Прием на работу

Чем занимаются органы местного самоуправления в рф. I. Что такое местное самоуправление и как мы, граждане Российской Федерации, можем осуществлять свое право на местное самоуправление

Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Несмотря на то, что в соответствии с законом 2003 слова местный и муниципальный применяются в одном значении по отношениям к органам местного самоуправления термин орган местного самоуправления и муниципальный орган не являются тождественным. Закон 2003 года называет избирательную комиссию муниципального образования муниципальным органом не входящим в структуру органов местного самоуправления, однако определение муниципального органа законом не устанавливается.

Структуру органов местного самоуправления составляет представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования и иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным. Наличие иных органов местного самоуправления является обязательным только в том случае, если они предусмотрены уставом муниципального образования.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В данном случае самостоятельность обозначает то, что конкретная структура органов в конкретном муниципальном образовании устанавливается его уставом, но в соответствии с нормами федерального закона. В определенных случаях структура органов местного самоуправления должна определяться населением, на местном референдуме. К таким случаям относятся:

    Образование на межселенных территориях нового муниципального образования

    Преобразование муниципального образования.

Понятие, состав структура представительного органа муниципального образования

Представительный орган муниципального образования это выборный орган местного самоуправления наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты действующие на территории муниципального образования.

Наличие представительного органа обязательно в муниципальном образовании. Если численность жителей поселения обладающих избирательным правом составляет менее 100 человек, то представительный орган не формируется, а все его полномочия осуществляет сход граждан.

Непосредственное наименование представительного органа определяется законом субъекта РФ. Представительный орган состоит из депутатов, как правило, избираемых на муниципальных выборах. Исключение может составлять формирование представительного органа муниципального района. Он может формироваться двумя способами:

    На основе муниципальных выборов

    Если в течении одного года представительные органы не менее чем 2/3 поселений входящих в состав муниципального района выдвинут предложение о том, что представительный орган муниципального района будет состоять из депутатов представительных органов поселений и из глав этих поселений, то такой порядок формирования должен быть предусмотрен уставом муниципального района. Норму представительства в этом случае будут определять представительные органы поселений. При этом число депутатов от каждого поселения не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа поселения.

Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования, но тем не менее численность депутатов зависит от численности жителей муниципального образования. Закон 2003 года устанавливает минимальную численность депутатов (посмотреть статью 35).

Возглавляет представительный орган председатель. Как правило, председатель представляет орган в отношениях с населением муниципального образования, с органами территориального общественного самоуправления, с органами местного самоуправления других муниципальных образований, созывает заседания представительного органа, председательствует на заседаниях представительного органа, подписывает документы представительного органа, назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата, других работников представительного органа, дает поручения депутатским комиссиям и комитетам и осуществляет иные полномочия.

Заместитель председателя избирается из числа депутатов, выполняет отдельные поручения председателя, а в его отсутствии исполняет полномочия председателя.

Из числа депутатов в представительном органе создается комитеты или комиссии. Комиссии или комитеты бывают постоянными или временными. Постоянные комиссии в рамках своих направлений осуществляют подготовку заключений по проектам правовых актов, разрабатывают проекты правовых актов, организуют проведение депутатских слушаний и осуществляют иные полномочия. Количество и наименование комитетов или комиссий определяется регламентом представительного органа, но, как правило, в представительном органе создаются комитеты (комиссии) по следующим направлениям: по бюджету, по муниципальной собственности, по муниципальному хозяйству, по социальной защите, здравоохранению, по развитию образования и науки, по местному самоуправлению и так далее.

Численный состав комитета (комиссии) не может быть, как правило, менее 3х депутатов. Депутат не может быть членом более двух комиссий. Депутат может быть председателем только одной постоянной комиссии. Председатель представительного органа и его заместитель не могут быть председателями комиссий. Для подготовки рассматриваемых вопросов комитет или комиссия могут создавать рабочие группы с привлечением представителей государственных органов, научных учреждений, специалистов, ученых и других.

Деятельность временного комитета или комиссии ограничивается конкретным сроком или выполнением определенных задач.

С целью правового, организационного, информационного, материально-технического, финансового обеспечения деятельности представительного органа образуется аппарат представительного органа. Руководитель аппарата назначается председателем представительного органа, а служащие аппарата принимаются на работу председателем представительного органа по представлению руководителя аппарата. Аппарат в себя, как правило: юридический отдел, организационный отдел, пресс-службу, отдел по взаимодействию с органами государственной власти, бухгалтерию и другие подразделения. Сотрудники аппарата являются муниципальными служащими.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.

Основы местного самоуправления – совокупность юридических норм, содержащихся в нормативных правовых актах и закрепляющих основополагающие (базисные) правовые, территориальные, финансово-экономические основы деятельности населения по решению вопросов местного значения.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция, федеральные конституционные законы, ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные нормативные правовые акты.

Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее обязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Система муниципальных правовых актов:

Устав муниципального образования;

Правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

Правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Виды территорий муниципальных образований:

Городское поселение;

Сельское поселение;

Муниципальный район;

Городской округ;

Внутригородские территории городов федерального значения.

Городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселкового характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектами РФ.

Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами РФ.

Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Виды муниципальной собственности:

Имущество, указанное в ч. 2–4 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения;

Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

8.2. Понятие и виды органов местного самоуправления

Орган местного самоуправления – избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органа местного самоуправления:

Представительный орган местного самоуправления;

Глава муниципального образования;

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления);

Контрольный орган муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Численность депутатов муниципального образования не может быть менее:

7 человек – при численности населения менее одной тысячи человек;

10 человек – при численности населения от одной до десяти тысяч человек;

15 человек – при численности населения от 10 до 30 тысяч человек;

20 человек – при численности населения от 30 до 100 тысяч человек;

25 человек – при численности населения от 100 до 500 тысяч человек;

35 человек – при численности населения свыше 500 тысяч человек.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования и в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными правомочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

8.3. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

При отправлении местного самоуправления возможны следующие формы прямого волеизъявления граждан:

1) местный референдум;

2) муниципальные выборы;

3) голосование по отзыву депутата, члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразование муниципального образования;

4) сход граждан;

5) правотворческая инициатива граждан;

6) территориальное общественное самоуправление;

7) публичные слушания;

8) собрания граждан;

9) конференция граждан (собрание делегатов);

10) опрос граждан;

11) обращение граждан в органы местного самоуправления.

Местный референдум – проводимое на всей или части территории муниципального образования голосование граждан (жителей муниципального образования) в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Голосование по отзыву депутата, члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения.

Правотворческая инициатива, с которой выступает инициативная группа граждан, реализуется в порядке нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования по инициативе представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования.

Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования.

Конференция граждан (собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Обращения граждан (индивидуальные и коллективные) направлены на решения вопросов, возникающих у граждан на местном уровне, порядок рассмотрения которых определяется законами субъектов РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

глава 8 Конституции

принципы из статьи 12: В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Понятие местного самоуправления

Действующая Конституция РФ впервые про­возгласила местное самоуправление второй (после государственной деятельности) формой осуществления публичной власти.

В соответствии с ФЗ: Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление - это комплексное, многообразное яв­ление, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:

Как основополагающий принцип осуществления власти в обще­стве и государстве, который определяет систему управления преиму­щественно на местах;

Как право граждан (жителей определенной территории) на само­стоятельное ведение дел местного сообщества;

Как способ организации и осуществления населением власти на местах, который обеспечивает решение вопросов местной жизни под свою ответственность.

Его суть заключается в автономности, самостоятельности населе­ния от органов государственной власти в решении местных проблем.

С одной стороны, местное самоуправление отделено от государст­венного управления. С другой стороны, оно тесно связано с государственным управлением. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными госу­дарственными полномочиями с передачей необходимых для их осуще­ствления материальных и финансовых средств.

В основе местного самоуправления в РФ лежат следующие основные принципы , закрепленные Конституцией РФ и федеральным законодательством.

1. самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения

2. организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Население в соответствии со ст. 131 Конституции РФ самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления.

3. многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

4. соразмерность полномочий местного самоуправления с материально-финансовыми ресурсами. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны в соответствии с п.2 ст.132 Конституции РФ передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Структура и компетенция органов местного самоуправления

Население осуществляет право на местное самоуправление как не­посредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, со­брания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления .

ОМС характеризуются следующими чертами:

    их структура и компетенция определяются населением само­стоятельно;

    они обладают полномочиями на решение?ов местного значения;

    в пределах своей компетенции они издают правовые акты;

    являются юридическими лицами;

    они не входят в систему органов государственной власти.

При всем многообразии органов местного самоуправления Феде­ральным законом «Об общих принципах организации местного само­управления в РФ » 1995 г. выделяются выборные органы, наличие которых признается обязательным, и иные органы муниципального образования.

Структуру органов местного самоуправления составляют:

Представительный орган муниципального образования,

Глава муниципального образования,

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),

Контрольно-счетный орган муниципального образования,

Иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Первые три – обязательные.

2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Представительный орган муниципального образования

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального района :

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся :

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия его председателя.

Полномочия :

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Местная администрация.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Местная администрация обладает правами юридического лица.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Контрольно-счетный орган муниципального образования.

1. Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования.

2. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

Избирательная комиссия муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

2. Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

Многих людей манит власть. У кого-то большие амбиции. Другие же довольны и чем-то небольшим. Давайте рассмотрим, что собой представляют исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, какие у них возможности для деятельности существуют, и также - их работу.

Общая информация

Первоначально давайте разберемся с терминологией. Когда говорят про органы исполнительной власти местного самоуправления, то, как правило, понимают выборные и иные структуры, которые обладают полномочиями на решение вопросов локального значения. Что можно привести в качестве примера? Это муниципальные образования, совет местных депутатов и тому подобное. Они обладают следующими особенностями:

  1. Согласно статье 12 Конституции, они не относятся к системе государственной власти.
  2. В случаях, когда они все же наделяются полномочиями державных структур, то их деятельность ведется под общим контролем. Это предусмотрено статьей 132 Конституции.

Поэтому, хотя обычно и существует разделение на исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, иногда они могут сливаться в одно целое.

О законодательстве

Раз мы уж затронули правовую документацию, то давайте развивать эту тему и дальше. Органы исполнительной власти местного самоуправления в Российской Федерации действуют согласно закону №131-ФЗ от шестого октября 2003 года. В нем четко прописана структура всей системы. Согласно закону, в самоуправление включены такие элементы:

  1. Представительный орган территориального образования.
  2. Местная администрация.
  3. Глава территориального образования.
  4. Контролирующий орган.
  5. Местная администрация.
  6. Иные структуры, что предусмотрены уставом и занимаются местным самоуправлением.

Причем субъекты из первых трех пунктов должны быть обязательно. Местная администрация и глава - это исполнительные органы местного самоуправления в РФ, на которые возложено выполнение как общих законов, так и решений, что принимаются представительным органом. Здесь следует остановиться подробнее. Представительный орган местного управления является выборным. Он обладает правом представлять интересы населения, а также принимать решения от его имени. Следует отметить, что наименование представительного органа может варьироваться зависимо от народных или исторических традиций, как то совет, дума, сход, собрание, рада и тому подобное. Это настолько интересно, что, пожалуй, о нем лучше рассказать дополнительно.

Представительный орган

Он занимается вопросами исключительного ведения. То есть тем, что не требует проведения публичных обсуждений, опросов общественного мнения, референдумов. И эти вопросы может решать исключительно представительский орган. Согласно действующему законодательству, их перечень такой:

  1. Принятие устава территориального образования, внесение в него дополнений и изменений.
  2. Утверждение местного бюджета и отчетность о его исполнении.
  3. Принятие плана и программ развития, работа с отчетами об их исполнении.
  4. Установление, изменение и ликвидация местных сборов и налогов согласно законодательству РФ.
  5. Определение порядка распоряжения и управления имуществом, которое находится в муниципальной собственности.
  6. Выработка подхода принятия решений про создание, реорганизацию и ликвидацию местных учреждений и предприятий, а также установление тарифов на их услуги.
  7. Определение порядка участия в межмуниципальном сотрудничестве.
  8. Принятие решения об отправке в отставку главы территориального образования.
  9. Определение порядка организационного и материально-технического обеспечения деятельности структур местного управления.
  10. Контроль за исполнением должностными лицами обязанностей по решению вопросов территориального значения.

Следует принимать во внимание, что это минимальный перечень полномочий. Они могут быть расширены в определенных случаях. Но сужение полномочий не допускается. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления вместе трудятся на благо и процветание муниципального образования. Когда у них есть достаточно много полномочий, то их роль и значимость значительно возрастают.

Кто формирует представительный орган

Для большинства ответ прост и очевиден - местные депутаты. Но это поверхностно. Давайте разберемся более внимательно, изучим внутреннее строение представительного органа. Следует отметить, что какое оно будет - зависит от местного населения. В Российской Федерации, как правило, наблюдается такая структура:

  1. Руководящее звено. Председатель. Он занимается организацией работы представительного органа, а также ведет заседание. Кроме этого, на председателя возложена обязанность контроля и обеспечения регламента, подписи решений и протоколов заседаний, а также всех иных документов, которые принимаются депутатами. Еще он занимается организацией выполнения решений, координирует деятельность комиссий и решает другие вопросы, что могут быть поручены ему представительным органом или возложены законодательством.
  2. Временные и постоянные комиссии. Занимаются разработкой предложений, чтобы в последующем рассматривать на заседании, подготавливать заключения и проекты, содействовать местным структурам и депутатам в процессе их работы, контролируют деятельность местной администрации.
  3. Территориальные структуры (они же депутатские группы).
  4. Политические фракции на основе интересов и/или идеологии.
  5. Рабочий аппарат.

Представительные и исполнительные органы местного самоуправления должны тесно взаимодействовать для достижения качественного результата. И теперь, когда мы подготовили теоретическую базу, давайте перейдем к скрупулезному изучению основной темы. А именно - будем изучать систему исполнительных органов местного самоуправления. Этому и будет уделено основное внимание во всей оставшейся части статьи.

Что они собой представляют?

Чем является организация исполнительных органов местного управления? Какова их цель? Исполнительные органы осуществляют исполнительно-распорядительные и организационно-управленческие функции. Они работают над исполнением федеральных законов (субъекта) РФ, а также местных нормативных актов. Согласно уставу муниципального образования, они наделены собственной компетенцией. В данном случае необходимо выделить:

  1. Местную администрацию. Если кто-то задает вопрос про исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, то в первую очередь на ум должна приходить именно она. Возглавляется главой муниципального образования (администрации). Занимается исполнением законодательной базы, разработкой проекта бюджета, а также - его исполнением. Кроме этого, администрация управляет муниципальной собственностью. Также она занимается разработкой и внедрением программ социально-экономического развития. К ее структурным элементам относят руководящее звено (в виде главы и его заместителей), аппарат администрации, комитеты, управления и территориальные структурные единицы. Является центром бюрократической жизни муниципального образования.
  2. Главу местной администрации. Деятельность исполнительных органов местного самоуправления под его непосредственным управлением на основе единоначалия. Он несет персональную ответственность за работу администрации. Все исполнительные органы местного самоуправления отчитываются перед ним. Согласно уставу муниципального образования, он может выполнять такие функции, как организация, формирование и исполнение бюджета; руководство учреждениями, организациями и предприятия, что находятся в собственности территориальной общины; обеспечивает соблюдение закона, свобод и прав граждан, отменяет правовые акты подчиненных органов администрации; организуется разработку проектов; применяется меры поощрения или привлечения к дисциплинарной ответственности.

О главе подробнее

Он тоже заслуживает внимания. Федеральный исполнительный орган и местного самоуправления нуждается в контроле и направлении со стороны умелого человека. Поэтому рассматривается несколько вариантов его привлечения. Так, в качестве главы администрации может выступать выборный представитель муниципального образования, или же привлекаться отдельное лицо, с которым заключается контракт. Первый вариант довольно обыденный и заключается в том, что мы сами идем и голосуем за человека. Во втором случае проводится конкурс, и с его победителем заключается контракт. В таком случае должен решаться ряд вопросов, а именно:

  1. Определяется порядок проведения конкурса.
  2. Формируется состав надзорной комиссии. При этом 2/3 ее членов идет от муниципального образования, а еще 1/3 от законодательного органа вышестоящего субъекта Российской Федерации.
  3. Выбирается лицо, которое и будет выполнять обязанности главы местной администрации.
  4. Утверждаются условия контракта.
  5. Формируется структура местной администрации.
  6. Вопрос расторжения контракта.

Теперь немного сместим фокус внимания. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом. Он избирается на муниципальных выборах или представительным органом. Следует отметить, что ему нельзя совмещать статус председателя последнего и главы администрации. Это сделано для реализации принципа разделения властей на местном уровне. Хотя в сельских поселениях допускается совмещение их полномочий. Без подписи главы акты исполнительных органов местного самоуправления недействительны. Кроме этого, у него есть еще ряд полномочий. Их мы сейчас и рассмотрим.

Какие обязанности у главы муниципального образования?

Полномочия исполнительных органов местного самоуправления, как правило, довольно неплохо описываются в их названии. Глава же должен следить за всем. Так, в его обязанности входит:

  1. Представлять муниципальное образование во время взаимодействия с органами местного самоуправления иных территориальных общин, государственной властью, организациями, гражданами. Он может действовать от имени населенного пункта без доверенности. То есть подписывать соглашение, высказывать позицию и прочее, за исключением оговоренных в законодательстве или уставе случаях.
  2. Издает в рамках своих полномочий необходимые правовые акты.
  3. Может созывать внеочередное заседание представительного органа.
  4. Подписывает и публикует в установленном порядке нормативные акты, что принимаются местными депутатами.
  5. Обеспечивает решение и разбор вопросов местного значения.

Эти полномочия принадлежат ему независимо от того, как он был избран и какой орган возглавляет. С помощью устава можно расширить перечень его полномочий. Причем с учетом того, какой орган он возглавляет - исполнительные или представительный. Глава муниципального образования отчитывается и находится под контролем населения территории, а также депутатского корпуса. Если есть желание получить определенные разъяснения или обратиться с какой-то проблемой, то предусмотрены определенные приемные дни и часы. Хотя если населенный пункт не очень большой, то, как правило, для возможности пообщаться достаточно застать его на рабочем месте. Также граждане, желающие тесно взаимодействовать, могут сформировать общественную организацию, которая будет работать с ним.

Еще немного о местной администрации

Она является центром жизни местной бюрократии. Занимается тем, что принимает целевые акты органов исполнительной власти местного самоуправления и воплощает их в жизнь. Местная администрация тесно взаимосвязана и является единой системой, которая работает над обеспечением работы. Следует отметить, что в законодательстве не предусмотрены нормы о возможности прекращения ее полномочий. Это может быть сделано только по отношению к должностным лицам. Следует запомнить, что местная администрация - это орган общей компетенции с правами юридического лица. Она исполняет бюджет, а также представляет на утверждение представительному органу отчет об его исполнении. На местную администрацию возложена обязанность обеспечения функционирования жилищно-коммунального хозяйства, муниципальных учреждений транспорта, здравоохранения, культуры, образования и иных организаций, которые подчиняются им. Также на нее возложено управление и распоряжение имеющейся собственностью. Местная администрация ведет территориальный кадастр, а также проводит техническую инвентаризация не/движимого имущества. Может она выступать и в роли заказчика по муниципальному контракту (но только в порядке и случаях, что установлены представительным органом). Таким образом, покрывается вся потребность в оказании услуг и поставке товаров для муниципальных нужд города. При надобности местная администрация имеет право готовить и передавать представительному органу проекты правовых актов, а также практические рекомендации по оформлению порядка. В случае возникновении потребности могут создаваться в установленном порядке коллегии и рабочие группы, общественные, экспертные и консультативные советы, привлекаться научные организации и отдельные специалисты.

О муниципальных учреждениях и организациях

Это важный момент, который заслуживает пристального внимания. Самый ходовой пример - жилищно-коммунальное хозяйство. Как формируются цены на услуги ЖКХ? Большинство людей считают, что все определяется централизовано. Это верно, но частично. Федеральные центры власти могут установить максимальную и минимальную плату за что-то. Но конкретные показатели зависят от органов местного самоуправления. Так, если вблизи есть озеро с питьевой водой, то из него можно брать воду и подавать в дома людей. Это будет относительно дешево. Если же ничего подобного вблизи нет, то ее приходится доставлять издалека. А на это нужны денежные средства. И, соответственно, это ведет к удорожанию оказываемых услуг. Но жилищно-коммунальное хозяйство - это не единственный пример влияния местной власти на качество и стоимость нашей жизни. Кроме этого, на них лежит еще и организация культурно-массовых мероприятий, определенное поддержание образовательных и медицинских учреждений, а также многое другое. Да, для многих это будет неожиданностью - но множество различных аспектов, которые годами никак не сдвинуться, на самом деле могут быть успешно решены на местном уровне. Для этого существуют довольно обширные возможности. На случай, если поселение не может себя обеспечить самостоятельно, был придуман такой инструмент, как децентрализация полномочий и распределение бюджета. Так, от региональных и местных властных структур зависит размер некоторых видов налогов, процент сумм, которые идут в центральное казначейство и что остаются для использования на благо поселения. В случае если необходимо срочно реализовать определенный проект, а средств на него нет, то практикуется обращение к вышестоящим бюджетам, чтобы они профинансировали потребность. Вот так построена организация исполнительных органов местного самоуправления.

Контроль работы со стороны населения

Увы, но нельзя сказать, что все люди являются субъектами с кристально чистой совестью. Среди представителей органов исполнительной власти часто встречаются недостойные представители рода человеческого, которые злоупотребляют своим положением. Что необходимо делать, дабы не допустить подобное? В этом случае помогает контроль. Человек может самостоятельно периодически обращаться к должностным лицам, чтобы получить интересующую его информацию и сделать соответствующие выводы. Довольно часто встречается объединение в группы и общественные организации, чтобы вместе более активно и полно мониторить положение дел. А что делать в случае, если было выявлено нарушение? На такой случай существует око государево - прокуратура. И при выявлении злоупотреблений необходимо обращаться к ней. Конечно, очень желательно подкреплять свои слова хоть какими-то уликами, которые позволяют прокуратуре побыстрей довести дело до логичного конца.

Внутренняя политика в РФ реализуется на двух уровнях. Ее осуществляют органы государственного и местного самоуправления. На втором уровне формируются исполнительные структуры муниципального значения. Государственное и местное самоуправление отличаются кругом полномочий, сферами их распространения. Муниципалитеты формируют самостоятельное направление реализации внутренней политики РФ. Они независимы от федеральных структур и неподотчетны им. Рассмотрим далее общие принципы организации местного самоуправления.

Основные сведения

Местная власть и самоуправление выступают в качестве одной из форм выражения волеизъявления населения страны. Оно реализуется на уровне МО - в сельских и городских поселениях, городах или их отдельных районах. Местное самоуправление решает вопросы, касающиеся жизни МО. Причем ключевую роль в этом играют граждане, проживающие в пределах конкретного муниципалитета. Волеизъявление населения выражается на выборах, референдумах, собраниях, и пр.

Какие вопросы решает местное самоуправление?

Конституцией, федеральными, региональными законами, а также Уставами МО определен круг проблем, отнесенных к ведению территориальных структур. Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, следует в первую очередь отметить, что в функции административно-территориальных единиц входят распоряжение, владение и пользование их собственностью. Соответственно, в полномочия территориальных структур входит реализация мероприятий по содержанию и эксплуатации нежилого и жилищного фондов. Они определяют перечень объектов, отнесенных к той или другой категории, категории граждан, которые могут получить их в аренду, пользование или собственность. Муниципальные устанавливают порядок предоставления объектов, а также правила их эксплуатации. При этом нормативные предписания должны соответствовать федеральным законам. В качестве ключевых объектов собственности выступают земля, жилые здания, образовательные, культурные учреждения, предприятия здравоохранения, торговли, промышленности и бытового обслуживания.

Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, необходимо отметить важнейшую обслуживающую функцию уполномоченных структур. В их обязанности входит обеспечение надлежащего состояния коммуникационных сетей. В частности, речь об электро-, газо-, водо-, теплоснабжении, водоотведении и канализации. Кроме этого, в задачи структур входят дорожное строительство и содержание трасс, связывающих разные населенные пункты в границах конкретного МО. Нельзя не упомянуть и о том, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере благоустройства территории. В задачи структур входят озеленение улиц, содержание садово-паркового хозяйства.

Финансовый контроль

Далеко не многие знают, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере бюджетного обеспечения. Между тем для надлежащей реализации своих полномочий каждое МО должно иметь на это необходимые средства. В качестве источников доходов выступают:

  1. Сборы и налоги, штрафы, часть государственных отчислений, предусмотренных в ФЗ и Уставе.
  2. Поступления от приватизации либо сдачи в аренду имущества.
  3. Отчисления с прибыли промышленных, обслуживающих, торговых и прочих предприятий.
  4. Дотации.

Общая организация местного самоуправления

Структура системы определена в законодательстве формально. В соответствии с ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации состоит из выборных (избираемых непосредственно гражданами) либо образуемых представительным институтом МО структур. Они наделяются собственными полномочиями. Эти территориальные структуры не входят в систему государственных органов. Для них определяется конкретный перечень направлений работы. Местное самоуправление реализуется на территории всей страны. Границы МО изменяются и устанавливаются по законодательству субъектов РФ.

Виды территориальных структур

Выше мы рассмотрели, какие вопросы решает местное самоуправление в целом. Однако в его структуре образуются службы, учреждения и предприятия, которые наделяются полномочиями в конкретных сферах. Органы территориального самоуправления представляют собой уполномоченные институты МО, образованные для реализации административных функций в пределах его границ в целях развития экономики, социально-культурной сферы, обеспечения интересов населения. Среди основных структур следует выделить:


Обязательным считается наличие выборных структур и администрации. Последняя выступает в качестве исполнительно-распорядительного института. Правила создания, круг и срок полномочий, подконтрольность и подотчетность местных органов определяются в Уставе МО. Наименования территориальной администрации и ее главы, представительной структуры устанавливаются региональным законодательством. При этом учитываются культурно-исторические традиции населенного пункта.

Представительная структура

Местное самоуправление включает в себя выборный институт, наделенный правом представлять интересы граждан и принимать от их имени постановления и прочие нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию МО. Представительная структура включает в себя депутатов. Они выбираются гражданами, проживающими на территории МО по принципу всеобщего, прямого, равного, тайного голосования. Структура считается сформированной при избрании не меньше 2/3 от установленного в Уставе общего числа депутатов.

Направления деятельности

В лице представительных структур местное самоуправление решает проблемы, касающиеся:

  1. Принятия Устава МО, внесения в него дополнений/изменений.
  2. Утверждения бюджета и отчетности по его исполнению.
  3. Установления, изменения и отмены сборов и налогов на территории МО.
  4. Принятия программ и планов развития населенного пункта, утверждения отчетов по их реализации.
  5. Определения порядка распоряжения и управления имуществом, составляющим собственность МО.
  6. Контроля реализации территориальными структурами и их должностными лицами своих полномочий.
  7. Порядка принятия решений, связанных с созданием, ликвидацией учреждений и предприятий МО, а также установления тарифов на их услуги.
  8. Определения правил материально-технического обеспечения работы уполномоченных структур.
  9. Участия МО в организациях межмуниципального взаимодействия.

Прочие полномочия представительных структур устанавливаются ФЗ, а также региональными законами и Уставами.

Глава МО

Это высшее муниципалитета. Глава МО наделяется полномочиями Уставом и является подконтрольным населению и представительной структуре. К его ведению относятся проблемы территориального значения, утверждение приказов о назначении служащих в администрацию. В законодательстве предусматривается порядок досрочного прекращения полномочий главы в случае отставки по личному желанию, отзыва избирателями и в ряде иных ситуаций.

Администрация

Местное самоуправление в Российской Федерации может осуществлять отдельные гос. полномочия. Они определяются ФЗ и региональными нормативными актами. Эти полномочия передаются в первую очередь администрации МО. В качестве руководителя может выступать непосредственный глава муниципалитета либо лицо, назначаемое на эту должность по контракту. Он, в свою очередь, заключается по результатам конкурса. Срок полномочий руководителя определяется в Уставе. утверждается представительным территориальным органом. В нее могут входить функциональные (отраслевые) и прочие отделы.

Права территориальных структур

Вопросы, решаемые органами местного самоуправления, зачастую не терпят отлагательств. В этой связи у уполномоченных структур должны быть соответствующие полномочия, позволяющие устранить те или иные проблемы в кратчайшие сроки. Российское местное самоуправление наделяется рядом прав, которые передаются:


В качестве важнейшего направления реализации функций выступает издание обязательных для исполнения нормативных актов. К ним, в частности, относят постановления и решения, содержащие правила поведения граждан и должностных лиц на территории МО. За невыполнение либо нарушение предписаний предусматривается ответственность.

Особенности распоряжения собственностью

В полномочия местного самоуправления входят:

  1. Управление казной МО - единым нераспределенным денежным фондом.
  2. Определение порядка пользования лесов, водных объектов и земельных участков.
  3. Контроль деятельности муниципальных предприятий.

Уполномоченные структуры вправе:


Дополнительно

Правовая основа функционирования местных органов устанавливается Конституцией в ст. 130-133 и 12, ФЗ, региональном законодательстве. В Уставах МО могут предусматриваться различные должности, в том числе главы администрации и представительных структур. Руководитель муниципалитета может избираться населением, проживающим непосредственно на его территории. Глава МО может также выдвигаться представительным органом из состава своих членов. Избранный населением руководитель вправе председательствовать на заседаниях законодательной структуры, если это предусматривается в Уставе. Продолжительность полномочий главы и выборных лиц представительного органа не может составлять менее двух лет.

Ответственность

Территориальные структуры подконтрольны в первую очередь населению. Они также несут ответственность перед государством в порядке, установленном в законодательстве. Она наступает по решению соответствующей судебной инстанции при нарушении уполномоченной структурой положений Конституции, ФЗ, региональных нормативных актов или Устава МО. Должностные лица привлекаются к ответственности и в случае неисполнения ими либо ненадлежащего исполнения отдельных гос. полномочий. Глава региона вправе издать нормативный акт о снятии с поста главы МО в порядке, определенном законодательством. Это допускается при выявлении нарушений в работе должностного лица по результатам проверки. Период, в который он утверждается, не может быть меньше 1 мес. с даты вступления в действие последнего судебного решения, выступающего в качестве основания для его принятия. Надзор за исполнением положений Конституции и законодательных актов территориальными структурами и их служащими осуществляется прокуратурой и прочими уполномоченными федеральными органами. В нормах предусматривается возможность обжалования действий/бездействий, постановлений и иных юридических документов, изданных территориальными структурами.

Заключение

Местное самоуправление выступает в качестве связующего звена между населением и государством. Ключевой задачей территориальных структур выступает обеспечение благоприятных условий для населения, проживающего на территории МО. Для ее реализации местные органы наделяются соответствующими полномочиями. Вместе с этим территориальные структуры несут ответственность в первую очередь перед гражданами.