Прием на работу

Уровни риска чс. Риски возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Наименование поражающего фактора природной ЧС

15.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Общие положения

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Источник чрезвычайной ситуации, источник ЧС – опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Поражающие воздействие источника чрезвычайной ситуации, поражающее воздействие источника техногенной ЧС – негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду.

Риск возникновения чрезвычайной ситуации; риск ЧС – вероятность или частота возникновения чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.

Зона чрезвычайной ситуации; зона ЧС – территория или акватория , на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Зона вероятной чрезвычайной ситуации; зона ВЧС – территория или акватория, на которой существует либо не исключена опасность возникновения чрезвычайной ситуации.

Потенциально опасный объектобъект, на котором используют, производят перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; РСЧС – объединение органов управления , сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.

К затапливаемой относится территория, расположенная в центре города по проспекту Победы.

В отдельные годы с наиболее обильными снегопадами при таянии ледников и снега в горах сток рек Берёзовой и Ольховки увеличивается в 15 раз, а в месте их слияния – в 30 раз.

Река Берёзовая имеет узкое русло на промежутке от впадения в неё р. Ольховки до р. Белая. В результате р. Берёзовая выходит из берегов на этом участке и затапливает прилегающие территории.

Наиболее крупное затопление паводковыми водами и связанное с ним наводнение произошло в июне 2002 г., когда в зоне чрезвычайной ситуации оказался 371 человек.

Материальный ущерб от наводнения составил 721 млн. руб.

Подобные наводнения случаются здесь раз в 10 лет.

Из опасных геологических процессов, представляющих риск возникновения чрезвычайных ситуаций, на территории городского округа возможны землетрясения силой до 8-9 баллов, крупные оползни, грязекаменные потоки, обвалы, эрозия, просадки, подтопление, химическое и физическое выветривание и т. д.

Землетрясения. Город-курорт Кисловодск находится в сейсмоактивной зоне.

Практически вся территория города относится к 8-9 балльной сейсмической зоне . За счет постоянного снижения прочности грунтов, слагающих верхнюю часть геологического разреза, сейсмическая интенсивность постоянно возрастает. При низких значениях прочностных характеристик грунтов оснований сооружений даже небольшие по силе сейсмические толчки могут быть причиной деформаций и разрушений различных сооружений, а также – активизации опасных геологических процессов.

Размеры зоны вероятной чрезвычайной ситуации достигают 72 км2, численность населения, попадающего в эту зону, составляет 134,2 тыс. чел.

Предполагаемые общие потери могут составить 40 тыс. чел. , безвозвратные – 1,2 тыс. чел., санитарные – 20 тыс. чел.

Получат разрушения 4 населенных пункта.

Из строя может быть выведены 6 объектов экономики.

В результате землетрясений могут подвергнуться разрушению мосты через р. Ольховая и Берёзовая, Подкумок, нарушится движение на автодорогах Кисловодск – Пятигорск, прекратится движение железнодорожного транспорта на участках дорог Кисловодск – Минеральные Воды.

Могут получить разрушения подземные и наземные коммунально-энергетические сети. Возрастет опасность комбинированного поражения населения от последствий землетрясения и выброса АХОВ в результате аварий на химически опасных объектах.

Оползни. Оползнями выводятся из хозяйственного оборота многие гектары ценных земель, кроме того, крупные активные оползни могут быть причиной разрушения зданий инженерных сооружений, представлять угрозу жизни и здоровью населения.

Под угрозой разрушений находятся более 420 частных домовладений, зданий и сооружений. Численность населения, попадающего в зону ЧС, может насчитывать 2,87 тыс. чел. Прогнозируемое количество пострадавших при оползнях может составить до 1435 чел.

Размеры зоны вероятных ЧС, связанных с оползнями, достигает 1,2 км2.

Оползни широко распространены на территории г. Кисловодска. Более 20 оползней представляют опасность для жилых домов, памятников архитектуры, санаториев, городских коммуникаций.

Оползни постоянно нарушают нормальную эксплуатацию дороги к Олимпийскому спортивному комплексу, загромождая её оползневыми массами. Для расчистки этих участков к ним специально прикреплена дорожная техника.

Катастрофические оползни-потоки в районе спорткомплекса «Олимпийский» на окраине Кисловодска произошли в гг. В настоящее время оползни не стабилизировались и по-прежнему представляют угрозу этому объекту федерального значения, который служит тренировочной базой для подготовки спортсменов.

В северо-западной части города оползни постоянно являются угрозой для трассы главного магистрального водопровода , подающего воду из р. Эшкакон.

Оползневой опасности подвергаются сейсмическая лаборатория, расположенная на склоне ручья Солнечный, санаторий Эльбрус по
ул. Профинтерна, курортная больница по ул. Хмельницкого.

На площадке строительства санаторно-курортного комплекса «Сосновый бор» после того, как за сутки выпало две месячные нормы осадков, произошло два селевых выноса и активизировалось 13 оползней. В результате вся территория комплекса оказалась заваленной грязекаменным материалом.

Особую опасность представляют оползневые явления для железнодорожной линии Минводы-Кисловодск. Подпорная стенка на участке железной дороги в черте города имеет многочисленные трещины и не обеспечивает безопасности полотна.

В результате пригрузки склона и нарушения поверхностного стока при строительстве 9-этажного дома по улице Шаумяна образовался новый оползень. Для спасения строящегося дома была запроектирована подпорная стенка в комплексе с водозащитными мероприятиями.

Движение оползневых масс привело к разрушению подпорной стенки в центре города, на пересечении ул. Куйбышева и проспекта Победы.

Крупный оползень в течение многих лет осложняет строительство санатория «Каскад».

Оползень на склоне р. Ольховка несколько десятилетий угрожает федеральному памятнику архитектуры – Музею-Усадьбе художника
.

Оползневой опасности подвергаются основное здание усадьбы, а также вспомогательные здания, где появились сквозные зияющие трещины шириной до 50 мм.

Здесь по проекту московского института «Росреставрация» был выполнен большой комплекс противооползневых мероприятий. Однако он не обеспечивает устойчивости оползневого склона.

Грязекаменные и селевые потоки нередкое явление на территории города.

Во время сильных дождей ливневые осадки по улицам формируют бурные потоки, которые выносят обломочный и грунтовый материал к подножью склонов.

После ливня в июне 2002 г. главная площадь города на участке курортного бульвара была покрыта грязекаменным материалом, мощностью до 0,5-0,7 м

Селевые потоки формируются в бассейне реки Белая. Площадь селевых потоков может охватить территорию площадью до 1,0 км², с населением около
2,0 тыс. чел.

При возникновении селей возможны разрушения жилых домов, административных зданий, покрытия автомобильных дорог, железнодорожного полотна, мостов, опор линий электропередач, линий связи.

Обвально-осыпные явления. Осыпи и обвалы в г. Кисловодск развиты на востоке, юго-востоке и южной части городской территории.

Они приурочены к крутопадающим (до 45°) и обрывистым склонам, где обнажаются нижнемеловые породы.

Этими явлениями часто нарушается нормальное функционирование дороги, ведущей к санаторию Эльбрус.

Эрозия. Значительная часть пород, залегающих в верхней части разреза – легкоразмываемые. С этим свойством пород связано интенсивное развитие эрозионных процессов, наносящих огромный вред градостроительному использованию территории.

Также весьма ощутимо отрицательное воздействие эрозионных процессов на существующие и строящиеся объекты промышленного и гражданского назначения, дороги, трубопроводы, мосты и т. д. Особенно этот процесс опасен для сооружений, расположенных на небольшом расстоянии от бровок оврагов и балок.

Помимо прямого разрушающего влияния эрозионных процессов на сооружения, они часто являются причиной активизации оползней, выветривания и других процессов.

На территории города развита овражная и речная эрозия.

Овражной эрозии наиболее подвержена северная и северо-восточная части города, где наиболее распространены мощные (до 15 м) толщи легко размываемых лессовидных суглинков.

Глубина оврагов колеблется от 3,0 до 15,0 м, протяжённость достигает 1,5 км и более. Стенки оврагов почти отвесные.

Овраги, в основном, растущие.

Образование оврагов иногда обусловлено типично техногенными факторами. Например, размыв пород на склоне начинается при сбросе воды из ливневой канализации .

Речная эрозия интенсивно проявляется по рекам Аликоновка, Подкумок, Берёзовая, Белая и проявляется в виде боковой и донной эрозии.

Разрушительная деятельность рек угрожает частным домовладениям, действующему городскому кладбищу, санаториям (санаторий «Колос») и др..

Из-за подмыва берегов р. Подкумок постоянно приходится реконструировать берегоукрепительные сооружения.

Просадки. Неравномерные осадки сооружений могут быть причиной их деформаций и даже – разрушений, а следовательно, - и чрезвычайных ситуаций.

Просадочные явления наиболее развиты в северной части города – районе распространения лессовых грунтов на поверхности надпойменных террас р. Подкумок и конусах выноса рек Белой, Берёзовой и Аликоновки.

Величина просадки в основном не превышает 5-15 см, но иногда достигает 50 см. Просадочные явления являются причиной деформации жилых 5-этажных домов по улицам Пушкина, Железнодорожная и др.

Основной причиной просадок на рассматриваемой территории являются утечки из водонесущих коммуникаций, а также нарушение поверхностного стока при застройке города.

Подтопление. В связи с повышением уровня подземных вод, связанным с природными и техногенными факторами, подтопление стало одним из наиболее опасных для строительства процессов.

К подтопленным относятся территории низких пойм рек и балок Реброва и Васюкова на востоке города, а также многочисленные локально подтопленные объекты: территории санаториев «Эльбрус», «Каскад», «Красные камни», бывшей городской больницы по улице Чкалова, ванного отделения санатория им. Орджоникидзе и т. д.

По сравнению с 1983 г. в настоящее время площадь подтопления увеличилась более, чем в 1,5 раза. С подтоплением могут быть связаны неравномерные осадки сооружений и даже их разрушение.

В ряде случаев подтопление явилось причиной развития оползней, суффозии, просадки, снижения несущей способности грунтов оснований сооружений, повышения расчётного сейсмического балла, что, в свою очередь, также послужило причиной деформации многочисленных зданий и инженерных сооружений.

Карст довольно широко развит на склонах гор, окружающих город Кисловодск. Наибольшая концентрация карстовых полостей отмечается на правобережье р. Подкумок в местах распространения известняков у северных границ города. С карстом могут быть связаны крупные деформации сооружений, их разрушение и, соответственно, чрезвычайные ситуации.

Выветривание – активный геологический процесс, осложняющий возведение инженерных сооружений.

Выветриванию в той или иной степени подвержены все породы, но в наибольшей степени - нижнемеловые песчаники в местах выхода на поверхность или неглубокого залегания в южной части селитебной зоны и практически по всей курортной зоне.

Основным агентом выветривания пород является солнце и вода.

Ухудшения прочностных свойств этих песчаников является причиной деформации памятников истории – санаториев «Красные Камни», «им. Орджоникидзе», «Эльбрус» и др.

Следует учитывать, что изменение свойств пород в основании сооружений за время «нулевого цикла» может привести к серьезному ухудшению условий строительства за счет снижения прочностных свойств грунтов.

Процессы выветривания подготавливают условия для развития других неблагоприятных процессов – оползней, обвалов, осыпей, подтопления, повышения сейсмического балла.

Лесные пожары

Леса в г. Кисловодске, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами , подлежат охране от пожаров. Охрана лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей, она включает комплекс организационных, правовых и других мер. Потенциальная (природная) пожарная опасность и фактическая горимость лесов зависят от многих факторов: породного состава и состояния насаждений, типа условий их произрастания, развития транспортной сети, посещаемости лесов населением, противопожарного обустройства территории и многих других.

Лесные пожары оказывают значительное влияние на состояние и динамику лесного фонда . Сведения о количестве и площади лесных пожаров, а также об относительной горимости лесов на территории КМВ в разрезе лесничеств за предыдущие 10 лет приведены в нижеследующей таблице.

Таблица 1

СВЕДЕНИЯ О ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ГОРИМОСТИ ЛЕСОВ РЕГИОНА КМВ В РАЗРЕЗЕ ЛЕСНИЧЕСТВ ЗА ПЕРИОД ГГ.

Наименование лесничеств

Количество пожаров

Площадь пожаров, га

Относительная горимость на 1 тыс. га лесной площади

среднегодовое

среднегодовая

Кисловодское

Лесные пожары возможны в районе города-курорта Кисловодска на площади в 0,8 км². В осенне-зимний период пожароопасны все лесные массивы, особенно леса на территории Курортного парка и склоны Боргустанского хребта. Степень пожарной опасности – средняя.

Причины возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с природными факторами:

Метеорологические явления обусловлены природными процессами, происходящими в атмосфере.

Гидрологические явления – затопление и наводнения обусловлены:

· климатическими и гидрологическими особенностями региона;

· отсутствием или неэффективностью работы защитных дамб и берегоукрепительных сооружений.

Опасные геологические процессы обусловлены:

Землетрясения :

высокой сейсмичностью 8-9 (баллов), обусловленной новейшими горообразовательными процессами на Кавказе;

· тектоническим строением.

Оползни :

· нарушением устойчивости склонов при их подрезке, связанной с прокладкой дорог, а также водотоками;

· произвольной нарезкой дорог по кромке склонов;

· утяжелением склона при водонасыщении слагающих его пород и при самовольной застройке;

· нарушением растительного покрова (вырубка лесов, распашка склонов);

· повышением уровня подземных вод за счёт технических утечек (из водопроводов, канализации, производств с «мокрой технологией»);

· сейсмическими толчками.

Грязекаменные потоки:

· горным рельефом окраин города;

· отсутствием ливневой канализации как единой системы;

· плотной застройкой склонов;

· расположением улиц вдоль склонов, концентрирующих ливневые

· воды, ранее равномерно распределённые по поверхности склона

Обвально-осыпные явления:

· высокой крутизной склона;

· трещиноватостью пород, слагающих склон;

· нарушенностью растительного покрова.

Эрозия:

· наличием в верхней части разреза легкоразмываемых пород;

Просадки:

· особенностями гранулометрического состава и структурных связей грунтов;

· замачиванием грунтов, связанным с природными факторами;

· замачиванием грунтов, связанным с техногенными факторами;

· неорганизованным отводом ливневых стоков и утечки из водонесущих коммуникаций.

Подтопление:

· повышением уровня подземных вод за счёт природных факторов (региональное повышение уровня подземных вод, паводки, затопление, выпадение большого количества осадков);

    повышением уровня подземных вод за счёт техногенных факторов (утечки из водонесущих коммуникаций).

Карст:

· известковым составом пород;

· выщелачивающей способностью поверхностных и подземных вод.

Выветривание :

· наличием в верхней части разреза пород, склонных к физическому и химическому выветриванию;

· нарушением растительного покрова.

Природные лесные пожары обусловлены:

· самовозгоранием;

· неосторожным обращением с огнём.

15.3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕХНОГЕННЫМИ ФАКТОРАМИ

На территории г. Кисловодск существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с транспортом, газопроводом, химически опасными и пожаровзрывоопасными объектами, авариями в электроэнергетической системе, на коммунальных системах жизнеобеспечения, на водных объектах, при внезапном обрушении зданий и сооружений, при межнациональных конфликтах и террористических актах.

Транспорт

В городе наиболее развиты железнодорожный и автомобильный транспорт.

а. Железнодорожный транспорт

Железнодорожную транспортную сеть города составляют 10 км железнодорожных путей. Основной вид тяги – электрический.

Железнодорожных станций на территории города две – «Кисловодск» и «Минутка». На территории города находится «Вагонный участок». Пропускная способность основных железнодорожных направлений (поездов в сутки) составляет 20 пар:

· Кисловодск – Минеральные Воды;

· Кисловодск – Москва;

· Кисловодск – Санкт-Петербург;

· Кисловодск – Ростов-на-Дону;

· Кисловодск – Самара;

· Кисловодск – Челябинск;

· Кисловодск – Самара и др.

На «Вагонном участке» города скапливается до 50–100 пассажирских вагонов.

Аварии на железнодорожном транспорте, как правило, приводят к разрушению локомотивов, вагонов, железнодорожного полотна, обрыву проводов линий электропередач и связи, нарушению железнодорожного сообщения, человеческим жертвам.

На территории города возможны аварии пассажирских поездов, аварии на мостах, железнодорожных переездах, пожары (взрывы).

Транспортные аварии возможны на участках железной дороги: ст. Подкумок – ст. Кисловодск (пропускная способность до 10 поездов в сутки).

б. Автомобильный транспорт

По состоянию на 2010 год, в городе имелось 250 км дорог (улично-дорожной сети), из которых 76,5 % с усовершенствованным покрытием, и 9,1 км дорог общего пользования местного значения, из которых 100% с усовершенствованным покрытием, 38 мостов (4 более 25м), общей протяженностью 735 м.

Автомобильными дорогами регионального значения являются автодорога Минеральные Воды (аэропорт) – Кисловодск, отмыкание от М–29 «Кавказ» – 54,6 км. Автомобильная дорога имеет твердое асфальтовое покрытие.

В средних и крупных автомобильных хозяйствах города насчитывается:

· грузовых автомобилей (всего) 200 шт., общей грузоподъёмностью 800 т;

· легковых автомобилей 14000 шт.;

· пикапов и легковых фургонов 1 500 шт.;

· специальных автомобилей 400 шт.;

· автобусов (всего) 59 шт., общей пассажировместимостью 1770 чел;

· автобусов (пассажировместимостью более 32 мест для сидения) 176 шт., с общей пассажировместимостью 7200 человек;

· легковых индивидуальных автомобилей 18000 шт.

Наиболее уязвимые участки путей сообщения для автомобильного и железнодорожного транспорта.

1. В городе насчитывается 2 железнодорожных переезда: на 61 км и 63 км железнодорожного участка: Минеральные Воды – Кисловодск.

2. Три моста через реку Подкумок: 1 – железнодорожный и 2 – автомобильных.

Всего на автомобильных дорогах города имеется 11 железобетонных мостов. Их общая протяжённость составляет 0,65 км. Грузоподъёмность мостов от 10 до 60 т.

На Кисловодской дистанции пути СКЖД имеется 1 железобетонный мост и 2 железных 0,1 км, 2 ж/д переезда.

Аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах, крупные автомобильные катастрофы возможны в любое время года суток, большей частью в ненастную погоду, при сильном гололёде, в условиях ограниченной видимости, тумана, а также при нарушениях водителями транспортных средств правил дорожного движения.

Наибольшую опасность представляют автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов.

В городе используется следующее количество транспортных средств, необходимых для перевозки:

· взрывчатых веществ – 2;

· сжиженных газов – 10;

· легковоспламеняющихся веществ – 5;

Аварии транспорта на мостах и железнодорожных переездах возможны на всей территории.

Аварии на мостах и переездах могут привести к человеческим жертвам, разрушению локомотивов, вагонов, железнодорожного полотна, нарушению железнодорожного сообщения, вызвать пожары, взрывы перевозимых грузов.

в. Воздушный транспорт

Город располагает одним горным аэродромом с грунтовой взлетно-посадочной полосой, 3 вертолетными площадками.

Над территорией города проходит 1 воздушная трасса:

г. Минеральные Воды – Тбилиси. Авиакатастрофы возможны в аэропортах, населенных пунктах, на трассах авиации. Они характеризуются большими человеческими жертвами, сильными пожарами, разрушениями строений при катастрофах в районах компактного проживания людей.

д. Речной транспорт

АГЗС № 000

45 км а/д Кисловодск-м. Воды, 45+800

Реализация СУГ

г. Кисловодск, посёлок Белореченский, -«А»

Реализация нефтепродуктов

г. Кисловодск, проспект Победы, 151-«А»

Реализация нефтепродуктов

г. Кисловодск, проспект Победы, 8-«В»

Реализация нефтепродуктов

Пассажирские перевозки

Реализация нефтепродуктов

Реализация нефтепродуктов

Реализация нефтепродуктов

Реализация нефтепродуктов

Пожары могут привести к гибели и увечьям людей, потерям материальных ценностей. Последствия пожаров усугубляются вторичными факторами – взрывами, утечками ядовитых и загрязняющих веществ, обрушением зданий и конструкций.

В настоящее время во всем мире растет обеспокоенность в связи с ощутимым увеличением количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью.

Одним из таких мероприятий является переход к методам управления на основании анализа и оценки риска как количественной характеристики опасности для населения и окружающей среды от того или иного объекта повышенной опасности, к управлению рисками чрезвычайных ситуаций. При этом риск должен оцениваться не только при нормальных условиях безаварийной эксплуатации, но и в случае реализации аварий и катастроф с влиянием на людей и окружающую среду.

Под естественным риском понимается возможность нежелательных последствий опасных природных процессов и явлений, а под техногенным - от опасных техногенных явлений (аварий и катастроф на объектах техносферы). По социальной риска, то его следует понимать как возможность негативных последствий от опасных социальных процессов (ухудшение социально-экономического положения, дифференциация населения по доходам, появление значительных групп населения, живущего за чертой бедности) и явлений (преступность, наркомания, алкоголизм, терроризм и т.д.).

Независимыми переменными, по которым оценивается риск, есть время и убытки, а для оценки (прогноза) риска определяются частота реализации чрезвычайных событий и ущерб от них.

Следует подчеркнуть, что в рамках технокрактичнои концепции, природный и техногенный риски измеряются вероятной величиной потерь за определенный отрезок времени. Заблаговременное предвидение (прогноз) риска, выявление влияющих факторов, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности внедрения мероприятий как раз и составляет управления риском.

В общем случае управление риском - это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовывать решения в сфере обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности - процесс оптимального распределения ограничения ресурсов на снижение различных видов риска для достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, который только возможно с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основывается на мониторинге окружающей среды и анализе риска.

Согласно другому определение управления риском - это целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время.

Для управления риском, как правило, используется подход, основанный на субъективных суждениях и игнорирует социально-экономические аспекты, которые в значительной степени определяют уровень безопасности личности и общества. Важной составляющей этого управления является система управления рисками чрезвычайных ситуаций. Для управления рисками ЧС необходимо развивать:

систему предотвращения ЧС и механизмы государственного регулирования рисков;

систему ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая оперативное реагирование на ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;

систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения в сфере уменьшения рисков и уменьшения масштабов ЧС.

Структура системы включает следующие основные элементы:

1. установление уровней приемлемого риска, исходя из экономических и социальных факторов, построение механизмов государственного регулирования безопасности;

2. мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирования ЧС;

3. принятие решений о целесообразности проведения мероприятий по защите;

4. рациональное распределение средств и ресурсов на превентивные меры по снижению риска и по уменьшению масштабов ЧС;

5. осуществление превентивных мер;

6. проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ в случае ЧС.

Анализ риска осуществляется по схеме: идентификация опасности, мониторинг окружающей среды - анализ (оценка и прогноз) угрозы - анализ пораженности территорий - анализ риска ЧС - анализ индивидуального риска для населения. Данные сравнения его с приемлемым риском и принятия решения о целесообразности проведения мероприятий по защите - обоснование и реализация рациональных мер защиты, подготовка сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ, создания необходимых резервов для уменьшения масштабов ЧС.

Стоит отметить, что, учитывая влияние на индивидуальный риск различных факторов: видов негативных событий, частоты, силы, взаимного расположения источников опасности и объектов воздействия, защищенность и уражуванисть этих объектов относительно поражающих факторов источников опасности, а также расходы на реализацию меры по уменьшению влияния отдельных факторов, обосновываются рациональные меры, которые позволяют снизить природные и техногенные риски до минимально возможного уровня.

Отдельные опасные явления, потенциально опасные объекты сравниваются между собой по величине индивидуального риска, оказываются критические риски. Рациональный объем мер защиты осуществляется в пределах ресурсных ограничений, которые вытекают из социально-экономического положения страны.

Процедуру оценки техногенного риска для региона можно представить в виде следующих этапов:

1. Создание базы данных о регионе, что изучается, включающую информацию о его географию, метеорологию, топологию, инфраструктуру, распределение населения и демографии, расположение промышленных и других потенциально опасных объектов, основные транспортные потоки, хранилища, промышленные и бытовые отходы и т.д. .

2. Идентификация и инвентаризация опасных видов хозяйственной деятельности, выделения приоритетных объектов для дальнейшего анализа. На этом этапе выявляются и ранжируются по степени опасности виды хозяйственной деятельности в регионе.

3. Количественная оценка риска для окружающей среды и здоровья населения, включая: количественный анализ влияния опасностей на протяжении всего срока эксплуатации предприятия с учетом риска возникновения аварийных выбросов опасных веществ; анализ влияния опасных отходов; анализ риска при транспортировке опасных веществ.

4. Анализ инфраструктуры и организации систем обеспечения безопасности, который включает: анализ и планирование действий в случае чрезвычайных ситуаций с учетом взаимодействия различных служб с органами государственного управления и контроля, а также с представителями общественности и населением; анализ систем и служб гражданской защиты, в том числе и пожарной безопасности с учетом пожарной опасности предприятий, объектов повышенной опасности, систем транспортировки энергии и энергоносителей; анализ структуры контроля качества окружающей среды региона; экспертизу и анализ законодательных и нормативных документов.

5. Разработка и обоснование стратегий и оперативных планов действий, призванных эффективно реализовывать решения в сфере безопасности и обеспечения достижения определенной цели.

6. Формулировка интегральных стратегий управления и разработки оперативных действий, которое включает в себя оптимизацию затрат на обеспечение промышленной безопасности; определенную очередность осуществления организационных мероприятий по повышению устойчивости функционирования и снижения экологического риска при нормальной эксплуатации объектов региона, а также в чрезвычайных ситуациях. Система управления должна содержать технические, оперативные, организационные и топографические элементы.

На основе прогноза масштабов возможной или такой возникшей чрезвычайной ситуации принимаются меры по защите населения и территорий в рамках единой системы гражданской защиты по двум основным направлениям:

1. превентивные меры по снижению рисков и уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций, которые осуществляются заблаговременно;

2. меры по локализации (ликвидации) чрезвычайных ситуаций, которые уже возникли (экстренное реагирование, то есть аварийно-спасательные и другие неотложные работы, восстановительные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение убытков).

Для экстренного реагирования, направленного на спасение людей, ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Единой системы гражданской защиты, создаются, оснащаются, учатся и содержатся в готовности к немедленным действиям оперативно-спасательные, аварийно-спасательные, восстановительные и поисковые формирования, разрабатываются планы мероприятий по эвакуации населения и его первоочередного

ГОСТ Р 22.10.02-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Допустимый риск чрезвычайных ситуаций

Safety in emergencies. Emergency risk management. Acceptable risk of emergency situations

Дата введения 2017-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) [(ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2016 г. N 724-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт предназначен для применения при оценке состояния защиты населения субъектов Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера с использованием риск-ориентированного подхода и организации деятельности по планированию и осуществлению мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования:

- федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- научно-исследовательскими, проектными организациями и организациями, эксплуатирующими потенциально опасные и критически важные объекты, определяемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.3 Требования настоящего стандарта распространяются на чрезвычайные ситуации природного, техногенного (включая пожары) и биолого-социального характера.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий

ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.2 допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций; допустимый индивидуальный риск ЧС: Численное значение, являющееся критерием индивидуального риска чрезвычайных ситуаций, характерных для определенной территории.

Примечание - Индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций считается недопустимым, если он более чем в 10 раз превышает допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций.

3.3 допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций; допустимый социальный риск ЧС: Численное значение, являющееся критерием социального риска чрезвычайных ситуаций, характерных для определенной территории.

Примечание - Социальный риск чрезвычайных ситуаций считается недопустимым, если он более чем в 10 раз превышает допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций.

4 Основные положения

4.1 При установлении допустимого риска чрезвычайных ситуаций используются следующие количественные показатели риска чрезвычайной ситуации по ГОСТ Р 55059 : индивидуальный риск чрезвычайной ситуации (индивидуальный риск ЧС), социальный риск чрезвычайной ситуации (социальный риск ЧС).
________________
Риск ЧС техногенного характера включает в себя пожарный риск .

4.2 Допустимый риск чрезвычайных ситуаций установлен настоящим стандартом для каждого субъекта Российской Федерации на основании статистических данных о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории субъектов Российской Федерации в период с 1992 по 2014 годы (включая техногенные, природные, биолого-социальные ЧС, техногенные пожары и террористические акты).

4.3 Фактический индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации не должен превышать установленного допустимого индивидуального риска ЧС для субъекта Российской Федерации.

4.4 Допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций для каждого субъекта Российской Федерации составляет 10 год.

4.5 Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации должны ежегодно оценивать фактический индивидуальный и социальный риски ЧС для субъекта и осуществлять мероприятия по снижению риска чрезвычайных ситуаций в субъекте при превышении допустимого индивидуального и/или социального риска ЧС.

4.6 Органы местного самоуправления должны ориентироваться на установленный допустимый риск ЧС и при необходимости осуществлять мероприятия по снижению риска чрезвычайных ситуаций.

4.7 Проектные организации и организации, эксплуатирующие потенциально опасные и критически важные объекты, должны осуществлять менеджмент риска чрезвычайных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла объекта.

4.8 Индивидуальный и социальный риски ЧС следует определять с учетом функционирования систем обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности зданий и сооружений.

5 Допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций

5.1 Допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций для субъектов Российской Федерации приведен в таблице 1.


Таблица 1 - Допустимый индивидуальный риск ЧС для субъектов Российской Федерации

Субъект Российской Федерации

Допустимый индивидуальный риск ЧС для субъектов Российской Федерации, год

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

Город федерального значения Санкт-Петербург

Ненецкий автономный округ

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Город федерального значения Москва

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Крымский федеральный округ

Республика Крым

Город федерального значения Севастополь

Библиография

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

УДК 614.894:006.354

ОКС 13.200

Ключевые слова: риск, допустимый риск, чрезвычайная ситуация, оценка риска, снижение риска



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2016

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

К основным опасностям на территории поселения следует отнести:

  • техногенные:

Аварии (катастрофы) на автодорогах;

Аварии на химически опасных объектах;

Пожароопасные и взрывоопасные объекты;

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (аварии на канализационных, тепловых сетях, сетях электро- и водоснабжения);

Гидродинамические аварии.

  • природные:

Опасные метеорологические явления;

Природные пожары.

    биолого-социальные – природно-очаговые инфекционные заболевания животных и людей, массовое распространение инфекционных заболеваний и вредителей сельскохозяйственных растений.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Техногенная чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Источник техногенной чрезвычайной ситуации – опасное техногенное происшествие (авария на промышленном объекте или транспорте, пожар, взрыв или высвобождение какого-либо вида энергии), в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная чрезвычайная ситуация.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Виды возможных техногенных чрезвычайных ситуаций

на территории поселения

Аварии (катастрофы) на автодорогах.

Высокая интенсивность движения, недостаточность автомобильных развязок, неудовлетворительное состояние отдельных участков дорог, зачастую отсутствие знаков дорожного движения на наиболее опасных участках и многие другие факторы могут привести к чрезвычайным ситуациям на автодорогах на территории поселения. Так на территории поселения имеются участки дорог, представляющие опасность для движения автотранспорта и на которых наиболее вероятны аварии: перекресток Варшавского шоссе и съезд на п. Любучаны, перекресток у с. Троицкое и д. Гавриково. Основную опасность для застройки и людей несут ЧС с перевозками пожароопасных грузов на сопредельных участках Большого кольца МЖД, на участках Курского направления МЖД, Аварии на химически опасных объектах (при производстве, переработке, транспортировке аварийно химически опасных веществ (АХОВ)

Предприятия, использующие в производственных процессах различные АХОВ, опасны для населения, проживающего рядом с ними, и окружающей природной среды, поскольку на них могут возникнуть аварийные ситуации, при которых возможен выброс в атмосферу токсичных продуктов.

Возникновение производственной аварии с выливом (выбросом) аммиака и хлора наиболее вероятно в ходе технологического процесса при разгерметизации технологического оборудования (трубопроводов) и последующего вылива АХОВ из системы. Не исключено возникновение аварии на складах хранения АХОВ. Обстановка в зоне ЧС при таких авариях будет обуславливаться типом, количеством вылитого (попавшего в атмосферу) АХОВ, а также метеорологическими условиями.

На территории поселения имеется химически опасный объект – «Любучанский завод пластмасс» (ООО «Торговый дом ЛЗП»)

Наиболее вероятными причинами возникновения аварий на ХОО могут быть:

  • износ основных производственных фондов;
  • износ и несвоевременный ремонт технологического оборудования;
  • нарушение правил транспортирования и хранения опасных веществ;
  • несоблюдение требований безопасности при использовании АХОВ в производстве;
  • выход из строя отдельных агрегатов, механизмов, трубопроводов;
  • нарушение технологии производственного процесса;
  • низкая дисциплина производственного персонала;
  • отсутствие эффективных систем защиты;
  • низкий уровень профессиональной подготовки рабочих и служащих объектов экономики.

Зоны возможного опасного химического заражения от ХОО, показаны на «Схеме границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Для защиты населения от возможного воздействия поражающих факторов, связанных с выбросом АХОВ на территории завода должны быть предусмотрены следующие мероприятия:

  • оповещение населения об аварии;
  • использование индивидуальных средств защиты;
  • применение антидотов и средств обработки кожных покровов.

Пожароопасные и взрывоопасные объекты.

Пожаровзрывоопасный объект - объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайные ситуации на взрывопожароопасных объектах, связанные с разрушением (разгерметизацией) емкостного оборудования, при наличии источника зажигания приводят к возникновению опасных поражающих факторов - теплового излучения и взрывной волны.

На территории поселения расположены следующие наиболее крупные пожаровзрывоопасные объекты:

  • газораспределительная станция (ГРС) «Любучаны;
  • АЗС (2 шт. в с. Молоди, между д. Углешня и Красные Холмы, 1 шт. у СНТ «Высотник», между д. Дмитровка и д. Шарапова, у п. Любучаны), 2-й км. Автодороги «Старое Симферопольское шоссе- Добрыниха- Вельяминово», автодорога М-2 «Крым»

В пределах проектируемой территории существующая застройка газифицирована на 22%. Последствия ЧС на ГРС оцениваются по характеристикам оборудования и местам их установки.

ГРС отнесены к 3-му классу санитарной классификации с размером санитарно-защитной зоны 300м.

Утечка, воспламенение и взрыв топлива на участке автозаправки не несет угрозы строениям и людям за пределами территории АЗС. Наиболее тяжелые последствия на АЗС – взрыв и пожар на площадке слива с автоцистерны.

Радиусы опасных зон от пролива топлива, где будут наблюдаться различные степени повреждений зданий, зависят от объема проливаемого топлива, температуры окружающей среды и других параметров, и могут составить для сильных разрушений 35 м, для расстекления - от 100 -700 м.

В графической части раздела на «Схеме границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» показаны места расположения пожароопасных и взрывопожароопасных объектов на территории поселения.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (аварии на канализационных, тепловых сетях, сетях электро- и водоснабжения).

Подобные аварии создают существенные трудности жизнедеятельности, особенно в холодное время года.

Аварии на электроэнергетических системах могут привести к долговременным перерывам электроснабжения потребителей на обширных территориях. Аварии на канализационных системах способствуют массовому выбросу загрязняющих веществ и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.

Аварии в водопроводных сетях приведут к затоплению проезжей части дорог, падению давления в водопроводной системе, перебоям снабжения водой территории.

На тепловых магистралях, проходящих по территории, возможны разрывы, что может привести к прекращению подачи тепла в здания.

Причинами аварий на объектах коммунального хозяйства в основном является физический износ коммунального хозяйства, отсутствие средств на своевременный ремонт и замену изношенных сетей и оборудования на приобретение запасных частей.

По территории поселения транзитом проходят линии электропередачи ВЛ 220 кВ. Также по данной территории проходят линии 110 и 35 кВ. Процент изношенности распределительных сетей составляет около 70 %. Предельным порогом, для обеспечения надежной работы энергосистемы, считается износ основных фондов не более 40 %.

В настоящее время на территории поселения функционируют 7 котельных, 5 из которых работают на газе.

Степень износа технологического оборудования, тепловых и водопроводных сетей обуславливают достаточно высокую вероятность возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций.

Гидродинамические аварии (прорыв плотин, дамб прудов и водохранилищ).

Гидродинамическая авария – это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения (плотины, дамбы, шлюза) или его части. Для гидродинамической аварии характерно неуправляемое перемещение больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.

На территории сельского поселения имеются гидротехнические сооружения, разрушение которых может привести к затоплению части территории населенных пунктов. Для защиты и безопасности населения от данного вида аварий необходимо проведение комплекса организационных, инженерно-технических и других мер.

Таким образом, исходя из анализа информации об основных факторах риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, можно сделать вывод, что территория поселения по степени опасности чрезвычайных ситуаций относится к зоне умеренного контроля, при которой необходима оценка целесообразности мер по уменьшению риска.

Чрезвычайные ситуации природного характера

Природная чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Опасные метеорологические явления и процессы

Метеорологические опасные явления - природные процессы и явления, возникающие в атмосфере, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду (ураган, шторм, ливень и др.):

  • · крупный град, сильный дождь (ливень), сильный туман;
  • · сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, заморозки;
  • · сильная жара, засуха.

Территория рассматриваемого поселения подвержена таким опасным метеорологическим явлениям, как грозы, сильные ветры, сильные дожди, град, метели, туманы, морозы, снегопады.

Перечень поражающих факторов источников природных ЧС метеорологического происхождения, характер их действий и проявлений приведен в Таблица 6.

Таблица 6

Снежные заносы

Снежные заносы

Вибрация

Источник

природной ЧС

Наименование поражающего фактора природной ЧС

Характер действия, проявления поражающего фактора источника природной ЧС

Сильный ветер

Аэродинамический

Ветровой поток

Сильные осадки Продолжительный дождь (ливень)

Гидродинамический

Поток (течение) воды

Затопление территории

Сильный снегопад

Гидродинамический

Сильная метель.

Гидродинамический

Гравитационный

Динамический

Динамический

Опасные гидрологические явления

Гидрологические опасные явления - событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

На территории сельского поселения Любучанское отсутствуют крупные реки.

Природные пожары

Природные пожары - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде.

Территория сельского поселения подвержена возникновению локальных лесных пожаров. Залесенная часть поселения в пожарном отношении представляет серьезную опасность в весенний, летний и осенний пожароопасные периоды. В периоды пожарных максимумов, низовые пожары могут переходить в верховые.

При распределении по классам пожароопасности леса находящегося на территории поселения относятся к 3-4 классу. Природные пожары, кроме прямого ущерба лесному хозяйству, могут угрожать и населенным пунктам.

Леса поселения входят в зону наземной охраны лесов от пожаров в сочетании с авиапатрулированием. Пожарная опасность лесов зависит от породного состава лесного фонда, типа лесорастительных условий, посещаемости лесных массивов, наличия дорожной сети и других факторов.

Подготовки и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории поселения ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах.

Биолого-опасные ситуации (эпидемии)

Большая площадь земель сельского поселения может иметь благоприятную среду для развития личинок комаров, мошкары, гнуса и клещей. В местах массового скопления людей (места купания, лесопарки и т.п.) должна проводиться противомалярийная и противоклещевая обработка местности, осуществлять контроль за санитарным состоянием территории.

У любой ЧС есть причины. Причины, приводя­щие к аварии или катастрофе, никогда не возни­кают мгновенно. Многие события, которые мы потом характеризуем как ЧС, "готовятся" годами, десятками, а может быть и сотнями, и тысячами лет. Это тот этап, который сейчас интенсивно изучается с целью построить теорию прогноза таких явлений. В большей части этот этап продолжает оставаться для нас практически не обнаруживаемым.

Второй этап связан с развитием самой ЧС от момента ее возникновения до момента окончания. Этот этап может продолжаться минуты, часы, су­тки и даже долгие годы как, например, Черно­быльская катастрофа.

Наконец, третий этап, это когда уже все случи­лось и надо заниматься ликвидацией последствий ЧС. Соответственно этому построена современная классификация ЧС, принятая в России .

По генезису ЧС можно провести классификацию связанных с ними основных рисков. Один из возможных подходов выглядит следующим образом:

1. Геофизические или геолого-геоморфологические ЧС, среди которых в частности, выделяются землетрясения, извержения вулканов, цунами, сели, оползни, обвалы. С такими явлениями связывают обычно геофизический риск.

2. Гидрологические ЧС, включают в частности, речные наводнения, быстрые затопления

морских побережий, медленные, но масштабные колебания уровня озер, внутренних

морей, перемещения русел рек. С этими ЧС связан гидрологический риск.

3. Биологические ЧС - появление в большом количестве различного рода вредителей

(например, саранчи), эпидемии среди людей и других живых организмов. Сюда же следует

отнести сокращение биоразнообразия на планете Земля. Здесь имеется в виду

биологический риск.

4. Климатические ЧС, в том числе засухи, тропические циклоны (штормы, торнадо), пылевые бури, сильные холода или жара, причем особое внимание привлекают антропогенные воздействия на глобальный климат, а также на слой озона. В этих случаях говорят о климатическом риске.

5. Антропогенные аварии и катастрофы различного масштаба - техногенные ЧС, среди которых доминируют загрязнения природной среды (чаще всего - нефтепродуктами). Сюда же следует отнести обезлесивание местности, опустынивание, эрозию и засоление почв (вследствие гидромелиорации земель), пожары, формирование существенно неблагоприятной опасной обстановки, обусловленной различного рода техногенными сооружениями - плотины, дамбы, каналы, водохранилища и др. В этом случае чаще всего говорят об антропогенном риске, хотя не будет ошибкой назвать его экологическим риском. Впрочем, это не принципиально, хотя важно для систем управления в плане разделения ответственности. Для органов власти необходимо знать, кто за что отвечает.

Очевидно, что четкого разграничения отдельных разновидностей риска иногда провести невозможно, так как возникшие ЧС имеют смешанное происхождение. Например, цунами - это одновременно и геологическое (по происхождению) и гидрологическое (по последствиям) явление. С другой стороны, пожары чаще всего имеют не природное, а антропогенное или смешанное происхождение.

2. Классификация рисков для целей управления и критерии устойчивого (безопасного) функционирования сложной системы

1. Классификация рисков для целей управления.

Для анализа и последующего управления рисками ЧС необходимо определить, по каким видам (ти­пам) риска этот анализ надо проводить. В общем случае разработать такую классификацию весьма непросто по той причине, что природных и техно­генных катастроф (аварий) чрезвычайно много. Поэтому целесообразно предложить более упро­щенные варианты такой классификации. Напри­мер, это может выглядеть так .

.1. Типы рисков по объектам исследования:

Человек;

Общество;

Окружающая среда.

2 . Типы рисков по видам воздействия:

Химические;

Радиационные;

Биологические;

Пожаровзрывоопасные;

Транспортные;

Стихийные бедствия и т. п.

3 . Типы рисков по виду рассматриваемых пара­
метров ущерба
:

Риск материального ущерба;

Риск ущерба окружающей среде;

Интегральный риск.