должен получить предварительное
разрешение органа опеки и попечительства на совершение некоторых сделок (ст.37
ГК РФ).

Таким образом, дееспособность признается лишь за физическим лицом, исполняющим
обязанности органа юридического лица. И несмотря на то, что согласно ст.48
ГК РФ юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять права,
в действительности своими собственными действиями юридическое лицо приобрести
ничего не в состоянии. Сопоставление статьи 48 ГК РФ и п.3 ст.53 ГК РФ позволяет
сделать вывод, что для этого необходимо участие физического лица со своей
правосубъектностью. В полных товариществах и товариществах на вере нет даже
органа. Согласно пункту 1 статьи 72 ГК РФ каждый участник полного товарищества
(точно так же и в товариществе на вере - п.1 ст.82 ГК РФ) вправе действовать
от его имени. Здесь наглядно продемонстрирована подмена дееспособности юридического
лица дееспособностью лица физического. При этом возможность такой прямой подмены
в более широком плане закреплена в п.2 ст.53 ГК РФ, где говорится, что юридическое
лицо в предусмотренных законом случаях может приобретать права и принимать
на себя обязанности через своих участников. Об органе в данной норме не упоминается.
В то же время в соответствии с п.3 ст.53 ГК РФ такой участник должен быть
лицом, то есть обладать собственной правосубъектностью. Это связано с тем,
что в гражданском обороте могут участвовать лишь физические лица. Участие
в нем юридических лиц есть лишь фикция, предусмотренная законодательством
в целях перенесения ответственности с того, кто действительно формирует и
изъявляет волю, - человека, - на юридическое лицо, которое и не мыслит, и
не проявляет воли. Участие юридических лиц в гражданском обороте напоминает
кукольный театр, где зрителям показывают кукол, управляемых артистами.В связи с изложенным следует отметить, что наиболее удачно анализируемую
ситуацию можно объяснить с позиций теории фикции, предполагающей фиктивность
существования юридического лица. Это всего лишь искусственный субъект, созданный
в установленном законом порядке. За фиктивно существующим юридическим лицом
всегда должно находиться лицо физическое. Подлинной правосубъектностью обладает
лишь физическое лицо. Правосубъектность юридического лица является фикцией.Объяснение сущности юридического лица с позиций теории фикции находит
все больше сторонников не только на Западе, но и в России. Так, Е.А. Суханов,
объясняя сущность юридического лица как особого способа организации хозяйственной
деятельности, заключающегося в обособлении, персонификации имущества, по сути,
предлагает вариант теории "целевого имущества" А.Ф. Бринца, который в свою
очередь основывался на теории фикции*(6). По нашему мнению, современное юридическое
лицо - это персонифицированная ответственность субъекта, специально созданного
для этой цели правовым строем. Сущность юридического лица проявляется прежде
всего в его ответственности. Все остальные признаки носят вспомогательный
характер*(7). Таким образом, автор также основывается в своих исследованиях
на теории фикции. Правда, указанная теория в литературе оспаривается. Однако
некоторые исследователи оперируют такими аргументами, которые, наоборот, лишь
подтверждают теорию фикции. Так, Ю.К. Толстой в полемике с Е.А. Сухановым
отмечает, что им (Ю.К. Толстым) решающее значение при анализе сущности юридического
лица придается двум следующим положениям: "Вне живых людей, на поведение которых
институт юридического лица призван оказывать стимулирующее воздействие, обоснование
гражданской правосубъектности государственных органов, как, впрочем, и правосубъектности
вообще, дать невозможно: Волей может обладать либо живой человек, либо коллектив
людей. Организационно - правовая форма, взятая в отрыве от живых людей, никакой
волей обладать не может"*(8). Ю.К. Толстой, как известно, не разделяет теорию
фикции. Он является автором теории директора, согласно которой воля руководителя
есть воля самого юридического лица, потому руководитель и представляет сущность
юридического лица. Однако из приведенных выше формулировок Ю.К. Толстого можно
прийти и к следующему выводу: правосубъектностью в действительности могут
обладать лишь физические лица, а то, что юридические лица также по закону
являются субъектами права, - всего лишь фикция, предусмотренная законом.Фиктивность существования юридического лица обусловливает необходимость
того, чтобы в гражданском обороте фиктивного субъекта представлял какой-либо
действительный субъект - физическое лицо. Его роль сводится как бы к "освящению",
к узакониванию существования юридического лица. В противном случае в п.3 ст.53
ГК РФ отсутствовало бы первое предложение: "Лицо, которое в силу закона или
учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно
действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно
и разумно".Второе предложение данного пункта могло быть без всякого ущерба перенесено
в п.1 ст.53 ГК РФ, который в этом случае был бы изложен в следующей редакции:
"Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские
обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными
правовыми актами и учредительными документами. Они обязаны по требованию учредителей
(участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором,
возместить убытки, причиненные ими юридическому лицу, если будет доказано,
что они действовали недобросовестно и неразумно". В итоге пункт 3 был бы вообще
исключен из статьи 53 ГК РФ. Однако в таком случае в норме права отсутствовало
бы указание на то, что органом может быть только лицо. Законодателя это не
устраивает, и потому мы имеем дело с действующей редакцией ст.53 ГК РФ, что
объясняется исключительно тем, что сам законодатель понимает всю ущербность
конструкции юридического лица, фиктивность существования искусственного субъекта
права. В связи с этим возникает необходимость использования института представительства.
При этом функции по представительству юридического лица в завуалированной
форме возложены на лицо, исполняющее обязанности органа юридического лица.
В законодательстве же закрепляется функция представительства самого органа.
Функции представительства включаются в правовой статус органа юридического
лица в числе прочих. При этом правовое положение органа как бы вбирает в себя
статус представителя.Данный вывод находит подтверждение в законодательстве. Особенно это заметно
при анализе пункта 3 ст.53 ГК РФ, а также п.1 ст.182 ГК РФ. Согласно п.3 ст.53
ГК РФ орган выступает от имени юридического лица и действует в интересах представляемого
юридического лица, а в п.1 ст.182 ГК РФ представитель совершает сделки от
имени представляемого лица. При сопоставлении указанных норм можно установить,
что в них используется одна и та же терминология: "от имени" и "представляемого".
При таких обстоятельствах нельзя не прийти к выводу, что орган юридического
лица выполняет, в частности, функции представителя. Исполнение этих функций
основано на законе, поэтому орган юридического лица (директор) действует без
доверенности. Соответственно нормы о представительстве могут быть применены
к отношениям с участием органа юридического лица. Однако практика свидетельствует,
что суды в этих случаях испытывают некоторые затруднения. Так, БРО МОФЛПЧС
обратилось с иском к ООО "Интерарм" об устранении препятствий в пользовании
имуществом. Было установлено, что между истцом и Белгородской фабрикой культтоваров
был заключен договор безвозмездного пользования имуществом. Впоследствии фабрика
культтоваров продала имущество, сданное по договору, ООО "Интерарм", которое
в настоящее время препятствует пользованию им. Выяснилось, что в свое время
генеральный директор фабрики культтоваров, назовем его И.И. Иванов, одновременно
был и директором БРО МОФЛПЧС, то есть организации, являющейся в настоящее
время истцом. Договор о безвозмездном пользовании имуществом был подписан
одним и тем же лицом: за Белгородскую фабрику культтоваров - генеральный директор
И.И. Иванов, за БРО МОФЛПЧС - директор И.И. Иванов.Суд первой инстанции арбитражного суда Белгородской области, оценивая
данный договор, отметил, что, поскольку договор подписан одним и тем же лицом
- И.И. Ивановым, что противоречит п.3 ст.182 ГК РФ, согласно которому представитель
не может совершать сделки в отношении другого лица, представителем которого
он одновременно является, за исключением коммерческого представительства,
и пришел к выводу о ничтожности договора в связи с тем, что он не соответствует
закону (ст.168 ГК РФ).Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Центрального округа
оставила данное решение без изменений, указав, что единоличный орган юридического
лица в пределах своих полномочий действует как его законный представитель,
то есть без доверенности. На указанные отношения распространяются нормы о
представительстве*(9).Примечательно, что до рассмотрения указанного дела БРО МОФЛПЧС дважды
обращалось в арбитражный суд Белгородской области с исками о взыскании задолженности.
Требования истца по обоим искам основывались на договоре уступки права требования,
подписанном за цедента и цессионария И.И. Ивановым, который в то время также
являлся директором двух юридических лиц. Суд удовлетворил оба иска, решения
вступили в силу и были исполнены*(10).В приведенных выше примерах суды применили к спорным правоотношениям
нормы о представительстве, с той лишь разницей, что в первом случае имело
место некоммерческое представительство и потому суд посчитал договор недействительным,
а во втором, наоборот, отношения являлись коммерческими, что допускает представительство
одним лицом обеих сторон по договору. Таким образом, орган юридического лица
является его представителем, но обладает при этом в действительности правосубъектностью
физического лица.Искусственность конструкции юридического лица и самостоятельный характер
правосубъектности лица, исполняющего обязанности его органа, доказываются
также тем, что это лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности
по долгам юридического лица (ст.56 ГК РФ). Указание в законе на ситуации,
в которых лицо, действующее в качестве органа, будет нести субсидиарную ответственность,
свидетельствует, что законодатель не вполне уверен в своем "детище" и как
бы подстраховывает ответственность юридического лица субсидиарной ответственностью
лица, исполняющего обязанности его органа. Представляется заслуживающим внимания
мнение, высказанное в литературе об относительной самостоятельности субсидиарной
ответственности*(11), что лишь подчеркивает самостоятельную правосубъектность
лица, являющегося органом юридического лица.Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости продолжения исследований
вопроса о сущности юридического лица, так как от полученных результатов зависит
состояние законодательства. Однако спорным представляется мнение Ю.К. Толстого,
предлагающего проводить анализ сущности юридического лица дифференцированно,
в зависимости от того, о какой организационно-правовой форме и даже о каком
конкретно юридическом лице идет речь*(12). Такой призыв означает, по сути,
признание невозможности выявить сущность юридического лица как такового. В
итоге мы можем столкнуться не с десятками, а с сотнями разных теорий, пытающихся
объяснить сущность конкретных юридических лиц, без общего понимания данного
феномена. Нельзя удовлетворительно объяснить частное в отрыве от общего. Юридическое
лицо по-прежнему является важным средством организации гражданского оборота.
Если бы общество не устраивала данная конструкция, например, в связи со своей
искусственностью, вопросы управления имуществом собственников могли бы быть
успешно решены посредством института доверительного управления. Субъектом
права в этом случае был бы непосредственно доверительный управляющий со всеми
вытекающими отсюда последствиями, в том числе и в вопросе об ответственности.
Однако вряд ли такое решение будет положительно воспринято предпринимателями.
Ни они, ни государство не пожелают отказаться от конструкции искусственного
субъекта права, когда-то созданного правопорядком именно для перенесения ответственности
с действительного субъекта на искусственный. Другое дело, что ответственность
искусственного субъекта должна быть таковой, чтобы удовлетворять требованиям
участников гражданского оборота, чтобы были найдены средства, обеспечивающие
оптимальное участие данного субъекта в правоотношениях, и т. д.Возможно, в этом направлении и следует интенсифицировать научный поиск.
*(1) См.: Гражданское право. Т.1 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1998.
С.175.*(2) Подробнее об этом см.: Богданов Е.В. Сущность и ответственность
юридического лица // Государство и право. 1997. N 10. С.97 - 101.*(3) См.: Гражданское право. Т.1 / Под ред. Е.А. Суханова. С.192.*(4) СЗ РФ. 1998. N 7. Ст.785.*(5) СЗ РФ. 1996. N 1. Ст.1; N 25. Ст.29 - 56.*(6) См.: Гражданское право. Т.1 / Под ред. Е.А. Суханова. С.171 - 173.*(7) См.: Богданов Е.В. Указ. соч. С.98.*(8) Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном
этапе // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей / Под ред.
В.Н. Литовкина и А.В. Рахмиловича. М.: Городец, 2000. С.105 - 106.*(9) См.: Архив арбитражного суда Белгородской области. Дело N А08-1740/00-15.*(10) Там же. Дело N А08-1280/98-2; Дело N А08-1040/98-9.*(11) См.: Богданова Е.Е. Субсидиарная ответственность в гражданском
праве Российской Федерации. Белгород, 2000. С.44.*(12) См.: Толстой Ю. К. Указ. соч. С.106.

Екатерина Соловьева, заместитель руководителя отдела регистрации и ликвидации ЮЛ и ИП Юридического бюро ""Константа"" в г. Владимир

Быстротечное изменение сущности Российского государства породило многочисленные пробелы и проблемные моменты в законодательстве, обнаружило многочисленные административные барьеры для бизнеса, потребовало не только кардинального изменения экономической системы как основы реформирования, но и норм права, выступающих правовой оболочкой данных процессов.

Особый интерес на фоне всех изменений вызывает такой институт гражданского права, как юридические лица. Очень важно рассмотреть этот правовой институт более подробно, найти наиболее приемлемые для общества решения его построения.

Определение юридического лица - это стартовая точка для дальнейшего развития всего массива законодательства, составляющего институт юридического лица. При этом важно помнить, что от сухих конструкций норм именно этого института гражданского права зависит как рост экономики, так и расцвет личности каждого гражданина России.

Определение юридического лица дает статья 48 ГК РФ: ""Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде"".

Рассмотрим подробнее это определение.

Как следует из текста Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо обладает четырьмя признаками:

Организационное строение;

Наличие обособленного имущества;

Возможность приобретать и осуществлять от своего имени права;

Возможность быть ответчиком и истцом в суде.

Учредители, которым нужно юридическое лицо, должны по своей воле создать для своей организации первые два признака: организационное единство (оно вытекает и определяется тем, что учредителями записано в уставе) + имущественную самостоятельность (через уставный капитал, фонд, смету или обязательство, наличие которых доказывается решением и действиями учредителей по их формированию). Став юридическим лицом в результате государственной регистрации, организация по воле закона приобретает оставшиеся признаки: право вступления в сделки, право быть истцом.

Термин ""организация"" предполагает, что юридическое лицо располагает определенной структурой, а это, в свою очередь, предусматривает наличие правомочного управленческого органа с той или иной компетенцией, установленных правил взаимоотношений внутри организации и взаимодействия организации с внешними субъектами. Именно поэтому законом предусмотрены четко определенные формы организаций и содержание их учредительных документов.

Организация приобретет статус юридического лица, если будет обладать имущественной самостоятельностью и обособленностью. Она, с одной стороны, не отвечает по долгам своих учредителей (участников), с другой стороны, учредители (как правило) не отвечают по долгам юридического лица. Субсидиарная, дополнительная ответственность учредителей по долгам коммерческих организаций возникает только при их вине в банкротстве, а это особый разговор.

Следует учесть, что положение ст. 48 ГК РФ - ""имеет в собственности... обособленное имущество"" - должно пониматься не только как обязательство учредителей передать такое имущество организации до ее государственной регистрации, но и установленное законом выделение-обособление имущества, приобретаемого юридическим лицом в процессе его деятельности. Поэтому мнение учредителя предприятия о том, что имущество предприятия - это его имущество, безусловно, неправомерно.

И, наконец, если организация имеет указанные признаки, она как юридическое лицо приобретает возможность от своего имени выступать в сфере гражданского оборота, т.е. заключать сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

Естественно, что организация должна пройти государственную регистрацию, при проведении которой выявляется и подтверждается наличие необходимых признаков, в том числе и, казалось бы, второстепенных (наличие собственного имени, наличие адреса и т.д.). Ведь, например, общественная организация может быть создана и может функционировать без государственной регистрации, но права юридического лица она получит только после государственной регистрации.

Таким образом, в определении юридического лица заложены первые два требования к организации, одно процессуальное требование (регистрация) и вытекающие из его статуса два последних признака.

Наличие всех этих признаков юридического лица у организации должно быть закреплено в учредительных документах (учредительном договоре, уставе, положении).

Поэтому более полное определение юридического лица могло бы выглядеть так:

Юридическое лицо - это организация, наделенная учредителями обособленным имуществом и/или имеющая его на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, которая в результате государственной регистрации приобретает право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанность отвечать по своим обязательствам этим имуществом, нести иные обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Проведем классификацию организаций юридических лиц по трем основаниям.

1. По наличию в качестве основной цели создания и деятельности юридического лица намерения получить прибыль все они делятся на две группы:

Коммерческие организации, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

Некоммерческие организации, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

2. По виду прав, которые учредители (участники, акционеры) имеют в отношении юридического лица, все юридические лица делятся на три группы:

Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации);

Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения);

Юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

3. По организационно-правовой форме (ОПФ) юридические лица делятся на:

Коммерческие организации:

1. Хозяйственные товарищества и общества, в том числе: полные товарищества; товарищества на вере (коммандитные); общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; акционерные (закрытые и открытые) общества.

2. Производственные кооперативы.

3. Унитарные предприятия: государственные; муниципальные; казенные.

Некоммерческие организации:

1. Общественные объединения: организации; учреждения; движения; фонды; органы общественной самодеятельности; союзы общественных объединений.

2. Религиозные организации.

4. Некоммерческие партнерства.

5. Учреждения.

6. Автономные некоммерческие организации.

7. Ассоциации (союзы).

8. Потребительские кооперативы.

9. Товарищества собственников жилья.

В отличие от коммерческих организаций, перечень некоммерческих организаций является открытым, т.е. федеральными законами могут предусматриваться и иные организационно-правовые формы (ОПФ).

В качестве дополнительного критерия (основания) классификации юридических лиц можно выделить и объем правоспособности:

Организации с общей правоспособностью, имеющие право заниматься любыми видами деятельности (все хозяйственные товарищества и общества);

Организации со специальной правоспособностью, занимающиеся только теми видами деятельности, которые определены их уставами (все иные организации).

Юридическое лицо как субъект гражданского права обладает гражданской правоспособностью и дееспособностью. Однако они существенно отличаются от правоспособности и дееспособности граждан. Если у граждан вначале появляется правоспособность, а дееспособность возникает по истечении определенного времени (достижение определенного возраста, при этом в отношении граждан могут действовать ограничения в дееспособности, связанные с состоянием здоровья), то у юридических лиц такого разрыва во времени возникновения правоспособности и дееспособности нет. Они у юридического лица возникают одновременно, с момента его государственной регистрации. Невозможен такой разрыв и при прекращении юридического лица - они также утрачиваются одновременно в момент завершения ликвидации юридического лица при внесении соответствующей записи об этом в государственный реестр юридических лиц.

Правоспособность граждан является общей: они могут иметь любые гражданские права и обязанности, которые дозволяет законодательство. Правоспособность же юридических лиц строится таким образом, чтобы обеспечивать достижение указанных учредителями целей. Поэтому правоспособность юридических лиц может быть как общей, так и специальной,дающей им возможность приобретать и принимать только такие права и обязанности, которые связаны с осуществляемой ими основной или сопутствующей деятельностью.

Сохранение специальной правоспособности за некоторыми видами юридических лиц вызвано тем, что они создаются для достижения конкретных целей, установленных их учредителями. Очевидно, что государственные учреждения или общественные организации, созданные с определенными социальными или культурными целями, не могут игнорировать интересы учредителей, используя свою правосубъектность в противоречии с этими задачами и приобретая права и обязанности, выходящие за пределы выполняемых ими функций (например, заниматься коммерческой деятельностью).

Кроме того, юридические лица не могут обладать такими правами, носителями которых выступают лишь граждане, например гражданскими правами, возникающими из родственных отношений.

Необходимо учитывать также, что осуществление некоторых видов деятельности требует специальных разрешений - лицензий, получаемых от государства.

Порядок лицензирования определяется Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, который содержит обширный перечень отдельных видов деятельности, для осуществления которых необходимо иметь лицензию (более ста позиций).

Учредители коммерческих организаций могут определить перечень видов деятельности, которыми должны заниматься создаваемые ими юридические лица, либо прямо указывать виды деятельности, которыми они не могут заниматься. Такого рода ограничения общей правоспособности имеют силу и для других участников гражданского оборота, однако только тогда, когда они знали или должны были знать об этом. Сделки, выходящие за подобные ограничения общей правоспособности, считаются оспоримыми.

Юридические лица, которые обладают специальной правоспособностью по прямому указанию закона (некоммерческие организации, унитарные предприятия и др.), вправе совершать только такие сделки, которые соответствуют целям деятельности, установленным для них в учредительных документах. Сделки, совершаемые за этими пределами, признаются ничтожными. При этом неважно, знали участники оборота о таких ограничениях или нет.

Юридическое лицо совершает сделки через свои органы.Под ними следует понимать лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), которые без доверенности представляют интересы юридического лица в отношениях с третьими лицами. Орган юридического лица не только выступает в гражданском обороте от его имени (действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица), но и управляет и руководит его текущей деятельностью. Орган юридического лица является частью юридического лица и не может рассматриваться как самостоятельный субъект права.

Органы юридического лица обязаны действовать от его имени добросовестно и разумно. В случае, если своими действиями орган юридического лица причинит организации убытки, на него возлагается обязанность по их возмещению.

В ряде случаев интересы юридического лица могут выражать и иные лица. Так, субъекты, не являющиеся органами юридического лица, могут представлять его интересы на основании доверенности. В учредительных документах юридического лица может быть указано право определенных лиц действовать от его имени без доверенности (например, заместителя директора). Действия работников юридического лица по исполнению его обязательств считаются действиями самого юридического лица.

Представительства и филиалы юридических лиц.

Для осуществления юридическим лицом части своих функций за пределами места нахождения оно может создать территориально обособленные структурные подразделения. Представительствоосуществляет представление интересов юридического лица и обеспечивает их защиту. Филиал, помимо таких полномочий, осуществляет все иные или часть функций юридического лица (например, ведет производственную деятельность). Филиал (представительство) наделяется имуществом, создавшим его юридическим лицом, и действует на основании утвержденного им положения. Филиал (представительство) не является юридическим лицом; он составная часть юридического лица и не обладает гражданской правосубъектностью. Такое подразделение не может выступать в обороте от своего имени, а может лишь действовать от имени создавшего его юридического лица. Для этого юридическое лицо назначает руководителя филиала (представительства) и выдает ему доверенность, на основании которой руководитель соответствующего обособленного подразделения (как физическое лицо) действует от имени самого юридического лица. Сведения о филиалах и представительствах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Средства индивидуализации юридического лица.

Наиболее очевидным образом юридическое лицо индивидуализируется присвоением ему наименования. Наименование юридического лица состоит из указания на его организационно-правовую форму (общество с ограниченной ответственностью, унитарное предприятие), а также собственно названия - словесного (буквенного) обозначения, которое дается ему учредителем (учредителями). В состав наименований юридических лиц, имущество которых закрепляется за ними учредителем (собственником имущества) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, включается указание на собственника имущества (например, федеральное унитарное предприятие, муниципальное учреждение). Наименования всех некоммерческих организаций, а также ряда коммерческих включают указание на характер деятельности (сельскохозяйственный потребительский кооператив, страховая компания, коммерческий банк и т.д.).

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Право на использование фирменного наименования (фирмы) подлежит защите с момента государственной регистрации юридического лица под фирменным наименованием.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Место нахождения юридического лица обозначается в его учредительных документах указанием на конкретный адрес: город (иной населенный пункт), улицу, номер дома, номер офиса (комнаты).

Место нахождения играет определяющую роль для установления подсудности спора с участием этого юридического лица, места заключения договоров, места исполнения гражданско-правовых обязательств, обязанности по уплате налогов.

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания.

Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется.

Разрешительный порядок действует только в отношении банков, страховых компаний и иногда в отношении транспортных предприятий.

Распорядительныйпорядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.

Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен.

Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации – внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Особенности исполнения судебных актов по гражданским делам

Данное исследование посвящено существованию , по меньшей мере, двух проблем, требующих серьезного научного исследования. Во-первых, это конституционно-правовое положение юридических лиц, как объединений индивидов, во-вторых - это постановка вопроса о создании категории юридического лица публичного права, которая требует объединения усилий и цивилистов, и государствоведов. Позиция В.Е.Черкина о том, что «проблема юридического лица публичного права крайне сложна, но она назрела и даже перезрела и давно нуждается в основательном обсуждении» свидетельствует именно об этом.

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Так, уже во 11-1 вв. до н.э. юристами Римской республики обсуждалась идея существования организаций, обладающих нераздельным, обособленным имуществом (частные корпорации: коллегии), выступающих в гражданском обороте от собственного имени (городские общины), существование которых в принципе не зависит от изменений в составе их участников. Само понятие «юридическое лицо» было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но идеей расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан мы, несомненно, обязаны римскому праву.

В Средние века представления о юридических лицах все еще испытывали сильное влияние догматов римского права. Глоссаторы и постглоссаторы ограничивались комментированием античных текстов, пытаясь приспособить их к потребностям развивающегося хозяйства. В эту эпоху и особенно в Новое время конструкция юридического лица получила дальнейшее практическое развитие. Торговый дом Фуггеров в Германии, генуэзский банк св. Георгия, английская и голландская Ост- и Вест-Индские компании - «в этих торговых предприятиях вырабатывалась техника коллективного ведения крупных дел», а накопленный ими опыт регулирования отношений с участием юридических лиц сыграл впоследствии важную роль в создании гражданских и торговых кодексов Х1Х в.

Бурное развитие экономики середины - конца Х1Х в. дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. Появились оригинальные исследования проблем юридических лиц таких авторов, как Савиньи, Иеринг, Гирке, Дернбург, Саллейль и других, преимущественно немецких и французских цивилистов, которые заложили основы современного понимания этого института.

В ХХ в. значение института юридического лица еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. Соответственно этому резко увеличивается объем законодательства о юридических лицах и отчасти повышается его качество. Наука гражданского права относит к числу центральных проблемы теории юридического лица, совершенствования и практического применения этого института.

Признаки юридического лица - это такие внутренне-присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. В этом контексте «признаки» употребляется в более узком смысле, чем обычно, и это соответствует правовой традиции.

Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица. В самом деле, обязательной государственной регистрации подлежат и граждане-предприниматели, и некоторые неправосубъектные организации.

Правовая доктрина выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности - достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическим лицом.

  • 1) Организационное единство юридического лица проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих его структуру и в четкой регламентации отношений между его участниками. Множество лиц, объединенных в организацию, выступает в гражданском обороте как одно лицо, один субъект права. Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.
  • 2) Если организационное единство необходимо для объединения множества лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая деятельность немыслима без соответствующих инструментов. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица.
  • 3) Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица сформулирован в ст.56 ГК. Согласно этому правилу участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Иными словами, каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам.
  • 4) Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это - итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается.

Таким образом, в российском гражданском праве юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Наряду с организациями, обладающими правами юридического лица, в общественной жизни участвуют и различные объединения, не являющиеся субъектами права.

В зависимости от основной цели деятельности (ст.50 ГК) юридического лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и возможность ее распределения среди участников.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п.1 ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

ГК (п.3 ст.50) разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что указанная деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует им.

Следовательно, российский законодатель при разграничении организаций на два типа руководствуется критерием цели: если основная цель деятельности юридического лица ориентирована на извлечение прибыли, то организация подлежит отнесению к коммерческой, если нет, то организация является некоммерческой.

Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п.3 ст. 50 ГК, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что для некоммерческих организаций юридическая личность имеет вспомогательное значение, поэтому они могут существовать в формах, предусмотренных как Гражданским кодексом, так и иными законами. Однако, на сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регудирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм, как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения. При этом следует согласиться с позицией Г.Е.Авилова и Е.А.Суханова о том, что категорию юридического лица стало принято рассматривать не как гражданско-правовой инструмент оформления действительного необходимого для какой-либо организации участия в имущественных отношениях, а как некую «внеотраслевую» категорию, ставшую обязательным атрибутом любого организационного оформления общественного образования. Отсюда и стремление закрепить в каждом законе «статусного характера» от жилищно-накопительных и дачных кооперативов до общественных, адвокатских, религиозных и других «саморегулируемых организаций» - «права юридического лица», причем каждый раз с какими-либо неоправданными особенностями, что дает очередную «организационно-правовую» некоммерческой организации.

На сегодняшний день, существуют следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • 1) потребительский кооператив (п. 1 ст. 116 ГК, Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации, п.1 ст. 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О кредитных потребительских кооперативах граждан», ст. 110-134 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
  • 2) община коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
  • 3) общественное объединение;
  • 4) фонд;
  • 5) негосударственный пенсионный фонд;
  • 6) учреждение;
  • 7) объединение юридических лиц (ассоциация или союз);
  • 8) объединение работодателей;
  • 9) некоммерческое товарищество;
  • 10) некоммерческое партнерство;
  • 11) автономная некоммерческая организация;
  • 12) государственная корпорация;
  • 13) товарная биржа.

На наш взгляд, некоторые так называемые организационно-правовые формы некоммерческих организаций на самом деле таковыми не являются. Именно поэтому, для того чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в ГК.

В соответствии с гражданским законодательством создание юридического лица предполагает формирование его обособленного имущества.

Однако при создании некоммерческих организаций принцип формирования обособленного имущества не действует. Практика создания и дальнейшей деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации, особенно общественных объединений, показывает, сто ни при создании, ни в ходе дальнейшей деятельности указанные организации не приобретают или имеют минимально необходимое для деятельности имущество. Причем имущественный фактор никоим образом не влияет на успешность деятельности некоммерческих организаций, в отличие от коммерческих.

Так, ст. 50 ГК РФ дает некоторую расшифровку понятия юридического лица применительно к некоммерческим организациям и порядку их создания: юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. В то же время ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях» не связывает факт создания общественного объединения как одного из видов некоммерческих организаций с процедурой регистрации в качестве юридического лица. Данная статья предусматривает, что создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном вышеуказанным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретает прав юридического лица.

Таким образом, несмотря на общее правило, установленное гражданским законодательством, о том, что для создания и приобретения правоспособности юридическое лицо должно быть зарегистрировано, имеются исключения, характерные исключительно для некоторых видов некоммерческих организаций.

При анализе современного законодательства немало различий можно найти в процедуре государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций.

Первое, что бросается в глаза, при сравнении ранее действовавшего и современного законов о регистрации, - это разделение единой поцедуры государственной регистрации на общий порядок регистрации юридических лиц (регистрация всех коммерческих организаций) и специальный порядок регистрации юридических лиц (регистрация общественных объединений, средств массовой информации, кредитных и религиозных организаций и ряд других юридических лиц), закрепленное в ст. 10 Федерального закона № 129-ФЗ. юридическое лицо объединение публичное право

Органы Федеральной регистрационной службы РФ, принимающие решение о государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений, религиозных организаций, осуществляют, во-первых, количественную и, во-вторых, качественную проверку. Ели первой соответствует проверка количества представленных на регистрацию документов и наличия в них необходимых сведений, то для второй характерна проверка этих сведений на истинность, достоверность, соответствие нормам законодательства.

Таким образом, анализ законодательства о создании и государственной регистрации коммерческой и некоммерческих организаций, практики его применения в отношении отдельных юридических лиц, обладающих общей или специальной правоспособностью, демонстрирует возможности совершенствования правового регулирования отношений по созданию юридических лиц и формированию их правоспособности.

В настоящее время в налоговых органах состоят десятки тысяч предприятий, не ликвидированные в установленном порядке, которые в нарушение действующего законодательства не представляют бухгалтерскую и иную налоговую отчетность и не ведут хозяйственную деятельность, но при этом обладают юридической правоспособностью.

Такие предприятия по заявлениям налогового органа ликвидируются судебным порядком через банкротство по процедуре отсутствующего должника.

Анализ ст.227, 230 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-Фз от 16.10.2002 г. (далее - Закон о банкротстве) позволяет выявить следующие предусмотренные законом критерии, при наличии которых можно сделать вывод о том, что организация является отсутствующим должником:

  • - руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, - отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным;
  • - имущество должника - юридического лица - заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве;
  • - если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Налоговый орган как орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, наделен правом, исключать недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ).

Условия для реализации данного права установлены в ст. 21.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.201 г. № 129-ФЗ.

Согласно положениям п. 1 данной статьи налоговый орган в административном порядке вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ, если оно обладает признаками недействующего юридического лица.

Закон устанавливает формальные признаки юридического лица, прекратившего свою деятельность (недействующего юридического лица). таких признаков два, при этом данные признаки должны присутствовать в течение 121 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, причем одновременно:

Стоит отметить, что существуют определенные опасения на предмет предоставления регистрирующим органам полномочий по самостоятельному принятию соответствующих решений. Однако не стоит забывать и о том, что указанные решения относятся к разряду ненормативных правовых актов и могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Несомненно, исключение из Единого государственного реестра юридических лиц тысяч и тысяч так называемых «мертвых душ» - организаций, фактически прекративших осуществление хозяйственной деятельности, - будет способствовать появлению большей определенности между субъектами экономической деятельности. Однако достижение указанной цели должно происходить средствами, адекватными как с экономической, так и с юридической точки зрения.

В обществе, основанном на демократических принципах, создаются общественные группы или объединения, отстаивающие свои интересы. При этом основания для такого объединения могут быть разными, созданные общественные организации, как правило, занимают активную позицию и одной из форм самореализации выбирают защиту прав и интересов своих членов или иных лиц, которые попадают в сферу их деятельности в судебном порядке. Указанные процессы свойственны и российскому обществу, что нашло свое отражение в гражданском процессуальном законодательстве.

Начало формирования процессуального законодательства, регламентирующего вопросы участия общественных организаций в защите чужих прав и интересов, относится к 90-м годам ХХ века. С этого периода общественные объединения с целью осуществления своих уставных задач получили право участвовать в гражданско-процессуальных отношениях с целью защиты своих членов и участников, а также других граждан (ст.27 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Вместе с тем в нашей стране, в отличие от европейских государств, участие общественности в защите чужих прав и интересов не развито на должном уровне. Во многом это связано с отсутствием надлежащей правовой традиции, а также особенностями законодательства, регулирующего данную сферу. Более того, ряд авторов отмечают, что право на обращение в суд организаций подверглось в современном процессуальном законодательстве большим ограничениям. Другие ученые считают, что подобная процессуальная деятельность противоречит принципу диспозитивности и «всей системе российского гражданского процесса».

Выполняя общественно значимые функции, организации не могут находиться вне сферы нормативного регулирования, поскольку общество в целом всегда заинтересовано в нормативном урегулировании общественных отношении, что позволяет государству эффективно осуществлять формальный контроль. Общественная организация, принимая участие в гражданском процессе, отчасти берет на себя функцию социального контроля.

Кроме функции социального контроля общественные организации выполняют функции интеграции (объединения) общества. Реализация гражданско- процессуальным правом социальной функции интеграции - это в социальной системе, включающий институциализацию права, интернационализацию индивидами правовых предписаний, а также легитимацию нормативно-правовой системы обществом, группами и отдельными людьми.

Правовым основанием участия организации в гражданском судопроизводстве является ее процессуальная заинтересованность в деле. При этом в научной литературе разделяют материально-правовой и служебный или общественный интерес. В свою очередь, юридическая заинтересованность порождает процессуальный интерес или тот результат, наступление которого ожидает участник судопроизводства.

Процессуальный интерес различается в зависимости от цели создания организации. Так, для общества по защите прав потребителей это может быть защита прав конкретного потребителя либо возможность получить, в соответствии с п.6 ст.13 Федерального закона от 7 февраля 1992 г.№ 2300 - 1 «О защите прав потребителей».