Прием на работу

Основные мероприятия по охране природы от загрязнения. Охрана окружающей среды на предприятии и производстве. Оценка воздействия предприятия АО "Васильковский ГОК" на состояние окружающей среды

    Основные мероприятия по защите окружающей среды.

    Введение.

    Меры по защите окружающей среды.

    Охрана природных ресурсов.

    Вопрос строительства и здравоохранения в ООС

    Заключение.

    ПМП при поражениях электрическим током и молнией.

Основные мероприятия по защите окружающей среды.

Введение.

С каждым годом экологическое состояние в нашей стране становится все хуже. Именно поэтому государством предпринимаются все возможные меры для решения данной проблемы. Одной из самых эффективных мер на сегодняшний день принято считать такой вид деятельности, как охрана окружающей среды.

Охрана окружающей среды является по-настоящему важным и значимым процессом. Именно поэтому этим вопросам уделяют достаточно много времени и внимания.Охраной окружающей среды называется комплекс мер, направленных на предупреждение отрицательного влияния человеческой деятельности на природу, обеспечение благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности человека.

В условиях научно-технического прогресса важнейшей задачей человечества является охрана важнейших элементов окружающей среды (воздух, вода, почва), которые из-за вредных промышленных выбросов и отходов подвергаются сильнейшему загрязнению. Результатом чего является закисление почвы и воды, изменение климата и разрушение озонового слоя. В последние годы, в связи с необратимыми процессами и изменениями окружающей среды, вопросы охраны среды выросли в общемировую проблему. Поэтому разработка долгосрочной экологической политики по созданию благоприятных условий (пдв) стала необходима.

Мероприятия по охране окружающей среды.

Создание условий для улучшения экологической обстановки - процесс долгий, требует согласованности и последовательности действий. Приоритетными в экологической политике РФ сегодня следующие вопросы:

Обеспечение экологически безопасных условий для проживания;

Рациональное использование и охрана природных ресурсов;

Обеспечение экологической и радиационной безопасности (пдв);

Экологизация промышленности;

Повышение экологической культуры общества и формирование экологического сознания у людей.

Немаловажную роль в защите окружающей среды отводится мероприятиям по рациональному размещению источников загрязнений. К ним относятся:

1) вынесение промышленных предприятий из крупных городов и сооружение новых в малонаселенных районах с непригодными и малопригодными для сельскохозяйственного использования землями;

2) оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом топографии местности и розы ветров;

3) установление санитарных охранных зон вокруг промышленных предприятий;

4) рациональная планировка городской застройки, обеспечивающая оптимальные экологические условия для человека и растений.

В охране окружающей среды важную роль играют службы контроля качества окружающей среды, призванные вести систематизированные наблюдения за состоянием атмосферы, воды и почв для получения фактических уровней загрязнения окружающей среды. Полученная информация о загрязнениях позволяет быстро выявлять причины повышения концентраций вредных веществ в окружающей среде и активно их устранять.

Защита окружающей среды - это комплексная проблема, требующая усилий ученых многих специальностей. Особое значение имеет количественная оценка последствий загрязнения окружающей среды и, в первую очередь, ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением атмосферы. Защита окружающей среды от загрязнений на современном этапе помимо экономической задачи - повышения общественной производительности труда - включает также и социально-экономическую задачу - улучшение условий жизни человека, сохранение его здоровья.

Экономический эффект защиты окружающей среды от загрязнения лишь частично реализуется предприятиями и отраслями, принимающими меры к ограничению вредных выбросов в окружающую среду.

Чтобы максимально снизить уровень загрязнений, выбрасываемых предприятиями, необходимо производить следующие обязательные меры по охране окружающей природной среды (ООС). Мероприятия по охране окружающей среды заключаются в:

1. Выявлении, оценке, постоянном контроле и ограничении вредных выбросов в окружающую среду, создании природоохранных и ресурсосберегающих технологий и техники.

2. Разработке юридических законов, правовых актов по охране окружающей природной среды, а также материальном стимулировании выполнения требований данных законов и природоохранных мероприятий.

3. Предупреждении ухудшения экологической обстановки и охраны окружающей среды от вредных и опасных факторов путем создания специально выделенных территорий (СЗЗ).

Безотходная технология является наиболее активной формой защиты окружающей среды от вредного воздействия выбросов промышленных предприятий. Под понятием «безотходная технология» следует понимать комплекс мероприятий в технологических процессах от обработки сырья до использования готовой продукции, в результате чего сокращается до минимума количество вредных выбросов и уменьшается воздействие отходов на окружающую среду до приемлемого уровня. В этот комплекс мероприятий входят:

1) создание и внедрение новых процессов получения продукции с образованием наименьшего количества отходов;

2) разработка различных типов бессточных технологических систем и водооборотных циклов на базе способов очистки сточных вод;

3) разработка систем переработки отходов производства во вторичные материальные ресурсы;

4) создание территориально-промышленных комплексов, имеющих замкнутую структуру материальных потоков сырья и отходов внутри комплекса.

В настоящее время достигнуты успехи в области создания и внедрения безотходной технологии в ряде отраслей промышленности, однако полный перевод народного хозяйства на безотходную технологию потребует решения большого комплекса весьма сложных технологических, конструкторских и организационных задач, основанных на использовании новейших научно-технических достижений. Поэтому до всестороннего внедрения безотходной технологии важными направлениями экологизации промышленного производства следует считать:

1) совершенствование технологических процессов и разработку нового оборудования с меньшим уровнем выбросов примесей и отходов в окружающую среду;

2) замена токсичных отходов на нетоксичные;

3) замена неутилизируемых отходов на утилизируемые;

4) применение пассивных методов защиты окружающей среды.

Пассивные методы защиты окружающей среды включают комплекс мероприятий по ограничению выбросов промышленного производства с последующей утилизацией или захоронением отходов. К их числу относятся:

Очистка сточных вод от примесей;

Очистка газовых выбросов от вредных примесей;

Рассеивание вредных выбросов в атмосфере;

Глушение шума на путях его распространения;

Мероприятия по снижению уровней инфразвука, ультразвука и вибраций на путях их распространения;

Экранирование источников энергетического загрязнения окружающей среды;

Захоронение токсичных и радиоактивных отходов.

Защита природных ресурсов

… Конечно на сегодняшний день в мире существует много экологических проблем, начиная от исчезновения некоторых видов растений и животных, заканчивая угрозой вырождения человеческой расы. На данный момент в мире существует много теорий, в которых большое внимание уделяется нахождению наиболее рациональных путей их решения. Но к сожалению, на бумаге все оказывается значительно проще, чем в жизни….

Зеленые насаждения :

Для улучшения охраны зеленых зон и лесапарковых территорий необходимо определить их четкие границы. Должны быть установлены и благоустроены в них места длительного и кратковременного отдыха населения. Организована охрана и своевременная очистка данных территорий. Значительную роль играет проведение работ по расширению в горадах и пригородных зонах площади зеленых насаждений, создание новых парков, садов, скверов. Также строго ограничивать отвод земельных участков в лесах зеленых зон городов, лесных защитных полосах и других лесах первой группы, для целей, не связанных с развитием лесного хозяйства. Надо сказать, что в данное время в этой области очень много нарушений, что связано с плохо развитой законодательной системой.

Полезные ископаемые :

В целях уменьшения потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, а также предупреждения загрязнения окружающей среды отходами производства. Внедрение более эффективных способов и систем разработки месторождений полезных ископаемых и технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также использование содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение.

Строительство или реконструкция цехов, фабрик, установок по комплексной переработке сырья, отвалов и шлаков, выделение капитальных вложений на эти цели, определение сроков завершения перехода указанных предприятий на работу, обеспечивающую комплексное использование полезных ископаемых.

Надо сказать, что кроме этого принимаются такие меры, как:

Обеспечение организации производства нового, более совершенного оборудования и аппаратуры для очистки промышленных выбросов в атмосферу от вредных газов, пыли, сажи и других веществ;

Проведение соответствующих научных исследований и опытно-конструкторской работ по созданию более совершенной аппаратуры и оборудования для защиты атмосферного воздуха от загрязнения промышленными выбросами;

Осуществление на предприятиях, в организациях и учреждениях шефмонтажа и наладки газоочистного и пылеулавливающего оборудования и аппаратуры;

Осуществление государственного контроля за работой газоочистных и пылеулавливающих установок на промышленных предприятиях.

Охрана земель :

Землепользователи обязаны проводить эффективные меры по повышению плодородия почв, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по предотвращению ветровой и водной эррозии почв, не допускать засоления, заболачивания, загрязнения земель, заростания их сорняками, а также других процессов, ухудшающих состояние почв.

Мероприятия по мелиорации и охране земель, полезащитному лесоразведению, по борьбе с эррозией почв и другие меры, направленные на коренное улучшение земель, предусматриваются в государственных планах развития народного хозяйства и осуществляются соответсвующими министерствами, ведомствами и землепользователями;

Промышленные и строительные предприятия, организации, учреждения обязаны не допускать загрязнения сельскохозяйственных и других земель производственными и другими отходами, а также сточными водами.

Наиболее важная проблема из всех рассмотренных ранее - проблема охран вод . Одной из главных задач является регулирование водных отношений в целях обеспечения рационального использования вод для нужд населения и народного хозяйства. Кроме того существуют и другие задачи:

Охрана вод от загрязнения, засорения и истощения;

Предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод;

Улучшение состояния водных объектов;

Охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепление законности в области водных отношений.

Размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод.

Запрещается ввод в эксплуатацию:

Новых и реконструированных предприятий, цехов и агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;

Оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов до проведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивание, засоление земель и эррозию почв;

Осушительных систем до готовности водоприемников и других сооружений в соответствии с утвержденными проектами;

Водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии с утвержденными проектами;

Гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами;

Буровых скважин на воду без оборудования их водорегулирующими устройствами и установление в соответствующих случаях зон санитарной охраны;

Запрещается наполнение водохранилищ до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке ложа.

Все воды подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные явления вследствие изменений физических, химических, биологических свойств вод. снижение их способности к естественному очищению, нарушение гидроологического и гидрогеологического режима вод.

Сброс в водные объекты производственных, бытовых и других видов отходов и отбросов запрещается.

В целях поддержания благоприятного водного режима рек, озер, водохранилищ, подземных вод и других водных объектов, для предупреждения водной эррозии почв, заиления водоемов, ухудшение условий обитания водных животных, для уменьшения колебания стока устанавливаются водоохранные зоны лесов, а также проводятся лесомелиоративные, противоэррозионные, гидротехнические и другие мероприятия.

Надо сказать, что в связи с такой обстановкой, были установлены и такие меры как:

1) Принять меры предотвращения загрязнения внутренних морских и территориальных вод и открытого моря нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, вследствие сброса или потерь судами и другими плавучими средствами указанных веществ и смесей, содержащих эти вещества.

2) Давать обязательные указания об устранении нарушения установленных правил по операции с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, и смесями, содержащими эти вещества свыше установленных норм.

Вопрос строительства и здравоохранения в ООС

Немаловажное значение для охраны окружающей среды имеет выбор территории для строительства новых и расширения существующих городов и других населенных пунктов. Следует выбирать территории на землях не сельскохозяйственного назначения или непригодных для сельского хозяйства либо на сельскохозяйственных землях худшего качества, имея ввиду использование этих земель и в случаях, когда для их освоения необходимо проведение специальных инженерных мероприятий.

Первоочередному освоению подлежат свободные от застройки земли, находящиеся в пределах границ, установленных для этого города или другого населенного пункта.

Надо сказать, что большее внимание нужно уделять санитарным требованиям, предъявляемым к планировке и застройке населенных пунктов:

1) Планировка и застройка населенных пунктов должны предусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья населения.

2) Жилые массивы, промышленные предприятия и другие объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения.

3) При проектировании и строительстве городов и поселков городского типа должны предусматриваться: водоснабжение, канализация, устройства уличных покрытий, озеленение, освещение, обеспечение санитарной очистки и другие виды благоустройств.

4) При предоставлении земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектов планировки и застройки населенных пунктов, вводе в эксплуатацию жилых домов, зданий культурно-бытового назначения, промышленных и других предприятий и сооружений требуется обязательное заключение органов санитарно-эпидемиологической службы.

5) Порядок согласования с органами санитарно-эпидемиологической службы проекта строительства и реконструкции предприятий, зданий и сооружений определяется законадательством РФ.

В пределах зеленых зон допускается размещать: здания и сооружения, обслуживающие пригородное лесное и сельское хозяйство.

Железнодорожные, водные и автомобильные подъезды к городу;

Станции и линии электропередачи;

Расположенные в пределах зеленых зон населенные пункты не подлежат дальнейшему территориальному развитию;

При планировке пригородной и зеленой зон необходимо предусматривать проведение комплексных мероприятий по охране природы и предупреждения загрязнения внешней среды, включающих:

предотвращение загрязнения водоемов неочищенными сточными водами промышленных и сельскохозяйственных предприятий и хозяйственно-бытовой канализации.

Заключениие.

Из всех проблем, названных выше, выплывает главная проблема - проблема здравоохранения. Ведь за тот ущерб, который мы принесли природе и приносим ей каждый день, она нам отплачивает, но только в двойном размере. Честно говоря, сейчас очень трудно встретить абсолютно здорового человека. Поэтому нужно проводить мероприятия по оздоровлению внешней среды, обеспечению санитарной охраны водоемов, почвы и атмосферного воздуха.

Наиболее важным из аспектов этой проблемы является то, что нужно распространять информацию об охране природе среди населения. Например, книжные издательства должны выпускать не только брошюры, но и также различные книжные издания. Кроме них этой проблемой должны заниматься или по крайней мере уделять большее внимание СМИ, т.е. должны увеличивать эфирное время, отведенное для программ, затрагивающими экологические проблемы.

Сейчас в мире насчитывается большое количество экологических организаций, борющихся за спасение окружающей среды…вероятно этого не достаточно…

Я считаю, что экологическая проблема одна из наиболее важных задач человечества. От решения этой проблемы зависит будущее всей планеты. И уже сейчас люди должны это понимать и принимать активное участие в борьбе за сохранение мира.

Пусть их вклад не такой уж и значительный, но как говорится:”С миру по нитке - голому рубашка”.

ПМП при поражениях электрическим током и молнией.

Электротравма - следствие прохождения электрического тока через организм человека.

При прохождении через организм пострадавшего тока напряжением до 1000 В отмечаются нарушения функций жизненно важных органов и систем. При этом тяжесть электротравмы зависит от величины сопротивления в местах контакта с источником тока, эффективности его заземления, продолжительности воздействия тока на организм и пути его прохождения через организм.

Клиническая картина электротравмы характеризуется кратковременным обмороком или глубокой потерей сознания, ослаблением дыхания й сердечной деятельности, вплоть до мерцания желудочков. Нередки общие судороги.

Ожоги бывают чаще в виде обугливания или "марок", или "знаков" тока - желтовато-бурых или белесых пятен с валиком инфильтрации мягких тканей в окружности с вдавливанием в центре.

Первая помощь при поражении электрическим током

Первая помощь при поражении электрическим током заключается в следующем:

1) обесточить источник поражения; при невозможности этого с помощью не проводящего электроток предмета (сухая палка, доска) отодвинуть пострадавшего от источника поражения;

2) при остановке дыхания и сердечной деятельности провести реанимационные мероприятия: искусственное дыхание "рот ко рту" или "рот к носу", закрытый массаж сердца;

3) осуществить проведение оксигенотерапии;

4) внутривенно ввести 2 мл 2% раствора промедола, строфантин, кордиамин

5) обязательная быстрейшая транспортировка в стационар.

Каждый пострадавший с электротравмой подлежит клиническому наблюдению и лечению в стационаре на протяжении нескольких дней.

Поражение молнией

При поражении молнией развивается клиническая картина, аналогичная клинике тяжелой электротравмы с глубокими нарушениями функций жизненно важных органов. Местные признаки поражения у большинства пострадавших отсутствуют.

Защите экологических... в области охраны окружающей среды Основные направления и принципы... и краткосрочного планирования мероприятий по охране окружающей среды . Основополагающими документами...

  • Оценка воздействия предприятия АО "Васильковский ГОК" на состояние окружающей среды

    Дипломная работа >> Экология

    ГОКа на состояние окружающей среды 3 КОМПЛЕКС ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 3.1 Мероприятия по регулированию выбросов... обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую среду . Основными мероприятиями по снижению и контролю уровня...

  • Введение.

    1. Фактическое содержание окружающей среды.

    2. Мероприятия по охране окружающей среды.

    3. Мои предложения по улучшению качеств окружающей среды.

    Заключение.

    Список литературы.

    Приложения.

    Введение.

    Чрезвычайно важным фактором, существенно влияющим на территориальную организацию всей социально-экономической жизни и эффективность производства, является экологическая обстановка. В последние десятилетия в Украине она существенно ухудшилась. Одним из основных факторов, повлиявших на экологическую обстановку, является развитие добывающей и перерабатывающей промышленности при устаревших технологиях и связанная с этим чрезмерная урбанизация многих районов, прежде всего Донбасса.

    Донбасс – это крупный промышленный регион Украины, в котором насчитывается несколько тысяч крупных промышленных предприятий, производственно-промышленных объединений и предприятий топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей, металлургической, химической промышленности, тяжёлого машиностроения, строительной отрасли, а также агропромышленного комплекса. Донбасс обеспечивает большую часть промышленного производства Украины, причём в наиболее экологически опасных отраслях.

    Высокая концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортной инфраструктуры, в сочетании с высокой плотностью населения, создали чрезвычайно высокую техногенную и антропогенную нагрузку на биосферу – наивысшую в Украине и Европе. Суммарная техногенная нагрузка на единицу территории региона в 4 раза выше среднего по Украине. Донбасс обладает запасами почти всех химических элементов. Главным природным богатством региона являются месторождения каменного угля. Его запасы только в Донецкой области оцениваются в 25 млрд. т, что может удовлетворить потребности Украины не на одно десятилетие вперёд.

    Несмотря на спад производства, в результате которого общее количество выбросов и сбросов существенно уменьшилось, нагрузка на биосферу Донбасса по-прежнему остаётся одной из наибольших в Европе. Предприятия региона выбрасывают около трети суммарного объема загрязняющих веществ на Украине. Высокие скорости и масштабы техногенных процессов, громадные перемещения горных масс обуславливают большие объёмы рассеивания многих химических элементов (прежде всего углерода и тяжелых металлов), вызывают накопления в окружающей среде соединений химических элементов в несвойственных природе сочетаниях.

    Из вышесказанного видно, что Донбасс относится к наиболее критическим по экологической обстановке регионам Украины. Острейшими проблемами региона являются: загрязнение атмосферного воздуха, водного бассейна и почв.

    1. Фактическое содержание окружающей среды.

    На территории Донецкой области, которая составляет 4,4% площади государства, сосредоточена пятая часть промышленного потенциала Украины. Высокая концентрация промышленной и сельскохозяйственной промышленности, транспортной инфраструктуры, большая плотность населения создали тут огромную нагрузку на биосферу – наивысшую на Украине и в Европе. Донецкая область является регионом с критическим состоянием окружающей природной среды. Экологические проблемы накопились в Донеччине на протяжении длительного времени, а негативные изменения, что произошли в окружающей среде, приближаются к необратимым.

    Так, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, размещение отходов, сбросы загрязняющих стоков в водоемы составляют соответственно 31%, 30% и 25% от обще украинских. Именно здесь сосредоточено 55,5% промышленных токсичных отходов всей страны. В течение года на один квадратный километр территории области выбрасывается в атмосферу 70 тонн загрязняющих веществ, что в семь раз превышает среднеукраинский уровень, а гранично-допустимое загрязнение атмосферного воздуха в большинстве промышленных городах классифицируется как "опасное" и "чрезвычайно опасное".

    Общая масса накопленных в области индустриальных отходов составляет 4 млрд. тонн. В то же время в области недостаточны и истощенные природные ресурсы. Леса занимают только 7% ее территории против 17% по Украине. Обеспечение речным стоком на одного жителя в 5 раз меньше, чем в целом по Украине, обеспеченность сельскохозяйственными угодьями – меньше в 2 раза. Распашка угодий составляет 80%. Почва эродирована на целых 70%. С 247 малых рек области – 230 рек деградированы. Постоянный источник техногенной нагрузки на один квадратный километр территории области с разными опасными факторами в 5-7 раз выше средне украинских.

    Сложная экологическая ситуация негативно влияет на состояние здоровья населения области. Снизился показатель рождаемости – с 10,2 до 6,1 на тысячу населения (по Украине – 7,8) и увеличилась общая смертность населения с 12,7 до 17 на тысячу населения (по Украине – 15,3). Особенно высокая смертность населения в работоспособном возрасте, которая составляет 24% от всех умерших в регионе (по Украине – 11%). Ежегодно 30% детей рождаются с врожденными отклонениями развития, часто несовместимыми с жизнью (по Украине – 24%).

    Коэффициент восстановления населения Донеччины самый низкий в стране – 0,413, тогда как в Украине в целом он составляет 0,519. Чрезвычайно высокая концентрация технически и химически потенциально опасных производств приводит к значительному количеству техногенных аварий с тяжелыми экологическими последствиями и гибелью людей. В области количество случаев фиксирования профессиональных заболеваний составляет 40% от общего количества в Украине.

    Т.к. каждый четвертый работник промышленности, занятый на вредном производстве, трудится в Донецкой области, то на этот регион приходится 40% потерпевших на производстве от всей Украины, 22% – потерпевших с смертельным исходом.

    Проблемы охраны лесов Донецкой области связаны с их рекреационным использованием. Потребность Донетчины в рекреационных ресурсах обеспечивается лишь на 13.6%. В связи с экологическим упадком Южной рекреационной зоны (Приазовте) основная нагрузка ложится на леса Северной зоны (Придонцовье) и пригородные леса, создавая угрозу для них. Рекреационные нагрузки характеризуются крайней неравномерностью (от полного отсутствия рекреантов до 400 чел/га). В лесных массивах наиболее притягательны естественные, старовозрастные, разреженные, с развитым травяным покровом, хорошо просматриваемые насаждения в свежих и влажных типах леса вблизи реки или озера. В байрачных лесах рекреанты располагаются на опушках, а в глубине леса – на ровных полянах по тальвегу, не задерживаясь на склонах с густым подлеском. В искусственных лесных массивах на плакоре рекреанты переполняют берега прудов, скапливаются вдоль широких просек, но избегают густых посадок в глубине кварталов.

    Одна из самых больших экологических проблем Донецкой области – это дефицит питьевой воды и опасный уровень загрязнения природных водных источников.

    Опасный уровень загрязнения водных источников региона связан с большими объёмами сточных вод. Ежегодно объёмы сточных вод в Донецкой области составляют около 2 млрд. куб. м, причём на угольную промышленность приходится более 50% всех стоков. Шахтные воды отличаются высоким содержанием взвешенных веществ (до 0,1 г/л), повышенной минерализацией (содержание солей до 3 г/литр приходится на 70% всех шахт, от 3 до 7 г/литр на 26% всех шахт), из-за чего в водоёмы и реки ежегодно сбрасывается более 3 млн. т минеральных солей и веществ. Это привело к повышению в ряде случаев минерализации поверхностных водных источников в Донецкой области до 2 – 2,9 г/л, увеличению содержания в водоёмах тяжелых металлов и заиливанию водных объектов. Особенно острой проблема загрязнения водных источников угольными предприятиями становится в связи с закрытием нерентабельных шахт. При закрытии шахт их водопритоки перераспределяются чаще всего на работающие шахты.

    Вторичное использование шахтных вод ограничивается, в первую очередь, их высокой минерализацией на ряде горнодобывающих предприятиях региона. Наиболее распространёнными методами, использующимися при опреснении сточных вод, являются: дистилляция (выпаривание), электородиализ и обратный осмос.

    Начиная с 1997 года в области в составе Программ экономического и социального развития разрабатываются разделы по охране окружающей среды. В настоящее время внедряется экологическая Программа области на 2001-2005 годы, разработана и принята Программа научно-технического развития

    Донецкой области до 2020 года, которая получила высокую оценку со стороны Президента Украины. Однако, такой подход в решении вопросов экологической безопасности позволяет только сдерживать дальнейший рост техногенной нагрузки на окружающую среду. Возможности предприятий и денег, что поступают из местных фондов охраны окружающей среды, недостаточно для того, чтобы как следует финансировать мероприятия, направленные на снижение чрезмерной экологической опасности и деградации природных ресурсов области.

    2. Мероприятия по охране окружающей сред ы.

    Очевидно, что сегодня наиболее актуальной задачей городского совета является подъем экономики города и, соответственно, уровня жизни жителей Донецка. Однако, стоит помнить, что экономия на экологии губительна для экономики, поскольку индустриальная мощь и промышленный потенциал города ограничены состоянием природных ресурсов, а здоровье и трудовой потенциал города в конечном счете зависят от состояния окружающей среды и уровня благосостояния. В основе всего этого лежат здоровая окружающая среда и рациональные методы использования природного потенциала.

    Крупным мегаполисам, таким как Донецк, необходимо становиться на путь гармоничного, устойчивого развития общества, в котором экономика (благосостояние людей), экология (окружающая среда и природные ресурсы) и человеческий капитал – категории не разделенные и равнозначные, которые взаимно дополняют и обогащают друг друга.
    Системное согласование и сбалансированность этих трех составляющих - задача огромной сложности. В частности, взаимосвязь социальной и экологической составляющих приводит к необходимости сохранения одинаковых прав сегодняшних и будущих поколений на использование природных ресурсов. Взаимодействие социальной и экономической составляющих требует достижения справедливости при делении материальных благ между людьми и предоставления целенаправленной помощи бедным слоям общества. И, наконец, взаимосвязь природоохранной и экономической составляющих требует стоимостной оценки техногенных влияний на окружающую среду и системы возмещения реального ущерба, который обусловлен этим влиянием. Решение этих задач - главный вызов сегодняшнего дня для нашей страны в целом, регионов и крупных городов в частности.

    Экологическая политика на современном этапе должна обеспечивать эффективные взаимосвязи между рыночными и демократическими преобразованиями и реформированием системы охраны окружающей природной среды, сориентированной, прежде всего на децентрализацию системы. Для достижения этой цели необходимо внедрить более эффективные природоохранные стратегии и институты, обеспечить инвестиции в природоохранную инфраструктуру, а также развитие соответствующих

    кадрового и институационального потенциалов.

    Экологические перспективы города на ближайшие 10-15 лет в значительной мере зависят от того пути экономического развития, который будет избран. Поскольку главным загрязнителем окружающей среды в городе на сегодня остается промышленность (особенно тяжелая) и коммунальное хозяйство, вклад которых в загрязнение в последние годы составляет 70-75% для атмосферного воздуха, 55-60% для поверхностных водоемов, 80-85% для образования отходов, именно эти направления экономической активности города будут определять уровни загрязнения окружающей среды на протяжении ближайших лет.

    Учитывая, что базовыми активно развивающимися отраслями экономики в нашем городе являются металлургическая, коксохимическая, машиностроительная и горно-добывающая, именно этим отраслям необходимо уделить наибольшее внимание с точки зрения влияния на окружающую среду. В то же время, для этих отраслей промышленности присущи высокая материалоемкость и низкая энергоэффективность производства, которые обеспечивают высокий уровень воздействия на окружающую среду. Нужно отметить также высокий уровень износа основных средств производства, крайне недостаточную обеспеченность очистными сооружениями, использование устаревших технологий и оборудования наиболее загрязняющими окружающую среду предприятиями.

    Намерения руководства города существенно повысить конкурентоспособность городской экономики и обеспесить экономический рост опережающими темпами в ближайшие десять-пятнадцать лет определяют приоритеты экономической политики. Мировой опыт экономического развития свидетельствует, что обеспечить конкурентоспособность как отдельных производителей, так и экономики в целом невозможно без учета экологических последствий запланированного экономического роста, без ограничений, которые основываются на ресурсных возможностях и природном потенциале.

    Экологическая политика города должна быть направлена на формирование такого нормативно-правового поля, управленческих и регуляторных рычагов и системы контроля за поведением загрязнителей, которые бы ограничивали возможности избыточного использования природных ресурсов, исключали достижение недопустимых уровней загрязнения и гарантировали экологически безопасную жизнедеятельность населения.

    Сегодня отмечается прямая связь между повышением экономической активности и ростом уровней загрязнения окружающей среды. Избежать этой связи возможно лишь при условии реализации эффективной экологической политики, которая базируется на соответствующих принципах и действенных инструментах внедрения.

    Принципы и инструменты экологической политики должны обеспечивать внедрение новых экологически безопасных технологий, снижения ресурсо- и энергоемкости экономики, устранение причин загрязнения вместо ликвидации последствий загрязнения, реальную экологическую ответственность и возмещение в полной мере ущерба, который нанесен окружающей среде, внедрение социальной ответственности бизнеса и привлечение широкого круга общественности для принятия экологически взвешенных решений.

    Таким образом, для экологической политики на сегодня одним из наиболее важных заданий является обеспечение условий для стабилизации техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую природную среду с последующим его уменьшением за счет устранения прямой связи между экономическим ростом и загрязнением окружающей среды.

    В соответствии с указанными подходами экологическая политика должна базироваться на таких принципах:

    · принцип равноправия трех составляющих развития (экономической, экологической, социальной) – требует ориентирования на приоритеты устойчивого развития, учет экологических следствий принимаемых экономических решений;

    · принцип интеграции экологической составляющей в секторные политики – экологические цели секторной политики должны находиться на том же уровне, что экономические и социальные цели;

    · принцип экологической ответственности - требует внедрения неуклонной ответственности за любые нарушения экологического законодательства;

    · принцип предупреждения или предотвращения - предусматривает анализ и прогнозирование экологических рисков, которые основаны на результатах проведения государственной экологической экспертизы и осуществляемого экологического мониторинга;

    · принцип "Загрязнитель и пользователь платят полную цену"- требует от загрязнителя сокращать уровень негативного влияния на окружающую среду, обеспечивает полную ответственности загрязнителя или пользователя за прямое или опосредствованное влияние его деятельности на состояние окружающей среды и состояние предоставленных ему в пользование природных ресурсов;

    · принцип межсекторного партнерства и привлечения к реализации политики широкого круга заинтересованных сторон – отмечает, что лишь благодаря привлечению всех секторов общества к решению общих проблем возможно обеспечить реализацию успешной экологической политики.

    Реализация эффективной экологической политики предполагает также использование новых инструментов политики, среди которых:

    Усиление ответственности загрязнителей: повышение ставок платежей действующей системы нормативов сбора за загрязнение окружающей естественной среды к уровню, который стимулирует субъектов ведения хозяйства сокращать объемы загрязнения; повышение финансовой ответственности нарушителей законодательства, расширение базы налогообложения, разработка новых правил оценки ущерба на основе фактических расходов на восстановительные мероприятия.

    Реформа системы выдачи разрешений: переход к выдаче комплексных разрешений для больших загрязнителей по принципу единого окна, упрощение процедуры для малых и средних предприятий.

    Повышение производительности ресурсов: внедрение экологически эффективного производства, стимулирование загрязнителей внедрять ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, широкое применение эколого-экономических инструментов, активное применение экологического управления, аудита и сертификации.

    Стратегическая экологическая оценка: использование СЭО для планов и программ предприятий разных секторов экономики, а также местных планов и программ, использование выводов экологической оценки при составлении и оценке заявок предприятий на получение необходимых разрешений.

    Оценка экологических рисков: анализ и прогнозирование экологических рисков с целью обеспечения принципа предотвращения загрязнения окружающей среды.

    Оптимизация стандартов качества окружающей среды: установление реалистичных стандартов на основе концепции управления рисками и признанных международных норм.

    Укрепление системы экологического мониторинга: координация мониторинга и управления данными в рамках функционирования муниципальной системы мониторинга как основы принятия управленческих решений.

    Создание эффективного механизма межведомственного сотрудничества для разработки и реализации политики, включая процедуры для работы в сферах, которые представляют общий интерес, усовершенствование деятельности межведомственных координирующих органов.

    Развитие международного сотрудничества: привлечение иностранных инвестиций, позитивного опыта и наилучших практик в отрасли реализации эффективной природоохранной политики.
    Формирование корпоративной социальной ответственности бизнеса: долгосрочное обязательство компаний содействовать экономическому развитию, одновременно улучшая качество жизни работников и их семей, общества и общества в целом, включая качество окружающей среды.

    Таким образом, для реализации эффективной экологической политики в ближайшие годы в первую очередь необходимо:

    · усилить контроль за загрязнителями и их финансовую ответственность за нанесенные убытки окружающей среде;

    · усилить роль эколого-экономических инструментов с целью увеличения мотиваций загрязнителей внедрять экологически безопасные технологии;

    · усилить межведомственное взаимодействие местных органов исполнительной власти с целью стабилизации антропогенной нагрузки на окружающую среду путем инновационного перевооружения главных загрязнителей на первом этапе реализации новой экологической политики (до 2020 года) и обеспечения снижения уровней загрязнения за счет структурной перестройки экономики в сторону наукоемкого высокотехнологичного производства и увеличения сектора услуг (после 2020 года);

    · вовлечь широкие круги общественности в принятие экологически значимых решений.

    Целью экологической политики города является стабилизация и улучшение состояния окружающей среды на территории города путем утверждения экологической политики как интегрированного фактора социально-экономического развития для обеспечения перехода к устойчивому (экологически сбалансированному) развитию.

    Для эффективного решения накопившихся проблем окружающей среды необходимо обеспечить последовательную реализацию разработанной городским советом «Программы охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности до 2015 года» с целью уменьшения отрицательного воздействия основных предприятий-загрязнителей на окружающую среду с обязательным внедрением новых технологий, направленных на вывод из обращения устаревшего оборудования, обновление основных средств производства и реализация других мероприятий, а также разработать Стратегию реализации городской экологической политики до 2020 года.

    Экологическая ситуация в городе на сегодня характеризуется как сложная и требует последовательной реализации комплекса инновационных, организационных, технических и других мероприятий экологической направленности. С учетом этого на 2008 год и на период до 2011 года установлены такие приоритетные направления природоохранных мероприятий:

    · мероприятия по разработке документов стратегического уровня с целью повышения эффективности реализации экологической политики города Донецка;

    · мероприятия по улучшению состояния атмосферного воздуха путем реализации природоохранных программ главных предприятий-загрязнителей металлургической, коксохимической и угледобывающей промышленности;

    · мероприятия по улучшению системы очистки сточных вод;

    · мероприятия по улучшению состояния и расчистке балок и водохранилищ города;

    · мероприятия по сохранению и созданию новых зеленых насаждений на территории города;

    · мероприятия по созданию системы мониторинга окружающей среды в городе с целью улучшения системы принятия экологически значимых решений;

    · мероприятия по внедрению более эффективной системы управления отходами в городе;

    · мероприятия по созданию эффективной системы информирования общественности о состоянии окружающей среды и привлечению к принятию экологически значимых решений, формирование социального партнерства власть-общественность-бизнес, поддержка сдвигов в направлении устойчивого развития города.

    3. Мои предложения по улучшению качеств охранной среды.

    Эколого-геохимические исследования почв, рек, растений, аэрозольных выпадений и медико-биологические исследования промышленных агломераций Донбасса свидетельствуют о нахождении его в состоянии экологического кризиса. Без поисков и научных проработок вариантов выхода из кризиса и практических шагов по улучшению экологической ситуации она может стать катастрофической.

    Согласно этой концепции были определены следующие приоритеты:

    1. Уменьшение и уничтожение опасных отходов;

    2. Утилизация и уничтожение отходов промышленного комплекса;

    3. Снижение сбросов загрязнённых вод от промышленных предприятий и в коммунальном секторе;

    4. Развитие природно-заповедного фонда области;

    5. Экологическое образование, работа с общественными организациями, международное сотрудничество в области экологии.

    Заключение

    Таким образом, создавшаяся крайне неблагоприятная экологическая ситуация в Донбассе требует принятия соответствующих мер по ее улучшению, а также более тщательного изучения природных геологических условий, обусловливающих, и не в последнюю очередь, экологическое состояние региона. В июне 1998 г. в г. Орхусе (Дания) министры защиты окружающей среды разных стран мира подписали конвенцию "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды". Ратификация Орхусской конвенции и ее практическое осуществление имеет очень важное значение для Донбасса и Украины в целом. Однако для улучшения создавшейся в регионе негативной обстановки необходимо не только знать современные экологические реалии, но и активно участвовать в практическом осуществлении природоохранных мероприятий, что будет способствовать устойчивому экологически безопасному развитию Донбасса и Украины.

    Приложение

    П О Л О Ж Е Н И Е

    об управлении экологической безопасности

    Донецкого городского совета

    1. Общие положения

    1.1. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА (далее - «управление») является исполнительным органом городского совета.

    1.2. Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба Украины, другие печати и штампы со своим наименованием, соответствующие бланки и другие реквизиты.

    1.3. Компетенцию управления составляют полномочия исполнительных органов совета в сфере охраны окружающей природной среды.

    1.4. Управление в своей работе руководствуется Конституцией Украины, Законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины, указами Президента Украины, нормативно-правовыми актами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, решениями Донецкого городского совета и его исполнительного комитета, распоряжениями городского головы, Положением о городском фонде охраны окружающей природной среды, а также этим Положением.

    1.5. Управление подотчетное и подконтрольное городскому совету, его исполнительному комитету, городскому голове.

    1.6. Управление решает положенные на него задачи с учетом предложений постоянных комиссий городского совета, общественных организаций.

    1.7. Управление имеет самостоятельный баланс, регистрационные и лицевые счета в учреждениях Государственного казначейства Украины.

    1.8. Финансирование затрат управления осуществляется за счет средств бюджета города в соответствии утвержденной смете затрат.

    1.9. Штатная численность и ассигнования на удержание аппарата управления утверждаются городским советом.

    1.10. Юридический адрес: 83050, г.Донецк, ул. Артема, 98.

    1.11. Ликвидация и реорганизация управления осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

    2. Основные задачи управления

    Разработка и реализация экологической политики города Донецка.

    Подготовка и представления на утверждение городского совета местных

    экологических программ, разделов «Охрана окружающей природной среды» и «Использование отходов как вторичного сырья» Программы экономического и социального развития города, организация их выполнения, представление отчетов о ходе и результаты выполнения этих программ.

    Выполнение функций по охране окружающей природной среды в пределах полномочий органов местного самоуправления.

    Обеспечение экологической безопасности, реализация решений городского совета, его исполнительного комитета по вопросам охраны окружающей природной среды, улучшение экологического состояния города.

    Координация деятельности специально уполномоченных государственных органов управления в области охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города, независимо от форм собственности и подчинения.

    Согласование и контроль выполнения текущих и перспективных планов работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей природой среды и использование природных ресурсов.

    Организация просветительской деятельности, направленной на повышение экологического сознания, предоставление экологической информации населению города.

    3. Управление в соответствии с возложенными на него задачами:

    Осуществляет разработку и реализацию экологической политики города, предложений, которые обеспечивают экологически эффективное управление при реализации Генерального плана города, внедрение новых технологий при производстве товаров и услуг.

    Разрабатывает предложения по продвижению города по пути устойчивого развития в части экологической составляющей, учету экологических последствий принимаемых городским советом решений.

    Готовит проекты распоряжений городского головы, решений городского совета и исполнительного комитета, направленные на охрану окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, принимает участие в организации их выполнения.

    Организует разработку предложений, направленных на усовершенствование системы управления окружающей природной средой в городе, в том числе организует разработку предложений по минимизации влияния промышленных предприятий на окружающую природную среду, внедрение стандартов качества на предприятиях, систем экологического менеджмента и аудиту, экономических инструментов управления окружающей средой.

    Осуществляет разработку и контроль выполнения мероприятий раздела «Охрана окружающей природной среды», «Использование отходов как вторичного сырья» ежегодной Программы экономического и социального развития города, осуществляет совместно со специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов, контроль за реализацией мероприятий Программы.

    Осуществляет подготовку и представление на утверждение городского совета Положение о городском фонде охраны окружающей природной среды.

    Осуществляет подготовку и представление на утверждение городского совета ежегодную «Программу природоохранных мероприятий местного значения г.Донецка», организует и контролирует выполнение бюджетного финансирования мероприятий Программы.

    Готовит проекты договоров на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой природоохранных мероприятий местного значения и сметой расходования средств фонда охраны окружающей природной среды городского бюджета.

    Рассматривает заявления о намерениях в составе материалов оценки влияния на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений.

    В пределах своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения.

    Предоставляет разрешения на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами на территории города в порядке, определенном законом.

    В пределах своей компетенции принимает участие в выявлении и учете бесхозяйных отходов на территории города, подготовке предложений относительно комплексного использования таких отходов, соблюдении условий обращения с ними и предотвращении их отрицательного влияния на окружающую природную среду.

    Принимает участие в определении территорий для складирования производственных и других отходов в соответствии с законодательством.

    Принимает участие в рассмотрении материалов для строительства или реконструкции объектов обращения с отходами на территории города в порядке, определенном законом.

    Принимает участие в управлении коммунальными предприятиями, подчиненные исполкому городского совета и управлению, готовит предложения

    по улучшению деятельности предприятий.

    Готовит предложения городскому совету о создании новых, реорганизации, ликвидации, перепрофилировании коммунальных предприятий.

    Осуществляет контроль за сохранением и рациональным использованием имущества, которое находится в хозяйственном ведении коммунальных предприятий, которые подчинены управлению.

    В пределах своей компетенции: осуществляет подготовку и внесение на рассмотрение совета предложений относительно принятия решений об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий, которые подлежат особой охране.

    В пределах своих полномочий осуществляет контроль за выполнением требований Правил благоустройства города, соблюдением природоохранного законодательства при планировании и застройке территории города.

    Принимает участие в создании территорий зеленых насаждений общего пользования и осуществлении контроля за их использованием, а также сохранением природных ландшафтов, других природных комплексов и объектов.

    В пределах своей компетенции осуществляет контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов, в том числе за созданием водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также соблюдением режима использования их территорий.

    Принимает участие в проверках соблюдения природоохранного законодательства предприятиями города.

    Рассматривает текущие и перспективные планы природоохранных мероприятий предприятий города, готовит предложения по улучшению природоохранной деятельности предприятий.

    Формирует систему мониторинга окружающей природной среды города, координирует действия предприятий и организаций, анализирует данные организаций, которые осуществляют государственный мониторинг окружающей природной среды с целью подготовки решений городского совета, его исполнительного комитета и распоряжений городского головы по улучшению состояния окружающей природной среды.

    Создает и сопровождает экологические базы данных, базы данных предприятий города для осуществления контроля за деятельностью, которая отрицательно влияет на окружающую природную среду.

    Предоставляет консультативную помощь предприятиям в области охраны окружающей природной среды, использование инновационных технологий.

    Рассматривает обращения граждан в установленном порядке.

    Организовывает мероприятия, направленные на повышение экологического сознания общественности, экологическое воспитание, информирование и привлечение в процесс принятия экологически весомых решений.

    Взаимодействует со средствами массовой информации, информирует общественность о состоянии окружающей природной среды, принятых решениях, которые осуществляют влияние на состояние окружающей природной среды.

    Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Украины.

    Список литературы

    1. Б.С.Панов, О.А.Шевченко, А.М.Дудик, С.А.Дудик, С.Ю.Селяков. "Современные экологические проблемы Донецкого Бассейна.", Геофизический журнал, 2003 г.

    2. А.М.Дудик, С.Ю.Селяков и др. "Эколого-геохимическая инвентаризация компонентов окружающей среды г.Донецка и прогнозирование их изменений", ИГЭПД, Донецк, 1995г.

    3. С.А.Дудик, научный руководитель О.А.Шевченко. "Особенности техногенных изменений почв Донецко-Макеевской ПГА.",сборник докладов Международной научной конференции, апрель 2002 г.

    4. http://www.lukyanchenko.donetsk.ua

    На любом большом предприятии есть продукта отхода, которые необходимо утилизировать. Выбросы в атмосферу, например от сжигания топлива, ухудшает экологическую обстановку в зоне предприятия. Мероприятия по охране окружающей среды направлены на минимизацию вреда природе и человеку, которые работает на заводе и живет вблизи него.

    Основные принципы охраны окружающей среды допускают воздействие предприятий на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия на окружающую среду должно достигаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

    Общие требования при эксплуатации предприятий установлены в главе 8 федерального закона «Об охране окружающей среды». В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды и обязаны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания отходов производства и потребления.

    Действующее предприятие оказывает техногенное воздействие на все компоненты окружающей среды - на атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. На вышепоименованные компоненты окружающей среды оказывают влияние масса и виды выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ, количество сбрасываемых сточных вод, их состав, степень очистки, условия сброса в водные объекты и параметры разбавления сточных вод и другие факторы.

    Во исполнении требований федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны:

    Обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов;



    Внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

    Планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию. утилизации, обезвреживанию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

    Осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

    Осуществлять учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

    Соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

    Обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

    Обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья:

    В процессе эксплуатации любой объект потребляет определенное количество чистой воды, а также сбрасывает очищенные или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению поверхностных вод. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

    Осуществлять сброс в водные объекты неочищенных и необезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

    Производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

    Осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

    При эксплуатации промышленных объектов особую актуальность приобретают вопросы удаления и складирования, а в дальнейшем утилизации и захоронения отходов производства. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

    Соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

    Разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

    Внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

    Главную роль на производстве играет сам человек. Его права охраняются законом, а на предприятии подкрепляются службой охраны труда.

    Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

    Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

    Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

    Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

    Программ улучшения условий и охраны труда;

    Государственное управление охраной труда;

    Государственная экспертиза условий труда;

    Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

    Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

    Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных

    Установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда;

    Установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данном мне дипломном проекте я поставил перед собой задачу: автоматизировать плавильную отражательную печь; разобраться в технологическом процессе плавки медных концентратов; вычертить принципиальную и электрическую схему; максимально рационально выбрать все приборы, исходя из их назначения и применения, цены и качества; схематично установить приборы на щите, составить таблицу коммутации щита.

    Все поставленные задачи были выполнены, в ходе которых я закрепил все знания полученные за годы обучения.

    Мероприятия по охране земельных ресурсов:

    При строительстве объектов различного назначения проектные решения должны обеспечивать:

    § своевременную рекультивацию земель, нарушенных при строительстве зданий и сооружений.

    § под застройку предусматриваются участки не занятые лесом, многолетними насаждениями. Залесенные территории сохраняются.

    § снятие почвенного слоя при строительстве зданий и сооружений и использование его для рекультивации нарушенных земель.

    § обеспечение всех населенных пунктов санкционированными усовершенствованными свалками ТБО, в соответствии с действующими санитарными нормами.

    § осуществлять контроль за сбросами сточных вод в природные водные объекты от предприятий и коммунального хозяйства.

    § провести инвентаризацию всех свалок на территории района, закрыть все несанкционированные и не отвечающие санитарно-гигиеничесикм нормам, рекультивировать.

    § для действующих свалок необходимо выполнять контроль за качеством подземных вод и состоянием почв в районе их расположения.

    § усовершенствование системы сбора и утилизации твердых бытовых отходов.

    § после отработки месторождения должна проводиться рекультивация, которая заключается в выравнивании, сглаживании техногенных форм рельефа. Спланированная площадь отводится под естественное заращивание или под посадку лесных культур.

    Мероприятия по охране недр: карьеры на территории района после отработки необходимо рекультивировать.

    § не допускать застройку участков размещения ископаемых.

    § обобщение, анализ и прогнозная оценка сырьевой базы с оценкой прогнозных ресурсов рудного и россыпного золота на основе анализа и переинтерпретации материалов геологоразведочных работ с применением новых идей и технологий обработки геолого-геофизической и геохимической информации.

    § технологическая инвентаризация золотоносных объектов и разработка рекомендаций по технологическому доизучению руд с применением новых природоохранных технологий.

    § комплексная геолого-экономическая оценка и переоценка ресурсного потенциала рудной и россыпной золотоносности с ранжированием по экономической эффективности.

    § разработка предложений для программы лицензирования золоторудных объектов и перспективных площадей для геологического изучения и последующей добычи золота.

    § разработка программы развития сырьевой базы и золотодобывающей промышленности на перспективу.

    Загрязнению подземных вод способствуют свалки бытовых и промышленных отходов, в особенности несанкционированные, не оборудованные противофильтрационным экраном. Для предотвращения загрязнения подземных вод необходимо:

    § осуществлять контроль за сбросами сточных вод в природные водные объекты от предприятий, коммунального хозяйства и сельскохозяйственных предприятий;


    § провести инвентаризацию всех свалок на территории района, закрыть все несанкционированные и не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, рекультивировать участки земель, загрязненные отходами;

    § для действующих свалок необходимо выполнять контроль за качеством подземных вод в районе их расположения;

    § контроль за техническим состоянием машин и других механизмов, применяемых при добыче полезных ископаемых, на всех этапах проведения работ;

    § при проектировании, строительстве и введении новых производственных объектов следует учесть все инженерные и технические мероприятия для минимизации отрицательного воздействия на все факторы окружающей природной среды.

    Мероприятия по охране атмосферного воздуха:

    § Проведение мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах, вблизи промышленных объектов.

    § При введении в действие новых предприятий 1, 2 и 3 классов вредности – установка дополнительных постов наблюдения для контроля деятельности предприятий.

    § Подход к размещению предприятий 1 и 2 класса вредности должен быть избирательным, необходимо экономическое и экологическое обоснование размещения таких предприятий.

    § Проведение инвентаризации всех источников загрязнения атмосферного воздуха в районе.

    § Проведение ревизии производственных и отопительных котельных, оценки состояния оборудования и газоочистных установок.

    § Реконструкция там, где требуется действующих котельных с заменой устаревшего оборудования для снижения массы вредных выбросов в атмосферу при сжигании топлива.

    § При строительстве новых и реконструкции существующих транспортных магистралей необходимо соблюдение санитарных разрывов от автодорог, обеспечивающих комфортное проживание населения в прилегающих поселках.

    § Проведение внешних автодорог в обход населенных пунктов.

    § Ремонт дорожного покрытия в населенных пунктах и на межселенных дорогах.

    § Реконструкция автодорог с улучшением дорожного покрытия.

    § При освоении новых площадок для жилищного строительства предусматривать мероприятия, направленные на снижение вредного влияния от стационарных и мобильных источников загрязнения атмосферы.

    § Разработка мероприятий по охране атмосферного воздуха в генеральных планах населенных пунктов.

    § Контроль качества поступающего в район горючего.

    § Рационально и в соответствии с фактическими потребностями распределить АЗС и автостоянки в населенных пунктах и вдоль дорог.

    § Организация санитарно-защитных зон предприятий с выводом из них жилой и общественной застройки.

    Снижение транспортного шума на жилых территориях достигается следующими мероприятиями:

    § формирование рациональной транспортно-планировочной структуры района;

    § трассировкой автодорог с транзитным транспортом в обход жилых территорий;

    § запрещение нового жилищного строительства в зоне акустического дискомфорта от аэропорта.

    § устройство акустических экранов;

    § использование шумозащитного остекления для обеспечения акустического комфорта в помещениях.

    Мероприятия по защите от радиационного загрязнения:

    § Контроль за радиационной обстановкой в районе. Эксплуатация и развитие краевой автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (КрасАСКРО).

    § Подготовка специалистов-радиоэкологов, в том числе высшей квалификации Сибирским федеральным университетом.

    Мероприятия по охране водных ресурсов:

    Для рационального использования водных ресурсов необходимо:

    § Проведение оценки эксплуатационных запасов подземных вод для водоснабжения.

    § Учет количества вод, забираемых из природных водных объектов, из подземных горизонтов.

    § Установка счетчиков учета потребляемой воды на предприятиях.

    Для предотвращения загрязнения вод:

    § Установление зон санитарной охраны вокруг водозаборов из подземных и поверхностных источников, проведение мероприятий по организации ЗСО источников водоснабжения.

    § Введение оборотного водоснабжения на предприятиях.

    § Создание систем сбора поверхностного стока в населенных пунктах и на промплощадках. Очистка ливневых сточных вод на локальных очистных сооружениях.

    § Ликвидация существующих неорганизованных выпусков сточных вод.

    § Строительство новых очистных сооружений и реконструкция существующих.

    3 Схема территориального планирования административного (сельского) городского округа

    Цели и задачи территориального планирования административного (сельского) городского округа

    1. Положения о территориальном планировании

    2. Перечень мероприятий по территориальному планированию административного (сельского) городского округа

    2. 1 Функциональное зонирование территории: мероприятия по формированию планировочной структуры административного (сельского) городского округа , мероприятия по совершенствованию функционального зонирования административного (сельского) городского округа .

    2.2 Мероприятия по развитию жилого фонда

    2. 3 Мероприятия по развитию объектов социальной инфраструктуры

    2. 4 Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры

    2. 5 Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры

    2. 6 Мероприятия по сохранению объектов культурного наследия

    2. 7 Мероприятия по охране окружающей среды

    2. 8 Мероприятия по развитию объектов защиты от чрезвычайных ситуаций и объектов пожарной безопасности

    2. 9 Мероприятия по развитию малого предпринимательства и сельского хозяйства

    3. Последовательность выполнения мероприятий по территориальному планированию административного (сельского) городского округа: жилищное строительство , строительство объектов культурно-бытового обслуживания, транспортное обслуживание, инженерное обеспечение.

    4. Приложение. Сводные технико-экономические показатели мероприятий по территориальному планированию

    5. Карты (схемы) планируемого размещения капитального строительства местного значения.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Расскажите об административном устройстве субъекта Российской Федерации.

    2. Расскажите о содержании схемы территориального планирования муниципального района

    3. Расскажите о содержании схемы территориального планирования административного (сельского) городского округа

    ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, АДМИНИСТРАТИВНОГО (СЕЛЬСКОГО), ГОРОДСКОГО ОКРУГА

    1 Этапы по территориальному планированию муниципального

    района, административного (сельского), городского округа

    2 Исходные данные для территориального планирования

    3 Задание на подготовку документов территориального планирования

    1 Этапы по территориальному планированию муниципального

    В деле охраны природы недопустимо медленное использование достижений научно-технического прогресса. Необходимы решительные меры правового, экономического и воспитательного характера, так как каждое живущее поколение отвечает перед потомками, перед историей за оставленную им среду обитания.

    18.3.3.1. Охрана земель и недр

    Почва - неизменный природный ресурс. Основными мероприятиями по охране почв являются:

    1 . Защита почв от эрозии:

    а) агротехнические мероприятия (углубление пахот
    ного слоя, безотвальная обработка почвы и т.п.);

    б) создание ветроустойчивого поверхностного слоя
    (узкорядный и перекрестный способ посева и т.д.);

    в) снегозадержание;

    г) лесомелиорация;

    д) гидротехнические сооружения.

    2. Охрана почв от засолонения и заболачивания:


    а) дренаж территории;

    б) создание лесополос по каналам;

    в) гипсование;

    г) трехъярусная вспашка.

    3. Защита почв от загрязнения. Источниками загрязне
    ния почв являются:

    ■ животноводство;

    ■ нефтедобыча;

    ■ аэрозоли;

    ■ выпадающие с осадками бытовые и промышленные отходы;

    ■ синтетические соединения;

    ■ удобрения;

    ■ промышленные стоки и т.п.

    Мерами борьбы с загрязнениями служат:

    а) установка очистных сооружений;

    б) разумное использование химикатов при обра
    ботке почв и т.д.;

    4. Закрепление и освоение песков.

    5. Рекультивация земель - процесс восстановления разрушенных земель.

    Необходимая охрана недр диктуется тем, что минеральные ресурсы относятся к разряду исчерпаемых и разработка месторождений влияет на другие природные ресурсы:

    ■ почвенный покров;

    ■ подземные воды;

    ■ леса и т.д.

    Пути рационального использования и охраны невозобновляемых природных ресурсов включают:

    ■ комплексное применение полезных ископаемых;

    ■ борьбу с потерями при добыче;

    ■ транспортировку и переработку сырья;

    ■ утилизацию отходов продуктов переработки.

    Во всем подразумевается комплексное использование, например:

    ■ большинство руд кроме основного компонента содержит другие ценные соединения, которые необходимо использовать;



    ■ при утилизации отходов извлекается дополнительное количество ценных компонентов.

    Например, шлаки содержат цветные металлы; ценные вещества извлекаются из отходящих газов, пыли,


    водостоков. Это необходимо не только для получения дополнительного сырья, но и для предотвращения загрязнения среды.

    Сейчас мировые запасы многих веществ, добываемых в недрах, быстро убывают. Поэтому нужно экономить эти виды ценных веществ, заменяя их синтетическими продуктами, получаемыми из более распространенного сырья. Это тоже является принципом рационального природопользования.

    18.3.3.2. Охрана воды

    Запасы пресной воды на Земле не безграничны. Основной задачей охраны водных ресурсов является защита вод морей, океанов, рек и озер от загрязнения. Существует множество способов очистки сточных вод для предотвращения загрязнения.

    Рациональное использование воды. Для предотвращения загрязнения водоемов идеальным способом является переход к замкнутым циклам производства, которые базируются на следующих принципах:

    1. Создание на предприятиях единой системы водного хозяйства.

    2. Водоотведение и очистка сточных вод перед-их повторным использованием.

    3. Водообеспечение в основном за счет очищенных производственных, городских сточных вод.

    4. Утилизация извлеченных из сточных вод ценных компонентов.

    Экономия воды может дать сокращение водяного охлаждения за счет других его способов (например, воздушного). Способом рационального использования воды может служить использование сточных вод, не содержащих вредных примесей, для орошения земель.

    18.3.3.3. Охрана воздушной среды

    Основные источники загрязнения воздушной среды - промышленная деятельность человека и развитие автотранспорта. Выходом из ситуации, когда почти все предприятия в силу объективных причин загрязняют воздушную среду, может явиться создание очистных сооружений, переход на технологии, менее чувствительные для окружающей среды (например, создание электромобилей).


    Замена нефти углем в качестве топлива для электростанций влечет за собой увеличение загрязнения воздуха. В связи с этим пытаются все больше увеличить высоту труб. В 60-х гг. рекордом была высота 100 м, в 80-х - 300 м, сейчас - свыше 400 метров (в Онтарио). Это помогает покончить с такими локальными следствиями загрязнения окружающей среды, как смог, но намного расширяет ореол загрязнения, в который попадают и другие страны.

    Мероприятиями, направленными на предотвращение и предупреждение загрязнения воздуха, являются:

    1. Улучшение существующих и внедрение новых технологий.

    2. Улучшение состава топлива.

    3. Рациональное размещение источников вредных выбросов.

    18.3.3.4. Шумовые загрязнения

    Сильные шумы вызывают раздражение нервной системы, расстройство слуха и т.д. Эти факторы являются главной причиной для борьбы с шумовыми загрязнениями. Меры, направленные на снижение шума, следующие:

    1. Посадка зеленых насаждений. Зелень поглощает до 20% падающей на нее звуковой энергии.

    2. Создание шумозащитных экранов в виде зданий бытового обслуживания, прозрачных экранирующих барьеров и т.д.

    18.3.3.5. Охрана растительности

    Мир растений - это источник жизни на Земле. Существование животных и человека невозможно без растений, дающих кислород и пищу. Поэтому охрана растений - одна из основных задач рационального природопользования. Охрана растительности осуществляется в следующих направлениях:

    1. Борьба с лесными пожарами. Лес - это не случайное хаотическое скопление деревьев, кустарников. Это сложное сообщество древесных и травянистых растений, экологически связанных между собой и находящихся в тесном единстве с животным миром. Лес смягчает влияние холодных ветров и суховеев, улучшает климат. Более 60% биологически активно-


    го кислорода дают леса. Велико значение леса и в охране водных ресурсов. Между тем самые производительные тропические леса уничтожены на 40% и сотни гектаров леса гибнут при пожарах. Можно выделить следующие мероприятия по охране леса от пожаров:

    ■ создание противопожарных барьеров - квартальных просек;

    ■ посадка лиственных опушек и т.д.

    2. Борьба с вредителями и болезнями леса.

    3. Защитное лесоразведение.

    4. Охрана природных сенокосов и пастбищ.

    5. Охрана отдельных видов растений.

    18.3.3.6. Охрана животных

    Охрана животных тесно связана с охраной растительности, почв, воздушной и водной среды. Вымирание видов животных связано с загрязнением среды, прямым истреблением, изменением ландшафта и т.д.

    Для охраны животных создаются заповедники, питомники для разведения исчезающих видов, устанавливаются нормы отлова и отстрела и т.д. Каждый спасенный от гибели вид - это сохраненный для народного хозяйства природный ресурс. Каждый погибший вид - безвозвратно утерянные возможности обогащения человечества.