Увольнение

Текущие налоги в конкурсном производстве. К какой очереди относятся налоги при банкротстве. Порядок уплаты налогов в других процедурах банкротства

Т.А. Гусева,
профессор кафедры "Финансовое и предпринимательское право" Юридического института ОГТУ, д.ю.н.

В условиях экономического кризиса должники зачастую не в состоянии платить по счетам, поэтому рост числа дел о банкротстве неизбежен. Как отмечает Председатель Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) А.А. Иванов, это связано со значительным увеличением числа рассматриваемых арбитражными судами исков о неисполнении обязательств по договорам (по сравнению с 2007 годом их стало больше на 64%). Инициаторами подобных исков могут стать как сам должник или его кредиторы, так и налоговые органы. Поэтому не теряет актуальность вопрос о порядке и очередности уплаты обязательных платежей в различных процедурах банкротства. Насколько изменила эту ситуацию новая редакция Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), которая, в частности, дала налоговым органам право бесспорного и внеочередного взыскания задолженности в конкурсном производстве? Рассмотрим новый порядок подробнее.

Порядок уплаты налогов в конкурсном производстве

В процессе банкротства между арбитражными управляющими и налоговыми органами возникают споры относительно очередности и порядка уплаты налогов (включаются ли они в конкурсную массу и платятся в соответствии с установленной очередностью или относятся к текущим платежам, и налоговые органы имеют право на бесспорное списание налогов).

Наибольшие количество споров относится к процедуре конкурсного производства. Ранее (в редакции Закона о банкротстве, действовавшей до 31 декабря 2008 года) обязательные платежи, возникшие после открытия конкурсного производства, подлежали удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Поэтому создавалась ситуация, при которой НДС при реализации конкурсной массы возникал всегда, но в бюджет, как правило, не перечислялся, поскольку конкурсной массы бывало недостаточно даже для удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр. При этом в п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве содержалось положение, в соответствии с которым требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежали удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр. В силу этой нормы налоговый орган не вправе был осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности*1. Реализуя имущество, арбитражный управляющий начислял НДС на его стоимость, но обязанность по уплате НДС возникала только после удовлетворения требований кредиторов, включенных в соответствующий реестр.
_____
*1 См., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.10.2008 N Ф08-6177/2008, где указано: "Вопрос о взыскании с предприятия налогов, возникших после открытия конкурсного производства, должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника".

Поскольку, как уже было отмечено, реализованного имущества, как правило, не хватает для удовлетворения всех предъявленных требований, до уплаты в бюджет НДС с реализованного имущества очередь обычно не доходила. НДС взыскивался в составе стоимости имущества, но в бюджет не перечислялся.

С такой позицией налоговые органы не могли мириться и производили принудительное (бесспорное) взыскание НДС. Суды вставали на сторону налогоплательщиков.

В новой редакции п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве (см. Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ, далее - Закон N 296-ФЗ) исключено положение о том, что требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения реестровых требований кредиторов имущества должника. Это дало основание ФНС России считать, что из Закона о банкротстве исключены положения, являвшиеся основанием для вынесения судебных решений о неправомерности применения налоговыми органами мер принудительного взыскания задолженности по текущим платежам в конкурсном производстве.

Данная позиция нашла отражение в письме ФНС России от 23.01.2009 N ММ-21-8/43@ и обоснована следующим. Конституционный Суд РФ в постановлении от 17.12.1996 N 20-П выразил позицию, согласно которой налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, т.к. иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Таким образом, организация, в отношении которой введена одна из процедур банкротства, является субъектом, обладающим всеми правами и обязанностями налогоплательщика, установленными Налоговым кодексом РФ. Отмена решением суда решений налогового органа о применении мер принудительного взыскания задолженности не отменяет обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, а также пени и штрафов в бюджет.

Данная позиция уточнена в письме Минфина России от 11.06.2009 N 03-07-11/155: органы и лица, уполномоченные осуществлять реализацию имущества по решению суда (в т.ч. конкурсные управляющие при проведении процедуры банкротства), вовсе не являются плательщиками НДС. Они просто выполняют обязанности налоговых агентов и предъявляют покупателям имущества для оплаты соответствующую сумму НДС.

А при реализации этого имущества они уже должны перечислять НДС в бюджет, как обязывает НК РФ. При этом никаких нарушений прав ни самих налогоплательщиков- должников, ни их кредиторов не возникает, поскольку НДС уплачивается в бюджет за счет средств покупателей имущества.

В настоящее время по данному вопросу появились разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда РФ. Так, в постановлении ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" дано следующее разъяснение по данному вопросу.

В новой редакции Закона о банкротстве исключено распространение на требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, режима требований, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов.

В связи с этим требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве относятся к текущим платежам четвертой очереди. Для взыскания таких платежей налоговый орган вправе на основании ст. 46 НК РФ направить в банк инкассовое поручение, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве (п. 41 постановления).

Порядок уплаты обязательных платежей в других процедурах банкротства

При других процедурах (наблюдении, внешнем управлении) имеют место следующие споры*1.
_____
*1 С момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам. Налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также п. 2 ст. 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода).

В отношении текущих требований взыскиваются налоговые платежи, принудительный срок взыскания которых уже истек, при этом налоговые органы часто указывают в инкассовом требовании не период, за который взыскивается платеж, а срок уплаты (более позднюю дату).

При решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов необходимо учитывать следующее.

В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово- хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.

Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога*1.
_____
*1 Предъявляя требование об уплате налога, налоговый орган часто указывает дату его уплаты, а не период, за который налог предъявлен. См., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.11.2008 N Ф08- 6663/2008: "Вопрос о взыскании с предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве".

Данная позиция нашла отражение в постановлении ВАС РФ от 23.07.2009 N 60, где отмечено следующее.

Законом N 296-ФЗ изменено понятие текущих платежей и правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, сроки исполнения которых должны были наступить после введения наблюдения. Исходя из положений абз. 5 п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 и п. 3 ст. 63 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.

Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о банкротстве о требованиях, подлежащих включению в реестр.

Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве в порядке, определенном ст. 71 и 100 Закона о банкротстве, а в случае предъявления иска о взыскании соответствующей задолженности - в общем порядке.

Порядок взыскания и уплаты

В постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - постановление N 59) обращается внимание на то, что в случае возбуждения дела о банкротстве после введения наблюдения исполнительные документы о взыскании непосредственно в банк направляться не могут. Банк вправе принимать их для исполнения, только если есть данные, подтверждающие, что требование взыскателя относится к текущим платежам или к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается. Это касается как случаев обращения в банк взыскателя, так и требований, поступивших от судебных приставов. Указаны обстоятельства, при которых нет оснований для ответственности банка за неисполнение данных документов. Банк производит исполнение по "формальным признакам", т.е. не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания. Поэтому неверно указанные в документах сведения могут стать основанием для ответственности взыскателя, но не банка.

Обоснование этому дано следующее. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка. К указанным требованиям относятся и требования, подтвержденные исполнительными документами.

При применении абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве также следует иметь в виду, что кредиторы и уполномоченные органы, представляющие в деле о банкротстве требования Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований по денежным обязательствам, не вправе в порядке, установленном частью 1 ст. 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), направлять выданные судами и другими органами исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в банк или иную кредитную организацию, в которых открыты счета должника (п. 1 постановления N 59).

При рассмотрении споров о применении к банкам мер ответственности за ненадлежащее проведение операций по счету должника необходимо учитывать следующее. По смыслу ст. 8 Закона об исполнительном производстве и в силу абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве, а также п. 2 ст. 854 Гражданского кодекса РФ банк вправе принимать для исполнения исполнительные и иные документы о взыскании денежных средств со счетов должника в бесспорном порядке (в частности, инкассовые поручения о безакцептном списании задолженности) только при условии, что в этих документах либо в документах, прилагаемых к ним, содержатся данные, подтверждающие отнесение требований взыскателя к текущим платежам или к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается. В том же порядке рассматриваются требования о взыскании, поступившие от судебных приставов-исполнителей.

При этом банк не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания, в т.ч. основанные на доводах о неверном указании взыскателем суммы задолженности или момента ее возникновения (п. 12.9 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Банком России 03.10.2002 N 2-П).

Банк осуществляет проверку правомерности взыскания по формальным признакам, квалифицируя подлежащее исполнению требование как текущее на основании данных, имеющихся в направленном для исполнения исполнительном или ином документе о взыскании денежных средств (либо в прилагаемом к нему документе). Если названные документы не содержат сведений, подтверждающих отнесение требований взыскателя к текущим платежам или к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается, либо эти сведения являются противоречивыми (в частности, если судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный документ, принят до возбуждения дела о банкротстве), банк не вправе исполнять направленный для исполнения исполнительный или иной документ - он подлежит возврату взыскателю с указанием причины этого. Основания для привлечения банка к предусмотренной законодательством ответственности за неисполнение требования, содержащегося в исполнительном или ином документе о взыскании денежных средств с должника, в данном случае отсутствуют.

При нарушении банком положений абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве должник в процедуре наблюдения или финансового оздоровления либо внешний или конкурсный управляющие в последующих процедурах могут потребовать от него возмещения убытков, причиненных неправомерным списанием денежных средств со счета должника, и применения иных санкций в соответствии с законодательством. При разрешении таких споров судам необходимо иметь в виду: нарушение со стороны банка отсутствует, если он произвел списание денежных средств со счета должника на основании представленных взыскателем документов, в которых содержатся сведения, позволяющие отнести требования взыскателя к текущим платежам либо к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается. Таким образом, должником не могут быть взысканы с банка суммы, списанные последним со счета должника в порядке исполнения направленного взыскателем исполнительного или иного документа о взыскании денежных средств, в ситуации, когда взыскатель неверно указал соответствующие данные. В подобных случаях ответственность за списание денежных средств со счета должника с нарушением установленного законом порядка несет взыскатель.

Уплата НДФЛ, взносы на обязательное социальное страхование

При разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом (например, в отношении налога на доходы физических лиц), необходимо иметь в виду следующее.

НДФЛ

Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного у источника выплаты НДФЛ, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, не подпадающее под определяемое положениями ст. 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.

Данное требование независимо от момента его возникновения в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговом законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.

Взносы на обязательное социальное страхование

Согласно абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.

При применении п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве).

Таким образом, требования органов Пенсионного фонда РФ в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном ст. 855 ГК РФ порядке.

Следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный ст. 94 и 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется*1.
_____
*1 В некоторых судебных решениях задолженность по страховым взносам квалифицируется судом как текущий платеж, подлежащий взысканию вне рамок дела о банкротстве. См., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.10.2008 N Ф08-6379/2008, в котором суд указал: "Спорная задолженность по страховым взносам является текущим платежом и подлежит взысканию вне рамок дела о банкротстве".

Уплата пеней, возврат налогов

Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.

Правило о неначислении пеней распространяется только на требования об уплате обязательных платежей, подлежащих включению в график погашения задолженности, т.е. не являющиеся текущими в процедуре финансового оздоровления.

Применительно к внешнему управлению изложенный подход закреплен в абз. 3 п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве.

При применении предусмотренной абз. 3 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.

Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, т.е. в очередности, установленной п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

При рассмотрении заявления должника об оспаривании решения налогового органа об отказе осуществить возврат уплаченных должником (взысканных налоговым органом) после вынесения судом определения о введении наблюдения сумм налогов, требования по которым подлежали включению в реестр требований кредиторов и удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, судам надлежит исходить из следующего.

Положения ст. 78 и 79 НК РФ, допускающие возврат только сумм налогов, являющихся излишне уплаченными (взысканными), не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку в данном случае указанные нормы применению не подлежат. Основанием для возврата является нарушение отказом налогового органа порядка удовлетворения требований по обязательным платежам, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, заключающееся в погашении задолженности, не являющейся текущей, во внеочередном порядке*1.
_____
*1 В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.10.2008 N Ф08-5925/2008 указано: "В соответствии с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (ст. 126, пп. 4 и 8 ст. 142) налоговая инспекция не имеет права распоряжаться суммой налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению из бюджета налогоплательщику, признанному несостоятельным (банкротом)" (в данном случае инспекция неправомерно распорядилась денежными средствами заявителя путем проведения зачета).

Вместе с тем судам необходимо учитывать, что налоговый орган вправе осуществить зачет подлежащей возврату суммы налога в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.

Вознаграждение арбитражного управляющего

Все чаще предметом спора является вопрос о выплате вознаграждения арбитражному управляющему (далее - АУ). Суть спора заключается в следующем: по мнению налогового органа, за счет бюджета расходы АУ возмещаются только при банкротстве отсутствующего должника. Об этом прямо сказано в постановлении Правительства РФ от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников": обязанность уполномоченного органа по возмещению расходов на выплату вознаграждения арбитражного управляющего ограничивается лишь процедурой отсутствующего должника.

К тому же, по мнению налоговых органов, факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя свидетельствует о том, что арбитражный управляющий несет риск неполучения (получения не в полном размере) причитающегося ему вознаграждения в случае, если имущества недостаточно.

Поскольку все чаще инициатором банкротства выступают налоговые органы, а у должника отсутствует конкурсная масса, споры о выплате вознаграждения арбитражному управляющему чаще становятся предметом судебного разбирательства.

Так, в постановлении седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 N 07АП-6132/08 судьи поддержали иск АУ о выплате вознаграждения за счет бюджета, поскольку инициаторами банкротства выступали налоговые органы, а в соответствии с п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве возмещение судебных расходов, в т.ч. на выплату вознаграждения АУ в деле о банкротстве в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения указанных расходов, возлагается на кредитора-заявителя. Аналогичная позиция выражена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.01.2009 N Ф08-8252/2008. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.06.2009 N 1855/09 также подтверждает указанные выводы, где содержится позиция суда по сходным правоотношениям - о выплате в аналогичной ситуации вознаграждения ликвидатору.

Порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения АУ по делу о банкротстве определен ст. 59 Закона о банкротстве. Из пунктов 1 и 3 ст. 59 Закона следует, что расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди. В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения этих расходов, заявитель по делу о банкротстве обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.

К вышеназванным решениям следует добавить, что взыскать можно не только вознаграждение АУ, но и компенсацию его расходов, в частности расходы на уплату государственной пошлины; на опубликование сведений о банкротстве; на оплату услуг лиц, привлекаемых АУ для обеспечения своей деятельности. При этом Пленум ВАС РФ в постановлении от 22.06.2006 N 22 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" разъяснил: возмещению подлежат расходы, признанные судом обоснованными и необходимыми.

Финансовые обязательства, которые появляются у предприятия после того, как заявление по делу о его банкротстве было принято к рассмотрению арбитражным судом, получили название «текущие платежи».

Все претензии, касающиеся платы за оказанные предприятию-банкроту услуги, доставленные товары или произведенные работы, выставляемые после инициации дела о финансовой несостоятельности, получают статус текущих. Это касается и ситуаций, когда договора об оказании этих услуг, отгрузке товаров или осуществлении работ были подписаны еще до признания в суде факта банкротства юридического лица.

Из вышесказанного следует, что в качестве текущих платежей в процедуре конкурсного производства могут быть признаны только денежные обязательства предприятия-должника, которые появились у него уже после того, как стартовало его дело о финансовой несостоятельности. А выплаты, обязательства по которым возникли до этого обстоятельства, не могут считаться текущими.

Из чего формируются текущие платежи в конкурсном производстве?

К наиболее частым текущим платежам в , по которым выставляются требования в ходе процедуры признания финансовой несостоятельности предприятия, относятся:

  • зарплаты, пособия по увольнению, всевозможные компенсации сотрудникам, увольняемым по причине прекращения деятельности финансово несостоятельного юридического лица;
  • налоги, которые должна была оплатить организация, но по причине введения в отношении нее стадии конкурсного производства процедуры банкротства данная необходимость временно отпала;
  • штрафы и неустойки, внесение оплаты за которые также было временно отсрочено, пока происходило судебное разбирательство;
  • текущие счета за товары, доставленные до того, как предприятие было признано финансово несостоятельным;
  • оплата работ или услуг, ранее выполненных в соответствии с контрактами, по условиям которых перечисление денег должно было состояться уже после принятия решения в судебном порядке о признании организации банкротом;
  • арендная плата, производимая постоплатным способом;
  • судебные расходы, оплата юридических консультаций, оформления документов для юридических нужд;
  • штрафные санкции, образовавшиеся в процессе в конкурсном производстве.

Главными среди текущих выплат в конкурсном производстве, которые необходимо осуществлять в первую очередь, являются заработные платы и другие выплаты сотрудникам, производимые в момент их увольнения с предприятия-банкрота. Они должны быть произведены в надлежащие сроки и полностью.


Требования по текущим платежам

Требования по текущим платежам в конкурсном производстве можно разделить на две группы:

  • выплаты, исполнить которые предприятие-должник согласно договорным или иным условиям взяло на себя обязательство в срок, наступивший после вынесения постановления суда о признании банкротства, но в период заключения договорных отношений стороны не могли предусмотреть такого обстоятельства;
  • платежные требования кредиторов или госучреждений по договорам, подписанным до принятия заявления о финансовой несостоятельности, но с учетом предстоящего банкротства, срок выполнения обязательств по которым предусмотрен в период, следующий после признания несостоятельности.

Претензии по текущим выплатам удовлетворяются в соответствии со льготным режимом, согласно которому они не учитываются в основном реестре процедуры банкротства. Их рассмотрение и реализация осуществляется в обособленном режиме. Те, кто выставляет эти требования, не считаются кредиторами по делу о финансовой несостоятельности со всеми вытекающими последствиями. Обязательства перед ними исполняются в строгой очередности по мере возникновения.

Очередность погашения текущих платежей в конкурсном производстве

Порядок выплаты текущих платежей в конкурсном производстве следующий.

  • Первоочередно погашаются требования, связанные с судебными расходами по , производится оплата услуг , а также задолженности по оплате услуг управляющих и текущих выплат, необходимость осуществить которые возникла в ходе деятельности управляющих.
  • Вторыми по порядку выплачиваются зарплаты и иные регламентированные законодательством для данных обстоятельств текущие выплаты сотрудникам, находящимся в штате организации до момента объявления ее банкротом.
  • Третьими по очереди обязательными текущими платежами в конкурсном производстве являются выплаты людям, к помощи которых обратился для реализации своих функций по данному процессу.
  • Далее следуют коммунальные и прочие расходы, сопутствующие осуществляемой предприятием-банкротом деятельности.
  • В последнюю очередь исполняются все прочие текущие требования.

Текущие выплаты с одинаковой приоритетностью исполняются в календарном порядке по мере появления требований по ним.

Как производится оплата текущих требований

Средства, полученные в результате реализации имущества в конкурсном производстве, принадлежащего организации-банкроту, зачисляются на единый расчетный счет. Другие счета предприятия ликвидируются. Текущие требования удовлетворяются за счет денег, полученных по итогам продажи имущества.

Когда по каким-либо причинам не получается перечислить деньги на счет кредитора, они вносятся на счет нотариуса. Кредитор должен перевести их к себе в течение 3 лет, иначе они поступят в государственный бюджет.

Осуществлять все выплаты по текущим платежам в конкурсном производстве должен арбитражный управляющий. Эти выплаты производятся в строгой очередности, установленной законодательно.

Как взыскать текущие платежи в конкурсном производстве?

Законодательство о финансовой несостоятельности регламентирует взыскания по текущим требованиям в конкурсном производстве. Сначала необходимо выставить претензию банкроту или конкурсному управляющему, ведущему это дело. В этом требовании нужно указать момент появления задолженности, произошло ли это до или после.

Данные документы следует дополнить бумагами, свидетельствующими о том, что задолженность появилась после даты . Если управляющий не препятствует исполнению данного требования, то у кредитора не возникает оснований для подачи своего иска. Управляющий должен добавить информацию об обнаружившемся долге в специальный реестр. Затем он выставляет счет в банк на перечисление нужной суммы на реквизиты кредитора.

Если конкурсный управляющий отказался признать правомочность требований данного кредитора и произвести в пользу него оплату, то необходимо подать соответствующий иск в суд. Статус текущего платежа в конкурсном производстве нужно обосновать документально. Суд решит, какой по очередности должна быть удовлетворена данная претензия. После этого будет осуществлено взыскание.

Реестр текущих платежей

Закон регулирует порядок занесения информации о текущих платежах в особый реестр. Эта обязанность, а также необходимость своевременного внесения поправок в него, возлагается на арбитражного управляющего. В стандартной отчетности управляющего текущие выплаты не фигурируют. Поэтому сведения о них указываются отдельно.

Зачет по текущим платежам

Зачет по текущим платежам в конкурсном производстве разрешается осуществлять только тогда, когда возможно выполнить требования по очередности платежей перед остальными кредиторами, а также соблюсти необходимые пропорции удовлетворения всех требований.

Особенности текущих платежей в конкурсном производстве

Текущие платежи в настоящее время согласно законодательству не различаются в зависимости от принадлежности к тому или иному этапу дела о финансовой несостоятельности. Они не учитываются в основном реестре требований.

Текущие платежи конкурсного производства в общем случае взимаются вне рамок дела о банкротстве. Кредиторы, задействованные в этом процессе, не признаются участниками дела о банкротстве. Подобная задолженность погашается .

Можно взыскать эту сумму, прибегнув к другому методу. Для этого нужно направиться с исполнительным листом в банк, в котором открыт расчетный счет банкрота. Тогда можно ожидать погашения долга в порядке общей очереди.

Особый порядок выплаты претензий по кредитам, выданным под залог какого-либо имущества банкрота, предусматривается законом о финансовой несостоятельности. Согласно ему деньги, оставшиеся , перечисляются на счет, используемый для погашения остальных требований кредиторов, оплаты судебных издержек и расчетов с конкурсным управляющим.

Под текущими платежами Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – закон № 127-ФЗ) понимает денежные обязательства, обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 5 закона № 127-ФЗ). Основной целью текущих платежей является поддержание на приемлемом уровне жизнеспособности должника. Такой вывод можно сделать из анализа статей 5, 20.7, 134 закона №127-ФЗ

Отличить текущие требования от реестровых можно по дате возникновения денежного обязательства и дате вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
Если в конкурсном производстве видно, что восстановление платежеспособности должника невозможно, то текущие платежи должны способствовать эффективному формированию конкурсной массы и наиболее полному погашению требований реестровых кредиторов. Следовательно, текущие требования должны быть в минимальном размере (например, юристы, организаторы торгов, специалисты по подготовке документов к сдаче в архив, коммунальные платежи). И наоборот, если ясно, что текущие обязательства должника выведут его из банкротства, их наличие является желательным (например, закупка сырья для производства готовой продукции и последующего ее выгодного сбыта).
Кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Это предполагает отсутствие у них прав на активное управление процедурой, но они могут обжаловать в порядке статьи 60 закона № 127-ФЗ действия (бездействие) арбитражного управляющего, если это затрагивает их права и законные интересы. Они также имеют приоритетную по сравнению с реестровыми кредиторами очередность погашения своих требований. Требования кредиторов по текущим платежам не включаются в реестр.

Под реестровыми требованиями понимают требования, которые возникли до возбуждения дела о банкротстве. Такие кредиторы участвуют в деле о банкротстве и могут, например, голосовать на собраниях кредиторов. Погашение реестровых требований является по сути целью дела о банкротстве, достижение которой невозможно без образования текущих платежей. Чтобы надлежащим образом провести процедуру в деле о банкротстве, в любом случае придется нести затраты на ее проведение.

Реестровые требования в текущие не нужно переквалифицировать, даже если формально происходит замена требования, в таком случае для целей квалификации требования юридически значимой будет дата возникновения первоначального требования. Меры ответственности, обеспечивающие реестровое обязательство, не могут погашаться впереди основного обязательства, они следуют его судьбе.

Формальное прочтение статьи 5 закона № 127-ФЗ позволяет сделать вывод, что текущим может стать, например, реестровое требование в результате новации, совершенной после возбуждения дела о банкротстве; требование о возврате имущества, следующее из расторжения договора (если при отсутствии расторжения требование было бы реестровым); требование из судебного акта, вынесенного после возбуждения дела о банкротстве, которым изменен способ исполнения на взыскание денежной суммы (вместо, например, обязанности должника передать иное имущество); требование о взыскании неустойки, которой обеспечивается реестровое требование, если просрочка допущена после возбуждения дела о банкротстве. На эти и другие вопросы были даны ответы в постановлении ВАС № 63 (пункты по приведенным ситуациям – п. 13, 8, 14, 11 соответственно). ВАС РФ разъяснил, что в перечисленных случаях переквалификация требований в текущие не должна происходить. При этом в постановлении № 63 нет общей позиции о регрессных требованиях (хотя отмечены требования из исполнения по банковской гарантии, аваля по векселю). Поскольку регрессное требование является самостоятельным требованием, а не просто заменой кредитора в существующем требовании, то, формально рассуждая, можно сделать вывод, что через него можно переквалифицировать реестровое требование в текущее (например, подп. 1 п. 2 ст. 325 ГК РФ).
Представляется, что такой подход стоит признать неверным – регрессное требование будет также квалифицироваться как реестровое. В ситуации, когда у должника закрыт реестр (п. 1 ст. 142 закона № 127-ФЗ), лицо, которое должно ответить перед кредитором и вследствие этого приобрести регрессное требование к должнику, может защищать свои права следующим образом.
Первое – отказаться исполнять требования кредитора (в той части, которая повлечет возникновение регрессного требования) со ссылкой на статью 10 ГК РФ – по аналогии с поручительством (п. 52 постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.12 № 42).
Понятие текущих платежей создает неопределенность в вопросе, куда относить требования, например, из договора энергоснабжения, предусматривающего ежемесячную поставку энергии и соответствующую помесячную ее оплату. Это касается любых договоров, подразумевающих периодическое исполнение обязанности со стороны кредитора и оплату со стороны должника: аренда, поставка, коммунальные услуги и др.
Первая позиция ВАС РФ, как квалифицировать требования из таких договоров, появилась в постановлении от 05.12.07 № 9658/07 по делу № А50-15710/2006-Г16. В постановлении от 05.12.07 № 9658/07 по делу № А50-15710/2006-Г16.даны разъяснения, что денежное обязательство является специальным понятием, определенным статьей 2 закона № 127-ФЗ, и не является тождественным по своему содержанию понятию обязательства в общегражданском смысле. То есть денежное обязательство возникает с момента, когда у должника возникает обязанность по оплате контрагенту – применительно к каждому периоду отношений. Далее эта идея была зафиксирована в пункте 2 постановления № 63 – текущими будут требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве, не имеет значения, когда был заключен договор.

Если оплата труда производится дважды в месяц 10-го и 24-го числа, а дело о банкротстве возбуждено 21-го числа, то заработная плата за вторую половину месяца относится к текущим требованиям, а за первую – к реестровым.

Аналогично решается вопрос по требованиям об оплате труда, на которых также распространяется режим текущих требований (п. 2 ст. 136 закона № 12-ФЗ). К текущим относятся требования за периоды, истекшие после возбуждения дела о банкротстве. Это касается и выплаты выходного пособия, если увольнение произошло после этой даты (абз. 2 п. 32 постановления Пленума ВАС РФ 22.06.12 № 35). Зарплата выплачивается каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Это и есть расчетный период, от которого следует отталкиваться при квалификации «зарплатного» требования.

Очередность текущих требований определена в пунктах 1 , 2 статьи 134 закона № 127-ФЗ. Такие требования погашаются в приоритетном порядке по сравнению с реестровыми требованиями в порядке пяти очередей. В рамках каждой очереди погашение происходит в календарном порядке по дате их возникновения, а, например, не подтверждения судебным актом. Текущие платежи могут возникнуть с момента возбуждения дела о банкротстве, но статья, определяющая их очередность, размещена в главе о конкурсном производстве, то есть процедуре, когда должник уже признан банкротом. Пленум ВАС РФ разъяснил, что эта статья применяется и в иных процедурах в деле о банкротстве, если у должника недостаточно средств для погашения текущих платежей (п. 40 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 60). Закон о банкротстве устанавливает специальную очередность, поэтому ст. 855 ГК РФ не применяется (п. 40 постановления № 60).

Вознаграждение арбитражного управляющего состоит из фиксированной суммы и суммы процентов. При этом право на процентное вознаграждение арбитражного управляющего возникает с момента вынесения соответствующего судебного акта, которым определен его размер.
29 сентября вступил в силу Федеральный закон от 29.06.15 № 186-ФЗ, который изменил очередность погашения текущих требований, увеличив число очередей на одну. Новые правила расчетов применяются к процедурам, открытым после 29 сентября, если в рамках дела о банкротстве они еще не начались. Закон также разрешает работникам (в том числе бывшим) обратиться в суд с заявлением о признании работодателя банкротом. Кроме того, работодатель обязан обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом, если появится непогашенная более чем три месяца задолженность по выплате выходных пособий, зарплаты и других выплат работнику.
Первая очередь не изменилась. К ней относятся судебные расходы по делу о банкротстве, требования по выплате вознаграждения арбитражному управляющему, оплата деятельности специалистов, привлечение которых для арбитражного управляющего обязательно в соответствии с законом № 127-ФЗ (например, оценщики, оператор электронной площадки, реестродержатель и т. д.).
К первой очереди также относится оплата услуг кредитных организаций по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете (п. 40.1 постановления № 60). До принятия этих разъяснений арбитражные управляющие сталкивались с нежеланием кредитных организаций обслуживать счета, потому что требования за их обслуживание попадали в четвертую очередь текущих требований (в предыдущей редакции закона № 127-ФЗ), что делало их работу невыгодной.
Вторая очередь изменилась. Теперь это только требования об оплате труда, о выплате выходных пособий и иные сопутствующие требования. Причем погашаются требования как работающих в текущий момент работников, так и бывших работников, если их требования возникли после возбуждения дела о банкротстве. Ко второй очереди также относятся удержания из текущей зарплаты работника по исполнительному документу (например, алименты), НДФЛ, удерживаемый должником как налоговым агентом, и членские профсоюзные взносы (п. 40.1, 41.1 постановления № 60). «Золотые парашюты» топ-менеджмента в части, превышающей установленный трудовым законодательством размер выплат, относятся к реестровым требованиям с соответствующим порядком погашения (п. 2.1 ст. 134, п. 3 ст. 136 закона № 127-ФЗ).
К какой очереди относится требование по арендной плате

Третья очередь (до закона № 186-ФЗ вторая очередь). Это требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим, привлечение которых обязательным не является (например, юристы, бухгалтеры, сторожа). До внесения изменений требования указанных лиц относились ко второй очереди и были равны «зарплатным» требованиям.
Четвертая очередь (до закона № 186-ФЗ третья очередь). К ней относятся коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для деятельности должника (например, оплата электроэнергии, уборка помещений и т. д.). На практике возникают проблемы, к какой очередности относить требования по арендной плате.
Суды относят требования к разным очередям:
– четвертая очередь (ранее третья)
– пятая очередь (ранее четвертая) (определение ВАС РФ от 23.10.12 по делу № А32-25479/2008,
– четвертая или пятая очередь в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, были ли текущие платежи необходимыми для деятельности должника.
Пятая очередь (до закона № 186-ФЗ четвертая очередь). К ней относятся иные требования (налоги должника, из договоров, которые не вошли в более приоритетные очереди, неосновательное обогащение, причинение вреда и др.). Сюда же относятся исчисленные в связи с начислением текущей заработной платы суммы страховых взносов в ПФР и иные внебюджетные фонды.

Закон о банкротстве устанавливает конкретные формы предоставления информации для лиц, участвующих в деле (в частности, через собрания кредиторов), и не предусматривает обязанности управляющего предоставлять в индивидуальном порядке сведения и объяснения, если это прямо не предусмотрено законом.

Внеочередные текущие требования. Вопросы, возникающие в ходе процедуры банкротства, нельзя уложить в пять очередей, поэтому есть некоторые отступления от них. Так, расходы на предотвращение техногенных, экологических катастроф, гибели людей могут производиться в нарушение любых очередностей. В основном это касается должников, в конкурсной массе которых есть социально значимые объекты, перечисленные в пункте 6 ст.129 закона № 127-ФЗ. В конкурсном производстве, например, нельзя допустить остановку водоснабжения, водоотведения и технического водоснабжения населенного пункта. Отступление от установленной очередности погашения возможно, если это нужно, в том числе для недопущения гибели или порчи имущества должника либо предотвращения увольнения работников должника по их инициативе. Вне очереди также возвращаются задатки лицам, участвующим в торгах по реализации имущества должника.

Лицам, участвующим в деле, в особенности конкурсным кредиторам, для защиты своих интересов нужно обращать внимание на размер текущих требований к должнику. В частности, на размер таких обязательств перед лицами, привлеченными арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности. Часто арбитражный управляющий привлекает за счет средств должника консалтинговые компании в области права, специалистов по финансовому анализу, сдачи документов в архив и других лиц, привлечение которых не является обязательным.

Для временного и административного управляющего лимиты на привлечение специалистов уменьшены в два раза по сравнению с лимитами для внешнего и конкурсного управляющих (п. 4 ст. 20.7 закона № 127-ФЗ). Лимиты распространяются в целом на соответствующую процедуру независимо от смены арбитражных управляющих в ходе нее.
Для этих случаев установлены границы (лимиты) текущих расходов (п. 3 ст. 20.7 закона №127-ФЗ). Они распространяются на лиц, привлечение которых обязательным не является, и требования перед ними погашаются в порядке третьей текущей очереди. Принцип формирования таких расходов составляет определенный процент от балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Такой датой суды признают последний день месяца, предшествующего введению соответствующей процедуры.
Арбитражный управляющий может выйти за пределы лимита, если у него имеется страхование дополнительной ответственности в размере превышения страховой суммы над минимальной страховой суммой обязательного страхования ответственности (п. 3 ст. 20.7 закона № 127-ФЗ). Минимальная сумма ответственности составляет три миллиона (п. 2 ст. 24.1 закона № 127-ФЗ). Некоторые суды толкуют эту норму не как возможность превысить лимит без обращения в суд, а как еще одно необходимое условие для превышения лимита (постановление АС Центрального округа от 27.05.15 по делу № А48-4241/10). Обращение в суд после того, как услуги оказаны и оплачены, свидетельствует о ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим своих обязанностей, если это не обусловлено срочностью привлечения соответствующего специалиста. Некоторые суды полагают, что производство в случае его возбуждения по таким заявлениям и вовсе следует прекращать.

Выход за установленные лимиты возможен в двух случаях. Первый – если суд вынес по ходатайству арбитражного управляющего определение о привлечении лиц, оплата услуг которых приведет к превышению лимитов (п. 6 ст. 20.7 закона № 127-ФЗ). Второй – наем должником работников по трудовым договорам, поскольку это не подпадает под действие норм о лимитах (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.09 № 91).
Если конкурсный кредитор полагает, что специалист привлечен необоснованно не в соответствии с целью процедуры банкротства и обязанностями арбитражного управляющего, его стоимость завышена (даже если его привлечение обязательно) или превышен лимит на привлеченных лиц, он вправе подать заявление о признании незаконными действий арбитражного управляющего (п. 5 ст. 20.7, п. 1 ст. 60 № 127-ФЗ). Кредитор может взыскать убытки с арбитражного управляющего из-за необоснованно привлеченных специалистов (п. 53 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.12 № 35, п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.09 № 91). Потребовать возмещения можно в рамках этого же спора, объединив требования в одном заявлении (ст. 130 АПК РФ), или инициировать самостоятельный спор. В любом случае спор будет рассматриваться в деле о банкротстве в порядке статьи 60 закона № 127-ФЗ. Иногда суд по собственной инициативе направляет в правоохранительные органы информацию о том, как были распределены средства в ходе конкурсного производства.

Похожих статей пока нет.


Задолженность по налогам, пеням и штрафам будет считаться текущей либо она должна быть включена в реестр требований кредиторов, как возникшая до подачи заявления в арбитражный суд? В целях применения законодательства о банкротстве налоги, штрафы, пени признаются обязательными платежами, которые относятся к текущим платежам при условии, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст.Очередность выплат при банкротстве Компания поначалу периодически, а затем стабильно не способна удовлетворять кредиторские требования, включая обязательные выплаты. Рыночная экономика столетиями нарабатывала систему диагностики, контроля и определенной защиты компаний от краха (система банкротства).

Об очередности платежей при банкротстве

Обязательные Арбитражный управляющий, назначаемый для управления предприятием-банкротом, должен осуществлять обязательные выплаты. К их числу относятся:

  • налоговые отчисления;
  • сборы;
  • обязательные взносы, уплачиваемые в бюджеты разных уровней или внебюджетные фонды;
  • штрафы и пени налогового, административного или уголовного характера.

Претензии по выплате обязательных платежей, предъявленные после начала конкурсного производства, удовлетворяются после ликвидации задолженности перед кредиторами. Внеочередные При переходе к последующей очереди долгов необходимо рассматривать внеочередные претензии, предъявляемые кредиторами.
Под внеочередными обязательствами подразумеваются претензии, предъявленные кредиторами после составления реестра требований.

Налоговые платежи при банкротстве

В связи с этим налоговое законодательство России имеет достаточно сложный характер. Нестабильность, п ротиворечивость, наличие многочисленных пробелов, неясностей и неопределенностей в законодательстве о налогах и сборах, порой различная правовая позиция налоговых (финансовых) и судебных органов по спорным вопросам налогообложения, к сожалению, никого не удивляет. Обращение к адвокату, специалисту в области налогового законодательства, позволит избежать многих трудностей и проблем при формировании своих налоговых обязательств как организациям в процессе ведения хозяйственной деятельности, так и гражданам, а в случае возникновения разногласий с налоговыми органами относительно исполнения налоговой обязанности участие адвоката в налоговом процессе обеспечит грамотную защиту прав и законных интересов налогоплательщика в налоговом споре в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде.

Статья 134. очередность удовлетворения требований кредиторов

Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2.1. Требования руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя филиала или представительства должника, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей о выплате выходного пособия и (или) иных компенсаций, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством, не относятся к числу требований кредиторов по текущим платежам и удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, предусмотренной абзацем четвертым пункта 4 настоящей статьи. (п. 2.1 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 144-ФЗ) 3.

Очередность выплат при банкротстве предприятия

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве): обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Вас рф упорядочил очередь текущих платежей в делах о банкротстве

Задолженность по налогам при банкротстве должника По результатам проверки, закончившейся 31.07.2013, были доначислены налоги: НДС и прибыль, начислены пени и штрафы. Также начислены пени и штрафы по НДФЛ. Задолженность по налогам, пеням и штрафам будет считаться текущей либо она должна быть включена в реестр требований кредиторов, как возникшая до подачи заявления в арбитражный суд? В целях применения законодательства о банкротстве налоги, штрафы, пени признаются обязательными платежами, которые относятся к текущим платежам при условии, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 2, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) Очередность выплат при банкротстве По закону внешний управляющий после вступления в обязанности должен организовать план внешнего управления (ст.106 ФЗ «О несостоятельности…»).

Как соблюдать очередность уплаты текущих платежей в процедурах банкротства?

Внимание

Порядок уплаты налогов в других процедурах банкротства При других процедурах (наблюдении, внешнем управлении) имеют место следующие споры. С момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам. Налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также пункта 2 статьи 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода).


В отношении текущих требований взыскиваются налоговые платежи, принудительный срок взыскания которых уже истек, при этом налоговые органы часто указывают в инкассовом требовании не период, за который взыскивается платеж, а срок уплаты (более позднюю дату).

Очередность выплат при банкротстве

  • во вторую очередь – требования об оплате труда лиц, работавших в период, когда процедура банкротства в отношении работодателя-должника уже была запущена, а также требования о выплате выходных пособий;
  • в третью очередь – требования лиц, привлеченных арбитражным управляющим для исполнения функций, возложенных на него в рамках проводимой процедуры банкротства (кроме специалистов, чьи услуги были оплачены в первую очередь);
  • в четвертую очередь – эксплуатационные платежи (коммунальные, по договорам энергоснабжения и др.);
  • в пятую очередь – иные текущие платежи.

Порядок выплат при банкротстве внутри одной очереди – календарный. За соблюдением календарной очередности следит кредитная организация (банк), в которую поступают платежные распоряжения (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36).

Post navigation

Инфо

Задолженность предприятия, которая привела предприятие к несостоятельности, подлежит погашению в законодательно закрепленном порядке. Закон гарантирует защиту интересов кредиторов и получателей обязательных платежей в случае признания предприятия несостоятельным. Признание несостоятельности Переходу организации в категорию неплатежеспособных, как правило, предшествуют попытки удержать бизнес на плаву за счет привлечения денежных средств, в том числе заемных.


При негативном сценарии и появлении предпосылок несостоятельности, порядок банкротства предприятия осуществляется согласно закону ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Несостоятельность в контексте банкротства – это признание государством невозможности юридического лица полноценно погасить все существующие обязательства.

Очередность платежей при банкротстве

В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре. Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о банкротстве о требованиях, подлежащих включению в реестр. Уплата налога на доходы физических лиц При разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом (например, в отношении налога на доходы физических лиц), необходимо иметь в виду следующее.

По результатам проверки, закончившейся 31.07.2013, были доначислены налоги: НДС и прибыль, начислены пени и штрафы. Также начислены пени и штрафы по НДФЛ. Задолженность по налогам, пеням и штрафам будет считаться текущей либо она должна быть включена в реестр требований кредиторов, как возникшая до подачи заявления в арбитражный суд? В целях применения законодательства о банкротстве налоги, штрафы, пени признаются обязательными платежами, которые относятся к текущим платежам при условии, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 2, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) Банкротство предприятия выступает итогом развития кризиса в отношении финансов. Компания поначалу периодически, а затем стабильно не способна удовлетворять кредиторские требования, включая обязательные выплаты.

После начала производства процесса о финансовой несостоятельности у должника возникают определенные текущие платежи при банкротстве. Они предъявляются по требованию кредиторов по товарам, работам и услугам. И при этом погашение долгов включает в себя не только выплату средств, присутствующих в судебном решении, но и тех, что возникают во время исполнения судебного решения.

Основные положения о текущих платежах

В российском законодательстве текущие платежи при банкротстве определяются как денежные долги и обязательные выплаты предприятия, учреждения или физического лица, признанного банкротом. Для урегулирования их порядка назначается управляющий, который после срока подачи искового заявления в суд или постановления суда удовлетворяет требования кредиторов согласно очереди.

Как правило, вопрос об очередности платежей по кредитным задолженностям и новым образовавшимся обязательствам стоит остро, так как после закрытия частного предприятия неизбежно возникают новые, ранее не учтенные обязательства.

Требования кредиторов

Но возможны и варианты, когда требования кредиторов по текущим платежам при банкротстве не включаются в реестр требований. Текущие долги кредиторам не признаются к исполнению, а кредиторы по текущим платежам не являются субъектами, участвующими в деле о банкротстве.

Такое происходит при выполнении определенных процедур в деле о признании должника финансово несостоятельным. Выплаты кредиторам по требованиям о текущих платежах в таком случае производятся в установленном законом порядке. Кредиторы такого формата имеют право обжаловать работу арбитражного управляющего в суде, если его действия нарушают их законные права.

Подразделение денежных и не денежных требований

Текущие платежи в деле о банкротстве делят на денежные и не денежные выплаты. Их деление происходит по определенным характеристикам. Так, имущественные притязания не денежного характера трудно охарактеризовать в минимальном размере, который создаст угрозу возникновения банкротства. А денежные требования в этом плане легко определяют нужную сумму долга, при котором предприятие или физическое лицо объявляется несостоятельным.

Кредиторы с денежными требованиями имеют право на такое количество голосов на собрании, которое сопоставимо с их требованиями в части полной суммы задолженности. А для права участия не денежных кредиторов в собрании, их требования по возможности выражаются в денежном эквиваленте, и тогда все препятствия для получения количества голосов снимаются.

Стандартные текущие платежи в процедуре банкротства

Чаще всего к оплате должником выставляются такие виды задолженностей:

  • зарплаты, компенсации, выходные деньги работникам, уволенным по сокращению или по причине ликвидации учреждения;
  • размороженные налоговые выплаты, ранее приостановленные по причине признания банкротства;
  • приостановленные на время срока судебного разбирательства штрафы, неустойки и санкции, теперь требующие оплаты как текущие платежи при банкротстве;
  • денежные долги за товары, услуги и работы, поставленные ранее срока признания банкротом;
  • долговые выплаты кредиторам за товары, услуги и выполненные работы по документам наступившие после признания должника неплатежеспособным;
  • лизинговые выплаты, срок которых наступит после признания банкротства;
  • долги по оформлению судебных бумаг, издержек, юридических действий нотариуса, адвоката;
  • неустойки и штрафы, возникающие во время реализации имущества должника, находящегося под арестом.

Выплата заработной платы является первостепенным требованием и удовлетворяется в положенные сроки и в размере полных сумм. Текущие платежи при банкротстве в части зарплаты могут быть уменьшены путем замораживания тех сумм, которые превышают установленный законом лимит выходных пособий или оплаты работ.

Дополнительные категории, относящиеся к стандартным требованиям

К основным требованиям относят еще два подвида стандартных требований, не включаемых в реестр текущих платежей при банкротстве. В основной реестр их не вписывают, но оплата производится отдельным порядком:

  1. К исполнению принимаются требования по выплате обязательств, возникших по договорным документам, условия которых не могли предвидеть производства дела о банкротстве, но их срок оплаты наступает после судебного решения.
  2. Платежи, проводимые непосредственно по договорам с кредитными поставщиками или государственными учреждениями, которые заключаются до суда, а срок исполнения наступает после признания банкротства.

Кредиторы такого порядка не признаются имеющими право голоса на собраниях кредиторов. Они не принимают участие в распродажах арестованного имущества, не допускаются в качестве участников по делу о признании неплатежеспособности должника. Их требования в части выплат удовлетворяются по мере их возникновения.

Закон о признании несостоятельности

В законодательно-правовых актах рассматриваются все характерные детали дела о признании банкротом несостоятельного дебитора. В статьях разъяснительных документов регламентируются текущие платежи при банкротстве. Очередность определяется строго в соответствии с буквой закона. Для ведения дел по выплатам кредиторам назначается арбитражный управляющий.

Ответственность управляющего во многом определяет дальнейшее течение событий по выполнению судебных требований. И иногда кредиторы подают встречные претензии в арбитражный суд по бездействию управляющего, повлекшего за собой ущерб по выплатам. Если судебные органы признают его невиновным, то требования направляются непосредственно к самому управляющему. В таком случае кредиторы претендуют не только на оплату текущих задолженностей, но и на возмещение ущерба, возникшего из-за того, что не проводятся текущие платежи в деле о банкротстве.

Примером таких невыплат являются задолженности по выплате текущих пенсионных денег служащим пенсионерам или другим кредиторам. Подобные разбирательства осуществляются и в строительной сфере по делу о банкротстве застройщика, где оплата производится всем задействованным кредиторам, в порядке очередности. Поэтому уполномоченный внимательно относится к законодательству и не допускает возникновения санкций.

Выплаты происходят неравномерно

Но последние кредиторы в очереди чаще всего не дожидаются выплат. Отсюда очевидно, что права второстепенных кредиторов ограничены, по сравнению с первостепенными.

Очередность платежей, определенных в реестре

Первой по очередности выплат стоит:

  • оплата судебных издержек по ведению дела о банкротстве;
  • оплата непосредственных кредиторов;
  • выплаты конкурсному управляющему или тем, кто работал вместо него.

Вторая очередь предусматривает:

В третьей очереди производят выплаты:

  • оплату коммунальных услуг;
  • лизинг и аренду;
  • налоговые обязательства;
  • замороженные суммы и надбавки к выходным пособиям;
  • санкции, неустойки, пеню, штрафы.

Четвертая очередь существует для остальных требований кредиторов к банкроту.

Порядок действий при взыскании долгов

Как происходит предъявление требований, определяет закон о банкротстве. Текущие платежи взыскиваются по выбранной разъяснительными документами схеме. Вначале в письменной форме подается требование должнику или к заменяющему его управляющему. В этом документе содержатся сведения о том, когда возникает долг - в частности, до суда или после.

К этому требованию в обязательном порядке добавляются документы, подтверждающие возникновение долгого обязательства после того, как иск в суд о банкротстве уже подан. Если требование удовлетворяется и отношение управляющего лояльное, то необходимость в дополнительном иске в арбитражный суд отпадает. Действия управляющего в этот момент заключаются во включении должника в дополнительный реестр и подаче банку счета на списание требуемой суммы в пользу кредитора.

Если требование управляющим не удовлетворяется и он отказывает в проведении выплаты, тогда подают отдельное требование в судебные органы и получают положительное решение. Для этого стараются подтвердить документами, что платежи носят текущий характер. Взыскание текущих платежей в деле о банкротстве происходит после того, как суд определит, к какой очереди выполнения относится данное требование. Оплачивается оно согласно календарной очереди.

Решение суда

Постановлением суда кредитор занимает место в общей очереди или ставится управляющим в дополнительный список. Решение суда является обязательным для исполнения арбитражным управляющим. Если же он игнорирует его, то после решения суда возникают неустойки и пени, а самовольное бездействие управляющего рассматривается как причинение материального вреда.

Если суд вынес решение, из которого не видно, к какой очереди отнести кредитора, в указанную инстанцию обращаются снова с просьбой вынести письменное определение с подробными указаниями.

Сроки платежей

Выплаты денежных обязательств производятся в сроки, предписанные судебным решением, при этом расписывается очередность. В первую очередь проходит конкурсное мероприятие, в определенное время, затем, при поступлении средств от конкурсного управляющего, соблюдаются периоды платежей.

Продление или перенос времени выплат производится строго по согласованию с управляющим. Существует определенное требование к текущим платежам - банкротство предприятия означает, что уволенным работникам в обязательном порядке выплачивается зарплата и пособие, хотя эти выплаты не относятся к текущим. Но при этом надбавки сверх нормы оплачивают только в третьей очереди.

Положения о банкротстве физических особ

Документы в суд о признании должника банкротом подаются в том случае, если требование по выплате долга или суммарные требования кредиторов составляют более 500 тысяч рублей, а платежи не производятся более 3 месяцев.

Вопрос перед судом о признании частного гражданина банкротом ставится самим гражданином - одним или группой его кредиторов, - а также государственным органом, специально для этого уполномоченным.

После признания физического лица банкротом в некоторых случаях заключается мировое соглашение. Если этого не происходит, то текущие платежи при банкротстве физического лица происходят при введении реабилитационных процедур.

Первое подразумевает реструктуризацию долговых обязательств. Она проводится для улучшения платежной способности. Составляется план, по которому выплаты производятся так, что должник рассчитывается с кредиторами, при этом, не влезая еще в большую долговую яму.

Вторым способом реабилитации является реализация арестованного имущества физического лица для удовлетворения требований кредиторов, поставщиков товаров и услуг. Для выполнения всех процедур, положенных при банкротстве, назначается финансовый управляющий, он назначается судом как арбитражный управляющий.

Последствия признания физического лица банкротом

Гражданин, признанный банкротом в судебном порядке, в течение пяти лет не заключает договора, по которым он выступает дебитором, без указания факта банкротства. Гражданин в течение трех лет поле признания его неплатежеспособным лицом в финансовом плане не работает в управленческой системе юридического лица.

В течение пяти лет банкрот не скрывает, что к его долговым обязательствам применяется реструктуризация при покупке товаров и недвижимости в кредит.

Суд в некоторых случаях выносит решение о временном запрете покидать границы государства. Это ограничение действует до тех пор, пока не прекращается производство по банкротству или в случае подписания мирового соглашения.

После признания физического лица банкротом все его имущество арестовывается и передается в конкурсную массу. Не подлежит передаче то имущество, от продажи которого не происходит существенное удовлетворение требований, а также вещи, определенные в перечне законодательных документов.

В заключение следует сказать, что законные меры по признанию предприятия или отдельного гражданина банкротом направлены на облегчение оплат должника, несмотря на большое число изменений. Закон, по большому счету, находится на стороне должника, а не кредитора. Это проявляется как в гарантиях гражданам, так и в простоте процедуры, не требующей от должника сложных действий или больших затрат.