Трудовая книжка

Гособоронзаказ на год перечень военной техники. Государственный оборонный заказ. Экспорт вооружений и военной техники

1. Система размещения и исполнения государственного оборонного заказа - состояние и направления развития в 2019 г.:

  • Цели Гособоронзаказа – 2019. Влияние Контрактной системы закупок (44-ФЗ) на регулирование поставок для предприятий ОПК
  • Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года - Обновленный перечень процедур для определения поставщиков. Переход к электронным закупкам. Особенности проведения электронных аукционов. Обязательность усиленной квалифицированной электронной подписи. Запрет бумажной формы проведения закупок с 1 января 2019. Изменения в правилах ведения различных реестров в ЕИС. Обновленные правила проведения открытых конкурсов. Изменения в размере суммы обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах.
2. Учет действующей нормативно-правовой базы в системе ГОЗ. Обзор и комментарии к основным НПА, принятым в декабре 2017 года - июле 2018 г. и регламентирующим порядок размещения и исполнения контрактов в сфере государственного оборонного заказа 2018 года:
  • Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 г. N 1465 (Новое Положение о государственном регулировании цен на продукцию по гособоронзаказу);
  • Федеральный закон 263-ФЗ от 29.07.2018 (Новая редакция 275-ФЗ в отношении уполномоченных банков);
  • Федеральный закон от 29.12.2017 N 469-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 УПК РФ»;
  • Изменения в 223-ФЗ (496-ФЗ от 31.12.2017 и 505-ФЗ от 31.12.2017) и в 44-ФЗ (504-ФЗ от 31.12.2017) вступившие в силу с 1 июля 2018 года;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 04 мая 2018 г. № 543 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 47 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности»;
  • Приказ Минобороны от 8.10.2018 № 554 о порядке и сроках представления (истребования) Отчета о выполнении государственного контракта, контракта по ГОЗ.
  • Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 №334 (зарегистрирован в Минюсте России 18.04.2019)

3. Риск-ориентированная система контроля: когда ждать проверку ФАС:

  • Система мониторинга платежей по гособоронзаказу – основа прозрачности взаимоотношений участников контрактных обязательств;
  • Как открыть личный кабинет в Единой информационной системе ГОЗ;
  • Идентификатор государственного контракта (ИГК): значение, содержание и характерные признаки при контрактации ГОЗ;
  • Критерии риск-ориентировок: как они влияют на систему контроля в сфере.

4. Формирование цен на продукцию ГОЗ с учетом: введение единых правил ценообразования при формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа. Что является ресурсами ГОЗ? Для чего выделяются денежные ресурсы. Что подразумевается под госрегулированием ценообразования выделяемых ресурсов ГОЗ?

  • Новые принципы и подходы к формированию цен на оборонную продукцию: правило «исходного треугольника.
  • Определение прогнозных цен, методы ценообразования:

Ø «Метод анализа рыночных индикаторов»

Ø «Метод сравнимых цен»

Ø Модифицированный «затратный метод»

Ø «Индексный» метод расчёта цен

Ø Базовые цены продукции и порядок их применения.

Ø Временной диапазон планирования цен. Мотивационная модель ценообразования в сфере ГОЗ.

Ø Новые методы определения цен и установления начальной (максимальной) цены закупки: порядок формирования и обоснования.

Ø Перевод ориентировочной цены в фиксированную цену, в т.ч. поставляемую единственным поставщиком.

5. Факторы госрегулирования, влияющие на формирование цены продукции ГОЗ.

  • Обоснование выбора метода определения цен при поставках продукции оборонного назначения. Источники информации и порядок подтверждения заявленного уровня себестоимости. Прибыль и рентабельность по-новому. Условия получения (основания неизъятия) дополнительной фактической прибыли при исполнении ГОЗ. Состав затрат, принимаемых в качестве основы себестоимости при определении цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ. При каких условиях теперь можно предприятию получить финансовый результат больше 20%?
  • Влияние способа выбора Исполнителя на ценообразование в сфере ГОЗ. Тендерные отборы Исполнителя: выбор способа определения начальной (максимальной) цены контракта. Рекомендации ФАС по проведению торгов, обеспечивающих принцип «чем больше я плачу налогов государству, тем дороже я продаю товар государству». Закупка у единственного поставщика: государственное регулирование ценообразования на всех этапах планирования, исполнения и завершения контракта в сфере ГОЗ.
  • Новые возможности увеличения сметы в рамках заключенного гос. контракта. Что делать если у Поставщиков цены полезли вверх, а контракт выполнять надо? Возможность пересчета цены продукции: условия и порядок пересмотра цен.

6. Учетная политика предприятия – документ, свидетельствующий о корректности целевого использования. Что сделать для создания Учетной политики, как надежного инструмента регулирования процессов распределения средств на отдельных счетах предприятий?

7. Методы калькулирования затрат и нормирования материальных ресурсов

  • Методы управления затратами:

Ø Методы калькулирования затрат;

Ø Методы управления затратами по видам внутрихозяйственной деятельности, функционально-стоимостной анализ и методы имитационного моделирования.

  • Планирование закупок. Типовая структурно-временная схема разработки планов и ценообразования на ВиВТ. Финансово-экономическое проектирование выполнения заказов в сфере ГОЗ.
  • Как нормировать оборотные средства компании?

Ø Нормирование в производственных запасах, в незавершенном производстве. Нормирование готовой продукции. Нормирование расходов будущих периодов.

Ø Общий норматив оборотных средств

  • Методы нормирования материальных ресурсов

Ø Классификация материальных ресурсов при формировании цен на продукцию оборонного назначения. Методы нормирования материальных ресурсов. Нормирование расхода материальных ресурсов на производство единицы продукции

Ø Документы на предприятии для контроля за соблюдением норм расхода материальных ресурсов

8. Критерии обоснованности затрат и их документальное подтверждение с учетом изменений законодательства

  • Практические рекомендации порядку обоснования себестоимости и прибыли при формировании цен на продукцию оборонного назначения и по подготовке расчетно-калькуляционных материалов (РКМ) при формировании цены продукции. Вопросы определения состава затрат при наличии требований к правомерному их включению в себестоимость продукции. Определение точки безубыточности производства продукции.
  • Уровень рентабельности в цене продукции: Управление рентабельностью при выполнении контрактов по ГОЗ. Соотношение расчетного и экономически обоснованного уровней рентабельности при определении прибыли в составе цены на продукцию по ГОЗ. Обоснование дополнительного уровня рентабельности при необходимости направления части прибыли на развитие производства.
  • Другие проблемные вопросы обоснования состава и величины накладных расходов , включаемых в цену продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу и пути их решения. Соответствие предконтрактного и контрактного ценообразования. Соотношение прогнозных и начальных (максимальных) цен контрактов ГОЗ.
  • Анализ контролирующими органами состава затрат, принимаемых для формирования себестоимости продукции, поставляемой по ГОЗ.
  • Практические рекомендации по распределению накладных расходов между исполняемыми контрактами. Учет прибыли в составе контрактной цены и как влияет снижение цены продажи на увеличение продаваемости. Определение точки безубыточности производства продукции.

9. Целевое использование средств государственного оборонного заказа .

  • Что изменилось с введением Положения о государственном регулировании цен, согласно Постановлению Правительства РФ N 1465 от 2 декабря 2017 года?
  • Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу: новые полномочия федеральных органов исполнительной власти. Межведомственная система контроля за расходованием бюджетных средств
  • Меры по снижению рисков привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований целевого использования государственных средств при выполнении контрактов ГОЗ.

10. Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках ГОЗ: не смешиваем затраты на «гражданку и оборонку».

  • Требования законодательства о необходимости ведения раздельного учета, ответственность за неисполнение требований НПА по данному вопросу;
  • Особенности организации раздельного учета затрат в соответствии с Постановление Правительства РФ №47 в редакции Постановления от 04 мая 2018 г. № 543. Состав и содержание расходов предприятия. Методика распределения прямых и косвенных затрат.Внепроизводственные затраты. Обоснование и подтверждение распределения накладных расходов в разрезе общепроизводственных и общехозяйственных расходов,в т.ч. заработной платы административного персонала, электроэнергии, аренды производственных или офисных помещений и т.п. Оптовые закупки и формирование складских запасов. Как взаимодействуют кассовый метод и метод начислений затрат в системе раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности?

11. Основные различия между банковским и казначейским сопровождением: какие контракты подлежат казначейскому сопровождению с 01 января 2018 г.?

12. Банковское сопровождение ГОЗ:

  • Федеральный закон № 263 от 29.07.2018 . Переход из ранее уполномоченных банков в иной уполномоченный банк, определенный решением Правительства Российской Федерации, в том числе порядок перевода остатков отдельных счетов. Изменения режима отдельного счета.
  • Запрещенные банковские операции;
  • Оформление платежных поручений.

13. Банковское сопровождение контрактов ГОЗ в зависимости от типа операций и оформление документов к ним:

  • Переводы между отдельными счетами. Можно ли применить «перекрестное» финансирование с нескольких отдельных счетов для исполнения гособоронконтрактов?
  • Операции по оплате товаров, услуг, работ, цена которых подлежит государственному регулированию;
  • Операции по уплате налогов и сборов , таможенных платежей, страховых взносов в ПФ, ФСС, ФОМС и иные обязательные платежи в бюджетную систему РФ. Ограничения по данному вопросу со стороны Центробанка.
  • Заработная плата: какие документы необходимо предоставить в Уполномоченный банк для выплаты денежных средств в оплату труда? На что обращают внимание контролеры при проверке оплаты труда. Спорные ситуации начисления и выплаты заработной платы.
  • Особенности иных, не запрещенных режимом отдельного счета, операций :

Ø тщательно планируем иные расходы на 5 или 3 млн. рублей, т.к. неиспользованные в текущем месяце лимиты не переносятся на следующий период;

Ø платежи в пользу Поставщиков, не открывающих отдельные банковские счета

Ø иные расходы в пользу физических лиц запрещены, а что делать с оплатой командировочных расходов подотчетников?

  • Злободневные вопросы операций по перечислению прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями:

Ø Сколько предприятию можно заработать при исполнении контрактных обязательств в ГОЗ? Что будет, если фактическая прибыль в результате не соответствует плановой (расчетной)?

Ø При каких условиях прибыль можно снимать частично, не дожидаясь закрытия всего контракта?

Ø Можно ли снять прибыль из средств аванса Заказчика?

Ø Как Центробанк влияет на уровень прибыли Исполнителя?

  • Возмещение понесенных исполнителем расходов: какие особенности возмещения с отдельного счета ранее понесенных расходов для своевременного исполнения контрактных обязательств следует учесть для предупреждения «зависания» денежных средств?
  • Оплата импортных комплектующих, схема оплаты договорных обязательств через коммерческий или уполномоченный банк
  • О возврате денежных средств или приостановке операций;
  • Закрытие отдельного банковского счета . Схема закрытия госконтрактов и списание средств с отдельного банковского счета.

14. Казначейское сопровождение государственных оборонных контрактов в 2019 году, в том числе заключенных в 2017-2018 гг. и планируемых к заключению в 2019 г. Правовое регулирование.

  • Постановление правительства РФ от 28 декабря 2018 года № 1702 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказав валюте Российской федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
  • Приказ Минфина России от 27.12.2018 N 290н (Об утверждении критериев приостановления операций по лицевым счетам, открытым в территориальных органах Федерального казначейства при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа);
  • Приказ Минфина России от 11 декабря 2018 № 259н «Об утверждении порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
  • Приказ Минфина России от 10 января 2019 года № 4н «О Порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта) и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
  • Приказ Федерального Казначейства от 09 января 2019 г. № 3н «Об утверждении порядка формирования идентификатора государственного контракта, контракта учреждения, соглашения, договора о капитальных вложениях, договора о проведении капитального ремонта при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
Практические вопросы работы в рамках казначейского сопровождения средств, получаемых по контрактам ГОЗ:
  • Схема казначейского сопровождения государственных контрактов. ИГК при казначейском сопровождении. Малые контракты – деньги на расчетный счет предприятия. На какие цели разрешается перечисление средств на расчетные счета Исполнителей гособоронзаказа в кредитной организации?
  • Открытие лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса
  • Перечень документов для обеспечения процесса взаимодействия с казначейством. Что необходимо сделать для электронного документооборота?
  • Перечень запрещенных и разрешенных операций при казначейском сопровождении;
  • Необходимые условия, включаемые в государственные контракты (контракты, договоры), предусматривающие авансовые платежи
  • Сведения о направлении расходования целевых средств.
  • Какие отчеты о предприятиях и как часто Территориальные органы казначейства отправляют в информационную систему?
  • Обязательные условия, включаемые в государственные контракты, контракты (договоры) при казначейском сопровождении. Документы, необходимые для санкционирования расходов с лицевых счетов в казначействе
  • Что проверяет Казначейство при санкционировании целевых расходов исполнителя, соисполнителя.
  • Казначейский аккредитив: новое на основе хорошо отработанного старого

15. Ответственность руководителей, учредителей и главных бухгалтеров организаций в условиях работы по гособоронзаказу: от уголовной ответственности и конфискации имущества до штрафа и дисквалификации.

  • Федеральный закон от 29.12.2017 N 469-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 УПК РФ»
  • Имущественная, налоговая, административная и уголовная ответственность указанных лиц, особенности их персональной ответственности.
  • Включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией). Мнение ФАС о применении штрафных санкций за нарушения в сфере ГОЗ
  • Административное наказание должностного лица организации (дисквалификация): условия и порядок применения.

16. Плановые и внеплановые проверки в сфере ГОЗ. Когда ждать контрольную проверку и что делать, если она на пороге?

  • Правила проведения плановых и внеплановых проверок в сфере государственного оборонного заказа - органами ФАС, прокуратуры и военной прокуратуры РФ, их взаимодействие с другими государственными контролирующими органами.
  • Налоговые и полицейские проверкикомпаний, работающих в рамках ГОЗ. Тенденции в проведении налоговых и полицейских проверок бизнеса. Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов при проведении проверок бизнеса
  • Типичные ошибки при проверках, приводящие к негативным последствиям для компании. Алгоритм действий при проведении проверок.
  • Рекомендации участникам закупок в сфере ГОЗ по защите своих законных прав.

17. Подведение итогов. Обсуждение наиболее актуальных тем и ответы на вопросы.

Какие нормы закона о гособоронзаказе вступили в силу с 2017 года, расскажем подробно о важных поправках в Закон № 275-ФЗ.

Заказы в сфере оборонырегулирует отдельный закон № 275-ФЗ. В него были внесены изменения, которые вступают в силу в 2017 году. В этом материале мы подробно расскажем о важных поправках и дадим разъяснение по 275-ФЗ.

Новые понятия и статьи в 275-ФЗ о гособоронзаказе

В-третьих , появилась отдельная статья для идентификатора контракта по оборонному заказу . Он должен присваиваться каждому контракту перед включением в реестр контрактов. Идентификатор должен содержать:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ определения поставщика;
  • сроки действия контракта - год его заключения и год окончания срока;

В-четвертых , появилась статья о рассмотрении дел о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ). Так, решение контролирующего органа о нарушениях теперь можно обжаловать в арбитражном суде.

В-пятых , определена и ответственность за нарушения Закона 275-ФЗ . В КОАП внесли соответствующие пункты. Заказчика могут наказать за грубое нарушение условий контракта или препятствие деятельности лица, которое представляет контролирующий орган. Узнайте, как избежать штрафов в гособоронзаказе, в статье «Гособоронзаказ. Новые нормы. Ценообразование. Ответственность»

Информация о расчетах и все другие необходимые сведения вносятся в Единую информационную систему государственного оборонного заказа.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Права и обязанности заказчика по Закону 275-ФЗ

Заказчик получил новое право - на увеличение предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В статье об обязанностях заказчика, по сути, описано, как с его стороны проходит исполнение оборонного заказа и его сопровождение. В эти обязанности входит:

1. Разработка предложения по объему поставок товара
2. Размещение государственных заказов
3. Формирование начальной цены контракта
4. Заключение контракта с присвоением ему идентификатора и внесением условий о расчетах только на отдельном счетов в уполномоченном банке.
Требования к банку прописаны в законе 275-ФЗ, также там есть порядок использования отдельного счета, а также список операций, осуществление которых на нем не допускается
5. Выдача авансов и оплата поставок
6. Контроль за целевым использованием денег и обеспечением поставок, а также проверка качества поставляемого товара или работы
7. Участие в испытаниях образцов, в том числе их проведение
8. Приемка продукции
9. Утверждение технических документов
10. Учет результатов научно-технической деятельности
11. Отчетность, то есть направление уведомления об истечении контракта в уполномоченный банк.

Контролирующие органы по гособоронзаказу

Контроль осуществляет ФАС. В новой редакции 275-ФЗ о ГОЗ, ведомству добавили полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. Вот что здесь важно знать заказчику государственного оборонного заказа. Он обязан по требованию и в определенный срок предоставить информацию, нужную ФАС. Сюда включаются сведения, которые составляют любую охраняемую законом тайну , в том числе государственную и коммерческую, а также персональные данные.

Кроме того, обратите внимание на порядок проведения проверок. Их основания также диктует закон 275-ФЗ о государственном оборонном заказе. Это, к примеру, публикации в СМИ о нарушениях закона или материалы правоохранительных органов. Проводятся такие проверки не чаще раза в три года . Кстати, закон 275-ФЗ наделил должностных лиц правом осматривать территории, помещения, бумаги даже при помощи съемки и снятия копий.

Также контроль за исполнением заказов осуществляет департамент по обеспечению государственного оборонного заказа, как и раньше.

Государственный оборонный заказ устанавливает Правительство России в целях обеспечения обороны и безопасности страны.
является основополагающим законом, регулирующим Гособоронзаказ.

Этапы выполнения оборонного заказа. Особенности ГОЗ.

Гособоронзаказ проходит этапы формирования, утверждения, размещения и выполнения. Формируется оборонный заказ на основе военной доктрины России, планов строительства и развития Вооруженных сил, Государственной программы вооружения (ГПВ). Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом.
Основные показатели гос. оборонного заказа разрабатываются с учетом госрегулирования цен и применяемых видов цен на продукцию оборонного назначения .
При утверждении Гособоронзаказа и мероприятий по его выполнению определяются государственные заказчики, обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.

Целевое использование средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа, обеспечивается банковским сопровождением исполняемых госконтрактов на всю глубину кооперации , а также государственным надзором (контролем) в сфере гособоронзаказа.

Непосредственный контроль на предприятиях, исполняющих оборонный заказ, .

Госзакупки (госзаказ) и Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ)

Размещение гособоронзаказа как закупок для федеральных нужд производится в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе» (N 44-ФЗ), однако не следует отождествлять госзакупки и Государственный оборонный заказ. 44-ФЗ не учитывает всех особенностей гособоронзаказа.
Госзаказ не является эквивалентом Гособоронзаказа. И ключевое слово здесь - оборонный .

Госзаказ (госзакупки). Под этими понятиями имеют ввиду сферу закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Госзаказ – это Гос ударственный заказ , а госзакупки гос ударственные закупки .

Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ) – это закупки для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, например, посредством «Рособоронэкспорт».
Сокращениями термина «Гос ударственный оборон ный заказ » являются Г осо боронз аказ и ГОЗ .

ГОЗ не является сокращением от ГОсЗакупки (ГОсЗаказ).
Госзаказ – не есть сокращение от Гособоронзаказ.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» вступил в силу с начала 2013 года. Ранее действовавший закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» утратил силу.

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2013

Первая корректировка основного закона ГОЗ произведена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ в связи с отменой Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и вступлением в силу .

Редакция закона №275-ФЗ от 29.06.2015

Федеральным законом №159-ФЗ от 29 июня 2015 года были внесены существенные изменения в основной оборонный закон. В частности, были введены идентификаторы госконрактов (ИГК) и банковский контроль с обязательным проведением расчетов по оборонным контрактам по отдельным счетам (спецсчетам) .
Особенно изменились права и обязанности головного исполнителя и всех исполнителей, входящих в кооперацию, а также права государственного заказчика.
В отношении госконтрактов с Министерством Обороны изменения вступили в силу с 1 сентября 2015 года. Для других государственных заказчиков гос. оборонного заказа (МВД, МЧС, СВР, ФСБ, ФСО, ФСИН, Роскосмос, Росатом) - с 1 января 2017 года.

Редакция закона №275-ФЗ от 13.07.2015

Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ внес в 275-ФЗ корректировки, связанные с созданием Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Редакция закона №275-ФЗ от 03.07.2016

Федеральный закон от 3 июля 2016 года №317-ФЗ, вступивший в силу с 15 июля 2016 года, внес очередные изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Помимо незначительных технических поправок, введено понятие «продукция с длительным технологическим циклом производства». Уточнены вопросы, касающиеся возмещения затрат исполнителя, направленных на формирование материальных запасов (сырье, материалы, полуфабрикаты, ПКИ, готовая продукция), необходимых для выполнения гособоронзаказа и оплаченных за счет собственных средств исполнителя ГОЗ.

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2016

Федеральный закон от 28.12.2016 N 471-ФЗ внес в закон о гособорозаказе №275-ФЗ только незначительные технические правки.

Редакция закона №275-ФЗ от 29.07.2017

Федеральным законом от 29.07.2017 №237-ФЗ сгенерирована седьмая по счету редакция закона «О государственном оборонном заказе».
Законом создается реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта при выполнении оборонного заказа. Для компаний из этого «черного списка» вводятся ограничения на оказание государственной поддержки. Ведение реестра поручено антимонопольной службе.
Несколько «упростилась жизнь» Головных исполнителей, которым месячный лимит платежей на иные (не отдельные) счета увеличен до пяти миллионов рублей . Для исполнителей ГОЗа более низких уровней кооперации сумма ограничения не изменилась.

Редакция закона №275-ФЗ от 31.12.2017

Изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2017 №481-ФЗ, связаны исключительно с уполномоченными банками.
Был изменен критерий отнесения к категории уполномоченных банков. Отменена публикация перечня уполномоченных банков на сайте Банка России, и введен механизм информирования Исполнителей ГОЗ об изменении состава уполномоченных банков через Государственного заказчика и Головного Исполнителя.

Редакция закона №275-ФЗ от 29.07.2018

Девятая редакция 275-ФЗ введена Федеральным законом от 29.07.2018 №263-ФЗ. Главное изменение – это появление Главы 3.3 «Особенности банковского сопровождения при переводе сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк».

Все редакции (изменения) Федерального закона №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»:

Официальный сайт гособоронзаказа

Как такового официального сайта государственного оборонного заказа не существует. Размещение военных заказов производится в соответствии с законом 44-ФЗ на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru).
Кроме того, госконтракт на поставку продукции оборонного назначения может заключаться с единственным производителем российского оружия.

Единственный производитель (поставщик) оборонного заказа

Единственный поставщик (производитель) – производитель (поставщик) российского вооружения и военной техники, которые не имеет российских аналогов.
Единственный поставщик продукции государственного оборонного заказа включатся в реестр единственных поставщиков такого вооружения.
Порядок и особенности осуществления закупки у единственного поставщика (производителя) оборонного заказа регулируется пунктом 7 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465.

Чем занимаются и сколько получают военпреды?

Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО РФ) утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804.

На содержание военных представительств Министерства обороны и органов их контроля отчисляются денежные средства в размере одного процента стоимости выпускаемой оборонной продукции. Контроль качества и приемка военной продукции, поставляемой вне государственного оборонного заказа, осуществляются на договорной основе.

ОЭП - основные экономические показатели (нормативы)

Основные экономические показатели предприятия, исполняющего Гособоронзаказ, согласуются с аккредитованным при нем военным представительством Министерства обороны. Согласованные экономические нормативы могут корректироваться вышестоящими структурами: ДАГК (Департаментом Аудита ГосКонтрактов) и УВЭА ГПВ и ГОЗ (Управлением Военно-Экономического Анализа Государственной Программы Вооружения и Государственного Оборонного Заказа).

ОЭП, как правило, определяют уровень средней заработной платы основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей); нормативы дополнительной заработной платы, накладных (общепроизводственных, общехозяйственных), транспортно-заготовительных и внепроизводственных расходов, специальных затрат.
Согласование размера возмещения процентов по банковским кредитам, привлекаемым исполнителем для исполнения оборонного заказа, находится в ведении ДАГК и УВЭА.

Ремейк бородатого анекдота

Экономический отдел оборонного предприятия.
Все сотрудники уже давно работают на заводе. Прожжённые. Давно сидят вместе в одном кабинете.
Гособоронзаказ растет. Штаты растут. Взяли в отдел молодого экономиста. Обеденный перерыв.
Голос из угла комнаты: «118!». Большинство экономистов повеселело.
- 407! - в кабинете стало еще веселей.
- да ты бы ещё 200 или даже 37 вспомнил!
Новенький робко спрашивает рядом сидящего главного экономиста: «что это за числа, из-за которых все смеются?»
Старший отвечает: «Да, понимаешь, мы давно тут все вместе сидим. Все байки и анекдоты уже сотню раз друг другу пересказали. Чтобы не повторяться и не тратить свое драгоценное время, все пронумеровали. Называет кто-то номер, - все сразу и понимают о чем речь.»
Тут новый экономист как гаркнет на весь кабинет: «275!!! ».

Все притихли. Воцарилась гробовая тишина…

Совпадение или же тонкий намек пренебрегающим всеми особенностями 275-ФЗ - Статья 275 Уголовного кодекса «Государственная измена» .

Март 22, 2017

Все расчеты по различным государственным контрактам по оборонному заказу в этом году будут проводится либо с использованием лицевых счетов в Федеральном казначействе, либо через отдельные счета, открытые в уполномоченных банках. Система банковского и казначейского сопровождения пройдет проверку на эффективность контроля платежей из бюджета.

Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать и утвердить «дорожную карту» поэтапного перехода к казначейскому сопровождению бюджетных средств. В целом перевод гос. контрактов на казначейское сопровождение призван исключить нецелевое расходование бюджетных средств. Правительству поручено установить полный контроль за расчётами по государственным контрактам, которые заключаются в целях государственного оборонного заказа, на всех уровнях кооперации.

Фактически, казначейское сопровождения ГОЗ реализуется уже сейчас. Все средства ГОЗ будут «промаркированы» и их движение будет осуществляться исключительно по специальным счетам (отдельным в уполномоченных банках или лицевым счетам в Федеральном казначействе).

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 249 в 2017 году казначейскому сопровождению подлежат все расчеты (вне зависимости от суммы и наличия условий об авансировании) по государственным контрактам (контрактам), заключенным в рамках государственного оборонного заказа, за исключением государственных контрактов, заключенных:

с Министерством обороны Российской Федерации или иными государственными заказчиками ГОЗ, в случае осуществления банковского сопровождения;

в целях обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности, обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом.

При этом, Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства (ТОФК) санкционирования операций при казначейском сопровождении средств ГОЗ в настоящее время остается старым (общим) для всех гос.контрактов, контрактов на поставку продукции для федеральных нужд (данный порядок утвержден приказом Минфина России от 23 декабря 2016 г. № 244н).

Для нас очевидно, что предприятия ОПК вновь должны по-новому выстраивать свою работу уже по новым правилам казначейского сопровождения расчетов по ГОЗ.

Итак,многие предприятия – головные исполнители и исполнители ГОЗ в 2017 годубудут вынуждены параллельно работать по «разным правилам» — получать деньги и рассчитываться с контрагентами, как через отдельные счета, открытые в уполномоченных банках в рамках банковского сопровождения ГОЗ по гос. контрактам с Минобороны России,так и через лицевые счета, которые подлежат открытию в территориальных органах Федерального казначейства по гос. контрактам, заключаемым в 2017 году с другими государственными заказчиками ГОЗ (всего около 30 различных министерств и ведомств).

В целом Минфин России (Федеральное казначейство) ранее заявлял об интеграции (сближении) правоприменения банковского и казначейского сопровождения. То есть режим отдельного счета, видимо, должен быть схож (аналогичен) с порядком санкционирования платежей по лицевым счетам в ФК.

Однако, сейчас принципы казначейского и банковского сопровождения кардинально отличаются .

Наверное, многим предприятиям не совсем понятно, почему система контроля прохождения платежей через ТОФК, которая призвана весьма эффективной и показала свою результативность на весьма крупных проектах, строится на абсолютно других принципах и подходах.

В ТОФК контролю подлежат платежи между участниками кооперации, перечень которых согласуется с заказчиками (который может актуализироваться по мере заключения контрактов с соисполнителями). ТОФК проводится мониторинг выполнения обязательств по контрактам с соисполнителями ГОЗ на основании документов на отгрузку.

Но накладные расходы (выплаты на оплату коммунальных услуг, арендной платы, приобретение услуг связи, транспортных услуг и т.п.) осуществляются на обычные счета организации — открытия специальных счетов для работы с указанными поставщиками не требуется.

Все расходы с лицевого счета осуществляются согласно смете (на основании Сведений о направлениях расходования), т.е. по согласованным с заказчиком целевым показателям (предельным значениям). Данные сметы так же могут уточняться, корректироваться с учетом условий их исполнения. Возместить произведенные ранее расходы можно, представив документы, подтверждающие оплату произведенных расходов (части расходов). После исполнения своих обязательств организация имеет возможность «снять» полученные деньги при условии подтверждения фактического выполнения работ (поставки товаров, оказания услуг).

Однако, следует отметить, что ранее ТОФК контролировали только авансы, выплаченные головному исполнителю (и только по гос. контрактам свыше 100 млн. руб. или тем гос. контрактам, размер аванса по которым составлял более 30%). Сейчас будет впервые реализовываться система полного (тотального) контроля всех бюджетных средств, выплачиваемых государственным заказчиком по гос. контрактам (в том числе и сумму окончательного расчета).

Вопросов много. ТОФК только начинает работать в новом формате взаимоотношений с предприятий ОПК. Будем надеяться, что Федеральное казначейство учтет опыт работы уполномоченных банков и Минобороны России и в самое ближайшее время даст соответствующие разъяснения, а также примет ряд документов, которые четко регламентируют порядок использования средств лицевых счетов, в том числе в части возможности перечисления прибыли, порядка перечисления ранее понесенных фактических расходов и т.д.

Более подробно вопросы сходства и отличия системы банковского и казначейского сопровождения расчетов по ГОЗ мы планируем обсудить в следующих публикациях.

Елена Гончарук,
Генеральный директор
Экспертно-аналитического центра ценообразования
в оборонной промышленности «Эксперт 275»

Корпорация "Ростех" создавалась как аккумулятор оборонных предприятий. Идея консолидации всех передовых технологий, оставшихся от СССР, их инвентаризации и создания на этой основе современной, конкурентоспособной продукции принадлежала президенту Владимиру Путину, а воплощать ее в жизнь было поручено Сергею Чемезову.

Когда "Ростех" брался за реализацию этих планов, казалось, что времени на раскачку достаточно. Однако после 2014 года внешнеполитическая обстановка для России резко осложнилась, началось экономическое давление, существенно возросло противостояние в военной сфере - и, в первую очередь, это почувствовали на себе предприятия оборонного комплекса. Не только отдельные заводы, но и целые холдинги стали попадать под западные санкции, что драматически сказалось на показателях: многие из них, продолжая по инерции жить, как в "тучные годы", превратились в предприятия, генерирующие огромные убытки. В результате начались не только задержки зарплат сотрудникам, что грозило социальной напряженностью, но и ставило под угрозу срыва выполнение гособоронзаказа. Проблемы явно имели системный характер и требовали системных решений.

Глава "Ростеха" Сергей Чемезов отреагировал незамедлительно. Его активность по исправлению ситуации, на глазах приобретавшей черты критической, развивалась в двух направлениях. Во-первых, требовалось экстренно найти управленцев, способных на стратегическом уровне выстроить работу крупных конгломератов, имеющих множество связей между собой и с поставщиками.

Таких людей в стране очень мало, поэтому "Ростех" разделил предприятия оборонки на крупные кластеры, по признаку специфики производства. Управление кластерами отдали так называемым индустриальным директорам - принципиально новым фигурам в структуре концерна. Так появились кластеры: Радиоэлектронный, Обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии и Авиационный.

Каждый из индустриальных директоров занялся расстановкой кадров на заводах, начав с наиболее проблемных предприятий. "Проблемность" определялась, прежде всего, выполнением основной задачи, поставленной государством: исполнения гособоронзаказа в 2017 году, и недопущения провальной ситуации прошлого года в этой сфере.

Как именно решались поставленные задачи, можно увидеть на примере легендарных "Мотовилихинских заводов", которые чуть было не скатились в 2016 году к позиции "в прошлом легендарных", а то и "печально известных". "Мотовилиха" выпускает разнообразные артиллерийские системы и поэтому отнесена в "Ростехе" к кластеру Обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии, который возглавляет Сергей Абрамов. После провального 2016 года к марту 2017-го были сформированы новые управленческие кадры, которые приступили к работе. В частности, на "Мотовилиху" пришел Александр Анохин со своей командой. О том, в какой спешке начали исправлять ситуацию, говорит тот факт, что Анохин завершал проекты на предыдущем месте работы параллельно с началом деятельности на "Мотовилихе".

Анализ показал, что чистые активы "Мотовилихинских заводов” к этому моменту были отрицательными, предприятие генерировало убытки постоянно - на конец прошлого года они уже приблизились к 6 миллиардам рублей, а за 2017 год, если бы ничего не изменили, могли бы достигнуть 9 миллиардов. При этом призрачными были перспективы выполнения не только гособоронзаказа 2017 года, но и экспортных контрактов. Это ударило бы уже по репутации всей Российской Федерации как дееспособного и добросовестного производителя и могло создать "эффект домино" для присутствия России на рынке вооружений в целом.

Ситуацию усугубляли последствия многолетних попыток решать проблемы холдинга путем чрезмерного "вливания" кредитов: обслуживание этих займов отвлекало порядка полутора миллиардов рублей в год, а ведь еще было и "тело" кредитов - под 15 миллиардов. Анохин провел полную ревизию ситуации, начиная с кадров, финансов, производственных мощностей и заканчивая системой взаимодействия между структурными подразделениями холдинга. Стало понятно, что две трети контрактов по гособоронзаказу находятся под угрозой срыва.

Не намного лучше обстояли дела и с экспортными контрактами. Предприятие было переведено в режим антикризисного управления. Для обеспечения бесперебойной работы и уменьшения рисков невыплаты заработной платы, и в то же время для обеспечения интересов кредиторов, на "Мотовилихе" была введена процедура наблюдения. Закупки сырья и комплектующих были поставлены под жесткий контроль. Все посредники, участие которых в процессе закупки и реализации продукции оказалось экономически нецелесообразным, были устранены.

Серьезные результаты дало даже такое простое, на первый взгляд, решение, как синхронизация действий взаимосвязанных подразделений внутри холдинга, чтобы не получалось простоев по причине разного понимания целей, задач и сроков производства частей одного и того же изделия. На предприятии создали и продолжают создавать реестр полностью или частично непрофильных активов и по каждому из них принимают решение с учетом социальной значимости. Тем более, что предприятие обеспечивает теплом не только производство, но и часть жилых микрорайонов.

Заменили ключевых руководителей на отдельных ответственных должностях, там, где предыдущие не могли справиться с поставленными задачами. Были найдены способы привлечь на предприятие квалифицированных работников и снять тем самым проблему кадрового дефицита не по номинальной численности, а по уровню квалификации.

Наконец, занялись мотивацией работников, увязанной с результатами их труда и спецификой потребностей в конкретных населенных пунктах. Результат не заставил себя ждать.

На Мотовилихе был завершен наконец "зависший" еще с 2013 года контракт. По поставкам продукции на начало 2018 года согласованы сроки и они имеют все шансы быть выполненными.

Была отгружена в войска техника по тринадцати контрактам гособоронзаказа 2017 года. И лишь один контракт пришлось перенести на неопределенный срок, причем по независящим от "Мотовилихи" причинам: отсутствие у поставщика необходимых комплектующих.

Выполнены все тридцать внешнеторговых и кооперационных государственных контрактов. А это значит, что "Мотовилихинские заводы" обеспечили отгрузку в войска техники по гособоронзаказу, одновременно проводя глубокую реорганизацию производства, юридическую процедуру наблюдения. Расшивая узкие места производства, предприятие создает базу для выполнения гособоронзаказа 2018 года в полном объеме. И что немаловажно - своевременно выплачивается заработная плата сотрудникам огромного производственного комплекса.

"Мотовилихинские заводы" - не единственный пример ответственного подхода к выполнению важнейших государственных задач. Похожую историю, хотя и менее масштабную, можно рассказать и о другом проблемном в недавнем прошлом предприятии - Курганмашзаводе, который также работает под патронажем "Ростеха". Здесь, как и в "Мотовилихе", через председателя Совета директоров Сергея Абрамова также обеспечивается комплекс мероприятий по выполнению гособоронзаказа и выводу в дальнейшем предприятия из кризиса.

Нет сомнения, что подобные подходы, доказавшие свою жизнеспособность и эффективность, в дальнейшем будут реализованы и на других предприятиях российского ОПК, опекаемых "Ростехом".

Если обратиться к истории, отчасти создавшуюся ситуацию можно сравнить с работой заводов в 1941 году, когда предприятия производили военную технику параллельно со строительством производственных цехов. В сложнейших условиях военного времени нашлись люди, способные в кратчайшие сроки восстановить производство и наладить выпуск военной продукции. Эти традиции живут в коллективе и сегодня. Именно такие кадры и принимаемые ими ответственные решения вселяют уверенность в том, что сказанные президентом России слова о том, что "экономические кризисы, внешние ограничения не позволили нам выйти на задачу роста экономики выше мировой. Но мы обязательно должны это сделать, и мы сделаем это", действительно будут воплощены в реальную жизнь.