Декрет

Текущие страховые взносы в банкротстве год. К какой очереди текущих платежей относятся требования ФСС и ПФР? Виды обязательных страховых платежей

Т.А. Гусева,
профессор кафедры "Финансовое и предпринимательское право" Юридического института ОГТУ, д.ю.н.

В условиях экономического кризиса должники зачастую не в состоянии платить по счетам, поэтому рост числа дел о банкротстве неизбежен. Как отмечает Председатель Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) А.А. Иванов, это связано со значительным увеличением числа рассматриваемых арбитражными судами исков о неисполнении обязательств по договорам (по сравнению с 2007 годом их стало больше на 64%). Инициаторами подобных исков могут стать как сам должник или его кредиторы, так и налоговые органы. Поэтому не теряет актуальность вопрос о порядке и очередности уплаты обязательных платежей в различных процедурах банкротства. Насколько изменила эту ситуацию новая редакция Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), которая, в частности, дала налоговым органам право бесспорного и внеочередного взыскания задолженности в конкурсном производстве? Рассмотрим новый порядок подробнее.

Порядок уплаты налогов в конкурсном производстве

В процессе банкротства между арбитражными управляющими и налоговыми органами возникают споры относительно очередности и порядка уплаты налогов (включаются ли они в конкурсную массу и платятся в соответствии с установленной очередностью или относятся к текущим платежам, и налоговые органы имеют право на бесспорное списание налогов).

Наибольшие количество споров относится к процедуре конкурсного производства. Ранее (в редакции Закона о банкротстве, действовавшей до 31 декабря 2008 года) обязательные платежи, возникшие после открытия конкурсного производства, подлежали удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Поэтому создавалась ситуация, при которой НДС при реализации конкурсной массы возникал всегда, но в бюджет, как правило, не перечислялся, поскольку конкурсной массы бывало недостаточно даже для удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр. При этом в п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве содержалось положение, в соответствии с которым требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежали удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр. В силу этой нормы налоговый орган не вправе был осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности*1. Реализуя имущество, арбитражный управляющий начислял НДС на его стоимость, но обязанность по уплате НДС возникала только после удовлетворения требований кредиторов, включенных в соответствующий реестр.
_____
*1 См., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.10.2008 N Ф08-6177/2008, где указано: "Вопрос о взыскании с предприятия налогов, возникших после открытия конкурсного производства, должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника".

Поскольку, как уже было отмечено, реализованного имущества, как правило, не хватает для удовлетворения всех предъявленных требований, до уплаты в бюджет НДС с реализованного имущества очередь обычно не доходила. НДС взыскивался в составе стоимости имущества, но в бюджет не перечислялся.

С такой позицией налоговые органы не могли мириться и производили принудительное (бесспорное) взыскание НДС. Суды вставали на сторону налогоплательщиков.

В новой редакции п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве (см. Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ, далее - Закон N 296-ФЗ) исключено положение о том, что требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения реестровых требований кредиторов имущества должника. Это дало основание ФНС России считать, что из Закона о банкротстве исключены положения, являвшиеся основанием для вынесения судебных решений о неправомерности применения налоговыми органами мер принудительного взыскания задолженности по текущим платежам в конкурсном производстве.

Данная позиция нашла отражение в письме ФНС России от 23.01.2009 N ММ-21-8/43@ и обоснована следующим. Конституционный Суд РФ в постановлении от 17.12.1996 N 20-П выразил позицию, согласно которой налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, т.к. иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Таким образом, организация, в отношении которой введена одна из процедур банкротства, является субъектом, обладающим всеми правами и обязанностями налогоплательщика, установленными Налоговым кодексом РФ. Отмена решением суда решений налогового органа о применении мер принудительного взыскания задолженности не отменяет обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, а также пени и штрафов в бюджет.

Данная позиция уточнена в письме Минфина России от 11.06.2009 N 03-07-11/155: органы и лица, уполномоченные осуществлять реализацию имущества по решению суда (в т.ч. конкурсные управляющие при проведении процедуры банкротства), вовсе не являются плательщиками НДС. Они просто выполняют обязанности налоговых агентов и предъявляют покупателям имущества для оплаты соответствующую сумму НДС.

А при реализации этого имущества они уже должны перечислять НДС в бюджет, как обязывает НК РФ. При этом никаких нарушений прав ни самих налогоплательщиков- должников, ни их кредиторов не возникает, поскольку НДС уплачивается в бюджет за счет средств покупателей имущества.

В настоящее время по данному вопросу появились разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда РФ. Так, в постановлении ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" дано следующее разъяснение по данному вопросу.

В новой редакции Закона о банкротстве исключено распространение на требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, режима требований, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов.

В связи с этим требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве относятся к текущим платежам четвертой очереди. Для взыскания таких платежей налоговый орган вправе на основании ст. 46 НК РФ направить в банк инкассовое поручение, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве (п. 41 постановления).

Порядок уплаты обязательных платежей в других процедурах банкротства

При других процедурах (наблюдении, внешнем управлении) имеют место следующие споры*1.
_____
*1 С момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам. Налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также п. 2 ст. 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода).

В отношении текущих требований взыскиваются налоговые платежи, принудительный срок взыскания которых уже истек, при этом налоговые органы часто указывают в инкассовом требовании не период, за который взыскивается платеж, а срок уплаты (более позднюю дату).

При решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов необходимо учитывать следующее.

В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово- хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.

Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога*1.
_____
*1 Предъявляя требование об уплате налога, налоговый орган часто указывает дату его уплаты, а не период, за который налог предъявлен. См., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.11.2008 N Ф08- 6663/2008: "Вопрос о взыскании с предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве".

Данная позиция нашла отражение в постановлении ВАС РФ от 23.07.2009 N 60, где отмечено следующее.

Законом N 296-ФЗ изменено понятие текущих платежей и правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, сроки исполнения которых должны были наступить после введения наблюдения. Исходя из положений абз. 5 п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 и п. 3 ст. 63 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.

Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о банкротстве о требованиях, подлежащих включению в реестр.

Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве в порядке, определенном ст. 71 и 100 Закона о банкротстве, а в случае предъявления иска о взыскании соответствующей задолженности - в общем порядке.

Порядок взыскания и уплаты

В постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - постановление N 59) обращается внимание на то, что в случае возбуждения дела о банкротстве после введения наблюдения исполнительные документы о взыскании непосредственно в банк направляться не могут. Банк вправе принимать их для исполнения, только если есть данные, подтверждающие, что требование взыскателя относится к текущим платежам или к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается. Это касается как случаев обращения в банк взыскателя, так и требований, поступивших от судебных приставов. Указаны обстоятельства, при которых нет оснований для ответственности банка за неисполнение данных документов. Банк производит исполнение по "формальным признакам", т.е. не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания. Поэтому неверно указанные в документах сведения могут стать основанием для ответственности взыскателя, но не банка.

Обоснование этому дано следующее. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка. К указанным требованиям относятся и требования, подтвержденные исполнительными документами.

При применении абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве также следует иметь в виду, что кредиторы и уполномоченные органы, представляющие в деле о банкротстве требования Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований по денежным обязательствам, не вправе в порядке, установленном частью 1 ст. 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), направлять выданные судами и другими органами исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в банк или иную кредитную организацию, в которых открыты счета должника (п. 1 постановления N 59).

При рассмотрении споров о применении к банкам мер ответственности за ненадлежащее проведение операций по счету должника необходимо учитывать следующее. По смыслу ст. 8 Закона об исполнительном производстве и в силу абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве, а также п. 2 ст. 854 Гражданского кодекса РФ банк вправе принимать для исполнения исполнительные и иные документы о взыскании денежных средств со счетов должника в бесспорном порядке (в частности, инкассовые поручения о безакцептном списании задолженности) только при условии, что в этих документах либо в документах, прилагаемых к ним, содержатся данные, подтверждающие отнесение требований взыскателя к текущим платежам или к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается. В том же порядке рассматриваются требования о взыскании, поступившие от судебных приставов-исполнителей.

При этом банк не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания, в т.ч. основанные на доводах о неверном указании взыскателем суммы задолженности или момента ее возникновения (п. 12.9 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Банком России 03.10.2002 N 2-П).

Банк осуществляет проверку правомерности взыскания по формальным признакам, квалифицируя подлежащее исполнению требование как текущее на основании данных, имеющихся в направленном для исполнения исполнительном или ином документе о взыскании денежных средств (либо в прилагаемом к нему документе). Если названные документы не содержат сведений, подтверждающих отнесение требований взыскателя к текущим платежам или к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается, либо эти сведения являются противоречивыми (в частности, если судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный документ, принят до возбуждения дела о банкротстве), банк не вправе исполнять направленный для исполнения исполнительный или иной документ - он подлежит возврату взыскателю с указанием причины этого. Основания для привлечения банка к предусмотренной законодательством ответственности за неисполнение требования, содержащегося в исполнительном или ином документе о взыскании денежных средств с должника, в данном случае отсутствуют.

При нарушении банком положений абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве должник в процедуре наблюдения или финансового оздоровления либо внешний или конкурсный управляющие в последующих процедурах могут потребовать от него возмещения убытков, причиненных неправомерным списанием денежных средств со счета должника, и применения иных санкций в соответствии с законодательством. При разрешении таких споров судам необходимо иметь в виду: нарушение со стороны банка отсутствует, если он произвел списание денежных средств со счета должника на основании представленных взыскателем документов, в которых содержатся сведения, позволяющие отнести требования взыскателя к текущим платежам либо к требованиям, по которым исполнение не приостанавливается. Таким образом, должником не могут быть взысканы с банка суммы, списанные последним со счета должника в порядке исполнения направленного взыскателем исполнительного или иного документа о взыскании денежных средств, в ситуации, когда взыскатель неверно указал соответствующие данные. В подобных случаях ответственность за списание денежных средств со счета должника с нарушением установленного законом порядка несет взыскатель.

Уплата НДФЛ, взносы на обязательное социальное страхование

При разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом (например, в отношении налога на доходы физических лиц), необходимо иметь в виду следующее.

НДФЛ

Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного у источника выплаты НДФЛ, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, не подпадающее под определяемое положениями ст. 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.

Данное требование независимо от момента его возникновения в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговом законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.

Взносы на обязательное социальное страхование

Согласно абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.

При применении п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве).

Таким образом, требования органов Пенсионного фонда РФ в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном ст. 855 ГК РФ порядке.

Следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный ст. 94 и 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется*1.
_____
*1 В некоторых судебных решениях задолженность по страховым взносам квалифицируется судом как текущий платеж, подлежащий взысканию вне рамок дела о банкротстве. См., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.10.2008 N Ф08-6379/2008, в котором суд указал: "Спорная задолженность по страховым взносам является текущим платежом и подлежит взысканию вне рамок дела о банкротстве".

Уплата пеней, возврат налогов

Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.

Правило о неначислении пеней распространяется только на требования об уплате обязательных платежей, подлежащих включению в график погашения задолженности, т.е. не являющиеся текущими в процедуре финансового оздоровления.

Применительно к внешнему управлению изложенный подход закреплен в абз. 3 п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве.

При применении предусмотренной абз. 3 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.

Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, т.е. в очередности, установленной п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

При рассмотрении заявления должника об оспаривании решения налогового органа об отказе осуществить возврат уплаченных должником (взысканных налоговым органом) после вынесения судом определения о введении наблюдения сумм налогов, требования по которым подлежали включению в реестр требований кредиторов и удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, судам надлежит исходить из следующего.

Положения ст. 78 и 79 НК РФ, допускающие возврат только сумм налогов, являющихся излишне уплаченными (взысканными), не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку в данном случае указанные нормы применению не подлежат. Основанием для возврата является нарушение отказом налогового органа порядка удовлетворения требований по обязательным платежам, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, заключающееся в погашении задолженности, не являющейся текущей, во внеочередном порядке*1.
_____
*1 В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.10.2008 N Ф08-5925/2008 указано: "В соответствии с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (ст. 126, пп. 4 и 8 ст. 142) налоговая инспекция не имеет права распоряжаться суммой налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению из бюджета налогоплательщику, признанному несостоятельным (банкротом)" (в данном случае инспекция неправомерно распорядилась денежными средствами заявителя путем проведения зачета).

Вместе с тем судам необходимо учитывать, что налоговый орган вправе осуществить зачет подлежащей возврату суммы налога в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.

Вознаграждение арбитражного управляющего

Все чаще предметом спора является вопрос о выплате вознаграждения арбитражному управляющему (далее - АУ). Суть спора заключается в следующем: по мнению налогового органа, за счет бюджета расходы АУ возмещаются только при банкротстве отсутствующего должника. Об этом прямо сказано в постановлении Правительства РФ от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников": обязанность уполномоченного органа по возмещению расходов на выплату вознаграждения арбитражного управляющего ограничивается лишь процедурой отсутствующего должника.

К тому же, по мнению налоговых органов, факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя свидетельствует о том, что арбитражный управляющий несет риск неполучения (получения не в полном размере) причитающегося ему вознаграждения в случае, если имущества недостаточно.

Поскольку все чаще инициатором банкротства выступают налоговые органы, а у должника отсутствует конкурсная масса, споры о выплате вознаграждения арбитражному управляющему чаще становятся предметом судебного разбирательства.

Так, в постановлении седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 N 07АП-6132/08 судьи поддержали иск АУ о выплате вознаграждения за счет бюджета, поскольку инициаторами банкротства выступали налоговые органы, а в соответствии с п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве возмещение судебных расходов, в т.ч. на выплату вознаграждения АУ в деле о банкротстве в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения указанных расходов, возлагается на кредитора-заявителя. Аналогичная позиция выражена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.01.2009 N Ф08-8252/2008. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.06.2009 N 1855/09 также подтверждает указанные выводы, где содержится позиция суда по сходным правоотношениям - о выплате в аналогичной ситуации вознаграждения ликвидатору.

Порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения АУ по делу о банкротстве определен ст. 59 Закона о банкротстве. Из пунктов 1 и 3 ст. 59 Закона следует, что расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди. В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения этих расходов, заявитель по делу о банкротстве обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.

К вышеназванным решениям следует добавить, что взыскать можно не только вознаграждение АУ, но и компенсацию его расходов, в частности расходы на уплату государственной пошлины; на опубликование сведений о банкротстве; на оплату услуг лиц, привлекаемых АУ для обеспечения своей деятельности. При этом Пленум ВАС РФ в постановлении от 22.06.2006 N 22 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" разъяснил: возмещению подлежат расходы, признанные судом обоснованными и необходимыми.

Судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (далее - Обзор).

Судебная практика – это руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации , обеспечивающие правильное и единообразное применение законов судами Российской Федерации , а также множественность судебных актов, образуемых в процессе деятельности судебных органов Российской Федерации по гражданским, административным, уголовным делам с конкретным применением норм права, регулирующих схожие отношения.

Судебная практика фактически является вспомогательным источником права, восполняя пробелы в действующем законодательстве Российской Федерации и определяет единые походы к толкованию и применению судами норм права.

Судебная практика - это обобщение решений судов по какому-либо вопросу.

Вся задолженность теперь относится ко второй очереди, вне зависимости от периода ее начисления.

Удовлетворение требований кредиторов при банкротстве предприятия осуществляется в соответствии с определенной очередностью выплат. Сначала гасятся требования внеочередных кредиторов по .

Очередность при банкротстве для внеочередников

Применяется следующий порядок (п. 1,2 ст. 134 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ):

  • в первую очередь при банкротстве оплачиваются судебные расходы по делу о банкротстве, выплачивается вознаграждение арбитражному управляющему и лицам, привлеченным для проведения процедуры банкротства, без чьих услуг процедура не могла быть проведена;
  • во вторую очередь - требования об оплате труда лиц, работавших в период, когда процедура банкротства в отношении работодателя-должника уже была запущена, а также требования о выплате выходных пособий;
  • в третью очередь - требования лиц, привлеченных арбитражным управляющим для исполнения функций, возложенных на него в рамках проводимой процедуры банкротства (кроме специалистов, чьи услуги были оплачены в первую очередь);
  • в четвертую очередь - эксплуатационные платежи (коммунальные, по договорам энергоснабжения и др.);
  • в пятую очередь - иные текущие платежи.

Порядок выплат при банкротстве внутри одной очереди - календарный. За соблюдением календарной очередности следит кредитная организация (банк), в которую поступают платежные распоряжения (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36).

После того, как требования внеочередников удовлетворены, гасятся требования .

Отступления от установленной очередности выплат при банкротстве

Как видно, список внеочередных требований к должнику, поименованных в Законе N 127-ФЗ, не является исчерпывающим. Кроме того, при наличии угрозы техногенной или экологической катастрофы, гибели людей из-за прекращения деятельности компании несмотря ни на какие очереди при банкротстве деньги, прежде всего, направляются на мероприятия по предотвращению таких чрезвычайных происшествий (п. 1 ст. 134 Закона от N 127-ФЗ).

Также, как разъяснял ВАС РФ, поскольку арбитражный управляющий должен действовать добросовестно и разумно, он может отступить от установленной очередности погашения долгов при банкротстве и суд признает его действия законными. Например, если это нужно исходя из целей проводимой процедуры банкротства для недопущения порчи имущества должника либо предотвращения увольнения работников должника по их инициативе (

В.И. Янченко

1. Общие положения

1. Согласно Положению о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (далее - Положение), Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) не включен в Перечень федеральных органов исполнительной власти и иных органов, которым уполномоченный (налоговый) орган по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам обязан направлять уведомление о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

В то же время согласно п. 8 Положения территориальные органы ПФР не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного листа о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы), пеням и штрафам судебному приставу-исполнителю вправе направить в адрес уполномоченного (налогового) органа уведомление о наличии задолженности по вышеуказанным платежам, а также заверенные копии документов территориального органа ПФР, представляемые при подаче заявления о признании должника банкротом, в том числе копии:

Справки о размере задолженности по страховым взносам, не уплаченным в более чем трехмесячный срок;

Решений и постановлений о взыскании страховых взносов в соответствии со ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ);

Решений арбитражных судов о взыскании с должника недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, исполнительных листов;

Сведений о направлении судебному приставу-исполнителю постановления территориального органа ПФР о взыскании страховых взносов за счет имущества должника или исполнительных листов;

Иных документов, подтверждающих основание возникновения задолженности (например, расчет пеней).

В случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), территориальный орган ПФР вправе не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направить в адрес уполномоченного (налогового) органа вышеуказанные документы, представляемые при подаче заявления о признании должника банкротом.

2 . В соответствии с п. 12 Положения в целях объединения и представления требований Российской Федерации в процедурах банкротства уполномоченный (налоговый) орган вправе запросить у территориального органа ПФР информацию, необходимую для представления требований Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам, а территориальные органы ПФР не позднее одной недели со дня получения запроса представляют в уполномоченный орган документы, указанные в п. 1.

3 . После получения вышеуказанных документов уполномоченный (налоговый) орган предъявляет требования к должнику в установленном порядке.

Согласно п. 9 Положения по запросу уполномоченного (налогового) органа территориальный орган ПФР (как кредитор) участвует в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по страховым взносам, пеням и штрафам и оснований для включения вышеуказанных требований в реестр требований кредиторов. В случае отсутствия такого запроса территориальный орган ПФР вправе самостоятельно участвовать в судебных заседаниях.

4 . Территориальные органы ПФР осуществляют контроль за выполнением должником, находящимся в процедуре банкротства, текущих обязательств. В случае выявления нарушений по уплате текущих платежей территориальный орган ПФР направляет арбитражному управляющему требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с указанием срока исполнения требования. В случае неисполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган ПФР осуществляет работу по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ в административном (через службу судебных приставов) или судебном порядке (по исполнительному листу арбитражного суда).

При реализации в отношении должника процедур финансового оздоровления или внешнего управления территориальный орган ПФР обращается к арбитражному управляющему с уведомлением, что в случае непогашения задолженности по текущим платежам по страховым взносам, в двухнедельный срок после получения уведомления территориальный орган ПФР направит ходатайство в уполномоченный (налоговый) орган об инициировании в установленном порядке собрания кредиторов по рассмотрению вопроса о смене процедуры банкротства.

5. Территориальные органы ПФР взаимодействуют с территориальными налоговыми органами по вопросам представления информации в ходе процедур банкротства и порядка реализации п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 (далее - Постановление ВАС РФ N 25).

С целью обеспечения соблюдения очередности взыскания задолженности по страховым взносам, установленной Постановлением ВАС РФ N 25, при защите интересов ПФР на собрании кредиторов, утверждении графика погашения задолженности собранием кредиторов (ст. 12 Закона N 127-ФЗ), контроля за полнотой включения в реестр требований кредиторов задолженности по страховым взносам на ОПС, пеням и штрафам территориальные органы ПФР взаимодействуют с уполномоченным (налоговым) органом и арбитражным (конкурсным) управляющим.

2. Порядок применения законодательства о банкротстве

2.1. Общие положения

ФНС России представляет интересы Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах банкротства по требованиям об уплате страховых взносов, пеней, штрафов, включенным в реестр требований кредиторов.

К страхователю, вступившему в процедуру банкротства, применяется специальный режим взыскания задолженности, предусматривающий разделение требований по уплате обязательных платежей:

На требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов;

На требования по текущим платежам.

2.2. Требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов

В соответствии с Законом N 127-ФЗ задолженность страхователя, подлежащая включению в реестр требований кредиторов, определяется:

На дату принятия заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом;

На дату введения процедуры наблюдения;

На дату введения процедуры финансового оздоровления;

На дату введения внешнего управления;

На дату открытия конкурсного производства.

В целях контроля за полнотой включения в реестре требований кредиторов задолженности по уплате страховых взносов территориальные органы ПФР обязаны определять и анализировать состав и размер страховых взносов, пеней и штрафов на любой из вышеперечисленных процедур банкротства.

Согласно ст. 4 Закона N 127-ФЗ состав и размер страховых взносов, пеней и штрафов:

Подлежащих включению в реестр требований кредиторов, - определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Законом N 127-ФЗ;

Возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, - определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока уплаты;

Возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, - определяются на дату открытия конкурсного производства.

В реестр требований кредиторов подлежат включению:

Страховые взносы, срок уплаты которых наступил до принятия судом заявления о признании должника банкротом;

Страховые взносы, обязанность по уплате которых возникла до принятия судом заявления о признании должника банкротом, а срок уплаты наступает после, с даты введения следующей процедуры банкротства (до даты ее введения данные требования будут текущими).

Требования территориального органа ПФР включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него только на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер (ст. 16 Закона N 127-ФЗ).

Требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов, не являющиеся текущими, подлежат удовлетворению во вторую очередь.

2.3. Требования по текущим платежам

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Текущими платежами в рамках дела о банкротстве и процедурах банкротства будут являться (ст. 5 Закона N 127-ФЗ):

Страховые взносы, обязанность по уплате которых возникла после принятия судом заявления о признании должника банкротом;

Страховые взносы, обязанность по уплате которых возникла до принятия судом заявления о признании должника банкротом, а срок уплаты наступает после, до даты введения следующей процедуры банкротства (с даты ее введения данные требования перестают быть текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов).

Текущие требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве и подлежат взысканию в порядке, предусмотренном ст. 25 Закона N 167-ФЗ.

После открытия конкурсного производства текущие требования удовлетворяются вне очереди (вне очереди - в третью очередь).

3. Процедуры банкротства и их особенности

3.1. Общие положения

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченный (налоговый) орган (ст. 7 Закона N 127-ФЗ).

Не позднее чем через пять дней с даты поступления заявления о признании должника банкротом арбитражным судом выносится определение о принятии заявления о признании должника банкротом.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

Наблюдение;

Финансовое оздоровление;

Внешнее управление;

Конкурсное производство;

Мировое соглашение (применяется на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами).

Процедуры банкротства могут вводиться не последовательно (например, после наблюдения может быть введено конкурсное производство).

3.2. Процедура наблюдения

1. Процедура наблюдения применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 62-75 Закона N 127-ФЗ).

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности предъявляемых к должнику требований, за исключением случая, если дело о банкротстве возбуждено на основании заявления должника.

Согласно п. 9 Положения судебные заседания по рассмотрению обоснованности предъявляемых к должнику требований проводятся по запросу уполномоченного (налогового) органа не позднее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (ст. 11 Закона N 127-ФЗ).

Наблюдение вводится на срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

В течение трех дней с даты получения судебного акта - определения:

О введении наблюдения;

О введении финансового оздоровления;

О введении внешнего управления;

О прекращении производства по делу о банкротстве;

Об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;

О принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, -

А также с даты получения постановления об отмене или изменении вышеуказанных актов арбитражный (конкурсный) управляющий направляет поступивший судебный акт в адрес официального издания, определенного Правительством РФ, для опубликования в течение десяти дней с момента их получения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.2005 N 510 "Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)”" официальное издание определяется по результатам конкурса между редакциями печатных средств массовой информации, а до этого вышеперечисленные сведения подлежат опубликованию в "Российской газете".

Территориальные органы ПФР через уполномоченный орган предъявляют к страхователю-должнику в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения (ст. 71 Закона N 127-ФЗ) свои требования по страховым взносам, пеням и штрафам, которые включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда об их включении в реестр требований кредиторов.

Страхователь-должник может предъявить в арбитражный суд не позднее чем через 15 дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов возражения относительно требований территориального органа ПФР. В таком случае территориальный орган ПФР должен доказать обоснованность предъявленных требований.

Если территориальный орган ПФР предъявил вышеуказанные требования по истечении тридцатидневного срока, установленного для предъявления требований, то такие требования подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

2. С даты введения процедуры наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения его имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства согласно ст. 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ (ст. 63 Закона N 127-ФЗ).

При осуществлении процедур банкротства предъявленные территориальным органом ПФР к взысканию суммы страховых взносов согласно ст. 25 и 25.1 Закона N 167-ФЗ, находящиеся в исполнительном производстве по состоянию на дату введения процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов, не являются текущими требованиями. Согласно Постановлению ВАС РФ N 25 они подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы, то есть во вторую очередь.

Освобождение должника от начисления штрафов и иных финансовых санкций, пеней в процедуре наблюдения не предусмотрено (ст. 63 Закона N 127-ФЗ).

Состав и размер недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов в процедуре наблюдения, определяются на дату введения наблюдения.

3. Предъявление требований (без учета пени).

Пример.

В отношении страхователя ООО "ХХХХ" определением арбитражного суда от 25.07.2006 по заявлению страхователя введена процедура наблюдения.

По сведениям, предоставленным налоговыми органами, в реестр требований кредиторов по состоянию на 25 июля 2006 года включена следующая задолженность по страховым взносам:

- на страховую часть трудовой пенсии - 708 008,62 руб.;

- на накопительную часть трудовой пенсии - 151 451,36 руб.

По решению арбитражного суда страхователь признан 25 января 2007 года несостоятельным (банкротом) и в его отношении открыта процедура конкурсного производства сроком на 12 месяцев.

По сведениям, предоставленным налоговыми органами, в реестр требований кредиторов по состоянию на 25 января 2007 года включена следующая задолженность по страховым взносам:

- на страховую часть трудовой пенсии - 739 503,62 руб.;

- на накопительную часть трудовой пенсии - 156 216,36 руб.

По данным территориальных органов ПФР за страхователем по состоянию на 1 января 2006 года числилась недоимка по страховым взносам:

- на страховую часть трудовой пенсии - 625 220,62 руб.;

- на накопительную часть трудовой пенсии - 139 177,36 руб.

Начисления страховых взносов в 2006 году составили:

- на страховую часть трудовой пенсии - 148 987,00 руб.;

- на накопительную часть трудовой пенсии - 18 736,00 руб.,

- в том числе:

- за I квартал:

- на страховую часть трудовой пенсии - 82 788,00 руб.;

- на накопительную часть трудовой пенсии - 12 274,00 руб.;

- за последние три месяца отчетного периода "6 месяцев 2006 года":

- на страховую часть трудовой пенсии - 31 495,00 руб.;

- на накопительную часть трудовой пенсии - 4765,00 руб.

Страховые взносы в 2006 году страхователем не уплачивались.

Определим расчетные и отчетные периоды, по которым обязанность по уплате страховых взносов и срок их уплаты наступили до даты введения процедуры наблюдения.

Согласно п. 8 и 9 Постановления ВАС РФ N 25 датой возникновения обязанности по уплате обязательных платежей является последний день отчетного (расчетного) периода.

Период

Срок уплаты

2002 год

16.04.2003

2003 год

15.04.2004

2004 год

14.04.2005

2005 год

20.04.2006

I квартал 2006 года

05.05.2006

Последние три месяца отчетного периода "6 месяцев 2006 года"

04.08.2006

Последние три месяца отчетного периода "9 месяцев 2006 года"

07.11.2006

Рассмотрим обоснованность включения налоговыми органами требований по уплате страховых взносов в реестр требований кредиторов на дату введения каждой из вышеуказанных процедур.

На дату введения процедуры наблюдения - 25.07.2006 - обязанность по уплате и срок уплаты наступили по всем завершенным расчетным периодам (2002-2005 годы), а также по отчетному периоду - I кварталу - 2006 года.

Читателям журнала следует иметь в виду, что согласно п. 8 и 9 Постановления ВАС РФ N 25 датой возникновения обязанности по уплате является дата окончания отчетного (расчетного) периода, а не дата окончания срока уплаты, установленного законодательством.

Для квалификации платежей последних трех месяцев отчетного периода "6 месяцев 2006 года" рассмотрим следующую схему.

Условные обозначения:

ОУ 30.06. - обязанность по уплате страховых взносов за последние три месяца отчетного периода "6 месяцев 2006 года" возникла 30 июня 2006 года;

СУ 04.08. - срок уплаты страховых взносов за последние три месяца отчетного периода "6 месяцев 2006 года" - 4 августа 2006 года;

Как видно из схемы, в отношении последних трех месяцев отчетного периода "6 месяцев 2006 года" на дату введения процедуры наблюдения наступила только обязанность по уплате, срок уплаты наступил после введения процедуры.

В данном случае такие платежи будут квалифицироваться как текущие до даты введения следующей процедуры банкротства.

Таким образом, уполномоченными (налоговыми) органами обоснованно включена в реестр требований кредиторов на стадии наблюдения недоимка по страховым взносам по состоянию на 1 апреля 2006 года, на стадии конкурсного производства недоимка по страховым взносам по состоянию на 1 июля 2006 года.

Начиная с 1 июля 2006 года платежи будут являться текущими, поскольку обязанность и срок уплаты по ним наступили после введения процедуры наблюдения.

4. В реестр требований кредиторов включаются суммы недоимки по страховым взносам, срок исполнения по которым наступил до даты введения процедуры наблюдения, а также начисленные на вышеуказанные суммы недоимки и неуплаченные пени.

Пени, начисленные в период наблюдения на недоимку по страховым взносам, срок уплаты которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не являются текущими требованиями и подлежит включению в реестр требований кредиторов (п. 27 Постановления ВАС РФ N 25).

Взыскание штрафных санкций независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности осуществляется путем включения вышеуказанных требований в реестр требований кредиторов. Требования о взыскании штрафов учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности (страховые взносы, пени) и причитающихся процентов (п. 3 ст. 137 Закона N 127-ФЗ).

Штрафы, в отношении которых предусмотрен судебный порядок взыскания, могут быть включены в реестр требований кредиторов только на основании вступивших в законную силу решений судов об их принудительном взыскании.

Суммы недоимки по страховым взносам, срок исполнения по которым наступил после введения процедуры наблюдения, а также начисленные на них пени подлежат взысканию в случае их неуплаты в порядке, предусмотренном ст. 25 Закона N 167-ФЗ.

5. При вынесении арбитражным судом определения об открытии процедуры наблюдения территориальный орган ПФР контролирует погашение задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, и уплату страхователем-должником текущих платежей.

После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами.

6. По результатам рассмотрения дела о банкротстве (по окончании наблюдения) арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов (ст. 52 Закона N 127-ФЗ):

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Решение об отказе в признании должника банкротом;

Определение о введении финансового оздоровления;

Определение о введении внешнего управления;

Определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

Определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

Определение об утверждении мирового соглашения.

3.3. Процедура финансового оздоровления

1. Процедура финансового оздоровления применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 76-92 Закона N 127-ФЗ).

После окончания процедуры наблюдения в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности арбитражный суд может ввести процедуру финансового оздоровления. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии со ст. 74 Закона N 127-ФЗ решение первого собрания кредиторов о введении процедуры финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также может содержать требования к кандидатуре административного управляющего.

Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на срок не более чем два года.

Уполномоченный (налоговый) орган по месту регистрации страхователя-должника направляет в соответствующий территориальный орган ПФР запрос о предоставлении информации о наличии у должника просроченной задолженности по страховым взносам.

Территориальный орган ПФР сверяет вместе с налоговым органом образовавшуюся на дату вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры финансового оздоровления сумму задолженности по страховым взносам страхователя-должника, подлежащую включению в реестр требований кредиторов.

Территориальные органы ПФР в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении процедуры финансового оздоровления вправе через уполномоченный орган предъявить свои требования к страхователю-должнику.

2. С даты введения процедуры финансового оздоровления наступают следующие последствия:

Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве (абзац второй п. 1 ст. 81 Закона N 127-ФЗ);

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (абзац пятый п. 1 ст. 81 Закона N 127-ФЗ), за исключением исполнительных документов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которые согласно Постановлению ВАС РФ N 25 подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы, то есть во вторую очередь;

Не начисляются пени, штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательных платежей, возникших до даты введения процедуры финансового оздоровления (абзац девятый п. 1 ст. 81 Закона N 127-ФЗ).

На сумму требований кредиторов об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения процедуры финансового оздоровления.

Проценты подлежат начислению на сумму требований кредитора с даты вынесения определения о введении процедуры финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора, а в случае если такое погашение до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не произошло, - до даты принятия такого решения. В случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства начисленные проценты подлежат удовлетворению после погашения основной суммы долга (п. 3 ст. 137 Закона N 127-ФЗ). Начисление вышеуказанных процентов осуществляется налоговыми органами.

3. Состав и размер задолженности, подлежащей включению в реестр требований кредиторов, определяются на дату введения процедуры финансового оздоровления. Задолженность складывается из сумм, включенных в реестр требований кредиторов на предыдущей стадии банкротства и не погашенных должником, а также задолженности, обязанность по уплате которой возникла до принятия заявления о признании должника банкротом, а срок уплаты наступил на дату введения процедуры финансового оздоровления.

С даты введения процедуры финансового оздоровления прекращается начисление пеней на суммы недоимки, включенные в реестр требований кредиторов (п. 1-3 ст. 81 Закона N 127-ФЗ).

Суммы недоимки по страховым взносам, являющиеся текущими требованиями, и начисленные на них пени в случае неуплаты взыскиваются территориальными органами ПФР в порядке, предусмотренном ст. 25 Закона N 167-ФЗ.

4. При введении процедуры финансового оздоровления указывается срок ее проведения, утверждается новый график погашения задолженности.

План финансового оздоровления должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления (ст. 84 Закона N 127-ФЗ).

С даты утверждения арбитражным судом графика погашения задолженности возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность в установленные графиком сроки.

Погашение всех требований, включенных в реестр требований кредиторов, по графику погашения задолженности должно быть завершено не позднее чем за месяц до даты окончания процедуры, а требования кредиторов первой и второй очереди - не позднее чем через шесть месяцев с даты введения процедуры.

Графиком погашения задолженности предусмотрено ежемесячное, пропорциональное, равными долями погашение требований кредиторов в порядке очередности (п. 4 ст. 134 Закона N 127-ФЗ).

Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности.

Следовательно, задолженность по страховым взносам (вторая очередь) должна быть погашена страхователем-должником в течение шести месяцев с даты введения процедуры финансового оздоровления.

Начало погашения задолженности - не позднее чем через один месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры финансового оздоровления.

5. В случае неисполнения должником графика погашения задолженности [непогашение задолженности в установленные сроки и (или) в установленных размерах] не позднее чем через 14 дней с даты, предусмотренной графиком погашения задолженности, собрание кредиторов (при участии территориальных органов ПФР) имеет право обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении измененного графика или заявить ходатайство о досрочном прекращении процедуры финансового оздоровления.

Изменение графика погашения задолженности возможно только в отношении требований, включенных в реестр требований кредиторов, на основании определения арбитражного суда.

6. Досрочное окончание процедуры финансового оздоровления происходит в случае досрочного погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности.

Досрочное прекращение процедуры финансового оздоровления возможно в случае неоднократного или существенного (на срок более чем 15 дней) нарушения в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

7. По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления арбитражный суд принимает один из судебных актов:

Определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

Определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Если от даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более 18 месяцев, процедура внешнего управления не вводится;

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

3.4. Процедура внешнего управления

1. Процедура внешнего управления применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 92-123 Закона N 127-ФЗ).

Внешнее управление вводится определением арбитражного суда на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Внешнее управление не может быть продлено на срок, превышающий совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления, составляющий два года.

Требования кредиторов могут быть предъявлены должнику в любой момент в ходе внешнего управления на основании определения арбитражного суда об их включении в реестр требований кредиторов.

Вынесение арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами служит основанием для начала расчетов со всеми кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. В определении о переходе к расчетам с кредиторами устанавливается срок их окончания, который не может превышать шесть месяцев с даты вынесения указанного определения (ст. 120 Закона N 127-ФЗ).

После накопления денежных средств, до-статочных для расчетов с кредиторами определенной очереди, внешний управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство о вынесении определения о расчете с кредиторами определенной очереди и уведомляет о направлении вышеуказанного ходатайства кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов (ст. 122 Закона N 127-ФЗ). Ходатайство о вынесении определения о расчете с кредиторами определенной очереди должно содержать предложение внешнего управляющего о пропорции удовлетворения требований кредиторов.

В случае установления арбитражным судом требований кредиторов, подлежащих удовлетворению в составе очереди, в отношении кредиторов которой вынесено определение о начале расчетов с ними, арбитражный суд может вынести определение об изменении порядка удовлетворения требований кредиторов.

Если в установленный арбитражным судом срок не произведены расчеты с кредиторами определенной очереди или не осуществлены расчеты в определенной пропорции, кредитор имеет право требовать начисления на невыплаченную сумму процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России, начиная с даты вынесения определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди и до даты удовлетворения их требований полностью или в определенной пропорции.

После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Если в установленный арбитражным судом срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

2. С даты введения процедуры внешнего управления (или конкурсного производства) наступают следующие последствия (ст. 94 Закона N 127-ФЗ):

Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом, которые могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

Прекращение полномочий органов управления должника и собственника имущества должника, полномочий руководителя должника и иных органов управления должника, которые переходят к внешнему управляющему (абзац четвертый п. 1 ст. 94 Закона N 127-ФЗ);

Введение моратория (абзац седьмой п. 1 ст. 94 Закона N 127-ФЗ) на удовлетворение требований кредиторов об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Закона N 127-ФЗ.

В течение срока действия моратория (ст. 95 Закона N 127-ФЗ):

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, а также о взыскании задолженности по текущим платежам (абзац второй п. 2 ст. 95 Закона N 127-ФЗ);

Не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательных платежей, за исключением обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени) (абзац третий п. 2 ст. 95 Закона N 127-ФЗ).

На сумму требований в размере, установленном на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения внешнего управления.

Подлежащие начислению и уплате проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения вышеуказанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Начисленные в соответствии со ст. 95 Закона N 127-ФЗ проценты в случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства подлежат удовлетворению после погашения основной суммы долга (в порядке, установленном п. 3 ст. 137 Закона N 127-ФЗ). Начисление вышеуказанных процентов осуществляется налоговыми органами.

3. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на текущие платежи, а также на требования второй очереди (п. 5 ст. 95 Закона N 127-ФЗ).

Поскольку согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 на требования кредиторов первой и второй очереди действие моратория не распространяется, а также принимая во внимание специальные предписания абзаца второго п. 2 ст. 95 Закона N 127-ФЗ, в процессе применения ст. 94, 95 Закона арбитражные суды учитывают, что вынесение судом определения о введении внешнего управления не служит основанием для снятия арестов с имущества должника и не отменяет иных ограничений в части распоряжения имуществом должника, ранее наложенных в ходе исполнительного производства по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, по текущим платежам (другим выплатам).

Исполнение исполнительных документов по вышеуказанным требованиям производится в общем порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, с учетом абзаца шестого п. 1 ст. 94 Закона N 127-ФЗ.

Требования кредиторов первой и второй очереди, подтвержденные исполнительными документами, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, выданными на основании судебных решений, вступивших в законную силу, в том числе после введения внешнего управления, а также требования других кредиторов второй очереди по выплате выходных пособий и оплате труда удовлетворяются внешним управляющим в общем порядке. При этом вынесение судом определения о начале расчетов с кредиторами первой и второй очереди (ст. 122 Закона N 127-ФЗ) не требуется.

При рассмотрении требований, предъявленных кредиторами в ходе внешнего управления, арбитражные суды учитывают, что по смыслу п. 1 ст. 5, абзаца третьего п. 2 и п. 4 ст. 95 Закона N 127-ФЗ для целей внешнего управления текущими являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (независимо от того, наступил срок их исполнения до или во время внешнего управления), а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления (независимо от даты их возникновения).

На страховые взносы, включенные в реестр требований кредиторов, налоговыми органами начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России.

4. Задолженность, подлежащая включению в реестр требований кредиторов на стадии внешнего управления, складывается из сумм, включенных в реестр требований кредиторов на предыдущей стадии банкротства и не погашенных должником, а также из задолженности, обязанность по уплате которой возникла до принятия заявления о признании должника банкротом, а срок исполнения наступил на дату введения внешнего управления.

С даты введения внешнего управления прекращается начисление пени на суммы задолженности, не являющейся текущими требованиями.

Суммы задолженности по страховым взносам, а также начисленные на них пени подлежат взысканию в случае их неуплаты в порядке, предусмотренном ст. 25 Закона N 167-ФЗ.

5. По итогам рассмотрения результатов внешнего управления арбитражный суд принимает один из судебных актов:

Определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;

Определение о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и о переходе к расчетам с кредиторами;

Определение о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства при наличии ходатайства собрания кредиторов.

3.5. Конкурсное производство

1. Процедура конкурсного производства применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст. 124-149 Закона N 127-ФЗ).

Если по решению арбитражного суда должник признается банкротом, то в его отношении открывается конкурсное производство. Конкурсное производство вводится сроком на один год и может быть продлено не более чем на шесть месяцев.

Расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства регламентируются ст. 142 Закона N 127-ФЗ.

Территориальные органы ПФР сообщают в установленном порядке налоговым органам о вынесенных решениях суда по взысканию текущих платежей, не уплаченных должником в период процедуры наблюдения, об открытии исполнительного производства по решениям суда и постановлениям территориального органа ПФР.

Состав и размер страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, определяются на дату открытия конкурсного производства и складываются из требований, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

2. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Требования территориального органа ПФР могут быть предъявлены должнику в любой момент в ходе конкурсного производства на основании определения арбитражного суда об их включении в реестр требований кредиторов.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований.

Требования кредиторов второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами (в том числе после закрытия реестра требований кредиторов), но после завершения расчетов с кредиторами второй очереди, заявившими свои требования в установленный срок (то есть до закрытия реестра требований кредиторов), подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов по-следующей очереди.

До полного удовлетворения вышеуказанных требований кредиторов второй очереди удовлетворение требований кредиторов последующей очереди приостанавливается. Если такие требования были заявлены до завершения расчетов с кредиторами второй очереди, они подлежат удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами второй очереди, заявившими свои требования в установленный срок, при наличии денежных средств на их удовлетворение.

Требования кредиторов третьей очереди, предъявленные после закрытия реестра требований, удовлетворяются после удовлетворения требований всех очередей, внесенных в реестр требований (п. 4 ст. 142 Закона N 127-ФЗ).

3. С даты введения конкурсного производства наступают следующие последствия (ст. 126 Закона N 127-ФЗ):

Срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим (абзац второй п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ).

Поскольку конкурсное производство в основном приводит к ликвидации должника, все обязательства, которые взял на себя должник до признания его несостоятельным, после его ликвидации выполняться не будут. Поэтому кредиторы по обязательствам, срок исполнения которых еще не наступил, наделяются правом досрочного предъявления требований об исполнении этих обязательств. И хотя срок исполнения по таким обязательствам считается наступившим, досрочное предъявление требований - это право кредитора. Только он может решать, реализовать или нет предоставленное право;

Прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, за исключением требований по текущим платежам, возникшим в период конкурсного производства (абзац третий п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ).

Начисление пеней на требования, возникшие в период конкурсного производства, продолжается.

Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной п. 1 и 5 ст. 134 Закона N 127-ФЗ.

Задолженность, возникшая до открытия конкурсного производства и не являющаяся текущими требованиями, погашается в одной очереди с удовлетворением требований о выплате заработной платы (во вторую очередь) (п. 15 Постановления ВАС РФ N 25).

Платежи, по которым и обязанность, и срок уплаты наступили после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до признания его банкротом, а также в ходе конкурсного производства (то есть текущие в предыдущих процедурах), согласно п. 1 ст. 134, п. 2 ст. 136 Закона N 127-ФЗ после введения конкурсного производства также будут являться текущими и подлежат погашению вне очереди.

Очередность удовлетворения требований по погашаемым вне очереди суммам установлена абзацем четвертым п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (в третью очередь - по отчислениям в ПФР).

Страховые взносы, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, а также страховые взносы, обязанность и срок уплаты которых наступили после даты введения первой процедуры, подлежат исполнению должником в порядке, установленном ст. 855 ГК РФ (в третью очередь);

Прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства (абзац шестой п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ);

Все требования кредиторов об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона N 127-ФЗ, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства (абзац седьмой п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ);

Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом N 127-ФЗ, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему (абзац восьмой п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ).

В случае представления территориальным органом ПФР исполнительных документов на взыскание страховых взносов судебному приставу-исполнителю в силу ст. 126 Закона N 127-ФЗ и ст. 61 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 119-ФЗ) он обязан возбудить исполнительное производство и направить исполнительные документы для исполнения конкурсному управляющему.

Текущие платежи при банкротстве включают в себя:

  • денежные обязательства должника, возникшие из гражданско-правовых сделок (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ);
  • требования о выплате выходных пособий и/или об оплате труда работников и бывших работников;
  • обязательные платежи, т. е. налоги, сборы, взносы и иные платежи, уплачиваемые в консолидированный бюджет РФ и внебюджетные фонды.

Но при условии, что такая задолженность возникла после даты принятия судом заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 5 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). В связи с этим требования контрагентов к должнику по оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ, образовавшиеся после указанной даты, также будут относиться к текущим платежам, даже если сам договор между контрагентом и должником был заключен до начала производства по делу о банкротстве (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60).

Требования кредиторов по текущим платежам могут появиться в период проведения любой процедуры в деле о банкротстве, в том числе при процедуре наблюдения. Они не включаются в реестр требований кредиторов, а сами кредиторы по текущим платежам не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве, в отличие от (п. 2 ст. 5 , п. 1 ст. 34 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Вместе с тем кредиторы по текущим платежам имеют право обратиться в суд и обжаловать действия или бездействие арбитражного управляющего, если он нарушает их права или законные интересы (п. 4 ст. 5 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Очередность погашения требований кредиторов по текущим платежам

В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» 127-ФЗ текущие платежи удовлетворяются в определенной последовательности. У кредиторов по текущим платежам есть преимущество перед кредиторами, которым компания-банкрот успела задолжать до того, как суд принял заявление о признании ее банкротом. Соответственно, требования по текущим платежам погашаются вне очереди за счет конкурсной массы (п. 3 ст. 5 , п. 1 ст. 134 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Но среди «текущих» кредиторов тоже есть своя очередность. В соответствии с ней сначала (в первую очередь) удовлетворяются требования, связанные с производством по делу о банкротстве: выплачивается вознаграждение арбитражному управляющему, лицам, исполнявшим его обязанности, погашаются текущие платежи, связанные с судебными расходами, и т.д.

Ко второй очереди относятся требования об оплате труда и выходных пособий работников и бывших работников банкрота. К третьей очереди - требования об оплате лиц, привлеченных арбитражным управляющим в ходе процедуры банкротства (к примеру, оценщиков). В четвертую очередь гасятся долги по эксплуатационным платежам, проще говоря, по коммунальным услугам. А в пятую очередь попадают все остальные требования.

Внутри одной очереди требования исполняются в хронологическом порядке, то есть в порядке календарной очередности (