Больничный лист

Производственные вредности. Эмиссия асфальта нормирование, влияние на здоровье дорожных рабочих Метеорологические условия производственной среды

Дело Номер обезличен /2010г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г. Дубовка

Дубовский районный суд Волгоградской области

В составе председательствующего судьи Гайдамакиной Л.П., единолично

При секретаре Макаровой Н.В.

С участием

истца Вильянова Н.А.

представителя истца Вильянова Н.А. по доверенности Боровковой А.Т.

Представителей ответчика- ФИО19 в Дубовском районе Волгоградской области по доверенности Кузьмичевой И.Л., Кузьменко С.В.

Представителя ответчика - ФИО20Павлоцкого И.В., представителя филиала ФИО26-Камневой Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вильянова Н.А. к ФИО19 районе Волгоградской области, областному государственному унитарному предприятию ФИО20», филиалу областного государственного унитарного ФИО26 об обязывании филиала Областного государственного унитарного предприятия ФИО26 изменить запись в трудовой книжке, признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, обязывании ФИО19 Волгоградской области назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение пенсии

установил:

Вильянов Н.А. обратился в суд с иском к ГУ -ФИО19 в Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периода работы в должности машиниста катка в стаж, дающий право на назначение пенсии, об обязывании ГУ Управления пенсионного фонда РФ по...у... назначить досрочную трудовую пенсию.

В обоснование заявленных требований указал, что Дата обезличенаг. решением за Номер обезличен ГУ - Управление ФИО19 району ему отказало в назначении досрочной трудовой пенсии. Основным доводом ответчика является отсутствие наименования профессии «машинист катка» в Списке Номер обезличен производств, профессий, должностей и показателей, с вредными условиями труда, занятость на которых даёт право на досрочную пенсию, что полностью не соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, а именно:

На основании Списка Номер обезличен производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Совета министров СССР от Дата обезличенаг. Номер обезличен, раздел XXXIX, п. «а» предусмотрена должность - рабочего по укладке бетона, асфальта.

Дата обезличенаг. приказом Номер обезличенк он был принят рабочим по четвёртому разряду на должность дорожного рабочего, в бригаду по капитальному строительству в ФИО20, где работает по настоящее время. Его трудовой стаж в данной должности составляет более 39 лет. Факт принятия его на должность рабочего по укладке бетона, асфальта подтверждается копией приказа Номер обезличенк и записью в трудовой книжке. Должность рабочего по укладке бетона, асфальта, исходя из трудовых функций, подразделялась на следующие профессии: а) машинист катка (рабочий, управляющий механизмом по укатыванию асфальта на дорожном полотне); б) асфальтоукладчик (рабочий, управляющий машиной по разравниванию асфальта на дорожном полотне), дорожные рабочие, выполняющие подсобные работы. Характер, выполняемой им работы непосредственно связан с укатыванием асфальта на дорожном покрытии при капитальном строительстве, ремонте дорог, то есть выполняемая им работа полностью соответствует профессии рабочего по укладке бетона, асфальта на дорожное покрытие, указанной в Списке Номер обезличен.

На основании подпункта 1 пункта 1 ст. 27 федерального закона «о трудовых пенсиях в РФ» от Дата обезличенаг. Номер обезличен ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона при достижении мужчинами возраста в 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и имеют трудовой стаж, не менее 20 лет.

Он имеет трудовой стаж более 39 лет, следовательно, и право на назначение льготной пенсии.

Руководство ФИО20 и его филиал не выполнило указание Правительства и не внесло изменения в его трудовую книжку, с наименованием новой должности, в связи с вводом новых Списков Номер обезличен, Номер обезличен с 1992г.

Действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, следовательно, характер выполняемой им работы может быть установлен по показаниям свидетелей.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение его конституционного права на социальное обеспечение, то есть на заработанную им трудовую пенсию.

Определением Дубовского районного суда Волгоградской области от Дата обезличенаг произведена замена ненадлежащей стороны Государственного учреждения Управления ФИО19 и привлечено в качестве ответчика Управление ФИО19 районе Волгоградской области.

(том 1л.д. 24)

В последующем Вильяновым Н.А. в порядке ст. 39 ГПК РФ были изменены исковые требования и он просил обязать филиал Областного государственного ФИО26 изменить запись в его трудовой книжке о приеме на работу с должности «дорожного рабочего по четвёртому разряду со сдельной оплатой труда в бригаду по капитальному строительству» на «рабочего асфальтировщика по четвёртому разряду со сдельной оплатой труда в бригаду по капитальному строительству», признать его трудовой стаж с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности машиниста катка, с учётом переименования должности, специальным стажем, дающим право на льготную пенсию, признать решение Номер обезличен от Дата обезличена года Управления ФИО19 Волгоградской области об отказе в назначении ему досрочной пенсии незаконным и обязать Управление ФИО19 Волгоградской области назначить ему досрочную пенсию с момента обращения с Дата обезличена года.

(том 1 л. д. XXX)

Определением Дубовского районного суда Волгоградской области от Дата обезличенаг привлечены в качестве соответчиков по делу Областное государственное унитарное предприятие «Волгоградавтодор» и филиал Областного государственного унитарного предприятия «Волгоградавтодор» Дубовское ДРСУ.

(том 1л.д. 126-127)

В судебном заседании истец Вильянов Н.А. поддержал заявленные исковые требования.

Представитель истца Боровкова А.Т. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Считает отказ ответчика- Управления ФИО19 Волгоградской области в назначении истцу Вильянову Н.А. досрочной пенсии, незаконным на основании доказательств, полученных в судебном заседании. Согласно Списка Номер обезличен производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту(по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Совета министров СССР от Дата обезличенаг. Номер обезличен, раздел XXIX, п. «а» предусмотрена профессия рабочего по укладке бетона, асфальта.

Дата обезличена года приказом Номер обезличенк Вильянов был принят рабочим по четвертому разряду на должность дорожного рабочего в бригаду по капитальному строительству в Дубовское дорожное ремонтно-строительное Управление. Факт принятия Вильянова на должность рабочего по укладке бетона, асфальта подтверждается копией приказа Номер обезличенк и записью в трудовой книжке. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что Вильянов имеет право на назначении льготной пенсии. Кроме того, рабочие по укладке бетона, асфальта получали специальное питание д. XXX года, проходили отдельное медицинское обследование, что говорит о вредности выполняемой ими работы. Считает, что характер работы, выполняемой Вильяновым, даёт ему право на досрочное назначение пенсии. Наименование должности Вильянова в трудовой книжке не соответствовало списку Номер обезличен производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту(по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Совета министров СССР от 22.08.1956г., где в разделе XXIX предусмотрена профессия рабочего по укладке бетона, асфальта. Это вина работодателя. Считает, что запись в трудовой книжке «машинист катка» должна быть переименована на «асфальтировщик». Вильянов машинистом укладчиков асфальтобетона не работал, но работа машиниста катка -это работа именно по укатыванию асфальта, после того как асфальтобетоноукладчик уложит асфальт на дорожное полотно. Данная работа по характеру является вредной, так как машинист укладчиков асфальтобетона укладывает асфальт и бетон на дорожное покрытие, а машинист катка этот асфальт -бетон укатывает.

Представители ответчика Управления ФИО19 Волгоградской области Кузьменко С.В., Кузьмичёва И.Л. возражали против удовлетворения исковых требований Вильянова Н.А., суду пояснили, что Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Федеральное законодательство, обеспечивая конституционное право каждого на получении пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть2) Конституции Российской Федерации определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельным категориям граждан.

решил:

В удовлетворении иска Вильянова Н.А. к Управлению ФИО19 Волгоградской области, областному государственному унитарному ФИО20, филиалу областного государственного унитарного ФИО26

об обязывании филиала Областного государственного унитарного ФИО26 изменить запись в трудовой книжке о приеме на работу с должности « дорожного рабочего по четвёртому разряду со сдельной оплатой труда в бригаду по капитальному строительству» на « рабочего асфальтировщика по четвёртому разряду со сдельной оплатой труда в бригаду по капитальному строительству», признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, обязывании Управления ФИО19 Волгоградской области назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение пенсии, отказать

Решение в 10 дневный срок может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено Дата обезличена года

Судья (подпись) Гайдамакина Л.П.

5.1. В основу настоящего раздела положены материалы, излагаемые в "Правилах по охране труда в дорожном хозяйстве", М., Стройиздат, 1989, в СНиПе III-4-80 "Техника безопасности в строительстве", а также "Положение об организации работы по охране труда в системе Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР", утвержденном приказом по МКХ РСФСР от 22.01.76 № 43.

5.2. К работам по приготовлению смесей и устройству дорожных конструкций из этих смесей допускаются лица, достигшие совершеннолетия, прошедшие медицинский осмотр, вводный (общий) инструктаж по технике безопасности и инструктаж по технике безопасности на рабочем месте (проводится также при переходе на другую работу и изменении условий труда).

Проведение инструктажа оформляется документально.

Кроме инструктажа необходимо не позднее одного месяца со дня поступления на строительство обучить рабочих по утвержденной программе безопасным методам работы. После окончания обучения организуется проверка знаний рабочих с выдачей им удостоверений. Проверка знаний проводится ежегодно.

5.3. К работе на механизмах допускаются лица, имеющие удостоверение о прохождении техминимума и право на управление механизмами.

Рабочие, страдающие кожными и глазными болезнями, не допускаются к работе с поверхностно-активными добавками и активаторами.

Рабочие, занятые на работах по приготовлению и устройству асфальтобетонных покрытий, должны быть обучены безопасным приемам выполнения работ.

5.4. В бытовых помещениях должны быть аптечка с медикаментами и средствами оказания первой помощи пострадавшим, а также бачок с питьевой водой.

5.5. Рабочие должны быть снабжены спецодеждой и защитными приспособлениями (респиратор, защитные очки) в соответствии с действующими нормами.

5.6. Во всех опасных в пожарном отношении местах должны быть установлены щиты с противопожарным инструментом, ящики с сухим песком (не менее 1 м 3), совковыми лопатами и огнетушителями.

Запрещается при тушении битума пользоваться водой.

Запрещается также курить и пользоваться открытым огнем при обращении с легковоспламеняющимися материалами и жидкостями.

5.7. Рабочие, обслуживающие машины, должны быть одетыми в спецодежду установленного образца, а также в специальный сигнальный жилет. Спецодежда и спецобувь должны содержаться в опрятном состоянии.

5.8. Перед началом работы следует проверить ручной инструмент, который должен иметь исправные рукоятки, гладкую поверхность и должен быть плотно насажен на металлические части. Конструкция механизированного ручного инструмента должна отвечать требованиям "Санитарных норм и правил при работе с инструментами, механизмами и оборудованием, создающими вибрацию, передаваемую на руки работающих, и по ограничению общей вибрации рабочих мест".

5.9. Установить дорожные сигнальные знаки на расстоянии 10 м от производства работ. При этом следует руководствоваться ГОСТ Р 50597-93 .

5.10 Место производства работ оградить штакетными барьерами установленного образца, сплошными деревянными щитами ограждения и дорожно-сигнальными переносными знаками или специальными конусами, окрашенными в яркие цвета. Вечером, ночью и во время тумана по внешним контурам ограждений и на дорожно-строительных знаках вывешиваются сигнальные красные фонари, свет от которых должен быть виден на расстоянии не менее 100 м.

Стандартные ограждения устанавливают поперек дороги с обеих сторон сплошными рядами, а вдоль дороги - с интервалами 5-10 м. Конусы должны устанавливаться не реже, чем через 3 м.

5.11. При установке бортов в местах кабельных прокладок запрещается работать ломами, клиньями. Грузить и выгружать бортовые камни следует при помощи подъемных механизмов, оборудованных специальными захватами. При необходимости разрешается переносить бортовые камни четырем рабочим при помощи двух специальных клещей. Перемещение их волоком запрещается.

Осадку камней трамбовкой разрешается производить только через деревянную прокладку, удерживаемую на осаживаемом камне специальными клещами.

5.12. Бригадир совместно с общественным инспектором по технике безопасности и прорабом осматривают строительную площадку, выявляют имеющиеся нарушения в работе, наличие открытых люков колодцев, отсутствие необходимого ограждения или другие нарушения правил техники безопасности. Все замеченные нарушения устраняются немедленно или устанавливается определенный срок. Результаты осмотра строительной площадки заносятся в журнал 3-х звеньевого контроля.

5.13. Для приемки асфальтобетонной смеси, а также других материалов на каждом объекте из состава бригады выделяется рабочий-сигнальщик. Сигнальщик должен быть проинструктирован непосредственно на рабочем месте. Содержание инструктажа и фамилия, имя, отчество сигнальщика должны быть записаны в журнале инструктажа рабочих.

5.14. Прибывающие на объект автомобили встречает и сопровождает к месту разгрузки только сигнальщик, который должен иметь красный флажок и нарукавную повязку.

5.15. Для измерения температуры асфальтобетонной смеси, доставляемой с завода, запрещается становиться на подножку двигающегося автомобиля-самосвала.

5.16. Во время разгрузки автомобиля-самосвала запрещается нахождение рабочих у бункера асфальтоукладчика. Запрещается нахождение рабочих между бункером укладчика и автомобилем с асфальтобетонной массой.

5.17. Поднятый кузов автомобиля-самосвала следует очищать от налипших кусков смеси скребком с длинной ручкой. Нельзя ударять по днищу кузова снизу. Рабочим, производящим очистку кузова, следует стоять на земле, а не на колесах или бортах автомобиля - самосвала.

5.18. Запрещается нахождение рабочих на свежеуложенном асфальтобетонном покрытии во время его укатки катками.

5.19. Во время работы выход за зону ограждения места работы категорически запрещается, переходить улицу можно только в установленных для перехода местах.

5.20. Нахождение посторонних лиц в зоне производства работ запрещается.

5.21. Во время перерывов в работе инструмент складывать аккуратно и только в зоне ограждения, исключая возможность наезда на него транспорта.

5.22. Убрать все инструменты, спецодежду и защитные приспособления в специально отведенные для них места. Убрать остатки материалов и строительный мусор в специально отведенное место, не мешающее движению транспорта и пешеходов.

5.23. Установить механизмы в безопасной для движения транспорта зоне, а в случае нахождения их на проезжей части оградить конусами, в вечернее и ночное время обеспечить сигнальным освещением. Запрещается установка катков на проезжей части с уклонами выше 20+.

5.24. Место работы в вечернее или ночное время должно быть освещено. Предупредительные и запрещающие знаки также должны быть освещены так, чтобы их могли видеть водители транспорта.

5.25. Перед началом работы в вечернюю и ночную смену сигнальщик должен быть специально проинструктирован с учетом условий работы в темное время суток.

5.26. При перерывах в работе категорически запрещается отдых на уложенном асфальтобетонном покрытии, под катками, в бункерах асфальтоукладчиков, у других механизмов. Отдых при перерывах в работе разрешается только в бытовом помещении.

5.27. Все работающие в вечернее и ночное время механизмы должны быть оборудованы сигнальным освещением, а также иметь звуковой сигнал.

О СВОДЕ ПРАВИЛ "БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
ОТРАСЛЕВЫЕ ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА"

ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ
СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ

Машинистов укладчиков асфальтобетона
ТИ РО-035-2003

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, и других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и предназначена для машинистов укладчиков асфальтобетона при выполнении ими работ согласно их профессии и квалификации (далее машинистов).

Общие требования безопасности

5.35.1. Мужчины не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

5.35.2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

шум;
вибрация;
повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ;
движущиеся машины, механизмы и их части;
повышенная температура поверхности оборудования и материалов.

5.35.3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, ботинки кожаные, рукавицы комбинированные.

При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

5.35.4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

5.35.5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:

применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать машину в технически исправном состоянии, не допуская работу с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена;
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

5.35.6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

5.35.7. Перед началом работы машинист обязан:

а) предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.

5.35.8. После получения задания машинист обязан:

а) осмотреть с руководителем фронт работ, ознакомиться с профилем, отметками и особенностями участка, на котором предстоит работать;
б) уточнить последовательность выполнения работ и меры по обеспечению безопасности при загрузке бункера асфальтобетоном, разворотах, стоянках, а также наличие ограждений и предупредительных знаков;
в) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины;
г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении;
д) произвести запуск двигателя и проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов.

5.35.9. Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:

а) неисправности механизмов, при которой запрещается эксплуатация укладчика;
б) наличии посторонних предметов на пути движения машины, отсутствии ограждений и предупредительных знаков;
в) недостаточной освещенности рабочего места машиниста площадки;
г) отсутствии средств пожаротушения.

Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

5.35.10. Перед началом работы машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать звуковой сигнал.

5.35.11. Во время работы укладчика машинист должен находиться на своем месте у механизмов управления, следить за режимом работы двигателя, показаниями контрольно-измерительных приборов и работой механизмов.

5.35.12. Одновременная работа двух укладчиков асфальтобетона допускается при расстоянии между ними не менее 10 м, а между укладчиком асфальтобетона и катком - не менее 3 м.

5.35.13. При необходимости очистки механизмов и узлов от смеси машинист обязан полностью остановить машину и выключить двигатель.

5.35.14. Прием асфальтобетонной смеси в бункер асфальтоукладчика и очистку кузова самосвала от смеси должен осуществлять асфальтобетонщик.

5.35.15. Машинисту в процессе работы не разрешается:

а) передавать управление машиной лицам, не имеющим на это прав;
б) сходить с площадки управления и входить на нее до полной остановки машины;
в) находиться вблизи горячих боковых стенок бункера при загрузке его горячей смесью;
г) прикасаться к бункеру, когда в нем находится асфальтобетонная смесь;
д) допускать асфальтобетоноукладчиков к регулированию толщины укладываемого слоя;
е) выполнять любые работы по техническому обслуживанию и ремонту машины при работающем двигателе, за исключением регулировки двигателя.

5.35.16. Выполнять работы в охранной зоне линии электропередачи допускается при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи, оформления наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы, и под надзором руководителя работ.

5.35.17. При ремонте или техническом обслуживании необходимо пользоваться исправным инструментом и приспособлениями. При работе ударным инструментом машинист обязан надевать защитные очки.

5.35.18. Во время движения укладчика асфальтобетона на подъеме и спуске машинист не должен переключать передачи.

5.35.19. В случае остановки укладчика асфальтобетона на обочине дороги днем его следует оградить красными флажками, а в темное время суток и при плохой видимости - красными фонарями по габариту.

5.35.20. Перед погрузкой укладчика асфальтобетона на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен. После погрузки укладчика его следует надежно закрепить (упорами, растяжками и т.п.).

Во время перевозки машины машинисту не разрешается находиться в кабине.

5.35.21. Во время заправки укладчика асфальтобетона горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик.
Не допускается разводить огонь на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.35.22. При наличии препятствий, высота которых превышает величину дорожного просвета или которые нельзя преодолеть подъемом рабочего органа, машину следует немедленно остановить и принять меры к их устранению.

5.35.23. При возникновении неисправностей механизмов машины, при которых согласно инструкции завода-изготовителя запрещается ее эксплуатация, работу необходимо приостановить, сообщить об этом руководителю работ и принять меры к устранению неполадок.

5.35.24. При пожаре работу необходимо приостановить и принять меры к тушению очага загорания. При невозможности самостоятельно ликвидировать возгорание следует вызвать пожарную охрану и сообщить бригадиру или руководителю работ.

Требования безопасности по окончании работы

5.35.25. По окончании работы машинист обязан:

а) поставить машину на стоянку;
б) поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить тормоз;
в) выключить двигатель;
г) сообщить руководителю работ или лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии, о всех неполадках, возникших во время работы.

5.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И БЕЗОПСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

Охрана труда в промышленности строительных материалов - это комплексная социально-техническая дисциплина, включающая правовые и организационные вопросы охраны труда, производственную санитарию, технику безопасности и пожарную безопасность на предприятиях.

Охрана труда достигает основной своей цели - создание благоприятных, здоровых и безопасных условий труда - двумя путями: постоянным совершенствованием и развитием производственных сил и постоянным развитием человека как субъекта производства.

5.1. Анализ потенциально опасных и вредных производственных факторов процесса приготовления асфальтобетонных смесей

Выбросами загрязняющих веществ в атмосферу асфальтобетонными заводами составляет 25% выбросов стационарных источников, но они представляют локальную опасность для окружающей среды в непосредственной близости от источников выделения.

Основными загрязняющими веществами выбросов асфальтобетонных заводов являются пыль, оксид углерода, диоксид серы и оксид азота. По данным замеров, проведенных в 2001 – 2002 г.г. Минским областным комитетом по экологии, концентрация загрязнений, особенно пыли и оксида углерода, указывают на значительную опасность выбросов асфальтосмесителей для окружающей среды.

Основными опасными местами на АБЗ являются:

Запорная арматура и оборудование с нарушенной герметичностью;

Лестницы и площадки для обслуживания оборудования при отсутствии ограждений;

Токоведущие провода с нарушенной изоляцией;

Незаземлённое оборудование;

Фланцевые соединения трубопроводов при отсутствии на них защитных кожухов;

Вращающиеся части машин и механизмов;

Неизолированные трубопроводы пара;

Сушильные агрегаты предназначены для сушки и нагрева минеральных компонентов смеси до необходимой рабочей температуры. Сушка поверхностей и гидроскопической влаги, а также нагревание песка и щебня до температуры 160 - 250°С происходит при соприкосновении с дымовыми газами и горячими деталями сушильного барабана.

Состав отходящих дымовых газов от барабанной сушилки обусловлен содержанием NO x и SO 2 из-за неполного сгорания мазута.

В процессе работы барабанной сушилки могут возникать следующие опасные и вредные производственные факторы:

Наличие в воздухе пыли, образующейся при помоле, представляет опасность взрыва;

При работе барабанной сушилки стоит шум, что сказывается на состоянии здоровья рабочего (усталость, потеря слуха);

Наличие вращающегося барабана с зубчатым колесом представляет опасность затягивания одежды, нанесению увечий;

Из-за присутствия больших температур возможен ожег;

Поражение электрическим током.

Опасными и вредными производственными факторами являются:

Движущиеся машины и механизмы. Действие фактора: возможен наезд погрузчика, соприкосновение с движущимися частями сушилки. Для предотвращения от травмирования движущими частями машин и механизмов используют защитные ограждения.

Повышенная температура поверхностей оборудования. Действие фактора: возможны термические ожоги. Для их предотвращения предусмотрена теплоизоляция.

Согласно НПБ 5-200 помещению, где работают операторы соответствует категория B1, то есть к пожароопасной категории.

В процессе помола операторы осуществляют общее наблюдение за ходом процесса, поэтому в соответствии с требованиями СНБ 2.04.05-98 этому виду деятельности соответствует VIII разряд зрительных работ.

Оборудование и сооружения II категории молниезащиты защищены от прямых ударов молнии, вторичных ее воздействий и заноса высоких потенциалов с помощью молниеотвода с зоной защиты А (степень надежности 99.5 %). Молниеотвод устанавливается непосредственно на крышу зданий и сооружений и представляет собой металлический стержень (молниеприемник), заземлитель и токоотвод.

В соответствии с требованиями СНиП 2.09.04-87 процесс сушки материала относится к группе 1б.

Для профилактики травматизма применены знаки безопасности

Производственные вредности


К атегория:

Охрана труда в дорожном строительстве

Производственные вредности

Производственная санитария - это система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздейстие на работающих вредных производственных факторов.

Совокупность практических мероприятий, основанных на научных положениях гигиены труда, называется производственной санитарией. К мероприятиям производственной санитарии относятся: оборудование помещений вентиляцией, отоплением и другими санитарно-техническими устройствами; обустройство гардеробных, душевых, умывальных и других санитарно-бытовых помещений; благоустройство и содержание территорий предприятий; обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты на производстве. Одним из новых направлений производственной санитарии является разработка вопросов научной организации труда и производственной эстетики.

На дорожном строительстве работники подвергаются воздействию неблагоприятных условий. Нередко на работников оказывает воздействие совокупность производственных вредностей. Рабочие, занятые на укладке асфальтобетонной смеси, подвергаются воздействию повышенной температуры воздуха, вдыхают продукты испарения битума. На машиниста камнедробилки одновременно могут оказывать воздействие такие производственные вредности, как шум, вибрация и повышенная запыленность, поэтому необходимо придавать важное значение проведению профилактических мероприятий производственной санитарии, позволяющих устранить или снизить воздействие производственных вредностей на здоровье работающих.


Метеорологические условия производственной среды

На работоспособность и самочувствие человека большое влияние оказывают метеорологические условия, особенно при работе на открытом воздухе. Во время работы рабочие подвергаются непосредственному воздействию солнечных лучей или воздействию высоких температур при приготовлении и укладке асфальтобетонной смеси. От воздействия избыточного тепла и тепловых лучей самочувствие человека ухудшается по мере увеличения времени и интенсивности облучения. Резкое ухудшение самочувствия может наступить при длительном облучении солнечными лучами даже при небольшой их интенсивности.

Подвижность воздуха также может оказать вредное влияние на самочувствие человека. Движение воздуха в атмосфере или внутри производственного помещения происходит от неравномерного нагревания воздушных масс. Чем сильнее нагревается воздух, тем меньше становится его плотность и с большей скоростью он поднимается в верхние слои или зоны помещения, создавая сквозняки, сильно охлаждающие помещение и вызывающие у человека ощущение холода.

Человек, занятый физической работой, выделяет тепло. В этом случае движение воздуха Способствует усилению теплоотдачи и улучшению самочувствия работающего. На интенсивность теплоотдачи человека влияет также и влажность воздуха. Количество паров, находящихся в 1 м3 воздуха, выраженное в граммах, называется абсолютной влажностью воздуха. Чем выше температура воздуха, тем больше может содержаться в нем водяных паров, т. е. тем выше его максимальная влажность.

Отношение абсолютной влажности к максимальной при данной температуре называется относительной влажностью воздуха. Она выражается в процентах и определяется при гигиенической характеристике внешней среды. Обычно влажность бывает в пределах 35-70% при температуре воздуха около 18 °С.

Насыщенный водяными парами воздух обладает большей теплоемкостью, чем сухой. Это особенно ощущается при влажном воздухе и низкой температуре, когда значительно повышается теплоотдача с поверхности тела, что может вызвать его переохлаждение.

Для защиты работающих на открытом воздухе от переохлаждения используется теплая одежда. Ткани для спецодежды должны быть не только малотеплопроводными и влагоемкими, но и воздухопроницаемыми. Другими важными мероприятиями, предупреждающими переохлаждение организма, являются периодические перерывы в работе и обогрев в помещениях с температурой 18-20 °С.

Влияние на здоровье работающих повышенной концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны

Производственная пыль появляется при переработке минеральных материалов (дроблении камня, грохочении щебня, гравия и других материалов), приготовлении минерального порошка для асфальтобетонных смесей, разгрузке и транспортировке цемента, приготовлении асфальто- и цементобетонной смесей.

У рабочего, который продолжительное время находится в условиях запыленного воздуха, развиваются хронические воспалительные заболевания дыхательных путей и легочной ткани. К наиболее тяжелым заболеваниям легких от действия пыли относится силикоз, который возникает от попадания в легкие пыли, имеющей в своем составе значительный процент свободной двуокиси кремния, т. е. кремнезема SiCb. Силикоз развивается медленно и обнаруживается примерно после 8-10 лет работы в пыльной среде. Если содержание кварца и пыли является высоким^то силикоз может развиться в течение 2-3 лет. При заболевании силикозом возможны жалобы на небольшую одышку при физическом напряжении, боль в груди и легкий сухой кашель. В дальнейшем отмечаются заметная одышка при физическом напряжении, кашель с выделением мокроты, бронхит. И в третьей стадии силикоза наступают резкая одышка даже в состоянии покоя, кашель с обильным выделением мокроты, нарушается сердечная деятельность с расстройством кровообращения и отеками.

Отдельные дорожно-строительные материалы, а также некоторые виды топлива при испарении выделяют вредные для здоровья работающих вещества. Их действие на организм человека в значительной степени зависит от условий внешней среды - температуры и влажности воздуха, барометрического давления и др.

Нефтяные битумы являются продуктом переработки остатков перегонки нефти. При работе с битумами необходимо принимать меры профилактики и защиты работающих от вредного воздействия нефтяных продуктов, учитывая их высокую испаряемость и токсичность.

Пек - тяжелые фракции каменноугольного дегтя и других веществ, способных повышать чувствительность кожи под влиянием солнечного света, что вредно влияет на организм человека.

Рабочие, имеющие контакт с пеком, при несоблюдении правил безопасности могут заболеть солнечным дерматитом (фотодерматитом).

Работать с пеком нужно преимущественно в ночное время. Погрузочно-разгрузочные работы, в том числе и загрузка пека в котлы, должны быть полностью механизированы.

Работы вручную допускаются как исключение и с обязательным применением тележек, тачек и др.

Во время всей работы (погрузки, разгрузки, перемещения по территории баз, заводов) пек надо смачивать водой. Котлы, в которых пек плавится или смешивается с другими материалами, должны быть оборудованы вентиляцией.

Лица, страдающие кожными заболеваниями, к работе с пеком не допускаются.

Кроме технического надзора, на работах с пеком должен быть установлен медицинский надзор за состоянием здоровья рабочих. В случае обнаружения значительного раздражения кожи, слизистых оболочек или конъюнктивита глаз рабочие должны быть освобождены от работы и переведены на другую до полного выздоровления.

На работах, где применяется пек, должен быть оборудован душ с теплой водой.

Каменноугольный деготь также обладает вредными свойствами и является опасным для здоровья работающих. При нагревании дегтя до 100-150° С образуются ядовитые пары, в состав которых входят углеводороды ароматического ряда и фенолы. При продолжительном их вдыхании происходят тяжелые отравления и воспаления дыхательных путей, приводящие к общему расстройству дыхания. Признаками отравления являются: головная боль, головокружение, сонливость и утомляемость.

Рабочие, обслуживающие установки по разогреву дегтя и пека, должны находиться с наветренной стороны от места выделения вредных паров. Следует систематически брать пробы воздуха в пределах рабочей зоны для определения концентрации ядовитых веществ. Содержание ядовитых веществ выше установленной нормы вызывает отравление организма.

Применение дегтевых вяжущих материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог ограничено. Запрещено устройство покрытий с применением дегтевых вяжущих на участках подъездных дорог и тротуарах, проходящих через жилые кварталы населенных пунктов, на всех дорогах, проходящих через населенные пункты, на всех тротуарах и площадях, примыкающих к зданиям общественного назначения. Без ограничения разрешено применять дегтевые вяжущие материалы на дорогах, проходящих вне населенных пунктов, для устройства оснований под покрытия автомобильных дорог.

Этилированный бензин используется исключительно как топливо. Он обладает ядовитыми свойствами и при нарушении установленных санитарных правил может вызвать острые и хронические отравления.

Тетраэтилсвинец представляет собой бесцветную маслянистую жидкость сладковато-приторного запаха, в воде нерастворим. Пары тяжелее. воздуха в 11,2 раза. На воздухе он постепенно окисляется до окиси свинца и этана. Прибавляемый в очень небольших количествах к бензину тетраэтилсвинец устраняет детонацию в двигателях внутреннего сгорания, повышая тем самым качество топлива.

Для смещения с бензином тетраэтилсвинец выпускается в виде этиловой жидкости, содержащей примерно 50-55% тетраэтилсвинца. Эта жидкость прибавляется к бензину в количестве 2-4 см3 на 1 кг. Для опознавательных целей этиловую жидкость и бензин подкрашивают.

При отравлениях тетраэтилсвинцом пострадавший обычно жалуется на головные боли, головокружение и расстройство сна. В тяжелых случаях наблюдаются нервно-психические нарушения, ослабление памяти, снижение внимания и т. п.

Обезвреживать этилированный бензин, если он попал на почву, полы, оборудование, следует немедленно. Для этого следует применять дегазаторы - дихлорамин (1,5%-ный раствор в бензине) или хлорную известь (в виде кашицы или хлорной воды), а для металлических предметов - растворители (керосин) или щелочной раствор.

Все рабочие, работающие с этилированным бензином, периодически должны подвергаться медицинскому осмотру в соответствии с инструкцией органов здравоохранения.

Бензин - жидкость с резким запахом, легко воспламеняется и испаряется при обычных температурах. Пары бензина тежелее воздуха и при температуре 16-20° С держатся в нижних слоях помещения.

Бензин проникает в организм человека в виде паров через дыхательные пути и через кожу. Он вызывает острые и хронические отравления и в первую очередь действует на центральную нервную систему. При слабых отравлениях появляются головные боли, состояние возбудимости (опьянение), в более тяжелых случаях - потеря сознания, судороги.

Меры, предупреждающие отравление бензином,- мощная местная вентиляция. Предельно допустимая концентрация паров бензина 0,3 мг/л.

Лак этиноль изготавливается из отходов производства синтетического каучука. Лак огнеопасен, при его применении необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности. Он обладает наркотическими свойствами, раздражает верхние дыхательные пути и может вызывать экземы и другие кожные заболевания.

Меры профилактики должны быть направлены на предупреждение вдыхания его паров и загрязнения им кожи.

Способы отбора и измерения объемов проб воздуха

В связи с применением в дорожном строительстве материалов, которые вредно воздействуют на организм человека, необходимо постоянно контролировать содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ.

Предельно допустимые концентрации вредных газов, паров, пыли и других аэрозолей в воздухе рабочей зоны производственных помещений не должны превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.005-76:

Существуют три основных метода определения количества пыли в единице объема воздуха: весовой, счетный и электрический.

Весовой метод основан на принципе определения привеса фильтра после протягивания через него определенного объема исследуемого воздуха. Обычно пробу берут в зоне рабочего места на уровне органов дыхания рабочего.

Взвесив фильтр до и после отбора пыли и поделив полученную массу пыли на число литров воздуха, протянутого через фильтр за 1 мин, получают запыленность воздушной среды (мг/л), а затем запыленность относят к 1 м3 воздуха. Полученные данные сравнивают с предельно допустимыми, регламентируемыми ГОСТом.

Счетный метод применяется для определения гигиенической оценки пыли. Наряду s содержанием пыли в воздухе на рабочем месте необходимо знать размер частиц пыли и их количество в единице объема воздуха, особенно при большом проценте очень мелких частиц.

Наиболее простым способом забора проб для определения размеров пылевых частиц является осаждение пыли из свободного объема воздуха на покровном стекле. Покровное стекло (рис. 35) тщательно очищают и вкладывают в углубление специальной лопаточки, которую помещают в место отбора пробы на 1-5 мин в зависимости от степени запыленности. Размеры пылинок определяют с помощью микроскопа, снабженного препа-ратоводителем с крестообразным столиком и окулярными микрометрами - линейкой и сеткой.

Окулярная линейка (рис. 36) представляет собой стеклышко, на котором нанесена шкала с делениями. Стеклышко помещают в окуляр и с помощью шкалы-линейки определяют размеры пылинок в препарате, расположенном на предметном столике под объективом. Пылинки в количестве 400-500 шт. измеряют в нескольких полях зрения и в зависимости от размеров распределяют по группам, например, до 2, от 2 до 4, от 4 до 6, от 6 до 10 и свыше 10 мк.

Рис. 36. Окулярные микроскопические линейка и сетка

Электрический метод основан на заряжении частиц пыли соответствующим электрическим зарядом при помощи трубки, в которой создается электрическое поле высокого напряжения. В результате на электродах выпадают пылинки, которые можно подсчитать или взвесить.

К атегория: - Охрана труда в дорожном строительстве