Больничный лист

Работодатель принимает на работу иностранного гражданина. Разрешение на работу для иностранных граждан. Постановка иностранных работников на миграционный учет

Трудоустройство граждан других государств - довольно распространенная практика в нашей стране. Принимая на работу иностранцев, отечественные работодатели могут преследовать разные цели. Одни желают видеть в своей компании западных управленцев - экспатов с богатым опытом работы и иным менталитетом, другие используют иностранных граждан в качестве дешевой рабочей силы. А как оформляются отношения между работодателем и таким сотрудником?

С каждым годом иностранных работников в России становится все больше и больше. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Мы решили выяснить, как оформляются «иностранные» отношения, как происходит процесс оформления граждан из других государств, а также какие документы требуются в таких случаях. C этими вопросами нам помогли разобраться эксперты компании «Пепеляев Групп» - юрист практики трудового и миграционного права Анна Семилетова и специалист по миграционным вопросам Екатерина Козлова .

Заграничный элемент

Итак, мы выяснили, кто такой иностранный гражданин. А существуют ли какие-либо категории иностранцев? И есть ли существенные различия в процедуре оформления граждан других государств на работу?

По словам экспертов, иностранный гражданин может относиться к разным категориям в зависимости от статуса его пребывания.

Временно пребывающий - лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий - лицо, получившее вид на жительство.

Кроме того, как рассказали специалисты, помимо статуса, существуют также различия, зависящие от страны гражданства иностранного работника:

«Принято выделять такие понятия, как "безвизовый иностранный гражданин" - иностранный гражданин, прибывший в Россию в порядке, не требующем получения визы, и "визовый иностранный гражданин" - тот, кому необходимо получать визу для въезда на территорию России».

Необходимо выделить еще одну категорию - категорию высококвалифицированных специалистов. Как рассказали эксперты, таковым признается лицо, имеющее опыт работы, а также навыки или достижения в конкретной области деятельности, заработная плата (вознаграждение) которого составляет два и более миллионов рублей в год.

Если говорить непосредственно о трудоустройстве высококвалифицированных специалистов, то для этой категории работников установлен упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности. Комментируют эксперты: «Работодатели вправе привлекать высококвалифицированных специалистов без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников. На высококвалифицированных специалистов не распространяются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу разрешения на работу.

Высококвалифицированному специалисту разрешение на работу выдается на срок действия трудового договора, при этом максимальный срок действия разрешения и рабочей визы может составлять 3 года (по общему правилу этот срок составляет 1 год).

Срок для принятия органами Федеральной миграционной службы (ФМС) решения о выдаче высококвалифицированному специалисту разрешения на работу составит 14 рабочих дней (то есть около трех недель) со дня подачи ходатайства о выдаче такого разрешения».

Между тем, согласно федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», для осуществления временной трудовой деятельности в Российской Федерации, иностранный работник должен иметь разрешение на работу. Отметим, что на сегодняшний день разрешение на работу на территории нашей страны не требуется только гражданам Республики Беларусь.

«Для осуществления трудовой деятельности временно пребывающим и временно проживающим иностранным гражданам необходимо иметь разрешение на работу. Постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу не требуется, поэтому работодатель может принимать такого работника в том же порядке, что и российских граждан», - говорят Анна Семилетова и Екатерина Козлова .

Все такие разные...

Вместе с экспертами мы определили, что иностранные работники могут относиться к разным категориям в зависимости от статуса нахождения на территории России и непосредственно от своего гражданства. Теперь выясним, как регулируются отношения между работодателями и иностранными специалистами и есть ли какие-либо отличительные особенности в оформлении граждан Республики Беларусь, граждан СНГ и граждан из ближнего и дальнего зарубежья.

По словам экспертов, трудовые отношения с иностранными специалистами регулируются действующим законодательством РФ, а также международными договорами и межправительственными соглашениями между соответствующими государствами.

Что касается оформления и порядка трудоустройства иностранцев на территории Российской Федерации, то он зависит от того, требуется ли им виза для въезда в Россию.

«Для иностранных граждан, пребывающих в РФ на основании визы, разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, разрешение на работу, приглашение на рабочую визу оформляет работодатель, а "безвизовые" иностранцы обращаются в ФМС за разрешением на работу самостоятельно либо через работодателя. Работодатели вправе привлекать "безвизовых" работников к трудовой деятельности без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Особый статус среди "безвизовых" иностранцев имеют граждане Республики Беларусь, которые приравниваются по трудовому статусу к россиянам. Они пользуются правами и выполняют обязанности, установленные российским трудовым законодательством. Это означает, что гражданину Белоруссии не требуется получать разрешение на работу, а работодателю не нужно уведомлять государственные органы о его найме», - комментируют специалисты.

Эксперты отмечают, что к какой бы категории ни относился иностранный гражданин, с ним в обязательном порядке должен быть заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор на условиях, предусмотренных законодательством РФ.

Оформим мигранта

Прием специалиста (независимо от его статуса) на работу должен осуществляться строго в соответствии с действующим законодательством. И иностранные работники - не исключение. Как же происходит этот процесс? Об этапах оформления рассказывают наши эксперты.

«Для оформления трудовых отношений с иностранным работником из стран дальнего зарубежья (к примеру, из Испании) работодателю необходимо совершить следующие действия:

  • оформление квоты для привлечения иностранной рабочей силы (заявку на квоту на следующий год необходимо подавать до 1 мая текущего года);
  • получение разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы для работодателя и персонального разрешения на работу для иностранного работника (в случае с „безвизовыми“ иностранцами требуется оформление только персонального разрешения на работу);
  • получение приглашения для рабочей визы иностранного работника;
  • постановка на миграционный учет иностранного работника;
  • уведомление соответствующих государственных органов о найме иностранного работника.

Для оформления трудовых отношений с иностранным работником - высококвалифицированным специалистом необходимо:

  • получить персональное разрешение на работу для иностранного работника (разрешение на работу высококвалифицированный специалист получает лично в ФМС);
  • получить приглашение для рабочей визы иностранного работника;
  • оформить миграционный учет иностранного работника;
  • уведомить соответствующие государственные органы о найме иностранного работника;
  • получить свидетельство о присвоении ИНН для высококвалифицированного специалиста и уведомить об этом ФМС».

Иностранный труд - документально!

После того, как работодатель получит «добро», оформив все разрешительные документы на привлечение и использование иностранной рабочей силы, дело останется за малым - провести стандартную процедуру приема иностранного работника, запросив у него пакет документов, необходимых для трудоустройства. Однако стоит отметить, что не каждый иностранный гражданин знаком с перечнем требуемых бумаг.

ПРОГРАММА КУРСА
Урок 1. Общая характеристика иностранных граждан – 2 видео Видео 1. Виды категорий иностранных граждан
Видео 2. Слияние ФМС и МВД

Урок 2. Трудовые отношения с временно пребывающими иностранцами БЕЗ ВИЗЫ – 3 видео
Видео 1. Правовой статус иностранца БЕЗ ВИЗЫ
Видео 2. Патент. Порядок получения, продления и переоформления
Видео 3. Практика в 1С: Прием на работу сотрудника с патентом в 1С 8.3

Урок 3. Трудовые отношения с гражданами ЕАЭС, Украины и беженцами – 4 видео Видео 1. Трудовые отношения с гражданами стран ЕАЭС
Видео 2. Трудовые отношения с гражданами Украины и беженцами
Видео 3. Практика в 1С: Прием на работу сотрудника из стран ЕАЭС в 1С 8.3
Видео 4. Практика в 1С: Прием на работу сотрудника-беженца в 1С 8.3

Урок 4. Трудовые отношения с временно пребывающими иностранцами С ВИЗОЙ – 4 видео Видео 1. Правовой статус временно пребывающих иностранцев с визой
Видео 2. Приглашение на въезд для оформления визы
Видео 3. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
Видео 4. Получение разрешения на работу

Урок 5. Трудовые отношения с временно и постоянно проживающими иностранцами – 4 видео Видео 1. Трудовые отношения с временно проживающими
Видео 2. Трудовые отношения с постоянно проживающими
Видео 3. Практика в 1С: Прием на работу сотрудника с РВП в 1С 8.3
Видео 4. Практика в 1С: Прием на работу сотрудника с ВНЖ в 1С 8.3

Урок 6. ВКС – 6 видео Видео 1. ВКС. Особенности
Видео 2. Особенности привлечения ВКС к трудовой деятельности
Видео 3. Миграционный учет и уведомление ФМС
Видео 4. НДФЛ и страховые взносы ВКС
Видео 5. Практика в 1С: Предоставление вычета по патенту в 1С 8.3
Видео 6. Практика в 1С: Начисление НДФЛ и страховых взносов в 1С 8.3

Урок 7. Прием на работу иностранцев. Порядок заключения трудового договора – 6 видео Видео 1. Порядок приема на работу
Видео 2. Заключение ТД
Видео 3. Отстранение от работы. Прекращение ТД
Видео 4. Практика в 1С: Прием на работу иностранного гражданина в 1С 8.3
Видео 5. Практика в 1С: Оформление СНИЛС иностранного гражданина в 1С 8.3
Видео 6. Практика в 1С: Отстранение иностранного сотрудника от работы и увольнение по специальным основаниям в 1С 8.3

Урок 8. Миграционный учет. Уведомление ФМС – 4 видео Видео 1. Миграционный учет
Видео 2. Уведомление ФМС о заключении и расторжении ТД
Видео 3. Порядок заполнения бланка уведомления
Видео 4. Снятие с миграционного учета

Урок 9. НДФЛ и страховые взносы с иностранцев – 3 видео Видео 1. НДФЛ с патента
Видео 2. НДФЛ с иностранцев
Видео 3. Страховые взносы

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ






    Array ( => 11832 => Литвинова Анастасия Александровна => 4589 => Array ( =>

    Литвинова Анастасия Александровна
    - Профессиональный преподаватель-практик
    - Практикующий главный бухгалтер
    - Сертификат 1С «Профессионал»
    - Автор учебных программ и пособий

    => HTML) => 540055 => Array ( => => HTML) => 540056)



    Для поступления требуется: - Диплом (Высшее образование или среднее специальное)
    *Внимание! Если у Вас диплом на иностранном языке, в соответствии с 273 ФЗ "Об образовании" ст. 107, требуется перевод диплома на русский язык.
    - Паспорт

    По окончании курса Вы получите: - Удостоверение о повышении квалификации

    Трудовые отношения с иностранными гражданами

    Делопроизводство - важная составляющая любого производственного процесса. необходимо руководителям компаний, бухгалтерской и юридической службе. Наши курсы помогут узнать не только основы, но и ознакомиться с нововведениями последних лет. В 2014 году трудовое законодательство в отношении привлечения иностранных граждан значительно изменилось.

    Курсы кадрового делопроизводства для оформления иностранных работников

    Онлайн курс поможет ориентироваться в категориях привлеченных иностранных граждан. Его можно смотреть в удобное время, пересматривать для уточнения информации. Бухгалтеры смогут правильно начислять налоги на доходы иностранных граждан, работающих на территории РФ, в соответствии с новыми правилами 2015 года. С нами вы научитесь правильно оформлять полный пакет кадровых документов, необходимых для устройства на работу иностранца, узнаете о нормах заработной платы.

    Часть новых законов последних двух лет значительно облегчает работодателям жизнь, но другая часть ужесточает ранее действующие меры и правила оформления документов. Нарушение этих правил влечет крупные штрафы и серьезные санкции. Чтобы избежать подобных последствий, мы проводим семинары для работодателей и других работников управленческого персонала, где подробно рассматриваем каждое нововведение.

    Преимущества курсов

    Следует отметить, что трудовое законодательство в сфере привлечения иностранной рабочей силы так быстро меняется, что трудно уследить за всеми нюансами вовремя. Переподготовка и обучение новому делопроизводству хотя бы одного работника обходится недешево. Наш курс позволит избежать риска ошибок. Даст возможность подробнее изучить вопрос, а видеолекции можно использовать для ознакомления всего коллектива.

    Чтобы не тратить время на изучение теории, мы подготовили для вас удобные электронные конспекты. На наших занятиях, вы практически сразу сталкиваетесь с решением реальных задач, на примере существующих организаций и их реального документооборота. Активно меняющаяся законодательная база не будет для вас сюрпризом. На курсах и семинаре вы к тому же сможете проконсультироваться по имеющимся вопросам у действующих специалистов в индивидуальном порядке.

    Помимо описанной программы, курсы предлагают рассмотреть льготы и их правильное применение, а также правовые коллизии, разрешение споров, рискованные ситуации. С нами вы познакомитесь с правилами проведения проверок в отношении трудовых мигрантов, сможете узнать по каким причинам вас могут оштрафовать за иностранного работника, который нарушил правила миграционного учета. Мы ознакомим вас со слабыми местами в системе, правилами пребывания трудовых мигрантов, их размещения, нюансами, связанными с режимами проживания трудовых мигрантов (постоянная или временная регистрация на территории РФ).

    Курсы обучения кадровому делопроизводству в отношении иностранных работников удобны, выгодны, дают полное представление о нормативной базе. Вы сможете ориентироваться в визовом оформлении, узнаете положение о беженцах, сможете правильно оформить трудовые отношения с работниками, приехавшими из стран СНГ. Обучение дистанционно ведут сертифицированные преподаватели с большим опытом работы.

Awara is a Russian accoutning company that offers a full range of bookkeeping and financial administration services for foreign companies who start business in Russia. Although we a local accounting firm we follow the best international practices to provide you with the best client support. Make your accounting safe, sound, and efficient with Awara.

Legal Services

We are a Russian legal company working under international standards. We offer services that cover most possible matter that companies may face while doing business in Russia. We state that the function of the commercial lawyer is not to “tell what the law says,” but to deliver winning arguments and real solutions.

IT Solutions

Awara IT Solutions is proud to provide its clients with IT-services meeting the requirements of Russian law without changing clients’ existing processes. This unique combination of a strong background in system integration, law and taxation makes us a reliable and efficient partner for new-comers onto the Russian market. Our team has implemented multiple projects with Microsoft Dynamics NAV, Microsoft Dynamics AX, CRM and 1C.

Audit Services

We focus on providing audit services resulting in a clear understanding of financial records, accurate risk assessment and recommendations for areas of improvement and tightening of internal controls. Our services include Russian statutory audit, tax audit, internal audit and audit in accordance with international standards (IFRS, US GAAP).

Direct Search & Recruitment

As an internet and social media based recruitment leader, we really offer a competitive edge in finding the best and most motivated people in Russia and the CIS. We provide headhunting and recruitment services with 19% success fee only and no retainers. If no candidate is hired, no fee applies.

Corporate Trainings and Seminars

We understand that every business and organization is different and pre-packaged training programs don’t work for everyone. Our client-focused approach allows us to design training programs that are customized to deliver the results you need. At our hands-on practical training sessions professionals in fields such as business, sales, marketing, HR, finance and law improve their skills and abilities to solve the problems of tomorrow.

КонсультантПлюс: примечание.

Национальный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ не применяется (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4).

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню , утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской и (или) педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

8.4) прибывших в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности, указанной в подпункте 8.2 настоящего пункта, в течение срока, не превышающего тридцати суток;

9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются - 13.7

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.4. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

4.6. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.7. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.8. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

4.9. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом .

(см. текст в предыдущей редакции)

4.9-1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территориях опережающего социально-экономического развития определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.10. Установленные подпунктами 6 и 7 пункта 4 настоящей статьи правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы.

4.11. Особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами, являющимися членами жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского, определяются Федеральным законом "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением в Российской Федерации Международного конкурса имени П.И. Чайковского, и внесении изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

4.12. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории международного медицинского кластера устанавливаются Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.13. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

6. С учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в порядке, установленном статьей 13.4 настоящего Федерального закона, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин обучается;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

7. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. На основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.

11. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в случае изменения в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) иностранного гражданина либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (далее также - документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина), данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, за пределами Российской Федерации) либо со дня изменения его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, на территории Российской Федерации), обязан обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший разрешение на работу, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении.

(см. текст в предыдущей редакции)

С 2014 года в Трудовом кодексе есть новая глава 50.1, регулирующая особенности труда работников, не являющихся гражданами РФ, т.е. иностранцев и лиц без гражданства. На таких работников распространяются нормы российского трудового права, а кроме того - специальные правовые нормы о положении иностранцев в России.

Вопрос трудоустройства иностранцев в России всегда был непростым: с одной стороны, массы нелегалов, работающих и находящихся в обстановке, непозволительной для цивилизованного государства, коррупция и криминал, с другой - громоздкая процедура официального оформления с учетом квотирования рабочих мест и огромные штрафы за любые нарушения при оформлении иностранных работников.

Так, на сегодня за нарушение этих правил в отношении российских работодателей установлены следующие меры ответственности: штраф до 800 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (статья 18.15 КоАП РФ). Для работодателей городов Москва и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей размер штрафа составляет до 1 млн рублей . Самих нелегальных работников наказывают штрафом до 5 тысяч рублей с возможностью выдворения за пределы Российской Федерации.

Пока что приходится признать, что официальное оформление иностранного работника сопряжено с некоторыми трудностями как для самих иностранцев, так и для работодателя. Но надо при этом отметить, что относится это не ко всем желающим работать в России, и определенные подвижки к улучшениям в этой сфере все-таки есть.

Каким иностранным работникам требуется разрешение на работу в России?

Правила оформления иностранных работников при их трудоустройстве зависят от:

  • категории - временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие;
  • статуса - высококвалифицированный специалист, журналист, беженец, спортсмен, дипломат и др.;
  • режима страны, из которой они прибывают - визовый или безвизовый.

Все понятия, которые применяются при описании правил трудоустройства иностранных работников, приведены в законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», поэтому при сомнениях в их толковании рекомендуем обращаться к первоисточнику.

Для того, чтобы иметь право легально работать на территории Российской Федерации, иностранные работники должны иметь соответствующий документ. Если иностранец прибыл из страны, с которой у России установлен визовый режим, этим документом является разрешение на работу . Если иностранец въезжает к нам без визы, то для официального трудоустройства он должен получить патент .

К странам безвизового режима относятся Азербайджан, Киргизия, Молдова, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Македония, Турция, Израиль и другие. Полный перечень стран, с указанием режима въезда (визовый или безвизовый) приведен в Письме МИД России от 27 апреля 2012 г. № 19261/кд.

Существуют категории иностранных работников, разрешение на работу которых в России не требуется . Полный перечень таких работников приведен в статье 13 закона N 115-ФЗ, среди них:

  • граждане Белоруссии, Казахстана и Армении (основанием такого порядка является статья 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Предполагается, что вскоре к этому упрощенному порядку присоединится и Киргизия);
  • временно проживающие (имеющие разрешение на временное проживание в РФ);
  • постоянно проживающие (получившие вид на жительство в РФ);
  • дипломатические и консульские работники;
  • журналисты, аккредитованные в России;
  • работники иностранных организаций, выполняющие монтажные работы, сервисное, гарантийное и постгарантийное обслуживание и ремонт оборудования, поставленного в Россию;
  • иностранные студенты, работающие во время каникул, или в учебных заведениях, где они учатся;
  • профессорско-преподавательский состав;
  • беженцы и получившие временное убежище на территории РФ.

Самая многочисленная категория иностранных работников, которые не попадают в этот список (а значит, им нужен разрешительный документ на работу в России) - это граждане соседних стран, с которыми у нас установлен безвизовый режим. На таких иностранных работников система квотирования рабочих мест не распространяется, им надо только оформить патент.

Патент для иностранного работника

До 2015 года работа иностранцев на основе патента была возможна лишь у частных лиц, в роли домашнего персонала. Для трудоустройства в российских организациях и ИП безвизовым иностранцам, так же, как и прибывающим из стран с визовым режимом, необходимо было получить разрешение работу. Теперь же патент дает право иностранному работнику из безвизовой страны работать у любого российского работодателя - организациях, ИП, частных нотариусов, адвокатов, граждан.

Обратиться за получением патента, который дает право работать в России, иностранец обязан в течение 30 дней со дня въезда , причем, в его миграционной карте, которую он заполняет на границе, целью приезда должна быть указана именно работа. За нарушение 30-дневного срока обращения за патентом штраф составляет от 10 до 15 тысяч рублей (статья 18.20 КоАП РФ).

Прежде чем обратиться за получением патента, иностранцу необходимо пройти медкомиссию и подтвердить знание русского языка. И то, и другое проводится в специальных аккредитованных организациях, контакты которых надо узнавать в региональных подразделениях ФМС. Кроме того, надо оплатить полис ДМС (медицинская страховка), выданный организацией, находящейся на территории, где собирается работать иностранец.

В пакет документов для получения патента входят:

  • заявление о выдаче патента;
  • документ, удостоверяющий личность и признаваемый в этом качестве на территории России;
  • миграционная карта;
  • полис ДМС;
  • документы, подтверждающие прохождение медосмотра;
  • документ, подтверждающий владение русским языком, а также знание истории России и основ российского законодательства;
  • документ о постановке на регистрационный учет по месту пребывания;
  • подтверждение оплаты стоимости патента.

Срок оформления патента после подачи документов - 10 рабочих дней. Патент выдается за плату, которая признается фиксированным авансовым платежом по НДФЛ иностранного работника. Стоимость патента на месяц составляет 1200 рублей в месяц, дополнительно эта сумма увеличивается на коэффициент-дефлятор (в 2017 году он равен 1,625) и региональный коэффициент, который устанавливают местные власти субъектов РФ. Так, в Москве за патент ежемесячно надо платить 4200 рублей.

Принимать на работу иностранного работника можно только по той специальности (или профессии) и на той территории, которая указана у него в патенте. Оформить патент можно на срок от 1 до 12 месяцев, а для граждан Таджикистана срок действия патента составляет до трех лет. Срок патента при его выдаче будет зависеть от числа оплаченных месяцев, далее его можно продлевать, не обращаясь больше в ФМС, а просто оплачивая очередное количество месяцев (можно по одному месяцу).

Если иностранный работник проработал на основании патента 12 месяцев, то его можно переоформить на такой же срок, для чего надо обратиться в ФНС за 10 дней до истечения срока его действия. Переоформление патента аналогично процедуре его получения, дополнительно надо предоставить соответствующее ходатайство работодателя или заказчика и договор (трудовой договор или гражданско-правовой договор). Переоформить патент разрешается только один раз, т.е. проработать в России непрерывно и без выезда иностранный работник сможет не более двух лет. Далее ему нужно выехать и повторить всю процедуру получения патента заново.

По мнению чиновников, в основу трудоустройства иностранных работников на основе патента положен справедливый принцип - теперь подготовка и оформление документов на право работы является обязанностью самих иностранцев. Уйдут в прошлое продажи квот и коррупция при получении разрешений на работу. Однако, те, кто реально сталкивался с новой процедурой оформления патента, считают, что никакого улучшения ситуации не произошло.

Причин тому несколько:

  • сбор необходимых документов выглядит простым только на бумаге, в реальности потенциальные работники сталкиваются с огромными очередями в пунктах ФМС и бюрократическими проволочками. Например, получение патента для работы в Москве оформляется только в одном подразделении УФМС, и даже не на территории столицы, а в деревне Сахарово;
  • раньше, получая разрешение на работу, безвизовые иностранные работники знали, куда именно он будут трудоустраиваться, теперь же найти работодателя они могут только после получения патента;
  • срок обращения за получением патента составляет всего 30 дней против 90 дней, которые полагались на получение разрешения на работу;
  • и самое главное - работодатель, нанявший иностранного работника с действующим патентом, должен постоянно следить за сроком его действия и продления, т.к. если у него будет работать иностранец с просроченным или аннулированным патентом, то работодатель будет привлечен к той самой ответственности по статье 18.15 КоАП РФ - штраф до 800 тысяч рублей или приостановление деятельности.

Можно сказать, что российские бюрократы в очередной раз не смогли осуществить в реальности благое намерение обеспечить рынок труда квалифицированной дешевой рабочей силой из соседних стран, одновременно пополнив казну поступлениями от стоимости патентов. Все, что сумели - закрутить гайки и сделать крайними работодателей и самих иностранных работников, которым при любом нарушении процедуры (даже не всегда от них зависящим) закрывается въезд в Россию. По неофициальным данным число таких иностранцев приблизилось к миллиону.

Привлечение иностранного работника из страны с визовым режимом

Таких работников значительно меньше, чем тех, кто имеет право работы в России на основании патента, и здесь к оформлению разрешительных документов привлекается и работодатель. Для этого нужно обратиться в территориальное подразделение ФМС с заявлением о выдаче разрешения на работу для иностранного работника. Административный регламент получения разрешения приведен в приказе ФМС России от 30 октября 2014 г. № 589.

Разрешение на работу не будет выдано, если региональная квота на работников такого профиля уже превышена. Квоты на 2017 год для привлечения работников из стран с визовым режимом установлены постановлениями Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. № 1315.

Налоги и страховые взносы за иностранных работников

Какой-либо экономии на налогах при привлечении иностранных работников нет, что совершенно справедливо, иначе такие работники составляли бы конкуренцию российским гражданам на рынке труда. Скорее можно говорить об имеющемся, в некоторой степени, двойном налогообложении иностранных работников.

Выше мы уж упоминали, что стоимость патента - это не просто обязательный сбор, а фиксированный авансовый платеж налога на доходы физических лиц. Ставка НДФЛ для резидентов равна 13%, если же период нахождения меньше этого срока, то налоговая ставка составит 30%. Резидентом РФ признается любое физическое лицо (независимо от гражданства), которое находилось на территории РФ больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, если иностранный работник проработал на основании патента больше 6 месяцев, то его доходы облагаются по ставке13%.

Удерживать и переводить в бюджет НДФЛ с зарплаты любого работника должен работодатель, но вспомним, что иностранец при оплате патента уже внес авансовый платеж по этому налогу. Так, если рассчитать, какой должна быть зарплата, чтобы НДФЛ с нее составил 4000 рублей (стоимость патента в Москве), то мы получим 32 307 рублей. А если зарплата ниже или выше этой суммы, придется делать перерасчет.

При этом, чтобы учесть авансовый платеж по НДФЛ, который в виде оплаты за патент иностранный работник уже внес, необходимо получить от налоговой инспекции разрешение на этот налоговый вычет. Если же такого разрешения не будет, то доходы иностранца облагаются дважды: первый раз при оплате патента, второй раз - при удержании НДФЛ при выплате ему зарплаты.

По поводу страховых взносов ситуация следующая:

  • пенсионное страхование иностранных работников такое же, как и россиян (статья 22.1 закона № 167-ФЗ), поэтому и СНИЛС на иностранцев тоже надо оформлять;
  • оформить медицинский полис должен сам работник, перед устройством на работу (кроме граждан Беларуси, Казахстана и Армении, которые приравнены в вопросе медстрахования к российским гражданам);
  • ставка взносов в ФСС составляет 1,8% вместо 2,9%.

Оформление иностранного работника

В течение трех рабочих дней работодатель обязан сообщить в территориальное подразделение ФМС о приеме или увольнении иностранного работника , причем даже тех иностранцев, для трудоустройства которых не требуется разрешения, например, граждан Белоруси, Казахстана и Армении.

До 2015 года работодатели должны были сообщать о найме иностранных работников еще и в налоговую инспекцию, теперь эта обязанность упразднена. Сведения о таких работниках налоговики получают от ФМС напрямую.

Принять иностранных работников можно не на каждую позицию, есть виды деятельности, которые осуществлять им нельзя (статья 14 закона№ 115-ФЗ). Среди них муниципальная служба; работа в качестве членов экипажей морских судов, самолетов; в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Быть лицом, на которое возложено ведение бухучета, могут только иностранные работники, проживающие в России временно или постоянно.

Иностранца, если он прибыл из соседних безвизовых стран, может быть образца 1974 года, выданная еще в СССР. Такие трудовые книжки действительны на территории России, и их можно продолжать вести. Если российской трудовой книжки у иностранного работника нет, ее нужно завести заново. Продолжать вести книжку иностранного образца или переносить из нее записи нельзя. Если вы принимаете на работу водителя-иностранца, то знайте, что водительское удостоверение иностранного образца будет действовать на территории РФ до 1 июня 2017 года.

С иностранным работником заключается , так же, как и с российским гражданином, но в перечень обязательных документов будет добавлено основание нахождения иностранца в РФ: вид на жительство, разрешение на временное проживание, разрешение на работу или патент. Основания для увольнения иностранца дополнены еще перечнем, приведенном в статье 372.6 ТК РФ.