Нормативно-правовые акты, регулирующие социальную работу в России
Законодательную, нормативно-правовую базу социальной работы России, как и любой другой страны, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектом их издания:
2) внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, законы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министерства труда, Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социального развития и др.);
3) документы субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение федеральных нормативных законоположений с правом законодательной инициативы;
4) документы муниципальных образований (городские и сельские районы, микрорайоны (трудовые коллективы), малые города без административного деления);
5) решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.
Основным Законом Российской Федерации, регламентирующим основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан, является Конституция РФ . Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными социальными слоями и группами.
Конституция в ее современном понимании не была известна и не использовалась ни в государствах древнего мира, ни даже в средние века. Хотя известно, что уже древние римляне употребляли слово "конституция" в отношении отдельных актов императорской власти, имевших силу источников права. В средние века в феодальных государствах также встречаются отдельные акты конституционного типа. Это выражалось в письменном оформлении прав феодалов, в них находили соглашения между городами и королевской властью, между феодалами и королями и т. п.
Появление первых конституций, процесс становления конституционного строя связан с выходом на политическую арену буржуазии, с победой буржуазных революций в ряде стран Европы и Америки. Впервые конституция была принята в 1787 г в Соединенных Штатах Америки. После победы Великой Французской революции в 1791 г была принята конституция во Франции. В XIX веке конституционное устройство стало характерным для большинства европейских стран.
В это же время прогрессивные силы России начинают борьбу за конституционное государственное устройство, однако вплоть до 1918 г. выработать и принять конституцию так и не удалось.
Лишь вскоре после Октябрьской революции, 25 января 1918 г., III Всероссийский съезд Советов утвердил «Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа », которая явилась первым конституционным актом Советского государства. В последующем Декларация была полностью включена в текст первой Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая была принята Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.
Вскоре после образования в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик, в июле 1923 г. была принята союзная Конституция, которая сыграла большую роль для утверждения дружбы и сотрудничества, сплочения всех наций и народностей в единое многонациональное союзное государство. Последующие изменения в социальной, экономической и политической жизни общества находили юридическое оформление в Конституциях СССР 1936 и 1977 г. и в Основных Законах союзных республик.
В настоящее время российское общество живет по Конституции РФ, принятой в результате всенародного референдума 12 декабря 1993 г. Она принималась в очень сложных условиях, в обстановке политического и экономического кризиса. Новая Конституция РФ в статье 1 юридически закрепила переход РСФСР в разряд стран с демократической республиканской формой правления, рыночной экономикой, уважением к правам человека, перестав быть советской, социалистической.
Как федеративное государство Россия:
· состоит из равноправных субъектов, самостоятельно действующих частей Федерации – республик, краев, областей, городов федерального значения;
· имеет государственную целостность;
· каждая республика России имеет свою конституцию, законодательство, а остальные субъекты – устав и законодательство;
· Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;
· государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
К числу важнейших прав и свобод человека, принадлежащих каждому от рождения и гарантируемых Конституцией и государством, относятся право каждого на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность частной жизни, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право на тайну переписки. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию. Каждый вправе свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, в том числе и за пределами Российской Федерации.
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать роль деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Декларировано право и на защиту от безработицы.
Каждый человек имеет право на отдых, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, для воспитания детей и т д.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Каждый гражданин имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
В Основном Законе Российской Федерации подчеркнуто, что запрещается издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Специалисты социальной работы, реализуя функции социальной защиты населения, имеют дело не столько с конституционными правами и обязанностями граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязанностями, проявляющимися в конкретных общественных отношениях.
Социальное равенство, равноправие - еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Например, женщина обычно физически слабее мужчины, она больше времени занята воспитанием детей в семье, ведением домашнего хозяйства; инвалид или больной человек имеет ограниченные возможности в реализации своих сил и способностей по сравнению со здоровым человеком и т. д. Вот почему Основной Закон и другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, основное назначение которых состоит в обеспечении социальной справедливости в общественной жизни.
Льготы - это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав по сравнению с другими, или освобождение от определенных обязанностей. Например, Конституция предусматривает меры по охране труда и здоровья женщин, созданию условий, позволяющих сочетать труд женщин с материнством; правовую защиту, материальную, моральную поддержку материнства и детства и многие другие меры.
Охрана личных прав - это установление государством правовых норм, регулирующих общественно необходимое поведение участников правоотношений по поводу конкретного блага и санкций за их нарушение.
Защита личных прав - это предусмотренные законом меры ответственности, которые применяются к нарушителям прав личности с целью восстановления или компенсации утраченных благ, При этом следует иметь в виду, что не все личные права восстановимы после их нарушения, Так, например, могут быть восстановлены честь и доброе имя человека, но не восстановимы поврежденное здоровье человека или его жизнь (в случае смерти). Поэтому в деятельности не только правоохранительных органов, но и органов социальной защиты первостепенное значение приобретает профилактика правонарушений.
Важнейшими общими личными правами и необходимой предпосылкой, из которых вытекают все другие права и обязанности личности, является правосубъектность граждан.
Правосубъектность - это социально-правовое состояние человека, которое характеризует официально признанную способность лица быть субъектом права. Только с признанием правосубъектности человек приобретает возможность иметь права и обязанности, использовать их для удовлетворения личных и общественных интересов, получить защиту своих прав, прибегая к помощи государственных органов. Правосубъектность является важнейшим компонентом правового статуса гражданина. В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - это способность иметь права и обязанности, предусмотренные Конституцией и ГК РФ. Она возникает с момента рождения человека и прекращается со смертью. Правоспособны все люди. Человек не может быть лишен правоспособности, и лишь в строго установленных законом случаях допускается частичное ограничение правоспособности. Таким образом, правоспособность является юридической категорией, характеризующей всеобщую, равную возможность граждан обладать правами и обязанностями, которые установлены законом.
Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, нести ответственность за противоправные действия или бездействие (Ст. 26 - 30 ГК РФ).
Такими качествами могут обладать лица, имеющие достаточный уровень сознания, способные действовать разумно. Лица, не способные в силу своего возраста или в силу психических недостатков действовать осознанно, признаются недееспособными или ограниченно дееспособными. Так, малолетний ребенок до 6 лет признается государством способным иметь право на содержание родителями, право на наследование, но не способным осуществлять своими действиями данные права, выполнять юридические обязанности. Поэтому он правоспособен, но не дееспособен. Пункт 2 Ст. 28 ГК РФ разрешает малолетним от 6 до 14 лет заключать мелкие бытовые сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды. При этом малолетние не несут гражданско-правовую ответственность за причиненный ими вред, в том числе и по заключенным сделкам (П.3 Ст. 28). Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его родители, усыновители или опекуны. Следовательно, все граждане правоспособны, но не все и не всегда дееспособны. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом.
Гражданская дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. С этого возраста лицо признается законом способным самостоятельно осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю. В соответствии с новым трудовым законодательством на работу в учреждения, предприятия, организации принимаются лица по достижении ими 14 лет.
Есть некоторые особенности и в брачно-семейных правоотношениях. По законодательству Российской Федерации, вступление в брак разрешается по достижении 18-летнего возраста. Однако закон предоставляет право органам местного самоуправления в исключительных случаях снижать брачный возраст, но не более чем на два года. Дееспособность граждан по брачно-семейным правоотношениям наступает в полном объеме со времени вступления в брак.
Большое значение для развития социальной работы имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, Гражданский кодекс РФ (первая часть вступила в действие 1 января 1995 года, вторая - 1 марта 1996 года), Семейный кодекс РФ , ТрудовойРФ 2001 года, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года, Федеральные законы «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года, «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 года, «О защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года, «О пенсионном обеспечении в РСФСР», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 августа 1995 года, «О ветеранах» от 12 января 1995 года, «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 года, «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года и др. За последние годы Президентом и Правительством РФ приняты сотни нормативных актов, в которых получили отражение различные аспекты социальной работы.
Каждое ведомство социальной сферы выпускает также собственные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми работающими в ведомственной системе. Образование, культура, здравоохранение, социальная защита и другие сектора социальной сферы имеют собственные корпуса профессиональных кадров разного уровня квалификации и назначения. Поэтому каждое такое ведомство имеет собственный перечень должностей рабочих и служащих с полным набором квалификационных характеристик, а также номенклатуру ведомственных учреждений с набором положений о каждом типе.
Принимаются различные распорядительные документы для той или иной должности, типа учреждения, а также касающиеся всей ведомственной системы в целом.
Таким образом, Конституция как Основной Закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы, обязанности личности, составляют и образуют правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты личности, ее интересов не действуют. Только юридически компетентный социальный работник может быть надежным помощником человека в защите его прав и законных интересов.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы студента:
1. В чем состоит значение Конституции как основного закона государства для организации социальной работы?
2. Что такое правовой статус гражданина? Каково его социальное значение?
3. Назовите основные гражданские права личности.
4. Что такое правосубъектность, правоспособность и дееспособность личности?
5. Подготовьте сообщение о нормативно правовых актах, используемых в работе с неформальными группами, семьями, детьми, молодежью, беженцами, инвалидами, безработными, пожилыми людьми, "группами риска", заключенными.
6. Какие советы может дать социальный работник безработному? Какие социальные службы по трудоустройству действуют в вашей местности? Каков их распорядок работы? Как много людей проходят специальное обучение для последующего трудоустройства?
7. Используя Закон РФ "Об образовании, "Типовое положение РФ "Об образовательном учреждении", Распоряжение главного санитарного врача РФ "О санитарных нормах общеобразовательного учреждения", а также нормативно правовые акты, касающиеся системы образования вашего региона, ответьте на вопросы родителей и учеников.
В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.
Глава 1 Конституции РФ - «Основы Конституционного строя» - в 16 статьях содержит утверждение основ государства. Особенно выделим статью 7, которая гласит:
Российская федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т. д.
Глава 2 Конституции РФ - «Права и свободы человека и гражданина» - отличается общей демократической направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами о правах человека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени.
Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов в международном праве по вопросу о социальной защите населения, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Конвенция международной организации труда (МОТ) № 102 от 1952 года, вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены слова «социальная защита», содержится перечень видов соцзащиты и определяется их уровень. На базе данной Конвенции во многих странах принято национальное законодательство по вопросам соцзащиты.
Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно быть приведено в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она провозглашает право каждого человека на социальное обеспечение и социальную помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.
С рядом государств были заключены двухсторонние договоры о социальном обеспечении граждан (например, с Финляндией).
К источникам права социального обеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшая юридическая сила - за законами.
Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.
Социальная политика - это часть внутренней политики государства, на что в своих трудах указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В правовых нормах закрепляются сложившиеся в обществе социальные отношения, определяются приоритетные направления социальной политики, финансовое обеспечение их реализации, формируются цели и задачи социального развития общества в целом и в отдельных регионах, закрепляются структура и форма деятельности государства и общественных органов, претворяющих в жизнь социальную политику.
Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другим видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина. Серьезным шагом в этом направлении явилось принятие Закона о пенсиях в 1990 году, который ликвидировал различие в пенсионном обеспечении рабочих и служащих, с одной стороны, и колхозников, с другой. В условиях рыночной экономики очень контрастными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственная помощь семьям, имеющим детей, установление надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных иждивенцев, предоставление пособий одиноким материям или отцам и т. д.
Главная идея социального обеспечения - идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).
Предметом особой заботы государства должны стать социально слабые слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды.
- Конституция Российской Федерации.
- Трудовой Кодекс Российской Федерации.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (Части: первая, вторая, третья, четвёртая).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
- Жилищный Кодекс Российской Федерации.
- Семейный Кодекс Российской Федерации.
- Бюджетный Кодекс Российской Федерации (от 31.07.1998 N 145-ФЗ).
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
- Федеральный закон от 18.10.1991 № 1761 «О реабилитации жертв политических репрессий».
- Федеральный закон от 19. 02. 1993 № 4528-1 «О беженцах».
- Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 2.08.1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
- Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Федеральный закон от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».
- Федеральный закон от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Федеральный закон от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
- Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радио-активных отходов в реку Теча».
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
- от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
- Федеральный закон от 27.07. 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
- Федеральный закон от 25.12. 2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
- Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
- Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1992 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».
- Указ Президента Российской Федерации от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан».
- Указ Президента Российской Федерации от 18.02.2005 № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров».
- Указ Президента РФ от 19.11.2007 г. N 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» (с изменениями от 14 января, 19 мая 2011 г.)
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714
«Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». - Указ Президента Российской Федерации от 01.09. 2010 г. N 1091 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18.02. 2005 г. N 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.1993 № 552 «О порядке выплаты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы компенсации расходов на автомобильное топливо».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 № 217 «О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 677 «Об утверждении Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на реализацию некоторых полномочий, передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
- ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
- Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями до их замены».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2006 № 472 «О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 № 136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1051 «О порядке предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1106 «О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2010 № 154 «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году субсидий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 481 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.05. 2007 г. № 321 «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены».
- ПриказМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы».
- Устав Самарской области (от 18.12. 2006 г. N 179-ГД (с изменениями и дополнениями).
- Закон Самарской области от 05.03.2005 г. № 77–ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения».
- Закон Самарской области от 30.12.2005 г. № 255–ГД « Об обеспечении работников организаций бюджетной сферы Самарской области путёвками на санаторно-курортное лечение».
- Закон Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
- Закон Самарской области от 09.10.2007 г. № 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области».
- Закон Самарской области от 06.06.2008 г. № 55-ГД «О классных чинах муниципальных служащих в Самарской области».
- Закон Самарской области от 30.06.2009 г. № 82–ГД «О внесении изменений в отдельные Законы Самарской области в связи с совершенствованием государственного управления в сфере социальной защиты населения».
- Закон Самарской области от 27.02.2009 г. № 7–ГД «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области».
- Закон Самарской области от 08.10.2010 г. № 102–ГД «О внесении изменений в отдельные Законы Самарской области в сфере социальной защиты населения».
- Постановление Правительства Самарской области от 17.03.2010 г. № 108 «О предоставлении местным бюджетам субсидий из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по осуществлению мероприятий, направленных на ремонт жилых помещений в многоквартирных домах, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».
- Постановление Правительства Самарской области от 17.03.2010 г. № 30 «О предоставлении местным бюджетам субсидий из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по осуществлению мероприятий, направленных на капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».
- Постановление Правительства Самарской области от 06.10.2010 г. № 481 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005 № 15 «Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан».
- Постановление Правительства Самарской области от 27.05.2011 г. № 241 «О предоставлении в 2011 году местным бюджетам субсидий из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по предоставлению социальных выплат ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдовам инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов на проведение ремонта индивидуальных жилых домов и жилых помещений в многоквартирных домах, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов»
- Постановление Правительства Самарской области от 13.07.2011 г. № 330 «Об утверждении порядка предоставления в 2011 году субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по предоставлению социальных выплат ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдовам инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов на проведение ремонта индивидуальных жилых домов и жилых помещений в многоквартирных домах, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, и распределения их на 2011 год»
- Приказ Приказ Министерства управления финансами Самарской Области от 08.02.2008 г. № 01- 21/16.
- Устав городского округа Самара (Принят решением Думы городского округа Самара от 10.06. 2006 г. N 294).
- Постановление Главы городского округа Самара от 18.05.2007 № 299 «О реализации мер по обеспечению работников организаций бюджетной сферы городского округа Самара путёвками на санаторно-курортное лечение».
- Постановление Главы городского округа Самара от 20.10.2008 № 865 «Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на территории городского округа Самара».
- Постановление Главы городского округа Самара от 17.11.2008 № 1009 «Об утверждении Положения о комиссии по социальным гарантиям муниципальным служащим городского округа Самара и её состава».
- Постановление Главы городского округа Самара от 03.12.2009 № 1325 «Об утверждении Положения о ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах власти и управления города Самары (Куйбышева)».
- Постановление Главы городского округа Самара от 28.01.2009 № 45 «О реализации мер, направленных на предоставление единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на территории городского округа Самара, а также гражданам, проживающим на территории городского округа Самара, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».
- Постановление Главы городского округа Самара от 26.02.2009 № 170 «Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг из средств бюджета городского округа Самара, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в городском округе Самара».
- Постановление Администрации городского округа Самара от 22.06.2010 № 689 «О предоставлении материальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны на ремонт жилых помещений в 2010 году»(в ред. Постановления Администрации городского округа Самара от 06.09.2010 г. № 1091).
- Постановление Администрации городского округа Самара от 22.04.2011 № 318 «О мероприятиях по проведению ремонта жилых помещений в многоквартирных домах, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
- Постановление Администрации городского округа Самара от 30.06.2011 г. № 734 «О предоставлении материальной помощи инвалидам, проживающим в городском округе Самара, на ремонт жилых помещений в 2011 году».
- Постановление Администрации городского округа Самара от 26.07.2011 г. № 828 «О предоставлении в 2011 году единовременной социальной выплаты на проведение ремонта квартир инвалидам, проживающим в городском округе Самара, в части их приспособления к физическим возможностям инвалидов».
- Постановление Администрации городского округа Самара от 26.07.2011 г. № 823 «Об организации оздоровительного отдыха граждан с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в городском округе Самара, в санаториях и профилакториях местного значения в 2011-2013 годах».
- Распоряжение Главы городского округа Самара от 28.03.2007 г. № 112-р «Об организации работы по осуществлению компенсационных выплат обманутым вкладчикам и акционерам в городском округе Самара».
ВВЕДЕНИЕ
Степень благополучия общества в целом, в конечном счете, определяется благополучием его членов. Именно это - высокий уровень жизни населения, максимально широкие возможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне - является главной целью социальной политики любого государства. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства, которые имеет многовековые традиции в становлении системы социальной защиты населения.
Развитие помощи нуждающимся многие историки - исследователи связывают с периодом распространения христианства. Например, с 10 века на Руси нищелюбие и милостыня стали считаться благодеянием. В дальнейшей российской истории можно выделить 6 основных этапов становления системы социальной деятельности:
1 этап - 1551 год по 1725 год - формирование и реализация идеи государственного презрения,
2 этап - 1725 год по 1796 год - формирование системы общественного презрения;
3 этап - 1796 год по 1917 год- совершенствование системы общественного презрения и частной благотворительности;
4 этап - 1917 год по 1918 год - переломный момент, возврат к модели государственного презрения;
5 этап - 1918 год по 1991 год - становление и реализация советской модели социальной деятельности государства;
6 этап - 1991 года по настоящий момент - формирование современной российской модели социальной защиты населения
В России в настоящее время практически заново складывается система социальной защиты в связи с экономическим и социально-политическим реформированием. Российские граждане переживают непростые времена. Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством. Нужно отметить, что многие европейские страны (Германия, Франции, Италия) после 2 Мировой войны остановили свой выбор именно на социальном типе государства. В России общественное сознание еще не в полной мере ощутило новое понятие государства, которое должно быть демократическим не только в политическом, экономическом, но и в социальном направлении, должно закрепить это в своих законах.
Основные направления, закрепленные Конституцией РФ в области социальной политики, получили свое развитие в действующем законодательстве. Законодательная база, охватывающая вопросы социальной защиты населения продолжает развиваться и расширяется, принимаются новые законы, указы Президента и постановления Правительства, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые и действующие в настоящее время нормативные акты, происходит становление законодательства.
НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.
Глава 1 Конституции РФ - «Основы Конституционного строя» - в 16 статьях содержит утверждение основ государства. Особенно выделим статью 7, которая гласит:
1. Российская федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются
конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь
обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т. д.
Глава 2 Конституции РФ - «Права и свободы человека и гражданина» - отличается общей демократической направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами о правах человека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени. Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов в международном праве по вопросу о социальной защите населения, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Конвенция международной организации труда (МОТ) № 102 от 1952 года, вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены слова «социальная защита», содержится перечень видов соцзащиты и определяется их уровень. На базе данной Конвенции во многих странах принято национальное законодательство по вопросам соцзащиты.
Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно быть приведено в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она провозглашает право каждого человека на социальное обеспечение и социальную помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.
С рядом государств были заключены двухсторонние договоры о социальном обеспечении граждан (например, с Финляндией).
К источникам права социального обеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшая юридическая сила - за законами.
Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.
Социальная политика - это часть внутренней политики государства, на что в своих трудах указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В правовых нормах закрепляются сложившиеся в обществе социальные отношения, определяются приоритетные направления социальной политики, финансовое обеспечение их реализации, формируются цели и задачи социального развития общества в целом и в отдельных регионах, закрепляются структура и форма деятельности государства и общественных органов, претворяющих в жизнь социальную политику.
Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другим видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина. Серьезным шагом в этом направлении явилось принятие Закона о пенсиях в 1990 году, который ликвидировал различие в пенсионном обеспечении рабочих и служащих, с одной стороны, и колхозников, с другой. В условиях рыночной экономики очень контрастными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственная помощь семьям, имеющим детей, установление надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных иждивенцев, предоставление пособий одиноким материям или отцам и т. д.
Главная идея социального обеспечения - идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).
Предметом особой заботы государства должны стать социально слабые слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды.
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные акты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.
Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Это выражается:
- - в гарантированном размере минимальной оплаты труда, пенсий, пособий и т.д.;
- - в обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- - в развитии системы социальных служб.
В статье 38 Конституции Российской Федерации указано:
- 1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
- 2. Устанавливаются пенсии и пособия.
В ст. 39 Конституции указано, что каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом.
Таким образом, Конституция РФ возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления права гражданина на социальную защиту и определяет основные пути его реализации:
- - обязательное пенсионное страхование работающих граждан;
- - создание фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;
- - принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию социальных прав.
Рассмотрим некоторые Федеральные нормативно-правовые акты, гарантирующие реализацию социальных прав определенным категориям граждан:
- 1. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который был принят 2 августа 1995 г. По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения. Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан. Этот закон является базовым для института социального обслуживания, так как регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо защищенных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов.
- 2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. Закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рассматриваемом законе выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:
- - адресность;
- - доступность;
- - добровольность;
- - гуманность;
- - приоритетность;
- - конфиденциальность;
- - профилактическая направленность.
- 3. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Данный закон закрепляет понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности Основы отдельно предусматривают право на охрану здоровья:
- - семьи;
- - беременных женщин и матерей;
- - несовершеннолетних;
- - военнослужащих;
- - граждан пожилого возраста;
- - инвалидов.
- 4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей:
- - пособие по беременности и родам женщине;
- - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
- - пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье;
- - пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;
- - ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения им 16-летия (или если ребенок обучается в учебном заведении, то до достижения им 18-летия).
В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, связанные с изменением размера выплат.
- 5. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Он закрепил:
- - основные принципы осуществления обязательного социального страхования;
- - виды социальных рисков;
- - страховые случаи;
- - виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
- - права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.
- 6. Следующая группа Федеральных законов отвечает за обеспечение граждан социальными пособиями:
- - «О занятости населения в Российской Федерации»;
- - «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- - «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
- - «О погребении и похоронном деле».
- 7. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулируют пенсионное обеспечение различных категорий граждан.
- 8. Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, национальных проектов большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:
- - Комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;
- - Национальные проекты «Образование», «Здоровье» и т.д.;
- - Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;
- - Миграционная программа и др.
Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств.
Вопросы для самоконтроля
- 1. Какие нормативно-правовые документы провозглашают РФ социальным государством?
- 2. Назовите и расскажите об основных законодательных актах регламентирующих социальную защиту населения в РФ.
- 3. Какие национальные проекты и программы по социальной защите определенных категорий граждан существуют в РФ?