Декрет

Понятие международного права, предмет регулирования. Международное право К какому праву относится международное право

Единство экономического пространства современного мира, глобальность стоящих перед ним проблем делают необратимым процесс сближения национальных правовых систем. Это сближение происходит на основе взаимодействия национальных правовых систем с системой международного права. Роль международного права (МП) в современном мире постоянно возрастает. Конституция Российской Федерации 1993 года впервые в истории нашего государства допустила широкое применение международного права внутри страны. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Это общее положение в дальнейшем конкретизируется в некоторых других статьях Конституции. Так, в части 3 статьи 46 говорится: "Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".

Важно отметить, что МП – это не отрасль, а отдельная система права, создаваемая государствами и межгосударственными организациями путем соглашений, предметом регулирования которых являются отношения между государствами, а также иные международные отношения.

Первоначально отношения между странами регулировались с помощью правовых обычаев (например, издавна существовавший правовой обычай - неприкосновенность послов), затем в практику межгосударственных отношений входит их договорное регулирование. Международные договоры, в том числе многосторонние (конвенции), в настоящее время являются наиболее распространенным источником международного права. Помимо международных правовых обычаев и международных договоров, к источникам МП относятся акты межгосударственных конференций и резолюции международных межправительственных организаций, например, ООН.

Международное право – это совокупность принципов и норм, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения в целях обеспечения мира и безопасности, осуществления сотрудничества в разрешении международных проблем. К межгосударственным относятся отношения: 1) между государствами;
2) между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международными немежгосударственными являются отношения: 1) между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями; 2) между международными организациями; 3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой; 4) между физическими и юридическими лицами.


Принято различать субъектов и участников МП. Субъектами МП признаются только те участники международных отношений, которые принимают непосредственное участие в создании норм МП, - это государства, международные межправительственные организации и борющиеся нации . Участниками международных отношений, помимо указанных субъектов, могут выступать негосударственные международные организации, транснациональные компании, а также юридические и физические лица (например, граждане, обратившиеся за защитой своих прав в международный суд и т.д.)

Вопрос о действии норм международного права в пространстве решается следующим образом:

1. В пределах своих границ каждое государство устанавливает правовой режим территории на основе национального законодательства и международных договоров, которые оно заключает с заинтересованными иностранными государствами. Территория государства включает в себя сушу с ее недрами, водное и воздушное пространство. Водное пространство – это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие водоемы, берега которых принадлежат данному государству), принадлежащие государству части пограничных рек и озер, внутренние морские воды и территориальное море, т. е. прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

2. К территориям с международным режимом относят открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Типичным примером пространства с международным режимом является космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли. Международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей (демилитаризованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.

3. К территориям со смешанным режимом относят континентальный шельф и исключительные экономические зоны. Исключительная экономическая зона – это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Континентальный шельф – это морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов (с геологической точки зрения – это подводное продолжение континента в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон). Отличительной особенностью статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных живых и минеральных ресурсов. К территориям со смешанным режимом относят также международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд островов, в отношении которых имеются действующие международные договоры (Шпицберген).

Международное право, о котором идет речь, часто называют международным публичным правом, поскольку оно регулирует властные, публичные отношения. Кроме того, существует международное частное право - отрасль права, которая регулирует гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер.
Международное частное право - часть национальной правовой системы, его нормы создаются государством самостоятельно. Основная задача международного частного права состоит в регулировании коллизии между частноправовыми нормами права разных стран. Осуществляется эта задача с помощью специфических норм, именуемых коллизионными. Они дают ответ на вопрос о том, право какой страны подлежит применению в случае коллизии.

В составе международного публичного права выделяют дипломатическое право, консульское право, международное гуманитарное право, международное уголовное право, международное космическое право, международное экономическое право, международное экологическое право и другие отрасли и международно-правовые институты

Ядром МП являются общепризнанные принципы МП – основополагающие, императивные, универсальные нормы, обеспечивающие главные интересы человечества, государств и других субьектов МП.. Общепризнанные принципы МП обязательны для всех без исключения государств; они пользуются приматом относительно всех остальных норм системы МП. Первоначально принципы МП выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы МП приобретают договорно-правовую форму. Устав ООН закрепляет следующие принципы МП: суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения, невмешательство во внутренние дела государств, принцип территориального целостности, принцип нерушимости границ, право на самоопределение народов и наций, принцип уважения прав человека.

Деяния, нарушающие принципы МП, рассматриваются как международные преступления.

Под международно-правовой ответственностью понимают юридическую обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.

Известны два вида международно-правовой ответственности государств: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.

Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Репарация - это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

Репарации следует отличать от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве "возмещения военных издержек" независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же - это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.

Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.

Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Приведем в качестве примера меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании войны. Германия лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Были привлечены к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.

Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

Следует упомянуть и репрессалии, представляющие собой ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые должны быть соразмерными действиям, которыми они вызваны.

Коллективные санкции, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций - транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), а также в применении вооруженной силы (ст. 42 Устава) - действиях воздушных, морских и сухопутных сил, необходимых для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН).

В результате изучения данной главы студент должен:

знать теоретические основы международного права;

уметь юридически грамотно понимать и оценивать международные и внутригосударственные события и факты, имеющие международно-правовую значимость; оценивать ситуацию и определить проблему, требующие применения знаний и норм международного права; находить и юридически грамотно уяснить необходимый международно-правовой материал;

владеть навыками использования методики сравнительно-правового анализа; владеть навыками использования международно-правового материала; владеть навыками использования внутригосударственного правового материала, имеющего международно-правовую значимость.

Понятие, система и субъекты международного права

Теория права выделяет на современном этапе общепланетарные тенденции развития и состояния международного права. Прежде всего это постоянное возрастание роли и значения международного права в жизни цивилизации, вообще один из реальных способов выживания и существования человечества как биологического вида и неповторимой социальной организации . Федор Мартенс, российский юрист-международник, основоположник российской школы международного права писал о международном праве: "Объектом права международного управления является совокупность всех жизненных отношений между государствами, общественными группами и частными лицами, которые требуют содействия, покровительства или защиты государственной власти" .

В 1945 г. на конференции в Сан-Франциско (США) 50 государств подписали важнейший международный договор – Устав Организации Объединенных Наций (ООН), который положил начало современному международному праву. В Уставе ООН закрепляются основополагающие принципы международного права, обладающие высшей юридической силой и являющиеся основой системы международного права.

Международное право – это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения. Это определение отражает основные характеристики международного права.

Международное право представляет собой совокупность юридических норм, сгруппированных определенным образом. То есть международное право имеет свою систему.

Система международного права – это его структура, состоящая из международно-правовых норм, объединенных в институты, подотрасли и отрасли. Таким образом, наиболее мелким элементом системы международного права является норма международного права.

Норма международного права – это юридически обязательное правило поведения субъектов международного права, установленное самими субъектами международного права и выполняемое ими добровольно или с помощью принуждения. Нормы международного права создаются субъектами по согласию между собой. Нормы международного права юридически обязательны, их нарушение влечет международно-правовую ответственность. Содержание норм международного права составляют права и обязанности государств и других субъектов международного права.

Можно предложить следующую классификацию норм международного права:

  • 1) по сфере действия:
    • – универсальные, их признаками являются: глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена международным сообществом в целом, например нормы Устава ООП;
    • – региональные – создаются и действуют в определенном географическом регионе, необходимы для более глубокого взаимодействия государств в данном регионе, например нормы договоров, действующих в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана;
    • – партикулярные – распространяются на ограниченный круг участников, в большинстве случаев содержатся в двусторонних договорах. Например, нормы Соглашения между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27.11.1998;
  • 2) по способу правового регулирования:
    • – императивные (jus cogens ) – обладают особой юридической силой, отклонение от них не допустимо, даже путем соглашения субъектов международного права, противоречащий им международный договор недействителен. Примером являются общепризнанные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, о которых речь пойдет далее;
    • – диспозитивные – допускают отступление от них, по взаимному соглашению субъектов международного права (при этом не должны затрагиваться законные права и интересы других субъектов международного права), обладают полной юридической силой, если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму и в случае ее нарушения несут ответственность; диспозитивность нормы состоит не в ограниченной юридической силе, а в том, что она предоставляет субъектам права урегулировать отношения иначе, чем предусмотрено диспозитивной нормой. Примером диспозитивной международно-правовой нормы является ст. 22 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., в соответствии с которой, "если договор не предусматривает иное, оговорка может быть снята в любое время и для ее снятия не требуется согласия государства, принявшего оговорку";
  • 3) по источнику:
    • – обычные – источником является международно-правовой обычай (неписаные нормы);
    • – договорные – источником является международный договор (нормы писаного права).

Отрасль международного права – это совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в одной какой-либо широкой области их международного сотрудничества.

Можно выделить следующие отрасли международного права: право международных договоров, международное морское право, международное космическое право, международное воздушное право, международное экологическое право, международное экономическое право, международное гуманитарное право, международное дипломатическое право, международное консульское право и др.

Подотрасль международного права – это объединение нескольких институтов отрасли международного права. При этом не каждая отрасль международного права включает в себя подотрасли. Подотрасли, например, включает в себя такая отрасль международного права, как международное экономическое право. К подотраслям международного экономического права, в частности, относятся: международное торговое право, международное инвестиционное право, международное финансовое право.

Институт международного права – это комплекс международно-правовых норм, регулирующий отношения субъектов международного права в определенной специфической области. Например: институт приграничной торговли в международном торговом праве, институт мирного прохода через территориальное море в международном морском нраве, институт недействительности международных договоров в праве международных договоров.

Почему важно понимать, что международное право – это не просто некая сумма норм, а именно система? Прежде всего, потому, что нельзя корректно истолковать и применить к конкретному случаю одну норму без системного учета других норм международного права. Так, в соответствии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. (п. 2), при толковании и применении общепризнанных принципов международного права государства исходят из того, что принципы "являются взаимосвязанными и каждый из них должен рассматриваться в контексте других принципов". Так, например, без толкования принципов самоопределения народов и территориальной целостности в контексте друг друга невозможно разрешить конфликтные ситуации, связанные с отделением части территории государства, такие как отделение Косово от Сербии или Южной Осетии и Абхазии от Грузии в 2008 г.

Кроме того, международное право делится на общую и особенную части. Общая часть международного права состоит из норм и принципов, действующих во всех сферах международных отношений. Особенная часть состоит из отраслей международного права.

Международное право регулирует межгосударственные отношения.

Межгосударственные отношения – это отношения, в которых участвуют суверенные государства, международные организации и государствоподобные образования.

Межгосударственные отношения являются предметом международного права. Объектом международного права являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают межгосударственные отношения (например, территория, природные ресурсы).

Сегодня практически невозможно привести пример какой-либо области международных отношений, которая бы не регулировалось международным правом: военное, научное, культурное сотрудничество, экономические отношения, защита окружающей среды и прав человека и т.д.

Межгосударственные отношения возникают между субъектами международного права . Этот статус придает субъектам международная правосубъектность – юридическое свойство того или иного образования. Особенностью субъектов международного права является то, что они являются не только носителями международных прав и обязанностей, но и создают для себя нормы международного права. В международном праве над субъектами нет верховного органа, а действует древнеримский принцип – par in parem поп habet imperium (равный над равным власти не имеет). Поэтому субъекты международного права сами создают механизмы его обеспечения.

Субъект международного права – это образование, способное обладать правами и обязанностями, вытекающими из международного права, защищать их и вступать в международные отношения, регулируемые международным правом.

Выделяют первичные, вторичные и нетипичные субъекты международного права.

Первичными и основными субъектами международного права являются государства. Государства являются субъектами международного права в силу своего существования. Независимо от того, какие органы представляют государство в международных отношениях (правительство, глава государства, министр иностранных дел и др.), качество субъекта международного права принадлежит государству в целом.

Государство, как субъект международного права, должно обладать следующими признаками: государственный суверенитет, государственная территория, население, государственная власть.

Государственный суверенитет – это верховенство государства на своей территории и его независимость в международных отношениях. Суверенитетом обладают только государства. Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции.

Юрисдикция – это проявление суверенитета, которое означает объем и сферу действия государственной власти. Различают следующие виды юрисдикции:

  • – по объему: полную и ограниченную;
  • – по сфере действия: территориальную и экстерриториальную;
  • – по характеру власти: законодательную, исполнительную и судебную.

В пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию. Полную экстерриториальную юрисдикцию государство осуществляет на морских, воздушных и космических кораблях, находящихся в международном пространстве, а также в помещениях дипломатических представительств на территории других государств. Ограниченную юрисдикцию государство осуществляет в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории.

Территория – это пространства сухопутной и водной поверхности земного шара, его недра, воздушное пространство и космос, включая Луну и другие небесные тела. Наличие территории (так же, как и наличие суверенитета) – это свойство государства как субъекта международного права. В международном праве различают три вида территории в зависимости от правового режима: государственная территория, территория со смешанным режимом и территория с международным режимом.

Государственная территория – это территория, на которую распространяется суверенитет государства.

Территория со смешанным режимом – это пространство, которое не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в отношении которого государство осуществляет некоторые суверенные права, в пределах, установленных международным правом. Прежде всего, это права разведки, разработки и охраны природных ресурсов. К территориям со смешанным режимом относится: исключительная экономическая зона (ИЭЗ) и континентальный шельф.

Территория с международным режимом – это пространство, которое расположено за пределами государственных границ и находится в общем и равноправном пользовании всех государств. Режим указанного вида территорий определяется исключительно международным правом. К таким территориям относятся: космос; открытое море, дно под ним (район) и воздушное пространство над ним; Антарктика.

Население – это совокупность всех физических лиц, находящихся на территории государства и подчиняющихся его юрисдикции. Государство осуществляет территориальную юрисдикцию в отношении лиц, находящихся на его территории, независимо от их гражданства, а также персональную юрисдикцию в отношении собственных граждан, находящихся за его пределами. Таким образом, в категорию населения входят: граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. Категорией лиц, не подпадающих под юрисдикцию государства пребывания, являются дипломаты, консульские работники, сотрудники специальных миссий, члены их семей.

Государственная власть. Субъектом международного права является государство в целом, а не его органы (органы государственной власти). Разумеется, международный договор заключается государством в лице какого-либо органа государственной власти. Но даже, если это межправительственное соглашение, заключенное государством в лице министерства, такое соглашение обязывает государство в целом, а не только его министерство. Поведение любого органа государства должно рассматриваться как деяние этого государства независимо от того: какие функции осуществляет этот орган (законодательные, исполнительные или судебные); какое положение занимает этот орган в системе государства; является ли органом центральной власти или административно-территориального образования государства.

Вторичными (производными) субъектами международного права являются международные организации , вследствие того, что они наделяются международной правосубъектностью государствами. Международная организация – это созданное на основе международного договора для осуществления целей, предусмотренных учредительным (уставным) документом, объединение государств, обладающее международной правосубъектностью, имеющее постоянные органы.

Международная организация обладает следующими признаками:

  • 1) создание в соответствии с международным правом. Учреждение любой международной организации не должно ущемлять интересы отдельного государства или международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам международного права и другим нормам jus cogem;
  • 2) учреждение на основе международного договора. Как правило, международные организации создаются на основе международного договора. Например, международным договором на основании которого была создана Всемирная торговая организация (ВТО), является Марракешское соглашение об учреждении ВТО 1994 г.;
  • 3) наличие учредительных актов. Это уставы, статуты, в которых определяются права и обязанности международной организации, вопросы членства, статус организации, полномочия на заключения международных договоров, цели и задачи организации, структура и полномочия ее органов и т.д. Например, учредительным документом ООН является Устав ООН 1945 г.;
  • 4) осуществление сотрудничества в конкретных областях. Как правило, международные организации создаются для работы в конкретной области, например Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Однако существуют и универсальные международные организации, к которым, прежде всего, относится ООН;
  • 5) наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак подтверждает постоянный характер международной организации и тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества. Так, например, ООН имеет шесть главных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд ООН и Секретариат;
  • 6) наличие прав и обязанностей организации. Права и обязанности международной организации производны от прав и обязанностей государств-членов. Именно государства-члены наделяют международную организацию определенными правами и обязанностями.

Кроме названных основных субъектов международного права существуют так называемые "нетипичные субъекты". Нетипичными субъектами называют образования, которые международное сообщество признает в качестве субъекта, хотя такое образование не соответствует критериям полноценного субъекта международного права. К нетипичным субъектам международного права относятся нации и народы, борющиеся за свою независимость, Ватикан и вольные города.

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, являются государствами на стадии становления. В таких ситуациях создаются органы, которые эффективно осуществляют контроль над значительной частью территории, представляют народ на международной арене, т.е. приобретают некоторые признаки государственности. К таким субъектам международного права можно отнести непризнанные или частично признанные государства, например Тайвань и Палестину.

Ватикан – город-государство. Его официальное название "Святой престол". Ватикан – центр римской католической церкви. Государства признают право Ватикана выступать стороной международного договора.

Вольный город – специфическое политико-правовое образование, обладающее ограниченной международной правосубъектностью. В частности, вольные города могли заключать международные договоры. В настоящее время это явление стало достоянием истории. Существовали такие вольные города, как Данциг, Мемель, Краков и др.

  • Венгеров А. Б. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2013. С. 449.
  • Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. II. 5-е изд. СПб., 1905. С. 10.
  • Австралия, Аргентина, Белорусская ССР, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, СССР, США, Турция, Украинская ССР, Уругвай, Филиппины, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Югославия и Южно-Африканский Союз.

Международное право, как правовая система

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

История МЧП. Зарождение международного права

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика – общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

1. Понятие международного права, его особенности

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным. Международно-правовые нормы классифицируются:

1) по форме (документально закрепленные и документально не закрепленные);

2) по субъектно-территориальной сфере (универсальные и локальные);

3) по функциональному назначению (регулятивные и охранительные);

4) по характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).

Круг субъектов международного права составляют: государство, международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и государствоподобные образования.

Исходя из данного определения международного права можно выделить определенные его особенности. Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям:

1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера;

2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным;

3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нор-мообразования;

4) по способу защиты норм. В международном праве отсутствует какой-либо аппарат надгосударственного принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1.1. Особенности международных транспортных обязательств и их место в системе международного частного права Как известно из теории международного частного права, к отношениям, регулируемым данной отраслью права, относятся частноправовые или гражданско-правовые (в

§ 2. Понятие и особенности источников инвестиционного права Анализ специальной юридической литературы свидетельствует о существенных различиях во взглядах ученых на саму трактовку понятия «источник». Как правило, при этом выделяются два составных компонента

I ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА С древнейших времен народы стремились найти язык взаимопонимания – язык не диктата, но мира и согласия. Изломы цивилизации в конечном счете привели к появлению особого языка международного общения – международного права. Овеществленный в

4. Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.К субъектам международного

9. Понятие права международных договоров и международного договора Право международных договоров является отраслью международного права и совокупностью правовых норм, регулирующих правоотношения субъектов международного права и регламентирующих порядок заключения,

25. Понятие международного спора Международный спор – это специфические политико-правовые отношения, возникающие между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающие противоречия, существующие в рамках этого отношения.С момента возникновения

Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности Вещное право – разновидность имущественного права, объектом которого является конкретная вещь. Под вещным правом подразумеваются и права собственников, и права лиц, ими не

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами

3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Термин «источники» в правовой литературе употребляется во многих значениях: как совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право; как юридические формы, в которых закрепляются правила

16. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Участники международных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, непосредственно вытекающие из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права. Субъект международного права –

70. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ К средствам массовой информации относятся радиовещание, телевизионное вещание, распространение тиражированной печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, грампластинки, компакт-диски,

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА Возникновение нового источника энергии – энергии атома – обусловило создание новой сферы человеческой деятельности, а также необходимость в координации усилий государств по использованию ядерной атомной энергии

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Под правоотношениями понимают общественные отношения в той их части, которая урегулирована нормами права. Применительно к праву ЕС особенности возникающих на их основе и регулируемых им

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Международное частное право (МЧП) – это совокупность материальных и коллизионных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения в широком смысле слова с иностранным элементом, а также порядок разрешения споров по

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право - институционное образование.5. Право -

Многие задаются вопросом: «что такое международное право?». На этот вопрос нет простого и однозначного ответа. Надо отметить, что «международное право» в некоторой степени не точное определение, так как относится, в первую очередь, к содержанию договоров или соглашений, а не обозначает некий кодекс правоустанавливающих норм, принятый центральной властью или законодательным органом.

Как правило международное право делится на две основные категории: публичное право и частное право . Публичное международное право имеет дело с отношениями между государствами и/или организациями или людьми из разных стран. Частное международное право, с другой стороны, рассматривает споры между гражданами или корпорациями из разных стран, зачастую решая вопрос — закон какой страны следует применить или в каком государстве проводить судебное разбирательство по существу дела.

Определение «Международного права».

Основная причина, почему выражение «международное право» не может обладать строгим определением, кроется в том, что не существует официально-образованной и международно-признанной судебной системы. В России, например, существует относительно понятная судебная система, являющаяся частью государственного устройства, с четкими процессуальными правилами и разграниченными пределами компетенции его органов, а также предоставлена возможность подачи апелляции. С другой стороны, существуют десятки международных органов выполняющий функции судов, имеющих пересекающиеся полномочия, при отсутствии по большей части механизмов апелляционного пересмотра. Например, есть Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, Международный военный трибунал, который в свое время проводил процесс над нацистскими военными преступниками после окончания Второй мировой войны, Международный Суд, есть Спортивный Арбитражный суд, который решает спорные ситуации с участниками международных спортивных состязаний.

Международное право состоит более чем на 20 , которые в свою очередь разделяются на подотрасли и институты права. В дополнение к правам человека и трибуналом по военным преступлениям, международным правом, регулируется контроль за распространением наркотических веществ, морские перевозки и международная авиация, права на интеллектуальную собственность, торговые отношения, военное разоружение, телекоммуникация и Интернет, космическое право, и другие дела, выходящие за пределы правомочий отдельных стран.

Разумеется, без централизованного регулирования и надзора это «право» действует как основополагающая рекомендация. В самом деле, страны подчиняются действию международных законов только тогда, когда правительства этих стран дают согласие. Государство может присоединиться к некоторым договорам при одном правительстве, а несколько лет спустя выйти из этого соглашения, когда новая администрация пришла к власти. Государство может присоединиться к таким международным организациям как ООН или Европейский Союз и дает согласие следовать всем правилам обязательным для ее членов, но, когда эти правила становятся неудобны, просто игнорирует их. С другой стороны, государство может быть привлечено к ответственности, вытекающей из правил и договоров, к которым оно не присоединялось, в частности это касается вопросов защиты прав человека, военных преступлений и территориальных споров. К сожалению, возможность требовать соблюдения «международного право» и быть ответственным по нему серьёзно зависит от военно-политической мощи государства.

Международное публичное право.

Международное публичное право имеет отношение к ситуациям, когда у двух или более стран, или суверенных субъектов, возникают разногласия. Обычно, этот раздел международного права охватывает вопросы, касающиеся прав человека, преступлений военного времени, и спорные ситуации, возникающих на морских территориях и так далее. При возникновении конфликтов между государствами, вводятся различные наказания за нарушение этих «правил», такие как санкции со стороны третьих стран, вроде запрещения некоторых видов торговли или сотрудничества, разрыву дипломатических отношений между странами, или, в крайнем случае, объявления войны.

Международное частное право.

Частное международные право, с другой стороны, относятся к людям, объединениям и частным организациям, находящихся в разных странах, не только в той, которую эти лица зовут своим домом. Международное частное право часто включает в себя регулирование вопросов, таких как, какие законы суверенным государствам следует применять в своем праворегулировании и судопроизводстве или определяют в какой из стран предпочтительнее проведение судебного разбирательства. Хотя рассматриваются взаимоотношения между частными лицами или организациями, часто возникает необходимость принятия участия государства в судебном процессе для того, чтобы помочь своим гражданам решить возникшие спорные ситуации и добиться более благоприятного исхода.