Трудовая книжка

Отдельная квартира для сироты – требования Федерального Российского законодательства. Очередь на получение жилья Законы для детей сирот по квартирам

В столице действует план работы по предоставлению квартир детям-сиротам. Надо отметить, что Москва – один из немногих субъектов Федерации, в которых все дети данной категории обеспечиваются жильем и у нас нет понятия «очередь», - сказала заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения (ДТиСЗН) города Москвы Алла Дзугаева.

В соответствии с разработанным планом, все дети-сироты, достигшие 14-летнего возраста, включаются в список потенциальных получателей жилья. «Сегодня таких детей у нас более тысячи», - сообщила Алла Дзугаева.

За год до совершеннолетия уточняется список, собираются документы, проводится заседание межведомственной комиссии, которая рассматривает каждое дело персонально. В 18 лет каждый ребенок-сирота получает квартиру общей площадью не менее 39 кв м.

В 2012 году от Правительства Москвы жилье было предоставлено 450 детям-сиротам, в 2013 – 500, в 2014 – 599, а в 2015 году – 641 ребенку-сироте. «Идет тенденция на увеличение. Она связана с изменениями, принятыми на федеральном уровне», - сказала представитель ведомства.

Также она отметила, что на сегодняшний день «за кадром законодательства» остаются дети, которые родились и жили в других регионах страны, а потом были взяты под опеку москвичами. Если ранее ежегодно их количество составляло 500-600 человек, то в прошлом году - уже 854. Жизнь и законоприменительная практика свидетельствуют о том, что сироты из других регионов и их опекуны-москвичи отстаивают в суде право на получение жилья в столице.

– С подобной проблемой сталкиваются все города-миллионники, не только Москва. Может, стоит подумать о «цензе оседлости» и внести соответствующие изменения в федеральное законодательство, - предложила Алла Дзугаева.

Представитель ведомства остановилась и на других проблемах, требующих законодательного решения.

Есть родители, лишенные родительских прав, которые живут в квартирах по социальному найму площадью 50-60 квадратных метров. К ним подселить детей мы не можем, но и оснований для принудительного обмена их квартир у нас нет. Если появятся правовые основания, то мы сможем более эффективно использовать жилой фонд столицы, - сказала заместитель руководителя ДТиСЗН.

Актуальным остается вопрос уплаты алиментов родителями данной категории. В пример был приведен опыт Белоруссии, где предусмотрены принудительные работы для данной категории граждан. Предложено рассмотреть возможность внесения аналогичных изменений в российское законодательство.

Также Алла Дзугаева остановилась на вопросах, с которыми сталкивается ведомство при предоставлении жилых помещений детям-сиротам.

– Еще один вопрос – целевое использование жилья. Мы вынуждены констатировать, что из 2 тыс. детей-сирот, которые получили благоустроенные квартиры, около 18% злоупотребляют своим правом, многие из них сдают квартиры. Выявляя такие случаи, мы направляем предупредительные письма, но никакого эффекта от этого нет, - сказала представитель ведомства.

Председатель комиссии Михаил Антонцев (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ) предложил оформить все инициативы и направить их в комитет Совета Федерации по социальной политике. В ближайшее время в верхней палате российского парламента планируется проведение круглого стола на тему «Реализация жилищных прав детей-сирот: существующие проблемы и возможные пути решения». На нем будет проанализирован региональный опыт по данному вопросу.

К сожалению, в нашей стране есть много детей, у которых по тем или иным причинам нет родителей. В данной статье хочется поговорить о том, какие права имеет ребенок-сирота и кто отвечает за их выполнение.

О понятии

В первую очередь обязательно нужно определиться с главными понятиями, которым будем оперировать на протяжении всей статьи. Так, давайте разберемся, кого же нужно называть сиротой. Это дети, которые не достигли совершеннолетия, т. е. 18-летнего возраста, и у которых умерли родители (один или оба). Однако есть дети, оставшиеся без опеки родителей. К этой категории можно отнести тех ребят, родители которых не выполняют своих обязанностей по определенным причинам (заключение под стражу, исчезновение, лечение в особых заведениях и т. д.) или лишены родительских прав. Это не сироты. Не стоит путать эти два понятия.

Органы опеки

Благодаря кому ребенок-сирота может чувствовать, что его права защищены? Этим занимаются специальные государственные органы. Так, это будут:

  • органы опеки и попечительства;
  • ведомства социальной защиты;
  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • уполномоченные по правам ребенка.

Стоит сказать и о том, что за деятельностью всех этих служб внимательно следит прокуратура, проводя периодические проверки. Лица, не выполняющие своих обязанностей, наказываются согласно букве закона.

Материальные права

Итак, какие права имеет ребенок-сирота? Стоит сказать, что они подразделяются на две категории: материальные и нематериальные (право на образование, отдых, труд и т. д.). Что касается стороны обеспечения ребенка всем необходимым для его существования, то тут он имеет право на бесплатное проживание в заведении интернатного типа, а также на безвозмездное полноценное питание. Также два раза в год дитя должно проходить полное медицинское обследование. Государство обязано в полной мере обеспечить таких деток одеждой и всеми необходимыми для обучения предметами. А при выпуске из интерната им полагается определенная сумма для устройства своей жизни. Важным окажется и тот факт, что дети-сироты должны получать оплату за работу, которая была выполнена во время прохождения практики или производственного обучения. Также воспитанники интернатов имеют право на бесплатный проезд в городском транспорте (кроме такси), они могут получать бесплатные путевки в различные санатории и оздоровительные лагеря. Ну и, конечно же, после выпуска из интерната ребенок-сирота имеет право на получение бесплатного социального жилья.

Нематериальные права

Дети, которые остались сиротами, также имеют и комплекс нематериальных прав. В первую очередь это право на образование. Это значит, что ребенок, какими бы ни был его статус, должен получить полноценное качественное образование (в том числе и в интернате). Также при поступлении в высшие учебные заведения такие дети имеют право на обучение на курсах, у них есть определенные льготы перед остальными детьми (на момент поступления). Стоит также сказать и о том, что дети-сироты получать высшее образование могут бесплатно, за них все оплачивает государство. К тому же, им полагается особая стипендия, независимо от оценок. Какие еще можно назвать права детей-сирот? Конечно, право на труд. Что же это может означать? Гражданин, который впервые ищет работу и зарегистрирован в службе занятости, имеет право получать первые полгода поиска среднюю зарплату по месту жительства. Если же на рабочем месте, где трудится сирота, идет сокращение, работодатель обязан заново обучить такого сотрудника и дальше устроить его по специальности на новое место работы.

Право на жилье

Обязательно нужно сказать о том, что дети-сироты имеют право на жилье, которое обязано им предоставить государство. Это одна из социальных гарантий, которую оно предоставляет данной категории населения. Однако сегодня существуют нюансы в законодательстве, которое, в силу определенных причин, было несколько изменено.

Изменения в законодательстве

Итак, как же сегодня предоставляется жилье детям-сиротам? Если раньше они вне очереди моги получить бесплатные квадратные метры по договору сразу после того, как покидали стены различных образовательных учреждений (а также по окончании отбывания наказаний, службы в армии и т. д.), то сегодня не все так просто. В законодательство были внесены некоторые поправки и изменения, дабы оптимизировать процесс получения жилья такими лицами. Если раньше сироты могли сразу же после получения приватизировать свою жилплощадь, сегодня это является невозможным. Квадратные метры выдаются по договору специализированного найма на срок до 5 лет. При этом есть и определенные нюансы: данное жилье нельзя сдавать, продавать, передавать во владение иным лицам, менять, а также приватизировать.

Причины изменений

Почему же все так повернулось, с какой целью были внесены подобные коррективы? Все потому, что довольно часто молодые люди, которые являются сиротами, лишались своего жилья в силу неопытности, молодости, излишней доверчивости, а иногда и просто по глупости. И далее они опять претендовали на государственные бесплатные квадратные метры. Чтобы избежать таких ситуаций, и были внесены некоторые изменения. Теперь сирота не является полным владельцем помещения, где он проживает, поэтому и в состоянии совершить с ним определенные манипуляции, вследствие которых может остаться на улице.

Кому предоставляется жилье

Заметим, что российская база детей-сирот настолько велика, что просто невозможно всех обеспечить жилплощадью. Так, существует некий перечень тех, кому государство может предоставить квадратные метры для проживания. до 23 лет и старше, которые не были обеспечены жильем ранее. Однако при этом они не должны снимать другую квартиру или являться членами семьи-нанимателя (например, если сирота обзавелся новой, уже своей семьей). Также право на жилье имеют и дети - социальные сироты (не все, особые категории), которые при живых родителей остались без поддержки.

Что нужно для получения жилплощади?

Стоит сказать, что имеют список сирот, которым должно быть предоставлено жилье. Если ребенок-сирота претендует на государственные квадратные метры, он сначала обязательно должен выяснить, есть ли он в этом списке. Одна оговорка: автоматически в перечень попадают дети, которым уже исполнилось 14 лет; если же сироте больше 18-ти, он должен самостоятельно написать заявление. К бумаге также нужно приложить пакет документов:

  • свидетельство о рождении;
  • копии паспорта;
  • копии документов, которые в полной мере подтверждают, что ребенок является сиротой.

Нюансы

Бывают и такие ситуации, когда дети остались сиротами, но при этом за ними закреплено жилье, в котором, однако, они проживать не могут. В такой ситуации также нужно подавать соответствующие документы. Тут обязательно нужны будут копии решений суда относительно того, что ребенок не может проживать на данной территории. Причин этому может быт несколько:

  • несоответствие жилья сантехническим нормам;
  • проживание там лиц, которые страдают тяжелыми хроническими заболеваниями (медицинское заключение);
  • невозможность совместного проживания по результатам межведомственной комиссии.

Также нужно будет при возможности предоставить помещения и, возможно, справку о государственной регистрации.

Когда и где?

Когда же осуществляется поддержка детей-сирот, если ребенку нужно место для жительства? Так, квадратные метры могут быть предоставлены до совершеннолетия, если человек приобрел полную дееспособность. И после того, как ребенок покинул место обучения, где ему было предоставлено проживание. По каким правилам подбирают жилье для детей-сирот? В зависимости от желания сироты, оно может предоставляться:

Требования к жилью

Необходимо сказать и о том, что сиротам должно предоставляться такое жилье, которое отвечает всем санитарно-гигиеническим нормам. Так, это может быть либо дом, либо квартира, иные виды мест для проживания не допускаются. Жилье должно быть благоустроено (не хуже, нежели муниципальные объекты города, деревни). При этом должно быть соблюдено то количество квадратных метров, которое полагается человеку для нормального проживания. Также недопустимо, чтобы квартира находилась в подвальном или чердачном помещении, в ветхом или опасном для проживания доме. Это же касается и отдельного дома - он не должен быть в аварийном состоянии.

12025

Сиротами в России признаются несовершеннолетние, в отношении которых не реализовано право на воспитание в семье, закрепленное . В частности, дети могут быть помещены в специализированные учреждения, осуществляющие воспитание и обучение в рамках специализированных программ ().

Согласно статистическим данным, биологические сироты составляют всего 13-17% от общей численности детей, лишенных родительского попечительства. Остальные включены в группу социального сиротства. Данное понятие включает несовершеннолетних, родители которых лишены родительских прав на основании решения суда. Основные причины подобных мер:

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

  • Алкоголизм, наркомания или иные зависимости, отражающиеся на социальном уровне семьи.
  • Ненадлежащее воспитание, проявление жестокости по отношению к ребенку.
  • Наличие у родителей психических заболеваний, проявления которых наносят психический или физический вред несовершеннолетнему.

Всего ежегодно выявляется 80-90 тысяч детей-сирот , значительная часть которых направляется в семьи по программам опеки и попечительства или усыновления. В приюты для детей направляется всего лишь 16% несовершеннолетних, большая часть (50% ) передается гражданам по договору: документ обязывает воспитывать и обучать ребенка за установленную государством плату (приемные семьи) или льготы (опека и попечительство).

Государство, помимо обязательств по устройству детей в семьи, также оказывает помощь усыновителям и опекунам, предоставляя субсидии и скидки на жилищно-коммунальные услуги. Сироты, проживающие самостоятельно, также обладают расширенным перечнем государственных гарантий в сфере обеспечения жилплощадью или предоставления компенсации ЖКХ.

Субсидия на оплату ЖКХ для детей-сирот

Перечень льгот, направленных на компенсацию жилищно-коммунальных услуг детям-сиротам, закреплен в . Также в стране действуют региональные программы поддержки несовершеннолетних, лишенных попечительства. Следует учитывать, что полномочия в данном отношении достаточно широки: например, в новый закон о жилье для сирот в Татарстане устанавливает, что с детей снимается вся ответственность за долги родителей по коммунальным платежам, если имущество было унаследовано ребенком, находящимся в детском доме или приемной семье. Все расходы возлагаются на муниципальные власти, к территориальному подчинению которых относится жилое помещение.

Если несовершеннолетний не проживает в помещении, являясь в то же время его собственником (или ), необходимость оплачивать коммунальные услуги также отсутствует. На территории Москвы действует , в котором устанавливается статус несовершеннолетних как региональных льготников, а также возможность не платить за коммунальные услуги даже после совершеннолетия (на период обучения в высших и средних учебных заведениях).

Также заявление на льготы может подать опекун несовершеннолетнего, но не позднее полугода с момента оформления соглашения о попечительстве. В отличие от самих сирот, данной категории граждан предоставляется компенсационная выплата в процентном соотношении к сумме ежемесячных расходов на ЖКХ (но не 100% , как детям).

Условия обеспечения жильем детей-сирот

Статья 8 ФЗ-159 устанавливает дополнительные гарантии несовершеннолетним по обеспечению жильем тех из них, кто не обладает собственной жилплощадью. При этом помещение может быть как в собственности, так и получено в рамках соцнайма по договору. Проживание с родственниками любой степени родства на принятие решения государственной комиссией не влияет: постоянная регистрация в неприватизированном жилье фактически лишает сироту права на получение собственной квартиры.

Помимо фактора нуждаемости в жилье, определены также иные условия обеспечения квартирой :

  • Достижение возраста совершеннолетия, в том числе путем эмансипации.
  • Окончание обучения в образовательных учреждениях, предоставляющих временное жилье (общежитие), службы в армии или срока тюремного заключения.
  • Наличие заявления от самого ребенка или от его законного представителя, а также доступность жилья (согласно очередности).

Контроль за соблюдением законности в сфере обеспечения жильем осуществляют территориальные подразделения органов опеки и иные учреждения, входящие в исполнительную ветвь власти (например, прокуратура). Данные организации также должны вести учет сирот, ежегодно составляя список детей сирот на получение жилья .

В отдельных случаях, когда с точки зрения закона ребенок может проживать в помещении с родственниками, закон может учесть интересы несовершеннолетнего и выдать изолированное жилье:

  • Соседи страдают опасными или заразными заболеваниями, угрожающими жизни и здоровью.
  • Соседями оказываются родители ребенка, ранее лишенные родительских прав.
  • Жилье утратило характеристики, обеспечивающие соблюдение санитарных норм, признано ветхим или аварийным.
  • Площадь на человека составляет менее 18 квадратных метров , установленных нормами предоставления по САНПиН.

Субъекты самостоятельно формируют комиссии для оценки возможности проживания сирот с родственниками, а в случае несогласия – могут обеспечить судебную защиту интересов ребенка.

Очередь на получение жилья

Ранее в Жилищном кодексе существовала норма об обязательном внеочередном предоставлении жилья детям-сиротам. Согласно действующей редакции ЖК РФ, помещение предоставляется в обычных условиях по договору социального найма. Региональные власти обязаны ежегодно планировать степень обеспечения жильем сирот, для чего заключаются договоры о выкупе помещений, строительстве многоквартирных домов. Узнать о местонахождении в очереди можно в жилищном комитете при муниципалитете.

Встать в очередь обязан сам сирота по достижению 18 лет . Максимальный срок участия в программе – наступление двадцатитрехлетнего возраста , после чего право на подачу документов утрачивается. Следует учитывать, что если заявление было подано своевременно, но до достижения 23 лет не было предоставлено жилье, сирота сохраняет право до фактического обеспечения помещением.

Также по новым правилам в первые 5 лет после получения квартиры ее нельзя приватизировать и, соответственно, продать. Таким образом государство ограничивает сирот от опрометчивых шагов до возраста более рациональной и объективной жизненной позиции. Спустя пять лет договор соцнайма перезаключается, но уже бессрочно, с правом приватизации (в том числе бесплатной, если это позволяется условиями действующего законодательства).

Предоставление квартиры для единоличного проживания осуществляется в соответствии с санитарными нормами, устанавливающими минимальный порог в 33 квадратных метра общей площади. В случае стойкого нарушения здоровья, жилье и придомовая территория должны быть оборудованы средствами свободного доступа и реабилитации. В 2016 году также изменен перечень того, какое жилье сиротам положено по программе, в частности, были исключены коммунальные квартиры.

Порядок постановки в очередь на получение жилья детьми сиротами

Список документов

Для оформления жилья и постановки на очередь необходимо собрать следующие :

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по обеспечению жильем детей-сирот

Вопрос: Добрый день, меня зовут Михаил. Я круглый сирота с рождения, обучался до 17 лет в московском интернате. Впоследствии получал высшее образование. Спустя год я отчислился и обратился в администрацию за получением квартиры. Так вышло, что мое заявление приняли только после обращения в суд и соответствующего постановления, но в жилищном комитете мне говорят, что сейчас просто нет жилых помещений. Как я могу получить свою квартиру и до скольки лет?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. Государственные органы обязаны подчиниться решению суда вне зависимости от обстоятельств. Неисполнение решения суда чаще всего связано с тем, что Вы не предоставили исполнительный лист (не постановление) в службу судебных приставов. Согласно ФЗ-159 , предоставление жилья сиротам в таком случае будет осуществлено в течение года с момента ближайшего дня рождения заявителя. Судебные приставы, согласно ГПК РФ , могут накладывать материальную ответственность на чиновников, что также ускорит процесс получения квартиры. Никаких ограничений по возрасту не существует, поскольку Вы уже подали заявление.

Пример по обеспечению жильем детей-сирот

Ребенок был помещен в школу-интернат, поскольку его родители были лишены прав. В собственности несовершеннолетнего осталась доля в приватизированной квартире , в которой остались проживать его родственники. Незадолго до совершеннолетия, родители решили продать квартиру за исключением доли ребенка.

Поскольку сирота не мог самостоятельно отстаивать свои интересы, законный представитель в лице интерната обратился в суд за признанием сделки недействительной. Позиция ответчиков заключалась в том, что доля ребенка выделена в натуре , а продают они свою личную собственность. Суд, рассмотрев заявление интерната, а также заключение органов опеки, установил, что согласно , лишенные родительских прав граждане не могут распоряжаться имуществом, долю в котором имеет несовершеннолетний до момента достижения им 18 лет .

Заключение

Государство оказывает значительную помощь несовершеннолетним в обеспечении жилищных прав и надлежащей социализации, существенно ограниченной вне семьи. Для этого предусмотрены следующие меры:

  • Предоставление субсидий на оплату ЖКХ для детей-сирот, в том числе 100% погашение коммунальных платежей.
  • Обеспечение изолированным жильем согласно санитарным нормам.
  • Возможность восстановить сроки, если заявление подано после 23 лет по уважительной причине.
  • Предоставление органами опеки и муниципалитетами информации о том, как узнать очередь на жилье детям-сиротам, обеспечить судебную защиту и оформить жилье.
  • Погашение долгов по коммунальным платежам, если имущество досталось в .

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

(см. текст в предыдущей редакции)

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем , при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

Сегодня хочется поговорить, где жить детям-сиротам, когда они вырастают и выходят из детского дома. Дети-сироты, которые и так лишены родительской заботы, находятся на попечении государства. По закону получить на льготных условиях жилое помещение могут дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица, относящиеся к их числу, то есть совершеннолетние в возрасте до 23 лет. Но большая часть детей-сирот не знают, как им получить квартиру.

Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемое и сохраненное за ними жилое помещение невозможно (ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ).

До 2013 года жилье детям-сиротам выдавалось вне очереди по договорам социального найма. С 2013 года жилье детям-сиротам предоставляется однократно на срок 5 лет по договору найма специализированного жилья в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступил в силу 01.01.2013). По истечении срока действия договора квартира исключается из перечня специализированного жилья и переходит в бессрочное пользование сиротой по договору социального найма. Пункт о внеочередном предоставлении собственности детям-сиротам с 2013 года исключен.

Согласно вопросу 7 Информации Минюста России от 20.07.2015 не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например, предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма.

Для чего же ввели эти нововведения? Как показывает практика, изменения в законодательство внесли для того, чтобы оградить детей, оставшихся без родительской опеки, от мошенничества заинтересованных лиц. Предоставляемые государством квартиры нельзя приватизировать, продавать, менять или передавать третьим лицам каким-либо иным образом. Также были случаи, когда детей-сирот заселяли в коммунальные квартиры. С 2015 года по законодательству заселяют в отдельные квартиры с хорошими условиями для проживания.

Также до 2015 года, когда сироте исполнялось 23 года, он утрачивал право на получение льготных метров жилой площади. С 2015 года сирота может претендовать на жилье даже после исполнения 23 лет, но если он встанет на учет не позднее 23 лет. В случае сдачи документов после 23 лет право на льготное жилье утрачивается.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам устанавливается региональным и муниципальным законодательством, в частности, законодательством г. Москвы (ст. 12 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61, Порядок, утвержденный приложением N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).

В настоящее время заявление на получение жилья необходимо подавать в орган опеки и попечительства, а также в орган местного самоуправления по месту жительства.

К заявлению необходимо приложить следующие документы и их копии:

Паспорт;

Документ, подтверждающий статус сироты;

Документ, подтверждающий место жительства;

Документ, подтверждающий вступление в брак (при наличии);

Свидетельство о рождении детей (при наличии таковых);

Документ, подтверждающий отсутствие жилого помещения, закрепленного за сиротой;

Документ, подтверждающий окончание срока нахождения в образовательном или ином учреждении для детей-сирот, завершение профессионального обучения, окончание прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях;

Справку о составе семьи.

В зависимости от региона органы местного самоуправления могут потребовать и иные документы. На основании заявления и приложенных документов будет принято решение о предоставлении жилья и заключении договора найма специализированного жилого помещения. В каждом регионе предусмотрена своя учетная норма.

Например, рассмотрим порядок предоставления жилья сиротам в г. Москве.

Если ребенок-сирота не обеспечен жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который ведется Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы (п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, ч. 3 - 5 ст. 13 Закона N 61, п. 2 приложения N 1 к Постановлению, п. 1, 2.3 Постановления Правительства г. Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП).

В список включаются дети-сироты и лица из числа детей-сирот (п. 3 приложения N 1 к Постановлению):

Имеющие место жительства в г. Москве;

Не имеющие места жительства в г. Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания г. Москвы;

Не имеющие места жительства в г. Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законный представитель в срок не позднее двух месяцев со дня достижения ребенком 14 лет должен подать заявление о включении его в список в уполномоченный орган опеки и попечительства.

Дети-сироты, которые приобрели полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, а также дети-сироты, законные представители которых не подали заявления, имеют право обратиться самостоятельно с заявлением о включении в список (п. 4, 6 приложения N 1 к Постановлению).

С даты обращения с заявлением до даты получения копии распоряжения Департамента о включении ребенка в список или об отказе во включении может пройти примерно три месяца (п. 10, 13, 15, 16, 21, 23 приложения N 1 к Постановлению).

В г. Москве вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимается Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1.1, 1.3 Положения, утвержденного распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП, п. 1.2 приложения N 3 к Постановлению).

Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет.

На основании вышеуказанных документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены документы в отношении каждого ребенка. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка жилым помещением либо об отказе в этом, или вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов. В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии заявитель должен быть уведомлен о вынесенном Комиссией заключении (п. 3.1, 3.2, 3.5 - 3.10 приложения N 3 к Постановлению). Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр жилого помещения вместе с ребенком и его законным представителем. Если ребенок и его законный представитель согласны на предоставление им предложенного жилого помещения, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.

Договор найма заключается не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. 4.5 - 4.7 приложения N 3 к Постановлению). Договор найма заключается на 5 лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, п. 4.8 приложения N 3 к Постановлению). Пользователь жилого помещения по договору найма обязан использовать помещение только для личного проживания и оплачивать коммунальные услуги. Плата за жилое помещение не взимается. Использование выделенных жилых помещений по назначению контролируется (ч. 11 - 13 ст. 13 Закона N 61, п. 4.11 - 4.12 приложения N 3 к Постановлению).

Федеральное законодательство при предоставлении жилья детям-сиротам определяет минимальный размер жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также возлагает обязанность предоставления жилых помещений на органы исполнительной власти по месту жительства. Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Рассмотрим, как в субъектах РФ принимаются нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок предоставления жилья детям-сиротам.

В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 N 147-З (с изменениями на 02.12.2015 N 172-З) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

Законом Нижегородской области от 30.09.2008 N 116-З государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены органы местного самоуправления. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Таким образом, в Нижегородской области органы местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны осуществлять меры по реализации права ребенка на жилое помещение. С этой целью органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленных за детьми жилых помещений ведут учет таких помещений и обеспечивают их сохранность, а также организуют проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот. Обязанность предоставления жилой площади детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, возложена также на органы местного самоуправления, для чего им предоставляются средства из областного бюджета.

Закон Приморского края от 14.08.2007 N 125-КЗ устанавливает норму предоставления площади жилого помещения (не менее 16 кв. м и не более 33 кв. м общей площади жилого помещения), а также требование подтверждать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого приобретается жилое помещение, либо данными органов государственной статистики. Приобретаемое жилое помещение должно отвечать соответствующим санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Выбор жилого помещения на территории муниципального образования, в органах местного самоуправления которого состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ребенок-сирота, осуществляется путем проведения открытого конкурса на приобретение в государственную собственность Приморского края жилых помещений в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан. Этим занимается орган исполнительной власти Приморского края, уполномоченный Администрацией Приморского края на приобретение жилых помещений.

Анализ судебной практики по делам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что суды в большинстве случаев правильно применяли законодательство, регулирующее правоотношения по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, учитывая при этом разъяснения Верховного Суда РФ, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Так, частные определения выносились судами Республики Калмыкия, Республики Северная Осетия - Алания, Удмуртской Республики, Алтайского, Забайкальского и Пермского краев, Архангельской, Ивановской, Курганской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской и Ульяновской областей, города Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого автономного округа и другими.

Например, частные определения выносились:

В адрес органов опеки и попечительства (в связи с отсутствием разъяснений детям-сиротам их права на внеочередное обеспечение жильем, в силу чего об этом праве детям-сиротам стало известно за пределами того возраста, когда они могли реализовать это право; в связи с неисполнением решения суда, которым несовершеннолетний был передан органу опеки и попечительства для определения дальнейшей его судьбы, а также в связи с непринятием в отношении этого несовершеннолетнего мер по вопросам его образования и обеспечения жильем);

В адрес глав администраций муниципальных образований (в связи с необоснованными отказами в постановке на учет и (или) в предоставлении жилого помещения детям-сиротам; в связи с бездействием по предоставлению детям-сиротам жилого помещения по окончании образовательного учреждения, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; в связи с вынесением постановления о закреплении жилого помещения за ребенком-сиротой без соответствующей проверки, в результате чего за сиротой было закреплено уже несуществующее жилое помещение (жилое помещение уничтожено в результате пожара); в связи с заключением договора социального найма на жилое помещение, непригодное для проживания; в связи с тем, что после вынесения судом решения о лишении родительских прав матери ребенка и передаче его на попечение органу опеки и попечительства, ребенок остался проживать с матерью; в связи с тем, что органом опеки и попечительства было дано заключение о невозможности совместного проживания лица из числа детей-сирот с иными лицами в закрепленном за ним жилом помещении без обследования данного жилья; в связи с тем, что органом опеки и попечительства соответствующего муниципального образования и главой этого муниципального образования не направлялись заявки о выделении денежных средств на предоставление жилого помещения лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящему на учете нуждающихся в жилом помещении; в связи с несвоевременным направлением списков нуждающихся в жилье детей-сирот);

В адрес руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в связи с несвоевременным установлением несовершеннолетнему ребенку статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, что впоследствии привело к нарушению жилищных прав этого ребенка);

В адрес руководителей ГУП БТИ (в связи с допущенными ошибками при изготовлении технических паспортов на жилое помещение, которое было закреплено за несовершеннолетними, в части неправильного указания площади жилого помещения и количества комнат);

В адрес прокурора Ивановской области (в связи с неисполнением и.о. прокурора г. Кинешмы обязанности по обеспечению участия представителя прокуратуры в судебных заседаниях, а также в связи с непредставлением доказательств, обосновывающих заявленные требования, чем не была обеспечена надлежащая защита интересов несовершеннолетнего).

В ряде случаев суды направляли частные определения в адрес соответствующих прокуроров в целях организации проверки и принятия, необходимых мер (например, по фактам приобретения по муниципальным контрактам и последующего предоставления по договорам социального найма детям-сиротам жилых помещений, не отвечающих установленным требованиям, в том числе по уровню благоустроенности; по факту лишения несовершеннолетнего права пользования закрепленным за ним жилым помещением).

При рассмотрении споров, касающихся предоставления квартир детям-сиротам, необходимо применять следующее законодательство:

1. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

2. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

4. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года" (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2007, N 1).

5. Обзор судебной практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N 10).

6. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2012 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 10.04.2013 (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2013, N 6, вопрос N 1) и правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Определении от 17 января 2013 года N 36-О).

7. Обзор судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 года.