Увольнение

Соглашение о гражданстве. Как получить гражданство рф по четырехстороннему соглашению. Какие преимущества предоставляются четырехсторонним соглашением

ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ ВОПРОСОВ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

19950146

ДОГОВОР

между Российской Федерацией

и Республикой Таджикистан

об урегулировании вопросов двойного гражданства

Российская Федерация и Республика Таджикистан, именуемые в дальнейшем Сторонами,

в целях дальнейшего развития дружественных отношений между ними в духе уважения суверенитета, независимости и равноправия, на основе невмешательства во внутренние дела друг друга,

стремясь к справедливому и гуманному урегулированию вопросов, связанных с двойным гражданством,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

1. Каждая из Сторон признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой Стороны.

2. Приобретение гражданином одной Стороны гражданства другой Стороны осуществляется на основании свободного волеизъявления гражданина на условиях и в порядке, установленных законодательством Стороны, гражданство которой приобретается.

3. Лицо, имеющее гражданство обеих Сторон и постоянно проживающее на территории одной из Сторон, обязано соблюдать Конституцию и законы, уважать традиции и обычаи Стороны постоянного проживания.

4. Лицо, имеющее гражданство обеих Сторон и постоянно проживающее на территории одной из Сторон, находясь на территории другой Стороны, обязано соблюдать Конституцию и законы, уважать традиции и обычаи этой Стороны.

5. Если лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон и постоянно проживающее на территории одной из них, переезжает для постоянного проживания на территорию другой Стороны, то такое лицо осуществляет права и обязанности, вытекающие из гражданства этой другой Стороны, с момента приобретения им статуса постоянно проживающего на ее территории.

Статья 2

Граждане одной Стороны, которые до вступления в силу настоящего Договора получили по их просьбе гражданство другой Стороны без утраты прежнего гражданства, сохраняют гражданство обеих Сторон.

Статья 3

1. Лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, постоянно проживающее на территории одной из Сторон, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той Стороны, на территории которой оно постоянно проживает.

2. Без ущерба для положений настоящего Договора лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих Сторон.

3. Социальное обеспечение, образование, медицинское обслуживание лиц, состоящих в гражданстве обеих Сторон, производится в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой они постоянно проживают, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями между Сторонами.

Положения настоящего пункта не наносят ущерба праву любой Стороны предоставлять права и льготы в области социального обеспечения лицам, являющимся гражданами обеих Сторон и проживающим на территории другой Стороны.

4. Если специальным соглашением Сторон не предусмотрено иное, к лицам, состоящим в гражданстве обеих Сторон и подлежащим исполнению воинской обязанности (воинский учет, подготовка к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве) и военное обучение в военное время), применяются следующие положения:

а) такие лица проходят военную службу в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва;

б) лица, прошедшие военную службу в соответствии с законодательством одной Стороны, не подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством другой Стороны, причем прохождение военной службы в соответствии с законодательством одной Стороны рассматривается как исполнение соответствующей воинской обязанности и по отношению к другой Стороне;

в) такие лица, прошедшие военную службу в соответствии с законодательством одной Стороны, исполняют обязанности военнослужащего запаса в соответствии с законодательством этой Стороны. В случае переезда такого лица для постоянного проживания на территорию другой Стороны исполнение указанных обязанностей осуществляется им в соответствии с ее законодательством.

Положения подпунктов а), б) и в) распространяются и на лиц, прошедших военную службу до вступления в силу настоящего Договора.

Применение положений настоящего пункта не влияет на гражданство лица,

Стороны не связаны положениями настоящего пункта в случае мобилизации.

Лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон и прошедшее военную службу в соответствии с законодательством одной из них, может проходить военную службу по контракту в вооруженных силах любой выбранной им Стороны.

Вопросы обучения в военных учебных заведениях лиц, состоящих в гражданстве обеих Сторон, регулируются отдельным Соглашением.

Статья 4

1. Дети, каждый из родителей которых состоял на момент рождения ребенка в гражданстве обеих Сторон, приобретают с момента рождения гражданство обеих Сторон. До достижения этими детьми 18-летнего возраста их родители могут выбрать им гражданство одной из Сторон путем отказа от гражданства другой Стороны в форме совместного письменного заявления.

В случае если один из родителей умер или лишен родительских прав до достижения ребенком 18-летнего возраста, право выбора гражданства ребенка сохраняется за другим родителем.

В случае если оба родителя приобретают гражданство обеих Сторон или у них прекращается гражданство обеих Сторон, то соответственно изменяется гражданство детей, не достигших 18-летнего возраста. В случае если у обоих родителей прекращается гражданство одной Стороны и сохраняется гражданство другой Стороны (одно и то же для обоих родителей), то соответственно изменяется гражданство детей до 18 лет.

В случае если у одного из родителей, состоящего в гражданстве обеих Сторон, прекращается гражданство одной из Сторон, то гражданство этой Стороны для детей до 18 лет определяется письменным соглашением родителей.

Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет осуществляется только с их письменного согласия.

2. По достижении 18-летнего возраста лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, может сохранить оба гражданства либо выбрать гражданство одной из Сторон путем отказа от гражданства другой Стороны в форме письменного заявления об отказе от гражданства, подаваемого в течение одного года по достижении 18 лет.

3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи распространяются и на детей, один из родителей которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве обеих Сторон, а другой был лицом без гражданства либо неизвестен, а также на усыновленных детей, приобретающих гражданство обеих Сторон или утрачивающих это гражданство с момента усыновления.

4. Заявление об отказе от гражданства одной из Сторон в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи подается в уполномоченный орган Стороны, гражданство которой прекращается. Уполномоченными органами в зависимости от места постоянного проживания ребенка являются органы внутренних дел, ведающие делами о гражданстве, либо дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующей Стороны.

Статья 5

Прекращение гражданства каждой из Сторон у лиц, состоящих в гражданстве обеих Сторон, осуществляется в соответствии с законодательством Стороны, гражданство которой прекращается.

Статья 6

Лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из Сторон. Защита и покровительство для этих лиц в третьем государстве предоставляются Стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой Стороной, гражданство которой они также имеют.

Статья 7

На гражданина, состоящего в гражданстве обеих Сторон, пребывающего на территории одной из Сторон, не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены для иностранных граждан в Стороне пребывания.

Статья 8

Споры между Сторонами, возникающие в связи с применением или толкованием настоящего Договора, решаются путем консультаций и переговоров.

Статья 9

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Статья 10

Настоящий Договор действует в течение пяти лет со дня его вступления в силу и автоматически продлевается на последующий пятилетний период, если ни одна из Сторон не заявит об обратном за шесть месяцев до истечения указанного срока.

Совершено в Москве 7 сентября 1995 года в двух экземплярах, каждый на русском и таджикском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

(Подписи)

Ратифицирован Федеральным Собранием

"Бюллетень международных договоров " № 2 за 1997 год)

  • Национальный паспорт.
  • ВНЖ в России
  • Заявление на прием гражданства.
  • Нотариально заверенные копии о браке (при его наличии) и свидетельство о рождении.
  • Документ, подтверждающий выезд из своей страны. В качестве такого документа возможно предоставление иммиграционной карты или же заверенная копия отметки в паспорте при пересечении границы.

В 1999 году главы Российской Федерации, Кыргызстана и Республики Беларусь подписали четырехстороннее соглашение, позволяющее в упрощенной форме получить российское гражданство. Указанный документ позволяет получить гражданство по соглашению (в упрощенном порядке) русскоязычным гражданам, которые проживают в вышеперечисленных странах.

Гражданство РФ по четырехстороннему соглашению

Помимо этого, заявителю не нужно предоставлять в соответствующие органы документы, подтверждающие наличие законного источника средств для благополучного существования, владения русским языком. Помимо этого, человеку, пожелавшему получить российское гражданство, не нужно обращаться в миграционные органы своего государства с заявлением на отказ от гражданства.

В 1999 году между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской республикой было подписано соглашение, которое позволяет гражданам этих стран получать другое гражданство в упрощенном порядке. Миграционная служба зачастую просто-напросто называет данную возможность получения гражданства «четырехсторонним соглашением». Ниже мы поговорим о том, на каких основаниях можно получить гражданство РФ согласно данному соглашению, какие условия должны быть и что за перечень документов необходимо предоставить в Федеральную миграционную службу России.

Гражданство РФ по четырехстороннему Соглашению

Однако не все граждане государств – участников Соглашения могут претендовать на принятие гражданства в указанном порядке. Кроме наличия белорусского, казахского или кыргызского гражданства заявитель должен соответствовать требованиям, установленным статьей 1 Соглашения.

В соответствии со статьей 22.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, при подаче заявления о приобретении гражданства Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации лицами, прибывшими на постоянное жительство на территорию Российской Федерации, представляются документы, установленные соответствующими международными договорами Российской Федерации, а также документы, подтверждающие переезд указанных лиц на постоянное жительство на территорию Российской Федерации:

Гражданство по соглашению

Порядок оформления выезда на постоянное место жительства в Россию, требования, которые следует выполнить, условия, необходимые для этого устанавливаются национальным законодательством государства, гражданской принадлежности заявителя. С точки зрения российского законодательства о гражданстве главным является наличие у заявителя документа, подтверждающего оформление указанного выезда.

Именно поэтому, при оформлении выезда на постоянное место жительства в Россию, иностранному гражданину следует руководствоваться положениями национального законодательства и неукоснительно их выполнить. Ведь соответствующие требования к своим гражданам могут иметь определенные особенности и меняться.

Войти на сайт

Сразу же оговоримся, что способ, о котором пойдет речь в этой статье, подойдет только для граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской республики, так как соответствующее Соглашение подписано между Российской Федерацией и указанными государствами.

В качестве таковых можно назвать как сокращенный (трехмесячный) срок принятия решения о приеме в гражданство, так и упрощенный «подготовительный» этап, так как заявителю не нужно подтверждать документально факт владение русским языком, наличие у него законного источника средств к существованию, а также обращаться с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства (при этом достаточно оформить переезд на постоянное место жительства в Россию).

Сайт Русского Союза в Киргизии

Если национальное законодательство Стороны или международные соглашения, участниками которых она является, устанавливают более льготные условия приобретения гражданства, то в этом случае применяются нормы национального законодательства либо соответствующего международного соглашения.

Гражданство несовершеннолетних детей, один из родителей которых является гражданином одной из Сторон, а другой родитель приобретает гражданство другой Стороны, определяется соглашением родителей, принятым в соответствии с национальным законодательством, которое должно быть выражено в заявлении, подаваемом в соответствии со статьей 2 настоящего Соглашения.

Воссоединение с семьёй в России

Распад Советского Союза разъединил не только государства, но и семьи. Родители и дети, братья и сёстры в одночасье стали иностранцами друг для друга. Стало проблемой просто навестить родных и близких, которые иной раз живут в соседних городах. Поэтому острым вопросом является проблема воссоединения родственников, проживающих в разных странах.

Нетрудоспособные родители гражданина РФ не связаны рамками квот по получению РВП. После определённого возраста (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин) им не требуется сдавать экзамены на владение языка. Получив вид на жительство, следовательно, и право на социальное обеспечение и пенсии, они могут подавать документы на гражданство без необходимости проживания в РФ в течение пяти лет.

Diesel Forum

1. Для приобретения гражданства или выхода из гражданства в упрощенном порядке в соответствии с настоящим Соглашением заявитель представляет в полномочные органы соответствующей Стороны следующие документы:
заявление по форме, установленной компетентными органами Сторон, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также — при приобретении гражданства — документ, подтверждающий наличие одного из условий, предусмотренных в пункте 1 Статьи 1 настоящего Соглашения, если для подтверждения этих условий недостаточно сведений, указанных в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность.
Для целей настоящего Соглашения под полномочными органами понимаются территориальные органы внутренних дел, а также дипломатические представительства и консульские учреждения Сторон.
При избрании гражданства Стороны постоянного проживания заявление подается в органы внутренних дел по месту жительства заявителя.
При избрании гражданства другой Стороны заявление подается в ее дипломатическое представительство или консульское учреждение в стране проживания.
2. Заявление о приобретении гражданства и другие необходимые документы, указанные в пункте 1 данной Статьи, рассматриваются в срок не более трех месяцев с даты подачи и с соблюдением требований, предусмотренных законодательством соответствующей Стороны. Полномочные органы информируют заявителя о принятом решении в двухнедельный срок с даты его принятия.
3. Полномочные органы Стороны, предоставившей гражданство, направляют в случае отказа лица от прежнего гражданства его национальный паспорт и копии заявлений о предоставлении гражданства и отказе от прежнего гражданства в органы внутренних дел либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Стороны прежнего гражданства для последующей регистрации выхода из гражданства.

1. При изменении гражданства родителей, вследствие которого оба становятся гражданами другой Стороны, либо оба выходят из гражданства одной из Сторон, изменяется соответственно и гражданство их несовершеннолетних детей.
2. Гражданство несовершеннолетних детей, один из родителей которых является гражданином одной Стороны, а другой родитель приобретает гражданство другой Стороны, определяется письменным соглашением родителей.
3. Гражданство несовершеннолетних детей, родители которых проживают раздельно, следует гражданству родителя, на воспитании которого они находятся, если по этому поводу не состоялось иного соглашения между родителями.
4. Гражданство детей, один из родителей которых имеет гражданство Российской Федерации, а другой гражданство Киргизской Республики, по достижению ими совершеннолетия может быть изменено в упрощенном порядке в соответствии с настоящим Соглашением.
5. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. На изменение гражданства детей не требуется согласие родителей, лишенных родительских прав.

Как получить гражданство РФ по четырехстороннему соглашению

Подтверждением родства является внутренний российский паспорт или иной документ аналогичного назначения, содержащий отметку о регистрации по месту жительства. Если родственниками выступают дедушка или бабушка, дополнительно понадобится свидетельство о рождении родителя заявителя. Свидетельство о рождении необходимо также, если родственниками являются брат или сестра. А если родственниками заявителя выступают внуки, то понадобятся свидетельства о рождении и внуков, и ребенка заявителя, ставшего их родителем.

  • действительного национального паспорта;
  • российского ВНЖ;
  • нотариально заверенных копий свидетельств о рождении и браке (если заявитель пребывает/пребывал в нем);
  • документа, подтверждающего выезд из страны на постоянное местожительство в РФ;
  • 3 фотографии 3х4 см;
  • квитанции об уплате госпошлины;
  • документов, которые подтверждают право воспользоваться льготами, вытекающими из Соглашения. Это будет (в разных случаях) свидетельство о регистрации брака и свидетельство о рождении заявителя, свидетельство о рождении / национальный паспорт ребенка заявителя, родителей, сестры/брата, внуков.

Все Вместе

Далее неспешно подаем через консульство Казахстана в России на выезд на ПМЖ (потому что для получения ВНЖ это необходимо). Процесс не быстрый, около полугода. По 4-стороннему соглашению ВНЖ дается не ранее, чем через год, после получения РВП. Рассматривается полгода. Т.о., на ВНЖ нужно подавать примерно через полгода, после получения РВП. Как только будет получен штамп «выезд на ПМЖ», подаем на ВНЖ. Казахстанская пенсия прекращается на этом этапе. Российскую можно будет оформить после получения ВНЖ, начислят за 6 месяцев, предшествующих получению ВНЖ. Следовательно, период жизни без пенсии будет примерно 6-10 месяцев, из которых за 6 вернется уже российская.

05 Июл 2018 355

Упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации для граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики


У граждан Республики Беларусь , Республики Казахстан и Кыргызской Республики есть возможность получить гражданство РФ по упрощенной схеме, на основании четырехстороннего соглашения (ссылка).

Граждане этих республик могут воспользоваться этой возможностью, если имеют российский вид на жительство и:

- родились на территории Российской Федерации (РСФСР) или проживали до 21.12.1991 года на территории приобретаемого гражданства, или

- имеют близких родственников, граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства на территории РФ (дедушка, бабушка, отец, мать, супруг, ребенок, внук, брат, сестра).

Рассмотрение заявления и принятие решения о приеме в гражданство Российской Федерации по "четырехсторонке" осуществляется в срок 3 месяцев со дня подачи всех необходимых документов (при подаче на гражданство на общих основаниях - 1 год, при "упрощенке" по браку, по рождению, по родителю, по ребенку - 6 месяцев).

По отзывам людей, воспользовавшихся этим упрощением, главными его преимуществами являются:

  • Отсутствие необходимости подтверждать доход;
  • Отсутствие необходимости подтверждать владение русским языком;
  • Отсутствие необходимости оформлять выход из гражданства или отсылать нотариальный отказ от гражданства;
  • Отсутствие необходимости жить 3 года в браке, чтоб подать на гражданство по супругу.

Мини-отчет от первого лица


"Расскажу историю получения мной гражданства РФ по 4-стороннему соглашению. На момент подачи документов я была гражданкой Казахстана, но по этому соглашению на гражданство РФ могут подавать также граждане Республики Беларусь и Кыргызской Республики. Теперь скажу, какие условия необходимо было выполнить.

1) Рассмотрим основания:


1. Наличие у заявителя близкого родственника гражданина РФ (это мама, папа, усыновители, муж, жена, родные брат или сестра, внук, внучка).

Моим основанием был муж – гражданин РФ. Хочу заметить, близкий родственник должен быть с постоянной, а не временной регистрацией.


Для того, чтобы подать на гражданство по 4-стороннему соглашению в связи с браком с гражданином РФ, не обязательно жить 3 года в браке!

Срок нахождения в браке не имеет значения. В моем случае было так: я получила РВП и ВЖ на общих основаниях, после оформила документы на выезд на ПМЖ в РФ (об этом ниже), заключила брак с гражданином РФ и буквально через 2 недели подала на гражданство.

2. Либо, если заявитель состоял в гражданстве Белорусской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР или РСФСР и одновременно в гражданстве бывшего СССР, родился или проживал на территории Стороны приобретаемого гражданства до 21 декабря 1991 года;

2) Нужно было иметь вид на жительство РФ. Его я получила на общих основаниях. Знаю, что многие получают ВЖ по НРЯ, а потом переходят на 4-сторонку. Важный момент: нужно, чтобы у вас был не просто миграционный учет (отрывная бумажка), а регистрация по месту проживания по ВЖ (штамп в ВЖ).

3) Оформить выезд на постоянное место жительство в РФ. Ушло у меня на это 1,5 месяца. Прилагаю фотографию с пакетом документов (

Многие россияне мечтают иммигрировать в развитые страны и впоследствии стать их подданными. Однако не все из них готовы отказываться от гражданства РФ. Наличие подданства нескольких государство удобно для бизнесменов, инвесторов и лиц, семьи которых живут за границей. Разрешено ли в России двойное гражданство? Каким правовым статусом обладают бипатриды?

Двойное гражданство и два гражданства: в чём разница?

Двойным гражданством принято считать наличие у одного лица гражданства двух и более стран при условии, что между ними были заключены международные соглашения о правовом статусе лиц с двумя гражданствами. Таким образом, он выполняет обязанности гражданина той страны, где проживает в текущий момент.

Конституция РФ гласит о том, что второе гражданство подразумевает наличие у россиянина подданства другого государства при условии отсутствия между их властями международных соглашений. Сколько гражданств можно иметь помимо российского? Сколько угодно, но нужно помнить, что ни одна страна не освобождает своего гражданина от его правовых обязанностей.

Разрешается ли в России иметь двойное гражданство

Термин «двойное гражданство» относится к случаям, когда власти двух государств заключили договор о решении споров, связанных со статусом лиц с двойным гражданством (ФЗ №62).

Соглашения РФ о двойном гражданстве

На практике встречается только два случая, когда двойное гражданство возможно.

В первом случае речь идёт о соглашении РФ с Таджикистаном, которое было заключено 7.09.1995 и существует на сегодняшний день. Оно гласит о том, что гражданин Таджикистана при получении российского паспорта сохраняет прежнее гражданство.

Второй случай касается соглашения РФ с Туркменистаном, заключённого 23.12.1993. Оно прекратило действовать 18.05.2015. Граждане Туркмении, получившие российские паспорта в течение периода действия этого договора, могут не отказываться от туркменского гражданства.

Вышеописанные случаи касаются и россиян с гражданством Таджикистана и Туркменистана. При этом они не теряют статуса граждан РФ. Подобные случаи встречаются на практике крайне редко. Но это не значит, что россиянам запрещается быть обладателями паспортов других стран.

В каких случаях не допускается множественное гражданство

Строго запрещено иметь второе гражданство:

  • лицам, поступающим на государственную службу, если это не предусмотрено международными договорами;
  • учредителям или участникам СМИ;
  • сотрудникам редакций СМИ;
  • учредителям и владельцам более 20% акций СМИ;
  • сотрудникам прочих организаций, осуществляющих вещание;
  • членам Общественной палаты РФ;
  • членам избирательных комиссий с решающим правом голоса.

Помимо этого, Государственной думой рассматривается законопроект о запрете наличия разрешения на проживание или прочего аналогичного документа у граждан РФ, занимающих посты государственной службы, и их детей и супругов.

Можно ли россиянину быть гражданином другой страны

На основании Конституции РФ россиянам не запрещается получать статус гражданина в других государствах.

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, статья 62

http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-62-krf

В каких странах россиянину допустимо приобрести второе гражданство

Как уже отмечено выше, договорённость в вопросах двойного гражданства у РФ имеется только с Таджикистаном и Туркменистаном. Помимо этого, россияне могут получать паспорта следующих государств, не отказываясь от своего гражданства:

  • Австралия,
  • Азербайджан,
  • Аргентина,
  • Армения,
  • Бразилия,
  • Великобритания,
  • Греция,
  • Грузия,
  • Доминикана,
  • Израиль,
  • Ирландия,
  • Италия,
  • Канада,
  • Киргизия,
  • Новая Зеландия
  • Сербия,
  • Турция,
  • Узбекистан,
  • Финляндия,
  • Франция,
  • Чехия,
  • Чили,
  • Ямайка.

Нельзя получить второе гражданство в следующих странах:

  • Беларусь,
  • Германия,
  • Индия,
  • Казахстан,
  • Китай,
  • Латвия,
  • Литва,
  • Мальта,
  • Польша,
  • Украина,
  • Хорватия,
  • Эстония,
  • Южная Корея,
  • Япония.

Особенности законов Украины, Белоруссии, Германии и США

При оформлении украинского гражданства россиянину необходимо предварительно подать прошение об отказе от подданства РФ. При этом украинский паспорт выдаётся сразу после отправления запроса о выходе из гражданства на адрес российского посольства. Но это не всегда сопровождается утратой гражданства, поскольку заявление не всегда одобряется в посольстве. Поэтому на практике нередко бывает, что гражданин Украины является одновременно и гражданином РФ.

Власти Республики Беларусь не выдают «вторые» паспорта. Исключений для граждан России не предусмотрено.

Власти Германии наложили строгий запрет на наличие второго гражданства у своих граждан. Получить статус подданного этой страны разрешат лишь при отказе от прежнего подданства. Однако получить второй паспорт все же можно. Таким правом обладают дети, рождённые в браках граждан Германии с иностранцами, младше 21 года. По достижении этого возраста они вправе выбрать гражданство. Помимо этого, исключительными обстоятельствами, при которых допускается наличие паспорта другой страны, являются преклонный возраст, наличие серьёзных заболеваний, бедственное материальное положение (предполагается, что иностранец не может оплатить пошлину за отказ от гражданства).

Россияне могут получить паспорт США при условии, что они родились на территории этой страны, являются детьми американцев либо прожили здесь более 5 лет и имеют действующий ВНЖ. После оформления гражданства необходимо принести Клятву на верность США, а молодые люди 18–27 лет должны встать на воинский учёт. Однако если гражданин Соединённых Штатов не проживает постоянно на территории страны, он может лишиться гражданства.

Видео: закон Российской Федерации о двойном гражданстве

Правила уведомления и регистрации в ФМС

О наличии паспорта другой страны россияне должны уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД в 60-дневный период со дня его получения. Соответствующее письмо-уведомление можно подать непосредственно по месту постоянной регистрации или текущего пребывания и заказным отправлением по почте. Те, кто живут за пределами РФ, отправляют уведомление только по приезде в страну. Срок в 60 дней отсчитывается с момента пересечения границы.

Документы подаются самим гражданином либо его представителем при наличии нотариально заверенной доверенности. Если речь идёт о несовершеннолетних, то их интересы представляют родители или опекуны.

Форма уведомления утверждена ст.6 ч.8 ФЗ «О гражданстве РФ». Её можно скачать на сайте ГУ МВД по ссылке .

В перечень необходимых документов помимо заполненной формы уведомления входят копии:

  • общегражданского паспорта РФ либо свидетельства о рождении в случае несовершеннолетних;
  • паспорта иностранного государства;
  • документов о наличии гражданства в иностранном государстве;
  • документов из органов опеки и попечительства, если гражданин недееспособный либо ограниченно дееспособный.

Регистрация в ГУ МВД является обязательной. Эта мера предназначена для формирования базы граждан РФ с двойным гражданством.

Штрафы и иные наказания за неуведомление

Невыполнение требования грозит уголовной ответственностью (УК РФ, ст.330.2), а именно штрафом, максимальный размер которого может составлять до 200 тысяч рублей либо эквивалент размера зарплаты или дохода за 12 месяцев. Также нарушители могут быть направлены на выполнение общественных работ до 400 часов. От обязательного уведомления ГУ МВД освобождены лица с гражданством Туркменистана, Таджикистана и россияне, которые постоянно проживают за границей.

Видео: чем может грозить сокрытие второго гражданства

Бипатриды: их права, обязанности и ответственность

Бипатрид - это лицо, которое одновременно является гражданином двух государств. Также это понятие касается лиц с двумя и более гражданствами.

Правовой статус лиц с множественным гражданством был определён Гаагской конвенцией 1930 года. Во вступительной части Конвенции указано, что важно пресекать все ситуации, влекущие за собой получение двойного гражданства.

В документе говорится и о том, что ни одна страна не вправе производить дипломатическую защиту бипатридов против государств, гражданами которых они также являются. Если бипатрид находится на территории третьих стран, то он рассматривается как гражданин того государства, где он проживает, имеет более тесные связи, либо получает постоянный доход. В некоторых ситуациях применяют принцип «эффективного гражданства»: бипатрида считают подданным той страны, где он обычно использует свои права и свободы.

Однако ст. 62 Конституции РФ допускает наличие подданства других стран у своих граждан. В 6 ст. ФЗ №62 указано, что россияне, имеющие паспорта иных государств, рассматриваются только как граждане РФ. При этом приобретение статуса гражданина иностранного государства не является причиной для утраты гражданства РФ и не отменяет права и свободы, предусмотренные российским законодательством.

Возможные проблемы бипатридов

Права и обязанности бипатридов должны оговариваться в международных соглашениях между странами. Однако на практике этого встречается крайне редко. В частности, возникают проблемы с налогообложением, прохождением воинской службы, работой в государственных структурах. К примеру, живущие постоянно за границей граждане РФ освобождаются от службы в армии, тогда как условием сохранения гражданства Германии и Турции является прохождение военной службы на территории этих стран. А также проблемы возникают у бипатридов с гражданствами и РФ и мусульманских государств, признающих многоженство. Российское законодательство не признаёт многоженство, в связи с этим возникают проблемы со статусом жён, а также разделом имущества в случае смерти бипатрида.

Россиянам не запрещается иметь двойное гражданство. О факте получения паспорта иностранных государств граждане РФ должны сообщать в ГУ МВД в 60-дневный период. При сокрытии факта получения подданства другой страны предусматривается уголовная ответственность.

Во вторую часть Сборника включены многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданства, правового статуса иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, взаимных поездок граждан, включая безвизовые, и пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Настоящее издание предназначено для работников миграционной системы, органов внутренних дел, научно-исследовательских учреждений, научно-педагогического состава и слушателей юридических вузов, сотрудников правоохранительных органов и миграционных ведомств Содружества Независимых Государств.

Вступительная статья

Раздел 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА
Многосторонние документы
1.1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (извлечение - ст. 13 и 15)
1.2. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (извлечение - ст.7,8)
1.3. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29.01.1957 г.
1.4. Европейская конвенция о гражданстве от 06.11.1997 г.
1.5. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г. (извлечение)
1.6. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26.02.1999 г.
1.7. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республике Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, от 20.01.1995 г.
Двусторонние договоры
1.8. Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства от 28.03.1996 г.
1.9. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23.12.1993 г.

Раздел 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Двусторонние договоры
2.1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 29.08.1997 г.
2.2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г.
2.3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 15.09.1995 г.
2.4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих в Российской Федерации, от 20.01.1995 г.
2.5. Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 13.10.1995 г.
2.6. Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18.05.1995 г.

Раздел 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ВЗАИМНЫХ ПОЕЗДКАХ ГРАЖДАН
Многосторонние договоренности
3.1. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1.08.1975 г. (извлечение)
3.2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30.11.2000 г.
Двусторонние договоры
3.3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Азербайджанской Республики от 03.07.1997 г.
3.4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о безвизовых поездках по дипломатическим, официальным или служебным паспортам от 16.05.1994 г.
3.5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения от 25.09.2000 г.
3.6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бенин о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 14.06.2001 г.
3.7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о взаимных поездках граждан от 05.03.2002 г., вступило в силу с 07.05.2002 г.
3.8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Боливия о безвизовых поездках по дипломатическим, официальным или служебным паспортам от 11.04.1995 г.
3.9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ботсвана о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам
3.10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Буркина-Фасо о безвизовых поездках по диломатическим и служебным паспортам от 02.03.2000 г.
3.11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 14.06.2001 г.
3.12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об условиях взаимных поездок граждан от 28.10.1993 г.
3.13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов Российской Федерации и дипломатических, консульских и официальных паспортов Республики Гватемала в форме обмена нотами от 24.05.1999 г.
3.14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Гвинейской Республики о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 07.01.1998 г.
3.15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия от 10.12.2003 г.
3.16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль о сроках и порядке выдачи виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 05.06.2002 г.
3.17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о взаимных поездках владельцев дипломатических и служебных (официальных) паспортов от 3 декабря 2004 г.
3.18. Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 29.03.1993 г.
3.19. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран по визовым вопросам от 23.12.1996 г.
3.20. Меморандум между СССР и Королевством Испании о порядке выдачи виз от 26.10.1990 г.
3.21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Итальянской Республики от 15.06.2004 г.
3.22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимных поездках граждан от 29.02.2000 г.
3.23. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 г.
3.24. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии об упразднении виз для владельцев дипломатических, служебных или официальных паспортов от 26.11.1997 г.
3.25. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о взаимных поездках граждан от 24.01.1997 г.
3.26. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея по вопросам выдачи виз от 18.03.1992 г.
3.27. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коста-Рика об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 16.10.1997 г.
3.28. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба об условиях взаимных поездок граждан обоих государств от 03.12.1993 г.
3.29. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об условиях взаимных поездок граждан от 29 ноября 2004 года
3.30. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о транзитном проезде граждан Российской Федерации железнодорожным транспортом через территорию Латвийской Республики от 02.06.1993 г.
3.31. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о взаимных поездках граждан от 30.12.2002 г.
3.32. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 15.10.2002 г.
3.33. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова от 30.11.2000 г.
3.34. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о безвизовых поездках по дипломатическим, служебным и специальным паспортам от 28.01.1997 г.
3.35. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Союза Мьянма об упразднении виз для дипломатических и служебных/официальных паспортов от 03.07.2000 г.
3.36. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Непал об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 16.04.2002 г.
3.37. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Перу об упразднении виз для владельцев дипломатических, служебных и специальных паспортов от 14.07.1999г.
3.38. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Польша от 18.09.2003 г.
3.39. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о взаимных поездках граждан от 26.08.2002 г.
3.40. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Таиланд о взаимном отказе от визовых формальностей для владельцев дипломатических и служебных паспортов от 17.10.2002 г., вступило в силу с 06.03.2003 г.
3.41. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о взаимных поездках граждан от 17.07.1999 г.
3.42. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о безвизовых поездках по дипломатическим паспортам от 05.11.1999 г.
3.43. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16.01.1997 г.
3.44. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Восточной Республики Уругвай об отмене виз для владельцев дипломатических, служебных и официальных паспортов от 13.07.1999 г.
3.45. Российско-французская договоренность по визовым вопросам от 06.02.1992 г.
3.46. Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Французской Республики по облегчению на взаимной основе условий въезда, поездок и выезда граждан Российской Федерации и Французской Республики от 15.06.2004 г.
3.47. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чили об отмене виз для владельцев служебных российских паспортов и официальных чилийских паспортов от 04.10.2002 г.
3.48. Соглашение между Правительством СССР и Правительством Швеции по визовым вопросам от 13.01.1988 г.
3.49. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эквадор об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных российских и дипломатических, официальных и специальных эквадорских паспортов от 18.02.1999г.
3.50. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Демократической Республики Эфиопии о безвизовом режиме проезда по дипломатическим и служебным паспортам от 11.12.2002 г.

Раздел 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ
Многосторонние соглашения
4.1. Соглашение о сотрудничестве пограничных войск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество от25 ноября 1998 г.
Двусторонние соглашения
4.2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 7 октября 1995 г.
4.3. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Республики Грузия о пунктах пропуска через таможенную границу от 8 октября 1993 г.
4.4. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Республики Казахстан о пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу от 23 декабря 1998 г.
4.5. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27 января 1994 г.
4.6. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Латвийской Республики о пунктах пропуска через таможенную границу от 2 июня 1993 г.
4.7. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Украины о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Украиной от 8 февраля 1995 г.
4.8. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Финляндской Республики о пунктах пропуска через российско-финляндскую государственную границу от 11 марта 1994 г.
4.9. Соглашение между Правительством Российской и Правительством Эстонской Республики о пунктах пропуска через российско-эстонскую государственную границу от 25 июня 2002 г.