Декрет

Решение о признании не приобретшей права пользования жилым помещением, признании регистрации по месту жительства гражданина российской федерации недействительной. Признание незаконной регистрации по месту жительства Признание регистрации в квартире недейс

Московский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Барковского *.*.,

при секретаре Абухбая *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Московском районе Санкт-Петербурга к Абасовой *.*. о признании регистрации по месту жительства недействительной,

Установил:

Истец обратился в суд с иском к Абасовой *.*. о признании регистрации по месту жительства недействительной. В обоснование заявленных требований истец указывает, что регистрация ответчицы по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> была осуществлена в том числе на основании представленного Абасовой *.*. паспорта гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ Бежаницким РОВД Псковской <адрес>. В связи с этим при осуществлении регистрационных действий должностные лица ТП № ОУФМС исходили из того, что ответчица является гражданкой России и соответственно распространяли на нее нормы, регулирующие порядок регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

В то же время по результатам проверки, проведенной УФМС России по Псковской <адрес> указанный етельствующий о принадлежности к гражданству РФ, были признаны выданными в нарушение установленного порядка. В связи с изложенным ответчица не является гражданкой Российской Федерации, в связи с чем ее регистрация должна была быть осуществлена на основании правил, регулирующих порядок регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства. Указанные обстоятельства являются основанием для признания регистрации ответчицы по месту жительства недействительной.

Истец в лице своего представителя Филипповой *.*. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчица в судебном заседании исковые требования признала, о чем представила письменное заявление.

Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив представленные по делу доводы и доказательства, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.7 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства является обнаружение несоответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Абасова *.*. постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 25.05.2005 г.

Из материалов дела следует, что основанием для регистрации ответчицы по месту жительства по указанному адресу наряду с иными документами явился представленный ответчицей выданный ДД.ММ.ГГГГ Бежаницким РОВД Псковской <адрес>.

В то же время в ходе проверки обоснованности документирования Абасовой *.*. указанным паспортом, проведенной УФМС России по Псковской <адрес> (л.д. 7-10), установлено, что указанный ражданина СССР на имя Абасовой *.*., свидетельствующий о принадлежности к гражданству России, выданы в нарушение установленного порядка.

Проверкой установлено, что Абасова *.*.. (до 2002 г. – <данные изъяты>) в сентябре 1989 г. прибыла в Казахскую ССР из Азербайджанской ССР, была зарегистрирована по месту жительства по адресу: Казахстан, <адрес>. В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ ответчица снята с регистрационного учета по указанному адресу, убыла в Россию, <данные изъяты>. По месту жительства либо месту пребывания в <адрес> ответчица зарегистрированной не значилась. В феврале 1997 г. прибыла на территорию <данные изъяты> и была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <данные изъяты> В 2002 году снята с регистрационного учета в связи с выездом в Санкт-Петербург. В период проживания в Псковской <адрес> ответчице был выдан вкладыш серии <данные изъяты> о принадлежности к гражданству Российской Федерации к паспорту гражданина СССР на основании ст. 13, ч. 1 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, то есть как гражданке СССР, проживавшей на территории Российской Федерации на момент вступления в силу указанного закона. Основанием для принятия решения о выдаче вкладыша послужила справка № от ДД.ММ.ГГГГ в/ч 52605, подтверждающая тот факт, что в период с 1989 по 1994 год Абасова *.*. проживала и работала на территории Семипалатинского ядерного полигона. ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением отчества с «<данные изъяты>» на «<данные изъяты>» ответчица была документирована паспортом гражданина РФ серии <данные изъяты>, выданным Бежаницким РОВД Псковской области.

Согласно сведениям Центрального архива МО РФ Абасова *.*. работала в в/ч <данные изъяты>, дислоцированной на территории Казахстана, в должности делопроизводителя и, таким образом, военнослужащей не являлась. В то же время в соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» действие ст. 13, ч. 1 Закона РФ «О гражданстве» распространено лишь на военнослужащих, давших присягу на верность бывшему СССР или РФ, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией РФ на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил СНГ. Таким образом, действие указанной нормы на лиц, работавших в воинских частях, но не являвшихся военнослужащими, не распространено.

По состоянию на 06.02.1992 г. ответчица места жительства на территории Российской Федерации не имела. Из изложенного следует, что оснований для приобретения ответчицей гражданства Российской Федерации в порядке признания гражданства (ст. 13, ч. 1 ФЗ «О гражданстве») не имелось.

Также в ходе проверки установлено, что ответчица в установленном законом порядке по вопросу приобретения, определения наличия гражданства Российской Федерации не обращалась. В связи с изложенным принадлежность Абасовой *.*. к гражданству Российской Федерации не подтвердилась, оснований для документирования ее вкладышем к паспорту гражданина СССР и паспортом гражданина России не имелось.

При рассмотрении дела ответчица иск признала, о чем представила письменное заявление. В соответствии со ст. 173 ч. 3 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом выносится Решение об удовлетворении исковых требований. В данном случае признание иска ответчицей не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем подлежит принятию судом в соответствии со ст.39 ГПК РФ.

Таким образом, ответчица не является гражданином Российской Федерации, не приобретала гражданство РФ, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для регистрации ответчицы по месту жительства по вышеуказанному адресу, так как в соответствии с п.1 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» должны применяться иные нормы, регулирующие порядок регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.7 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст.ст. 56, 68, 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Московском районе Санкт-Петербурга к Абасовой *.*. о признании регистрации по месту жительства недействительной – удовлетворить.

Признать регистрацию Абасовой *.*., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> по месту жительства по адресу: <данные изъяты> недействительной.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга.

дело № 2-413/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Семеновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Есина В.С.,

при секретаре Петровой Н.А.,

с участием истца- помощника Семеновского городского прокурора ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновского городского прокурора Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Ордуян Э.Э., Карапетян М.Г. о признании регистрации гражданина Армении Ордуян Э.Э. незаконной,

УСТАНОВИЛ:

Семеновский городской прокурор Нижегородской области обратился в Семеновский районный суд Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к Ордуян Э.Э., Карапетян М.Г. о признании регистрации гражданина Армении Ордуян Э.Э. по месту жительства по адресу: незаконной,

В судебном заседании помощник Семеновского городского прокурора ФИО5 исковые требования поддержал, пояснив, что Семеновской городской прокуратурой проведена проверка законности постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан, по результатам которой установлено следующее. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лиц) на основании договора аренды или па ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. В соответствии с п.п. 1,6 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 15 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета. Проверкой установлено, что Ордуян Э.Э., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданином Республики Армения, который зарегистрирована по адресу: Принимающая сторона – Карапетян М.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: . Зарегистрированный гражданкой Карапетян М.Г. в ОУФМС иностранный гражданин по вышеуказанному адресу не проживает с начала сентября 2015 года по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки ОУФМС России по в городском округе Семеновский, объяснениями Карапетян М.Г. В соответствии с п.п. 4,6 ст. 19 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» основанием для снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства является вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной; принятие органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован. Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета. Согласно ст. 4 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется в целях: систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконным миграционным противоправным проявлениям. Таким образом, фиктивная регистрация по данному адресу гражданина Республики Армении Ордуян Э.Э. нарушает интересы Российской Федерации, заключающиеся, в том числе и в обеспечении национальной безопасности. Просит признать незаконной регистрацию гражданина Республики Армении Ордуян Э.Э. по месту жительства по адресу:

Ответчики Ордуян Э.Э., Карапетян М.Г., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.

Представитель 3-го лица ОУФМС России по Нижегородской области в городском округе Семеновский, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Заслушав объяснение помощника Семеновского прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 года N 376-ФЗ) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.В соответствии со статьей 6 названного закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

В силу пункта 9 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года N 713, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

Из пункта 6 статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Изложенная норма в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принята в целях предотвращения нелегальной миграции и усиления ответственности за нарушения правил регистрационного учета, поскольку фактическое отсутствие граждан, зарегистрированных по месту жительства, делает невозможным реальное исполнение ими гражданско-правовых обязательств перед другими гражданами, юридическими лицами и государством.

Согласно статьям 5, 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" при выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

В соответствии с п.п. 4,6 ст. 19 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» основанием для снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства является вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной; принятие органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован. Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета. Согласно ст. 4 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется в целях: систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконным миграционным противоправным проявлениям.

В силу подпункта "ж" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года N 713, в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда, органами регистрационного учета производится снятие такого гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Как установлено судом, ответчик Карапетян М.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу:

В ходе проверки, проведенной Семеновской городской прокуратурой установлено, что Ордуян Э.Э., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданином Республики Армения, который зарегистрирован по адресу: кВ.2. Принимающая сторона – Карапетян М.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: . Зарегистрированный гражданкой Карапетян М.Г. в ОУФМС иностранный гражданин по вышеуказанному адресу не проживает с начала сентября 2015 года по настоящее время.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями ФИО6, ответчика Карапетян М.Г., ФИО7, ФИО8

Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Ордуян Э.Э. в спорном жилом помещении не проживает с сентября 2015 года по настоящее время, а в органы миграционной службы представлены заведомо несоответствующие действительности сведения о месте его проживания. Поскольку регистрация указанного гражданина является фиктивной с момента регистрации по месту проживания, данную регистрацию следует признать недействительной. Не проживание в спорном жилом помещении Ордуян Э.Э. и регистрация его по месту жительства без намерения пребывать и проживать в этом помещении, повлекло нарушение законных прав и интересов Российской Федерации, так как регистрационный учет граждан Российской Федерации осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения и систематизации сведений о гражданах Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействительной регистрацию гражданина Республики Армении Ордуян Э.Э. по месту жительства по адресу: 2.

Руководствуясь статьями

Фиктивная регистрация по месту жительства – юридически законная прописка в жилье без заведомо предполагаемого дальнейшего проживания. Оформляется такая прописка с согласия собственника квартиры. Хозяин по договоренности прописывается к себе в квартиру некоего гражданина, который регулярно не проживает по этому адресу. Прописка, оформленная совершенно официально, юридически считается незаконной.

Законодательство РФ, связанное с фиктивной регистрацией, включает множество нюансов, которые могут сыграть роль нарушающих закон.

Учёт граждан РФ и прибывающих иностранцев обязателен. Такая регистрация со стороны государства может носить постоянный .

Постоянная регистрация – учёт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу. Временная регистрация делается по месту жительства там, где иностранец или гражданин России в силу личных обстоятельств пребывает длительное время, но не планирует жить постоянно.

Временным жильём может быть больница или дом престарелых, санаторий, гостиница, любое арендуемое жильё. В эту же категорию относится ситуация, когда гражданин, имея собственное жильё, сдаёт его, а сам проживает в другом месте. Законодательством оговорены сроки для обращения в ФМС. За несвоевременное обращение установлена ответственность.

Ситуаций, когда юридическое оформление регистрации незаконно, множество. Заведомо фиктивный учёт или незнание законодательства может впоследствии вылиться в серьёзное наказание. Один из широко распространенных методов получения незаконной регистрации по месту жительства – фиктивный брак.

Определения брака в законодательстве РФ нет. Но строго оговариваются правовые нормы и обязанности брачующихся. Если высшими инстанциями будет подтверждено то, что брак заключён только с целью получения выгоды, такой союз может быть признан фиктивным. Но доказать фиктивность брака, оспорить его действительность сложно. Потому что законом строго защищается институт брака и семьи, его неприкосновенность для посторонних. Если брачные отношения признаны судом как фиктивные, важно знать, что регистрация по месту жительства приезжего супруга признается незаконной.

Прописка ради трудоустройства на территории России также активно используется как гражданами РФ для дополнительного дохода, так и иностранцами. Каждый гражданин обязан зарегистрироваться в миграционной службе в течение семи дней. Такая регистрация является временной и определяется законодательно для каждой группы граждан отдельно.

Пребывание вне места своего постоянного проживания больше чем 90 суток должно быть официально зарегистрировано. Граждане России становятся на учёт по месту временного пребывания на срок до пяти лет, если жильё в собственности хозяина. Если жилище муниципальное, срок ограничен шестью месяцами. В случае пребывания гражданином России в гостиницах, больницах, учреждениях социальной направленности миграционным оформлением занимается администрация учреждения. Срок временной регистрации не ограничен, но дата постановки на учёт должна совпадать с датой поселения. Следует учитывать, что с выездом из учреждения заканчивается и временная регистрация гражданина.

Иностранные граждане, приезжающие из безвизовой с Россией страны, должны в течение семи дней зарегистрировать своё место жительства в миграционной службе. Максимальный срок утверждается индивидуально, но не может превышать один год. При наличии трудового договора, срок регистрации можно продлить до окончания действия договора.

Для приезжих граждан из стран, с которыми у России визовый режим, срок нахождения в государстве ограничен сроком действия визы. По прибытию, гражданин встает на учёт в течение семи суток, если планирует проживать в частном или муниципальном жилье. Если временным жильём является гостиница или другие подобные учреждения, постановкой на учёт занимается принимающая сторона. В этом случае заявление в миграционную службу нужно подавать в день прибытия. Срок такой регистрации определяет администрация учреждения, но не должен превышать визовый период или 90 дней.

Для учёта гражданина нужно жилое помещение и согласие владельца. В крупных городах собственники идут на ухищрения и оформляют регистрацию приезжим, получая за это прибыль. Жить при этом по регистрируемому адресу не разрешают сами хозяева или не планируют прибывшие. В этом состоит фиктивная регистрация по месту жительства.

С таких заработков не выплачиваются налоги, поэтому государство использует жёсткие меры пресечения такой практики. Бывают ситуации, когда родственников или друзей в жилище с целью устроиться в выбранную не по месту жительства школу или ВУЗ.

С точки зрения законодательства РФ, такие действия противозаконны. Также незаконной будет постановка на учёт по просроченным или поддельным документам.

Признание незаконной регистрации по месту жительства осуществляется только в суде. Но судебная практика подтверждает, что доказать факт незаконной регистрации бывает сложно. Заявления в суд обычно поступают от сотрудников ФМС или от участковых, которые в ходе осмотра сделали предположение, что в жилье проживают не все прописанные люди. Иногда просьбы проверить квартиру или частный дом поступают от бдительных соседей.

Не исключена ситуация, когда жертвой неправомерной регистрации становится владелец квартиры. Незаконная деятельность по регистрации посторонних лиц в квартире, зная личные данные хозяина, широко распространена. Владелец жилья будет уведомлен органами регистрации через три дня. А в самых неприятных случаях – при заселении неизвестных лиц в жильё. Нет возможности застраховать себя от подобного случая. Но признать фиктивность регистрации можно.

Обнаружив регистрацию без ведома владельца, нужно немедленно обратиться в ФМС . Предоставить заявление с требованием о признании регистрации по месту жительства незаконной. После выявления фактов и данных, которые не соответствуют действительности, органами будет признана регистрация недействительной.

В случае, если просьба о проверке будет отклонена, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением. В случае обнаружения незаконно зарегистрированного гражданина необходимо уведомить правоохранительные органы, поскольку это связано с незаконной деятельностью.

Если фиктивная регистрация по месту жительства будет зафиксирована и доказана, нарушителя ждут штрафные санкции в размере от ста до пятисот тысяч рублей. В зависимости от тяжести правонарушения, судом может назначаться и более строгое наказание – принудительные работы на срок до трёх лет.

В особых случаях нарушение миграционного закона карается лишением свободы до трёх лет. Принудительные работы и тюремное заключение по решению суда могут сопровождаться лишением права занимать определенные должности в течение трёхлетнего периода.

Как определить подлинность регистрации

Пользуясь услугами посредников, возможна ситуация, когда полученная временная регистрация окажется фиктивной. Проверить подлинность временной регистрации можно, обратившись в отделение ФМС. Если заявитель проверяет личную регистрацию, потребуется написать заявление и предъявить удостоверение личности. При обращении на проверку регистрации другого лица понадобится оставить заявление, в котором надо указать причину, заставившую заявителя усомниться в подлинности регистрации.

ФМС выдаст сведения без оплаты государственной пошлины. Но причина, побудившая написать запрос, должна быть веской. Такой причиной может быть, например, ситуация, когда работодатель намеревается проверить регистрацию потенциального работника. Запрошенная информация будет готова в течение 1-3 дней. Если нет возможности обратиться в миграционное управление лично, достаточно отправить письменный запрос почтовой службой. Следует учитывать работу почты, поэтому проверка займет более длительное время.

Необходимо помнить, что в случае нарушения миграционного режима, регистрация может быть аннулирована с наложением на правонарушителей штрафа или более сурового наказания.

Постоянная регистрация визируется штампом в паспорте. Временная регистрация подтверждается выдачей официального бланка с печатью ФМС.

Для получения временной регистрации не требуется снятие с учёта в месте постоянного жительства. Для того чтобы избежать проблем с миграционной службой, следует выполнять несложные правила:

  • не обращаться в посреднические фирмы. Трудно сказать, каким образом представители таких компаний осуществляют регистрацию граждан;
  • проверять актуальность документов перед подачей заявления. Сроки действия паспортов, удостоверений личности должны включать весь период временной регистрации;
  • иметь в наличии заявление владельца жилья. В случае аренды помещения семьей, в договоре должно быть указано, что проживать будет временно зарегистрированный и перечисленные члены семьи. В этом случае временная регистрация действительна для всех членов семьи;
  • иметь нотариально заверенные разрешения на временную регистрацию от всех собственников помещения.

Заселяя гражданина по приезду в гостиницу или ложась в больницу, ответственность за временную регистрацию ложится на администрацию учреждения. Такая процедура должна проходить при непосредственном участии лица, нуждающегося в регистрации. В дальнейшем должно быть выдано свидетельство ФМС. Срок регистрации ограничивается датами, указанными в заявлении. Но собственник жилья имеет право досрочно аннулировать регистрацию, имея на это причины. Личное присутствие временно зарегистрированного гражданина в этом случае не требуется.

Стоит отметить, что по ряду причин фиктивная регистрация в муниципальном жилье маловероятно. Правила регистрации в этом случае отличаются от установленных норм для частной собственности:

  • на муниципальной жилплощади могут быть зарегистрированы квартиросъемщик и его семья;
  • для регистрации потребуется разрешение местной администрации;
  • перед регистрацией будут подсчитаны нормы жилплощади на одного человека.

При желании прописать родственника в квартиру, квартиросъемщику может быть отказано в постановке на учёт из-за недостатка жилой площади. Жилищные нормативы предопределены для каждого отдельного региона. Но благодаря такой правовой системе, прописать человека незаконно очень трудно.

Судами РФ возлагается ответственность за неправомерные действия на владельцев жилья, посредников в незаконной регистрации и на граждан, которые сознательно решают обойти закон и нелегально прописаться. Вызывает сложность сбор доказательств, которые свидетельствуют о преднамеренности фиктивной регистрации.

Фиктивная прописка

Все подробности о фиктивной регистрации по месту жительства: почему это причина признания незаконной прописки недействительной. Важные нюансы и штрафные санкции.

Каждый, кто приехал в чужой город стремится побыстрее найти работу и получить хотя бы временную прописку, но не стоит забывать, что фиктивная регистрация по временному месту жительства – это причина признания незаконной прописки недействительной. Хотя многочисленные объявления не досках, обещающих регистрацию день в день и гражданам, и мигрантам, и людям, имеющим ВНЖ заставляет задуматься.

Что такое фиктивная регистрация?

Фиктивной регистрацией по месту жительства называют прописку на территории квартиры, дома, в которой нет намерений проживать. Так само квалифицируют и регистрацию с использование недостоверных данных, которые передаются при обращении в регистрационный орган.

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните:

Вы можете также получить .

Отвечать за незаконную регистрацию будет и тот, кого зарегистрировали, и тот кто разрешил это сделать, то есть владелец жилой квартиры или дома. Учитывая, что ежедневно происходит внутренняя и внешняя миграция, многие предприимчивые владельцы помещений для жизни активно зарабатывают на прописке, это выгодно потому что:

  1. В квартире, которая находиться в частной собственности можно прописывать сколько угодно человек.
  2. Прописанный человек не претендует на что либо, то есть он не может рассчитывать на квадратные метры, только потому что его там зарегистрировали.
  3. Закон не предусматривает какую-либо проверку места проживания, такие рейды случаются довольно редко и только по сигналу от «доблестных» соседей.
  4. Тот кому нужна прописка для какой либо цели: например устроить ребенка в конкретную школу или детский сад, получит желанную должность или социальное обеспечение, готовы платить и не малые деньги.

Важно! На данный момент законодательство относительно тех, кто зарабатывает на прописке десятков человек в своей квартире, стало более жестким – это криминальная ответственность. По задумке государства это будет способствовать прекращению фиктивных регистраций, если оно имели место быть.

Почему нужна регистрация?

Рисковать нет смысла

Вывод

Признание регистрации по месту своего жительства недействительной – это серьезные проблемы с законом. Прежде чем пойти фиктивную регистрацию, что владельцу квартиры, что лицу, которому нужна регистрация нужно хорошо подумать.

Бесплатная консультация юриста

Внимание! В связи с непрерывными изменениями в законодательстве, юридическая информация в этой статье или материале могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите Ваш вопрос в форме ниже.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Челябинской области

Увельский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи К.С.Е.

прокурора Р.И.С.,

секретаря К.Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Увельского района Челябинской области в интересах Российской Федерации к А.Д.Р. о признании не приобретшей права пользования жилым помещением, признании регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации недействительной,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Увельского района Челябинской области, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к А.Д.Р. о признании не приобретшей права пользования жилым помещением, признании регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации недействительной.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Увельского района Челябинской области проведена проверка исполнения миграционного законодательства по факту массовой регистрации в жилом помещении по адресу: Челябинская область, Увельский район, АДРЕС, в ходе которой установлено, что гражданка Российской Федерации А.Д.Р. зарегистрирована в указанном жилом помещении, вместе с тем в данное жилое помещение не вселялась и не проживала в нем. Г.М.А. является собственником указанного жилого помещения.

В судебном заседании прокурор Р.И.С. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Ответчик А.Д.Р. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом. Судебное извещение, направленное по месту регистрации ответчика возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения».

Назначенный в соответствии со статьей 50 Гражданского процессуального кодекса РФ в качестве представителя А.Д.Р. адвокат К.Н.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку мнение ответчика ему не известно.

Представитель третьего лица Управления ФМС России по Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принял.

Третье лицо Г.М.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом. Судебное извещение, направленное по месту регистрации возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону" и иным право вы м актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения при надлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Фиктивное отсутствие граждан по адресу регистрации по месту жительства затрудняет либо делает невозможным реальное исполнение ими обязательств перед государством, юридическими и физическими лицами, и делает невозможным обеспечение исполнения государственными органами и органами и органами местного самоуправления функций по защите прав и законных интересов государства и граждан в различных областях.

В соответствии с п. 8 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 376-ФЗ) под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Изложенная норма в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принята в целях предотвращения нелегальной миграции и усиления ответственности за нарушения правил регистрационного учета, поскольку фактическое отсутствие граждан, зарегистрированных по месту жительства, делает невозможным реальное исполнение ими гражданско-правовых обязательств перед другими гражданами, юридическими лицами и государством.

В силу п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также инее заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласие статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 года № 376-ФЗ) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 названного закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

Согласно ст. 5, ст. 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ) при выявлении факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

В силу подпункта "ж" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, в случае обнаружения не соответствующих действительности Сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда, органами регистрационного учета производится снятие такого гражданина с регистрационного учета по месту жительства. Иных изменений в указанные Правила на дату обращения прокурора в суд и дату оспариваемого определения не вносилось.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения прокуратурой Увельского района Челябинской области проверки исполнения миграционного законодательства по факту массовой регистрации по адресу: Челябинская область, Увельский район, с. АДРЕС обнаружено, что гражданка Российской Федерации А.Д.Р. зарегистрирована в указанном жилом помещении, вместе с тем в данное жилое помещение не вселялась и не проживала в нем.

Собственником жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Увельский район, АДРЕС является Г. М. А.

Как следует из предоставленной в материалы дела адресной справки ответчик А.Д. Р. в жилом помещении по адресу: Челябинская область, Увельский район, АДРЕС зарегистрирована по месту жительства с 07 марта 2012 года.

Объяснениями В.С.Н. от 08 апреля 2016 года установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: Челябинская область, Увельский район, с. АДРЕС принадлежит на праве собственности Г.М.А., которая зарегистрировала в данном доме сорок четыре человека, граждан РФ. Никто из зарегистрированных в данное жилое помещение не вселялся и не проживал в нем. Дом находится в аварийном состоянии, аналогичные объяснения имеются и от граждан А.Ю.Ф. и К.М.И.

Рапорт УУП ОП «Увельский» МО МВД России «Южноуральский» П.А.В. подтверждает, что ответчик А.Д.Р. не проживает в жилом доме, расположенном по адресу: Челябинская область, Увельский район, с. АДРЕС, дом находится в аварийном состоянии.

В рассматриваемом случае постановка ответчика на учет по месту жительства является фиктивной, так как данная постановка была осуществлена без намерения фактически пребывать и проживать в указанном жилом доме, расположенном по адресу: Челябинская область, Увельский район, с. АДРЕС квартире без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для пребывания.

Придя к такому выводу, суд также исходит из того, что обязанность регистрации гражданина по месту жительства корреспондирует с публичными функциями государства обеспечить исполнение таким гражданином обязанностей перед другими гражданами, обществом, а также самим государством. Это выражается в формировании избирательных списков граждан по месту их жительства, призыве на военную службу, уплате налогов и так далее. В данном случае постановка Абдуллаевой Д.Р. на регистрационный учет препятствует исполнению названных публичных функций государства и исполнению гражданином обязанностей перед другими гражданами и обществом.

Действительно, поскольку А.Д.Р. не вселялась в спорное жилое помещение, никогда в нем не проживала, следовательно, не приобрела и право пользования спорным жилым помещением, указанная регистрация является фиктивной.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Увельского района к А.Д.Р. о признании не приобретшей права пользования жилым помещением, признании регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации недействительной удовлетворить.

Постановку А.Д.Р. 08июня 19*** года рождения на регистрационный учет по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: Челябинская область, Увельский район, АДРЕС, признать фиктивной.

Признать А.Д.Р. 08 июня 19*** года рождения не приобретшей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу Челябинская область, Увельский район, АДРЕС.

Данное решение является основанием для снятия А.Д.Р. с регистрационного учета.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Увельский районный суд Челябинской области в течение месяца.