Увольнение

Государственный эксперт по условиям труда. Государственная экспертиза условий труда. основные вопросы для работодателя. Причины отказа в предоставлении госуслуги

В 2016 г. Приказом Минтруда РФ был утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда. О том, кто и в какие сроки должен проводить экспертизу, для чего она проводится и какой порядок проведения процедуры - мы расскажем в данной статье.

Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда был утвержден Приказом Минтруда РФ № 708н от 05.12.2016 г. В соответствии с положением статьи 126.1 Трудового кодекса РФ экспертиза осуществляется на основании определений суда, обращений работодателей и объединений работодателей, профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, самих работников, органов ФСС и других представительных органов, уполномоченных на данные действия работниками.

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?

Осуществление экспертизы условий труда происходят с целью провести оценку:

  1. фактических условий труда работников;
  2. качества реализации специальной оценки условий труда;
  3. правильности предоставления работникам законных гарантий и компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда.

Как правило, работодатель является инициатором проведения государственной экспертизы только в том случае, если у него есть основания сомневаться в правильности установления гарантий и компенсаций работникам за работу с опасными и вредными условиями труда после проведения специальной оценки труда. Стоит напомнить, что к расходам работодателя при предоставлении таких компенсаций и гарантий относятся такие расходы, как: оплата труда в повышенном размере, ежегодных дополнительных отпусков, а также затраты на направление работника на периодические или предварительные медосмотры.

Это важно знать

  1. В случае, если в ходе государственной экспертизы будет выявлено, что работодатель предоставляет компенсации и гарантии работнику в большем объеме, чем предусмотрено законом, в том числе, если при неправильном проведении специальной оценки условий труда допустимые условия были ошибочно приняты, как опасные и вредные, они могут быть пересмотрены в сторону снижения либо отмены.
  2. В случае, если по итогам экспертизы условий труда класс вредности был понижен, работодателю следует провести внеплановую оценку условий труда с целью снижений компенсаций и гарантий. Если же госэкспертизой были подтверждены условия труда, как безопасные, проведение внеплановой СОУТ не требуется.
  3. В случае отмены гарантий и компенсаций или их снижения обязательно меняются условия трудового договора по соглашению сторон либо по причинам, непосредственно связанным с изменением технологических или организационных условий труда. При этом, уменьшение объема компенсаций и гарантий возможно со дня подписания дополнительного соглашения об изменениях, которые вносятся в трудовой договор.

Кто может проводить экспертизу условий труда?

В соответствии с законом государственную экспертизу условий труда могут осуществлять:

  1. органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны труда;
  2. федеральная инспекция труда, осуществляющая негосударственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих в себе нормы трудового права.

Законом установлено, что лица, осуществляющие экспертизу условий труда, наделены соответствующими правами и обязанностями. Так, они имеют право:

  • в порядке, предусмотренном действующим законодательством, беспрепятственно посещать любых работодателей для осуществления экспертизы при наличии удостоверения установленного образца (в том числе, работодателей - физических лиц);
  • проводить необходимые наблюдения, измерения и расчеты, в том числе, с привлечением при необходимости исследовательских лабораторий, аккредитованных в соответствии с действующим законодательством;
  • запрашивать и получать документы и иные материалы, необходимые для экспертизы.

В обязанности лиц, проводящих госэкспертизу условий труда, входит:

  • составление по результатам экспертизы заключения о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направление данного заключения в судебные органы, органы власти, работодателям и другим;
  • обеспечить обоснованность и объективность выводов, которые представлены в заключении;
  • реализовать сохранность полученных для осуществления экспертизы материалов и конфиденциальность сведений содержащихся в них.

Это важно знать

  1. Государственная экспертиза осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время данный Порядок утвержден Приказом Минтруда РФ № 549н от 12.08.2014 г.
  2. Срок проведения государственной экспертизы условий труда не должна превышать 30 дней с момента регистрации в соответствующем органе основания для ее проведения. При этом срок проведения экспертизы может быть продлен до 60 дней, основания к продлению установлены в абзаце 2 пункт 18 указанного Порядка.

Госуслуги по проведению экспертизы условий труда

Роструд предоставляет возможность получения госуслуги в порядке реализации экспертизы. Пункт 3 Административного регламента предусматривает получения информации о порядке предоставления госуслуги в открытом доступе:

  • на официальном сайте Роструда;
  • на Едином портале государственных и муниципальных услуг;
  • на информационных стендах в местах, которые предусмотрены для предоставления государственных услуг.

Информация об услуге может предоставляться с использованием средств электронной, телефонной и факсимильной связи. Результатом предоставления услуги, которая направляется заявителю в срок не позднее 3-х дней с даты оформления, может быть:

  • направление заявителю заключения о результатах проведения экспертизы условий труда;
  • направление заявителю уведомления о невозможности предоставления услуги с обязательным указанием причин ее непредставления.

Это важно знать

  1. В соответствии с пунктом 15 Административного регламента установлено, что государственная услуга осуществляется в срок не более 30 дней с даты регистрации заявления.
  2. Плата за предоставление государственной услуги не взимается.

Для получения госуслуги по проведению государственной экспертизы условий труда заявителю необходимо предоставить правильно составленное заявление, где обязательно указываются:

  • полное наименование заявителя, в том числе ФИО, если заявителем является работник;
  • контактная информация - почтовый адрес, электронная почта и номер телефона;
  • наименование цели проведения госэкспертизы условий труда;
  • наименование профессий / должностей занятых работников и индивидуальные номера рабочих мест, наименование структурного подразделения работодателя, в котором находятся рабочие места, где будет предоставляться госуслуга (если заявителем является работник - указывается сведение о его рабочем месте);
  • обоснование необходимости проведение экспертизы;
  • сведения о ранее предоставляемых госуслугах (при наличии).

Важно! Заявление подписывается лично заявителем - работником или руководителем /заместителем руководителя в случае обращения работодателя, профсоюза или их объединений.

В соответствии с пунктом 21 Административного регламента работодатель к заявлению обязательно прикладывает:

  • отчет о проведении специальной оценки условий труда и иные документы, содержащие результаты исследований и измерений опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • трудовой и коллективный (при наличии) договор, которые устанавливают обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда;
  • положение о системе оплаты труда работника (если есть);
  • местные акты работодателя, которые устанавливают условия и объемы предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда;
  • список работников, подлежащих периодическим или предварительным медицинским осмотрам, и копии заключительного акта о результатах таких осмотров за предшествующий год.

Это важно знать

  1. Все предоставляемые документы должны быть четкими для прочтения и не должны содержать слова и аббревиатуры, употребление которых не допускается действующим законодательством.
  2. Заявление и документы направляются заявителем в адрес Роструда почтовым отправлением с уведомлением либо передается должностному лицу на личном приеме либо направляется в электронной форме при использовании специальной формы.
  3. При получении документов в электронной форме, принявшее их должностное лицо подтверждает его получение в виде электронного документа.
  4. При приеме документов на личном приеме на втором экземпляре проставляется дата приема и должностное лицо, принявшее заявление.
  5. Принятое заявление (в том числе, направленное в электронном виде) регистрируется должностным лицом в течении одного рабочего дня с момента поступления. После регистрации документы передаются руководителю службы, который, в свою очередь, рассматривает его в день поступления и направляет с указанием руководителя уполномоченного структурного подразделения - он также рассматривает его в течение дня и передает его на исполнение должностному лицу.

Причины отказа в предоставлении госуслуги

В соответствии с пунктом 27 Административного регламента законом не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для проведения экспертизы условий труда. Вместе с тем, допускаются определенные основания для приостановления или отказа в предоставлении государственных услуг. При этом, приостановление государственной услуги возможно при предоставлении неполного комплекта документов, поданных работодателем, при условии, что их можно дополнительно запросить у заявителя. В предоставление услуги может быть отказано, если:

  • в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 20 Административного регламента;
  • заявление поступило от лица, не входящего в круг заявителей, предусмотренных пунктом 2 регламента;
  • непредставление заявителем документов, указанных в пункте 21 регламента;
  • предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Административные процедуры: состав, сроки и последовательность выполнения

Административный регламент пунктом 49 устанавливает административные процедуры предоставления государственной услуги в рамках проведения госэкспертизы условий труда:

  1. проверка правильности оформления заявления и полноты прилагаемых документов, запрос недостающих документов, рассмотрение основания для оказания госуслуги;
  2. проведение оценки на соответствие зарегистрированных материалов государственным нормам, требованиям охраны труда и требованиям о специальной оценке;
  3. оформление результатов после предоставления государственной услуги.

Этапы административных процедур:

  • Основанием для начала административной процедуры является заявление и прилагаемые к нему документы.
  • В течении 5 дней после регистрации заявления производится проверка соответствия оформления и правильности комплектации документов, по результатам которой руководителем уполномоченного подразделения вносится предложение о возможности предоставления услуги либо оформления уведомления о невозможности предоставления услуги.

При выявлении некомплектности документов, данные сведения указываются в уведомлении, а также информация о сроках их подачи в полном объеме (не превышают 30 дней с даты отправления уведомления).
Принимается решение в течении 7 дней о предоставлении госуслуги - если есть возможность получения документов по средствам запроса. Уведомление направляется заявителю заказным почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Если запрашиваемые документы заявителем не были предоставлены в течении 30 дней, заявление и документы возвращаются заявителю с уведомлением об отказе оказания услуги.

  • Если процедура проверки документов завершена с положительным решением, специалисты переходят к следующему этапу - оценки соответствия зарегистрированных материалов государственным нормативным требованиям охраны труда. На данном этапе анализируется заявление и прилагаемые к нему документы посредством сравнения их положений о составе и порядке предоставления компенсаций и гарантий за работу с опасными и вредными условия труда с аналогичными требованиями, предусмотренными ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ:
  1. оплаты труда в повышенном размере;
  2. сокращенной продолжительности рабочей недели;
  3. дополнительного оплачиваемого отпуска;
  4. иных гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим российским законодательством.

Срок исполнения данной процедуры не должен превышать 10 рабочих дней с момента установления оснований для предоставления государственной услуги.
Результатом исполнения процедуры оценки является установление соответствия порядка предоставления и размеров гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, предоставляемыми работодателем работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям названных статей ТК РФ и иных законодательных актов.

Важно ! Установление повышенных размеров компенсаций и гарантий по сравнению с ТК РФ не является не соответствием.

По результатам исполнения должностным лицом составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда.

  • Проект заключения составляется в двух экземплярах, визируется должностным лицом и подписывается руководителем уполномоченного структурного подразделения, утверждается руководителем службы. Во всех случаях выявления несоответствия в заключении приводится подробное описание выявленного несоответствия с указанием наименования и реквизитов правового акта, требования которого не соблюдены.

Не позднее 3-х рабочих дней с даты утверждения заключения, один экземпляр выдается на руки заявителю либо направляется по почте или в электронном виде. Второй экземпляр остается в уполномоченном структурном подразделении, его копия направляется работодателю, если он не является заявителем.
Данная госуслуга предоставляется Рострудом бесплатно при направлении соответствующего заявления и комплекта документов.

Комментарий к статье 216.1

1. Государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Указанная оценка в соответствии с ранее действовавшим законодательством осуществлялась федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда (ч. 1 ст. 21 Закона об охране труда).

Названные органы решали поставленные перед ними законодательством задачи и тем самым способствовали реализации государственной политики по улучшению условий и охраны труда и сохранению здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральной службой по труду и занятости), и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Наряду с этим ст. 216.1 уточнила задачи, подлежащие решению в ходе государственной экспертизы условий труда, определила объекты государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов. Однако в связи с тем, что начиная с 1 января 2007 г. оценка соответствия проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта производственных объектов требованиям охраны труда должна производиться в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 215 ТК), указанные в ч. 1 комментируемой статьи государственные органы осуществлять государственную экспертизу условий труда этих проектов не вправе.

3. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда регулируется Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 (СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716).

В связи с изменением порядка проведения оценки соответствия проектов строительства и реконструкции промышленных объектов требованиям охраны труда (ч. 3 ст. 215 ТК) данное Положение подлежит применению только в части, касающейся экспертизы иных, помимо названных проектов, документации и материалов по условиям труда, указанных в ч. 2 комментируемой статьи.

4. В соответствии с названным Положением государственной экспертизе условий труда (в т. ч. проводимой по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов) подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, определяется Минздравсоцразвития России в зависимости от объекта экспертизы.

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Документация и материалы, представленные на государственную экспертизу условий труда, регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти. Его руководитель (далее - руководитель экспертизы) формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения.

Для проведения государственной экспертизы в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями.

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на месяц.

При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган исполнительной власти в срок не более 7 дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган исполнительной власти по истечении месяца со дня регистрации сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы.

При осуществлении экспертизы могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в 2 экземплярах), которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.

Если исполнители не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан в письменной форме изложить причины своего несогласия с мнением других для рассмотрения их руководителем экспертизы.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти.

Один экземпляр экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой - остается в органе исполнительной власти.

Экспертные заключения подлежат хранению органами исполнительной власти в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

Заказчик в случае несогласия с экспертным заключением может обжаловать его в судебном порядке.

Необходимость и важность проведения специальной оценки условий труда в организации уже ни для кого не секрет. Однако не следует забывать и о качестве проведенной спецоценки. Обеспечить надлежащее качество и объективность результатов проведенной специальной оценки условий труда в организации поможет государственная экспертиза условий труда (статья 216.1 ТК РФ).

Что такое экспертиза качества условий труда

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден Основной идеей экспертизы качества условий труда является последовательный анализ результатов проведенной спецоценки. Государственный эксперт обязан убедиться, что спецоценка была проведена в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» и с требованиями «Методики проведения специальной оценки условий труда», утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н.

Основными объектами анализа являются:

  1. правильность идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. В данном случае государственный эксперт должен убедиться в том, что выявленные факторы производственной среды соответствуют Классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов (Приложение № 2 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н), а также в том, что результаты идентификации оформлены должным образом.
  2. правильность проведенных исследований (испытаний) и измерений идентифицированных факторов. Проверке подлежат все средства измерения, методы исследований и методики измерения, с помощью которых были проведены исследования (испытания) и измерения идентифицированных факторов, а также содержание оформленных протоколов измерения.
  3. правильность определения класса (подкласса) условий труда. Эксперт должен убедиться, что класс (подкласс) условий труда установлен с учетом комплексного воздействия вредных и (или) опасных факторов и трудового процесса в соответствии с Методикой. Также он принять во внимание оценку эффективности средств индивидуальной защиты, в соответствии с Приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом».

Кто инициирует проведение экспертизы условий труда

В случае несогласия работники, профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или работодатель, страховщики могут подать заявление о проведении государственной экспертизы условий труда в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Необходимо отметить, что проведение данной экспертизы платное и осуществляется за счет заявителя.

Также государственная экспертиза условий труда может быть проведена по инициативе органов исполнительной власти, территориальных органов Роструда, судебных органов. В данном случае экспертиза будет проводиться бесплатно.

Результаты государственной экспертизы условий труда

По итогам проведения государственной экспертизы условий труда составляется заключение государственной экспертизы:

Заключение выдается заявителю не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения. Копии заключения направляются работодателю (в случае, если работодатель не являлся заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда.

Несогласие с результатами государственной экспертизы условий труда

Стоит отметить, что есть вероятность несогласия заявителя с результатами государственной экспертизы. В этом случае заявитель вправе подать в Министерство труда и социальной защиты РФ заявление о рассмотрении разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда. Если заявление удовлетворяет всем необходимым требованиям, то оформляется заключение о рассмотрении разногласий и назначается повторная экспертиза качества спецоценки, в этом случае уже на бесплатной основе. Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда утвержден

В заключение данной темы хочется обратить внимание всех работодателей, готовящихся проводить спецоценку в своей организации, на то, что во избежание некачественно проведенной специальной оценки у себя на предприятии необходимо очень ответственно подходить к выбору организации, проводящей спецоценку. Данные организации должны быть обязательно включены в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а также соответствовать всем требованиям Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 11 ст. 209 ТК РФ). Без заключений государственной экспертизы запрещается техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий (ч. 2 ст. 215 ТК РФ).

Государственная экспертиза проводится (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ):

  • - федеральной инспекцией труда. Она осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);
  • - органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ):

  • - фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда и перечень документации и материалов, подлежащих государственной экспертизе (в зависимости от ее объекта), утверждается Минтрудом России (п. 5.2.14 Положения о Минтруде России).

В комплексе мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда, государственная экспертиза условий труда занимает особое место. В настоящее время основными законодательными актами, регламентирующими процедуру ее осуществления, являются Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) и Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 полномочия по осуществлению государственной экспертизы условий труда возложены на Федеральную службу по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Закрепляется, что государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

  • - качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • - правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • - соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • - фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ).

Государственной экспертизе условий труда, проводимой по запросам вышеназванных субъектов, подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня, представляемые на государственную экспертизу условий труда, направляются в Федеральную службу по труду и занятости, а документация и материалы по другим направлениям государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов, - в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Документация и материалы, представленные в установленном порядке на государственную экспертизу условий труда в соответствующие органы исполнительной власти, регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти (например, отдел государственной экспертизы условий труда).

Руководитель данного структурного подразделения органа исполнительной власти (руководитель экспертизы) формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения.

Для проведения государственной экспертизы условий труда в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц.

При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган исполнительной власти в срок не более семи дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган исполнительной власти по истечении одного месяца со дня регистрации документации и материалов сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы.

При осуществлении государственной экспертизы условий труда могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в двух экземплярах), которое должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Оно подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы. После чего оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти.

Один экземпляр экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой экземпляр остается в органе исполнительной власти.

Экспертные заключения подлежат хранению органами исполнительной власти в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

Следует признать, что нормы Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244, в общем раскрывая процедуру государственной экспертизы условий труда, содержат немалое количество пробелов и оставляют многие аспекты проведения экспертизы без внимания. В частности, в Постановлении отсутствуют перечни документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда. Не содержатся они и в ТК РФ. Не конкретизирована процедура инициирования государственной экспертизы условий труда, а также объем прав и обязанностей органов государственной экспертизы, экспертов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда. Не раскрываются особенности проведения экспертизы применительно к отдельным объектам экспертизы: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; экспертиза правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и т.д., что является серьезным недостатком и создает необходимость пересмотра указанных норм.

Второго декабря 2011 г. на официальном сайте Минздравсоцразвития России был опубликован проект Приказа «Об утверждении Порядка осуществления государственной экспертизы условий труда и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда».

Данный проект существенно уточняет порядок проведения государственной экспертизы условий труда. В частности, в нем устанавливается, что объектами экспертизы являются:

  • - качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • - правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • - фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Экспертизу соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда предложено осуществлять в порядке, установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности, а оценку соответствия новой техники и технологий требованиям безопасности, в том числе содержащимся в государственных нормативных требованиях охраны труда, в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании.

Конкретизирована процедура подачи заявления в органы государственной экспертизы условий труда, его содержания с учетом личности инициатора (юридического или физического лица); срок проведения экспертизы сокращен до 20 календарных дней и т.д.

Впервые в качестве приложения № 1 добавлены перечни документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда в зависимости от объекта экспертизы. В частности, в проекте Приказа содержатся:

  • - перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • - перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • - перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы фактических условий труда на рабочих местах работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

В перспективе принятие данного проекта приказа должно будет усовершенствовать процедуру государственной экспертизы условий труда и значительно повысить ее эффективность.

Следует также отметить, что, несмотря на относительно короткий период своего существования, государственная экспертиза условий труда в нашей стране получила достаточно широкое применение, о чем наглядно свидетельствует статистика.

Так, по данным Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, для оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2011 г. проведена государственная экспертиза условий труда в 170 организациях Новосибирской области, выдано 185 экспертных заключений, в том числе 22 отрицательных.

Таким образом, значение государственной экспертизы условий труда состоит, прежде всего, в том, что:

  • - результаты такой экспертизы позволяют получить объективные данные об условиях труда на конкретном рабочем месте; качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, о соответствии проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов и т.д., т.е. информацию, отражающую реальную ситуацию в области охраны труда;
  • - получаемые в ходе государственной экспертизы условий труда данные позволяют выявлять типичные для конкретной сферы охраны труда нарушения законодательства и своевременно принимать меры по их устранению.

Например, по результатам экспертизы аттестации рабочих мест в Камчатском крае (в 2010 г. - проведена экспертиза 20 комплектов документов, а за 8 месяцев 2011 г. - 25 комплектов документов) выявлено, что наиболее типичными нарушениями проведения аттестации рабочих мест являются:

  • - неполный учет всех факторов производственной среды, подлежащих оценке в ходе аттестации, и проведение аттестации не на всех рабочих местах, подлежащих оценке;
  • - не даются рекомендации по использованию специальной одежды в случаях, если она не предусмотрена типовыми нормами обеспечения, но требуется по фактическим условиям труда работников на этих рабочих местах или оценка подлежащих к выдаче средств индивидуальной защиты осуществляется ненадлежащим образом (неправильно или не по соответствующим типовым нормам);
  • - допускается несоответствие должностей работников, указанных в картах аттестации рабочих мест, наименованиям, предусмотренным Общероссийским классификатором ОК-016-94;
  • - материалы аттестации оформляются с нарушением установленных нормативных требований (отсутствуют подписи представителей организации, где проводилась аттестация, или аттестующей организации и т.д.).

Также госэкспертиза обеспечивает защиту работников от нарушения их прав на получение предусмотренных законодательством компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе и права на досрочное назначение пенсий.

Так, государственным экспертом по условиям труда департамента по труду Министерства труда и социального развития Омской области по запросу Советского районного суда г. Омска проведена государственная экспертиза условий труда на рабочем месте санитарки рентген-кабинета рентгеновского отделения городской детской клинической больницы.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в рамках мероприятие с точки зрения государственной политики - одно из ключевых, позволяющих обеспечить достойные рабочие условия всем трудящимся гражданам страны. Органы государственной экспертизы условий труда - это Минтруда, а точнее, его региональные подразделения. Именно их представители осуществляют как оценку, так и формулировку рекомендаций предпринимателям.

Как происходит?

Государственная экспертиза производится квалифицированными специалистами исполнительных органов. Заниматься этим могут только те, у которых есть соответствующие полномочия. При этом осуществляется не только непосредственно надзор над условиями, свойственными месту, где работающий человек находится, но и берется под контроль документация, оформляющая сотрудничество предприятия и его штата.

Зачем?

Цели государственной экспертизы условий труда:

  • Выявление корректности произведенной ранее спецоценки.
  • Оценка условий, фактически окружающих людей на предприятии.
  • Контроль за тем, чтобы персонал правильно получал гарантии, компенсации, если приходится трудиться в сложных, опасных ситуациях, регулярно контактируя с вредными факторами.

Когда?

Осуществление государственной экспертизы условий труда возможно, когда суд региона выдал предписание, определение. Также в качестве инициатора могут выступить: исполнительная власть, сам предприниматель или объединение, включающее в себя несколько работодателей.

Работники, желающие, чтобы их рабочие места были аттестованы, могут запросить проведение этой процедуры лично. Насколько проще сделать это через профессиональные организации - профсоюзы, призванные отстаивать выгоду персонала. Производящая заключение государственная экспертиза условий труда выгодна страховым компаниям, работающим с предприятием, в том числе Фонду соцстраха. Иногда проверка инициируется представительскими органами или компаниями, делавшими специальную оценку.

ФЗ: условия работы

Если в рамках госконтроля возникли предположения о нарушении Трудового кодекса, территориальные службы могут вынести представление, согласно которому организуется проведение государственной экспертизы условий труда.

Как правило, проверка выявляет, соблюдается ли в компании ФЗ, введенный в силу в 2013 году под номером 426. Он посвящен оценке условий труда, декларирует, в каких условиях могут работать люди, что им за это полагается вознаграждением, компенсацией. Проверка может начаться с поступления в территориальный орган заявления от тружеников предприятия, профсоюзов, работодателей, заинтересованных лиц.

Особенности

Как правило, проведение государственной экспертизы условий труда начинается заявлением заинтересованной персоны. Она же представляет чиновникам материалы, документы, на основании которых производится анализ рабочего процесса компании. Если таковые представлены не были сразу, тогда ведомство направляет на предприятие обращение, прося в его адрес отправить документацию на те рабочие места, относительно которых мероприятие будет проверено. Дополнительную информацию чиновники добывают из органов, занимающихся госуслугами. Определенные данные представляет местное самоуправление, организации, подведомственные государственным инструкциям. Правда, это происходит только в том случае, когда все эти лица располагают полезными для экспертизы материалами.

В своей работе чиновники, чья задача - государственная экспертиза условий труда, используют нормативные правовые акты, действующие на федеральном уровне и в конкретном субъекте, муниципалитете.

Как оценят?

Каковы цели осуществления государственной экспертизы условий труда? Это выявление факта того, корректно ли работникам уплачивают компенсации, в каких условиях те трудятся и насколько рабочие места приведены в соответствие с действующими законами. Чиновники выявят, предоставляются ли персоналу все те гарантии, которые положены работникам по закону.

При этом эксперты от государственных инстанций вправе посещать рабочее место, которое подлежит оценке. Для этого они должны предъявить удостоверение. На текущий момент в нашей стране нет таких работодателей, у которых есть права воспрепятствовать инспектору. Эксперты могут потребовать документы, материалы. Работодатель обязан таковые предоставить безвозмездно и предельно быстро, если подтверждено, что государственная экспертиза условий труда нуждается в этой информации.

И измерят!

Кроме того, эксперты от государственной инстанции могут наблюдать за работниками компании, производить на местах измерения, вычисления, позволяющие выявить особенности предприятия. Допускается прибегать к возможностям лабораторий - измерительных, исследовательских. Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда - это выявление всех вредных, опасных факторов, а значит, для достижения их необходимо прибегать к любым аккредитованным установкам, чтобы обнаружить все важные источники воздействия на персонал. О том, какую аппаратуру можно использовать, рассказывают действующие федеральные законы, а также некоторые нормативные акты.

Эксперты: есть ли обязательства?

Рассматривая основные цели государственной экспертизы условий труда, неоходимо выделить выявление небезопасных явлений на рабочих местах. Это помогает людям осознавать риски, связанные с трудовой деятельностью, а также разобраться в своих правах, знать, на какие компенсации нужно рассчитывать.

Чтобы эксперты от государственных инстанций справлялись с поставленными задачами, законодательно был очерчен круг их обязательств. В первую очередь это формирование отчетности по итогам проведенных исследований. Отчет имеет форму экспертизы, в которой аналитически обоснуется, почему условия труда соответствуют (или нет) нормативным, принятым в стране.

Кроме того, в по закону вменяются:

  • объективность;
  • обоснование выводов;
  • обеспечение сохранности материалов, документации, полученной в рамках проведения проверки;
  • сохранение полученной секретной информации.

Организуем проверку в своей компании: с чего начать

Если государственная экспертиза условий труда инициируется работодателем, он в первую очередь пишет заявление в адрес администрации населенного пункта. Бумагу придется зарегистрировать, чтобы она не потерялась и был соблюден порядок документооборота.

Далее нужно собрать пакет документов, сопровождающих заявление. Обычно чиновники нуждаются в отчете, проведенном ранее, о мероприятиях специальной оценки. Если есть предписания на то их нужно приложить к пакету документации. Если на предприятии уже известны опасные, вредные факторы, то к заявлению прикладывают отчеты о проверках, ранее изучавших этот вопрос.

Обычно производится государственная экспертиза условий труда при наличии коллективного договора (хотя возможна и без него). Если таковой есть, нужно обязательно представить его чиновникам. Также работодатель прикладывает локальные нормативные акты, описывающие взятые им на себя обязательства. Необходимо представить положение об оплате труда и ЛНМ, посвященные компенсациям из-за вредных, опасных факторов.

Как направить заявление?

Самый простой, а по мнению многих, наиболее надежный способ направления документации в государственную инстанцию - личное посещение чиновников. Чтобы не тратить время зря, можно сформировать пакет документов и выслать его почтой с уведомлением. Наконец, можно воспользоваться интернетом. В этом случае документацию отправляют через портал «Госуслуги». Это требует наличия электронной цифровой подписи для заверения документации и шифрования ее с целью защиты.

По итогам проведенных мероприятий работодатель получит направление заключения. Если проверка не проводилась, тогда чиновники направят в компанию уведомление о том, что мероприятие не было организовано.

Оценка - это защита

Государственная экспертиза условий труда - мероприятие, направленное на защиту интересов как работодателей, так и работников. Кроме того, это создает благоприятный имидж фирмы, делает ее более привлекательной для работников: они видят, что предприниматели соблюдают законы и готовы гарантировать своему персоналу защиту и лучшие условия труда, компенсации и иные преференции.

Кроме того, в ходе проведения экспертизы квалифицированные специалисты выявляют, насколько строительные, технологические проекты, производственные технологии и применяемая техника соответствуют действующим на территории страны законам, охраняющим трудящихся. Эксперты сопоставляют реальные условия работы и нормативы, а если на производственной линии произошел несчастный случай, то выявляют особенности рабочих мест, свойственные производственным территориям в момент произошедшего.

Чем занимается Министерство труда?

Государственная экспертиза проводится с прямым участием представителей Министерства труда по региону, в котором расположено предприятие. Как правило, чиновники отвечают не только за, собственно, экспертизы, но и за внедрение на подведомственной территории нормативов, улучшений, позволяющих сделать охрану труда более эффективной и результативной. Из года в год создаются все новые программы, направленные на улучшение условий трудящихся, и воплощением их в жизнь занимается именно региональное подразделение Министерства труда.

Кроме того, представители государственной инстанции проводят обучение как среди линейного персонала, так и среди руководителей компаний. Тематика семинаров - охрана труда. Это позволяет получить нужный объем знаний, чтобы осознавать, какие условия труда относятся к сложным, опасным, вредным, в каких случаях необходима мест, какие выгоды и пользы она принесет, а когда станет обязательным условием для продолжения работы фирмы.

Что дает экспертиза?

По итогам заключений, сформулированных экспертами по завершении проверки, предприятие может быть ликвидировано, если были найдены серьезные нарушения. В некоторых ситуациях суд предлагает ликвидировать не всю компанию, но только конкретное подразделение, в котором были выявлены критические ошибки.

По итогам экспертной проверки формируются предложения, позволяющие условия труда сделать лучше, снизить профессиональные риски, а также оформить принадлежность к той или иной категории предприятий. Государственная проверка - это еще и метод защиты прав трудящихся. По действующим законам все граждане страны вправе рассчитывать на безопасность при работе. В случае опасности они должны быть предупреждены об этом, им выплачиваются компенсации.

Специальная оценка и государственная экспертиза

Один из довольно спорных и неясных в среде работодателей вопросов - насколько важно провести государственную экспертизу, если на предприятии была организована специальная оценка рабочих мест. Наиболее полно этот вопрос раскрывается в принятом в 2014 году приказе Министерства труда под номером 549н.

Во втором пункте первой главы этого основополагающего документа указывается, что государственная экспертиза призвана проконтролировать факт того, что специальная оценка была выполнена корректно, с соблюдением нормативов, качественно, то есть стала базой для начисления работникам компенсаций в соответствии со сложностью, вредностью производственных факторов.

В третьем пункте этой же главы указаны все основания для проведения экспертизы (выше они уже были перечислены, как то обращения, постановления суда, заинтересованность надзорных органов). То есть в обязательном порядке по действующему законодательству государственную экспертизу организовывать не надо, тем не менее сделать это желательно.

А заплатить?

Что касается денежного вопроса, то тут есть два случая: проверка может проводиться бесплатно или за счет работодателя. Первый вариант возможен, когда таковая инициирована в интересах судебного органа или есть представление от трудовой инспекции.

А вот если инициатор процесса - работодатель, тогда фирме придется раскошелиться, поскольку услуга обойдется в копеечку. Также платной экспертиза будет, если она организуется по инициативе работника, союза рабочих. Если проверка началась с заявления всего лишь одного человека, тогда специалисты будут изучать исключительно его рабочее место, не обращая внимания на прочие.

Долго ли?

В большинстве случаев государственная экспертиза условий труда требует на свое проведение 30 рабочих дней. Отсчет начинается в тот день, когда было зарегистрировано заявление, инициирующее процедуру. Но ситуация может оказаться достаточно сложной. В этом случае эксперт, ответственный за предприятие, запрашивает продления процедуры. Как правило, это не более месяца.

Как только заключение сформировано, подписано и зарегистрировано, оно подлежит отправке заказчику. Это происходит в срок до трех рабочих дней. Впрочем, процедура может растянуться на непредсказуемый период, если работодатель или иное заинтересованное лицо не согласятся с итогами мероприятия. В этом случае формируется пакет документов, запускается установленный законами порядок рассмотрения разногласий.