Увольнение

Пожарная проверка на предприятии. Как проходят пожарные проверки: важно знать. Результаты контрольных мероприятий

Пожарная инспекция - это компетенция Государственной противопожарной службы. Пожарные инспекторы проводят проверки в разы чаще других контролеров, так как несоблюдение или недолжное выполнение установленных норм пожарной безопасности может стать причиной материального ущерба, или, что еще хуже, причинить вред жизни и здоровью людей.

На какие нормативные акты ссылается пожарная инспекция

Государство диктует нормы и проводит контроль за мерами пожарной безопасности предприятий в любой стране.

В Российской Федерации пожарная безопасность регламентируется органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и непосредственно гражданами. Это ключевое понятие места и роли предприятия как одного из уровней системы обеспечения пожарной безопасности.

Иначе говоря, государство уполномочило компании всеми правами в этом вопросе и доверило им возможность принимать необходимые меры по предотвращению пожаров и установлению противопожарной защиты.

Существует ряд ключевых документов в области пожарной безопасности, предусмотренных законом и функционирующих в настоящее время на территории РФ:

  • Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.;
  • Федеральный закон N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г.

В указанных выше нормативных документах содержится информация о правилах поведения с огнем и огнеопасными материалами, чтобы предотвратить возможные возгорания.

Генпрокуратура обновила план проверок на 2019 год

Узнайте дату, вид проверки и другие детали по компании с ИНН в специальном обзоре журнала «Генеральный Директор».

Нужно беспрекословно соблюдать и специальные правила, принимаемых в соответствии с Законом N 123-ФЗ, например, Свод правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (СП 9.13130.2009 г.), плюс ряд строительных правил (СНиП) и норм пожарной безопасности (НПБ), действующих до дня вступления в силу регламентов, предусмотренных Законом N 123-ФЗ.

По-прежнему действуют, например:

  • СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», установлены и введены в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. N 18-7;
  • НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», установлены приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 315;
  • НПБ 253-98 «Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость», утверждены приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 г. N 39.

Безусловно, сложно учитывать огромное количество нюансов, оговоренных в многочисленных актах, но, тем не менее, необходимо опираться на ключевые правила.

Инспекция пожарного надзора – это та инстанция, которая инициирует и организует проверку пожарной безопасности. Проверка пожарной инспекцией – процедура необходимая, но не самая приятная. Следует учитывать основные нюансы и документацию, которые становятся предметом внимания пожарных инспекторов, тогда их появление не будет неприятной неожиданностью.

Как владельцы, так и арендаторы объекта должны соблюдать требования пожарной безопасности. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ (ред. от 29.12.2010 г.) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть метрами, в том числе руководители организаций и сотрудники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.

  • Компания потеряла документы: как избежать миллионных штрафов

Проверка пожарной инспекции

Бывает два типа проверок: плановые (детальные) и внеплановые, которые подразделяются на:

Детальные и контрольные проверки. У любого инспектора существует график детальных проверок на каждый месяц, где прописаны дни и компании, где будет проведена проверка.

График согласуется с главным государственным инспектором города (начальником управления) или района (начальником районного отдела) по пожарному надзору (или их заместителями) и ими утверждается.

В ситуации плановой инспекции необходимо присутствие непосредственно предпринимателя или одного из сотрудников фирмы (предпочтительнее, чтобы это был представитель руководящего звена или ответственный за пожарную безопасность). Инспектор, чаще всего, созванивается с компанией за пару дней, согласуя удобное для проведения инспекции время. Плановые проверки не могут быть внезапными.

Если в момент плановой проверки пожарными были обнаружены нарушения и были выписаны предписания, то они могут явиться вторично, чтобы проверить факт исполнения предписания. Это контрольная проверка. В ходе такой проверки пожарные имеют право контролировать те аспекты, которые стали причинами замечаний во время детальной проверки, предшествующей контрольной.

Оперативные проверки. Бывают случаи, когда закон разрешает инспекторам проводить незапланированные проверки. Например, в том случае, если пожарная инспекция получила сведения о нарушениях правил пожарной безопасности на предприятии или в компании, причем эти нарушения могут повлечь за собой пожар, инспекторам необходимо санкционировать проверку по факту полученных сведений. Тогда будет осуществлена оперативная проверка как в той компании, на которую была подана жалоба, так и в компаниях с подобной сферой деятельности (допустим, в автомастерских города).

Если пожар уже был, то инспекторы обязательно придут с оперативной проверкой и к нарушителям, и на предприятия, выбранные, исходя из анализа статистики возгораний. Такой анализ составляется региональными управлениями ГПС каждый квартал.

Решение о проведении оперативной проверки утверждается начальником управления или районного отдела (или их заместителями).

Проверки по жалобе. Каждый гражданин или компания могут подать жалобу в пожарную инспекцию на нарушения правил пожарной безопасности. В том случае если информация, указанная в жалобе, заслуживает внимания, инспекторы будут проводить проверку.

Допустим, жители дома в Рязани подали жалобу на то, что расположившийся на первом этаже их дома магазин бытовой техники заставил лестничные площадки и проходы первого и второго этажей картонными коробками. Внеплановая проверка подтвердила данную информацию. Директор фирмы был оштрафован на 1500 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ), плюс было вынесено предписание об устранении нарушения в ближайшее время.

Нужно, однако, помнить, что инспекция не имеет права проводить проверки, основываясь на информации из жалоб от анонимов.

Детальная (плановая) проверка проходит один раз в два года и не чаще. Тем не менее, пожарные инспекторы иногда нарушают данное правило. Поэтому, в том случае когда пожарная инспекция вписала вашу компанию в график проверок раньше утвержденного срока, вы имеете право запретить проход на территорию предприятия.

Контрольная проверка, как правило, осуществляется приблизительно через месяц после плановой. Обычно месяц – это тот период, за который требуется ликвидировать выявленные нарушения. В случае невыполнения предписания пожарных инспекторов, пожарный имеет право составить протокол о нарушении и направить его районному или мировому судье.

Но случается так, что пожарные инспекторы устраивают детальную проверку, а не контрольную и снова проверяют все заново, обнаруживая новые нарушения, выписывая предписания об их устранении и через месяц (или другой срок, утвержденный предписанием), после чего возвращаются для проведения контрольной проверки. Такая ситуация может обернуться замкнутым кругом и повторяться бесконечное количество раз.

Не стоит забывать, что таких полномочий пожарная инспекция не имеет: роль контрольной проверки заключается именно в факте проверки исполнения предписания и не больше.

Периодичность оперативных или основанных на жалобах проверок нигде не оговаривается. Их проведение связано непосредственно с наличием оснований для их инициирования. Максимально возможный срок проверки – один месяц, хотя в реальности инспектор может ограничиться 1-2 днями. Чем больше помещений занимает компания, тем дольше будет проходить проверка (бывает, что она длится порядка 2-3 недель).

  • Меры пожарной безопасности в офисе: как защититься от огня

Каковы сроки и регламенты проверки пожарной инспекцией

Двадцать рабочих дней – это тот общий период, который требуется для любой ревизии. Период проверки малого предприятия не может быть более 50 часов в год, а микропредприятия – только 15 часов в год. В том случае если детальная проверка предполагает сложные и долгие исследования, испытания, специальные экспертизы или расследования, то срок может быть увеличен максимум на те же 20 рабочих дней. Если речь идет о малых предприятиях или микропредприятиях, то срок может быть продлен максимум на 15 часов.

Инспектор, пришедший с проверкой, должен иметь служебное удостоверение и заверенную копию распоряжения о проведении инспекции, которую уполномоченному представителю компании необходимо будет подписать. Лишь эти два документа дают возможность засвидетельствовать его полномочия.

Если хотя бы один из них отсутствует, то у компании есть полное право не пропустить инспекцию на территорию предприятия до того момента, пока он не предъявит нужные документы. Когда инспектор предоставляет правильно оформленные документы, то компания не может затруднять проведение инспекции.

  • Ответственность за нарушение пожарной безопасности: КоАП РФ и УК РФ

Какие документы проверяет государственная пожарная инспекция

Со своей стороны, компания тоже должна предоставить инспектору некоторые документы, перечень которых можно взять из постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (ред. от 06.04.2016 г.), где утверждены правила противопожарного режима. Данное постановление регламентирует необходимую документацию для любого предприятия, опираясь на информацию о сфере его деятельности и численности сотрудников.

Список общих для всех предприятий документов:

  1. Инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями раздела XVIII Правил, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
  2. Приказ о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.
  3. Приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.
  4. Инструкции. В них фиксируются нормативы проведения осмотра и закрытия помещений по завершении работы, прописывается алгоритм действий персонала в случае возгорания, упоминаются правила содержания и применения огнетушителей и прочих средств пожаротушения и т.п. Положения можно прописать и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но в этом случае может быть затруднена работа с ними, а также могут возникнуть сложности в поддержании их в актуальном состоянии и ознакомлении с ними персонала.
  5. Журналы учета: проверок пожарной безопасности (типовая форма, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. № 141 (ред. от 30.09.2016 г.)), проведения противопожарных инструктажей, проверок наличия и технического состояния огнетушителей, технического обслуживания сигнализации и системы оповещения и пр.

Документация должна быть оформлена должным образом, после чего руководитель утверждает ее, сотрудники заполняют и ставят подписи (когда в этом есть необходимость), после чего собранные документы оставляются на хранение в безопасном месте.

Что проверяет пожарная инспекция

Поскольку в ходе проверки помещений компании инспектор обычно находит довольно большое количество нарушений, то компании нужно регулярно проводить свою проверку соблюдения требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и пр.

Принципиальные нормы для содержания помещений утверждены в Правилах пожарной безопасности. Например, план эвакуации должен совпадать не только с планом здания, но и с действительной конфигурацией пространства, плюс на плане должны быть обозначены места расположения огнетушителей.

Инспекция учитывает наличие и состояние средств пожарной защиты, табличек с номером телефона для вызова пожарных и знаков, фиксирующих расположение огнетушителей. Также они проверяют общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и пр. Большое внимание инспекторы обращают на состояние электросетей.

В момент проверки пожарные имеют право производить отбор образцов продукции. Рекомендуется, чтобы либо непосредственно руководитель компании, либо другое должностное лицо были рядом с пожарным инспектором во время проведения проверки, потому что когда инспектор обнаруживает недочеты, есть возможность задать ему вопросы или потребовать объяснений того, что именно – какие нормативы или акты законодательства – нарушены. Это необходимо для облегчения устранения этих недочетов.

  • Пожарные проверки организаций: к чему готовиться, чтобы не получить штраф

Какую информацию содержат предписания пожарной инспекции

Потенциальные итоги:

1. Предписание об устранении выявленных недочетов.

2. Невыполнение предписаний спровоцирует еще одну инспекцию с, возможно, более строгими мерами.

3. Распоряжение о прекращении выпуска и приостановке продажи товаров или предоставлении услуг, которые не нарушают требования пожарной безопасности.

4. Возбуждение дела об административном правонарушении. Граждане получают предупреждение, предприятиям выписывается штраф до 200 тыс. рублей, либо их деятельность приостанавливается на срок порядка 90 дней. В некоторых случаях возбуждается уголовное дело (когда нарушение правил пожарной безопасности стало причиной тяжкого вреда здоровью человека или его гибель). Обвинению подвергнется лицо, которое было ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности (как правило, согласно должностной инструкции).

Пожарная инспекция: штрафы

Нарушение

Санкции

Статья

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение требований пожарной безопасности

Предупреждение или штраф 6000 –15 000 рублей

Предупреждение или штраф 150 000–200 000 рублей

Пункт 1статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение требований при особом противопожарном режиме

Штраф 15 000 –30 000 рублей

Штраф 400 000 –500 000 рублей

Пункт 2 статьи 20.4 КоАП РФ

Отсутствие свободных подъездов к зданию

Штраф 7000 –10 000 рублей

Штраф 120 000 –150 000 рублей

Пункт 8 статьи 20.4 КоАП РФ

Неверное хранение или отсутствие первичных средств пожаротушения, неисправная система противопожарного водоснабжения

Штраф 6000 –15 000 рублей

Штраф 150 000 –200 000 рублей

Пункт 3 статьи 20.4 КоАП РФ

Неполадки с сигнализацией, системами оповещения и пожаротушения, ненадлежащее состояние эвакуационных выходов

Штраф 15 000 –20 000 рублей

Штраф 150 000 –200 000 рублей

Пункт 4 статьи 20.4 КоАП РФ

Повторное нарушение требований пожарной безопасности

Штраф 20 000 –30 000 рублей

Штраф 200 000 –400 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток

Пункт 5 статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением легкого и средней тяжести вреда здоровью человека

Штраф 40 000 -50 000 рублей

Штраф 350 000 –400 000 рублей

Пункт 6 статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением тяжкого вреда здоровью или гибель человека

Штраф 600 000 - 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток

Пункт 6.1 статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением тяжкого вреда здоровью человека

Штраф до 80 000 рублей, ограничение свободы, принудительные работы или лишение свободы на срок до трех лет с дисквалификацией

Пункт 1 статьи 219 УК РФ

Нарушение, повлекшее пожар с гибелью человека

Принудительные работы либо лишение свободы на срок до пяти лет с дисквалификацией

Пункт 2 статьи 219 УК РФ

Нарушение, повлекшее пожар с гибелью двух и более лиц

Принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет с дисквалификацией

Пункт 3 статьи 219 УК РФ

Что следует сделать до прихода пожарной инспекции в вашу компанию

Совет 1. Кто отвечает за пожарную безопасность. Логичнее доверить разработку мер пожарной безопасности в офисе сотруднику с профильным образованием, который имеет опыт работы в государственных органах.

Сотрудник, имеющий опыт, как правило, рекомендует оптимальное для предотвращения пожара в офисе решение. С большой вероятностью можно быть уверенным, что с таким начальником работа службы пожарной безопасности в офисе не скатится к формальному «проконтролируй и доложи, когда появится начальник», для того чтобы в нужный момент выключить телевизор и принять деловой вид.

Совет 2. Как выбрать систему безопасности . Большинство руководителей относится к мерам пожарной безопасности в офисе как к неким формальностям, нужным для соблюдения закона, чтобы впоследствии не столкнуться с проблемами в ситуации проверок контролирующих органов.

При таком подходе можно установить бюджетную неадресную сигнализацию, которая формально соответствует ГОСТу и СНиП. Стоит она примерно на 30–40% дешевле, по сравнению с более технически сложной и информативной адресной сигнализацией.

Каким образом можно оборудовать офис:

  1. Пожарная и охранная сигнализация, которая бывает двух типов: адресная или неадресная. Адресные извещатели имеют ряд достоинств: информативность, надежность, более низкие затраты на кабели. Когда раздается сигнал «Тревога», то можно достаточно точно распознать, какой извещатель сработал. В неадресных системах определяется только шлейф, к которому подключено некоторое количество извещателей. Адресные охранные системы имеют и ряд минусов: нет единого протокола, совмещение с оборудованием разных производителей невозможно; высокая стоимость.
  2. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
  3. Система контроля и управления доступом в помещение.
  4. Система телевизионного видеоконтроля.
  5. Системы дымоудаления, вентиляции и кондиционирования, аварийного освещения.

Монтаж системы безопасности должен проходить с учетом всех требований специалистов. Допустим, существуют нормативы, по которым торговые залы должны быть оснащены средствами пожаротушения и шкафами с внутренними пожарными кранами, причем размещаться они должны в строго отведенных для этого местах.

Совет 3. Выберите компанию, которая установит в офисе комплексную систему безопасности. Когда вы занимаетесь поиском компании, то больше акцентируйте свое внимание на конкретных исполнителей, хотя и на клиентскую базу, которая обычно есть на сайте, тоже обратите внимание.

Роль исполнителя крайне важна, поэтому он должен иметь документы, подтверждающие квалификацию. Хорошо, если специалисты имеют опыт в вопросах установки систем безопасности. Но в команде должны быть и молодые работники, поскольку им проще переключаться на новые технологии и приборы.

Стоит заранее уточнить, оборудование каких брендов использует компания. Например, если компания работает только с техникой какой-то конкретной марки, то это сигнал о негибкости, из-за чего страдает функциональность.

Совет 4. Учтите особенности офиса . Более продуктивным вариантом будет привязка плана эвакуации в случае пожара в офисе к этажу. Не следует заканчивать пути эвакуации у коридорных дверей, а лучше доводить до выходов на улицу или, если речь идет о верхних этажах, до лестничных клеток.

Пусть на плане эвакуации будет присутствовать и схема запасного варианта. На плане должны быть помечены места расположения ручных пожарных извещателей (так называют средства оповещения о пожаре, которые обычно устанавливают рядом с выходами с этажа или на лестничных клетках).

В том случае когда организация арендует не один этаж, то планы эвакуации стоит согласовать с арендодателями, чтобы в случае пожара основные и запасные выходы использовались персоналом офисов с одинаковой нагрузкой.

Совет 5. Проведите учения. Следует помнить о том, что невозможно продумать и спрогнозировать все заранее, ведь идеальная система оповещения и управления эвакуацией не учитывает человеческий фактор, а поведение человека в стрессовой ситуации диктуется инстинктами самосохранения.

В момент пожара обычно возникает паника, во время которой на планы и таблички на стенах никто не обращает внимания. Чтобы хотя бы отчасти подготовить людей к организованному спасению, рекомендуется несколько раз устроить учебную эвакуацию.

И если хотя бы несколько человек в момент пожара будут с уверенностью перемещаться по эвакуационным путям, то остальные последуют за ними, а это как раз то, к чему нужно стремиться.

Совет 6. Разработайте план аварийного восстановления работоспособности предприятия. За образец можно принять План устранения последствий ЧП (англ. Disaster Recovery Plan, DRP) – документ, подготовленный Национальным институтом стандартов и технологий США (National Institute of Standards and Technology, NIST).

В плане должен быть зафиксирован детальный список процедур и манипуляций, которые следует осуществлять до, во время и после возникновения чрезвычайной ситуации (пожара). Порядок уведомления руководителей и ответственных работников должен быть установлен заблаговременно, а инструкции для персонала должны быть максимально подробно расписаны.

Будет хорошо, если вы введете классификацию степени работоспособности предприятия, учитывая последствия для нее в случае кратковременной и в случае длительной приостановки деятельности.

Варианты градации: кратковременная неработоспособность –2 - 6 часов, неработоспособность средней длительности –6 - 24 часов, длительная неработоспособность – более 1 суток.

Нужно разработать собственный план восстановления для всех трех случаев. Должен быть назначен ответственный человек, который будет отвечать за работоспособность компании в случае ЧС. Как правило, когда речь идет о производственных организациях, таким человеком оказывается главный инженер.

Нарушение пожарной безопасности (ПБ) приводит к самым серьезным последствиям. Именно по этой причине компании часто проверяются на предмет ПБ. Проверками занимается государственный пожарный надзор. В ходе контрольных мероприятий устанавливается соответствие деятельности фирмы всем нормативным актам. Ответственность за пожарную безопасность в нежилом помещении несет как его собственник, так и арендатор. Если будут обнаружены правонарушения, на лицо накладывается немалый штраф. По этой причине рекомендуется тщательно готовиться к проверкам.

Основания для контрольных мероприятий

Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:

  • Ввод в эксплуатацию новой постройки.
  • Изменение класса пожарной безопасности.
  • Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.

Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.

Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:

  • Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
  • Введение специального противопожарного режима.
  • Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
  • Завершение капитального ремонта.
  • Поступление жалоб.
  • Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.

Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.

Разновидности пожарных проверок

Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:

  • Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
  • Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.

Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:

  • Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
  • Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.

И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.

Какие компании освобождены от проверок

Существует Постановление Правительства №294, действующее до завершения 2018 года. Согласно ему, субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от плановых контрольных мероприятий. То есть проверки осуществляются только при поступлении жалоб на компанию. Однако данные льготы не относятся к помещениям, где предполагается массовое скопление людей. В частности, это:

  • Образовательные учреждения.
  • Субъекты здравоохранения.
  • Цеха, промышленные предприятия.
  • Места организации культурно-массовых мероприятий.

Данные исключения связаны с повышенной опасностью для большого количества людей.

Что проверяется при проверке пожарной безопасности

Существуют нормативные акты, регулирующие именно пожарную безопасность. Они устанавливают определенные требования по отношению к компании. Фирма проверяется на соответствие этим требованиям. Пожарный надзор проверяет следующие аспекты:

  • Наличие приказа управленца о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение пожарной безопасности, и исполнение положений этого документа.
  • Приказ управленца о назначении инструктажа специалистов касательно вопросов пожарной безопасности.
  • Приказы о периодичности инструкций и тренировок.
  • Порядок отключения электроэнергии в ситуации возгорания.
  • Помещения, которые предназначены для курения, отдыха, хранения материалов.
  • Финансовый план на организацию пожарной безопасности.

Надзорные органы проверяют наличие табличек с указанием аварийных выходов, доступность последних, наличие огнетушителей.

Перечень проверяемых документов

Рассмотрим бумаги, которые, скорее всего, будут проверены надзорными органами:

  • Приказы о назначении ответственных лиц, утверждении плана обучения пожарной безопасности.
  • Инструкции по действиям при возгорании, по проверке рабочего места по окончании дня, по эксплуатации техники.
  • Журналы по вводному инструктажу, пожарной безопасности на рабочем месте, контролю над состоянием помещения.
  • Учет инструментов, нужных для тушения возгорания.
  • Разрешение на осуществление деятельности, аренду.
  • Сертификаты на технику, инструменты для тушения возгораний.

Полный перечень бумаг, касающихся пожарной безопасности, можно уточнить у представителей противопожарных структур.

Противопожарные требования к помещениям

К нежилым помещениям предъявляются следующие требования:

  • Наличие инструментов для тушения возгораний.
  • Наличие схем эвакуации, расположенных на видных местах.
  • Наличие табличек, обозначающих пути эвакуации при пожаре, расположение огнетушителей, кранов.

Все обозначения предназначены для обеспечения успешной эвакуации при возгорании.

Требования к прилегающим участкам

Противопожарные требования предъявляются не только к самим помещениям, но и к прилегающим к ним территориям. Рассмотрим эти требования:

  • Отсутствие мусора и прочего сора, который может легко воспламениться.
  • Незагороженные эвакуационные выходы.
  • Качественное освещение.

На прилегающих территориях нельзя разжигать костры ближе 50 метров от зданий.

Длительность контрольных мероприятий

Общая длительность проверки должна составлять не более 20 дней. Продолжительность мероприятий для субъектов малого бизнеса (число сотрудников не больше 100) составляет не более 50 часов в год, для микропредприятий (число сотрудников не больше 15) – 15 часов.

Результаты контрольных мероприятий

По завершении мероприятия составляется акт. Один из его экземпляров передается руководителю компании. Также проставляются отметки в журнале пожарных проверок. Если журнал отсутствует, оформляется акт. В нем прописывается следующая информация:

  • ФИО инспектора.
  • Информация о компании, которая проверяется.
  • Дата мероприятия.
  • ФИО участников проверки.
  • Список обнаруженных недочетов.

Если выявляются нарушения пожарной безопасности, оформляется предписание. В документе прописываются перечень недочетов, а также сроки, отпущенные на их исправление. Если руководитель не исполнит предписание, он будет привлечен к административной ответственности. Решение надзорного органа можно обжаловать. На протяжении 15 дней разрешается подать свои возражения в орган ЕПН. Обжаловать решение в суде можно в течение 3 месяцев.

Нарушения, которые часто выявляются в ходе проверки

Рассмотрим нарушения, которые часто обнаруживают во время контрольных мероприятий:

  • Наличие в помещениях взрывоопасных и огнеопасных веществ.
  • Хранение бумаг около потенциальных очагов возгорания.
  • Курение в неположенных местах.
  • Загораживание эвакуационных выходов.

Нарушения могут быть легкими и тяжкими, рецидивными (то есть повторяющимися несколько раз). Руководителя также могут наказать за правонарушения, которые стали причиной причинения вреда людям. Штраф для ЮЛ за недочеты в области пожарной безопасности составляет от 90 000 до 500 000 рублей.

Инспекторы госпожнадзора строго следят за соблюдением требований пожарной безопасности. И неудивительно: нарушения могут привести к настоящей трагедии. Но просто соблюдать требования мало, надо - чтобы в порядке были и все документы. Что именно проверяют инспекторы и как организации не оказаться в нарушителях, мы спросили у представителя МЧС России.

Сергей Павлович, что в первую очередь будут осматривать пожарные инспекторы, придя с проверкой в обычную компанию, не имеющую крупного производства? На что обратят наиболее пристальное внимание?

Мы проанализировали обстоятельства крупных пожаров, произошедших в России за последние 3 года. И наш анализ показал, что основными причинами тяжких последствий пожаров, в том числе массовой гибели людей, стали:

  • позднее сообщение о пожаре;
  • невозможность подъезда пожарной техники к зданиям;
  • несоблюдение требований пожарной безопасности, которые регламентируют порядок действий работников организаций при пожаре;
  • грубейшие нарушения требований пожарной безопасности на путях эвакуации;
  • отсутствие или неработоспособность автоматических систем противопожарной защиты зданий и сооружений ( и , ).

Поэтому инспектор пожарного надзора во время проверки объекта уделяет особое внимание соблюдению именно этих требований.

Что же касается документации, то инспекторы по пожарному надзору прежде всего знакомятся с правоустанавливающими и организационными документами и с документами, касающимися вопросов обеспечения пожарной безопасности.

- Какие именно это документы?

Это, в частности:

  • учредительный договор и свидетельство о регистрации организации (или свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя);
  • приказы и распоряжения о назначении ответственных за противопожарное состояние лиц, должностные инструкции;
  • . Напомню, что подать ее собственники объектов капитального строительства должны были до 1 мая 2010 г. А поскольку декларация подлежит обязательной регистрации в соответствующем органе государственного пожарного надзора, государственный инспектор по пожарному надзору всегда обладает информацией о времени ее поступления на регистрацию;
  • предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе ранее проводимой проверки, и (или) предписания по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
  • материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности. Это постановления по результатам рассмотрения дел, вынесенные должностными лицами МЧС России и судебными органами;
  • техническая документация по вопросам энергоснабжения, водоснабжения, договоры со специализированными организациями на установку и обслуживание таких систем;
  • технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности и иными нормативными правовыми актами и нормативными документами. Это, например, графики планово-предупредительных ремонтов оборудования и установок, схема технологического процесса и т.п.;
  • договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга;
  • лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности, если организация ведет такую деятельность;
  • сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;
  • заключение по результатам , выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией.

- Можно ли найти график проверок на сайте регионального или территориального органа МЧС России?

Да, ежегодный план каждого органа государственного пожарного надзора, утвержденный его начальником, публикуется региональным центром МЧС России и Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации на их интернет-сайтах не менее чем за 10 дней до начала наступающего года.

График проверок пожарной инспекции по Санкт-Петербургу и Ленинрадской области Вы можете найти на нашем сайте в разделе . (прим. редакции сайта).

- Если выявлены нарушения, через какое время проводится повторная проверка?

Если при проверке были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, сроки их устранения устанавливаются государственным инспектором по пожарному надзору в предписании.

С учетом этих сроков, а также срока давности привлечения к административной ответственности (2 месяца) инспектор государственного пожарного надзора планирует время проведения внеплановой проверки, при которой будет проверяться выполнение предписания по устранению нарушений. Обычно такая внеплановая проверка проводится в течение месяца после наступления срока, указанного в предписании.

- Что входит в "минимальный набор" средств пожаротушения, который должен быть в каждой организации?

Необходимое количество первичных средств пожаротушения зависит от назначения и площадей помещений, зданий (сооружений) и находящихся в них веществ и материалов, подверженных горению. К минимальному набору, в зависимости от указанных параметров, могут относиться: огнетушители (ручные или передвижные), пожарные щиты с набором необходимого оборудования и инструментов.

Можно ли пользоваться в рабочем помещении электрочайниками, микроволновками, кофеварками или же эта техника должна находиться только в специальной комнате, предназначенной для приема пищи?

Использование этих электробытовых приборов относится к режимным мероприятиям в области обеспечения пожарной безопасности. Это значит, что руководство организации самостоятельно определяет распорядительным документом порядок их использования.

Вместе с тем действующие Правила пожарной безопасности устанавливают только требования по запрету использования электрочайников и других электронагревательных приборов, не имеющих устройств тепловой защиты (то есть устройств автоматического выключения) при достижении определенной температуры на поверхности прибора - для электронагревателей или закипания воды - для чайников, самоваров и т.п. Правила не требуют использовать электронагревательные приборы исключительно в комнатах, предназначенных для приема пищи.

Какие организации находятся под более пристальным вниманием пожнадзора (например, торговые, увеселительные, спортивные, производственные)? При каких видах деятельности проверки проводятся чаще, чем обычно?

Под наиболее пристальным вниманием органов ГПН находятся объекты образования, здравоохранения и социальной защиты. Такие объекты являются исключением из общего правила по периодичности проводимых плановых проверок (один раз в 3 года). Эти объекты проверяют раз в год (детские сады, школы, детские лагеря) или раз в 2 года.

А торговые, увеселительные, спортивные объекты проверяются как обычно. То есть раз в 3 года.

Кто должен проводить обучение сотрудников Правилам пожарной безопасности - некая специализированная фирма или организация может провести обучение своими силами? Достаточно ли провести противопожарный инструктаж только один раз - при приеме на работу?

Все зависит от вида обучения: противопожарный инструктаж или изучение минимума пожарно-технических знаний.

Порядок проведения противопожарного инструктажа организация определяет сама. Можно провести его своими силами, но только при условии, что ведет его сам руководитель или лицо, ответственное за пожарную безопасность. Кроме того, эти лица должны пройти пожарно-технический минимум.

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой. Все они, за исключением повторного, - разовый инструктаж. Повторный инструктаж проводится со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а для работников организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже одного раза в полугодие.

Обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства должна проводить специализированная организация, которая в установленном порядке оказывает услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Причем такой специализированной организации не обязательно получать лицензию в области пожарной безопасности.

Но у нее должна быть лицензия на образовательную деятельность, ведь получение пожарно-технических знаний заканчивается их оценкой квалификационными комиссиями с последующей выдачей соответствующих документов об окончании курса.

Обучение без отрыва от производства можно провести и самостоятельно, но для этого также нужна лицензия на образовательную деятельность, так что лучше все-таки обратиться к услугам специалистов.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) должна быть разработана инструкция о том, как должен действовать персонал, чтобы быстро и безопасно эвакуировать людей. По этой инструкции не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников - учебные тревоги. Где должно фиксироваться проведение таких тренировок?

Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03) не определен порядок фиксации результатов практической тренировки по эвакуации. На практике они фиксируются в форме протоколов, включающих: наименование объекта, дату и время отработки, результаты (время эвакуации), должность и Ф.И.О. лица, проводившего тренировку.

Вы уже упоминали о том, что по всем уже существующим объектам капитального строительства (за некоторым исключением) их собственники или лица, владеющие ими на каком-либо законном основании, до 1 мая обязаны были подать в свой территориальный орган МЧС декларацию пожарной безопасности. Распространяется ли это требование на органы управления многоквартирными домами - ТСЖ и управляющие компании?

Декларация подается на весь объект защиты (здание, сооружение), а не на отдельные его элементы. Поэтому ответ на вопрос зависит от того, создано ли в многоквартирном доме ТСЖ или он принадлежит муниципальному образованию (или какой-либо иной организации), а также от того, как составлен договор с управляющей компанией. Если по договору обслуживания обязанность по обеспечению пожарной безопасности в многоквартирном доме, в том числе и подготовка декларации пожарной безопасности, возложена на управляющую компанию, то декларацию подготавливает эта компания. Если в договоре указанные вопросы не отражены, то обязанность по подготовке декларации лежит на ТСЖ или муниципальном образовании (или иной организации).

- Кто должен подавать декларацию: собственник или арендатор помещения?

По общему правилу декларацию должны подавать собственники зданий площадью от 1500 квадратных метров и высотой 3 этажа и более.

Но если по договору аренды ответственность за противопожарное состояние лежит на арендаторе, декларацию должен подавать арендатор. В остальных случаях - собственник.

Независимо от того, владеет зданием несколько собственников или в здании находится несколько арендаторов и занимаемая ими площадь менее 1500 кв. м, декларация готовится на здание в целом.

- Предусмотрена ли ответственность, если декларация подана с опозданием?

Да, за несвоевременную подачу декларации предусмотрена такая же ответственность, как и за неподачу декларации и за указание в ней ложных сведений, - по ч. 1 ст. 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности" КоАП.

Но срок давности за это нарушение - всего 2 месяца. А массовую проверку правильности заявленных в декларации сведений о выполнении противопожарных требований мы планируем начать в августе. И тогда за несвоевременную подачу декларации нарушителя уже не оштрафуют.

Впрочем, наша цель - не штраф. Нам важно, чтобы руководители организаций внимательнее относились к соблюдению требований, хорошо их знали и сами, не дожидаясь предписаний инспектора, обнаружили и исправили нарушения, если они есть.

К декларации пожарной безопасности нужно приложить расчеты по оценке пожарного риска. Кто делает эти расчеты - какие-то специализированные организации или собственник может выполнить их самостоятельно?

По объектам, которые запроектированы и построены до 1 мая 2009 г., расчеты по оценке пожарного риска не проводятся. В этом случае в декларации указываются ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования пожарной безопасности для конкретного вида объектов защиты.

А для вновь построенных объектов защиты (после 1 мая 2009 г.), если имеются отступления от требований сводов правил и национальных стандартов, выполняются расчеты по оценке пожарного риска. Установлен только порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска. Каких-либо специальных требований к организациям, которые выполняют расчеты по оценке пожарной безопасности, действующим законодательством РФ не предусмотрено. Поэтому такие расчеты собственник может выполнить сам.

В основные задачи пожарного инспектора входит проверка соблюдения организацией правил пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 г. Москва "О противопожарном режиме" , существует также ряд иных нормативных документов , устанавливающих требования в этой области.

В ходе проверки пожарный инспектор должен следовать Правилам Пожарной безопасности. В процессе осмотра инспектор проверяет:

1.Наличие и содержание приказа руководителя фирмы о соблюдении правил пожарной безопасности (о назначении лиц ответственных за пожарную безопасность: по учреждению; по структурным подразделениям; за хранение и применение ЛВЖ и ГЖ, выделение мест для курения, инструктаж со трудников и т. п.);

2.Наличие плана здания и вывешенных на видном месте планов (схем) эвакуации людей в случае пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации).

4.Наличие и исправность системы оповещения людей о возгорании, если в здании на одном этаже находится более 10 человек (акт приемки).

5.Наличие и исправность систем автоматической пожарной сигнализации и противопожарной защиты (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения).

6.Ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия.

7.Наличие инструкций по пожарной безопасности и по действиям в случае пожара, если на этаже находится более 50-ти человек, разработанных для каждого пожароопасного участка (цех, мастерская и т. д.). О том, как их составить, рассказано в приложении № 1 к ППБ 01-03;

8.Наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности.

9.Наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки).

10.Наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода).

11.Обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне.

12.Наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стелажей и т.п.

13.Состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов)

14.Перепланировка помещений без согласования с пожарной охраной

15.Техническое состояние электросетей:

16.Наличие специальных мест выделенных для курения, оборудованных пепельницами и урнами.

17.Наличие плакатов с ФИО ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану.

18.Сертификаты на противопожарные двери – при их наличии.

Как подготовиться к проверке пожарной инспекцией?

Проверка пожарной безопасности, как и любая другая ревизия, – малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше внимания и какие документы изучают.

Соблюдение требований пожарной безопасности обязательно для всех организаций независимо от того, являются они собственниками объекта или арендаторами. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть метрами, в том числе руководители организаций и сотрудники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.

Первоисточник

Проведением проверок занимается Государственный пожарный надзор. ГПН может проводить ревизии как планово, так и внепланово.
Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно. В большинстве случаев «по расписанию» инспекторы приходят один раз в три года. Основанием для включения компании в список ежегодных ревизий является истечение трех лет со дня: ввода объекта защиты, например, здания, в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности или окончания периода проведения последней плановой инспекции.

ГПН обязан уведомить о проведении проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого фирме заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки. Однако, кроме плановых, законодатель утвердил ощутимый список причин для нежданной встречи работников компании с ревизорами. К ним относятся: истечение выданного предписания об устранении нарушений или же поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
О внеплановой проверке фирма предупреждается не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Независимо от того, плановая проверка или нет, она всегда проводится только в выездной форме.

О внеплановой проверке пожарная инспекция должна предупредить фирму или предпринимателя не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ).
Сроки и регламенты

Общий срок проведения любой ревизии не может превышать 20 рабочих дней. При этом период проверки малого предприятия не может быть больше 50 часов в год, а микропредприятия – 15 часов в год. Если плановая инспекция связана с проведением сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то она может быть продлена, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15часов.

Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого он должен предъявить свое служебное удостоверение и вручить коммерсанту под роспись заверенную копию распоряжения о поведении проверки.
При отсутствии удостоверения или распоряжения фирма вправе отказать контролеру в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг. Если же документы в порядке, то проверяемая компания не имеет права препятствовать в проведении инспекции.

Необходимые документы

Какие же документы обязательно должны быть утверждены в организации и предоставлены инспектору? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, которым утверждены правила противопожарного режима. В соответствии с положениями постановления существуют документы, которые должны быть в любой организации, а также бумаги, наличие которых зависит от вида деятельности и численности персонала.

К документам, которые обязательны для всех, во-первых, относится инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями раздела XVIII Правил исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

Во-вторых, обязательно наличие приказа о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

В-третьих, приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.

В-четвертых, необходимы инструкции. В них закрепляются положения о том, как необходимо проводить осмотр и закрытие помещений по окончании работы, как действовать персоналу при пожаре, как содержать и применять огнетушители и иные средства пожаротушения и т.д. Положения можно утвердить и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но это может затруднить работу с ними, а также поддержание их в актуальном состоянии и ознакомление с ними сотрудников.

В-пятых, должны вестись журналы учета: проверок пожарной безопасности (типовая форма утв. приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. № 141), проведения противопожарных инструктажей, проверок наличия и технического состояния огнетушителей, технического обслуживания сигнализации и системы оповещения и др.

Все вышеперечисленные бумаги надлежаще оформлены, утверждены руководителем, заполнены и подписаны работниками, если это требуется, и хранятся в надежном месте.

При отсутствии удостоверения или распоряжения фирма вправе отказать контролеру в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг. Если же документы в порядке, то проверяемая компания не имеет права препятствовать проведению инспекции.
Осмотр объекта

При осмотре помещений фирмы инспектор может выявить довольно много нарушений, поэтому компании лучше отслеживать и контролировать соблюдение требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и т.д.
Основные требования к содержанию помещений закреплены в Правилах. Так, план эвакуации доложен соответствовать не только плану здания, но и реальной конфигурации пространства, также на нем обозначаются места хранения огнетушителей.

Инспекторы проверят наличие и состояние средств пожарной защиты, таблички с телефонным номером вызова пожарных и знаков, обозначающих местонахождение огнетушителей, а также общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и т.п. Помимо этого, контролеры изучают состояние электросетей.
При осмотре объекта пожарные вправе производить отбор образцов продукции.
Руководителю фирмы, либо иным должностным лицам лучше всего присутствовать при осмотре их помещений. Поскольку при выявлении нарушений либо недочетов можно попросить инспектора разъяснить, какие именно нормы законодательства нарушены, что потом поможет при их устранении.

Оформление результатов

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах (один оригинал и копии приложений к нему передаются компании) и сделать отметку в журнале пожарных проверок. Если журнал не ведется, то данный факт фиксируется в акте.
При выявлении нарушений требований пожарной безопасности контролер может выписать предписание об их устранении. В документе указываются полный перечень нарушений и сроки их устранения. За неисполнение предписаний могут привлечь к ответственности в соответствии с пунктом 12 статьи 19.5 КоАП.

Помимо этого, при выявлении серьезных нарушений, например, отсутствие эвакуационных выходов, инспектор может составить протокол об административном правонарушении. А это означает, что будет возбуждено дело. После его рассмотрения практически всегда принимается решение о привлечении фирмы к ответственности, назначается штраф, размер которого определяется в соответствии со статьей 20.4КоАП.
Инспектор должен ознакомить с актом и со всеми приложениями к нему руководителя или иных уполномоченных лиц. Коммерсант может отказаться от чтения бумаг или проставить отметку, что он с такими выводами не согласен.