Декрет

Материальная обусловленность системы права. Структурные элементы системы права. Основные типологии правовых систем

Под системой права понимают сочетание структурных элементов права, которые могут функционировать только во взаимосвязи друг с другом. К данным элементам можно отнести:

  • Нормы права или, другими словами, юридические нормы;
  • Правовые институты;
  • Отрасли права.

Элементы права между собой тесно взаимодействуют и функционируют неотрывно друг от друга. Только в своей совокупности элементы права способны формировать полноценную и работоспособную систему права. Система права подобна человеческому организму, которому для полноценной жизнедеятельности необходима работа всех его органов.

Элементы системы права

Поговорим более подробно о каждом элементе системы права:

Норма права служит регулированию определенных видов отношений внутри общества.

Совокупность юридических норм приводит к правовому результату. Совокупность родственных правовых норм называют правовыми институтами.

В правовом институте соединяются те нормы права, которые однородны по своей сути, которые регулируют одну и ту же сферу отношений внутри общества.

Правовой институт объединяет нормы права различных видов.

Кроме правового института, существует отраслевой институт и комплексный институт.

Что касается отраслевого института, то внутри него формируются нормы права одной определенной отрасли, к примеру, институт наследования, который включает в себя те нормы права, которые регулируют права наследования.

Комплексные институты, в свою очередь, объединяют внутри себя комплекс норм права. К примеру, институт избирательного права, которые совмещает внутри себя нормы как конституционного, так и административного права.

Последний элемент системы права, о котором пойдет речь, это отрасль права.

Отрасль права – это объединение правовых институтов, регулирующих отдельную сферу правоотношений. К таким сферам, к примеру, можно отнести брачно-семейные отношения или имущественные.

Отрасль права – это самый крупный элемент системы права, из которого, собственно, система права и формируется.

Отрасль права, в свою очередь состоит из следующих структурных элементов:

  • Подотраслей;
  • Институтов права;
  • Норм права.

Элементы отрасли права

Поговорим подробнее о каждом элементе отрасли права:

Подотрасль права является системой однородных институтов одной из отраслей права. Примером подотрасли права можно привести избирательное право, которое является подотраслью гражданского права или семейное право, то есть такие виды права, которые регулируют определенные человеческие отношения. В нашем случае, это отношения внутри общества, которые возникают во время выборов и также семейные правоотношения.

Институт права представляет собой совокупность норм права. Существует несколько классификаций норм права, поэтому институты права неоднородны и имеют различия по определенным признакам.

Как мы уже сказали выше, институт права состоит из норм права. Норма права – это наименьший элемент отрасли права. Однако, следует отметить, что без норм права не было бы ни института права, ни системы права вообще, поэтому не следует их недооценивать. Именно нормы права обеспечивают стабильное и полноценное функционирование системы права в целом.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), кᴏᴛᴏᴩая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Стоит заметить, что она не результат произвольного усмотрения законодателя, а ϲʙᴏего рода слепок с действительности. Материал опубликован на http://сайт
Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соᴏᴛʜᴏϲᴙтся между собой.

Системность - общее ϲʙᴏйство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не будет таковой. Отметим, что каждому историческому типу права присуща ϲʙᴏя система, отражающая особенности ϶ᴛᴏго типа и всей общественной формации. Структура права - ϶ᴛᴏ юридическое выражение структуры данного общества.

В ϶ᴛᴏм заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами. К примеру, рабовладельческое, феодальное и современное право отличаются друг от друга не только ϲʙᴏими сущностями, но и внешними признаками, т.е. формальными атрибутами, в т.ч. системного характера, на кᴏᴛᴏᴩых лежит печать времени.

При ϶ᴛᴏм не следует смешивать понятия "система права" и "правовая система". В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором - о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает исключительно одним из слагаемых правовой системы.

Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Но ϶ᴛᴏ не случайное и не хаотичное их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в кᴏᴛᴏᴩой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Перед нами - сложное системное иерархическое образование, пронизываемое процессами интеграции и дифференциации. В любом типе права между конкретными его нормами всегда присутствуют элементы общего и единичного, сходства и отличия, самостоятельности и зависимости.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках кᴏᴛᴏᴩой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

При всем этом нормы права различаются по ϲʙᴏему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. По϶ᴛᴏму они подразделяются на отдельные части - отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.

При этом объективная природа системы права не означает, что законодатель не может на нее повлиять. Стоит заметить, что он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в ϶ᴛᴏм, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, "перестроить".

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Стоит заметить, что они не могут по ϲʙᴏему "хотению" учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность - важнейшее ϲʙᴏйство системы права в отличие от систематизации права, кᴏᴛᴏᴩая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли.
Интересно отметить, что там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Великобритании право не систематизировано)

Систематизация - ϶ᴛᴏ всего исключительно сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет ϲʙᴏю систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соᴏᴛʜᴏϲᴙтся между собой.

Структурными элементами системы права будут: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель исключительно осознает и оформляет (протоколирует) эту потребность.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень ϲʙᴏеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.

Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую отрасль права. И наоборот, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих областей общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль не "придумывается", а рождается из социальных и практических потребностей.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по ϲʙᴏему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы данных отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

По϶ᴛᴏму в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. К примеру, в гражданском праве - авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном - избирательное право; в трудовом - пенсионное; в земельном - горное, водное, лесное и т.д. Эти подотрасли регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся ϲʙᴏей спецификой и известной родовой обособленностью.

Институт права - ϶ᴛᴏ сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. В случае если юридическая норма - "исходный" элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность (С.С. Алексеев)

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Стоит заметить, что они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве - институт гражданства; в административном - институт должностного лица; в семейном праве - институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Отметим, что термин "институт" часто употребляется в литературе и печати в неопределенно широком смысле: говорят, например, о социальных, политических, общественных институтах, институтах демократии, парламентаризма, подразумевая под данным весьма разнородные и аморфные явления. В данном же случае ϶ᴛᴏ понятие берется в сугубо юридическом его значении - как конкретное нормативное установление государства, закона, т.е. как правовой институт.

Виды правовых институтов. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей - столько ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов - наиболее общий критерий их дифференциации. По ϶ᴛᴏму же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные)

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой - из норм двух и более отраслей. К примеру, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институттрадиционно небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в ϲʙᴏем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. К примеру, институт поставки в гражданском праве включает институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих отношений; охранительные - на их охрану, защиту (типичны для уголовного права); учредительные - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права)

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в кᴏᴛᴏᴩом четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все данные уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые они образуют достаточно сложную конструкцию (см. схему 39)

┌───────────────────────────────────────────┐

│ ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ │

│ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА │

└─────────────────────┬─────────────────────┘

┌──────────────────┴──────────────────┐

│ Отрасль права │

└──────────────────┬──────────────────┘

┌───────────────┴───────────────┐

│ Подотрасль права │

└───────────────┬───────────────┘

┌────────────┴────────────┐

│ Институт права │

└────────────┬────────────┘

┌─────────┴─────────┐

│ Субинститут │

│ права │

└─────────┬─────────┘

┌──────┴──────┐

│ Норма │

│ права │

└─────────────┘

Материальное и процессуальное право. В правовой науке все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Первые - регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.

Вторые - определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Рассуждая по аналогии, можно на базе ст. 127 Конституции выделить и арбитражное судопроизводство, осуществляющееся в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с АПК РФ (см. схему 40)

┌─────────────────────────────────────────────────────┐

│ ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ├──────┐

└─────────────────────────────────────────────────────┘ │

│ Конституционный процесс ├─────────────┤

┌──────────────────────────────────────────────┐ │

│ Административный процесс ├─────────────┤

└──────────────────────────────────────────────┘ │

┌──────────────────────────────────────────────┐ │

│ Уголовный процесс ├─────────────┤

└──────────────────────────────────────────────┘ │

┌──────────────────────────────────────────────┐ │

│ Гражданский процесс ├─────────────┤

└──────────────────────────────────────────────┘ │

┌──────────────────────────────────────────────┐ │

│ Арбитражный процесс ├─────────────┘

└──────────────────────────────────────────────┘

В итоге систему права можно кратко определить как совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с особенностями регулируемых общественных отношений.

Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.

Иными словами, система права - это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам

Структура системы права - это объективно существующее внутреннее строение права данного государства.

Основные структурные элементы системы права:

а) нормы права;

б) институты права,

в) отрасли права.

Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права

Институт права- это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права).

Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

Виды критериев распределения норм права по отраслям права:

а) предмет правового регулирования;

б) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом.

Метод правового регулирования - это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство так или иначе воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования.

Среди способов правового регулирования различают:

а) обязывание;

б) дозволение;

в) запрещение.

При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение применяемых способов. Например, в административном праве доминирует использование Законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном праве - запрещения.

К конкретным методам правового регулирования, т. е. применяемым в тех или иных отраслях права обычно относят методы: императивный (метод властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета), диспозитивный (представляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения), поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения), рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения).

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет, в конечном счете, ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Системность - общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система. Структура права - это юридическое выражение структуры данного общества.

В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами. Например, рабовладельческое, феодальное и современное право отличаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними признаками, т.е. формальными атрибутами, в том числе системного характера, на которых лежит печать времени.

При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором - о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы, ее центральным элементом.

Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Но это не случайное и не хаотичное их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Перед нами - сложное системное иерархическое образование, пронизываемое процессами интеграции и дифференциации. В любом типе права между конкретными его нормами всегда присутствуют элементы общего и единичного, сходства и отличия, самостоятельности и зависимости.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они делятся на отдельные части - отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и, прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.

В огромном множестве юридических норм могут возникать отдельные коллизии, расхождения, порой весьма острые, но в целом они представляют собой единую монолитную правовую реальность, подчиняющуюся определенным внутренним закономерностям и тенденциям.

Ф. Энгельс писал: «В современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий». Эта мысль указывает,во-первых, на объективный характер явления, во- вторых, на причинно-следственную связь его с внешними факторами.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель здесь абсолютно безволен. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения. Например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д., но в Принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, «перестроить».

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию.

развитию, но не более того. Они не могут по своему «хотению» учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность - важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).

Систематизация - это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет («протоколирует») эту потребность.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений;

  • б) их удельный вес;
  • в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей;
  • г) необходимость применения особого метода регулирования.

Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль не «придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение

объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве - авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное. В конституционном - избирательное право; в трудовом - пенсионное; в земельном - горное, водное, лесное и т.д. Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма - «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность».

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли, В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности. Институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве - институт гражданства; в административном - институт должностного лица; в семейном праве - институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей - столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов - наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой - из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные - на их охрану, защиту (типичны для уголовного права). Учредительные - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц. А также граждан (характерны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

  • 1) структура отдельного нормативного предписания;
  • 2) структура правового института;
  • 3) структура правовой отрасли;
  • 4) структура права в целом.

Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

Материальное и процессуальное право. В правовой науке все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Первые - регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.

Вторые - определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений. Т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

В соответствии с Конституцией у нас признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный. Они соответственно отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся во всех не процессуальных отраслях. Естественно, что обе группы юридических предписаний в равной степени обязательны к соблюдению.

В итоге систему права можно кратко определить как совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.


Право представляет собой не хаотичный набор правовых норм, а строгую и согласованную систему, целостный комплекс взаимосвязанных и согласованных элементов, находящихся в состоянии соподчинения, координации, функциональной зависимости и т.п. Система права отражает его внутреннее строение, которое не является произвольным усмотрением законодателя, а складывается как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Итак, под системой права понимается его объективно сложившаяся внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных элементов (норм, институтов, подотраслей и отраслей права). Чтобы понять, что такое система права, необходимо ответить как минимум на два вопроса: из каких элементов состоит система права? как согласованы и взаимосвязаны между собой эти элементы? В зависимости от сложности (их делимости) элементами системы права выступают: отрасль права; подотрасль права; правовой институт; норма права. Взаимосвязь элементов проявляется в согласованности, непротиворечивости и обусловленности социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными и историческими факторами, что, в конечном счете, придает системе права целостность.

Рассмотрим элементы системы права.

Норма права - первичный структурный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения, т.к. для правового регламентирования отношения часто требуется взаимодействие комплекса норм, например, материальных и процессуальных.

Отрасль права - это обособленная, автономная и упорядоченная совокупность юридических норм (которые складываются в институты и подотрасли), регулирующая однородные общественные отношения при помощи специфических методов. Для образования отрасли права имеет значение ряд наиболее важных характеристик.

  • Во-первых, своеобразие тех или иных отношений, которые регулируются отраслью права. Например, финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, а административное - управленческие отношения.
  • Во-вторых, удельный вес подобных отношений. Например, с развитием исправительных и исполнительных отношений из уголовного права выделилось исправительно-трудовое право, которое затем преобразовалось в уголовно-исполнительное право.
  • В-третьих, невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей права. Например, гражданско-процессуальные отношения обладают своей спецификой и их нельзя урегулировать при помощи норм гражданского права.
  • В-четвертых, необходимость применения особого метода правового регулирования. К примеру, гражданско-процессуальные отношения не могут быть урегулированы при помощи диспозитивного метода, свойственного для гражданского права, поэтому в этих отношениях применяется императивный метод правового регулирования.

Подотрасль права - это совокупность норм, регулирующая вид общественных отношений, существующий в рамках определенного рода отношений. Например, финансовые отношения многообразны, а само финансовое право подразделяется на подотрасли налогового, валютного и бюджетного права. Подотрасли регулируют отношения, характеризующиеся своей спецификой и определенной видовой обособленностью.

Институт права - это сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующая более узкую группу отношений по сравнению с подотраслью права. Например, в рамках финансового права существует подотрасль налогового права, а в подотрасли налогового права - институт налоговой ответственности, институт налогового расследования (налогово-процессуальный институт). Таким образом, правовые институты призваны регулировать отдельные стороны общественных отношений, отражая их своеобразие. Следует отметить, что не все отрасли права характеризуются делением на подотрасли и правовые институты. Так, в некоторых отраслях права существуют только правовые институты. Например, в семейном праве - институт опеки, институт брака, институт алиментных обязательств, институт лишения и ограничения родительских прав и т.д. Сказанное не означает, что в семейном праве не смогут сложиться относительно обособленные подотрасли, т.к. система права не является неизменной, она, как и вся социальная действительность, находится в постоянном развитии.

В любой системе права принято выделять своеобразный базис, на котором основываются другие элементы системы права. В роли такой основы выступает Конституционное право России. Нормы конституционного права обладают наивысшей юридической силой, непосредственным действием и оказывают воздействие на формирование и развитие всей системы права. Конституционное право призвано обеспечить непротиворечивость всей системы правовых норм. Оно определяет общие принципы права и механизмы правового воздействия практически на все группы общественных отношений и изначально задает характер и специфику всех остальных отраслей права, является «главным» по отношению к другим структурным элементам системы права.

В системе права помимо его основы выделяются еще и профилирующие отрасли, к которым относят: конституционное право (это и основа и одновременно профилирующая отрасль), административное право, гражданское право и уголовное право. Таким профилирующим отраслям, как уголовное право и гражданское право, сопутствуют соответствующие процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное право и гражданско-процессуальное право (конституционно-процессуальное и административно-процессуальное право находятся в стадии формирования и их рассматривают как соответствующие подотрасли).

Вторую группу отраслей составляют специальные отрасли, которые максимально учитывают специфику тех или иных общественных отношений, а их появление было обусловлено объективными процессами отраслевой специализации. К таким отраслям права относятся: трудовое право, семейное право, уголовно-исполнительное право, финансовое право, право социального обеспечения, земельное право и экологическое право.

Деление системы права на отрасли, подотрасли, правовые институты не является единственным. Так, в системе права выделяются два больших элемента (блока): процессуальное право и материальное право .

Соответственно, нормы материального права определяют права и обязанности участников общественных отношений, а нормы процессуального права - сам порядок реализации прав и обязанностей. Если сопоставлять материальное и процессуальное право с существующими отраслями права, то одни отрасли можно отнести к материальным, другие - к процессуальным, а некоторые представляют «симбиоз» материальных и процессуальных норм. Например, уголовное и гражданское право - материальные отрасли права, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право - процессуальные отрасли права, а финансовое и уголовно-исполнительное право состоят из материальных и процессуальных норм. В системе права выделяют частное и публичное право (о чем пойдет речь в отдельном параграфе).

Система права не является застывшим образованием, она находится в постоянном движении, появляются новые отрасли, подотрасли, правовые институты. Так, в настоящее время сложились предпосылки для выделения налогового права в самостоятельную отрасль права, активно формируются институты налогового и бюджетного процесса, имеются тенденции к обособлению из гражданско-процессуального права арбитражно-процессуального права, которое в настоящее время является его подотраслью и т.д.