Увольнение

Федеральное собрание РФ - общая характеристика. III. Федеральное собрание РФ - общая характеристика В состав федерального собрания не входит

В статье 95 Конституции РФ закреплена двухпалатная структура парламента: «Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы». Совет Федерации считается верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней. Каждая палата имеет свой регламент, свою структуру, компетенцию.

Работа палат Федерального Собрания строится на следующих принципах , закрепленных в Главе 5 Конституции РФ и в Регламентах палат Федерального Собрания:

§ законность деятельности парламента;

§ постоянная деятельность палат;

§ раздельная работа палат (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 100 Конституции РФ);

§ открытость работы палат;

§ коллегиальность работы палат.

Статья 101 Конституции РФ перечисляет основные положения, касающиеся структуры и организация деятельности Федерального Собрания: «Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом».

Для палат характерны особые способы формирования.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В настоящее время количество субъектов РФ - 83, поэтому число членов Совета Федерации составляет 166 человек.

Согласно Федеральному Закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации, а прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В Совете Федерации формируется Совет палаты, который определяет стратегию работы Федерального Собрания. В него входит председатель, его заместители и руководители постоянных комитетов и комиссий.

Совет Федерации создает Аппарат, задачами которого являются правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации.

Сессии Совета Федерации проводятся, как правило: весенняя - с 25 января по 15 июля; осенняя - с 16 сентября по 31 декабря. Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации.

В Совете Федерации создаются постоянные и временные комитеты и комиссии, перечень которых дается в Регламенте. В настоящее время созданы:

§ Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;

§ Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;

§ Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;

§ Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;

§ Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

§ Комитет Совета Федерации по бюджету;

§ Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;

§ Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;

§ Комитет Совета Федерации по международным делам;

§ Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;

§ Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;

§ Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению;

§ Комитет Совета Федерации по образованию и науке;

§ Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и спорту;

§ Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;

§ Комитет Совета Федерации по промышленной политике;

§ Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;

§ Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;

§ Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу;

§ Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;

§ Комиссия Совета Федерации по информационной политике;

§ Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации;

§ Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике

§ Комиссия Совета Федерации по культуре;

§ Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;

§ Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества.

«В отличие от всех других органов власти Совет Федерации никогда и ни на день, ни на минуту не прекращает своих полномочий. Известно, что по Конституции есть основания для досрочного отрешения от должности Президента, Правительство может уйти в отставку, Государственную Думу можно распустить досрочно, Совет Федерации - нет. В этом стабилизирующее начало государственной власти и большая ответственность, возложенная на Совет Федерации» В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Государство и право. 2007. № 8. С. 114.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Федеральным законом представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» они избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Списки кандидатов составляются политическими партиями. См.: Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 года // «Российская газета». 2001. N 133. Партия, выдвинувшая список кандидатов, допускается к распределению депутатских мест в случае, если за список проголосовало не менее 7% избирателей, принявших участие в голосовании. В настоящее время в Государственной Думе представлены 4 партии (Единая Россия, Либерально-демократическая партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации, Справедливая Россия).

Государственная Дума избирается сроком на 4 года. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва. Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю - с 12 января по 20 июня; осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря.

Закон предусматривает создание депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе для совместной деятельности депутатов и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой.

Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В него входят: председатель и его заместители с правом решающего голоса и председатели постоянных комитетов с правом совещательного голоса.

В составе Государственной Думы создаются комитеты и комиссии. Согласно Регламенту, в настоящее время созданы:

§ Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;

§ Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

§ Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;

§ Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;

§ Комитет Государственной Думы по финансовому рынку;

§ Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству;

§ Комитет Государственной Думы по собственности;

§ Комитет Государственной Думы по промышленности;

§ Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям;

§ Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям;

§ Комитет Государственной Думы по энергетике;

§ Комитет Государственной Думы по транспорту;

§ Комитет Государственной Думы по обороне;

§ Комитет Государственной Думы по безопасности;

§ Комитет Государственной Думы по международным делам;

§ Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

§ Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;

§ Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;

§ Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

§ Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи;

§ Комитет Государственной Думы по охране здоровья;

§ Комитет Государственной Думы по образованию;

§ Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей

§ Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;

§ Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии;

§ Комитет Государственной Думы по культуре;

§ Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

§ Комитет Государственной Думы по делам национальностей;

§ Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту;

§ Комитет Государственной Думы по делам молодежи;

§ Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;

§ Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ: после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства РФ; в случае отказа в доверии или повторного выражения недоверия Государственной Думой Правительству РФ. В этих случаях Президент назначает новые выборы в Государственную Думу.

В заседаниях палат Федерального Собрания участвуют полномочные представители Президента Российской Федерации. Они координируют в пределах своей компетенции деятельность самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ и представителей Правительства Российской Федерации в Совете Федерации и Государственной Думе, представляют интересы Президента РФ и способствуют реализации его конституционных полномочий См.: Указ Президента РФ «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 июня 2004 года // «Российская газета». 2004. N 134..

В целях повышения эффективности участия Правительства РФ в законодательном процессе, а также обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, в заседаниях палат Федерального Собрания, в работе их комитетов, комиссий и других органов участвуют полномочные представители Правительства РФ. Полномочные представители Правительства в Совете Федерации и в Государственной Думе обеспечивают представление интересов Правительства в палатах Федерального Собрания См.: Постановление Правительства РФ «О полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации» от 1 февраля 2000 года // Собрание законодательства РФ. 2000. N 6. Ст. 774..

Важным элементом в организации деятельности Федерального Собрания является статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Это понятие включает в себя их права, обязанности и ответственность, основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

Статус определяются Конституцией РФ и Федеральным законом от 8 мая 1994 года «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» «Российская газета» .1999. N 130. (далее - ФЗ «О статусе…»).

Членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы предоставляются различные социальные гарантии, перечисленные в статье 2 Федерального закона.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы могут прекращаться досрочно в случаях, указанных в статье 4 ФЗ «О статусе…».

В статье 7 перечислены формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. В законе указаны права, обязанности и гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Также существуют условия и ограничения, связанные с осуществлением членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников, права, обязанности и условия работы которых также закреплены в Федеральном законе.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Согласно «Инструкции по работе с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» «Парламентская газета». 2006. N 185-186. прямой служебной обязанностью должностных лиц и членов Совета Федерации является личный прием граждан и рассмотрение письменных индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы являются государственными служащими, поэтому на них распространяется законодательство РФ о государственной службе.

Мы выяснили, что Федеральное Собрание обладает сложной структурой и четкой организацией деятельности, которые необходимы для осуществления принадлежащих парламенту функций.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Федеральное Собрание РФ является высшим представительным институтом страны. Оно обеспечивает выражение интересов населения и ведет нормотворческую деятельность. Формирование Федерального Собрания РФ осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами. В структуру входит два органа, компетенция, особенности создания и деятельность которых регулируется ФЗ №113 и 175.

Верхняя палата Федерального Собрания РФ

Она представляет собой постоянно действующую структуру. В нее входит по 2 представителя от регионов страны. Совет создается в соответствии с ФЗ №113. К компетенции СФ относят следующие вопросы:

  1. Назначение выборов главы государства и отрешение его от должности.
  2. Утверждение указов, изданных президентом о введении военного и в стране в целом либо в отдельных ее областях.
  3. Назначение на должность и снятие с нее Генпрокурора, зампредседателя Счетной палаты и 50% ее аудиторов.
  4. Утверждение границ между регионами.
  5. Назначение должностных лиц Высших судов.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ также дает согласие на размещение ВС страны за ее пределами. К его ведению также относится одобрение или отклонение проектов нормативных актов.

Федерального Собрания РФ

Она образуется из 450 депутатов. Этот орган представляет собой нижнюю палату Федерального Собрания. Избрание депутатов осуществляется на 4 года. Проведение первого заседания назначается на 30-й день после выборов либо ранее этого срока по Голосование за депутатов осуществляется в порядке, предусмотренном в ФЗ №175 и прочими нормативными актами, регламентирующими избирательное право. К ведению Государственной думы относят вопросы:

  1. О доверии правительству.
  2. Назначения на должность и снятия с нее председателей Центробанка, Счетной палаты и 50% аудиторов, а также Уполномоченного России по правам человека.
  3. Выдвижения обвинений президенту для отрешения его от власти.
  4. Одобрения кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.

Кроме этого, Госдума обсуждает и принимает проекты нормативных актов.

Нормотворчество

Федеральное Собрание РФ считается ключевым субъектом законодательного процесса. ГД принимает проекты нормативных актов и направляет их в СФ для одобрения. Для разрешения возникающих разногласий между ними создается согласительная комиссия. Принятым нормативным актом считается документ, утвержденный в ГД и одобренный СФ. Порядок принятия и согласования определяет Конституция РФ. Федеральное Собрание направляет принятый и одобренный акт президенту на подпись.

Роспуск ГД

Он осуществляется президентом. Основаниями для роспуска Госдумы могут выступать:

  1. Трехкратное отклонение кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.
  2. Отказ в доверии Высшему исполнительному органу. При этом инициатива должна исходить от председателя правительства.

Не допускается роспуск нижней палаты:

  1. На протяжении года с момента ее создания.
  2. С даты выдвижения обвинений президенту и до принятия решения по нему СФ.
  3. Во время чрезвычайного либо военного положения в стране.
  4. На протяжении полугода до истечения

После роспуска Госдумы глава страны назначает дату голосования. При этом она должна определяться с таким расчетом, чтобы вновь созданный орган собрался не позднее четырех мес. с момента расформирования.

Специфика создания СФ

В рамках совершенствования системы госуправления была проведена административная реформа. В ходе нее были внесены определенные изменения в порядок образования парламента. Новые правила были внесены в Закон "О Федеральном Собрании РФ". В частности, определялся порядок создания СФ. В него входили главы исполнительного и законодательного органов субъекта. Однако к концу 1990-х гг. эта система была признана неэффективной. В соответствии с Законом, принятым 5.08.2000 г., в СФ стали входить не главы, а представители исполнительного и законодательного органов субъекта. Руководители этих структур в течение трех месяцев с даты вступления на пост назначают соответствующих должностных лиц. Данное решение оформляется в виде постановления (указа). Если на внеочередном либо плановом заседании против назначения проголосует треть от общего количества депутатов, распоряжение в силу не вступает.

Нюанс

Необходимо отметить, что порядок выдвижения представителей в СФ от одно- и двухпалатного представительных органов субъекта различен. В первом случае с даты первого заседания в течение трех месяцев выбирается представитель по предложению председателя. Во втором случае - кандидатуры предлагают поочередно обе палаты. Альтернативное предложение может внести группа депутатов. Представитель каждой палаты выдвигается на половину срока ее полномочий. Принятие решения о назначении осуществляется тайным голосованием. Орган госвласти не позже следующего дня после вступления постановления в силу уведомляет о нем СФ и в пятидневный срок направляет в Совет Федерации соответствующий акт.

Прочие изменения

Реформы затронули правила выборов депутатов в Госдуму. Четвертый созыв образовывался в соответствии с ФЗ, принятым 20.12.2002 г. Избрание проходило на 50% по одномандатным округам и на 50% по спискам, представленным политическими партиями. Кандидаты также могли баллотироваться как самовыдвиженцы, от избирательного блока либо в составе объединения. Правом выдвигать лиц могут воспользоваться только те партии, которые преодолели 7% барьер. Решение о представлении списка кандидатов утверждается тайным голосованием. Общее число выдвигаемых партией лиц не может быть больше 270 чел.

Нормативные акты ФС

Полномочия Федерального Собрания РФ четко регламентируются правовыми документами. Каждый орган, входящий в структуру ФС, принимает решения большинством. По некоторым вопросам может предусматриваться и иной порядок утверждения постановлений. Такие случаи прописываются в Конституции. В ней присутствуют нормы, четко устанавливающие круг вопросов, отнесенных к ведению ФС. В частности, полномочия Федерального Собрания РФ установлены в ст. 102 и 103. СФ, например, утверждает решения как по вопросам, отнесенным к его компетенции действующими нормами, так и относящимся непосредственно к его внутренней деятельности. Последние определяются регламентом, положениями и соответствующим ФЗ. Федеральное Собрание РФ часто рассматривает актуальные вопросы, касающиеся жизни страны. В постановлениях зачастую отмечаются недочеты действующих госорганов, присутствуют обращения к представительным структурам о необходимости принимать те или иные нормативные акты для улучшения положения дел. Вместе с этим ежегодно президент зачитывает послание Федеральному Собранию РФ. В нем подводятся итоги выполненной работы, а также ставятся новые задачи. В соответствии с ними формируется повестка заседаний ФС.

Общие направления работы

Федеральное Собрание РФ состоит из двух относительно самостоятельных частей. Основная работа по принятию нормативных актов ведется в ГД. СФ также обладает законотворческой инициативой. Проекты нормативных актов, которые вносятся на рассмотрение, проходят правовую и визируются ответственными лицами. Федеральное Собрание РФ через СФ может выступать с заявлениями, обращениями, в том числе к правительству и президенту. Они принимаются в порядке, предусмотренном для утверждения постановлений. Как правило, пожелания носят рекомендательный характер. Что касается Государственной думы, то она также может принимать обращения и заявления. Они оформляются постановлениями. Обращения и заявления достаточно многообразны по своему содержанию. Они принимаются намного чаще, чем в Совете Федерации. Наиболее актуальными вопросами в них выступают проблемы социально-экономического и внутриполитического характера. Вместе с этим, такие обращения и заявления, оказывая определенное воздействие на исполнительные структуры власти, не могут содержать обязательных норм для правительства либо президента. В этой связи они, так же как и рекомендации СФ, могут иметь исключительно морально-политическое значение. Особое влияние на деятельность исполнительной власти оказывают заявления и обращения Госдумы, касающиеся решения международных вопросов. В них, как правило, дается оценка внешнеполитическим процессам зарубежных стран. Соответственно, такие обращения и заявления могут вызвать достаточно большой международный резонанс.

Парламентский центр

В середине 2000 гг. началось обсуждение идеи объединить СФ и Госдуму в одном здании. В 2012 г. это предложение было поддержано Д. Медведевым, бывшим в то время президентом страны. Авторы проекта строительства нового сооружения обосновывали его необходимость теснотой в кабинетах парламентариев, большой удаленностью служб, необходимых для эффективной реализации ими их обязанностей, а также стремление руководства переместить структуры власти из центральной части города для сокращения заторов на дорогах. В качестве места размещения рассматривались различные районы. Парламентский центр предлагалось расположить на Кутузовском проспекте, в "Москва-Сити", на Фрунзенской набережной, в Тушинском аэродроме, на Красной Пресне, на Софийской или Москворецкой наб. В сентябре 2014 г., однако, был выбран район в Мневниченской пойме.

Сложности реализации

Членам СФ и Госдумы предлагалось совместно с Управлением по делам президента, ФСО выбрать проект будущего сооружения на базе архитектурного конкурса. Однако работы вызвали эстетические разногласия у парламентариев. Решить их не удалось даже при проведении повторного конкурса. Особую сложность вызвал вопрос о финансировании. Первоначально предполагалось, что затраты на строительство парламентского центра будет нести частный инвестор, который впоследствии получит право собственности на эти сооружения. В будущем допускалось строительство на его месте гостиничного комплекса, развлекательных объектов и пр. Предполагается, что работа парламентского центра может начаться уже в 2020 г. Однако, по сведениям из других источников, строительство было отложено в связи со сложной социально-экономической ситуацией на неопределенный срок.

Заключение

Федеральное Собрание выступает как высший представительный и законодательный орган в стране. Основной его задачей выступает нормотворческая деятельность. В ФС обсуждаются, дополняются, изменяются, утверждаются важнейшие законы по актуальным вопросам, возникающим в различных сферах жизни государства. Действующими нормативными актами устанавливается порядок принятия ФЗ. Он предполагает проведение нескольких чтений проекта в Госдуме, обсуждение, вынесение предложений и поправок. Обязательным условием является согласование документа с СФ. Если Совет Федерации выявляет какие-либо недочеты, составляется соответствующие рекомендации. Они вместе с проектом акта направляются обратно в ГД. Госдума, утвердив поправки, голосует за принятие закона. После этого он снова отправляется в СФ, а оттуда - президенту на подпись. При этом глава страны может наложить вето на ФЗ. В компетенцию Федерального Собрания входят и другие вопросы, касающиеся внутриполитической и социально-экономической жизни России.

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее.

Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

  1. Совета Федерации (в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, другой – исполнительной власти);
  2. Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности:

  1. принцип императивного мандата, т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетности перед ними;
  2. принцип «свободного мандата», т. е. свободного волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица.

Федеральное Собрание РФ – это:

  • коллегиальный орган, состоящий из представителей населения;
  • высший законодательный орган в РФ (акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой).

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ:

  1. порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ;
  2. Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы;
  3. Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением;
  4. выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов. Федеральное Собрание РФ осуществляет:

  1. распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением);
  2. контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях:

  1. трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;
  2. объявления вотума недоверия Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Парламент является законодательным органом. Ведущее место в деятельности депутатов и основной задачей является принятие законов, т.е. Парламент является законодательной властью. Все до единого законы в Российской Федерации издаются только после рассмотрения и одобрения Федеральным собранием. Компетенция Парламента в рамках полномочий России и Конституции РФ в области законодательства ничем не ограничена.

Помимо законодательных функций, Федеральное Собрание выполняет и некоторые функции контроля за исполнительной властью. Правда, они довольно ограничены. Парламент осуществляет контроль через федеральный бюджет, который принимает Государственная Дума. Также имеется права отказа в доверии Правительству, при такой ситуации оно может по указанию Президента отправиться в отставку.

Состав Федерального собрания рф

Федеральное собрание включается в себя две палаты:

    Совет Федерации (верхняя палата);

    Государственная Дума (нижняя палата).

В состав Совета Федерации входят члены интересы отдельных субъектов и регионов России. Несмотря на это, решение этого органа адресованы не отдельным субъектам, а всей Российской Федерации.

Принцип комплектования обеих палат (как и их состав) совершенно разный. В Государственную Думу входят 450 депутатов, а Совет Федерации включает по одному представителю исполнительного органа и одному представительного органа государственной власти от каждого субъекта. Таким образом, из 83 субъектов набирается 166 членов Совета. Один и тот же человек одновременно являться членом обеих палат не может. В соответствии с Конституцией срок избрания Государственной Думы составляет 5 лет, а Совету Федерации срок не установлен. Порядок выбора депутатов в обе палаты устанавливается федеральным законодательством.

Деятельность Федерального собрания рф

Как орган власти Федеральное собрание действует постоянно. В регламентах обеих палат конкретно указываются даты начала и окончания сессий, а также каникулы.

Заседания верхней и нижней палаты происходят раздельно. Депутаты заседают совместно лишь в некоторых особых случаях, например при заслушивании послания Президента. Такая организация я необходима для ограждения от принятия необдуманных и поспешных решений, а также для уменьшения влияния эмоций и неосмотрительности депутатов.

Кроме того, Конституцией предусматривается совершенно различные компетенции для каждой палаты. Таки образом обеспечивается система «сдержек и противовесов» парламентской деятельности. Эта систем отводит Совету Федерации по отношению к Государственной Думе роль своеобразного тормоза. Тем самым предотвращается возможность властвования «тирании большинства», которое может быть завоевана на выборах в Государственную Думу различными политическими силами.

Таким образом, парламент является высшим законодательным и представительным органом и своеобразной уравновешивающей силой конкурирующих политических сил. Он защищает интересы тех сил, которые на сегодняшней политической арене имеют меньшие возможности по воздействию на жизнь страны в сфере политики.

    Формы государственного устройства и правления, политический режим

Государственное устройство - это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

    Унитарные

    Федеративные

    Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства - это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

    существование одноуровневой системы законодательства;

    подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

    существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства - отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства - имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

    союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

    наличие двухуровневой системы государственных органов;

    двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

    по принципу формирования субъектов:

    • административно-территориальные;

      национально-государственные;

      смешанные.

    по юридической основе:

    • договорные;

      конституционные;

    по равенству статусов:

    • симметричные;

      ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

    межгосударственные союзы;

    содружества;

    сообщества государств.

Политический режим

Политический режим - система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство - правовым, авторитарным, тоталитарным.

43. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

При отправлении местного самоуправления возможны следующие формы прямого волеизъявления граждан:

1) местный референдум;

2) муниципальные выборы;

3) голосование по отзыву депутата, члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразование муниципального образования;

4) сход граждан;

5) правотворческая инициатива граждан;

6) территориальное общественное самоуправление;

7) публичные слушания;

8) собрания граждан;

9) конференция граждан (собрание делегатов);

10) опрос граждан;

11) обращение граждан в органы местного самоуправления.

Местный референдум – проводимое на всей или части территории муниципального образования голосование граждан (жителей муниципального образования) в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Голосование по отзыву депутата, члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения.

Правотворческая инициатива, с которой выступает инициативная группа граждан, реализуется в порядке нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования по инициативе представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования.

Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования.

Конференция граждан (собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Обращения граждан (индивидуальные и коллективные) направлены на решения вопросов, возникающих у граждан на местном уровне, порядок рассмотрения которых определяется законами субъектов РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

44. Электронное правительство как современное направление развития государственного и муниципального управления.

В современном понимании стран, внедривших систему или отдельные элементы еGovernment, "Электронное правительство" - это использование информационных и коммуникационных технологий в государственных административных органах в сочетании с организационными изменениями и новыми методами для улучшения услуг государственного сектора и демократических процессов. Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обеспечивают возможность создания "электронного правительства", облегчают работу государственных служащих, снижают издержки на содержание государства, ускоряют взаимодействие органов государственной власти и друг с другом, и с гражданами. Один из самых главных аргументов в пользу "электронного правительства" - повышение "прозрачности" власти за счет перехода на новый уровень обратной связи как с гражданами, так и с бизнесом. По данным ООН, сейчас из 191 страны, входящей в эту организацию, те или иные элементы "электронного правительства" используются в 173 государствах. Наиболее интенсивно процесс идет в Европе. Лидерами в 2002 году стали Швеция, Ирландия и Дания, где рост предоставляемых через интернет государственных услуг превысил 75 процентов. Что же касается России ……У нас еще нет серьезной интерактивной инфраструктуры, которая обеспечила бы диалог и взаимодействие государства и граждан. Но высшие должностные лица, включая Президента России, все чаще участвуют в интерактивных онлайновых пресс-конференциях. У большинства органов государственной власти есть "Первичные электронные интерфейсы", которые решают задачи доступа граждан и сообществ к различной государственной информации. Они, конечно, уступают по качеству коммерческим ресурсам, что связано как с бюджетом, так и с недостаточной заинтересованностью ведомств. К тому же у нас нет регулирующего документа, который обязывал бы чиновников обновлять информацию или, скажем, размещать на сайтах ведомств законопроекты. Не принят закона о электронной цифровой подписи. Федеральная целевая программа "Электронная Россия" является механизмом для осуществления реформ, которые проводятся Президентом и правительством РФ, прежде всего, административной, налоговой и пенсионной, за счет объединения государственных информационных ресурсов, внедрения электронных административных форм работы". "Электронная Россия" включает четыре основных раздела: создание публичных электронных ресурсов, создание инфраструктуры доступа к сети интернет, подготовку кадров и создание "Электронного Правительства". Важнейшим элементом структуры Архитектуры Электронного Правительства являются электронные административные регламенты, которые будут внедряться с целью:

создания эффективной системы взаимодействия органов власти с обществом и между собой в процессе подготовки, прохождения, согласования и утверждения решений;

обеспечение прозрачности процессов управления и реализации решений;

формирования эффективной системы контроля исполнения; децентрализации полномочий и ответственности.

В России большая часть функциональных сервисов для граждан и бизнеса осуществляется региональными и местными органами власти, и одна из ключевых задач реформ - повышение их конкурентоспособности в формирующемся информационном обществе России.

В системе "электронного правительства" выделяют три основных составляющих:

1.Компонент, ориентированный на граждан: Взаимодействие между государственными органами и гражданами - быстрое получение услуг, простота использования, легкий доступ к государственным услугам.

2.Компонент, ориентированный на частный сектор: Взаимодействие между государственными органами и частным сектором - исключение необходимости использования бумажных документов при взаимодействии между собой, ускорение процесса сбора и обработки необходимой информации. В конечном итоге государственные органы с партнерами в лице коммерческих организаций смогут предоставить свои каналы для создания интегрированной системы предоставления услуг. Снижаются затраты государственных органов за счет лучшего использования технологий, действует открытая и прозрачная система управления затратами.

3.Компонент, ориентированный на органы государственного управления: Взаимодействие между государственными органами, которое позволяет при помощи ИКТ установить внутренние и внешние связи между государственными органами и осуществить их взаимодействие, что позволит перестроить их деятельность и обеспечить интегрированное, а не разрозненное предоставление услуг. Это позволит снизить затраты и повысить эффективность работы, избегая задержек и повышая мотивацию труда работников; проводить перестройку внутренних процессов с применением отработанных и широко используемых методик и инструментов.

(доп. инфа если там надо ↓)

Что дает внедрение информационно-коммуникационных технологий

Внутренняя польза:

Выявление процессов, протекающих в органах управления и власти, выявление слабых мест данных процессов (дублирование функций, документов, неэффективный документооборот), повышение эффективности работы;

Уменьшение нагрузки на госслужащего за счет введения электронного документооборота;

Выявление дополнительных точек взаимодействия с населением, предприятиями региона и другими органами власти. Это позволит структурировать и упорядочить деятельность органов управления и власти, дает четкое разграничение полномочий и экономит время;

Осведомленность, прозрачность и борьба с коррупцией.

Внешняя польза:

Повышение уровня информированности и информационной грамотности населения; Повышение доступности услуг, оказываемых органами управления и власти.

Снижение числа личных контактов с населением, предприятиями и другими службами; Увеличение функциональности и пропускной способности органов управления и власти;

Улучшение бизнес климата страны для привлечения иностранных инвестиций;

Создание рынка информации и знаний как факторов производства;

Обеспечение информационной безопасности личности, общества, государства и создание эффективной системы свободного и равноправного получения, распространения и использования информации как важнейшего условия демократического развития.