Декрет

Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил. Как разработать программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил. I. Область применения и общие положения

Приветствую, уважаемые друзья! Томить не будем, здесь вас ждёт программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил 😉 Материалом поделился уже многим известный коллега Юдин Анатолий Константинович, работающий в должности ведущего инженера по ГО, ЧС, ПБ и охране труда в ФГУП «Петербургский спортивно-концертный комплекс».

Программа производственного контроля в действии

Анатолий Константинович даже сопроводительным сообщением снарядил свою программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил:

Программа производственного контроля разработана в строгом соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормативные требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Программа производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий устанавливает единую систему организации и осуществления производственного контроля с учётом функций управления должностных лиц ФГУП «ПСКК» и действует с 2015 года.

В оригинале программа называется — Программа производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ

Программа производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

Если программа производственного контроля понравилась, то незабываем чуть ниже поставить рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует...

б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

На границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;

Сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

2.5. Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно, либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

2.6. Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

2.7. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

2.8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

III. Требования к программе (плану) производственного контроля

Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:

3.1. Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

3.2. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;

3.3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний) ;

3.4. Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;

3.5. Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;

3.6. Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

3.7. Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

3.8. Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3.9. Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.

IV. Особенности производственного контроля при осуществлении отдельных видов деятельности

4.1. Производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов:

а) промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов).

Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды (физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД); химические факторы: смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа, вредные вещества с остронаправленным механизмом действия, вредные вещества 1 - 4-го классов опасности; биологический фактор).

Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-оздоровительных мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и высокого уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, вредных веществ 1 - 4 классов опасности и случаев изменения технологии производства).

б) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений.

Лабораторный контроль осуществляется за соответствием питьевой воды требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования;

При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод;

в) объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах);

г) общественные здания и сооружения: лечебно-профилактические, стоматологические, клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность.

При осуществлении фармацевтической и медицинской деятельностью с целью профилактики инфекционных заболеваний, в том числе внутрибольничных, следует предусматривать контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических требований, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий;

д) при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг, включая контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировке, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий.

4.2. При осуществлении производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг следует предусматривать контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировке, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий.

4.3. При осуществлении эксплуатации водных объектов, централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.

4.4. При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод.

4.5. При осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства и потребления, следует предусматривать контроль, включая лабораторный за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления.

V. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного контроля

5.1. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля должны принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в том числе:

Приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг;

Прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции безопасной (безвредной) для человека, снять с реализации продукцию, не соответствующую санитарным правилам и представляющую опасность для человека и принять меры по применению (использованию) такой продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожению;

Информировать орган, уполномоченный на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил;

Принять другие меры, предусмотренные действующим законодательством.

VI. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора за осуществлением производственного контроля

6.1. Надзор за организацией и проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственного контроля является составной частью государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого уполномоченными органами.

6.2. Органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, без взимания платы с юридических и физических лиц по их обращениям обязаны предоставить информацию о государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте, и о перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний.

_____________________________

* Основанием для определения перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания и определения, периодичности отбора проб и проведения исследований, в том числе в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния предприятия являются санитарные правила, гигиенические нормативы и данные санитарно-эпидемиологической оценки.

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 4

Арбитражная практика показывает, что предприятия общественного питания часто привлекаются к административной ответственности за отсутствие производственного контроля за соблюдением санитарных правил или осуществление его несвоевременно и не в полном объеме. Рассмотрим основные моменты, регламентирующие организацию такого контроля в заведениях общепита.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ <1>). Из содержания ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ также следует, что одной из обязанностей предпринимателей и юридических лиц является осуществление производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В силу п. 1 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ такой контроль осуществляется в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности продукции, работ и услуг для человека и среды обитания.

<1> Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ): предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.

Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ, п. 14.1 СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6 <2> (далее - Санитарные правила для общепита) производственный контроль в предприятиях общепита осуществляется в соответствии с СП 1.1.1058-01 "Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила" <3> (далее - СП 1.1.1058-01). Лабораторные исследования по микробиологическим показателям должны проводиться в соответствии с Методическими указаниями по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами МУ 2657-82, утвержденными Минздравом СССР 31.12.1982 N 2657 (п. 14.2 Санитарных правил для общепита).

<2> Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31.
<3> Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 и действуют до 31.12.2011.

Порядок и периодичность производственного контроля, в том числе лабораторных исследований, устанавливаются предприятием по согласованию с Роспотребнадзором (п. 14.3 Санитарных правил для общепита). При этом номенклатура, объем и периодичность производственного контроля за качеством и безопасностью поступающего сырья и пищевых продуктов, технологическим процессом производства, а также условиями труда, соблюдением правил личной гигиены работниками должны соответствовать виду, типу и мощности организации и определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Программа производственного контроля

В силу п. 2.6 СП 1.1.1058-01 разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Требования к программе производственного контроля регламентированы разд. III СП 1.1.1058-01, в котором установлено, что она составляется в произвольной форме и должна включать следующие перечни:

  • официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (п. 3.1);
  • должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля (п. 3.2);
  • объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний (п. 3.3). Роспотребнадзор в п. 1.3 Письма от 13.04.2009 N 01/4801-9-32 представил примерную типовую программу лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на предприятиях общепита (см. с. 74 - 76);
  • должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации (п. 3.4);
  • осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию (п. 3.5);
  • форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля (п. 3.7);
  • возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых информируется население, органы местного самоуправления, органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 3.8);
  • мероприятий, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 3.9).

В Москве производственный контроль на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, продовольственной торговли в соответствии с требованиями Федеральных законов N 52-ФЗ, N 29-ФЗ и СП 1.1.1058-01 организуется на основании Методических указаний МосМУ 5.1.008-01 <4>. Они являются обязательными для предприятий и индивидуальных предпринимателей, участвующих в обороте пищевых продуктов и продовольственного сырья в Москве (при производстве, поставке, реализации и хранении). Для осуществления производственного контроля необходимо иметь в штате или привлекать на договорной основе специалистов, прошедших специальное гигиеническое обучение и аттестацию (п. 3.4 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01). При отсутствии у юридического лица, предпринимателя условий для проведения производственного контроля эти работы могут выполняться по договорам с организациями, в том числе с испытательными лабораториями (лабораторными центрами), аккредитованными в установленном порядке (п. 3.9 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01). Результаты проведения производственного контроля заносятся в контрольный журнал (п. 4.19 данных Указаний). Кроме того, оформляются журналы учета, предусмотренные санитарными нормами и правилами, например журналы учета использования фритюрных жиров (Таблица 5 Санитарных правил для общепита), органолептической оценки качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий (Приложение 9 к Санитарным правилам для общепита). Не позднее 10 января следующего года юридические лица и предприниматели представляют в Роспотребнадзор годовой отчет по схеме, указанной в данном документе (п. 4.17 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01).

<4> Утверждены Главным государственным санитарным врачом по г. Москве 21.12.2001.

Аналогичные рекомендации разработаны в Санкт-Петербурге <5> и других субъектах РФ, например в Ростовской области <6>. А на сайте Роспотребнадзора (www.61.rospotrebnadzor.ru) в разделе "Документы/Прочие документы" можно также ознакомиться с примерными программами производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для организаций общественного питания в Ростовской области.

<5> Приказ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 16.01.2002 N 23 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов".
<6> Методические рекомендации для предпринимателей "Организация производственного контроля" (ред. от 15.06.2007).

Выявление нарушений санитарных правил

В соответствии с требованиями разд. V СП 1.1.1058-01 при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля предприятие общепита должно принять меры, направленные на устранение этих нарушений и недопущение их возникновения, а именно:

  • приостановить (прекратить) свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг;
  • прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции, безопасной (безвредной) для человека, снять с реализации продукцию, представляющую опасность для человека, и принять меры по применению (использованию) такой продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожению;
  • информировать Роспотребнадзор о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил;
  • принять другие меры, предусмотренные действующим законодательством.

Ответственность

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение штрафа на должностных лиц и предпринимателей - от 500 до 1000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 6.3 КоАП РФ). В качестве альтернативы штрафу предпринимателям и юридическим лицам является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Так, например, согласно Постановлению ФАС УО от 27.09.2010 N Ф09-7616/10-С1 предприятие было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, в том числе и за то, что производственный лабораторный контроль в пищеблоке осуществлялся несвоевременно и не в полном объеме.

Заметим, что встречаются случаи, когда предприятия общепита привлекались к административной ответственности на основании другой нормы КоАП РФ - ст. 6.6. В частности, согласно Постановлению Первореченского районного суда г. Владивостока от 12.11.2009 N 5-400/2009 в связи с тем, что в кафе не был организован производственный, в том числе лабораторный, контроль за соблюдением санитарных правил и норм, предприятие было привлечено к административной ответственности по указанной статье. В Постановлении ФАС ВСО от 18.08.2010 N А33-1306/2010 предприятие также было привлечено к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ за нарушения, выразившиеся:

  • в несоблюдении порядка и периодичности проведения производственного контроля в соответствии с объемом и кратностью программы, в том числе лабораторных исследований вырабатываемых пищевых продуктов на показатели безопасности (не представлены протоколы лабораторных исследований);
  • в непроведении производственного контроля за условиями труда работающих;
  • в непредставлении протоколов лабораторных испытаний параметров микроклимата, освещения, шума на рабочих местах в помещении кафе.

Напомним, ст. 6.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. В этом случае штраф должностным лицам и предпринимателям составляет от 2000 до 3000 руб., юридическим лицам - от 20 000 до 30 000 руб. В качестве альтернативы штрафу предпринимателям и юридическим лицам также является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Иначе говоря, данная статья затрагивает требования Федерального закона N 52-ФЗ. Статья 6.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, допущенные при организации питания населения, в том числе выражающиеся в нарушениях регламентирующих указанные правоотношения санитарно-эпидемиологических правил.

Несмотря на противоречивые примеры арбитражной практики, приведенные выше, большинство арбитров считает, что ст. 6.3 КоАП РФ является общей нормой, а ст. 6.6 КоАП РФ - специальной по отношению к ст. 6.3 и применяется в отношении должностных и юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации питания населения. Соответственно, в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил и норм, помимо общих норм, содержащихся в ст. 6.3 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме (Постановления ФАС ЦО от 23.06.2010 N А14-13051/2009485/24, от 29.01.2010 N А48-1861/2009, ФАС СКО от 07.04.2010 N А53-18983/2009, от 13.03.2009 N А25-1306/2008-12, ФАС ВСО от 13.02.2008 N А33-10711/07-Ф02-142/08).

На то, что специальная норма права, предусматривающая состав административного правонарушения, применяется приоритетно по сравнению с аналогичной общей нормой, указывает и Роспотребнадзор в Письме от 21.04.2009 N 01/5288-9-32, отмечая при этом, что должностные лица иногда подходят к применению норм КоАП РФ субъективно. Например , административное правонарушение необоснованно квалифицируется по ст. 6.3 КоАП РФ вместо того, чтобы квалифицировать его по статьям специальным, в частности по ст. 6.6 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения), которая предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, чем по ст. 6.3 КоАП РФ. Вместе с тем в данном Письме Роспотребнадзор отмечает, что в отношении предприятий общественного питания, для которых в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания предусматривается административная ответственность согласно ст. 6.6 (общая норма), отсутствие или невыполнение программы производственного контроля на таких предприятиях не должно квалифицироваться иначе как по ст. 6.3 КоАП, являющейся специальной в случаях обнаружения правонарушений, связанных с невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Почему в ситуации, связанной с производственным контролем, ст. ст. 6.3 и 6.6 КоАП РФ поменялись местами, объяснить сложно.

Примерная типовая программа лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на предприятиях общественного питания

N
п/п
Наименование
объекта
производственного
контроля
Объект
исследования
и (или)
исследуемый
материал
Определяемые
показатели
Периодичность
производственного
контроля
Нормативная,
нормативно-
техническая и
методическая
документация,
регламентирующая
проведение
исследований,
испытаний и т.п.
1 2 3 4 5 6
1 Входной контроль
показателей
качества и
безопасности
поступающего сырья
и пищевой
продукции
Сырье и
пищевая
продукция
- соответствие видов
и наименований
поступившей
продукции маркировке
на упаковке и
товарно-
сопроводительной
документации;
- соответствие
принадлежности
продукции к партии,
указанной в
сопроводительной
документации;
- соответствие
упаковки и
маркировки товара
требованиям
действующего
законодательства и
нормативов (объем
информации, наличие
текста на русском
языке и т.д.)
Каждая партия
поступающих сырья
и пищевых
продуктов
Технические
регламенты на
соответствующие виды
продукции;
Федеральный закон от
02.01.2000 N 29-ФЗ;
СП 2.3.6.1079-01;
ГОСТ Р 51074-2003;
СанПиН 2.3.2.1078-01
2 Контроль на этапе
технологических
процессов
Процессы
изготовления,
готовая
продукция
Лабораторный и
инструментальный
контроль:
- на этапах
технологического
процесса
(овоскопирование
яйца, контроль
качества фритюрных
жиров);
Ежедневно СП 2.3.6.1079-01;
СанПиН 2.3.2.1078-01;
нормативная и
техническая
документация
- готовой
продукции:
а) органолептические
показатели;
б) физико-химические
и микробиологические
показатели;
Ежедневно, каждый
вид блюда 1 раз в
6 месяцев, 30% от
каждого вида блюд
собственного
производства
- воды питьевой:
лабораторные
исследования воды
питьевой
(органолептические,
микробиологические
показатели)
2 раза в год СП 2.3.6.1079-01;
СанПиН 2.1.4.1074-01
3 Санитарно-
эпидемиологический
режим
Санитарная
обработка
помещений,
оборудования,
инвентаря
Смывы с объектов
производственного
оборудования,
инвентаря,
резервуаров, тары,
рук и спецодежды
персонала
1 раз (не менее
10 смывов) в
квартал
СП 2.3.6.1079-01
4 Производственная
среда
Условия труда
на рабочем
месте
Проведение
инструментальных
исследований и
измерений вредных и
опасных
производственных
факторов на рабочем
месте:
1) физические
факторы:
- микроклимат
(температура,
влажность и скорость
движения воздуха);
2 раза в год
(холодный и
теплый периоды
года)
СП 1.1.1058-01;
СП 1.1.2193-07;
СП 2.3.6.1079-01;
Руководство
Р 2.2.2006-05
(утв.
Роспотребнадзором
29.07.2005)
- температура
рабочих
поверхностей;
Один раз в год
- освещение,
тепловое излучение,
шум, вибрация;
При вводе в
эксплуатацию и
при вводе нового
оборудования
2) химические
факторы: физиолого-
эргономические
исследования
(физические,
динамические
нагрузки, масса
поднимаемого и
перемещаемого груза
вручную,
стереотипные рабочие
движения,
статические
нагрузки, рабочая
поза, перемещение в
пространстве,
интеллектуальные,
сенсорные,
эмоциональные
нагрузки,
монотонность
нагрузок, режим
работы)
При аттестации
рабочих мест

В.А.Кузнецова

Эксперт журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"

СанПин 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ - СП 1.1.1058-01

утв. Постановлением Главного государственного

санитарного врача РФ от 27.03.2007 N 13)

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, постановляю:

Ввести в действие санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г., с 1 января 2002 года.

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Утверждаю

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации,

Первый заместитель

Министра здравоохранения

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Срок действия - десять лет.

1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ САНИТАРНЫХ

ПРАВИЛ И ВЫПОЛНЕНИЕМ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ

(ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ) МЕРОПРИЯТИЙ

Санитарные правила

СП 1.1.1058-01

(в ред. Изменений и дополнений N 1,

С 1 января 2017 г. вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах". Разработаем программу санитарно-производственного контроля. Сроки - от 1 дня. Стоимость - от 5000 рублей и определяется количеством рабочих мест и характером деятельности.

Федеральное законодательство обязывает всех лиц, занимающихся бизнесом, соблюдать санитарно-эпидемиологические правила производственной деятельности. Срок действия программы санитарно-производственного (лабораторного) контроля составляет 5 лет.

Стоимость разработки программы производственного контроля определяется количеством рабочих мест в организации согласно штатному расписанию. Мы всегда рады помочь Вам разобраться со стоимостью и сроками. Для этого позвоните нам по телефонам в шапке сайта или просто заполните форму на этой страничке.

Разработка программы санитарно-производственного контроля (ППК)

В законе нет указаний на определенные виды деятельности, для которых программа производственного контроля является обязательной. Поэтому, теоретически, на предприятии (любом) она должна быть. Разработка программы производственного контроля требует наличия большого количества документов и разной информации. Чтобы не запутаться во всем этом, обратитесь к профессионалам, они вас сориентируют и по цене, и по объему работ.

Наша компания предлагает широкий спектр услуг, в том числе и решение проблемы производственного контроля. Мы работаем в городах Челябинск, Сургут, Екатеринбург, Москва, Новосибирск, Барнаул и пр. Заказать консультацию можно прямо сейчас на сайте. Стоимость проекта рассчитывается индивидуально.

Программа ППК за санитарными правилами – основные вопросы.

Ответим на ключевые вопросы:

  1. Для чего нужен производственный контроль за выполнением санитарных правил?
  2. Что представляет собой программа производственного контроля ППК?
  3. Как разработать план контроля выполнения санитарных правил?
  4. Из чего состоит положение производственного контроля?
  5. Какая существует ответственность за отсутствие ППК?

Согласно законодательству РФ, производственный контроль над соблюдением и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Целью производственного контроля (далее - ПК) является обеспечение безопасности (безвредности) человека и окружающей среды от вредного влияния объектов контроля путем выполнения требований санитарных правил и норм (далее - СанПиН), санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, орга-низации и осуществления контроля их соблюдения.

Объектами производственного контроля являются:

  • производственные и общественные помещения,
  • санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны;
  • здания и сооружения; технологическое оборудование и транспорт,

а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления; технологические процессы и рабочие места, используемые для выполнения работ и оказания услуг.

Для чего нужна программа производственного контроля?

Для осуществления производственного контроля составляется «Программа или план производственного контроля» (далее - ППК).

ППК - обязательный документ для любой организации, независимо от видов деятельности - оформляется до начала осуществления деятельности, а также при реконструкции (перепрофилировании, реорганизации) рабочих мест (технологических процессов). Разработанная программа утверждается руководителем организации на 5 лет.

Программа лабораторного производственного контроля необходима для того, чтобы можно было отслеживать выполнение санитарных правил и норм и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на производстве, в т.ч.:

  • соблюдение санитарных правил и норм и других нормативных документов в условиях конкретного производства;
  • проведение лабораторных измерений и исследований физических, химических и других факторов на рабочих местах, в помещениях и на территории;
  • контроль наличия заключений, сертификатов, лицензий и иных документов;
  • проведение медицинских осмотров, наличие медицинских книжек и сроки их действия;
  • контроль отчетности, указанной в ППК;
  • взаимодействие с органами государственного надзора (отчетность, аварии, несчастные случаи и т.п.).

ППК должна включать весь комплекс мероприятий, направленных на соблюдение СанПиН, например, лабораторные измерения на рабочих местах, дезинфекция, дератизация, контроль качества продукции, и т.п. Все необходимые лабораторно-инструментальные замеры и исследования должны проводиться согласно плану-графику, работниками (организациями-лабораториями), имеющими право (лицензии, аккредитации, сертификаты и т.д.) выполнять эти работы.

Разработать ППК можно и самостоятельно. Для этого необходимо обратиться в органы Роспотребнадзора для получения (на безвозмездной основе) информации о государственных санитарных правилах и нормах, требованиях нормативов к химическим веществам, биологическим и др. факторам, указанием точек отбора проб, лабораторных исследований, а также периодичности этих мероприятий.
Что еще включает порядок производственного контроля?

В ППК обязательно должна содержаться информация о предприятии, например, полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адрес, виды деятельности, сведения о лице, ответственном за организацию ПК. Указанное лицо обязано иметь соответствующую квалификацию, подтвержденную документами (свидетельствами, дипломами и т.п.).
Кроме того ППК должна включать следующие данные:

список официально изданных государственных нормативных документов, наличие которых необходимо на предприятии;

  • список должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению ПК;
  • список видов деятельности (работ, услуг, продукции и т.п.), представляющих потенциальную опасность для человека и окружающей среды и подлежащих сертификации, лицензированию и т.п.;
  • перечень веществ, факторов, производств, представляющих потенциальную опасность для человека и окружающей среды, в отношении которых требуются лабораторные исследования и испытаний, отборы проб с указанием периодичности этих мероприятий, а также перечень аккредитованных лабораторий, выполняющих указанные исследования и испытания;
  • перечень мероприятий по обеспечению безопасности для человека и окружающей среды при осуществлении производственной или иной деятельности;
  • список должностей работников организации, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
  • перечень и формы учета и отчетности, установленной законодательством по вопросам ППК;
  • перечень аварийных ситуаций, связанных с производственной деятельностью, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, порядок оповещения о них работников и население, порядок взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления;
  • иные мероприятия, необходимые для осуществления эффективного контроля соблюдения санитарных правил и норм и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Более подробные сведения о ППК содержатся в нормативной документации Роспотребнадзора и других государственных органах.

Как разработать ППК самостоятельно?

Разработка ППК самостоятельно, как правило, вызывает большие сложности. При этом качество разработок, обычно, очень низкое, не соответствующее СанПиН, что является нарушением законодательства. Указанные нарушения являются основанием для привлечения руководителей (владельцев) к административной (а, в ряде случаев, к уголовной) ответственности.

Поэтому, для качественной разработки ППК, большинство руководителей привлекают специализированные организации. Специалисты этих организаций обладают соответствующими знаниями, опытом и навыками разработки ППК.

Цена программы производственного контроля.

Стоимость разработки ППК варьируется от нескольких тыс. до нескольких десятков тыс. руб. Для крупных предприятий может достигать нескольких сотен тысяч рублей.

Стоимость разработки ППК различна и зависит от следующих факторов:

  • объем работы (размеры, местонахождение и опасность производства);
  • имеющиеся разработки (локальные акты, организационно-распорядительная документация, лицензии, аттестаты и т.п.);
  • наличие договоров по вопросам санитарных норм и правил (вывоз мусора, стирка спецодежды, утилизация люминесцентных ламп и т.п.);
  • наличие заключений СЭС, санитарного паспорта, медицинских книжек, журналов учета и т.п.

Прядок написания и согласования положения о производственном контроле за санитарными условиями.

Ответственность за производственный контроль на предприятии возлагается на работодателя. Поэтому, для создания ППК за санитарными условиями на предприятии издается приказ о назначении лиц, ответственных за разработку ППК, а также лиц, ответственных за ее выполнение.

Разработку программы (порядка, положения) производственного контроля нужно начинать с пояснительной записки. В записку, обычно, включают следующую информацию:

  • предприятии (наименование, вид деятельности, структура, численность работников и т.п.);
  • технологическом оборудовании, автотранспорте и т.п.;
  • отходах (площадки для хранения, перечень и колво отходов, организации, осуществляющие вывоз отходов и т.п.);
  • проектах и паспортах на отходы и выбросы;
  • лабораторных исследованиях и испытаниях;
  • отчетности по соблюдению санитарных правил и норм и выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • другие сведения.

Санитарные правила в ППК.

Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил должна включать в себя перечень официально изданных санитарных правил, касающихся деятельности предприятия. Перечисление всех известных нормативных актов является излишним, достаточно только тех, которые касаются непосредственно деятельности предприятия. Кстати, этот перечень можно узнать в органах Роспотребнадзора.

Обязательный раздел санитарной ППК - мероприятия по обеспечению безопасности для человека и окружающей среды производства, продукции, услуг, отходов предприятия. Сюда входят объекты контроля, объекты, требующие лабораторных исследований, контрольные показатели, контрольные критические точки (ККТ), а также и периодичность проведения этих мероприятий.

Приложения ППК за санитарными условиями.

Еще несколько обязательных разделов положения о производственном контроле за санитарными правилами (они могут быть оформлены, как приложения):

  • список должностных лиц, ответственных за производственный контроль на предприятии;
  • список должностей и профессий работников предприятия, которые должны (периодически) проходить медосмотры и оформлять медицинскую книжку;
  • перечень аварийных ситуаций, создающих угрозу санитарно-эпидемиологической безопасности, и требующие оповещения населения, а также органов государственной власти, местного самоуправления, Роспотребнадзора, МЧС и др.

Также на предприятии должна быть разработана инструкция или программа по обращению с отходами. Разработка такой инструкции - это требования СанПиНов. Ее отсутствие - нарушение законодательства, со всеми вытекающими отсюда последствиями (замечания, штрафы и т.п.).

Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил обязательно должна пройти согласование в Роспотребнадзоре. Срок действия ППК – 5 лет, но при различных изменениях в работе предприятии (штаты, продукция, отходы и т.д.) в программу должны вноситься соответствующие изменения и более ранние сроки.

Отчет о проведении ПК предоставляется органам Роспотребнадзора (по их требованию) по согласованным формам и в согласованные сроки.

Отчет составляется на основе систематического проведения указанных в ППК мероприятий. Результаты этих мероприятий заносятся в соответствующие журналы, протоколы измерений, графики и т.п.

Сколько дней занимает разработка ППК?

Разработка отчета по выполнению ППК занимает обычно от нескольких дней до месяца. Срок разработки отчета зависит от сложности предприятия, квалификации работников, систематического проведения соответствующих мероприятий, а также от регулярности ведения документации ППК.

Срок разработки сокращается при привлечении специализированных организаций.

Поэтому намного проще и, в конечном счете, дешевле поручить разработку и согласование ППК специализированной организации. Это намного быстрее и, не только гарантирует предприятию отсутствие проблем (проще говоря, штрафов) с органами надзора, но и поможет предприятию улучшить свою деятельность. Например, при разработке ППК на предприятии могут быть выявлены неизвестные вредные и опасные факторы производства, а также предложены мероприятия по их снижению и устранению.

Стоимость разработки ППК за санитарными правилами.

Стоимость разработки плана мероприятий производственного контроля самостоятельно зависит только от стоимости лабораторных анализов и исследований.

В случае разработки отчета сторонними организациями, стоимость увеличивается на сумму оплаты этим организациям. В процентах - это 70/30% (лаборатория/спец. организация)

Стоимость варьируется в пределах от 900 рублей до 2,5 тыс. рублей за 1 рабочее место. Количество рабочих мест определяется штатном расписание компании.

Оформление ППК.

Отчет по производственному контролю (ППК) разрабатывается в произвольной форме и может содержать следующие разделы: оргработа, результаты ПК за отчетный период (протоколы, графики и т.п.), мероприятия по результатам ПК, оценка результативности и эффективности ПК и др.

Но есть и общие критерии. Сюда входят:

  • квалификация и практическая подготовка специалистов и персонала;
  • наличие документации, содержащей порядок и периодичность ППК, лабораторных исследований и измерений;
  • наличие производственной документации, показывающей фактическое проведение ППК (журналы, отчеты, протоколы и т.п.);
  • своевременность и точность оформления документации, достаточный объем лабораторных исследований, а также результаты этих исследований;
  • оснащение и оборудование лаборатории, производящей исследования и замеры, ее аккредитация в соответствующих областях, квалификация персонала и т.п.;
  • отсутствие нарушений санитарных правил и норм.

На что обратить внимание при разработке ППК?

При разработке положения о производственном контроле за соблюдением санитарных правил следует обратить внимание на следующие показатели:

  • результаты лабораторных исследований и анализов (отсутствие нарушений);
  • качество и регулярность заполнения журналов ППК. Это - как общие журналы контроля мероприятий, так и специальные, например, журнал учета температурного режима холодильного оборудования, журнал проведения генеральных уборок и т.п.;
  • безопасность и качество продукции и услуг;
  • улучшение условий труда, санитарно-технического состояния объектов, снижение заболеваемости персонала;
  • наличие предписаний органов контроля, их выполнения и отчетов по выполнению.

Программные инструменты при разработке ППК.

Основную часть отчета в большинстве случаев выполняет человек. Поэтому при разработке отчета по ППК большое значение имеет человеческий фактор.

Программ по ППК немного, их качество оставляет желать лучшего. Никакая программа не заменит регулярное ведение документации (журналов), лабораторные исследования и т.п.

А вот вычисления, статистика, компоновка полученных результатов и т.п. - это программа. Например, программы позволяют произвести расчеты и сформировать отчетность по таким разделам:

  • оплата за воздействие на окружающую среду;
  • влияние шума от производства;
  • выявление и оценка источников выбросов в атмосферу (автотранспорт, котельные, сварочные работы и т.п.);
  • выявление и оценка источников сбросов и стоков на рельеф и в водные ресурсы (санитарно-технические приборы, канализация и т.п.);
  • определение количества, классов опасности и токсичности отходов;
  • разработка санитарно-природоохранных мероприятий;
  • анализ и разработка мероприятий по снижению воздействия, шума, выбросов, сбросов, отходов и т.д.
  • базы данных, нормативы и т.п.

Программы можно разработать самостоятельно или заказать в специализированных организациях.

Формы некоторых журналов по программе производственном контроле за соблюдением санитарных правил.

В зависимости от профиля, на предприятии должны быть журналы для программы производственного контроля над соблюдением санитарных правил и норм и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Ниже представлены формы некоторых из таких журналов.

Журналы установленной формы (СанПиН, СП и т.п.). На обложке (титульном листе) журналов указывается наименование предприятия, цеха, а также даты начала и окончания ведения.

Все страницы в журналах должны быть пронумерованы и прошнурованы, о чем на последней странице делается запись, заверенная подписью, а концы шнуровки оклеиваются и скрепляются печатью предприятия.

Журнал учета использования фритюрных жиров.

Дата и час начала использования фритюрного жира

Вид фритюрного жира

Тип жарочного оборудования

Вид продукции

Время окончания фритюрной жарки

Органолептическая оценка качества жира на начало жарки

Органолептическая оценка качества жира по окончании жарки

Переходящий остаток

Утилизированный жир, использование оставшегося жира

Должность, Ф.И.О. контролера

Журнал учёта дезинфекции

Журнал учета температурного режима холодильного оборудования (холодильники, холодильные комнаты и холодильные камеры)

Журналы учета получения и расходования дезинфицирующих средств и проведения дезинфекционных работ на объекте

Расчет потребности в дезинфицирующих средствах:

Дезинфицирующее средство:

Потребность в дезинфицирующем средстве:

Сведения о поступлении дезинфицирующих средств. Приход дезинфицирующего средства:

Сведения о проведении дезинфекционных работ в профилактических целях:

Журнал учета качества предстерилизационной обработки

Журнал регистрации и контроля работы бактерицидной установки

Дата, месяц, год

Условия обеззараживания (в присутствии или отсутствии людей)

Вид микроорганизма (санитарно-показательный или иной)

Длительность (для повторно-кратковременного – интервал между сеансами облучения)

Остаток часов

Ф.И.О., подпись

Наименование и габариты помещения, № и место расположения

№ и дата акта ввода ультрафиолетовой бактерицидной установки в эксплуатацию

Тип ультрафиолетовой бактерицидной установки

Наличие средств индивидуальной защиты (лицевые маски, очки, перчатки)

Срок замены ламп (прогоревших установленный срок)

Суммарное количество отработанных часов бактерицидной лампой по месяцам:

Количество часов

Журнал проведения генеральных уборок

Журнал осмотра рук и открытых частей тела на наличие гнойничковых заболеваний и других нарушений целостности кожного покрова

*Перечисляются меры, принятые в отношении лиц, отстраненных от работы, с указанием даты, Ф.И.О., причин отстранения от работы, на какую работу переведен.
Условные обозначения отметок в журнале: З - здоров, О - отстранен, – - не осмотрен.

Журнал контроля температуры и влажности

Журнал контроля рациона питания и приёмки бракеража готовой кулинарной продукции

Журнал визуального производственного контроля санитарно-технического состояния и санитарного содержания помещений, технологических линий, оборудования, оснащения и других объектов производственного окружения

Журнал бракеража поступающих продуктов и продовольственного сырья

Дата и час поступления продовольственного сырья и пищевых продуктов

Наименование пищевых продуктов

Номер документа, подтверждающего безопасность принятого пищевого продукта

Количество поступившего продовольственного сырья и пищевых продуктов (в кг, л, шт.)

Результаты органолептической оценки поступившего продовольственного сырья и пищевых продуктов

Конечный срок реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов

Дата и час фактической реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов по дням

Подпись ответственного лица

Примечание

Журнал "Здоровье"

Профессия

Отметка отсутствия ОКЗ у работника и в семье

Отметка об отсутствии у работника ангины и гнойничковых заболеваний

Контроль за больничными листами по уходу за больными (диагноз)

Допуск к работе:

Подпись врача-диетолога (м/с по диетологии)

Подпись работника

Бракеражный журнал

Журнала производственного контроля

Разработка программы контроля качества питьевой воды (ГВС, ХВЗ)

Программа производственного контроля (ППК) качества питьевой необходима индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, которые эксплуатируют систему водоснабжения. Эта программа утверждается в государственных органах санитарно-эпидемиологического надзора. Производственный контроль качества питьевой воды осуществляется специализированными лаборатории в соответствии с рабочей программой.

Цель ППК

В программу производственного контроля включают описания работ, которые будут проведены на предприятии, их виды и сроки выполнения. Разработка ППК дает возможность осуществлять контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм со стороны руководства организации и органов государственного надзора. Цель программы обеспечить безопасность среды обитания и самого человека.