Больничный лист

Название гос казны. Государственная и муниципальная казна. Приватизация как один из способов пополнения Казны

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, призна­ются движимым имуществом.

Таким образом, к объектам имущества казны Российской Федерации в соответст­вии с законодательством можно отнести:

а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;

б) участки леса, недр, водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;

в) недвижимое имущество, в том числе:

Здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не за­крепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;

Объекты инженерного и коммунального назначения;

Бесхозное имущество (на период установления собственника);

Имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предпри­ятий и учреждений;

г) движимое имущество, в том числе акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, находящееся в федеральной собственности;

д) имущественные права, в том числе права на объекты интеллектуальной собствен­ности, полученные за счет средств федерального бюджета;

и) иное, находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имуще­ство, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям, вы­морочное имущество.

При этом на законодательном уровне перечень, устанавливающий исчерпывающий состав имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, и подлежащего государственному учету, ведению и распоряжению, не определен.

В отсутствие нормативных актов, устанавливающих перечень имущества казны, документами Росимущества имущество, составляющее казну, определено как недвижимое имущество (без земельных участков), не закрепленное за государст­венными предприятиями и учреждениями, в состав которого входит имущество, ра­нее запрещенное к приватизации и выведенное из имущественных комплексов при­ватизированных предприятий, включающее в себя объекты нежилого назначения, изъятые из гражданского оборота (ограниченные в обороте), и объекты жилого фон­да, подлежащие передаче муниципальным образованиям. Также в состав имущества казны входят: здания различного назначения, помещения (жилые и нежилые), со­оружения, в том числе: взлетно-посадочные полосы, дороги, причальные стенки, инженерно-технические коммуникации, объекты незавершенного строительства, выморочное имущество.

При этом в Росимуществе отсутствует единое мнение по этому вопросу. Так, в письме Росимущества от 15 июня 2005 года в адрес собственных территориальных управлений приведен исчерпывающий перечень «объектов учета реестра, составляю­щих государственную казну Российской Федерации, это: а) земельные участки, нахо­дящиеся в федеральной собственности; б) участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты, находящиеся в федеральной собственности; в) находящиеся в фе­деральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных товариществ, а также имеющееся у них имущество, не вошедшее в уставный капитал; г) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе пере­данное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям».

1.3. Правовые основы функционирования государственной казны России.

Федеральным законом от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном про­гнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федера­ции» определены цели и содержание системы государственных прогнозов, а также об­щий порядок их разработок. В частности, данным Законом определена обязательность наличия показателей функционирования и развития государственного сектора эконо­мики, в том числе оценки эффективности использования федеральной собственности, а также формирование программы повышения эффективности использования феде­ральной собственности, что в полной мере относится и к федеральному имуществу го­сударственной казны Российской Федерации.

Двухуровневая система документов, определяющих показатели развития государ­ственного сектора экономики в соответствии с нормами указанного закона, заключает­ся в следующем. К первому уровню отнесены документы, определяющие стратегию развития (стратегический уровень), ко второму уровню - детализирующие так­тику (тактический уровень).

Анализ действующей нормативно-правовой базы показал, что в России отсутствует система законодательных и нормативных актов, регламентирующая вопросы формирова­ния, учета, распоряжения и управления активами казны; не определено понятие государст­венной казны России, а также субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний. На уровне субъектов Российской Федерации законы о казне, как отдельного инсти­тута, действуют в 7 регионах: Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Свердловской, Читинской областях и г. Москве. В нормативных правовых актах ря­да субъектов Российской Федерации (Краснодарского и Красноярского краев) и муници­пальных образований (в основном, Московской области) отражены основные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о казне, определяющие казну путем пере­числения объектов, не входящих в муниципальную казну. В указанных нормативных актах в составе имущества казны отсутствует исчерпывающий перечень видов имущества. Ре­альный состав казны можно определить только путем анализа реестра имущества, в кото­ром не всегда есть раздел «имущество казны». Отсутствует классификация ряда активов казны по юридическим и экономическим признакам.

При этом термин «муниципальная имущественная казна» в актах муниципальных органов власти зачастую четко не сформулирован. В то же время при регулировании вопросов, касающихся муниципальной казны, и законодательство, и практика идут по пути разделения средств бюджета и имущества, составляющих муниципальную казну. В большинстве муниципальных нормативных актов не указывается орган, принимаю­щий принципиальное решение о совершении сделки. Указанные проблемы были рас­смотрены в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Реализация прав и полно­мочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета), составляющего казну Российской Федерации».

Нормативные правовые акты, определяющие порядок использования и распоряже­ния имуществом казны соответствующего уровня не только не увязаны между собой, но и не корреспондируют с документами федерального и муниципального уровней, в том числе в процедурах учета большинства видов активов. В частности, не обеспечен единый государственный учет месторождений полезных ископаемых, отнесенных к общераспространенным. Сведения о таких месторождениях должны предоставлять на федеральный уровень соответствующие органы субъекта Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным процедуры формирования казны на уровне субъектов и муниципальном уровне не рассматривались в рамках настоящего экспертно-аналитического мероприятия.

На федеральном уровне казна рассматривается как хранилище имущества. В част­ности, статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закреп­ленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государст­венную казну Российской Федерации и казну субъектов Российской Фе­дерации.

Действующая нормативно-правовая база, регламентирующая отдельные вопросы государственной казны, насчитывает свыше 30 различных документов, включая: Граж­данский кодекс Российской Федерации; отраслевые кодексы; международные договоры и соглашения; Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года № 1024; федеральные законы «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ, «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ, о федеральном бюджете на соответствующие годы; Федеральную адресную инвестиционную про­грамму; прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества на соответствующие годы, утверждаемые распоряжениями Правительства Российской Федерации, и другие нормативные акты Президента Российской Федерации, Прави­тельства Российской Федерации, Минэкономразвития России и Росимущества.

Институциональными проблемами на федеральном уровне являются отсутствие го­сударственного института казны, отсутствие закона, регламентирующего оборот феде­рального имущества казны, и, соответственно, отсутствие стратегий формирования каз­ны в части большинства видов ее активов.

В Российской Федерации отсутствуют как обоснованная оценка текущего состоя­ния, так и прогноз (на 15-20 лет) потребностей в ресурсах отраслей, регионов и соци­ально-экономической системы в целом. Такая оценка, в частности, формируется на ос­нове использования балансовых методов анализа экономики (межотраслевого, регио­нального, муниципального и других видов балансов), однако исходные данные для ис­пользования указанных методов в Российской Федерации отсутствуют. «Предполагает­ся, что предварительные результаты балансовых методов по оценке состояния эконо­мики России будут получены только в 2011 году» .

2. Оценка состояния государственной казны России в современных условиях.

2.1. Источники формирования государственной казны России.

Источниками формирования казны являются: бесхозяйственное имущество, иму­щество, переданное на период оформления и переоформления прав собственности, имущество, переданное безвозмездно юридическими и физическими лицами, объекты собственности, выведенные из состава организаций временно либо в период оформле­ния банкротства, имущество, переданное на время оформления в части разграничения прав собственности, природные ресурсы, земля, шельф, вода. Указанные элементы каз­ны могут использоваться, расходоваться, приватизироваться, передаваться на возмезд­ной или безвозмездной основе в собственность или пользование различным организа­циям, ликвидироваться на основании решений органов исполнительной власти, ответ­ственных за формирование и (или) использование казны.

В соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, государственная и муниципальная собственность подразделяется на две части:

  • - государственную и муниципальную казну;
  • - имущество, закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Соответственно различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами.

Исторический экскурс

Понятие «казна» как экономико-управленческий термин обладает историей, насчитывающей не одну сотню лет: будучи заимствованным из тюркского языка, это слово применялось в значении «сокровищница» и понималось либо как ценное имущество, либо как место его хранения. Позднее под казной стати подразумевать государственное имущество, объекты публичной, общественной собственности в их вещественной и денежной формах.

Государственную и муниципальную казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права. В данной главе будет рассмотрен порядок управления и распоряжения недвижимым и движимым имуществом муниципальной казны.

В связи с проведением рыночных реформ в странах с переходными экономиками и переходом к способам, адекватным рыночным отношениям хозяйствования, возрос живой интерес к изучению и анализу опыта управления имуществом казны в развитых странах на предмет возможности заимствования и использования прогрессивных достижений в данной области. Изучение и творческое применение имеющегося опыта затруднено в связи с различиями в терминологии в сфере управления имуществом казны, используемой в различных странах.

Такие понятия как «государственная собственность», «публичная собственность», «имущество казны», «государственный сектор экономики», «федеральная, региональная и муниципальная собственность» трактуются по-разному и обладают отличающимся содержанием, наполнением в странах с переходной экономикой (где названные понятия еще не вполне сложились) и в развитых капиталистических странах. Например, понятие «публичная собственность» применяется редко и ассоциируется с государственной и муниципальной собственностью. В мировой практике под публичным сектором экономики понимается обширная совокупность государственных, частных и смешанных предприятий, организаций, решающих ключевые задачи экономики, удовлетворяющих общественные потребности.

Зарубежный опыт

Согласно сложившимся в зарубежной практике представлениям имущество государственной казны включает в себя земельные участки, недра, объекты природопользования, производственные предприятия, оборонные объекты, объекты энергетики, транспорта, связи, магистральные дороги, авиакомпании, денежные средства, золотовалютные резервы, ценные бумаги. Состав имущественных объектов казны пополняется посредством национализации, выкупа государством объектов, принадлежавших частному капиталу; созданием новых имущественных объектов за счет средств государственного бюджета.

В мировой практике принято выделять следующие сферы управления государственной собственностью и регулирования хозяйственной деятельности, которые правомерно относить к управлению имуществом казны или к направлениям, тесно связанным с управлением казной:

управление движимым и недвижимым государственным имуществом;

управление природными ресурсами, земельными участками, недрами и лесным фондом;

управление денежными средствами, ценными бумагами, обязательствами государства;

  • - управление долями, паями, пакетами акций в собственности государства;
  • - участие в управлении и контроль за деятельностью публичных предприятий, организаций, компаний;
  • - участие в финансировании деятельности публичных компаний, организаций;
  • - воздействие региональных и местных органов управления на публичные компании, организации;
  • - взаимодействие публичного и частного секторов.

В зарубежной практике управления имуществом казны широко применяются механизмы партнерства публичного (государственного и муниципального) и частного секторов экономики, опирающиеся на сотрудничество между государственными и частными организациями в решении общественных проблем. Такое сотрудничество строится на договорной основе, частично оно воплощается в форме концессий, предоставляемых государством частным фирмам для решения социально-экономических проблем, с которыми не способны справиться государственные органы, распоряжающиеся имуществом казны.

В качестве принципиально нового явления для теории и практики управления государственной собственностью в странах с переходными экономиками представляется необходимым ввести понятие «государственная казна».

Казна - один из важнейших элементов управления использования государственной собственности, хотя на практике она пока что ассоциируется лишь с понятием казначейства, которое в некоторых странах осуществляет исключительно функции казначейского исполнения государственного бюджета.

Но казну государства должны формировать не только средства бюджета, но и иное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (возможно за исключением имущества, изъятого из оборота, или имеющего особый режим использования, установленного законодательством страны). Дело в том, что казна может в полном объеме служить средством обеспечения обязательств государства, в том числе по внешним заимствованиям, что далеко не всегда возможно достичь исключительно за счет средств резервных статей бюджета. Следовательно, государство (или его субъекты) могут выступать в хозяйственном обороте в качестве должника в кредитных организациях, в других гражданско-правовых сделках исключительно в пределах имущества казны.

Кроме того, целесообразность создания казны диктуется еще и тем, что она может служить, например, одним из показателей эффективности деятельности государственных органов управления, способствовать эффективному вовлечению государственной собственности в гражданский оборот, предотвращать ее нецелевое использование и отчуждение в интересах государственного собственника в целом. Необходимость введения понятия «казна» и нормативного правового регулирования процессов ее формирования и управления соответственно диктуются очевидным увеличением объема вовлечения государственной собственности в гражданский оборот, а также потребностью учета процедур отчуждения и приобретения объектов госсобственности.

Учет находящихся в казне объектов собственности, поиск и восстановление в учете интеллектуальной и иной государственной собственности, регистрация права собственности и сделки с имуществом казны являются обязательными элементами (управления государственной собственностью), обеспечивающими хранение имущества казны и его рациональное содержание.

Управление имуществом казны предусматривает:

  • - ведение учета и инвентаризацию объектов казны;
  • - оценку технического состояния и стоимостных показателей ее объектов;
  • - использование, распоряжение и обеспечение сохранности объектов, учтенных в казне.

Учетной единицей казны (за исключением финансовых средств) является объект собственности, способный быть самостоятельным предметом сделки. Каждая вовлекаемая в сделку учетная единица должна иметь денежную оценку.

Управление имуществом казны направлено:

  • - на увеличение доходов государственного бюджета;
  • - привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности на территории стран с переходной экономикой;
  • - содействие сохранению и созданию новых рабочих мест;
  • - удовлетворение потребностей населения в жизненно необходимых товарах и услугах;
  • - обеспечение обязательств по гражданско-правовым сделкам.

Оборот объектов казны, создание и приобретение новых объектов или их

выбытие (отчуждение, ликвидация) может происходить только на законных основаниях и должен подлежать обязательному учету и регистрации.

Управление казной, исходя из принципа ее формирования, необходимо осуществлять по ее составляющим: управление денежными средствами бюджета и управление другим имуществом казны.

Леонид Александрович РОДИОНОВ , начальник отдела № 17 УФК по Самарской области, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Самарского филиала Московского ГПУ, советник ГГС РФ 1-го класса. Статья посвящена правовому анализу института казны в контексте государства, его признаков и устройства.

Признаки государства

Мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество мнений и суждений об основных признаках государства. Прежде всего, это наличие аппарата власти и управления (система публичной власти). Основным признаком государства является также наличие аппарата принуждения и армия, территория государства, институт гражданства, сфера юрисдикции. Одним из основных признаков государства является суверенитет.

Другими словами, государство — это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а также государственной казной. Казна также является признаком государства, поскольку с ней связаны такие явления, как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

Сущность казны и сущность государства

В теории марксизма отмечается, что в налогах воплощено экономическое выражение сущности государства. В литературе можно часто встретить мысль, что налоги необходимы для содержания разветвленного государственного аппарата, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, для содержания публичной власти. Сбор налогов - это один из важнейших способов формирования, пополнения государственной казны.

Основная часть доходов федерального бюджета РФ в 2011 году была обеспечена поступлениями по четырем доходным источникам: вывозным таможенным пошлинам, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на прибыль организаций. За счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой, сформировано 98,8 % общего объема поступлений в федеральный бюджет.

В дореволюционной цивилистической литературе казна определялась как государство, выступающее в качестве участника гражданских правоотношений. Понятие казны разно-образно. М. Ю. Тихомиров в юридической энциклопедии дает определение казны как средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными организациями. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В статье 214 Гражданского кодекса дано понятие казны как «средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями...». В пункте 2 ст. 97 Бюджетного кодекса также говорится о казне: «Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну». Само государство выступает субъектом частноправовых отношений. Оно приобретает недвижимое и движимое имущество, становится должником или кредитором.

От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса. Имущество казны России (государства), составляющее основу национального богатства, как признака государства является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики и в основном обеспечивает стратегический баланс между потребностями государства (в том числе для обеспечения безопасности, суверенитета и возможностей пополнения активов).

Сущность казны раскрыта в функции самого государства. Инвестиции, социальная направленность и организационно-управленческая функция выражаются в обеспечении деятельности органов государственной власти. Гарантийная функция выражается в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга, займов и иных обязательств как внутри страны, так и вне ее.

Следует отметить, что сам термин «казна» применяется в двух значениях. С одной стороны, казна рассматривается как хранилище имущества (объект правоотношений). Данная трактовка приводится в большинстве действующих законодательных и нормативных актов. С другой - она выступает как субъект правоотношений1.

Формирование казны осуществляется в основном органами государственной власти различных уровней. В современных условиях развития экономики России финансы, денежные фонды, государственная казна становятся основным рычагом управления всеми сферами общественной жизни, признаком государства. В связи с этим спектр использования дефиниции «государственная казна» существенно расширяется, а само понятие наполняется новым содержанием, что обусловлено трансформацией социально-экономических отношений, становлением системы российского бюджетного федерализма, разграничением государственной собственности, а также особенностями участия РФ, субъектов РФ в имущественных и финансовых правоотношениях.

Об ответственности государства

Согласно Гражданскому кодексу Российская Федерация ее субъекты и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. То имущество данных субъектов, которое не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями, а также средства соответствующего бюджета образуют согласно ст. 214 Гражданского кодекса государственную казну РФ, казну субъекта РФ и казну муниципального образования.

Российская Федерация является равноправным наряду с гражданами и юридическими лицами участником гражданских правоотношений. Эти правоотношения регулируются гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей правового положения вышеназванных субъектов. По общему правилу исполнения судебных актов о взыскании средств с юридических лиц (государства) взыскание в первую очередь обращается на денежные средства должника и только в случае их недостаточности на иное имущество. Сложно, однако, представить полное отсутствие денежных средств у Российской Федерации.

В этом смысле нужно согласиться с Р. Е. Артюхиным в том, что составной и наиболее ликвидной частью казны являются средства соответствующего бюджета. Именно на них, а не на имущество в натуральном выражении судами обращается взыскание по искам, обязанность удовлетворения которых возлагается на РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Правовые отношения

Возложение ответственности на государство вызвано тем, что конкретное учреждение, действиями должностных лиц которого причинен вред, может вступить в гражданско-правовые отношения лишь в сфере реализации обычной гражданской правосубъектности юридических лиц, но не как орган, наделенный государственными полномочиями, поскольку публичные органы и их должностные лица не обладают гражданской правосубъектностью. Надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда за счет казны должны признаваться РФ, субъект РФ либо муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Непосредственно к участию в деле привлекаются те государственные органы и органы местного самоуправления, которые согласно ст. 1071 Гражданского кодекса уполномочены представлять РФ, субъект РФ, муниципальные образования по таким делам. Гражданский кодекс гласит, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса обязанность выступать от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, а также их должностных лиц по подведомственной принадлежности, возлагается на органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств. Бюджетный кодекс гласит, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (подп. 12.1 ст. 158 БК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» ст. 1081 Гражданского кодекса дополнена п. 3.1, в соответствии с которым РФ, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным ст. 1069 и 1070 ГК РФ, а также по решению Европейского суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение. В соответствии с п. 2.1, 2.7, 3.2, 3.4 и 3.7 приказа Минфина России и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ» в случаях удовлетворения судами исков о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами за счет казны РФ, Министерство финансов РФ напоминает управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ о необходимости обращаться в суды с регрессными требованиями к должностным лицам, виновным в причинении вреда. А при отсутствии в судебном акте указания на виновное должностное лицо предпринимать меры, направленные на его установление.

Необходимость правовой регламентации

Казна влияет на осуществление функций государства. Отсутствие должной правовой регламентации порядка управления государственной казной влечет за собой неурегулированность экономических и гражданско-правовых отношений в стране. Анализ действующей нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблеме показал, что в России отсутствует система законодательных и нормативных актов, регламентирующих вопросы формирования, учета, распоряжения и управления активами казны, а также не определено понятие государственной казны.

На уровне субъектов РФ законы о казне как отдельного института действуют в семи регионах: Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Свердловской, Читинской областях и в г. Москве. В основе этих законов положены статьи Гражданского кодекса о казне, где отсутствует классификация ряда активов казны по юридическим и экономическим признакам. Наличие элементов, обеспечивающих органы управления страны полной, точной, своевременной и надежной информацией о состоянии экономики, в том числе казны РФ, снижает риск неопределенности при принятии решений на всех уровнях системы государственного регулирования.

Курсовая на тему: Государственная казна. Ее содержание, значение, правовые основы функционирования
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие государственной казны

1.2. Функции государственной казны, и её место в системе финансов РФ

1.3. Экономическое содержание понятия «государственная казна»

2. Гражданско-правовые способы пополнения государственной казны

2.1 Приватизация как один из способов пополнения Казны

2.2 Доходы от предпринимательской деятельности предприятий

2.3 Доходы от облигаций, находящихся в государственной собственности

2.4 Доходы от государственного имущества, сдаваемого в аренду и передаваемого в доверительное управление

3. Взыскание задолженности РФ за счет государственной казны

3.1 Обращение взыскания на имущество Казны

3.2 Порядок обращения взыскания на имущество Казны

4. Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.
Система управления общественными финансами достаточно сложна. Она зависит от множества факторов, условий, правовых ограничений и применяемых в процессе управления бюджетных инструментов. Конкретные формы и методы государственного финансового регулирования зависят от выбора стратегических приоритетов и находят отражение в консолидированном бюджете страны и государственных внебюджетных фондах социального назначения - категориях, наиболее рельефно выражающих общественное назначение государственных финансов в целом.

Порядок участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях закреплен в главе 5 Гражданского Кодекса РФ. При этом правовой статус указанных субъектов характеризуется рядом особенностей, важнейшими из которых можно отметить следующие: 1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях от собственного имени, но представляют при этом не частный, а публичный интерес; конечной целью их участия в гражданских правоотношениях является удовлетворение интересов определенной группы людей (граждан Российской Федерации, населения отдельного субъекта Российской Федерации, муниципального образования); 2) публичные собственники в законодательном порядке в ряде случаев имеют возможность самостоятельно устанавливать для себя правила поведения как собственника (Российская Федерация и, в определенных рамках, субъекты Российской Федерации, - путем установления норм гражданского законодательства); 3) публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо в лице иных органов государственного управления, местного самоуправления, юридических и физических лиц - на основании специальных поручений; 4) публично-правовые образования вправе наделять вещными правами на имущество, находящееся в их собственности, создаваемые ими юридические лица (унитарные и казенные предприятия, учреждения); 5) публично-правовые образования могут выступать носителями права собственности на отдельные категории объектов гражданских правоотношений, изъятых либо ограниченных в гражданском обороте (объекты, которые могут находиться исключительно в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).

Сформулировать и четко определить роль и значение казны в гражданском праве представляет собой достаточно сложную задачу, т.к. казна является довольно многогранным институтом, плюс ко всему данный институт играет огромную роль в общем деле пополнения бюджета Российской Федерации из чего вытекает огромная практическая и теоретическая значимость выбранной темы курсовой работы.

Работа состоит из трех глав. Первая глава – Проблема многозначного использования понятия Казна – представляет собой анализ сущности Казны по гражданскому праву, в этой главе рассматриваются формы участие государства в гражданско-правовых отношениях. Вторая глава – Гражданско-правовые способы пополнения Казны - посвящена различным источникам доходов государства, таким как доходы от приватизации государственной собственности, доходы от предпринимательской деятельности государственных предприятий, доходы от облигаций и прочим. Третья глава – Взыскание задолженности РФ за счет Казны – затрагивает проблемы взыскания долгов по гражданским обязательствам с государства в лице Казны, здесь же рассматриваются основные проблемы взыскания задолженности.

1. Понятие государственной казны

1.1. История Российского бюджета

Тема бюджета все время стоит на первом плане, когда говорят об устойчивости государства, региона или муниципалитета. Мы не замечаем сами, но большинство из нас начинает следить за ценой на нефть, когда говорят о возможных проблемах в бюджете из-за недопоступления налогов, или наоборот, когда цена на нефть у большинства аналитиков сопровождается эпитетом «перегрета».

Но для полного понимания этого вопроса, я хочу рассмотреть краткую историю зарождения бюджета на Руси, и наиболее интересные моменты построения государственных финансов.
Во времена Древней Руси впервые появилась должность казначея -хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. Состояние казны было предметом особой заботы для всех правителей: от великого князя до императора. В средние века государственные доходы и расходы не отделялись от доходов и расходов великого князя, царя, причем доходы поступали как в натуральной, так и в денежной форме.

С образованием Русского централизованного государства в пользу московского князя стала собираться посошная подать. Кроме того, доходы казны формировались за счет таможенного, соляного, кабацкого и других сборов.
В XV веке в России начала складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

Местные налоги были введены в Русском государстве в ХV веке: для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с населения собирались денежные и натуральные сборы.

В XVI веке сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы - чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского населения собирались также оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др., с народов Поволжья, Урала, Сибири - ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением винных откупов. В XVI веке появилась таможенная пошлина на заграничную торговлю, со второй половины XVI века в структуре государственной казны стала увеличиваться денежная часть и уменьшаться доля натуральных платежей и личных повинностей.

В XVII веке доходы казны формировались из трех основных источников: налогов, доходов от перечеканки монет, доходов от казенной промышленности и торговли. Также в XVII веке были предприняты попытки составления государственной сметы, стал формироваться учет казенных доходов и расходов.

Интересно: Во время правления Петра 1 был введен налог на бороду. Петр 1 повелел оценивать дворянские бороды в 60 рублей, первостатейные купеческие в 100 рублей, рядовые торговые – в 60 рублей, холопьи в 30 рублей. Крестьянин у себя в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее 1 копейку. Банный налог – по указу 1704 года думные люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по 3 рубля, простые дворяне, купцы и всякие разночинцы – по 1 рублю, крестьяне по 15 копеек. Был принцип – или плати, или не мойся.

В 1862 году впервые были изданы правила составления сметы по росписи, улучшен контроль и на каждый год министерством финансов стал составляться проект росписи. Этот проект рассматривался и уточнялся в государственном совете и окончательно утверждался императором. В это же время началась публикация бюджета.
В 1906 году были изданы правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России, а государственный бюджет принял окончательное оформление.

Понятие государственной казны, включающей в себя государственные денежные средства, золотой запас, валютные средства, казенные земли, природные ресурсы и иное имущество, широко употреблялось в дореволюционном русском гражданском праве. Советское гражданское право исключило понятие государственной казны из гражданского законодательства. Государственная собственность была провозглашена основной формой социалистической собственности, являющейся достоянием всего советского народа 1 . При этом государство исходило из позиции закрепления основной доли государственной собственности за государственными предприятиями. В этой связи управление государственной собственностью (за исключением средств государственных бюджетов всех уровней) большей часть сводилось к регулированию хозяйственной деятельности государственных предприятий, осуществляемого на основе долгосрочного планирования. Лишь природные ресурсы (земля, ее недра, воды и леса) продолжали находиться в непосредственном управлении государства в лице уполномоченных органов и могли бы быть отнесены к современному определению государственной казны. Порядок управления данной частью государственной собственности был подробно регламентирован нормами соответствующего законодательства.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА

денежные средства государственного бюджета.

  • - железный ящичек, ларец с казною, знак чея, позже замененный Книгой...

    Топонимический словарь Амурской области

  • - 1. . Чулан в сенях русской избы, ограниченный перегородкой. 2. Кухонная часть в избе татар-мишарей...

    Архитектурный словарь

  • - см. Узел стопорный...

    Морской словарь

  • - денежные средства государственного бюджета...

    Экономический словарь

  • - 1) финансовые ресурсы государства, централизованные государственные источники финансов; 2) хранилище денег и драгоценностей правителей, королей, царей, монастырей в историческом прошлом...

    Экономический словарь

  • - государство, как носитель определенных прав и обязанностей; отсюда казенный - принадлежащий государству...

    Справочный коммерческий словарь

  • - Хранилище денег, драгоценностей и других материальных ценностей ханов, королей, царей великих и удельных князей, монастырей и др. В условиях централизованных государств - совокупность финансовых ресурсов...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - денежные средства государственного бюджета. См. т.ж. КАЗНА...
  • - см. Казна...

    Энциклопедия юриста

  • - часть государственного или муниципального имущества, не закрепленная за государственными предприятиями и учреждениями...

    Энциклопедия юриста

  • - тюрк. устар. ценности, имущество, принадлежащие государству или организации. В Др. Руси всякого рода движимое имущество, коллективное или частное, место для хранения ценностей...

    Политология. Словарь.

  • - ценности, имущество, принадлежащие государству или организации; место для хранения ценностей...

    Современная энциклопедия

  • - см. Казна...

    Словарь юридических терминов

  • - ...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. казна...

    Большой юридический словарь

  • - см. Государственная собственность...

    Большой юридический словарь

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА" в книгах

Разряд и Казна

Из книги Борис Годунов. Трагедия о добром царе автора Козляков Вячеслав Николаевич

Разряд и Казна Верховное положение Бориса Годунова во власти отнюдь не нарушило рутину приказного учета. Имя каждого боярина заносили в начало боярских списков в соответствии с его происхождением. Служилые люди могли не согласиться даже с царским указом и подавать

Царская казна

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Царская казна У царя была собственная казна, к которой никто не имел доступа. Каждый год казна пополнялась. Но была еще и расходная казна для чрезвычайных расходов. В этой казне было много драгоценностей и особенно жемчуга.Все дары, получаемые от послов, оставались в

7. Казна запорожцев в Ростове-на-Дону?

Из книги Современные страсти по древним сокровищам автора Аверков Станислав Иванович

7. Казна запорожцев в Ростове-на-Дону? А далее была Октябрьская революция, затем Гражданская война. Она разметала акционеров по всему свету. Вместе с ними исчезла и карта.В тридцатые годы развернулось на восточной окраине Нахичевани гигантское строительство комбайнового

Монастырская казна

Из книги автора

Монастырская казна История эта началась достаточно давно, когда только зарождалась кладоискательская контора, формировался коллектив, а я был молод, горяч и относился к поиску порой бесшабашно. Разумеется, как и в каждой субкультуре, как у альпинистов есть, например,

Белая казна

Из книги Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях автора Забелин Иван Егорович

Белая казна 108. Книги государеве Кадашевской слободе дворовые и деловые целых дел и полудел и четверти дел, кто на чом живет и какое Государево (дело) кто делает, 139 года.(Следует перепись дворов, а затем общий счет:)И всех дворов: В Перепелкине улице: 3 двора на целых делех; 2

2. Казна и казначеи

Из книги «Вдовствующее царство» [Политический кризис в России 30–40-х годов XVI века] автора Кром Михаил Маркович

2. Казна и казначеи Выделение Казны из дворцового хозяйства великого князя, по мнению исследователей, заметно уже с середины XV в., но непрерывные сведения о деятельности казначеев появляются с начала 1490-х гг. С тех пор в течение более полувека эту должность занимали

Казна

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Казна Золотовалютный резерв за 5 лет увеличился в 9,2 раза! ВВП за 5 лет вырос на 43 %. Это невиданные темпы.«Мы заработали столько, чтобы создать определенный запас. Без него нельзя». А. Г. Лукашенко1991 год. После разрыва Руси («СССР») на части началось резкое падение

Казна русской 10-й армии

Из книги 100 великих тайн России XX века автора Веденеев Василий Владимирович

Казна русской 10-й армии В годы Первой мировой войны, случалось, бесследно, удивительным и загадочным образом исчезали огромные денежные средства и фантастические сокровища. ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛА СИВЕРСАВ начале 1915 года русские войска вновь сильно ударили по

Государственная казна

автора Автор неизвестен

Государственная казна см. Казна.

Казна

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Казна КАЗНА - часть государственного или муниципального имущества, не закрепленная за государственными предприятиями и учреждениями. К. - нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами-несобственниками имущество, Непосредственно

Казна

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Казна Казна – в древности так назыв. у нас запасы всякой домашней рухляди, драгоценных камней, денег и проч. Отсюда выражения: К. домовая, К. постельная, К. золотая, серебряная и проч. Преимущественно, однако, название К. давалось имуществу нечастному: К. государева,

Казна

БСЭ

Казна княжеская

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Постельная казна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

75. Королевская казна

Из книги Картины Парижа. Том I автора Мерсье Луи-Себастьен

75. Королевская казна Так как в настоящее время все находится в руках короля, то в казну стекаются деньги со всего королевства, а в силу многочисленности податей каждая шестиливровая монета совершает свое путешествие по наклонной плоскости в течение каких-нибудь