Больничный лист

Разъяснения судов по спорным вопросам договора осаго (зобова е.п.). Переуступка права на получение страховой выплаты

по выплате страхового возмещения ущерба причиненный в дорожно-транспортном происшествии Гр. , паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Цедент », с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Цессионарий », с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор », о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Цедент уступает, а Цессионарий принимает в полном объеме право требования к , именуемому в дальнейшем «Должник» право требование на получение исполнения обязательств по выплате страхового возмещения в связи с наступившим страховым случаем, а именно – ущербом причиненный Цеденту в дорожно-транспортном происшествии, повреждением автомобиля , государственный регистрационный знак , имевшим место «»2018 года, по адресу: .

2. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

2.1. Договор вступает в силу со дня подписания настоящего договора и действует до полного исполнения обязательств Сторонами по отношению друг к другу в соответствии с п.3 настоящего договора.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Цедент обязуется:

3.1.1. Передать Цессионарию все необходимые документы, удостоверяющие его право требования: .

3.1.2. Сообщить Цессионарию все иные сведения, имеющие значение для осуществления Цессионарием своих прав по перешедшему к нему требованию, в том числе обо всех возражениях Должника против требований Цедента.

3.1.3. Письменно уведомить Должника о состоявшемся переходе прав требования по Договору в срок до «»2018 года, о чем незамедлительно должен сообщить Цессионарию. Уведомления осуществляются путем направления заказного почтового отправления с уведомлением о его вручении адресату.

3.2. Цессионарий обязуется:

3.1.1. Оплатить сумму Договора, указанную п.4.1 Договора, в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.

3.1.2. Принять от Цедента все необходимые документы, удостоверяющие право требования Цедента к Должнику в порядке, предусмотренном Договором.

4. СУММА ДОГОВОРА

4.1. Цессионарий уплачивает Цеденту в порядке и на условиях определенных Договором денежную сумму в размере рублей.

5. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

5.1. В срок до «»2018 года Цедент передает Цессионарию документы, указанные в п.3.1.1 Договора, по Акту приема-передачи документов (Приложение № к Договору), являющемуся неотъемлемой частью Договора.

5.2. Оплата по Договору осуществляется в порядке, предусмотренном «Графиком платежей» (Приложение № к Договору), являющимся неотъемлемой частью Договора.

5.3. Способ оплаты по Договору: передача Цессионарием наличных денежных средств Цеденту.

5.4. Обязанности Цедента по Договору считаются исполненными со дня уведомления Должника об уступке прав требования по Договору при условии передачи Цессионарию всех необходимых документов, подтверждающих права требования Цедента к Должнику.

5.5. Обязанности Цессионария по Договору считаются исполненными со дня осуществления Цессионарием оплаты по Договору.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору в соответствии с Договором и законодательством Российской Федерации.

6.2. Неустойка по Договору выплачивается только на основании обоснованного письменного требования Сторон.

6.3. Цедент, уступивший требование, отвечает перед Цессионарием за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования Должником.

6.4. При нарушении Цессионарием сроков оплаты, установленных Договором Цессионарий выплачивает Цеденту пени в размере % от суммы долга за каждый день просрочки платежа, но не более % от суммы долга.

6.5. При нарушении Цедентом обязанностей по передаче документов, указанных п.3.1.1 Договора, Цедент выплачивает Цессионарию пени в размере % от суммы Договора, указанной п.4.1 Договора, за каждый день просрочки, но не более % от суммы долга.

7. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

7.1. Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон, а также в одностороннем порядке по письменному требованию одной из Сторон по основаниям, предусмотренным Договором и законодательством.

7.2. Расторжение Договора в одностороннем порядке производится только по письменному требованию Сторон в течение календарных дней со дня получения Стороной такого требования.

7.3. Цедент вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке только в случае невыполнения Цессионарием п.3.2.1 Договора.

7.4. Цессионарий вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке в случае невыполнении Цедентом п.3.1.1 Договора.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ИЗ ДОГОВОРА

8.1. Претензионный порядок досудебного урегулирования споров, вытекающие из условий (обязательств) настоящего Договора является для Сторон обязательным.

8.2. Претензионные письма направляются Сторонами нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении последнего адресату по местонахождению Сторон, указанным в п.12 Договора.

8.3. Направление Сторонами претензионных писем иным способом, чем указано в п.9.2 Договора не допускается.

8.4. Срок рассмотрения претензионного письма составляет рабочих дней со дня получения последнего адресатом.

8.5. В случае невозможности разрешения спора путем переговоров или при отсутствии желания любой из Сторон проводить переговоры, каждая Сторона вправе передать спор на рассмотрение в Арбитражный суд , за исключением подсудности судам общей юрисдикции.

9. ФОРС-МАЖОР

9.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по Договору в случае, если неисполнение обязательств явилось следствием действий непреодолимой силы, а именно: пожара, наводнения, землетрясения, забастовки, войны, действий органов государственной власти или других независящих от Сторон обстоятельств.

9.2. Сторона, которая не может выполнить обязательства по Договору, должна своевременно, но не позднее календарных дней после наступления обстоятельств непреодолимой силы, письменно известить другую Сторону, с предоставлением обосновывающих документов, выданных компетентными органами.

9.3. Стороны признают, что неплатежеспособность Сторон не является форс-мажорным обстоятельством.

10. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

10.1. Стороны не имеют никаких сопутствующих устных договоренностей. Содержание текста Договора полностью соответствует действительному волеизъявлению Сторон.

10.2. Вся переписка по предмету Договора, предшествующая его заключению, теряет юридическую силу со дня заключения Договора.

10.3. Стороны признают, что если какое-либо из положений Договора становится недействительным в течение срока его действия вследствие изменения законодательства, остальные положения Договора обязательны для Сторон в течение срока действия Договора.

10.4. Договор составлен в 2-х подлинных экземплярах на русском языке по одному для каждой из Сторон.

11. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Цедент Регистрация: Почтовый адрес: Паспорт серия: Номер: Выдан: Кем: Телефон:

Цессионарий Юр. адрес: Почтовый адрес: ИНН: КПП: Банк: Рас./счёт: Корр./счёт: БИК:

12. ПОДПИСИ СТОРОН

Цедент _________________

Цессионарий _________________

  • Договор финансовой аренды транспортного средства

    Договор лизинга

    Образец договора финансовой аренды (лизинг) транспортного средства, заключаемый между юридическими лицами.

    1. Предмет договора
    2. Передача предмета лизинга
    3. Право собственности, балансовый учет, амортизация предмета лизинга и регистрация в органах гибдд
    4. Лизинговые платежи
    5. Условия использования предмета лизинга
    6. Переход к третьим лицам прав и обязанностей по настоящему договору
    7. Инспектирование
    8. Риск случайной гибели предмета лизинга, последствия его утраты или повреждения
    9. Страхование
    10. Обеспечение исполнения сторонами принятых на себя обязательств
    11. Ответственность в случае ненадлежащего исполнения сторонами принятых на себя обязательств
    12. Бесспорное списание денежных средств
    13. Прекращение и расторжение договора
    14. Судьба предмета лизинга при прекращении договора
    15. Предоставление информации
    16. Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы)
    17. Срок действия договора и порядок изменения договора
    18. Разрешение споров
    19. Предшествующая переписка
    20. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон
    21. Подписи сторон
    • знаков
    • страниц
  • Договор страхования профессиональной ответственности

    Договор оказания услуг

    Образец договора страхования профессиональной ответственности, заключаемый между юридическими лицами.

    1. Предмет договора
    2. Страховые случаи
    3. Страховая сумма, лимиты ответственности, франшиза
    4. Страховая премия
    5. Права и обязанности сторон
    6. Порядок и условия осуществления страховых выплат
    7. Срок действия договора
    8. Порядок прекращения и изменения договора страхования
    9. Двойное страхование
    10. Разрешение споров
    11. Юридические адреса и платежные реквизиты сторон
    12. Подписи сторон
    • знаков
    • страниц

Страхователь имеет право переуступить свои права требования к страховой компании, заключив договор цессии, если это не противоречит договору страхования. Таково мнение ВС РФ, как следует из недавнего определения, вынесенного по делу, связанному со страхованием автомобиля по каско в компании «Согласие».

Автовладелец, застраховавший свой автомобиль, обратился в страховую компанию за выплатой спустя полгода после ДТП, а еще через месяц уступил свое право требования к страховщику по договору цессии третьему лицу. Получивший таким образом право требования гражданин обратился в суд. Суд первой инстанции удовлетворил его иск и взыскал со страховой компании возмещение. Страховщик не согласился с этим решением и обратился в суд апелляционной инстанции, который отменил решение о взыскании, указав в своем определении, что при переуступке права требования произошла смена выгодоприобретателя, не допускаемая ст. 956 ГК РФ. После этого Верховный суд РФ получил жалобу на это решение и отменил его.

В своем определении ВС РФ указал, что для перехода к другому лицу прав кредитора согласия должника не требуется, если иное не предусмотрено законом или договором. Гражданский кодекс позволяет страхователю заменить выгодоприобретателя другим лицом, письменно поставив об этом в известность страховщика. Замена выгодоприобретателя не может производиться после того, как страхователь предъявил страховщику требование о выплате, однако указанная статья ГК РФ не содержит каких-либо положений относительно возможности замены выгодоприобретателя в результате гражданско-правовых сделок страхователя, пояснил ВС РФ.

«В связи с этим страхователь, оставаясь выгодоприобретателем по договору страхования, не лишен права заменить себя другим лицом, заключив договор цессии, если это не противоречит договору страхования», - сообщается в определении высшей судебной инстанции. Поскольку противоречий уступки прав требования договору страхования апелляционным судом установлено не было, ВС РФ отменил его решение, отправив дело на новое рассмотрение.

Ранее Российский союз автостраховщиков (РСА) заявил, что лица, перекупающие у страхователя права требования к страховой компании, часто злоупотребляют ими для реализации своих мошеннических схем в суде.

«На лазейках в законодательстве построен целый бизнес недобросовестных автоюристов», - сказал глава РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс в начале сентября, комментируя проект поправок в закон об ОСАГО, которые РСА передал в Банк России и Минфин. Несмотря на то что основной удар автоюристы наносят в ОСАГО, другие виды автострахования также страдают от их деятельности.

В сентябре РСА среди прочего предложил изменить систему компенсационных выплат из фонда Союза, из которого идут возмещения по полисам ОСАГО обанкротившихся или лишенных лицензий страховых компаний, запретив потерпевшему перепродавать посредникам свое право на компенсационную выплату. Согласно предложенным тогда РСА поправкам это право могло бы переходить лишь к наследникам потерпевшего или страховой компании, получившей его в порядке суброгации (после возмещения вреда).

До настоящего времени права потерпевших передавать свое право требования страхового возмещения в автостраховании никаким образом не ограничены. Согласно Гражданскому кодексу право требования не может быть ограничено в обороте: обладающий им человек имеет право реализовать его сам, может его простить, подарить или переуступить. Оборот права по закону ограничен только в специально оговоренных случаях. Так, нельзя уступить право на получение алиментов. Еще одно исключение сделано для Агентства по страхованию вкладов (АСВ): по обязательствам, где личность кредитора (в данном случае вкладчика) имеет существенное значение, уступка права не допускается согласно п. 2 ст. 288 ГК РФ.

Страховщики считают, что подобное исключение должно быть оговорено и для договоров страхования, ОСАГО прежде всего. Страховые компании уверены, что из выросшей средней выплаты половина приходится на деньги, уходящие автоюристам, а страхователям достается та же сумма в 22 000-24 000 руб., что и несколькими годами раньше.

Со своей стороны, автострахователи и юристы считают, что ограничение права на заключение договоров цессии выгодно страховым компаниям и невыгодно их клиентам. Передача прав требования к страховщику автоюристам позволяет последним объединять несколько дел в одно и добиваться взыскания с меньшими издержками, чем если бы этим занимался каждый страхователь в одиночку.

В то же время, возражают страховщики, в перспективе деятельность автоюристов оказывается для автолюбителей невыгодной, так как вынуждает страховщиков каско задирать тарифы, а страховщиков ОСАГО - уходить из «токсичных» регионов, где деятельность автоюристов особенно распространена, в связи с убыточностью бизнеса.

В рамках обязательного страхования имущественных прав по гражданской ответственности автовладельцы получают послабление на случай аварии. Пострадавшей стороне полагается компенсация стоимости ремонта транспортного средства, также она может вытребовать деньги на собственное лечение (если были травмы, повреждения). Но не всегда страховщик выполняет свои обязательства в полном объеме и в соответствии с законом.

Если претендент на выплату не желает сам заниматься тяжбой по подаче жалоб и судебных исков, чтоб получить страховые выплаты, то он может перепродать свои права третьему лицу. Делается это в рамках специального соглашения. Как правильно оно называется, какой бланк для оформления используется, при каких условиях и на каких основаниях он заключается, смотрите ниже.

Общие понятия


Договор цессии – договоренность переуступки прав на компенсационную выплату третьему лицу – гражданину или компании. В итоге новый собственник сам будет добиваться выплаты, а первоначальный страхователь сразу получает основную сумму долга. Сумму может варьировать в рамках 70-90%, все зависит от договоренности. Особенности оформления этого соглашения регламентированы ст. 382 ГК.

Договор цессии не предусматривает перекупку прав на возмещение вреда здоровью, по ОСАГО можно проводить уступку на имущественные права.

Преимущества соглашения

Основная выгода договора цессии для страхователя – возможность ограничить себя от тяжбы, связанной с судебными разбирательствами со страховой фирмой. Второй значимый плюс – быстрое получение денег (2-3 дня) и возможность проведения скорого восстановления авто. Конечно, всю полагающуюся сумму претендент не получит, но учитывая то сколько времени и денег уходит на судебные разбирательства, страхователи соглашаются на такой вариант.

Выгоды для второй стороны – прибыль в виде разницы от суммы, которую они могут вытребовать со страховой конторы и той, что они выплачивают клиенту.

Когда нужно прибегнуть к договору цессии

Соглашение цессии – возможность отстраниться от разбирательств со страховой фирмой. Случаи, в которых возникает такая необходимость, перечислим ниже:

  1. Последовал отказ выплате. Страховщик не всегда использует законные основания для отказа. Список случаев, которые не подходят под категорию страховых, предусмотрен в ст. 6 ФЗ «Об ОСАГО». Во всех других ситуациях потерпевшей стороне полагается возмещение вреда.
  2. Факт наличия страхового случая и права на компенсацию нужно доказывать в суде. Судебному разбирательству предшествует еще один шаг – обращение с жалобой к страховщику.
  3. Затягивание сроков. Закон предусматривает 20-ти дневной срок на рассмотрение заявки. Но как показывает практика, не всегда компании выполняют обязательства своевременно. А деньги на ремонт требуются быстро.
  4. Компания, оформлявшая полис прекратила существование. Ее могли лишить лицензии/признать банкротом.

Условия заключения сделки

Уступка прав на долг от страховой компании может происходить лишь при определенных условиях:

  • сторона, уступающая права – прямой владелец автомобиля;
  • на момент аварии управление ТС осуществлял собственник авто, его законный представитель (если он вписан в автограждану);
  • страховик имеет на руках действующий полис;
  • претендент на уступку имеет все документы, которыми подтверждается факт наличия страхового случая;
  • продавец прав уже инициировал процесс возмещения, подавая в страховую фирму все необходимые документы;
  • уже проведена официальная экспертиза по оценке ущерба;
  • проведение предварительного осмотра битого автомобиля, стороной принимающей права;
  • анализ данных, полученных от страховщика;
  • расчет суммы ущерба.

На заметку! Клиенту не требуется согласия страховой конторы на переуступку прав. Но уже после подписания сделки нужно уведомить фирму о смене владельца прав.

Правила оформления договора

К соглашению цессии предъявлены все те же требования, которым соответствует гражданский договор. Рассмотрим, какие обязательные сведения нужно внести в соглашение, а также как выглядит образец такого документа.

В данный документ нужно включить пункт о передаче страховиком прав конкретной фирме-цессионарию. Следует конкретизировать, что проводится уступка права на компенсацию выплаты суммы страхового возмещения урона, а еще на возмещение издержек в судебном процессе (госпошлина), штрафных санкций.

Стоит отметить, что за каждый день задержки выплаты, который следует по истечении положенных 20 дней, начисляется 0.5 % на общую сумму долга. В итоге страховщик вынужден будет выплатить компенсацию + штраф за ее задержку. Двадцатидневный период не включает в себя праздничные, выходные дни. Вычитаются именно рабочие периоды.

В договор цессии нужно включить такие сведения:

  1. Информация о стороне, уступающей права:
  • сведения из паспорта (номер, серия, кем и когда выдан, адрес регистрации, дата рождения);
  • реквизиты страхователя.
  1. Информация по действующему договору. Нужно включить полное наименование компании, реквизиты актуального полиса.
  2. Информация о покупателе прав:
  • полное наименование фирмы;
  • адрес;
  • контактная информация.
  1. Сведения о страховом случае. Нужно конкретизировать когда, на каком месте, при каких обстоятельствах имела место авария.
  2. Сумма страховой выплаты.

Обратите внимание! К стандартному договору нужно прикладывать соглашение, которым определяется размер стоимости передаваемых прав.

Заслуживает внимания пометка «денежные средства выплачены в счет возмещения ущерба». Наличие такой записи освобождает страхователя от уплаты подоходного налога.

Перечень документов, которые нужно приложить к соглашению:

  • протокол о факте происхождения административного правонарушения, если авария оформлялась с участием полиции;
  • справка о ДТП, ее нужно затребовать в отделении автоинспекции после полного оформления аварии;
  • извещение о происшествии, если водители сами документировали ситуацию;
  • заключение об оценочной экспертизе, которая проводилась для определения уровня ущерба;
  • предварительный расчет компенсационной суммы;
  • уведомление страховой фирмы об отказе в выплате, которая должна быть на руках у заявителя (если уже принято решение);
  • платежные документы, которыми подтверждается погашение части долга от страховой, если выплаты уже производились (выписки со счета, банковские уведомления, платежки);
  • копия письменной претензии, если сторона уже успела самостоятельно отправить этот документ страховщику.

Отправка претензии страховой – обязательный досудебный способ урегулирования спорной ситуации.

Также покупатель прав может потребовать от второй стороны:

  • копию полиса;
  • копию водительских прав;
  • копию документа, которым подтверждается право собственности на автомобиль.

Выбор компании

К выбору цессионария (фирма, которой передаются права) нужно отнестись ответственно. От надежности компании зависит качество сотрудничества, уровень компенсации. При ее выборе нужно учесть такие моменты:

  1. Перекупка прав не должна происходить в день обращения. Если это надежная компания, то она проведет ряд обязательных процедур – осмотр автомобиля, изучение результатов экспертизы, рассмотрение документов.

Тот факт, что представитель компании подталкивает вас на скорое подписание договора, должно настораживать. Либо фирма занимается мошеннической деятельностью, либо вам предложат очень низкий процент от суммы компенсации.

  1. Оценка битого авто должна производиться экспертами, при помощи специального оборудования. Если вам предлагают оценку на глаз, то, скорее всего, просто хотят снизить сумму возмещения.
  2. Осторожно нужно вести себя с представителями фирмы, которая предлагает стопроцентное возмещение. Компания не может лишить дохода в виде разницы между выплаченной клиенту и полученной от страховщика суммой. И если она «жертвует» своим заработком, то, по всей видимости, имеет место мошенничество и вас могут оставить и без компенсации, и без прав на нее.

Здравствуйте, я потерпевший по ДТП, мне разбили машину и могу обратиться в страховую компанию, но у меня нет времени для оформления документов и получения денег. Мне предложили выкупить этот долг страховой компании по какому-то договору уступки требования. Что это значит и можно так оформить по закону?

  • Вопрос: №1512 от: 2015-02-03.

Здравствуйте, по существу Вашего вопроса сообщаем следующее:

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ (далее - ФЗ «Об ОСАГО») договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

В силу п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 2 (далее - Постановление Пленума ВС РФ) права потерпевшего (выгодоприобретателя) по договору обязательного страхования могут быть переданы другому лицу только в части возмещения ущерба, причиненного его имуществу при наступлении конкретного страхового случая в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (статья 383 ГК РФ). Передача прав потерпевшего (выгодоприобретателя) по договору обязательного страхования допускается только с момента наступления страхового случая. Права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, а также право на компенсацию морального вреда и процессуальные права потребителя не могут быть переданы по договору уступки требования (статья 383 ГК РФ).

Итак, по договору ОСАГО возможна передача требований, носящих имущественный характер. Передача права на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсация морального вреда запрещена Гражданским кодексом.

В соответствии п. 23 Постановления Пленума ВС РФ договор уступки права на страховую выплату признается заключенным, если предмет договора является определимым, т.е. возможно установить, в отношении какого права (из какого договора) произведена уступка. При этом отсутствие в договоре указания точного размера уступаемого права требования не является основанием для признания договора незаключенным (п. 1 ст. 307, п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 384 ГК РФ).

Согласно п. 24 Постановления Пленума ВС РФ при переходе прав выгодоприобретателя (потерпевшего) к другому лицу (например, уступка права требования, суброгация) передаются не только права, но и обязанности, связанные с получением страхового возмещения. К приобретателю переходит обязанность уведомить о наступлении страхового случая страховую компанию, обязанную осуществить страховую выплату в соответствии с Законом об ОСАГО, подать заявление о страховой выплате с приложением всех необходимых документов, направить претензию, если эти действия не были совершены ранее выгодоприобретателем (потерпевшим).

Итак, имущественные требования по договору ОСАГО возможно передать 3-му лицу. Для совершения данного действия составляется договор передачи права требования. Главное, чтобы в договоре уступки права требования было определено в отношении какого права проводится уступка. При этом к лицу переходят как право имущественного требования, так и все обязанности, связанные с данным требованием.

В таком договоре необходимо указать, на само уступаемое право и желательно указать сумму ущерба имуществу, в отношении которой будет предъявлено требование к страховой компании.

Реализуя и развивая концепцию рыночной экономики, преследуя цели и выполняя требования вступления России во Всемирную торговую организацию, был принят Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Основной целью принятия данного закона является защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. В пояснительной записки к проекту закона, говорилось о низком количестве споров доходящих до рассмотрения в суды, и малом количестве реально возмещенного вреда по вынесенным судебным решениям . На фоне высоких показателей аварийности на дорогах России, это приводило к значительному материальному ущербу экономике страны в целом. Поэтому был необходим механизм, позволявший быстро восстанавливать ущерб, в большинстве случаев аварий на дорогах.

Появление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, породило новые общественные отношения, и дало развитие новому приложению сил, знаний и умений для юристов, в народе получивших название «автоюрист». Большое количество автолюбителей в России прибегают к их услугам. Услуги предлагаемые «автоюристами» в подавляющем большинстве случаев лежат в определенных рамках: во первых, речь идет только об имущественном ущербе, в силу прямого запрета, уступать права по договору цессии связанные с компенсацией вреда жизни и здоровью потерпевшего . Во вторых, размер данного ущерба ограничен предельным значением сумм страховой выплаты по договору ОСАГО. В этих рамках деятельность «автоюристов» имеет для них выгоду и допустима законодательством. Именно такие дорожно-транспортные происшествия составляют большую часть от всех происходящих.

Недовольство страховщиков, появлением таких посредников, вылилось в попытки на законодательном уровне ограничить их возможности участия в спорах со страховщиками по возмещениям из договоров ОСАГО. Аргументируя свое недовольство, страховщики указывали на мошенничество со стороны таких посредников, наносящее существенный материальный ущерб страховым компаниям и компенсационному фонду Российского союза автостраховщиков (РСА). Влекущее в конечном итоге увеличение стоимости услуг по страхованию для потребителей, а также не получение потерпевшими всей возможной причитающейся им суммы, при обращении к посреднику, что в итоге ухудшает их положение. Для страховых компаний появление «автоюристов» стало настоящим «бичом». В этом противостоянии, развернувшемся в судах России, цессия, являясь наиболее распространенным в практике работы «автоюристов» вариантом оформления отношений с автовладельцами, стала той юридической конструкцией, которая подвергалась «бомбардировки» в ходе судебных разбирательств по самым различным основаниям. Уровень противостояния достиг своей вершины в 2014 году, при рассмотрении поправок в закон об ОСАГО в Государственной думе РФ. На применение этого института гражданского права были направлены попытки запрета либо ограничения в отдельно взятом сегменте экономики. Проект поправок в закон об ОСАГО, был внесен Правительством Российской Федерации, при поддержке Минфина РФ и РСА. В рамках проекта остро обсуждался вопрос о запрете на уступку права (требования) из обязательств по договорам ОСАГО . Сразу необходимо сказать, что данные поправки не были приняты, но прецедент направленный на ограничение, на взгляд автора, в первую очередь прав потерпевших, имел место и дал возможность пересмотреть роль такого института гражданского права, как уступка права (требования) в системе защиты прав и интересов граждан России. С точки зрения положительных моментов, порожденных данной ситуацией, несомненно, следует отметить накопление практического материала по применению, востребованной, активно используемой цессии, основанием которой служат обязательства, возникшие из договоров ОСАГО. Это, в свою очередь, привело к выявлению значимых и требующих определенности условий и критериев её применения, которые рассматривались как на высшем законодательном, так и на правоприменительном уровне.

Как это не парадоксально, деятельность «автоюристов», в конечном итоге служит основным целям закона об ОСАГО, и позволяет реализовывать идеи, лежащие в основе его принятии, ущерб потерпевшему возмещается и быстро. Поэтому попытки страховых компаний «убрать с рынка «автоюристов», обвиняя их в поголовном мошенничестве, не будут способствовать нормализации обстановки для конечных потребителей страховых услуг, никоим образом не облегчат их положения, а лишь создадут излишние ограничения распоряжаться своими правами в рамках обязательства по страхованию своей гражданской ответственности. Такие ограничения направлены на снижение нагрузки на сами страховые компании, ведь совершенно ясно, что противостоять профессионалам «автоюристам», выгода которых в том и состоит, значительно сложнее, чем автовладельцу не разбирающемуся во всех тонкостях правоотношения.

В противовес позиции страховщиков выходит – спрос, со стороны автовладельцев на услуги «автоюристов». Несложно, поставив себя на место такого автовладельца, определить житейские обстоятельства, в силу которых предложения «автоюристов» выгодны. Для собственника или владельца автомобиля попавшего в дорожно-транспортное происшествие, на первое место выходит скорейшее восстановление поврежденного имущества, что совпадает с целями принятого закона об ОСАГО. Формализованная процедура общения со страховой компанией, которая обязывает страхователя совершать ряд действий и предоставлять пакет документов, большой объем нормативно-правовых актов регулирующих отношения, сроки выплат, требуют от владельца временных и материальных затрат, соответствующего уровня знаний своих прав и обязанностей, зачастую которыми он не располагает. Предложения со стороны «автоюристов» выглядят значительно менее обременительными, а срок получения денежных средств, практически в день обращения. Обратившемуся автовладельцу остается «взвесить» возможность восстановить поврежденное транспортное-средство, за предложенную «автоюристом» сумму, и как показывает практика предложенная сумма устраивает. При этом, нет необходимости: тратить свое время и средства на процедуру получения страховой выплаты; есть возможность в короткие сроки восстановить транспортное-средство и продолжить его использование; немаловажно психологически «комфортное» состояние для владельца в такой ситуации, поскорее «решить» и забыть, и не заниматься несвойственным для себя родом деятельности, вникать в юридические вопросы возникающие по урегулированию сложившейся ситуации.

Выбор становится очевидным, тем более что размер реально причиненного ущерба, который зачастую предстоит узнать, не явен, а для проведения оценки у независимого эксперта придется нести расходы на оплату его услуг. Все отрицательные моменты с лихвой компенсируются. Спрос на услуги «автоюристов», порожден обстоятельствами, в которые поставлен потребитель в такой ситуации самим страховщиком, не стремящимся способствовать быстрому и комфортному, для страхователя или выгодоприобретателя, разрешению проблемы. В таких обстоятельствах, пытаться запретить уступить право (требования) к страховой компании, явно направлено на защиту интересов страховщиков, в ущерб свободе потерпевших распоряжаться своими правами. Свобода в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, закреплена в Основных началах гражданского законодательства . Принципы на которых строятся гражданско-правовые отношения в современной России, закрепляют максимальную свободу действий субъектов в экономической сфере. Каждый, преследуя собственную выгоду и интерес, волен распоряжаться принадлежащими ему благами по своему усмотрению, свободен в установлении своих прав и обязанностей на основе договора, конечно не выходя за рамки императивов. Каждому гарантируется защита прав и законных интересов. Видимо, эти базовые начала сыграли свою роль в не принятии поправок исключающих уступку права (требования) из обязательств по договорам ОСАГО.

Для реализации передачи права требования, «автоюристы» используют договор цессии. Такая передача права является сделкой-уступкой права (требования), или на юридическом языке - цессия. Регулируются эти отношения Главой 24 ГК РФ Перемена лиц в обязательстве. Уступка права (цессия) - это сделка, по которой одна сторона (цедент) передает другой стороне (цессионарию) право требования, возникшее на основании обязательства. Массовое использование «автоюристами» института уступки права, применительно к обязательствам из договоров страхования гражданской ответственности, дало обширную судебную практику, которая складывалась противоречиво. Слабым звеном, в позиции нового кредитора предъявившего требования о возмещении к страховой компании становятся основания, в силу которых он приобрел такое право. Договор цессии порождает для «автоюриста» вероятность его оспаривания со стороны страховой компании и признание его недействительным, либо ничтожным. Поэтому заключая такой договор, следует учитывать предъявляемые к нему требования и ограничения. Для достижения единообразия судебной практики Пленум Верховного Суда своим Постановлением определил условия, при которых допускается передача права на получение страховой выплаты другому лицу, в частности: передача прав потерпевшего по договору обязательного страхования допускается только с момента наступления страхового случая, только в части возмещения ущерба, не могут быть переданы права на возмещение вреда жизни и здоровью, а также право на компенсацию морального вреда и процессуальные права потребителя, уступка допустима и после предъявления требования к страховщику о выплате страхового возмещения, уступка прав допускается в части, не прекращенной исполнением, в договоре уступки должно быть определено, в отношении какого права (из какого договора) произведена уступка, отсутствие точного размера уступаемого права не является основанием для признания такого договора незаключенным, передаются не только права, но и обязанности, связанные с получением страхового возмещения (в частности, по уведомлению страховой компании о наступлении страхового случая, подаче заявление о страховой выплате и т.п.); В случае уступки прав на получение страховой выплаты к новому кредитору переходит и право требовать уплаты неустоек и штрафов. Право на взыскание со страховщика штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего, в размере 50 % от неуплаченной суммы, предусмотренного статьей 16.1 закона об ОСАГО, не может быть передано юридическому лицу до момента вынесения судом решения о его взыскании.

С учетом выработанных условий и критериев, «выстоявшая» в этом противостоянии цессия, приобретает ряд специфических черт в рамках обязательств из договоров ОСАГО, что дает ей определенный «запас прочности», как юридической конструкции, способствуя её закреплению в качестве основного инструмента в оформлении отношений между «автоюристами» и заинтересованными в их услугах лицами, имеющими право на возмещение ущерба страховщиком.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. [Электронный ресурс] /СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http: www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 20.03.2016 года).

2. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http: www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 20.03.2016 года)

3. Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http: www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 21.03.2016 года).

4. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" внесен Правительством Российской Федерации. Принят Государственной Думой в первом чтении 19 апреля 2014 года. [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http: www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 21.03.2016 года).

5. Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 января 2015 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании владельцев транспортных средств». [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http: www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 20.03.2016 года