Декрет

Акт по результатам контроля функционирования суот. Обеспечение функционирования суот на предприятии. Раздел III. Инструментальный контроль

I. Предварительный анализ состояния охраны труда

Предварительный анализ состояния охраны труда в организации включает в себя:

  • Выбор видов производственной деятельности, оценка (идентификация) рисков и отнесение предприятия к классу профессионального риска.
  • Подбор безопасного производственного процесса (при проектировании предприятия), изучение и анализ условий труда на действующих рабочих местах.
  • Подбор безопасного производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента (при проектировании предприятия), изучение и анализ травмоопасности действующих рабочих мест.
  • Подбор территории, отвечающей требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка территории, на которой располагается действующее предприятие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Подбор здания, отвечающего требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда, с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка действующих зданий на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Подбор административно-бытовых помещений, отвечающих требованиям строительных норм и правил, организация лечебно-профилактического обслуживания.
  • Определение штата работников соответствующей квалификации, порядка подготовки работников по охране труда и проверки знаний в области охраны труда.
  • Комплектование нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности проектируемого предприятия, проверка применимости нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой действующего предприятия.
  • Приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (при проектировании предприятия), проверка приобретения и использования средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств на действующих предприятиях.
  • Подбор средств коллективной защиты, знаков безопасности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности, проверка эффективности средств коллективной защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Определение гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (при проектировании предприятия), проверка правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на действующем предприятии в соответствии с результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
  • Организации проведения предварительного и периодического медицинского осмотра.

II. Планирование системы управления охраной труда

1. Концепция (политика) охраны труда

Работодатель должен сформулировать и документировать основные (стратегические) направления охраны труда, а также обязательства выполнения законодательных требований и осуществления постоянного совершенствования системы управления охраной труда.

2. Цели и задачи в области охраны труда

Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать документально оформленные, согласованные с концепцией охраны труда цели в области охраны труда. Для эффективного контроля достижения поставленных целей и задач они должны быть количественно выражены, по мере возможности.


При планировании работ по охране труда действующая организация должна учитывать законодательные требования и иные требования, которые она обязуется выполнять, а также результаты предварительного анализа. Она также должна учитывать свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие требования, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон.

Разрабатывая план (программу) по охране труда, организация должна определять:

  • Ответственность и необходимые полномочия для соответствующих функций и уровней в организации.
  • Материальные ресурсы и сроки достижения целей и выполнения задач.

Планы (программы) должны пересматриваться на регулярной запланированной основе и корректироваться.

III. Разработка и применение системы управления охраной труда

1. Распределение обязанностей и ответственности по охране труда

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.


Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.


При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.


Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14, рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7.


Документальным оформлением распределения обязанностей и полномочий могут быть: приказы, должностные инструкции, трудовые договоры и др.

2. Подготовка и обучение персонала

Вся деятельность предприятия должна осуществляться с учетом проведения обучения персонала. Подготовку и обучение персонала выполняют в соответствии с требованиями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.


В рамках контроля обучения на предприятии должны вестись протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников и журналы регистрации инструктажа:

  • Вводного
  • Первичного на рабочем месте
  • Повторного
  • Целевого
  • Внепланового

Обучение следует проводить по программам, разработанным для соответствующих групп работников с учетом инструкций по охране труда.

3. Доступность информации

  • Работодатель обеспечивает систему информирования работников о режиме труда и отдыха работников, соблюдении дисциплины труда, об условиях и охране труда на рабочих местах работников.
  • Работодатель обеспечивает доступность информации и ознакомление работников с изданными приказами под роспись с размещением документов в доступном месте.
  • Работодатель организует поступление нормативного документа и периодики (журналов) в области охраны труда.

4. Документация системы управления охраной труда

Организация должна вести документы, включая записи, которые по решению организации необходимы для обеспечения эффективного планирования, функционирования и контроля за процессами, относящимися к менеджменту рисков, в соответствии с видом экономической деятельности.


Система управления охраной труда предусматривает:

  • Проектные решения с учетом вида деятельности предприятия.
  • Экспертные заключения по предприятию.
  • Акты ввода в эксплуатацию.
  • Документацию, связанную с концепций (политикой) в области охраны труда.
  • Документацию, связанную с положением о системе управления охраной труда.
  • Определение целей в области охраны труда (составление планов по улучшению условий труда).
  • Приказы о введении в действие системы управления охраной труда.
  • Должностные инструкции.
  • Приказы о назначении лиц, ответственных за функционирование системы управления охраной труда.
  • Заключение коллективного договора.
  • Заключение соглашения по охране труда.
  • Разработку программы обучения персонала по охране труда (вводного и первичного инструктажа).
  • Инструкции по охране труда по профессии и видам работ.
  • Ведение протоколов заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников.
  • Журналы, в которых ведутся: регистрации инструктажей, учет инструкций по охране труда для работников, учет выдачи инструкций по охране труда для работников, регистрации несчастных случаев на производстве, а также другие журналы, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда.
  • Карточки выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
  • Акты проведения медицинского обследования работников.
  • Учет данных о состоянии здоровья работников.
  • Разрешительные документы на проведение работ повышенной опасности (наряд-допуск).
  • Акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента.
  • Результаты специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
  • Результаты текущего, реагирующего контроля, аудита и анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством.

Работодатель обязан организовать ведение и хранение вышеперечисленной документации надлежащим образом.

5. Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма

Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма осуществляется созданием безопасных условий труда путем:

  • Организации функционирования системы управления охраной труда в соответствии с требованиями нормативных актов.
  • Проведения специальной оценки условий труда.
  • Устранения (уменьшения) опасных и вредных производственных факторов.
  • Обеспечения надлежащей безопасности производственного оборудования, безопасности производственного процесса в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Обеспечения выполнения требований к территории, зданиям, сооружениям, помещениям в соответствии с нормативным правовым актом в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Организации предсменного (внутрисменного) контроля состояния здоровья на алкоголь и наркотическое опьянение.
  • Обозначения опасных зон, разработки маршрутов передвижения работников и транспорта.
  • Применения знаков безопасности и цветов безопасности по ГОСТ 12.4.026.
  • Использования средств индивидуальной и коллективной защиты.
  • Проведения в установленные сроки надлежащих испытаний (оборудования, средств защиты, средств сигнализации, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования, транспорта, грузоподъемных устройств, вышек, лифтов).
  • Контроля исходного сырья, комплектующих, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования на соответствие требованиям безопасности.
  • Соблюдения режимов труда и отдыха.
  • Информирования работников о состоянии условий и охраны труда.
  • Выполнения текущего контроля состояния условий и охраны труда.
  • Своевременного информирования работников о состоянии условий труда по результатам специальной оценки условий труда.
  • Надлежащего финансирования мероприятий охраны труда в объеме не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции.
  • Подготовки персонала по охране труда.

Необходимость в проведении корректирующих действий возникает при выявлении несоответствий в функционировании системы управления охраной труда, проявившихся в момент проведения текущего и реагирующего контроля, аудита, инцидентах, авариях и несчастных случаях.


Корректирующие действия заключаются в устранении причин выявленных (проявившихся) недостатков для чего осуществляют:

  • Внесение изменений в документацию системы управления охраной труда.
  • Выход с инициативой о внесении изменений в требования нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Перераспределение ответственности и полномочий в области охраны труда.
  • Перераспределение ресурсов.

IV. Проверка системы управления охраной труда

1. Текущий контроль

Текущий контроль достижения целей представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и охраны труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.


Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать в себя:

  • Контроль достижения целей.
  • Систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования.
  • Контроль производственной среды, включая организацию труда.
  • Контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер.
  • Оценку соответствия нормативным правовым актам, коллективным договорам (соглашениям) и другим обязательствам по охране труда, принятым на себя предприятием.

Малые предприятия с незначительной численностью работников могут применять двухступенчатый контроль:

  • I ступень – ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест.
  • II ступень – ежемесячное углубленное обследование комиссией по охране труда с участием ведущих специалистов предприятия, уполномоченного по охране труда от профсоюза или от рабочего коллектива.

По результатам проверки комиссии в специальный журнал записывают отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.


Текущий контроль является основным направлением деятельности инженера по охране труда.

2. Реагирующий контроль

  • Реагирующий контроль становится необходимым в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда.
  • Реагирующий контроль возлагается на высшее руководство, специалистов по охране труда и непосредственных руководителей работ.
  • Реагирующий контроль заключается в учете и анализе проявившихся опасностей.
  • Реагирующий контроль необходим при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.

3. Проверка (аудит) функционирования системы управления охраной труда

Проверка (аудит) системы управления охраной труда – это обследование с целью установить, соответствует ли деятельность и связанные с ней результаты запланированным и являются ли принимаемые меры эффективными.

Проверка (аудит) позволяет контролировать эффективность всех элементов системы управления охраной труда и соблюдения соответствующих нормативных документов.


Проверка (аудит) системы управления охраной труда проводится для:

  • Определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда.
  • Определения соответствия системы управления охраной труда требованиям стандарта, положениям политики в области охраны труда.
  • Определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки.
  • Рассмотрения и учета результатов предыдущих проверок (аудитов) системы управления охраной труда.
  • Представления информации по результатам проверок (аудитов) системы управления охраной труда руководству организации.

Для обеспечения систематической проверки (аудита) системы управления охраной труда составляют планы проверок и контролируют их результаты. План проведения проверок (аудитов) системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда. Результаты проверки (аудита) необходимо оформлять документально.

V. Анализ функционирования системы управления охраной труда

Работодатель должен проводить анализы системы управления охраной труда организации с запланированной периодичностью, чтобы обеспечивать ее постоянную пригодность, адекватность и результативность. Анализ должен включать в себя оценки возможностей для улучшения и потребность внесения в систему управления охраной труда изменений, включая изменения политики и целей в области охраны труда. Необходимо сохранять записи по результатам анализа со стороны руководства.

Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя:

  • Результаты аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным требованиям и иным требованиям, которые организация обязалась выполнять.
  • Соответствующие сообщения от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы.
  • Показатели работы организации в области охраны труда.
  • Степень выполнения целей.
  • Результаты расследований произошедших в организации инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий.
  • Результаты предыдущих анализов со стороны руководства.
  • Меняющиеся обстоятельства, включая расширение законодательных и иных требований, касающихся охраны труда.
  • Рекомендации для улучшения.

Результаты анализа со стороны руководства должны соответствовать обязательствам организации по постоянному улучшению системы управления охраной труда и включать любые решения и действия, связанные с возможными изменениями в параметрах, политике, целях, ресурсах и других элементах системы управления охраной труда.

Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:

  1. Лиц, которые ответственны за конкретный элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер.
  2. Комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.

Наши поздравления! Похоже, Вы уже на финишной прямой к успеху с Вашей системой управления охраной труда. Но всё же вопросы остаются, и Вам требуется консультация при составлении процедуры . В этой статье мы поможем Вам разобраться в её назначении, содержании и её работе. Приступим!

Зачем требуется контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур?

Прежде всего, разберёмся в назначении процедуры: зная причину, понимаешь суть. Итак, для чего требуется обеспечить ? Существует несколько целей:

  • оценить соответствие состояния условий и охраны труда нормативным требованиям государства, а также обещанием, данным самим работодателем (в Политике по охране труда);
  • обеспечить реально действующую двустороннюю связь между работником и работодателем в рамках охраны труда;
  • получить исчерпывающую информацию о правильности и эффективности реализации процедур СУОТ, а также информации для совершенствования всей системы в целом.

Для обеспечения максимальной эффективности работы системы управления охраной труда мы рекомендуем Вам учитывать в этой процедуре следующие виды контроля:

постоянный периодический реагирующий внутренний

Естественным образом возникает вопрос, в каком случае будет уместным каждый из представленных выше видов контроля. Как правило, все зависит от того, что именно контролируется, и как часто это контролируется. Поясним на примерах.

Постоянный контроль обычно осуществляется в отношении рабочего места, производственных процессов, при идентификации профессиональных рисков, мониторинге показателей реализации процедур СУОТ и иных мероприятиях из области охраны труда, проводимых на постоянной основе.

Периодический контроль проводится в отношении мероприятий, несущих непостоянный, периодический характер. К примеру, это может быть специальная оценка условий труда или .

Внутренний контроль (внутренний аудит) проводится, главным образом, с целью обеспечения эффективности работы системы управления охраной труда, целостности взаимосвязей её процедур и положений. Для обеспечения максимальной объективности внутреннего аудита СУОТ, как правило, прибегают к услугам сторонних организаций , специализирующихся на услугах по охране труда.

Вместе с этими видами контроля важно учитывать размер Вашей организации и количество уровней управления, которое Вы указали в процедуре СУОТ «Распределение обязанностей в сфере охраны труда». Таким образом, на каждом уровне (бригада, подразделение или организация в целом) будет применяться разный вид административно-производственного контроля.

Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур

Определившись с видами контроля, осуществляемыми на Вашем предприятии в отношении процедур СУОТ и системы в целом, составьте проверочные списки (чек-листы) по каждому из видов. Их результат при каждой проверке должен быть зафиксирован в виде соответствующего акта, а сам результирующие документы должны храниться и архивироваться согласно процедуре «Управление документами СУОТ». Результаты процедуры Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур являются предметом обсуждения руководящим составом и обоснованием непрерывного совершенствования системы и условий охраны труда Вашей организации.

Подведём итог

Система управления охраной труда — не только инструмент и улучшения условий труда, но и живой организм, требующий постоянного наблюдения и совершенствования. С этим пониманием Вы без труда составите процедуру «Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур» , дополнив ей свою систему. Для этого Вам следует определиться с видами контроля в зависимости от размеров Вашего предприятия и необходимых мероприятий по охране труда, составить соответствующие чек-листы и сформировать правила их заполнения и хранения. Удачи!

66. Целью обеспечения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур является:

– оценка соответствия состояния условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также требованиям охраны труда, которые работодатель обязался выполнять;

– формирование обратной связи по результатам деятельности работодателя в области охраны труда;

– получение информации для определения результативности и эффективности процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда;

– получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию системы управления охраной труда.

67. В разделе «Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур» необходимо отразить основные виды контроля, к которым можно отнести:

– постоянный (текущий) контроль;

– периодический (административно-производственный, общественный) контроль;

– реагирующий контроль;

– внутренний аудит.

68. Применение различных видов контроля зависит от объектов контроля и необходимой периодичности их контроля. Рекомендуется устанавливать следующие виды контроля в зависимости от объектов:

– постоянный контроль – для контроля состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов; выполнения работ работником в рамках осуществления технологических процессов и операций; идентификация опасностей; мониторинга показателей реализации процедур по охране труда, а также реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно;

– периодический контроль – для контроля выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, оценка профессиональных рисков; обучение работников, руководителей и специалистов по вопросам охраны труда; проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и т.п.;

– реагирующий контроль – для учета и анализа проявившихся инцидентов, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также при изменении государственных нормативных требований охраны труда;

– внутренний аудит – для контроля эффективности функционирования всех процессов СУОТ.

69. Для обеспечения контроля выполнения процедур на каждом уровне управления рекомендуется устанавливать ступенчатые формы контроля, одной из которых является административно-производственный контроль:

– 1-я ступень административно-производственного контроля осуществляется на уровне производственной бригады, участка;

– 2-я ступень административно-производственного контроля осуществляется на уровне структурного подразделения;



– 3-я ступень административно-производственного контроля реализуется на уровне организации.

70. С учетом структуры управления в организации могут применяться многоступенчатые формы административно-производственного контроля.

– на 1-й ступени административно-производственного контроля реализуется постоянный (текущий), ежесменный контроль, осуществляемый руководителем соответствующего трудового коллектива (бригадиром, мастером);

– на 2-й ступени административно-производственного контроля реализуется периодический, как правило, еженедельный (но не реже двух раз в месяц) контроль, осуществляемый, как правило, комиссией, возглавляемой руководителем структурного подразделения организации;

– на 3-й ступени административно-производственного контроля реализуется периодический, как правило, ежемесячный контроль, осуществляемый, как правило, комиссией, возглавляемой руководителем организации.

72. Трехступенчатая или многоступенчатая формы административно-производственного контроля не исключают проведение общественного контроля в соответствии с законодательством о профессиональных союзах. К контролю рекомендуется привлекать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов (трудового коллектива).

73. В данном разделе положение рекомендуется отразить, что реагирующий контроль проводится в случаях возникновения инцидентов, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний и осуществляется, как правило, комиссией, определяемой работодателем.

74. Для оценки эффективности функционирования всех процессов СУОТ рекомендуется отразить положения о проведении внутренних аудитов (проверок) системы управления охраной труда. Как правило, проведение внутренних аудитов осуществляется периодически, компетентными специалистами (аудиторами) организации.

75. Для обеспечения независимости и объективности проверок, проводимых в рамках внутреннего аудита, могут привлекаться независимые от работодателя специализированные организации в области охраны труда.

76. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур необходимо оформлять документально, как правило, в форме акта и обеспечивать их сохранность в установленные законодательством сроки.

77. В данном разделе положения рекомендуется устанавливать необходимость обсуждения результатов контроля на совещаниях, проводимых руководителями соответствующего уровня управления организации, и оформления результатов обсуждения протоколами. По итогам проведения совещаний рекомендуется издавать распорядительные документы (приказы) с указанием перечня мероприятий, корректирующих и предупреждающих действий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц.

78. Рекомендуется устанавливать, что применяемые в организации виды контроля соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда должны периодически оцениваться на актуальность и при необходимости корректироваться.

VII. Планирование улучшений функционирования СУОТ

79. Принцип постоянного совершенствования (улучшения) СУОТ заключается в том, чтобы, наряду с выполнением обязательных требований законодательства, работодатель всегда стремился достичь максимально возможной эффективности функционирования СУОТ, направленной на исключение и предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний работников, достижения заявленных целей.

80. В разделе планирования улучшений функционирования СУОТ рекомендуется определить процедуру анализа эффективности функционирования СУОТ, которая, как правило, проводится работодателем.

81. Частота и объем анализа работодателем эффективности функционирования СУОТ определяются в соответствии с необходимостью и особенностями производственной деятельности организации. Как правило, в организации устанавливаются два вида анализа эффективности функционирования СУОТ:

– периодический - данный анализ проводится ежегодно, в период планирования финансирования мероприятий необходимых для эффективного функционирования СУОТ;

– внеочередной анализ – проводится по инициативе работодателя в связи с изменениями в законодательстве по охране труда, изменениями в структуре управления, введением новых технологий, необходимостью исправить крупные недостатки в функционировании СУОТ и др.

82. Исходными данными для анализа эффективности функционирования СУОТ являются как минимум:

– результаты внутренних аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным и иным требования, которые работодатель обязался выполнять;

– показатели деятельности работодателя в области охраны труда;

– результаты предыдущих анализов со стороны работодателя;

– результаты расследования инцидентов, несчастных случаев, профессиональных заболеваний;

– соответствующие сообщения от внешних сторон (надзора и контроля) и внутренних сторон (жалобы);

– изменяющиеся обстоятельства в трудовом законодательстве, нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

83. При анализе эффективности функционирования СУОТ работодателем, как правило, оцениваются:

– степень достижения целей работодателя в области охраны труда;

– способность СУОТ удовлетворять в целом потребностям работодателя, отраженных в Политике организации;

– эффективность действий, намеченных руководителями на всех уровнях управления организации по результатам предыдущих анализов эффективности функционирования СУОТ;

– необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда;

– необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.

84. Объем исходных данных для анализа эффективности функционирования СУОТ и количество оцениваемых показателей устанавливается работодателем самостоятельно с учетом особенностей осуществления деятельности, видом (видами) деятельности работодателя, формой собственности и организационно-правовой формой работодателя.

85. Результаты анализа эффективности функционирования СУОТ работодателем рекомендуется оформлять документально в виде организационно-распорядительного документа. В данном документе дополнительно необходимо указывать информацию о планировании мероприятий по улучшений функционирования СУОТ.

86. Мероприятия по улучшению функционирования СУОТ необходимо регулярно пересматривать с учетом анализа передового опыта других работодателей, предложений работников, изменений в деятельности организации, в трудовом законодательстве и нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда на рабочих местах, мониторинга условий и охраны труда, внутреннего и внешнего аудитов по вопросам охраны труда и безопасности образовательного процесса предусматривает:

Проверку (обследование) состояния охраны труда в образовательной организации и соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

Выполнение работниками образовательной организации обязанностей по охране труда;

Выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда;

Принятие мер по устранению выявленных недостатков.

В рамках функционирования СУОТ, как правило, осуществляются два основных вида контроля:

административно-общественный трехступенчатый контроль по охране труда;

и производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

I ступень.

Ежедневный контроль со стороны руководителей структурных подразделений (старший воспитатель, заведующий хозяйством), педагогических работников за состоянием рабочих мест,выявлением профессиональных рисков на рабочих местах, безопасностью используемых в процессе трудовой и образовательной деятельности оборудования, инвентаря, приборов, технических и наглядных средств обучения, размещенных в здании и на территории образовательной организации, а также самоконтроль работников за соблюдением требований охраны труда, правильным применением средств индивидуальной защиты

II ступень.

Ежеквартальный контроль, осуществляемый специалистом по охране труда и уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда,за выполнением мероприятий по результатам проверки первой ступени контроля, техническим состоянием зданий, сооружений и оборудования на соответствие требованиям безопасности, соблюдением требований электробезопасности, своевременным и качественным проведением подготовки работников в области охраны труда (обучение и проверка знаний по охране труда, стажировка на рабочем месте, проведение инструктажей по охране труда),обеспечением работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда.

III ступень .

Контроль осуществляют руководитель (уполномоченное лицо) и председатель профкома (представитель иного представительного органа работников) не реже одного раза в полугодие.



На III ступени рекомендуется проверятьрезультаты работы первой и второй ступеней контроля,предписаний органов государственного контроля (надзора) и представлений органов общественного контроля,выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением по охране труда, осуществлять контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, проводить учет и анализ аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Результаты контроля регистрируются в соответствующем журнале.

В рамках мероприятий по контролю функционирования СУОТ в образовательной организации должны быть выполнены также соответствующие требования по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Планирование улучшений функционирования СУОТ

Планирование мероприятий по непрерывному совершенствованию и улучшению функционирования системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в целом следует выполнять своевременно.

Мероприятия должны учитывать:

а) цели организации по охране труда;

б) результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;

в) результаты контроля за исполнением и оценки результативности выполнения планов мероприятий по реализации порядков;

г) расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов;

д) выходные данные (выводы) анализа управления системы управления охраной труда руководством;

е) предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда;



ж) изменения в законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;

и) новую информацию в области охраны труда.

Управление документами СУОТ

7.1. Документация системы управления охраной труда должна:

а) быть изложена и оформлена так, чтобы быть понятной пользователям;

б) периодически анализироваться; при необходимости, своевременно корректироваться с учетом изменения в законодательстве; распространяться и быть легкодоступной для всех работников учреждения.

7.2. Руководитель определяет обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого руководящего работника и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между работниками, обеспечивающие функционирование СУОТ.

Лица, ответственные за разработку документов СУОТ, определяются руководителем на всех уровнях управления.

Руководителем также устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения.

В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:

а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;

б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;

в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;

г) результаты контроля функционирования СУОТ.

Приложение 1

к Примерному положению

Примерный перечень документов по охране труда

в образовательной организации

Документ Основание Примечание
Коллективный договор Статья 40 ТК РФ
Соглашение по охране труда Приказ Минтруда России от 19.08.2016 №438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" приказ Минтруда России от 24.06.2014 N 412н "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" Постановление Минтруда России от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организациях" письмо Минобрнауки России от 08.08.2017 № 12-753 «О направлении перечня по охране труда» Соглашение по охране труда, как правило, является приложением к коллективному договору. Соглашение по охране труда разрабатывается на календарный год. Соглашение по охране труда разрабатывается с учетом Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н
Правила внутреннего трудового распорядка Статья 189 ТК РФ Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются руководителем образовательной организации с учетом мнения представительного органа работников и являются, как правило, приложением к коллективному договору
Положение о системе управления охраной труда в организации
Положение о комиссии по охране труда Статья 218 ТК РФ Приказ Минтруда России от 24.06.2014 №412н "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" Положение о комиссии по охране труда утверждается приказом
Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюзного комитета образовательной организации
Положение о проведении административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда Постановление Президиума ЦК профсоюза работников народного образования, высшей школы и научных учреждений от 01.07. 1987 №7«Об утвержденииПоложения об административно-общественном контроле за охраной труда в учреждениях образования»
Положение о проведении обучения по охране труда Статья 225 ТК РФ
Положение об организации выдачи и применения специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты
Положение по разработке, учету и применению инструкций по охране труда ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Приказ о назначении лиц, ответственных за организацию безопасной работы Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" Письмо Минобрнауки России от 25.08.2015 № 12-1077 «О направлении Рекомендаций»
Приказ о возложении обязанностей специалиста по охране труда Статья 217 ТК РФ Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" При отсутствии в штате образовательной организации должности специалиста по охране труда обязанности специалиста по охране труда возлагаются на одного из работников образовательной организации, прошедшего в установленном порядке обучение по охране труда, с установлением доплаты
Приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»
Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство Приказ Минэнерго России от 13.01. 2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» Назначение ответственного за электрохозяйство производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности (не ниже IV)
Приказ об административно-общественном контроле за состоянием условий и охраны труда Постановление Президиума ЦК профсоюза работников народного образования, высшей школы и научных учреждений от 01.07.1987 №7«Об утвержденииПоложения об административно-общественном контроле за охраной труда в учреждениях образования»
Приказ о введении в действие Положения о проведении обучения по охране труда и назначении ответственных лиц
Приказ о назначении комиссии по проверке знаний требований охраны труда Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Приказ о проведении обучения безопасности труда в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения Для работников рабочих профессий, не имеющих опыта работы и соответствующей квалификации, сроки стажировки определяются программами стажировки длительностью от одного до шести месяцев. Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы
Приказ о присвоении I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу Приказ Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала с группой по электробезопасности не ниже III с периодичностью не реже 1 раза в год
Приказ о введении в действие инструкций по охране труда Работодатель обеспечивает разработку, согласование (с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа) и утверждение инструкций по охране труда для работников
Приказ о продлении срока действия инструкции по охране труда Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 №80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда"
Приказ об обеспечении работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты"
Приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"
Приказ об утверждении состава комиссии по охране труда Приказ Минтруда России от 24.06.2014 №412н "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда"
Инструкции по охране труда для работников Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда" Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет
Программа вводного инструктажа по охране труда ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Программа стажировки на рабочем месте ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Журнал регистрации вводного инструктажа ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Журнал регистрации целевого инструктажа ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу "ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00. Межотраслевые Правила по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок"
Журнал учета инструкции по охране труда для работников Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда"
Журнал учета выдачи инструкций по охране труда для работников Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда"
Личные карточки учета выдачи СИЗ Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты"
Протоколы заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"
Личные карточки прохождения обучения безопасности труда ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Удостоверения о проверке знаний требований охраны труда Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"
Представления уполномоченного лица по охране труда Постановление Исполкома Профсоюза от 26.03.2013 № 13
Предписания специалиста по охране труда Постановление Минтруда России от 08.02.2000 №14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации"

Приложение 2

к Примерному положению

о системе управления охраной труда

в дошкольной образовательной организации

Перечень основных законодательных и иных нормативных правовых актов, используемых при подготовке

Примерного положения системы управления охраной труда

Наименование документа
1. Трудовой кодекс Российской Федерации
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
6. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
7. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
8. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования
9. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
10. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
11. Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда»
12. Письмо Минобрнауки России от 08.08.2017 № 12-753 «О направлении перечня по охране труда»
13. Постановление Минтруда труда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
14. Постановление Федерации независимых профсоюзов России, Исполнительного комитета от 18 октября 2006 г. № 4-3 «О Типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза»
15. Постановление Министерства труда и социального развития Российской федерации от 17 января 2001 г. № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»
16. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях»
17. Постановление Министерства труда и социального развития Российской федерации от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»
18. Постановление Исполкома ЦС Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 марта 2013 г. № 13 «Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюзного комитета образовательной организации».
19. Постановление Минтруда РФ от 18 июля 2001 г. № 56 «Об утверждении Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания»
20. Постановление Минтруда России от 25 декабря 1997 г. № 66 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты»
21. Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. №73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях о расследования несчастных случаев на производстве»
22. Постановление Министерства труда и социального развития Российской федерации от 17 декабря 2002 г. № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»
23. Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утв. Минтрудом РФ 13 мая 2004 г.)
24. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» » (с изменениями и дополнениями)
25. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"
26. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».
27. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве»
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении положения «О расследовании и учете профессиональных заболеваний»
29. Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»
30. Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Министерства образования и науки РФ от 25.08.2015г. № 12-1077)
31. Приказ Минтруда России от 20 февраля 2014 г. № 103н «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации»
32. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве»
33. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»
34. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 мая 2001 г. № 176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации»
35. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»
36. Приказ Минэнерго РФ от 30 июня 2003 г. № 261 «Об утверждении Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках»
37. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве»
38. Приказ Минобрнауки России от 27 июня 2017 г. № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность»
39. Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»
40. Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»
41. Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
42. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2009 г. № 357н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»
43. Приказ Минтруда России от 24 июня 2014 г. № 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»
44. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. № 559н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда"
45. Приказ Минтруда России №580н от 10 декабря 2012 г. «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
46. Приказ Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»
47. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»
48. Приказ Минобразования РФ от 6 октября 1998 г. № 2535 «Об организации обучения и проверки знаний правил по электробезопасности работников образовательных учреждений системы Минобразования России»
49. «ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
50. ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007"
51. ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования»
52. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»
53. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»
54. «ГОСТ 12.0.002-2014. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Термины и определения»
55. «ГОСТ Р 22.3.07-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения»
56. «ГОСТ Р 51901.21-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения»
57. СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций