Увольнение

Кассационные суды. В России готовится судебная реформа. Как она скажется на юристах, судьях и простых людях. Верховный суд предложил формулу независимости судебных решений

Идея в том, чтобы создать несколько в полной мере самостоятельных инстанций. Кассации и апелляции будут расположены не просто в разных зданиях, но разных городах. Всего планируется создать пять апелляционных и девять кассационных судов, образованных по окружному принципу.

"Новые суды будут иметь межрегиональный характер, что сделает их полностью независимыми от органов власти субъектов Российской Федерации", - рассказал недавно Вячеслав Лебедев. За основу взята система, которая давно внедрена в арбитражных судах. Она себя хорошо зарекомендовала. Там на каждом новом этапе дело переезжает в другой суд - вышестоящий. Это повышает гарантии беспристрастного рассмотрения.

В судах же общей юрисдикции так получается, что в одном региональном суде сосредоточено сразу несколько инстанций. В итоге дело может пройти несколько стадий, но так и не выйти за пределы региона, а то и за стены одного суда. Некоторые важные дела региональный суд рассматривает в качестве первой инстанции. Потом там же происходит апелляция. Туда же надо подавать и кассационную жалобу.

Да, каждый раз составы суда разные, то есть дело рассматривают другие судьи. Но рабочий коллектив один. Теперь, как объяснял Вячеслав Лебедев, предложено в судах общей юрисдикции создать полноценную четырехзвенную систему.

Предлагается создать девять отдельных кассационных и пять апелляционных судов общей юрисдикции

Построение судов общей юрисдикции по новому принципу повысит объективность и независимость судопроизводства; снизит загруженность судов, в первую очередь региональных.

"Позитивно скажется нововведение и на качестве рассмотрения дел в апелляционной и кассационной инстанциях, - говорит Вячеслав Лебедев. - В целом в Российской Федерации будет создана полноценная четырехступенчатая судебная система как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции, включающая суды первой инстанции, апелляционные, кассационные и надзорные суды".

По его словам, возрастет также оперативность и улучшится качество рассмотрения дел в судах первой инстанции. В проекте сказано, что целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного суда общей юрисдикции или кассационного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Такое постоянное судебное присутствие будет обособленным подразделением окружного апелляционного или кассационного суда.

По расчетам разработчиков проекта, для выделения апелляционных судов в отдельную судебную инстанцию потребуется перераспределение существующей штатной численности судей в количестве 181 единиц и работников аппаратов судов в количестве 362 единицы. Для выделения кассационных судов в отдельную судебную инстанцию потребуется перераспределение существующей штатной численности судей в количестве 723 единиц и работников аппаратов судов в количестве 1326 единиц, а также выделение дополнительной штатной численности помощников судей в количестве 723 единицы.

Из средств федерального бюджета на создание кассационных судов потребуются дополнительные бюджетные ассигнования в объеме до 2,4 млрд рублей. Остальные расходы, возникающие при создании кассационных судов, будут осуществляться в пределах средств, предусмотренных Судебному департаменту на содержание федеральных судов. На создание апелляционных судов, по расчетам, из федерального бюджета дополнительно потребуется до 555 млн рублей. Эти средства нужны на выплату выходного пособия судьям и работникам аппаратов судов: тем, кто попадет под сокращение или откажется переезжать. А также на оснащение рабочих мест и залов заседаний техническими средствами.

На пленуме Верховного суда РФ 13 июля был дан старт судебной реформе. Пленум постановил внести в Государственную думу проект федерального конституционного закона, согласно которому в стране создаются независимые суды апелляционной и кассационной инстанций общей юрисдикции. За постановление проголосовали 74 участника при четырех против и четырех воздержавшихся.

В случае успешного принятия и исполнения этого закона, как подчеркнул судья-докладчик, секретарь пленума Виктор Момотов, из российской судебной системы будет наконец исключено наличие нескольких судебных инстанций в рамках одного и того же суда. Новые суды будут структурно выделены в отдельные самостоятельные инстанции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов РФ.

Предлагается создать 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции. Уже имеются предложения по дислокации новых судов: апелляционных - соответственно, в Воронеже либо Иваново, Санкт-Петербурге, Краснодаре либо Сочи, Нижнем Новгороде и Томске. Для расположения кассационных судов намечены Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Краснодар, Пятигорск, Казань, Пермь, Кемерово и Владивосток. Предложены и конкретные здания в этих городах, согласованные с исполнительной властью.

К компетенции апелляционного суда отнесут рассмотрение жалоб и представлений на судебные акты по делам, отнесенным к подсудности областных и равных им судов в качестве судов первой инстанции, а также на их промежуточные решения. Таким образом, будет исключена ситуация, при которой проверка вынесенного судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

К апелляционным судам отойдет и часть функций Верховного суда РФ. Из его ведения будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции.

Кассационные суды возьмут на себя рассмотрение всех дел, которые в настоящее время рассматриваются в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда. Они станут единой кассационной инстанцией, как в отношении судебных актов мировых судей, так и в отношении судебных актов, вынесенных районными и гарнизонными военными судами.

После этого в компетенции судебных коллегий областных и равных им судов останется только рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Функции президиума областного и равного ему суда будут ограничены организационными вопросами.

Каждый апелляционный и кассационный суд будет состоять из председателя, президиума и четырех коллегий - по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих. Председателей судов предлагается назначать указом президента РФ на 6 лет по представлению председателя ВС РФ.

Такая реорганизация, как было подчеркнуто, позволит обеспечить в судебной системе необходимый баланс между иерархичностью и структурированностью судебных инстанций, с одной стороны, и их независимостью и самостоятельностью функционирования - с другой.

Заместитель министра юстиции РФ Алу Алханов и заместитель генерального прокурора РФ Леонид Коржинек высказались на пленуме в поддержку законопроекта, отметив, что такая реформа потребует серьезных финансовых расходов и крупных организационно-штатных мероприятий. Коржинек напомнил о будущих трудностях, связанных с огромной территорией страны и транспортными издержками. Переезд апелляционных и кассационных инстанций в другие города может затруднить личное участие граждан в судебных заседаниях. Оргштатные мероприятия предстоят и в органах прокуратуры, отметил замгенпрокурора.

Отвечая после заседания на вопросы, секретарь пленума Виктор Момотов предположил, что численность судей новых судов будет "в районе тысячи", причем основное их число перейдет из областного звена. Вряд ли следует опасаться увольнений судей, учитывая, что передача части полномочий от областных и равных им судов, а также от ВС РФ, будет сопровождаться перераспределением рабочих мест. Трудности могут возникнуть лишь в некоторых случаях, когда, как предположил Момотов, кому-то из судей будет предложено переехать, например, из Москвы в Калугу, что станет проблемой личного выбора. Судьи же Верховного суда, по словам его представителя, к переезду готовы.

"Верховный суд не должен заниматься пересмотром дел по фактическим обстоятельствам, - подчеркнул Момотов. - А по сути, апелляционные инстанции как раз и предполагают пересмотр судебных постановлений по фактическим обстоятельствам. ВС должен сосредоточиться на главном: на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой".

Момотов также заметил, что проблемы территориального и транспортного характера, возможно, не будут столь тяжелыми, учитывая, что "кассационное судопроизводство - формальное", личное присутствие там не так распространено. Кассационная инстанция не занимается пересмотром фактических обстоятельств дела, она сосредоточена на проверке правильности применения правовых норм. "В каком-то смысле это научный спор, - отметил судья. - Я не думаю, что огромный поток жалоб создаст какие-то сложности". При этом, в принципе, не исключается использование видеомостов с участниками, проживающими далеко, в том числе заключенными.

В 2018 году на территории РФ готовится к внедрению большая и кардинальная судебная реформа. Серьезные изменения коснутся системы кассации: будут открыты дополнительные кассационные и апелляционные суды.

Новый принцип работы системы построен таким образом, что теперь юристам Свердловской области подавать апелляционный иск нужно не в Екатеринбурге, а в Петербурге либо в Перми. Давайте более детально рассмотрим нюансы реформы и попробуем определить точки ее влияния на простых жителей, судей и юристов.

Проект судебной реформы в России 2018 года

Уже давно подобного рода законопроект созревал и готовился к воплощению, так как еще 17 лет назад Госдума в первом слушании приняла законопроект относительно апелляционных и кассационных судов, вот только дальше первого слушания дело так и не пошло, так как законопроект не нашел единомышленников и поддержки. Весной 2017 года снова был поднят данный вопрос. И Вячеслав Лебедев предложил откорректированный проект, с указанием предложений относительно создания судебной линии, с действиями по алгоритму арбитража.

По предложенному проекту подразумевается создание 9 кассационных и 5 апелляционных судов. Данные цифры были взяты не из воздуха, а на основе проведенного многолетнего анализа нагрузки судов.

На данный момент районные кассации рассматриваются президиумами областных судов, а апелляции — непосредственно областными судами. Те же, в свою очередь, контролируются Верховным судом, для них кассации не существует. По новой задумке система должна не только исправить данный недочет (относительно кассаций), но и существенно разгрузить Верховный суд.

В июле текущего года Верховным судом было вынесено положительное решение относительно данного законопроекта, который предположительно уже появится на обсуждении в осенней сессии Госдумы.

Для юристов

Апелляционный суд (по предварительным задумкам) будет локализован в Петербурге, а в Перми разместят кассационный. Юристы считают, что судебные споры от распределения судов по разным регионам только выиграют, так как максимально исключены моменты с коррупцией.

Для судов

Предусматривается увольнение более трех сотен госслужащих и более сотни судей. В апелляционных судах будет создано 5 мест для судебных председателей, 161 место для судей и 15 для замов председателей. Для открытия кассационных судов будут сокращены порядка тысячи госслужащих, около семи сотен судей. В кассационных судах откроются 9 председательских мест, 678 мест для судей и 36 мест для председательских заместителей. Судьям придется переезжать со своими судьями, в законопроект бюджет для этих целей заложен.

Кто именно попадет под сокращение, можно будет узнать только после утверждения законопроекта.

Для граждан

Граждане ощутят на себе судебную реформу:

    по увеличенной стоимости услуг адвокатов;

    возможность присутствия на судебном заседании посредством видеоконференции;

    исключение непрофессиональных юристов;

    сокращение сроков рассмотрения дел.

Для бюджета

Для того чтобы создать новые ветки судов, необходимо в общей сложности выделить из государственного бюджета порядка 4,5 миллиарда рублей.

На минувшей неделе пленум Верховного суда (ВС) РФ одобрил проект закона о создании в системе общей юрисдикции пяти отдельных апелляционных и девяти кассационных судов: документ предусматривает возможность унифицировать практику обжалования судебных решений с действующей системой арбитражных судов.

Один из авторов предложенных поправок к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев считает, что план судебных реформ поможет в решении не только профильных задач, но и экономических проблем страны. К примеру, создание экстерриториальных инстанций позволит повысить независимость судебных решений, что, в свою очередь, благотворно отразится на инвестиционном климате.

Кроме того, исключение из компетенции президиумов судов субъектов полномочий, связанных с рассмотрением дел по кассационным жалобам, поможет обеспечить баланс между независимостью судов и иерархичной структурированностью судебной системы, передает портал РАПСИ , авторы которого называют прошедший пленум ВС «важнейшим событием лета государственной важности».

Апгрейд независимости

Авторы серии поправок к законодательству считают, что приведение структуры судов общей юрисдикции к принципам системы арбитражных судов способно достаточно быстро поднять доверие общества к судебной системе как независимой ветви власти.

По словам Вячеслава Лебедева, на сегодняшний день апелляционная и кассационная инстанции сосредоточены в судах субъектов РФ: там обжалуются решения районных судов из этого же субъекта, обе инстанции входят в общую структуру суда - и даже располагаются в тех же зданиях, что и городские, и областные суды.

Инстанции разные, но суд-то - один коллектив. Поэтому резонно каждую инстанцию разделить, чтобы она была самостоятельной, пояснил Лебедев.

В апгрейде нуждается и неравная система обжалования, действующая сейчас внутри судов общей юрисдикции: для обжалования решений райсудов существует апелляционная (областные суды) и две кассационные инстанции (президиум областных судов и ВС), для ряда категорий дел, которые рассматривают по первой инстанции суды субъектов РФ апелляционной инстанцией является коллегия ВС, а кассационные вообще не предусмотрены.

Вариант, принятый на пленуме ВС, уравнивает эту конфигурацию: кассационные суды получат право рассматривать жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, принятые районными судами, жалобы на решения областных судов и на решения апелляционных судов. Иными словами, кассационные суды станут единой инстанцией на этом уровне для мировых судей и районных судов и полностью заменят президиумы областных, районных и других судов.

Стоимость оптимизации

Ряд поправок, принятых на пленуме ВС РФ, касается оптимизации судебной нагрузки на судей. Проект призван перераспределить полномочия внутри системы и сократить загруженность самых востребованных судей.

На данный момент происходит подбор городов, в которых будут созданы новые суды, исходя из наличия зданий для их размещения. ВС РФ предлагает открыть кассационные суды в столичном здании управления суддепартамента и в бывшем здании петербургского горсуда. В Калуге, Казани, Краснодаре, Перми, Кемерово новые суды предлагается разместить в здании арбитражных судов, во Владивостоке - в здании Дальневосточного университета. Апелляционные суды предлагается разместить в Cанкт-Петербурге, Воронеже или Иваново, в Краснодаре или Сочи, а также в Нижнем Новгороде и Томске.

По предварительным подсчетам, этот пункт реформы обойдется приблизительно в 4,4 миллиарда рублей. Чтобы полностью обеспечить кадрами кассационные суды, потребуется 723 судьи, для работы апелляционных судов - 181 судья. Обеспечивать их деятельность должны 2049 и 362 работника аппарата, а также 143 и 30 сотрудников охраны соответственно, Эти цифры не окончательные: в ВС РФ признают, что многое будет зависеть от параметров реформы, которые еще обсуждаются.

По мнению председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, создание кассационных окружных судов - это «большая антикоррупционная мера». Действительно, все больше экспертов признают факт копирования текстов судебных решений надзорными инстанциями. Эти ошибки будет проще исправлять при увеличении инстанций для обжалования, которые проверяют законность и обоснованность приговора.

Поправки к закону должны вступить в силу 1 июля 2018 года; впрочем, сроки могут отодвинуться, в случае изменения концепции, после того как законопроект внесут в Госдуму осенью. Сейчас проект поправок будет направлен на согласование в правительство и другие заинтересованные ведомства.