Больничный лист

Министр рф делам гражданской обороны. Интервью с Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучковым. Гражданская оборона – слагаемые эффективности

29 апреля 2019 , Выделены средства на помощь пострадавшим от природных пожаров в Забайкальском крае Распоряжение от 29 апреля 2019 года №859-р. Из резервного фонда Правительства России выделяется 55,31 млн рублей на социальную поддержку пострадавших в результате природных пожаров в Забайкальском крае.

20 апреля 2019 Дмитрий Медведев поручил оказать помощь пострадавшим в результате пожаров в Забайкалье

29 января 2019 , Система предупреждения чрезвычайных ситуаций О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение эффективности управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Распоряжение от 26 января 2019 года №81-р. Законопроектом предлагается уточнить и упорядочить состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации, полномочия Правительства России, региональных и местных органов власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уточняется также правовое регулирование отношений в сфере обеспечения защищённости критически важных и потенциально опасных объектов и создания организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14 января 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на повышение эффективности управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Законопроектом предлагается уточнить и упорядочить состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации, полномочия Правительства России, региональных и местных органов власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уточняется также правовое регулирование отношений в сфере обеспечения защищённости критически важных и потенциально опасных объектов и создания организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14 января 2019 Дмитрий Медведев обсудил с губернатором Ростовской области и главой МЧС оказание помощи пострадавшим от взрыва газа в жилом доме в городе Шахты

5 января 2019 О выплатах и пособиях семьям погибших и пострадавшим в связи с обрушением жилого дома в Магнитогорске 31 декабря 2018 года

1 января 2019 Об образовании Правительственной комиссии по оказанию помощи пострадавшим и ликвидации последствий обрушения подъезда жилого дома в Магнитогорске Распоряжение №3036-р

26 декабря 2018 , Пожарная безопасность Об изменениях в Правилах противопожарного режима Постановление от 24 декабря 2018 года №1644. Внесёнными в Правила противопожарного режима изменениями устанавливается запрет на застройку противопожарных расстояний и минерализованных полос в границах населённых пунктов. Это позволит повысить уровень противопожарной защищённости населённых пунктов от переходящих на них природных пожаров.

10 декабря 2018 , Гражданская оборона О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение эффективности системы управления гражданской обороной Распоряжение от 8 декабря 2018 года №2723-р. В целях совершенствования законодательства в области гражданской обороны и повышения эффективности системы управления гражданской обороной законопроектом, уточняются полномочия Президента и Правительства России в этой области, категории должностных лиц субъектов Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной.

19 ноября 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на повышение эффективности системы управления гражданской обороной В целях совершенствования законодательства в области гражданской обороны и повышения эффективности системы управления гражданской обороной законопроектом, в частности, предусматривается дополнение Федерального закона «О гражданской обороне» новыми понятиями, такими как «обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне»; «организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне»; «опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов»; «сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения». Уточняются полномочия Президента и Правительства России в этой области, категории должностных лиц субъектов Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной.

18 октября 2018 О выделении бюджетных ассигнований на социальную поддержку граждан, пострадавших в результате чрезвычайного происшествия 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже Распоряжение от 18 октября 2018 года №2249-р. Из резервного фонда Правительства России выделены бюджетные ассигнования в размере 60 млн рублей на выплату единовременного пособия гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайного происшествия, произошедшего 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже.

31 июля 2018 Поручение МЧС России по итогам совещания об охране и защите лесов и глубокой переработке древесины

18 июля 2018 Поручения МЧС России в связи с чрезвычайной ситуацией на территории Забайкальского края в июле 2018 года

Об утверждении новой редакции государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» Постановление от 30 марта 2018 года №377. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

26 марта 2018 , Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий О выделении бюджетных ассигнований на социальную поддержку граждан, пострадавших в результате пожара 25 марта 2018 года в Кемерово Распоряжение от 26 марта 2018 года №508-р. Из резервного фонда Правительства России выделяются бюджетные ассигнования в размере 76 млн рублей на выплату единовременного пособия гражданам, пострадавшим в результате крупного пожара 25 марта 2018 года в Кемерово.

20 марта 2018 , Пожарная безопасность О внесении в Госдуму законопроекта о некоторых вопросах деятельности договорных подразделений противопожарной службы Распоряжение от 17 марта 2018 года №445-р. В целях повышения уровня материально-технического обеспечения договорных подразделений противопожарной службы законопроектом предлагаются меры по изменению организационно-правовой формы этих подразделений.

1

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о Департаменте по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы *


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 44, 07.08.2012);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 08.09.2014);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 03.12.2014);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 18.06.2015);
постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2015 года N 697-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 28.10.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 05.11.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 28.09.2016);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 16.05.2018);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 27.11.2018);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 19.12.2018).
____________________________________________________________________

_________________
постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию .

В целях уточнения полномочий Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы и совершенствования его деятельности Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2014 года постановлением Правительства Москвы от 2 декабря 2014 года N 706-ПП постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

постановляет:

1. Утвердить Положение о Департаменте по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы согласно приложению к настоящему постановлению.
постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2. Признать утратившими силу:

2.1. Постановление Правительства Москвы от 12 февраля 2002 года N 120-ПП "Об утверждении Положения о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы" .

2.2. Постановление Правительства Москвы от 16 декабря 2003 года N 1055-ПП "Об утверждении Положения о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы" .

2.3. Пункты 2 , , , , 8 постановления Правительства Москвы от 15 марта 2005 года N 127-ПП "О реорганизации Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы" .

2.4. Пункт 12.2 постановления Правительства Москвы от 7 июня 2005 года N 398-ПП "О мерах по реализации Соглашения между МЧС России и Правительством Москвы о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий на 2005-2007 годы" .

2.5. Постановление Правительства Москвы от 22 декабря 2009 года N 1424-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 15 марта 2005 года N 127-ПП" .

2.6. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 171-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 622-ПП, от 15 марта 2005 года N 127-ПП" .

2.7. Пункт 5 постановления Правительства Москвы от 24 августа 2010 года N 735-ПП "Об утверждении Регламента подготовки и выдачи специальных разрешений на провоз тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по улично-дорожной сети города Москвы" .

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. Положение о Департаменте по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы

_________________
* Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию .

I. Общие положения

1. Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы (далее - Департамент) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим межотраслевое регулирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах города Москвы (далее - установленная сфера деятельности).
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2. Департамент осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации , международными договорами, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, а также соглашениями между МЧС России и Правительством Москвы о передаче полномочий и настоящим Положением.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

3. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои структурные подразделения в административных округах города Москвы во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и иными организациями.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

II. Полномочия Департамента

постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4. Департамент осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента, в том числе:
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.1.1. О программах в области гражданской обороны, защиты населения и территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах города Москвы.

4.1.2. О порядке создания и функционирования противопожарной службы города Москвы.

4.1.3. О порядке создания и функционирования городских аварийно-спасательных служб и формирований.

4.1.4. Об утверждении перечня объектов, расположенных на территории города Москвы, подлежащих обязательному обслуживанию аварийно-спасательными службами и формированиями.

4.1.5. Об утверждении порядка страхования пожарных и иных работников противопожарной службы города Москвы, спасателей и резервистов.

4.1.6. Об утверждении порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии спасателям городских аварийно-спасательных служб и формирований и пожарным противопожарной службы города Москвы.

4.1.7. Об утверждении перечня платных услуг, оказываемых городскими аварийно-спасательными службами и формированиями, о тарифах и порядке взимания платы, порядке оказания противопожарной службой города Москвы платных работ и услуг в области пожарной безопасности.

4.1.8. Об организации подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обучения населения мерам пожарной безопасности.
(Пункт 4.1.8 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.1.9. О планировании мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций, расположенных на территории города Москвы, в военное время и в чрезвычайных ситуациях.
(Пункт 4.1.9 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.1.10. О резерве имущества гражданской обороны.

4.1.11. Об утверждении Плана распределения и доставки из мест хранения имущества резерва гражданской обороны населению города Москвы.

4.1.12. Об определении порядка предоставления за счет бюджета города Москвы субсидий в установленной сфере деятельности.

4.1.13. О создании и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны города Москвы.
(Пункт 4.1.13 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.1.14. Об утверждении схемы размещения пожарных депо на территории города Москвы.

4.1.15. Об утверждении Правил охраны людей на водных объектах города Москвы.

4.1.16. О развитии и поддержании в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения города Москвы об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях.
(Пункт 4.1.16 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.1.17. О планировании действий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

4.1.18. О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(Пункт 4.1.18 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.1.19. Об административных регламентах исполнения Департаментом государственных функций и предоставления Департаментом государственных услуг.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.1.20. О порядке организации и осуществления регионального государственного надзора в установленной сфере деятельности.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.1.21. По иным вопросам, входящим в установленную сферу деятельности Департамента.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.2. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы Департамент принимает решения:
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.2.1. О выдаче (отказе в выдаче) исходных данных для осуществления градостроительной деятельности на территории города Москвы с соблюдением требований гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций.

4.2.2. Пункт утратил силу с 8 ноября 2015 года - постановление Правительства Москвы от 27 октября 2015 года N 697-ПП . - См. предыдущую редакцию .

4.2.2(1). О приспособлении линий метрополитена в качестве защитных сооружений гражданской обороны.

(Пункт 4.2.2(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2016 года N 611-ПП)

4.2.3. О предоставлении субсидий за счет средств бюджета города Москвы юридическим лицам в случаях, установленных правовыми актами города Москвы.

4.2.4. Об утверждении по согласованию с Главным управлением МЧС России по г.Москве норм обеспечения подведомственных аварийно-спасательных служб и формирований аварийно-спасательной техникой, оборудованием и снаряжением, осуществляет их корректировку в установленном порядке.

4.2.5. По вопросам участия в проведении научно-исследовательских (прикладных исследований) и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в интересах города Москвы.

4.2.6. По вопросам организации проведения мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обучению населения в области пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы, а также обучению по программам профессиональной подготовки работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, в том числе в подведомственной Департаменту государственной образовательной организации.
(Пункт 4.2.6 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.2.7. По вопросам организации и проведения бесплатной медицинской реабилитации пожарных и иных работников противопожарной службы города Москвы, принимавших участие в тушении пожаров, и спасателей городских аварийно-спасательных служб и формирований, принимавших участие в проведении аварийно-спасательных работ (пункт дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 25 июля 2012 года N 363-ПП).

____________________________________________________________________
Пункты 4.2.7-4.2.11 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 4.2.8-4.2.12 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 25 июля 2012 года N 363-ПП .
____________________________________________________________________

4.2.8. По вопросам организации создания, хранения и использования страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения и ведения на его базе электронного банка данных оперативного информационного ресурса для документального обеспечения проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

4.2.9. По вопросам организации создания, оснащения и подготовки при методическом руководстве Главного управления МЧС России по г.Москве противопожарной службы города Москвы, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных (пожарно-спасательных) формирований.

4.2.10. По вопросам участия в работе по организации строительства, реконструкции, реставрации зданий и сооружений объектов государственной противопожарной службы, других объектов, предназначенных для обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, расположенных на территории города Москвы.

4.2.11. По вопросам организации создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию органами исполнительной власти города Москвы и организациями, расположенными на территории города Москвы, технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения города Москвы об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях.
(Пункт 4.2.11 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.2.12. По иным вопросам, связанным с реализацией полномочий города Москвы в установленной сфере деятельности и организацией деятельности Департамента, в случаях, установленных Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.3. Осуществляет региональный государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП ; в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2018 года постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1429-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.4. Осуществляет организационно-правовое, финансовое, кадровое и материально-техническое обеспечение полномочий, переданных Правительством Москвы Главному управлению МЧС России по г.Москве в соответствии с Соглашением между МЧС России и Правительством Москвы о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах (далее - полномочия, переданные Соглашением), в том числе:

4.4.1. Участвует в разработке проектов правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы, представляемых в установленном порядке Главным управлением МЧС России по г.Москве, направленных на регулирование отношений, связанных с реализацией полномочий, переданных Соглашением, в том числе:

4.4.1.1. Об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве и выполнении мероприятий гражданской обороны.

4.4.1.2. Об обеспечении пожарной безопасности в городе Москве.

4.4.1.3. О Московской городской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4.4.1.4. Об организации мероприятий мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

4.4.1.5. Об организации обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы, в том числе о мерах по обеспечению безопасности в местах массового отдыха в период зимнего и летнего сезонов.

4.4.2. Подготовка в установленном порядке по согласованию с Главным управлением МЧС России по г.Москве предложений о финансировании осуществления полномочий, переданных Соглашением.

4.4.3. Осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушению пожаров, в том числе в высотных зданиях и тоннелях города, спасения людей на водных объектах города Москвы силами подведомственных Департаменту организаций.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.4.4. Авиационное обеспечение экстренного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации и пожары, проведение силами подведомственного Департаменту государственного учреждения специальных аварийно-спасательных, пожарных, медицинских, патрульных и других видов авиационных работ.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.4.5. Участие в рамках компетенции в аттестации спасателей, аварийно-спасательных и пожарных формирований города Москвы на ведение аварийно-спасательных работ.

4.4.6. Обеспечение в пределах своей компетенции готовности сил и средств Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МГСЧС), в том числе Главного управления МЧС России по г.Москве.

4.4.7. Обеспечение в пределах своей компетенции деятельности Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

4.4.8. Осуществление в установленном порядке передачи Главному управлению МЧС России по г.Москве материальных запасов, а также передачи в безвозмездное пользование движимого имущества для обеспечения выполнения полномочий, переданных Соглашением.

4.5. Организует и проводит работы по технической защите информации ограниченного доступа и иной информации, содержащейся в информационных системах Департамента.
(Пункт 4.5 дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП)

4.6. Обеспечивает в соответствии с возложенными задачами и в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
(Пункт 4.6 дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП)

III. Права, организация деятельности и руководство Департамента

(Название раздела в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

5. В целях осуществления своих полномочий Департамент имеет право:
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

5.1. Запрашивать в установленном порядке от органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

5.2. Вносить в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов государственной власти города Москвы и должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам в пределах своей компетенции.

5.3. Создавать совещательные, экспертные и иные рабочие органы в установленной сфере деятельности.

5.4. Привлекать научные, экспертные и иные организации, ученых, экспертов и специалистов в установленном порядке для проработки вопросов и проведения мероприятий в установленной сфере деятельности.

5.5. Заключать в пределах своей компетенции договоры с физическими и юридическими лицами в целях выполнения возложенных на Департамент полномочий.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

5.6. Осуществлять иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

6. В целях осуществления своих полномочий Департамент:
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

6.1. Ведет следующие реестры (перечни):

6.1.1. Реестр аварийно-спасательных служб и формирований города Москвы.

6.1.2. Реестр организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования города Москвы.

6.1.3. Перечень потенциально опасных объектов, расположенных на территории города Москвы.
(Пункт 6.1.3 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП . - См. предыдущую редакцию)

6.1.4. Сводный реестр организаций, создающих нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в городе Москве.
(Пункт 6.1.4 дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 3 ноября 2015 года N 715-ПП)

6.2. Обеспечивает:

6.2.1. Мероприятия по организации предупреждения чрезвычайных ситуаций, управления рисками, их смягчения, снижения последствий чрезвычайных ситуаций.

6.2.2. Mероприятия по организации мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе на потенциально опасных объектах, объектах системы жизнеобеспечения и критически важных объектах города Москвы.

6.2.3. Развитие и содержание под руководством Главного управления МЧС России по г.Москве систем управления, связи, оповещения, информационного обеспечения, а также комплексов средств автоматизации Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы.

6.2.4. Организацию поддержания постоянной готовности и натренированности летных экипажей подведомственного учреждения к выполнению задач по предназначению, обучение и повышение квалификации авиационного персонала в образовательных организациях Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации.
(Пункт 6.2.4 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП . - См. предыдущую редакцию)

6.3. Участвует в установленном порядке:

6.3.1. В международном и межрегиональном сотрудничестве в установленной сфере деятельности, в гуманитарных операциях, проводимых Правительством Москвы и МЧС России.

6.3.2. В работе под руководством Главного управления МЧС России по г.Москве по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

6.3.3. В работе по сбору, обработке и обмену информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(Пункт 6.3.3 дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП)

6.3.4. В координации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Москвы.
(Пункт 6.3.4 дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП)

6.3.5. В осуществлении контроля за ходом и качеством подготовки населения в области гражданской обороны, в том числе в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне.
(Пункт 6.3.5 дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП)

6.4. Осуществляет в установленном порядке:

6.4.1. Координацию совместно с Главным управлением МЧС России по г.Москве деятельности студенческих спасательных отрядов и добровольных пожарных дружин, организацию взаимодействия между ними и аварийно-спасательными формированиями и пожарными подразделениями на территории города Москвы.

6.4.2. Авиационное обеспечение оперативной деятельности Правительства Москвы и городских служб, привлекаемых к решению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и других мероприятий по решению Правительства Москвы.

6.4.3. Организационные мероприятия по проведению подведомственными организациями в пределах их компетенции работ по тушению пожаров, аварийно-спасательных работ, направленных на удовлетворение потребностей неопределенного количества потребителей или общества в целом.

6.4.4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП . - См. предыдущую редакцию .

6.4.5. Информирование населения и пропаганду знаний в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций.

6.5. Готовит предложения в пределах своей компетенции по организации планирования мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационного плана экономики города Москвы.

6.6. Ведет учет объектов гражданской обороны.

6.7. Выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города Москвы, а также программ в установленной сфере деятельности.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

6.8. Выполняет функции и полномочия учредителя государственных учреждений, государственных унитарных предприятий города Москвы в соответствии с законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений, в том числе за выполнением ими государственного задания.

6.9. Осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций, оптимизации предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде, снижению административных барьеров, снижению бюджетных расходов и повышению эффективности их использования.

6.10. Выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями в установленной сфере деятельности.

6.11. Принимает меры по реализации программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности.

6.12. Осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.

6.13. Организует и осуществляет в пределах компетенции Департамента мобилизационную подготовку и мобилизацию в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

6.13(1). Осуществляет мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности. Контролирует состояние антитеррористической защищенности объектов (территорий), выделенных для размещения подведомственных организаций.
(Пункт 6.13(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2014 года N 512-ПП)

6.14. Осуществляет прием населения, рассмотрение в установленном порядке обращений граждан.

6.14(1). Обеспечивает при реализации полномочий приоритет целей и задач по развитию конкуренции в установленной сфере деятельности.
(Пункт 6.14(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 18 декабря 2018 года N 1582-ПП)

6.15. Выполняет иные предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы иными правовыми актами города Москвы, полномочия в установленной сфере деятельности.

7. Департамент возглавляет руководитель, назначаемый на должность Мэром Москвы по согласованию с начальником Главного управления МЧС России по г.Москве и освобождаемый от должности Мэром Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

8. Руководитель Департамента находится в оперативном подчинении начальника Главного управления МЧС России по г.Москве при реализации полномочий, переданных Соглашением.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

9. Руководитель Департамента имеет заместителей, в том числе первых, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Мэром Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10. Руководитель Департамента:
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10.1. Руководит деятельностью Департамента, несет персональную ответственность перед Правительством Москвы за реализацию Департаментом установленных полномочий.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10.2. Распределяет обязанности между заместителями руководителя Департамента.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10.3. Утверждает структуру и штатное расписание Департамента в пределах утвержденной предельной численности и фонда оплаты труда, а также утверждает положения о структурных подразделениях Департамента.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10.4. Организует проведение мероприятий по совершенствованию системы управления в установленной сфере деятельности органа исполнительной власти города Москвы, в том числе по оптимизации подведомственной бюджетной сети.

10.5. Осуществляет в установленном порядке расходование денежных средств в пределах выделенных ассигнований, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него полномочий, несет персональную ответственность за достижение показателей эффективности в установленной сфере деятельности.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10.6. Подписывает в пределах своей компетенции:

10.6.1. Правовые акты Департамента (приказы, распоряжения), осуществляет контроль за их исполнением.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10.6.2. Совместные приказы, регулирующие вопросы взаимодействия Департамента и Главного управления МЧС России по г.Москве при реализации Соглашения.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. 10.9. Исполняет полномочия представителя нанимателя для государственных гражданских служащих Департамента и работодателя для работников Департамента, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и трудовым законодательством.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10.10. Действует без доверенности от имени Департамента, заключает от имени Департамента договоры и соглашения, совершает иные юридические действия.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10.11. Представляет Департамент в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, в организациях, общественных объединениях граждан.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10.12. Обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими законодательства о государственной гражданской службе, служебной дисциплины, коллективных договоров, правил служебного распорядка, должностных регламентов.

10.13. Несет ответственность за соблюдением установленного федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы режима защиты конфиденциальной информации, а также информации, отнесенной к государственной, коммерческой, служебной и иной тайне.

10.14. В пределах своей компетенции организует и обеспечивает мобилизационную подготовку в Департамент и подведомственных ему организациях.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10.15. Подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность Департамента, несет ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, порядке представления статистической отчетности.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10.16. Утверждает перечень должностных лиц Департамента, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

11. В Департаменте может быть образована коллегия в составе руководителя (председатель коллегии), его заместителей, являющихся членами коллегии по должности. Состав коллегии и положение о ней утверждаются правовым актом Департамента.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

12. Департамент является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением герба города Москвы и со своим наименованием, иные служебные печати и штампы, лицевые счета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета города Москвы, открываемые в порядке, определенном бюджетным законодательством Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

12(1). Департамент имеет геральдический знак - эмблему, которую вправе использовать в установленном порядке по решению руководителя Департамента.
(Пункт 12(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП)

12(2). Департамент вправе учреждать почетные знаки, дипломы, грамоты и награждать ими государственных гражданских служащих, работников Департамента и подведомственных Департаменту организаций, а также граждан, оказавших содействие в решении задач гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории города Москвы.
(Пункт 12(2) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП)

13. Департамент имеет специальные транспортные средства (в том числе авиационные и водные), оборудованные утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками и специальными сигналами.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

14. Расходы на содержание Департамента осуществляются за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) на функционирование исполнительных органов государственной власти.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

15. Реорганизация и ликвидация Департамента осуществляются Правительством Москвы в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 16 июня 2015 года N 357-ПП . - См. предыдущую редакцию)

16. В случае ликвидации Департамента его документы передаются в установленном порядке в Главное архивное управление города Москвы или определенный им орган.
; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2018 года N 436-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

    Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ - Минист ерство по чрезвыч айным ситу ациям РФ (МЧС) … Русский орфографический словарь

    - (МЧС) белор. Міністэрства па надзвычайных сітуацыях Рэспублiкi Беларусі … Википедия

    Центральный исполнительный орган, осуществляющий формирование государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, межотраслевой координации в области… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. МЧС. МЧС Армении Страна: Республика Армения Создана: 21 апреля 2008 г. Штаб квартира: г. Ереван, ул. Пушкина Руководство … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    См. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …

    - (МЧС России) федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем … Википедия

    Министр МЧС Сергей Шойгу Нарукавный шеврон МЧС России Спасатели с боевым знаменем … Википедия

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — федеральный орган исполнительной власти, ответственный за решение задач в области гражданской обороны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидацию их последствий. В настоящее время в состав МЧС входит также противопожарная служба.

Вплоть до конца прошлого века министерства, которое занималось бы исключительно природными и техногенными чрезвычайными ситуациями в России не существовало. Лишь в 1991 году была образована Ассоциация спасательных формирований России.

Тогда же Сергей Шойгу был назначен председателем Российского корпуса спасателей. Он же возглавил образовавшийся позднее Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне (ГКЧС). 10 января 1994 года ГКЧС России преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Всего за несколько лет существования МЧС были спасены жизни тысяч россиян. Спасатели России не раз оказывали помощь иностранным государствам, принимая участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций. В сферу деятельности МЧС входит и оказание гуманитарной помощи.

Основные задачи МЧС:

  • выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
  • организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
    осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

Справка

Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в мировой практике была сформирована специальная структура - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

История МЧС тесно связана с историей российской гражданской обороны, которой 4 октября 2010 г. исполнилось 78 лет . Начало государственной гражданской обороне было положено 4 октября 1932 г. принятием Советом народных комиссаров СССР «Положения о противовоздушной обороне СССР», которое впервые определило мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этот день принято считать днем рождения Местной противовоздушной обороны (МПВО) – начального этапа развития государственной системы защиты населения и территорий.

Решение, принятое руководством страны в 1961 г., о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны (ГО), практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения.

27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Этот день считается днем образования МЧС России. В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря было объявлено Днем спасателя Российской Федерации.

Начало создания структуры - 27 декабря 1990 года , когда было принято постановление Совета министров РСФСР «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Корпус возглавил Сергей Шойгу. Именно этот день - 27 декабря - в 1995 году Указом Президента РФ объявлен Днем спасателя Российской Федерации. 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.

19 ноября Указом Президента РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председатель - С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР. 10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), министр - Сергей Шойгу. 9 декабря 1992 года на базе бывших Высших центральных курсов гражданской обороны создана Академия гражданской защиты МЧС РФ, уникальное, не имеющего аналогов в мире учебное заведение.

21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В сентябре 1995 года было подписано соглашение с Международной организацией гражданской обороны об открытии Московского регионального учебного центра подготовки специалистов гражданской обороны на базе Академии гражданской защиты. Международный центр подготовки спасателей был открыт седьмого мая 1996 года в подмосковном городе Ногинске. Статус Центра как международного учреждения гуманитарной направленности поддержан ООН. Задачи Центра - подготовка спасателей из различных государств по методике, разработанной специалистами МЧС России с учетом международного опыта, привлечение обучаемых спасателей к участию в крупных учениях, организуемых МЧС, и к реальным спасательным акциям в качестве международного резерва. Центр оснащен новейшими образцами спасательной техники и оборудования, а также аэромобильным госпиталем МЧС. Выпускникам присваивается квалификация «спасатель международного класса». МЧС России - это структура, которая покрывает сетью практически всю страну. На оснащении спасателей находятся самые современные спасательные технологии. Российские спасатели прошли обучение в лучших спасательных службах мира, а некоторые зарубежные специалисты-спасатели приезжали в Россию, в Центр подготовки спасателей, чтобы перенять наш опыт реагирования на чрезвычайные ситуации.

В настоящее время способность государства и общества своевременно распознавать предпосылки кризисов, катастроф и эффективно бороться с ними становится одной из ключевых задач обеспечения национальной безопасности.

Сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. На основе внедрения современных технических средств и унификации структурных элементов создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО. Осуществлена реконструкция централизованной системы оповещения гражданской обороны на федеральном и межрегиональном уровнях. Предприняты необходимые меры по сохранению материально-технической базы гражданской обороны, системы инженерной защиты населения, запасов материально-технических ресурсов гражданской обороны.

В соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на базе реорганизуемых соединений и воинских частей войск гражданской обороны формируются воинские спасательные формирования постоянной готовности МЧС России, способные эффективно и в полном объеме выполнять возложенные на них задачи мирного и военного времени.

Создана единая система обучения всех категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения, на основе внедрения современных обучающих методик и технических средств. С целью обучения различных категорий населения и доведения информации создана Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН). На современном этапе развития сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению мероприятий гражданской обороны, позволяющие гибко и оперативно решать задачи по защите населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России

Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:

Органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;

Силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

Центральный аппарат МЧС России:

Министр. Первый заместитель Министра. Статс-секретарь - заместитель Министра. 3 -Заместителя Министра. Главный военный эксперт. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.

Департаменты МЧС России:

Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. Территориальной политики. Гражданской защиты. Тыла и вооружения. Административный. Надзорной деятельности. Организационно-мобилизационный. Кадровой политики. Международной деятельности. Финансово-экономический. Инвестиций и капитального строительства.

Управления МСЧ России:

Научно-техническое. Государственной инспекции по маломерным судам. Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Авиации и авиационно-спасательных технологий. Федеральной поддержки территорий. Медико-психологического обеспечения. Контрольно-ревизионное. Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ. Информации. Правовое. Военизированных горноспасательных частей.

Центральный аппарат МЧС РФ (9 департаментов, 9 управлений, 1 отдел):

Департамент управления. Департамент Гражданской обороны. Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Департамент подготовки войск гражданской обороны и других формирований. Департамент материально-технического обеспечения и вооружения. Департамент мероприятий защиты населения и территорий. Департамент финансово-экономический. Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов. Департамент международного сотрудничества. Управление кадров. Организационно-мобилизационное управление. Управление Аппарата Министра. Управление связи и оповещения. Научно-техническое управление. Управление авиации. Правовое управление. Медицинское управление. Хозяйственное управление. Информационный отдел (Пресс-служба).

Режимы работы Российской системы по чрезвычайным ситуациям

РСЧС имеет 3 режима функционирования в зависимости от складывающейся ситуации:

режим постоянной деятельности существует при отсутствии чрезвычайной ситуации, когда все органы управления и силы РСЧС работают в обычном ритме;

режим повышенной готовности, вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

режим чрезвычайной ситуации, вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Решение на введение режимов функционирования органов управления, сил и средств РСЧС принимается решением органов власти на федеральном, региональном, территориальном или местном уровне.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

a) в режиме повседневной деятельности:

Изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;

Сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

Планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности;

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

Руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

b) в режиме повышенной готовности:

Усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;

Непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС;

Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;

Проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

c) в режиме чрезвычайной ситуации:

Непрерывный контроль за состояние окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;

Оповещение руководителей и населения территорий о возникших ЧС;

Проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

Организация и поддержание непрерывного взаимодействия всех органов исполнительной власти по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на:

Локальные (объектовые), в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами;

Местные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района);

Территориальные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования);

Региональные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации;

Федеральные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации;

Глобальные, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России.

Спасательными формированиями (отрядами) поисково - спасатальной службы (ППС) министерства;

Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:

Военнизированные и невоеннизированные противопожарные, поисково - спасательные и аварийно - восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

Учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

Формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;

Части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;

Силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;

Воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;

Силы и службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;

Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;

Аварийно - спасательные службы Военно - Морского флота России и других министерств;

Военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

Территориальные аварийно - спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;

Подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;

Военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;

Аварийно - технические центры и специализированные отряды Минатома России;

Отряды и специалисты - добровольцы общественных объединений.

Организационная структура и задачи территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:

Руководящий орган - республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);

Постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

Собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем.

Председателем территориальной комиссии назначается первый заместитель главы администрации исполнительного органа власти. Оперативным органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и комиссии по ЧС городов областного подчинения.

С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской таможней и другими структурами.

Непосредственно в комиссии по ЧС передаётся информация:

О стихийных бедствиях;

О случайных залповых и аварийных выбросов и сбросов;

О ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.

Немедленно передаётся информация:

О стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей, животных или растений;

Об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они угрожают здоровью или жизни людей, животных или растений;

О визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озёрах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).

При этом существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС. Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.

1. Для атмосферного воздуха:

  • содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:
  • в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
  • в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
  • в 50 и более раз (без учёта времени);
  • визуальные и органолептические признаки:
  • появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
  • обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р.
  • (одновременно у нескольких десятков человек);

2. Для поверхностных вод суши, морских вод:

  • разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1 - 2 класса опасности в 5 и более раз, для веществ 3 - 4 класса опасности в 50 и более раз;
  • плёнка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения), закрывающая более 1/3 поверхности водоёма при его обозримой площади до 6 км 2 ;
  • сильный необычный запах от воды водоёма;
  • попадание в водоём токсичных (ядовитых) веществ;
  • снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мл/л;
  • увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;
  • массовая гибель рыбы, раков, водорослей и д.р.;

3. Для почв и земель:

  • содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям;
  • содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;
  • в случае, если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона более чем в 100 раз;
  • наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;

4. Для радиоктивного загрязнения окружающей среды:

  • мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измерения на высоте 1 м. От поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;
  • суммарная бета-активность выпаданий по результатам первых измерений превысила 110 Бк/м 2 ;
  • концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила принятые единновременно допустимые уровни (ВДУ).