Прием на работу

Статус беженца разрешение на работу. Трудоустройство беженцев: как получить разрешение на работу. Прием на работу иностранцев связан с бумажной волокитой

Порядок трудоустройства иностранных граждан, получивших временное убежище или статус беженца в Российской Федерации

Отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, возникающие в связи с осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Далее – Закон).

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях регламентированы ст. 13 Закона.

Пунктом 4 статьи 13 Закона установлен общий принцип привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории России – наличие разрешительных документов у работника (разрешения на работу) и работодателя (разрешение на привлечение и использование иностранных работников – в случае трудоустройства иностранных граждан из государств с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию, не являющихся высококвалифицированными специалистами).

Вместе с тем, подпунктами с 1 по 12 пункта 4 статьи 13 Закона установлены категории иностранных граждан, для привлечения которых работодателю (или заказчику работ/услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а самим иностранцам – разрешение на работу.

Федеральным законом от 05.05.2014г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»» в данный перечень включены иностранные граждане, признанные беженцами на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их статуса беженца), а также получившие временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их временного убежища).

Таким образом, иностранцам, получившим тот или иной статус из указанных выше для трудоустройства на территории Российской Федерации не требуется получать разрешение на работу , а их работодателю (в случае, если заключается трудовой договор) или заказчику работ/услуг (в случае, если заключается гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что правовой статус беженца, равно как и иностранца, получившего временное убежище, подтверждается соответствующим документом:

Так, лицу, признанному беженцем , выдается и достигшему возраста восемнадцати лет, органами ФМС России выдается соответствующее удостоверение . Форма бланка удостоверения беженца утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 356.

Лицу, ходатайствующему о предоставлении временного убежища, по рассмотрении его заявления выдается соответствующее свидетельство . Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища утверждена Приложением N 3к Приказу ФМС России от 25 апреля 2011 г. N 81.

При выдаче удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища,документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина передаются им на хранение в орган ФМС России , выдавший соответствующий документ.

При этом, в соответствии с действующим законодательством, как удостоверение беженца, так исвидетельство о предоставлении временного убежища являются документами, удостоверяющим личность их владельцев .

Таким образом, при трудоустройстве указанной категории иностранных граждан они не могут предъявить паспорт, а в соответствии с положениями статьи 65 Трудового Кодекса предъявляют один из указанных выше документов, реквизиты которого работодателю и следует указывать в трудовом или гражданско-правовом договоре.

Как при приеме на работу, так и при сопровождении трудовых отношений с такими работниками работодатель руководствуется нормами Трудового Кодекса.

Однако, и беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, остаются иностранными гражданами, в связи с чем работодателю необходимо понимать, какие действия он должен выполнять в отношении этой категории работников в рамках миграционного, налогового законодательства, а также законодательства в сфере социального страхования.

В частности, законодательством Российской Федерации в сфере миграции установлена обязанность по уведомлению соответствующих органов власти о привлечении и использовании иностранных работников. Причем за нарушение порядка и формы уведомления Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Чтобы понять необходимость направления уведомления необходимо обратиться к тексту Закона, предварительно разделив интересующую нас группу иностранцев на въехавших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы – «визовиков» и въехавших в порядке, не требующем получения визы – «безвизовиков».

Дело в том, что порядок привлечения иностранцев - «безвизовиков» регулируется статьей 13.1 Закона, в то время как обязанности работодателя при привлечении «визовых» иностранцев установлены статьей 18 Закона.

Так, в случае заключения договора с «безвизовиками» работодатель обязан уведомлять органы ФМС и занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Однако, пункт 9 статьи 13.1 Закона возлагает данную обязанность на работодателей, привлекающих иностранных граждан, имеющих разрешение на работу. В нашем случае иностранцам разрешение на работу не требуется, в силу чего обязанность по уведомлению перечисленных органов власти не возникает, уведомления не требуется. Соответствующая позиция приведена, в том числе, в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 23 сентября 2011г. № 18-АД11-15.

До настоящего времени открытым остается вопрос о необходимости уведомления налогового органа о привлечении безвизовых иностранцев. Так, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009г., Письме ФНС России от 14 февраля 2008г. № ШС-6-3/102@ «Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников» указывается на необходимость уведомления налогового органа о привлечении иностранных работников вне зависимости от того, в каком порядке – визовом или безвизовом – они въехали в Россию.

В то время, как Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС от 2 февраля 2010г. № 11773/09 указывает на отсутствие такой необходимости в отношении иностранцев, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы.

В связи с изложенным, во избежание возможного привлечения к административной ответственности следует рекомендовать работодателям все же уведомлять налоговый орган о привлечении «безвизовых» иностранцев, получивших временное убежище или статус беженца в Российской Федерации.

Что касается вопроса уведомления о привлечении таких иностранцев, въехавших в Россию в визовом порядке, то он также является открытым. Прежде всего, следует принимать во внимание, что действующее законодательство обязывает уведомлять о трудоустройстве «визовых» иностранцев лишь налоговый орган. Времена уведомления органов занятости населения и инспекции труда «канули в лету» в 2010г .

В настоящее же время обязанность уведомления налогового органа прописана в статье 18 Закона, которая звучит как «Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности» и априори регулирует порядок привлечения иностранных работников – «визовиков», предполагающий совершение работодателем определенных действий – получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников, приглашения на въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, получение иностранному гражданину разрешения на работу.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Закона данная обязанность установлена для работодателей, пригласивших иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивших с иностранным работником в Российской Федерации новый договор (трудовой или гражданско-правовой).

Таким образом, Закон устанавливает обязанность по уведомлению налогового органа для работодателей, привлекающих «визовых» иностранцев по общей схеме, предполагающей получение разрешительных документов, каковые для беженцев и лиц, получивших временное убежище, не требуются.

Вместе с тем, ввиду отсутствия судебной практики и разъяснений со стороны ФНС и ФМС России следует исходить из необходимости уведомления налогового органа о трудоустройстве данной категории иностранцев, прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы.

Что касается вопроса налогообложения – 8 октября 2014г. в Российской газете опубликован Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).

Законом вносятся изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части уменьшения ставки налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

При этом действие указанной нормы (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Таким образом, при трудоустройстве иностранных граждан, имеющих удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища, их следует рассматривать как налоговых резидентов РФ.

В вопросе уплаты страховых взносов следует исходить из следующего:

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает у работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу застрахованных лиц, признанных таковыми федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Так, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из числа иностранных граждан подлежат лишь постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, то есть иностранцы, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. Поскольку беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не обладают указанным статусом, они не подлежат названному виду обязательного социального страхования. Соответственно, у работодателя не возникает обязанности по уплате страховых взносов в ФСС.

В вопросах уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование следует учитывать, что согласно пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами из числа иностранных граждан признаются постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Таким образом, в случае заключения с беженцем либо лицом, которому предоставлено временное убежище, трудового договора сроком более чем на полгода, у работодателя возникает обязанность по уплате (перечислению) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных лиц.

Что касается уплаты страховых взносов в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, то:

В совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и положений подпункта 7 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются беженцы,

В совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пункта 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001г. N 274, подпункта 7 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются лица, получившие временное убежище на территории Российской Федерации.

Соответственно у работодателя возникает обязанность по уплате страховых взносов в ФФОМС.

Из этого следует, что беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не могут претендовать на получение статуса иностранных высококвалифицированных специалистов и соответственно воспользоваться предоставляемым этим статусом преференциями, поскольку статус ВКС подтверждается получением соответствующего разрешения на работу, от чего они освобождены в силу закона.

Пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 10 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

Абзац 2 пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

В соответствии с положениями ст. 57 Трудового Кодекса.

Статья 11 Трудового Кодекса.

Пункт 9 статьи 13.1, пункт 13 статьи 13.2, подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

Части 3-5 ст. 18.15 КоАП РФ.

Подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 925 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006г. № 681».

В законе говорится именно о новом договоре с тем же иностранным работником, но не о первичном оформлении с ним трудовых отношений.

Как, например, в отношении иностранных высококвалифицированных специалистов или участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, для которых налоговая ставка установлена в размере 13% вне зависимости от фактического времени нахождения иностранца на территории России.

Законное трудоустройство иностранцев - это большая проблема всех фирм. Большинство даже не знают, какие документы нужно оформлять, чтобы принять на работу иностранца. Поэтому пытаются обойти трудности и нанимают на работу нелегалов. Это всегда очень опасный выбор, и в каждый момент фирма может понести ущерб за нарушения закона, заплатив огромный штраф.

Чтобы понять, как осуществить прием на работу гражданина Украины, необходимо ознакомится с последовательными действиями оформления.

Определение статуса подданного другой страны

От того, какой статус у иностранного работника, зависит его оформление на работу. Существует три статуса:

  1. Временное пребывание - это работа по открытой визе или по карте миграции.
  2. Временное проживание - это люди, которые имеют разрешение на временное проживание в стране.
  3. Постоянное проживание - это граждане другой страны, имеющие вид на жительство в чужой стране.

Необходимые документы для подписания трудового договора

При оформлении иностранца работодателю необходимо написать в МВД уведомление о приеме на работу гражданина Украины или граждан других стран. Это оповещение необходимо для органов, которые занимаются контролем мигрантов и их пребыванием на территории страны. Оповестить МВД нужно в течение 7 дней со дня пересечения границы. Такое уведомление должно оформляться на каждого мигранта по специальному бланку.

Пакет документов при оформлении на работу иностранца и российских подданных имеют схожесть. Новоприбывшие работники должны предъявить документы:

  • удостоверение личности;
  • виза, миграционная карта, патент или разрешение на работу в чужой стране;
  • трудовая книжка;
  • государственная пенсионная страховка (если у сотрудника нет такой страховки, работодатель обязан ее оформить);
  • медицинская страховка в чужой стране (эта страховка необходима, если у фирмы нет договора с медицинской организацией для предоставления медицинских услуг);
  • дипломы, подтверждающие квалификацию и специальные знания сотрудника.

Правила приема на работу граждан Украины или других иностранцев не требуют документов с военкомата.

Чтобы заключить договор гражданско-правового характера (ГПХ), необходимы все вышеперечисленные документы, кроме трудовой книги. Когда трудовой договор и ГПХ договор будет окончен, в течение 3 дней необходимо об этом оповестить органы МВД.

Какие нужно платить налоги с зарплаты подданных другой страны

Зависимо от статуса иностранца, совершаются определенные выплаты налогов. Варианты вычетов с зарплаты:

  • для работников, которые имеют статус временно проживающих или постоянно проживающих, заработная плата облагается налогом на пенсионное, социальное и медицинское страхование по коэффициенту организаций;
  • для работников со статусом временного пребывания взимаются налоги только на пенсионное страхование по коэффициенту организации, а также 1,8 % на временную нетрудоспособность; на медицинскую страховку взносы не уплачиваются и не начисляются.

Если житель другой страны пребывает на территории России в течение года 183 дня, то он является резидентом, и с его зарплаты будут вычислять 13 % НДФЛ. Если меньше 183 дней, то с зарплаты будут вычитать НДФЛ в размере 30 %.

Что нужно проверить во время зачисления на работу мигранта

Обычно на работу в российские компании устраиваться жители бывшего СНГ. Прием на работу гражданина Украины или других жителей СНГ требует пакета документов:

  1. Если на работу оформляется постоянно проживающий мигрант, то работодатель должен запросить вид на жительство у него. Такой документ выдается на 5 лет с возможностью продления. С видом на жительство можно работать во всех городах РФ.
  2. Без патента и разрешения могут трудоустроиться мигранты со статусом временного проживания. Но по закону они имеют право на работу только в том регионе, где получили временное проживание. Это штамп в паспорте со сроком на 3 года. После его окончания мигрант может подать документы на вид на жительство или уехать из страны. Прием на работу гражданина Украины со статусом временного проживания происходит по схеме, как и оформление на работу россиянина.

Оформление трудового договора для мигрантов без виз, со статусом временно пребывающих на территории РФ

С 2015 года в России мигранты, которые не имеют виз, оформляются на работу на основании патента. Он может выдаваться минимум на 1 месяц, а максимум на год.

Для того чтобы его оформить, необходимо в течение месяца со дня пересечения границы подать заявление в МВД. Мигранту необходимо иметь при себе паспорт, справку, которая подтверждает понимание русского языка, а также сертификат о знании законов и истории РФ.

Прием на работу граждан Украины с патентом

Чтобы украинцу трудоустроиться легально в российской компании или фирме, ему необходим патент. Он дает возможность трудоустроиться на территории РФ без визы, но действителен только в том регионе, где был получен.

Документы и сроки

Патент украинцу можно получить, написав заявление в ФМС и сдав отпечатки пальцев. К заявлению необходимо приложить пакет документов:

  • украинский паспорт;
  • медицинскую страховку;
  • миграционную карту;
  • документ, который подтверждает владение русским языком.

Если заявление на патент не будет оформлено в течение 1 месяца, за нарушение работнику придется оплатить штраф. Тогда уже при несвоевременной подаче документов необходимо еще предоставить чек об оплате штрафа.

После того как специалисты проверят на подлинность все предоставленные документы, оформляется патент и выдается украинцу. Для жителей Украины срок действия такого документа не превышает 12 месяцев.

Оформление трудового договора для мигрантов с визой и со статусом временно пребывающих на территории РФ

Больше времени занимает процесс оформления мигранта с визой и со статусом временного проживания. Для этого работодателя требуется собрать большой пакет документов.

Для того чтобы принимать в штат иностранцев с визой и временным пребыванием, фирма должна иметь разрешение на трудоустройство иностранных сотрудников. Такое разрешение выдается на 12 месяцев, а оформить его можно в МВД. Сроки оформления разрешения - до 30 дней. Также работодателю придется заплатить государственную пошлину за каждого иностранного сотрудника в размере 10 тыс. рублей.

После того как компания получит разрешение на трудоустройство, необходимо сделать приглашения. Этот документ необходим для получения визы и для оформления разрешения на работу в другом государстве. Оформление происходит в службе по миграции. Необходимые документы:

  • Ходатайство, составленное на русском языке.
  • Паспорт мигранта плюс его копия.
  • Гарантийное письмо от работодателя. В этом письме фирма принимает на себя все расходы по медицине и проживанию мигранта на территории РФ.
  • Разрешение на работу. Во время оформления разрешения необходимо заплатить налог в размере 3500 рублей.

На протяжении 20 дней после подачи ходатайства придет уведомление о получении разрешения и приглашение на работу или отказ. Обычно виза выдается на срок, который указан в трудовом контракте, но не больше 12 месяцев.

Трудоустройство беженцев с Украины

Беженцы - это лица, которые из-за опасений за свою жизнь вынуждены искать убежище и защиту в другой стране. Они не являются гражданами РФ. Для подтверждения своего статуса в другой стране им выдается удостоверение. Но даже с ним украинцы являются иностранными подданными в РФ. Согласно закону России, фирмы, которые хотят устроить на работу мигранта, должны иметь разрешение.

Какие же особенности приема на работу граждан Украины со статусом беженцев? Этот закон не распространяется на граждан, которых признали беженцами. Они получают временное убежище на территории России и могут трудоустраиваться в любой фирме или компании без оформления разрешения. То есть такой прием на работу гражданина Украины возможен, пока не будет потерян статус беженца.

Необходимые документы для заключения трудового контракта

Документы при приеме на работу граждан Украины со статусом беженца должны соответствовать ст. 65 ТК России. Список их таков:

  1. Удостоверение личности. Так как у беженца нет такого документа, он должен предъявить свое удостоверение, которое подтвердит его статус и личность.
  2. Трудовая книжка. Во время принятия на работу беженца работодатель обязан оформить новую трудовую книжку.
  3. Страховое свидетельство пенсионного страхования. Оформляется работодателем в том случае, если у беженца его нет.
  4. Документ с военкомата. Прием на работу в России граждан Украины не требует этого документа.
  5. Документы, подтверждающие высшее образование и степень квалификации.
  6. Справка о несудимости. Порядок приема на работу граждан Украины обязует к предъявлению справки о наличии или отсутствии судимости, а также факта уголовного преследования или его прекращения. Такой документ можно получить в Главном информационно-аналитическом центре МВД.

Беженцы и привлечение их к производству

Для того чтобы привлечь украинских беженцев к работам, необходимо с ними подписать контракт. Это может быть гражданско-правовой или трудовой договор.

У каждого соглашения есть свои положительные и отрицательные стороны. Согласно Трудовому Кодексу России работники, которые заняты по трудовому договору, имеют право на отпуск, денежную компенсацию за вредность труда и т. д. Также если будет заключен трудовой договор на определенный срок, работодателю необходимо будет объяснить государственному органу причину такого оформления и причину срочности.

Если будет подписан гражданско-правовой договор, то для того, чтобы выполнять определенные работы, работодатель не обязан соблюдать ТЗ. Регуляция отношений по такому соглашению происходит на основании гражданского законодательства.
Уведомление ФМС о трудоустройстве или увольнении граждан Украины обязательно.

Сообщение в УФМС о трудоустройстве мигранта

В обязательном порядке необходимо о трудоустройстве мигранта сообщить УФМС. Прием на работу граждан Украины обязует работодателя действовать в соответствии с Федеральным законом № 115. В нем говорится, что каждая из сторон (работодатель и иностранец) должны подать уведомление в ФМС. Работодатель должен оповестить ФМС если:

  • был заключен с чужестранцем гражданско-правовой или трудовой договор;
  • если произошло расторжение контракта;

О прекращении договора с сотрудником другого государства уведомление в УФМС может быть отправлено, если:

  • работник увольняется самостоятельно;
  • если у работника закончился срок контракта и срок на разрешение выполнения работ;
  • если работник исчез и не выходит на работу.

В таком случае необходимо отправить в ФМС уведомление о досрочном разрывании контракта.

Уведомление о подписании или окончании контракта требуется подавать на каждого миграционного сотрудника отдельно. Подданный другого государства обязан оповестить ФМС об устройстве на работу в течение 60 дней со дня подписания соглашения.

Граждане Украины: прием на работу (2017)

Для того чтобы украинцы могли без проблем устроиться на работу в российские компании, миграционная служба упростила алгоритм действий.

Граждане Украины (прием на работу 2017 г. в РФ) должны выполнить следующие действия:

  1. Пересечь границу.
  2. Миграционная карта. Во время заполнения миграционной карты указать свою цель пребивания (трудоустройство).
  3. Зарегистрироваться в ФМС (в течение 3 месяцев).
  4. Обрести медицинский полис.
  5. Пройти медицинскую комиссию.
  6. Подать справку о знании и владении русским языком.
  7. Подать заявление в миграционную службу на выдачу патента для работы.
  8. При получении патента оплатить его (неоплаченный патент является недействительным).
  9. Подписать контракт с работодателем.
  10. Отнести копию договора в миграционную службу.

Только выполнив все пункты, можно без проблем устроиться на работу в компании РФ.

Организация планирует принять на работу беженцев из Украины, которые были вынуждены уехать из этой страны из-за военных действий. Какие документы они должны предъявить для подтверждения своего статуса беженца? Есть ли какие-либо особенности трудоустройства этой категории иностранных граждан? Нужно ли уведомлять ФМС России и службу занятости населения о приеме таких работников?

Получение иностранным гражданином статуса беженца

Основания и порядок признания лица беженцем на территории Российской Федерации, экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 02.07.2013; далее — Федеральный закон № 4528-1).

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона № 4528-1).

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 4528-1 процедура признания лица беженцем предусматривает следующие этапы :

  1. Обращение лица с ходатайством о признании беженцем (например, в территориальный орган ФМС России по месту пребывания этого лица).
  2. Предварительное рассмотрение ходатайства.
  3. Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
  4. Выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
  5. Рассмотрение ходатайства по существу.
  6. Принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем.
  7. Выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании беженцем в письменной форме (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 4528-1):

  • в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если заявитель не находится на территории РФ;
  • в орган пограничного контроля ФСБ России в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при ее пересечении;
  • в органы пограничного контроля ФСБ России или в территориальный орган МВД России, ФМС России при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу в течение суток со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации;
  • в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 4528-1 сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей.

Порядок предоставления Федеральной миграционной службой и территориальными органами ФМС России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом № 4528-1 ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации определен Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 19.08.2013 № 352.

Ходатайство вместе с прилагающимися к нему документами рассматривается территориальным органом ФМС России в срок от одного до трех месяцев.

Решение о признании беженцем на территории Российской Федерации, а также уведомление об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации направляются или вручаются заявителю в течение трех рабочих дней со дня принятия решения органом ФМС России (п. 4, 10 ст. 7 Федерального закона № 4528-1).

Таким образом, после рассмотрения всех документов лица, ходатайствующего о признании его беженцем на территории Российской Федерации, территориальный орган ФМС России принимает решение о признании его беженцем либо об отказе в этом признании. По результатам рассмотрения выдается соответственно удостоверение беженца либо уведомление об отказе в признании беженцем .

Кстати

Форма удостоверения беженца, а также Положение об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца» (в ред. от 27.10.2012). Удостоверение беженца по установленной форме подтверждает полученный лицом (в том числе иностранным гражданином) статус беженца на территории Российской Федерации и является документом, удостоверяющим личность этого лица.

Необходимо учитывать, что согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона № 4528-1 при получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС России или в территориальном органе ФМС России по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем .

Кроме того, для выезда за пределы территории России и въезда в Россию беженцам оформляется проездной документ (ст. 8.1 Федерального закона № 4528-1).

Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение, в частности, содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, а также на работу по найму или предпринимательскую деятельность, на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Отметим, что на сайте ФМС Росси 25 июня 2014 г. специально для граждан Украины размещена подготовленная этим ведомством Памятка для желающих получить статус беженца или временное убежище на территории Российской Федерации .

ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ БЕЖЕНЦЕВ

По общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (для привлечения визовых иностранцев), а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 21.17.2014) (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ). Однако указанный порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, к числу которых, например, относятся беженцы (пп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом данная льгота действует для упомянутой категории иностранных граждан до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца .

Беженцы были включены в перечень «льготных» категорий иностранных граждан Федеральным законом от 05.05.2014 № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”». Данный закон вступил в силу с 16 мая 2014 г.

Для граждан Украины установлен безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию, то есть они являются безвизовыми иностранцами. Таким образом, граждане Украины, официально получившие статус беженцев, могут не получать разрешение на работу для трудоустройства в российскую организацию . В остальном порядок приема на работу этой категории иностранцев не отличается от общего порядка для безвизовых иностранцев.

Чтобы принять на работу беженца из Украины необходимо:

1. Потребовать у иностранного работника документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, и миграционную карту по форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 (в ред. от 06.05.2006).

Документы воинского учета гражданин Украины представлять не обязан, так как иностранцы не являются военнообязанными в России (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «О воинской обязанности и военной службе», п. 1 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ).

Если у иностранного работника, подлежащего обязательному пенсионному страхованию, страховое свидетельство отсутствует, необходимо оформить его при заключении трудового договора (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

Кроме того, иностранный гражданин должен представить работодателю документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации. Таким документом для беженца является удостоверение беженца по установленной форме. Как уже было сказано выше, такое удостоверение является документом, удостоверяющим личность беженца.

2. До подписания трудового договора нужно ознакомить иностранного работника с действующими у работодателя Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (при его наличии в организации) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

3. Заключить с иностранным работником трудовой договор (ст. 67 ТК РФ).

С иностранным работником можно заключить как срочный трудовой договор (при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 59 ТК РФ), так и трудовой договор на неопределенный срок (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 58 ТК РФ).

Оформить трудовой договор нужно письменно, включив в него сведения и обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством (ч. 1-2 ст. 57 ТК РФ). В трудовой договор также могут быть включены дополнительные условия, указанные в ч. 4 ст. 57 ТК РФ (об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте, об испытании, о неразглашении коммерческой тайны и др.).

По общему правилу трудовой договор оформляется в двух экземплярах (по одному для обеих сторон), каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Работник расписывается на экземпляре работодателя за получение своего экземпляра трудового договора.

4. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) о приеме на работу составляется по унифицированной форме № Т-1 (Т-1а) или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.12.2013)).

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения) (ч. 1-2 ст. 68 ТК РФ).

5. Оформить иностранному работнику трудовую книжку. Записи о работе у российского работодателя нужно делать в трудовую книжку российского образца (в том числе можно вести книжки, оформленные на территории бывшего СССР на бланках, действующих в России до настоящего времени). Если у работника трудовая книжка неустановленной формы (иностранного образца), нужно завести ему российскую трудовую книжку как работнику, поступающему на работу впервые (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ, Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1).

Запись о приеме на работу в трудовую книжку вносится в порядке, предусмотренном п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (в ред. от 25.03.2013)).

6. Оформить на иностранного работника личную карточку по унифицированной форме № Т-2 или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

Что касается вопроса об уведомлении миграционной службы и службы занятости населения о приеме на работу гражданина Украины, имеющего статус беженца, необходимо учитывать следующее, что обязанность по уведомлению территориального органа ФМС России и службы занятости населения возложена на работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранцев, если одновременно соблюдаются следующие условия :

  • иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы («безвизовый» иностранец);
  • иностранный гражданин имеет разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Граждане Украины прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании миграционной карты), то есть являются безвизовыми иностранцами . При этом получать разрешение на работу им не нужно в силу прямого указания закона, значит, не соблюдается одно из двух указанных выше условий для возникновения у работодателя обязанности по уведомлению.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что при заключении трудового договора с гражданином Украины работодатель не обязан уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения о приеме такого работника на работу.

В заключение отметим, что в Государственную Думу внесен законопроект, направленный на обеспечение более эффективной защиты прав и интересов граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации . В числе защитных мер планируется законодательно закрепить особенности осуществления трудовой деятельности гражданами Украины на территории Российской Федерации в 2014 г. Согласно предлагаемым изменениям в Федеральный закон № 115-ФЗ предусматривается возможность осуществления гражданами Украины трудовой деятельности на территории России без получения разрешения на работу Проект федерального закона № 556196-6 «О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”».

Как правило, иностранцам в России для того, чтобы начать трудовую деятельность, необходимо получить разрешение на работу. Но даёт больше свободы в данном вопросе. Свои особенности есть, но приём на работу не сильно отличается от основной массы сотрудников.

Граждане Украины, получившие временное убежище, не должны дополнительно получать разрешение на работу, оно автоматически входит в полученный статус. Работодателям тоже не нужно делать никаких запросов на приём иностранных граждан. Просто идёт приём очередного сотрудника, без всяких квот и лишних бумаг.

Гражданский паспорт изымается при получении статуса и находится на хранении в отделении УФМС, поэтому личность подтверждается свидетельством о предоставлении временного убежища. На территории России оно будет исполнять роль паспорта.

Тем не менее, принятие на работу людей с предоставленным временным убежищем требует от работодателя определенных знаний закона. Временное убежище – статус особый, никаких дополнительных бумаг для работы от украинцев не требуется, нет нужды уведомлять органы УФМС об их приёме на работу. Но необходимо отправить уведомление в налоговую службу о том, что на рабочее место принят гражданин другой страны. Хотя само взимание налогов от этого не меняется.

Работодателям также стоит ознакомиться и со списком вакансий, на которые запрещено принимать иностранных граждан, в том числе украинцев. Так иностранцев нельзя брать для работы в аптеках. Кроме того, нельзя использовать иностранный труд для торговли вне магазинного павильона, это касается как открытых лотков, так и палаток.

Необходимые документы

Со статусом временного убежища приобретается и право на работу. При этом для граждан Украины нет особых ограничений на занимаемые должности. Плюс, по сравнению с приезжими из других стран в том, что нет языкового барьера. При приёме на работу необходимы документы:

  1. Удостоверение личности, в данном случае это свидетельство о предоставлении временного убежища.
  2. Медицинская комиссия, если этого требует трудовой кодекс, некоторые фирмы самостоятельно оплачивают медицинское обследование для своих сотрудников.
  3. Трудовая книжка. Если человек впервые устраивается на работу в России, её должен оформить работодатель.
  4. Для подтверждения квалификации работник должен представить документы об образовании. По договору между Россией и Украиной полученные дипломы и ученые степени на территории Украины, считаются эквивалентными российским аналогам. Что касается людей, получивших временное убежище, может пойти в зачёт и полученный на родине опыт работы. Случается так, что страна покидалась в спешке, и документы остались дома. В таких случаях часто идут на встречу и выявляют квалификацию на собеседовании или на испытательном сроке.
  5. Справка об отсутствии судимостей. Требуется не везде, только в тех местах, где запрещено брать на работу людей с судимостью или уголовно преследуемых. Справку можно получить в любом региональном отделе МВД.
  6. Если срок трудового договора более 6 месяцев, на работника оформляется свидетельство обязательного пенсионного страхования. Для контрактов сроком менее полугода это не обязательно.

Свидетельство ИНН не является обязательным для приёма на работу.

Трудовые налоги

Как и прочие рабочие России, все получившие временное убежище тоже выплачивают налоги.

Страховые взносы в пенсионный фонд

С заработной платы иностранных работников также удерживаются страховые пенсионные взносы, размер этих взносов тот же, что и у российских граждан. Пенсионные отчисления не производятся, если срок контракта или трудового договора менее 6 месяцев.

Обязательное медицинское страхование

По закону все получившие временное убежище имеют право на оказание бесплатной медицинской помощи, а значит, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Выплаты заработной платы, соответственно, также облагаются налогом в пользу страховых взносов.

Фонд социального страхования

В рамках социального страхования украинцы с полученным убежищем имеют право на все социальные выплаты, так же как и российские граждане, поэтому при устройстве на работу этот налог изымается из заработка. В случае декретного отпуска или временной нетрудоспособности по болезни они так же могут претендовать на получение пособия.

В каждом трудовом договоре прописана страховка на случай производственной травмы и заболеваний, связанных с профессией. В соответствии с этими пунктами договора, налог в ФСС от производственных травм также удерживается из заработной платы.

НДФЛ

Налог на доходы с физически лиц удерживается из зарплаты каждого работника России. Стандартная ставка – 13%, но с иностранных граждан, работающих в России, удерживается 30% в течение 183 дней.

Начиная с 2014 года все украинцы, получившие статус временного убежища, сразу приравниваются к налоговым резидентам. Это означает, что налог на доходы взимается сразу в размере 13%, что является большим преимуществом.

Как найти работу

Граждане Украины, особенно квалифицированные специалисты, легко могут . Приём на работу граждан со свидетельством о предоставлении временного убежища не требует от работодателя дополнительных разрешений. Также нет квот на приём таких работников.

Если есть время, можно взяться за поиск работы самостоятельно. Процедура поиска работы одинакова во всех странах: поиск подходящей вакансии, звонок, собеседование. Тем более, разрешение на работу не требуется, а значит, не предстоит никаких лишних затрат и бумажной волокиты.

Когда собственных средств к существованию нет, и поиск работы становится вопросом выживания, резонно обратиться в центр занятости населения. Пособия иностранным гражданам не полагается, зато можно быстро получить список свободных вакансий и получить хотя бы временную, пусть и не очень желанную работу.