Декрет

Конкурсный управляющий совершил платеж без одобрения совета кредиторов. Конкурсное управление при банкротстве и упрощенная процедура, зачем и кому это надо? ○ Упрощенная процедура банкротства

Но защищают их, как правило, крайне формально, для «галочки» и отчета перед недружественными кредиторами. Поэтому миноритариям необходимо занимать очень активную позицию в вопросах доказывания оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности — заявлять свои требования (если они не были заявлены управляющим), заявлять о привлечении соответчиков в обособленный спор, истребовать отсутствующие у кредитора документы через суд либо запрашивать их у управляющего. В заключение необходимо отметить, что процедуры банкротства чаще всего плачевно заканчиваются для кредиторов, особенно миноритарных.

Статья 129. полномочия конкурсного управляющего

Как «миноритариям» противостоять арбитражному управляющему в процедуре «управляемого» банкротства, которое проходит в интересах должника? Елена Якушева, партнер Адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры», делится советами, что делать кредитору в ситуации, если управляющий не спешит обжаловать подозрительные сделки, проводить собрания, разыскивать имущество должника или привлекать его контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Нарушения управляющих могут быть очень разными, но наиболее интересно рассмотреть их в процедуре «контролируемого» банкротства.
Её используют для того, чтобы как можно быстрее ликвидировать должника с минимальными потерями для собственников бизнеса.

Одобрение заинтересованных сделок при применении процедур банкротства

Инфо

Если же в заключении договора займа имеется заинтересованность, то конкурсный управляющий не вправе заключать такой договор без согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.Л.Л.ГоршковаЦентр методологии бухгалтерского учетаи налогообложения04.06.2009 Вопрос: …Правомерно ли налоговый орган посчитал, что налоговый агент неправомерно исключил из подлежащего обложению НДФЛ дохода работника суточные (2000 руб. за каждый день заграничной командировки)? Размер суточных установлен коллективным договором. По мнению налогового органа, расходы на выплату указанных сумм не обоснованны (работник направлен в Эстонию, размер суточных, учитывая особенности данной страны, завышен).

Должники, которые самостоятельно инициируют процедуры собственного банкротства, ставя «подконтрольных» арбитражных управляющих, значительно экономят средства кредитора, которые в противном случае, те бы должны были потратить на финансирование процедуры. 3. Учитывая наличие конфликта между тремя группами интересов - должником, кредиторами и арбитражным управляющим, кредитору нужно отдавать себе полный и ясный отчет, что кто-то по итогам процедуры банкротства всегда будет «крайним».
4.

Важно

Своевременное получение информации и умение ее использовать - два фактора успеха в банкротстве. Преимущество управляющего и должника перед кредиторами состоит только во владении изначальным объемом информации, однако это преимущество кратковременно.


5.
Важно понять, что кредиторам одной очереди делить нечего, много лучше обменяться контактами, распределить участки работы и консолидироваться для более эффективной защиты своих прав и достижению поставленных целей. Консолидация кредиторов - ключ к управлению банкротством.
9. « Вернуть на землю» управляющего, порвать его связь с должником помогут грамотно оформленные процессуальные документы. Например, та же жалоба на управляющего, составленная со вкусом и смыслом - это повод к его отстранению и, возможно, дальнейшему применению к нему санкций, вплоть до дисквалификации и возмещению нанесенных убытков.
Арбитражный управляющий, как правило, не ограничивается ведением одной процедуры банкротства, а выступает в своей роли одновременно в 5-6 процедурах и больше. Санкции, примененные к управляющему в рамках одной процедуры, отражаются на всех процедурах в целом.

Конкурсный управляющий совершил платеж без одобрения совета кредиторов

Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 144-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.
В этом случае последнему обязательно стоит участвовать в таких собраниях, голосовать против по спорным вопросам повестки, а затем бороться в суде за признание решения недействительным. Отдельно следует сказать про десятипроцентный порог для обращения конкурсного кредитора с инициативой о созыве собрания кредиторов.
Как и в случае оспаривания сделок, ст. 14 Закона о банкротстве не предусматривает возможности объединиться нескольким кредиторам, чтобы преодолеть ограничение. Практика по данному вопросу также пока не сложилась.
Но слияние требований вполне можно допустить по аналогии с вопросом об оспаривании сделок должника. Поиск имущества должника Если управляющий не принимает мер по поиску имущества должника, помочь могут письма-требования ему, а затем жалобы в суд, саморегулируемую организацию или Росреестр. В последнее время это действительно работает. Но есть и другие возможности.
Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника; (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.
4. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.04.2009 N 73-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции) 5. При наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника. (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.04.2009 N 73-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции) 6.
В «контролируемом» банкротстве управляющий может:

  • отказаться от оспаривания сделок должника либо подойти к нему формально;
  • уклоняться от проведения собраний кредиторов;
  • контролировать эти собрания с помощью «своего» кредитора, чтобы их повестка в наибольшей степени отвечала интересам заказчика;
  • не принимать мер по поиску имущества должника, в том числе – не следить за получением арендных и других платежей;
  • отказаться подавать в суд заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности либо подать его по формальным основаниям.

Предупредить некоторые злоупотребления арбитражных управляющих в «контролируемых» процедурах были призваны некоторые новеллы в законодательстве о банкротстве (на конец декабря 2014 года).

  • Корпоративное право
  • Банкротство
  • в процедуре реализации имущества гражданина движимое имущества приобретает (подает заявку) заинтересованное по отношению к должнику лицо. Нужно ли проводить собрания для одобрения собранием кредиторов сделки с заинтересованным лицом? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь:
  • Нужно ли повторное согласие на одобрение крупной сделки от учредителя?
  • Нужно ли проводить собрание о согласии жильцов на размещение вывески, если у нас уже есть документы подтверждающие законность установки?

Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линиюдля Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 9 Ответы юристов (1)

  • Все услуги юристов в Москве Торги по банкротству Москва от 20000 руб.

В момент, когда юридическое или физическое лицо оценено как банкрот арбитражным судом, может быть начата определенная процедура, необходимая для возврата долгов кредиторам. Данный процесс именуется конкурсным. Это производство, которое требует определенного порядка и выполнения различных действий специально назначенными лицами, что прописано законодателем в нормативно-правовых актах. А одним из основных участников дела о банкротстве является конкурсный управляющий, наделенный специфическими правами и обязанностями.

Конкурсное производство

Для того чтобы понять, кто такой конкурсный управляющий (КУ), необходимо знать, что такое конкурсное производство и некоторые особенности его открытия.

В общем, при рассмотрении дела о несостоятельности юридического лица применяются такие действия, как наблюдение, внешнее управление, оздоровление, конкурсное производство или мировое соглашение. В случае же банкротства физического лица используются только два последних указанных этапа.

В период производства по делу о несостоятельности устанавливаются исполнительные лица, называемые арбитражными управляющими.

Это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В зависимости от этапа дела о несостоятельности они могут быть внешними, временными, административными и т. д. Так, на момент конкурсного производства назначается арбитражный конкурсный управляющий, понятие, и обязанности которого закреплены соответствующим ФЗ и описаны далее в статье.

Само конкурсное производство - это процесс, наступающий после объявления должника банкротом арбитражным судом. В момент такого рода процедуры совершаются действия по поиску и сбору всего имущества должника, происходят соответствующие выплаты всем кредиторам и ликвидируется само предприятие.

Согласно законодательству РФ срок конкурсного производства составляет до полугода, но он может быть и большим (до одного года), если лицом, участвующим в деле, подано ходатайство.

В РФ рассмотрение дел о банкротстве, вся их специфика в общем закреплены в так же как и в частности конкурсное производство. Конкурсный управляющий в данном процессе играет немаловажную роль, так как является главным распорядителем всего имущества должника. Поэтому регулирование его деятельности, определение и закрепление обязанностей и прав чрезвычайно важно.

Понятие конкурсный управляющий

Это лицо, назначенное арбитражным судом в момент признания лица несостоятельным (банкротом) и установления конкурсного производства. Он является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие КУ заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

Права

Полномочия и обязанности КУ закреплены в ФЗ "О несостоятельности ". В соответствии с данной статьей права конкурсного управляющего включают в себя:

  1. Распоряжение имуществом лица-должника в порядке, установленном ФЗ.
  2. Возможность увольнения работников, руководителей должника в соответствии с условиями ФЗ.
  3. Подачу заявления об отказе от выполнения договоров или других сделок, так как определено статьей 102 данного ФЗ. Кроме тех случаев, когда существуютобстоятельства, мешающие восстановлению платежеспособности обанкротившегося лица.
  4. Подачу заявления от имени должника в арбитражный суд о признании недействительными договоров и сделок, ничтожными - последствия, наступившие в результате данных решений, о взыскании убытков, понесенных вследствие действий (бездействий) руководителя (совета директоров, коллегиального исполнительного органа или любого другого управляющего органа) несостоятельного объекта.

Обязанности

Обязанности конкурсного управляющего подлежат исполнению с момента его назначения до остановки процесса по делу о банкротстве или до даты принятия мирового соглашения или дня отстранения КУ. Они включают в себя:


Если собрание кредиторов выносит решение прекратить деятельность предприятия-должника, то конкурсный управляющий это выполняет в течение трех месяцев с момента данного постановления. То есть он обязан прекратить выпуск товаров, оказание услуг или выполнение работ данной организацией. Вердикт об окончании работы фирмы не может быть вынесен в тех случаях, когда это повлечет техногенную или экологическую катастрофы, парализует работу дошкольных, лечебных, образовательных учреждений, коммунальных структур или любых других объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности людей.

Отчет конкурного управляющего

После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено по причинам, прописанным в статье 57 ФЗ, КУ должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.

Отчет конкурсного управляющего представляет собой перечень документов, подтверждающих:

К отчету, помимо вышеперечисленных документов, должны прилагать конкурсные управляющие реестр требований кредиторов, в котором будут указаны размеры выплаченных долгов обанкротившегося лица.

После того как КУ составил и подал в компетентный орган свой доклад, он обязан уведомить о данном факте кредиторов.

Контроль деятельности КУ

Контроль деятельности управляющего осуществляется в соответствии со ст. 143 ФЗ "О банкротстве". Согласно данному закону, кредиторы (собрание или комитет) получают всю необходимую для этого информацию не реже чем раз в три месяца, если иное не установлено на собрании кредиторов.

Сведения, предоставляемые для контроля, могут быть в виде отчетов или любых отдельных документов, показывающих состояние дел в ходе конкурса или при его завершении.

В докладе КУ должна содержаться информация:

  • об должника, ее оценке, если таковая требовалась;
  • о количестве денежных средств, которые были зачислены на расчетный счет должника, и источниках такого финансирования;
  • о процессе реализации собственности обанкротившегося субъекта, указание полученных сумм;
  • о размерах и количестве требований о взыскании задолженности, которые выдвинуты третьим лицам;
  • о количестве работающих на должника людей, которые продолжают трудиться после открытия конкурса, и количестве уволенных (уволившихся) сотрудников;
  • о работе, которая была проделана для того, чтобы сделки были признаны недействительными, в интересах должника;
  • о составлении и ведении реестра требований кредиторов, со сведениями о том, какова их общая сумма и размер отдельно в каждой очереди;
  • о тех мерах, которые были приняты для сохранения собственности обанкротившегося объекта и для взыскания того имущества, которое ему принадлежит, но по каким-то причинам находится у третьих лиц;
  • о размере текущей задолженности, с описанием причины ее образования;
  • о проведенной работе КУ по закрытию счетов должника;
  • о привлечении к лиц, несущих обязательства в связи с доведением должника до банкротства;
  • вся другая информация, содержание которой устанавливается КУ, кредиторами или арбитражным судом.

Все данные, которые касаются производства по делу о банкротстве, например, о том, каковы расходы конкурсного управляющего на проведение соответствующего процесса, конкурсный управляющий должен предоставлять в любое время по требованию арбитражного суда.

Освобождение КУ

Конкурсный управляющий может быть освобожден или отстранен от выполнения своих обязанностей в соответствии со статьями 144 и 145 ФЗ.

Так, КУ освобождается от реализации своих функций арбитражным судом в случае:

  • собственного желания, по личному заявлению;
  • направленного саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (членом которой является КУ) соответствующего прошения в арбитражный суд.

Во втором случае ходатайство подается тогда, когда выявляются факты нарушения в деятельности конкурсного управляющего, его несоответствия занимаемой должности, некомпетентности, недобросовестной работы. При этом изначально решение принимается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а потом в течение 14 рабочих дней со дня его принятия прошение подается с арбитражный суд.

Отстранение КУ

Отстранение же управляющего может быть осуществлено, если:

  • подано ходатайство от собрания или комитета кредиторов в ситуации, когда КУ не выполняет своих обязанностей или выполняет их ненадлежащим образом;
  • какое-либо лицо, участвующее в деле о банкротстве и чьи интересы нарушены в результате деятельности конкурсного управляющего, а также в связи с этим должник или кредиторы понесли или могли понести убытки, обращается с жалобой в арбитражный суд, и данная претензия удовлетворяется;
  • выявлены обстоятельства, не позволяющие КУ быть назначенным на данную должность;
  • конкурсный управляющий нарушил условия членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих и был за это исключен из нее или же принудительно покинул данное общество за нарушение закона;
  • к КУ применяется административное наказание в виде лишения его права заниматься данной деятельностью.

При отстранении или освобождении назначается новый конкурсный управляющий. Это происходит согласно порядку, установленному федеральным законом. Если такое решение принято, то оно должно быть выполнено незамедлительно, хотя может быть обжаловано.

Подводя итоги, следует отметить, что конкурсное производство открывается судом только в тех случаях, когда другие операции по делу о банкротстве не принесли никакого результата или платежеспособность объекта восстановить нет возможности.

На данных этапах, как правило, у объекта банкрота есть множество невыполненных долговых обязательств и в связи с этим - множество неудовлетворенных кредиторов. Именно в такие моменты наступает конкурсное производство. Что свидетельствует о том, что конкурсный управляющий - это человек, выполняющий специфическую роль в данном процессе, о его значимости и необходимости в деле о несостоятельности.

1. А что в договоре об открытии спецсчёта написано, какие права и обязательства у банка?
Может быть он только называется спецсчёт.
То что банк списал деньги со спецсчёта, об этом можно только мечтать. Так как по заявлению АУ суд взыщет деньги с банка на раз со всеми издержками. Работаю с 7-ю банками ни в одном такое в голову ни кому прийти не может.
Впрочем в одном банке, что бы голову не ломать, банк отказался открывать мне спецсчёт. Ни чего страшного открыл в другом.

2.Про запрет картотеки в конкурсном.... может быть отстал, но впервые слышу.

3. Про отказ банка принять платёжку.... такое слышал, но у меня отказов не было. Однажды хотели принять платёжки без отметки в приёме. Мол юристы банка вначале проверят правильно ли заполнена платёжка, а потом операционист поставит отметку о приёме.
Я молча написал сопроводительное письмо, приложил платёжки, сдал в канцелярию попросив зарегистрировать с указанием даты, времени приёма документов должности, фамилии сотрудника банка. С тех пор в этом банке платёжки мои принимают любые, в любое время. Но разумеется, банк не обязан их исполнять если в них что то мною указано ошибочно. Мне главное что у меня есть доказательство что я платёжный документ банку предъявлял.

4. Про списание денег в конкурсе. У меня проблем не было. Все деньги уходят со счётов только по моей воле. Либо я договариваюсь с операционистом, либо с главным юристом, либо меня уведомляют о поступлении инкассо и я его оперативно оспариваю и отзываю.

5. Был один случай, я поленился проверить состояние счёта, притупил бдительность, а кто то в ИФНС следил. И в день торгов на счёт должника пришло из ИФНС нарисованное инкассо. И четыре задатка списались (это был не спецсчёт). Поехал к начальнику юр.отдела банка, показал ему судебную практику (на этом форуме находил) что банк не вправе распоряжаться задатками так как это деньги не должника. И показал ему свою личную судебную практику около пяти выйгранных дел в судах по возврату денег из банка в конкурсную массу. Пригрозил засудить банк. В канцелярии банка зарегистрировал три платёжных поручения на возврат задатков НЕ победителям. Через два дня мне позвонил начальник юр.отдела банка и попросил написать заявление в банк с просьбой нарушить очерёдность платежей и вернуть задатки. Что я с удовольствием и сделал. После этого позвонил победителю, что бы слал остаток денег за товар. В итоге задатки НЕ победителям я вернул. На ИФНС подавать в суд не буду, так как они заявители в процедуре и мне будут платить.

Возможно новичок Парус сам что то сделал не так, и плюс его все развели.

Что касается приставов, вот уже как полгода, практически 100% бумажек написанных ими в конкурсе, и не только в конкурсе, я успешно оспариваю в суде. У них совсем плохо с соблюдением законов. Побочный эффект - начальство приставов стало относиться ко мне уважительно.

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц – это человек, который берет на себя обязанность по продаже имущества компании-банкрота и погашению задолженностей перед заимодателями. Стать конкурсным управляющим может только человек с высшим юридическим или экономическим образованием. При этом он должен быть действующим членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Это лицо, назначенное арбитражным судом в момент признания лица несостоятельным (банкротом) и установления конкурсного производства. Он является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано.

Действие КУ заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

Роль управляющего в процедуре

Один из важнейших этапов в банкротстве – это процедура конкурсного производства. Ключевую роль в ней играет конкурсный управляющий по банкротству . Именно от его действий во многом будет зависеть дальнейшее положение должника и исход дела.

Открытие конкурсного производства означает, что платежеспособность лица восстановить невозможно, а обязательства перед кредиторами исполнены не были.

Конкурсное производство как процедура банкротства рассматривается в ФЗ №127. В соответствии с законом, конкурсное производство при банкротстве – это процесс, направленный на возврат долгов кредиторам за счет средств, имеющихся у должника. В ходе этого процесса на торгах распродается вся собственность с целью погашения задолженности.

Назначение конкурсного управляющего осуществляется судьей. Кредиторы могут сами предлагать претендента на эту роль. Кто может быть лицом, имеющим право управления имуществом в конкурсном производстве? Существуют критерии, которым должен соответствовать это должностное лицо:

  • российское гражданство;
  • наличие высшего профильного образования;
  • стаж руководителя не менее 1 года;
  • наличие страхования личной ответственности;
  • наличие членства в СРО.

Обязанности по управлению и сохранению ценной собственности и финансов должника переходят к конкурсному управляющему. Принимая на себя ответственность, он обязуется действовать в соответствии с гл. 4 ФЗ №127 . По сути, это тот же арбитражный управляющий, который занимался наблюдением и внешним управлением обанкротившегося предприятия. Единственное отличие в данном случае – это иные обязанности и полномочия.

Функции и задачи

Действия конкурсного управляющего имеют своей целью обеспечение целостности и сохранности, аккумуляция и продажа принадлежащего должнику имущества. В его компетенцию входит следующий функционал:

  • поиск активов должника, принятие действенных мер по возврату имущества в конкурсную массу;
  • составление реестра кредиторов, уточнение данного перечня;
  • инвентаризация и оценка собственности юр. лица-должника;
  • продажа его на электронных торгах по рыночной стоимости;
  • взаиморасчеты с кредиторами в соответствии с реестром.

Задачи, которые стоят перед управляющими, отличаются сложностью и многоаспектностью, что обуславливает строгие требования к кандидатуре управленца.

На управляющего ложатся функции по обеспечению финансово-экономической деятельности предприятия, пока оно не будет окончательно ликвидировано. В ходе работы он анализирует экономическую деятельность предприятия и делает выводы относительно наличия/отсутствия признаков фиктивного банкротства.

Права конкурсного управляющего

Полномочия и обязанности КУ закреплены в статье 129 ФЗ «О несостоятельности « . В соответствии с данной статьей права конкурсного управляющего включают в себя:

  1. Распоряжение имуществом лица-должника в порядке, установленном ФЗ.
  2. Возможность увольнения работников, руководителей должника в соответствии с условиями ФЗ.
  3. Подачу заявления об отказе от выполнения договоров или других сделок, так как определено статьей 102 данного ФЗ. Кроме тех случаев, когда существуютобстоятельства, мешающие восстановлению платежеспособности обанкротившегося лица.
  4. Подачу заявления от имени должника в арбитражный суд о признании недействительными договоров и сделок, ничтожными — последствия, наступившие в результате данных решений, о взыскании убытков, понесенных вследствие действий (бездействий) руководителя (совета директоров, коллегиального исполнительного органа или любого другого управляющего органа) несостоятельного объекта.

Обязанности

Обязанности конкурсного управляющего подлежат исполнению с момента его назначения до остановки процесса по делу о банкротстве или до даты принятия мирового соглашения или дня отстранения КУ.

В его обязанности входит:

  • обеспечить сохранность материальных ценностей компании-банкрота;
  • в случае необходимости выбрать оценщика имущества;
  • в течение месяца после начала конкурсного производства предупредить работников предприятия о предстоящем увольнении;
  • вести реестр требований займодателей;
  • заключать сделки, выгодные для должника.

Отчет конкурного управляющего

После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено по причинам, прописанным в статье 57 ФЗ , КУ должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.

Отчет конкурсного управляющего представляет собой перечень документов, подтверждающих:

  • продажу собственности должника;
  • погашение кредитных обязательств;
  • предоставление в Пенсионный фонд (его территориальное подразделение) информации о дате, месте рождения должника, его гражданстве и паспортных данных, включая полностью ФИО, пол и адрес постоянной регистрации обанкротившегося лица, а также сведений, которые необходимо фиксировать в данном органе согласно пункту второму статьи 11-й ФЗ «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (страховой номер индивидуального лицевого счета, сведения о местах и периодах работы и т. д.).

К отчету, помимо вышеперечисленных документов, должны прилагать конкурсные управляющие реестр требований кредиторов, в котором будут указаны размеры выплаченных долгов обанкротившегося лица.

После того как КУ составил и подал в компетентный орган свой доклад, он обязан уведомить о данном факте кредиторов.

Контроль деятельности КУ

Контроль деятельности управляющего осуществляется в соответствии со ст. 143 ФЗ «О банкротстве». Согласно данному закону, кредиторы (собрание или комитет) получают всю необходимую для этого информацию не реже чем раз в три месяца, если иное не установлено на собрании кредиторов.

Сведения, предоставляемые для контроля, могут быть в виде отчетов или любых отдельных документов, показывающих состояние дел в ходе конкурса или при его завершении.

В докладе КУ должна содержаться информация:

  • об инвентаризации имущества должника, ее оценке, если таковая требовалась;
  • о количестве денежных средств, которые были зачислены на расчетный счет должника, и источниках такого финансирования;
  • о процессе реализации собственности обанкротившегося субъекта, указание полученных сумм;
  • о размерах и количестве требований о взыскании задолженности, которые выдвинуты третьим лицам;
  • о количестве работающих на должника людей, которые продолжают трудиться после открытия конкурса, и количестве уволенных (уволившихся) сотрудников;
  • о работе, которая была проделана для того, чтобы сделки были признаны недействительными, в интересах должника;
  • о составлении и ведении реестра требований кредиторов, со сведениями о том, какова их общая сумма и размер отдельно в каждой очереди;
  • о тех мерах, которые были приняты для сохранения собственности обанкротившегося объекта и для взыскания того имущества, которое ему принадлежит, но по каким-то причинам находится у третьих лиц;
  • о размере текущей задолженности, с описанием причины ее образования;
  • о проведенной работе КУ по закрытию счетов должника;
  • о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, несущих обязательства в связи с доведением должника до банкротства;
  • вся другая информация, содержание которой устанавливается КУ, кредиторами или арбитражным судом.

Все данные, которые касаются производства по делу о банкротстве, например, о том, каковы расходы конкурсного управляющего на проведение соответствующего процесса, конкурсный управляющий должен предоставлять в любое время по требованию арбитражного суда.

Отстранение КУ

Отстранение же управляющего может быть осуществлено, если:

  • подано ходатайство от собрания или комитета кредиторов в ситуации, когда КУ не выполняет своих обязанностей или выполняет их ненадлежащим образом;
  • какое-либо лицо, участвующее в деле о банкротстве и чьи интересы нарушены в результате деятельности конкурсного управляющего, а также в связи с этим должник или кредиторы понесли или могли понести убытки, обращается с жалобой в арбитражный суд, и данная претензия удовлетворяется;
  • выявлены обстоятельства, не позволяющие КУ быть назначенным на данную должность;
  • конкурсный управляющий нарушил условия членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих и был за это исключен из нее или же принудительно покинул данное общество за нарушение закона;
  • к КУ применяется административное наказание в виде лишения его права заниматься данной деятельностью.

При отстранении или освобождении назначается новый конкурсный управляющий. Это происходит согласно порядку, установленному федеральным законом. Если такое решение принято, то оно должно быть выполнено незамедлительно, хотя может быть обжаловано.

Освобождение КУ

Так, КУ освобождается от реализации своих функций арбитражным судом в случае:

  • собственного желания, по личному заявлению;
  • направленного саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (членом которой является КУ) соответствующего прошения в арбитражный суд.

Во втором случае ходатайство подается тогда, когда выявляются факты нарушения в деятельности конкурсного управляющего, его несоответствия занимаемой должности, некомпетентности, недобросовестной работы. При этом изначально решение принимается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а потом в течение 14 рабочих дней со дня его принятия прошение подается с арбитражный суд.

Когда можно поменять управляющего

Бывают ситуации, когда уполномоченное лицо не исполняет свои обязанности должным образом. Тогда допускается требовать его замены. Смена арбитражного руководителя может произойти, если:

  • установлен факт выхода уполномоченного лица с организации арбитражных управляющих;
  • поступила жалоба (несоблюдение принципов объективности, беспристрастности и независимости);
  • план управления не согласован с общим собранием кредиторов;
  • поступило ходатайство от кредиторов о смене управляющего по причине неисполнения его обязанностей должным образом.

Решения высшей инстанции об отстранении обязанностей можно обжаловать в судебной инстанции. Но, до момента полного восстановления управляющий не сможет применить полномочия и исполнять вмененные обязанности.

Требования к конкурсным управляющим

Конкурсным управляющим является арбитражный управляющий, назначенный судом после признания юрлица несостоятельным (п. 1 ст. 127 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, далее - закон № 127-ФЗ). Требования к арбитражным управляющим закреплены в ст. 20 закона № 127-ФЗ.

Управляющий должен:

  • быть гражданином РФ;
  • состоять в одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО АУ).

Пп. 2, 3 ст. 20 закона № 127-ФЗ устанавливают следующие обязательные требования для вступления в СРО АУ:

  • высшее образование;
  • стаж работы на руководящей должности не менее чем 1 год;
  • стажировка на посту помощника управляющего не менее 2 лет (СРО АУ могут своими правилами устанавливать более высокие требования к стажу работы и продолжительности стажировки);
  • успешная сдача экзамена по программе, утв. приказом Минэкономразвития от 10.12.2009 № 517;
  • отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
  • отсутствие административного или уголовного наказания в виде дисквалификации либо лишения права занимать определенные посты, осуществлять определенную деятельность;
  • отсутствие факта исключения из какой-либо СРО АУ на протяжении 3 лет перед подачей заявления о вступлении в СРО АУ;
  • наличие оформленного договора страхования своей ответственности сроком не менее чем на 1 год со страховой суммой не менее 10 млн руб. в год (см. ст. 24.1 закона № 127-ФЗ).

Порядок назначения конкурсного управляющего при банкротстве юрлица

Порядок назначения конкурсного управляющего в дело о банкротстве юрлица установлен ст. 45 , закона № 127-ФЗ. Кандидатура управляющего может быть предложена:

  • кредитором в заявлении о признании юрлица банкротом;
  • собранием кредиторов.

После принятия судом заявления о признании лица банкротом или протокола собрания кредиторов СРО АУ представляет информацию о соответствии предложенной кандидатуры требованиям закона № 127-ФЗ. Как правило, в задачи СРО АУ не входит документальное подтверждение указанной информации, однако суд может запросить такие документы, если о несоответствии управляющего определенным требованиям заявил участник дела о банкротстве (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60).

Если конкретная кандидатура управляющего не была предложена, заявленная СРО АУ представляет такую кандидатуру из числа своих членов, которые выразили согласие на участие в деле о несостоятельности юрлица.

Ответственность

Законодательство предусмотрело следующие виды ответственности для конкурсных управляющих:

  1. Отстранение его от работы. Данное решение может принять только суд на основании ходатайства кредиторов.
  2. Исключение из СРО. Управленец может вовсе лишиться возможности в дальнейшем заниматься такой деятельностью из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей и нарушение свода профессиональных правил СРО.
  3. Возмещение убытков. Если кредиторы смогут доказать, что в результате деятельности управляющего или его бездействия им был причинен материальный ущерб, то управляющий из своих личных средств должен будет его компенсировать. В качестве оснований для возмещения убытков может выступать неиспользование всех возможностей по истребованию дебиторской задолженности или возврату имущества, оспариванию убыточных сделок и пр.
  4. Применение иных видов ответственности. К управляющему могут быть применены меры административной и уголовной ответственности за правонарушения совершенные им в качестве руководителя.

Стандартно первоначально выносится определение о допущенных нарушениях и дается разумный срок для их устранения.

Имущественная ответственность конкурсного управляющего

В том случае, если конкурсный управляющий ненадлежащим исполнением своих обязанностей причинил должнику, конкурсным кредиторам или другим лицам убытки, факт наличия которых установлен судебным решением, он обязан возместить их (п. 4 ст. 20.4 закона № 127-ФЗ).

При этом наличие факта обращения с требованиями к третьим лицам не избавляет управляющего от ответственности, если причиненные убытки не были покрыты третьими лицами в полном объеме (п. 3 раздела «Практика применения законодательства о банкротстве» Обзора судебной практики ВС РФ от 19.10.2016 № 3).

Примером бездействия конкурсного управляющего, повлекшего причинение им убытков, является непринятие им мер:

  • по восстановлению сроков действия патентов;
  • взысканию дебиторской задолженности;
  • обеспечению сохранности имущества юрлица-банкрота (см. определение ВС РФ от 10.08.2017 № 307-ЭС17-9965 по делу № А56-70026/2010).

В том случае, если на возмещение убытков были потрачены средства компенсационного фонда СРО АУ, что привело к его уменьшению ниже установленного уровня в размере 20 млн руб., конкурсный управляющий должен возместить убытки членам СРО АУ, сделавшим дополнительные взносы.

Данные о взыскании с конкурсного управляющего убытков, возникших из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, а также о размере таких убытков подлежат размещению в Едином реестре в течение 3 дней с момента вступления судебного акта в силу.

Жалоба на управляющего конкурсным производством

Нередко при банкротстве физическим и юридическим лицам приходится обжаловать действия управляющего для защиты своих финансовых интересов. Наиболее распространенными нарушениями являются длительное бездействие, нарушение законной очередности при удовлетворении требований кредиторов или затягивание процедуры.

Жалоба в зависимости от характера правонарушений может быть передана в суд, ФНС и СРО. В тексте документа содержится информация о совершенных деяниях управленца (или, наоборот, о его бездействии) с приложением подтверждающих документов и конечная цель подачи жалобы. Это может быть отстранение кандидатуры управляющего, наложение на него штрафа, возмещение материальных убытков и пр.

Суд обязан рассмотреть поступившую жалобу в течение месяца после ее поступления.

Может ли конкурсный управляющий заключать договоры без доверенности

С момента старта конкурсного производства руководство должника отстраняется от дел и все управленческие функции переходят к назначенному руководителю. Это значит, что конкурсный управляющий наделяется правом подписания договоров без доверенности.

Но для избегания возможных злоупотреблений с его стороны часть сделок можно заключить только с согласия кредиторского собрания. Это крупные сделки с ценой, превышающей 20% от величины активов, а также с заинтересованными лицами по отношению к должнику (аффилированными компаниями, юрлицами из одной группы лиц, фирмами, принадлежащим родственникам руководства должника или управляющего).

Может ли конкурсный управляющий подавать иски в суд

К временному управленцу переходят все функции исполнительного органа, который может действовать без доверенности от юр.лица.

Конкурсный управляющий не только может, но и обязан в некоторых ситуациях подавать исковые заявления в суд. В частности, это иски, направленные на поиск и возврат имущества, которое оказалось в руках третьих лиц для принудительного взыскания.

Также управляющий направляет исковое заявление о признании части сделок недействительными, о расторжении договоров и заключении новых сделок. Какие договора можно оспорить? Те, которые заключены с заинтересованным лицом, влекут предпочтительное право на удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, при наличии положений, делающих договор ничтожным.

Закон предусматривает, что часть исков подается от имени юрлица, а другая – от конкурсного управляющего. В последнем случае речь идет исключительно об оспаривании действительности сделок.

Может ли конкурсный управляющий уволить с работы

Конкурсный управляющий не просто может, но и обязан уволить всех сотрудников. После конкурсного производства компания будет ликвидирована и все ее работники будут уволены. О факте предстоящей ликвидации всех сотрудников нужно предупредить минимум за два месяца до этого события.

В данном случае увольнению подлежат абсолютно все работники независимо от их социального статуса, в том числе беременные и матери-одиночки. Работодатель также может не оказывать содействия в их последующем трудоустройстве.

В обязанности конкурсного управляющего входит выплата зарплаты, положенных по закону компенсаций работникам, выходного пособия. В трудовые книжки сотрудников вносятся отметки о прекращении с ними рабочих отношений по причине ликвидации.

Имеет ли право конкурсный управляющий продать имущество без торгов

В общем случае имущество должника реализуется посредством электронных торгов. Торги должны быть открытыми и в них могут принять участие любые физические или юридические лица.

Вопросы относительно того, есть ли у управляющего право продать имущество, не прибегая к торгам, предмет многочисленных споров. Чтобы не возникало проблемных точек с конкурсными управляющими, стоит все же стараться не пренебрегать торгами.

Закон о банкротстве содержит указания на такие основания для продажи имущества без торгов:

  • его балансовая стоимость на последнюю отчетную дату менее 100 тыс.р. и в утвержденном плане внешнего управления была прописана возможность реализации вещи без торгов;
  • с учетом решения кредиторского собрания и при его стоимости в пределах 100 тыс.р.

В последнем случае допускается определить балансовую стоимость без привлечения независимого оценщика, если кредиторское собрание решило исключить этот этап и такое решение утверждено протоколом.

На руках у управляющего должны быть все подтверждающие документы, обосновывающие правомерность продажи без торгов: план управления, справка о балансовой стоимости, решение кредиторского собрания.

Вознаграждение управляющего

П. 3 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ устанавливает, что вознаграждение конкурсного управляющего состоит из 2 частей:

  1. Фиксированной суммы в размере 30 тыс. руб. в месяц. При сложности дела по решению кредиторов либо ходатайству участника процесса данная сумма может быть увеличена арбитражным судом, рассматривающим дело о несостоятельности.
  2. Суммы процентов.

Сумма процентов определяется в соответствии с п. 13 ст. 20.6 и составляет:

  • 7% от суммы удовлетворенных требований конкурсных кредиторов при условии удовлетворения более чем 75% заявленных требований;
  • 6% при удовлетворении 50–75% заявленных требований;
  • 4,5% при удовлетворении 25–50% требований;
  • 3% в остальных случаях.

Суммы, взысканные при привлечении собственников и руководства юрлица к субсидиарной ответственности, в указанном выше расчете не учитываются (п. 3.1 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ). Вознаграждение управляющего с данных сумм равняется 30%, куда входят расходы на услуги сторонних лиц, способствующих привлечению собственников и руководства юрлица к ответственности.

Также нужно указать срок аренды и желательно сумму ежемесячных арендных платежей. Как правило, арендаторы идут на контакт. Если нет — в акт можно внести хотя бы известные сведения об арендаторе, а потом в судебном порядке при рассмотрении жалобы на арбитражного управляющего запросить недостающую информацию. Субсидиарная ответственность Ст. 10 Закона о банкротстве не предусматривает каких-либо процентных порогов для конкурсного кредитора, который хочет предложить суду привлечь контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Однако поставить этот вопрос самостоятельно кредитор может лишь в двух случаях:

  1. должник не обратился в арбитражный суд, хотя обязан был по Закону о банкротстве;
  2. должник признан несостоятельным вследствие действий и (или) бездействия контролирующих лиц.

На практике чаще всего именно арбитражные управляющие подают такие заявления.

Статья 129. полномочия конкурсного управляющего

Это ведет лишь к увеличению кредиторской задолженности должника, что само по себе противоречит целям процедуры конкурсного производства (Постановление ФАС Поволжского округа от 11.11.2008 N А65-7197/07).Кроме того, следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 129 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.Таким образом, договор займа может быть заключен только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.Учитывая изложенное, правомерность заключения договоров займа для привлечения денежных средств, необходимых для проведения конкурсного производства, конкурсному управляющему придется доказывать в суде.

Одобрение заинтересованных сделок при применении процедур банкротства

Повторюсь, сегодня законодательство о банкротстве надежно защищает прежде всего интересы кредиторов. Каждый неправомерный шаг управляющего можно обжаловать, в случае незаконных действий (бездействия) отстранять, привлекать его к ответственности, взыскивать причиненные убытки. Сам юридический маркетинг банкротства для должника, тиражирующий в портфолио процедуры «без рискового банкротства», где кредиторы были подконтрольны кредиторам, работает по простым, но достаточно эффективным принципам - «без лоха и жизнь плоха» и «форс-мажор».
Без рискового банкротства, в случае, если в пуле кредиторской задолженности имеются не подконтрольные должнику кредиторы, не существует.

Внимание

Одновременно суд установил, что на дату совершения оспариваемой сделки у ЗАО имелась задолженность перед ИФНС, в частности, по НДФЛ за предшествующий налоговый период. ЗАО как налоговый агент погасило эту задолженность во внеочередном порядке — вне рамок дела о банкротстве, тем самым отдав предпочтение налоговой инспекции перед конкурсными кредиторами. Суд пришел к выводу, что это привело к изменению очередности удовлетворения требований ответчика как кредитора по обязательствам, возникшим до совершения оспариваемой сделки.


По мнению конкурсного управляющего, такие перечисления направлены на предпочтительное удовлетворение требований налоговиков перед другими кредиторами.
Это, конечно же:
  1. лишение должника возможности заявить конкретную кандидатуру арбитражного управляющего и саморегулируемой организации, из числа членов которой утверждается арбитражный управляющий (в случае, если о своем банкротстве заявляет сам должник);
  2. предоставление конкурсным кредиторам должника права самостоятельно обратиться в суд с заявлением о признании сделки должника недействительной.

Это огромный прорыв. Однако и здесь не все безоблачно. Во-первых, предприимчивые должники защищаются от «неконтролируемого» банкротства уже вступившим в силу решением суда в пользу «дружественного» кредитора. А во-вторых, на деле за должником осталось право указывать саморегулируемую организацию, из числа членов которой арбитражный суд утверждает конкретную кандидатуру арбитражного управляющего.

Конкурсный управляющий совершил платеж без одобрения совета кредиторов

После расчетов с кредиторами третьей очереди производятся расчеты с кредиторами, пытавшимися получить свои средства путем хитрого обхода очередности, но пойманными на этом судом.Вот и оцените сами, каковы были шансы налоговиков получить с ЗАО налоговую задолженность при таком развитии событий. На что ссылался Суд? В ст. 61.1 Закона N 127-ФЗ указано, что сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с ГК РФ, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в самом Законе N 127-ФЗ. Это правило может применяться к оспариванию действий, направленных на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в том числе и согласно законодательству о налогах и сборах.В ст.

Инфо

Что же касается оспаривания сделок должника по инициативе конкурсного кредитора, то и здесь есть нюанс. Это право получили те их них, чей размер требований в реестре кредиторов составляет более 10% от их общей суммы. Но не все так плохо. На самом деле, даже у миноритариев немало возможностей мотивировать управляющего исполнять свои обязанности добросовестно.


Оспаривание сделок Если управляющий отказывается оспаривать подозрительные сделки должника по разным основаниям (нет документов или денег на госпошлину, нет оснований или перспектив для обжалования, необоснованное затягивание процедуры и т.д.), здесь есть несколько способов воздействия. Прежде всего, миноритарному кредитору следует послать управляющему письмо с требованием обратиться в суд с оспариванием конкретной сделки либо сделок должника. В тексте надо указать основания оспаривания и сослаться на конкретные доказательства.

Важно

Всю информацию, необходимую кредиторам для защиты и реализации своих прав можно найти не только в материалах арбитражного дела и отчетах арбитражного управляющего, но и в открытых источниках, например, на том же ЕФРСБ. 6. «Главный» в процедуре банкротства не арбитражный управляющий, а собрание кредиторов. 7. Как правило, позиция 90% кредиторов в случае банкротства должника ограничиваются тем, что они с помпой включают свои требования в реестр, а далее уже просто, как зрители (а иногда и как потерпевшие), ходят на собрания кредиторов и пытаются понять, что же там делает арбитражный управляющий. Для того, чтобы «выпустить пар», делаются сотни лирических заявлений, вместо того, чтобы дать ходу пяти-шести процессуальным документам.


8.
Собрания кредиторов В случае если по тем или иным причинам арбитражный управляющий уклоняется от проведения собраний кредиторов, то Закон о банкротстве предусматривает механизм созыва собрания кредиторов по инициативе конкурсного кредитора. Его требования в реестре кредиторов должны составлять не менее 10% от их общей суммы. Такой кредитор направляет требование о созыве собрания с указанием повестки.
Чтобы провести его, управляющему дается, по общему правилу, три недели со дня получения обращения. Если они истекли, созвать кредиторов может сам инициатор согласно процедуре, предусмотренной законом. На практике нередко встречаются случаи, когда арбитражный управляющий созывает собрание кредиторов либо по своей инициативе, либо по инициативе конкурсного кредитора, но собрание по факту не проводит.
  • Нужно ли ИП решение об одобрении или совершении крупной сделки, для участия в закупках по 44-ФЗ? 03 Февраля 2016, 14:48, вопрос №1127562 1 ответ
  • Нужно ли проводить общее собрание участников обществ, при реорганизации в форме присоединения? 11 Ноября 2015, 16:35, вопрос №1036649 1 ответ
  • Нужно ли проводить договор купли-продажи земельного участка у нотариуса? 18 Мая 2017, 17:29, вопрос №1640340 5 ответов