Увольнение

Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий. Необходимые документы для улучшения жилищных условий Куда обратиться на улучшение жилищных условий

Как, интересует граждан, нуждающихся в получении дополнительных квадратных метров. Чтобы встать на очередь на улучшение жилищных условий , необходимо обратиться в уполномоченный муниципальный орган городского поселения. Как это сделать, расскажет наша статья.

Очередь на улучшение жилищных условий

Улучшение условий проживания — это, как правило, целый комплекс мер, направленных на увеличение жилой площади или ее первичное предоставление гражданам, в отношении которых данная мера социальной поддержки предусмотрена законодательством. Общий порядок заключения договора соцнайма на квартиры из государственного или муниципального фонда жилья предусмотрен главой 7 ЖК РФ, однако нормативными актами могут быть предусмотрены и льготы в виде получения жилья для отдельных категорий граждан, например ветеранов ВОВ, молодых семей и т. д.

Для приобретения квартиры нуждающиеся лица должны встать на очередь на улучшение жилищных условий , которая ведется уполномоченным органом субъекта. В зависимости от того, региональная это льгота или федеральная, определяется и сам орган.

Встать на очередь на улучшение жилищных условий разрешается гражданам, которые своими действиями не ухудшили нынешние условия проживания (например, по договору дарения передали имеющуюся квартиру близкому родственнику). Если такой факт будет выявлен при проверке документов уполномоченным органом, заявителю в улучшении условий будет отказано.

При наличии нескольких оснований для получения квартиры гражданин должен выбрать одно из них и встать на учет только в одну очередь. Невозможно числиться в нескольких списках и ждать, по какой очереди жилье дадут быстрее.

Не знаете свои права?

  • иностранным гражданам;
  • лицам без гражданства.

Для того чтобы встать на очередь на улучшение жилищный условий , гражданину необходимо представить в уполномоченный орган заявление со следующим пакетом документов:

  • решение органа местной власти о признании лица нуждающимся в улучшении условий проживания;
  • документы, которые подтверждают семейные отношения обратившегося (например, свидетельство о браке);
  • справка формы № 8;
  • акт исследования условий проживания;
  • паспорт заявителя и бумаги, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
  • врачебное заключение о наличии тяжелого заболевания, которое препятствует совместному проживанию;
  • выписка из ЕГРП;
  • документы, которые подтверждают право пользования помещением;
  • бумаги, свидетельствующие о несоответствии жилья требованиям законодателя (например, о признании его аварийным).

Для справки : ЖК РФ не перечисляет документы, которые должен представить заявитель, — их список определяется региональным законодательством. Мы привели лишь возможный перечень. При этом важно помнить, что уполномоченный орган не вправе запрашивать бумаги, которые может получить в порядке межведомственного взаимодействия.

В течение 30 рабочих дней орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы и в срок не более 3 дней направляет заявителю уведомление о постановке его на учет или отказе в этом.

Список очередников на улучшение жилищных условий

Претендовать на повышение качества условий проживания имеют право:

  1. Лица, которые не имеют в собственности или по договору соцнайма жилья, а также не являются членами семьи владельцев квартиры.
  2. Граждане, имеющие в собственности (либо по заключенному договору соцнайма) жилье, площадь которого менее учетной нормы. Учетная норма при этом устанавливается региональным законодательством. Например, в Москве действует норматив 10 кв. м на человека. Это означает, что если гражданин имеет в собственности жилплощадь, где на каждого жильца приходится 10 кв. м и более, то он не подлежит включению в очередь для нуждающихся в улучшении жилищных условий.
  3. Граждане, которые проживают в помещениях, не соответствующих требованиям закона, предъявляемым к жилым помещениям. В частности, речь идет об аварийном и ветхом жилье — при этом таковым оно должно быть признано по решению соответствующей комиссии, а не по желанию проживающего.
  4. Если семья проживает в квартире, заселенной несколькими семьями (например, коммуналка, общежитие), и в ее составе имеется гражданин, страдающий заболеванием (перечень устанавливается законодателем), не допускающим совместное проживание со здоровыми людьми (например, острой формой туберкулеза).

Важно! Законодатель использует понятия «учетная норма» и «норма предоставления площади жилого помещения», которые нужно различать. В первом случае речь идет о числе квадратных метров, которое определяет минимальный размер общей площади имеющегося помещения (т. е. показывает обеспеченность жильем). Например, в Москве данный показатель равен 10 кв. м на человека. Во втором случае речь идет о метрах, которые предоставляются нуждающимся исходя из количества лиц в семье. В той же Москве эта величина равна 18 кв. м на каждого проживающего.

Во все времена жилищный вопрос остро стоял в нашей стране. Существовали огромные очереди на получение жилплощади, люди годами их выстаивали и, наконец, приобретали вожделенное долгожданное жилье. Потом наступило время массовой приватизации и миллионы людей стали собственниками квартир.

Однако, квартирный вопрос так и остался насущным по сей день. И как-то так незаметно, спустя годы, в наши умы вселилась мысль, что сейчас жилплощадь можно только купить. А ведь это не так! Российское законодательство предусматривает возможность получения жилья за счет государства для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основания для постановки на учет

Итак, задаваясь вопросом: как встать в очередь на жилье, необходимо знать, что согласно ст.49 ЖК РФ, социальное жилье могут получить только малообеспеченные граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (т.е. увеличении жилплощади или ее первичном предоставлении).

Право на предоставление жилплощади по договору социального найма возникает при условии признания лица не только нуждающимся, но и малоимущим, что и надо будет подтвердить в органах местного самоуправления.

Малоимущими считаются граждане, доход которых приходящийся на каждого члена семьи, не превышает МРОТ, установленный в данном субъекте РФ.

  • граждане, которые не являются собственниками (нанимателями) жилья и члены семьи такого гражданина не имеют в наличии (найме) жилплощади;
  • граждане, члены семьи которых обеспечены жилплощадью менее учетной нормы на каждого человека;
  • граждане, проживающие в домах, которые признаны аварийными и не отвечают установленным требованиям и нормам;
  • граждане, которые проживают в одной квартире по несколько семей с больными, страдающими тяжкой формой заболевания, и совместное проживание невозможно по санитарным критериям;
  • граждане, проживающие в одной квартире по несколько семей, и не имеют родственных связей (т.е. коммунальная квартира).

При этом существуют некоторые требования к лицам, нуждающимся в жилье:

  • они должны иметь гражданство РФ;
  • получить статус малоимущих в органах соцзащиты по месту жительства;
  • учитывается степень оседлости на одном месте от пяти до десяти лет;
  • отсутствие действий, ухудшающих жилищные условия (таких как, обмен жилья с большей площадью на меньшую, регистрация в квартире чужих людей и тому подобное).

В любой очереди существуют льготники

И эта очередь не является исключением. При формировании очереди на жилье существует льготная категория граждан, которые имеют первоочередное право на получение жилплощади. К ним относятся:

  • жильцы аварийных, ветхих строений;
  • дети-сироты и инвалиды детства;
  • дети, лишившиеся опеки родителей;
  • участники боевых действий, ветераны ВОВ;
  • семьи, которые проживают с больным человеком, нуждающемся в отдельном жилье;
  • граждане, пострадавшие в результате ЧС и стихийных бедствий.

Документы, необходимые для постановки на учет

Для того, чтобы встать в очередь на улучшение жилищных условий следует обратиться в муниципальный орган городского поселения с заявлением и определенным пакетом документов.

Отметим, что жилищный кодекс не регламентирует перечень документов, необходимых для постановки на учет. Их список определяется региональным законодательством. Поэтому, представляем примерный перечень документов:

  • заявление о постановке на учет на бланке, установленного образца;
  • паспорт заявителя и документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
  • ИНН заявителя и каждого члена семьи;
  • свидетельство о заключении (расторжении) брака;
  • выписка из ЕГРП;
  • справка из ФНС о доходах, выписки из банковских лицевых счетов;
  • решение органа местной власти о признании лица, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • акт исследования условий проживания;
  • документы, свидетельствующие о несоответствии жилого помещения установленным нормам (ветхое или аварийное жилье);
  • медицинское заключение о наличие тяжелого заболевания, из-за которого невозможно совместное проживание;
  • документы, подтверждающие льготы, при наличии таковых.

Если гражданин проживает в общежитии или служебной квартире, то могут дополнительно запросить копию трудовой книжки и ходатайство предприятия о предоставлении жилья.

Приняв все необходимые документы, орган местной власти в течение 30 дней рассматривает заявление и в течение 3 дней присылает заявителю решение о постановке (отказе) на учет.

Что делать, если отказали в постановке на учет

Иногда причины отказа бывают крайне банальны: при оформлении документов были допущены технические ошибки (описки) или собран не полный пакет документов, необходимый для постановки на учет. В таких случаях следует устранить нарушения и повторно обратиться в жилищный отдел администрации (или отделы МФЦ) с заявлением о постановке в очередь на получение жилья по договору социального найма.

Также решение об отказе можно обжаловать в судебном порядке, подав исковое заявление в суд. В любом случае нужно добиваться постановки на учет, потому как сам факт пребывания на жилищном учете может быть полезен.

В настоящий момент существует множество федеральных и региональных программ для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это целевые программы для учителей, ученых, военнослужащих, госслужащих, молодых семей, многодетных семей, чернобыльцев, инвалидов, вынужденных переселенцев, которые предоставляют:

  • государственное субсидирование на покупку недвижимости (от 30% до 35%);
  • социальные ипотеки по льготным ставкам и с длительным периодом выплат;
  • рассрочки и другие выгодные варианты.

Для участия в этих программах справка о постановке на жилищный учет, конечно, не нужна. Но такая справка будет являться весомым доказательством нуждаемости в улучшении жилищных условий, что гораздо сократит время рассмотрения заявки на участие в выбранной Вами программе.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

Статья 40 Конституции гарантирует гражданам РФ право иметь жилье. Там же прописано, что для малоимущих и других нуждающихся категорий оно должно быть предоставлено по доступной цене или бесплатно из жилищных фондов государства либо муниципалитета согласно имеющимся нормативам. Такие граждане подлежат постановке в очередь на улучшение жилищных условий.

Аналогичное положение содержат также другие законы и нормативные акты. Важнейший из них в данном случае - Жилищный кодекс РФ (от 01.03.05 г.). Кроме прочего, его главы содержат список оснований предоставления такого жилья.

Обязательным условием является то, что граждане, претендующие на постановку в очередь, должны одновременно относиться к категориям малоимущих и доказать свою нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Для попадания в последнюю категорию претенденты должны либо совсем не иметь квартиры (не являться нанимателями или членами их семей и не владеть собственностью), либо быть обеспеченными квадратными метрами, общая площадь которых меньше учетной нормы, либо проживать в непригодном помещении (например, в аварийном доме), либо проживать вместе с больным хронической формой одного из заболеваний, список которых утвержден Правительством.

Чтобы быть признанным малоимущим, нужно иметь доход на члена семьи ниже определенного уровня, устанавливаемого местными органами власти.

Вне очереди ставят на учет детей-сирот и тех из них, кто остался без родительского попечения, а также людей, пострадавших от стихии, жильцов аварийных домов "под снос", инвалидов ВОВ I группы, чернобыльцев и граждан некоторых других категорий.

Какие бумаги нужно оформить?

Если ваша цель - очередь на улучшение жилищных условий, потребуются справки о регистрации на всех, кто становится на учет, за 10 последних лет. Также потребуется описание (характеристика) занимаемой жилплощади (помимо общежитий) за последние пять лет. Кроме того, потребуются копии ордеров или договоров собственности, для общежитий - копии санитарных паспортов, для бронирующих жилплощадь - копии охранных свидетельств.

Если супруг или супруга очередника зарегистрирован по иному адресу, те же документы придется предоставить и на это жилье. Обоим понадобятся справки с работы, свидетельства о браке или о его расторжении, о рождении детей и смерти родственников. Потребуется снять копии не только с вышеперечисленных документов, но и с трудовых книжек (для занимающих служебное жилье), льготных и пенсионных удостоверений, паспортов, военных билетов. Если площадь признается непригодной для проживания, в число бумаг необходимо включить акт приемной межведомственной комиссии.

Документы на улучшение жилищных условий следует предоставить районную администрацию.

Процедура получения льготной квартиры сложная, а главное - весьма длительная. Большинство из вышеперечисленных категорий нуждающихся имеют право на субсидии от государства в виде социального жилья. Речь идет о квартирах из государственного или муниципального фонда, не подлежащих передаче в собственность. К слову, лица без гражданства и иностранцы не могут претендовать на такое жилье.

Кому положены льготы

Субсидии на улучшение жилищных условий "светят" только тем, у кого не соблюдается учетная жилищная норма (минимальная площадь, положенная на одного человека). Устанавливается она в каждом регионе органами местной власти. Исключение составляют люди, живущие в аварийных домах или вместе с тяжелобольными родственниками.

Улучшение жилищных условий матерям-одиночкам происходит на общих основаниях, данная категория не пользуется преимуществом первоочередного его получения. Более того, с 01.01.2013 г. больше не могут без очереди претендовать на квартиры и дети-сироты (выпускники детдомов).

Кто же может обзавестись социальным жильем, не простаивая годами в ожидании?

Таковых категорий осталось только две. Это граждане, жилье которых по закону признано непригодным и не подлежащим реконструкции (например, пострадавшее от взрыва). И те, кто страдает определенными заболеваниями в тяжелой хронической форме - туберкулезом, расстройствами психики и проч.

Очередь на улучшение жилищных условий движется чрезвычайно медленно. Лишь в самых экстренных случаях получение квартиры возможно в срок от 2 до 4 месяцев.

Важный момент, который обязательно следует учитывать, - понятие «совместная собственность». Даже если супруги разведены, но имеют квартиру площадью более 2 учетных норм (при наличии ребенка или детей - 3 таких норм), никто из них не имеет права претендовать на постановку в очередь на улучшение жилищных условий.

Порядок постановки на учет

Прежде всего, следует собрать все вышеперечисленные документы. Сдав пакет в уполномоченный орган, вы получаете от госслужащего расписку о принятии. Затем, в срок до 30 дней, можно ждать официального ответа. Если он окажется положительным, то в отдаленном будущем вас ждет жилье. К сожалению, это произойдет не раньше, чем спустя 15 или 20 лет. Таков обычный срок его получения даже для матерей-одиночек.

Именно потому нуждающиеся в улучшении жилищных условий люди пытаются найти альтернативный вариант, например, оформить ипотеку. Так, одинокая мама, имеющая двоих детей, имеет возможность взять ссуду под материнский капитал, а супруги могут воспользоваться кредитом по программе для молодых семей.

Ипотека молодой семье: что это такое?

Понятие это действует как в рамках государственной ипотечной программы, так и в качестве специального предложения ряда банков.

Упомянутая федеральная программа - составная часть принятой государством целевой программы «Жилище». Она официально направлена на улучшение жилищных условий молодым семьям.

Какие именно ячейки общества могут ею воспользоваться? Рассчитана программа улучшения жилищных условий исключительно на семьи, членам которых не более 35 лет. Она позволяет оформить либо ссуду на покупку квартиры на рынке недвижимости, либо банковский кредит.

Размер субсидии, предоставляемой государством на улучшение жилищных условий молодым семьям, зависит от стоимости жилья в конкретном городе или регионе. Так, в Москве супружеской паре дается 28 кв. м, а при наличии детей - по 18 кв. м на члена семьи.

Социальная ипотека выгоднее тем молодым семьям, где имеются малыши. Государство в этом случае берет на себя выплату 35% суммы, составляющей стоимость жилья, плюс по 5% на каждого из детей. После оплаты части стоимости из государственного кармана семья кредитуется на остаток необходимой суммы в коммерческом банке.

Немаловажным условием, о котором многие забывают, является то, что вы обязательно должны стоять в очереди на улучшение жилищных условий. Иначе принять участие в программе не удастся.

  • Кредит лучше выбирать со стандартной схемой погашения.
  • Отправляться за ним рекомендуется в тот банк, где средства на улучшение жилищных условий семьям выдаются на льготных условиях.
  • Следует ориентироваться не столько на минимальную ставку, сколько на максимальный срок. В наши дни кредиты гасятся досрочно без всяких штрафов, и выгоднее подстраховать себя более длительным сроком ссуды.

Ипотека для учителей

Еще одна жилищная программа, предназначенная для педагогов, реализуется в нашей стране под названием «Молодые учителя». Она разработана в рамках правительственного постановления от 29.12.11 г. Речь в нем идет о частичном возмещении затрат на получение общепринятого ипотечного кредита именно для педагогических работников.

Под условия этой ипотеки попадают сотрудники только муниципальных и государственных школ в возрасте до 35 лет при условии частичной оплаты первоначального взноса. Право на данную субсидию учителем подтверждается специальным сертификатом, для получения которого следует обращаться в региональное министерство образования.

Участники программы имеют возможность купить дом или квартиру на территории комплексной застройки, взять ипотечный кредит под 8,5% годовых (что меньше общепринятых 9,5-12%), привлечь материнский капитал, региональные субсидии и т. п. Они могут прибегнуть к помощи созаемщика, а также взять кредит с первоначальным взносом всего 20%, часть которого (не выше 10%) погашается субсидией.

При этом ежемесячная сумма платежей не должна быть выше 45% дохода заемщика (созаемщиков). Действует такая программа не во всех регионах, информацию требуется уточнять конкретно на местах.

Следует заметить, что, несмотря на очевидную выгоду, социальная ипотека для учителей, как и для молодых семей, в нашей стране не слишком развита. Бюрократизм и сложности оформления отталкивает потенциальных заемщиков и заставляет обращаться с той же целью в коммерческие банки.

Улучшение жилищных условий: материнский капитал

Женщинам при рождении второго ребенка положена государственная субсидия довольно внушительного размера. В 2014 году ее сумма составила 430 тыс. рублей. Это еще один способ, при помощи которого возможно улучшение жилищных условий. Материнский капитал может быть направлен на погашение уже имеющегося ипотечного займа либо на первоначальный взнос по новому кредиту. Причем в первом случае оплате подлежит только сам кредит и проценты по нему, но не пени и штрафы.

Процедура оформления такой ипотеки следующая: вы берете в пенсионном фонде подтверждающий документ о размере остатка средств вашего материнского капитала, выбираете подходящую программу кредитования в определенном банке (если намерены оплатить первоначальный взнос), подаете заявление.

Если вы планируете погашать существующий кредит, возьмите справку о величине его остатка, процентов и отсутствии просрочки. Затем нужно отправиться в пенсионный фонд с заявлением о перечислении ваших средств в банк.

В том случае, когда речь идет об оплате первоначального взноса, потребуется предоставить копию договора по кредиту и официально зарегистрированный ипотечный договор займа. Если вы погашаете существующий долг и проценты по нему, дополнительно понадобятся (кроме справки о его размере) свидетельство о госрегистрации прав собственности на то жилье, которое находится в залоге, выписка из домовой книги, копия лицевого счета, а также письменное обязательство (официально засвидетельствованное) лиц, являющихся собственниками приобретаемого жилья, на выделение доли ребенку.

Улучшение жилищных условий ветеранам ВОВ

Теперь давайте коснемся другой социальной категории. Речь идет о ветеранах войны. Насколько наши доблестные защитники нуждаются в решении квартирного вопроса? Что гарантирует им закон об улучшении жилищных условий?

Основных законодательных актов, регулирующих данный вопрос, два. Это Федеральный закон «О ветеранах» (№ 5-ФЗ от 12.01.95 г.) и Указ № 714 от 07.05.2008 Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов». Согласно им, по данному вопросу ветераны имеют право на субсидию из федерального бюджета.

В ст. 17 ФЗ «О ветеранах» указано, что возможно обеспечение из бюджетных средств жильем ветеранов, проходивших воинскую службу с 22.06.41 г. по 03.09.45 г. (не менее 6 мес.), причем субсидия предоставляется лишь при наличии инвалидности. Ветераны труда, как и труженики тыла (ст. 20) пользуются соответствующими льготами, но обеспечение их жильем из бюджетных средств не предусмотрено.

Ветеран ВОВ для получения субсидии обязан стоять на учете как нуждающийся в жилье согласно порядку, предусмотренному Жилищным кодексом РФ. Но, в отличие от других очередников, он для этого не обязан быть признан малоимущим.

Куда же обращаться ветерану, претендующему на улучшение жилищных условий? Все заявления подаются в местный орган самоуправления, где и происходит постановка на учет.

Перечень требуемых документов содержит:

  • заявление, написанное по установленной форме;
  • копии паспорта, пенсионного страхового свидетельства, удостоверения ветерана ВОВ;
  • документы на жилье (договор найма или свидетельство права собственности) - копии;
  • справка из ЖЭКа о составе семьи, копия лицевого счета, выписка из домовой книги.

Если жилье отдано детям

Бывают случаи, когда человек продал или подарил свою квартиру (например, детям или внукам). Может ли ветеран в таком случае признаваться нуждающимся в постановке в очередь на улучшение жилищных условий?

Ст. 53 ЖК РФ таких граждан именует намеренно ухудшившими собственные жилищные условия, и на протяжении 5 лет в постановке на учет им будет отказано. При этом ФЗ «О ветеранах» не отменяет норм жилищного законодательства в этом вопросе. По истечении 5 лет ветеран сможет встать на учет. Другой вариант - признать в судебном порядке отсутствие при совершении сделки намерения ухудшить свои собственные жилищные условия в качестве юридически значимого факта.

В том случае, когда ветеран передает жильё другому лицу по договору ренты, он не будет признан нуждающимся, так как (ст. 601 ГК РФ) по такому договору обеспечить его жильем - обязанность плательщика ренты. Это относится к тем договорам, где прописана обязанность предоставления рентополучателю (т. е. ветерану) жилплощади.

Субсидию он может направить на покупку жилья как на первичном рынке (в новостройке), так и на вторичном у физического или юридического лица (в виде дома или квартиры), обмен с доплатой на площадь большего размера, погашение последнего взноса при участии в долевом строительстве, индивидуальное возведение дома.

Срок действия субсидии - 6 месяцев. По истечении его неиспользованные средства переходят к следующему в списке ветерану.

Кто еще нуждается в жилье

Льготы, предусмотренные для них, устанавливаются статьей 36 ЖК и другими нормативными документами. Касаются они порядка и размера выделяемой жилплощади, а также льгот по коммунальным платежам.

Первоочередным правом на жилье пользуются инвалиды труда (I и II группы), в случае если они признаны нуждающимися в таковом. Они (как и семьи с детьми-инвалидами) могут становиться на очередь по месту регистрации или по месту работы.

Если такие граждане переселяются в стационары социального обслуживания и освобождают свои квартиры, это жилье заселяется в первую очередь также инвалидами-очередниками (не ранее чем через 6 месяцев). Если же пациент отказывается от услуг стационара, вместо занимаемого прежде жилья он имеет право вне очереди получить другое.

Кроме того, при постановке на учет предусматривается право инвалида на отдельную комнату.

Программа реабилитации инвалидов требует обустройства помещений, занимаемых ими, индивидуальными приспособлениями и средствами. Такие программы во многих регионах находятся пока в стадии разработки, но тем не менее данные требования уже учитываются в строительстве новых домов.

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, помещенные в социальное учреждение, имеют право становиться на учет наравне с другими независимо от имеющейся площади.

Специально оборудованные для инвалидов помещения в муниципальных домах должны предоставляться тем из них, кто одинок или лишен помощи и ухода родственников.

Кому положены льготы

Норма обеспечения инвалида жилплощадью зависит от его категории и регламентируется целым рядом законодательных актов. Преимущество имеют Герои Социалистического Труда и лица с заболеваниями, дающими право на дополнительные квадратные метры в форме отдельной комнаты.

К таким заболеваниям относятся активные формы туберкулеза, требующие диспансерного наблюдения психические заболевания, проказа, отсутствие ног или состояния, при которых необходимо использование инвалидной коляски, ВИЧ-инфекция у детей и многие другие.

Другие льготы, предоставляемые инвалидам (а также родителям таких детей), включают 50-процентные скидки по квартплате (в домах госфонда), коммунальным платежам (в любых жилищах) и стоимости топлива по нормативам (в помещениях без отопления). Дополнительная площадь, которую занимает инвалид, оплачивается в одинарном размере, т. к. не считается излишней.

Также таким гражданам и их семьям дано право первоочередного получения земельных участков для строительства или садоводства, максимально приближенного к месту жительства.

    Улучшить свои жилищные условия семья или отдельный гражданин могут, купив квартиру или получив ее из муниципального фонда. Ст. 51 ЖК РФ содержит основания, при которых граждане могут встать на учет в местных органах власти и получить жилое помещение в порядке очередности. Рассмотрим, какие документы нужны для этого нужны, в каком порядке и куда их нужно подать.

    Документы для улучшения жилищных условий

    Чтобы попасть в муниципальную очередь, гражданам нужно доказать, что они нуждаются в улучшении жилищных условий. По правилам ст. 51 ЖК РФ, этот правовой статус могут получить следующие категории:

  • лица, которым не выделено жилье на условиях соцнайма;
  • наниматели, у которых площадь квартиры не превышает учетную норму;
  • граждане, проживающие в объектах, не соответствующих федеральным и региональным стандартам;
  • лица, проживающие в одной квартире несколькими семьями, если в составе одной семьи имеется больной тяжелыми формами хронических заболеваний.

Документы для нуждающихся в улучшении жилищных условий должны подтверждать одно из перечисленных оснований, обязанность по их сбору возложена на граждан.

В ЖК РФ не содержится норм, регламентирующих список бумаг для улучшения жилищных условий. Обязанность по утверждению правил постановки в очередь возложена на региональные власти, поэтому гражданам нужно уточнять эти вопросы в уполномоченных территориальных органах. Перечень документов может включать в себя:

  • заполненный бланк заявления от всех лиц, входящих в состав семьи заявителя;
  • общегражданские паспорта взрослых и свидетельства о рождении детей;
  • документы, подтверждающие семейный статус заявителя (например, свидетельство о заключении брачных отношений);
  • акт обследования жилищных условий (указанные документы могут составлять местные жилищные органы или представители Госжилинспекции);
  • медицинское заключение об установлении хронической формы заболевания (перечень заболеваний, дающий право на постановку в очередь, утвержден на федеральном уровне);
  • выписка из госреестра недвижимости, подтверждающая отсутствие жилья в собственности;
  • документы, подтверждающие факт соцнайма муниципальной квартиры, не соответствующей учетной норме;
  • акт о признании многоквартирного здания аварийным и подлежащим сносу;
  • иные бланки и формы, включенные в региональные нормативные акты.

Документы на улучшение жилищных условий должны быть актуальны на день обращения в муниципальный орган. Большинство справок имеет ограниченный срок действия, поэтому собирать их нужно непосредственно перед обращением в муниципалитет.

Если каких-либо документов не хватает, муниципальный орган обязан запросить их по каналам межведомственного обмена, если такая возможность существует.
На рассмотрение документов дан срок, не превышающий 30 дней, после чего выносится решение местного органа власти о признании заявителя нуждающимся и включении в список очередников.

Документы на субсидию на улучшение жилищных условий, если такая форма получения квартиры предусмотрена региональным законодательством, будут предоставляться в аналогичном порядке. Рассмотрим, куда подавать бумаги на улучшение жилищных условий, и какие нюансы нужно учесть при обращении в уполномоченный орган.

Куда подать документы на улучшение жилищных условий?

Документы, необходимые для улучшения жилищных условий, должны быть представлены в муниципалитет по месту постоянного жительства либо в иное учреждение, определенное местным органом власти. Как правило, прием заявлений от граждан осуществляется местной администрацией, а проверка документов - жилищным отделом администрации.

В ряде регионов прием документов возможен через многофункциональные центры, поскольку признание нуждающимся лицом и постановка в очередь входит в состав муниципальных услуг. При таком варианте обращения продолжительность проверки пакета документации также будет составлять 30 дней.

Маткапитал на улучшение жилищных условий - документы

Программа государственной поддержки семей, в которых имеется два и более ребенка, предусматривает выдачу сертификата на материнский капитал. Одним из направлений для расходования средств маткапитала является улучшение жилищных условий, однако эта программа не имеет никакого отношения к выделению жилья в порядке муниципальной очереди.

Тратить деньги из господдержки можно на следующие цели:

  • приобретение жилья на вторичном рынке (квартиры, частные дома);
  • возведение частного дома;
  • реконструкцию или ремонт жилого помещения.

Главным правилом использования средств маткапитала является приобретение или постройка жилья, большего по размерам или лучшего по степени благоустройства, чем ранее занимаемая квартира. Проверка документов и перечисление средств будет осуществляться по линии пенсионного фонда и не связано с деньгами муниципальных бюджетов.

Чтобы использовать материнский капитал, нужно представить следующие документы на улучшение жилищных условий:

  • сертификат, выданный маме после рождения второго ребенка;
  • общегражданские паспорта и свидетельства о рождении на всех членов семьи;
  • документы, подтверждающие семейный статус заявителей;
  • договор купли-продажи, по которому будут расходоваться средства маткапитала;
  • передаточный акт;
  • выписка из госреестра недвижимости, подтверждающая регистрацию права собственности на всех членов семьи;
  • обязательство об оформлении права собственности на всех членов семьи, если при заключении сделки покупателем является только один гражданин;
  • реквизиты банковского счета, на который будут перечисляться средства маткапитала.

Перечень документов для улучшения жилищных условий, которые нужно предоставить для использования маткапитала, будет зависеть от особенностей выбранного направления. Например, при постройке собственного дома нужно предоставить акт выполненных работ, сметную документацию, акт ввода дома в эксплуатацию и т.д.

Куда подать документы на улучшение жилищных условий путем распоряжения средствами маткапитала? Для этого нужно обратиться в территориальное учреждение пенсионного фонда по месту жительства. Если у вас остались вопросы по улучшению жилищных условий, задайте их нашим юристам прямо на сайте или по телефону.

Для того, чтобы встать на очередь по улучшению жилищных условий, необходимо, чтобы был соблюдён ряд обстоятельств, которые связаны с самой нуждаемостью в улучшении, а также с обстоятельством, которое из-за актуальности и болезненности этого вопроса именуется в народе не иначе, как ценз осёдлости, то есть с проживанием в г. Москве определённое количество времени.

Так, существует норма, согласно которой постановка на учёт по улучшению жилищных условий возможна только после постоянного проживания в г. Москве в общей сложности не менее 10 лет. Это означает ни что иное, как то, что для постановки на очередь не обязательно непрерывное проживание в Москве в течение этого времени, место жительства гражданина в течение жизни может меняться, возможен переезд в другой город и возврат на постоянное место жительства в г. Москву, неизменным в практике остаётся лишь то, что проживание в течение 10-ти летнего срока должно быть подтверждено записью о регистрации по месту жительства, или так называемой постоянной регистрацией (пропиской).

Вопрос проживании в г. Москве в течение 10 лет для постановки на очередь оказался весьма болезненным, и привёл к многочисленным обращениям граждан во всевозможные судебные инстанции в защиту своих конституционных прав, прежде всего, права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Итогом судебной борьбы граждан за свои права было признание существовавшей в ранее действовавшем московском законодательстве нормы о 10 годах проживания в г. Москве не соответствующим конституции и федеральному законодательству. Ранее в Московском законодательстве об улучшении жилищных условий (Постановление Мосгордумы от 31 января 2001 г. № 12 «О положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в г. Москве») также существовало такое условие, которое было отменено Определением СК по гражданским делам ВС РФ от 05 октября 2001 г. № 5-ГО1-117. В новом Законе г. Москвы №22 «Об улучшении жилищных условий жителей г. Москвы» от 15 января 2003 г. этот срок появился вновь, что вызвало недоумение со стороны общественности и некоторых представителей судебной власти. В данный момент имеются довольно весомые основания снова обратиться суд с заявлением об официальном признании антиконституционного по свей сути, но обличённого в иную юридическую форму, условия нового закона не соответствующим Конституции. До признания этого положения московского законодательства не соответствующим Конституции и закону оно юридически действительно и активно применяется московской властью в лице Управ и Префектур на практике.

Спорным остаётся также вопрос и о том, что должно учитываться проживание в течение 10 лет в г. Москве именно по постоянной регистрации, т.к. закон говорит только о проживании и нигде не упоминает, что должно иметь место проживание именно по прописке (регистрации). С этой точки зрения судебные перспективы имеет установление в судебном порядке факта проживания в течение 10-ти летнего срока в г. Москве в порядке особого производства статей 264-268 ГПК РФ, учитывая, что в течение нескольких лет судебная практика рассматривает регистрацию по постоянному месту жительства не как основание, а как всего лишь одно из доказательств постоянного проживания в определённом месте. То есть для подтверждения факта постоянного проживания могут быть использованы и другие доказательства, а именно доказательства, полученные из других источников доказывания, перечисленных в п.1 ст. 55 ГПК РФ, в том числе и из свидетельских показаний.

Другим условием постановки на учёт нуждающихся в получении жилья является то, что обеспеченность общей площадью каждого члена семьи не должна превышать установленных законом норм. Так, например, требуется, чтобы на каждого проживающего в жилом помещении, желающего встать на учёт по улучшению, приходилось не более 10 метро в общей площади. В отношении граждан, проживающих в коммунальных квартирах или в квартирах гостиничного типа, действует другая норма, а именно обеспеченность таких граждан общей жилплощадью должна быть для постановки на учёт несколько выше, то есть согласно закону не должна превышать норму 15 метров. При этом понятие коммунального жилья (коммунальной квартиры) приводится в ст.15 Закона г. Москвы «Основы жилищной политики г. Москвы» от 11 марта 1998 г. № 6, согласно которой коммунальной считается квартира, состоящая из одного или нескольких жилых помещений, принадлежащих двум или более пользователям (собственникам), не являющихся членами одной семьи на основании отдельных договоров, сделок или иных действий, предусмотренных законодательством. С этой точки зрения, коммунальной признаётся а). муниципальная квартира, где существуют отдельные лицевые счета на изолированные жилые помещения б). бывшую муниципальную квартиру, с разными лицевыми счетами, где одна или несколько комнат приватизированы. Вопрос об отнесении к коммунальной квартиры на праве общей долевой собственности, даже с определённым порядком пользования решается судами отрицательно из-за отсутствия в таких квартирах отдельных прав на изолированные жилые помещения.
Если же разные семьи проживают в квартире, которая не подлежит коммунальному заселению в силу смежности комнат или в силу того, что квартира является однокомнатной, а также по ряду иных причин (Приложение №1 к Закону № 22) постановка на очередь также возможна при обеспеченности общей площадью менее 15 метров, то есть нормы, установленной для квартир коммунального заселения (ст.3 Закона).

В то же время существует ряд случаев, когда постановка на очередь по улучшению жилищных условий осуществляется независимо от количества метров, приходящихся на каждого члена семьи, а именно:

  1. Если граждане занимают однокомнатные квартиры или квартиры состоящие из смежных неизолированных комнат и между ними отсутствуют родственные отношения. Речь здесь в отличие от рассмотренного выше случая идёт о том, что между гражданами отсутствуют именно родственные отношения, а наличие в квартире разных семей возможно и при сохранении между гражданами отношений родства.
  2. Если граждане занимают жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для постоянного проживания. Жилое помещение считается непригодным для постоянного проживания если оно: является а). аварийным б). находится в ветхом состоянии в). если в жилом помещении выявлено воздействие вредных факторов среды обитания. Порядок признания жилых помещений и домов не пригодными для постоянного проживания урегулирован Положением о порядке признания жилых помещений и жилых домов непригодными для проживания, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 552. и конкретизируется на уровне московского законодательства.
  3. Если занимают жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающих стандартам благоустройства, то есть в домах (квартирах), в которых отсутствует одно из следующих удобств (энергоснабжение, водопровод, ванная или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка, независимо от материала стен).
  4. Если граждане занимают жилые помещения в общежитиях, в том числе и в общежитиях гостиничного типа, за исключением случаев, когда г. Москва является для граждан местом пребывания (они имеют временную регистрацию).
  5. Независимо от нормы постановки, на учёт принимаются также граждане, проживающие в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжёлыми формами некоторых хронических заболеваний и при этом совместное проживание с ними по заключению органов здравоохранения невозможно.
  6. Жилые помещения, где проживают больные, страдающие некоторыми формами хронических заболеваний, планировка которых не позволяет выделить этим гражданам в пользование изолированное жилое помещение. При этом эти граждане по закону имеют право пользоваться изолированным жилым помещением.

Независимо от количества метров, приходящегося на проживающего, граждане, прожившие в г. Москве в общей сложности не менее 40 лет, то есть являющиеся долгожителями Москвы, также могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а) если они проживают в квартирах коммунального заселения последние 10 лет при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии б). последних 5-ти лет при наличии инвалидности первой или второй группы. Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения, имеют право на первоочередное получение жилья и даже в случае проживания их в составе семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, они включаются в отдельные от других очередников списки нуждающихся.

Учёт иной жилплощади, принадлежащей гражданам на праве самостоятельного пользования

При определении размера жилплощади, приходящейся на каждого члена семьи, учитываются все жилые помещения, принадлежащие проживающим в квартире гражданам и членам их семей на правах самостоятельного пользования. Понятие права самостоятельного пользования весьма широко и включает в себя как собственность на жилое помещение, так и владение жильём на ином праве (пользование по договору соц. найма, квартира в ЖСК с не полностью выплаченным паем и другие законные основания владения жильём). При этом не является правом самостоятельного пользования право проживания, предоставляемое по договору поднайма жилого помещения, договору краткосрочного найма или соглашению о вселении временных жильцов. Вопрос о том, кто является членом семьи проживающих решается следующим образом: супруги и их несовершеннолетние дети в любом случае являются членами одной семьи независимо от места их жительства. Если в квартире проживают совершеннолетние дети супругов, то вопрос о принадлежности их к одной семье решается с учётом положений п.3 ст.2 Закона, где указывается, что совершеннолетние члены семьи проживающих в жилом помещении граждан могут быть признаны отдельной семьёй (отдельными семьями), если они ведут отдельное хозяйство, имеют свои источники дохода и выразили своё волеизъявление стоять на учёте в качестве отдельной семьи (семей).

Практически это выглядит как подача заявления в жилотдел Управы об учёте соответствующих лиц как отдельной семьи с приложением справок о финансовой самостоятельности как подтверждения отдельного источника доходов, а также с приложением других документов, подтверждающих обстоятельство, что в квартире сложились разные семьи. Весьма распространённым на практике является случай, когда в квартире проживают супруги и их совершеннолетние дети, и при этом у одного из супругов в собственности имеется жилое помещение, наличие которого не позволяет встать семье в целом на учёт по улучшению жилищных условий (на каждого проживающего приходится более 10 или 15 метров общей площади). Одним из выходов из ситуации для детей, ставших совершеннолетними, является в данном случае подача в жилотдел заявления о постановке на очередь как отдельной от родителей семьи или семей (площадь родителей учитываться не будет).

Подробнее: http://www.realtylaw.ru/