Трудовая книжка

Уполномоченный по охране труда выдает работодателю предписание. Уполномоченный по охране труда. Положение об уполномоченном по охране труда организации. Основные задачи и функции

Уполномоченный по охране труда является основным звеном общественного контроля за охраной труда непосредственно в организации. Уполномоченные лица участвуют в трудовом процессе организации и находясь среди работников могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателем нормативных локальных актов по охране труда и контроль за выполнением работниками обязанностей по охране труда.

Задача уполномоченного лица по охране труда – помочь руководителю организации, работнику предотвратить несчастный случай.

Нормативные документы, регулирующие деятельность уполномоченных лиц по охране труда

Деятельность уполномоченных лиц по охране труда регулируется:

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Для эффективной работы уполномоченных лиц по охране труда на основе действующих нормативно – правовых документов в организации разрабатывается Положение об уполномоченном лице по охране труда организации.

Разделы Положения об уполномоченном лице по охране труда

Положение об уполномоченном лице организации может включать следующие разделы:

  • Общие положения.
  • Основные задачи уполномоченных.
  • Функции уполномоченных.
  • Права уполномоченных.
  • Гарантии прав деятельности уполномоченных лиц.

Предлагаю вам, коллеги, ниже примерное Положение об уполномоченном лице по охране труда организации, которое вы можете доработать с учетом деятельности своей организации.

Примерное Положение об уполномоченном лице по охране труда

Наименование организации

Утверждаю

Руководитель____________Ф.И.О.

«___»___________2016 года

ПОЛОЖЕНИЕ

об уполномоченном лице по охране труда

1.Общие положения

1.1.Положение об уполномоченном лице по охране труда (наименование организации) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, правах, гарантиях их деятельности».

1.2.Положение определяет порядок организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников по охране труда организации. Уполномоченный по охране труда профсоюзной организации (трудового коллектива) осуществляет общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников организации.

1.3.Уполномоченное лицо избирается на профсоюзном собрании (собрании трудового коллектива) открытым голосованием на срок от двух до пяти лет. Уполномоченным не может быть избран работник занимающий должность, согласно которой несет ответственность за состояние условий и охраны труда в организации.

1.4. Избрание уполномоченного по охране труда оформляется протоколом.

1.5.Уполномоченное лицо профсоюзной организации (трудового коллектива) в соответствии со ст. 218 ТК РФ входит в состав комиссии по охране труда организации.

1.6.Уполномоченное лицо организует свою работу во взаимодействии с руководителями структурных подразделений, службой охраны труда, государственными органами надзора за охраной труда.

1.7.В своей деятельности уполномоченное лицо руководствуется Трудовым кодексом РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ по охране труда.

1.8.Уполномоченный ежегодно отчитывается на профсоюзном собрании (собрании трудового коллектива) о своей работе и может быть отозван до истечения срока действия его полномочий по решению собрания, если он не выполняет возложенных функций или не проявляет необходимой требовательности по защите прав работников по охране труда.

1.9. Количественный состав уполномоченных в организации определяется профсоюзным органом (собранием трудового коллектива) в зависимости от конкретных условий работ и необходимости обеспечения общественного контроля за состоянием охраны труда в организации.

1.10.Уполномоченный в своей деятельности взаимодействует с техническими и внештатными инспекторами труда профсоюза, органами Федеральной инспекции труда, другими органами надзора и контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда.

2.Основные задачи уполномоченных

Основными задачами уполномоченных являются:

2.1.Содействие созданию в организации (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда. 2.2.Осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

2.3.Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективным договором или соглашением по охране труда.

2.4.Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

3.Функции уполномоченных

В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции:

3.1.Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда.

3.2.Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда.

3.3.Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.

3.4.Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

3.5.Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

3.6.Проводить общественный контроль за:

3.6.1. своевременным сообщением руководителем организации, руководителями и должностными лицами структурных подразделений о происшедших несчастных случаях, фактах выявления профессиональных заболеваний работников;

3.6.2. соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда на рабочих местах;

3.6.3. техническим состоянием зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие требованиям их безопасной эксплуатации, а также наличие и комплектность средств пожаротушения, содержания и состояния путей эвакуации;

3.6.4.системами освещения, отопления, вентиляции и кондиционирования;

3.6.5. обеспечением работников моющими средствами, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, необходимыми по условиям труда;

3.6.7. организацией и проведением предварительных при поступлении на работу и периодических медицинскими осмотров и соблюдением медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

3.6.8. своевременным и регулярным обновлением информации на стендах и уголках по охране труда.

3.7.По поручению профсоюзного органа (трудового коллектива) участие в расследовании несчастных случаев в организации.

3.8. Участие в проведении специальной оценки условий труда работников.

3.9.Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда в организации (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

3.10. Осуществление согласования локальных нормативных актов принимаемых в организации по охране труда.

4.Права уполномоченных

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

4.1.Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда.

4.2.Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, результатами расследования несчастных случаев.

4.3.Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.

4.4.Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и организации о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.

4.5.Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.6. Выдавать руководителям подразделений обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.7.Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев в организации.

4.8.Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

5.Гарантии прав деятельности уполномоченных лиц.

5.1.Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

5.2.Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовывать обучение по специальной 40 часовой программе на курсах в учебных центрах, других организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность, за счет средств организации (с сохранением среднего заработка обучаемому).

5.3.Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение. (Приложение №1)

5.4.Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и профсоюзного органа (собрания трудового коллектива).

5.5.Уполномоченный по охране труда в соответствии со статьями 25 и 27 Федерального Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, переводу на другую работу, увольнению по инициативе работодателя (руководителя организации) без предварительного согласия профсоюзной организации.

5.6. За активную и добросовестную работу, способствующую улучшению условий и охраны труда в организации, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний, уполномоченный материально и морально поощряется в форме доплаты к должностному окладу, предоставления дополнительного отпуска, оплаты путевки на санаторно-курортное лечение и отдых из средств организации или профсоюзного органа.

Приложение № 1

к Положению об уполномоченном лице

по охране труда организации

лицевая сторона

У Д О С Т О В Е Р Е Н И Е

уполномоченного лица по охране труда

внутренняя сторона, левая часть

(наименование, организации)

________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

является уполномоченным лицом по охране труда.

Председатель профсоюзной организации

(подпись, Ф.И.О.)

«___»____________ 20__ г.

внутренняя сторона, правая часть

ФОТО ______________

(личная подпись)

Действительно до_________ 20__ года.

Предъявитель удостоверения имеет право проверять состояние охраны труда в

_________________________________________________________________

(наименование организации, подразделения) и выдавать их руководителям обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

2.Размер фотокарточки 3 х 4 см. с уголком для печати.

Как организовать работу уполномоченного по охране труда в организации в

Если информация оказалось полезной, ставим звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку в своих социальных сетях. Спасибо!

ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ТИПОВОМ ПОЛОЖЕНИИ

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ (ДОВЕРЕННОМ) ЛИЦЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА

В целях реализации статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществления профсоюзного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, защиты прав и законных интересов работников на безопасный труд Исполнительный комитет ФНПР постановляет:

1. Утвердить Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза (прилагается).

2. Признать утратившим силу Постановление Исполкома Генерального Совета ФНПР от 30 мая 1996 г. N 3-8 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда».

Председатель ФНПР

М.В.ШМАКОВ

Приложение

к Постановлению

Исполкома ФНПР

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ (ДОВЕРЕННОМ) ЛИЦЕ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА

1. Общие положения

1.1. Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации и определяет основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза (далее — уполномоченный) по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее — организация), в которых работают члены профсоюза.

1.2. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется требованиями охраны труда, настоящим Положением, постановлениями (решениями) первичной профсоюзной организации и ее выборных органов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда.

1.3. Выборный орган первичной профсоюзной организации обеспечивает выборы уполномоченных в каждом ее структурном подразделении и в организации в целом. Численность уполномоченных, порядок их избрания и срок полномочий устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом в зависимости от конкретных условий производства и необходимости обеспечения профсоюзного контроля за соблюдением безопасных условий труда на рабочих местах.

1.4. При наличии в организации нескольких профсоюзов — каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченного.

1.5. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), в функциональные обязанности которого входит обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации, ее структурном подразделении.

1.6. Уполномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации на срок полномочий выборного органа первичной профсоюзной организации.

1.7. Выдвижение уполномоченных в состав комитета (комиссии) по охране труда в качестве представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(ых) органа(ов) первичной(ых) профсоюзной(ых) организации(ий), если он (они) объединяет(ют) более половины работающих, или собрания (конференции) работников организации.

1.8. Уполномоченные осуществляют свою деятельность во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами организации, комитетом (комиссией) по охране труда, технической инспекцией труда профсоюзов, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение надзора и контроля.

1.9. Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется выборным органом первичной профсоюзной организации.

1.10. Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются о своей работе на общем профсоюзном собрании или на заседании выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченные представляют отчет о своей работе (два раза в год) в выборный орган первичной профсоюзной организации (Приложение N 1).

1.11. По решению профсоюзного собрания или выборного органа первичной профсоюзной организации уполномоченный может быть отозван до истечения срока действия своих полномочий, если он не выполняет возложенные на него функции по защите прав и интересов работников на безопасные условия труда.

1.12. Выборный орган первичной профсоюзной организации и работодатель (должностное лицо), а также техническая инспекция труда профсоюза оказывают необходимую помощь и поддержку уполномоченным по выполнению возложенных на них обязанностей.

1.13. На основании настоящего Положения общероссийские (межрегиональные) профсоюзы могут разрабатывать свои положения с учетом специфики и особенностей видов экономической деятельности.

2. Задачи уполномоченного

Задачами уполномоченного являются:

2.1. Содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям инструкций, норм и правил по охране труда.

2.2. Осуществление в организации (структурном подразделении) контроля в форме обследования и (или) наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

2.3. Подготовка предложений работодателю (должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа.

2.4. Представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

2.5. Информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд.

3. Функции уполномоченного

Для решения задач, поставленных перед уполномоченным, на него возлагаются следующие функции:

3.1. Проведение обследований или наблюдений за состоянием условий труда на рабочих местах и подготовка предложений должностным лицам по устранению выявленных нарушений.

3.2. Информирование работников структурного подразделения о необходимости выполнения инструкций по охране труда, правильного применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, содержания их в исправном состоянии, применения и использования в работе исправного и безопасного оборудования и средств производства.

3.3. Осуществление контроля в структурном подразделении за ходом выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором или соглашением, и доведение до сведения должностных лиц об имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные договором сроки.

3.4. Информирование работников структурного подразделения о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах, об отнесении условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к определенному классу (оптимальному, допустимому, вредному и опасному) на основании аттестации рабочих мест по условиям труда.

3.5. Содействие должностным лицам по обязательному прохождению работниками структурного подразделения периодических медицинских осмотров (обследований) в установленные работодателем сроки.

3.6. Осуществление контроля по своевременному обеспечению работников структурного подразделения средствами индивидуальной и коллективной защиты, молоком или другими равноценными продуктами, лечебно-профилактическим питанием на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

3.7. Проведение проверок и обследований машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, находящегося в структурном подразделении, с целью определения их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда, а также эффективности работы вентиляционных систем и систем, обеспечивающих освещение рабочих мест, и безопасного применения технологических процессов, инструментов, сырья и материалов.

3.8. Информирование работодателя (должностного лица) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае, происшедшем с работником структурного подразделения, об ухудшении их здоровья.

3.9. Участие в организации первой помощи, а при необходимости оказание первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая, происшедшего в структурном подразделении.

3.10. Подготовка предложений работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации по совершенствованию инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда.

3.11. Участие в расследовании происшедших в структурном подразделении аварий и несчастных случаев, а также обеспечение контроля за мероприятиями по их недопущению.

3.12. В организации из членов выборного органа первичной профсоюзной организации избирается старший уполномоченный по охране труда, который, как правило, является заместителем руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации.

На старшего уполномоченного по охране труда возлагается:

организация работы и координация деятельности уполномоченных по контролю за соблюдением в структурных подразделениях организации выполнения требований охраны труда, норм и правил по охране труда, локальных нормативных актов;

внесение в выборный орган первичной профсоюзной организации и руководителям структурных подразделений предложений по улучшению и совершенствованию работы уполномоченных по охране труда;

участие в работе комитета (комиссии) по охране труда;

контроль за выполнением должностными лицами предложений по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда, вносимых уполномоченными;

внесение предложений по кандидатурам уполномоченных для участия их в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве;

проведение анализа состояния условий и охраны труда в организации, внесение предложений выборному органу первичной профсоюзной организации по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшению условий труда и оздоровлению работников.

4. Права уполномоченного

Для выполнения возложенных на него функций уполномоченный имеет право:

4.1. Осуществлять контроль в организации (структурном подразделении) за соблюдением требований инструкций, правил и норм по охране труда, локальных нормативных актов.

4.2. Осуществлять проверки или обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, а также по результатам расследования несчастных случаев.

4.3. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.4. Получать информацию от работодателя и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

4.5. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства.

4.6. Вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций предложения об устранении нарушений требований охраны труда (Приложение N 2).

4.7. Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе).

4.8. Направлять предложения должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением требований охраны труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, изменениями условий труда.

4.10. Вносить работодателю, должностному лицу и в выборный орган первичной профсоюзной организации предложения по проектам локальных нормативных правовых актов об охране труда.

4.11. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

5. Обеспечение деятельности уполномоченного

5.1. Обеспечение условий деятельности уполномоченного (освобождение от основной работы на период выполнения возложенных на него обязанностей, прохождения обучения, обеспечение необходимой справочной литературой, предоставление помещения для хранения и работы с документами и др.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом организации.

5.2. Уполномоченному выдается установленного образца удостоверение (Приложение N 3).

5.3. Уполномоченные проходят обучение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя в образовательных центрах по охране труда, а также проходят обучение за счет средств работодателя по отраслевым программам.

5.4. В соответствии с коллективным договором, локальным нормативным актом организации уполномоченному могут устанавливаться социальные гарантии, предусмотренные статьями 25, 26 и 27 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

5.5. За активную и добросовестную работу по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации, улучшению условий труда на рабочих местах уполномоченный может быть материально и морально поощрен.

5.6. Работодатель и должностные лица несут ответственность за нарушение прав уполномоченного или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленном законодательством.

Действующее российское законодательство предоставляет работникам достаточно большое количество прав, и одним из механизмов обеспечения реализации права на безопасный труд является возможность назначения уполномоченного по охране труда от профсоюза или трудового коллектива. Права и обязанности уполномоченного по охране труда работника профсоюза и сотрудника предприятия являются достаточно широкими, поэтому считаться с ними следует как рабочему коллективу, так и самому работодателю.

Кто такой уполномоченный по охране труда – нормативы ТК РФ и правовое регулирование

Российское законодательство уделяет вопросам охраны труда на предприятиях достаточно пристальное внимание и предполагает различные способы проведения надзора за соблюдением установленных нормативов данной сферы. Одним из важнейших надзорных элементов, гарантирующих защиту прав работников, является институт уполномоченных по охране труда. Правовое регулирование деятельности данных лиц обеспечивается следующими положениями действующего законодательства:

  • Статья 370 ТК РФ. Принципы, изложенные в означенной статье, позволяют профессиональным союзам на территории Российской Федерации осуществлять контроль деятельности работодателей. В том числе одним из механизмов организации такового контроля могут выступать уполномоченные лица по различным вопросам, в том числе и по охране труда.
  • Постановление Минтруда РФ №30 от 04.04.1994. Данным документом регулируется организация работы специалистов в сфере надзора за исполнением требований по охране труда в коллективах, а также предоставляются практические рекомендации и инструкции, вместе с основными правами и обязанностями уполномоченных по охране труда.
  • Федеральный закон №10 от 12.01.1996. Положения означенного закона регламентируют общие принципы деятельности профсоюзов на территории РФ, в том числе и в отношении проведения контроля за деятельностью работодателей в вопросах исполнения законодательных требований по охране труда.
  • Постановление исполкома ФНПР №4-3 от 18.10.2006. Данный документ устанавливает форму типового положения об уполномоченном по охране труда, рекомендованную к использованию профсоюзами, однако не являющуюся обязательной для повсеместного применения.

В целом, суммируя сведения, изложенные в означенных нормативных документах, можно сделать вывод, что уполномоченный по охране труда от профсоюза – это выбранное первичным представительным органом работников лицо, обеспечивающее общий надзор и контроль за исполнением требований законодательства в аспектах, касающихся обеспечения безопасности трудовой деятельности. При этом уполномоченный исполняет именно надзорную функцию, а не занимается обеспечением непосредственной безопасности труда. Соответственно, он также не несет ответственности в большинстве случаев за наличие определенных нарушений в данной сфере.

Несмотря на схожесть названия, уполномоченный по охране труда и ответственный за охрану труда на предприятии – это абсолютно разные должности, имеющие множество отличий как в размере прав, так и в объемах возложенных на них обязанностей.

Чем отличается ответственный и уполномоченный по охране труда

Должности ответственного и уполномоченного по охране труда имеют множество отличий, которые следует рассмотреть подробнее, чтобы избежать возможной путаницы или недопонимания в вопросах их прав, обязанностей и полномочий. В частности, к отличиям ответственного и уполномоченного по охране труда можно отнести следующие особенности их деятельности в организациях:

Как назначается уполномоченный по охране труда от трудового коллектива

Должность уполномоченного по охране труда от коллектива является выборной – это основная её характеристика. Организуются выборы уполномоченного по охране труда после общего собрания трудового коллектива. При этом кандидатуры уполномоченных лиц могут предлагаться как самими трудящимися, так и профсоюзами, и включать в себя как сотрудников определенной организации, так и не работающих в них лиц, однако являющихся членами действующих профсоюзов.

Уполномоченный по охране труда в организации, в которой работают члены различных профсоюзов, может быть предложен любой из профсоюзных организаций. При этом общее собрание участников трудового коллектива может выбрать не только одного представителя, являющегося уполномоченным по охране труда, но и нескольких, если это предусмотрено коллективным договором или действующими на предприятии иными локальными нормативными актами.

После выборов уполномоченного по охране труда лица, работодатель обязан издать приказ о назначении выбранного человека при наличии его согласия на должность уполномоченного по охране труда. Работодатель не вправе отклонять решение общего собрания трудящихся или назначать своих собственных кандидатов на данную должность, не имеющих поддержки профсоюза или сотрудников.

Приказ о назначении уполномоченного по охране труда должен быть зафиксирован в документообороте предприятия, иметь дату составления, подпись или печать работодателя, а также данные о вступающем в должность уполномоченном.

Срок действия полномочий данного сотрудника составляет два года, по истечении которых сотрудники имеют право перевыбрать уполномоченного на новом общем собрании трудящихся. При этом законодательство не содержит ограничений на количество сроков работы в данной должности или иных препятствий, однако они могут быть предусмотрены коллективным договором или локальными нормативными актами. До окончания двухлетнего периода уволить уполномоченного по охране труда может работодатель только при наличии согласия профсоюза, или же – при наличии решения общего собрания трудящихся, которое постановит прекратить полномочия данного работника.

Если на предприятии не установлено положение об уполномоченных по охране труда, то все процедуры, связанные с их назначением, должностными обязанностями и иными особенностями ведения таковой деятельности проводятся в соответствии с типовым положением, закрепленным в постановлении исполкома ФНПР №4-3, упомянутым ранее.

Права и обязанности уполномоченного по охране труда

Спектр прав и обязанностей уполномоченных по охране труда является достаточно широким, поэтому знать о них будет полезно как самим сотрудникам, работающим на данной должности, так и их работодателя, а также членам профсоюзов и простым работникам организации, так как они имеют возможность реализовывать механизмы собственной защиты через уполномоченного. Для беспрепятственного осуществления своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей, уполномоченный по охране труда имеет следующие права:

К обязанностям уполномоченных по охране труда в целом можно отнести следующую деятельность:

  • Данный работник должен постоянно участвовать в образовании у работодателя безопасных и соответствующих нормативам условий труда.
  • Уполномоченный обязан контролировать исполнение работодателем требований законодательства в сфере охраны труда и фиксировать имеющиеся нарушения.
  • Уполномоченные по охране труда обязаны представлять именно интересы сотрудников во всех спорных вопросах, затрагивающих обеспечение безопасности ведения трудовой деятельности.
  • При необходимости и в случае личного или коллективного обращения работников, уполномоченный по охране труда обязан предоставлять им консультации относительно нормативов охраны труда и действующей их реализации на предприятии.

Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке постараемся раскрыть тему, кто такой уполномоченный по охране труда, как он выбирается, какие у него права и обязанности. Вас ждёт не только письменное повествование, но и видео работу уполномоченных по охране труда.

Кто такой уполномоченный по охране труда?

Уполномоченный по охране труда — это лицо, которому было доверенно представлять интересы работников организации.

Уполномоченный по охране труда может быть как от профсоюзной организации, так и от трудового коллектива организации.

Так как профсоюзные организации — это явление уходящее (особенно во время кризиса), рассматривать данную тему будем в контексте трудовых коллективов.

Как проходят выборы уполномоченного по охране труда?

Выборы уполномоченного по охране труда проходят на общем собрании работников. Для ведения собрания необходимо сначала избрать председателя и секретаря собрания. Далее озвучивается повестка дня: избрание уполномоченного по охране труда от трудового коллектива сроком на три года (или не менее двух лет). На повестке дня как правило кто-то из знающих (специалист по охране труда например) выступают с сообщениями типа: в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации для осуществления контроля за соблюдением работодателем и его представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и охраны труда, выполнением ими условий трудовых договоров, соглашений, необходимо избрать уполномоченного по охране труда и т.д. Далее предлагаются кандидаты из числа работников, прямо или косвенно не заинтересованных в нарушении прав работников, не связанных с организацией работ на рабочих местах (в т.ч. организацией охраны труда) и т.д. Происходит голосование.

Выборы уполномоченного по охране труда должны отражаться в соответствующем протоколе. Пример протокола общего собрания работников организации вы сможете скачать ниже. Данный протокол, например, является неотъемлемой частью материалов по расследованию несчастного случае, если уполномоченный по охране труда принимал участие в комиссии по расследованию несчастного случая. Контрольно-надзорные органы запрашивают его в обязательном порядке.

Для легитимности работы уполномоченного по охране труда, ему необходимо будет пройти обучение по охране труда в учебном центре как уполномоченному и получить соответствующее удостоверение. Разумеется за счёт средств работодателя.

Как задачи выполняет уполномоченный по охране труда?

Основные задачи уполномоченного по охране труда заключаются в:

  • Содействии создания в организации здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.
  • Осуществлении контроля за состоянием охраны труда в организации и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
  • Представлении интересов работников в государственных (Государственная инспекция труда и т.д.) и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или иными соглашениями по охране труда.
  • Консультировании работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда и т.д.

Как уполномоченный по охране труда оформляет выявленные им нарушения?

Форма оформления выявленных нарушений хорошо описанна в методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утверждённых постановлением Исполкома ФНПР от 26.09.2007 г. № 4-6.

Также в рекомендациях по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утверждённых Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 г.№ 30 представленна форма представления уполномоченного (доверенного) лица по охране труда, которое уполномоченный выдаёт в случаях выявления нарушений. Аналогичная процедура выдачи предписания специалистом по охране труда.

Скачать и ознакомится с этими документами можно будет ниже.

Какие основные функции должен осуществлять уполномоченный по охране труда?

Основные функции возлагаемые на уполномоченных по охране труда:

  • Осуществление согласования локальных нормативных актов принимаемых в Организации.
  • Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда.
  • Осуществление контроля за выполнением работниками их обязанностей по обеспечению охраны труда, а именно: соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда; правильностью применения специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке.
  • Участие в работе комиссий в роли представителя работников. Например участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая на производстве; комиссии по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их действующим требованиям охраны труда; комиссии по оценке эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
  • Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

Какими правами обладает уполномоченный по охране труда?

Для реализации возложенных на уполномоченного по охране труда функций, ему предоставляются права. Как правило они заключаются в том, чтобы:

  • Контролировать соблюдение законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.
  • Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.
  • Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию средств труда.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организации о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.
  • Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
  • Выдавать руководителям и иным должностным лицам обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
  • Обращаться в соответствующие органы (Государственную инспекцию труда и т.п.) с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Видеоматериал по работе уполномоченного по охране труда

Для погружения в тему об уполномоченных по охране труда, предлагаю посмотреть тематическое видео.

Профсоюз и охрана труда.

Для реализации своих прав работники (профсоюзы) могут избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, общественные инспекции, направлять своих представителей в комитеты (комиссии) по охране труда.
Статья 370 ТК РФ предоставляет профсоюзам право на осуществление контроля соблюдения работодателями и иными представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок с дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления контроля соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений, общероссийские профсоюзы и их объединения, а также межрегиональные, территориальные объединения организаций профсоюзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда имеют те же, права, что и уполномоченные (доверенные) лица.
Согласно ТК РФ ст. 370, а также «Рекомендациям по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива», утв. постановлением Минтруда от 8.04.94 № 30, общественный контроль за ОТ в организациях осуществляют уполномоченные лица по охране труда от профсоюза или трудового коллектива.

Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль соблюдения работодателями законодательных нормативных правовых актов об охране труда, состояния охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей по охране труда. На предприятии уполномоченные должны действовать на основе Положения об уполномоченных , учитывающего специфику деятельности организации.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок избрания уполномоченных определяются коллективным договором или иным совместным решением работодателя и представительного органа работников. Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организуют выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии. Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании трудового коллектива подразделения сроком не менее чем на 2 года.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда в организации. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенные на них функции или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Для вновь избранных доверенных лиц рекомендуется организовывать обучение по специальной программе за счет предприятия (с сохранением среднего заработка).

Основные задачи уполномоченных лиц

Основными задачами уполномоченных являются:
- содействие созданию на предприятии здоровых и безопасных условий труда;
- осуществление контроля состояния охраны труда на предприятии и соблюдения законных прав и интересов работников в области охраны труда;
- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Функции уполномоченных лиц

К функциям уполномоченных относятся:
- контроль состояния охраны труда, соблюдения работодателем нормативных актов по охране труда, соблюдения работниками норм, правил и инструкций по охране труда и правильности применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты;
- участие в работе комиссий по проведению проверок и обследований технического состояния оборудования, зданий, сооружений, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений и т.п., участие в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
- участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения - оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;
- участие в расследовании несчастных случаев на производстве (по поручению профкома или иного представительного органа трудового коллектива);
- осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о произошедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
- участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, улучшению условий труда работников;
- информирование работников о состоянии условий труда, проведение разъяснительной работы по вопросам охраны труда.

Права уполномоченных лиц

Уполномоченные лица имеют следующие права (ст. 370 ТК):
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций (своих подразделений), работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- направлять представление работодателям (руководителям подразделений) об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, обязательные для рассмотрения;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменением условий труда;
- контролировать соблюдение работодателем (в подразделении) трудового законодательства;
- проверять состояние условий и охраны труда, выполнение мероприятий по охране труда;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
- предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Порядок осуществления контроля внештатными инспекторами государственных органов надзора

Для повышения эффективности государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде, охране труда и промышленной безопасности и более широкого привлечения общественности к его осуществлению органы государственного надзора организуют работу внештатных инспекторов.
Внештатный инспектор труда действует в соответствии с Положением о внештатном инспекторе труда Федеральной инспекции труда, утв. Приказом Федеральной инспекции труда от 27.06.00 г. № 4.
Внештатный инспектор органов Ростехнадзора действует в соответствии с Положением о внештатном инспекторе органов ГГТН РФ, утв. Приказом ГГТН РФ от 11.04.97 г. № 72.
Внештатным инспектором может быть гражданин РФ не моложе 18 лет. Он утверждается на основании личного заявления, представления профсоюза или другой общественной организации, иных документов, подтверждающих пригодность кандидата к выполнению специфических задач и функций, приказом руководителя надзорного органа.
В организациях образуются посты общественного контроля, в которые входят также внештатные инспекторы труда и внештатные инспекторы Ростехнадзора, закрепляемые за определенными государственными инспекторами. Внештатный инспектор осуществляет свои функции под непосредственным руководством и контролем государственного инспектора, за которым он закреплен.