Декрет

Конфликт интересов на государственной службе. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов. Конфликты интересов на государственной службе - это что? Примеры ситуаций Конфликт интересов на работе

1. Типовые ситуации конфликта интересов

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления, в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах

1.1. Описание ситуации

Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

Непосредственному руководителю рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах. Например, рекомендуется временно вывести служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности является его родственник.

Комментарий

Осуществление служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:

Служащий является членом конкурсной комиссии государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является родственник служащего;

Служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника служащего.

При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением оплачиваемой

2.1. Описание ситуации

Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении оплачиваемой преподавательской, научной и иной творческой работы в организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления. В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации служащий уже выполнял или выполняет в ней оплачиваемую преподавательскую, научную и иную творческую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения такой оплачиваемой работы в данной организации. В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует также уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.

В случае, если служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, в которой служащий или его родственники выполняют оплачиваемую работу.

Комментарий

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 3 федеральный государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя и непосредственного руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

В отношении сотрудников органов внутренних дел установлен более жесткий запрет, так в соответствии с требованиями части 4 статьи 34 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты» 4 сотрудник органов внутренних дел вправе заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью с предварительным уведомлением непосредственного руководителя (начальника) о выполнении оплачиваемой преподавательской, научной и иной творческой работы, если это не повлечет за собой конфликт интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Ситуация, при которой служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и может порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников служащего. Тем не менее ситуация, когда родственники служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.1 данных методических рекомендаций.

2.2. Описание ситуации

Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении руководителю предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации. В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:

Услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями служащего;

Служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;

Организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д. При обнаружении подобных фактов рекомендуется принять решение, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги.

Комментарий

При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями служащего, например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы и т.д. В этом случае служащий не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.

2.3. Описание ситуации

Служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники служащего или иные связанные с ним лица.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему рекомендуется при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства не давать никаких советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична ситуации, рассмотренной в пункте 2.2. При этом «советы», предоставляемые сотрудникам проверяемых организаций, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайте соответствующего государственного органа и т.д. В любом случае, если служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение представляется недопустимым с точки зрения служебной этики. Несмотря на то, что рекомендации служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов для членов семьи служащего или иных связанных с ним лиц и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.

2.4. Описание ситуации

Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, выполняют оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении непосредственному руководителю предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой служащий выполняет иную оплачиваемую работу.

2.5. Описание ситуации

Служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя рекомендуется указать служащему, что выполнение подобной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае, если служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении служащего от замещаемой должности.

2.6. Описание ситуации

Служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом изобретения, авторскими правами на которое обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется по возможности отказаться от участия в соответствующем конкурсе. Представителю нанимателя рекомендуется вывести служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в котором у служащего есть личная заинтересованность.

2.7. Описание ситуации

Служащий выполняет оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ федеральному государственному гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или российским законодательством.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона № 342-ФЗ работа сотрудников органов внутренних дел по совместительству не допускается, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Об осуществлении такой деятельности сотрудник органов внутренних дел обязан уведомить непосредственного руководителя (начальника).

Таким образом, сотруднику органов внутренних дел вообще запрещается заниматься оплачиваемой преподавательской, научной и иной творческой деятельностью в случаях:

Финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Либо без письменного разрешения представителя нанимателя в случаях частичного финансирования за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Исключение составляют лишь те случаи, когда существуют иные нормы, предусмотренные международным договором или российским законодательством.

В любом случае представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение служащими иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

3. Конфликт интересов, связанный с владением имуществом, ценными бумагами, банковскими вкладами

3.1. Описание ситуации

Служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

В случае, если служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, следует продать указанные ценные бумаги или передать их в доверительное управление и уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.

В случае, если родственники служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, служащий должен уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности. При этом родственникам служащего рекомендуется продать указанные ценные бумаги или передать их в доверительное управление.

Представителю нанимателя рекомендуется до принятия служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, ценными бумагами которой владеют служащий или его родственники.

Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что владение служащим ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, и он обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для родственников служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее важно понимать, что наличие в собственности у родственников служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

3.2. Описание ситуации

Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют вклады.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется до принятия служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют вклады.

4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

Согласно требованиям статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. При этом учитывается, что данный запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, стоимость которых превышает три тысячи рублей, которые получены служащими, признаются соответственно федеральной собственностью Российской Федерации и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

4.1. Описание ситуации

Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему и его родственникам рекомендуется не принимать никаких подарков от организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения. За исключением случаев дарения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, стоимость которых превышает три тысячи рублей. В данном случае указанные подарки, полученные служащими признаются соответственно федеральной собственностью Российской Федерации и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей и служащий не передал его по акту в органы внутренних дел, то в отношении служащего рекомендуется применить меры дисциплинарной

ответственности. Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то рекомендуется указать служащему на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения. В случае, если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками служащего подарков от физических лиц и или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:

Указать служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;

Предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;

До принятия служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

Комментарий

Законодательно фактически установлен запрет служащему получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (за исключением случаев дарения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, стоимость которых не превышает три тысячи рублей).

Вместе с тем проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, закрепленный в законодательстве. Тем не менее необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации государственного органа и государственной службе в целом.

То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками служащего. Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками служащего. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения служащего.

4.2. Описание ситуации

Служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе и платные, служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.

Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе и платные, служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

4.3. Описание ситуации

Служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя, которому стало известно о получении служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей и что подобная практика может повлечь конфликт интересов.

4.4. Описание ситуации

Служащий получает подарки, награды или иные блага от иностранных государств или от некоммерческих организаций, финансируемых иностранными государствами.

Меры предотвращения и урегулирования

Несмотря на то, что в действующем законодательстве в отношении сотрудников не отрегулирован указанный вопрос, следует учесть, что в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ федеральному государственному гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. В связи с этим в ходе рассмотрения указанной ситуации сотрудникам органов внутренних дел не рекомендуется принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почётные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько получение служащим подарка, награды и т.д. может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

5.1. Описание ситуации

Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

Меры предотвращения и урегулирования

В этом случае служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это служащему следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности. Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют имущественные обязательства.

5.2. Описание ситуации

Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники служащего или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют имущественные обязательства.

5.3. Описание ситуации

Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему следует уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

5.4. Описание ситуации

Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, находятся в стадии судебного разбирательства с физическими лицами и организациями, в отношении которых служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему следует уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства со служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы

6.1. Описание ситуации

Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до перехода на государственную службу.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении бывшего работодателя рекомендуется уведомить непосредственного руководителя в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае, если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении бывшего работодателя.

Конфликт интересов порой лежит буквально на поверхности и хорошо виден окружающим. Тем не менее наиболее серьезные проблемы возникают в тех случаях, когда подобное явление внешне незаметно. Если его вовремя не выявить, то в итоге это может сильно навредить репутации человека или организации.

Можно привести множество примеров конфликта интересов из жизни. Например, человек является боссом, а его сын работает у него помощником. И даже если последний будет блестяще справляться со своей работой, люди никогда объективно не оценят подобную ситуацию.

Что же такое конфликт интересов и как его можно обнаружить? Попробуем разобраться в этом вопросе на конкретных примерах.

Область распространения

Конфликт интересов - это повсеместно встречающееся явление. Подобные ситуации могут возникнуть в любых сферах жизни. Примеры конфликта интересов нередко встречаются между членами семьи и одноклассниками, среди сотрудников, входящих в штат одной организации, а также в сообществах, созданных единомышленниками. Причем их наличие вовсе не означает того, что люди испытывают друг к другу личную неприязнь. Наиболее сложные сферы, в которых имеет место конфликт интересов, - политический и общегосударственный сектор.

Определение понятия

Подобное явление имеет место в нашей жизни довольно часто. Скрыть конфликт интересов или оперативно исчерпать его просто невозможно. Именно поэтому в России появился федеральный закон, который носит название «О противодействии коррупции». Этот документ трактует понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой существует косвенная или прямая личная заинтересованность муниципального или государственного служащего. При этом она способна оказать или уже оказывает влияние на исполнение им служебных обязанностей. Как правило, примеры конфликта интересов на государственной и гражданской службе касаются получения материальной выгоды сотрудников не только для себя, но и для тех третьих лиц, с которыми существует связь в виде финансовых обязательств.

В 2009 г. в своем докладе Мэрилин Филд и Бернард Ло указали на то, что конфликт интересов является не чем иным, как совокупностью обязательств, создающих риски того, что вторичный интерес будет оказывать непосредственное влияние на профессиональные действия или суждения относительно первичных интересов. Другими словами, подобное явление может иметь место в случае имеющейся личной выгоды человека, который участвует в ходе принятия того или иного решения. Это и приводит к нанесению ущерба интересам компании или общества.

Рассмотрим некоторые наглядные примеры конфликта интересов:

  1. Фармацевтическая компания вручает доктору исследовательский гранд. В этом случае специалист начинает чувствовать себя обязанным прописывать своим пациентам лекарства именно этого производителя, несмотря на наличие лучших альтернатив. В этом случае наносится ущерб общественным интересам.
  2. Женщина, которая является сотрудницей компании, расписывает боссу достоинства своего племянника как кандидата на вакантную должность. При этом она не упоминает о своих родственных связях с ним.
  3. Начальник дает работнику задание найти для компании поставщика. Тот предлагает в ответ организацию, владельцем акций которой является сам.
  4. По итогам года босс выписывает себе и своей команде внушительные премии. Причем это происходит на фоне того, что у владельцев компании имеются серьезные убытки.

В большинстве случаев подобные ситуации не являются нарушением закона. Именно поэтому в любых организациях так много примеров конфликта интересов. Но имеющаяся проблема непременно поставит под сомнение репутацию сотрудника, его надежность и честность. В дальнейшем это негативно отразится на работе всей команды.

Признаки и формы

Слово «конфликт» пришло к нам из латыни. В переводе с этого языка оно означает не что иное как «столкновение». То есть приходит определенный момент, когда двое или большее количество членов сообщества или группы начинают выдвигать претензии на один и тот же объект. Это приводит к пересечению зон интересов всех тех, кто имеет отношение к данной ситуации.

Конфликт интересов подразделяют на личный и организационный. В первом случае выполнение служебных обязанностей человеком вступает в явное противоречие с его собственными желаниями. Примеры на службе конфликта интересов порой касаются, например, такой ситуации, когда, несмотря на то что задание не будет выполнено в срок, сотрудник стремится уйти домой либо по окончании рабочего дня, либо раньше. Ведь на вечер у него имеются свои планы.

В случае организационного конфликта на защиту своей выгоды встает целое частное предприятие. При этом фирма принимает во внимание только свои интересы и пытается отказаться или отказывается от сотрудничества с государством, становясь неспособной оказывать свои услуги беспристрастно. Ответственность за подобную ситуацию целиком возлагается на руководителя, ведь такие деяния непременно станут причиной ущерба компании в целом. Если же урон будет наноситься структурам, находящимся на государственном обеспечении, то в этом случае возможно вступление в силу действующего законодательства.

Возникают подобные ситуации и в тех случаях, когда объект конфликта не может быть поделен между двумя сторонами, претендующими на него. При этом никто не желает идти на уступки или искать компромиссы.

Урегулирование конфликтов

Статья под номером 11 федерального закона, предусматривающего противодействие коррупции, выделяет двух субъектов урегулирования, а также недопущения конфликта интересов. Одним из них является муниципальный (государственный) служащий. Второй субъект - представитель нанимателя.

Муниципальные и государственные служащие в связи с этим наделены, согласно законодательству, двумя основными обязанностями. Прежде всего, им необходимо принимать меры, способствующие недопущению любых ситуаций, при которых возможно возникновение негативного явления. Помимо этого, им надлежит написать уведомление о конфликте интересов, пример которого будет приведен ниже, своему непосредственному начальнику. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения. Причем сделать подобный шаг госслужащий обязан уже тогда, когда ему становится известно об этом.

Для недопущения конфликта интересов этим представителем власти не должны поддерживаться контакты с организациями, деятельность которых находится в сфере, пересекающейся с его должностными обязанностями. Это не касается тех случаев, когда он обязан исполнять подобную работу.

Что касается уведомления о вероятном появлении конфликта интересов в письменной форме, то степень личной выгоды служащего, согласно действующему законодательству, должна определяться только самим должностным лицом. Непринятие им мер по урегулированию подобной проблемы влечет за собой его увольнение.

Образец уведомления

Каким же образом государственный служащий должен предотвратить возможность возникновения проблемы личного плана в решении того или иного вопроса? Для этого ему понадобится написать уведомление о конфликте интересов, с примером заполнения которого можно ознакомиться ниже.

Документ должен быть составлен на имя начальника. Далее следует его название: «Уведомление о конфликте интересов». В тексте документа указывается фамилия, имя и отчество государственного служащего, а также его должность. После этого описывается ситуация, которая провоцирует вероятность того, что возможно проявление конфликта интересов. Например, она может касаться заключением организацией договоров с фирмой-поставщиком, во главе которой находится близкий родственник должностного лица. Далее следует согласие или несогласие служащего присутствовать во время заседания комиссии, созданной для урегулирования данного конфликта интересов. Внизу уведомления проставляется подпись лица, написавшего его, а также его Ф. И. О. и дата составления документа.

Рассмотрим типовые ситуации и примеры конфликта интересов на государственной службе России.

Отношения с родственниками

Существуют примеры и ситуации конфликта интересов на государственной службе в случае наличия личной выгоды должностного лица. Так, сотрудник может принимать непосредственное участие в решении кадровых вопросов в отношении своих родственников. Помимо близких людей здесь можно рассматривать и иных лиц, в отношении которых у госслужащего имеется вероятность получения выгоды. Рассмотрим примеры конфликта интересов на муниципальной службе:

  • Сотрудник государственного органа входит в состав конкурсной комиссии, рассматривающей кандидатов на занятие вакантной должности в своем учреждении. Одним из претендентов при этом является его родственник.
  • В обязанности госслужащего входит осуществление определенных управленческих функций или вопросы принятия кадровых решений, касающихся родственников или других приближенных к нему лиц.
  • В таких случаях является обязательным написание уведомления о вероятности появления конфликта интересов. В связи с этим представитель нанимателя должен отстранить такого сотрудника от тех обязанностей, которые предполагают его взаимодействие с близкими людьми.

Исполнение иной работы, подлежащей оплате

Примером конфликта интересов на государственной службе является ситуация, когда должностное лицо, а также его родственники или прочие близкие для него лица собираются выполнять или уже выполняют работу для организации, где трудится данный сотрудник, на условиях оплачиваемого гражданско-правового или иного договора.

В этом случае также должно быть составлено уведомление о наличии конфликта интересов. Но при этом у представителя нанимателя нет права указать на невозможность выполнения иной работы этим должностным лицом.

Примером конфликта интересов на государственной службе является и такая ситуация, когда сотрудник совместно со своими родственниками или же иными лицами, с которыми осуществляется выгодное взаимодействие, выполняет работу в дочерней, материнской или иной подобной компании, в отношении которой этим служащим выполняются управленческие функции.

И в этом случае представителю нанимателя должно быть составлено уведомление. В нем государственный служащий должен указать на те связи, которые имеют место между взаимодействующими организациями. Представителю нанимателя, согласно нормам законодательства, рекомендуется отстранить сотрудника от исполнения им обязанностей в принятии управленческих решений в отношении аффилированной компании.

Пример конфликта интересов на госслужбе можно увидеть и в несколько иной ситуации. Она касается выполнения работ, заказчиком которых является орган, в котором человек замещает должность. Представитель нанимателя в данном случае должен указать на появление конфликта интересов. Если человек не принимает никаких мер для устранения проблемы, то его следует отстранить от замещаемой должности.

Владение определенными ценными бумагами

Рассмотрим и другие случаи возникновения конфликта интересов. Примеры на службе в государственных или муниципальных органах могут касаться владения служащим или (и) его родственниками ценных бумаг, принадлежащих данной организации. Об этом также должно быть составлено уведомление в письменной форме. Ценные бумаги в таком случае должны быть переданы в доверительное управление. Помимо этого, может быть рассмотрен вопрос об их отчуждении.

Примеры конфликта интересов могут касаться и тех ситуаций, когда госслужащий имеет вклады в банках или иных кредитных организациях, в отношении которых им осуществляются управленческие функции. В этом случае также потребуется написание уведомления об имеющейся личной заинтересованности на имя непосредственного начальника. До принятия необходимых мер сотрудник должен быть отстранен от исполнения им тех должностных обязанностей, которые касаются работы с банками и кредитными организациями.

Получение услуг и подарков

Возможна и такая ситуация, когда госслужащий или его родственники получают различные блага. Это могут быть скидки и ссуды, бесплатные услуги, оплата транспортных расходов, развлечений и т.д.

Подобные подарки, если они предоставлены организациями или физическими лицами, в отношении которых госслужащий осуществляет в настоящее время или осуществлял ранее управленческие функции, являются предметом разрастания конфликта интересов. Для избежания подобной ситуации рекомендуется просто не принимать эти блага. Если же представителю нанимателя стало известно о получении подарков госслужащим, то он должен оценить связь полученного с исполнением возложенных на сотрудника должностных обязанностей, и в случае необходимости принять меры дисциплинарной ответственности.

Сфера образования

Помимо государственной службы можно привести примеры конфликта интересов и в школе. Это касается ситуаций, когда преподаватель параллельно с осуществлением своей трудовой деятельности оказывает платные услуги.

Законодатель стремится бороться с такой ситуацией, когда педагог занимается с учеником, который обучается в школе, являющейся местом работы этого педагога. В результате подобных действий и возникает конфликт интересов в образовании. Примеры оказания подобных платных услуг можно встретить повсеместно. При этом некоторые педагоги искусственно создают такие ситуации, при которых родители детей или их законные представители вынуждены согласиться с предоставлением навязанного им репетиторства. Порой коллеги «поставляют» друг другу таких обучающихся. При этом они пользуются принципом «ты - мне, а я - тебе».

Стоит понимать, что закон вовсе не запрещает оказывать образовательные платные услуги. Они могут быть предоставлены школой на договорной основе. В этом случае тот педагог, который проводит у ребенка обычный урок, согласно учебному расписанию, вполне может оказывать платные услуги. То есть на законных основаниях сделать это можно только являясь представителем исполнителя при заключении договорных обязательств.

В каких же случаях оказываемые педагогом услуги нарушают нормы действующего законодательства? Происходит это при выполнении следующих условий:

  • услуга, оказываемая учителем, носит неофициальный характер и является платной;
  • школьник обучается в той организации образования, где работает репетитор;
  • оказание платной услуги становится причиной возникновения конфликта интересов учителя.

При соблюдении всех перечисленных выше условий дополнительное обучение не соответствует требованиям законодательства и находится под запретом. Касается это и тех случаев, когда учитель не ведет уроки у конкретного ученика. Ведь в таком случае невозможно доказать факт отсутствия сговора среди педагогических работников.

Конфликт интересов в сфере образования заключается в том противоречии, которое возникает между профессиональными обязанностями и личной выгодой человека. Ведь придя в школу, педагогический работник сталкивается с возможностью приобретения материальной или же нематериальной выгоды. Это и является причиной невыполнения им профессиональных обязанностей или их ненадлежащего исполнения.

Конфликт – это конфронтация, возникающая между участниками коммуникативного процесса из-за различий во взглядах, установках, интересах, убеждениях, ценностных ориентирах, целях. Конфликт считается наиболее острым способом урегулирования противостояния. Он заключается в противодействии сторон и часто сопровождается негативными эмоциями, действиями, выходящими за рамки общепринятых норм. Противоборства неизбежны в любых сферах жизнедеятельности. Поэтому необходимо изучить методы разрешения конфликтов, чтобы снизить их деструктивное воздействие и минимизировать риск негативных последствий.

Конфликт интересов

Сфера эскалации конфликтных ситуаций, когда сталкиваются цели противоборствующих сторон, многообразна и отличается содержанием, объектом и предметом отношений. Условия для зарождения конфронтации, вызванной конфликтом интересов, могут быть разными, при этом всегда присутствует несовпадение личных целей и задач организации, компании, где трудится человек.

Конфликт интересов, что это такое?

Конфликтом интересов именуется противоречие, возникающее между персональными интересами и его профессиональными обязанностями, служебными полномочиями. Наличие такого противоречия может повлиять на беспристрастность и непредвзятость при принятии решений, на действие или бездействие при исполнении должностных инструкций, служебных полномочий и профессиональных обязанностей.

Конфликт интересов примеры могут наблюдаться не только при несении должностным лицом государственной службы, но и при работе в частном бизнесе. В этом случае, противостоянием интересов будет называться противоречие, возникающее, когда отдельный индивид или организация в целом работает одновременно в нескольких различных направлениях и задачи этих направлений деятельности расходятся между собой.

Конфликт интересов пример его можно встретить в профессиональной сфере на каждом шагу в ситуациях, когда персональные интересы работника противоречат интересам и целям предприятия, на котором он работает. Ситуации, порождающие конфликт интересов, наблюдаются повсеместно. Они возникают между членами одного класса, участниками семейных взаимоотношений, в группах единомышленников, среди коллег. Конфронтации, основанные на противоборстве целей участников взаимодействия, могут появляться вне зависимости наличия неприязни между индивидами. При любых обстоятельствах, такое явление как конфликт интересов необходимо незамедлительно пресекать, поскольку оно ведет к ущемлению интересов организации в целом.

Кроме того, ситуации конфронтации могут возникать при ограниченности средств для достижения намеченных задач. Избытком интересов вступает в противоречие с дефицитом ресурсов, необходимых для удовлетворения коллективных и персональных потребностей.

Итак, отвечая с правовой точки зрения на вопрос конфликт интересов, что это такое, можно вывести следующее определение.

Конфликт интересов является общепринятым в теории права термином, который обозначает ситуацию, когда один индивид одновременно может иметь два несовместимых интереса. При этом один интерес будет защищаемым, а удовлетворение другого интереса может причинить ущерб защищаемому интересу. К защищаемым интересам относятся интересы частного порядка и публичные, которые включают потребности неограниченного круга отдельной категории приватных лиц (акционеры, инвесторы). В правовой доктрине описываемая концепция сегодня получила широкое распространение.

В целом конфликту интересов в области предпринимательства присуще наличие трех объективных составляющих: двойственность потребностей, крупный ущерб, неправомерный поступок или его сокрытие и объективная связь между ними.

Обычно конфликт интересов возникает:

— как личное противостояние интересов и как организационное противоборство интересов;

— в ситуации, когда персональные интересы индивида, такие как: частные финансовые активы и профессиональные взаимоотношения вне организации, вступают в мнимую или реальную конфронтацию с выполняемыми им служебными обязанностями, называется личным конфликтом интересов. Организационный конфликт наступает, когда: организация из-за иных видов деятельности не в состоянии предоставлять услуги объективно;

— беспристрастность организации нарушается либо может быть нарушена при выполнении обязательств, возложенных на нее;

— появляются у этой организации чрезмерно большие конкурентные преимущества.

Конфликт интересов пример можно привести следующий. Несовместимость интересов чаще всего наблюдается на государственной службе, когда индивид, обязанностью которого является принятие решений об использовании бюджетных средств, имеет какие-либо взаимоотношения с фирмой, предприятием, организацией, являющейся одним из номинантов на получение таких средств в случае проведения конкурсных торгов.

Урегулирование конфликта интересов считается одной из первостепенных задач антикоррупционных механизмов и одновременно с этим, средством обеспечения надлежащего протекания служебных правоотношений.

Сегодня при создании модели внутрикорпоративного поведения многие коммерческие предприятия включают в нее описание возможных конфликтов потребностей и способы их предотвращения. Среди наиболее часто встречающихся потенциальных ситуаций конфронтации можно выделить следующие:

— разглашение конкурирующим (заинтересованным) фирмам, компаниям конфиденциальной корпоративной информации;

— использование возможностей, которые предоставляет организации, в ущерб этой организации ради осуществления собственных целей и интересов;

— принятие займов и презентов от клиентов либо поставщиков, что ведет к появлению определенных обязательств, противоречащих задачам и потребностям организации;

— связь с конкурирующими компаниями, клиентами либо поставщиками с целью получения выгоды для собственной персоны или близких.

Особое внимание необходимо обратить на урегулирование конфликта интересов, рождающегося на государственной службе в зарубежных странах. Мировая практика рассматривает такие противоречия в трех формах: непотизма, кронизма и встроенного лоббизма.

Непотизм заключается в предоставлении постов и должностей особам, с которыми наниматель пребывает в родственных связях и взаимоотношениях.

Кронизм обнаруживается в назначении государственными служащими на высшие государственные посты своих приятелей, интимных партнеров или бизнес коллег. Встроенный лоббизм наблюдается, когда представитель частного предпринимательства получает должность в той области государственной службы, в которой он осуществляет свой бизнес.

Разрешение конфликтов

Психологи и конфликтологи, работающие в области нахождения решений по урегулированию ситуаций конфронтаций предлагают следующие методы разрешения конфликтов.

В первый черед, они рекомендуют удержаться от продолжения противостояния. Теоретики в области конфликтологии советуют предпочесть открытое соревнование конфронтации. В соответствии с предварительной договоренностью, победителю такого соревнования отдается объект конфликта, а проигравшей стороне приходится добровольно отказаться от обладания объектом противостояния. Данный вариант считается одним из наиболее приемлемых.

Можно добровольно уступить предмет спора. Этот способ более эффективен при разрешении личных конфликтов, поскольку в масштабе организации подобные действия могут привести к серьезным финансовым убыткам.

Наиболее эффективный способом считается нахождение компромисса. Лучше приложить усилия для поиска компромисса, нежели тратить силы на ругань. Этот способ актуален, когда участвующие в противостоянии стороны обладают ресурсами, временем и желанием найти оптимальное решение, удовлетворяющее потребности всех оппонентов, в результате которого будут исчерпаны все противоречия.

Отдельно следует выделить способы урегулирования конфликтов интересов, обусловленных службой в государственных органах. Таких методов выделяют четыре: превентивный, метод раскрытия информации, добровольный отказ, мониторинг.

Превентивный метод заключается в предотвращении зарождения ситуации противостояния интересов. Этот способ считается наиболее самый эффективный с точки зрения борьбы с коррупцией. Примером описываемого метода может служить отказ чиновника, назначенного на должность, от части в капитале предприятия.

Метод раскрытие информации предполагает финансовый контроль. Все государственные служащие обязаны ежегодно декларировать доходы и имущество, находящиеся в их частной собственности.

Добровольное отречение от участия в процедуре принятия решения, которое связано с появлением конфликтов интересов. К таким действиям могут вынудить государственного служащего нравственные воззрения, профессиональная этика, действующее законодательство.

В системе государственных органов специально уполномоченными организациями, направленными на борьбу с коррупционными деяниями, проводится мониторинг. Такие организации следят за соблюдением предписаний законодательной базы, требований к поведению должностного лица и разрешением конфликтов интересов.

Грамотное и своевременное урегулирование конфликтов является залогом психического здоровья людей, поскольку любые конфронтации порождают противоречия, раздвоенность, дисгармонию в коллективе. При этом конфликты являются также необходимым условием сплочения коллектива и выведения его на качественно новый виток развития.

Умение управлять конфликтами считается важным навыком для преуспевающего руководителя. Ведь, как говорится, незнание аспектов регулирования конфликтов в коллективе не освобождает начальство от ответственности.

Конфронтации в организациях классифицируются по направленности и бывают горизонтальными, вертикальными и смешанными.

Горизонтальные конфликты вызываются конкуренцией и сравнением. Вертикальные – наблюдаются между индивидами, находящимися в подчинении, то есть между начальством и подчиненными. Смешанные конфронтации соответственно – это вертикальное и горизонтальное противоборство одновременно.

Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным, внутри коллектива возможно при условии:

— признания факта существования ситуации конфронтации, наличие противоборствующего участника и его претензий;

— отчетливого представления о содержании противоречивых интересов;

— подготовки оппонентов к принятию конкретных общих норм поведения.

Для каждого руководителя, если он заботится о процветании своей организации, очень важно, чтобы в коллективе психологический климат оказывал благотворное воздействие на характер и качество коллективной деятельности работников.

Сегодня одним из главных условий плодотворной деятельности руководителя считается его социально-психологическая осведомленность, составляющей которой выступает конфликтологическая подготовленность и компетентность.

Конфликтологическая компетентность, грамотное и эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным, внутри коллектива включает в себя:

— осознание природы столкновений, разногласий, конфликтов между субъектами;

— выработка у себя и работников конструктивного отношения к противоречиям в организации;

— владение навыками неконфликтного коммуникативного взаимодействия в сложных ситуациях;

— умение анализировать и объяснять зарождающиеся проблемные ситуации;

— умение развивать полезные начала возникающих противоборств;

— наличие навыков управления явлениями конфронтаций;

— умение предвосхитить возможные следствия конфликтов;

— наличие навыков ликвидации негативных следствий противоречий;

— умение конструктивно регулировать столкновения, ссоры, споры и конфликты.

Урегулирование конфликтов вынуждает руководителей выступать третьей стороной. Другими словами, начальник является посредником, который стремится восстановить в коллективе психологический баланс. Деятельность руководителя в качестве посредника включает в себя оценку и проведения анализа ситуации, а также непосредственно урегулирование конфликта.

Анализ и оценка ситуации конфронтации заключается в получении информации о предмете столкновения, сбор сведений о нем, изучение получен данных, проверку их достоверности, разбор конфликтной ситуации.

Процесс разрешения противоречий включает выбор средств для урегулирования, типа посредничества, воплощение выбранного метода, уточнение данных и принимаемых решений, снижение или снятие послеконфликтной напряженности во взаимоотношениях оппонентов, разбор опыта управления конфликтом.

Однако сегодня наиболее остро встает проблема не разрешения конфликтов в профессиональной сфере, а умение урегулировать разногласия, возникающие в подростковой среде.

Много лет психологи, социологи изучают проблемы пубертатного периода, но по сей день есть множество неразрешенных вопросов. Подростковый возраст считается самым конфликтным и особо чувствительным возрастом. Дети, достигая пубертатного периода, пытаются жить обособленно от взрослых, они создают особую субкультуру, которая основывается на определенных нормах, моральных установках, убеждениях. Она характеризуется специфическими формами поведения, неординарной одеждой, своеобразным языком, оригинальной символикой, атрибутами и ритуалами. Эта субкультура непонятна взрослым, которые считают подростков детьми, неспособными принимать самостоятельные решения, иметь серьезные чувства. Непонимание взрослых является одной из ключевых составляющих разногласий в подростковой среде.

Конфликты играют значимую роль в образовании новых качеств характера и в личностной трансформации.

Конфликтное взаимодействие в пубертатном периоде происходит в трех направлениях: подросток – подросток, подросток – родители и подросток – учителя.

В среде подростков конфликтное взаимодействие базируется на противоборстве, целью которого является лидерство. Здесь основными факторами конфликтного поведенческого стиля выступают статус, уровень притязаний () и .

Противоречия между значимыми взрослыми (родителями) и детьми подросткового возраста обусловлены изъянами в воспитании, деструктивностью внутрисемейных взаимоотношений, индивидуально-психологическими трансформациями в развитии детей. Конфликтный поведенческий стиль у подростков наблюдается тогда, когда взрослые не учитывают их возрастные изменения, индивидуальные особенности, когда не меняется содержание и форма коммуникативного взаимодействия взрослых.

Педагогические конфликты характеризуются особенностями, связанными со спецификой учебного процесса, отличиями в возрасте и статусе сторон.

Пример конфликта и его решение в школе. Ученица старшей школы характеризуется плохой успеваемостью, она груба и агрессивна во взаимодействии с педагогом. На уроке школьница мешает одноклассникам выполнять задания учителя, бросает в детей бумажки, на замечания педагога не реагирует.

Конструктивным решением описанной проблемы будет следующее. После игнорирования замечаний учителя девочкой, педагог мог выйти из сложившегося положения, сказав в ее адрес что-нибудь ироничное. Например, «Ольга сегодня с утра мало овсянки съела, поэтому дальность и меткость броска страдает, последняя бумажка не долетела до Пети». После этих слов можно продолжать дальше спокойно вести урок дальше. По окончанию урока необходимо обговорить с ребенком сложившуюся ситуацию, продемонстрировать девочке понимание, свое доброжелательное отношение и желание помочь. На последующих уроках рекомендуется этой ученице уделять больше внимания, поощрять ее ответы похвалой, доверять ответственные поручения.

Таким образом, можно вывести единый алгоритм конструктивного разрешения школьных конфликтов:

— в первый черед, необходимо соблюдать спокойствие;

— во-вторых, следует проанализировать ситуации без превратности;

— в-третьих, важно соблюдать открытый диалог между оппонентами, уметь выслушать противоборствующую сторону, спокойно изложить собственную точку зрения на возникшую проблему;

— в-четвертых, нужно обнаружить общие цели и методы решения проблемы, которые позволят прийти к этим целям;

— в-пятых, следует обязательно подвести итоги, позволяющие в дальнейшем избежать подобных столкновений.

Разрешение конфликтов в подростковом возрасте можно достичь тремя способами: подавлением, уступками (компромисс) и сотрудничеством.

Вопреки расхожим мнениям разрешение подростковых конфликтов при помощи подавления не всегда так плохо. Например, в сложных экстремальных ситуациях. Подавление заключается в возложении ответственности на собственные плечи в положительном его значении. Однако злоупотребление этим стилем управления конфликтами ведет к развитию подчинения из-за , озлобленности, скрытности, неспособности принимать решения.

Компромиссный способ урегулирования конфликтного процесса, заключается во взаимно направленных уступках.

Способ разрешение разногласий при помощи сотрудничества основывается на взаимном уважении сторон, коммуникативности и принятии конструктивных решений.

Разрешение конфликтов также в подростковом возрасте можно достигнуть и при помощи нижеприведенных приемов:

— творческого подхода (превращение проблемы в потенциальную возможность для себя);

— оптимального самоутверждения, заключающегося в нападении на конкретную проблему, а не на индивида;

— управления эмоциями;

— распознавания личностных установок, являющихся помехой к беспристрастному взгляду на предмет столкновения;

— выработки альтернатив;

— эффективного планирования, разработки вариантов стратегий (переговоры);

— посредничества.

Решение конфликта

Как бы люди не стремились избежать столкновений в ежедневном бытие, это невозможно. Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизнедеятельности. А потому, нужно изучать механизмы возникновения противоречий, знать возможные направления протекания и развития конфронтаций, а также владеть способами их предотвращения и решения.

Выбор способа предупреждения и управления противостоянием обусловлен эмоциональной устойчивостью личности, имеющихся доступных средств защиты собственных интересов, объема располагаемых полномочий и ряда других факторов.

Кроме того, нужно понимать, что от выбранного способа разрешения противоречий зависят, какими будут последствия конфликтов.

Пример конфликта и его решение в семейных взаимоотношениях. В семье молодоженов, проживающей на территории родителей одной из сторон, возникает между супругами конфликт из-за разногласий по поводу ведения быта: мужчина убежден, что всю домашнюю работу должна выполнять супруга по причине того, что она женщина. Супруга, в свой черед, считает, что ведением быта должны заниматься оба партнера в зависимости от загруженности на работе и наличии свободного времени. Если супруги выберут деструктивную модель поведения в столкновении, то в противостояние вовлекутся еще и родители, проживающие вместе с ними, вследствие чего конфликт может достичь таких масштабов, когда разрешить его без потерь будет невозможно.

Конструктивное решение конфликта возможно при соблюдении нижеприведенного универсального алгоритма. Первым шагом по урегулирования насущного проблемного вопроса будет установление доверительной атмосферы, которая располагает к сотрудничеству. Другими словами, если жена начнет разговор с крика или упреков, конструктивно разрешить противоречие вряд ли удастся. Следующий этап – это согласование восприятия оппонентов. Здесь одной из противоборствующих сторон необходимо согласиться с аргументами другой, хотя бы частично. В противном случае другая сторона не захочет слушать аргументы оппонента. Согласие, пусть даже частичное, снизит стремление противоборствующей стороны доказывать собственную правоту и повысит ее желание выслушать собеседника. После того, как обе конфликтующие стороны выслушали аргументы друг друга и частично с ними согласились, можно переходить к следующему этапу – согласованию интересов оппонентов (поиск компромисса). Четвертый этап – это принятие решений, направленных на урегулирование конфликта и учитывающих интересы обоих участников. В этом случае, необходимо произвести разделение ежедневных бытовых обязанностей между супругами либо разделить домашние дела по дням недели. Последний шаг – это реализация, достигнутых договоренностей.

Определение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе дается в ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Помимо данного определения понятие конфликта интересов также раскрывается в Федеральном законе от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих. Так, конфликт интересов на государственной и муниципальной службе - это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Иначе говоря, конфликт интересов - это ситуация, когда личная заинтересованность служащего - возможность получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера - влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и причинить вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Антикоррупционное законодательство предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что государственные и муниципальные служащие обязаны в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно. Помимо возложения обязанностей по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственных и муниципальных служащих указанный закон возлагает такие обязанности и на иных лиц.

Так, представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Федеральным законом от 21.11.2011 №329-ФЗ статья 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнена частью 5.1, в соответствии с которой непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего со службы.

В этой связи в федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» введено новое основание для увольнения служащих - в связи с утратой доверия. Также Федеральным законом от 21.11.2011 №329-ФЗ законодательно закреплено основание для увольнения представителя нанимателя (руководителя, начальника), которому стало известно о возникновении у работника конфликта интересов и который не принял мер по предотвращению или урегулированию этого конфликта, - увольнение в связи с утратой доверия.

Кроме того, статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплен комплекс мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Так, оно может состоять:

  • - в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов;
  • - в отстранении служащего от исполнения должностных обязанностей;
  • - в отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
  • - в отводе или самоотводе государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов.

При этом необходимо отметить, что для соблюдения требований к служебному поведению гражданских или муниципальных служащих и урегулирования конфликтов интересов образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских, муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов. Порядок работы таких комиссий определяется для федеральных государственных служащих Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

Случай не урегулирования конфликта интересов можно рассмотреть на следующем примере. Так, занимая должность министра органа государственной власти и имея возможность как министр влиять на деятельность государственного учреждения, государственный гражданский служащий заключал с этим учреждением возмездные договоры, государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг. При этом меры по урегулированию конфликта интересов, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», государственным гражданским служащим приняты не были. Информация об установленных фактах прокуратурой была направлена в Правительство края, в настоящее время государственный гражданский служащий уволился с государственной службы.

Под определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Так, в письме Минтруда России от 15.10.2012 №18-2/10/1-2088 "Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования" выделяется ряд ключевых "областей регулирования", в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным: административный власть судопроизводство

  • - выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
  • - выполнение иной оплачиваемой работы;
  • - владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
  • - получение подарков и услуг;
  • - имущественные обязательства и судебные разбирательства;
  • - взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
  • - явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

В обзоре рассматриваются типовые ситуации конфликта интересов для каждой из указанных "областей регулирования": приводится описание типовой ситуации и рекомендации, как для государственных служащих, так и для представителя нанимателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях приводится комментарий, поясняющий, почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации и другую полезную информацию.

Верховный суд опубликовал два очередных обзора практики, на этот раз один из них посвящен спорам о конфликте интересов и другим взаимоотношениям бизнеса и чиновников, а второй - трудоустройству бывших госслужащих. Мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор, сделанных судьями выводов.

Верховный суд обобщил практику по делам о по делам о незаконном привлечении к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, конфликте интересов и другим нарушениям требований законодательства о противодействии коррупции. В первый обзор вошли наиболее интересные и важные решения судов всех инстанций по делам о привлечении работодателей к административной ответственности за период с 2014 по 2016 год, а во втором документе за тот же период ВС РФ сделал выводы в отношение того, что считать конфликтом интересов. Основное внимание судьи уделили вопросам административной ответственности, как самих чиновников, так и бизнесменов-работодателей.

Трудоустройство чиновников

Верховный суд напомнил, что установлены ограничения в трудоустройстве государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц, ранее замещавших названные должности. При их приеме на работу организации должны соблюдать определенные условия, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность. В статье 19.29 КоАП РФ , в частности, к административным правонарушением отнесено привлечение к трудовой деятельности в коммерческую организацию на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях договора гражданско-правового характера, действующего государственного или муниципального служащего, который занимает должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами. Аналогичная ответственность предусмотрена при трудоустройстве бывшего чиновника, если оно произошло с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

В число таких требований входит обязательное информирование бывшего работодателя чиновника, при заключении с ним трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы или гражданско-правового договора со стоимостью выполняемых работ свыше 100 тысяч рублей в месяц. Как указал ВС РФ, если работодатель в 10-дневный срок не сообщит о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, представителю его нанимателя (работодателя) по последнему месту его службы, то возникает объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена нормами статьи 19.29 КоАП РФ. При этом, у представителя нанимателя (работодателя) не возникает такой обязанности в том случае, если бывший чиновник осуществляет свою трудовую деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении.

Субъектом административного правонарушения по статье 19.29 КоАП РФ, выступает не любое должностное лицо организации, а лишь то, на которое возложена обязанность по соблюдать требования части 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции". Как правило, это руководитель организации или кадровый работник.

Конфликт интересов

Верховный суд проанализировал применение судами антикоррупционного законодательства при разрешении споров, касающихся привлечения чиновников к дисциплинарной ответственности за попытку утаить возможный конфликт интересов, стороной которого они выступали. В данной категории дел суды "в отдельных случаях" допускают ошибки, как отмечено в документе ВС РФ, поэтому судьи сочли необходимым высказать свою правовую позицию. По их мнению, обобщение практики вместе со сделанными выводами, позволит обеспечить единообразный подход к разрешению таких споров. Суд напомнил, что:

В соответствии со статьей 591 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение государственным гражданским служащим (далее также - гражданский служащий) ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и 2 неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Одно из дел, приведенных в обзоре, касается ситуации, когда о возможном конфликте интересов, стороной которого являлся чиновник, занимающий высокую должность в городской администрации, заявил прокурор. По его данным, за двухлетний по итогам открытых аукционов и запросов котировок данное должностное лицо заключило более 30 контрактов на ремонт муниципального жилищного фонда всего с одной организацией. При этом, в числе учредителей этой организации был муж родной сестры чиновника. Сама сестра также состояла на госслужбе и в силу своего служебного положения знала об условиях проведения конкурсов и о выделяемых из бюджета средствах. Прокурор усмотрел в действиях чиновника личную заинтересованность, которая могла сказаться на итогах аукционов. Три суда установили наличие конфликта интересов и указали, что чиновник не принял мер по его недопущению, а также письменно не уведомил об этом работодателя.

Но коллегия по гражданским делам ВС РФ сделала на этот счет другой вывод. Судьи указали, что обращаясь в суд с заявлением об установлении конфликта интересов, стороной которого выступает муниципальный служащий, сотрудник прокуратуры указал на то, что его личная заинтересованность может повлиять на объективное исполнение обязанностей первого заместителя главы администрации. и что чиновник не попытался избежать конфликта, предупредив свое начальство. Данные действия являются правонарушением, которые влекут увольнение с муниципальной службы, отметила коллегия ВС, но отметила, что это не является спором о конфликте интересов. Поскольку, заявление прокурора связано с последующим разрешением спора о праве на прохождение чиновником дальнейшей службы, а также с оспариванием итогов аукционов. В тексте документа сказано:

Суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.

Следующим выводом Верховного суда стало то, что чиновник, на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей которым влияет или может повлиять возможность получения доходов для лица, состоящего с ним в близком родстве, или лица, связанного с государственным, муниципальным служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, является стороной конфликта интересов. В этом случае он должен признать это и проинформировать своего работодателя. При чем, как отмечено в одном из примеров судебной практики, приведенных в обзоре, в этом случае даже не играет роли факт победы такого связанного лица в аукционе или конкурсе, поскольку под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего не только прямо влияет, но и может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Еще одно нарушение, которое часто становится предметом судебных разбирательств — это форма сообщения о конфликте интересов. Верховный суд отметил, что делать это необходимо строго в письменной форме. Иначе получится, как в рассмотренной ситуации, когда госслужащая обратилась в суд с иском к своему бывшему работодателю, в котором просила признать незаконным ее увольнение в связи с утратой доверия и восстановить ее в должности пристава-исполнителя. Оказалось, что в рамках одного из исполнительных производств бывшая судебный пристав устно сообщила своему начальнику о родстве с должником, который приходился ей отцом. Чиновница решила, что заявила таким образом самоотвод и исполнила требования закона о предотвращении конфликта интересов. Однако в ходе возбужденного исполнительного производства на основании судебного приказа, пристав не применила необходимых мер принудительного исполнения и должник успел продать свое имущество, что исключило возможность наложить на него взыскание. Таким образом, конфликт интересов все же возник. Суд указал, что пристав была должна проинформировать начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и заявить самоотвод в письменной форме до начала совершения исполнительных действий.