Трудовая книжка

Внимательное отношение к мелочам

ФЕЛЬДШЕР - медицинский работник со средним специальным медицинским образованием, имеющий право работать в качестве помощника врача в лечебно-профилактиче-ских и санитарно-противоэпидемических учреждениях или самостоятельно на фельдшерско-акушерском пункте и фельдшерском здравпункте.

Подготовка фельдшеров и других средних медработников осуществляется в специальных средних учебных заведениях - медицинских училищах (см.).

Ф. готовят по профилям (специальностям): фельдшер, фельдшер-аку

шерка, санитарный фельдшер (помощник санитарного врача и эпидемиолога), фельдшер-лаборант и др. Срок обучения Ф. для окончивших полную среднюю школу 2 1/2 года, для окончивших неполную среднюю школу 3 1/2 года. В соответствии с утвержденными учебными планами и программами наряду с хорошей теоретической подготовкой большое внимание уделяется практической подготовке Ф. Права и обязанности Ф. различных специальностей определены соответствующими положениями, утвержденными М3 СССР.

В городских и районных леч.-проф. учреждениях Ф. работает под непосредственным руководством врача и является его помощником. На фельдшерских здравпунктах (см.), фельдшерско-акушерских пунктах (см.) фельдшер оказывает первую медицинскую и доврачебную помощь больным и пострадавшим при несчастных случаях и отравлениях (см. Доврачебная помощь, Первая помощь), ведет профилактическую и сан.-просвет, работу, самостоятельно выполняет мед. манипуляции по назначению врача, является помощником врача в организации диспансеризации (см.) населения, контроле своевременности и полноты профилактических осмотров и госпитализации населения. Фельдшеры-акушерки, кроме того, осуществляют патронаж (см.) беременных и женщин в послеродовом периоде, оказывают им медпомощь по назначению врача, принимают меры по своевременной госпитализации рожениц, а в случае необходимости самостоятельно принимают роды. Санитарные фельдшеры имеют право проводить все виды дезинфекции, сан.-гиг. обследования пищевых предприятий, источников водоснабжения, бань, душевых установок на своем участке, составлять акты сан. осмотра и доводить до сведения сан.-эпид. станций о всех замеченных недостатках.

Повышение квалификации Ф. осуществляется не реже 1 раза в 5 лет в специальных базовых училищах по усовершенствованию и специализации среднего медперсонала, а также на курсах при крупных леч.-проф. и сан.-эпид. учреждениях по утвержденным М3 СССР учебным планам и программам.

Военный фельдшер.

В русской армии средние медработники стали появляться с начала 17 в. как самоучки или ученики врачей., Находившиеся в ведении аптекарского приказа (см.) подлекари, костоправы по характеру их деятельности были близки к военным фельдшерам. По воинскому уставу Петра I в ротах и лазаретах были положены цирюльники (брадобреи), к-рых войсковые лекари обучал и оказанию* помощи при заболеваниях и ранениях.

Организованное обучение военных фельдшеров началось с открытием госпитальных школ в Москве, а затем в Петербурге. В 1838 г. было разработано Положение о военно-фельдшерских школах при крупных военных госпиталях. После Великой Октябрьской социалистической революции до 1921 г. продолжала работу лишь Петербургская школа при Военно-медицинской академии. В 1926 г. при той же академии была организована школа военных лекарских помощников. В последующие годы подготовка военных Ф. осуществлялась в военно-медицинских училищах. В наст, время военных Ф. призывают из числа лиц, окончивших средние медицинские учебные заведения и по состоянию здоровья годных к службе в Вооруженных Силах.

Военный Ф. является непосредственным помощником врача в проведении лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятии, а также в организации и проведении военно-медицинской подготовки и санитарного просвещения. В воинских подразделениях (на кораблях), в к-рых по штату не положен врач, военный Ф. является единственным организатором медицинского обеспечения.

ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИЙ ПУНКТ 245

Военный Ф. участвует в амбулаторных приемах и медосмотрах личного состава части, проводимых врачом, выполняет его назначения. По указанию врача он осуществляет профилактические мероприятия, сан. надзор за организацией питания и водоснабжения, за размещением личного состава, банно-прачечным обслуживанием и соблюдением правил личной и общественной гигиены, при необходимости организует и проводит дезинфекцию (дератизацию, дезинсекцию), специфическую профилактику инф. болезней, ведет мед. учет и отчетность, обеспечивает внутренний порядок на медпункте (см. Медицинский пункт). Большая роль принадлежит военному фельдшеру в организации и проведении военно-медицинской подготовки и сан.-просвет, работы среди личного состава в целях обучения солдат и сержантов правилам оказания первой медпомощи на поле боя и привлечения личного состава к активному участию в мероприятиях по сохранению своего здоровья (см. Военно-медицинская подготовка войск; Санитарное пр освещение, в войсках).

Сложные и ответственные задачи стоят перед военным Ф. в военное время. Он обязан знать обстановку, складывающуюся в ходе боевых действий, иметь сведения о раненых и больных, подлежащих выносу (вывозу); организовать розыск раненых и больных (см. Розыск и сбор пораженных) и оказание им первой медпомощи (см. Первая помощь), обеспечить сбор, вынос и вывоз их (см. Вынос и вывоз пораженных); руководить работой санитарных инструкторов (см.), личного состава медпункта и участвовать в оказании доврачебной помощи раненым и больным; поддерживать постоянную готовность личного состава медпункта батальона к работе по ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения; организовывать наблюдение за лицами, подвергшимися воздействию ионизирующего излучения, осуществлять сан. надзор за качеством питания личного состава, а также за состоянием источников водоснабжения в р-не действий подразделения и обеспечением водой личного состава; организовывать и проводить мед. разведку в р-не размещения и боевых действий; проводить противоэпидемические мероприятия; поддерживать связь с сан. инструкторами и начальником медпункта части.

Библиогр.: Справочник фельдшера, под

ред. А. Н. Шабанова, М., 1983; Энциклопедический словарь военной медицины, т. 5, ст. 720, М., 1948.

В. В. Ермаков; С. А. Алексанкин (воен.).

Особенности проведения противоэпидемических мероприятий

Предупреждение заноса инфекции в действующие войска

и выноса инфекции в тыл страны

В военное время вопросы противоэпидемического обеспечения войск, ведущих боевые действия и находящихся в тылу страны, а также проти­воэпидемическое обслуживание населения решаются комплексно. Не­обходимость комплексного решения этих вопросов вытекает из особен­ностей развития эпидемического процесса среди личного состава войск и населения в военное время.

Предупреждение заноса инфекционных заболеваний в войска из тыла страны с пополнением достигается организацией противоэпидемичес­ких барьеров на путях подвоза, а от гражданского населения, других невойсковых контингентов, из природных очагов в полосе действия войск и из войск противника с военнопленными — своевременным про­ведением санитарно-эпидемиологической разведки и мероприятий в районе размещения и действий войск.

Предупреждение выноса инфекций из действующих войск (фронта) обеспечивается лечением инфекционных больных в тыловой полосе фрон­та без эвакуации в тыл страны, организацией мероприятий по противо­эпидемическому обеспечению этапов медицинской эвакуации, военноп­ленных и невойсковых контингентов, следующих с фронта в тыл, а также организацией противоэпидемических барьеров на путях эвакуации.

В обоих направлениях (как по пути заноса, так и выноса инфекции) противоэпидемического обеспечения войск первостепенное значение имеет выделение главного направления мероприятий с учетом резуль­татов оценки санитарно-эпидемического состояния войск применитель­но к эпидемиологическим особенностям каждой инфекции. Объем, конкретное содержание и сроки проведения мероприятий зависят от опе­ративной обстановки (задачи войск, сроки их готовности, характер бо­евой деятельности), определяются ею и должны содействовать выпол­нению войсками поставленных задач.

Войсковая медицинская служба (санитарный инструктор роты, фель­дшер батальона) устанавливают связи с санитарно-эпидемиологическими учреждениями при решении различных задач противоэпидемическо­го обеспечения части.

В интересах планирования профилактических мероприятий фельдшер части получает у специалистов санитарно-эпидемиологических учреж­дений информацию о санитарно-эпидемическом состоянии района раз­мещения части и информирует их о результатах собственного эпидемио­логического анализа. На этой основе он составляет рекомендации об ос­новных направлениях работ по противоэпидемическому обеспечению части на конкретный период. Фельдшер батальона использует лабора­торную базу санитарно-эпидемиологических учреждений для проведения лабораторных исследований и запрашивает дезинфекционную технику для проведения профилактических дезинфекционных обработок.

Фельдшер батальона, санитарный инструктор роты по условиям свое­го положения в части и уровню специальной подготовки могут решить лишь ограниченный круг вопросов, решаемых войсковой санитарно-эпи­демиологической разведкой.

Поэтому при постановке и решении задач по проведению санитарно-эпидемиологической разведки они руководствуются информацией, полу­чаемой из санитарно-эпидемиологической службы, которая конкретизи­рует объекты и считается с различными возможностями при определении объема сведений, необходимых для сбора.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия на призывных пунктах проводят органы учреждений здравоохранения в соответствии с приказом областного военного комиссара. С этой це­лью в группу специалистов, выделяемых для медицинского освидетель­ствования и обслуживания призывников, включается фельдшер. Коман­ды призывников, формируемые на сборных пунктах, передаются в рас­поряжение так называемых команд сопровождения, прибывающих за пополнением из округов, флотов. В состав команды сопровождения вхо­дит и фельдшер, на которого возлагается обязанность проведения про­филактических мероприятий при посадке и в пути следования эшелона.

В военное время, по опыту Великой Отечественной войны, в период массовой мобилизации призывные и сборные пункты военкоматов не всегда могут обеспечить необходимый комплекс противоэпидемичес­ких мероприятий. В этих условиях запасные части тыла должны являться важнейшим противоэпидемическим барьером по предупреждению за­носа инфекции на фронт. В них проводится весь комплекс противоэпидемических мероприятий до полной ликвидации эпидемических очагов среди личного состава, формируемого в маршевые команды. Анало­гичными фильтрами являются запасные части фронта и армии.

Деятельность медицинской службы части (фельдшера, санитарного инструктора) по предупреждению выноса инфекционных болезней из войск в тыл страны осуществляется в первую очередь при лечебно-эва­куационном обслуживании инфекционных больных и организации про­тивоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации.

Инфекционные больные, выявляемые на мпп, временно (до эвакуа­ции) помещаются в изолятор. На них заполняется первичная медицинс­кая карточка (с черной полосой). Эвакуируют больных отдельным транс­портом непосредственно в военный полевой инфекционный госпиталь (ВПИГ) или через изолятор омедб. Инфекционные подвижные госпита­ли являются конечными этапами эвакуации инфекционных больных. Каж­дый этап медицинской эвакуации должен иметь изолятор, куда немед­ленно помещают больных, раненых или пораженных при обнаружении признаков заболевания, подозрительного на инфекционное.

Вопрос об эвакуации выявленных инфекционных больных решается в зависимости от конкретной формы, общей оперативно-тактической об­становки, эпидемической обстановки и др. обстоятельств. Больные контагиозными формами подлежат эвакуации в инфекционные госпитали. Боль­ных неконтагиозными формами можно долечивать и на данном этапе ме­дицинской эвакуации, если для этого есть условия.

В районе размещения войск для работы среди гражданского населе­ния целесообразно также комплектование нештатных формирований медицинской службы. В их обязанности входит активное выявление больных и информирование санитарно-эпидемиологических учрежде­ний, которые проводят и обеспечивают выполнение всех необходимых противоэпидемических мероприятий в тесной связи с деятельностью чрезвычайных противоэпидемических комиссий.

Важное значение имеет организация противоэпидемических мероп­риятий среди военнопленных. На армейских пунктах приема, а также во фронтовых лагерях для военнопленных представители медицинской службы (включая и фельдшеров) проводят активное выявление инфек­ционных больных и подозрительных на заболевания. Выявленные боль­ные помещаются в изолятор при медицинском пункте лагеря (пункта приема) военнопленных. Перед отправкой военнопленных из армейс­ких (фронтовых) лагерей в тыл страны проводятся повторные медицин­ские осмотры, чтобы не пропустить лиц с признаками инфекционных заболеваний, санитарная обработка и другие требуемые эпидемичес­кой обстановкой мероприятия.

На путях передвижения войск во внутреннем районе функции про­тивоэпидемических барьеров выполняют специальные формирования, основными из которых являются санитарно-контрольные пункты (СКП), изоляционно-пропускные пункты (ИЗО), обсервационные пункты (ОП).

Организация и содержание мероприятий в системе

противобактериологической защиты войск

Понятие о биологическом оружии и его поражающих свойствах

Биологическое оружие (БО) является перспективным средством мас­сового поражения людей, животных, растений. Основу его составляют боевые биологические средства и их токсины, способные вызывать за­болевания и смерть людей и животных, гибель растений. В качестве био­логических агентов в настоящее время могут быть использованы следу­ющие возбудители бактериальной, вирусной, риккетсиозной природы, а также биологические токсины: чума, туляремия, сибирская язва, мелиоидоз, сап, бруцеллез, натуральная оспа, геморрагические лихорад­ки Ласса, Эбола, Марбурга, ГЛПС, венесуэльский энцефаломиелит ло­шадей, японский энцефалит, Ку-лихорадка, эпидемический сыпной тиф, пятнистая лихорадка скалистых гор, ботулотоксин, клостридиальные токсины, стафилококковые и другие. Боевые биологические средства могут применяться в виде жидких и сухих рецептур, в одном милли­грамме которых содержится до 10-12 живых микробных клеток.

Существует три основных способа применения биологических средств: аэрозольный, связанный с созданием биологического аэрозо­ля для заражения приземного слоя атмосферы, местности с находящи­мися в ней людьми и военной техникой с помощью специальных бомб и генераторов; трансмиссивный, связанный с преднамеренным рассеива­нием искусственно зараженных бактериальными средствами насекомых (клещей); диверсионный, связанный с преднамеренным и скрытым за­ражением биологическими средствами воздуха, воды, продовольствия с помощью специальных средств диверсионного снаряжения.

Биологическое оружие обладает рядом особенностей, отличающих его от других средств массового поражения. В общих чертах они сво­дятся к следующим: избирательность поражения только живой материи, оставляя неповрежденными материальные ценности; высокая поража­ющая способность оружия в значительных пространствах площадью десятка тысяч и более квадратных километров; наличие скрытого (ин­кубационного) периода, измеряемого временем от момента заражения до появления первых клинических симптомов заболевания; высокая проникающая способность БО, невозможность обнаружения органами чувств; длительность и сложность обнаружения БО, трудность диагно­стики поражений и лечения пораженных; сильное психологическое воз­действие на людей; зависимость от метеоусловий (скорости ветра, отно­сительной влажности, осадков).

по противобактериологической защите войск

Защита войск от биологического оружия является частью системы защиты от оружия массового поражения. В ней условно выделяют пе­речень мероприятий, проводимых заблаговременно, в предвидении био­логического нападения, в момент применения БО и в период ликвида­ции последствий этого применения. Содержание медицинских мероп­риятий по ПБЗ вытекает из содержания мероприятий по противоэпиде­мической защите войск.

Среди основных противоэпидемических мероприятий, проводимых заблаговременно, следует выделить боевую и специальную подготовку, военнослужащих по защите войск от БО; заготовку вакцин, сывороток, антибиотиков, химиопрепаратов, а также лабораторного имущества. С целью создания грундиммунитета личный состав прививают против стол­бняка, ботулизма, газовой анаэробной инфекции. Срок эффективной за­щиты людей 1-2 года. В период угрозы биологического нападения про­водится биологическая и санитарно-эпидемиологическая разведка и на­блюдение с целью своевременного выявления возможностей противника к применению БО и оповещения войск об угрозе биологического нападе­ния, создаются силы и средства медицинской службы для ликвидации последствий применения этого вида оружия, проводится иммунопрофи­лактика личного состава по схеме военного времени (против чумы, нату­ральной оспы, клостридиозов).

Защита личного состава войск от поражающего действия оружия в момент его применения сводится к оповещению частей и соединений о биологическом заражении и использовании военнослужащими инди­видуальных (противогазы, респираторы) и специальных противохими­ческих средств. Коллективными средствами защиты от БО являются герметизированные убежища различной конструкции, оборудованные фильтро-вентиляционными установками и работающие на режиме пол­ной изоляции.

Среди основных противоэпидемических мероприятий в период лик­видации последствий биологического нападения следует выделить режимно-ограничительные (усиленное медицинское наблюдение, обсер­вация и карантин).

Усиленное медицинское наблюдение предусматривает активное выяв­ление инфекционных больных, с последующей их изоляцией и госпитали­зацией, путем опроса и обследования (осмотр, термометрия, лаборатор­ные анализы) раненых и больных на этапах медицинской эвакуации, а так­же непосредственно в подразделениях.

Обсервация предусматривает, помимо усиленного медицинского наблю­дения, ограничение перемещения и передвижения личного состава войск. Обсервация вводится командиром части (соединения) по представлению начальника медицинской службы. Запрещается контакт личного состава с эпидемическими очагами, использование воды и пищевых продуктов без контроля медицинской службы. Карантин предусматривает полную изо­ляцию личного состава, обеспечиваемую вооруженной охраной, при при­менении высококонтагиозных особо опасных инфекций (чума, натураль­ная оспа, холера). Он вводится приказом командующего армией (фрон­том) по представлению начальника медицинского отдела (управления). При карантине проводятся мероприятия, которые определяются эпидемиоло­гическими особенностями каждой конкретной инфекции.

Важное место отводится экстренной профилактике поражений в очаге. В отличие от иммунопрофилактики она проводится после применения БО. В ее задачу входит предупреждение или ослабление поражений, вызван­ных любым биологическим агентом в период инкубации заболевания. Основу экстренной профилактики составляют антибиотики широкого спек­тра действия, химиопрепараты, сыворотки, анатоксины, интерферон, иммуномодуляторы. В индивидуальную аптечку (АИ-1), находящуюся у каж­дого военнослужащего, входит табельный препарат — доксициклин в коли­честве 2 капсул, который применяется в очаге биологического заражения по команде командиров подразделений до установления вида возбудите­ля. После установления вида возбудителя и его чувствительности к анти­биотикам общая экстренная профилактика переходит в специальную эк­стренную профилактику, которая предусматривает преемственность в сро­ках и дозах назначения препаратов.

В круг обязанностей медицинской службы входит также осуществ­ление всех дезинфекционных мероприятий на этапах медицинской эва­куации и контроль за качеством обеззараживания, проводимого други­ми службами. Для этого используются эффективные моюще-дезинфицирующие препараты (хлордезин, хлордин, ниртан, сульфахлорантин).

Важное место в системе противобактериологической защиты войск от­водится лечебно-эвакуационному обеспечению инфекционных больных, оказавшихся в очаге биологического заражения. Цель его — оказание ква­лифицированной и специализированной медицинской помощи поражен­ным БО и предупреждение выноса инфекции из войск фронта в тыл, а так­же внутригоспитальных заражений на этапах медицинской эвакуации. Первичная изоляция инфекционных больных, как правило, проводится в изоляторе мпп, где на них заполняется первичная медицинская карточка с черной полосой «изоляция». Затем эвакуация инфекционных больных из изолятора мпп осуществляется в изолятор омедб дивизии (омедо), а из пос­ледних — в инфекционный (специализированный) госпиталь. На всех эта­пах медицинской эвакуации проводится сортировка раненых и больных с целью своевременного выявления пораженных БО и лиц, подозрительных на инфекционные заболевания.

Противоэпидемические мероприятия в части (соединении) в наступлении

В период подготовки к наступлению начальник медицинской службы части (соединения) на основе оценки данных обстановки сосредоточивает внимание на проведении мероприятий, обеспечивающих эпидемическое благополучие войск к моменту наступления. Проводятся мероприятия, направленные на предупреждение заражения личного состава или заболе­ваний в случае возможного заражения. С этой целью при наличии показа­ний и времени в подготовительный период могут проводиться прививки личному составу и другие профилактические мероприятия.

Для определения объема мероприятий, направленных на предотвраще­ние заражений (и заболеваний) в ходе наступательного боя, осуществляет­ся сбор сведений, характеризующих санитарно-эпидемическое состояние района предстоящих боевых действий и войск противника. Для этого ис­пользуются медико-географические справки, проводится опрос местных жителей и военнослужащих, через командиров ставятся задачи разведыва­тельным подразделениям. Сведения санитарно-эпидемического порядка со­бираются при проведении медицинской разведки. В наступлении с ходу в первую очередь обращается внимание на санитарно-эпидемическое состо­яние маршрутов выдвижения части, рубежей ее развертывания.

Военный фельдшер November 10th, 2012

Попал мне в руки архив военного фельдшера Сняткова Владимира Георгиевича.
И по разрозненным документам попробовал проследить жизнь этого человека.




Из наградного листа, который я нашёл на сайте Подвиг народа , стало известно что Снятков В.Г. был призван Приморским РВК г. Ленинграда 22 августа 1941 года и принимал участие в боях на Ленинградском фронте.
16 января 1942 года сержант Снятков В.Г. был ранен. Диагноз: слепое осколочное ранение мягких тканей нижней трети правой голени.


После ранения Владимир Георгиевич поступил в Ленинградское Военно-Медицинское училище имени Н.А.Щорса (которое в августе 1941 года было эвакуировано в г.Омск), которое закончил 17 февраля 1944 года по 1 разряду. Все оценки - отлично, только по физподготовки - хорошо (из-за ранения).


После окончания Ленинградского Военно-Медицинского Училища был распределён в 4 Отдельный Медико-Санитарный Батальон, который входил в состав 32 Верхне-Днепровской Краснознамённой Дивизии .

На фотографии личный состав 4 Отдельного Медико-Санитарного Батальона, июль 1944 года, район деревни Петрыги (Смоленская область). Младший лейтенант Снятков В.Г. в верхнем ряду справа.



Верхний ряд слева направо - ст.л-т м/с Демиман(?), л-т м/с Борщёв, ст.л-т м/с Романов, мл.л-т м/с Снятков В.Г.

Нижний ряд слева направо - кап.м/с Славин Моисей Абрамович,м-р м/с Дубинин Дмитрий Филиппович, кап.м/с(?) Вовк, офицер м/с Коляскина Мария Михайловна (фотография в этом месте засвечена).


После войны лейтенант медслужбы Снятков В.Г. проходил службу в в/ч 29209 (топогеодезический отряд) в районах Крайнего Севера на Чукотском полуострове


Интересная справка - лейтенант м/сл Снятков В.Г. при выполнении задания во время переправы через горную реку подмочил удостоверение личности, в результате чего фотография отклеилась и была утеряна. Интересно, где могли потребовать такую справку?


После Чукотки Снятков В.Г. служит в в/ч 06014 это в Читинской области, железнодорожный разъезд №76. Служить там сложно, и захотелось перевестись или уволиться. Но не увольняли Сняткова В.Г. в запас и на учёбу не отпускали.


Я ещё застал те времена, когда, например с флота, увольняли только по двум причинам - трупные пятна или выпадение матки.


Видимо от отчаянья он написал письмо депутату Верховного Совета СССР Маршалу Советского Союза т.Малиновскому. Начальство всполошилось и перепугалось!

Снятков В.Г. проходит службу в должности старшего фельдшера Медицинского Отдела ВАКА(?), где получил служебную характеристику для поступления в академию. Я подумал, что речь идет о Военно-Медицинской Академии им.С.М.Кирова.

Но почему-то Снятков В.Г. оказался в Ленинградской Военной Академии Связи. Где и получил медаль за безупречную службу 2 степени.


И вот уже в Военной Академии связи Снятков В.Г. получает очередное звание - капитана, но почему-то военно-учётная специальность не медицинская. Видимо, не было в ВАС капитанских должностей в медицинской службе.


В 1961 году он переводиться в Военно-артиллерийскую академию в звании инженера-капитана, где в 1962 году получает медаль за безупречную службу 1 степени. Тоже не очень понятный ход, т.к. между этими степенями должно было пройти пять лет, а прошло 3 года.


В 1974 году товарищу Сняткову В.Г. был вручен нагрудный знак "Ветеран академии", видимо при выходе на пенсию.

- Арамиль, Свердловская Область

Требования: Медицинский опыт работы по специальности, ответственность, внимательность, работоспособность. Наличие сертификата специалиста, оказание медико-профилактической помощи населению. Условия: Полный соц.пакет,работа на территории работодателя, трудоустройство со...

Фельдшер в кабинет неотложной помощи поликлиники

Медико-санитарная часть No 32 - Асбест, Свердловская Область

Требования: Медицинский опыт работы по специальности, ответственность, внимательность, работоспособность. Наличие сертификата специалиста, оказание медико-профилактической помощи населению. Условия: Полный соц.пакет,работа на территории работодателя, трудоустройство со...

Фельдшер в кабинет неотложной помощи поликлиники

Медико-санитарная часть No 32 - Ивдель, Свердловская Область

Требования: Медицинский опыт работы по специальности, ответственность, внимательность, работоспособность. Наличие сертификата специалиста, оказание медико-профилактической помощи населению. Условия: Полный соц.пакет,работа на территории работодателя, трудоустройство со...

Фельдшер в кабинет неотложной помощи поликлиники

Медико-санитарная часть No 32 -

Требования: Медицинский опыт работы по специальности, ответственность, внимательность, работоспособность. Наличие сертификата специалиста, оказание медико-профилактической помощи населению. Условия: Полный соц.пакет,работа на территории работодателя, трудоустройство со...

Фельдшер в кабинет неотложной помощи поликлиники

Медико-санитарная часть No 32 - Богданович, Свердловская Область

Требования: Медицинский опыт работы по специальности, ответственность, внимательность, работоспособность. Наличие сертификата специалиста, оказание медико-профилактической помощи населению. Условия: Полный соц.пакет,работа на территории работодателя, трудоустройство со...

Фельдшер в кабинет неотложной помощи поликлиники

Медико-санитарная часть No 32 - Ирбит, Свердловская Область

Требования: Медицинский опыт работы по специальности, ответственность, внимательность, работоспособность. Наличие сертификата специалиста, оказание медико-профилактической помощи населению. Условия: Полный соц.пакет,работа на территории работодателя, трудоустройство со...

Фельдшер в кабинет неотложной помощи поликлиники

Медико-санитарная часть No 32 - Екатеринбург, Свердловская Область

Требования: Медицинский опыт работы по специальности, ответственность, внимательность, работоспособность. Наличие сертификата специалиста, оказание медико-профилактической помощи населению. Условия: Полный соц.пакет,работа на территории работодателя, трудоустройство со...

Фельдшер

Медико-санитарная часть 2, ММБУ - Самара 15 000 руб. в месяц

бюджетное учреждение "Медико-санитарная часть 2" Промышленного района городского округа Самара включает в себя: поликлинику (ул. Физкультурная, 33а...

Фельдшер на ФАП

Медико-санитарная часть No 32 - Заречный, Свердловская Область 20 000 руб. в месяц

Должностные обязанности: Оказывает первую доврачебную, срочную и неотложную помощь больным и пострадавшим, работая в составе бригады...

Ветеринарный фельдшер

Белорецк, Республика Башкортостан

оплаты Повременная премиальная Характер работы постоянно Режим работы работа в одну смену - 1 Специализация ВЕТЕРИНАРНЫЙ ФЕЛЬДШЕР ...Ветеринарный фельдшер 12400 р. ГБУ БЕЛОРЕЦКАЯ РАЙГОРВЕТСТАНЦИЯ РБ Информация о вакансии ЦЗН Восточный межрайонный ЦЗН...

Фельдшер

Уфа, Республика Башкортостан

Фельдшер 7800-8000 р. ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 67719 Информация о вакансии ЦЗН Филиал ГКУ ЦЗН г. Уфы по Октябрьскому району Количество... Режим работы работа в одну смену - 1 Примечание НАЛИЧИЕ СЕРТИФИКАТА НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДРЕЙСОВОГО ОСМОТРА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,ГРАМОТНОСТЬ...

Фельдшер

Москва

Должностные Обязанности: В ТК Твой Дом приглашаем на вакансию "Фельдшер " Сеть круглосуточных торговых комплексов «Твой Дом» - первый... российский ритейл-проект, работающий в формате объединения гипермаркета товаров для дома, ремонта, дизайна, мебельного комплекса, оранжереи и...

Фельдшер-лаборант

Аэрофлот - Москва 20 000 руб. в месяц

Департамент управления делами Медицинский центр Фельдшер -лаборант клинико-диагностической лаборатории поликлиники Требования к... биохимическом анализаторах Проведение исследований биологических материалов Участие в проведении периодических медицинских осмотров сотрудников ПАО...

Фельдшер отделения профилактики центральной районной поликлиники

ГБУЗ СО Тавдинская ЦРБ - Тавда, Свердловская Область 10 653 руб. в месяц

Обязанности: Проводить среди прикрепленного населения акций по профилактике заболеваний, в том числе «Знай свое давление». Измерять АД... «Тавдинская центральная районная больница» основано в 1920 году, с 13 октября 2016 года на должность исполняющей обязанности главного врача назначена...

Фельдшер (офицерская должность)

ФКУЗ МСЧ МВД России по Волгоградской области - Волгоград 29 000 руб. в месяц

образование (диплом + интернатура и (или) ординатура); служба в Вооруженных силах РФ (для военнообязанных); отсутствие медицинских... противопоказаний к службе в ОВД. Условия: ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные виды отпуска; обслуживание в лечебных учреждениях системы МВД...

На федеральном уровне нет.

"Трудовой стаж работы на медицинских должностях в военных комиссариатах должен засчитываться в льготный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии

В ранее действовавшем пенсионном законодательстве право на досрочное назначение трудовой пенсии называли правом на льготную пенсию. В настоящее время если трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях) (мужчины - 60 лет, а женщины - 55 лет), то ее называют досрочной.

С 1 января 2002 г. в России началась полномасштабная пенсионная реформа. С этой даты вступили в силу новые пенсионные законы, в соответствии с которыми производится назначение пенсий.

В пенсионной системе Российской Федерации можно выделить два типа пенсий. Первый из них - это пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Они предоставляются вне системы обязательного пенсионного страхования и выплачиваются за счет средств федерального бюджета.

Второй, основной, тип пенсий - это трудовые пенсии. Право на получение трудовой пенсии возникает в связи с уплатой в течение определенного периода времени страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования.

Установление трудовых пенсий производится в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Трудовые пенсии за выслугу лет, согласно прежнему пенсионному законодательству, могли устанавливаться различным категориям работников, в частности работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Указанные пенсии предусматривались ст. 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Формальная отмена с 1 января 2002 г. пенсий за выслугу лет как института трудовых пенсий не означает, что указанные работники лишились особенностей в пенсионном обеспечении. В новом пенсионном законодательстве эти пенсии трансформировались в трудовые пенсии по старости, назначаемые досрочно (т.е. ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин).

Соответственно и упомянутым работникам, занимавшимся лечебной деятельностью, Законом о трудовых пенсиях предоставлено право на досрочные трудовые пенсии по старости. При этом, для назначения такой пенсии, как и ранее для установления пенсии за выслугу лет, возраст гражданина значения не имеет, а требуется лишь выработать медицинский стаж определенной продолжительности.

Правом на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью (ранее - правом на пенсию за выслугу лет) пользуются не все работники, которые такой деятельностью занимаются.

Условия назначения досрочных трудовых пенсий по старости медицинским работникам указаны в ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 пенсия по старости досрочно назначается лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости (в том числе в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, как и в период действия Закона о государственных пенсиях, новое пенсионное законодательство делегировало Правительству Российской Федерации полномочия принимать очень важные документы по вопросам досрочного пенсионного обеспечения.

С момента вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (1 января 2002 г.) при назначении досрочных пенсий медицинским работникам применялись нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, принятые в период действия прежнего пенсионного законодательства: Список профессий и должностей, Список должностей и Правила исчисления сроков выслуги, соответственно утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066. Установление досрочных пенсий по старости медицинским работникам с применением указанных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации производилось на основании п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 21 января 2002 г. N 30, согласно которому нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов, могли применяться в части, не противоречащей этим федеральным законам.

С 14 ноября 2002 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Постановление от 29 октября 2002 г.). Постановление от 29 октября 2002 г., наряду с решением других вопросов пенсионного обеспечения различных категорий граждан, утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список, утвержденный Постановлением от 29 октября 2002 г.), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила, утвержденные Постановлением от 29 октября 2002 г.).

Соответственно прежние нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления пенсий за выслугу лет медицинским работникам, которые применялись при назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения до вступления в силу Постановления от 29 октября 2002 г., при определении права на указанную пенсию в настоящее время не применяются.

Как и по прежнему законодательству, право на льготы в пенсионном обеспечении имеют только врачи и соответствующие медицинские работники, относящиеся к среднему медицинскому персоналу.

Среди врачей правом на рассматриваемую пенсию пользуются все врачи-специалисты, независимо от наименования (на что специально указано в Списке; в Списке, утвержденном Постановлением от 22 сентября 1999 г., такого уточнения не было), кроме врачей-статистиков, в том числе врачи - руководители учреждений и их структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность. Соответственно правом на "медицинскую" пенсию как руководитель учреждения имеет главный врач, но, естественно, при том условии, что он занимается врачебной деятельностью; это, как правило, подтверждается приказом по учреждению. Аналогично решается вопрос и в отношении заместителя главного врача.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения осуществляется по нормам подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. В соответствии с ним, как уже указывалось, право на досрочную пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Право выхода на трудовую пенсию по старости независимо от возраста и требование к стажу работы сохранились из предыдущего законодательства. Причем в новом законодательстве не дается четкой формулировки понятия "стаж на соответствующих видах работ". Исходя из правового смысла данной формулировки стаж на соответствующих видах работ - это суммарная продолжительность периодов профессиональной трудовой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следует указать, что до 1 января 2009 г. ст. 28 Закона о трудовых пенсиях содержала условие о работе медицинских работников только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Норма подп. 11 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях была признана Конституционным Судом Российской Федерации (постановление от 3 июня 2004 г. N 11-П) противоречащей Конституции Российской Федерации. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ в Закон о трудовых пенсиях были внесены соответствующие изменения, действие которых в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяется на правоотношения, возникшие с 3 июня 2004 г.

Как было указано выше, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, регулируют Правила, утвержденные Постановлением от 29 октября 2002 г., которые по своей структуре трансформированы, но в целом по существу принципиальных изменений не претерпели.

Работа в любой должности, поименованной в разделе "Наименование должностей", включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в учреждениях, предусмотренных в разделе "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением от 29 октября 2002 г.

В соответствии с п. 4 Правил в стаж работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются только те периоды, когда медицинский работник выполнял норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, по занимаемой им должности. Данное правило распространяется на периоды работы после 1 ноября 1999 г. Однако для медицинских работников, занятых в должности "главная медицинская сестра", это требование применяется ко всем периодам работы в этой должности.

Периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном Постановлением от 29 октября 2002 г., засчитываются с 1 ноября 1999 г. в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Согласно ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Что касается сокращенной продолжительности рабочего дня, установленной для отдельных должностей, то согласно ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности" от 14 февраля 2003 г. N 101 утверждены Перечни должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов, условий труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю. Данными Перечнями установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности, характера и условий труда продолжительность рабочего времени может составлять 36, 33, 30 и 24 часа в неделю.

Если работа выполнялась в нескольких должностях и учреждениях, указанных в Списке, на условиях неполного рабочего дня, то производится суммирование объема работы работника в должностях, предусмотренных Списком, по всем местам работы.

Действующими Правилами, так же как и ранее, сохранена возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью, периодов работы в определенных структурных подразделениях организаций (воинских частей) независимо от их наименования и ведомственной принадлежности (п. 6 Правил, утвержденных Постановлением от 29 октября 2002 г. N 781). Однако в отличие от ранее действовавших Правил в указанный п. 6 включены лечебно-профилактические структурные подразделения территориальных медицинских объединений, а также группы медицинского обеспечения, медицинские службы, медицинские группы, военно-медицинские службы, стационары.

Наиболее характерные проблемные ситуации при назначении пенсий медицинским работникам заключаются в следующем:

Разрешая вопрос о возможности включения в специальный стаж периодов работы до 1 ноября 1999 г., работники территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР) зачастую неправомерно пользуются "Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения", полагая, что отсутствие в ней определенной должности является основанием для отказа в назначении пенсии. Между тем эта "Номенклатура" принята в 1999 г., и в нее не включено большое количество должностей, существовавших в 70, 80 и 90 гг.;

Территориальный орган ПФР в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан применяет несколько вариантов подсчета пенсии. Распространенный вариант: "в рамках постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 года" и "без учета этого постановления". В результате в каждом из вариантов какие-то периоды включаются, какие-то - нет, и в итоге ни один из вариантов не дает права на назначение досрочной пенсии. На самом деле вариант может быть только один - на основании закона, с учетом правовых позиций, изложенных в этом и других постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Работники территориального органа ПФР нередко произвольно применяют разные Правила и Списки к различным периодам, нарушая правила действия нормативных правовых актов во времени.

Это, конечно же, самые распространенные препятствия на пути к назначению досрочной пенсии. Есть и другие: например, отсутствие статуса юридического лица у медицинского учреждения в какой-то период времени или трудность правильного подсчета стажа медикам, которые какое-то время проходили военную службу на медицинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации или на гражданских должностях в различных подразделениях военно-медицинской службы Вооруженных Силах Российской Федерации.

Применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам автор хотел бы в качестве примера привести решение по делу N 2-334/10, рассмотренное в судебном заседании 12 августа 2010 г. в Комаричском районном суде Брянской области*(1), который, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии периодов работы в должности диетсестры, фельдшера и медицинской сестры, установил буквально следующее:

"Заявительница обратилась в суд с заявлением об установлении периода ее работы в должности диетсестры пищеблока Керченской городской больницы N 2 с 28 марта 1986 г. по 5 августа 1986 г., фельдшера военного комиссариата Комаричского района Брянской области с 26 января 2000 г. по 1 марта 2001 г., медицинской сестры МОУ Комаричской средней школы N 2 со 2 марта 2001 г. по 9 января 2006 г., указывая на то, что на данных должностях ее деятельность была направлена на охрану здоровья населения, в связи с чем данные периоды работы должны быть включены в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. В судебном заседании заявительница поддержала свои требования и просила их удовлетворить.

Представители Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Комаричском муниципальном районе Н. и С. заявленные требования не поддержали и просили их оставить без удовлетворения, так как должность диетической сестры пищеблока не поименована Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, работа в должности фельдшера военного комиссариата Комаричского района не может быть включена в стаж, так как учреждение "военный комиссариат" не поименовано в Списках учреждений здравоохранения, работа в должности медицинской сестры МОУ Комаричская средняя школа N 2 также не поименована в списках учреждений здравоохранения.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, судом установлено.

К. работала в период с 28 марта 1986 г. по 5 августа 1986 г. в должности диетсестры пищеблока Керченской городской больницы N 2, с 26 января 2000 г. по 1 марта 2001 г. - в должности фельдшера военного комиссариата Комаричского района, со 2 марта 2001 г. по 9 января 2006 г. - в должности медсестры МОУ Комаричской средней школы N 2, что подтверждается копией трудовой книжки и другими материалами дела.

Согласно должностным обязанностям фельдшера военкомата К. осуществляла работу по обследованию граждан, проходящих службу в ВС Российской Федерации, подготовку и проведение диспансерных осмотров, планирование и проведение лабораторных исследований и профилактических прививок всем гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, производила контрольные осмотры призывников и осуществляла другие мероприятия, направленные на организацию профилактики и лечения призывников.

Согласно должностным обязанностям медицинской сестры МОУ Комаричская средняя школа N 21 К. обеспечивала соблюдение правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в школе, оказывала неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях с последующим вызовом врача к больному или направлением его в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, принимала участие в медицинских осмотрах школьников, проводя ежедневно амбулаторный прием заболевших учеников и сотрудников школы, оказывала неотложную доврачебную помощь, проводила осмотр детей на педикулез, инфекционные заболевания, участвовала в обследовании детей на туберкулез, осуществляла контроль за соблюдением санитарно-эпидемического режима школы и пищеблока, выполнением санитарных требований к технологии приготовления пищи, проводила плановые профилактические прививки учащимся, а также выполняла другие мероприятия, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни в школе.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г., и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным тем же постановлением, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном указанными Правилами, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке.

В судебном заседании установлено, что заявительница, работая в Комаричской средней школе N 2 медицинской сестрой и военном комиссариате Комаричского района фельдшером, непосредственно занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указанные должности предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г. В данном списке должность "диетсестра" не предусмотрена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд решил: заявленные требования К. удовлетворить частично. Включить в льготный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии периоды работы К. с 26.01.2000 года по 01.03.2001 года в должности фельдшера военного комиссариата Комаричского района Брянской области, с 02.03.2001 года по 09.01.2006 года - в должности медсестры МОУ Комаричской средней школы N 2 Брянской области. В остальной части иска отказать".

Таким образом, рассматривая основные причины серьезных затруднений в назначении медицинским работникам досрочных трудовых пенсий по старости за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на то, что они связаны с тем, что претерпели изменения не только законодательство, регулирующее пенсионные вопросы, но и отраслевые нормативные правовые акты. В силу различных причин произошедшие изменения не учитываются работодателем. Вследствие этого наименования должностей медицинских работников и учреждений здравоохранения (их структурных подразделений) не соответствуют Спискам должностей и учреждений, а также Перечню структурных подразделений, поименованных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. А ведь именно в соответствии с ними назначается досрочная трудовая пенсия по старости (в том числе с применением правил льготного исчисления стажа).

Еще одно важное обстоятельство, на которое автору настоящей статьи хотелось бы обратить внимание читателей: в Закон о трудовых пенсиях и в подзаконные акты внесены некоторые изменения, ограничивающие право медицинских работников на досрочные трудовые пенсии по старости. Между тем органы ПФР при рассмотрении заявлений медицинских работников о назначении им досрочных пенсий занимают нередко ошибочную позицию. Нередко они руководствуются лишь новым пенсионным законодательством о порядке и условиях назначения пенсий на льготных условиях и правилах исчисления "специального" стажа работы.

Так, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П было определено, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение (включая размер пенсии и ее досрочное получение), на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования. Указанным документом Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что при решении вопроса о праве на досрочную трудовую пенсию и зачете некоторых периодов профессиональной деятельности по охране здоровья населения могут рассматриваться нормы ранее действовавшего законодательства.

А.В. Ефремов,

начальник юридического отделения

военного комиссариата Чувашской Республики