Увольнение

Основания возникновения экологических правоотношений. Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения Возникновение изменений и прекращения экологических правоотношений


Экологические правоотношения – это общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодействия общества и природы и регулируются нормами экологического права. Основаниями возникновения юридических правоотношений являются юридические факты, которые подразделяются на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения независимо от воли человека, например стихийные бедствия, извержения вулканов, лесные пожары, наводнения и т. п. Однако события не всегда выступают как чисто природные явления. Довольно часто они являются следствиями непродуманной человеческой деятельности.


Наиболее распространенным основанием возникновения экологических правоотношений является действие. Это обусловлено тем, что на современном этапе основным источником причинения вреда природной среде и, соответственно, через нее человеку является антропогенная деятельность. Проявление действий осуществляется через поступки людей. Выделяют следующие виды поступков: позитивные; негативные.


Позитивное поведение человека в качестве участника экологических правоотношений – выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона.


Согласно двум формам взаимодействия общества и природы такие действия подразделяются на:


1) использование природных ресурсов – экономические действия, которые оказывают влияние на природную среду;


2) охрана окружающей средыэкологические действия, которые нейтрализуют вредные последствия вышеуказанной деятельности.


Основания для прекращения экологических правоотношений условно можно подразделить на две группы. Первую группу составляют основания, происходящие по воле природопользователя; к ним относятся: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя. Вторую группу составляют такие основания, которые совершаются по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды: изъятие природного ресурса; лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса, неосвоением его в течение установленного срока, уклонением от уплаты налогов и других законных платежей, нарушением договорных обязательств.


Основаниями прекращения экологического правоотношения или его изменения являются:


1) решение органа, выполняющего функции государственного экологического контроля над охраной природной среды;


2) решение суда, арбитражного суда;


3) представление органов санитарного, горного надзора и других специально уполномоченных органов;


4) представление или протест органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны окружающей среды.


В случае несогласия компетентного органа выполнять предписания органов прокуратуры прокурор имеет право обратиться с иском в арбитражный суд по существу состоявшегося нарушения. Решение арбитражного суда является окончательным.



  • Понятие экологического правоотношения , основания его возникновения и прекращения . Экологические правоотношения – это общественные отношения , которые возникают в сфере взаимодействия общества и природы и регулируются нормами экологического права.


  • Понятие экологического правоотношения , основания его возникновения и прекращения . Экологические правоотношения – это общественные отношения , которые возникают в сфере взаимодей. Загрузка.


  • Понятие экологического правоотношения , основания его возникновения и прекращения . Экологические правоотношения – это общественные отношения , которые возникают в сфере взаимодействия... подробнее ».


  • Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной. Загрузка.
    Понятие экологического правоотношения , основания его возникновения и прекращения .


  • Понятие и структура гражданского правоотношения (гп).
    Основания возникновения , изменения и прекращения гражданских правоотношений – юридические факты.


  • Понятие
    Земельные правоотношения Основанием возникновения , изменения и прекращения земельных правоотношений являются...


  • Понятие и структура гражданского правоотношения (гп).
    Основания возникновения , изменения и прекращения гражданских правоотношений – юридические факты.


  • Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ.
    Земельные правоотношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике Основанием возникновения , изменения и прекращения земельных правоотношений являются...


  • Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ.
    Земельные правоотношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике Основанием возникновения , изменения и прекращения земельных правоотношений являются...


  • Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ.
    Земельные правоотношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике Основанием возникновения , изменения и прекращения земельных правоотношений являются...

Найдено похожих страниц:10


Все права на земельные участки приобретаются в конечном счете для того, чтобы использовать землю для удовлетворения хозяйственных и иных потребностей. Поэтому важнейшим институтом земельного права является право землепользования как система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию земель. В субъективном смысле право землепользования - это совокупность прав и обязанностей субъекта в отношении приобретенного им земельного участка.

Субъектами права землепользования являются граждане и юридические лица, а его объектами - земельные участки, обособленные в результате отвода земель в натуре и его юридического оформления.

Праву землепользования присущ целевой и платный характер.

Целевое назначение земельного участка (для крестьянского хозяйства, садоводства, предпринимательской деятельности, жилищного строительства и т. д.) фиксируется в документах, удостоверяющих права на землю, и должно соблюдаться землепользователем. Законодательство устанавливает санкции за нарушение принципа целевого использования земель вплоть до изъятия земель.

Основания возникновения данного права обусловлены прежде всего видом права землепользования, которое, как и всякое право пользования природными ресурсами, может быть общим и специальным.

Право общего землепользования представляет собой возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно земельными участками для проезда, прохода, отдыха и других целей и вытекает непосредственно из закона - Конституции РФ, гражданского, земельного, водного, лесного законодательства. Например, указанное право осуществляется на землях общего пользования в городах и других населенных пунктах. Эти земли состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, дороги, проезды и др.), для удовлетворения культурно-бытовых и иных потребностей населения (парки, скверы, водоемы, пляжи, бульвары, кладбища и т. п.).

Лесное и водное законодательство устанавливает право граждан использовать земли лесного фонда в случае нахождения граждан в лесах, а также земли водного фонда при использовании водоемов общего пользования и прилегающих к ним участков для отдыха, купания и др. (ст. 86 Лесного кодекса РФ, ст. 88 Водного кодекса РФ).

Понятие права общего землепользования раскрывается также в ст. 262 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственниками соответствующих земельных участков. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Право специального землепользования в отличие от общего возникает из юридических фактов, совокупность которых образует достаточно сложный порядок приобретения земель. В настоящее время законом предусмотрено два основных способа приобретения земельных участков - гражданско-правовой и административно-правовой.

Гражданско-правовой способ означает возникновение земельных прав (права собственности, аренды, залога и др.) в результате заключения гражданско-правовых сделок и договоров - купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога, наследования по закону и завещанию и т. д.

Совершение указанных сделок регулируется нормами гражданского законодательства: общими положениями о сделках и договорах, а также нормами, устанавливающими особенности содержания и заключения отдельных видов договоров. Наиболее подробно урегулированы вопросы заключения договоров купли-продажи и залога в Постановлении Правительства РФ "Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами РФ земельных участков" от 30 мая 1993 № 503, "Об утверждении Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, и права их аренды" от 5 января 1998 № 2; Федеральный Закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 и др.

Так, продажа гражданами земельных участков или их частей оформляется договором купли-продажи (купчей).

Сделка купли-продажи земельного участка возможна лишь при отсутствии земельных споров по участку и совершается его собственником. При этом ни покупатель, ни продавец не могут изменить целевое назначение и режим использования земель (санитарно-защитные зоны, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного значения, а также право проезда по участку, технического обслуживания и ремонта зданий, сооружений, наземных и подземных коммуникаций и другие условия пользования).

Договор купли-продажи (купчая) должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован в районном (городском) земельном комитете. Регистрация производится после уплаты установленных налогов и пошлин. К купчей прилагается план участка, без которого купчая не подлежит регистрации. После этого покупателю выдается документ, удостоверяющий его право собственности на купленный земельный участок, а аналогичный документ продавца утрачивает силу или в него вносятся необходимые изменения.

Таким образом, сделки с землей требуют особого оформления и подлежат обязательной государственной регистрации. Право собственности и другие земельные права переходят на приобретателя лишь с момента регистрации соответствующей сделки. Регистрации подлежат все сделки с землей, включая договоры аренды, срочного (временного) пользования и установления земельных сервитутов.

Гражданам и юридическим лицам могут продаваться земельные участки под застройку на территориях городских и сельских поселений на торгах (путем выставления их на аукционы и конкурсы). В качестве продавца выступает орган государственной власти или местного самоуправления.

Административно-правовой способ приобретения земельных участков заключается в предоставлении их гражданам и юридическим лицам компетентными государственными органами в порядке отвода земель.

Органами, наделенными полномочиями по предоставлению (в собственность, постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду) и изъятию земель, являются исполнительные органы власти (местные администрации).

Порядок предоставления земель подробно урегулирован законодательством (см. Указы Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 №1767, "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" от 23.04.93 № 480 и др).

Документами, удостоверяющими права на землю, являются свидетельство (государственный акт) и договор.

Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяются свидетельством (государственным актом), которое выдается соответствующим земельным комитетом по решению местной администрации.

При купле-продаже земельного участка и в других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли-продажи или иных документов, подтверждающих переход права собственности.

Право аренды, временного (срочного) пользования, залога, установление земельного сервитута удостоверяются договорами, которые заключаются между сторонами и регистрируются земельным комитетом.

На земельные участки, переданные в собственность членам садоводческих товариществ, дачных кооперативов, по представлению соответствующих товариществ и кооперативов выдается документ, удостоверяющий право на землю, каждому их члену, а на земли общего пользования - этим товариществам или кооперативам.

Таков же порядок оформления земельной доли коллективных собственников - работников сельскохозяйственных предприятий (реорганизованных колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий).

Основаниями прекращения права землепользования служат юридические факты, в том числе изъятие земельных участков.

Изъятие земель допускается лишь в случаях, установленных в законе, а его общий порядок в основном аналогичен процедуре предоставления земель.

Изъятие земельных участков осуществляется в рамках их перераспределения в случае отсутствия свободных земель, необходимых для предоставления каким-либо субъектам (изъятие для государственных и муниципальных нужд), а также в качестве санкции за нарушение правил рационального использования и охраны земель (неосвоение земельного участка, использование его не по целевому назначению, нарушение экологических требований и нормативов в сфере землепользования и др.).

Законом подробно регламентируется порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Изъятие земель у их собственников осуществляется путем выкупа. Законом предусмотрена необходимость заблаговременного предупреждения собственника и получения его согласия на изъятие земель (в случае несогласия вопрос решается в суде). При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Конкретные размеры возмещения в таких случаях исчисляются в соответствии с "Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 1993 № 77.

По соглашению с собственником земли (землевладельцем, землепользователем) ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Помимо изъятия земельных участков права землепользования может прекращаться на основании таких юридических фактов как истечение срока пользования, ликвидация юридического лица - природопользователя или смерть гражданина - природопользователя, отказ от использования земельного участка и др.

1. Понятие, содержание и виды экологических правоотношений.

Предметом экологического права выступают экологические отношения, т.е. общественные отношения, возникающие в области взаимодействия общества и природы по поводу природопользования и охраны окружающей среды.

Отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения природопользования и охраны окружающей среды, будучи урегулированными нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями. Не все экологические отношения становятся правоотношениями, а только те из них, которые выражены в нормах права, закреплены в законодательстве и в развитии которых заинтересовано государство. Это связано с тем, что одни экологические отношения вообще не требуют правового регулирования, другие в данный момент не могут быть урегулированы нормами экологического права, а третьи регулируются нормами других отраслей права. Это говорит о том, что круг экологических правоотношений постоянно совершенствуется и изменяется.

Существует несколько классификаций экологических правоотношений.

Все экологические правоотношения можно подразделить на два вида: природоресурсовые и природоохранительные.

Природоресурсовые отношения возникают в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Природоохранительные отношения выражают требования охраны природной среды в процессе ее хозяйственного использования.

Экологические отношения могут классифицироваться в зависимости от форм воздействия человека на природу на следующие виды:

Отношения, связанные с добычей веществ из природной среды;

Отношения, связанные с загрязнением природной среды;

Отношения, связанные с возобновлением природных ресурсов;

Отношения, связанные с использованием полезных качеств природного объекта без его изъятия (добычи), например, землепользование;

Отношения, связанные с охраной природы и окружающей среды и обеспечением качества окружающей среды.

В зависимости же от объекта, по поводу котороговозникают природоресурсовые и природоохранительные отношения, их можно классифицировать на:

Отношения по использованию и охране природной среды (природных объектов, природных ресурсов, природных комплексов и отдельных объектов природы, имеющих научную или культурную ценность);

Отношения по охране и обеспечению качества окружающей человека среды.

Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности участников экологических правоотношений. Субъекты экологических правоотношений реализуют их путем совершения активных действий, например, добычи полезных ископаемых, проведения государственной экологической экспертизы, либо путем воздержания от совершения тех или иных действий, запрещенных законодательством.

Содержание экологических правоотношений зависит от отнесения их к тому или иному виду, состава участников, особенностей объекта. Так, круг прав и обязанностей лесопользователей, водопользователей, недропользователей определен соответственно в Лесном кодексе, Водном кодексе, Кодексе о недрах. Они охватывают отношения как между природопользователями как между собой, так и между ними и государством – собственником лесов, вод, недр.

Экологические правоотношения в области управления имеют своим содержанием права и обязанности государственных органов общей и специальной компетенции, а также природопользователей и собственников природных объектов и ресурсов по планированию природопользования, ведению кадастров природных ресурсов, осуществлению мониторинга за состоянием окружающей среды, проведению государственной экологической экспертизы планируемой хозяйственной деятельности, обеспечению экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, осуществлению контроля в области охраны окружающей среды и другой управленческой деятельности.

2. Субъекты экологических правоотношений.

Субъектами экологических правоотношений, т.е. носителями прав и обязанностей в этих правоотношениях, являются:

Государство;

Государственные органы, обладающие компетенцией по регулированию экологических отношений;

Советы депутатов;

Юридические и физические лица, оказывающие или способные оказать своей деятельностью отрицательное воздействие на окружающую среду, а также являющие пользователями природными объектами и ресурсами;

Международные объединения и организации с участием отечественных и иностранных юридических и физических лиц;

Иностранные государства;

Иностранные юридические лица и граждане.

Республика Беларусь является

Иностранное государство может выступать субъектом правоотношений собственности, пользования или аренды при предоставлении ему земельного участка для обслуживания зданий (части зданий), которые используются для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь.

Республика Беларусь является субъектом правоотношений государственной собственности на природные объекты и ресурсы. Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы участвуют в качестве субъектов в отношениях по управлению природопользованием и охраной окружающей среды.

Юридические и физические лица выступают участниками правоотношений природопользования, в том числе аренды. Граждане Республики Беларусь и юридические лица, кроме того, являются участниками правоотношений собственности на землю.

Чтобы стать субъектом экологических правоотношений, юридические и физические лица должны иметь экологическую правосубъектность. У юридического лица она специальная, определяется во многом целями и задачами его организации и деятельности. Экологическая правосубъектность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. с момента его государственной регистрации (п.2 ст. 47 ГК) и прекращается в момент завершения его ликвидации, т.е. после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.8 ст.59 ГК).

Экологическая правосубъектность физических лиц, как и их гражданская правоспособность, возникает с момента рождения и прекращается смертью.

Экологическая правоспособность гражданина как его способность своими действиями приобретать и осуществлять экологические, создавать для себя обязанности и исполнять их наступает в полном объеме с достижением совершеннолетия, т.е. по достижения 18-летнего возраста. В случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак.

В состав субъектов экологических правоотношений входят иностранные граждане и лица без гражданства. Они, например, могут быть землепользователями, лесопользователями.

Субъекты экологических правоотношений не во всех случаях обладают самостоятельностью и независимостью, соотносятся друг с другом как равные, как это имеет место в гражданском праве. В экологических правоотношениях они могут находиться в отношениях подчиненности, субординации. Это определяется характером правового регулирования, наличием властных полномочий у органов государства и преимущественно административно-правового метода правового регулирования экологических правоотношений.

Все субъекты экологических правоотношений подразделяются на:

Природопользователей,

Органы, осуществляющее управление пользованием природными объектами и ресурсами, охраной окружающей среды;

Общественные объединения экологического профиля;

Правоохранительные органы.

3. Объекты экологических правоотношений, их виды.

Объектами экологических правоотношений являются: природа в целом, окружающая среда, природная среда: природные объекты (земли, леса, воды) и ресурсы (полезные ископаемые, полезные свойства земли), природные комплексы (заповедники, национальные парки, памятники природы).

Природа как объект использования и охраны заключает в себе природную среду и окружающую среду.

Природная среда состоит из следующих компонентов: природные объекты, природные ресурсы природные комплексы и территории.

В соответствии со ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды», подлежат правовой охране следующие природные объекты: климатические ресурсы, атмосфера, включая озоновый слой, земля, недра, почвы, воды, растительный и животный мир, типичные и редкие ландшафты и иные объекты. Таким образом перечень природных объектов, подлежащих правовой охране не является исчерпывающим.

Ст. 40 этого закона выделяет природные объекты и территории, подлежащие особой охране: это биологические виды, занесенные в Красную книгу РБ, государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

Особой охране подлежат также курортные зоны, водоохранные зоны водоемов, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, леса зеленых зон городов и иные территории.

Объекты экологических отношений можно классифицировать на природные ресурсы и природные комплексы.

Природными ресурсами является часть природного объекта, которая выступает в качестве источника удовлетворения материальных, экономических потребностей и интересов человека. Сведения о природных ресурсах содержатся в кадастрах природных ресурсов, которые представляют собой систематизированные своды данных, количественно и качественно характеризующие определенные виды природных ресурсов.

Природный комплекс или территория – это совокупность взаимосвязанных между собой частей природных объектов, обособленных с целью заповедной охраны. Это редкие и типичные ландшафты, достопримечательные объекты природы (валуны, дубы), государственные заповедники, пригородная зеленая зон.

По режиму охраны и использования природные комплексы подразделяются на три категории:

Полностью исключенные из хозяйственного или рекреацонного использования (заповедники);

Исключенные лишь из хозяйственного использовании (заказники);

С ограниченным режимом использования ресурсов в хозяйственных и рекреационных целях (национальные парки).

4. Основания возникновения и прекращения экологических правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. Юридические факты порождают определенные права и обязанности участников правоотношений или

В зависимости от воли субъектов юридические факты подразделяются на события и действия. По признаку дозволенности законом действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия в экологическом праве, так же, как и в других отраслях права, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Юридические факты подразделяются в зависимости от правовых последствий на правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такими юридическими фактами являются администрантивно-правовые акты исполнительных и распорядительных органов государства, а также договоры.

Основным видом экологическо-правовых юридических актов являются правовые акты индивидуального значения. Среди них – решения исполнительно-распорядительных органов о предоставлении земельных участков в пользование или владение, передаче их в частную собственнось юридических лиц и граждан, судебные решения, устанавливающие права собственности на землю, разделе земельных участков и определении порядка пользования ими; решения об отводе земельных участков для целей недропользования и т.п..

В качестве оснований возникновения экологического правоотношения могут выступать сделки и договоры. Например, договора аренды земельного участка, участка леса, водного объекта. Следует иметь в виду, что в экологическом праве возникновение правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

Охранительные экологические правоотношения возникают на основании определенного круга правонарушений.

Прекращение экологических правоотношений по общему правилу связывается с прекращением права пользования конкретным природным объектом или ресурсом. Основаниями прекращения правоотношений могут быть правомерные и неправомерные действия, а также события: истечение срока пользования природным объектом, изъятие природного объекта из пользования в связи с нецелевым использованием или в связи с нарушением природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

Основанием возникновения экологических правоотношений являются жизненные обстоятельства, факты, события, с которыми экологическое зако­нодательство связывает возникновение, изменение и прекращение этих пра­воотношений.

Выделяют два вида оснований:

· материальные (общие);

· юридические (спе­циальные).

К материальным относят те жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В широком смысле под материальными основаниями экологических правоот­ношений можно понимать ту роль и значение природы для жизни и суще­ствования человека, которые обусловливают объективную необходимость правового регулирования экологических отношений.

В узком смысле материальными предпосылками возникновения экологи­ческих правоотношений являются:

1) объект правоотношений, т. е. то, по поводу чего люди вступают в юриди­ческие связи между собой в процессе природопользования и охраны окружа­ющей среды;

2) субъекты правоотношений, поскольку пока субъект экологического права не реализует свою правосубъектность, не может возникнуть и само правоот­ношение;

3) фактическое поведение участников этих правоотношений.
К юридическим предпосылкам относятся:

· нормы экологического права, без которых невозможно никакое право­отношение;

· юридические факты;

· юридические презумпции и фикции.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с кото­рыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение экологических правоотношений.

Юридические факты в сфере природопользования и охраны окружающей среды весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям:

1) правообразующие, например заключение договора аренды земельного участка;

2) правоизменяющие, например оформление права собственности на зе­мельный участок;

3) правопрекращаюшие, например изъятие земельного участка для государственных нужд

Юридические факты делятся на юридические значимые события - т. е. это факты, которые не зависят от воли людей, но порождают определенные по­следствия. К их числу можно отнести пожары в лесах, болезнь деревьев, ура­ганы, наводнения и т. п.

Юридически значимые деяния - сознательные действия (бездействие), с которыми закон связывает правовые последствия. Например, нахождение в охотничьих угодьях с собаками, добытой охотой продукции и т. п.

По юридической природе указанные факты делятся на:

· правомерные;

· неправомерные деяния.

Правомерные деяния - это такие поступки людей, которые согласуются с нормами экологического права. Такое поведение составляет подавляющую часть человеческой деятельности в сфере природопользования и охраны ок­ружающей среды.



В результате точного и полного соблюдения и исполнения требований норм экологического права всеми государственными органами, обществен­ными организациями, гражданами формируется определенное состояние общественной жизни в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которое можно назвать экологическим правопорядком. Экологичес­кий правопорядок есть составная часть правопорядка в стране.

Неправомерные деяния - это запрещенные нормами экологического права, которые выражаются совершением экологических преступлений и проступков.

По целевой направленности юридические факты делятся на:

· сделки;

· юри­дические акты.

Сделка - это правомерное поведение субъекта экологического правоот­ношения, направленного на возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей сторон. Например, купля-продажа земельного участка, находя­щегося на праве частной собственности, или обмен таких участков.

Юридические акты - это решения государственных органов, связанных, например, с предоставлением природных ресурсов в использование, аренду или изъятие их из незаконного владения.

Нередко в экологической сфере необходим не один юридический факт, а их совокупность, т. е. фактический состав. Например, для получения права охоты требуется гражданство Республики Беларусь, достижение 18-летнего возраста, отсутствие психических болезней.

В ряде случаев роль юридических фактов в сфере природопользования и природоохраны могут играть презумпции.

Правовая презумпция - это пред­положение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтверж­денных предшествующим опытом.

Презумпции классифицируются:

по форме существования - легальные и фактические ;

сфере действия - общеправовые и отраслевы е;

юридической силе - опровергаемые и неопровергаемые .

Существенным признаком презумпции является ее предположительный характер, построенный на вероятности развития явления.

К типу такой презумпции в экологическом праве относится презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая закреплена в статье 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»,

К презумпциям можно также отнести презумпцию знания экологическо­го закона, презумпцию, что гражданин будет выполнять экологические требования (экологическая добропорядочность).

Юридические фикции - это несуществующее положение, признанное за­конодательством существующим и ставшее вследствие этого общеобязательным.

Основанием возникновения правового отношения в теории права признаются юридические факты - подтвержденные действия и события, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношения.

Для возникновения экологических правоотношений, как правило, требуется наличие фактического состава - совокупности юридических фактов, которые влекут наступление юридически значимых последствий. Так, для того чтобы возникло право пользования природными ресурсами, требуется решение государственного органа о предоставлении природного ресурса в пользование как волеизъявление государства-собственника. Например, в соответствии со ст. 22 ВК основаниями возникновения права водопользования являются решения Президента Республики Беларусь о предоставлении водных объектов в безвозмездное пользование, разрешения на специальное водопользование (выдаваемые территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь), решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов (их частей) в обособленное водопользование. Важной составляющей в возникновении права пользования природными ресурсами является отвод участка (отвод земельного участка, геологический отвод, горный отвод). Отвод земельного участка согласно ст. 1 Кодекса о земле - это предусмотренные законодательством землеустроительные мероприятия, включаю- щие процедуры формирования, изъятия и (или) предоставления земельного участка, установления и закрепления его границы, государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок.

В определенных в законодательстве случаях для возникновения отношений по охране окружающей среды необходимо наличие лицензии. В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» лицензирование в области охраны окружающей среды осуществляется специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, например, деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, включающая в качестве работ и услуг обращение с озоноразрушающими веществами, использование отходов 1-3 классов опасности, обезвреживание и захоронение отходов (кроме радиоактивных отходов). Лицензии на право осуществления данного вида деятельности выдает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Исходя из комплексного характера эколого-правового регулирования, отношения в области окружающей среды могут возникать как в публично-правовом, так и в частноправовом порядке. Публичную природу имеют отношения экологического контроля, применения мер ответственности за нарушение экологического законодательства, управления в области охраны окружающей среды. В договорном, или частноправовом, порядке возникают отношения как в области использования природных ресурсов (право частной собственности на землю, аренда природных ресурсов, концессионные отношения), так и выполнения природоохранных мер, например, проведение экологического аудита, экологическое страхование, предоставление специализированной экологической информации и др.

Принципиально новым основанием возникновения экологических отношений является комплексное природоохранное разрешение. В Республике Беларусь утверждена Национальная стратегия внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 гг. (Постановление Совета Министров от 25 июля 2009 г. № 980).

Комплексное природоохранное разрешение представляет собой единый разрешительный документ, удостоверяющий право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства с учетом внедрения наилучших доступных технических методов и устанавливающий нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, условия осуществления хозяйственной и иной деятельности в части использования природных ресурсов и (или) оказания воздействия на окружающую среду, и заменяет собой отдельные разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.

Комплексные природоохранные разрешения выдаются бесплатно на срок от 5 до 10 лет территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1677.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 утвержден перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, к таковым отнесены, например, объекты по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, свиней, птицы; объекты по добыче полезных ископаемых; объекты по производству пищевых продуктов; объекты по производству целлюлозы, бумаги, картона; объекты химического производства и др.

Основываясь на анализе положений экологического законодательства, к наиболее общим основаниям прекращения экологических отношений следует отнести:

Добровольный отказ либо минование надобности;

Истечение срока, на который был предоставлен природный ресурс;

Ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;

Использование природного ресурса не по целевому назначению;

Нерациональное использование природного ресурса;

Систематическое невнесение платы за природопользование;

Неиспользование природного ресурса в течение определенного в законодательстве периода времени;

Изъятие природных ресурсов для государственных и общественных нужд.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите основные группы общественных отношений, входящих в предмет экологического права.

2. Какова роль государства - Республики Беларусь - как субъекта экологических отношений?

3. Определите признаки объектов экологических правоотношений.

4. Что представляет собой комплексное природоохранное разрешение как основание возникновения экологических правоотношений?

5. Каковы особенности окружающей среды как объекта правоотношений?

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах от 24 нояб. 1996 г., от 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982- XII: в ред. Закона от 17 июля 2002 г. № 126-З (с изм. и доп. : Законы от 29 окт. 2004 г. № 319-З, от 19 июля 2005 г. № 42-З, от 31 дек. 2005 г. № 80-З, от 29 июня

2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 31 дек. 2009 г. № 114-З, от 6 мая 2010 г. № 127-З, от 31 дек. 2010 г. № 228-З, от 17 мая 2011 г. № 260-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1993. № 1. Ст. 1 ; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 85. 2/875; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 6. 2/1177; № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; 2007. № 118. 2/1309; № 147. 2/1335; 2008. № 1. 2/1395; № 170. 2/1464; № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584; 2010. № 15. 2/1666; № 120. 2/1679; 2011. № 5. 2/1780; № 59. 2/1811; 2012. № 5. 2/1883.

Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г. (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 6 нояб. 2008 г. № 447-З, от 28 дек. 2009 г. № 96-З, от 29 дек. 2009 г. № 73-З, от 6 мая 2010 г. № 120-З, от 15 окт. 2010 г. № 176- З, от 7 янв. 2011 г. № 232-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 187. 2/1522; 2009. № 275. 2/1544; 2010. № 6. 2/1648; № 14. 2/1625; № 120. 2/1672; № 261. 2/1728; 2011. № 6. 2/1784.

Кодекс Республики Беларусь о недрах: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2008 г. № 406-З (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г. № 109-З, от 14 июля 2011 г. № 293-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 184. 2/1503; 2010. № 17. 2/1661; 2011. № 82. 2/1845; 2012. № 5. 2/1883.

Водный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 1998 г. (с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 29 дек. 2007 г. № 324-З, от 8 июля 2008 г. № 373-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 4 янв. 2010 г. № 109-З, от 17 мая 2011 г. № 266-З, от 14 июля 2011 г. № 293-З) // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. 1998. № 33. Ст. 473 ; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 122. 2/1259;

2007. № 2/1335; 2008. № 17. 2/1421; № 172. 2/1470; № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584; 2010. № 17. 2/1661; 2011. № 60. 2/1818; № 82. 2/1845.

Лесной кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2000 г. (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 27 февр. 2004 г. № 271-З, от 4 авг. 2004 г. № 310-З, от 9 июля 2005 г. № 42-З, от 11 дек. 2005 г. № 66-З, от 29 июня 2006 г. № 135-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 20 июля 2006 г. № 162-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 24 дек. 2007 г. № 299-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 28 дек. 2009 г. № 96-З, от 17 мая 2011 г. № 260-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 70. 2/195; 2004. № 39. 2/1020; № 123. 2/1059; 2005. № 121. 2/1139; № 196. 2/1163; 2006. № 106. 2/1229; № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; 2007. № 147. 2/1335;

2008. № 3. 2/1396; № 275. 2/1541; 2010. № 6. 2/1648; 2011. № 59. 2/1811.

О растительном мире: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г. (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 29 окт. 2004 г. № 319-З, от 19 июля 2005 г. № 42-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 20 июля 2006 г. № 162-З, от 20 окт. 2006 г. № 169-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 28 дек. 2009 г. № 96-З, от 17 мая 2011 г. № 260-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 73. 2/954; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; № 179. 2/1266; 2007. № 147. 2/1335; 2008. № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584; 2010. № 6. 2/1648; 2011. № 59. 2/1811.

Об охране атмосферного воздуха: Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2008 г., № 2-З (с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь от 14 июля 2011 г. № 293-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2009. № 4. 2/1554; 2011. № 82. 2/1845.

Об охране озонового слоя: Закон Респ. Беларусь, 12 нояб. 2001 г., № 56-З (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 15 нояб. 2004 г. № 335-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 8 июля 2008 г. № 373-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 31 дек. 2009 г. № 114-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 107. 2/805; 2004. № 180. 2/1084; 2006. № 107. 2/1235; 2007. № 147. 2/1335; 2008. № 172. 2/1470; № 275. 2/1541; 2010. № 15. 2/1666; 2012. № 5. 2/1883.

О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257-З (с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 4 января 2010 г. № 109-З, от 17 мая 2011 г. № 261-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2007. № 172. 2/1354; 2008. № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584;

2010. № 17. 2/1661; 2011. № 59. 2/1812.

Об особо охраняемых природных территориях: Закон Респ. Беларусь, 20 окт. 1994 г, № 3335-XII: в ред. Закона от 23 мая 2000 г. № 396-З (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 7 мая 2007 г. № 212-З, от 8 июля 2008 г. № 375-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 15 июля 2010 г. № 169-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1994. № 35. Ст. 570 ; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 52. 2/171; 2006. № 107. 2/1235; 2007. № 118. 2/1309; 2008. № 172. 2/1472; № 275. 2/1541; 2010. № 184. 2/1721; 2012. № 5. 2/1883.

Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-3 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З (в ред. Законов Респ. Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З, от 22 дек. 2011 г. № 328-З) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 сент. 2010 г., № 450 (с изм. и доп. : Указы Президента Респ. Беларусь от 6 июня 2011 г. № 228, от 30 авг. 2011 г. № 383, от 30 дек. 2011 г. № 621) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2010. № 212. 1/11914; 2011. № 65. 1/12582; № 99. 1/12797; 2012. № 8. 1/13223.

О комплексных природоохранных разрешениях: Указ Президента Респ. Беларусь от 17 нояб. 2011 г. № 528 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.

2011. № 130. 1/13083.

Об утверждении национальной стратегии внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 25 июля 2009 г. № 980 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2009. № 184. 5/30225.

Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 12 дек. 2011 г. № 1677 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2011. № 141. 5/34930.

О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 30 окт. 2002 г. № 1504 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела: договор, 27 янв. 1967 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012.