Прием на работу

Порядок организации эксплуатации лифтов. Техническое обслуживание лифтов Регламент техобслуживания лифтов blt 13 к

Перечень работ,

входящих в техническое обслуживание лифтов

1. виды технического обслуживания лифтов и сроки проведения

1.1.1. Месячный технический осмотр (ТО-1) производится не реже одного раза в месяц.

1.1.2. Квартальный технический осмотр (ТО-3) производится не реже одного раза в квартал.

1.1.3. Полугодовой технический осмотр (ТО-6) производится не реже одного раза в 6 месяцев.

1.1.4. Годовой технический ремонт (ТО-12) проводится не реже одного раза в 12 месяцев и совмещается с подготовкой к периодическому техническому освидетельствованию

Примечание: При совпадении сроков различного вида технического ремонта выполняется все виды работ, предусмотренные этими видами ремонта.

2. СОСТАВ РАБОТ, ВХОДЯЩИХ В МЕСЯЧНЫЙ

технический осмотр (тО-1)

2.1.1. На лифтах, оборудованных шпингалетно-ригельными замками, месячный технический осмотр предусматривает:

2.1.2. Осмотр шпингалетно-ригельных замков, при этом необходимо:

а) проверить при запертых дверях размер перекрытия упора ригеля затвора относительно шпингалета замка, а также зазор между ними по вертикали. Размер перекрытия должен быть не менее 8 мм, а зазор по вертикали не более 2 мм.

б) проверить и убедиться, что нижняя тяга шпингалетного замка при закрытых створках и воздействия на ручку не выходит из зацепления с порогом.

в) проверить при закрытых дверях размер перекрытия шпингалетом ригеля. Размер перекрытия должен быть не менее 5 мм.

г) проверить и отрегулировать свободный ход контактов контроля притвора дверей шахты и положения ригеля. Ход при закрытой и запертой двери должен быть не менее 2 мм.

д) проверить и отрегулировать провалы и растворы контактов дверей. Провалы должны быть в пределах 2-4 мм, а растворы - не менее 4 мм.

е) проверить правильность установки контакта контроля положения ригеля. При отпирании дверей кабины контакт должен разрывать электрическую цепь ранее, чем дверь шахты будет отперта.

ж) очистить от нагара поверхности контактов и проверить исправность пружин контактов.

з) проверить и подтянуть клеммные соединения, контакты крепления корпуса замков и контактов.

и) надежность работы ригеля, при воздействии вручную на рычаг затвора. После возврата ригеля в исходное положение пружина не должна иметь остаточной деформации и при закрытых створках дверей шахты должна прижимать ригель к направляющей скобе.

к) проверить и убедиться, что у больничных и грузовых лифтов с проводником (лифты с внутренним управлением) ручки для отпирания неавтоматических замков установлены только с внутренней стороны, а на лифтах с наружным управлением на двери шахты имеются спец ключ только с наружной стороны.

л) проверить и убедится, что тяги шпингалетного замка не проворачиваются в местах их соединения с зубчатыми рейками.

2.1.2. Осмотр раздвижной решетчатой двери кабины (отрываемой вручную и закрываемой вручную), при котором необходимо:

а) воздействовать вручную на верхнюю и нижнюю части дверей кабины, и убедиться, что

ролики подвески и ползуны надежно удерживают дверь в вертикальном положении.

б) проверить взаимодействие упора двери кабин и штока контакта контроля закрытия створок.

в) проверить действие контакта контроля закрытия створок двери кабины, при нажатии кнопки приказа кабина не должна приходить в движение с зазором между раздвинутыми створками более 20 мм.

г) проверить легкость хода в шарнирных соединениях, и при необходимости произвести их смазку.

2.1.3. Осмотр фартучного устройства и контакта контроля закрытия дверей шахты, при котором необходимо:

а) проверить надежность крепления фартучного устройства к наружной поверхности портала.

б) проверить наличие упоров на наружной поверхности пор и убедиться, что при воздействии на фартук вручную исключается выход из зацепления устройства, удерживающего ригель в незадействованном состоянии.

в) проверить и убедиться, что защелка неавтоматического замка свободно входит в отверстие верхнего упора.

г) проверить и отрегулировать зазор между плоскостью упора и краем выреза защелки неавтоматического замка. Зазор должен быть не более 1 мм. Упор должен быть ровным, без изгиба.

д) проверить и убедиться, что при нахождении кабины лифта на этаже в точной остановке подвижной упор автоматического замка не мешает закрытию дверей шахты (не упирается в защелку неавтоматического замка).

е) проверить и убедится, что при уходе кабины с этажа обеспечивается надежное запирание автоматического замка.

ж) убедится, что планка фартука (скоба) препятствует движению тяги ригеля, при включении отводки. Проверить и отрегулировать зазор между штоком контакта и болтом тяги ригеля. Зазор должен быть 1,0-1,5 мм. Шток контакта

должен располагаться по центру головки болта.

з) проверить и убедиться, что контакт контроля запирания дверей шахты, исключает возможность движения кабины с этажа при незапертой двери шахты.

2.1.4. Осмотр и регулировка системы запирания и контактов дверей шахты лифтов иномарок производится в соответствии с инструкциями заводов изготовителей, при этом следует проверить надежность запирания дверей шахты с учетом исключения возможности их открытия при отсутствии кабины на этаже. Электрическая часть должна обеспечивать невозможность движения лифта при открытых дверях шахты.

2.2. На всех остальных типах лифтов при месячном техническом осмотре должно быть осмотрено следующее оборудование:

2.2.1. Тормозное устройство, при этом необходимо:

а) проверить и отрегулировать зазоры - между ярмом (корпусом) и якорем - зазоры должны быть не более 20 мм для длинноходового и не более 4 мм для короткоходового тормозных электромагнитов, проверить вручную отсутствие затирания между колодкой и тормозной полумуфтой.

б) проверить и подтянуть крепления деталей и клеммных соединений проводов.

Проверить работу тормоза при пробном пуске лифта по этажам в одном и другом направлениях, при этом точность остановок кабины на этажах должна находится в пределах, не превышающих дня грузовых лифтов, загружаемых посредством напольного транспорта, а так же для больничных лифтов ±15 мм, для остальных лифтов ±35 мм.

г) в случае необходимости допускается изменять установочный размер пружины тормоза, при этом не допускается осадка ее виток на виток при разомкнутом тормозе.

д) зафиксировать сжатие пружин контргайки.

2.2.2. Автоматические и неавтоматические замки и контакты дверей шахты лифтов.

2.2.3. Двери шахты:

а) проверить величину «захода» роликов замков шахтных дверей в отводку двери кабины. Глубина «захода» должна быть 10-12 мм. Регулировку производить путем изменения длины «консоли» осей роликов с последующей фиксацией. Регулировка бокового зазора 4-12мм. Производится перемещением пальца по пазу рычага, открывающего защелку замка.

б) проверить работу блокировочных контактов ДЗ и ДШ, контролирующих закрытие створок дверей шахты. При этом следует убедиться, что при нажатии на кнопку пуска в режиме «ревизия», кабина не придет в движение в следующих случаях:

При незапертом замке каждой из створок.

При открытии створки шахтной двери. Контакт ДШ должен срабатывать при отходе створки от центра притвора не более 4 м.

в) проверить состояние электрических контактов ДЗ и ДШ с необходимой регулировкой провалов и очисткой.

Конечные выключатели ДЗ во избежание их поломки при открывании створок должны быть установлены таким образом, чтобы между нажимной площадкой защелки и штоком выключателя был обеспечен зазор 1-2 мм.

Необходимый зазор достигается перемещением контакта Д3. Размыкающие контакты ДЗ должны разрывать электрическую цепь при перекрытии упора каретки замка защелкой по высоте не менее 1,5 мм.

г) проводить зазоры между линейками и контрроликами кареток створок.

Величина зазора не должна превышать 0,2 мм. Регулировку производить вращением эксцентриковой втулки с последующей затяжкой гайки.

д) проверить зазоры между упорами кареток и защелками замков, для свободного западания защелки и надежного запирания замков зазор выдержать 1-2 мм. Регулировку производить перемещением кронштейна за счет имеющихся в нем пазов, с последующей фиксацией стопорной планкой. Для надежного запирания шахтных дверей необходимо, чтобы скос защелки перекрывал упор не менее чем на 7 мм.

е) проверить величину запаса перекрытия защелкой замка пальца рычага.

Величина запаса перекрытия должна быть не менее 1-2 мм. При необходимости подтянуть крепеж, заменить рычаг или палец.

ж) проверить состояние упоров, в которые должны упираться резиновые амортизаторы кареток.

з) проверить крепеж направляющих линеек, роликов к кареткам, резинового профиля, створок к кареткам, башмаков створок, при необходимости подтянуть крепления.

и) проверить расстояние между нижним торцом створок и порогом закрытой двери шахты, которое должно быть в пределах 3-5 мм.

Регулировка производится перемещением гаек по шпилькам в месте крепления створок к кареткам.

Проверить зазор между лицевой поверхностью створки и обвязкой дверного проема, который должен быть 8 мм, с верхней стороны створки указанный зазор должен быть не более 10 мм.

к) проверить расстояние между порогами шахтных дверей и отводкой двери кабины. Оно должно быть не менее 14 мм.

Такое же расстояние должно быть выдержано между порогами кабин и роликами рычага замка дверей шахты.

2.2.4. Проверка лифтов с распашными дверями шахты.

а) проверка автоматических замков дверей шахты производится с целью убедится, что двери шахты не открываются, когда кабина отсутствует на этаже. Для этого кабину следует оставить так, чтобы пол ее был не менее, чем на 150 мм выше или ниже уровня этажной площади, и попытаться из кабины отпереть неавтоматический замок, и открыть дверь шахты. Если дверь шахты не открывается, автоматический замок исправен. Такая проверка проводится на каждом этаже.

При выявлении неисправности замка двери шахты необходимо установить кабину на этом этаже, вывесить трафарет «лифт не работает», и включить вводный рубильник.

2.2.5. Двери кабины.

Проверка привода дверей кабины, при этом необходимо:

а) проверить наличие масла в редукторе привода дверей кабины. В случае необходимости долить до нормы.

б) проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня привода с помощью натяжного болта.

в) проверить положение рычага водила относительно упора. Насадка рычага на упоры в нормальном режиме работы не допускается.

г) проверить зазор между штифтом рычага и основанием отводки. В горизонтальном положении он должен быть в пределах 1-2 мм.

д) на лифтах г/п 500 кг (с широкой створкой) необходимо проверить:

Натяжение ремня привода, при необходимости отрегулировать.

На лифтах с цепной передачей проверить невозможность спадания цепи со звездочки рычага привода.

Целостность пластинчатой пружины реверса.

Величину зазора между упором рычага и амортизатором в крайних положениях зазор должен быть 3-8 мм.

Параллельности тяги и рычага к плоскости линеек дверей кабины.

Допускается непараллельность не более З мм для рычага с цепным приводом.

Регулировка осуществляется за счет перемещения привода на основании.

е) при осмотре распашных дверей кабины:

Проверить и подтянуть крепление петель двери, упоров, контакта и его корпуса, петли фартука, клеммных соединений проводов, наличие стекол;

Проверить действие контакта контроля закрытия створок двери кабины, при нажатии кнопки приказа, кабины не должна приходить в движение с зазором более 10 мм между приоткрытыми поочередно створками;

2.2.6. Подвижный пол кабины.

При осмотре подвижного пола кабины:

Провалы подпольных контактов должны находится в пределах 2-4 мм;

Свободный ход (провал) штоков контактов при наличии груза не менее 15 кг должен быть не менее 2 мм;

Проверить и подтянуть крепление токоведущих проводов, контактов и их корпусов, очистить контактные поверхности от нагара;

Проверить наличие и надежность крепления порога.

2.2.7. Освещение и сигнализация.

При проверке сигнализации необходимо:

а) проверить исправность действия;

Звонковой и световой сигнализации;

Б) проверить действие сигнальных аппаратов и освещение шахты, при необходимости, заменить сгоревшие лампы.

2.2.8. Ограждение шахты.

Ограждение шахты (сетчатое или стеклянное), при этом необходимо:

а) проверить состояние сетки, заделать порванные места.

3. СОСТАВ РАБОТ, ВХОДЯЩИХ В КВАРТАЛЬНЫЙ

технический осмотр (ТО-3)

Квартальный технический осмотр предусматривает осмотр следующего оборудования:

3.1. Панель управления (шкафа) при этом необходимо:

а) произвести очистку электроаппаратуры и шкафа управления от пыли;

б) проверить растворы и провалы контактов, легкость хода подвижных частей контакторов и реле включением от руки при отключенном главном рубильнике и автомата защиты.

При обнаружении заметных дефектов: искрение, гудение, заедание и недопустимый нагрев катушек, а также других неисправностей их следует немедленно устранить. Регулировку аппаратов, установленных на шкафе управления, производить в соответствии с рекомендациями, имеющимся в технической эксплутационной документации этих аппаратов;

в) проверить работу элементов «Логика И-312», «Логика И-310»;

г) проверить крепление проводов в шкафу управления, электрических контактов в местах присоединения силовых проводов. В случае необходимости произвести подтяжку крепления.

3.2. Канатоведущий шкив и отводные блоки, при этом необходимо:

а) проверить крепления канатоведущего шкива и отводных блоков, в случае необходимости подтянуть крепеж,

б) проверить износ ручьев канатоведущего шкива, при этом во время движения кабины в крайние рабочие положения не должно происходить отключения блокировочного контакта СПК,

в) проверить отсутствие раковин на рабочих поверхностях, сколов и трещин.

3.3. Электродвигатель, при этом необходимо:

а) проверить и подтянуть крепления электродвигателя, буферных пальцев, клеммных соединений, проводов,

б) убедиться в надежности креплений соединительных полумуфт.

3.4. Концевые выключатели, при этом необходимо:

а) проверить и зачистить контактные поверхности, подтянуть крепления деталей и клеммных соединений проводов, проверить состояние каната концевого выключателя (ЭМИЗ);

б) поверить исправность действия концевого выключателя, он должен сработать при переходе кабины своих

крайних рабочих положений не более, чем на 200 мм.

3.5. Канаты, при этом необходимо:

а) произвести осмотр канатов и их крепления. Убедится в отсутствии обрыва пряди;

б) произвести осмотр балансирной подвески. Балансиры должны быть в горизонтальном положении при нахождении кабины в середине шахты.

В процессе движения кабины возможны перемещения балансиров от горизонтального положения до соприкосновения с рамкой СПК.

При значительном перекосе нижнего или верхнего балансиров подвески следует выравнивать их путем регулировки длины канатов:

На противовесе за счет перемещения гаек в тягах в пружинной подвески, но не более, чем на 40 мм;

На кабине перепасовкой в обойме;

в) снять излишнюю смазку;

г) проверить положение натяжного устройства каната ограничителя скорости.

При отклонении рычага груза от горизонтали более чем на 20 мм, произвести перепасовку каната ограничителя скорости и выровнятъ натяжное устройство.

а) осмотреть направляющие, при этом необходимо проверить их вертикальность, штихмасс, прямолинейность и крепления.

3.7. Этажные переключатели и датчики селекции и точной остановки, при этом необходимо:

а) проверить и отрегулировать

Зазор между торцом оси ролика и дном комбинированной отводки должен находится в переделах 10-12 мм, при этом ролик должен находится в отводке;

Положение этажного переключателя относительно комбинированной отводки, при нахождении ролика в прямолинейной зоне отводки его рычаг должен находится в вертикальном положении,

Зазор между корпусом переключателя и комбинированной отводкой должен быть не менее 10 мм.

Провалы контактов должны находится в пределах 2-4 мм;

б) Протянуть крепление всех деталей и клеммных соединений проводов;

в) Смазать оси роликов.

г) При проверке датчиков проверяют и регулируют проходные зазоры между подвижными и неподвижными частями индуктивных датчиков между подвижными и неподвижными частями датчиков ДПЭ. Для этого устанавливают кабину так, чтобы шунт перекрывал п-образный магнитопровод, и проверяют зазоры:

Между п-образным магнитом и шунтом;

Между п-образным магнитопроводом и шунтом (6-15 мм);

Между контактным датчиком и шунтом с боковых сторон (не менее 6 мм и не более 14 мм);

Между контактным датчиком и головками болтов, крепящих шунты (не менее 25 мм);

д) Регулируют указанные зазоры.

е) Проверяют и подтягивают крепления датчиков.

3.8. Башмаки кабины, при этом:

а) проверить и отрегулировать зазоры между направляющими и рабочими поверхностями вкладышей башмаков, зазоры в продольным и поперечном направлениях должны быть по 2 мм на сторону.

При подпружинных башмаках замер зазора производится между цапфой и корпусом башмака;

б) проверить действие пружин после смещения кабины в продольном направлении она должна возвращаться в исходное положение, а башмаки под действием пружин должны плотно прижиматься к направляющим;

в) зафиксировать положение регулировочных гаек контргайками или шплинтами,

3.9. Вызывные аппараты, при этом необходимо:

а) проверить и подтянуть крепления корпуса, клеммных соединений проводов и деталей, очистить от нагара контактные поверхности;

б) проверить исправность работы аппаратов, кнопок вызова, кнопок приказа;

в) проверить наличие заземления.

3.10. Подвеска кабины и противовеса, при этом необходимо:

а) проверить состояние балансира, при необходимости выровнять плечи; контактов СПК и ДУСК;

б) проверить состояние пружин и тяг противовеса и сопряженных с ними отверстий;

в) проверить и подтянуть крепления зажимов, обратив внимание на наличие контргаек, также проверить наличие шплинтов и контргаек на тягах и у валиков балансира. Концы шплинтов должны быть укорочены до необходимой длины и разведены, а контргайки затянуты.

3.11. Противовес, при этом необходимо:

а) проверить и отрегулировать зазоры в башмаках, зазоры должны быть по штихмассу не более 4 мм и в поперечном направлении не более 2мм на сторону;

б) убедиться в отсутствии трещин в наборном грузе; убедиться в надежности крепления наборного груза прижимными планками. Смещение отдельных грузов в сторону не должно превышать 5 мм;

в) долить масло, смазывающее аппараты;

г) проверить и подтянуть крепление башмаков, деталей каркаса.

3.12. Купе кабины, при этом необходимо:

а) при осмотре распашных дверей кабины:

проверить и подтянуть крепление петель двери, упоров, контакта и его корпуса петли фартука, клеммных соединений проводов, наличие стекол;

проверить действие контакта контроля закрытия створок двери кабины, при нажатии кнопки приказа, кабины не

должна приходить в движение с зазором более 10 мм между приоткрытыми поочередно створками;

б) при осмотре подвижного пола кабины:

Проверить и отрегулировать ход пола, ход должен быть не более 20 мм;

Провалы подпольных контактов, провалы должны находится в пределах 2-4 мм;

Зазоры между штоками контактов и упорами ненагруженного пола должны быть не менее 2 мм;

свободный ход (провал) штоков контактов при наличии груза не менее 15 кг должен быть не менее 2 мм;

проверить и подтянуть крепление токоведущих проводов, контактов и их корпусов, очистить контактные поверхности от нагара;

Проверить наличие и надежность крепления порога;

в) при осмотре кабины;

проверить и подтянуть крепление купе, пластика вентиляционных решеток, люка, который должен быть заделан наглухо;

Состояние линолеума, светильников;

Проверяют и регулируют электромагнитную и механическую отводки.

3.13. Натяжное устройство ограничителя скорости, при этом необходимо:

а) укоротить канат, если при нахождении его в ручье контрольного шкива груз упирается в рамку натяжного устройства или кронштейн отклонен от горизонтали долее, чем на 20 мм; проверить работу КНУ.

4.Состав работ,

входящих в полугодовой технический осмотр (ТО-6)

4.1. Вводное устройство, при этом необходимо:

а) проверить исправность вводного устройства. При проверке вводного устройства необходимо открыть крышку и произвести визуальный осмотр состояния клеммных соединений проводов, крепления пинцетов и ножей путём включения и отключения рубильника (несколько

раз). При обнаружении каких либо дефектов их необходимо устранить.

4.2. Редуктор, при этом необходимо:

а) проверить крепление тормозной полумуфты на червячном валу редуктора, а так же полумуфты на валу электродвигателя;

б) проверить визуально крепление венца червячного колеса со ступицей. Разбирать редуктор до истечения гарантийного срока на угол 35;

в) проверить крепление и состояние пальцев и резиновых втулок моторной полумуфты на валу электродвигателя;

г) Проверить уровень масла, при необходимости долить.

4.3. Ограничитель скорости, ловители и концевые выключатели, при этом необходимо:

а) провести осмотр и проверку действия ограничителя скорости и ловителей с рабочего и контрольного шкива, а так же проверить работу контактов;

б) очистить ограничитель скорости от загрязнения, убедится в отсутствии люфта в подшипниках (при снятом канате). Поверить ограничитель скорости на отсутствие заедания в шарнирных соединениях грузов с осями;

в) произвести проверку взаимодействия рычага с конечным выключателем. Рычаг должен легко поворачиваться на оси и отключать контакт. Регулировка момента срабатывания производится за счет перемещения упоров на тросе, осмотреть и очистить от пыли ловители и механизм их включения. Проверить зазоры между рабочими поверхностями направляющих и клиньями (колодками). Суммарный зазор между поверхностью клина и направляющей должен быть 3,0 мм.

4.4. Ловители, при этом необходимо:

а) осмотреть и очистить от пыли ловители и механизм их включения.

Проверить зазоры между рабочими поверхностями направляющих и клиньями (колодками). Суммарный зазор между поверхностями направляющих и направляющей должен быть 3,0 мм;

б) проверить работу дополнительного устройства слабины подъемных канатов, для чего при ослаблении всех канатов на 20-50 мм устройство должно сработать, контакт отключается.

4.5. Буферное устройство кабины и противовеса, при этом необходимо:

а) осмотреть пружины буферов и убедиться в исправности;

б) проверить наличие масла в гидравлическом буфере и действие выключателя нажатием на плунжер вручную.

4.6. Электропроводка, работа электросхемы и трансформатора, при этом необходимо:

а) осмотреть состояние электропроводки , ее крепление, отсутствие провисания и повреждений;

б) проверить работу электросхемы во всех режимах.

4.7. Заземление электрооборудования.

а) проверить заземление корпусов электродвигателей, лебедки шкафа управления и всей остальной электроаппаратуры, расположенной в машинном помещении, шахте, кабине, приямке.

5. Годовой ТЕХНИЧЕСКИЙ ремонт

5.1. Годовой технический ремонт проводится не реже одного раза в 12 месяцев и совмещается с подготовкой к периодическому техническому освидетельствованию.

Технический регламент «О безопасности лифтов» разработан на основе принципов «нового (глобального) подхода», принятого в европейском и мировом сообществе. Согласно принципам «нового (глобального) подхода», обязательные требования устанавливаются в техническом регламенте, а их конкретные значения – в гармонизированных национальных стандартах и сводах правил, применяемых в качестве доказательной базы технического регламента.

Внимание! "Решением" Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 утвержден Технический "регламент" Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011), "вступающий" в силу с 15 февраля 2013 года. В соответствии с "пунктом 3 статьи 5" Соглашения от 18.11.2010 со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза на территориях стран - участников Таможенного союза не применяются соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами сторон.

Справочно:

Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03) 2003 года

Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-06-92) 1992 года

ГОСТ ГОСТ 5746-2003 (ИСО 4190-1-99). Лифты электрические пассажирские. Основные параметры и размеры

ГОСТ 22011-95. Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия

ГОСТ Р 54999-2012
(ЕН 13015:2001)

Группа Ж22

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНСТРУКЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ЛИФТОВ

Lifts. General requirements for maintenance instruction

ОКС 91.140.90
ОКП 48 3600

Дата введения 2013-07-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН некоммерческим партнерством "Российское лифтовое объединение", Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык европейского регионального стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 сентября 2012 г. N 363-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому региональному стандарту ЕН 13015:2001* "Техническое обслуживание лифтов и эскалаторов. Требования к инструкции по техническому обслуживанию" (ЕN 13015:2001 "Maintenance for lifts and escalators. Rules for maintenance instructions"). При этом внесенные изменения, учитывающие потребности национальной экономики Российской Федерации и особенности российской национальной стандартизации, выделены в тексте курсивом**.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru ;
** В бумажном оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе "Предисловие" приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского регионального стандарта приведено в дополнительном приложении ДА.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского регионального стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5).

5 В настоящем стандарте реализованы нормы технического регламента "О безопасности лифтов" *
________________
* Утратил силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 1175 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к инструкции по техническому обслуживанию лифтов, входящей в состав руководства по эксплуатации.

Руководство по эксплуатации разрабатывает изготовитель; оно входит в состав комплекта технической документации, поставляемой вместе с лифтом.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ Р 53387-2009 (ИСО/ТС 14798:2006) Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска. (ИСО/ТС 14798:2006 "Лифты (подъемники) эскалаторы и движущиеся тротуары для пассажиров. Методология анализа риска и его снижения", MOD)

ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 владелец лифта: Собственник (собственники) здания (сооружения) или его части, в которых находится лифт, собственники помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение) [ ].

3.2 изготовитель: Юридическое лицо, в том числе иностранное, изготавливающее лифты и/или устройства безопасности для поставки на рынок.

3.3 квалифицированный персонал по техническому обслуживанию лифтов: Сотрудники организации, прошедшие профессиональную подготовку и имеющие опыт работы по техническому обслуживанию лифтов, обеспеченные необходимыми инструкциями по техническому обслуживанию лифтов.

3.4 монтажник: Физическое или юридическое лицо, выполняющее монтаж лифта на объекте, принимающее на себя ответственность за безопасность смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию.

3.5 организация по техническому обслуживанию: Специализированная лифтовая организация, предметом деятельности которой является осуществление работ по техническому обслуживанию лифтов.

3.6 осмотр лифта: Периодическая проверка исправности оборудования и функционирования лифта.

3.7 производственная инструкция: Документ, регламентирующий деятельность персонала организации по техническому обслуживанию лифтов, разрабатываемый этой организацией на основе инструкции по техническому обслуживанию изготовителя с учетом особенностей условий эксплуатации.

3.8 техническое обслуживание лифтов: Комплекс операций по поддержанию безопасности и работоспособности лифта и его узлов после завершения монтажа на объекте использования в течение всего жизненного цикла.

3.9 эвакуация людей из кабины: Вид технического обслуживания, начинающийся с получения сигнала от пассажира из застрявшего лифта и заканчивающийся его освобождением из кабины лифта.

4.1 Общие положения

4.1.1 Техническое обслуживание включает в себя:

- осмотры, проверки;

- смазку, очистку;

- работы по регулировке, наладке;

- ремонт или замену изношенных или вышедших из строя элементов лифта, не влияющих на основные параметры и характеристики лифта;

- безопасную эвакуацию людей из кабины.

4.1.2 Работы, не входящие в состав технического обслуживания лифтов:

- очистка наружных частей шахты и внутренних частей кабины лифта;

- замена основных узлов лифта: кабины, лебедки, станции управления или устройств безопасности лифта даже в тех случаях, когда характеристики новых устройств безопасности аналогичны заменяемым;

- модернизация лифта;

- замена лифтового оборудования.

4.1.3 Поддержание работоспособности и безопасности лифтов следует осуществлять в соответствии с инструкцией изготовителя по техническому обслуживанию лифтов.

4.1.4 Регулярное техническое обслуживание необходимо для обеспечения надежной и бесперебойной работы лифтов.

4.1.5 Техническое обслуживание устройств безопасности следует осуществлять в соответствии с инструкцией изготовителя устройств безопасности.

4.1.6 Инструкция по техническому обслуживанию лифтов должна содержать четкие и понятные указания квалифицированному и обученному персоналу.

4.1.7 Квалификация персонала, выполняющего работы по техническому обслуживанию лифтов, должна поддерживаться на надлежащем уровне путем проведения регулярного обучения и проверок.

При разработке инструкции по техническому обслуживанию следует учитывать:

- основные характеристики лифтов и их назначение (кто будет пользоваться лифтом, какие грузы будут перевозиться на лифте и т.д.);

- окружающую среду, в которой лифт будет использоваться (климатические условия, возможность проявлений вандализма и т.д.);

- любые ограничения по использованию лифта;

- результаты оценки риска, выполняемой, при необходимости, для лифта, рабочей зоны;

- специфические требования к техническому обслуживанию устройств безопасности, предусмотренные инструкцией по техническому обслуживанию изготовителя устройств безопасности;

- специальные требования к техническому обслуживанию других частей лифта, предусмотренные в инструкции по техническому обслуживанию изготовителями этих частей лифта.

4.3.1 Общее положение

Инструкция по техническому обслуживанию должна содержать перечень мероприятий, выполняемых владельцем лифта и организацией по техническому обслуживанию лифта.

4.3.2 Информация для владельца лифта

Владелец лифта обеспечивает:

а) поддержание лифта в безопасном работоспособном состоянии. Для выполнения этой задачи владелец может привлекать специализированную лифтовую организацию по техническому обслуживанию лифта;

б) соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных документов в области технического обслуживания лифтов;

в) регулярное техническое обслуживание лифта с момента ввода его в эксплуатацию;

г) привлечение к техническому обслуживанию лифтов на объекте предпочтительно одной организации по техническому обслуживанию лифтов;

д) обеспечение в течение 24 ч двусторонней переговорной связи кабины с помещением для персонала на лифтах, предназначенных для перевозки людей;

е) недопущение использования лифта по истечении назначенного срока службы без проведения оценки соответствия, модернизации или замены лифта;

ж) прекращение использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций;

и) информирование организации по техническому обслуживанию лифта:

1) об обнаружении нарушений нормальной работы лифта или опасных изменениях в условиях эксплуатации,

2) о прекращении использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций,

3) о проведении обученным персоналом владельца эвакуации людей из кабины,

4) о любом планируемом изменении в конструкции лифта или условий эксплуатации.

Примечание - Владелец лифта должен получить от организации, осуществляющей изменения в конструкции лифта, инструкцию по техническому обслуживанию.

5) о планируемом проведении третьей стороной инспекции освидетельствования или других работ на лифте, не связанных с техническим обслуживанием,

6) о планируемом выводе лифта из эксплуатации на длительное время,

7) о планируемом вводе лифта в эксплуатацию после длительного периода его вывода из эксплуатации,

8) об эвакуационных путях из здания в случае возникновения пожара,

9) о месте хранения ключей от помещений в здании,

10) о персонале, который в случае необходимости должен сопровождать работников организации по техническому обслуживанию при доступе к лифтовому оборудованию,

11) о персональных защитных средствах, которые в случае необходимости должны использоваться на путях доступа к лифтовому оборудованию и о месте хранения этих средств;

к) учет результатов оценки риска, выполненных организацией по техническому обслуживанию (см. перечисление г) 4.3.3 и 5.1);

л) обеспечение выполнения оценки рисков при техническом обслуживании:

1) если происходит замена организации по техническому обслуживанию,

2) если изменяются условия использования здания и/или лифта,

3) при проведении существенной модернизации или замены лифта или реконструкции здания,

4) если на лифте произошел инцидент;

1) доступности помещений, предназначенных для размещения лифтового оборудования,

2) информированности персонала, имеющего доступ к помещениям лифта, о любых возможных опасностях,

3) осуществления всех мероприятий, вытекающих из результатов выполненного владельцем анализа рисков;

н) доступность для пользователей лифта информации о наименовании, адресе, телефоне организации по техническому обслуживанию лифта путем размещения ее на видном месте;

п) доступность в любое время только для обслуживающего персонала ключей от машинного и блочного помещений, аварийных дверей;

р) безопасный доступ в здание и к лифту персонала организации, осуществляющей эвакуацию людей из кабины лифта;

с) безопасный и свободный от препятствий доступ в рабочие помещения и в рабочие зоны обслуживающего персонала, а также информирование организации по техническому обслуживанию о любых опасностях или изменениях в рабочих помещениях или на путях доступа в рабочие помещения;

т) периодические проверки функционирования лифта, а также исправности оборудования (если эти проверки не включены в перечень работ организации по техническому обслуживанию):

1) дверей шахты,

2) сигнальных устройств,

3) кнопок вызова на этажах,

4) кнопок приказов в кабине,

5) устройства контроля дверного проема,

6) двусторонней переговорной связи,

7) оборудования освещения кабины,

8) устройства реверса дверей лифта,

9) информационных знаков.

4.3.3 Информация для организации по техническому обслуживанию

Организация по техническому обслуживанию обеспечивает:

а) выполнение работ по техническому обслуживанию лифтов в соответствии с инструкцией изготовителя по техническому обслуживанию и производственными инструкциями. Перечень типовых проверок при проведении технического обслуживания приведен в приложении А;

б) корректировку первоначальной инструкции по техническому обслуживанию изготовителя при изменении условий эксплуатации лифта по сравнению с условиями, существовавшими при вводе лифта в эксплуатацию.

Примечание - В тех случаях, когда лифт подвергается модернизации, владелец лифта должен передать организации по техническому обслуживанию инструкции по техническому обслуживанию, отражающие изменения в конструкции лифта;

в) оценку рисков для всех рабочих зон и работ по техническому обслуживанию, выполняемых в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию;

г) информирование владельца лифта о результатах оценки рисков, особенно в части доступа к лифтовому оборудованию и/или условий эксплуатации лифта в здании;

д) выполнение профилактического технического обслуживания для сокращения времени вывода лифта из использования по назначению;

е) выполнение работ только квалифицированным, обученным персоналом, который обеспечен необходимым инструментом и инструкциями;

ж) систематическое повышение квалификации обслуживающего персонала;

и) корректировку состава и периодичности работ по техническому обслуживанию, учитывая:

1) число поездок в течение года,

2) машинное время работы лифта,

3) период выведения лифта из использования,

4) срок эксплуатации лифта,

5) техническое состояние лифта,

6) характеристики пассажиро- и грузопотоков в здании,

7) особенности окружающей среды (температуру, влажность),

8) проявление вандализма;

к) круглосуточную эвакуацию людей из кабины лифта по вызову, в том числе с использованием диспетчерских систем контроля работы лифта;

л) документирование результатов работ по техническому обслуживанию, связанных с выходом из строя элементов лифта. Эти записи должны содержать причину выхода из строя и быть доступны владельцу лифта по его запросу;

м) информирование владельца о выводе лифта из эксплуатации в тех случаях, когда при техническом обслуживании была установлена опасность для пользователей;

н) своевременное пополнение запасных частей, необходимых для выполнения работ по техническому обслуживанию;

п) участие персонала организации по техническому обслуживанию при проведении третьей стороной работ по оценке соответствия, а также при проведении строительных работ в помещениях для размещения лифтового оборудования;

р) информирование владельца лифта о необходимости модернизации или замены лифта;

с) организацию эвакуации людей из кабины лифта, включая возможное привлечение других организаций.

5 Оценка рисков

5.1 Общие положения

Безопасность персонала по техническому обслуживанию лифтов достигается соблюдением требований производственных инструкций по выполнению операций по техническому обслуживанию лифтов, техники безопасности, соответствием квалификации персонала видам выполняемых работ, систематическим повышением квалификации персонала с учетом оценки рисков по ГОСТ Р 53387 .

Производственные инструкции следует использовать для всех видов работ по техническому обслуживанию лифтов, предусмотренных инструкцией по техническому обслуживанию изготовителя лифта.

Производственные инструкции должны регламентировать меры для безопасного проведения работ, определенные для каждой рабочей зоны, с учетом перечня прогнозируемых опасностей и оценки рисков с учетом следующих факторов:

- работа в зоне обслуживания одного или более человек;

- присутствие в зоне обслуживания людей, не являющихся сотрудниками специализированной лифтовой организации по техническому обслуживанию (например, сотрудники, обслуживающие здания);

- состояние лифта, находящегося в нормальном рабочем состоянии или не в рабочем состоянии вследствие выхода из строя лифтового оборудования, внешнего вмешательства (вандализма), нарушения электроснабжения.

Перечень опасностей, которые следует учитывать при выполнении оценки риска в различных зонах обслуживания при проведении работ, приведен в приложении Б.

Безопасность работ по техническому обслуживанию лифтов, выявление отказов лифтового оборудования повышается при использовании средств диспетчерского контроля и диагностирования. Порядок применения таких систем, взаимодействие персонала должны быть определены в производственных инструкциях.


Для обеспечения безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию и разработки соответствующих инструкций идентифицируют виды работ по техническому обслуживанию, к которым относят:

- работы, необходимые для обеспечения нормального и безопасного функционирования лифта в течение назначенного срока службы и после завершения монтажа на объекте использования;

- работы, учитывающие срок службы отдельных компонентов лифта и определения критериев, после которых использование тех или иных компонентов не обеспечивает безопасной работы лифта в целом.

В ходе проведения некоторых работ по техническому обслуживанию может быть допущено отключение электрических устройств безопасности при соблюдении условий для безопасного проведения работ на основе идентификации возникающих опасностей.

Обслуживающий персонал должен быть проинформирован и предупрежден о наличии:

- остаточных рисков, которые не устранены или не полностью устранены конструктивными решениями и защитными мерами и средствами;

- рисков, возникающих в случае нейтрализации защитных средств или мер при выполнении некоторых работ по техническому обслуживанию.

Инструкции по техническому обслуживанию должны предусматривать предупредительные меры, способы выполнения работ, специализированное оборудование (приспособления), минимизирующие такие риски.

При организации работ по эвакуации людей из кабины лифта владелец лифта обеспечивает:

- обучение организацией по техническому обслуживанию или третьей независимой стороной лиц, уполномоченных для эвакуации людей из кабины лифта, с учетом инструкций изготовителя лифта;

- проведение обучения уполномоченного владельцем персонала применительно к их конкретным функциям на объекте;

- обучение лиц, уполномоченных для эвакуации людей из кабины только через двери шахты без перемещения;

- привлечение организации по техническому обслуживанию в тех случаях, когда уполномоченный владельцем персонал не в состоянии обеспечить перемещение кабины вручную или предусмотренными средствами;

- информирование уполномоченного владельцем персонала о ситуациях, в которых эвакуация людей из кабины лифта может осуществляться только персоналом организации по техническому обслуживанию.

Если в результате анализа риска выясняется, что требуются дополнительные специальные предупреждающие знаки, то эти знаки размещают непосредственно на лифте или его частях, или в непосредственной близости от них.

Маркировка, знаки, пиктограммы и предупреждающие знаки должны быть легко читаемыми и понятными. Знаки или предупредительные надписи, содержащие только одно слово "опасность", не следует применять.

Информация, размещаемая на лифте или его частях, должна быть долговечной. Если в течение времени такая информация становится трудно читаемой, то требуется ее обновление или замена.

Оформление руководства по техническому обслуживанию согласно ГОСТ 2.610 .

Тип и размер шрифта должен обеспечивать наилучшее восприятие. Информация, предупреждающая об опасности, должна быть выделена различными цветами и/или крупным шрифтом.

Инструкции следует оформлять на бумаге, обеспечивающей сохранность текста при частом использовании.

Допускается по согласованию с заказчиком оформлять инструкцию по техническому обслуживанию в электронном виде.


Приложение А (справочное). Примеры типовых проверок лифта при техническом обслуживании

Приложение А
(справочное)

Таблица А.1 - Электрические лифты

Проверяемая часть лифта

Проверка

Чистота всех компонентов.

Устранение пыли и коррозии

Натяжное устройство уравновешивающих канатов

Свободное перемещение и функционирование.

Равенство натяжения канатов.

Электрический выключатель (при наличии).

Смазка

Уровень масла.

Электрический выключатель (при наличии)

Электродвигатель лебедки

Износ подшипников.

Смазка

Редуктор

Износ зацепления.

Смазка

Система торможения.

Износ частей тормоза.

Точность остановки кабины

Станция управления

Отсутствие пыли, чистота в шкафу

Ограничитель скорости и натяжное устройство

Наличие износа и свободное движение частей.

Электрический выключатель

Канатоведущий шкив, блоки

Износ и состояние канавок шкива, блока.

Наличие увеличенного шума и вибрации в подшипниках.

Защитное ограждение.

Смазка

Направляющие кабины (противовеса)

Наличие смазки на направляющих.

Крепление направляющих

Направляющие башмаки кабины, противовеса

Наличие износа.

Крепление.

Смазка (где необходимо)

Электропроводка

Состояние изоляции

Кабина лифта

Аварийное освещение, кнопки приказов.

Крепление обрамления, потолка кабины

Ловители

Свободное движение частей ловителей, износ.

Крепление.

Электрический выключатель

Несущие канаты

Износ, удлинение, натяжение.

Смазка (в тех случаях, где она предусмотрена)

Узлы крепления несущих канатов

Крепление

Двери шахты

Работа замков.

Свободное движение створок.

Состояние направляющих створок.

Зазоры в дверях.

Тросы, цепи или ремни (при наличии).

Аварийное устройство отпирания.

Смазка

Двери кабины

Свободное перемещение створок.

Направляющие створок.

Зазоры в двери.

Тросы, цепи или ремень (при наличии).

Устройство контроля дверного проема.

Смазка

Этажная площадка

Точность остановки

Конечные выключатели

Работа

Ограничитель времени работы электродвигателя

Электрические устройства безопасности

Электрическая цепь безопасности.

Правильность фаз

Аварийное устройство вызова

Работа

Устройство управления и сигнализации на этаже

Освещение шахты

Работа

_________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


В дополнение к таблице А.1 в части обслуживания идентичных элементов электрических и гидравлических лифтов предлагаются дополнительные проверки при техническом обслуживании гидравлических лифтов.

Таблица А.2 - Гидравлические лифты

Проверяемая часть лифта

Проверка

Гидроцилиндр

Плотность уплотнений.

Наличие воздуха в гидравлической системе

Блок клапанов гидроагрегата

Плотность клапанных уплотнений.

Проверка и регулировка клапанов движения и предохранительного клапана

Ручной насос

Работоспособность насоса и плотность соединений

Гидроагрегат безопасности

Срабатывание и регулировка срабатывания

Гидроагрегат

Уровень масла и его состояние

Гидротрасса

Плотность и уплотнение трубопроводов.

Визуальный контроль трубопроводов по всей длине трассы

Электрическая схема

Система противосползания.

Время питания электродвигателя.

Блок защиты по температуре масла

Приложение Б (справочное). Перечень опасностей, опасных ситуаций, учитываемых при выполнении работ по техническому обслуживанию

Приложение Б
(справочное)

Таблица Б.1 Лифты

Опасность

Рабочие зоны

Помещение для обо-
рудования

Блочное помещение

Зоны вне шахты

Крыша кабины

1 Ненадлежащий доступ в рабочие зоны

2 Проникновение посторонних лиц

3 Ненадлежащее освещение (включая пути доступа)

4 Небезопасная поверхность пола (отверстия, выступы)

5 Скользкий пол

6 Прочность пола

7 Недостаточность пространства для работы

8 Идентификация положения кабины

9 Непрямой контакт с электричеством

10 Выключатели

11 Контакт с движущимися частями (канаты, шкивы)

12 Непредвиденные движения

13 Удар движущихся частей лифта (кабина, противовес, другой лифт)

14 Зазоры между кабиной и шахтой

15 Более одного лифта в рабочей зоне

16 Верхние балки и шкивы

17 Пространства безопасности в верхней и нижней частях шахты

18 Ручной подъем груза

19 Более одного человека в рабочей зоне

20 Отсутствие средств связи между работниками

21 Вентиляция и температура в рабочих зонах

22 Не предусмотренное появление воды в рабочей зоне

23 Опасные вещества

24 Падающие предметы

25 Застревание в шахте

26 Средства для эвакуации

27 Пожар

Примечание - Знак "-" означает, что опасная ситуация не рассматривается, знак "х" - опасная ситуация рассматривается.

Приложение ДА (справочное). Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем европейского регионального стандарта ЕН 13015:2001

Приложение ДА
(справочное)

Таблица ДА.1

Структура настоящего стандарта

Структура европейского регионального стандарта ЕН 13015:2001

1 Область применения

1 Область применения

3 Термины и определения

3 Определения

4 Требования к инструкции по техническому обслуживанию лифтов

4 Разработка инструкций по техническому обслуживанию

4.1 Общие положения

4.1 Общие положения

4.2 Условия, учитываемые при разработке инструкции по техническому обслуживанию лифтов

4.2 Элементы, которые должны быть учтены в инструкциях по техническому обслуживанию

4.3 Информация для владельца лифта и организации по техническому обслуживанию лифта

4.3 Информация, которая должна быть включена в инструкции по техническому обслуживанию

4.3.2.16 b) для эскалаторов и пассажирских конвейеров

5 Оценка рисков

5 Оценка риска

5.1 Общие положения

5.1 Общие положения

5.2 Информация по обеспечению безопасности персонала при техническом обслуживании

5.2 Информация для организаций по техническому обслуживанию лифтов

6 Информация для владельца лифта при организации работ по эвакуации людей из кабины лифта собственными силами

6 Информация для владельца по организации эвакуации людей из кабины лифта

7 Маркировка. Знаки, пиктограммы и предупредительные надписи

7 Маркировка, знаки, пиктограммы и предупредительные надписи

8 Оформление инструкции по техническому обслуживанию

Приложение А (справочное) Примеры типовых проверок лифта при техническом обслуживании

Приложение А Примеры проверок, которые должны быть учтены в инструкциях по техническому обслуживанию

Таблица А.1 Электрические лифты

Таблица А.2 Гидравлические лифты

Таблица А.3 Эскалаторы и пассажирские конвейеры

Приложение Б (справочное) Перечень опасностей, опасных ситуаций, учитываемых при выполнении работ по техническому обслуживанию

Приложение B (справочное) Примеры объектов, которые должны быть учтены при выполнении работ по техническому обслуживанию

Таблица Б.1 Лифты

Таблица B.1 Лифты

Таблица B.2 Эскалаторы и пассажирские конвейеры

Библиография

Технический регламент "О безопасности лифтов"


Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2013

Необходимо следить за тем, чтобы фактические параметры лифтового оборудования соответствовали основным техническим данным и характеристикам объекта. Чтобы так и было, нужно проводить осмотры объекта.

Ещё следует организовывать аварийно-техническое обслуживание объекта и проведение технического освидетельствования (один раз в год, можно чаще) объекта в период назначенного срока службы. Когда срок службы объекта истекает, проводится обследование объекта.

Если в ходе технического освидетельствования и обследования обнаруживаются нарушения и неисправности, то владелец лифта устраняет их в указанные в акте технического освидетельствования объекта и заключении по результатам обследования сроки.

Когда лифт застревает, часто бывает, что с диспетчером не получается связаться. Теперь есть законодательно закреплённое требование для владельцев лифтового оборудования - обеспечить должную работу двусторонней переговорной связи.

К сооружениям и техническим устройствам, используемым на объекте, нужно обеспечить беспрепятственный и безопасный доступ квалифицированного персонала.

Еще одна обязанность для владельцев лифтового оборудования - хранить ключи от машинных, блочных, чердачных и других помещений, где размещено оборудование объекта. Выдавать ключи можно только квалифицированному персоналу. Посторонних людей пускать в такие помещения нельзя. А ещё в таких помещениях нельзя хранить оборудование, не связанное с содержанием объекта.

В кабине лифта и на основном посадочном этаже лифта нужно размещать информацию о средствах и способе связи с аварийной службой и правила пользования объектом. Делать это можно различными способами, например, на стендах, в виде табличек или наклеек.

Кроме того, там же придётся разместить следующие сведения:

  • учётный и заводской номер,
  • дату ввода в эксплуатацию,
  • срок службы,
  • дату следующего технического освидетельствования объекта.

При возникновении угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и организаций необходимо приостановить использование объекта.

Владелец лифтового оборудования отвечает за соответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов. Распорядительным актом необходимо будет назначить лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта. Такой человек выбирается из числа квалифицированного персонала.

И немаловажное требование, о котором часто забывают: владелец лифта должен обеспечивать электричеством оборудование систем диспетчерского контроля, видеонаблюдения, двусторонней переговорной связи и освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта.

Когда можно использовать лифт

По новым правилам эксплуатации лифтов, которые вступят в силу 30 августа 2017 года, использовать лифты можно только после принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию (п. 5).

Такое решение принимает уполномоченный орган РФ. Чтобы получить решение, владельцу лифтового оборудования необходимо подать в уполномоченный орган уведомление. Формы уведомлений разработает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору .

Если в уведомлении есть нарушения, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления сообщит о них владельцу объекта.

После получения уведомления уполномоченный орган РФ в течение десяти рабочих дней проводит контрольный осмотр (п. 7).

Контрольный осмотр проводится только если владелец лифта предоставляет следующие документы:

  • сопроводительную документацию объекта;
  • для лифтов - декларацию о соответствии лифта требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;
  • для подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов - акт технического освидетельствования;
  • договоры со специализированной организацией, другие документы, подтверждающие соблюдение требований, предусмотренных п. 17;
  • страховой полис.

Решение о вводе объекта в эксплуатацию принимается по результатам такого осмотра, на его принятие отводится пять рабочих дней. После осмотра в двух экземплярах составляется акт, один экземпляр передаётся владельцу объекта.

Все введённые в эксплуатацию объекты уполномоченный орган вносит в реестр объектов (п. 10). Затем отправляет владельцу объекта информацию о постановке объекта на учёт, указывает его номер в реестре (п. 11).

Что делает владелец лифтового оборудования

Владелец объекта проводит работы по монтажу и демонтажу, аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского контроля, ремонтирует объект самостоятельно или привлекает сторонние организации.

В конечном итоге тот, кто проводит перечисленные работы, должен обеспечить наличие в штате квалифицированного персонала. Допускать сотрудников к выполнению соответствующих работ можно только на основании распорядительного акта.

Такое лицо должно быть зарегистрировано как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, иметь распорядительный документ, определяющий структуру управления, выполнять работы по обслуживанию и ремонту объектов в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Распорядительным актом из числа персонала нужно назначить:

  • ответственного за организацию эксплуатации объекта;
  • ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта;
  • электромеханика по лифтам, электромеханика эскалатора и пассажирского конвейера;
  • лифтера, оператора эскалатора, пассажирского конвейера, оператора подъёмной платформы;
  • диспетчера по контролю за работой лифтов.

Аварийно-техническое обслуживание объекта нужно проводить круглосуточно, а порядок проведения таких работ - утвердить распорядительным документом.

Сведения о выполнении осмотров, обслуживании и о ремонте объекта заносятся в журнал периодического осмотра объекта и журнал технического обслуживания и ремонта объекта. Запись делает квалифицированный персонал, выполнивший работы, а заверяет их ответственный за организацию обслуживания и ремонта объекта.

Информация о проведении технического освидетельствования и обследования объекта указывается в его паспорте. Делает это представитель лица, выполнившего техническое освидетельствование или обследование.