Прием на работу

Ограничения и запреты на военной службе. Запреты в связи с особым характером военной службы, ограничения свободы слова и печати. Страны, в которые разрешен въезд

Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год Автор неизвестен

Статья 27.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы

На военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Установление таких исключений и определение военнослужащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 292. Запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории при пересылке в международных почтовых отправлениях 1. Не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров:1) запрещенных

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Статья 292. Запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории при пересылке в международных почтовых отправлениях 1. Не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров:1) запрещенных

Из книги Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской

Из книги Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 61. О включении срока действительной военной службы в общую продолжительность военной службы Продолжительность действительной военной службы военнослужащего до 1 марта 1993 года включается в общую продолжительность его военной

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 25. Дополнительные социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членам их семей 1. Военнослужащим, постоянно или временно выполняющим

Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 292. Запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории при пересылке в международных почтовых отправлениях 1. Не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров:1) запрещенных

Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 40.2. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры 1. На лиц, занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, распространяются ограничения, запреты и

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой 1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда,

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой 1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных

Из книги Закон Российской Федерации «О полиции». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

3. Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы гражданами Российской Федерации Основу правового регулирования реализации воинской обязанности российских граждан и государственной организации прохождения ими военной службы составляют

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

39. Ограничения и запреты для муниципальных служащих Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным; 2) осуждения его к

Из книги Наследство в России. Игра по правилам и без автора Чудинов Дмитрий

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств 1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением

Из книги автора

Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции 1. Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную

Из книги автора

Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции 1. Сотрудник полиции в служебных целях обеспечивается проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения в порядке,

Из книги автора

Ограничения, связанные с государственной службой Государственному служащему запрещено:1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ или

Из книги автора

Запреты и ограничения Старого еврея спросили: «Хотите прожить миллион лет?» Он ответил: «А это еще или вообще?» Анекдот Запреты и ограничения, налагаемые законодательством для защиты прав наследников, мало ограничивают фантазию завещателей и не мешают им даже из могилы

Воинская служба является одной из специфических разновидностей государственной службы. Специфика эта обусловлена характером несения воинской службы, готовность военнослужащего с оружием в руках выступить на защиту интересов государства и в этих же интересах жертвовать ради этого собственной жизнью.
Кроме воинской и тесно связанных с ней службой в других военизированных государственных структурах, в той или иной степени подчиняющихся уставам (МВД, ФСБ, МЧС и др.), такая обязанность не предусмотрена больше ни для одной категории государственных или муниципальных служащих.
Специфика такой постановки вопроса накладывает на военнослужащего ряд высоких моральных обязательств, которые воспитывают в нем чувство долга перед Отечеством и готовности в любой момент выполнить поставленную перед ним задачу по защите родины.
Другой отличительной чертой воинской службы является наличие многочисленных запретов и ограничений, которые накладываются на военнослужащего в период прохождения им воинской службы.
Условно все запреты и ограничения могут быть объединены в 4 неравнозначных по объему и характеру воздействия на права личности блока:

Политические запреты и ограничения;
Экономические запреты и ограничения;
Ограничения, вытекающие из специфики воинской службы (ее особого характера);
Запреты и ограничения в сфере средст массовой информации и свободы слова.

Именно в этом порядке мы и рассмотрим их правовую природу и степень воздействия на общегражданские права личности военнослужащего.

Запреты и ограничения на осуществление политической деятельности

Конституция РФ в ст. 55, ч. 3 декларирует, что личность в Российской федерации, ее права и свободы могут быть ограничены только в той мере, которая необходима и достаточна для защиты конституционного строя, безопасности страны, жизни и здоровья других граждан, их законных интересов и прав.
Развивающим и конкретизирующим это положение Конституции, но уже применительно к военнослужащим, является ФЗ «О статусе военнослужащих». В большинстве случаев, запреты и ограничения на осуществление военнослужащим политической деятельности в период прохождения воинской службы не выходит за рамки аналогичных запретов, распространяющихся на всех иных государственных служащих.

Целью этих запретов и ограничений являются:
Обеспечение высокой эффективности несения воинской службы, на которую не могли бы повлиять политические пристрастия отдельных военнослужащих;
Воспрепятствование возможным злоупотреблениям, связанным с характером военной службы в ходе политической борьбы;
Созданию внутри воинских коллективов аполитичной атмосферы, не связанной с ходом политической борьбы в обществе.

Основной задачей запретов и ограничений политического характера является создание в воинской среде нейтральной, аполитичной и подчиняющейся исключительно государственной власти среды, так как основной целью и задачей воинских формирований является защита государства от внешних врагов. ФЗ «Об обороне» прямо запрещает применение воинских формирований Министерства обороны на территории собственного государства для решения политических разногласий или проведения политических или полицейских мероприятий.
Несмотря на существование запрета на участие в политической деятельности, ведению политической агитации и пропаганды, участию в митингах и демонстрациях, состоянию в политических партиях, организациях или объединениях , военнослужащие не лишены права избирать и быть избранными .
Однако, избрание военнослужащего, проходящего воинскую службу, в любой из выборных органов государственной или муниципальной власти автоматически влечет за собой приостановку его воинской службы и прекращение контракта , который был заключен с военнослужащим.
Не лишает этот запрет военнослужащих и права на просмотр телевизионных программ и прослушивание радио передач с предвыборными материалами кандидатов, ознакомления лично во внеслужебной время с политической платформой партий, участвующих в политической борьбе.
Допускается даже участие военнослужащих во внеслужебное время в мирных шествиях и демонстрациях , но при этом строго запрещаются какие либо политические заявления в адрес руководства страны, критика существующего общественного строя или агитация, направленная в пользу конкретной политической партии.

Запреты и ограничения в сфере осуществления предпринимательской деятельности

Государство, заключая контракт с военнослужащим, или призывая гражданина на срочную военную службу, берет на себя обязательства полностью обеспечить ему достойный уровень материального и социального обеспечения, достаточный для удовлетворения его основных жизненных, физических и духовных потребностей.
В этих целях каждый военнослужащий обеспечивается денежным довольствием, льготами по оплате всевозможных коммунальных и иных услуг, пользуется правом на бесплатное лечение, образования, бесплатный проезд к месту службы или отдыха.
Запрет на занятие любыми видами предпринимательской или иной деятельности приносящей доход, и не связанной с непосредственным исполнением обязанностей по службе, является симметричным такому же запрету, распространяющемуся на гражданских государственных служащих.
Цели и задачи, стоящие перед военнослужащими требуют полной концентрации их внимания на задачах воинской службы, а их навыки и умения должны реализовываться исключительно для целей совершенствования своего служебного и боевого мастерства.

Статья 10 ФЗ «О статусе военнослужащего» прямо устанавливает запрет для военнослужащего заниматься, как в служебное, так и вне служебное время любой оплачиваемой деятельностью, как в порядке осуществления индивидуальной трудовой деятельности, так и работая по найму или гражданско-правовому договору.
Особым видом занятия деятельностью, влекущей возможность получения дополнительного дохода, и так же запрещенной для военнослужащего, является деятельность, связанная с участием в акционерных или иных обществах, право владения ценными бумагами, приносящими доход и участие в торгах на фондовых и иных биржах , на которых обращается иностранная валюта или другие ценные бумаги, подверженные колебаниям курса стоимости. К этому запрету относится и участие в электронных торгах посредством средств коммуникации.
Под запретом для военнослужащих и участие, в каком бы то ни было виде и форме, в азартных играх , независимо от того, в какой форме они проводятся и требуют ли для участия в них непосредственного присутствия военнослужащего. Единственным исключением является участие в государственных лотереях и возможность получения выигрыша по ним, в качестве источника дохода не предусмотренного ФЗ «О статусе военнослужащего».

Довольно спорным и неоднозначным, не нашедшим детального разрешения в действующем военном законодательстве, является вопрос о возможности ведения военнослужащими преподавательской, научной или общественной деятельности некоммерческого характера.
Закон не запрещает военнослужащим заниматься научной и преподавательской деятельностью. Вместе с тем он накладывает прямое ограничение на ведение какой-либо деятельности, приносящей дополнительный доход. В этом и состоит основное противоречие законодательства.
Осуществлять преподавательскую деятельность во время прохождения службы он может либо осуществляя её самостоятельно – (репетирование, оказание консультационных услуг), а это – индивидуальная трудовая деятельность, которой военнослужащему заниматься запрещено. Либо заключив трудовой договор с образовательным учреждением на прочтение лекций, проведение семинаров или занятий в иной форме. Но и заключение такого договора, так же противоречит указанному Федеральному закону. Таким образом, практическая реализация права военнослужащего на ведение научной и преподавательской деятельностью в жизни практически не может быть реализована, если военнослужащий – не работник военного научно-исследовательского или учебного заведения МО РФ.
Число запретов и ограничений в сфере экономической деятельности – наиболее существенный и объемный блок запретов для военнослужащих. Он же наиболее детально регламентирован за уровне законов и ведомственных нормативных актов МО.
Такое «трепетное» отношение государства к недопустимости получения военнослужащими дополнительных доходов связано с его заботой о чистоте рядов кадрового состава вооруженных сил, сантикоррупционной борьбой и исключением возможности коммерческого, служебного подкупа путем предоставления финансовых благ в какой бы то ни было форме.

Ограничения, вытекающие из специфики воинской службы (ее особого характера)

Самым существенным из запретов, нарушающих основные права гражданина, является прямой запрет на участие в забастовках и прекращение работы , как способа урегулирования возникшего конфликта между начальником и подчиненным.
В первом случае, запрещая военнослужащим участвовать в забастовках, законодательство РФ следует в русле общепринятых в мировой практике запретов на появление людей в военной форме в рядах гражданских лиц, выражающих протест против государственного строя или пытающихся решить таким способом свои политические или социальные проблемы.
Основным нормативным актом , в соответствии с которым военнослужащие обязаны сообразовывать все свои действия, и посредством которого должны решать все возникающие конфликтные ситуации является Дисциплинарный Устав ВС .
Именно в ДУ ВС содержится запрет на прекращение исполнения служебных обязанностей в знак несогласия с решением начальника или как средство давления при разрешении конфликтной ситуации.

Довольно редким и специфичным является запрет на принятие наград иностранных государств без разрешения Президента РФ . Как правило, военнослужащие, удостаивающиеся такой чести, либо принимали участие в вооруженных конфликтах на территории других государств, правительство которых приняло решение о награждении, либо оказали услуги иностранному государству при спасении жизни его граждан в экстремальной ситуации.
В большей степени этот запрет относится к высшим чинам МО, которые могут получать иностранные награды в качестве «подарка» во время визита в зарубежное государство, или в ознаменование «заслуг», при заключении выгодных военных контрактов.
Именно поэтому, любой случай награждения иностранной наградой является объектом пристального внимания за обоснованностью такого награждения. Некоторые иностранные награды по своему статусу могут повлечь получение дополнительного денежного вознаграждения или получения ряда пожизненных льгот, которые могут находится в противоречии с действующим военным законодательством РФ.

Еще один запрет – на совместную службу родственников в одном подразделении или в состоянии одного из родственников в подчинении у другого, преследует целью пресечение «кумовства», незаслуженного получения преимуществ и льгот, или ускоренного продвижения по служебной лестнице младшего за счет административного ресурса старшего.
Ничего плохого в создании династий, посвятивших жизнь служению родине нет. Но служба младших поколений должна проходить независимо от заслуг или должностного положения лиц старшего поколения. Так видится в идеале, но не реализуется на практике.
Внук генерала – никогда не станет маршалом, потому что у маршала – есть свои внуки.

Запреты и ограничения в сфере средств массовой информации и свободы слова

Данная группа запретов и ограничений носит весьма чувствительный для личности военнослужащего характер, поскольку не только ограничивает его гражданские права, но и мешает, в некоторых случаях, отстаивать свою позицию при решении личных проблем.
Это относится к прямому запрету на публичную критику действий вышестоящих командиров и начальников . Принимая такое положение вещей военнослужащие, заключающие контракт, изначально признают главенство принципа прямого, непосредственного и беспрекословного подчинения действиям вышестоящего начальника, какими бы абсурдными они не казались. Этот запрет не лишает военнослужащего на право обжаловать неправомерный, с его точки зрения, приказ вышестоящему начальству, но не отменяет обязанности в любом случае его исполнить.
Еще одним из ограничений является запрет на публичную пропаганду своего отношения к той или иной ситуации в стране или на публичную пропаганду религиозных воззрений военнослужащего.
Церковь, являющаяся по статусу общественной организацией, на протяжении всей истории человечества оказывала сильнейшее психологическое воздействие на своих приверженцев и последователей. Не секрет, что на протяжении столетий существовало жесткое, выливавшееся в кровопролитные войны противостояние между представителями различных религий и даже конфессий в рамках одной религии.
На территории РФ проживают и, соответственно служат в армии, представители всех известных мировых религий. И если даже в гражданском обществе признано недопустимым проводит пропаганду, каким либо образом оскорбляющую или умаляющую представителей любой из не православных религий, то в армии это недопустимо вдвойне.

Рассмотренные в статье ограничения и запреты на осуществление определенных видов деятельности во время прохождения воинской службы, в большинстве стран «западной» цивилизации, являются распространенными и опробированными на практике столетиями существования армейских подразделений.
Создавая вооруженные силы, государство ставит перед ними совершенно определенные цели – защиту от внешнего врага. Люди, идущие на службу во имя этой цели, делают это осознанно и по доброй воле. Поэтому они заранее готовы к тому, что их служебная деятельность будет отличаться от работы на «гражданке». Существующие ограничения существенным образом не сказываются на нормальной жизни и адаптации в обществе для большинства военнослужащих и являются неизбежным «злом», которое государство в последствии, по выслуге лет, компенсирует стабильными и довольно высокими пенсиями и другими социальными льготами.

О воинской вежливости и поведении военнослужащих 64. Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о чести Вооруженных Сил в целом. Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения. По вопросам службы они должны обращаться друг к другу на "вы". При личном обращении воинское звание называется без указания рода войск или службы. Начальники и старшие, обращаясь по службе к подчиненным и младшим, называют их по воинскому званию и фамилии или только по званию, добавляя в последнем случае перед званием слово "товарищ". Например: "Рядовой Петров (Петрова)", "Товарищ рядовой", "Сержант Кольцов (Кольцова)", "Товарищ сержант", "Мичман Иванов (Иванова)" и т.п. Курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, не имеющих воинских званий сержантского и старшинского состава, состава прапорщиков и мичманов, а также курсантов учебных воинских частей (подразделений) при обращении к ним называть: "Курсант Иванов", "Товарищ курсант". Подчиненные и младшие, обращаясь по службе к начальникам и старшим, называют их по воинскому званию, добавляя перед званием слово "товарищ". Например: "Товарищ старший лейтенант", "Товарищ контр-адмирал". При обращении к военнослужащим гвардейских соединений и воинских частей перед воинским званием добавляется слово "гвардии". Например: "Товарищ гвардии старшина 1 статьи", "Товарищ гвардии полковник". Во внеслужебное время и вне строя офицеры могут обращаться друг к другу не только по воинскому званию, но и по имени и отчеству. В повседневной жизни офицерам разрешается применять утвердительное выражение "слово офицера" и при прощании друг с другом допускается вместо "до свидания" говорить "честь имею". При обращении к лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащие называют их по воинской должности, добавляя перед названием должности слово "товарищ". Искажение воинских званий, употребление нецензурных слов, кличек и прозвищ, грубость и фамильярное обращение несовместимы с понятием воинской чести и достоинством военнослужащих. 65. Вне строя, отдавая или получая приказ, военнослужащие обязаны принять строевую стойку, а при надетом головном уборе приложить к нему руку и опустить ее. Докладывая или принимая доклад, военнослужащий опускает руку от головного убора по окончании доклада. Если перед докладом подавалась команда "Смирно", то докладывающий по команде начальника "Вольно" повторяет ее и опускает руку от головного убора. 66. При обращении к другому военнослужащему в присутствии командира (начальника) или старшего у него необходимо спросить на это разрешение. Например: "Товарищ полковник. Разрешите обратиться к капитану Иванову". 67. В общественных местах, а также в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне метро и пригородных поездах при отсутствии свободных мест военнослужащий обязан предложить свое место начальнику (старшему). Если при встрече нельзя свободно разойтись с начальником (старшим), то подчиненный (младший) обязан уступить дорогу и, приветствуя, пропустить его, при необходимости обогнать начальника (старшего) подчиненный (младший) должен спросить на то разрешение. Военнослужащие должны соблюдать вежливость по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях, пожарах и стихийных бедствиях. 68. Военнослужащим запрещается держать руки в карманах одежды, сидеть или курить в присутствии начальника (старшего) без его разрешения, а также курить на улицах на ходу и в местах, не отведенных для этой цели. 69. Трезвый образ жизни должен быть повседневной нормой поведения всех военнослужащих. Появление в нетрезвом виде на службе и в общественных местах является грубым дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего. 70. Для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливаются необходимые виды формы одежды. Военная форма одежды и знаки различия утверждаются Президентом Российской Федерации. Право ношения военной формы одежды имеют все военнослужащие, а также граждане, пребывающие в запасе или находящиеся в отставке, уволенные с военной службы с правом ношения военной формы одежды. Военная форма одежды носится строго в соответствии с правилами, утвержденными министром обороны Российской Федерации. Вне расположения воинской части на отдыхе, в увольнении или в отпуске военнослужащим разрешается не носить военную форму одежды. 71. Правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия обязательны также для граждан, пребывающих в запасе или находящихся в отставке, при ношении ими военной формы одежды. Они должны строго соблюдать установленные правила ношения военной формы одежды.

Очень часто военнослужащим приходится неофициально подрабатывать, чтобы содержать семью, платить за квартиру (если не возможен поднаем)...

Но работать неофициально это одно, а когда есть документы и "капает" гражданский стаж, платятся налоги и отчисления в пенсионные фонды это совсем другое, поэтому многим хочется оформить свои трудовые отношения с работодателем официально - завести трудовую книжку или сделать запись в существующей (), оформить трудовой договор, получать "белую" зарплату и платить отчисления и налоги.

Попытаемся ответить на так волнующий военных вопрос - можно ли официально устроиться на работу одновременно с прохождением службы .

Главным руководящим документом в этом вопросе для военнослужащих является Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" () который гласит:

1. Военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением

Педагогической,

Научной

И иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.

При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Военнослужащие не вправе

Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего ,

А также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение.

3. Кроме того военнослужащие не вправе

Получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

Получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами.

Эти же пункты напрямую относятся и к совместительству (как известно Совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ))

Т.е. военные не вправе совмещать службу с гражданской подработкой на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном ТК РФ, в т.ч и по трудовым договорам (контрактам), а также по гражданско-правовым договорам.

Этот запрет также следует из юридическим выраженного требования ст. 37 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" о том, что военнослужащий обязан посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы. А т. к. нахождение на военной службе является непрерывным для военнослужащего, начинаясь с моментом поступления и оканчиваясь моментом увольнения с нее, запрет на работу является исключительным и распространяется и на внеслужебное время.

Таким образом у военнослужащего желающего работать на гражданке не так много выходов и очень важно при этом избежать дисциплинарной и иной ответсвенности.

1. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

2. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе;

получение дополнительного профессионального образования с учетом интересов военной службы и их собственного выбора;

увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации.

Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной необходимостью.

3. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

4. Супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих - граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе. В указанные периоды супругам военнослужащих - граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

5. Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

6. Супруги военнослужащих - граждан при прочих равных условиях имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление на прохождение профессионального обучения или для получения дополнительного профессионального образования по очной форме обучения с выплатой в период обучения средней заработной платы.

7. Военнослужащие не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

8. Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы.

9. Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.