Увольнение

Вступают в силу распоряжения правительства рф. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов. Если документ был опубликован без приложений к нему, суд может признать его не вступившим в силу

Закон (как и все иные нормативно-правовые акты) имеет пределы своего действия в следующих основных «измерениях»: во времени, в пространстве, по лицам.

Установление этих пределов - границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения со держащихся в данных актах общеобязательных норм.

Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается - с момента утраты им юридической силы. В одних случаях вступление закона (иных нормативно-правовых актов) в силу связывается с датой его принятия или утверждения. В других случаях вступление закона (иных нормативно-правовых актов) в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования).

Действие закона во времени

Действие закона (иных нормативно-правовых актов) во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Вступление в силу может быть осуществлено одним из следующих способов:

через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;

через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление Закона в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т.д.)

по истечении определенного указанного в другом законе (например в ФЗ от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания») времени после официального опубликования.

Момент утраты юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)

с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

Все остальные способы - способы прекращения правового действия, а не способы прекращения юридической силы. Например: принятие акта большей юридической силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ультраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать).

Действие закона (иных нормативных актов) во времени - наиболее сложные вопросы. Начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в действие закона и прекращение действия закона. И прав был Г.Ф. Шершеневич, определяя границы действия закона во времени когда писал, что закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует его применять, чрезвычайно важен в практическом отношении. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие / В.Н.Хропанюк; под ред. А.Е.Стрекозова. -М.: Омега-Л, 2008. - С.263-265.

Вступление (введение) закона в действие происходит в соответствии со следующими тремя принципами:

а) немедленное действие, когда закон со дня вступления распространяется на все случаи только «вперед» (это особо важно для длящихся отношений, например алиментных); все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает; именно такой порядок использован в гражданском законодательстве.

Согласно статьи 4 ГК РФ, «по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие» Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 08.05.2010). (в области гражданского права существуют и сложные случаи, связанные со значительной юридической силой договоров по частноправовым отношениям; согласно статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров);

б) обратное действие (обратная сила), когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случай и «вперед» и «назад», т.е. и на случаи, которые происходили раньше, в прошлом;

в) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам.

Типичным, нормальным в условиях законности вариантом действия закона является первый - немедленное действие.

Обратная сила закона - исключение, каждый случай придания закону обратной силы должен быть особо оговорен в законе. В соответствии со статьей 54 Конституции закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это правило еще более строго сформулировано в отношении правонарушений: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». В то же время, как сказано в той же статье 54, «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ).

Переживание закона - редкие случаи, связанные со сложными ситуациями, тоже особо оговариваемыми в законе.

Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента (дня) обретения им юридической силы .

Закон приобретает юридическую силу на основе его принятия Государственной Думой в окончательной редакции и одобрения Советом Федерации (конституционный закон - его принятия и одобрения обеими палатами в предусмотренном конституционном порядке, о котором ранее говорилось).

Практически в соответствии со сложившейся практикой закон обретают юридическую силу после его подписания Президентом. С того же времени, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие.

Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени от дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегулирован в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г.; одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 г.).

Во многих случаях законодательный орган одновременно с законом принимает особый акт о порядке вступления в действие данного закона. Так, одновременно с частью первой ГК РФ 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие Кодекса, в том числе отдельные случай обратной силы и «переживания» его отдельных положений.

Таким образом, решающее значение в порядке вступления закона в действие имеют:

Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Здесь, как и в иных случаях, официальное опубликование - не только акт, свидетельствующий о завершении правотворческого процесса, но и, в сущности, даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта.

Общий порядок - закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Вместе с тем самим законом или особыми законодательными актами может быть установлен и другой порядок вступления закона в силу.

При принятии закона может быть предусмотрено, что он вступает в действие непосредственно с момента официального опубликования. В ряде случаев закон вступает в действие по истечении срока, специально предусмотренного при принятии закона. Так, часть первая ГК РФ в соответствии с упомянутым ранее Федеральным законом «О введении в действие…» вступила в силу с 1 января 1995 г. (за исключением положений, для которых данным законом установлены иные сроки введения в действие; например, гл. 4 Кодекса вступила в действие со дня официального опубликования Кодекса, т.е. с 8 декабря 1994 г. - дня опубликования Кодекса в «Российской газете»).

Законы, акты палат Федерального Собрания публикуются не только в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». Они могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, в том числе и в виде отдельных изданий, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Определенные правила установлены в отношении сроков вступления в действие актов Президента и Правительства Российской Федерации. Официальное опубликование этих актов осуществляется в том же самом издании, в котором публикуются законы, акты палат, - в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Нормативные акты Президента вступают в действие по истечении семи дней после их опубликования, а если в акте указан срок вступления в силу, - в указанный срок. Специальный порядок установлен для вступления в действие актов Правительства.

Существуют определенные правила вступления в силу и ведомственных актов. С 1 марта 1993 г. ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер (т.е. акты внешнего действия), проходят регистрацию в Министерстве юстиции и, если иное не предусмотрено законодательством, подлежат официальному опубликованию.

Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) истечение срока, на который был принят закон (таков, в частности, закон о бюджете);

2) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);

3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике).

Судам, иным юрисдикционным органам иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.

Письмо Федеральной налоговой службы от 22 июня 2006 г. N ШТ-6-03/ “О вступлении в силу постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2006 N 283” Федеральная налоговая служба направляет для руководства и использования в работе постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2006 N 283 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914» (далее — Постановление). Одновременно сообщается, что в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.

Постановления правительства

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. 6. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Когда вступило в силу постановление правительства?

А опубликовать их должны не позднее 7-и дней после того, как они были подписаны Президентом. Такой порядок применяется для всех случаев, когда в самом законе или иных подзаконных актах Верхней или Нижней палаты парламента не установлен иной срок начала действия этого закона. Официальных СМИ, которым доверена честь опубликования конституционных законов три: «Парламентская газета», «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

А вот Решения Конституционного суда вступают в законную силу сразу же после того, как были приняты. 3 В соответствии со ст.23 конституционного закона №2-ФКЗ от 17 декабря 1997 г., постановления и распоряжения Правительства РФ вступают в силу после того, как были опубликованы первый раз в одном из названных выше официальных изданий. Эти документы должны быть опубликованы не позднее чем через 15 дней после того, как были приняты.

Какого момента законы вступают в силу

Правительству Российской Федерации: в 2-месячный срок подготовить совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и представить на утверждение Президента Российской Федерации перечень сведений конфиденциального характера; в месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом. 14. Признать утратившими силу акты Президента Российской Федерации по перечню согласно приложению. ПрезидентРоссийской ФедерацииБ.Ельцин Москва, Кремль23 мая 1996 годаN 763 Приложение.

Перечень актов Президента Российской Федерации, признанных утратившими силу Приложениек Указу ПрезидентаРоссийской Федерацииот 23 мая 1996 года N 763 1.

Постановление правительства российской федерации

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ (материалы подготовлены специалистами АО «Консультант Плюс») Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов (далее — НПА). Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений. Наиболее благоприятная ситуация — это когда в НПА указана точная дата либо установлен порядок его вступления в силу.

Но во многих нормативных актах такие нормы отсутствуют.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. 11. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
12.
Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти; Вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования - не подлежащие опубликованию вступают в силу со дня регистрации в Минюсте РФ - Постановления ФКЦБ нормативного характера Вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования - Постановления ФКЦБ, не нуждающие ся в государственной регистрации Вступают в силу по истечении 10 дней с даты официального опубликования, если в них не предусмотрен иной срок вступления в силу - Нормативные акты ГТК РФ Вступают в силу через 30 дней после их опубликования - Приказы Министерства финансов Российской Федерации об ограничении, приостановлении, возобновлении и отзыве лицензий страховщиков Вступают в силу по истечении 10 дней с даты официального опубликования, если в них не предусмотрен иной срок вступления в силу.

Когда вступает в законную силу постановление правительства рф

Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. 7. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу. 8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Как вступает в законную силу постановление правительства рф

О Правительстве Российской Федерации», которым регламентированы полномочия Правительства РФ. Согласно данного закона, по общему правилу, постановления Правительства РФ вступают в законную силу с момента подписания документа Председателем Правительства. Отдельный срок вступления в силу постановлений предусмотрен в случаях, когда постановления затрагивают отношения в сфере регулирования прав и свобод либо регулируют обязанности граждан.
Такие постановления Правительства считаются вступившими в силу с даты официального их опубликования (в пятнадцатидневный срок, начиная с даты подписания Председателем). Принимая Постановления, Правительство реализует свои полномочия в самых разнообразных сферах общественных правоотношений: — в социальной сфере;- в сфере государственной безопасности;- экономической жизни страны и т.д.

Российской газете» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет-портале «Российской газеты» (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение «Редакция «Российской газеты».(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 242.


10.

Сначала - ответ лингвистический. Предлоги - это части речи, которые сами по себе не имеют смыслового значения, но с их помощью другие слова / другие части речи так организуются в предложение, что проявляется их конкретное значение в данной ситуации и получает смысл весь текст, отражается управленческая ситуация. В языке документов (деловой стиль русского литературного языка и соответствующие его подстили, которые требуют точности, краткости и ясности) периоды времени, временные границы, относящиеся к срокам исполнения, срокам действия документов, принято выражать с помощью предлогов «с... по», «к», «с» (они обозначают именно границы периодов, продолжительность). А предлогами «от» и «до» преимущественно обозначаются границы расстояний.

Пример 1

Формулировка временных периодов в документах

Свернуть Показать

На период временного отсутствия генерального директора ООО «Знак» Сидорова П.С. с 10 по 14 ноября 2014 г.;

Руководителям структурных подразделений представить в Управление делами проекты номенклатур дел подразделений на 2015 год к 25.10.2014;

Приказ вступает в силу с даты подписания.

Ответ документоведческий связан с характеристикой распорядительных документов как правовых актов. Приказы, распоряжения и указания издаются на основе единоначалия, а протоколы, решения, постановления издаются на основе принципа коллегиальности. Они содержат правовые нормы, обязательные для исполнения всеми сотрудниками организации, должностными лицами и руководителями подразделений, которые в данных документах названы ответственными исполнителями и контролерами, а также всеми лицами, которые заинтересованы в решении того или иного вопроса или реализации той или иной функции органа управления.

Чтобы правовые нормы соблюдались, они должны быть известны, опубликованы, понятны, доступны исполнителям . В процессе составления распорядительных документов соблюдаются такие же приемы юридической техники, как и при выражении содержания законодательных и иных нормативных правовых актов. Одно из важнейших правил их разработки - определение общего и конкретного срока действия всего нормативного правового акта, его конкретных правовых норм, даты вступления в силу / введения в действие, порядка введения в действие и связанного с ним порядка опубликования.

Руководители организаций в процессе издания распорядительных документов берут пример с законотворческой деятельности и нормо­творческой деятельности исполнительных органов. Именно поэтому в распорядительных документах организаций и даже органов местного самоуправления можно встретить следующие заключительные пункты:

Пример 2

Обозначение момента вступления в силу документа - заимствования из законотворческой и нормотворческой практики не всегда уместны

Свернуть Показать

«Приказ вступает в силу по истечении ста дней после дня его подписания» - очевидно, что решения плохо проработаны, если в поручительском приказе требуется выполнение еще нескольких действий / поручений в качестве обязательных условий его вступления в силу и на это еще нужно предусмотреть продолжительное время;

«Инструкция вступает в силу в день, следующий за днем ее подписания и официального опубликования» - не указан способ опубликования;

«Приказ вступает в силу через десять дней после его подписания и официальной регистрации» - очевидно, в организации должна быть разработана и регламентирована система внутренней регистрации локальных нормативных актов, которая ­оценивается как «официальная», и способы их опубликования.

Но заметьте, что вопросы вступления в силу нормативных правовых актов и сроки их опубликования регламентируются на самом высоком уровне - указами Президента РФ. Например, указом от 14.10.2014 № 668 «О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлены сроки вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов (в течение 10 дней после дня их государственной регистрации), устанавливаются ­определение понятия «официальное опубликование» и порядок ­опубликования.

Поэтому в регламентирующих документах по делопроизводству, например, в регламенте издания распорядительных документов , необходимо отразить разработанные процессы трансляции документов и корпоративной информации в организации. Трансляция - новое понятие, означающее не только опубликование, информирование, не просто доведение до исполнителей, но и способы, применяемые технологии, процессы, ответственность в формировании единого информационного пространства, поскольку сотрудники организации должны понимать, как она управляется. Срок вступления в силу (дата введения в действие) распорядительного документа, помимо конкретности и «исполняемости» ­принятых решений, реально зависит от сроков и порядка их трансляции .

А в заключение хочу напомнить, что дата документа как его реквизит представляет собой:

Поэтому, строго говоря, дата подписания приказа, оформленная в заголовочной части, и должна быть датой вступления его в силу без дополнительного напоминания об этом в тексте (если, конечно, нет необходимости в связи с проведением дополнительных мероприятий сдвинуть дату начала его действия на более поздний срок - вот тогда и нужно ­конкретно ее устанавливать, например: «Приказ вступает в силу с 01.01.2015»).

1. Вступление в силу законов

В праве это, момент с которого закон начинает действовать, применяться на практике. В РФ федеральные конституционные законы, федеральные законы, актыпалат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актамипалат не установлен другой порядок вступления их в силу. В РФ правила вступление в силу законов и опубликования законов установлены ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актовпалат Федерального Собрания».

Согласно ч. 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации государство в лице его органовобязано официально публиковать принимаемые законы. Официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в Российской Федерации закона - федерального или субъекта Федерации, ибо неопубликованные законы не должны применяться.

Таким образом, в ч. 3 ст. 15 Конституции содержится, с одной стороны, веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой - запрет, обращенный к любому правоприменителю, - не применять неопубликованный закон. Правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, суды в силу прямого запрета Конституции не должны применять не опубликованные официально законы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 мая 1994 г. (14 июня 1994 г.) N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Статья 4 этого закона устанавливает, что официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». При этом применительно к «Собранию законодательства Российской Федерации» правоприменителям необходимо иметь в виду не дату подписания издания в печать, обычно указываемую в выходных сведениях, а дату фактического опубликования, в результате которого реально обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Конституция и Федеральный закон от 14 июня 1994 г. не устанавливают срок, в течение которого глава государства направляет подписанный им закон для официального опубликования. Представляется, что такое направление должно осуществляться незамедлительно после его подписания, ибо иное было бы воспрепятствованием законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.

Существуют обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке. Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА. В-третьих, НПА должен быть опубликован в официальном издании полностью.

Таким образом, под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.Официальные источники опубликования: "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 26.10.1999 - "Парламентская газета". Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В пункте 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88, дается более подробное описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации, а именно:

Гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

Механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)).

Согласно пункту 15 тех же Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию :

а) индивидуальные правовые акты;

Персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

Действие которых исчерпывается однократным применением;

Срок действия которых истек;

Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России, устанавливающие:

курсы иностранных валют по отношению к рублю;

изменение процентных ставок;

размер резервных требований;

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

прямые количественные ограничения;

правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Зарегистрированные НПА подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

3. Специальные условия

В ряде случаев законодателем определены специальные условия вступления в силу НПА. При этом даже если в тексте документа указана точная дата вступления в силу, это еще не является гарантией того, что документ начнет действовать с указанной даты. Необходимо, чтобы до наступления этой даты были выполнены все специальные условия, установленные для данного вида НПА. В противном случае документ вступит в силу в более поздний срок.

Исчисление сроков вступления в силу НПА с учетом различных формулировок, указывающих на момент вступления в силу

Нередко в самих нормативных актах определен их порядок вступления в силу. При этом используются самые разнообразные формулировки, указывающие на момент вступления в силу, из них наиболее распространенными в федеральных нормативных правовых актах являются следующие:

По истечении... после дня официального опубликования;

Учитывая, что Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ и Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 7 и 12) допускается установление иного по сравнению с предусмотренными в них правилами порядка вступления в силу НПА, формулировки об условиях и порядке вступления этих актов в силу следует воспринимать максимально внимательно.

В первую очередь нужно различать формулировки "со дня официального опубликования" и "после дня официального опубликования". От этого зависит решение вопроса, в какой день (в день публикации или на следующий день после публикации) вступает документ в силу или какой день считать началом течения срока, если вступление документа в силу связано с истечением определенного срока.

2. Вступление в силу муниципальных правовых актов

1. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

2. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

3. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

В соответствии с Регламентом Законодательного Собрания Иркутской области при отсутствии возражений фракций, депутатских групп, отдельных депутатов, а также представителя губернатора области закон в порядке исключения может быть принят Собранием в целом после обсуждения его в 1-м чтении.

Поправки. Поправки к проекту закона, принятому в 1-м чтении, вносятся в письменном виде в соответствующий комитет. Поправки вносятся в виде текста изменений и (или) дополнений в статьи законопроекта либо предложений об исключении его отдельных пунктов, частей или статей. Поправки не должны противоречить нормам Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Уставу области, в противном случае они не рассматриваются. Поправки к проекту закона, принятому в 1-м чтении, вправе вносить губернатор области непосредственно или его полномочный представитель, депутаты, комитеты, комиссии, фракции и группы депутатов. Областной суд, арбитражный суд области вносят поправки к законопроекту по вопросам их ведения. Поправка, вносимая депутатом, подлежит обязательному рассмотрению Собранием.

Процедура работы с поправками к законопроектам. Комитет Собрания, ответственный (головной) за данный законопроект, изучает поправки и проводит их обобщение. Комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок на предмет их возможного противоречия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Уставу области. Комитет доводит до сведения авторов поправок, признанных в результате экспертизы не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Уставу области, что рассмотрение поданных ими поправок невозможно до внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство и Устав области.

Представители органов и лица, внесшие поправки, вправе уточнять их текст в ходе обсуждения поправок в комитете.

Сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на заседании комитета, который вправе согласиться с ними и включить в текст законопроекта или внести в Собрание предложение об отклонении поправок. После рассмотрения на заседании комитета текст доработанного законопроекта представляется коллегии Собрания для включения в проект повестки дня сессии для 2-го чтения. Вместе с текстом проекта закона, подготовленным ко 2-му чтению, комитетом представляются таблица поправок, рекомендованных к отклонению, и таблица поправок, одобренных комитетом.

По поручению комитета и в соответствии с текстом законопроекта, подготовленного комитетом ко 2-му чтению, аппарат Собрания составляет перечень областных законодательных и иных нормативных актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием областного закона. Текст законопроекта вместе с перечнем законодательных актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием закона, представляется инициатору законопроекта не позднее чем за 30 дней до рассмотрения законопроекта на заседании Собрания.

Передача и подписание губернатором области принятых законов. Принятый Собранием закон передается в течение 10 рабочих дней для подписания и обнародования губернатором области. Губернатор области обязан в течение 10 рабочих дней с момента поступления закона либо подписать его, либо мотивированно отклонить. Если принятый Собранием закон не возвращен губернатором области в течение 10 рабочих дней после передачи ему на подписание, он подлежит введению в действие так же, как если бы был подписан губернатором.

Опубликование актов Собрания. Областные законы и постановления подлежат официальному опубликованию в “Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области”. Контроль за официальным опубликованием нормативно-правовых актов Собрания осуществляет руководитель аппарата. Областные законы и постановления вступают в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования, если не указан срок введения их в действие.

Принятие федеральных законов в России осуществляется по определенным правилам. Нормативными актами предусматривается несколько стадий, которые должен пройти документ перед его утверждением. Рассмотрим далее.

Общие сведения

Принятие законов в России осуществляется Госдумой. После утверждения они направляются в СФ для одобрения. В случае отсутствия нареканий со стороны Совета Федерации, закон передается на подпись президенту. После этого нормативный акт официально обнародуется. Таким образом, достаточно сложный. Это обусловлено необходимостью исключить создание непродуманных, скороспелых, а в ряде случаев и ошибочных нормативных актов. Кроме этого, процедура рассмотрения и принятия федерального закона Госдумой позволяет решить вопрос, касающийся финансирования его исполнения. Установленные правила направлены на недопущение противоречий в существующей правовой системе.

Законодательный процесс в РФ

Он предполагает совершение определенных действий уполномоченными госорганами. Процедура принятия закона проходит четыре этапа . На первом реализуется правотворческая инициатива. На следующем этапе происходит чтение законов в Госдуме . Как правило, оно осуществляется трижды. После внесения всех поправок и утверждения депутатами, акт направляется в СФ. Далее, как выше было сказано, акт подписывается президентом.

Инициатива

Ею обладает президент, СФ и его члены, депутаты Госдумы, правительство РФ. Кроме этого, правотворческой инициативой наделены представительные органы регионов, КС, ВС, ВАС. При этом суды могут предлагать правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. По своей сути, инициатива представляет собой право ряда органов и их служащих вносить законопроекты на обсуждение. Это действие порождает обязанность Высшей представительной структуры страны изучить их. Круг субъектов, обладающих инициативой, достаточно узкий. Обуславливается это рядом важных обстоятельств. В первую очередь, расширение перечня субъектов приведет к тому, что Высший представительный орган будет тратить большое количество времени на решение вопросов об отклонении или принятии предложений. Кроме этого, указанные выше структуры и должностные лица располагают необходимым объемом сведений о социальной жизни в государстве, чего нельзя сказать о многих других госструктурах и гражданах.

Подготовка

Любой новый закон должен соответствовать действительности, отражать решения, адекватные существующим условиям. Соответственно, подготовка нормативного акта начинается с выявления наиболее актуальных социальных потребностей. При этом осуществляется всестороннее изучение практики, предложений госструктур, научных данных, мнений политических объединений, прочих общественных организаций, а также граждан. Новый закон могут подготавливать разные органы. Как правило, применяется отраслевой принцип. Он предполагает, что подготовку конкретного предложения осуществляет структура, занятая в соответствующей области. Между тем, специалисты считают такой подход не всегда безупречным. В некоторых случаях формируется специальная комиссия.

Процедура принятия и изменения закона

Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит . Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе - тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье - одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого - также в 14-дневный период - документ предается президенту.

Одобрение в СФ

Законодательный процесс в РФ включает в себя стадию рассмотрения акта в Совете Федераций. СФ может одобрить или отклонить документ. Для утверждения акта необходимо больше 50% голосов от общего числа членов. Одобрение конституционных законов осуществляется 3/4 голосов.

Подписание президентом

Процедура принятия закона не будет считаться соблюденной, если акт не был рассмотрен главой страны. Даже если документ был одобрен СФ, при отсутствии подписи первого лица государства он не имеет юридической силы. При этом президент имеет право наложить вето. Если акт отклонен главой государства, он возвращается в Госдуму для доработки. Однако вето может быть снято, если в ранее утвержденной редакции за документ проголосует больше 2/3 депутатов ГД и членов СФ. В такой ситуации Президент обязан подписать нормативны акт в недельный срок.

Опубликование

Принятие законов в РФ завершается обнародованием. Акт, подписанный Главой страны, публикуется в официальных источниках в недельный срок. Если в документе не закреплены другие условия вступления в действие, то документ обретает юридическую силу через 10 дней после обнародования. Утвержденные и подписанные нормативные акты размещаются в общедоступном печатном издании официального характера. Ими являются, в частности, "Российская газета", "Собрание законодательства РФ". Опубликование необходимо для ознакомления общества с утвержденным актом. В противном случае нельзя применять санкции за нарушение норм, о которых субъекты не знают, и вообще, требовать выполнения установленных предписаний.

Специфика правил

Рассмотрим некоторые особенности принятия законов . Ключевые положения, касающиеся рассмотрения актов, закреплены в Регламенте ГД. В этом документе установлено, что изучение закона осуществляется в трех чтениях. В ходе первого исследуются только принципиально важные, ключевые положения документа. Если разногласий по ним у депутатов нет, акт передается со всеми первоначальными поправками в профильный комитет парламента. Этот орган ответственен за подготовку и прохождение закона на обсуждение. На комитет возлагается также обязанность доработать акт с учетом замечаний и предложений. После завершения работы, документ передается в ГД на второе чтение. Как выше было уже сказано, на этой стадии происходит детальное изучение норм с внесенными поправками. При отсутствии разногласий проект снова отправляется в тот же профильный комитет. На последней стадии рассмотрения не допускается внесение поправок и предложений, затрагивающих содержание документа. В третьем чтении могут вноситься корректировки редакционного характера. На завершающей стадии рассмотрения депутаты принимают решение об окончательном одобрении или не одобрении акта.

Действия СФ

Законодательство и регламент работы СФ предписывают рассматривать акты в течение двух недель. Между тем некоторые документы могут и не изучаться СФ. В этом случае они автоматически считаются одобренными и направляются далее президенту. При этом установлен перечень актов, рассмотрение которых обязательно для СФ. К ним относят, в первую очередь, конституционные законы. Эти акты должны быть детально изучены в СФ. Кроме этого, обязательному рассмотрению подлежат документы, касающиеся:

  1. Федерального бюджета, налогов и сборов.
  2. Вопросов таможенного, эмиссионного, кредитного, валютного, финансового регулирования.
  3. Статуса и защиты госграницы страны.
  4. Мира и войны.
  5. Денонсации и ратификации международных соглашений с участием России.

Урегулирование разногласий

Принятие федеральных законов далеко не всегда происходит с первого раза. В ряде случаев между СФ и ГД возникают разногласия. Точнее, Госдума не всегда согласна с причинами отклонения СФзакона. В такой ситуации формируется согласительная комиссия. После преодоления разногласий законопроект направляется на повторное рассмотрение. При этом, если при следующем голосовании за документ выступило не меньше 2/3 депутатов от общего их числа, он будет считаться утвержденным.

Вето президента

После одобрения закона обеими палатами он поступает на подпись к главе государства. В 14-дневный срок президент его или подписывает, или отклоняет. Вето выступает в качестве одного из инструментов сохранения баланса власти. Оно направлено на сдерживание законодательной ветви. Суть вето состоит в отказе президента ставить свою подпись в документе. Соответственно, он не получит юридической силы, даже если будет обнародован.

Виды отказа

Вето может быть относительным или абсолютным. В последнем случае парламент не имеет возможности его преодолеть. Соответственно, закон больше не поступает на рассмотрение. Абсолютным вето обладал император России. Относительный отказ может преодолеваться парламентом. Процедура принятия закона предусматривает определенные правила для снятия вето. Если в 14-дневный срок президент отклонил документ, то ГД и СФ вновь рассматривают его. В случае если при повторном обсуждении закон получит одобрение не менее чем 2/3 от общего состава парламента, Глава страны обязан его подписать. При этом утвержден должен быть акт в первоначальной (отклоненной президентом) редакции. То есть существенно сокращается, поскольку поправки в него не вносятся. На подписание после повторного утверждения акта парламентом президенту отводится неделя.

Нюансы обнародования

Назначение этой стадии заключается в доведении положений утвержденного нормативного акта до сведения населения. Обнародование может быть неофициальным и официальным. Последнее осуществляется в рамках 15 статьи Конституции. В ней сказано, что нормативно-правовые акты, утвержденные по установленным правилам, должны быть официально опубликованы. Неразмещенные в соответствующих изданиях документы не подлежат применению. Любые нормативно-правовые акты, касающиеся прав, обязанностей, свобод человека и гражданина, не могут реализовываться, если они официально не опубликованы и не доведены до всеобщего сведения. Неофициальное обнародование производится в виде изложения их содержания или сообщения об их издании в радио-, телепередачах, СМИ и пр. Ссылаться на такие акты при оформлении официальных документов, принятии решений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, не допускается. Обнародование осуществляют от имени того органа, который издал закон или подписал его.

Срок

Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в "Российской газете", "Собрании законодательства РФ" либо "Парламентской газете". ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.

Другие нормативные акты

Кроме законов, в РФ принимаются и подзаконные акты. Эти документы утверждаются разными госорганами и направлены на конкретизацию положений ФЗ и ФКЗ. Подзаконные акты считаются вторичным звеном нормативной системы. Оно дополняет первичные положения, более конкретно регламентирует разнообразные группы отношений в обществе. Вместе с этим, такие акты выступают как нормативные. Они представляют собой официальные документы, включающие в себя общеобязательные правила. Принятие подзаконных актов производится преимущественно исполнительными структурами. Такие документы обычно имеют специфические наименования. К примеру, Указы резидента, Постановления правительства, Приказы министерств относятся к подзаконным актам. На региональном уровне также действуют исполнительные органы. Они имеют право принимать подзаконные акты. К таким органам относят администрации, правительства, управления, департаменты и пр. Порядок утверждения подзаконных актов устанавливается положениями о соответствующих уполномоченных структурах. Основное требование, которое предъявляется к этим документам, заключается в обязательном соответствии ФЗ и ФКЗ. Если выявляются противоречия в положениях, то применению подлежат законы, принятые на федеральном уровне.

Специфика действия правовых актов во времени

После того как завершена, он начинает применяться по всей стране. Время действия акта отсчитывается с даты вступления его в силу, а заканчивается - с момента ее утраты. Последнее может обуславливаться разными причинами. Одной из наиболее распространенных считается истечение срока действия, установленного в законе. К примеру, вводилось чрезвычайное положение на один месяц. Также окончание действия может быть связано с отменой закона другим документом, заменой действующей редакции на новую и пр. Как правило, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют. Это означает, что если субъект совершил какое-либо нарушение, к нему будут применяться положения, имевшие силу во время этого события. Исключение составляют случаи, когда вновь утвержденный акт устраняет или смягчает ответственность за противоправное поведение, и прочие особо оговариваемые ситуации.

Действие в пространстве

Законы, принятые в установленном порядке, распространяются на определенные территории. К примеру, ФКЗ действуют в пределах всей страны. Федеральный закон, регламентирующий предоставление дальневосточного гектара, в настоящее время распространяется только на территорию ДВ. Некоторые нормативно-правовые акты могут действовать и за пределами государства. Однако для этого необходимо включение специальных оговорок в международные соглашения, заключенные РФ с другими странами. Как правило, законы распространяются на абсолютно всех лица, находящихся в пределах государства. К ним относят не только непосредственных граждан страны, но и лиц, не имеющих гражданства, а также иностранцев. Если необходимо распространить действие закона на конкретных субъектов, их круг определяется непосредственно в тексте документа.

Заключение

Как видно, процедура утверждения законов достаточно сложна в России. Между тем, по мнению экспертов, наличие нескольких стадий вполне себя оправдывает. Аргументируют свою позицию авторы, в первую очередь, масштабами самой страны. Выработать закон, максимально удовлетворяющий потребности всего населения, достаточно проблематично. Необходимо учитывать разные факторы, доминирующие в том или ином регионе. Только после тщательного изучения ситуации, прогнозирования последствий можно выносить тот или иной закон на обсуждение. Именно поэтому в качестве обязательной стадии предусмотрено одобрение нормативного акта Советом Федерации. В этом органе присутствуют представители от каждого региона. Зная ситуацию в своем субъекте, они могут предположить, какие последствия возникнут при введении того или иного закона в действие. Немаловажное значение имеет своевременное подписание и обнародование нормативного акта. Одобрение закона Президентом направлено на предотвращение злоупотребления властью представительными органами. Право вето позволяет сохранять баланс сил и интересов. В рамках правоприменения особое значение имеет своевременное доведение содержания закона до сведения общественности. Если граждане не будут знать сути положений, то они, разумеется, не смогут их соблюдать. Аналогичная ситуация и с уполномоченными органами, обязанными осуществлять контроль исполнения законов. Если содержание нормативных актов не будет доведено до их сведения, структуры не смогут применять меры ответственности к нарушителям.