Больничный лист

Бюджетное право и его источники. Грачева Е.Ю. Финансовое право Бюджетное законодательство и иные источники бюджетного права


К источникам бюджетного права относятся нормы Конститу­
ции Российской Федерации, бюджетное законодательство и под­
законные нормативные акты. В Конституции Российской Федера­
ции устанавливаются общие положения и принципы бюджетного
устройства государства. Так, ст. 71, 72 определяют компетенцию
Российской Федерации и сферу совместной деятельности Рос­
сийской Федерации и ее субъектов в отношении бюджета; ст. 101,
104, 106, 114 устанавливают основы порядка рассмотрения, ут­
верждения бюджета и контроля его исполнения, а также полно­
мочия органов государственной власти в области бюджетной по­
литики. Кроме того, конституционные нормы определяют основ­
ные принципы и формы взаимоотношений государства и адми­
нистративно-территориальных образований в области бюджета,
устанавливают средства защиты прав и законных интересов субъек­
тов бюджетной деятельности.
1 См.: Химичева Н.И. Субъекты бюджетного права. - Саратов, 1979. -
С 11.

Если финансовое законодательство как термин еще не сфор­
мировалось, то в области бюджета уже с конца XIX в. действует
понятие бюджетного законодательства. Принятие в 1998 г. Бюд­
жетного кодекса Российской Федерации стало принципиально
новым этапом в развитии и совершенствовании бюджетного за­
конодательства. Бюджетный кодекс Российской Федерации уста­
новил общие принципы бюджетного законодательства, правовые
основы функционирования бюджетной системы, правовое поло­
жение и статус субъектов бюджетных правоотношений, порядок
регулирования межбюджетных отношений. Статья 2 Бюджетного
кодекса закрепляет структуру бюджетного законодательства Рос­
сийской Федерации, в которую входят:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- принятые в соответствии с ним федеральные законы о феде­
ральном бюджете, бюджетных государственных внебюджетных
фондов;
-законы субъектов Российской Федерации о бюджете и бюд­
жете территориальных государственных внебюджетных фондов;
-муниципальные правовые акты представительных органов му­
ниципальных образований о местных бюджетах;
- иные федеральные законы, законы субъектов Российской
Федерации и муниципальные правовые акты представительных
органов муниципальных образований, регулирующие соответству­
ющие бюджетные правоотношения.
Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и
применяются ко всем отношениям, возникшим после введения
актов в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным ко­
дексом Российской Федерации или федеральным законом. К ис­
точникам бюджетного права относятся: указы Президента Рос­
сийской Федерации, нормативные правовые акты Правительства
Российской Федерации, федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие
бюджетные отношения в пределах своей компетенции.
Однако данные нормативные правовые акты не входят в поня­
тие бюджетного законодательства и не должны противоречить его
нормам. Особое место среди нормативных правовых актов занима­
ют акты Министерства финансов Российской Федерации, касаю­
щиеся практической организации бюджетной деятельности (по­
рядка учета, отчетности об исполнении бюджетов всех уровней
бюджетной системы, введения режима сокращения расходов фе­
дерального бюджета и др.).
Источником бюджетного права являются и международные до­
говоры Российской Федерации, которые применяются непосред­
ственно к бюджетным правоотношениям, за исключением случа­
ев, когда международным договором предусмотрено, что для его

Применения требуется издание внутригосударственных актов. Если
же международным договором установлены иные правила по
сравнению с бюджетным законодательством Российской Феде­
рации, то применяются правила международного договора. В сфере
бюджетного регулирования за последние годы стали применять­
ся различные международные нормы и правила. Так, Россия пе­
решла на единую бюджетную классификацию (группировку до­
ходов и расходов бюджета), применяемую в странах Европей­
ского союза. Счетная палата Российской Федерации вошла в
Европейскую ассоциацию парламентских органов контроля, Пра­
вительство и Министерство финансов Российской Федерации
исполняют рекомендации по использованию кредитов Между­
народного валютного фонда и Международного банка реконст­
рукции и развития, закрепленные как в уставах этих организа­
ций, так и в заключаемых с ними международных кредитных
соглашениях.

Регулирующие общественные отношения в сфере бюджетной деятельности.

Система источников бюджетного права строится на основе того, что функции бюджетной деятельности осуществляются всеми звеньями государственного механизма исходя из принципа разделения властей. Это означает, что правовые акты, регулирующие те или иные бюджетные отношения и являющиеся источниками бюджетного права, издаются всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах соответствующей бюджетной компетенции. Следовательно, система источников бюджетного права состоит из Конституции, международных деклараций и договоров, федеральных законов, решений Конституционного Суда РФ, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, судебной практики.

В механизме бюджетно-правового регулирования важное значение имеет классификация источников бюджетного права, критерием которой служит действие правовых актов в пространстве. В этой связи выделяются нормативные правовые акты, действующие на всей территории России, и акты, имеющие юридическую силу только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Источниками первого вида являются Конституция, международные декларации и договоры, федеральные законы, решения Конституционного Суда РФ, указы и распоряжения Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Источниками второго вида являются конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Бюджетное законодательство образует иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений.

Федеративное устройство России обусловливает сложную разветвленную структуру бюджетного законодательства, в которой выделяются правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней.

Структура бюджетного законодательства РФ установлена ч. 1 ст. 2 БК, согласно которой оно состоит из БК и принятых в соответствии с ним законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения. Необходимо учитывать, что перечень нормативных правовых актов, образующих бюджетное законодательство, является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, не могут противоречить БК. В случае противоречия между БК и иными актами бюджетного законодательства приоритет имеют нормы БК.

Важнейшее место в системе источников бюджетного права занимает федеральное бюджетное законодательство, состоящее из законов, принимаемых палатами Федерального Собрания РФ по вопросам регулирования бюджетных отношений в соответствии с бюджетной компетенцией Российской Федерации. Основными законодательными актами федерального уровня, регулирующими бюджетные отношения, являются Конституция (ст. 71, 72, 101, 104, 114, 132 и др.) и БК.

Основное место среди источников бюджетного права занимает БК, принятый впервые в истории финансовой деятельности России Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовой статус участников бюджетного процесса, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Предметом регулирования БК являются отношения, возникающие между: субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.

Бюджетный кодекс состоит из пяти частей, включающих 32 главы. Впервые в российской правовой системе в структуру бюджетного законодательства включены нормы, регулирующие кредитные отношения с участием государства и муниципальных образований. Отдельные главы БК посвящены государственному и муниципальному долгу, государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией иностранным государствам, а также долгу иностранных государств перед Российской Федерацией.

Важное значение БК заключается в регулировании им межбюджетных отношений, положения о которых также выделены в самостоятельную главу.

Новые реалии государственного строительства и проводимой административной обусловили включение в текст БК отдельной главы, посвященной осуществлению бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации.

Участие государства в гражданском обороте в качестве равноправного хозяйствующего субъекта, усиление ответственности, в том числе и финансовой, государства перед организациями и физическими лицами повлекло наличие в БК самостоятельной главы, регулирующей исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Несомненным достоинством БК является наличие части четвертой, которая дает определение понятия "нарушение бюджетного законодательства", устанавливает составы бюджетных и регламентирует порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Особенностью БК является комплексное регулирование всех бюджетных отношений, складывающихся на территории РФ. В результате нормы БК устанавливают не только материальные права и обязанности участников бюджетных отношений, но и регламентируют бюджетный процесс относительно бюджетов всех уровней, определяют основы государственного и муниципального финансового контроля.

Нормы БК осуществляют детальную регламентацию бюджетной деятельности федерального уровня; для региональных и муниципальных бюджетных отношений определяются основы бюджетной компетенции соответствующего территориального уровня.

Среди источников бюджетного права большое место занимают нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ. Наделение субъектов РФ правом осуществлять правотворчество в принятии бюджетных законодательных актов является новеллой Конституции (ч. 4 ст. 76) и обусловлено их правовым статусом, а также разграничением бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Принципиальная специфика бюджетного правотворчества регионального уровня проявляется в объеме регулируемых бюджетных отношений, круге лиц, на которых распространяется действие нормативного акта, структуре и содержании актов, методах правового регулирования. Законодательные акты субъектов РФ должны соответствовать законодательству РФ и обеспечивать правовое регулирование бюджетных отношений как в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (основ бюджетной деятельности местного самоуправления), так и относительно собственных предметов ведения.

В настоящее время нормы бюджетного права на уровне субъектов РФ развиваются весьма быстро и получают свое закрепление как в учредительных, так и специализированных законах по вопросам бюджетной компетенции субъектов РФ.

В большинстве субъектов РФ существует законодательно установленный особый порядок внесения бюджетных законопроектов на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Многие субъекты РФ законодательно установили, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, о выпуске региональных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет регионального бюджета, могут быть внесены в законодательный (представительный) орган субъекта РФ только при наличии заключения высшего исполнительного органа государственной власти (главы этого органа) субъекта РФ (см., например, ст. 66 Устава Свердловской области, утвержденного Областным законом № 13-03; ст. 69 Конституции Республики Дагестан, принятой Конституционным Собранием). Наиболее строго осуществляется внесение бюджетных законопроектов в тех регионах, конституции (уставы) которых требуют именно положительного заключения главы администрации субъекта РФ (см., например, ч. 4 ст. 36 Устава Курской области, утвержденного Законом Курской области № 67-ЗКО; п. 3 ст. 36 Устава Астраханской области, утвержденного Законом Астраханской области № 21/2007-03). В случае отклонения проекта бюджетного закона главой администрации проект в прежней редакции может быть рассмотрен законодательным (представительным) органом, но для его принятия требуется уже квалифицированное большинство голосов (т.е. не менее 2/3 от общего числа депутатов). В случае внесения бюджетного законопроекта в измененной редакции он рассматривается как вновь принимаемый акт (см., например, ст. 69 Устава Свердловской области; п. 2 ст. 46 Устава Омской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Омской области № 193).

Федеративное устройство России обусловливает участие субъектов РФ в разработке и принятии федеральных законов по вопросам бюджетной деятельности, поэтому объектами законотворческого процесса регионального уровня являются не только законодательные акты соответствующего уровня, но и проекты федеральных бюджетных законов. Последний объект образуется в результате реализации субъектами РФ права законодательной инициативы в Государственной Думе или при обсуждении проектов федеральных законов по установлению общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Так, п. 2 ст. 63 Устава Свердловской области содержит норму, согласно которой по проекту федерального закона, принятому к рассмотрению в первом и последующих чтениях Федеральным Собранием РФ (Государственной Думой и Советом Федерации), Свердловская область вправе подготовить свои предложения. Предложения по законопроекту разрабатываются Законодательным Собранием Свердловской области и передаются губернатору Свердловской области, который подписывает предложения и от имени Свердловской области направляет их Федеральному Собранию РФ в семидневный срок с момента получения областью законопроекта. В бюджетных законах субъектов РФ получает конкретизацию муниципальная бюджетная деятельность с учетом местных особенностей. Таким образом, бюджетное законодательство регионального уровня соответствует бюджетной компетенции субъектов РФ и отражает действие принципа федерализма в бюджетном праве.

Источники бюджетного права включают в себя, помимо соответствующих статей Конституции РФ, бюджетное законодательство, в том числе Бюджетный кодекс РФ, а также подзаконные нормативные акты и международные договоры (статьи 2-44 БК РФ.

Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. и «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. определяют основные положения о роли местных бюджетов, бюджетных правах муниципальных образований и органов местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти.

Установленные названными законодательными актами основы правового регулирования подлежат конкретизации в законодательстве субъектов Федерации и нормативных актах органов местного самоуправления, также относящихся к источникам бюджетного права в соответствующих территориальных пределах.

В сфере бюджетных отношений помимо законов действуют также указы акты Министерства финансов РФ, которым принадлежит важная роль в практической организации бюджетной деятельности государства.

Приведенные примеры федеральных законов и других нормативных актов далеко не исчерпывают всего их перечня, действующего в настоящее время. Принятый 31 июля 1998 г. (введен в действие с 1 января 2000 г.) Бюджетный кодекс РФ призван сыграть важную роль в обеспечении бюджетных отношений необходимой правовой основой. Он оказывает воздействие на формирование бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных бюджетно-правовых актов органов местного самоуправления.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Источники │

└───────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

┌─────────────────┬─────────┴──────┬──────────────────┐

┌───────┴──────┐ ┌────────┴───────┐ ┌──────┴─────┐ ┌──────────┴──────────┐

│Конституция РФ│ │ Бюджетное │ │Подзаконные │ │Международно-правовые│

│ │ │законодательство│ │ нормативные│ │ договоры │

│ │ │ │ │ акты │ │ │

└──────────────┘ └────────────────┘ └──────┬─────┘ └─────────────────────┘

┌────────────┬──────────┬────────┴──┬──────────────┐

│ │ │ │ │

┌─────────┴─────────┐ │ ┌───────┴────────┐ │ ┌───────────┴─────────┐

│Указы Президента РФ│ │ │ Постановления │ │ │Нормативно-правовые │

│ │ │ │Правительства РФ│ │ │акты органов местного│

│ │ │ │ │ │ │ самоуправления │

└───────────────────┘ │ └────────────────┘ │ └─────────────────────┘

┌─────────────┴──────────┐ ┌────┴───────────────────┐

│Нормативно-правовые акты│ │Нормативно-правовые акты│

│ федеральных органов │ │органов государственной │

│ исполнительной власти │ │ власти субъектов РФ │

│ государственной │ │ │

Бюджетное законодательство имеет сложную структуру - ст. 2 БК РФ.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Бюджетное законодательство │

└──────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────┬──────────────────┼───────────────────┬────────────────────┐

┌────┴───┐┌─────────┴────────┐┌────────┴───────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌─────────┴─────────┐

│ ││ Федеральные ││Законы субъектов│ │ Нормативно- │ │ Иные федеральные │

│ ││ законы о бюджете ││ РФ о бюджетах │ │ правовые акты │ │ законы, законы │

│ ││на соответствующий││субъектов РФ на │ │представительских │ │субъектов РФ, акты │

│ БК РФ ││ год и иные ││соответствующий │ │органов местного │ │ представительских │

│ ││ федеральные ││ год │ │ самоуправления │ │ органов местного │

│ ││ законы ││ │ │о местных бюджетах│ │ самоуправления, │

│ ││ ││ │ │на соответствующий│ │ регулирующих │

│ ││ ││ │ │ год │ │бюджетные отношения│

└────────┘└──────────────────┘└────────────────┘ └──────────────────┘ └───────────────────┘

Виды бюджетов

Бюджетный кодекс РФ от 17 июля 1998 года устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ. 1. Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 Бюджетного кодекса).

Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа.

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета республики и бюджетов районов, республиканских городов республики.

Консолидированный бюджет края состоит из краевого бюджета края и бюджетов районов, краевых городов, расположенных на территории края.

Консолидированный бюджет области включает в себя областной бюджет области и бюджеты районов, "областных городов, расположенных на территории области.

Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет района и бюджеты сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района.

Составление консолидированных бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.

Региональный бюджет (бюджет субъекта Российской Федерации) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджетное законодательство вводит такие понятия, как «минимальные государственные социальные стандарты» и «минимальная бюджетная обеспеченность».

Минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уров­не на всей территории РФ.

Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Бюджетная система РФ.

Бюджетную систему России как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные бюджеты к которым относятся бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, городов и других административно-территориальных единиц, являющихся муниципальными образованиями в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Федерации) (ст. 10 БК РФ). Среди них следует выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым режимом - бюджеты закрытых административно-территориальных образований.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, перечисленных в БК РФ (ст. 28-38)

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ БюджетнаясистемаРФ │

└───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌─────────────────────┴─────────────────────┐

┌─────────────────┴───────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ Iуровень. Федеральныйбюджет ├────────── │ Бюджетыгосударственных │

└─────────────────┬───────────────┘ │ внебюджетныхфондов │

┌─────────────────┴───────────────┐ ┌─────────────────────────────┐

│ IIуровень. БюджетысубъектовРФ├────────── │ Бюджетытерриториальных │

└─────────────────┬───────────────┘ │государственныхвнебюджетных │

│ │ фондов │

│ └─────────────────────────────┘

┌─────────────────┴─────────────────────┐

│ IIIуровень. Местныебюджеты │

└─────────────────┬─────────────────────┘

┌───────┴─────────────────┐

┌─────────┴────────────┐ ┌─────────┴──────────┐

│ Бюджеты: │ │ Бюджетыгородских │

муниципальных районов,│ │и сельских поселений

городских округов, │ └────────────────────┘

│ внутригородских │

│ муниципальных │

│ образований городов │

федерального значения

│ Москвы и │

│ Санкт-Петербурга │

└──────────────────────┘

Бюджетный процесс

Бюджетное законодательство Российской Федерации закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование , представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Большое значение при регулировании бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.

Бюджетный период - это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Весь бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса : это стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую.

В основе бюджетного процесса лежат определенные, присущие только бюджетному процессу принципы , - соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. К ним относятся:

Единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета;

Реальность бюджета;

Гласность и публичность его принятия;

Ежегодность бюджетного процесса;

Специализация показателей бюджета.

В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются межбюджетные трансферты - глава 16 БК РФ.

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета │

└───────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────┼────────────────────────────────┐

┌────────────┴────────────────────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌───────────────────┴──────┐

│Субвенции бюджетам субъектов РФ │ │Финансовая помощь:│ │Бюджетные кредиты бюджетам│

│из федерального фонда компенсаций│ │ │ │ субъектов РФ │

└─────────────────────────────────┘ └─────────┬────────┘ └──────────────────────────┘

┌────────────────────────┬──────────┴──────────┬─────────────────────┐

┌───────────┴───────────┐┌───────────┴──────────┐┌─────────┴────────┐┌───────────┴──────┐

│дотации из Федерального││дотации и субвенции из││финансовая помощь ││иные безвозмездные│

│ фонда финансовой ││ федерального фонда ││бюджетам отдельных││ и безвозвратные │

│поддержки субъектов РФ ││регионального развития││ муниципальных ││ перечисления │

│ ││ и Федерального фонда ││ образований ││ │

│ ││ софинансирования ││ ││ │

│ ││ социальных расходов ││ ││ │

└───────────────────────┘└──────────────────────┘└──────────────────┘└──────────────────┘

До принятия Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство рассматривалось как совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы бюджетного права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими бюджетные отношения, были Законы и Указы Президента РФ, принятые в период 1991-1996 гг.

Речь идет о Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г.

Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г., Указе Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. и др. Особое место в регулировании бюджетных отношений занимали нормативные правовые акты, издаваемые Правительством РФ, правительствами республик в составе РФ, главами администраций других субъектов Федерации, органами местного самоуправления. Значительную роль в регулировании бюджетных отношений играли нормативные правовые акты Министерства финансов РФ, министерств финансов субъектов РФ, финансовых органов других субъектов Федерации.

Все названные нормативные правовые акты составляли бюджетное законодательство. Бюджетный кодекс Российской Федерации* закрепил легальное определение бюджетного законодательства, которое по объему включаемых в него нормативных правовых актов значительно меньше того понятия бюджетного законодательства, о котором говорилось ранее. В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих соответствующие бюджетные отношения.

Указы Президента Российской Федерации, регулирующие бюджетные отношения, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения, в пределах общей компетенции, не входят в понятие «бюджетное законодательство» и, являясь источником бюджетного права, не должны противоречить нормам, содержащимся в бюджетном законодательстве. Итак, основные положения бюджетного законодательства заложены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. и в тот же день одобрен Советом Федерации. 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ был подписан Президентом РФ и 12 августа того же года был опубликован. Вводится он в действие с 1 января 2000 года*.

№ 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3492.

В преамбуле Бюджетного кодекса РФ указывается, что он служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. БК РФ состоит из пяти частей, 9 разделов, 28 глав и 307 статей.

Часть первая «Общие положения» включает две главы (ст. 1-9); часть вторая «Бюджетная система Российской Федерации» включает 4 раздела, 16 глав (ст. 10-150); часть третья «Бюджетный процесс в Российской Федерации» состоит из 5 разделов, 10 глав (ст. 151-280); часть четвертая «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» состоит из 1 главы (ст. 281-306); часть пятая «Заключительные положения» включает одну статью 307.

Бюджетный кодекс РФ содержит большое количество норм, неизвестных ранее действующему бюджетному законодательству, но и сохраняет преемственность в правовом регулировании бюджетных отношений, если это не противоречит новым социально-экономическим и политическим условиям современной России.

В ст. 4 БК РФ воспроизводится конституционная норма, закрепленная в ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Поэтому, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджет-ным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

Акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют об-ратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом.

Закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания. Финансовый год в России совпадает с календарным годом.

Нормы, содержащиеся в БК РФ, в федеральных законах и иных источниках бюджетного права, будут предметом рассмотрения в последующих параграфах настоящей главы, а также в других главах учебного пособия, поскольку бюджетное право, как отмечалось ранее, является важнейшей подотраслью финансово-го права, определяющей правовые основы других структурных подразделений данной отрасли российского права.

Источниками бюджетного права являются международные договоры, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующие бюджетные отношения, акты Конституционного Суда РФ.

На уровне субъектов Российской Федерации принимаются законы о соответствующих бюджетах, а также иные нормативные правовые акты органов государственной власти, затрагивающие бюджетную сферу. Органы местного самоуправления принимают акты о местных бюджетах, документы, регламентирующие бюджетные отношения на муниципальном уровне.

Необходимо иметь в виду, что не все источники бюджетного права составляют бюджетное законодательство Российской Федерации. Иерархия нормативных правовых актов, составляющих бюджетное законодательство Российской Федерации, устанавливается ст. 2 и 3 БК РФ.

Так, согласно ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ.

При этом устанавливается, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, преду-смотренные ч. 1 ст. 1 БК РФ, не могут противоречить настоящему кодексу.

Важнейшим источником бюджетного права выступает БК РФ. Данный акт служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, правовые основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации до 1998 г. функционировала в условиях отсутствия систематизированного бюджетного поля. Принятый 31 июля 1998 г. БК РФ стал одним из основополагающих документов, регламентирующих бюджетную систему государства.

К источникам бюджетного права относятся Федеральные законы: от 19 декабря 2006 г. № 238-Ф3 «О федеральном бюджете на

год», от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» , от 24 ноября

г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» , от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и др.

При этом следует отметить, что правовое оформление бюджет получает именно посредством ежегодной процедуры принятия закона о бюджете, регулирующего финансовую сферу государства, тер-риториальных образований, публичных институтов.

К указам Президента РФ в качестве одного из источников бюджетного права можно отнести следующие: от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» , от 25 августа 2004 г. № 1114 «О приостановлении действия некоторых указов Президента Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О федеральном бюджете на 2004 год"» , от 14 мая 1998 г. № 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» .

К числу актов, регулирующих бюджетные отношения, относятся постановления Правительства РФ, в их числе: от 6 сентября 2007 г.

№ 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» , от 23 февраля 2007 г. № 126 «О мерах по реализации Федерального закона „О федеральном бюджете на 2007 год"» , от 12 декабря 2007 г. № 859 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов» и др.

Принципиально важное значение имеют постановления Пра-вительства РФ от 15 августа 2001 г. № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» и от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению резуль-тативности бюджетных расходов» , которым была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах.

Среди законов субъектов Российской Федерации как одного из видов источников бюджетного права можно выделить Закон Смоленской области от 29 сентября 2005 г. № 87-з «О межбюджетных отношениях в Смоленской области» , Закон Красноярского края от 10 июля 2007 г. № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» , Закон Красноярского края от 8 декабря 2006 г. № 1 «О краевом бюджете на 2007 год» и др.

К числу источников бюджетного права можно отнести также договоры и соглашения о разграничении полномочий, заключенные Российской Федерацией и субъектами Российской Феде-рации.

Часть 3 ст. 11 Конституции РФ допускает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации как на основе Конституции РФ, так и на основе договоров о разграничении предметов ведения и полно-мочий.

Например, можно отметить Договор от 16 июня 1998 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами го- сударственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы» .

Источниками бюджетного права признаются акты Конституционного Суда РФ. Следует выделить определения Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. № 169-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью „Пром Лайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации» , от 4 ноября 2004 г. № 324-0 «По ходатайству Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 169-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью „Пром Лайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации» .

Важный источник бюджетного права - международные договоры, ратифицированные в установленном законом порядке. В Кон-ституции РФ (ч. 4 ст. 15) записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К примеру, нормы бюджетного права содержатся в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.

В качестве общепризнанных принципов международного права следует назвать такие постулаты, как «незлоупотребление правом», «из нарушений права право не рождается», «никто не может быть судьей в собственном деле», «договоры должны соблюдаться», «специальный закон имеет преимущества перед общим».

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

§ 3. Источники бюджетного права

релевантные научные источники:

  • Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине Бюджетная система РФ

    | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.61 Мб

    Государственный бюджет: понятие, сущность, функции История развития бюджетной системы России на различных исторических этапах Бюджетная система РФ. Принципы бюджетного устройства РФ. Сущность

  • Ответы по предмету Бюджетная система РФ

    | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.22 Мб

    1 Бюджет как основной финансовй план и как форма образования и расходования фонда денежных срадств государства 2 Функции бюджета и их практическая реализация 3 Консолидированный Б и его значение

  • Финансовое право России

    | Ответы к зачету/экзамену

    Список вопросов Понятие финансового права. Роль и место финансового права в системе российского права. Понятие финансов, их возникновение. Функции финансов. Финансовая деятельность государства,

  • Шпаргалка. Основы Права

    | Шпаргалка | | Россия | docx | 0.14 Мб

    1. Понятие и основные черты, возникновение государства: экономические и социальные причины. 2. Внешние и внутренние функции государства 3. Механизм и аппарат государства. 4. Субъекты права. 5.

  • Ответы на вопросы муниципальному праву России

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.52 Мб