Прием на работу

Традиционные субъекты международного права. Субъекты международного права: понятие и виды. Международный договор и международный обычай как источники международного права. Правоспособностью обладают субъекты

4. Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

2.1. Виды и соотношение источников международного частного права В настоящее время под источниками права в юридико-техническом смысле в общей теории права, как правило, понимается совокупность форм и средств внешнего выражения и закрепления правовых норм. Другими

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 4. Субъекты международного права. Их правосубъектность В эпоху пересмотра старых подходов в международных отношениях, в период выработки научных оценок, соответствующих реалиям современности, необходимо останавливаться и на вопросах, в доктринальном плане вроде

автора Глебов Игорь Николаевич

I ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА С древнейших времен народы стремились найти язык взаимопонимания – язык не диктата, но мира и согласия. Изломы цивилизации в конечном счете привели к появлению особого языка международного общения – международного права. Овеществленный в

Из книги Международное право автора Вирко Н А

1. Понятие международного права, его особенности Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Термин «источники» в правовой литературе употребляется во многих значениях: как совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право; как юридические формы, в которых закрепляются правила

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

16. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Участники международных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, непосредственно вытекающие из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права. Субъект международного права –

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

70. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ К средствам массовой информации относятся радиовещание, телевизионное вещание, распространение тиражированной печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, грампластинки, компакт-диски,

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

1. Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти Под формами управленческой деятельности обычно понимают способы выражения ее содержания, систему внутренне взаимосвязанных способов осуществления функций управления, определенное

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

23. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Основными субъектами правоотношений в этой области являются две группы лиц:1) потребители информации;2) производители информации.К потребителям относится широкий круг субъектов, испытывающих потребность в получении

Из книги автора

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Международное частное право (МЧП) – это совокупность материальных и коллизионных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения в широком смысле слова с иностранным элементом, а также порядок разрешения споров по

Из книги автора

16. Понятие и виды субъектов коммерческого права Субъектами коммерческого права являются главным образом предприниматели, занимающиеся продвижением товарной массы от производителей к потребителям. К предпринимателям относятся как индивидуальные предприниматели, так

Из книги автора

Понятие и виды субъектов гражданского права Субъекты гражданского права – участники гражданских правоотношений, обладающие правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это способность лица иметь гражданские права и нести

Из книги автора

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА Субъекты трудового права – это участники трудовых и иных тесно с ними связанных отношений, входящих в предмет данной отрасли, которые в соответствии с требованиями законодательства способны совершать действия, порождающие

Субъекты международного права – эго участники международных межгосударственных отношений, которые обладают определенными правами, обязанностями, способные нести международно-правовую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение взятых на себя международных обязательств, а также за совершенные ими международные правонарушения. К субъектам международного права относятся: суверенные государства, нации и народы, международные межправительственные организации, а также особый субъект международного права город-государство Ватикан.

Все субъекты международного публичного права классифицируются в зависимости от их международно-правового статуса на:

  • первичные (основные) или суверенные ;
  • вторичные (второстепенные) или производные.

К первичным (основным) относятся суверенные государства, а также нации и народы. К вторичным (производным) или несуверенным субъектам относятся международные межправительственные организации.

Основными характеристиками (признаками) субъекта международного права являются:

  • – субъекты международного права, будучи участниками международных межгосударственных отношений являются носителями юридических прав и обязанностей. В силу этого им свойственна определенная внешняя обособленность, способность выражать и защищать свои государственные (национальные) интересы, а также принимать участие в создании норм международного права;
  • – субъекты международного права приобретают свои права и обязанности в силу норм международного права, т.е. нормы международного права являются для субъектов международного права правовой основой их деятельности на международной арене;
  • – сами субъекты международного права обладают правом международного правотворчества. Они же являются не только создателями норм международного права, но и его исполнителями, гарантами выполнения взятых на себя международных обязательств.

Таким образом, каждый субъект международного публичного права должен обладать способностью самостоятельно участвовать в международных правоотношениях и непосредственно вступать в юридические отношения с другими участниками международного сообщества.

Каждый субъект международного права обладает международной правосубъектностью, т.е. способностью являться субъектом международного права. В понятие международной правосубъектности субъекта международного права входят международная правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Международная правоспособность – это способность иметь права и нести юридические обязанности. Ею обладают государства с момента образования, также нации, борющиеся за свою независимость – с момента признания; международные межправительственные организации – с момента вступления в юридическую силу учредительных документов; физические лица – при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах (хотя они не являются субъектами международного права в полном смысле, поскольку не создают международно-правовые нормы).

Дееспособность субъекта международного права означает самостоятельное осуществление им своих прав и обязанностей.

Деликтоспособность субъекта международного права означает его способность нести международно-правовую ответственность за совершенные им международные правонарушения.

В зависимости от международно-правового статуса субъекты международного права могут обладать общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Общая правосубъектность – это способность участников международных отношений быть субъектом международного права вообще. Общей правосубъектностью обладают исключительно суверенные государства, поскольку являются основными (суверенными) субъектами международных отношений. Это обусловлено особенностью их международно-правового статуса, поскольку всем государствам присущ суверенитет. Теоретически общей правосубъектностью обладают и нации, которые борются за свою независимость, например, народ Палестины (Палестинской автономии), борющийся за создание независимого государства.

Отраслевая правосубъектность представляет собой способность участников международных отношений быть субъектом международного права лишь в определенной области (сфере) международных межгосударственных отношений. Ею обладают межправительственные международные организации, например, Международная морская организация в соответствии с ее Уставом может принимать участие в организации торгового судоходства, безопасности мореплавания, предотвращения дальнейшего загрязнения моря с судов и т.п.

Специальная правосубъектность – это способность участников международных межгосударственных отношений быть субъектом международного права лишь только определенного круга международных правоотношений и только в рамках какой-либо отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью обладают физические лица. Она признается практически всеми общеизвестными международно-правовыми документами, содержащими международные стандарты прав человека и основных его свобод: Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (ст. 6), Международной конвенцией 1990 г. "О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей" (ст. 8) и др.

Государство – это основной, самодостаточный (суверенный) субъект международного права. Основными характеристиками любого государства являются:

  • – суверенитет;
  • – население;
  • – территория;
  • – наличие государственной власти.

Международно-правовой статус государства представляет собой совокупность основных прав и обязанностей государства.

Основными правами государства являются:

  • – право на независимое и равноправное сотрудничество с другими субъектами международного нрава;
  • – право на свободное осуществление своих законных прав и национальных интересов;
  • – право государственной юрисдикции над своей (государственной) территорией, включая территориальное море, воздушное пространство, граждан, имеющих гражданство соответствующего государства и имущество, находящееся на территории данного государства, природные ресурсы;
  • – право на создание дипломатических и консульских учреждений за пределами государства;
  • – право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения (актов агрессии);
  • – право на участие в международных соглашениях;
  • – право признавать или не признавать вновь появившиеся на международной арене субъекты международного права (молодые государства, правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, оппозицию) и др.

К основным обязанностям государства можно отнести:

  • – уважение и соблюдение основных принципов международного права в рамках осуществления межгосударственного сотрудничества с другими субъектами международного нрава;
  • – добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств в рамках двусторонних и многосторонних международных соглашений;
  • – уважение законных прав и интересов других субъектов международного права.

Важным правом государства является его право признавать других субъектов международного нрава. Международно-правовое признание – это односторонний, внешнеполитический акт, издаваемый с определенной целью – установить официальные отношения с признаваемой стороной. В международной практике существуют две основные формы официального признания: де-юре и де-факто.

Признание де-юре – это полное или окончательное признание, которое влечет за собой установление дипломатических и консульских отношений с признаваемой стороной. Оно создает широкие возможности для всестороннего международного сотрудничества и нс может быть взято обратно.

Признание де-факто в международной практике встречается редко, его называют еще неполным признанием. Оно применяется для признания правительства, пришедшего к власти не конституционным путем, а в результате переворота или оппозиции и может быть взято обратно.

Нация – это исторически сложившаяся общность людей, которой присущи определенные признаки:

  • – общая территория;
  • – общность экономического уклада жизни;
  • – общность духовно-культурных ценностей (язык, культура, искусство и т.п.).

Термин "народ" представляет собой более широкую общность или даже совокупность национально-этнических групп, в которую могут входить не только нации, но и народности. Они обладают национальным суверенитетом, а народы – народным суверенитетом. Поэтому они относятся, также как и государства, к основным субъектам международного права.

Основу международно-правового статуса наций и народов составляет принцип равноправия и самоопределения народов, закрепленный в п. 2 ст. 1 Устава ООН. В соответствии с Декларацией "О предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН на XV сессии 14 декабря 1960 г., народы вправе в собственных интересах распоряжаться собственными естественными богатствами. Эта Декларация провозглашает основополагающие принципы, регламентирующие международно-правовой статус наций и народов как основных субъектов международного права:

  • – принцип запрета па подчинение народов иностранному игу и господству;
  • – все народы имеют право на самоопределение;
  • – недопустимость использования недостаточного политического, экономического, социального и культурного развития для задержки достижения независимости;
  • – принцип уважения целостности национальных территорий и др.

Иными словами, каждое государство обязано воздерживаться от любых действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. Аналогичные положения содержатся и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

Народный и национальный суверенитет может выражаться в различных формах самоопределения наций и народов. Например, в создании независимого государства, посредством свободного присоединения к независимому государству или объединения с ним, а также путем установления иного политического статуса (автономии), который свободно определяется народом (нацией).

Международная (межправительственная) организация – это объединение государств, созданное основными субъектами международного права на основе международного договора для выполнения определенных функций или достижения каких-либо целей, которое обладает международной правосубъектностью и учреждается в соответствии с международным правом. Международные межправительственные организации являются вторичными субъектами международного права, поскольку не обладают суверенитетом, создаются и прекращают свое существование на основе добровольного изъявления воль основных (суверенных) субъектов. Основой их международно-правового статуса является устав соответствующей организации и иные учредительные документы, в которых определяются ее права и обязанности.

К основным правам международных межправительственных организаций относятся:

  • – право на нормотворчество, т.е. на создание норм международного права (в соответствии и их уставами);
  • – право на иммунитеты и внутренние права, которые также определяются всеми государствами-участниками.

Что же касается международных неправительственных организаций, например, "Грин-Пис", международных правозащитных организаций, фондов, ассоциаций и т.п. – они не являются субъектами международного права, поскольку их создателями выступают физические либо юридические лица. Более того, они не создают нормы международного права.

К особым субъектам международного права относится город-государство Ватикан, являющийся резиденцией Святого престола или Международным центром католической церкви. Такой особый статус Ватикан приобрел в силу сложившегося международного обычая. Ватикан, являясь полноценным субъектом международного права активно участвует в международных отношениях, учреждает свои представительства в других государствах, а также сотрудничает с другими субъектами международного права, например, с международными организациями, является участником международных соглашений.

Физические лица в международном публичном праве в принципе не являются субъектами международного права, поскольку само международное право, хотя и защищает интересы физических лиц, их основные права и свободы, но наделяет правами и обязанностями непосредственно не их, а государства, гражданами которых они являются. Все международные договоры заключаются государствами, а, следовательно, конкретные права и обязанности из этих соглашений адресованы государствам, а не физическим лицам. К тому же физические лица не могут создавать нормы международного права.

Однако, в современных условиях очевидно, что права и обязанности индивидов, а также государств по отношению к индивидам регламентируются во многих общеизвестных источниках международного публичного права, например, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Женевской конвенции "Об обращении с военнопленными" 1949 г., Европейской конвенции "О защите прав человека и основных его свобод" 1950 г. и ряде других международных актов.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Вопросы, связанные с правосубъектностью индивидов регламентируются также в двух соглашениях России с другими государствами, например, в Договоре "О дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией" 1993 г. говорится о том, что стороны будут всемерно способствовать расширению контактов между гражданами обеих стран.

В соответствии со ст. 25 Европейской конвенции "О защите прав человека и основных его свобод" 1950 г. любое лицо или группа лиц вправе направить петицию в Европейскую комиссию по правам человека или обратиться в Европейских суд по правам человека, исчерпав все возможные средства защиты на внутригосударственном уровне.

Понятие субъекта международного права непосредственно связано с оценкой предмета международно-правового регули­рования.

Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, ре­гулируемых правовыми нормами. Соответственно носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, ха­рактеризуются как субъекты права.

В теории международного права получила распространение концепция особого статуса его субъектов. При таком подходе способность участвовать в отношениях, регулируемых междуна­родно-правовыми нормами, рассматривается как предпосылка, но не главная черта субъекта. Основное свойство субъекта - юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязан­ностей, установленных этими нормами. Отличительные черты субъектов международного права, согласно этой концепции, выражаются в том, что они не находятся под чьей-либо властью и юрисдикцией, занимают независимое друг от друга положе­ние.

Такой особый статус признавался прежде всего за государст­вами, поскольку речь шла об участниках межгосударственных отношений, а также за определенными международными (меж­государственными) организациями, государствоподобными об­разованиями, нациями и народами, борющимися против коло­ниализма, за создание собственных государств.

Поскольку физические лица (индивиды) и юридические ли-Ца (хозяйствующие субъекты), находясь под властью и юрис­дикцией соответствующих государств, не обладают независи­мым положением в международных отношениях, их самостоя­тельный международно-правовой статус отрицался.

Современная ситуация, ознаменовавшаяся существенными переменами в самой структуре международных отношений и соответственно в предмете международно-правового регулиро­вания, побудила теорию международного права к совершенст­вованию взглядов при оценке понятия и видов субъектов меж­дународного права.



Нет ничего неожиданного или противоестественного в эво­люции самих международных отношений и перемене подхода к субъектам. Дело в том, что в течение длительного времени ста­тус субъекта признавался только за государствами, а необходи­мым свойством субъекта считался государственный суверенитет (отметим, что еще в начале XX в. на статус субъекта могли пре­тендовать даже не все государства, а только так называемые ци­вилизованные государства или цивилизованные народы).

Не без усилий международным межправительственным ор­ганизациям и особенно борющимся за независимость нациям удалось завоевать «место под солнцем», получить признание в качестве субъектов международного права. Соответственно со­вершенствовалась трактовка понятия субъекта, к которому уже не предъявлялось требование обладания государственным суве­ренитетом. Однако общие условия еще сохранялись.

В настоящее время действующие международно-правовые акты и реальное состояние международных правоотношений обусловливают потребности нового подхода к оценке понятия и категорий (видов) субъектов международного права.

На наш взгляд, есть все основания для того, чтобы распро­странить на международное право понимание субъекта права, принятое в общей теории права, т. е. идентифицировать поня­тие субъекта международного права с юридической возможно­стью участия в правоотношениях, регулируемых международ­но-правовыми нормами, и обладания необходимыми для этого правами и обязанностями. Иначе говоря, освободить понима­ние субъекта международного права от чрезмерных условий, выраженных в требовании особого, полностью самостоятельно­го международно-правового статуса и способности к равно­правному участию в создании норм и к независимому, свобод­ному от чьей-либо юрисдикции их осуществлению.

Если же мы в соответствии с современной трактовкой пред­мета международно-правового регулирования примем характе­ристику субъекта международного права как действующего или возможного участника отношений, регулируемых международ-

§ 1 Понятие и виды субъектов международного права 49

но-правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей 1 , то признаем и связанную с этим подходом реальность вхождения в сферу такого рода от­ношений новых участников - юридических и физических лиц (индивидов), международных хозяйственных объединений и неправительственных организаций, а также - в пределах, до­пускаемых внутригосударственным конституционным и иным законодательством, - составных частей отдельных, прежде все­го федеративных, государств.

Интересное мнение было высказано еще в 1949 г. в одном из консультативных заключений Международного Суда ООН: «...субъекты права, в той или иной юридической системе, не являются обязательно идентичными, поскольку идет речь об их природе или объеме их прав» 2 . И хотя это суждение в конкрет­ной ситуации относилось к правосубъектности ООН, оно, по существу, имеет общее значение.

0 дифференциации объема и характера прав будет сказано ниже. Что же касается различий природы тех или иных субъек­тов, то в литературе принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории - основные (первичные) и производные (вторичные).

Категорию основных (первичных) субъектов составляют преж­де всего и главным образом государства, обладающие государ­ственным суверенитетом и приобретающие в силу своего воз­никновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую все­объемлющий характер.

Категория производных (вторичных) субъектов - это преиму­щественно международные межправительственные организа­ции. Специфика их юридической природы выражается, во-пер­вых, в том, что они порождены - именно как субъекты междуна­родного права - волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (следовательно, их право­субъектность является производной, обусловленной), а во-вто­рых, в том, что содержание и объем их правового статуса опреде-

1 См.: Игнатенко Г. В. Теория права и международное право // Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Ко-рельского, В. Д. Перевалова. М., 2002. С. 524-529.

2 Крылов С. Б. Международный Суд Организации Объединенных Наций. М., 1958. С. 61.

Глава 3. Субъекты международного права

§ 2. Международная правосубъектность

лены в учредительном акте в точном соответствии с предназначе­нием и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализи­рованной). С некоторыми оговорками к этой же категории при­нято относить так называемые государствоподобные образова­ния, т. е. особые исторически сложившиеся политико-религиоз­ные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.

Специальное положение в ряду субъектов международного права занимают нации и народы, борющиеся против колониа­лизма, иностранного господства, за создание собственного го­сударства на базе национального суверенитета.

Вопрос о статусе и видах нетрадиционных субъектов решает­ся, даже при признании их международной правосубъектности, неоднозначно. И все же можно назвать несколько таких субъек­тов. Их участие в правоотношениях, регулируемых международ­но-правовыми нормами, и, следовательно, статус как носителей определенных международных прав и обязанностей представля­ются вполне реальными. Это международные неправительствен­ные организации 1 , международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и индивиды (физические ли­ца). С учетом полномочий, предусмотренных конституциями от­дельных, прежде всего федеративных, государств, определенным международно-правовым статусом характеризуются составные части"этих государств (по терминологии, принятой в отечествен­ном законодательстве, - субъекты РФ).

Имеется достаточно оснований для разграничения в между­народно-правовой системе правосоздающих субъектов и,право-применяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничи­ваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правопри-меняющие, ибо тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм, и 2) субъекты только правоприменяющие, но не обла-

1 Среди международных неправительственных организаций особое место занимает Международный комитет Красного Креста, на кото­рый международно-правовыми актами - Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительными протоколами к ним 1977 г. - возложены определенные функции, имеющие юридически значимое содержание и признаваемые государствами официальные последствия их реализации.

дающие нормотворческой способностью. Кстати, подобное по­ложение существует и во внутригосударственном праве. К пер­вой категории относятся государства, международные органи­зации, в меньшей мере - государствоподобные образования и борющиеся нации; ко второй - индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйст­венные объединения и неправительственные организации.

Иначе говоря, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы. После разработ­ки, подписания и вступления в силу международного договора к его выполнению и к обеспечению его выполнения - наряду с органами и должностными лицами, участвовавшими в процессе заключения договора, - подключаются органы и должностные лица, функции которых так или иначе связаны с предметом до­говорной регламентации. Если учесть и других участников пра­воприменительного процесса, названных выше, то можно кон­статировать, что договор действует и вне системы государствен­ной власти.

По примеру внутригосударственного права возможно деле­ние субъектов по отраслевому признаку. Если субъекты кон­ституционного (государственного) права - это не то же самое, что субъекты гражданского права, а последние в свою очередь не тождественны субъектам административного или уголовного права (при этом имеются в виду не только и, может быть, не столько категории и наименования, сколько особенности пра­вового статуса), то почему не признать, что субъекты права внешних сношений (дипломатического и консульского пра­ва) - это не то же самое, что субъекты права международных организаций или тем более субъекты международного гумани­тарного права (и здесь решающее значение имеет оценка осо­бенностей правового статуса соответствующих субъектов).

Субъект международного права - это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят:

  • 1. государство,
  • 2. международные организации,
  • 3. нации и народы, борющиеся за независимость,
  • 4. государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права - это государства.

Производный субъект международного права - это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность - это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств. Государства являются основными субъектами международного права, поскольку только они обладают суверенитетом. Суверенитет основывается на наличии у субъекта территории и населения. Государства могут создавать новые субъекты международного права. Государство обладает всей полнотой власти на своей территории.

Государственный суверенитет - это право самостоятельно разрешать все вопросы внутренней и внешней политики. На территории государства могут быть сделаны исключения из его суверенитета.

От имени унитарного государства в международных отношениях действуют единые органы этого государства. Административно-территориальные единицы в составе унитарного государства обычно не наделяются правом участия в международных отношениях.

От имени федеративных государств в международных отношениях также участвуют единые федеральные органы, но субъекты федерации могут наделяться правом самостоятельно участвовать в международных отношениях. При этом федерация должна оценивать риск участия ее субъекта в международных отношениях. Если субъекты федерации не могут выполнить принятые на себя международные обязательства, то ответственность за них несет федерация в целом. Обычно субъекты федерации наделяются правом участвовать в социально-экономических отношениях. Субъекты федерации не могут открывать своих дипломатических или консульских представительств за рубежом. Но они могут открывать представительство субъекта (например, торгово-экономическое представительство). В РФ наиболее активным субъектом, участвующим в международных отношениях, является Татарстан.

Конфедеративные государства - это объединение суверенных государств для достижения общих для них целей. Субъекты конфедерации делегируют органам конфедерации свои полномочия, но сохраняют за собой право действовать параллельно с этими органами в международных отношениях. У субъектов конфедерации могут быть свои дипломатические и консульские представительства.

Предел распространения суверенитета государства определяется его государственными границами.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективный характер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных организаций. Юридическая природа международных организаций состоит в том, что они являются производными субъектами международного права, поэтому их правосубъектность в международных отношениях является ограниченной, она зависит от их учредительных документов.

Виды международных организаций:

  • 1) в зависимости от круга участников выделяют универсальные (для всех стран, например, ООН) и региональные (членами которых могут быть государства одного региона, например, Организация американских государств), и межрегиональные (организации, которые объединяют государства смежных географических регионов, например, НАТО)
  • 2) в зависимости от характера полномочий: межгосударственные (не ограничивающие суверенитет государства) и надгосударственные (частично ограничивающие суверенитет государства; вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице ее органов).
  • 3) В зависимости от выполняемых функций: нормотворческие, консультативные, посреднические, операционные, информационные
  • 4) По порядку приема новых членов: открытые (любое государство может стать леном по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)
  • 5) По компетенции: общей компетенции (ООН) и специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения, например, Всемирный почтовый союз)
  • 6) Международные параорганизации (клубы) - например, Большая восьмерка. Международные параорганизации, часто играя значительную роль в международных отношениях, не могут быть включены в классификацию международных институтов, так как не имеют официального статуса - не имеют устава, штаб-квартиры и прочего.

Международная правосубъектность государственноподобных образований. Государствоподобные образования являются производными субъектами международного права. Впервые государствоподобные образования образовались в Средние века и к ним относили города Ганзейского союза.

В международном праве выделяют 2 вида государствоподобных образований: политико-территориальные образования и религиозно-территориальные образования. Политико-территориальные образования (Гданьск, Западный Берлин) - образования, которые наделяются экономической свободой в международных отношениях, у них есть своя территория, свое население. Для создания таких государствоподобных образований есть политические причины; они существуют и учреждаются на основании международного договора.

В настоящее время существуют только религиозно-территориальные образования (Ватикан и Мальтийский остров). Они наделяются полномочиями выступать в отношениях культурного характера. Ватикан и Мальтийский остров являются членами ЮНЕСКО. Не так давно Ватикан стал членом Интерпола. Они могут поддерживать отношения с иностранными государствами. Их представительства не носят политический характер. В Ватикане есть 2 представительские должности: нуций и интернуций - лица, которые представляют интересы Ватикана в иностранных государствах. Нуций формально приравнивается к послу, а интернуций - к консулу. РФ поддерживает отношения с Ватиканом и Мальтийским островом через своего постоянного полномочного представителя при Ватикане и Мальтийском ордене. По своему статусу он приравнивается к послу РФ.

Международная правосубъектность нации, борющихся за самоопределение. Нации, борющиеся за самоопределение, не являются ни основными, ни производными субъектами международного права. Они не могут быть основными субъектами, потому что у них нет суверенного государства. И их нельзя относить к производным субъектам, поскольку они существуют не на основании международного договора, не по воле государств, а по историческим причинам.

Для того, чтобы быть субъектом международного права, нация, борющаяся за самоопределение, должна быть признана в качестве такового. Признание осуществляется Генеральной ассамблеей ООН. Таких наций в настоящее время не существуют.

Нации, борющиеся за самоопределение, следует отличать от национально-освободительных движений, от движений сопротивления, потому что национально-освободительные движения и движения сопротивления борются за освобождение оккупированного государства или части государства, которая была оккупирована.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • соответствующий понятийный аппарат, который позволит правильно использовать полученные знания;
  • понятие, особенности и виды субъектов международного права;
  • понятие и особенности государств как основных субъектов международного права;
  • особенности международной правосубъектности народов, борющихся за государственную независимость;
  • понятие и особенности международной межправительственной организации как производного субъекта международного права;
  • концепции международной правосубъектности иных участников международных отношений;

уметь

  • анализировать, толковать и правильно применять нормы, касающиеся международной правосубъектности;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения но поводу субъектов международного права;
  • принимать решения и совершать юридические действия в ситуациях, касающихся прав и обязанностей субъектов международного права в точном соответствии с основными принципами международного права;
  • осуществлять правовую экспертизу международных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы международной правосубъектности;
  • давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам международной правосубъектности;
  • самостоятельно и правильно составлять международно-правовые документы, касающиеся деятельности субъектов международного права;

владеть навыками

  • работы с международно-правовой терминологией по вопросам субъектов международного права;
  • работы с международно-правовыми актами, касающимися вопросов международной правосубъектности;
  • анализа правовых явлений, юридических фактов, международно-правовых норм и правоотношений, касающихся международноправового статуса конкретных субъектов международного права;
  • анализа правоприменительной практики, в том числе урегулирования спорных вопросов, возникающих в связи с международной правосубъектностью;
  • реализации норм международного права о правах и обязанностях субъектов международного права.

Понятие и виды субъектов международного права

Исторически сложилось так, что в концепциях международного права, доминировавших в период до конца XIX – начала XX в., признавалось, что только государства являются единственными субъектами международного права. Это состояние международно-правовой науки соответствовало реальному положению государств в международной системе, начиная с глубокой древности и вплоть до начала XX в., когда международные отношения были преимущественно сферой межгосударственного взаимодействия. Международное право тогда понималось как система юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами. Для межгосударственных отношений было характерно признание принципов независимости и суверенитета государств, над которыми не существовало какой- либо внешней политической власти.

Государства – единственные субъекты международного права в те времена выступали не только творцами международно-правовых норм, на них также возлагалась задача применения и осуществления норм международного права. Степень убежденности и уверенности в правильности данной концепции субъекта международного права проявилась даже в период действия первой универсальной международной межправительственной организации – Лиги Наций. Создание и функционирование Лиги Наций не повлияло па устоявшиеся взгляды относительно характера субъектов международного права, что нашло отражение в решении ее судебного органа по делу о судне "Лотос" (Франция против Турции), принятом в 1927 г. Постоянная палата международного правосудия в этом решении утверждала, что международное право регулирует отношения между независимыми государствами. Юридические нормы, которые обязывают государства, создаются путем волеизъявления государств, которое выражается либо в договорах, либо в общепринятых обычаях.

Традиционная концепция о том, что только суверенные государства являются единственными субъектами международного права, сегодня не имеет под собой никаких убедительных оснований, так как она перестала отражать современную международную практику. Современная межгосударственная система наряду с государствами включает и ММПО, играющие в ней все возрастающую роль. Самое существенное значение для изменения структуры межгосударственной системы после Второй мировой войны имело создание ООН, деятельность которой показала несостоятельность прежней концепции в новых исторических условиях. Международный суд ООН в своем заключении от 11.04.1949 по вопросу о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН, использовал прямо противоположный подход по сравнению с позицией Постоянной палаты международного правосудия. Международный суд ООН отметил, что на протяжении всей истории международного права его развитие определялось потребностями международной жизни, а постепенное расширение объема коллективной деятельности государств привело к тому, что в ряде случаев появились примеры действий на международном уровне, совершаемых определенными субъектами, не являвшимися государствами. Кроме того, он указал, что в любой правовой системе субъекты права отнюдь не обязательно должны быть идентичны по своему характеру или по объему своих прав; их правовая природа зависит от потребностей сообщества. Это позволило Международному суду ООН признать, что ООН является субъектом международного права. Позднее международная практика позволила распространить этот вывод на все международные межправительственные организации.

Итак, развитие международного права во второй половине XX в. позволяет утверждать, что под воздействием самых различных факторов изменилась существовавшая в прежние эпохи ситуация. Международное сообщество стало универсальным. Сфера вопросов, регулируемых международно-правовыми нормами, значительно расширилась; вырос объем и масштабы коллективной деятельности государств; на мировой арене появились новые субъекты – международные организации (универсальные и региональные), увеличение количества которых является одним из наиболее характерных фактов современных международных отношений. Все это серьезно повлияло на структуру и функционирование международного права.

Современные государства серьезно отличаются от своих предшественников прошлых эпох, они строят свои отношения с гражданским обществом на иных правовых принципах, изменился и сам характер выполняемых ими функций. Развитие международных отношений и международного права все более ограничивает возможности злоупотреблений государствами своими правами. Концепция верховенства международного права сегодня обязывает их действовать с большим вниманием и предосторожностью. Кроме того, в современных условиях в международных отношениях появились проблемы, которые государства неспособны решать в одиночку своими силами и которые требуют от них осуществления постоянного международного сотрудничества в рамках ММПО. Более того, решение подобных проблем сегодня настоятельно требует участия других субъектов международных отношений – так называемых негосударственных образований (ТНК, МНПО и т.д.), роль которых в международной жизни заметно возрастает.

Нельзя не отметить, что вопросы, которые традиционно не относились к сфере регулирования международного права, как например, обращение государства с его гражданами, сегодня регулируются международно-правовыми нормами, что позволяет предполагать, по меньшей мере, в некотором отношении, что человеческая личность также становится дестинатором международно-правовых норм. Об этом же говорит и становление концепции индивидуальной международной уголовной ответственности, позволяющей международным судебным органам привлекать индивидов к уголовной ответственности на международном уровне.

Усиление данных тенденций в международных отношениях привело к новому пониманию международной правосубъектности, которая сегодня уже не может рассматриваться как исключительная характеристика суверенных государств. Государства сегодня не являются единственными субъектами современного международного права, в отличие от ситуации, которая была в прошлом, так как структуры международного сообщества и международного правопорядка сегодня выглядят более сложными, чем они были в прошлом. Таким образом, наряду с государствами, основными (первоначальными) или первичными субъектами международного права, сегодня появились другие – производные (вторичные) субъекты, созданные суверенными государствами, такие как ММПО. Ко второй категории субъектов международного права относятся другие негосударственные учреждения, которые в конкретных условиях являются дестинаторами международноправовых норм, за которыми международное право признает некоторые нрава и налагает на них определенные обязанности, поэтому они обладают определенным ограниченным объемом международной правосубъектности.

Международная практика подтверждает этот вывод. Достаточно обратиться, например, к Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., которая признает возможность существования международных соглашений между субъектами международного права, которые не являются государствами или ММПО (ст. 3 Конвенции). Таким образом, дана Конвенция допускает, что могут существовать субъекты международного права, отличные от государств и ММПО.

В отечественной науке международного права существует две точки зрения относительно круга производных (вторичных) субъектов международного права. Представители первой точки зрения считают, что субъектом международного права являются лица, не только способные участвовать в международно-правовых отношениях, но и юридически способные к самостоятельным действиям в международных отношениях (включая способность создавать международно- правовые нормы и способность независимо от кого бы то ни было их осуществлять). Они признают в качестве субъектов государства, ММПО, государственно-подобные образования и нации или народы, борющиеся за свою независимость (Г. В. Игнатенко, Д. Д. Остапенко, Г. И. Тункин, О. И. Тиунов и др.). Представители второй точки зрения считают, что субъект международного права должен пониматься в том же смысле, как это принято в общей теории права, т.е. как лицо, обладающее возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международным правом. Иными словами, субъект международного нрава – эго носитель международно-правовых прав и обязанностей. При таком подходе количество субъектов международного права значительно расширяется, в их число включаются ТНК, МИПО, индивиды и т.д. (Н. Захарова, Р. А. Мюллерсон, И. П. Блищенко и др.).

Итак, все существующие субъекты международного права могут быть разделены на две большие группы:

  • 1) основные (первоначальные) или первичные субъекты, к которым, прежде всего, относятся государства. Государства в силу своего существования (ipso facto) становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от какой-либо внешней воли, поэтому она носит объективный характер. Па основе их взаимодействия возникает международный правопорядок. Некоторые относят к основным субъектам международного права народы, эволюционирующие в направлении обретения собственной государственности (Ю. Е. Карлов, Ю. М. Колосов), объединяя их с государствами в единую группу суверенных субъектов международного права;
  • 2) производные (вторичные) субъекты, которых иногда именуют несуверенными субъектами международного права, правосубъектность которых носит ограниченный и функциональный характер. Это их качество вытекает из того, что они, либо создаются государствами (как ММПО), либо государства тем или иным способом подтверждают или признают их международную правосубъектность (ТНК или МПК, МИПО, индивиды, некоторые относят к ним народы под колониальным господством и национально-освободительные движения). Их правосубъектность носит ограниченный характер, потому что они создаются или признаются первичными субъектами международного права, которые не наделяют их суверенитетом, дающим полноту международных прав и обязанностей, а лишь признают за ними права действовать в ограниченных, определенных сферах международных отношений. Функциональность их правосубъектности определяется тем, что они наделяются ей для достижения определенных целей и осуществления определенных функций, поэтому в своей деятельности они не могут выходить за пределы предоставленных им прав, а должны стремиться к достижению своих целей теми средствами, которые за ними признаны международным правом или которыми они наделены государствами.