Прием на работу

Понятие и виды экологических прав граждан и их объединений. Экологические права и экологические обязанности граждан РФ: общая характеристика, взаимосвязь Экологические права населения

В ст. 42 Конституции РФ перечислены основные группы экологических прав граждан и иных физических лиц, в том числе их право на:

Благоприятную окружающую среду;

Достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

Возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Анализ приведенных выше прав позволяет провести определенную их классификацию. Так, право на благоприятную окружающую среду по своей сути является естественным правом человека, принадлежащим ему от рождения. При этом надлежащая реализация такого права фактически не зависит от самой личности, а напрямую связана с финансовыми, материальными организационными и иными возможностями органов публичной власти обеспечить благоприятное для человека состояние окружающей среды. Хотя прилагать собственные определенные усилия в целях улучшения своей среды обитания, например, путем добровольных пожертвований на природоохранные мероприятия либо посредством участия в таких мероприятиях, конкретному физическому лицу закон и не запрещает.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть рассмотрено с нескольких позиций. С одной стороны человек может реализовать это право путем активного волеизъявления, обращаясь с запросом к уполномоченному на то органу публичной власти. При этом необходимо четко конкретизировать объект своего интереса применительно к месту своего жительства или преимущественного пребывания, поскольку на поставленные вопросы общего характера, как показывает практика, едва ли можно получить исчерпывающий ответ.

В то же время это право, согласно действующему законодательству, может реализоваться физическим лицом и в «пассивном» режиме. Речь идет об обязанности государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовит доклад о состоянии окружающей среды в субъектах Российской Федерации и на базе его федеральный доклад, который затем обнародуется. Вместе с тем данная процедура позволяет лишь определить общие тенденции (улучшение, ухудшение либо стабилизацию экологической обстановки) в сравнении с аналогичными периодами. Поэтому с точки зрения буквального соблюдения рассматриваемого права важное значение имеет своевременность доведения уполномоченными на то органами до населения информации, создающей реальную угрозу жизни и здоровью физических лиц в каждом конкретном случае. В этом смысле не случайно в ст. 237 уголовного кодекса РФ установлена ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер для устранения такой опасности, указанной информацией.

То есть если руководитель предприятия, на котором произошли незапланированные выбросы или сбросы, превышающие официально установленные лимиты, не сообщил об этом в специально уполномоченные органы, то он может являться субъектом уголовной ответственности по названной статье. Равно как и представитель, специально уполномоченного органа, будучи проинформированным о той или иной неблагополучной ситуации, но, не приняв мер к обеспечению безопасности населения на соответствующей территории, тоже нарушает уголовный закон.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, возникает при наличии установленной экспертными исследованиями и подтвержденной в заключении причинно-следственной связи между экологическим правонарушением и причинением ущерба. Вместе с тем и здесь не обойтись без выражения воли физического лица (его представителя) на возмещение ему ущерба посредством направления в суд соответствующего искового заявления.

В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в несколько иной интерпретации повторяются закрепленные в конституции РФ экологические права, а также перечисляются возможные способы реализации гражданами своих экологических прав. Так, помимо права на благоприятную окружающую среду, гражданин имеет право на защиту этой среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также на возмещение вреда причиненного окружающей среде.

Реализуя свои экологические права граждане могут:

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащей законодательству Российской Федерации акциях;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке;

Оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Предъявлять иски в суд о возмещении вреда окружающей среде;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Конкретизация экологических прав граждан и способов их реализации находит свое отражение в законодательных и подзаконных актах. Так глава V Федерального закона «Об экологической экспертизе» регламентирует процедуру инициирования и проведения общественной экологической экспертизы. По своей сути это одна из возможных форм реализации права граждан, как на благоприятную окружающую среду, так и на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку выводы, содержащиеся в заключении экспертной комиссии, являясь доступными для проживающего на соответствующей территории населения, позволяют иметь четкое представление о негативных и позитивных сторонах предлагаемого к реализации объекта (например, производственного комплекса, автозаправочного пункта и т. д.), который исследуется в ходе экспертизы.

Статья 10 Федерального закона «О животном мире» предоставляет гражданам осуществлять общественный контроль и проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания, что можно отнести к активной форме реализации гражданами своего права на благоприятную окружающую среду применительно к сфере охраны и использования животного мира, в то время как применительно к специально уполномоченных органов в рассматриваемой сфере осуществление схожей деятельности (государственный контроль, мероприятия по охране объектов животного мира и т. п.) можно отнести уже к разряду функциональных обязанностей.

Проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера осуществляется с требованиями Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Вместе с тем перечисленные выше конституционные и производные от них экологические права, также как и схожие по смыслу с ними иные права, закрепленные в других законах, относятся к группе прав в сфере охраны окружающей среды, что, безусловно, является важной составляющей в эколого-правовом статусе личности, но не дает полного представления о правомочиях физических лиц. С точки зрения классификации, такие экологические права можно отнести к категории общих прав.

В тоже время необходимо говорить и об отдельных правах граждан и иных лиц, осуществляемых в процессе природопользования, которые относятся к категории специальных прав. Такие права закреплены в природоресурсных законодательных актах и их реализация в полном объеме также зависит от волеизъявления соответствующего субъекта. Например, согласно ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр, а это может быть и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе:

Использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей обозначенной в лицензии цели;

Самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

Использовать отходы своего горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств, если иное не оговорено в лицензии;

Проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией и т. д.

возможность осуществления правомочий в определенных законом случаях обусловлена наличием специальных разрешений (лицензий). Так, согласно ст. 35 Федерального законно «О животном мире» пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. В ст. 46 Водного кодекса Российской Федерации закреплено, что права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Содержание самих специальных прав водопользователя раскрывается в нормах названного Кодекса и заключается в возможности:

Использовать водные объекты для собственных нужд, либо для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 27);

Получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности (ст. 92);

Отказываться от пользования водным объектом (ст. 60) и др.

наконец, участники общественных отношений, которые относятся к сфере обеспечения экологической безопасности, наделяются самостоятельной группой прав. Эти права можно классифицировать как особые экологические права.

Например, ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что граждане имеют право:

На защиту жизни, здоровья, их личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

В соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

Быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

Обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Участвовать в установленном законом порядке в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

На возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Приведенный выше перечень позволяет говорить об определенной схожести прав граждан в сферах обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, однако индивидуальная специфика особых и общих экологических прав все-таки очевидна и их разделение предопределено ст. 42 конституции Российской Федерации.

Давая определение экологическим правам граждан, следует отметить, что это закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, а также допускаемые (не запрещенные) ими формы волеизъявления граждан в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, создание препятствий, в реализации которых может повлечь за собой негативные для нарушителей этих прав последствия в установленном законом порядке.

Экологические права граждан - это совокупность закреплённых в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательством прав индивида, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.

Экологические права граждан:

1) Право на благоприятную окружающую среду

2) Право на достоверную информацию о ее состоянии

3) Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

4) Право на природопользование

Также прямое отношение к данной разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья и медицинскую помощь (статьи 37, 41 Конституции РФ).

В связи с низкой эффективностью природоохранной деятельности государства и сложной экологической обстановкой законодательное, особенно конституционное, закрепление экологических прав имеет для каждого адресата огромное значение.

Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция Российской Федерации, создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе, об охране окружающей среды и экологической безопасности. Конституция РФ содержит экологические предписания и принципы, которые должны применяться на всей территории страны, а все принимаемые в Российской Федерации правовые акты не должны им противоречить.

Статья 42 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".

1. Право граждан на благоприятную окружающую среду (Приложение 2)

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.

Статья 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (Приложение 3) .



Для реализации права на благоприятную окружающую среду граждане могут:

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

Оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

При этом граждане обязаны:

Сохранять природу и окружающую среду;

Бережно относиться к природе и природным богатствам;

Соблюдать иные требования законодательства.

ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. (Приложение 4) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и закрепляет права граждан на:

Благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

Получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

Осуществление общественного контроля за выполнением санитарных правил;

Также граждане могут вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Граждане имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.8).

Статья 10 вышеупомянутого закона перечисляет такие обязанности граждан, как: выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботу о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; граждане не должны осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан регламентируют право граждан Российской Федерации на охрану здоровья (ст.17). Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 19 вышеупомянутого закона устанавливает право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68 -ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, т.е. права на экологическую безопасность. Это право также связано с правом на благоприятную окружающую среду, поскольку часто чрезвычайные ситуации, вызванные авариями и катастрофами, влекут за собой негативные экологические последствия.

В ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" закреплено право на защиту исконной среды обитания коренных малочисленных народов, которое также является разновидностью экологической правоспособности.

Конечно, нельзя отрицать того, что действующее законодательство не содержит целостной и эффективной системы правовых норм, обеспечивающих экологическую безопасность населения и предотвращающей катастрофическое ухудшение здоровья граждан.

2. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Помимо закрепления данного права Конституцией РФ, как одного из основополагающих прав человека, основным нормативно правовым актом, регламентирующим данные правоотношения, является ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" . Согласно же Закону РФ "О государственной тайне" , сведения о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране не могут быть засекречены и стать объектом государственной тайны (ст. 7). Гарантии данного права можно найти, обратившись к законам "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об экологической экспертизе" и др.



Согласно части первой ст. 20 Конституции РФ основным пра­вом каждого человека является право на жизнь . Это право пре­дусмотрено положениями Хартии прав человека, Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 нояб­ря 1991 года. Это право закреплено в Стокгольмской деклара­ции, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972), и в последующих международных документах.
На этом фундаментальном праве базируются все иные права чело­
века, в том числе экологические. Статьей 42 Конституции РФ предусмотрены следующие экологиче ­ ские права человека :
право на благоприятную окружающую среду;
право на достоверную информацию о ее состоянии;
право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано
в ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды". Благоприятной окружающей средой признается такая среда, каче­ство которой обеспечивает устойчивое функционирование естест­венных экологических систем, природных и природно-антро­погенных объектов, и параметры которой соответствуют установ­ленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетиче­ского фонда. Состояние такой среды должно отвечать нормативам, касающимся ее чистоты, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.
В систему нормативов качества окружающей среды входят:
основные требования к нормированию качества окружающей среды (ст. 20 Закона);
нормативы качества окружающей среды:
нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химиче­ских веществ, включая радиоактивные вещества;
нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

Нормативы, установленные в соответствии с биологически­ми показателями состояния окружающей среды, в том чис­ле видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
иные нормативы качества окружающей среды (ст. 21 Закона);
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: . нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микро­организмов (ст. 23 Закона); . нормативы образования отходов производства и потребле­ния и лимиты на их размещение (ст. 24 Закона); . нормативы допустимых физических воздействий на окружа­ющую среду (ст. 25 Закона);
. нормативы допустимого изъятия компонентов природной сре­ды (ст. 26 Закона);
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружа­ющую среду (ст. 27 Закона);
иные нормативы в области охраны окружающей среды (ст. 28 Закона);

требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим ме­тодам контроля;
ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях пре­дотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;
порядок организации деятельности в области охраны окружаю­щей среды и управления такой деятельностью (ст. 29 Закона);
лицензирование отдельных видов деятельности в области ох­раны окружающей среды (ст. 30 Закона);
экологическая сертификация (ст. 31 Закона).

Конституцией РФ предусмотрено право граждан на достовер ­ ную информацию о состоянии окружающей среды . В части вто­рой ст. 24 Основного закона записано, что должностные лица органов государственной власти и органов местного само­управления обязаны обеспечить каждому возможность озна­комления с документами и материалами, непосредственно за­трагивающими его права и свободы. Это одно из завоеваний демократии в корне изменило ситуацию, когда все экологиче­ские проблемы в стране были окружены завесой секретности. Конституцией установлена также ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих уг­розу для жизни и здоровья людей (часть третья ст. 41).
Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 (в ред. от 10.01.2003) предусматривает за­щиту прав граждан на экологическую информацию, в том числе сведения о последствиях аварий и катастроф, информацию о безо­пасности населенных пунктов. Подобная информация не может составлять государственную тайну, доступ к данной информации не может быть ограничен. Государственная защита открытости экологической информации для населения страны обеспечила публичность сведениям, которые прежде сопровождались грифом "Для служебного пользования", "Совершенно секретно".
Одним из критериев такой информации является ее достоверность. Достоверной считается заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномо­ченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Степень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники, используемой в области мониторинга и контроля.
Закон "Об информации, информатизации и защите информации" предусматривает способы реализации права на доступ к соответст ­ вующей информации , а именно:
пользователи обладают равными правами на доступ к государ­ственным информационным ресурсам и не обязаны обосновы­вать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации (исключение составляет ин­формация с ограниченным доступом);
доступ физических лиц и юридических лиц к государственным информационным ресурсам служит основой осуществления общественного контроля за состоянием экологии;
органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомст­венных им организаций, в пределах своей компетенции осуще­ствлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасно­сти и другим вопросам, представляющим общественный интерес;
отказ в доступе к информационным ресурсам может быть об­жалован в суде;
лицо, которому отказано в доступе к информации, и лицо, по­лучившее недостоверную информацию, имеют право на воз­мещение понесенного ими ущерба.

Право на возмещение ущерба , причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением , закреплено в ст. 42 Конститу­ции РФ. Закон "Об охране окружающей среды" конкретизирует данное положение. Юридические и физические лица, причи­нившие вред окружающей среде (в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использо­вания природных ресурсов, деградации и разрушения естест­венных экологических систем, природных комплексов и при­родных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды), обязаны возместить его в полном объеме.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденны­ми таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на вос­становление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного наруше­нием законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбит­ражного суда.
Права и обязанности (полномочия) граждан в области охраны окружающей природной среды установлены ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды".
Прова граждан :
создавать общественные объединения, фонды и иные неком­мерческие организации, осуществляющие деятельность в об­ласти охраны окружающей среды;

Обязанности граждан :
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам;
соблюдать иные требования законодательства.

Экологические права граждан России проистекают из главного конституционного нрава каждого человека - права на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ), которое основано на положениях Хартии прав человека, Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (принята 04.11.1950), Декларации прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22.11.1991) и закреплено в Стокгольмской декларации 1972 г., принятой на Конференции ООН по проблемам окружающей среды, и в других международных документах.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет пять самостоятельных, но тесно связанных между собой экологических прав человека:

  • право на благоприятную окружающую среду;
  • право на достоверную информацию о ее состоянии;
  • право на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением;
  • право на участие в принятии решений, касающихся состояния окружающей среды;
  • право на защиту общественных интересов в области охраны окружающей среды и другие, которые имеют не только экологическое содержание - право на жизнь и обеспечение здоровья, право на труд в безопасных условиях, право на поиск, получение и распространение информации любым законным способом и т.д.

Статья 58 Конституции РФ содержит положение о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Кроме того, в Конституции РФ закреплены права, которые имеют отношение нс только к сфере экологии: право на труд в безопасных условиях, право на охрану здоровья, право на поиск, получение, передачу и распространение информации любым законным способом и т.д.

В ст. 18 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Экологические права граждан состоят из возможности:

  • - использовать их определенным образом в своих интересах;
  • - требовать от субъектов исполнения их юридических обязанностей (совершать те или иные действия или воздержаться от их совершения);
  • - обратиться за защитой нарушенного права к государственным органам.

Конституция РФ 1993 г. впервые наделила понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционной ценностью, значительно расширила круг отношений, регулируемых экологическим правом. Поэтому вместо устаревшего и противоречащего Конституции РФ Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» был принят Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Речь в нем идет не только о компонентах окружающей среды, но и о всей совокупности материальных и культурно-исторических объектов, которые составляют среду обитания человека, обеспечивают условия его жизнедеятельности и обусловливают состояние здоровья. При таком подходе в качестве субъектов правоотношений [поступают все участники хозяйственной и иной деятельности, органы государственной власти и управления (регулирования), контроля (надзора) в области экологополь- зования и охраны окружающей среды, а также граждане, право которых на благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией РФ.

Право на благоприятную окружающую среду получило развитие в Законе об охране окружающей среды - в ст. 1 впервые в отечественном законодательстве дается определение благоприятной окружающей среды.

Благоприятная окружающая среда - это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Статьи 11 - 13 указанного Закона конкретизируют это право. В частности, согласно ст. 11, каждому гражданину предоставлено право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Граждане имеют право:

  • - создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • - направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • - принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
  • - выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
  • - оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • - обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • - предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  • - осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Существуют также и другие институты защиты прав и свобод граждан

в Российской Федерации, в частности: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Общественная палата Российской Федерации .

Граждане обязаны :

  • - сохранять природу и окружающую среду;
  • - бережно относиться к природе и природным богатствам;
  • - соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды.

В ст. 12 Закона об охране окружающей среды перечислены права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. Таким образом, Закон об охране окружающей среды подводит под общественное экологическое движение прочную правовую основу. Примечательно, что в нем разграничиваются полномочия граждан и общественных и иных некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды (ст. 11, 12).

В ст. 13 Закона об охране окружающей среды представлена система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду. Вопросы обеспечения прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности нашли отражение в Градостроительном кодексе РФ. В законодательстве указаны также нормативы и лимиты, в которых отражаются юридически значимые признаки благоприятной окружающей среды.

Чистота окружающей среды определяется нормативами, установленными в области охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. К ним относятся: нормативы качества окружающей среды (ст. 21 Закона об охране окружающей среды); нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22), в том числе нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и др.); нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 23); нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ст. 27) и пр.

Другой характеристикой благоприятной окружающей среды является ресурсоемкость природных богатств. Учет экологических требований при регулировании использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов и потребностей человека производится путем лимитирования экологопользования.

Благоприятная окружающая среда характеризуется также сохранением видового разнообразия. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды в данном отношении обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов. К ним относятся государственные природные заповедники, государственные природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, курортные и лечебно-оздоровительные зоны.

Право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды конкретизируется в п. 2 ст. 11 Закона об охране окружающей среды, а также в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который гарантирует судебную защиту данному праву, устанавливая, что:

  • - не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды. Граждане и организации имеют право на получение любой информации в любых формах и из любых источников при соблюдении требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами (ст. 8);
  • - государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности в установленном порядке; решения и действия (бездействие), нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему лицу либо в суд (ч. 5, 6 ст. 8);
  • - в случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее представления, представления заведомо недостоверной информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством (ч. 7 ст. 8).

Достоверной является заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля.

Право на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением, конкретизируется в гл. XIV Закона об охране окружающей среды. В этом законе употребляется термин «возмещение вреда», а в ст. 15 ГК РФ применяется термин «возмещение убытков». Совершенно очевидно, что для более директивного действия рассматриваемого закона эту терминологию необходимо унифицировать. В соответствии со ст. 79 данного закона вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством .

Экологические права и обязанности содержатся и в других законодательных актах (ЗК РФ, ВК РФ и ЛК РФ, Законе о животном мире и др.). Так, в соответствии с ЗК РФ граждане имеют право:

  • - самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • - использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;
  • - возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;
  • - обладать собственностью на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;
  • - в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранительными требованиями использования земельных участков;
  • - участвовать в решении вопросов мелиорации земель и др.

Водопользователи могут добывать воду для ее последующего использования, пользования водными объектами для отдыха, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий, поддержания благоприятного состояния природных комплексов, а также осуществления других не запрещенных законодательством действий по пользованию водными объектами.

Лесное законодательство гарантирует запрет на любое вмешательство в хозяйственную деятельность пользователей лесным фондом, связанную с использованием лесных ресурсов.

Законом о животном мире предусмотрено участие граждан в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания (ст. 10).

Каждая из перечисленных разновидностей права экологопользования регулируется соответствующей отраслью законодательства (земельное, горное, лесное, водное право и т.и.) и является юридической формой удовлетворения в основном экономических потребностей граждан в процессе использования ими конкретных природных объектов. В этом смысле рассматриваемое право граждан на использование природных богатств пока еще имеет в значительной степени потребительский характер. Несомненно, в будущем его содержание изменится. Так, уже в наши дни землепользование, выполняя традиционную экономическую роль, одновременно становится и формой отдыха.

К экологическим правам граждан следует также отнести право па экологическую безопасность , закрепленную в ст. 22 Федерального закона от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения». Глава VI этого закона посвящена правам и обязанностям граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности. Права граждан и общественных объединений в области экспертизы и вопросы, касающиеся общественной экологической экспертизы, раскрываются в гл. IV Закона об экологической экспертизе. Права граждан Российской Федерации на посещение объектов использования атомной энергии регламентируются Положением о посещении гражданами Российской Федерации объектов использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.12.1996 № 1516. В Законе о животном мире особое внимание уделяется правам коренных малочисленных народов и этнических групп в охране и использовании объектов животного мира: они имеют право на применение традиционных методов добывания объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности и право на приоритетное пользование животным миром (ст. 48, 49).

  • См.: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральный закон от 04.04.2005№ 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
  • См. также: Колбасов О. С. Возмещение гражданам экологического вреда // Государствои право. 1994. № 7.

Как уже отмечалось во введении. Конституция РФ предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, которая зависит от существующей обстановки, этапа развития государства и общества, уровня его организованности. Закономерной тенденцией реализации этой необходимости является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов, прежде всего правовых норм, содержащих требования по нормированию общественной жизнедеятельности, выраженных в субъективных правах и обязанностях физических и юридических лиц.

Гражданином РФ признается лицо, находящееся в устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, выраженной в совокупности их взаимных прав и обязанностей, что подтверждается документом, удостоверяющим наличие гражданства России. Иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином России, имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином России и не имеющее доказательств наличия гражданства какого-либо иного государства.

Экологические права и обязанности граждан - это установленные нормативными правовыми актами возможности или ограничения, определяющие меру допустимого поведения индивида при взаимодействии с окружающей средой.

Экологические права граждан относятся к разновидности естественных и неотчуждаемых прав человека, которые возникают и существуют с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют меру свободы и необходимости поведения человека в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности 1 По вопросу определения сущности субъективных прав граждан см.: Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. .

Согласно нормативным предписаниям, содержащимся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», которые являются средством детализации и правового опосредования конституционно-правовых норм, каждый гражданин имеет право на:

  • благоприятную окружающую среду;
  • защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
  • достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • возмещение вреда окружающей среде.

Кроме того, граждане имеют право:

  • создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
  • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
  • обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

В соответствии с нормативными предписаниями Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане обязаны:

  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природе и природным богатствам;
  • соблюдать иные требования законодательства.

Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. В развитие данных положений Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 17.05.1997 № 78-ФЗ, от 19.07.1998 №112-ФЗ, от 12.03.2002 №26-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-Ф3, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ от 10.01.2006 18-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, 23.07.2008 № 160-ФЗ) устанавливает, что право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Различают следующие виды общественных объединений:

  1. общественная организация;
  2. общественное движение;
  3. общественный фонд;
  4. общественное учреждение;
  5. орган общественной самодеятельности:
  6. политическая партия.

Общественной организацией является предусматривающее членство общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого - совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

  • разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
  • за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
  • оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и обсуждения проектов, касающихся охраны окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
  • обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
  • рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;
  • подавать в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, в суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  • осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Общественные объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования законодательства в данной области.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, привлекаются к ответственности в установленном порядке.