КоАП в главе 4 регламентирует правила наложения административных наказаний. К ним относятся:
1) общие принципы наложения наказаний;
2) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
3) исчисление сроков при наложении наказаний.
Наказания за административные правонарушения налагаются в пределах, установленных нормативным актом. Общие правила наложения наказания конкретизируют принципы гуманизма, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушений и личности правонарушителя. Законность при наложении наказания означает, что суд, орган или д/л м использовать только то наказание и в тех пределах, которые установлены в нормативном акте. При этом существует ряд гарантий:
1) в КоАП установлен исчерпывающий перечень наказаний;
2) в каждой правовой норме закрепляется вид и размер наказания;
3) при альтернативных наказаниях м б наложено только 1 основное или 1 основное и 1 дополнительное наказание.
Индивидуализация ответственности выражается в том, что при назначении наказаний физическому лицу учитываются:
1) характер правонарушения;
2) личность правонарушителя;
3) его имущественное положение;
4) смягчающие и отягчающие обстоятельства.
При назначении наказаний юр лицу учитываются:
1) характер правонарушения;
2) имущественное и финансовое положение;
3) отягчающие и смягчающие обстоятельства.
Орган, д/л или суд, определяя размер наказания не вправе превысить установленный предел или назначить его ниже минимума. Если же в ходе разбирательства орган, д/л или суд придет к выводу о нецелесообразности наложения наказаний на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить лицо от административной ответственности по малозначительности.
КоАП РФ устанавливает смягчающие обстоятельства:
1) раскаяние;
2) добровольное сообщение о правонарушении;
3) предотвращение вредных последствий;
4) совершение правонарушения в состоянии аффекта или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
5) несовершеннолетие при совершении правонарушения;
6) беременные женщины или женщины, имеющие малолетнего ребенка.
Перечень смягчающих обстоятельств является открытым.
Отягчающие обстоятельства:
1) продолжение противоправного поведения после предупреждения;
2) повторное в течение года совершение нового административного правонарушения;
3) вовлечение несовершеннолетних;
4) группой лиц;
5) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) в состоянии опьянения.
Перечень является закрытым.
Совершение правонарушения в состоянии опьянения м и не учитываться в качестве отягчающего обстоятельства.
Постановление по делу об административном правонарушении не м б вынесено по истечении 2х месяцев со дня совершения административного правонарушения. Исключения:
I. Срок давности привлечения к административной ответственности равен году за нарушение законодательства:
1) о внутренних морских водах;
2) континентальном шельфе;
3) о несостоятельности банкротства;
4) миграционных правил;
5) о защите прав потребителей;
6) и т.д. см. ч. 1 ст. 4.5.
II. Срок давности составляет год при применении дисквалификации.
III. При длящемся правонарушении срок давности составляет год.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела и при наличии состава правонарушения срок давности исчисляется со дня отказа в возбуждении уголовного дела.
Срок погашения административного наказания – 1 год. Лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности если в течение года после исполнения наказания оно не б вновь привлечено к административной ответственности.
При совершении 1м лицом 2х и более административных правонарушений наказание налагается отдельно за каждое, однако кодекс устанавливает возможность поглощения административных наказаний: если 2 и более правонарушения рассматриваются 1м и тем же органом или д/л, наказание налагается в пределах санкции, предусматривающей ответственность за более серьезное правонарушение. 70.
Еще по теме Правила наложения административных наказаний.:
- § 5. Исполнение постановлений о назначении административных наказаний
- § 1. Конституционные основы юридической ответственности, определяющие характер административных наказаний
- § 1. Система административных наказаний: понятие, признаки и административно-правовое значение
- § 3. Квазиадминистративные наказания (методология вопроса)
- § 2. Административный штраф как мера административного наказания
- § 4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как мера административного наказания
Административное взыскание может быть наложено тогда, когда в действиях виновного лица установлен состав проступка. Оно налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение и в точном соответствии с законодательством. При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение. Общие правила наложения административного взыскания отражены в гл.7 КоАП.
Важнейшими принципами применения мер административной ответственности являютсязаконностьи целесообразность.
Законность проявляется в следующем: должна быть установлена противоправность деяния как основания административной ответственности; деяние должно быть квалифицировано в соответствии с нормой Особенной части КоАП; орган, должностное лицо должны быть на законодательном уровне наделены соответствующей компетенцией по рассмотрению дела и наложению административного взыскания; административное взыскание должно налагаться в порядке, предусмотренном КоАП; должно соблюдаться правило подведомственности (подсудности); должностное лицо вправе применять только то взыскание, которое предусмотрено санкцией правовой нормы.
Целесообразность проявляется в индивидуализации наказания. Так, в ст.7.1 КоАП установлено, что при наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность виновного, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер совершенного им правонарушения, размер вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлекается к ответственности, а также возмещения причиненного вреда.
Особую роль при наложении обоснованного, целесообразного и справедливого административного взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения. Статья 7.2 КоАП перечисляет обстоятельства, смягчающие административную ответственность (рассмотрены ранее). Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не предусмотренные в указанной статье КоАП.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются:
· продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
· совершение административного правонарушения повторно;
· вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
· совершение правонарушения группой лиц;
· совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
· совершение правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
· совершение правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна;
· совершение правонарушения с использованием лица, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
· совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств;
· совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с использованием служебных обязанностей.
Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.
Особо следует выделить случаи наложения административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений. При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений основное и дополнительное административные взыскания налагаются за каждое правонарушение в отдельности.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то, наложив основное либо основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое правонарушение, окончательно определяют взыскание по совокупности совершенных правонарушений путем полного сложения таким образом, чтобы оно не превышало:
1. Штраф, налагаемый в базовых величинах на физическое лицо, – ста базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления – тысячи базовых величин;
2. Лишение специального права – пяти лет;
3. Лишение права заниматься определенной деятельностью – двух лет;
4. Административный арест – двадцати пяти суток.
Одним из условий наложения административного взыскания является строгое соблюдение сроков давности . Так, согласно ст.7.6 КоАП административное взыскание может быть наложено:
1. за совершение административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его совершения;
2. за совершение длящегося правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;
3. за совершение правонарушения против экологии, окружающей среды и порядка природопользования – не позднее шести месяцев со дня его совершения;
4. за совершение правонарушения в области финансов, банковской и предпринимательской деятельности, таможенного регулирования, экономической деятельности – не позднее двух лет со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения;
В случае отмены постановления о наложении административного взыскания по жалобе или протесту оно может быть наложено в сроки, установленные ч.2 ст.7.6 КоАП.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо об его прекращении. Эти сроки не распространяются на случаи применения конфискации вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, и предметов со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия вещей от таможенного оформления. Конфискация таких вещей и предметов производится независимо от времени совершения и обнаружения административного правонарушения.
Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ – днями или месяцами, лишения специального права и права заниматься определенной деятельностью – месяцами, годами.
Особое место занимает проблема административной ответственности юридических лиц. Она не получила приемлемого разрешения ни в теории, ни в законодательстве, поскольку один из признаков административного правонарушения – виновность – весьма неоднозначен для коллективного органа.
Административная ответственность юридических лиц в настоящее время закрепляется КоАП, при этом законодатель исходит из общего определения и признаков юридического лица, закрепленных в Гражданском кодексе Республики Беларусь.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст.3.5 КоАП).
Юридическое лицо как субъект административного права – вид социальной организации, обладающей специфическими правовыми признаками, позволяющими выступать в качестве субъекта права. Правовыми признаками организации (юридического лица), основанными на социальных признаках, являются: во-первых, материальный признак, включающий в себя организационную обоснованность, организационное единство, управляемость; во-вторых, формальный признак, состоящий в закреплении за организацией правосубъектности. Сущность коллективного субъекта права, в том числе и административного права, проявляется в признании за организацией, объединяющей группу людей и обладающей определенными признаками, способности самостоятельного участия в правоотношениях. Коллективный субъект права, в том числе и юридическое лицо, с одной стороны – это правовая функция, прием юридической техники, позволяющий группе людей выступать в качестве субъекта права, персонифицировано, с другой – социальная деятельность, имеющая свое материальное воплощение: как совокупность индивидов; как социальный механизм, осуществляющий определенную деятельность.
Распространение свойств личности на организации в праве позволяет привлекать коллективные субъекты права к юридической ответственности наравне с физическими лицами, руководствуясь одними и теми же принципами.
Субъективное основание административной ответственности юридического лица – вина может быть определена как отрицательное отношение юридического лица, основанное на психическом отношении его физических лиц к совершенному деянию и его последствиям, вызывающее осуждение от имени общества и государства.
Объективное основание административной ответственности юридического лица – деяние основывается на действиях (бездействии) физических лиц юридического лица, совершенных в связи с выполнением функцийюридического лица. Любое физическое лицо как член организации способно участвовать самостоятельно либо вместе с другими лицами в волеобразовании и волеизъявлении юридического лица.
Ответственность и юридического лица, и его физических лиц по общему правилу должны рассматриваться как самостоятельные явления, поскольку в основе каждой из них лежат самостоятельные основания. Вместе с тем деяния физических лиц юридического лица служат основой волевой деятельности юридического лица, следовательно, невозможно отрицать взаимную зависимость ответственности этих субъектов.
Наложение административного взыскания тесно связано со сроками. Установление точных сроков его наложения дисциплинирует правоприменителей, способствует повышению эффективности административного взыскания, достижению его целей, соблюдению прав и законных интересов граждан и государства. Недопустимо бессрочное наложение административного взыскания, т.е. неограниченного определенными сроками. Привлечение к любому виду юридической ответственности ограничено соответствующими сроками. Правда, в части 3 статьи 37 КоАП 1984 г. указывалось, что названные в
настоящей статье сроки не распространяются на случаи конфискации вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, и предметов со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия вещей от таможенного оформления. Конфискация таких вещей и предметов производилась независимо от времени совершения или обнаружения административного правонарушения. В КоАП 2003 г. подобное отсутствует.
Сроки наложения административного взыскания - это промежуток времени, в течение которого на виновное лицо может быть наложено наказание. Такие сроки установлены законом (КоАП), поэтому они имеют правовой характер и являются обязательными для их соблюдения органами (должностными лицами), уполномоченными налагать административное взыскание.
День начального отсчета давностного срока определен в статье 7.6. В одних случаях он начинается со дня совершения административного правонарушения, в других - со дня обнаружения такового, в третьих - со дня отмены постановления о наложении административного взыскания. День же окончания течения рассматриваемого срока не определен.
Сроки наложения взыскания исчисляются месяцами и годами. Между тем, ни в законодательстве, ни в научной литературе не существует ответа на вопрос о том, какие промежутки времени вкладываются в понятия «месяц», «год». Месяцы состоят из недель и дней. Одни из них насчитывают 30 дней, другие - 31, а февраль - 28 или 29 дней. Для определения давности срока наложения административного взыскания необходимо точно знать день, с которого он начинается, и день его окончания.
Употребление в КоАП термина «месяц» не дает ответа на поставленный вопрос. При этом следует заметить, что срок наложения взыскания определяется не календарными месяцами, а количеством дней. Срок в один-два дня в отдельных случаях имеет существенное значение. Вероятно, следует брать среднее количество дней, которое бывает в месяце,- 30.
Сроки наложения административного взыскания не одинаковы. Общим таким сроком является два месяца со дня совершения правонарушения. День совершения правонарушения входит в счет двух месяцев, включая выходные и праздничные дни. Поэтому, если предположить, что административное правонарушение совершено 1 января 2004 г., то срок наложения административного
взыскания закончится 29 февраля. В этот день истекает двухмесячный срок, т.е. 60 дней со дня совершения правонарушения. Несмотря на то, что последний день двухмесячного срока - 29 февраля - совпадает с выходным днем, 1 марта вынести решение о наложении административного взыскания уже невозможно, так как будет нарушен двухмесячный давностный срок.
При исчислении сроков давности принимаются в расчет те сутки, которыми начинается течение срока. Давностный срок истекает в 24 ч последних суток установленного срока. Например, правонарушение, совершенное в 23 ч 30 мин, относится к истекающим суткам (дню), но если оно совершено в 0 часов 30 мин, то относится к наступившим суткам.
День совершения правонарушения с указанием количества часов и, если представляется возможным, минут должен быть подтвержден протоколом, или, если взыскание назначается без составления его, он устанавливается на основе других обстоятельств: показаний свидетелей, потерпевших и иных фактических данных, относимых к доказательствам по делу (ст. 6.2 ПИКоАП).
При совершении длящегося административного правонарушения срок отсчета для наложения взыскания начинается со дня его обнаружения (п. 2 ч. 1 ст. 7.6). В законе и научной литературе нет ответа па вопрос, что означает обнаружить административное правонарушение и кем оно может быть обнаружено.
Обнаружить административное правонарушение - это значит увидеть, заметить и воспринять его. Занимаются этим соответствующие компетентные лица, в первую очередь, правомочные составлять протоколы по таким делам. Протокол об административном правонарушении имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов, примерный перечень которых дан в статье 3.14 ПИКоАП. Назначить административное взыскание за административное правонарушение можно в течение двух месяцев со дня его обнаружения.
Названный срок наложения административного взыскания распространяется на преобладающую часть административных правонарушений. Как показала практика, он наиболее оптимален. По КоАП 1984 г. такой срок был единственным, если не считать месячный срок, который существовал для наложения взыскания при переквалификации преступлений в административные правонарушения по части 2 статьи 37.
По КоАП 2003 г. давностные сроки наложения административного взыскания за отдельные виды правонарушений значительно увеличены. Так, за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования административное взыскание может быть наложено не позднее шести месяцев со дня его совершения (п. 3 ч. 1 ст. 7.6), за совершение административного правонарушения против порядка налогообложения, таможенного регулирования - не позднее одного года со дня его совершения (п. 4 ч. 1 ст. 7.6), а за совершение таких административных правонарушений, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 13.2), нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета) (ст. 13.4), нарушение правил учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения (ст. 13.5), неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, сбора (пошлины) (ст. 13.6), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) (ст. 13.7), подобный срок увеличен до трех лет со дня их совершения (п. 5 ч. 1 ст. 7.6).
Определение годичных давностных сроков наложения административного взыскания также имеет свои трудности: в обычном году насчитывается 365 дней, в високосном - 366. При наложении административного взыскания следует руководствоваться таким правилом: в каком году совершено административное правонарушение, такое количество дней и ляжет в основу отсчета годичного срока. Например, если правонарушение совершено в году с 365 днями, то годичный срок будет истекать через 365 дней со дня совершения правонарушения, а трехгодичный будет насчитывать 1095 дней.
В части 3 статьи 7.6 установлен срок, в течение которого можно наложить административное взыскание в случае освобождения от уголовной ответственности (ст. 86 УК) и привлечения к административной ответственности. Он равняется одному месяцу со дня принятия решения об освобождении от уголовной ответственности. Формулировка же этой части не в полной мере соответствует статье 86 УК. Ее следовало бы сформулировать примерно так: «В случае освобождения от уголовной ответственности, но при наличии в деяниях признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть нало-
жено не позднее одного месяца со дня принятия решения об освобождении от уголовной ответственности».
Исчисление срока административного взыскания. Исчисление сроков касается лишь отдельных административных взысканий. К ним относятся: административный арест; лишение специального права; лишение права заниматься определенной деятельностью и исправительные работы. В статье 7.5 названы лишь первые три вида.
Административный арест исчисляется сутками. Он может быть наложен только судьей на срок до 15 суток. Срок административного ареста не может быть установлен в виде части суток, т.е. полусуток, или исчисляться часами. Течение срока начинается со дня вынесения постановления о назначении административного ареста. В срок административного ареста включается срок административного задержания, если лицо было подвергнуто этой мере принуждения. Пятнадцатый день заканчивается светлым периодом, а не 24 часами. Такое время суток позволяет освобожденному лицу возвратиться к месту жительства. Постановление об административном аресте приводится в исполнение органами внутренних дел (милиции).
Лишение специального права исчисляется месяцами, годами. Это административное взыскание устанавливается от шести месяцев до трех лет. В КоАП 1984 г. срок лишения права был до пяти лет.
Лица, в отношении которых вынесено постановление о лишении специального права, считаются лишенными этого права со дня вступления постановления в силу. Если после вынесения постановления о лишении права управления транспортным средством или судами лицо не сдало соответствующие документы, то срок лишения права исчисляется с момента фактического изъятия у него этих документов.
Исполнение постановления о лишении права охоты производится путем изъятия государственного удостоверения на право охоты. По истечении срока лишения специального права лицу, лишенному такого права, возвращаются изъятые у него документы.
Лишение права заниматься определенной деятельностью исчисляется также месяцами и годами. Оно устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. Постановление о лишении такого права осуществляется должностным лицом органа, выдав-
шего разрешение либо лицензию, и производится путем изъятия разрешения либо лицензии.
Исправительные работы исчисляются месяцами и устанавливаются на срок от одного до двух месяцев. Постановление о их назначении исполняется органами внутренних дел. Они отбываются по постоянному месту работы физического лица. Отбывание исправительных работ исчисляется временем, в течение которого лицо работало и из его заработка производилось удержание.
В случае, когда лицо, которому назначены исправительные работы, не отработало указанное количество рабочих дней и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней в срок взыскания, отбывание их продолжается до полной отработки им положенного количества рабочих дней. Дело в том, что число дней, отработанных лицом, которому назначены исправительные работы, должно быть не менее числа рабочих дней, приходящихся на установленный судом календарный срок взыскания.
В срок отбывания исправительных работ засчитывается время, н течение которого лицо не работало по уважительным причинам и ему выплачивалась заработная плата. В этот срок засчитывается также время болезни, время, предоставленное для ухода за больным, и время, проведенное в отпуске по беременности и родам.
Время болезни, вызванной опьянением или действиями, связанными с опьянением, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.
Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. На основании статьи 2.8 КоЛП физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершит нового административного правонарушения. (Эта статья должна находиться в главе 7 «Наложение административного взыскания», а не в главе «Административное правонарушение». Главной ее фабулой является не правонарушение, суть которого раскрывается в предшествующих статьях, а срок, по истечении которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. На подобном месте находилась рассматриваемая статья в КоАП 1984 г. и находится в КоАП Российской Федерации.)
Положения статьи 2.8 имеют принципиальное значение. Они к первую очередь направлены на защиту прав и интересов гражда-
нина. В то же время этой статьей решается и ряд других вопросов воспитательного и предупредительного характера, а также то, что совершение нового правонарушения по истечении года не образует повторности, при наличии которой может быть повышена административная ответственность, а в ряде случаев наступать уголовная ответственность (административная преюдиция).
Виновное лицо считается подвергнутым административному взысканию с момента вынесения постановления (решения) о наложении на него административного взыскания. Такое лицо находится в состоянии административной наказуемости как в период исполнения административного взыскания, так и в течение года после его исполнения. Этот срок является давностным сроком для погашения административного взыскания.
Если лицо совершит новое административное правонарушение до истечения указанного годичного срока, то для этого лица могут появиться определенные отрицательные последствия правового характера. Совершение нового административного правонарушения может, во-первых, рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, во-вторых, служить квалифицирующим признаком для применения более строгого административного взыскания, в-третьих, даже изменить правовую природу самого правонарушения, переведя его из разряда административного проступка в преступление. Названные отрицательные последствия не наступят, если лицо в течение года не совершит нового административного правонарушения.
Годичный срок погашения действия административного взыскания распространяется на все административные взыскания, независимо от их вида и размера.
Рассматриваемый срок начинает течь не со дня совершения административного правонарушения или дня вынесения постановления (решения) о наложении административного взыскания, а со дня окончания фактического исполнения административного взыскания. Последний день фактического исполнения взыскания включается в годичный срок.
Исчисление годичного срока при наложении такого административного взыскания, как предупреждение, начинается со дня его наложения, если правонарушитель присутствовал при вынесении постановления и ему сразу было объявлено о наложении взыскания. В случае вынесения постановления в отсутствие виновного лица течение срока начинается со дня вручения (направления)
ему копии постановления. Копия постановления должна быть вручена (направлена) в течение пяти суток с момента вынесения постановления.
В случае, когда на виновное лицо было наложено два административных взыскания - одно основное, другое дополнительное,- годичный срок начинает течь со дня окончания исполнения того взыскания, которое по времени было исполнено последним.
Погашение течения административного взыскания не требует принятия каких-либо актов, оформления специальным документом. Оно наступает при наличии двух условий: 1) истечения годичного срока; 2) несовершения в течение этого года нового административного правонарушения.
Совершение нового правонарушения не прерывает, а прекращает течение давностного срока для погашения взыскания. В законе не установлено, что такое прекращение течения давностного срока. Некоторые ученые полагают, что прекращение течения давностного срока может быть лишь при условии назначения за новое правонарушение административного взыскания. Сам факт совершения нового правонарушения прекращает течение давностного срока. Между тем, само собой разумеется, что установить такой факт вправе орган (должностное лицо), компетентный рассматривать дело об административном правонарушении. Постановление же по результатам рассмотрения может быть не только о наложении административного взыскания, но и об освобождении от ответственности, о прекращении административного процесса в связи с истечением сроков наложения административного взыскания.
Течение давностного срока порождается не всяким административным правонарушением. По целому ряду совершенных административных правонарушений специальный учет лиц, их совершивших, вообще не ведется, например, безбилетный проезд в транспорте, переход улицы в неположенном месте. Следовательно, повторное совершение подобных правонарушений невозможно юридически подтвердить.
Течение давностного срока погашения административного взыскания может быть прекращено путем совершения нового, как однородного, так и разнородного с первым правонарушения.
Возложение обязанности возместить причиненный вред тесно связано с наложением административного взыскания. Оно не выступает в качестве административного взыскания, но влияет
на его строгость, так как орган (должностное лицо) при наложении административного взыскания обязан учитывать характер и размер причиненного вреда. По статье 7.8 физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязано возместить вред, причиненный административным правонарушением. В случае неисполнения в части возмещения имущественного ущерба добровольно в течение 15 дней ущерб взыскивается в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством.
Статья 7.8 КоАП изложена недостаточно четко. Из ее содержания следует, что должен быть возмещен любой, а не только имущественный ущерб, причиненный административным правонарушением. В КоАП Российской Федерации этот вопрос регламентируется более четко. Так, в статье 4.7 «Возмещение имущественного ущерба, морального вреда, причиненных административным правонарушением» установлено: «Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.
По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иным уполномоченным органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства».
Споры же о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Правильным было бы статью 7.8 КоАП Республики Белорусь изложить примерно так же, как в КоАП Российской Федерации, тогда она была бы понятна каждому правонарушителю.
Обязательства вследствие причинения вреда установлены в главе 58 ГК Республики Беларусь. Согласно части 1 статьи 933 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, должен быть возмещен в полном объеме лицом, причинившим вред.
В случае, если лицо докажет, что вред причинен не по его вине, оно освобождается от возмещения вреда (ч. 2 ст. 933 ГК).
Подлежит возмещению и моральный вред, причиненный действиями либо бездействием, нарушающими имущественные права гражданина. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего компенсации имущественного вреда (чч. 2, 3 ст. 968 ГК).
По статье 152 ГК, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда. Размер такой компенсации определяется судом с учетом различных обстоятельств, оговоренных в этой статье.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что возмещение преда, причиненного совершением административного правонарушения, не обязательно сопровождается наложением административного взыскания. Оно может быть и при освобождении от административной ответственности, а также вынесении решения (постановления) о прекращении производства по делу об административном правонарушении по обстоятельствам: 1) истечения сроков наложения административного взыскания; 2) принятия законодательного акта, устраняющего административную ответственность; 3) недостижения физическим лицом на день совершения деяния предусмотренного КоЛП возраста, с которого наступает административная ответственность; 4) невменяемости физического лица, совершившего деяние, предусмотренное КоАП; 5) отсутствия заявления потерпевшего и его представителя; 6) наличия по тому же факту в отношении физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания; 7) недоказанности участия физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения (ст. 9.6 ПИКоАП).
За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине (ч. 1 ст. 942 ГК). Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если у несовершеннолетнего в таком возрасте нет доходов или иного
имущества, достаточных для возмещения вреда, вред возмещается полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями, опекунами, если они не докажут, что вред возник не по их вине (чч. 1, 2 ст. 943 ГК).
Вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, должны возместить его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор, если не докажут, что вред возник не по их вине (ч. 1 ст. 945 ГК).
Если же вред причинен гражданином, ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, то он возмещается самим гражданином, причинившим вред (ст. 946 ГК).
Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. При наложении взыскания учитываются характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность (ст. 33 КоАП).
Признаки, характеризующие личность нарушителя
Личность нарушителя характеризуют , прежде всего, признаки, присущие субъекту проступка (возраст, пол, служебный, социальное положение, противоправное поведение в прошлом), а также поведение в трудовом коллективе и в быту, отношение к семье, коллег по работе, обучение и т.
Наложение административного взыскания за несколько правонарушений
При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности (ч. 1 ст. 36 КоАП). Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений (ч. 2 ст. 36 КоАП).
Сроки наложения административного взыскания
Административное взыскание может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - 2 месяца со дня его обнаружения (ч.
1 ст. 38 КоАП). Таким образом, для большинства правонарушений точкой отсчета срока давности привлечения к административной ответственности является день совершения правонарушения. При этом день совершения правонарушения в 2-месячный срок не включается. Срок истекает в 24 часа последних суток второго месяца. При длящемся правонарушении начало течения срока давности определяется по-другому. Точкой отсчета здесь есть момент обнаружения проступка. К ним могут быть отнесены, например, проживание без паспорта и тому подобное. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (ч. 2 ст. 38 КоАП).
Последствия наложения административного взыскания
Наложение административного взыскания влечет для нарушителя определенные неблагоприятные юридические последствия. Во-первых, повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, признается отягчающим обстоятельством, о чем упоминалось выше. Во-вторых, законодательство об административных правонарушениях довольно часто рассматривает повторность как квалифицирующий обстоятельство. В-третьих, в отдельных случаях повторное совершение однородного правонарушения влечет уголовную ответственность.
Признание лица не подвергавшимся административному взысканию
Ст. 39 КоАП установила срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию. Этот срок исчисляется с момента окончания административного взыскания и составляет 1 год. Для признания лица не подвергавшимся административному взысканию , не нужно издания какого-либо специального документа. Взыскание погашается автоматически по истечении указанного срока и в случаях несовершения в течение этого срока нового административного проступка. Если же лицо совершит новое правонарушение до погашения взыскания за предыдущее, течение срока прерывается. Давность в этих случаях начинается с момента окончания исполнения административного взыскания, назначенного за новое проступок.