Декрет

Системы управления охраной труда в организации. Не дай коллеге поскользнуться: правила Дня охраны труда. Функции и задачи, постановленные перед системой охраны труда

В списке обязанностей работодателей есть такое общее понятие, как создание и внедрение системы управления охраной труда на предприятии. Закреплена эта обязанность в . Она состоит из целого комплекса элементов. Каждый из этих элементов существует для достижения основной цели – обеспечение полной безопасности и сведение к минимуму рисков происхождения чрезвычайных ситуаций. При создании СУОТ опираются на несколько ГОСТов – и . В организациях, где уже внедрена СУОТ, влияние вредных факторов является минимальным, а потому увеличивается производительность работы и качество изготовляемой продукции.

Система управления промышленной безопасностью и охраной труда

При разработке политики в области охраны труда (ОТ), руководители предприятий должны позаботиться о создании полноценной системы. Сегодня данные требования регламентируются в ТК, типовых стандартах и законах России. У СУОТ есть ключевые функции и задания.

Система управления охраной труда на предприятии основные задачи следующие:

  • Обеспечить полную безопасность для сотрудников на рабочих местах;
  • Гарантировать безопасную работу технического оборудования;
  • Обеспечить безопасность на каждом этапе производственного процесса;
  • Нормализовать санитарные условия;
  • Вести пропаганду безопасной работы;
  • Обеспечить наличие всех средств, которые служат индивидуальной защитой персонала;
  • Обеспечить оптимальный режим работы/отдыха.

К функциям СУОТ относят оценку показателей ОТ, организацию нужных работ в рассматриваемой отрасли, функционирование основных правил безопасности и стимулирование работников, соблюдающих требования.

Система управления охраной труда что такое?

СУОТ представляет собой набор взаимосвязанных правил, норм, процедур и процессов, которые в конечном итоге должны сформировать безопасные условия работы на местах. Примерную схему и содержание всех составляющих системы управления охраной труда следует описывать, начиная с верхушки – органа управления. Им является руководитель или главный инженер, у которого в распоряжении есть такие инструменты, как законодательство и управленческие решения. При их помощи обеспечивается деятельность по ОТ во всех структурных подразделениях.

Вторая ступень в структуре – это организационно-методический орган. Он помогает вышестоящему руководству в разработке правил и требований, а также контролирует их реализацию на местах. Чаще всего речь идет об отделе ОТ. Помогает ему в осуществлении своих функций представители профкома, а также сотрудники медсанчасти предприятия.
Далее идет информационный орган, который должен обрабатывать, обобщать и представлять информацию по конкретной отрасли. При различных изменениях в нормативной базе именно этот орган сообщает, какие новые правила вступили в действие, а какие – перестали действовать.

Последний составной уровень в структуре – это объект управления. Это понятие подразумевает под собой деятельность различных организационных служб по обеспечению безопасности на рабочих местах.

Общие требования системы управления охраной труда на предприятии

Если говорить о требованиях, то каждое предприятие, а точнее его руководство, должно позаботиться об оформлении СУОТ. Она обязательно оформляется в документальной форме. После чего создаются специальные органы, которые следят за внедрением и поддержкой СУОТ. Иногда эти функции добавляются к обязанностям отдельных сотрудников. После того, как свод правил будет внедрен, его нужно постоянно совершенствовать, опираясь на изменения в законодательных актах.

Именно требования, содержащиеся в законах и стандартах, являются основой для формирования СУОТ на отдельно взятых предприятиях.

Система управления охраной труда на предприятии – ГОСТ

На сегодняшний день в РФ действует около десяти ГОСТов, касающихся этой области. Один из определяющих это — ГОСТ 12.0.007-2009 система управления охраной труда в организации. После основных положений он информирует о том, как правильно разрабатывать СУОТ на различных промышленных предприятиях. Далее следует раздел о разработке политики организации, касающейся данного вопроса. Важнейшей нормой является проведение работ по организации политики ОТ. Кроме того, планирование и применение ОТ – еще один ключевой раздел в ГОСТе. Заключительные разделы это оценивание и усовершенствование СУОТ.

Система управления охраной труда – образец 2018

Правильно оформленная система управления охраной труда в организации составляется по образцу приказа 438н. Политика промышленного предприятия, его цели, распределение обязанностей, процедуры и мероприятия по обеспечению ОТ, контроль и улучшение существующих правил, алгоритм реагирования на несчастные случаи – эти разделы присутствуют в образце.

  • 1.9. Гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
  • 1.10. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
  • 1.11. Обязанности работника в области охраны труда
  • 1.12. Охрана труда женщин
  • 1.13. Охрана труда молодежи
  • 1.14. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда
  • 1.15. Нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов
  • 1.16. Нормы выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств
  • 1.17. Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда
  • 2. Государственное регулирование охраны труда
  • 2.1. Основные направления государственной политики в области охраны труда
  • 2.2. Государственная система управления охраной труда
  • 2.3. Государственный надзор и контроль в области охраны труда
  • 2.4. Социальное партнерство. Общественный контроль за охраной труда
  • 2.5. Экономические аспекты охраны труда
  • 2.6. Информационные аспекты охраны труда
  • 3. Управление охраной труда в организации
  • 3.1. Система управления охраной труда и основные направления в работе
  • 3.2. Служба охраны труда и нормативы численности
  • 3.3. Должностные обязанности по охране труда руководителей и специалистов
  • 3.4. Комитеты (комиссии) по охране труда
  • Создание комитетов (комиссий) по охране труда
  • 3.5. Организация работы уполномоченных лиц по охране труда
  • 3.6. Организация административно-общественного трехступенчатого контроля по охране труда
  • Примерная форма журнала I и II ступеней контроля состояния охраны труда
  • Акт проверки результатов проведения "Дня охраны труда"
  • 3.7. Планирование работы по охране труда
  • 3.8. Санитарно-бытовое обеспечение работников
  • 3.9. Медицинские осмотры (обследования) работников
  • 3.10. Создание и оборудование кабинетов (уголков) по охране труда
  • 3.11. Организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и работников
  • 3.12. Инструктажи работников по охране труда, порядок проведения и оформления
  • 3.13. Разработка инструкций по охране труда
  • Инструкции по охране труда проверяются и пересматриваются в следующем порядке.
  • 3.14. Документация, делопроизводство и отчетность по охране труда
  • 3.15. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда
  • 4. Вредные и опасные производственные факторы
  • 4.1. Классификация вредных и опасных производственных факторов. Гигиенические критерии оценки условий труда
  • 4.2. Классификация условий труда
  • 4.3. Воздух рабочей зоны: классы опасности и предельно допустимые концентрации вредных веществ
  • 4.4. Микроклимат в помещениях: требования, нормирование
  • 4.5. Шум и вибрация: требования, нормирование, защита
  • 4.6. Естественное и искусственное освещение: требования, нормирование
  • 4.7. Излучения: виды, требования, нормирование, защита
  • 4.8. Факторы тяжести и напряженности труда
  • 4.9. Стресс на рабочем месте и борьба с ним
  • 4.10. Травмоопасные факторы
  • 4.11. Профессиональный риск
  • 5. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда
  • 5.1. Основные понятия и задачи аттестации рабочих мест
  • По условиям труда
  • 5.2. Мероприятия по аттестации рабочих мест по условиям труда
  • Мероприятия по подготовке и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда
  • 5.3. Оценка условий труда по гигиеническим критериям
  • 5.4. Оценка травмобезопасности рабочих мест
  • 5.5. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты
  • 5.6. Карта аттестации рабочих мест по условиям труда
  • 5.7. Планирование мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
  • План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
  • 5.8. Основные понятия сертификации организации работ по охране труда
  • 5.9. Система сертификации организации работ по охране труда в организациях
  • 5.10. Правила сертификации работ по охране труда в организациях
  • 5.11. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда
  • Требования безопасности работ
  • 6.1. Требования охраны труда в проектной документации
  • 6.2. Требования безопасности при эксплуатации, организации надзора за состоянием и планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений
  • 6.3. Общие требования безопасности к оборудованию
  • 6.4. Требования безопасной эксплуатации электроустановок
  • 6.5. Организация безопасной эксплуатации персональных компьютеров и множительно-копировальной техники
  • 6.6. Организация рабочего места и эргономические требования
  • 6.7. Требования безопасности при эксплуатации ручных электрических и пневматических машин, инструмента и приспособлений
  • 6.8. Требования безопасности при эксплуатации автомобилей и других мобильных машин
  • 6.9. Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью
  • 7. Пожарная безопасность
  • 7.2. Классификация производств, помещений, зданий по категориям пожарной и взрывопожарной опасности
  • 7.3. Правила пожарной безопасности при осуществлении производственной деятельности
  • 7.4. Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности
  • 7.5. Обучение и проведение инструктажей по пожарной безопасности
  • 7.6. Первичные средства пожаротушения
  • 7.7. Автоматические средства обнаружения и тушения пожара
  • 7.8. Организация пожарной безопасности
  • 8. Средства индивудуальной и коллективной защиты
  • 8.1. Средства защиты работающих. Классификация
  • 8.2. Вентиляция и кондиционирование воздуха
  • 8.3. Средства индивидуальной защиты ног, рук, глаз, органов слуха, дыхания
  • 8.4. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная
  • 8.5. Порядок и нормы обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты
  • Несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания
  • 9.1. Статистика несчастных случаев на производстве
  • 9.2. Понятия несчастного случая на производстве и профессионального заболевания
  • 9.4. Порядок расследования, оформления и учета групповых, тяжелых и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом
  • 9.5. Порядок расследования, оформления и учета профессиональных заболеваний
  • 9.6. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве
  • 9.7. Действия работников при возникновении несчастных случаев, пожаров и других происшествий
  • 10. Обязательное социальное страхование от
  • 10.2. Задачи, принципы и виды страхования
  • 10.3. Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании
  • 10.4. Обязанности работодателя по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • 10.5. Порядок возмещения вреда пострадавшим на производстве
  • 10.6. Правила отнесения видов экономической деятельности и страхователей к классу профессионального риска
  • 10.7. Правила установления скидок и надбавок к страховому тарифу
  • 10.8. Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников
  • 11. Первая медицинская помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве
  • 11.1. Организация первой помощи пострадавшим на производстве
  • Содержимое медицинской аптечки:
  • 11.2. Общие требования по оказанию первой помощи
  • Заключение
  • 3. Управление охраной труда в организации

    3.1. Система управления охраной труда и основные направления в работе

    Управление охраной труда в организациях - подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению правовых, социально-экономических организацион­но-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспе­чение безопасности, сохранение жизни, здоровья и работоспособ­ности человека в процессе труда.

    Объектом управления охраной труда является дея­тельность функциональных служб и структурных подраз­делений организации по обеспечению безопасных и здоро­вых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и в организации в целом.

    Система управления охраной труда в организации (СУОТ) часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда , связанная с деятельностью организации (Российская энциклопедия по охране труда: В 2 т. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003) .

    Основу правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют Трудовой кодекс РФ, "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

    Новые принципы управления охраной труда легли в основу введенного с 2003 года ГОСТ Р 12.0.006-2002 ССБТ "Общие требования к системе управления охраной труда в организации" , позволяющего разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами и руководствами (стандарты серииISO 9000-2000 "Управление качеством",OHSAS 18001-99 "Система менеджмента производственной безопасности и здоровья",Руководство по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ, 2001).

    СУОТ включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации.

    Требования ГОСТ Р 12.0.006-2002 применимы к любой организации независимо от ее организационно-правовой фор­мы, которая намерена:

    Создавать систему управления охраной труда;

    Обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;

    Проводить сертификацию системы управления охраной труда;

    - проводить самооценку и самодекларацию соответствия требова­ниям охраны труда и настоящего стандарта.

    ГОСТ устанавливает обязательные для системы управления охраной труда организации требования, а также требования по внедрению и обеспечению функционирования системы управления охраной труда, по контролю результативности охраны труда и предусматривает анализ руководством организации функционирования системы управления охраной труда.

    При создании системы управления охраной труда необходимо:

    Определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;

    Выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, с тем, чтобы определить наиболее существенные воздействия на условия и охрану труда;

    Определять политику организации в области охраны труда;

    Определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

    Разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

    Цель внедрения СУОТ - обеспечение безопасных и нормальных условий труда для работников на всех стадиях производственного процесса; условий, при которых обеспечивается не только своевременное устранение каких-либо нарушений норм по охране труда, но и предупреждение возможности их возникновения.

    Основные направления функционирования СУОТ:

    Установление определенных функций и обязанностей по охране труда для работодателей и работников (руководителей, специалистов, служащих, рабочих) на всех уровнях управления производством;

    Планирование мероприятий по охране труда, организация их исполнения, постоянный контроль, учет, анализ и оценка проводимой работы;

    Организация подготовки персонала (обучение работников методам и приемам безопасного производства работ, проверка знаний, аттестация, стажировка, дублирование, инструктаж);

    Организация пропаганды требований нормативов и передового опыта по охране труда среди персонала;

    Обеспечение для обслуживающего персонала безопасности технологических процессов и оборудования;

    Обеспечение для работников безопасности при строительстве, ремонте и эксплуатации производственных зданий и сооружений;

    Приведение санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах в соответствие с нормами; создание для работников отрасли благоприятных социальных условий, установление оптимальных режимов труда и отдыха;

    Организация санитарно-бытового, лечебно-профилактического, медицинского обслуживания работников;

    Организация профессионального отбора работников;

    Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

    Нормотворческая деятельность, организация обеспечения работников нормативными материалами по охране труда;

    Информационное обеспечение;

    Организация административно-общественного и производственного контроля за соблюдением требований по охране труда в процессе производства;

    Стимулирование работы по обеспечению безопасности производственных процессов, снижению производственного травматизма и профзаболеваемости, соблюдения работающими нормативов по безопасности труда;

    Анализ результатов деятельности по профилактике производственного травматизма и профзаболеваемости; разработка на основе анализа соответствующих мероприятий;

    Применение различных форм воздействия на субъекты и объекты управления.

    Выполнение задач управления охраной труда осуществляется на всех уровнях управления организацией в соответствии с функциями руководителей и исполнителей, их правами и обязанностями, закрепленными законодательными актами, постановлениями, распоряжениями, уставами, положениями, инструкциями и другими нормативами, а также решениями трудовых коллективов путем принятия и реализации управленческих решений.

    В современных условиях возможен переход на новые принципы управления охраной труда в организациях. Некоторыми российскими компаниями внедряются принципы управления, принятые в мировой практике. Наиболее важными являются следующие мероприятия: разработка СУОТ, оценкарисков , проведениеаудитов ,документирование системы,обучение специалистов по охране труда на основе новых принципов управления охраной труда.

    Для разработки СУОТ на новых принципах требуются подробныйанализ и оценка состояния охраны труда в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на рабочих местах, а также документация по всем направлениям охраны труда. При этом:

    изучают итоги идентификации опасных и вредных производственных факторов, выявления и оценкипрофессиональных рисков ;

    изучают документально оформленные отчеты о состоянии травматизма, производственно обусловленной и профессиональной заболеваемости, аварийности, их причинах и мерах, принятых с целью их исключения в будущем;

    выявляют наличие документов , регламентирующих действия персонала при возникновении аварий и несчастных случаев;

    выясняют, каково положение с расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;

    определяют структуру (а также численность, должностные обязанности специалистов) службы охраны труда и других подразделений – производственного контроля, пожарного надзора, экологической безопасности и т. п.;

    анализируют результаты аттестации рабочих мест по условиям труда,сертификации работ по охране труда, сертификации оборудования и объектов, сведения об аварийности, травматизме и заболеваемости;

    изучают действующие в организации системы управления качеством продукции и защиты окружающей среды;

    выясняют, насколько эффективны информационное обеспечение охраны труда, системы обучения и проверки знаний (руководителей и подчиненных) по охране труда, системы оценки результатов работы по улучшению охраны труда и материального поощрения всех категорий работников;

    проводят опрос (интервьюирование) персонала и руководителей разных уровней управления.

    Новый подход к формированию СУОТ в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности . Это означает: общедоступность данных о состоянии условий и охраны труда, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о происшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных случаях, заболеваниях), создание условий, способствующих участию в управлении безопасностью труда – для всех работников организации и для работников других организаций (поставщиков и подрядчиков), а также для потребителей продукции (работ, услуг).

    Система управления охраной труда должна предусматривать:

    политику организации в области охраны труда;

    планирование показателей и разработка программы улучшения условий и охраны труда;

    контроль плановых показателей и выполнения мероприятий программы улучшения условий и охраны труда;

    корректировка действий и мероприятий;

    внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ её функционирования для обеспечения соответствия этой системы принятой политике и её последовательного совершенствования;

    адаптивность к изменяющимся обстоятельствам;

    интеграция в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

    Руководство организации (работодатель), несущее ответственность за охрану труда в организации, должно через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения её результативности, соответствия требованиям нормативных правовых актов, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.

    Разработанная система управления охраной труда подлежит оформлению в виде локальных нормативных актов организации (например, в виде СУОТ организации или стандартов по различным направлениям охраны труда).

    Законодательство обеспечивает сотрудникам право на безопасное осуществление трудовой деятельности при трудоустройстве в любую отечественную компанию. Для этого государство разрабатывает комплекс нормативов и документов, в которых фиксируются положения, защищающие права граждан. В частности, на предприятиях предусматривается система управления охраной труда (СУОТ) с целью осуществления беспрерывного контроля за соблюдением соответствующих правил.

    Понятие системы управления охраной труда, ее составные элементы

    Подобная система представляет собой особый комплекс мероприятий и задач организации, который направлен на обеспечение стабильного трудового процесса сотрудников предприятия, что позволит им сохранить здоровье и жизни.

    Понятие системы управления охраной труда подразумевает, что организация безопасной трудовой деятельности неразрывна с производственным процессом и должна осуществляться на всех стадиях работы.

    Субъектом рассматриваемой системы выступает непосредственно руководящий орган компании, а также некоторые сотрудники, занимающие управляющие должности (например, управленцы подразделениями). Объектом выступает трудовая деятельность работников компании на своих трудовых местах.

    При формировании СУОТ требуется:

    1. Зафиксировать список нормативных документов и законодательных актов, в которых определяются требования государства к правилам охраны труда на производственных объектах.
    2. Определить наиболее существенные факторы труда, основываясь на аналитических данных прошлых лет.
    3. Организовывать мероприятия по внедрению аспектов охраны труда в компании.
    4. Выявлять приоритетные направления охраны труда, исходя из профиля производства. Также требуется обозначать цели и задачи формируемой системы.
    5. Спроектировать схему и программу осуществления системы охраны труда, а также описать способы достижения поставленных целей и задач.

    Принципы системы охраны труда

    Для эффективного функционирования и длительного существования, СУОТ должна базироваться на таких основных принципах:

    Чтобы стимулировать сотрудников придерживаться рассмотренных принципов, наиболее часто используют экономические рычаги воздействия:

    • материальное поощрение сотрудников, если те в полном соответствии с правилами соблюдают режим безопасности труда на производстве;
    • предъявлять к субъектам, которые напрямую повинны в наступлении чрезвычайной ситуации, требования компенсировать ущерб, понесенный вследствие обозначенных событий.

    Функции и задачи, постановленные перед системой охраны труда

    СУОТ является одной из составных частей системы менеджмента компании. Поэтому, рассматриваемая система должна отвечать следующим требованиям:

    • оценка текущего положения охраны труда в компании должна осуществляться на всех уровнях отделов и не прерываться;
    • вся имеющаяся документация по данному профилю должна четко отражать политику организации в конкретной сфере. Так же должны быть обозначены пути достижения этих целей;
    • должна производиться регулярная данного направления на предмет соответствия их профессиональных качеств квалификационным законодательным требованиям.

    К главным функциям рассматриваемой системы относятся:

    • предложение действующей системы безопасности труда, измененной в незначительных аспектах, для применения ее во всех подразделениях предприятия, то есть, с учетом особенностей их производственного назначения;
    • предоставление методических консультаций;
    • формирование плана , а также организация подобных мероприятий;
    • проектировка различных локальных нормативов, если это необходимо для функционирования системы охраны труда;
    • детальный анализ причин, повлекших за собой неблагоприятные последствия в виде аварий или чрезвычайных ситуаций;
    • формирование статистических отчетов;
    • обеспечение беспрерывного повышения уровня квалификации каждого отдельного сотрудника по вопросам безопасности производственного процесса.

    К задачам СУОТ относятся:

    • борьба с ;
    • внедрение мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний;
    • предотвращение возможных аварий и чрезвычайных ситуаций (пожаров, взрывов и т.д.);
    • организация трудовых мест максимально эффективным и безопасным образом;
    • обучение сотрудников компании технике безопасности в различных производственных случаях;
    • информирование сотрудников о том, каким образом необходимо себя вести в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

    Нормативное оформление системы управления охраной труда

    Наиболее общий список нормативов, которые должны иметься на каждом предприятии, выглядит следующим образом:

    • местные регламентирующие документы по охране труда;
    • журналы, которые фиксируют факт проведения разных процедур по вопросам безопасности трудового процесса.

    Фактически, к подобному перечню документов может относиться любой норматив, который бы регламентировал те или иные процессы на предприятии, связанные с охраной труда.

    Также, исходя из Положения про систему управления охраной труда, утвержденным Минтруда РФ от 19.08.2016г., с документацией по безопасности трудового процесса могут взаимодействовать:

    • руководитель компании регулирует процесс проектировки распорядительных документов относительно охраны труда, а также распределяет соответствующие обязанности управленческого аппарата между своими секретарями и замами;
    • с помощью своих ближайших подчиненных, управленец обеспечивает быструю доступность нормативов по охране труда для подчиненных;
    • далее нормативы переходят в распоряжение сотрудников кадровой службы для исполнения своих обязанностей;
    • управленец отделом, в свою очередь, обеспечивает постоянное наличие подобных документов в подразделении. Подразумевается постоянная доступность нормативов для подчиненных;
    • непосредственные начальники локальных групп сотрудников (бригадиры) обеспечивают контроль за тем, чтобы подчиненные не начинали исполнения своих обязанностей до момента ознакомления с предоставленными регламентирующими документами.

    Порядок формирования системы управления охраной труда на предприятии

    Наличие на предприятии СУОТ является обязательным требованием к исполнению трудовой деятельности, начиная с 01.01.2014г. Помимо этого, ст. 212 ТК РФ постановляется, что работодатель должен обеспечить беспрерывное функционирование данной системы.

    СУОТ должна базироваться на таких нормативных документах:

    • ГОСТ 12.0.007–2009 «СУОТ. Общие требования»;
    • ГОСТ 12.0.008–2009 «СУОТ. Проверка (аудит)»;
    • ГОСТ 12.0.009–2009 «СУОТ. Требования и рекомендации»;
    • ГОСТ 12.0.010–2009 «СУОТ. Выявление опасностей и оценка рисков».

    Создание рассматриваемой системы проходит по таким этапам:

    1. Планирование . Осуществляется детальный анализ компании, определяются вредные и опасные факторы, оцениваются риски, выявляются все имеющиеся ресурсы и т.д. Также данный этап предназначен для распределения имеющихся обязанностей между сотрудниками компании.
    2. Исполнение . Предполагается применение системы на практике. На данном этапе происходит обучение и подготовка сотрудников, формирование нормативных документов и т.д.
    3. Проверка . Подразумевается проведение анализа текущего состояния системы, в частности, соответствие исполнения задач намеченному плану. Также может проводиться внутренний или сторонний аудит.
    4. Совершенствование. На данном этапе устраняются недочеты системы, выявленные при аудите, путем разработки и применения специального комплекса мер.

    Также важно отметить, что этап планирования включает такие аспекты:

    • управленцы высшего ранга несут ответственность за охрану труда. Принимаемые ими решения влияют на функционирование СУОТ во всем предприятии. Данный уровень считается главенствующим в данном контексте;
    • на управленцев подразделениями накладывается обязанность соблюдения правил безопасности труда на уровне отдела;
    • сотрудники должны неукоснительно следовать установленным нормативам.

    Управление документами в системе управления охраной труда в организации

    Исходя из Положения о СУОТ, разработанным Минтруда РФ, каждое локальное Положение о подобной системе на предприятии должно содержать раздел, в котором будут фиксироваться правила управления с документацией рассматриваемого направления.

    Так, управленец должен обозначить некоторые параметры в обращении с документацией для действенного функционирования СУОТ:

    1. Определить перечень обязанностей, а также обозначить ответственность за несоблюдение правил в сфере охраны труда, которая возлагается на весь отдел или конкретных лиц.
    2. Установить типовые формы документов, которые необходимо сформировать для функционирования СУОТ.
    3. Отразить в тексте локального Положения наличие взаимосвязей разных подразделений компании в разрезе формирования и получения документации.
    4. Установить порядок осуществления различных мероприятий по охране труда, а также определить способ контроля соблюдения соответствующих правил.

    В частности, к документам, которые не могут быть откорректированы после утверждения СУОТ, относятся:

    • акты и любые заметки, осуществленные по факту деятельности системы;
    • регистрационные журналы, листы о несчастных случаях и профессиональных травмах;
    • отметки про влияние на подчиненных отрицательных факторов производства;
    • документы, составленные по факту контроля исполнения СУОТ.

    Ответственность за отсутствие системы охраны труда на предприятии

    Исходя из приведенных ранее нормативных актов, можно сделать вывод, что применение СУОТ на предприятии является обязательной процедурой. Однако немалое количество управленцев до сих пор игнорируют данное положение. Подобное отношение считается нарушением трудового законодательства и грозит привлечением к ответственности.

    На практике существенный процент нарушений на предприятиях происходит в направлениях, связанных с безопасностью производства. В большинстве компаний служба охраны труда не организована на должном уровне, а владельцы не выделяют на эту сферу достаточного финансирования. Такая ситуация наблюдается даже на предприятиях с численностью более 50 сотрудников, несмотря на то, что существующие законы обязывают создавать соответствующие подразделения.

    Чем на предприятии занимается служба охраны труда

    Соблюдение правил, регулирующих данную сферу, является обязательным для любых типов организаций с различной численностью. Действующие в этой области стандарты представлены в государственных законодательных нормативах.

    Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

    Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

    Основные документы, определяющие деятельность таких служб на предприятиях:

    1. Трудовой кодекс России.
    2. Межгосударственный норматив ГОСТ 12.0.230-2007 г. «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
    3. Рекомендации по организации службы охраны труда в организации. Установлены Постановлением Министерства по труду № 14 от 08.02.2000 г.

    В основе функций государства в области охраны труда стоит обеспечение нормальных взаимодействий всех участников процесса. К главным субъектам данной сферы относятся органы власти, собственники предприятий, профсоюзы и другие. Государственно-правовые образования Российской Федерации постоянно ведут работу по формированию специализированных программ, задачей которых является обеспечение безопасности при осуществлении производственных операций и минимизация рисков, присутствующих в различных профессиональных областях. Практическая реализация мероприятий трудоохранного характера требует особой квалификации специалистов и наличия временных ресурсов. В связи с этим не нуждается в объяснении позиция, предполагающая, что такие задачи должны быть возложены на сотрудников, прошедших особую подготовку.

    Образовательные мероприятия базируются на Постановлении Минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Занятия могут проводиться на базе самих предприятий или в специализированных компаниях. Нормативы предусматривают обучение на протяжении тридцати дней с даты приема работника и в дальнейшем каждые три года (или при необходимости). Существует возможность заказа услуг в компаниях, которые прошли предусмотренные виды лицензирования.

    Для постановки целей и описания миссии соответствующих отделов руководителям компаний следует применять «Рекомендации по организации работы службы охраны …», представленные выше в перечне основной документации. В данном нормативном акте указаны задачи службы охраны труда, которые следует установить собственникам и руководителям:

    1. Обеспечить организационные функции, направленные на эффективное выполнение специалистами таких служб предписаний, действующих в этой отрасли стандартов.
    2. Обеспечение контролирующих обязанностей в области соблюдения нормативных требований.
    3. Проведение мероприятий, направленных на профилактику травм, профессиональных болезней и других моментов, оказывающих негативное воздействие на условия работы.
    4. Проведение консультаций по трудоохранной деятельности для сотрудников и руководящих должностей предприятий.
    5. Анализ и внедрение передовых методик, а также осуществление мероприятий по пропаганде в области безопасности рабочего процесса.

    Служба охраны труда: права и полномочия

    Для того чтобы сотрудники специализированных подразделений могли эффективно выполнять функции службы охраны труда, им следует предоставить определенные полномочия и описать их реализацию. Для этого составляется внутренний нормативный акт.

    1. Право беспрепятственного посещения и осмотра помещений, предназначенных для выполнения служебных и производственных функций, исследования условий быта и трудооохранной документации в рамках собственной компетенции.
    2. Представление предписаний по преодолению негативных факторов, установленных в процессе ревизионных мероприятий на предмет соблюдения условий по безопасности производства, а также контроль за их исполнением.
    3. Выставление требований по отстранению от проведения работ без предусмотренных допусков, необходимых медосмотров предварительного и регулярного характера, без первоначального инструктирования по трудоохранным вопросам, без использования индивидуальных защитных приспособлений, а также для сотрудников, не исполняющих законодательные нормы.
    4. Осуществлять направление руководству рекомендаций по наложению наказаний на лиц, допустивших нарушение нормативов в данной области.
    5. Отправлять запросы, получать от администрации предприятий определенную информацию, документы службы охраны труда, выставлять требования по составлению объяснительных записок от сотрудников, допустивших нарушение нормативов.
    6. После предусмотренных согласований с руководством организаций и отделений, задействовать их представителей при проведении проверок соответствия условий работы установленным стандартам.
    7. Направлять администрации рекомендации по поощрению членов коллектива, проявивших активность в трудоохранных мероприятиях по повышению качества условий выполнения служебных задач.
    8. По запросу руководства представлять интересы предприятия в государственных органах и общественных организациях для решения вопросов в рамках своей компетентности.
    9. Осуществлять все функции, необходимые для того, чтобы выполнять основные задачи службы охраны труда.

    Как выглядит структура службы охраны труда

    Служба охраны труда создается на базе Межотраслевых норм, которые утверждены соответствующим Постановлением Министерства № 10 от 22.01.2001 г. «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях».

    Структуру подразделений и их количественные параметры определяет внутреннее положение о службе охраны труда, руководство предприятия, особенности и уровень опасности производственных процессов, а также Межотраслевые нормативы. Помимо указанных здесь нормативов, при формировании соответствующих отделов следует руководствоваться «Рекомендациями по деятельности службы охраны труда», утвержденными Постановлением Министерства № 14 от 08.02.2000 г.

    На первом этапе руководитель должен установить, кто будет реализовывать функцию специалиста по охране труда. Это может быть отдельное подразделение, сотрудник, сам директор или специализированная компания, с которой оформлено соответствующее соглашение.

    Один из вопросов, которые возникают при определении исполнителя по реализации задач безопасности процесса производства, выглядит следующим образом: при какой численности создается служба охраны труда? Ответ можно найти в межотраслевых нормативах. Здесь указано, что для организаций численностью до 700 человек (где отсутствуют вредные либо опасные условия трудовой деятельности) допускается наличие одного сотрудника соответствующей службы. Для крупных предприятий предусмотрено формирование отдела или бюро численностью три и более специалиста.

    Принятые в области обеспечения безопасности производства решения должны быть отражены в надлежащем приказе (приказ о службе охраны труда). На следующем этапе происходит формирование соответствующей структуры. В ее составе может быть как единичный специалист, так и целое подразделение. В случаях, когда ранее подобная служба не была предусмотрена, руководитель должен провести изменения в штатном расписании.

    На следующем этапе необходимо сформировать положение о службе охраны труда. Этот акт описывает цели структуры, права и обязанности ее специалистов в процессе взаимодействия с отделениями компании. Кроме того, следует написать соответствующие должностные инструкции для сотрудников. Эти документы формируются на основе Квалификационного справочника, который представлен в Постановлении Министерства труда № 37 от 21.08.1998 г. С 01.07.2013 г. также действует «Единый квалификационный справочник должностей …».

    Служба охраны труда компании подчинена напрямую руководящему лицу либо (если существует специальное распоряжение) его заместителю. В ситуациях, когда, по мнению руководства, отдельная структура или штатная единица не являются необходимыми, допускается совмещение таких обязанностей конкретным сотрудником предприятия или другой компанией. Такая возможность существует только для организаций численностью менее 50 человек. Но и в этом случае должность специалиста следует предусмотреть в штатном расписании. Совмещение обязанностей сотрудника структуры охраны труда с должностными функциями другого характера регламентируется распоряжением руководства компании.

    Особенности организации взаимодействий со специалистом по трудоохранным вопросам при совместительстве:

    1. Для сотрудника, работающего по такой схеме, предусмотрено оформление контракта, согласно которому трудоохранная деятельность осуществляется в свободные от основных задач временные периоды.
    2. Выполнение дополнительных функций при совмещении происходит параллельно с основной работой, установленной трудовым соглашением при наличии согласия работника, оформленного в письменной форме.
    3. Комбинирование обязанностей с ключевой деятельностью закрепляется дополнительным соглашением к трудовому договору.
    4. До момента оформления трудового/дополнительного контракта сотрудник должен быть ознакомлен под роспись с внутренними инструкциями.
    5. Можно не издавать специальный приказ по формированию службы для компаний численностью до 50-ти человек, если директор (или ИП) намерен самостоятельно осуществлять такие обязанности. Это обусловлено тем, что в перечень обязательных функций руководителя, на основании статьи 212 Трудового Кодекса, входит обеспечение выполнения трудоохранных нормативов. Администрация, также как и специалисты соответствующего отдела, должна пройти специальный курс в разрезе должностных обязанностей в первый месяц после приема на работу, а также периодические обучающие мероприятия (не менее 1 раза на протяжении 3-х лет).
    6. Вступление в должность нового руководителя, согласно пункту 2.3.1 Порядка происходит только после того, как владелец компании или его представители проведут ознакомительные действия по внутренним нормативам трудоохранных положений.

    Когда в штате компании отсутствует должность специалиста по охране труда, данные функции возлагаются на работодателя – индивидуального предпринимателя или руководителя фирмы. В некоторых случаях с этой целью обращаются к профессионалу, предоставляющему услуги в сфере охраны труда. Как правило, такой специалист привлекается к сотрудничеству на условиях гражданско-правового договора. Любая организация, оказывающая услуги в сфере охраны труда, обязательно подлежит аккредитации.

    Пошаговая организация работы службы по охране труда на предприятии

    Шаг № 1. Устанавливаем список задач, которые будет решать структура по охране труда

    В перечень заданий таких структур входит реализация ряда важнейших функций. Одно из основных мест в этом списке занимают контролирующие обязанности, направленные на отслеживание соблюдения нормативов, регламентирующих охрану труда на предприятиях. Кроме того, особая роль отводится профилактическим мероприятиям по снижению количества травм, профессиональных болезней и других негативных факторов. В реальности функции службы охраны труда в организации представляют собой достаточно развернутый перечень.

    Шаг № 2. Устанавливаем количество штатных специалистов службы охраны труда и организационную структуру

    Численность работников службы охраны труда регламентирована требованиями, представленными в Постановлении Министерства труда № 10 от 22.01.2001 г. В документе указано, что количество сотрудников отдела зависит от:

    • наличия специалистов, работающих в условиях, которые могут быть квалифицированы как опасные или вредные для здоровья;
    • общего количества сотрудников и структурного разделения компании.

    При наличии филиалов следует учесть расстояния между их расположением. В перечень моментов, влияющих на численный состав трудоохранной структуры, следует включить цели, поставленные перед этим отделом. Необходимо вносить поправку на возможность отсутствия штатных единиц по причине болезни или ухода в отпуск.

    Шаг № 3. Определяем организационную структуру службы охраны труда

    На организационную структуру влияют такие моменты, как:

    1. Присутствие специалистов, выполняющих производственные функции в тяжелых/опасных/вредных для здоровья условиях.
    2. Число работающих.
    3. Количественный состав отдела охраны труда.

    Шаг № 4. Готовим нормативно-методологическую базу для службы охраны труда

    Служба охраны труда на предприятии на начальном этапе предполагает разработку сопроводительной документации:

    1. Приказ по созданию структуры (возможно внесение коррективов в штатное расписание).
    2. Положение по данному подразделению, которое будет определять, какие имеет служба охраны труда обязанности, права, правила совместных мероприятий этого отдела с другими.
    3. Должностные инструкции.
    4. Нормативы и инструкции по охране труда, которые будут регулировать деятельность структуры в конкретной компании.
    5. Книги фиксации фактов инструктажа: вводного/первичного/повторного/внепланового/целевого и так далее.
    6. Учетные карточки специальных защитных приспособлений.
    7. Журнал, в котором производятся отметки по выявлению фактов несчастных случаев на производстве.
    8. Календарный план профилактического осмотра (для работников, по которым существуют предписания обязательного медицинского освидетельствования).

    Инструкции, нормативные документы и другую информацию следует довести до сведения всех работников. Фактом, подтверждающим такой момент, является подпись ознакомившегося.

    Шаг № 5. Готовим специалистов в области охраны труда

    Штатная единица инженера охраны труда может быть замещена:

    • работниками с соответствующим квалификационным уровнем;
    • сотрудниками, имеющими высшее профтехобразование, независимо от профессионального опыта;
    • специалистами со средней технической подготовкой, проработавшими свыше трех лет техниками 1-й категории или более пяти лет на должностях, которые вправе занимать лица с таким уровнем образования.

    Мероприятия, связанные с получением новых знаний по охране труда, могут проводиться непосредственно в компании с привлечением лицензированных специалистов, имеющих опыт работы в данной сфере. Сотрудники и управляющие службами по охране труда должны проходить проверку уровня профессиональных знаний раз в три года.

    Шаг № 6. Проводим инструктаж работников компании

    Виды инструктирования работников:

    1. Вводный инструктаж. Этот вид ознакомительных занятий предназначен как для новых работников, так и для тех, кто переводится на другую должность, впервые отправляется в командировку, прибыл для прохождения практики и так далее.
    2. Первичный инструктаж предназначен для сотрудников, которые осуществляют изучение, испытание оборудования, выполняют его ремонт, наладку, обслуживание с использованием электроинструмента. Проводит такое мероприятие лицо, руководящее работами, непосредственно на месте их выполнения перед началом производства. В дальнейшем нормативами предусмотрены последующие инструктажи, которые планируются не реже одного раза в 6 месяцев. В повторные процедуры могут вноситься определенные корректировки, вызванные обновлением парка оборудования, внедрением инновационных технологий и др. В ситуациях, когда выявлены грубейшие нарушения в вопросах охраны труда, применяется внеплановый инструктаж персонала.
    3. Целевой инструктаж предназначен для специалистов, приступающих к выполнению разовых работ.

    Шаг № 7. Проводим аттестацию рабочих мест

    Контроль службы охраны труда включает процедуры по оценке условий выполнения профессиональных обязанностей с помощью следующих методов:

    • лабораторные изыскания;
    • инструментальное оценивание;
    • эргономические исследования.

    По факту анализа данных, полученных в ходе ревизии службы охраны труда, могут быть прекращены работы на определенном участке, в цехе, на оборудовании, скорректированы технологические процессы, вредные для здоровья или опасные для жизнедеятельности. В результате аттестации возможно обнаружение случаев профзаболеваний.

    Базируясь на данных проверки рабочих мест, рассматривается вопрос применения льгот и компенсационных выплат категориям штатных единиц, чья деятельность предполагает опасные или вредные условия. Проводить аттестационную кампанию руководитель может собственными ресурсами. При необходимости к проверке привлекается специальная комиссия из числа работников. Еще один вариант заключается в сотрудничестве с компанией, наделенной соответствующими правами на выполнение таких мероприятий.

    Шаг № 8. Контролируем структуру по охране труда

    Работа службы по охране труда находится под управлением руководителя предприятия, аналогичного отдела вышестоящей организации либо регулируется исполнительной федеральной властью (госнадзором). Подобные нормы установлены в Положении о структуре или в других документах компании. Ответственным лицом выступает руководитель службы охраны труда и непосредственные ее работники.

    Как должна функционировать служба охраны труда на предприятии

    Для того чтобы обязанности службы охраны труда были выполнены качественно и эффективно, необходимо с особым вниманием подойти к вопросу организации рабочих мест специалистов, которые входят в её состав. Осмотрите помещение и мебель, убедитесь, что оргтехника и средства связи находятся в исправном состоянии. Также проверьте наличие необходимой информационной базы, предназначенной для проведения инструктажа и обучения персонала.

    Согласно Постановлению Министерства Труда РФ № 7 от 17.01.2001 г., рекомендуется выделить отдельный кабинет для того, чтобы эффективно организовать деятельность службы охраны труда. Данное помещение оснащают всем необходимым учебным материалом, наглядными пособиями, плакатами и схемами.

    Для организации кабинета службы охраны труда рекомендуют предоставить отдельное помещение, которое состоит из 1 – 2 комнат. Там следует расположить все необходимые технические средства, учебные пособия и образцы, иллюстративные и информационные материалы по данной тематике. Оформление уголка службы охраны труда зависит от предоставляемой для этих целей площади. К примеру, его можно представить как стенд, витрину, экран или специальную компьютерную программу.

    В тех организациях, где производственный процесс осуществляется персоналом с численностью 100 и более сотрудников, а также в компаниях, имеющих специфические условия работы, которые требуют обеспечения надёжной защиты деятельности специалистов, необходимо создать отдельный кабинет охраны труда. В том случае, когда количество сотрудников предприятия и его структурных подразделений менее 100 – будет достаточно уголка охраны труда.

    Помещение, выделяемое под кабинет охраны труда, необходимо оформить в соответствии с предписанными строительными нормами и правилами. Если в штате организации работают около 1 000 человек – данное помещение должно быть площадью не менее 24 кв.м, а если сотрудников больше – прибавляют ещё 6 кв.м на каждую тысячу специалистов. Для того чтобы организовать уголок охраны труда, можно выделить отдельное помещение, либо будет достаточно части кабинета общего назначения.

    В том случае, когда сотрудники организации осуществляют производственную деятельность на различных объектах и рабочих участках (в пример можно привести вахтово-экспедиционный метод), лучше всего организовать передвижной кабинет и уголок охраны труда.

    Как функции службы охраны труда отдать на аутсорсинг сторонней организации (специалисту)

    В случае, когда создание службы по охране труда выглядит нецелесообразным, заключается соглашение с подрядчиком (исполнителем), в качестве которого может выступать:

    • организация, специализирующаяся в данной сфере и имеющая соответствующую аккредитацию;
    • квалифицированный сотрудник, которого взяли на работу по гражданско-правовому договору.

    Список всех услуг, для которых необходимо лицензирование уполномоченными органами и порядок их проведения, утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ № 205н от 01.04.2010 г.

    Перечень содержит следующие условия и виды работ:

    • функциональные требования к службе (специалисту) охраны труда у заказчика со штатом работников численностью до 50 человек;
    • проведение обучающих мероприятий для работодателей и их сотрудников относительно вопросов охраны труда.

    Служба безопасности и охраны труда, а также органы, специализирующиеся в этой сфере, обязаны проходить государственную аккредитацию в Министерстве труда РФ (п. 14 Правил, описанных в приказе Министерства Здравсоцразвития РФ). Региональная аккредитация в виде лицензии или сертификата государственной не признается.

    Поэтому при оформлении контракта с привлекаемой компанией убедитесь в том, что она имеет государственную аккредитацию (занесена в перечень аккредитованных предприятий). Получить информацию о таком реестре можно несколькими способами:

    • затребовать предъявление выписки у предприятия, с которым оформляется контракт;
    • сделать запрос в частном порядке на выписку из реестра в Министерстве труда России (данные сведения представляются на бесплатной основе);
    • провести проверку аккредитации, воспользовавшись официальным сайтом Министерства труда (на интернет-портале имеются сведения по компаниям с действующей и отозванной аккредитацией).

    В контракте оговариваются все права и обязанности службы охраны труда и условия ее функционирования. Также в нем необходимо предусмотреть ответственность в случае невыполнения условий договора.

    Важно помнить, что аккредитация компании (работника) требуется только для выполнения соответствующих функций в структуре, численность службы по охране труда которой соответствует требованиям, предусмотренным для предприятий с количеством сотрудников до 50-ти. Если штатный состав фирмы выше установленной нормы, то она не может заключить контракт на оказание услуг с организацией, специализирующейся в этой области. Такой же запрет распространяется и на специалиста, принятого по гражданско-правовому договору.