Больничный лист

Закон как основной источник гражданского процессуального права. Гражданский процесс. Гражданское судопроизводство: понятие, виды, стадии

Источник гражданского процессуального права - это внешние формы выражения и закрепления гражданских процессуальных норм.

Источники гражданского процессуального права представляют собой определенные правовые акты, документы, которые содержат в себе процессуальные нормы, регулирующие порядок осуществления правосудия по гражданским делам.

Система источников гражданского процессуального права может быть представлена в виде схемы (схема 1).

Основным, ведущим источником гражданского процессуального права является федеральное законодательство. Именно в федеральных законах главным образом закрепляются гражданско-процессуальные нормы. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это означает, что гражданское судопроизводство не может регулироваться законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 1 ГПК РФ «Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

Главенствующее место в системе российских нормативных правовых актов занимает Конституция РФ, которая имеет прямое действие, в том числе при установлении порядка осуществления правосудия по гражданским делам. В Конституции РФ закрепляются основные фундаментальные положения гражданского судопроизводства.

Так, в ст. 46 закреплено право на судебную защиту прав и свобод граждан, в том числе право на обжалование незаконных решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления; в ст. 47 - право на получение квалифицированной юридической помощи; в ст. 51 - право не свидетельствовать против себя и своих родственников; в ст. 122 - принципы независимости судей, открытости судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон и др.

Иные нормативные правовые акты, в том числе федеральные законы, должны соответствовать Конституции РФ. Если суд при рассмотрении гражданского дела приходит к выводу, что подлежащий применению по делу нормативный акт не соответствует Конституции РФ, то он разрешает дело на основании положений Конституции РФ.

Нормы гражданского процессуального права содержатся также в отдельных федеральных конституционных законах: «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», «О дисциплинарном судебном присутствии» и др.

Порядок осуществления правосудия по гражданским делам главным образом регламентирован Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ), который является основным источником гражданского процессуального права.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

(ГПК РФ) - это кодифицированный федеральный закон, который регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам, осуществляемого судами общей юрисдикции. ГПК РФ состоит из Общей и Особенной частей.

В Общей части (раздел I; гл. 1-10) устанавливаются общие понятия гражданского процесса, определяются правила подведомственности и подсудности гражданских дел, состав и правовое положение участников процесса, судебные доказательства, судебные расходы, процессуальные сроки и судебные вызовы. В разделах II-111 регламентируется порядок рассмотрения гражданских дел в суде первой инстанции, закрепляются виды судопроизводства (исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, особое производство), а также процедура пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу (апелляционное производство) и вступивших в законную силу (кассационное, надзорное производство, производство по новым или вновь открывшимся обстоятельствам).

В разделах IV-VII регулируются особенности рассмотрения гражданских дел с участием иностранных лиц, производство по делам о законности решений третейских судов, а также исполнительное производство.

Помимо ГПК РФ гражданские процессуальные нормы могут содержаться и в иных федеральных законах : «Об исполнительном производстве», «О мировых судьях в Российской Федерации», «О третейских судах в Российской Федерации» и др.

Источниками гражданского процессуального права в ряде случаев могут выступать и подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента РФ («О центральном органе РФ по конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов» от 24 августа 2004 г. №1101), постановления Правительства РФ («О бланках исполнительных листов» от 31 июля 2008 г. № 579), нормативные акты федеральных органов исполнительной власти РФ (приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде»).

Нормы гражданского процессуального права могут содержаться и в регламентах деятельности некоторых государственных или негосударственных органов, рассматривающих некоторые виды гражданских споров («Регламент Дисциплинарного судебного присутствия», «Регламент Третейского суда при ТГП РФ»).

Источниками российского гражданского процессуального права могут выступать также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, к примеру, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая закрепляет право граждан на справедливое судебное разбирательство.

Важное значение в регулировании гражданских процессуальных отношений имеет судебная практика: решения Европейского Суда по правам человека, решения Конституционного Суда РФ о проверке конституционности законов и иных нормативных предписаний, постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Перечислите виды источников гражданского процессуального права.
  • 2. Назовите виды нормативных правовых актов - источников гражданского процессуального права.

Источники гражданского процессуального права делятся на:

1) специальные законодательные акты, регламентирующие гражданский процесс Российской Федерации:

2) нормативные акты, регламентирующие международный гражданский процесс (т. е. судопроизводство с участием иностранцев (иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства):

а) Гаагская Конвенция от 15.11.1965 г. «О вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам»;
б) Гаагская Конвенция 18.03.1970 г. «О получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам»; двусторонние конвенции, заключаемые между Российской Федерацией и иностранными государствами о правовой помощи по семейным, гражданским и уголовным делам, и др.;

3) акты судебного толкования норм гражданского процессуального права(постановления Пленума Верховного Суда РФ , а также обзоры судебной практики, подготовленные Президиумом Верховного Суда РФ с допущением аналогии в гражданском процессе. Данные акты не могут устанавливать новых правил, а лишь дают толкование уже существующих законодательных норм.

Особенностью источников гражданско-процессуального права является их высокий юридический статус.

По юридической силе источники делятся на:

1) Конституцию РФ. Основной объем конституционных норм, действующих в сфере гражданского судопроизводства, содержится в гл. 7 «Судебная власть ». Статья 118 Конституции РФ устанавливает принцип осуществления правосудия только судом, ст. 120 провозглашает независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Статья 123 Конституции РФ раскрывает содержание принципа гласности судебного разбирательства , говорит о состязательности и равноправии сторон;

2) международные договоры Российской Федерации с другими государствами. Статья 1 ГПК РФ устанавливает приоритет норм международных договоров РФ над правилами российского гражданского судопроизводства;

3) Гражданско-процессуальный кодекс РФ – содержит основную часть норм, регламентирующих порядок судопроизводства по гражданским делам. Положения иных законов, регулирующих отдельные гражданские процессуальные отношения, должны соответствовать положениям ГПК РФ;

4) иные федеральные законы: Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральные законы «Об исполнительном производстве », «О судебных приставах», «О мировых судьях в Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О третейских судах в Российской Федерации» и др.

В юридической литературе отмечается многозначность термина источник права.

Юридический источник права в виде письменного документа, закрепляющее правотворческое решение законодателя, т.е. как носитель юридических норм, есть форма существования права. Нормативные акты-документы в наибольшей степени отражают свойства права, достоинства и потенциальные возможности правового регулирования. В числе нормативных актов приоритетное значение имеют законы как акты высшей юридической силы.
Источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы. В частности, согласно п. «о» ст. 71 Конституции и нормам ГК основными источниками
гражданского права являются: 1) нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ст. 7 ГК РФ); 2) Конституция РФ; 3) Федеральные конституционные законы; 2) гражданское законодательство, состоящее из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения (п. 2 ст. 3 ГК); 3) иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, – Указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК); постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ); нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. ЗГК); 4) обычаи (ст. 5 ГК).

Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении
Российской Федерации. Это положение означает, что отношения в сфере действия гражданского права регулируются исключительно федеральными законами. Данное положение также нашло свое отражение в п. 1 ст. 3 ГК РФ. Гражданское законодательство традиционно рассматривается в двух аспектах, смыслах: 1. в широком смысле (такое понимание содержалось в ГК РСФСР 1964г.) в систему гражданского законодательства входят и законы, и подзаконные акты 2. в узком (специальном) смысле (такое понимание содержится в ГК РФ) в систему гражданского законодательства входят только ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Остальные акты, за исключением федеральных законов, в систему гражданского законодательства не входят, а являются иными актами, содержащими нормы гражданского права (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти).

Гражданское законодательство Российской Федерации состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения (п. 2 ст. 3 ГК). При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать нормам ГК. В свою очередь, аналогичные нормы подзаконных актов не должны противоречить как нормам ГК и другим законам, так и актам органов исполнительной власти.

Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории РФ, является фундаментом гражданского законодательства. Порядок применения статей Конституции в судебной практике закреплен в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Нормативные правовые акты Российской Федерации представляют собой акты, имеющие обязательную силу и рассчитанные на неоднократное применение, принятые управомоченными государственными органами, выражающие властные веления, порождающие правовые последствия, создающие юридическое состояние и направленные на регулирование общественных отношений. В зависимости от вида субъекта нормотворчества, нормативные правовые акты классифицируются на законодательные и подзаконные. При этом для нормативных правовых актов важен принцип иерархии, выражающийся в том, что нормативный акт нижестоящего государственного органа не может противоречить закону и акту вышестоящего органа. В системе источников гражданского права выделяются федеральные конституционные и федеральные законы, центральное место среди которых занимает отраслевой кодифицированный нормативный правовой акт – Гражданский кодекс Российской Федерации, составляющий ядро системы гражданского законодательства. Основное назначение ГК РФ заключается в том, что данный нормативно-правовой акт призван обеспечить единство всей системы гражданского законодательства. Приоритет норм ГК выражается в том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу (абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК, других федеральных законах и, тем более, других источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные и федеральные законы, которые
опубликованы в официальных источниках (на сегодняшний день такими источниками являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации).

Иные нормативные правовые акты Российской Федерации и международные акты,содержащие нормы гражданского права. Согласно ст. 3 ГК РФ под иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы
гражданского права, прежде всего, следует понимать подзаконные акты, включающие Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента России (ст. 80–90 Конституции), при этом они не должны противоречить ГК и другим федеральным законам. В свою очередь, постановления Правительства РФ принимаются на основе закона и для его детальной конкретизации в регулировании конкретных правоотношений. Указанные постановления также не должны противоречить ГК, другим федеральным законам и Указам Президента РФ.
Нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться только в случаях и в пределах допускаемых ГК, другими законами и нормативными правовыми актами. Согласно норме п. 9. Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Также к иным нормативным правовым актам, содержащим нормы гражданского права, относятся акты органов власти и управления субъектов РФ и органов местного самоуправления. Компетенция этих органов определяется в соответствии с действующим законодательством о территориальном управлении и местном самоуправлении. Их решения обязательны для всех субъектов гражданских правоотношений, находящихся на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Наряду с национальными (внутренними) законами и иными правовыми актами источниками гражданского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, например, как свобода торговли, мореплавания и др., а также международные договоры Российской Федерации, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции и ст. 7 ГК РФ составной частью правовой системы России. Эти принципы и нормы содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного суда. Под международными договорами понимаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом. Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными и именоваться договором, соглашением, конвенцией, протоколом, обменом письмами или нотами и т. д. Международные договоры, подписанные (ратифицированные) Российской Федерацией, как правило, публикуются в Собрании законодательства РФ, «Российской газете», Бюллетене международных договоров. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание внутри-российского акта. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (п. 2 ст. 7 ГК РФ).

Обычаи. Ранее в ст. 5 ГК РФ речь шла об обычаях делового оборота. ФЗ от 30.12.2012 № 302-ФЗ в ст. 5 были внесены изменения, на сегодняшний день она действует в новой редакции. Термин «обычаи делового оборота» законодатель заменил на более широкое понятие - «обычаи». В соответствии с п. 1ст. 5 ГК РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору. Обычаи всегда принимались во внимание в правовом регулировании гражданских отношений. Значительное место среди обычаев занимают обычаи делового оборота. В ст. 5 ГК РФ приводится определение, содержащее основные признаки обычая. Из сопоставления ст. 5 и 6 Гражданского кодекса следует, что суд или другой правоприменительный орган не только может, но и обязан при обнаружении в правовом акте пробела, который не восполняется договором, применить обычай делового оборота. Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, обобщив соответствующую практику, в своем совместном постановлении от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дали на этот счет следующее разъяснение: под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т. е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т. п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т. п.). Следует подчеркнуть, что в связи с формированием свободного рынка товаров, работ и услуг роль обычая делового оборота как источника регулирования предпринимательской деятельности возросла. Правовое значение обычаев делового оборота состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных актов и договора. В этой связи п. 2 ст. 5 ГК предусматривает, что обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора, не применяются. Один из видов обычаев делового оборота выделен в самом ГК. Имеется в виду норма ст. 427 ГК, которая допускает возможность использования примерных условий, разработанных одним из контрагентов. Эта норма предусматривает, что примерные условия рассматриваются как договорные условия в случаях, когда в самом договоре содержится отсылка к ним. Если же такая отсылка отсутствует, примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота. Для этого необходимо, чтобы подобные условия отвечали требованиям, которые предъявляются в ст. 5 ГК (имеется в виду прежде всего то, что они не противоречат обязательным для сторон положениям законодательства или заключенному сторонами договору), а также в п. 5 ст. 421 ГК (они не противоречат любым применяемым к таким отношениям сторон нормам законодательства, включая диспозитивные).

Обычай следует отличать от обыкновений и практики взаимоотношений сторон в договорных обязательствах («заведенного порядка»). Обыкновения - это также общепризнанные обычаи. Они могут быть даже систематизированными и опубликованными, например, Правила толкования международных торговых терминов «Инкотермс» и Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов. Однако подобного рода правила становятся обязательными для контрагентов только в случае прямой ссылки на них в договоре. Сходным образом и практика взаимоотношений сторон служит лишь подразумеваемым сторонами условием конкретного договора. Возможность использования в предпринимательской деятельности как обычаев делового оборота, так и обыкновений и практики взаимоотношений сторон допускается, наряду со ст. 5 ГК, статьями 6, 221, 309, 421 и 431 Гражданского кодекса, а также ст. 9 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., действующей для России с 1 сентября 1991 г.

Обычаи делового оборота широко применяются во внешнеторговом обороте. Это объясняется в значительной мере тем, что прямые отсылки к ним содержатся в актах, регулирующих порядок разрешения внешнеторговых споров, а также в некоторых международных актах. Так, ст. 9 Конвенции ООН о договорах международной купли- продажи товаров предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и установленной практикой отношений. Не ограничиваясь этим, Конвенция устанавливает: «При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли». Нетрудно заметить различие этой международной нормы и ст. 5 ГК РФ. Имеется в виду как понимание самой сути обычая, так и возможность его применения при отсутствии прямой отсылки к нему в договоре. Основное различие состоит в том, что обычаем делового оборота руководствуются независимо от того, применялся ли он сторонами в их практике и был ли вообще известен сторонам. Указанное обстоятельство позволяет отметить близость обычаев делового оборота к диапозитивным нормам, с той, однако, разницей, что диспозитивные нормы все же пользуются приоритетом (п. 5 ст. 421 ГК РФ). Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что отношения в сфере гражданского судопроизводства регламентируются только федеральными законами. Иными нормативными актами указанные отношения регулироваться не могут. Данное положение Конституции РФ нашло отражение в ст. 1 ГПК РФ, содержащей указание на то, что порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется федеральными конституционными и федеральными законами. Необходимо обратить внимание на то, что ст. 1 ГПК РФ не включает в состав законодательства о гражданском судопроизводстве нормативные указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Из этого следует, что Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства не вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского процессуального права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 1 ГПК). Следовательно, наряду с законами эти правовые акты также должны рассматриваться в качестве источников права. В силу свойственной праву системности его источники образуют взаимосвязанную совокупность, именуемую системой законодательства. Применительно к гражданскому процессуальному праву - это законодательство о судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах обшей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральными законом «О мировых судьях в Российской федерации» (ч. 1 ст. 1 ГПК). Употребляемое в законе словосочетание «порядок гражданского судопроизводства» следует понимать более широко, чем собственно «процедуру» рассмотрения гражданских дел. Законами регулируется обширный круг правовых отношений, возникающих в области гражданского судопроизводства, касающихся системы судов общей юрисдикции, принципов гражданского процессуального права, правового статуса судей, прав и обязанностей участников судопроизводства и т.д.

Нормативные акты, входящие в состав законодательства могут быть не только сугубо специализированными, например, такими как ГПК, но и актами, относящимися к материальным отраслям права и содержащими отдельные процессуальные нормы, используемые судом при рассмотрении гражданских дел. Такую роль, в частности выполняют нормы ГК РФ: об
исковой давности, о допустимости свидетельских показаний и т.п. Как уже нами отмечалось, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Конституция Российской Федерации. В Основном законе закрепляются важнейшие принципы судопроизводства в РФ в целом и в судах общей юрисдикции, в частности. В ст. 19 находит выражение принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом; ст. 120 - принцип независимости судей и подчинению их только федеральному закону; ст. 123 - принципы гласности, состязательности и процессуального равноправия сторон; и др. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). Закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве дел должны руководствоваться Конституцией РФ. Разъяснения по вопросам непосредственного применения конституционных норм содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Так, суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию тогда:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующие права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, принятый после
вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими ее положениями;

в) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения отсутствует (п. 2 Постановления).

Международные договоры. Правила международного договора Российской Федерации, а не нормы внутреннего законодательства, регулирующие иначе, чем в договоре аналогичные правоотношения, применяются, если решение о согласии на обязательность данного договора для России было принято в форме федерального закона. Россия является участницей около сорока многосторонних и двусторонних международных договоров, конвенций, соглашений об оказании правовой помощи по гражданским и коммерческим делам, связывающих международными обязательствами Российскую Федерацию более чем со ста государствами. К наиболее значительным многосторонним международным договорам, содержащим процессуальные нормы относятся: Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1 марта 1954 г.; Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г.; Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г.

Федеральные конституционные законы. В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ Федеральным конституционным законом, определяющим порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции является ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г.). Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе
Российской Федерации» к судам, составляющим систему федеральных судов общей юрисдикции, относятся Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. В этой связи следует сделать вывод о
том, что в законодательство, определяющее порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции входит также и Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.

Гражданский процессуальный кодекс РФ. Центральным актом гражданского процессуального законодательства является Гражданский процессуальный кодекс РФ. ГПК РФ 2002 г., сохранив все оправдавшие себя на практике институты и правовые нормы, ориентирован на совершенствование порядка рассмотрения и разрешения дел в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав граждан. Он содержит новые нормативные положения и модернизированные ранее существовавшие нормы. Изменилась структура Кодекса. В отличие от действующего с июня 1964 г. ГПК РСФСР, состоявшего из 6 разделов, 3 подразделов, 42 глав, 438 статей и приложений, новый ГПК РФ включает в себя 7 разделов, 4 подраздела, 47 глав и 446 статей.
Раздел 1 и подраздел 2 раздела 2 ГПК РФ определяет систему гражданского
судопроизводства и относятся не только к производству в суде первой инстанции, но и к следующим стадиям процесса. В Кодексе существенно изменились положения, касающиеся состава суда. Исключен институт народных заседателей. Дела в судах первой инстанции рассматриваются единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом - коллегиально в составе трех профессиональных судей. В целях устранения «смешения» подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам, четко определена подведомственность дел судам общей юрисдикции (гл. 3 ГПК). При этом сохранено положение, в соответствии с которым, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Иные федеральные законы. К другим федеральным законам, содержащим правовые нормы, касающиеся судебной деятельности, относятся, например, ФЗ «О статусе судей...» от 26 июня 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями), содержащий нормы о порядке назначения и гарантиях независимости судей; Закон РФ «О прокуратуре Российской
Федерации» от 17 января 1992 г. (с посл. изм. и доп.), определяющий полномочия прокурора по участию в рассмотрении и пересмотре гражданских дел.

Законодательство о порядке гражданского судопроизводства у мирового судьи. В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебную систему РФ составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, ГПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, а также ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. определяет требования, предъявляемые к мировому судье; порядок назначения (избрания) на
должность; срок полномочий и компетенцию мирового судьи; прекращение и
приостановление его полномочий и др. Принципиально важным является то, что порядок осуществления правосудия мировыми судьями по гражданским делам устанавливается только федеральными законами. К их числу в первую очередь относится ГПК РФ, а также другие федеральные законы, содержащие процессуальные нормы, применяемые при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Гражданское процессуальное право

На тему: «Источники гражданского процессуального права»


Введение

1 Нормативные источники гражданского процессуального права

2 Нормы международного гражданского процессуального права

3 Действие гражданских процессуальных норм во времени, в пространстве и по кругу лиц

4 Судебная практика в системе источников гражданского процессуального права


Введение

Конституционное право граждан на судебную защиту прав и свобод находит свое закрепление и развитие в гражданском процессуальном законодательстве.

В современных условиях правосудие по гражданским делам приобретает особое значение. Традиционное понятие «гражданские дела» охватывает большое число разрешаемых судами правовых споров и конфликтов, возникающих из различных правоотношений.

Развитие различных форм защиты субъективных прав граждан предполагает необходимость совершенствования процессуального законодательства. В 2002 г. с принятием нового Гражданского процессуального кодекса завершился значительный этап в развитии российского гражданского процессуального права. Обновление норм, регулирующих порядок защиты прав и охраняемых законом интересов, было во многом обусловлено вступлением России в Совет Европы и участием с 1998 г. в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейские стандарты в области защиты прав человека были учтены при разработке действующего ГПК РФ и на сегодняшний день являются своеобразной процессуальной «планкой» не только для высших судебных инстанций, но и для рядовых судей. Осознание необходимости формирования нового правового мышления, ориентированного в первую очередь на признание в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод.

Целью моей работы является рассмотрение источников гражданского процессуального права. Задачами является изучение нормативных источников, норм международного права, как источника гражданского процессуального права, действие гражданских процессуальных норм во времени в пространстве и по кругу лиц, а так же Судебной практики в системе источников гражданского процессуального права.

1 Нормативные источники гражданского процессуального права

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», ГПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, а порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом «О мировых судьях в РФ».

Главенствующим источником гражданского процессуального права является Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч.1. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Значение Конституции РФ состоит в том, что она, во-первых, устанавливает уровень правового регулирования данной отрасли права. Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Субъекты Федерации не вправе принимать, а суды - в случае принятия - применять законы, регулирующие порядок судопроизводства в судах общей юрисдикции. Это относится и к судопроизводству у мирового судьи, который является судом общей юрисдикции соответствующего субъекта РФ.

Во-вторых, в Конституции РФ содержатся положения, которые определяют содержание, характер деятельности суда и его задачи в целом:

Российская Федерация является правовым государством (ст. 1);

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2);

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

В-третьих, в Конституции РФ содержатся положения, определяющие конституционные принципы судопроизводства (положения-принципы): равенства всех перед законом и судом (ст. 19), осуществления правосудия только судом (ст. 118), независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120), гласности, состязательности и процессуального равноправия сторон (ст. 123) и др.

В-четвертых, в Конституции РФ содержатся положения, являющиеся нормами гражданского процессуального права:

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде (ч. 1,2 ст. 46);

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде или тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст.47);

При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 СТ. 50);

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч. 1 СТ. 51), и др.

Суд в гражданском судопроизводстве вправе применять Конституцию РФ как акт прямого действия (ч. 1 СТ. 15 Конституции РФ, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»).

Нормы законодательства о гражданском судопроизводстве содержит и Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ». В нем раскрываются и детализируются конституционные положения о самостоятельности судов и независимости судей (ст. 5), обязательности судебных постановлений (ст. 6), равенстве всех перед законом и судом (ст. 7), гласности в деятельности правосудия (ст. 9), языке судопроизводства (ст. 10).

Названным Законом регулирование гражданских процессуальных отношений на уровне конституционных законов может не закончиться, так как предполагается принятие федеральных конституционных законов о судах общей юрисдикции, об административных судах, о Верховном Суде РФ, в которых наряду с другими будут содержаться и нормы гражданского процессуального права (о подсудности и др.).

Основным кодифицированным источником гражданского процессуального права является Гражданский процессуальный кодекс РФ.

ГПК РФ создан на базе новой Конституции России 1993 г., наиболее важных международных актов, касающихся защиты прав человека (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), и учитывает практику Европейского Суда по правам человека. При его разработке использовался опыт гражданского процессуального регулирования многих зарубежных стран независимо от того, кодифицирована их система права или нет (ФРГ, Франция, США, Великобритания и Т. д.).

ГПК РФ, сохраняя историческую преемственность, основывается на традициях, заложенных Уставом гражданского судопроизводства России 1864 г., ГПК РСФСР 1923 и 1964 гг., а также научными концепциями российских ученых: А. Ф. Клейнмана, М. А. Гурвича, А. А. Добровольского, Н.А. Чечиной, В. К. Пучинского И др. В то же время ГПК РФ содержит отличительные особенности, продиктованные экономическим и социальным развитием современной России, материальным правом и социокультурной спецификой российского общества. В его основе заложено эффективное сочетание индивидуалистических и коллективистских воззрений. ГПК РФ раскрывает содержание принципов гражданского процесса, определяет виды судопроизводства, подробно регламентирует процесс разбирательства гражданских дел в судах общей юрисдикции.

Гражданские процессуальные нормы содержатся в актах регулятивного законодательства, принятых на федеральном уровне (п. «о» СТ. 71, Ч. 1 СТ. 76 Конституции РФ). Например, положение СТ. 9 ГК РФ о возможности граждан и юридических лиц по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им права предполагает возможность распоряжения сторонами своими правами и в самом гражданском процессе: отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения, признание фактов и др.

Для гражданского судопроизводства имеют значение нормы регулятивного законодательства, устанавливающие правила: о допустимости доказательств; о доказательственных презумпциях и бремени доказывания; о том, кто является надлежащим истцом по тем или иным делам; о праве суда в интересах законности выйти за пределы предмета и оснований иска и т. д.

Специальные гражданские процессуальные нормы, содержащиеся в актах регулятивного права, должны соответствовать положениям, принципам законодательства о судопроизводстве в судах общей юрисдикции (ч. 1 СТ. 1 ГПК РФ). Если специальные процессуальные нормы не соответствуют положениям ГПК РФ, то применяются его правила, либо акты, имеющие высшую юридическую силу.

Правило о приоритете положений кодифицированных актов свойственно для так называемых системообразующих кодексов, которые лежат в основе системы отрасли законодательства. Гражданский процессуальный кодекс создает систему гражданского процессуального законодательства, Гражданский кодекс - систему гражданского законодательства. Поэтому необходимость установления соответствия положениям ГПК РФ норм федеральных законов предполагает соответствие актов внутри системы гражданского процессуального законодательства.

В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе производства по гражданскому делу, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Источники гражданского процессуального права – совокупность юридических норм, регулирующих деятельность лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, а также деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей по гражданским делам. Источники в гражданском процессе представляют иерархическую систему. Верховенствующее положение занимает Конституция РФ . Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ. В ст. 118 Конституции РФ закреплено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом . Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов не допускается. В ст. 120, 121, 122, 123 Конституции РФ установлены основополагающие принципы всех видов производств :

1) независимость судей;

2) несменяемость судей;

3) неприкосновенность судей;

4) открытое разбирательство дел во всех судах;

5) состязательность и равноправие сторон.

Следующим источником гражданского процессуального права является ГК РФ , вступивший в действие с 1 января 2003 г. (за исключением глав о кассационном и надзорном обжаловании судебных постановлений, которые вступили в действие с 1 июля 2003 г.). Гражданский процессуальный кодекс РФ – свод норм гражданского процессуального права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления своей деятельности судами, а также в процессе защиты гражданами нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Третье место в иерархической системе источников гражданского процессуального права занимают федеральные конституционные законы и федеральные законы , в той или иной мере содержащие нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения. В частности, такими законами являются Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации»; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»; Федеральный Закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и др.

Постановления Правительства РФ также являются источниками гражданского процессуального права. В ст. 446 ГПК РФ приведен перечень имущества, на которое не может быть наложено взыскание по исполнительным документам. Одним из видов имущества, на которое не может быть наложено взыскание, являются предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши. В исполнительном производстве часто возникает вопрос по поводу передачи арестованного или изъятого имущества на хранение. Также довольно много нюансов встстречается непосредственно в поцессе осуществления изъятия или ареста имущества, которое взыскивается по исполнительным документам. Для решения этих вопросов необходимо обратиться к Постановление Правительства РФ от 7 июля 1998 г. № 723 «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества».

Источниками гражданского процессуального права также являются нормы международных договоров . Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Часть 2 ст. 1 ГПК РФ дублирует данное положение.

В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в РФ (аналогии права).