Введение …………………………………………………………………….
1 Общие положения …………...........
1.1 Государственный служащий: понятие и виды………..
1.2 Условия назначения пенсии федеральным государственным гражданским служащим……………………………….
1.3 Стаж государственной службы …………………..
2 Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих…
2.1 Понятие государственного гражданского служащего, его права и обязанности …………
2.2 Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих……………………………………………………………………
2.3 Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих субъектов РФ
Заключение ………………………………………………………………..
Глоссарий…………………………………………………………………….
Список сокращений …………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………….…...
Приложение……………………………………………………………...….
ВВЕДЕНИЕ
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При общем равенстве прав на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, исходя из особенностей их правового положения, законодательством предусмотрен иной, отличный от общего, порядок социального обеспечения. Одной из таких категорий являются государственные гражданские служащие.
Специфика государственной службы в РФ как профессиональной служебной деятельности граждан РФ по обеспечению исполнения соответствующих полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус государственных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных характером выполняемой государственными служащими деятельности, предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с государственной службой, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных служащих определенные социальные гарантии в зависимости от вида, продолжительности, условий прохождения государственной службы и положения, занимаемого конкретной категорией государственных служащих в иерархических системах федеральной государственной службы и государственной службы субъектов РФ.
Конституция РФ закрепляет право граждан на равный доступ к государственной службе, из ее статей 19, 32 и 37 вытекает и право граждан на равный доступ к муниципальной службе. Федеральный законодатель, в компетенцию которого входит установление видов пенсий и доплат к ним, определение оснований приобретения права на получение пенсий отдельными категориями граждан и правил исчисления размера соответствующих выплат, должен гарантировать соблюдение минимального правового стандарта пенсионного обеспечения всех муниципальных служащих и одновременно - не допускать произвольное, чрезмерное повышение уровня пенсионного обеспечения. При этом периодически в литературе поднимается вопрос о том, не являются ли дополнительные социальные гарантии для государственных служащих необоснованными привилегиями.
Таким образом, важность вопросов правового регулирования реализации права государственных гражданских на пенсионное обеспечение, а также осуществляемое реформирование системы пенсионного обеспечения (как в целом, так и применительно к государственной гражданской службе) определили выбор темы, объекта, предмета, целей и задач курсовой работы.
Цельюдипломной работы является изучение правового регулирования пенсионного обеспечения в системе государственной гражданской службы в качестве одной из основных государственных гарантий.
Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
Исследовать вопросы пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих;
Проанализировать особенности пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов РФ;
По результатам исследования сформулировать выводы и предложения.
Объектом исследования являются общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную гражданскую службу.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения по государственному пенсионному обеспечению государственных гражданских служащих, а также складывающаяся на их основе правоприменительная практика.
Для решения поставленных задач использовались общие научные методы исследования, такие как системно-структурный и логический, анализ источников и научной литературы, специально-юридические и др.
Нормативной базой при написании работы послужила Конституция РФ, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ и другое законодательство, касающееся темы исследования, судебная практика, касающаяся вопроса исследования. Теоретической основой явились работы таких авторов как Ю.В. Белянинова, Н.И. Воробьев, В.А. Галкин, Л.В. Куревина, М.М. Мокеев, И.Н. Осипова, А.Н. Петров, А.Б. Юдина и др.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка сокращений и списка использованных источников.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Согласно Федеральному Закону от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной) и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, а государственный гражданский служащий субъекта Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
Российская Федерация является нанимателем федерального государственного служащего, а соответствующий субъект РФ -- нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ.
В узком понимании государственный служащий -- это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).
Итак, понятие «государственный служащий» можно определить следующими признаками.
1. Государственный служащий - это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор , согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.
2. Государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.
3. Государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.
4. Государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.
5. Государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).
6. Государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.
7. Деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.
Исходя из всего вышеизложенного можно заключить, что определение понятия «государственный служащий» является прерогативой государства. На современном этапе законотворчества данное понятие получило законченную юридическую форму, что является несомненным шагом вперёд, по сравнению с советским периодом, когда понятие госслужащего было сильно размыто ввиду объективных причин (ввиду отсутствия института частной собственности любой гражданин мог быть частично признан госслужащим, т.к. государство являлось единственным субъектом трудовых правоотношений, имеющим полномочия работодателя.
В зависимости от вида государственной власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различить работающих:
В представительных органах;
Органах исполнительной власти;
Государственный служащий - субъект административного права и субъект государственно-служебных отношений.
В административно-правовой литературе понятие государственного служащего неоднозначно. Его трактуют в широком и узком смысле. В широком смысле - это любое лицо, занимающее должность в любой государственной организации и не занятое непосредственно производительным трудом (врач, учитель, любой другой специалист, директор школы, прокурор, министр и т.п.). В таком понимании служащие обладают следующими общими признаками: работают на благо государства; работают в государственной организации; занимают в ней соответствующую должность; обладают профессиональной подготовкой, позволяющей замещать определенную должность; наделены государственными полномочиями; выполняют определенные государственные функции по занимаемой должности; получают за свой труд установленную государством заработную плату из бюджета.
К государственным служащим в узком смысле относятся служащие государственного аппарата. Они, наряду с общими признаками государственных служащих, обладают специфическими признаками, закрепленными в специальных нормативных актах (законах, положениях), регламентирующих порядок прохождения службы в этих органах.
Между служащими государственного аппарата (государственных органов) и служащими иных государственных организаций имеется существенное различие. «Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией про-
цессов соответствующего производства, социально-культурной деятельности, то есть выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций» 1 .
Признаки служащих государственного аппарата закреплены в статье 8 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» 2: занятие должности в предусмотренном законодательстве порядке в особой государственной организации - органах государственного аппарата; наличие соответствующих полномочий, реализуемых от имени государства.
Служащие государственного аппарата проходят службу в следующих органах: в аппарате Национального Собрания Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, министерств, государственных комитетов и других республиканских органов управления, органов местного управления; в судах, прокуратуре, государственных нотариальных конторах, органах государственного контроля, Национальном банке Республики Беларусь, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, таможенных органах; в других государственных учреждениях, образуемых Национальным Собранием Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь.
К служащим государственного аппарата приравниваются депутаты, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе в Советах всех уровней.
Должности служащих государственного аппарата перечислены в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 12 мая 1994 г. №325 «Об утверждении перечня должностей, соответствующих классам служащих государственного аппарата» с изменениями и дополнениями 3 . Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997. С. 183.
2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 32. Ст. 416;
1994. № 14. Ст. 191; 1995. № 17. Ст. 176.
3 Собрание декретов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 20. Ст. 702; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 45, 56.
К служащим государственного аппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственного аппарата. Перечень таких лиц установлен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 46 от 31 января 1994 г. «Об утверждении перечня категорий работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование государственного аппарата, не относящихся к служащим государственного аппарата» 1 . Ими, в частности, являются:
1) начальник (заведующий) общего отдела, его заместитель, осуществляющие только техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование соответствующего органа государственного аппарата;
2)начальник хозяйственного, административно-хозяйственного отдела и других подразделений с аналогичными функциями, его заместитель;
3)заведующий: архивом, канцелярией, машинописным бюро, копировально-множительным бюро, экспедицией, хозяйством, складом, кладовой, научно-технической библиотекой (библиотекой);
4)старший: инспектор (по неосновной деятельности), статистик, корректор, диспетчер;
5)инспектор (по неосновной деятельности), статистик, корректор;
6)кассир, счетовод, учетчик, дежурный бюро пропусков, агент, библиотекарь, диспетчер, инкассатор;
7)секретарь руководителя органа государственной власти, государственного управления, суда, прокуратуры и его заместителей, секретарь руководителя структурного подразделения этих органов и его заместителей; секретарь: судебной коллегии, судебного заседания, суда;
8)стенографистка, секретарь-стенографистка, машинистка, машинистка диктофонной группы, секретарь-машинистка;
9)делопроизводитель, архивариус, экспедитор, кладовщик;
10)оператор: копировальных и множительных машин, ЭВМ, связи; светокопировщик, стеклографист (ротаторщик), телеграфист, телефонист всех видов связи;
11)комендант, курьер, гардеробщик, уборщица, дворник, кочегар, истопник, лифтер, конюх, рабочий (всех видов профессий), сторож;
1 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1994. № 4. Ст. 39.
12)водитель легкового, грузового автомобиля и других транспортных средств;
13)руководители, специалисты, служащие и рабочие автобаз (гаражей) и других подразделений (организаций), обслуживающих государственный аппарат.
К служащим государственного аппарата предъявляются повышенные требования. Поэтому в соответствии со статьей 9 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» должности в государственном аппарате не могут занимать лица:
1) профессиональная подготовка которых не соответствует квалификационным требованиям;
2) ограниченные решением суда в дееспособности либо признанные недееспособными, а также те, кому судом запрещено занимать эти должности или заниматься определенной деятельностью, а занятие должности в государственном аппарате предполагает осуществление такой деятельности;
3) имеющие в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевание, препятствующее выполнению служебных обязанностей; имеющие не погашенную или не снятую в установленном порядке судимость.
Служащими государственного аппарата также не могут быть лица, не предоставившие декларацию о доходах или указавшие в ней ложные (недостоверные) сведения.
При выяснении перечисленных обстоятельств, препятствующих осуществлению службы в государственном аппарате, даже в случае заключения контракта и фактического начала работы, контракт с лицом прекращается в одностороннем порядке.
Специальные признаки служащих органов финансовых расследований закреплены в Положении «О прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» 1 . Согласно ему, служба в этих органах признается разновидностью государственной службы, а государственными служащими являются лица, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава и занимающих штатные должности в Департаменте финансовых расследований, управлениях Департамента по областям и г. Минску, межрайонных отделах управлений Департамента по областям и г. Минску, а также находящихся в распоряжении Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Го-
1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 46, 1/2630.
сударственную службу в органах внутренних дел согласно Положению «О прохождении службы личным составом органов внутренних дел Республики Беларусь» 1 проходит личный состав органов внутренних дел. К нему относятся служащие органов внутренних дел, которые обладают следующими специальными признаками: имеют специальные звания и занимают штатные должности в органах, учреждениях внутренних дел, учебных заведениях Министерства внутренних дел. Таким образом, на основании анализа указанных положений мы можем сделать вывод о том, что не все работники, осуществляющие трудовую деятельность в этих органах, являются государственными служащими, а лишь обладающие специальными признаками. Работники, не имеющие специальных званий, не проходят службу в органах финансовых расследований или органах внутренних дел, а функционально или организационно-технически обеспечивают их надлежащее функционирование, т.е. они являются государственными служащими в широком смысле слова, но не являются служащими особых государственных органов.
В настоящее время не существует единого нормативного акта, который бы определял понятие государственного служащего, устанавливал перечень видов государственных служащих, их общие признаки и отличия разных видов государственных служащих в зависимости от особенностей службы, регламентировал бы общие вопросы государственной службы во всех государственных органах.
В Российской Федерации, в отличие от Беларуси, эти вопросы более четко урегулированы законодательством – Законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации». По мнению российских ученых, основанному на анализе действующего российского законодательства, «к государственным служащим относятся только лица, замещающие государственные должности в государственных органах, а не любых государственных организациях (например, служащие государственных вузов не считаются государственными служащими)» 2
Государственные служащие наделены совокупностью прав и обязанностей по занимаемой должности, которые производны от компетенции организации, в которой они работают, и включают в
1 Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1994. № 7.
2 Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. С. 199.
себя: задачи, функции по данной должности, соответствующие им права и обязанности, правовые формы деятельности (приказы, распоряжения), организационные отношения с другими государственными служащими и так называемыми третьими лицами. Полномочия государственного служащего отражаются в правовых актах (положениях, инструкциях, трудовых договорах, контрактах).
Одним из признаков государственного служащего является его профессиональная компетентность. Она определяется в трех уровнях: профессиональные знания и умения; организаторские способности и управленческие навыки; личные и морально-психологические качества.
К первому уровню относятся следующие требования: неукоснительное соблюдение Конституции, законов и других нормативных актов; соблюдение норм служебного регламента и своевременное, точное и творческое выполнение своих профессиональных обязанностей; поддержание профессионального уровня и совершенствование управленческих навыков; уважительное отношение к гражданам и своевременное рассмотрение их обращений; сохранение государственной тайны; не совершение действий, затрудняющих работу государственных органов и приводящих к подрыву авторитета государственной власти и др.
Второй уровень профессиональной компетентности требует наличие следующих организаторско-управленческих навыков: умения организовать процесс управления, подбор, расстановку кадров и распределение труда среди подчиненных; планирование, контроль, организацию, координацию и реализацию других управленческих функций; повышение квалификации и управленческих навыков, внедрение передового опыта в управлении и др.
Третий уровень включает следующие требования: аналитичность и системность мышления; ответственность за порученное дело; организаторские способности и гуманистические позиции; требовательность к себе и окружающим; принципиальность, добропорядочность, дисциплинированность, справедливость, настойчивость и упорство в достижении поставленных целей; политическая и индивидуальная культура, высокие морально-этические качества.
Основные требования к личным и деловым качества государственного служащего сформулированы в пункте 6.4 Квалификационного справочника должностей государственных служащих (Постановление Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите № 96 от 21 декабря 1993 г.;
изм. и доп.: Постановление Министерства труда № 25 от 28 марта 1996 г. 1). Согласно ему государственный служащий должен знать:
1. общую социально-экономическую политику, и ситуацию в республике, концепцию развития региона, отрасли;
2.научные и практические вопросы соответствующей области знаний, исходя из сферы деятельности структурного подразделения, а также в определенной мере - смежные с основной деятельностью;
3.отечественный и зарубежный опыт по решению соответствующих проблем;
4.современные методы технологии и организации управленческого труда, применения электронно-вычислительной и другой оргтехники;
5.действующие законодательные и нормативно-методические документы, регламентирующие или регулирующие соответствующую сферу деятельности;
6.основы теории и практики управления, социально-психо- логические аспекты управления, особенности управленческого труда, действующую структуру органов государственного управления в республике, регионе;
7.законодательство о государственной службе, основные права, гарантии, обязанности, ответственность государственного служащего;
8.государственный язык Республики Беларусь;
обладать:
9.чувством высокой ответственности за качественное и своевременное выполнение должностных обязанностей;
10.необходимыми морально-этическими качествами, эмоциональной устойчивостью, тактичностью и доброжелательным отношением при контактах с гражданами и решении их личных вопросов организаторскими способностями;
а руководитель дополнительно должен:
11.планировать и рационально использовать свое рабочее время; организовать труд подчиненных; координировать, регулировать и контролировать их работу;
12.четко ставить перед подчиненными задачи, рационально делегировать им права, полномочия и ответственность;
13.обеспечить расстановку кадров с учетом их квалификационного потенциала и деловых качеств;
1 Архив Министерства труда и социальной защиты.
14.обладать способностью своей манерой поведения и стилем руководства обеспечить нормальный социально-психологический климат в коллективе;
проявлять:
15.производственную дисциплинированность и исполнительность;
16.инициативность и самостоятельность в работе, новаторство, внутреннее побуждение к новым, более эффективным формам деятельности, готовность принимать па себя при необходимости дополнительные функции, ответственность за принимаемые решения;
17.принципиальность и смелость, способность принимать оперативные решения при меняющихся производственных, политических, социально-экономических ситуациях;
18.умение лаконично, аргументировано, четко и в логичной последовательности излагать устно и письменно ми ели, вести деловую переписку.
Поскольку профессиональная компетентность является главным стержнем высококвалифицированной и высокоэффективной государственной службы, постольку целесообразно обеспечение роста профессиональной компетентности каждого работника. Это достигается многими путями, такими, например, как совершенствованием подготовки государственных служащих, а также системы их переобучения и повышения квалификации. Для этого желательно разработать единую, лишенную формализма, систему проверки и подтверждения профессиональных и управленческих навыков государственных служащих. При назначении па должность следует чаще использовать конкурсные отборы.
Основным признаком государственного служащего является занятие им должности в государственной организации. Она определяет права и обязанности, пределы ответственности, профессиональные и иные требования к замещающему ее лицу и к выполняемой им работе, место государственного служащего среди других государственных служащих.
В законодательстве определение должности закреплено в статье 14 Закона «Об основах службы в государственном аппарате»: «Должность служащего государственного аппарата - это предусмотренная актами законодательства либо учрежденная в установленном порядке структурная единица государственного органа, определяющая в зависимости от компетенции данного органа объем полномочий и функций занимающего ее лица». Это опре-
деление содержит в себе все основные признаки должности как организационно-правового и социального явления.
Должность является составной частью органа государственного управления, входит в качестве элемента в его общую структуру и, следовательно, имеет все признаки последней, несущей в себе организационную, правовую и социальную сущность.
Организационный и правовой аспект должности заключается в следующем. Орган государственного управления не является однородным явлением. Он является сложным в структурном плане образованием, состоящим из структурных подразделений, которые включают в себя должности, т.е. должность представляет собой ячейку внутренней организации органа, его низшую ступень.
С точки зрения правовой орган государственного управления наделен компетенцией, которая распределяется между его структурными подразделениями, а внутри структурных подразделений - по должностям.
Таким образом, происходит четкое разделение единого органа на структурные части - должности и разделение труда в нем путем распределения всего объема компетенции по должностям.
Должность это не только статичное, но и динамичное явление. Динамику должности определяет ее социальный аспект. Эффект от существования должности достигается только благодаря ее замещению государственным служащим и осуществлением работы по ней. Объем и характер взаимоотношений служащего с другими служащими - выше- и нижестоящими, находящимися с ним на одной ступени служебной лестницы, работающими с ним в одной организации или нет, иными физическими лицами, определяют социальную сущность должности.
Следовательно, должность - понятие многогранное, несущее в себе социальную, организационную и правовую сущность. Однако она наиболее тесно связана с правом. Это проявляется в том, что должность несет в себе часть компетенции органа, которая регламентируется нормативными актами: законами, положениями, инструкциями и др. Например, Законом Республики Беларусь «О Совете Министров и подчиненных ему государственных органах» предусмотрено наличие должности Премьер-министра и полномочия по ней, Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции Закона от 25 июня 2001 г. 1 предусмотрено наличие и функции бухгалтерии организации, полномочия главного бухгалтера по управлению бухгал-
1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 105, 1/3170.
терией, «Типовым положением о юридической службе предприятия (объединения) в Республике Беларусь» (Приказ Министерства юстиции Республики Беларусь №371 от 24 декабря 1998 г. 1), закрепляются задачи, функции, обязанности, права и ответственность юридической службы предприятия (объединения) всех форм собственности и предусматривается наличие в ней таких должностей, как главный (ведущий) юрисконсульт, юрисконсульт, заместитель руководителя по правовым вопросам.
Чаще всего полномочия по замещаемой должности определяются в служебных инструкциях, а в некоторых случаях - в индивидуальных контрактах, приказах и распоряжениях руководителя.
Все должности, имеющиеся в государственном органе, и их место в его общей структуре фиксируются в специальном официальном документе - штатном расписании.
Таким образом,должность - это важное государственно-правовое установление, обособленная часть организационной структуры государственного органа с частью его компетенции, закрепленная в нормативном акте, замещаемая государственным служащим с целью реализации задач и функций, определенных по ней.
В силу наличия множества должностей их можно классифицировать по нескольким основаниям.
В зависимости от видов органов следует выделять должности, замещаемые в органах законодательной, исполнительной или судебной власти.
По порядку их правового закрепления выделяют должности, существование которых предусмотрено Конституцией (Президент, Премьер-министр), законами (судья, прокурор), положениями и другими нормативными актами (главный бухгалтер, ведущий специалист, референт). Государственный орган может самостоятельно определять должности, существование которых в нем необходимо. Однако в этом случае реальное существование должности возможно только после прохождения полной процедуры ее установления, включающей этапы разработки ее статута (определение наименования, объема полномочий, места в структуре органа), утверждения ее вышестоящим органом, т.е. принятия акта, имеющего юридическое значение (приказ), включения должности в структуру органа посредством ее введения в штатное расписание.
1 Бюллетень нормативно-правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 2.
При замещении должности конкретным государственным служащим говорят о занятых должностях, а при отсутствии на ней работающего государственного служащего - о вакантных.
Таким образом, исходя из изложенного, можно предложить следующее общее определение государственного служащего:государственный служащий - это лицо, работающее на благо государства в государственных организациях, предприятиях, учреждениях, занимающий в них определенную должность с соответствующей частью компетенции, получающий за свой труд установленную государством заработную плату. Труд государственного служащего отличается от труда других работников тем, что он непосредственно не связан с созданием материальных благ, выполнением работ или оказанием услуг материального характера. Его деятельность направлена на организацию, обеспечение работы государственных предприятий (учреждений, организаций), осуществление культурного обслуживания, создание духовных ценностей.
Государственные служащие играют весьма важную роль. В процессе осуществления своей деятельности они в рамках предоставленной им компетенции посредством осуществления возложенных на них функций реализуют государственную политику.
Существуют разные виды государственных служащих. Их можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от видов государственной деятельности служащие могут быть отнесены к государственным служащим органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры. Служащие органов исполнительной власти, в свою очередь, делятся на служащих административно-политической, социально-культурной сфер, сферы экономики.
В зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций государственные служащие делятся на должностных лиц, представителей административной власти, функциональных работников (специалистов), вспомогательный персонал.
Должностные лица - это государственные служащие, совершающие в пределах своих полномочий действия, влекущие юридические последствия, а также обладающие правом приема и увольнения _с работы и руководства подчиненными им государственными служащими (руководители государственных органов - министр, ректор, директор и руководители структурных подразделений - начальники отделов, служб).
Представители административной власти - государственные служащие, наделенные государственно-властными полномочиями
в отношении организационно не подчиненных им по службе лиц - третьих лиц (инспекторы, милиционеры).
Некоторые должностные лица могут быть одновременно и представителями административной власти (например, начальник органа внутренних дел, начальник государственной налоговой инспекции).
Функциональные работники (специалисты) - это государственные служащие, которые непосредственно участвуют в решении
задач, стоящих перед государственной организацией, выполняют работу, определяющую необходимость существования данной организации, являются исполнителями и непосредственно людьми не управляют (экономисты, бухгалтеры, юристы, инженеры, учителя, врачи). Среди специалистов выделяются ответственные специалисты, которые наряду с осуществлением своих специальных функций разрабатывают управленческие решения, после их одобрения руководителем становящиеся обязательными для исполнения другими лицами (главный инженер).
Вспомогательный персонал осуществляет деятельность, которая напрямую не сопряжена с главным назначением организации, а необходима для обеспечения деятельности других государственных служащих данной организации (делопроизводители, машинистки, секретари, кассиры, вахтеры, слесари).
В науке предлагается иное деление государственных служащих. Например, В.Е. Чиркин 1 классифицирует государственных служащих на администраторов, профессионалов, исполнителей, высших технических служащих, канцелярских работников (клерков), субклерков и обслуживающий персонал. Администраторы занимают самое высокое положение среди выделенных им групп государственных служащих и наделены самым широким объемом распорядительных полномочий (заместители министров, главы департаментов, отделов, управлений). Профессионалы (экономисты, юристы) обладают признаками ответственных специалистов предыдущей классификации. Исполнители и высшие технические служащие призваны реализовывать порученные им задания. Некоторые из них могут возглавлять структурные подразделения общего назначения в органах государственного управления (начальник канцелярии). Субклерки и обслуживающий персонал - это технические работники.
1 Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М., 1999. С. 263-264.
Квалификационным справочником должностей государственных служащих (постановление Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите № 96 от 21 декабря 1993 г.; постановление Министерства труда № 25 от 28 марта 1996 г. 1) закреплено деление служащих государственного аппарата по характеру труда на руководителей структурных подразделений государственного аппарата и специалистов (помощники руководителя, советники, консультанты, главные и ведущие специалисты, специалисты 1-й, 2-й категории, специалисты без категории, представитель государства в субъектах хозяйствования с государственной долей собственности).
Общие положения в системе организации государственной службы. Виды государственной службы. Согласно федеральному закону О системе государственной службы РФ от 27.2003 определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный технический
рыбохозяйственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)
Институт Экономики и управления
Реферат на тему:
« Государственный служащий. Виды государственных служащих»
Выполнил:
Студент гр. Эбс-212
Волкова Лидия Вячеславовна
Проверил:
Преподаватель кафедры « БЖД и право»
Галочкина Галина Владимировна
г. Владивосток
2015
Введение.
Согласно федеральному закону « О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ.
Государственная служба- профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий:
- Федеральных органов государственной власти
- Субъектов РФ
- Органов государственной власти субъектов РФ
- Лиц, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами и др. правовыми актами, для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов
- Лиц, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, уставами и т.п, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ
Государственная служба регулируется нормами конституционного, трудового, финансового и др. отраслей права.
Согласно ст. 2 п.1 существует несколько видов государственной службы:
- Государственно-гражданская служба
- Военная служба
- Правоохранительная служба
Согласно ст. 2 п.2 государственная служба подразделяется на:
- Федеральную государственную гражданскую службу
- Государственную гражданскую службу субъекта РФ
- Общие положения в системе организации государственной службы.
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
- Федерализм
- Законность
- Приоритет прав и свобод гражданина, обязательность их признания, соблюдение и защита
- Равный доступ граждан к государственной службе
- Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы
- Взаимосвязь государственной и муниципальной служб
- Открытость государственной службы и её доступность общественному контролю
- Профессионализм и компетентность государственных служащих
- Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Реализация принципов построения и организации государственной службы обеспечивается федеральным законом № 58-ФЗ и другими федеральными законами, рассматривающие особенности обязанностей государственных служащих.
2 Виды государственной службы.
Государственная служба подразделяется на несколько видов:
- Федеральная государственная служба.
- Гражданская государственная служба.
В свою очередь федеральная государственная служба делится на военную государственную и правоохранительную службу.
Федеральная государственная служба- это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению служебных полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающие государственные должности РФ.
Военная государственная служба - вид федеральной государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских или невоинских должностях в Вооруженных Силах РФ, специальных формированиях и органах, осуществляющие оборону страны, на условиях предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.
Правоохранительная государственная служба - вид федеральной государственной службы, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, учреждениях и службах, осуществляющие функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
3 Поступление на государственную службу, её прохождение и прекращение.
На государственную службу по контракту могут поступать граждане:
- Владеющие государственным языком РФ.
- Граждане, достигшие возраста 18 лет.
- Граждане, соответствующие квалификационным требованиям.
Поступление гражданина на государственную службу на замещение вакантной должности осуществляется путем конкурса, а также контракта или договора в соответствии с федеральным законом № 79-ФЗ.
Конкурс на замещение вакантной должности государственной службы не проводится в следующих случаях:
- При заключении срочного служебного контракта.
- При назначении на замещение на определенный срок должности категории « руководители» и «помощники руководителя/ советники».
- При назначении государственного служащего на иной вид государственной службы.
- При назначении на замещение должности категории « руководитель» назначением и освобождением от обязанностей которой осуществляется по приказу Президента РФ или Правительством РФ.
Также конкурс может не проводится при назначении на отдельные виды государственной службы, профессиональная деятельность которых связана с государственной тайной.
Конкурс может не проводится на замещение вакантных должностей государственной службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, на усмотрение нанимателя.
Для проведения конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы создается специальная конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входят:
Официальный представитель нанимателя и/или уполномоченные им государственные служащие.
Представитель соответствующего органа по управлению государственной службы.
Представители научных и образовательных организации в качестве независимых экспертов, приглашаемые органом по управлению государственной службой, по запросу нанимателя. Число независимых экспертов должно ровняться не менее 25 % от числа людей, входящих в конкурсную комиссию.
В случае несогласия с результатами конкурса на замещение вакантной должности гражданин вправе обжаловать решение приемной комиссии.
Для замещения должности государственной службы представитель нанимателя может заключать контракт:
- На неопределенный срок.
- На определенный срок.
Служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающий на государственную службу. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Предельный возраст пребывания на гражданской службе- 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему максимального возраста на гражданской государственной службе, может быть продлен срок пребывания на государственной службе по решению представителя нанимателя и только с согласия самого работника. Но не свыше достижения возраста 65 лет.
По достижении предельного возраста гражданским служащим пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и согласия работника он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющиеся должностью гражданской службы.
Заключение служебного контракта. При поступлении на гражданскую государственную службу гражданин обязан предоставить:
- Заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы.
- Собственную заполненную и подписанную анкету установленной формы.
- Паспорт.
- Трудовую книжку, за исключением, если гражданин впервые устраивается на работу.
- Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
- Свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ.
- Документы воинского учета.
- Документ об образовании и квалификации.
- Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания. При заключении контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющие отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей. После назначения на должность гражданской службы работнику вручается служебное удостоверение установленной формы.
4 Государственный служащий. Классификация государственных служащих.
Государственный служащий гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.
Нанимателем государственного служащего является РФ, нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ является субъект РФ.
Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.
Но состав государственных служащих неоднороден, поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.
- По масштабу деятельности органов государственные служащие могут быть подразделены на федеральных служащих и служащих субъектов РФ. Характер деятельности государственных служащих определяется полномочиями соответствующих федеральных государственных органов (Администрация Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального собрания и т.д).
- По особенностям государственной службы государственные служащие подразделяются на:
- Милитаризированных-это военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой, полиции).
- Гражданских.
Военная служба, как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и порядка.
- В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие законодательной, исполнительной и судебной власти.
Органы законодательной власти выполняют законодательную и контролирующую функции в отношении органов исполнительной власти в пределах Конституции РФ.
Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельности, которые обеспечивают успешное функционирование государственного аппарата. В системе занято более 85% государственных служащих. Главным критерием пригодности для прохождения службы в органах исполнительной власти является профессиональная подготовка на уровне моровых стандартов.
Судебная власть согласно ст. 118 Конституции РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Обеспечение исполнения судебных полномочий возложены на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В».
- По объему должностных полномочий государственные служащие делятся на должностных лиц и государственных служащих, не являющиеся должностными лицами.
Сейчас характер служебно-государственных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих зависит от категорий занимаемых ими государственных должностей.
Поскольку деятельность государственных служащих может иметь различную направленность, то государственно - служебные отношения могут подразделяться на:
- Внутриорганизационные(внутренние).
- Внешние.
Внутриорганизационные отношения- отношения служебной подчиненности внутри данного органа. Такие отношения возникают, изменяются и прекращаются на основе законодательства РФ в связи замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполнительной и судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной внутренних правоотношений является государство в лице государственного органа или должностного лица, которое вправе перемещать на соответствующую должность, а также увольнять гражданина с государственной службы.
Внешними служебные отношения - это отношения, которые складываются между государственным служащим и неподчиненными ему гражданами, государственными и коммерческими организациями в связи осуществлением работником своих служебных обязанностей. Эти обязанности возникают с момента подписания гражданином служебного контракта. Однако в качестве представителя государства может выступать только тот служащий, который наделен государственно-властными полномочиями в сфере исполнительной власти - должностное лицо. К должностным лицам относят работников государственных органов, чьи властные полномочия выходят за рамки этих органов. Их распорядительные полномочия могут распространяться на физических и юридических лиц, организационно неподчиненных им по службе (прокуроры, следователи, сотрудники полиции, налоговой полиции, судебные исполнители, государственные инспектора различных органов, осуществляющих контрольную деятельность).
- В зависимости от срока службы государственные служащие могут поступать на государственную службу:
- На неопределенный срок (например, должность категории «В»).
- На определенный срок (должность категории «Б»), с установленным испытательным сроком.
- В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, государственные служащие подразделяются на пять групп деления должностных полномочий:
- Высшие государственные должности.
- Главные государственные должности.
- Ведущие государственные должности.
- Старшие государственные должности.
- Младшие государственные должности.
- В зависимости от квалификационных разрядов (звания, чины, ранги). Присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающего должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатом квалификационного экзамена или аттестации.
Квалификационные разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной службы. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям. Чем выше ранг, тем выше требования. При продвижении государственного служащего вверх по карьерной лестнице, повышается квалификационный разряд, а значит, повышаются и квалификационные требования.
5 Права и обязанности государственного служащего.
Государственный служащий имеет право :
- На ознакомление с документами, определяющие его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, условия продвижения по службе и организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
- На получении информации и материалов, необходимых для исполнения служебной деятельности.
- На посещение для исполнения служебной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм их собственности.
- На принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями.
- На продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, а также уровня квалификации.
- Знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о его служебной деятельности до внесения их в личное дело, приобщать документы к личному делу.
- На переподготовку(переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.
- На пенсионное обеспечение с учетом стажа работы.
- Вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.
Каждый служащий независимо от занимаемой государственной должности обязан :
- Обеспечивать поддержку конституционного строя и Конституции РФ, реализацию Федеральных Законов, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
- Добросовестно исполнять должностные обязанности.
- Обеспечивать соблюдение защиту прав и законных интересов граждан.
- Исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.
- В пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан, общественных объединений и предприятий, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в пределах своих властных полномочий, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
- Соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией.
- Поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей.
- Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему сведенья в процессе исполнения своих должностных обязанностей.
В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений закон устанавливает некоторые ограничения для государственных служащих.
Государственный служащий не вправе :
- Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, педагогической и иной творческой деятельностью.
- Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
- Состоять членом органа управления коммерческой организацией.
- Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе, подконтролен ему либо подчинен.
- Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового либо информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.
- Получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего.
- Получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с их профессиональной деятельностью, в том числе и после выхода на пенсию.
- Принимать без разрешения Президента РФ награды, звания иностранных государств или международных и иностранных организаций.
- Принимать участие в забастовках.
- Использовать свое служебное положение в интересах политической партии, общественных и религиозных объединениях для пропаганды отношения к ним.
- Быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление, под гарантию государства, на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленным федеральным законом.
Заключение.
Ограничения, связанные с прохождением государственной службы четко регламентированы и не подлежат иному толкованию. В случае несоблюдения данных ограничений представитель нанимателя вправе прекратить государственно-служебные отношения.
Ответственность государственного служащего наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от совершенного противоправного деяния государственный служащий может привлечен следующим видам ответственности:
- Дисциплинарной.
- Материальной (ограниченная или полная).
- Административной.
- Уголовной.
- Гражданско-правовой.
Список литературы.
- гл. 1, Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" {КонсультантПлюс} .
- Федеральный Закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 « О государственной гражданской службе РФ» //СПС КонсультантПлюс.
- http://bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-1/18.htm
- http://bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-3/59.htm
- http://www.aup.ru/books/m228/6_2.htm
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
11176. | Управление карьерой государственных служащих | 94.61 KB | |
С тех пор как Казахстан вступила на путь демократических преобразований в большинстве областей человеческой деятельности на первое место встало совмещение интересов личности и организации. Коснулось это и сферы... | |||
21516. | Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих | 52.16 KB | |
Понятие структура принципы федеральной государственной службы в Российской Федерации. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Поэтому знание различных аспектов построения и функционирования федеральной государственной службы лежащих в ее основе теоретических представлений истории ее возникновения и развития динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен необходимо не только специалистам в области государственного... | |||
18281. | Содержание трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан | 93.66 KB | |
Понятие трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан. Понятие и сущность трудоправового статуса государственных служащих. Содержание трудоправового статуса государственных служащих в Республике Казахстан. Правовая характеристика служебных прав и обязанностей государственных служащих. Социальная и правовая защищенность государственных служащих... | |||
19143. | Социально-политическая ответственность и контроль за законностью деятельности государственных служащих | 34.28 KB | |
Теоретические основы правовой ответственности государственных служащих Российской Федерации. Общая характеристика юридической ответственности государственных служащих. Однако на фоне проведения сущностных и структурных преобразований института государственной службы нормы об ответственности государственных служащих остаются практически в неизменном виде. Усовершенствование норм об ответственности государственных служащих является одним из необходимых условий повышения эффективности их деятельности. | |||
11036. | Подготовка государственных служащих и развитие системы обучения в Республике Казахстан | 105.59 KB | |
Прохождение государственной службы. Роль и место государственных служащих в казахстанской модели государственной службы. Аттестация и обучение кадров государственной службы.. | |||
4727. | Государственный долг и государственный бюджет | 37.57 KB | |
Сущность принципы функции государственного бюджета. Структура государственного бюджета и его сбалансированности. Пути преодоления дефицита бюджета. Современное состояние бюджета РФ. | |||
6119. | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ | 15.23 KB | |
Ознакомить с сущностью государственного кредита формами и методами кредитования государством; основными направлениями управления государственным долгом Задачи: изучить сущность государственного кредита его формы и методы значение международного кредита и понятие государственного долга | |||
309. | Правовой статус муниципальных служащих | 16.6 KB | |
Федеральным законом О муниципальной службе в Российской Федерации установлены права и обязанности муниципальных служащих. Общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации в том числе Трудового кодекса РФ. Муниципальный служащий имеет право на: 1 ознакомление с документами устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы критериями оценки качества... | |||
20357. | Анализ мотивации специалистов и служащих на примере ООО «Дорстройсервис» | 570.98 KB | |
Актуальность дипломной работы заключается в том что мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Система мотивации труда существует для того чтобы у работника появились желание и готовность работать эффективно именно в данной организации. Для того что бы организация функционировала эффективно ее персонал должен быть лучшим из лучших для этого надо создавать привлекательную систему мотивации. Вознаграждения всё... | |||
19783. | Анализ и выработка рекомендаций по совершенствованию стимулирования специалистов и служащих (на примере «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт») | 415.98 KB | |
Стимулирование персонала – настолько важный аспект организации рабочего процесса, хотя бы, в какой–то степени претендующего на эффективность, что на данную тему написано множество книг, создано несколько теорий, изданы миллионы статей, но до сих пор, ответить на вопрос о том, как организовать 100%–но эффективное управление мотивацией персонала, к сожалению нет. |
Они разнообразны. Ряд классификаций государственных служащих является производным от классификаций видов государственной службы. Например, по федеративному признаку государственные служащие могут быть федеральными или государственными служащими субъектов РФ. По функциональному назначению государственные служащие подразделяются на государственных гражданских служащих, военнослужащих и правоохранительных служащих. По особенностям правового статуса и условий прохождения государственной службы государственные служащие подразделяются на гражданских и милитаризованных государственных служащих.
Государственных служащих можно подразделить в зависимости от видов государственных органов , в которых они проходят службу, на государственных служащих органов законодательной, исполнительной и судебной власти и иных государственных органов. Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, палаты Федерального Собрания РФ должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Только такой аппарат способен обеспечивать нормальную работу парламента. Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных служащих. Управление требует, прежде всего, способностей к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения, и другим государственным служащим, участвующим в подготовке таких решений.
Важное значение имеет классификация государственных служащих по объему должностных полномочий , которая предусматривает подразделение государственных служащих па должностных лиц, оперативный и вспомогательно-технический составы:
- – должностные лица – реализуют внутриорганизационные и внешние полномочия государственных органов (особой разновидностью должностных лиц являются представители административной власти, которые реализуют государственно-властные полномочия в отношении лиц, нс подчиненных им по службе);
- – оперативный состав – обеспечивает исполнение полномочий государственных органов путем реализации их задач и выполнения специфических функций данных государственных органов;
- – вспомогательно-технический состав – обеспечивает исполнение полномочий государственных органов путем совершения обеспечительных операций, не реализующих задачи органов, и выполнения общих для любых государственных органов функций (организационных, информационных, документационных, финансово-экономических, хозяйственных и т.п.).
В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопределенный срок, на определенное время, с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу).
Критерием для подразделения государственных служащих являются и классные чины (звания, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации.
Все, что связано с деятельностью государственных гражданских служащих, обычно регламентировано в социальных (этических, организационных, технологических и др.) и правовых нормах, которые составляют социально-правовой статус государственного гражданского служащего. Он возникает на основе соответствующего законодательства в связи с замещением гражданской должности. Именно определенная должность гражданской службы является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего.
Социально-правовой статус гражданского служащего – это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений.
С изменением государственно-служебных отношений изменяется и социально-правовой статус гражданского слу
жащего (например, повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).
Основу социально-правового статуса гражданского служащего составляют восемь групп государственно-служебных норм , определяющих его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность и гарантии. Именно они предопределяют основное содержание государственно-служебных отношений, в которых участвует данный работник.
Статусные нормы устанавливаются обычно не персонально для каждого гражданского служащего, а для должности, которую он замещает, и поэтому производны от задач и функций государственного органа. Эти статусные нормы дифференцируются на две группы: общие и особенные (конкретные, частные). В свою очередь, особенные статусные нормы также делятся на две части: основные и неосновные (дополнительные).
Общие статусные нормы права – это нормы, которые распространяются на всех гражданских служащих, независимо от вида, ветви, категории и группы их должностей.
Особенные нормы права – те, которые устанавливаются в зависимости от этих структур.
При этом особенные статусные нормы определяются, исходя из типовых квалификационных характеристик, а особенные – под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий. Общие статусные нормы закреплены в Федеральном законе № 79-ФЗ.
В ст. 14 указанного Закона дан перечень основных прав гражданского служащего. Гражданский служащий имеет право на:
- 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
- 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
- 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
- 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
- 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
- 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
- 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
- 9) защиту сведений о гражданском служащем;
- 10) должностной рост на конкурсной основе;
- 11) дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;
- 12) членство в профессиональном союзе;
- 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
- 14) проведение по его заявлению служебной проверки;
- 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
- 16) медицинское страхование в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
- 17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
- 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Особенные основные права гражданского служащего также обусловливаются спецификой занимаемой им должности. К их числу относятся, например, право на принятие вторичных подзаконных нормативных актов, распоряжение имуществом, дисциплинарной практикой в отношении подчиненных, визирования по профилю своей деятельности готовящихся в данном органе документов и т.д. Среди особенных дополнительных прав могут быть право технического контроля за исполнением поручений сотрудниками, за состоянием техники безопасности в помещении, использования различной оргтехники, компьютеров и т.д.
Не меньшую значимость в социально-правовом статусе государственного гражданского служащего занимают его служебные обязанности. Статья 15 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает следующие основные обязанности гражданских служащих. Гражданский служащий обязан :
- 1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;
- 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
- 3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- 4) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- 5) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
- 6) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
- 7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;
- 8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
- 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
- 10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
- 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;
- 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Таким образом, мы видим, что обязанности гражданского служащего взаимосвязаны с его правами и в совокупности с ними делают возможным сделать систему государственного управления более эффективной.
Государственные служащие – это совокупность людей, профессионально занимающихся выполнением функций государства. Они образуют государственный аппарат как социально-правовой институт.
Государственный служащий- работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.
Федеральный государственный служащий - работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации:
В случаях, предусмотренных Федеральным законом, может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета;
Может быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).
Государственный служащий в широком смысле - лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле - лицо, занимающее должность в государственном органе.
Должность - это часть организационной структуры государственной организации (штатная единица), которой соответствует часть компетенции государственной организации, предоставляемой лицу, занимающему эту штатную единицу.
Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях.
Виды
1) по функциональному назначению:
- служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятий, учреждений, организаций;
- служащие, деятельность которых подчинена управлению предприятием, учреждением, организацией;
- служащие, совмещающие выполнение двух первых функций.
2) по характеру и объему полномочий (должностных лиц, оперативный состав, технический и вспомогательно-обслуживающий состав):
- представители административной власти – должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования, указания, предписания и применять меры административного воздействия к органам и лицам им неподчиненным (руководители, их заместители);
Должностные лица - государственные служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать властные действия с юридическими последствиями (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т. д.). К ним относятся также служащие, не совершающие подобных действий, но руководящие деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные для исполнения требования (например, руководители структурных подразделений органов управления).
Особый правовой статус среди должностных лиц имеют представители административной власти, которые наделены правом предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия в отношении лиц и организаций, им не подчиненных (главные санитарные врачи, работники полиции, другие должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции).
- оперативный состав – функциональные работники, государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного государственного органа, наделенные полномочиями в сфере выполнения государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридические властные акты в качестве средства управления людьми. Это служащие, которые работают над подготовкой проектов различных решений (юристы, экономисты, начальники отделов и др.);
- технический (вспомогательный состав) – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решения данного государственного органа. Они обеспечивают деятельность оперативного состава. Их служебная деятельность не связана с выполнением действий, влияющих на решения этого органа (технические секретари);
- граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (нотариусы, негосударственные эксперты и др.)
Итак, понятие «государственный служащий» можно определить следующими признаками.
Во-первых, государственный служащий - это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом.
Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.
Во-вторых, государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.
В-третьих, государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.
В-четвертых, государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.
В-пятых, государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).
В-шестых, государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.
В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.
Совокупность упомянутых признаков позволяет сформулировать следующее определение. «Государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус».